Семинария во франции. Русский православный богословский институт в париже

Православная духовная семинария во Франции - единственное высшее учебное заведение Русской Православной Церкви Московского патриархата в Западной Европе, учрежденное решением Священного Синода Московского патриархата 15 апреля 2008 года.

Идея создания семинарии принадлежит митрополиту Смоленскому и Калиниградскому Кириллу, ныне Патриарху Московскому и всея Руси. Он выразил ее впервые во время своего последнего визита во Францию в ноябре 2007 г. по случаю презентации французского перевода "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви".

Кроме того, проект создания во Франции русской православной семинарии – один из главных результатов визита Патриарха Алексия II в Париж в октябре 2007 года.

Парижская семинария находится в распоряжении не только Корсунской епархии РПЦ МП, но и остальных епархий Московского патриархата в Европе (Брюссельско-Бельгийской, Женевской и Германской РПЦЗ МП, Сурожской в Великобритании, Голландско-Нидерландской, Австрийской) и русских приходов в Италии. Правящие архиереи этих епархий входят в Наблюдательный совет семинарии, который возглавляет архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата и ректор Общецерковной аспирантуры-докторантуры РПЦ МП.

Задачи семинарии:

1. Подготовка высокообразованных кадров священнослужителей для РПЦ МП, владеющих иностранными языками, знакомых как с русской православной, так и с западной культурой.

2. Обучение православных мирян, участвующих в жизни Церкви, для подготовки их к церковной миссии и преподаванию катехизиса;

3. Обучение светских и церковных инославных студентов, интересующихся Православием русской традиции;

4. Интеллектуальное и духовное свидетельство о русском Православии через богослужения, различные научные, издательские и культурные проекты.

С 1 сентября 2009 года семинария располагается в доме святой Женевьевы в Эпине-су-Сенар (фр. Epinay-sous-Senart), в 21 км к юго-востоку от Парижа. Здание, арендованное у католической епархии, ранее принадлежало монастырю сестёр-помощниц (фр. Societe des Auxiliatrices des ames du Purgatoire).

Пока договор аренды с католиками заключен на один год с возможностью продления и с перспективой выкупа здания в собственность. Размер арендной платы - 250 тысяч евро в год, включая все коммунальные услуги и электричество. Деньги для оплаты текущих расходов семинарии поступают благодаря частным пожертвованиям.

При семинарии открыта часовня в честь святителя Мартина Исповедника и преподобной Геновефы Парижской.

Обучение в семинарии

Семинария предоставляет три формы обучения: очное с проживанием в семинарии для будущих священнослужителей, трехгодичный экстернат для желающих ознакомиться с русской духовной традицией и с богословско-литургическим наследием православной Церкви, и свободное посещение курсов. Учащиеся первых двух форм обучения получают специальные дипломы.

На очное обучение в семинарию принимаются лица православного вероисповедания любой национальности. Курс обучения на французском и русском языках длится пять лет (три года бакалавриата и два года магистратуры). Студенты, имеющие богословское образование, принимаются на четвертый курс (первый год магистратуры). Занятия проводятся как в самой семинарии, так и в высших учебных заведениях Парижа (в том числе в Сорбонне). По успешном завершении учебы и защите диссертации выпускники семинарии получают два диплома: диплом магистра философии Парижского Университета Сорбонна и церковный богословский диплом семинарии.

Семинария двуязычна. Для тех, кто французским языком не владеет (или владеет недостаточно), с первых же дней обучения организуются интенсивные курсы.

Семинария берет на себя все расходы для студентов, направляемых епархиями или другими духовными школами. Каждому семинаристу предоставляется отдельная комната (с умывальником) и трехразовое питание плюс годовой проездной (для поездок на занятия в Париж). Кроме того, в здании оборудованы библиотека, компьютерный зал и беспроводной Интернет.

Кроме студентов, направляемых епархиями и духовными школами, семинария принимает тех, кто готов платить за учебу самостоятельно. Учитывая уровень цен и зарплат в парижском регионе, сумма оплаты невысока – 350 евро в месяц. За эти деньги предоставляется бесплатное жилье (при наличии свободных мест), питание, учебные материалы и безлимитный доступ в Интернет. Плата за обучение на экстернате – 250 евро в год.

Схематически обучение в семинарии выглядит следующим образом:

Подготовительный курс:
- интенсивное изучение французского, греческого и латинского языков, а также вводные предметы богословского характера в семинарии;
- курс истории и обществоведения, разработанный французским правительством для священнослужителей (на факультете социологии Парижского университета).

Бакалавриат (3 года):
- Богословие, история Русской Церкви и русской философии, история Поместных Православных Церквей, литургика, современные и древние языки в семинарии;
- полный курс философии на философском факультете Сорбонны;
- библеистика и общая христианская история на богословском факультете Парижского университета.

Магистратура (два года):
- Богословско-религиозныe предметы в семинарии;
- патристика и история христианского учения на факультете религиозных наук Сорбонны.

Профессорско-преподавательская корпорация семинарии формируется из лучших специалистов в своей области, проживающих как в странах СНГ, так и на Западе. Лекции читают преподаватели из Франции, Италии, Бельгии, Голландии, России и Украины. Среди лекторов – протоиерей Николай Макар из Милана, специалист в области канонического права; протоиерей Сергий Овсянников из Амстердама, специализирующийся на библеистике; иерей Сергий Модель из Брюсселя, известный своими публикациями об истории и современном положении Православных Церквей в Европе.

Администрация

Архиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев) - канцлер, председатель административного совета;

Иеромонах Александр (Синяков) - ректор, председатель педагогического совета;

Протоиерей Антоний Ильин - проректор по связям с общественностью;

Игумен Нестор (Сиротенко) - председатель дисциплинарного совета.

Ректор иеромонах Александр (Синяков) родился в 1981 году в Левокомском районе Ставропольского края (Россия). Окончил Тулузский университет, Свято-Сергиевский богословский институт и парижский университет Сорбонна (все три – во Франции). Свободно владеет французским, английским, немецким и греческим языками. В сентябре 2003 года рукоположен во иеродиакона, в ноябре 2004 года – во иеромонаха епископом Венским и Австрийским Иларионом (Алфеевым). Служил в Париже, будучи секретарем Корсунской епархии РПЦ МП по связям с общественностью, прессой и религиозными организациями. С 2002 по 2005 годы преподавал русскую цивилизацию, историю Церкви и древнеславянскую филологию в Сорбонне. Решением Священного Синода в апреле 2008 года назначен ректором духовной семинарии в Париже. В январе 2010 г. в среде студентов семинарии и парижской православной общественности возникли обвинения в адрес о. Александра, поддерживающего литургическое общение с Римско-Католической Церковью и насаждающего в своем учебном заведении католические взгляды, неприемлемые в православной традиции. В настоящее время эти обвинения активно обсуждаются в православных блогах.

