Сущность сознания. Его общественно - историческая природа

Сознание (англ. conscience) - высший уровень психического отражения и саморегуляции, свойственный только человеку; результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Для человека в психологическом плане оно выступает прежде всего как реальный процесс осознания окружающего мира и самого себя в нём - своих действий, состояний и т.д.
Выделяют следующие основные функции сознания:
1) обобщённое и целенаправленное отражение внешнего мира. Сознание интегрирует разнообразную информацию, получаемую человеком в процессе познания, в завершённую и обобщённую «картину мира», которая является системой представлений об окружающей действительности, разнообразных наполняющих её предметах, явлениях, их свойствах и т.д. При этом в зависимости от текущей деятельности человека его сознание воспроизводит не всю эту картину целиком, а только тот её «сегмент», т.е. те знания и представления о мире, которые соответствуют цели, необходимы для её достижения;
2) сравнение новой информации, полученной человеком, с его прежним опытом. Любая информация, получаемая человеком, должна быть соотнесена с уже имеющейся картиной мира, «вписана» в неё. Иначе были бы невозможны накопление опыта человека, эффективная ориентировка в окружающем мире - ведь от многочисленных актов восприятия оставалась бы лишь мозаика неупорядоченных впечатлений. Сознание обеспечивает и узнавание уже знакомой информации, и осмысление незнакомой (оценку её значимости для человека, отнесение её к определённой категории объектов, мысленное достраивание её свойств на основе имеющихся знаний об этих объектах и т.д.);
3) выделение человеком себя из окружающей среды, различение субъекта и объекта, «я» человека и «не-я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Поэтому у него формируется самосознание. Поэтому он осознаёт свою способность воспринимать, понимать окружающее, сообразовывать его со своими потребностями и находить пути удовлетворения этих потребностей, совершая определённые действия. Поэтому он осознаёт внешний мир как отдельный от него;
4) целеполагание, т.е. формирование цели деятельности. В сознании строится образ несуществующего в настоящее время, будущего результата деятельности. Это происходит при взаимодействии различных психических составляющих: эмоциональных (цель должна соответствовать побуждению человека), познавательных (воображение помогает построить образ, память является источником его элементов, мышление посредством анализа и синтеза позволяет определить, как должны быть взаимосвязаны его элементы и т.д.), волевых;
5) контроль и управление поведением. Эффективное взаимодействие с внешним миром было бы невозможно без способности человека к саморегуляции. При помощи сознания человек сопоставляет информацию о мире, с одной стороны, и о себе самом - с другой, на основе чего тормозит или активизирует собственные проявления. Умение подавлять непосредственные побуждения, ставить отдалённые цели, планировать и осуществлять волевые действия делает поведение человека свободным, независимым от условий окружающей действительности, что принципиально отличает его от приспособительного поведения животных.
Физиологическую основу сознания составляет деятельность коры больших полушарий головного мозга. В коре присутствуют моторные и сенсорные зоны, отдельные центры, однако в выполнении сложных психических функций участвует вся кора (либо значительная её часть), что и обеспечивает интеграцию и взаимодействие различных психических процессов.
Сознание характеризуется следующими особенностями:
. активностью. Сознание не является своеобразным «зеркалом», пассивно отражающим окружающий мир. Оно активно обрабатывает информацию, поступающую от организма и из внешнего мира, «запускает» наиболее подходящее поведение с учётом текущей ситуации и прошлого опыта человека;
. интенциональностью, т.е. направленностью на объект (предмет, явление и т.д.). Сознание - это всегда сознание о чём-то. Но, направляясь на определённый объект, сознание тем самым неизбежно отвлекается от других объектов. При этом возможность выполнения человеком сложной деятельности обеспечивается тем, что целый ряд движений, из которых эта деятельность состоит, осуществляется автоматически, т.е. без полного их осознания.
Автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе её выполнения, называются навыками. Владение определёнными навыками даёт возможность сознанию целиком сосредоточиться на основных решающих моментах, от которых зависит успех деятельности. Так, чтобы пианист смог творчески исполнить музыкальное произведение, он должен иметь хорошие навыки игры на пианино - иначе его сознание будет целиком приковано к технике выполнения движений, чтению нот и т.п.;
. рефлексивностью. Человек способен к самонаблюдению, рефлексии, т.е. к тому, чтобы направить своё сознание на специфический объект - самого себя. При этом он как бы отчитывается перед собой, отвечая на вопросы «Что я сейчас делаю?», «Что я чувствую?», «Чего я хочу?» и т.п., что выступает основой регуляции им своего поведения;
. категориальностью. Одной из составляющих сознания является система значений - выработанных в ходе общественно-исторического развития, обобщённо отражающих свойства предметов, связи и отношения между ними. Поэтому сознание каждого человека отражает мир сквозь призму общечеловеческих знаний, позиций, концептуальных схем, соотнося поступающую информацию с определёнными категориями (классами, видами, типами) объектов и их свойств;
. обусловленностью общественными формами сознания. Каждая нация характеризуется своими исторически сложившимися особенностями представлений о мире - религиозными, нравственными, эстетическими, правовыми, политическими, философскими. Эти особенности находят своё отражение в национальном языке, традициях, обычаях, фольклоре (народных сказках, пословицах, поговорках), литературе, живописи и т.д. Поскольку индивидуальное сознание всегда формируется в конкретном обществе, то человек неизбежно приобретает особенности видения мира, свойственные данному обществу;
. мотивационно-ценностным характером. Сознание каждого человека отражает окружающий мир «пристрастно» - в соответствии с его потребностями, мотивами, ценностями. Так, вид леса совершенно по-разному воспринимается художником, инженером, которому предстоит продолжить здесь шоссе, водителем, у которого кончился бензин в баке, и фермером, живущем в этом краю. В таком случае говорят о разнице личностных смыслов одного объекта - леса - для данных людей, обусловленной разной ролью, которую этот лес играет в их жизни и текущей деятельности.
Формы сознания. По двум различным основаниям выделяют следующие формы сознания: индивидуальное и общественное (групповое) сознание; сознание как процесс и как состояние.
Индивидуальным называют сознание отдельного человека. С одной стороны, обязательным для всех людей условием его формирования является овладение языком в ходе индивидуального развития. С другой стороны, особенности образа жизни, обучения и воспитания, личности каждого конкретного человека обусловливают уникальность его сознания.
Термин «общественное (групповое) сознание» подчёркивает схожесть картины мира у некоторого множества людей, обусловленную их принадлежностью к определённой группе. Необходимо отметить, что человек является одновременно членом многих групп (этнической, профессиональной, ряда официальных и неофициальных), каждая из которых способна оказывать влияние на его представления о мире, самом себе, на его отношение к тем или иным объектам.
Сознание как процесс представляет собой «поток» одновременно протекающих психических процессов - познавательных, эмоциональных и волевых - в ходе выполнения им своих функций (рис. 24). Выделяют два вида процессов:
1) произвольные - организуются, направляются, контролируются и координируются самим субъектом; находятся в «фокусе сознания» (или в поле внимания);
2) непроизвольные - происходят как бы сами собой; находятся на «периферии сознания», содержание которой неотчётливо, смутно. К ним относятся, в частности, процессы, обеспечивающие выполнение навыков и привычных действий.
Сознание как состояние характеризуется с точки зрения уровня физиологической и психологической активации, полноты и «качества» выполнения им своих функций. Традиционно выделялись два состояния сознания - бодрствование и сон, но в 20 в. к ним добавили третье, точнее, целую их группу - так называемые «изменённые состояния сознания» (рис. 24).

