Празднование рождества в сербии. Празднование рождества в сербии Что готовят на рождество в сербии

Патриарх Сербский Ириней будет служить Рождественскую литургию в кафедральном соборе в Белграде, в которой примет участие президент Сербии Томислав Николич.

Рождество празднуют как день рождения Иисуса Христа, Сына Божия. Тот факт, что представляет собой рождение новой жизни, относит его к детскому празднику, празднику детства, родительства. Этот праздник отмечается с семьей и длится в течение трех дней.

Второй день является Сабором Пресвятой Богородицы, который Церковь посвящает Богоматери в благодарность за рождение Спасителя, а на третий день славится святой архидиакон Стефан.

Согласно Евангелию, Христос родился ровно в полночь, когда самая яркая звезда, которая двигалась с востока на запад, остановилась над Вифлеемской пещерой. Кроме Сербской Церкви, Рождество 7 января отмечают в Русской Православной Церкви, Иерусалимской Патриархии, Афоне, старокалендарники в Греции и египетские копты.

По обычаю, в день Рождества рано встают, перед солнцем. Поздравляют словами «Христос родился» и отвечают "Воистину родился".

Важной фигурой в праздновании Рождества является "положайник". В предобеденные часы он приходит в дом. Это может быть родственник или близкий друг, который, как ожидается, приносит в дом радость и счастье. Рождество объединяет всю семью. Замешивается рождественский хлеб, "чесница", который выпекается ранним утром. В него кладут монеты и различные символы, относящиеся к ведению сельского хозяйства, пчеловодству, животноводству... Кто из домашних находит эти символы, считается, что будет самым успешным.

В Сербии, как и в России, Рождество Христово встречают 7 января, по новому стилю. А начинают празднование задолго до этого дня – весь декабрь освещён и согрет словно уже показавшимся издали рождественским светом. Декабрь и январь для сербов – самое радостное время в году

Рождество в Сербии особенно ждут дети. Им посвящён праздник Детиньци, отмечаемый за три воскресенья до главного торжества. В этот день рано утром или по возвращении из церкви родители нитками связывают своих детей по рукам и ногам. Освободиться от пут поможет какой-нибудь гостинец или рисунок, стихотворение, песня – детвора подготавливает их заранее.

Следующий предрождественский воскресный праздник – Материце – посвящён матерям. Теперь уже ребята связывают своих мам. Мамы сначала будто бы не понимают, что происходит… Всё проясняется, когда дети поздравляют их с праздником; матери сердечно благодарят детей и дарят им подарки или сладости. Помимо мамы связанными могут оказаться все замужние женщины в доме... Теперь в городах праздник Материце, как и Детиньци, часто отмечается в храмах, а женщины готовят подарки не только для детей, которые приходят в этот храм, но и для ребят, обделённых материнской лаской или находящихся в больницах

Ну, а в воскресенье непосредственно перед Рождеством сербы отмечают праздник Отцы (серб. Оци или Очеви). Теперь настала очередь отцов готовить подарки детям...

Традиция этих праздников несёт в себе глубокий смысл: нити, которыми дети, матери и отцы поочерёдно связывают друг друга, символизируют семейные узы, мир в доме и жертвенность как основу единения семьи. Детиньци, Материце и Отцы, эти весёлые и тёплые домашние праздники, способствуют укреплению семьи, взаимопониманию и взаимоуважению между её членами. Как это важно в нынешнее время, полное противоречий и соблазнов!

А за два дня до Рождества в Сербии отмечают Туциндан. Название обусловлено существовавшим когда-то обычаем: в этот день, готовясь к предстоящей праздничной трапезе, крестьяне забивали (серб. тући – рус. бить) поросёнка или ягнёнка. Животное сначала ударяли по голове (чтобы потеряло сознание), и только потом закалывали. Следуя народному поверью, в Туциндан родители не наказывают детей: считается, что в противном случае дети будут непослушными весь грядущий год и могут страдать язвами.

Рождественский сочельник в Сербии называется Бадњи дан (Бадний день). Рано утром, до восхода солнца, глава семьи вместе с сыном или внуком уходят в лес, чтобы принести бадняк – молодой дубок. Это символ дерева, принесённого пастухами праведному Иосифу, чтобы согреть холодную пещеру, где родился Иисус Христос.