По материалам "Википедии", сайта Русской духовной семинарии во Франции , "Православие.Ру", "Портала-Credo.Ru"

В сюжете:

06 июля 2010, 12:36 В Русской духовной семинарии во Франции прошло последнее в этом учебном году заседание Ученого совета
05 июля 2010, 13:38 МОНИТОРИНГ СМИ: "Я причащаюсь с католиками, сохраняя свои православные убеждения". Дмитрий Синяков, нынешний ректор Парижской семинарии, признался, что, будучи послушником, участвовал в совместной литургии с католиками
28 июня 2010, 18:56 В Парижскую семинарию РПЦ МП отныне можно будет поступить лишь с личного согласия Патриарха Кирилла
03 марта 2010, 12:36

18 июля 1924 г. – 5-го по старому стилю – по торгам в Парижском PalaisdeJustice осталась за митрополитом Евлогием большая запущенная усадьба в XIX arrondissement на RuedeCrimee. Это был день памяти преподобного Сергия – день зарождения Сергиевского Подворья. Усадьба до войны принадлежала немцам. Она состояла из церкви и четырех домиков, расположенных на горе среди разросшихся деревьев сада. На имущество был наложен секвестр французскими властями.

Ближайшею целью покупки являлось создание в Париже второго русского храма и организация второго прихода. Старый храм на RueDaru перестал вмещать молящихся с тех пор, как Париж стал центром русского беженства.

Это было начало. – Со дня памятных торгов 5–18 июля 1924 г. уже истекает год. К этой первой дате прибавились новые. В декабре 1924 г. имущество было выкуплено. 1 марта (16 февраля) 1925 г. в Прощеное Воскресенье, к началу Великого Поста, была освящена . За две недели до Светлого Праздника образовался приход. Через месяц, 30 (17) апреля, начались занятия в Богословской Школе. – Такова краткая летопись Сергиевского Подворья за первый год его существования.

На общем фоне русской жизни за границей открытие новой русской церкви, в центре западной культуры не представляет собою исключительного явления. По всему лицу земли, во всех точках русского рассеяния, зажглись лампады Православия – открылись беженские церкви, бедные, как сами беженцы, не имеющие часто самого необходимого: богослужебных книг, сосудов, облачения, но согреваемые пламенем веры, сильные молитвой и слезами, сияющие светом Православия.

И тем не менее создание Сергиевского Подворья оказалось делом, объединившим все русское беженство, вызвавшим сочувственные отклики даже в России. Приобретение Сергиевского Подворья выходило из рамок обычных финансовых расчетов. Приступая к этому делу, Митрополит Евлогий не располагал необходимыми средствами и верных расчетов на поступление нужных сумм у него не было. Он был силен верою в помощь Божью и в покров преподобного Сергия. В день Преображения раздался призыв Владыки к русским в рассеянии нести свои беженские деньги на сооружение Подворья. Его результаты оставались долгое время неизвестными. Были трудные осенние дни, когда казалось, что начинание обречено на неудачу. В декабре предстоял выкуп имущества. Усадьба была запущена. Здания, десять лет стоявшие без употребления, пришли в ветхость. Необходим был капитальный ремонт. – И чудо совершилось. Имущество было выкуплено. Дома были приведены в порядок. В храме сооружена была солея, воздвигнуты были престол и жертвенник, поставлен старенький временный иконостас. – Это было делом русских людей, откликнувшихся на призыв Митрополита Евлогия.

К 1 февраля 1925 г. сумма, собранная на сооружение Сергиевского подворья, достигла 482.632 фр. Из нее за недвижимость пришлось уплатить в разные сроки 378.437 фр. Остаток был обращен на ремонт. Собранная Митрополитом сумма включала 91.440 фр., пожертвованные Председателем Всемирной Христианской Студенческой Федерации, д-ром Моттом, и 98.410, полученные в долг от разных лиц, и на разных условиях. Остальное – около 300.000 было принесено на дело сооружения Сериевского подворья руками беженцев. Это был жертвенный порыв. Студенты отказывались от обеда, женщины несли последние драгоценности, рабочие отдавали свои трудовые гроши. Дело любви продолжается и поныне. преп. Серия на RuedeCrimee – убогая беженская церковь. Но в нее текут дары – несут иконы, облаченья, любовно украшают храм цветами. Постепенно совершается уплата долга.

Дело сооружения Сергиевского подворья стало делом всей русской эмиграции потому, что Сергиевское подворье, задуманное как храм, с первых дней своего осуществления, приняло под сень храма и освятило покровом преп. Серия, другое дело, выходящее за пределы русского Парижа, за пределы Франции, за пределы Европы, даже за пределы русского рассеяния: дело, нужное для эмиграции и для России, дело основания Высшей Богословской Школы.

Это дело уже имеет свою историю.

Старая русская духовная школа была разрушена в 1918 году. Кое-где были сделаны попытки продолжить работу старой Академии. Это было медленное догоpание. Но потребность в духовном образовании сознавалась во всей ее неотложности. Весною 1920 г. возник в Петрограде Православный Богословский Институт. Петроградский Богословский Институт не был простым воспроизведением старой Духовной Академии. Богословский Институт имел благословение Св. Патриарха Тихона. Он пользовался отеческим попечением приснопамятного священномученика Петроградского Митрополита Вениамина. Но построение его началось снизу. Оно вышло из недр приходских организаций. В числе слушателей было много женщин, выделявшихся особенным рвением и успехами. Большинство профессоров принадлежало к профессорам Академии, но много было и новых. Были среди профессоров видные представители приходского священства. Были работники университетские . К весне 1923 года Богословскому Институту удалось сделать первый выпуск. Этот выпуск был единственный. Тою же весною 1923 года Институт прекратил свое существование. Послушный указаниям св. Патриарха Тихона и верный заветам своего архипастыря Митрополита Вениамина, институт оказался с политической стороны неуязвимым даже для советской власти. Она его задушила, возложив на него непосильное бремя финансовых тягот. его решилась в 1923 г. Ее неизбежность была ясна уже к концу лета 1922 г.

И тогда же – в августе 1922 г. – по промыслительному совпадению – впервые зашла речь об открыли русской православной Духовной Академии за границей. Инициатива тоже исходила снизу. Для основания Академии нужны были средства. С просьбою о средствах группа русских профессоров (А. В. Карташев, П. Б. Струве, П. И. Новгородцев) обратилась к председателю Всемирной Христианской Студенческой Федерации Д-ру Мотту. Это первое совещание не имело конкретных результатов. Не имело их и второе публичное выступление в пользу открытия Академии, доклад а в октябре 1923 г. на конференции русских христианских студенческих кружков в Пшерове под Прагою. На Пасхе 1924 г. в Праге состоялось новое совещание с д-ром Моттом. В нем приняли участие с русской стороны новые люди: проф. В. В. Зеньковский, который к этому времени занял положение руководителя русского христианского студенческого движения, и высланный из России известный богослов, философ и экономист прот. С. Н. Булгаков. Инициатива опять исходила снизу. Переговоры приняли конкретный характер. Был поставлен вопрос о месте основания будущей Академии. Были высказаны и отвергнуты разные предложения: Академии на Балканах, Академия в Англии, Академия в Америке. Остановились на Праге.

Таково было положение вопроса к моменту приобретения Сергиевского подворья. С приобретением Сергиевского подворья все прежние проекты отпали окончательно. Территориальная база для Академии была создана в Париже. Частная инициатива, исходившая снизу, получила благословенье и поддержку Высшей церковной власти в лице Митрополита Евлогия. Призывая православный народ нести жертвы на создание Сергиевского Подворья, Митрополит Евлогий говорил и об основании Богословской школы.

