Страничка календаря памятных дат посвященная андрею боголюбскому. Андрей боголюбский и празднование покрова пресвятой богородицы

Богата земля русская талантливыми, умными людьми, опередившими свой век в развитии и стремлении к благим установлениям на территории Киевской Руси и государства Российского. Множество духовных столпов православной веры, подвижники, мученики и праведники, осветившие своею жизнью по Заповедям Божьим тьму идолопоклонства, язычества, даровавшие нам свою благодатную помощь и заступление перед Господом Богом, молящиеся на небесах за свое земное отечество и чад православной церкви, доныне служат примером благочестия, праведности и несгибаемого характера перед лицом врагов Церкви.

Одним из таких великих людей своего времени является святой благоверный Андрей Боголюбский, день памяти которого приходится на 17 июля.

Родословная

В 12 веке в Киевской Руси у власти уже была Князь Андрей Боголюбский является прямым потомком Мономаха, его внуком. Отцом же будущего святого был а матерью - дочь половецкого хана, княжна.

Начало пути

С юных лет князь Андрей Боголюбский, день памяти которого приходится на 17 июля, принимал участие в управлении Суздальским княжеством, помогая своему отцу решать сложные вопросы и проблемы мирным путем. После перехода под власть его отца, князь Андрей отправляется в Вышгород на княжение, при этом участвует активно в боевых походах, храбро сражается с неприятелями.

Истоки идеи о новой государственности

В тот период времени в Киевской Руси власть передавалась из поколения в поколение по старшинству. Так, самый старший мужчина в роду правил Киевом, а его дети, братья и сыновья занимали иные княжества. Когда умирал старший человек в роду, его место занимал второй по старшинству член рода, а все остальные князья переезжали в другой город и правили там до тех пор, пока жив старший брат.

Такая система наследования княжеского престола назвалась лествичным правом. Она была очень неудобна в плане необходимости несколько раз в течение жизни менять место жительства. Но самое главное было даже не в этом. Отношение князей к людям, проживающим на территории, которой они управляли, строилось преимущественно на потребительской основе. Вне зависимости от того, как вел себя князь в той или иной вотчине, он знал, что со смертью старшего в роду вся система управления сместится, и он получит более богатые земли.

С ранней молодости князь видел распри, возникающие между родственниками в борьбе за власть в богатых княжествах, спорах за первоочередность наследования лучших земель.

Княжение во Владимиро-Суздальских землях

Большая часть жизни князя проходит во Владимиро-Суздальских землях. Он правит ими до перехода на Киевский престол.

Воплощение идеи новой государственности

В это время он выстраивает модель основанного на ответственности перед народом, любви и уважении к ближним, нищей братии и неимущим людям. Святой благоверный Андрей Боголюбский, день памяти которого приходится на 17 июля, отличался мудрым и справедливым правлением, развивал торговлю и государственные институты власти. После кончины отца занимает его место в Киеве в 1169-1175 гг.

Праведная жизнь

В период правления Киевским княжеством Андрею Боголюбскому пришлось столкнуться с открытой враждой родственников, желавших отнять у него богатые Киевские земли, поэтому он тайно покинул престольный град с образом Пресвятой Богородицы, подаренным его отцу, Юрию Долгорукому, Константинопольским патриархом. Этот образ хранился в Вышгороде, в родовом имении святой равноапостольной княгини российской Ольги.

Этому обстоятельству предшествовали удивительные события. Видя бесконечные распри между русскими князьями, Андрей Боголюбский (поминают 17 июля) усердно молился Пречистой Богородице. Несколько раз эту икону находили висящей в воздухе, приглашающей отправиться в путь. Князю Андрею больше других нравились северо-восточные земли Киевской Руси. Туда он и направил свой путь. Чудесным образом на средине дороги кони стали, не желая двигаться ни вперед, ни назад. После отслуженного молебна князю Андрею явилась Пресвятая Богородица, повелевшая на этом месте выстроить храм и монашескую обитель. Князь тут же отреагировал на повеление, заложил белокаменный храм и заказал иконописцам написать образ Пречистой Богородицы в том виде, в котором она явилась ему. Так появился образ Боголюбской Божией Матери. После явления Пресвятой Богородицы кони смогли продолжить свой путь и доставили князя во Владимир, который Андрей Боголюбский решил сделать северной столицей Руси.

Святой благоверный Андрей Боголюбский (день памяти 17 июля) унаследовал от деда Владимира Мономаха глубокую сосредоточенность в молитве и духовной жизни, любовь и прилежание к церковным службам, привычку постоянно сверять свою жизнь со Священным Писанием, во всяком деле с молитвой обращаться к Господу Богу и заступничеству святых. Отличающийся с юности особым устремлением к праведной жизни, он был милостивым правителем. В те времена разрозненные княжества в южных землях Руси часто страдали от нападений орд кочевников, разорявших деревни, сметавших всё на своем пути, от разгулов княжеских дружин, которые грабили и притесняли крестьян. Поэтому всё больше измученных, голодных людей, лишенных крова, одежды, еды и питья, тянулось в более спокойные земли. Князь Андрей Боголюбский принимал всех с любовью и радостью, наделял землями, был щедр на милостыню. Благодаря богатым пожертвованиям монастырям, церквям и неимущим людям Андрей Боголюбский, день памяти которого Православная Церковь отмечает 17 июля, снискал их любовь, уважение и преданность. На период правления князя приходится установление доныне горячо любимого и почитаемого простым народом церковного праздника - Покрова Пресвятой Богородицы.