Перед тем как срубить деревце, хозяин встаёт лицом к востоку и трижды крестится, благодаря Господа, небесного покровителя своего рода (сербы празднуют Славу как день семейного святого) и наступающее Рождество. Срубить дерево надо в три взмаха, причём первый удар наносится с востока, а последний – с запада, чтобы дерево упало на восток. Если не удалось срубить тремя ударами топора, придётся отрывать деревце от корневища руками.

Глава семьи не сразу вносит бадняк в дом, до захода солнца деревце стоит возле входной двери. Помимо бадняка надо принести ещё и щепку в подарок хозяйке дома. Хозяйка кладет её между бадьями с молоком, чтобы сливки на молоке круглый год были жирными. После захода солнца начинается Бадний вечер (серб. Бадње вече). Хозяин с сыновьями вносят в дом жареного поросёнка (серб. печеница), бадняк и солому. Их встречают все женщины семьи.

Сначала заносят печеницу, приготовленную мужчинами (её жарят во дворе на вертеле). Глава семьи обращается к хозяйке дома, ко всем присутствующим женщинам и девочкам со словами: «Добро вече и честит вам Бадњи дан!» («Добрый вечер, с Бадним днём!»). Хозяину отвечают: «Добро вече! Честити ви и ваша печеница» («Добрый вечер! С праздником и вас, и печеницу») – посыпая его и печеницу зерновым хлебом. Печеницу в этот вечер не едят, так как Рождественский пост ещё не закончился. Прежде чем внести в дом бадняк, его разрезают на три части, и одну их них принято сразу сжечь в печи

Последней в дом вносят солому – в память о той соломе, которой была выстлана Вифлеемская пещера. Хозяйка устилает пол соломой и разбрасывает по ней орехи, сладости, игрушки, а дети ищут их, изображая при этом цыплят. Затем все члены семьи поют тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш...» и молятся.После молитвы поздравляют друг друга с праздником и садятся за ужин.

В Банате (северо-восток Сербии, Воеводина) до сих пор дети в Бадний вечер поют колядки или читают стихи. Этот древний обычай называется коринджане (серб. коринђање). Как только солнце зайдёт за горизонт, девочки и мальчики начинают обходить дома всех своих соседей, родственников, знакомых. Сначала обязательно постучатся в дверь, поздравят хозяев с праздником и спросят разрешения спеть колядку. В знак благодарности детям дарят конфеты, шоколадки, фрукты и орехи.

Бадняк приносят или привозят не только в дома, но и в церкви, в монастыри – торжественно, группой прихожан. Возле храма их встречают священнослужители и множество народа. Бадняк освящают, а потом сжигают, по-сербски налажу (налагању). Для многих городских жителей участие в торжественной церемонии сжигания бадняка – едва ли не единственная возможность сохранить верность традиции и вере, так как в современных домах сжечь бадняк проблематично.

Вокруг бадняка собираются и древние старики и старушки, и молодёжь, и маленькие дети. В этот момент весь собравшийся народ становится как одна большая семья, сплочённая любовью во Христе. Бадняк объединяет не только членов одной семьи, прихожан одного храма, жителей одного города – всех сербов, где бы они ни находились. Как и их предков сотни лет назад.

Ранним рождественским утром почти к каждой сербской семье приходит специальный гость – положайник. Этот мужчина – он может быть любого возраста – символизирует мудрецов, которые пришли поклониться новорождённому Спасителю и поднести Ему дары. Входя в дом, положайник поздравляет хозяев словами: «Мир Божији! Христос се роди!» («Мир Божий! Христос родился!») – и слышит в ответ: «Ваистину се роди!» («Воистину родился!»).

После этого положайник подходит к печи, ударяет кочергой по огню так, чтобы во все стороны посыпались искры, и произносит: «Колико варница, толико срећица; колико варница, толико парица (новца); колико варница, толико у тору оваца; колико варница, толико прасади и јагањаца; колико варница, толико гусака и пилади. А највише здравља и весеља. Амин! Боже дај!» («Сколько искр, пусть столько будет у вас счастья; сколько искр, пусть столько у вас будет денег; сколько искр, пусть столько у вас будет овец; сколько искр, пусть столько у вас будет поросят и ягнят; сколько искр, пусть столько у вас будет гусей и цыплят. А самое главное – здоровья и радости вам. Аминь! Подай, Господи!»). Сербы считают, что положайник приносит в их дом счастье.