История приобретения Сергиевского Подворья с помощью д-ра Мотта наглядным образом доказала, что инициаторы дела находились с самого начала на правильность пути. Но соотношение русских и иностранных пожертвований свидетельствовало и о другом – русские беженцы сознали дело основания Высшей духовной школы за границею, как свое национально-русское Православное дело.

Длительные усилия русской церковной интеллигенции за границей исходили из учета профессорских сил, находящихся в эмиграции. Список ученых богословов, историков и религиозных философов, проживающих за пределами России, включает свыше тридцати имен, в том числе, нескольких очень крупных ученых. Правда, целого ряда хорошо известных имен – без которых как-то трудно себе представить Духовную Академию – мы в этом списке не находим. Носители их – в России, и выписка их за границу натолкнется, по всей вероятности, на неодолимые препятствия. Но и без них, наличными за границею силами, преподавание в Духовной Академии может быть обеспечено по всем ее кафедрам.

Этот список ученых по своему составу не однороден. В него входят такие работники старой духовной школы, как все ученые святители, находящееся на чужбине, и много мирян. Из последних назову ветерана науки Н. Н. Глубоковского, и одного из главных инициаторов созидаемой высшей школы а. Но входят в него и лица, окончившие светскую школу: прот. С. Н. Булгаков, Н. С. Арсеньев, вся группа религиозных философов, и многие другие. Этот смешанный состав – не случайность. На русскую духовную школу за границей ложится великая задача, поднять нить духовного образования, которую оборвала в России безбожная власть. Но есть и другая задача: продолжить великие традиции русской богословской науки. А русское богословие творилось не только в стенах духовных Академий. Славный эпитет «учителя церкви» был приложен в половине XIX в. к светскому писателю Хомякову. И потому нельзя отрицать какой-то внутренней правды в том наименовании «Богословский Институт», которое, большая часть инициаторов этого дела считает уместным усвоить создаваемому учреждению.

Такова одна сторона вопроса. Есть и другая. Основание Богословского Института отвечает назревшей общественной потребности. Это видно не только из сборов на сооружение Сергиевского Подворья. С августа 1924 г., когда впервые разнеслась молва о создании Высшей Духовной Школы, по настоящее время (1 июля 1925 г.) к Митрополиту Евлогию поступило 90 прошений о зачислении в студенты. Просители далеко не всегда дают о себе сколько – нибудь подробные сведения. С другой стороны, и администрации школы не со всеми просителями удалось войти в непосредственные сношения. Поэтому сообщаемые ниже статистические данные, неизбежно, страдают неполностью и несколько случайным характером. Тем не менее, даже в таком виде они представляют некоторый обобщающий интерес:

1 . Возраст просителей колеблется в пределах от 17 до 50 лет. Более двух третей всех прошений (61) поданы лицами в возрасте от 21 до 35 лет.

2 . По образованию, в числе просителей есть 18 человек, окончивших высшие учебные заведения, 30 окончить не успевших, но состоявших или даже поныне состоящих студентами высшей школы. Из остальных, 27 имеет законченное среднее образование, в том числе 14 окончило духовные семинарии. Шестеро учились в семинариях, но окончить не успело. 24 человека получили военное образование (нормальное или ускоренное, военного времени), 36 – участники войны.

3 . О сословном составе просителей администрация школы располагает особенно скудными данными. Тем не менее, о 18 просителях известно, что они из духовного звания, 16 – из дворян, 5 – из крестьян.

4 . Прошения поступали из разных мест: 31 из Парижа, 19 – из Югославии; 17 – из Франции (не считая Парижа, но включая Тунис); 8 – из Чехословакии; 4 – из Болгарии; Кроме того отдельные прошения (по одному, по два) поступали из следующих стран: Эстонии, Финляндии, Польши, Бельгии, Германии, Швеции, Турции.

5 . О 23 просителях известно, что они состояли членами христианских студенческих кружков.

Было бы большим заблуждением объяснять все это множество прошений, полученных из разных точек русского рассеяния, от людей разного возраста, разного происхождения, разного образования, исключительно заботою о материальном обеспечении. Личные беседы с подавшими прошения, введенные, как общее правило, везде, где это представлялось возможным, убеждали Митрополита Евлогия и администрацию школы в полной искренности огромного большинства просителей. О том же свидетельствуют наблюдения за деятельностью Христианских Студенческих Кружков, с которыми мы встречаемся по всем пунктам расселения русских беженцев. Как уже отмечено, до 25% общего числа просителей состояли членами кружков.

Русскому христианскому студенческому движению, посвящена в этом № особая статья, из нее видно, что кружки существуют всюду, где есть русская учащаяся молодежь: в Париже, в Праге, в Берлине, в Белграде, в Софии, в далекой Эстонии, в маленьких студенческих центрах, вроде Брно, Пшибрама, Загреба и в других городах. Видно из нее и то, что кружки эти разного типа; и что по-разному понимают кружки свои ближайшие деловые задачи и методы своей работы. Но конечная задача всегда одна – постижение глубины Православия, построение жизни на Православной основе. Руководители церковной жизни это поняли. Митрополит Антоний благословил работу Белградского кружка. Митрополит Евлогий принял на себя задачу организации Высшей богословской школы за границей, для того, чтобы дать подлинную духовную пищу нашей заграничной молодежи, взыскующей церковного просвещения и жаждущей отдать свои силы па служение Церкви. Эта молодежь выявила себя в кружках. Снизу это единство не видно. Часто в одном городе несколько кружков. Сознание взаимного различия порою доходит до острого антагонизма. Для Церкви этого различия не существует. Один из корней Парижской богословской школы уходит в недра студенческих кружков.

Духовная потребность, вызвавшая к жизни христианские студенческие кружки, может получить удовлетворение только в русской Православной богословской школе. Не говоря уже о богословских факультетах католических и протестантских, даже православные духовные школы в Румынии, Сербии, Болгарии и Греции потребности русской молодежи удовлетворить не могут. Это показал опыт. Русской православной молодежи нужна русская Богословская школа. И это касается не только русских беженцев. Это касается и тех православных русских, которые оказались подданными новых лимитрофных государств. Существующими духовными школами (только в Польше) потребность в духовном просвещении остается фактически неудовлетворенною.

Правда, открытие высшего духовно-учебного заведения все еще остается делом будущего: делом соборного церковного разума. Предварительные шаги уже сделаны. Митрополит Евлогий уже вошел в сношение по вопросу об организации Высшей Богословской Школы с нашими учеными иерархами и с представителями русской богословской науки, находящимися за границей.

Но есть другая задача: неотложная и разрешимая. Это – задача богословской подготовки. Ее неотложность вытекает из состава молодежи, ищущей духовного просвещения. Приведенные выше статистические данные ясно свидетельствуют,

что только небольшая часть просителей, прошедшая среднюю духовную школу, обладает подготовкою, достаточною для прохождения высшего богословского образования. Большинство осознавших свое влечение к богословским наукам пришло извне – чаще всего из интеллигенции, глубже и полнее – до последних выводов – пережив обращение интеллигенции к Церкви. Стоящие перед ними задачи подготовки – это неразрывные в своей взаимной связанности задачи подготовки учебной и подготовки воспитательной.