Особо трудился князь над просвещением в православной вере русского народа, обращал в православие иноверцев - булгар, стремился разрушить укоренившиеся в народе языческие традиции. Его трудами были открыты новые православные школы, развивалось иконописное мастерство. День памяти Андрея Боголюбского - повод вспомнить о развитии православия на Владимиро-Суздальских землях, которое сплачивало народ и постепенно все глубже входило в быт населения. Так, северо-восточные земли Киевской Руси превратились в центр духовного просвещения и нового государственного строя. День памяти Андрея Боголюбского - здесь особо почитаемый праздник.

Основатель русских городов

На месте чудесного явления Пресвятой Богородицы на пути во Владимир князь основал город, называемый Боголюбово. Кроме него, князем было основано еще несколько городов: Дмитров, Конятин и Кострома.

Строительство церквей и соборов

Всего за время правления Андрея Боголюбского по его распоряжению было воздвигнуто более 30 храмов. Одним из них является грандиозный в котором хранится чудотворный образ Богородицы, названный Владимирским. До настоящего времени он считается великой святыней всего русского народа, так долго, тщательно с любовью собираемого князем в одно великое государство, сплоченное православной верой. День памяти Андрея Боголюбского чтят и в храме на Золотых воротах, и в церкви Спаса во Владимире, которые тоже были основаны им.

Кончина князя

После казни жены Андрея Боголюбского, ее братья, желая отомстить, вступили в заговор со слугами княжеского двора. Всего собралось 16 человек. В день предполагаемого убийства один из княжеских слуг тайно вынес из покоев князя меч, постоянно хранившийся там. Напившись вина для храбрости, вечером того же дня заговорщики ворвались в палаты князя, перебили всю охрану и, выбив дверь в покои правителя, набросились на него безоружного с мечами и копьями, стали резать и колоть его. После недолгого сопротивления обессиленный и израненный князь упал на пол. Убийцы решили, что он мертв, и поспешили покинуть княжеские палаты, но князь был еще жив. Он начал звать на помощь охрану. Услышав крики и стоны, заговорщики вернулись и закончили своё черное дело. Тело князя вытащили из покоев и бросили в огород. Только на следующий день преданный слуга князя Косьма отыскал бездыханное тело и, прикрыв ковром, отнес в притвор Успенского собора.

В день похорон проститься с ним пришло несметное число горько плакавших крестьян и простого люда, которому успел чем-либо помочь благочестивый князь.

День памяти Андрея Боголюбского приходится на 4 июля по старому стилю и 17 по новому. В этот день, по преданию, проходили похороны князя.

Совпадение исторических событий

Так прожил свою безгрешную богоугодную жизнь святой благоверный Андрей Боголюбский. Когда день памяти этого святого, легко запомнить. Он совпадает с празднованием памяти святых Царственных страстотерпцев - семьи последнего русского государя из династии Романовых - Николая II. Здесь прослеживаются две исторические параллели:

  • оба они придерживались истинно христианской жизни, доверяя себя, свою семью и страну воле Господа Бога;
  • оба стремились к созданию могущественного государства, управление которым строится на ответственности первого лица государства (князя, государя) перед всем народом и Господом Богом;
  • оба снискали любовь и уважение тех, чьи жизненные устои, ценности совпадали с их личными;
  • оба стали жертвой заговора людей завистливых, недовольных распространением влияния, могуществом и силой их власти, богатством Владимиро-Суздальского княжества и Российской империи;
  • в обоих случаях святые подвижники приняли мученическую кончину: от рук большевиков последний российский император Николай Александрович и от рук родственников жены и домашних слуг Андрей Боголюбский; когда день памяти того и другого святого совпадает, так это 17 июля по новому стилю и 4 июля по старому.

Заключение

Вся жизнь князя Андрея Боголюбского была исполнена любви к Богу и людям, милосердия и сострадательности к ближним, полна устремления объединить земли Киевской Руси под руководством одного государя, развить и укрепить государственность.

Андрей Боголюбский (поминают 17 июля по православному календарю) удостоен прославления Православной Церковью как святой, чья жизнь была чиста и праведна перед лицом Господа Бога, поэтому и назван он Боголюбским.

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1110-1174), внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны (в святом Крещении Марии), еще в юности был назван Боголюбским за постоянно присущее ему глубокое молитвенное внимание, прилежание к церковным службам и "утаенных молитв к Богу присвоение". От деда, Владимира Мономаха, внук унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к Слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни.

Храбрый воин (Андрей - означает "мужественный"), участник многих походов своего воинственного отца, не раз в сражениях был он близок к смерти. Но каждый раз Промысл Божий незримо спасал князя-молитвенника. Так, 8 февраля 1150 года в битве под Луцком святой Андрей был спасен от копья немецкого наемника молитвой к великомученику Феодору Стратилату, чья память совершалась в тот день.