В Рождество в Сербии устраивают особо торжественный обед. Помимо уже упомянутой печеницы и самых разных блюд на праздничном столе должна быть чесница. Её готовит хозяйка. Почти во всех сербских землях (центральная часть и юг Сербии, Черногория, Республика Сербская) чесница по виду напоминает каравай; её готовят без дрожжей, из масла и белой муки

В Воеводине чесницу приготовляют из специальных коржей, с начинкой из сухофруктов. Но повсеместно – и в центральной части Сербии, и на юге, и на севере, и в Черногории, и в Республике Сербской – в чесницу кладут золотую или серебряную (или простую) монету. В начале праздничного обеда хозяин дома раздаёт всем по куску чесницы (серб. ломљење (разламывание) чеснице). Каждому в семье должно хватить – ведь Христос явился в мир для всех. Считается, что тот, кому достанется кусок с монетой, будет самым счастливым и удачливым.

Да, Рождество в Сербии принято отмечать в кругу семьи. В этот день гостей не приглашают, но каждому пришедшему хозяева рады. Каждого встретят с распростёртыми объятьями и радостным восклицанием:

МИР БОЖИЈИ! ХРИСТОС СЕ РОДИ

Отправиться отмечать Рождество в Сербии – отличная идея для поклонников недорогого отдыха, качеству которого можно поставить уверенную «пятерку». Горнолыжные трассы и прекрасная природа, традиционное балканское гостеприимство и минеральные целебные источники, незатейливая архитектура и мягкий климат, все это делает страну вполне конкурентоспособной в ряду европейских туристических соседок.

Дубовая ветвь

Рождество в Сербии отмечают в тот же день, что и в России. В Сочельник по обычаю глава семьи отправлялся в лес и срубал там тремя ударами ветку дуба. Она сжигалась утром наступившего Рождества, а искры от пламени символизировали веселье, удачу, прибыль в доме. Называется такая ветвь бадняк, а традиция восходит к дарам волхвов. Они принесли полено для согревания яслей, в которых Спаситель появился на свет.
Сегодняшние сербы предпочитают покупать композицию из дубовых ветвей и устанавливать ее дома как знак памяти обычаям предков. Но в каждый храм в канун Рождества в Сербии бадняк заносится и в наши дни.
Города и села в стране начинают готовиться к светлому празднику заранее. Дома украшают венками и ветками ели, развешивают гирлянды и наряжают рождественские деревья. Столы сербов в праздничном убранстве буквально ломятся от угощения. Традиционно здесь подают чесницу – рождественский хлеб – и мясо барашка с овощами и домашним сыром.

Культурная программа

Посетить Сербию на зимних каникулах, значит познакомиться с историческим прошлым европейского государства, которое прошло непростой путь за долгие годы своего существования.
Столица Белград – город, в котором сосредоточены основные культурные и архитектурные достопримечательности. Путешественники здесь заходят в Старый дворец и Этнографический музей, знакомятся с собранием картин Национальной галереи и совершают поездки в крепость Бранковича в пригороде Смедерево.
Городок Крагуевац знаменит своим собором, построенном в византийском стиле, а Суботица – готическим собором Св.Георгия и венгерской кухней в ресторанах, блюда которой появились здесь по причине близости страны-соседки.
На Рождество в Сербии особенно увлекательной покажется поездка в ущелье реки Моравы, где монахи построили Троицкий комплекс, называемый сербским Афоном. Монастыри, словно ласточкины гнезда, расположены здесь на склоне горы.
Всего несколько часов полета, и гостеприимная Сербия окажется у ваших ног со всеми своими тайнами, загадками и природными красотами. Страна добрых традиций, которые ее жители бережно несут сквозь годы, ждет своих гостей и обещает им отличный отдых и море положительных впечатлений.

Мы не ошиблись - в то время, как в Русской Православной Церкви центральным праздником является Пасха Христова , прославление таинства рождения Спасителя Человечества, Иисуса Христа сербы считают своим первейшим и главнейшим торжеством.

Великая радость, надежда и духовное спасение, которые сербы, как и христиане всего мира, связывают с Рождением Иисуса , превращает Рождество Христово в праздник детей, родителей и стариков.

Сербы - народ, который бережно хранит свою историю. Они сумели сохранить верность традициям и вере, и во многом, благодаря им сохранились как этнос, преодолев мрачные 500 лет турецкого ига.

И именно Православной церкви и христианским традициям в жизни общества и страны принадлежит важнейшая роль. Сохранились церковные традиции и, несмотря на преследования социалистического режима диктатора Тито. Сегодня Рождество - праздник, который, как и сотни лет назад объединяет всю страну.