Сознание этой потребности и привело Митрополита Евлогия к решению открыть занятия пропедевтического (приготовительного) класса Православного Богословского Института. 30 (17) апреля Пропедевтический Класс приступил к работе. Его работа продлится до 1 октября с. г.. 1 октября администрация школы надеется создать условия, которые сделали бы возможным открытие 1 курса Института. В число студентов – стипендиатов I курса будут зачислены, в зависимости от числа вакансий, обнаружившие достаточные успехи слушатели Пропедевтического Класса и заслуживающие особого внимания сторонние просители из числа окончивших полный курс Духовных семинарий.

В слушатели Пропедевтического Класса принято девятнадцать человек; из них шестнадцать – студенты; трое – вольнослушатели. Большинство студентов (10) – в возрасте от 20 до 25 лет, пятеро – старше (до 33 лет), один – моложе (18 лет). Законченное высшее образование имеет один, четверо продолжают состоять студентами других высших учебных заведений. Восемь человек получили среднее образование в военно-учебных заведениях, трое окончили гражданскую среднюю школу. Девять человек состоят членами христианских кружков молодежи. Вольнослушатели все получили высшее образование: один – общее, двое – специальное (инженер, офицер генерального штаба). Последние двое – старше 50 лет. Кроме указанных девятнадцати слушателей, в Пропедевтический класс приняты еще четверо, приславшие прошения из-за границы (трое из Югославии, один из Константинополя).

В Пропедевтическом Классе преподаются следующие предметы: Священное Писание Ветхого Завета, (6 час. в неделю; предмет разделен между Епископом Вениамином и прот. С. Н. Булгаковыми), Священное Писание Нового Завета (4 часа в неделю: С. С. Безобразов); общая и русская церковная история (4 часа в неделю ); догматическое богословие (4 часа в неделю: прот. С. Н. Булгаков); нравственное богословие (1 час в неделю: Епископ Вениамин): литургика и каноника (4 часа в неделю он же; греческий язык (4 часа в неделю) С. С. Безобразов; латинский язык (3 часа в неделю) П. Е. Козалевский. Всего студенты имеют тридцать часов лекций в неделю, т. е. пять часов в день.

Во второй половине учебного периода возможно некоторое увеличение общего числа лекций для включения в учебный план краткого курса пропедевтики философской, возложенного, по постановлению Совета Класса, на профессора В. В. 3еньковского. Пропедевтические задачи класса требуют элементарной постановки преподавания и постоянной проверки успеваемости учащихся. Так, преподавание Священного Писания имеет целью усвоение его содержания в свете предания Церкви; по истории Церкви студенты должны познакомиться с основными фактами церковно-исторического прошлого. Для проверки знаний учащихся назначаются репетиции. Первая группа репетиции состоялась во второй половине июля. До 1-го октября намечаются еще два репетиционных срока.

Вторая задача Пропедевтического Класса, наряду с подготовкою учебною, есть подготовка воспитательная. Строго говоря, эти две задачи неразделимы. Специально-воспитательные задачи преследует весь строй жизни, установленный по плану инспектора Епископа Вениамина, рассмотренному в Совете Пропедевтического Класса и одобренному Митрополитом Евлогием, который сохранил за собою общее руководство классом, в качестве ректора. День студентов начинается в 6 час. утренею в храме Подворья. В 6 час. веч. все бывают у вечерни. Поют сами слушатели. В неделю св. Отец, 31 (18) мая, один из вольнослушателей посвящен в диаконы. За трапезой дежурный читает Житие. Отлучающиеся из Подворья испрашивают на то благословение Владыки-Инспектора. Послушания по церкви и школе несут сами студенты. Для распределения работы по храму, аудиториям, спальням и трапезной назначено четыре старших.

Учебно-воспитательные задачи Пропедевтического Класса не могут быть ограничены одним теперешним составом его слушателей. По условиям теперешнего времени, Богословский Институт, как высшее учебное заведение, тоже не может пройти мимо пропедевтических задач. При выработке постоянного устава будут приняты меры к созданию условий, которые благоприятствовали бы успешному их разрешению.

В нынешний первый год существования богословской школы необходимость ограничиться пропедевтикою вызвана крайним недостатком средств. Содержание каждого студента живущего в общежитии стоит около 300 фр. в месяц. Только три человека оказались в состоянии вносить эту плату; трое вносят половину, т. е. состоят на половинных стипендиях, двое платят четверть. Двое – приходящих. Увеличение числа стипендии является условием существования и развития богословской школы. Из 25 человек, принятых без стипендии, 21 должен был отказаться от мысли получить богословское образование. Опыт жизни русских беженцев за границею показал полную несовместимость тяжелого труда и продуктивного учения. Чуткие жертвователи начинают понимать особенную важность пожертвований именно на стипендии. Одно пожертвование заслуживает упоминания: стипендия студенту «Димитрию»: дар вдовы, посвященный памяти умершего мужа.

Стесненность материального положения отражается и на других сторонах жизни. Канцелярия, сводящаяся к одному секретарю, поглощенному преподаванием, не справляется с работою. Школа лишена необходимейших учебников. Библиотека в зачаточном состоянии и, тем не менее, целый ряд ценных предложений приходится оставлять без внимания, по невозможности произвести вызываемые ими затраты. Только при такой экономии оказывается возможным покрыть наличными средствами смету Класса, исчисленную с 1-го мая по 1 октября с. г. в сумме около 36.000 фр. Достойно упоминания, что при составлении этой сметы сознательно осталась неучтенного возможность непредвиденных расходов.

Таково настоящее. Экономическое положение очень трудно. Но оно было еще труднее, когда Митрополит Евлогий начинал дело Сергиевского Подворья, и трезвые практические люди считали это предприятие безнадежным.. Открытие Высшей Богословской Школы есть дело соборного церковного разума; но срок преднамечен – на 1 октября; и нужно строить экономическое основание. На что можно рассчитывать? Русские источники скудны и иссякают с каждым годом. Но расчеты на иностранцев имеют под собою основание. Посильную помощь уже оказали англичане. Они о6есщают ее и в дальнейшем. Но главные надежды по-прежнему обращены на д-ра Мотта. 30. IV он посетил Сергиевское подворье. Посещение его совпало с началом занятий Пропедевтического Класса. Немедленно после своего посещения он затребовал у администрации школы минимальную смету Богословского Института в порядке его последовательного развертывания. Эта смета была представлена. Она свела продолжительность курса к трем учебным годам, число профессоров по всем кафедрам – к восьми; ограничила расходы по всем статьям и только с особенным вниманием отнеслась к стипендиям, доведя их число до 20 в первый год существования Института; до 30 – во второй; до 40 – в третий и последующие годы. Ответ еще не получен.

За год совершено великое дело. В центре Европейской культуры на русской земле открыта русская православная богословская школа. Эта школа уже в настоящем виде скромного Пропедевтического Класса поднялась выше уровня среднего учебного заведения. И преподаватели, работники высшей школы, чувствуют себя призванными к величайшему творческому напряженно, и слушатели сознают себя студентами Высшего Учебного Заведения. Но это только первый шаг, пропедевтика к Богословскому Институту. Будет ли сделан второй? Верим, что будет. Все дело Сергиевского Подворья чудесно. Над русскою обителью Rue de Crimee с первого дня ее существования покров препод. Сергия, благостный лик преподобного встречает приходящих в Подворье. И помощь не оскудевает: братская помощь иностранцев во имя единения во Христе; помощь русских изгнанников на духовную школу в обители преподобного Сергия.