Вместе с тем летописцы подчеркивают миротворческий дар святого Андрея, редкий в князьях и полководцах того сурового времени. Сочетание воинской доблести с миролюбием и милосердием, великого смирения с неукротимой ревностью о Церкви было в высшей степени присуще князю Андрею. Рачительный хозяин земли, постоянный сотрудник в градостроительной и храмоздательной деятельности Юрия Долгорукого, он строит с отцом Москву (1147), Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154), украшает храмами Ростов, Суздаль, Владимир. В 1162 году святой Андрей с удовлетворением мог сказать: "Я белую Русь городами и селами застроил и многолюдною сделал".

Когда в 1154 году Юрий Долгорукий стал великим князем Киевским, он дал сыну в удел Вышгород под Киевом. Но Бог судил иначе. Однажды ночью, это было летом 1155 года, двинулась в Вышгородском храме чудотворная икона Божией Матери, писанная святым евангелистом Лукой, незадолго до того принесенная из Царьграда и названная впоследствии Владимирской. В ту же ночь, с иконой в руках, двинулся из Вышгорода на север, в Суздальскую землю, святой князь Андрей, тайно, без отчего благословения, повинуясь лишь воле Божией.

Чудеса от святой иконы, бывшие на пути от Вышгорода до Владимира, были записаны духовником князя Андрея "попом Микулицей" (Николаем) в "Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери".

В десяти верстах от Владимира кони, везшие икону в Ростов, вдруг остановились. Ночью князю Андрею явилась Богородица со свитком в руках и приказала: "не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни". В память о чудесном событии святой Андрей повелел иконописцам написать икону Божией Матери такой, как Пречистая явилась ему, и установил празднование этой иконе 18 июня. Икона, названная Боголюбской, прославилась впоследствии многочисленными чудотворениями

На указанном Царицей Небесной месте построен князем Андреем (в 1159 году) храм Рождества Богородицы и заложен город Боголюбов, ставший его постоянным местопребыванием и местом мученической кончины.

Когда умер отец, Юрий Долгорукий († 15 мая 1157), святой Андрей не пошел на отчий стол, в Киев, а остался на княжении во Владимире. В 1158-1160 гг. был построен Успенский собор во Владимире, в который помещена Владимирская икона Божией Матери. В 1164 году воздвигнуты Золотые Ворота во Владимире с надвратной церковью Положения Ризы Богоматери и церковь Спаса на Княжьем дворе.

Тридцать храмов было создано святым князем Андреем за годы его княжения. Лучший из них - Успенский собор. Богатство и благолепие храма служило распространению православия среди окружающих народов и иноземцев-купцов. Всех приезжих, и латинян, и язычников, святой Андрей приказывал водить в воздвигнутые им храмы и показывать им "истинное христианство". Летописец пишет: "и болгаре, и жидове, и вся погань, видевше славу Божию и украшение церковное, крестились".

Завоевание великого волжского пути стало для святого Андрея основной задачей его государственного служения России. Волжская Болгария со времен походов Святослава († 972) представляла серьезную опасность для Русского государства. Святой Андрей стал продолжателем дела Святослава.

Сокрушительный удар по врагу был нанесен в 1164 году, когда русские войска сожгли и разрушили несколько болгарских крепостей. Святой Андрей брал с собой в этот поход Владимирскую икону Божией Матери и двухстороннюю икону, на которой были изображены "Спас Нерукотворенный" на одной стороне и "Поклонению Кресту" - на другой. (В настоящее время обе иконы в Государственной Третьяковской галерее.)

Великое чудо было явлено русскому войску от святых икон в день решающей победы над болгарами, 1 августа 1164 года. После разгрома болгарского войска князья (Андрей, его брат Ярослав, сын Изяслав и др.) вернулись к "пешцам" (пехоте), стоявшим под княжескими стягами у Владимирской иконы, и поклонились иконе, "хвалы и песни воздавающе ей". И тогда все увидели ослепительные лучи света, исходившие от лика Богородицы и от Нерукотворного Спаса.

Оставаясь во всем верным сыном Православной Церкви, блюстителем веры и канонов, святой Андрей обратился в Царьград к патриарху с сыновней просьбой об учреждении особой митрополии для Северо-Восточной Руси. С соответствующей княжеской грамотой в Византию отправился избранный князем кандидат в митрополиты - суздальский архимандрит Феодор. Патриарх Лука Хризоверг согласился посвятить Феодора, но не в митрополита, а лишь во епископа Владимирского. В то же время, стремясь сохранить расположение князя Андрея, наиболее могущественного среди владетелей Русской земли, он почтил епископа Феодора правом ношения белого клобука, что было в древней Руси отличительным признаком церковной автономии - известно, как дорожили своим белым клобуком архиепископы Великого Новгорода. Очевидно, поэтому русские летописи сохранили за епископом Феодором прозвище "Белый Клобук", а позднейшие историки называют его иногда "автокефальным епископом".