Праздник, который встречают по - особому

Сербское Рождество сохранило некоторые языческие элементы, которые присутствовали в праздничном обряде еще во времена святого Саввы - первого Архиепископа Сербии.

Тогда Савва сознательно сохранил некоторые народные обрядовые традиции и обычаи, что способствовало росту доверия и расположенности сербов к новой для них Православной вере .

В то же время Сербская автокефальная Церковь благодаря архиепископу Савве получила свое независимое богослужение, а народные обычаи и традиции стали проводиться в христианском духе.

Готовятся сербы к празднованию Рождества Христова в полном соответствии с Православной традицией, соблюдая традиционный 40 - дневный пост, сопровождая ограничения в ежедневном пищевом рационе усиленной молитвой во славу Господа Иисуса Христа.

5 января, за два дня до Рождества, сербы закалывают поросенка, а где и барашка. День этот называется «Туциндан». Наказывать детей в Туциндан не принято, поскольку считается, что в противном случае они не будут слушать родителей в течение всего грядущего года.

«Баднидан» - Рождественский сочельник в Сербии празднуют 6 января . День праздника начинают еще до восхода солнца, когда глава семьи вместе с внуками и сыновьями (обязательно с кем-то из младших) выстрелом из ружья оглашает односельчан о походе в лес - за «бадняком».

Члены мужской половины семьи, оставшиеся дома, после ухода главы семьи и помощников разжигают огонь, накалывают на вертел откормленного специально к Рождеству поросенка - «печеницу» и приступают к жарке, а женщины готовят рождественские пироги, торты и блюда из квасного теста - ратарицы, которые замешивают в виде шариков.

Самая большая ратарица делается для главы дома, а самая маленькая - для ребёнка младшего возраста.

Готовятся и плетеницы , которые замешиваются из кислого теста и выполняются в виде косы. Самая большая плетеница должна быть подарена хозяйке, а самая маленькая - самой младшей особе женского рода (дочке или внучке).

Бадняк - это поленце свежесрубленного молодого дуба, которое по сербским традициям должно обязательно присутствовать в доме православных сербов на рождественские праздники.

Выбранное и срубленное полено глава семьи должен суметь самостоятельно внести на плечах в дом. Это полено, в соответствии с традицией, должно прогорать в домашнем очаге в течение всех трех праздничных дней.

После того, как глава семьи отыскивает подходящий дуб, он должен стать лицом к востоку, три раза перекреститься, поминая последовательно, Господа Бога, святого - покровителя семьи (свою Славу) и грядущий праздник.

Так приветствуется бадняк , а затем деревце срубается тремя ударами. Первый удар нужно нанести с востока, последний, как правило - с запада, после чего дерево падает на восток, на плечи хозяина.

Если же дерево тремя ударами срубить не удается, оно отрывается от корневища но без помощи топора. Нижняя часть такого поленца в этом случае называется бородой.

Щепки , которые отлетают во время рубки бадняка, называют «ивер» . Возвращаясь из леса, хозяин должен захватить одну такую щепу в дар хозяйке дома. Бывает, что ивер удается поймать в воздухе - это к удаче.

Народное поверье гласит, что если ивер расположить между корытами, то сливки на молоке круглый год будут жирными, если расположить его между ульями, то можно защититься от зла, а если бросить в воду - то она станет целебной.

Бадняк , принесенный из леса, иногда облачают в рубашку и оставляют до вечера, прислонив к наружной восточной стороне дома. Бадняк символизирует полено, которое пастухи принесли в дар праведнику Иосифу, для того, чтобы согреть холодные ясли, где родился Спаситель. Другой смысл бадняка - крест, на котором распяли Спасителя.

Вечером, перед рождественским ужином хозяин заносит бадняк вместе с соломой в дом, ставит поближе к огню, а хозяйка посыпает его пшеницей. После бадняк целуют все члены семьи, обильно намазывают медом и помещают в огонь.

За столом на Рождественский сочельник собирается вся семья. Дождавшись, когда хозяин дома вносит бадняк и солому, домашние собираются вокруг стола и запевают тропарь, посвященный празднику рождества. Затем читаются рождественские молитвы.

Бадняк заносится не только в сербские дома, но и во все церкви и монастыри. Привоз бадняка в храм сопровождается торжественной церемонией, в которой принимают участие священнослужители и множество народа.