С. Безобразов.

Что о парижской семинарии: есть ли действительно опасность окатоличивания для православных студентов, обучающихся в инославной среде, или наоборот, они там только закалятся? Предлагаем вам посмотреть на семинарию своими глазами, послушать рассказ ректора и прожить два дня вместе со студентами:



Послушать рассказ ректора семинарии иеромонаха Александра (Синякова):


День в семинарии всегда начинается с литургии. Все студенты участвуют -- кто поет, кто читает, кто прислуживает в алтаре. Причащаются семинаристы часто, почти каждый день. Вечером служат только вечерню, но тоже ежедневно и присутствие всех семинаристов на ней обязательно


После службы завтрак и начало занятий


Днем между занятиями обед и небольшой перерыв - можно отдохнуть у себя в комнате...


...или погулять по семинарскому парку



И снова - учиться. Спевка - это тоже урок


Хотя после нее можно немного поиграть на гитаре


После занятий - вечерня


Семинарский храм



После службы - ужин. Но пока накрывают на стол, есть минутка, чтобы позвонить домой. Правда, не у всех есть такая возможность - звонок в Россию стоит дорого, а стипендию семинаристы не получают


Каждый день назначаются дежурные по кухне - они накрывают на стол. А готовит в семинарии повар или один из священников семинарского храма, который любит готовить и делает это для своего удовольствия


Звонок на ужин!


Семинарская трапеза не отличается большим разнообразием блюд: на обед - второе и багет, на ужин - суп и багет. Завтрак «европейский» - чай, кофе, багет с джемом. Столовая, как и вся семинария, рассчитана на 40 человек, пока студентов только 10, поэтому все они вместе со священниками умещаются за двумя столами


Дежурные за всеми моют посуду и готовят бутерброды на завтра


Вечером в коридорах и проходных комнатах не включают свет - экономят. Горят только аварийные надписи "sortie" -- "выход", отчего семинария, со своими длинными переходами и лестничными пролетами становится похожа на подводную лодку.


После ужина - свободное время. Можно самостоятельно заниматься французским, можно написать письма домой или посмотреть фотографии. Wi-fi доступ есть у всех студентов. Но кто-то уходит к себе в комнату, например, писать икону


Ночь в семинарии начинается поздно и быстро заканчивается


У каждого студента своя отдельная комната, с умывальником, шкафом и письменным столом - не всякая семинария может похвастаться такими условиями!


Такая магнитная табличка прибита на каждую дверь - они остались от католического женского монастыря, бывшего здесь раньше. Если семинарист отлучился из своей комнаты - он может оповестить об этом своих потенциальных гостей или куратора


Три дня в неделю (в понедельник, вторник и среду) занятия проходят в семнарии, а в четверг и пятницу - в Париже. В такие дни после литургии семинаристы отправляются на станцию


Путь от семинарии до железнодорожной станци занимает 25 минут пешком - по живописным улочкам провинциального городка. Мужчины в странных длинных одеждах в Эпине-су-Сенар никого не удивляют, так как кроме православной семинарии в городе расположены большая еврейская община, католические монастырь и богадельня


Дорога на поезде до Парижа занимает около 30 минут. Все транспортные расходы студентов семинария берет на себя. В поезде большая часть студентов тут же засыпают, все-таки день обычно начинается очень рано, а заканчивается очень поздно. Но некоторые энтузиасты пытаются читать учебники и в пути


В Париже семинаристы занимаются в двух университетах - в Сорбонне (на фото вверху) и в Католическом университете. Они находятся друг от друга на расстоянии пешей прогулки через Люксембургский сад


Денег на кафе у ребят нет. Поэтому они обедают на скамеечках в Люксембургском саду багетами с сайрой или с тунцом, которые привозят с собой. Очень скоро вокруг начинают кружить чайки и выпрашивать хлеб! Перерыв между занятиями в Сорбонне и в Католическом университете около часа, за это время ребята успевают пообедать и прогулочным шагом добраться до второго университета


Католический университет


Все занятия проходят на французском, поэтому большая часть семинаристов, никогда раньше этот язык не изучавших, не понимают ни одного слова из лекции. Поэтому все они заняты своими занятиями -- кто чем. Кто-то играет в телефон, кто-то читает книгу, кто-то пытается переводить тезисы лекции со словарем (тезисы каждой лекции преподаватель раздает на листочках до начала занятия). После лекции или в перерыве семинаристы делятся друг с другом впечатлениями от занятия, уговаривают своих франкоязычных сокурсников объяснить о чем говорил преподаватель. Отец Александр, ректор семинарии, убеждает ребят, что это необходимый период адаптации, через год они все будут понимать и заговорят - поэтому в этом году никто из семинаристов не сдает экзамены. Первый год - подготовительный.


Первые искушения

8 января 2010 года бывший студент парижской семинарии Андрей Серебрич (на фото вверху второй слева) опубликовал в интернете открытое письмо, в котором обвинил руководство семинарии в недостаточно критическом отношении к западной традиции. Инославное окружение, обучение в Католическом институте -- все это дало основание Андрею заподозрить "неладное". В своем письме он утверждает, что семинаристов лишают возможности посещать православный приход в Париже, принуждают целовать руку католическим священникам и брать у них благословение, навязывают "явно неправославные учения и воззрения" которые "преподаются как неоспоримые". В пример Андрей приводит учение о filioque, относительного которого, как он понял из занятий по догматике, у Православной Церкви "нет однозначного мнения". Недавно из семинарии был отчислен один из студентов -- Георгий Арутюнов. Андрей Серебрич утверждает, что поводом для этого послужило бескомпромиссное отстаивание Георгием православной позиции.
Ректор семинарии опровергает обвинения Андрея Серебрича, как не соответствующие действительности. "Никто никогда не заставлял студентов семинарии целовать руки католическим епископам, а тем более брать у них благословение. Кстати, я не видел, чтобы хоть кто-то из них это делал, -- пишет в частности о. Александр (Синяков) в ответном письме. -- Обвинение в том, что в семинарии якобы проповедуется учение о filioque безосновательно. В смущение Андрея Серебрича привело то, что, комментируя трактат святителя Василия Великого "О Духе Святом", я указывал на отрывок, на который ссылаются в своем учении католики. Однако мне также приходилось указывать на отрывки Священного Писания, на которых основываются ариане и в этой ереси меня еще не обвинили. Студент Георгий Арутюнов был исключен из семинарии указом архиепископа Корсунского Иннокентия от 1 декабря 2009 г. по просьбе большинства преподавателей семинарии за провокационную деятельность. Причем этот студент до сих пор живет в семинарии со своей семьей: Владыка Иннокентий разрешил ему остаться до 15 апреля".
Канцлер семинарии архиепископ Корсунский Иннокентий, комментируя открытое письмо, процитировал слова Евангелия от Луки (12:1): "берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие" и с сожалением заметил, что "этот поступок -- типичный пример ревности не по разуму и незрелости. Наш долг строго держаться православной традиции -- нельзя впадать ни в радикальное "фарисейство", как в случае с Андреем, но и ни в либеральное "саддукейство". И то, и другое Господь осуждает в Священном Писании".
"Гарантией "неокатоличивания" в инославной среде является твердая вера самих студентов и преданность матери-Церкви. Человек действительно преданный своей Церкви не будет бояться встречи с представителями других конфесссий и с секулярным миром, особенно живя в православном окружении, как в нашей семинарии, -- считает ректор. -- Как бы мы ни относились к католикам, в современном мире мы не можем избежать встреч с ними. Объективное знание учения других христианских Церквей очень полезно как в пастырском служении на Западе, так и в межхристианском и межрелигиозном диалоге".