В 1167 году умер в Киеве святой Ростислав, двоюродный брат Андрея, умевший вносить умиротворение в сложную политическую и церковную жизнь того времени, а из Царьграда был прислан новый митрополит, Константин II. Новый митрополит потребовал, чтобы епископ Феодор явился к нему для утверждения. Святой Андрей вновь обратился в Царьград за подтверждением самостоятельности Владимирской епархии и с просьбой об отдельной митрополии. Сохранилась ответная грамота патриарха Луки Хризоверга, содержащая категорический отказ в устроении митрополии, требование принять изгнанного епископа Леона и подчиниться киевскому митрополиту.

Исполняя долг церковного послушания, святой Андрей убедил епископа Феодора с покаянием поехать в Киев для восстановления канонических отношений с митрополитом. Покаяние епископа Феодора не было принято. Без соборного разбирательства Митрополит Константин, в соответствии с византийскими нравами, осудил его на страшную казнь: Феодору отрезали язык, отрубили правую руку, выкололи глаза. После этого он был утоплен слугами митрополита (по другим сведениям, вскоре умер в темнице).

Не только церковные, но и политические дела Южной Руси потребовали к этому времени решительного вмешательства великого князя Владимирского. 8 марта 1169 года войска союзных князей во главе с сыном Андрея Мстиславом овладели Киевом. Город был разгромлен и сожжен, участвовавшие в походе половцы не пощадили и церковных сокровищ. Русские летописи рассматривали это событие как заслуженное возмездие: "се же здеяся за грехи их (киевлян), паче же за митрополичью неправду". В том же 1169 году князь двинул войска на непокорный Новгород, но они были отброшены чудом Новгородской иконы Божией Матери Знамения (празднуется 27 ноября), которую вынес на градскую стену святой архиепископ Иоанн († 1186, память 7 сентября). Но когда вразумленный великий князь преложил гнев на милость и миром привлек к себе новгородцев, благоволение Божие вернулось к нему: Новгород принял князя, назначенного святым князем Андреем.

Таким образом, к концу 1170 года Боголюбский сумел добиться объединения Русской земли под своей властью.

Зимой 1172 года он послал на Волжскую Болгарию большую рать под командованием сына Мстислава. Войска одержали победу, радость ее была омрачена смертью доблестного Мстислава († 28 марта 1172 года).

В ночь на 30 июня 1174 года святой князь Андрей Боголюбский принял мученическую кончину от руки изменников в своем Боголюбском замке. "Тверская летопись" сообщает, что святой Андрей был убит по наущению его жены, участвовавшей в заговоре. Во главе заговора стояли ее братья, Кучковичи: "и свещаша убийство на ночь, якоже Иуда на Господа". Толпа убийц, двадцать человек, пробралась к дворцу, перебила малочисленную охрану и вломилась в опочивальню безоружного князя. Меч святого Бориса, постоянно висевший над его постелью, был предательски похищен в ту ночь ключником Анбалом. Князь успел повергнуть на пол первого из нападавших, которого сообщники тут же по ошибке пронзили мечами. Но вскоре они поняли свою ошибку: "и посем познаша князя, и боряхуся с ним велми, бяше бо силен, и секоша и мечами и саблями, и копийные язвы даша ему". Копьем был пробит сбоку лоб святого князя, все остальные удары трусливые убийцы наносили сзади. Когда князь наконец упал, они опрометью бросились вон из опочивальни, захватив убитого сообщника.

Но святой еще был жив. Последним усилием он спустился по дворцовой лестнице, надеясь позвать стражу. Но стенания его были услышаны убийцами, они повернули обратно. Князь сумел укрыться в нише под лестницей и разминуться с ними. Заговорщики вбежали в опочивальню и не нашли там князя. "Погибель нам предстоит, ибо князь жив", - в ужасе вскричали убийцы. Но кругом было тихо, никто не пришел на помощь святому страдальцу. Тогда злодеи вновь осмелели, зажгли свечи и по кровавому следу пошли искать свою жертву. Молитва была на устах святого Андрея, когда его вновь обступили убийцы.

Русская Церковь помнит и чтит своих мучеников и созидателей. Андрею Боголюбскому принадлежит в ней особое место. Взяв в руки чудотворный образ Владимирской Божией Матери, святой князь как бы благословил им отныне и до века главнейшие события русской истории. 1395 год - перенесение Владимирской иконы Божией Матери в Москву и избавление столицы от нашествия Тамерлана (празднуется 26 августа); 1480 год - спасение Руси от нашествия хана Ахмата и окончательное падение монгольского ига (празднуется 23 июня); 1521 год - спасение Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея (празднуется 21 мая). Молитвами святого Андрея сбылись над Русскою Церковью его самые заветные чаяния. В 1300 году митрополит Максим перенес Всероссийскую митрополичью кафедру из Киева во Владимир, сделав Успенский собор, где покоились мощи святого Андрея, первопрестольным кафедральным храмом Русской Церкви, а Владимирскую чудотворную икону - ее главной святыней. Позже, когда общерусский церковный центр сместился в Москву, пред Владимирской иконой совершалось избрание митрополитов и патриархов Русской Церкви. В 1448 г. пред нею совершилось поставление Собором русских епископов первого русского автокефального митрополита - святителя Ионы. 5 ноября 1917 года пред ней совершилось избрание Святейшего Патриарха Тихона - первого после восстановления патриаршества в Русской Церкви. В 1971 году, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, состоялась интронизация Святейшего Патриарха Пимена.