До вноса в храм бадняк освящается, а после заносится в храм, где наряжается и пребывает при Церкви до Нового Года (14 января) .

После того, как бадняк освящен и занесен в храм он застилается соломой, символизируя пещеру в которой родился Христос.

Этот момент приурочивается к моменту начала всенощного бдения, после которого дети получают долгожданные подарки. Сам праздник Рождества начинает божественная литургия, которая начинается в 5 часов утра.

Трогательный, особый микроклимат царит в сербских семьях на Рождество Христово . Сами сербы считают этот праздник праздником родителей и детей. Атмосфера празднично украшенных домов пронизана заботой о сохранности семейного очага.

После принятия таинства Евхаристии и прослушивания рождественского послания патриарха , после взаимных поздравлений со светлым праздником Рождества , люди расходятся по домам, где в кругу семьи отмечают праздник за щедро украшенными столами.

Особая роль отводится рождественскому хлебу - «чеснице» , приготовленной без дрожжей, из масла и белой муки.

Приступают к выпечке чесницы с первым звоном церковных колоколов. Если перевести слово «чесница» , то получится, дословно «кусочек счастья» («чест» - кусок и «срећа» - счастье).

Чесница разламывается на куски и раздается гостям, собравшимся на Рождество , символизируя истину, что Христос явился в мир для всех нас.

Вторую половину дня люди посвящают посещению друзей, и в каждом доме пришедшим рады, что подтверждают щедрые столы, искрометные танцы, народные песни и гулянья.

Последние два года я была преподавателем русского языка в Белграде, и даже теперь, когда мой контракт закончился и я наконец снова работаю в Москве, я возвращаюсь в Сербию при каждом удобном случае, благо друзей и знакомых, у которых можно погостить, за два года накопилось здесь много. Вот и сейчас я провожу в Белграде и окрестностях длинные новогодние каникулы - и праздную Рождество Христово.

Новый год в Сербии празднуют мало, молодёжь ходит в клубы, народ гуляет по улицам, и всё. Когда я смотрела новогоднюю передачу, я поразилась: выступают певцы, потом ведущие считают от десяти до нуля, кричат «С Новым годом!» - и всё, дальше снова выступления артистов. Никакой особенной торжественности, никаких традиций. Но с Рождеством совсем другое дело!

Рождество - это, наверное, самый важный семейный праздник в Сербии. В этот день не принято ходить в гости, надо встречаться с родными, поэтому в прошлом году я осталась на праздники совсем одна, все мои друзья разъехались по семьям.

Так что когда моя подруга пригласила меня в деревню праздновать Рождество вместе, я очень обрадовалась, но не спросила, что я должна знать о сербских традициях, связанных с этим днём. А зря!

Представьте себе, я подхожу к дому, готовлюсь знакомиться с родителями подруги, а на крыльцо выходит женщина и осыпает меня кукурузными зёрнами! А потом ещё раз, и ещё. Оказалось, что в этой части Сербии каждого гостя в праздничные дни трижды осыпают кукурузой - на счастье.

В этом году я основательно подготовилась к Рождеству, и теперь расскажу вам о множестве традиций, которые бережно хранят и соблюдают в Сербии.

Праздники начинаются задолго до Рождества. За три недели до, в воскресенье, отмечается День детей, за две недели – День матерей и за неделю – День отцов. В эти дни виновники торжества должны откупаться от остальных членов семьи подарками, обычно - чем-то сладким. Но если остальные члены семьи проснулись раньше, они могут связать виновников торжества в постелях, и держать их там, пока те не откупятся гостинцами!

За два дня до Рожества отмечается день драки, Туцин дан. В этот день детям нельзя драться и их нельзя наказывать, иначе они перестанут расти. В этот же день готовят поросёнка, которого запекают к рождественскому столу.

Очень важен день перед Рождеством, он называется Бадни дан. Утром в это день хозяин дома идёт в лес и срезает большую ветку молодого дуба (или даже деревце целиком) - бадняк. В некоторых регионах ещё сохранилась традиция здороваться с деревом, говоря «Бог поможет», и срубать его с трёх ударов так, чтобы ветки падали с восточной стороны. Городские жители покупают бадняк на рынке.

Эти дубовые ветки вешают над входной дверью, здесь они провисят до старого Нового года. Но сначала от бадняка отрезают три веточки, одну из них хозяин вносит в дом, и в этот момент его посыпают зерном в знак будущего благополучия. Эту веточку сжигают вечером в Сочельник, а утром в Рождество сжигают вторую. Третью нужно сжечь в старый Новый год, тогда же съедают голову запечённого на Рождество поросёнка.