Отец Григорий Приходько - католический священник, преподает семинаристам латынь и сравнительную литургику. Послушать его собственный рассказ о том как он это делает:

Можно ли жить в католическом окружении и не подпасть под влияние католицизма? Своим опытом делятся протоиерей Николай Озолин, настоятель Спасо-Кижского патриаршего подворья в г. Петрозаводске, иерей Андрей Кордочкин, настоятель храма Рождества Христова в г.Мадриде и игумен Арсений (Соколов), настоятель Всехсвятского прихода в Лиссабоне, Португалия:

Протоиерей Николай Озолин (родился, вырос и получил образование во Франции) : Попасть во Францию совсем не значит попасть в католическую среду. Французское общество воспринимает себя как постхристианское, основанное исключительно на светских гуманистических принципах, так что опасности "окатоличивания" для студентов там нет. Исповедовать Христа в современной Франции -- это большой подвиг, гораздо больший, чем сегодня быть христианином в России, и если молодой человек будет честен с собою и верен своей традиции, его всегда будут уважать в католической среде, именно как носителя православной традиции. О Православии в Европе знают довольно мало, в том числе и среди католиков. Так что познакомиться с ним из первых рук им самим будет очень интересно.

Иерей Андрей Кордочкин, настоятель Христорождественского прихода в Мадриде. Испания:
Можно ли жить в католическом окружении и не «окатоличиться»? Чтобы ответить на этот вопрос, мне придется вспомнить себя шестнадцатилетним.
Первые шаги в Церкви я начал делать в родном Петербурге. Александро-Невская Лавра, храм Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади. Затем во мне возникло желание поступать в семинарию, я планировал уехать на учебу в Америку; мне хотелось получить опыт церковной жизни, не искалеченной советским режимом. Но Господь судил иначе – меня пригласили на три месяца в бенедиктинскую школу-интернат на севере Англии. У монастыря есть свой колледж в Оксфорде, где обучаются около 30 студентов – монахи и миряне. Я приехал в этот колледж на несколько дней, и получил приглашение получить университетское образование в Оксфорде. Правда, для этого мне необходимо было, по окончании школы в России, вернуться на год в ту же школу-интернат. Отец Генри, директор колледжа, посоветовал встретиться с епископом Диоклийским Каллистом, крупнейшим специалистом по патрологии в университете. «И еще», сказал о. Генри, «здесь есть один студент из России, тебе стоит увидеться с ним. Он пишет диссертацию с владыкой Каллистом, его зовут отец Иларион Алфеев». Эти две встречи укрепили мое решение остаться на учебу в Англии. Не могу сказать, что решение далось мне просто: в полях Северного Йоркшира мне казалось, что все самое важное – Церковь, семья, друзья, – осталось в Питере, а я оказался в Англии выключенным из жизни – надолго или навсегда.
И тогда я впервые начал молиться всерьез.
...У каждого православного человека есть опыт первого близкого соприкосновения с монашеской жизнью. Троице-Сергиева Лавра, Оптина Пустынь, Валаам. Я же вспоминаю небольшой монастырь в сорока милях от школы, недалеко от города Уитби. Деревенские автобусы, дорога чрез поля, холодный ветер – море совсем рядом! Вот и монастырь; если не увидеть крест на карнизе, можно и не догадаться, что это не просто обычная ферма, из которой он и возник. В одном крыле монастыря жила старенькая русская монахиня, мать Фекла, в другой – архимандрит Ефрем, пожилой англичанин, когда-то принявший монашество на Афоне. За монастырем – могила матери Марии, швейцарки, основательницы монастыря. В монастыре холодно, особенно зимой. Небольшой храм, всего несколько человек на воскресной Литургии. Монастырь давал мне силу, я чувствовал себя православным человеком, я понимал, что я не один.

Кроме монастыря, были приезды в Оксфорд, и богослужения в православном храме на улице Кэнтербери. Два епископа, греческий и русский, теплые и личные отношения с ними, чай для всех прихожан после Литургии, – после церковного Петербурга многое было в диковинку. В течении еще трех лет учебы в Оксфорде я регулярно ходил в этот храм, некоторое время живя через дорогу от него.
Затем – год в Лондоне. От Ноттинг Хилл Гейт, где я жил, пешком вдоль Гайд Парка до иезуитского Хитроп Колледжа, где я учился – минут двадцать. А если идти пешком через парк – Успенский собор. Воскресенье. Вот митрополит Антоний, как обычно, подходит к престолу, выходя из своей квартирки за алтарем. «Blessed is the Kingdom…»

Таким образом, в течении пяти лет я жил и учился в католическом окружении, четыре года с бенедиктинцами, и год – с иезуитами. При этом, я не только не «окатоличился», а напротив, именно в эти годы, как мне ясно сейчас, я сформировался как православный человек, который желает посвятить жизнь служению Церкви Христовой. Для думающего человека пребывать в чужой традиции – стимул глубже осмыслить свою. Но что значит «чужой»? Ведь жизнь в католической Церкви не сводится к обсуждению filioque и примата Папы. Я вспоминаю, как отец Генри в Оксфорде за каждым ужином прислуживал за столом студентам и гостям. «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою»; такой подход к жизни мне куда ближе, чем чинопочитание и обслуживание собственного авторитета как основная форма отношений с окружающим миром, которая в Церкви выглядит особенно нелепо. Близкое знакомство с Западом не позволяет отмахнуться от важных вопросов о сути христианства; если в реальной жизни католики оказываются непохожими на тевтонских рыцарей из фильма «Александр Невский», приходится думать своей головой, не опираясь на привычные православному сознанию образы.

Конечно, можно занять позицию полной изоляции по отношению к католическому миру, разделить вселенную на «своих» и «чужих», адаптируя к квазиправославному мировоззрению советские страхи «мировой закулисы» с непременным филиалом в Ватикане. Можно запретить студентам, готовящимся к принятию священства, учиться на западе. Однако митрополит Иларион (Алфеев) когда-то справедливо заметил: «В Русской Церкви... существует паническая боязнь всего западного, всего инославного и иностранного. Руководство наших духовных учебных заведений не любит посылать людей учиться заграницу, в особенности на Запад, из страха, что студенты там «окатоличатся». Но какова цена Православия, если оно «окатоличится» при первой же встрече с Западом? Если студенты «окатоличатся», виноваты в этом прежде всего преподаватели православных духовных школ: это они не сумели воспитать студентов в православном духе. Приведу простой пример. Среди украинских священников, которые в последние годы перешли в униатство, есть немало выпускников российских духовных школ. Их никто не посылал на Запад, воспитывали их в духе непримиримости и фанатизма, а вот - они взяли и «окатоличились»! Значит, проблема не в том, что мы пошлем студентов учиться куда-то не туда, а в том, что мы сами их учим чему-то не тому».