Литургическая деятельность святого Андрея была многогранна и плодотворна. В 1162 году Господь послал благоверному князю великое утешение: в Ростове были обретены мощи угодников Ростовских - святителей Исайи и Леонтия. Общецерковное прославление ростовских святителей началось немного позже, но начало их народному почитанию положил князь Андрей. В 1164 году войска Боголюбского разгромили давнего врага, Волжскую Болгарию. Победы православного народа были ознаменованы расцветом литургического творчества в Русской Церкви. В тот год по почину святого Андрея Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 августа (почитаемый русским народом "медовый Спас"), - в память о Крещении Руси святым равноапостольным Владимиром и в память победы над болгарами в 1164 году. Учрежденный вскоре праздник Покрова Божией Матери 1 октября воплотил в литургических формах веру святого князя и всего православного народа в принятие Богородицей Святой Руси под Свой омофор. Покров Божией Матери стал одним из любимейших русских церковных праздников. Покров - русский национальный праздник, не известный ни латинскому Западу, ни греческому Востоку. Он является литургическим продолжением и творческим развитием богословских идей, заложенных в празднике Положения Ризы Богородицы 2 июля.

Первым храмом, посвященным новому празднику, был Покров на Нерли (1165), замечательный памятник русского церковного зодчества, воздвигнутый мастерами святого князя Андрея в пойме реки Нерли так, чтобы князь всегда мог видеть его из окон своего Боголюбовского терема.

Святой Андрей принимал непосредственное участие в литературном труде владимирских церковных писателей. Он причастен к созданию Службы Покрову (древнейший список - в пергаменной Псалтири ХIV века. ГИМ, Син. 431), проложного сказания об установлении праздника Покрова (Великие Минеи Четьи. Октябрь. СПб., 1870, стлб. 4-5), "Слова на Покров" (там же, стлб. 6, 17). Им написано "Сказание о победе над болгарами и установлении праздника Спаса в 1164 году", которое в некоторых старинных рукописях так и называется: "Слово о милости Божией великого князя Андрея Боголюбского". (Издано дважды: Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. С предисловием В. О. Ключевского. М., 1878, с. 21-26; Забелин И. Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского. - "Археологические известия и заметки", 1895, № 2-З). Участие Боголюбского заметно и в составлении Владимирского летописного свода 1177 года, завершенного после смерти князя его духовником, попом Микулой, который включил в него особую "Повесть о убиении святого Андрея". Ко времени Андрея относится и окончательная редакция "Сказания о Борисе и Глебе", вошедшая в "Успенский сборник". Князь был особенным почитателем святого мученика Бориса, главной домашней святыней его была шапка святого Бориса. Меч святого Бориса всегда висел над его постелью. Памятником молитвенного вдохновения святого князя Андрея является также "Молитва", внесенная в летопись под 1096 годом, после "Поучения Владимира Мономаха".

Святой благоверный великий князь Андрей был сыном вел. кн. Юрия Долгорукого и внуком Владимира Мономаха. С детства отличался любовью к церковным службам, посещая которые, раздавал щедрую милостыню. В 1155 году, не спросясь отца, князь Андрей отправился во Владимиро-Суздальскую землю, куда перенес из Вышгорода Владимирскую икону Пресвятой Богородицы. Здесь ему явилась Сама Пречистая Дева, повелев основать монастырь в честь Ее Рождества. Князь распорядился написать икону в том виде, как ему предстала Матерь Божия. Икону назвали Боголюбской, как и возникший здесь монастырь. Будучи избранным на вече на княжение, князь Андрей впервые на Руси установил единовластие, заботясь о защите и укреплении своей земли. При нем Суздальское княжество расширилось и стало новым центром русских земель, а князь Андрей стал первым великорусским князем. Построил много монастырей и храмов.
В ночь на 30 июня 1174 года святой князь Андрей Боголюбский принял мученическую кончину от руки изменников в своем Боголюбском замке. "Тверская летопись" сообщает, что святой Андрей был убит по наущению его жены, участвовавшей в заговоре. Во главе заговора стояли ее братья, Кучковичи: "и свещаша убийство на ночь, якоже Иуда на Господа". Толпа убийц, двадцать человек, пробралась к дворцу, перебила малочисленную охрану и вломилась в опочивальню безоружного князя. Меч святого Бориса, постоянно висевший над его постелью, был предательски похищен в ту ночь ключником Анбалом. Князь успел повергнуть на пол первого из нападавших, которого сообщники тут же по ошибке пронзили мечами. Но вскоре они поняли свою ошибку: "и посем познаша князя, и боряхуся с ним велми, бяше бо силен, и секоша и мечами и саблями, и копийные язвы даша ему". Копьем был пробит сбоку лоб святого князя, все остальные удары трусливые убийцы наносили сзади. Когда князь, наконец, упал - они опрометью бросились вон из опочивальни, захватив убитого сообщника.
Но святой еще был жив. Последним усилием он спустился по дворцовой лестнице, надеясь позвать стражу. Но стенания его были услышаны убийцами, они повернули обратно. Князь сумел укрыться в нише под лестницей и разминуться с ними. Заговорщики вбежали в опочивальню и не нашли там князя. "Погибель нам предстоит, ибо князь жив", - в ужасе вскричали убийцы. Но кругом было тихо, никто не пришел на помощь святому страдальцу. Тогда злодеи вновь осмелели, зажгли свечи и по кровавому следу пошли искать свою жертву. Молитва была на устах святого Андрея, когда его вновь обступили убийцы.
Память его празднуется 4 июля в день перенесения святого тела его из Боголюбова во Владимир для погребения.