Утром в Бадни дан хозяйка печёт специальный рождественский хлеб, в который замешивает разные символы удачи на будущий год. Во время праздничного обеда хозяин разламывает хлеб и дает по куску каждому члену семьи. Все смотрят, кому что досталось. В разных регионах Сербии символы разные, обычно это кизил (символ здоровья), веточка дуба (обещает благополучие в будущем году), кукуруза (будет хорошее хозяйство), чеснок (также здоровье), пшеница (изобилие).

Обязательно в хлеб замешивают монетку: тот, кому она достанется, будет богатым и счастливым. Целый год эту монетку принято хранить - в кошельке ли, или рядом с иконой в доме. Где-то даже принято лепить её к потолку!

В некоторых частях Сербии в Сочельник сыплют во все углы кукурузу и пшеницу, где-то - приносят в дом солому и прячут в неё сладости, чтобы дети их искали. Раньше был обычай устилать в доме пол соломой, сверху стелить ткань и ужинать на полу, но эта традиция сейчас почти нигде не сохранилась.

В день Рождества принято одеваться во что-то новое, вставать рано, заниматься всеми делами понемногу. Считается, что как проведёшь этот день, так проведёшь и весь год, поэтому нужно успеть всё: и поработать, и убраться дома, и съездить или сходить куда-нибудь, чтобы путешествовать в будущем году.

Первый человек, который входит в дом в Рождество, приносит счастье. На севере Сербии это - соседские дети: ребёнок садится в доме на пол, и его осыпают орехами, фруктами, сладостями. Потом он берёт дубовые ветки, которыми украшен вход в дом, и сжигает их, приговаривая: «Сколько искорок, столько денежек», или добавляет пожелания по своему вкусу: «Столько здоровья, счастья, удачи…» В других регионах часто заранее договариваются о том, кто первым войдёт в дом на Рождество, выбирая на эту роль успешного, счастливого человека - чтобы он принёс в дом часть своей удачи.

Не во всех регионах Сербии принято ходить на рождественскую службу, но перед церквями, особенно в городах, собирают костёр из дубовых веток (часто - принесённых из домов прихожанами), а вокруг костра после службы собираются люди, пьют вино, общаются.

Но даже вооружённая всеми этими знаниями я, встречая Рождество в Ужице, городе на западе Сербии, оказалась не готова к тому, как его празднуют! Ещё в Сочельник я заметила, что каждый второй человек на улицах города носит дубовые ветки, они же красуются перед дверями домов, ими же украшены машины.

Но всё равно я удивилась, когда увидела, как в дом входит хозяин, неся на плече маленькое дубовое деревце. Вся семья (и я тоже) стала бросать в него кукурузные зёрна и конфеты, хозяин трижды поздоровался с бадняком, и вся семья трижды ему отвечала, тоже здороваясь со святым символом Рождества. Потом хозяин сжёг первую веточку бадняка, и, окадив всех членов семьи и гостей дома дымом, прочитал молитву. Кукуруза и конфеты остались на полу на три дня, до конца праздника.

В Рождественское утро мне, как и всем, пришлось встать рано, и найти хоть что-то новое, чтобы надеть на праздник. К счастью, подходит не только одежда, но и новые мелочи, например, носки. Потом неожиданностью для меня стало то, что все люди при встрече в эти праздничные дни говорят друг другу «Христос родился» и отвечают «Воистину родился!», а потом трижды целуются. За рождественским завтраком нужно было сначала обязательно съесть что-то постное, а потом мясное.

Перед началом завтрака хозяин и два его сына взяли большой круглый хлеб, и в шесть рук трижды поворачивали его, при этом хозяин говорил: «Христос среди нас вовеки, аминь», а сыновья отвечали: «Есть и будет». Потом хлеб разломили на три куска, поцеловали каждый и раздали всем сидящим за столом. Тогда начался завтрак и одновременно поиски спрятанных в хлебе знаков будущего счастья. Несмотря на то, что мне достался большой кусок хлеба, в нём ничего не оказалось, и тогда хозяева меня утешили: «Поиски продолжатся во время обеда, по обычаю надо есть хлеб, пока не найдёшь что-нибудь!»

Так что меня ждёт огромный каравай, а вам счастливого Рождества!

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

6 Comment threads

1 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

Loading...Loading...