Едва ли от знакомства с другими людьми человек может стать беднее. «Окатоличиться», или же, наоборот, занять непримиримую фанатичную позицию по отношению к католическому миру, может лишь человек, страдающий от невежества. Поэтому я благодарю Бога за тот опыт, который Он мне дал, и я уверен, что человек, у которого есть вдумчивое и глубокое отношение к своей вере и любовь к Православию, не откажется от него никогда.

Тем, кто едет учиться на Запад – богословию и не только – могу сказать: это драгоценный опыт. Иногда полезно оказаться за пределами Родины и увидеть ее со стороны, чтобы понять процессы, происходящие дома. Западная система образования стимулирует самостоятельное мышление, умение анализировать информацию, способность убеждать собеседника четкими, ясными аргументами. Уважение к собеседнику, культура общения – не добродетель, а норма в Западном обществе. Великобритания в этом отношении является особенной страной. У нас зачастую презрительно относятся к этимкачествам, обвиняя Запад в подмене "духовности" "воспитанностью". Но когда заявка на духовность сочетается с хамством, с унизительным отношениям к людям, едва ли ее можно воспринять всерьез. Вспоминается, как архимандрит Софроний Сахаров, ученик прп. Силуана Афонского, описывал в одном из писем, какое сильное впечатление на него произвели присущие англичанам чувство такта и уважения к другим людям.
Православная жизнь в диаспоре зачастую отличается от привычных нам форм, и здесь есть чему научиться – открытости миру, готовности людей, многие из которых прошли нелегкий путь к Православию, «дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3.15) тем, кто еще делает первые шаги в храме. То, что русским людям вначале кажется лишь связью с Родиной, оказывается несравненно бóльшим; именно в Церкви нам даруется небесная Родина, которую богослужение называет «вожделенным отечеством».

Игумен Арсений (Соколов), настоятель Всехсвятского прихода в Лиссабоне, Португалия:
Открытию в Париже православной семинарии можно лишь порадоваться. Париж был когда-то славен своей богословской школой. Но ведь богословским школам свойственно рождаться и умирать. Свято-Сергиевский институт, увы, почти весь остался в прошлом. Новое время требует новых решений. Парижская семинария, будем надеяться, станет со временем не только передовой богословской школой, но и очень важной площадкой для диалога Православия с западным христианским миром и с западноевропейским обществом. Это необходимо для консолидации здоровых церковных сил Европы в противостоянии секуляризации, здесь мы с римо-католиками естественные союзники.
Опасения, что, дескать, студенты семинарии могут подпасть под католическое влияние и "окатоличиться", совершенно пусты. Второй десяток лет несу церковное служение в Европе - в Италии, в Испании, в Португалии - и нигде никогда слыхом не слыхивал ни о каком переходе в католичество наших студентов. В католичество переходят как раз те, кто никуда не ездит и не учится, например православные верующие западных областей Украины. А вот те, кто не боится диалога с Западом, во встечах с ним лишь ещё крепче утверждается в верности Православию, в верности своей матери-Церкви. Так что, опасения, к счастью, беспочвенны.
От нашей лиссабонской общины поступил в Парижскую семинарию один молодой человек. Поскольку у него уже есть семья и трое малых детей, учится он на экстернате, что предполагает поездки на сессию четырежды в год. Он, брат Валентин - наша первая португальская ласточка. Надеюсь, в будущем и другие молодые люди и девушки из наших португальских общин возревнуют о получении богословского образования. Им теперь не надо будет ехать в Россию или на Украину. Прямо здесь, в Европе, они смогут получать богословское образование. Поэтому, открытие Парижской семинарии не может не радовать.

Текст и фото: Екатерина СТЕПАНОВА

Высокопреосвященнейшему ИЛАРИОНУ,
архиепископу Волоколамскому;
Высокопреосвященнейшему ИННОКЕНТИЮ,
архиепископу Корсунскому;
Высокопреосвященнейшему ЕВГЕНИЮ,
архиепископу Верейскому;
иеромонаху Александру (Синякову);
ректору Русской Духовной Семинарии во Франции;
преподавателям и студентам
Русской Духовной Семинарии во Франции
от
студента Русской Духовной Семинарии во Франции
Серебрича Андрея Александровича

Я, Серебрич Андрей Александрович, студент Русской духовной семинарии во Франции, не могу продолжать свое обучение в Русской духовной семинарии во Франции по следующим причинам:

Проучившись почти три месяца в семинарии с 8.10.09‐22.12.09, я увидел, что со стороны руководства семинарии с одной стороны происходит навязывание учащимся явно неправославных учений и воззрений , а с другой стороны - обман по отношению к студентам семинарии.

Не могу разделять догматические взгляды руководства семинарии, которые преподаются как неоспоримые, и не терпят возражений:

1. Ректор семинарии иеромонах Александр (Синяков), на одном из уроков догматического богословия, которое он ведет, заявил, что католическая церковь в своем учении о filioque опирается на трактат св. Василия Великого "О Святом Духе" (хотя при разборе текста это никак не следует), а на вопрос семинаристов, какая же православная позиция по данному вопросу, ректор ответил, что у православных нет никакой позиции , и вообще нет разницы, как читать Символ веры ‐ с filioque или без .

Но в действительности у православных есть позиция по этому вопросу, её выражал, например, святитель Григорий Палама, когда говорил католикам: "Мы не примем вас в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Святой исходит и от Сына", она была выражена и на Контантинопльском Соборе 1583 г., когда было постановлено, что "тот, кто, не исповедует сердцем и устами, что… Святой Дух ипостасно исходит только от Отца… да будет анафема ", её выражает и Послание Восточных Патриархов о православной вере от 1848 г., говоря, что "единая, святая, соборная и Апостольская Церковь, следуя святым Отцам восточным и западным, как древле, так и ныне вновь возвещает соборно, что cиe нововведенное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, еретики… составляющиеся из них общества суть общества еретические, и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад соборной Церкви - беззаконно".

2. В другой раз на очередном уроке догматики обсуждался вопрос исторической подлинности праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Данный вопрос возник после посещения нами очередной лекции в Парижском Католическом Университете, в котором мы, семинаристы, также проходим обучение. Отец ректор, вслед за преподавателем этого университета Yves‐Marie Blanchard, утверждал, что факт Введения во храм Пресвятой Богородицы неисторичен, данный праздник не имеет исторического обоснования и носит лишь символический характер , что противоречит православной традиции. При этом, отец ректор преподносил эти данные не как версию, а как истинное положение дел, о чем говорят mp3‐записи его лекций.

Также не могу принять правила поведения в семинарии для студентов. Признавая, что строя отношения с представителями католической церкви, необходимо руководствоваться соответствующей главой Основ социальной концепции Русской православной церкви, тем не менее, некоторые действия руководства семинарии вызывали немалое смущение:

1. Распоряжения о необходимости брать благословение у католических епископов и целовать им руки , тогда как 32 правило Лаодикийского собора говорит, что "не подобает от еретиков принимать благословения". К этому же можно отнести и тот факт, что на одном из приемов в нашей семинарии трапезу благословлял католический епископ , приглашённый ректором.