День памяти Андрея Боголюбского отмечается 17 июля. Этот день явился странным мистическим совпадением в русской истории. В этот день в 1174 году был убит заговорщиками великий князь Андрей. И хотя он прославился в народе за свою благочестивую жизнь и горячую веру, почему и был прозван Бого- любским, и стал первым объединителем Земли Русской, но принял мученическую смерть. В этот же день, но уже в 1918 году в Екатеринбурге был расстрелян последний русский царь - Романов Николай Александрович, Николай II, со всей своей семьей. Убийцы царской семьи - богоборцы-большевики.

Андрей Боголюбский прославил свое имя строительством Успенского собора во Владимире, храма Успения Божией Матери в Ростове, Золотых ворот и храма на Золотых воротах, церкви Спаса во Владимире; он основал такие города, как Конятин, Дмитров, Кострома. Поэтому с полным правом князь мог писать о себе: «Я Белую Русь городами и селами застроил и многолюдной сделал».

Андрей Боголюбский - сын князя Юрия Долгорукого и внук великого князя Владимира Мономаха. Любовь к слову Божиему и верность Писанию в трудах своих и мирских, и духовных он унаследовал, вероятно, от своего деда. Кроме этих достойных качеств, он взял от предков храбрость воина и мудрость правителя. Князь Андрей принимал участие во многих ратных походах своего отца и не раз оказывался на краю гибели, но всегда его спасал промысел Божий и горячая молитва.

Святой князь Андрей Боголюбский

Однажды, во время битвы под Луцком в 1150 году, войско князя под его предводительством гнало неприятеля, но на мосту было окружено врагами. Только лишь молитвами к великомученику Федору Стратилату, память которого праздновалась в этот день, Андрей был спасен от гибели и вражеского копья. В другой раз, во время сражения на реке Руть, князь столкнулся с неприятелем. Схватка была столь ожесточенной, что Андрей потерял и шлем, и щит, и копье. Беззащитным стоял он на поле брани, но всем сердцем

& ВСЕ ЗАГАДКИ зємлл

взмолился Богу, и тогда удалось ему невредимым выйти из самой гущи неприятелей.

Благоверный князь отличался храбростью так же, как и своим милосердием и нищелюбием; в те времена такие качества у правителя были редким явлением, потому Андрей снискал любовь среди простого люда. Щедро одаривая милостыней нищих, больных и сирот, делая пожертвования храмам и обителям, князь сумел собрать вокруг себя и сплотить весь народ русский. Отличался Андрей и умелым управлением. В молодости правил он в Суздальской земле вместе со своим отцом, Юрием Долгоруким, и в те годы уже давал ему дельные советы, помогая решать сложные проблемы мирным путем. В 1147 году они вместе строили Москву, а в 1152 году - Юрьев Польский.

В те годы русский народ из южных районов Русской Земли страдал от постоянных междоусобиц князей, татары разоряли земли, княжеские дружины грабили крестьян и творили всякие бесчинства. Люди стали перебираться в более спокойные районы, и князь Андрей милостиво принимал всех беженцев на северовосточные окраины Киевского государства. Он раздавал людям земли, помогал устраиваться: вновь прибывшие расчищали места для своих поселений, засевали хлебом новые поля, занимались пчеловодством и охотой, рыболовством и прочими полезными для развития торговли в государстве делами.

Это был период больших перемен в жизни людей: строились новые мосты, прокладывались новые дороги, бурно развивались ремесла и торговля, вместе с тем рос и уровень просвещения. В 1154 году Юрий Долгорукий занял киевский престол, а его сын княжил в Выш- городе, южнее Киева. Отец Андрея искал опоры в сыне и хотел видеть в нем помощника в деле управления южными землями, но Андрею больше по душе были Суздальские земли. В этот период он сильно возжелал создать крепкую дер- жаву на северных русских землях и объединить народ в одной вере - Православной.

Об исполнении своего желания Андрей горячо молился перед иконой Божией Матери, которую патриарх Константинопольский прислал Юрию Долгорукому в 1130 году; эта икона была с почестями установлена в родовом имении святой равноапостольной Ольги - в Вышгороде. Он так молил Божию Матерь помочь ему вернуться в Ростовские земли, что Пречистая Дева наконец услышала эти молитвы, избрала и благословила Андрея на святое дело. Икона Божией Матери чудесным образом стала подниматься со своего места, являя всем очевидцам свидетельство своего желания переместиться в другое место. Тогда князь Андрей, увидев в этом благословение, взял святую икону ив 1155 году вместе со священником Ми- кулицей и диаконом Нестором тайно покинул Киев.

По всему пути следования от иконы происходили различные чудеса, описанные позже в «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери».

Так, хотел Андрей везти икону в Ростов, но посреди пути кони встали и не хотели двигаться ни вперед, ни назад. Лошадей сменили, но и новые не сдвинулись с места. Тогда решил князь отслужить молебен перед иконой, а с наступлением вечера ему явилась Пресвятая Дева и велела поставить икону во Владимире, а на месте чудесного явления воздвигнуть церковь и монашескую обитель. После этого князь немедленно заложил храм, а искусным иконописцам заказал икону Богородицы, описав ее лик таким, каким видел во время явления.

Эта икона с тех пор стала называться Боголюбивой, воздвигнутая обитель, а потом и город - Боголюбово, асам князь - Боголюбским.

Когда киевский князь Юрий Долгорукий скончался 15 мая 1157 года, его сын был избран на ростово- суздальский княжеский престол. Он ратовал за объе- динение русских земель, и при нем началась эпоха централизованного правления на Руси. Стольным городом князь избрал по благословению Пречистой Девы Владимир на Клязьме, пожелав сделать из него второй Киев и приступив к расширению города. Вокруг него были насыпаны валы, поставлены стены, выстраивались новые дома, и город засиял во всей своей красе, составляя достойную конкуренцию Киеву по богатству и изобилию. В 1153 году был заложен во Владимире Успенский собор в честь Пресвятой Богородицы, на строительство которого были собраны лучшие мастера со всей Земли Русской. Когда через два года храм был возведен и освящен, князь установил в нем главную святыню - чудотворную икону Божией Матери, которая позже стала называться Владимирской.

Именно в день постановления иконы князь Андрей провозгласил себя великим князем всея Земли Русской, Владимир - стольным городом, а Успенский собор - главным храмом Русской Земли.

Таким образом, с благословения самой Богородицы Андрей стал основателем нового централизованного государства, а Владимирская икона явилась святыней для всего народа русского, прославив князя и увековечив его память в народе на долгие века.

Православное просвещение русского народа разрушало языческие традиции, открывались новые православные школы, перенявшие традиции Киевской церкви, стали укореняться устои православного быта, и появились искусные русские иконописцы.

Всего Андреем Боголюбским было создано около 30 храмов, он способствовал широкому распространению православного христианства, крестил язычников- булгар, создал могучий духовный и политический центр, вокруг которого сплотил весь народ русский.

Но, несмотря на миролюбие, князю приходилось выступать в походы против недругов. Каждый раз он брал с собой в поход Владимирскую икону Божией

Матери, не расставаясь с ней ни на минуту. При нем был установлен новый церковный праздник - Покров Божией Матери - 1 октября 1164 года. В честь этого праздника князь Андрей построил храм Покрова на Нерли; по его приказу, когда возводился Успенский собор во Владимире, десятая часть белого камня откладывалась на этот храм.

Покров Божией Матери - один из самых значимых праздников для русских людей, ведь именно ее небесное покровительство так часто спасало русские войска в тяжелых сражениях.

Когда возводился фундамент для строительства Покровской церкви, в устье реки Нерли сделали булыжное основание в виде искусственного холма, его поверхность затем обложили белокаменными плитами. В течение последующих столетий ни разлив двух рек (Нерли и Клязьмы), ни разрушительные набеги войск Батыя не смогли разрушить этого храма. И по сей день он величественно стоит на прежнем месте, изумляя своей красотой и нерушимостью.

Княжение Андрея, к сожалению, было омрачено столкновением с русскими князьями. Так, чтобы утвердить свою власть во Владимире, Андрею вместе с его войсками пришлось с оружием в руках отстаивать единодержавие княжеской власти. 8 марта 1169 года сын Андрея Мстислав пытался захватить престол в Киеве. После его поражения Андрей отдал киевский престол младшему брату Глебу.

Великому князю Андрею удалось сосредоточить всю власть над Южной и Северной Русью и Новгородом лишь к концу 1170 года. Однако ни миролюбие князя, ни его благие и богоугодные деяния не смогли спасти род Боголюбских от трагедии.

Сначала, в 1165 году, погиб сын князя Андрея Изяс- лав; зимой 1172 года погиб Мстислав в походе на Волжскую Булгарию; загадочной смертью умер младший сын Андрея, святой Глеб, в 1174 году. Но и сам князь ненадолго пережил своих сыновей: ночью 30 июня 1174 года изменники княжеского рода во главе с братьями жены князя Андрея напали на князя и предали его насильственной и мученической смерти. Всего заговорщиков было 16 человек. Они ворвались в княжеские палаты и перебили всю охрану, затем выломали двери в покои князя и безоружного закололи мечами и копьями.