2. Перед занятиями вместе с католиками возносится молитва "Царю Небесный" , тогда как 33 правило Лаодикийского собора говорит, что "не подобает молиться с еретиком или отщепенцем", так же и на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 г. принято, что при общении с инославными "наша Церковь не приемлет попыток "смешения вер", совместных молитвенных действий, искусственно соединяющих конфессиональные или религиозные традиции" ("О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви", 36).

3. При том, что жизнь семинаристов проходит в постоянном соприкосновении и диалоге с католиками (они есть среди преподавателей, некоторые лекции для семинаристов проходят в католическом университете), возбраняется свидетельствовать католикам о Православии , под тем предлогом, что у них, якобы "все в порядке с вероучением".

Однако святые отцы учат, что у католиков далеко не всё в порядке с вероучением: "Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики" (свт. Марк Ефесский), латинство откололось от Церкви и "пало... в бездну ересей и заблуждений... и лежит в них без всякой надежды восстания" (прп. Паисий (Величковский)) "со времени разлучения этой церкви от Восточной и отпадения ее в гибельную тьму ересей" (свт. Игнатий (Брянчанинов)), "Римская церковь давно уклонилась в ересь и нововведение" (прп. Амвросий Оптинский).

А запрет проповедовать католикам вступает в явное противоречие с решением того же Архиерейского Собора 2008 г., определившего, что "участие Русской Православной Церкви в межхристианском и межрелигиозном диалоге ведется ради свидетельства об истине Святого Православия " ("О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви", 35).

4. Вызывает недоумение высказывания ректора против того, чтобы мы посещали православные места Парижа, в особенности храм Трех Святителей в Париже.

5. Также произвело смущение прозвучавшее перед каникулами распоряжение о необходимости семинаристам 7 января, на православное Рождество, в обычном порядке ехать на занятия в Парижский университет, поскольку, будто бы, если мы не поедем на занятия, то "братья‐католики" этого не поймут и на нас обидятся . Насколько я знаю, по православной традиции это считается неуважением к церковному празднику, и вряд ли в какой‐либо ещё семинарии нашей Церкви учились и работали на Рождество!

6. Одного из наших студентов выгнали из семинарии просто за инакомыслие. Георгий Арутюнов, так зовут студента, был принят в семинарию как и прочие студенты, занимался со всеми, был активным на занятиях, задавал вопросы, при чем всегда отстаивал православную позицию, никого лично не оскорблял. Тем не менее, его выгнали просто за то, что его воззрения не совпадали с позицией ректора. Не было никакого заседания дисциплинарного совета семинарии, который бы рассматривал его дело, никакого официального обвинения, никакой возможности оправдания - просто сказали, что он больше не студент и все. Другим же студентам, неофициально, в устной форме, запретили с ним даже общаться. Получается, что каждый, кто будет иметь свою точку зрения на тот или иной вопрос, отличную от позиции отца ректора и будет открыто ее отстаивать - будет изгнан .

Мы, когда ехали учиться в семинарию, думали, что эта семинария будет светом православия для западноевропейского католического и протестантского мира, местом проповеди православных ценностей для секулярного европейского общества. К сожалению, семинария на данный момент не является ни в вероучительных, ни в дисциплинарных, ни в житейско‐бытовых вопросах местом православного свидетельства.

В виду всего вышесказанного, считаю продолжение своего обучения в семинарии недушеполезным и потому неприемлемым. Претензий личного характера к руководству семинарии не имею.

8.01.2010 г.
Серебрич А.А.


Неправославные воззрения ректора Русской духовной семинарии РПЦ МП в Париже иеромонаха Александра (Синякова) "логически проистекают из идеи, утверждаемой владыкой Иларионом (Алфеевым) , что Поместной Церковью в странах Европы является Римская Церковь", заявил известный французский православный богослов, клирик Сербского патриархата Жан-Клод Ларше. Как сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru", это заявление содержится в рецензии Ларше на изданный во Франции сборник "Евхаристическая экклезиология", опубликованной на сайте "Orthodoxie".

В своей рецензии Жан-Клод Ларше, в частности, критикует богословскую позицию митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), фактически признающего примат Римского епископа во Вселенской Церкви.

По мнению французского богослова, скандал, связанный с высказываниями и действиями ректора семинарии РПЦ МП, свидетельствует о "такой же сомнительности" экклезиологии Московского патриархата , какая присуща и экклезиологии Константинопольского патриархата, активно практикующего молитвенное общение с Римско-Католической Церковью. Взгляды иеромонаха Александра и архиепископа Илариона Жан-Клод Ларше называет "униатскими", воздерживаясь, впрочем, от прямого утверждения, что таких же взглядов придерживается и нынешний предстоятель РПЦ МП .

Дата создания: 2009 г. Описание:

Русская православная семинария во Франции, расположенная в г. Эпине-су-Сенар в предместье Парижа, была основана в 2009 г. и является частным учебным заведением Русской Православной Церкви, готовящим будущих священнослужителей.

Решением Священного Синода от 27 декабря 2015 г. () семинария была переименована в Духовно-образовательный центр имени преподобной Женевьевы Парижской при . Учитывая, что во Франции и в ряде других стран наименование «семинария» применяется к учреждениям подобного рода, за Духовно-образовательным центром сохранено право использовать наименование «семинария» на территории этих стран.

Семинария обучает две категории православных священнослужителей: будущих преподавателей православных духовных учебных заведений, направленных руководством своей школы и желающих получить высшее европейское образование в области богословия, философии, классических языков, патристики; будущих клириков зарубежных православных приходов.

Семинария является специализированным учебным заведением, нацеленным исключительно на образование будущих пастырей Православной Церкви, под руководством Священноначалия и согласно принятым в Московском Патриархате нормам.

Семинария не предлагает собственной программы обучения. Она является центром по организации обучения православных студентов в высших учебных заведениях Парижа. Главной задачей семинарии является обеспечение учащихся жильем и питанием, а также духовным воспитанием и богослужебной практикой.

Студенты, не владеющие французским языком, могут посвятить первый год пребывания в семинарии его изучению.

Учащиеся семинарии обязательно записаны на общих основаниях в светском или частном (православном или католическом) университете, где проходят полный курс бакалавриата или магистратуры (возможно также остаться продолжить докторскую работу). В самой семинарии они получают дополнение в виде нескольких еженедельных занятий и лекций с приглашенными преподавателями.

За распределение выпускников семинарии отвечает специальная комиссия, учрежденная Святейшим Патриархом Кириллом. Состав комиссии: председатель Русской Православной Церкви, руководитель , правящий архиерей и ректор Парижской семинарии. По результатам каждого учебного года комиссия принимает решение о распределении выпускников Парижской православной семинарии и представляет его на утверждение Святейшего Патриарха.

Страна: Франция Адрес: Séminaire orthodoxe russe - 4, rue Sainte-Geneviève - 91860, Épinay-sous-Sénart, France Телефон: +33 9 66 84 04 87 Web-сайт:
Loading...Loading...