Но смерть не сразу одолела князя. Когда он упал, заговорщики решили, что дело сделано, и бросились прочь, однако Андрей оставался еще жив. Он вышел из своей опочивальни и пытался позвать на помощь охрану. Убийцы услышали стоны и вернулись, чтобы прикончить князя.

Последние слова Андрея Боголюбского были обращены к Богу. Убийцы выбросили его тело в огород, и лишь на следующий день верный слуга Косьма сумел отыскать убиенного князя. Он прикрыл тело ковром и отнес в церковный притвор. Князя Андрея похоронили в Успенском соборе. На его похороны и отпевание пришло несметное количество простого люда, все горько плакали, расставаясь с любимым князем.

Иоанн Многострадальный Печерский

Иоанн Многострадальный сам рассказывал, что с ю- ности мучился похотью плоти и ничто не могло его избавить от этой муки - ни голод, ни тяжелые вериги, ни жажда, ни тяжкий труд, ни молитвы. Чтобы победить свою слабость, он поселился в пещере и лишь 30 лет спустя сумел преодолеть страсть. И хотя борьба была жестокой и напряженной, святой Иоанн вступил на сей тернистый путь ради праведности, победы над грехом и восхваления Бога.

Как-то во время Великого поста, чтобы не осрамиться похотью, Иоанн выкопал яму в человеческий рост и закопал себя по голову. В таком положении провел он весь пост, не принимая пищи и обходясь без воды."Бывало, что враг спасения наводил на него страх, являясь то в облике огненной змеи, то в облике других тварей.

Даже в ночь Воскресения Христова змея посмела захватить голову Иоанна в свою пасть, но святой воззвал от всего сердца к Богу, моля о помощи. Сверкнула молния, и змей исчез. Неведомый голос произнес: «Я навел на тебя искушение, чтобы ты выжжен был, как золото...» С этого момента Иоанн Многострадальный стяжал благодать и освобождение от греховной блудной страсти. Почил святой около 1160 года.

Святой Благоверный Великий Князь Андрей I Юрьевич Боголюбский (Суздаль, 1110 – Боголюбово, 4/17 июля 1174). Третий сын Великого Князя Киевского и Князя Суздальского Юрия Владимировича Долгорукого и Княгини Анны Аэповны (урожд. Княжны Половецкой). Принимал участие в борьбе своего отца за Великокняжеский престол против Изяслава II Мстиславича. Отличался беспримерным мужеством и воинской доблестью. В 1147 изгнал из Рязани Князя Ростислава Ярославича. В 1148 вступил в первый брак с Улитой Степановной (урожд. Кучковной). В 1149 получил от отца Вышгород. В 1150 ходил на Волынь против Изяслава Мстиславича и союзных ему венгров и поляков. В 1152 участвовал в походе на Чернигов. В 1155 вновь получил от Юрия Долгорукого Вышгород, но в конце того же года против воли отца отбыл в Суздальскую Землю, захватив чудотворный образ Божией Матери, написанный св. Евангелистом Лукой (Владимирская икона). С 1157 самостоятельный Князь Суздальский. Перенес столицу своего удельного Княжества во Владимир. Активно занимался строительством, воздвиг во Владимире Успенский собор, дворец, Золотые Ворота, храм Рождества Богородицы в Боголюбово и храм Покрова на Нерли, ростовский Успенский собор. Последовательно проводил политику единодержавия. Безуспешно добивался утверждения во Владимире митрополичьей кафедры с прямым подчинением Константинопольскому Патриарху. Изгнал нескольких ростовских епископов, противодействовавших ему (один из них, Феодор, даже был казнен). В 1161 изгнал из Суздальской Земли своих младших братьев и племянников. В 1164 одержал победу над камскими булгарами. В 1169 захватил Киев, изгнал Великого Князя Мстислава II, возвел на Киевский престол своего брата Глеба Юрьевича и упразднил первенствующий статус прежней столицы. Перенес политический центр русских земель во Владимир. В 1171 подчинил Великий Новгород и, по смерти брата Глеба, добился вокняжения в Киеве Романа Ростиславича Смоленского. В 1172 поссорился с Романом и до самой смерти с переменным успехом боролся с неугодными ему претендентами на Киев. Вторым браком женился на некоей осетинке, имя которой не сохранилось, но о которой известно, что она принимала участие в заговоре против мужа и была казнена по приговору Великого Князя Всеволода III Юрьевича. В 1174 убит заговорщиками в своей резиденции Боголюбово. У мощей убиенного Великого Князя в Успенском соборе Владимира начали совершаться чудеса и исцеления. Серебряная рака сооружена в 1645 трудами Патриарха Иосифа. В 1702 состоялось открытие мощей. Прославлен Русской Православной Церковью сперва местно, затем общецерковно. Дни памяти 4/17 июля (1174) и в Соборе Владимирских святых 23 июня/6 июля. В день памяти св. Андрея Боголюбского в 1764 был убит Император Иоанн VI Антонович, а в 1918 в Екатеринбурге большевиками была казнена Царская Семья и ее верные служители.

Loading...Loading...