Бодрствование - нормальное, рабочее состояние сознания, при котором все его функции выполняются в полном объёме. Оно соответствует активации всего организма и проявляется в способности человека эффективно расшифровывать поступающие стимулы, приспосабливаться к внешней действительности.
При этом поведение человека будет тем эффективнее, чем ближе будет уровень его бодрствования к некоторому оптимуму - он должен быть ни слишком низким (иначе человек заснёт), ни слишком высоким (если активация чрезмерно возрастёт, поведение может полностью дезорганизоваться). Так, курсант, который «любой ценой должен» успешно сдать экзамен, рискует потерять сосредоточенность, необходимую для понимания задаваемых вопросов.
Сон рассматривается как состояние отдыха, при котором сознание практически не выполняет своих функций. В среднем организм взрослого человека функционирует с чередованием 16 часов бодрствования и 8 часов сна. Таким образом, сон - это периодическое психическое состояние, которое характеризуется значительной обездвиженностью и «отключённостью» от воздействий внешнего мира.
Выделяют две основных его фазы - медленный сон и быстрый (парадоксальный) сон, которые вместе образуют цикл длительностью 6090 мин., повторяющийся 4-5 раз в естественном ночном сне. При медленном сне мозговая активность проявляется в виде всё более и более медленных волн. При этом ритмы сердца и дыхания замедляются, тонус мышц снижается, что позволяет организму в максимальной степени восстановить физические силы. Для данной фазы нехарактерны сновидения, но может проявляться сноговорение, о котором человек после пробуждения не помнит. При быстром сне мозговая активность проявляется в виде быстрых низкоамплитудных колебаний, схожих с начальной стадией сна и даже бодрствованием. Хотя деятельность мозга возрастает, мышечный тонус в целом остаётся сниженным, а разбудить человека оказывается значительно сложнее, чем на фазе медленного сна. На данной фазе происходит закрепление в памяти информации, полученной во время бодрствования; для неё характерны сновидения.
Необходимо отметить, что сновидения относят к психическим явлениям бессознательного, являющегося формой отражения действительности, при которой утрачивается полная ориентировка во времени и месте (пространстве), нарушается речевое регулирование поведения, невозможен контроль над действиями и оценка их результата. К совокупности психических процессов, актов и состояний бессознательного также относят реакции на «подпороговые», неощущаемые, но реально воздействующие раздражители, побуждения к действию, в которых отсутствует ясное осознание цели, патологические явления (бред, галлюцинации) и др.

19. Философские проблемы сознания. Общественно-историческая природа сознания. Сознание и язык
Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных проблем. Сознание – особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек услышал, почувствовал, пережил.
В истории философии проблема сознания решалась на двух уровнях:
1. Описание способов, какими вещи даны в сознании и существуют в нем (описание феномена сознания).
2. Объяснение самой возможности сознания, самого феномена.
Такое разделение появилось только в 20 веке. До этого считалось, что если описаны способы существования вещей в сознании, то вопрос о природе сознания исчерпан. Каждая эпоха имела свои представления о сознании, связанные с текущими мировоззренческими установками и зачастую взаимоисключающие. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект, потому для объяснения сознания использовалась метафора (Платон, Аристотель): как буквы отпечатываются на дощечке с воском, так и объект отпечатывается на дощечке разума. Другая особенность – умение человека сосредоточиваться внутри себя, направлять внимание на внутренний мир, не была проработана философией. Эта специфика основана на том, что внимание человека было обращено на окружающий мир.
В культуре христианства произошло важное событие – обострение потребности человека обращать внимание на себя, собственные переживания, что было вызвано необходимостью общения с –богом (молитва). Человек должен был отключиться от чувственных восприятий, тела и обратиться к душе. Практика исповеди также стимулировала самоанализ. Таким образом перед человеком открылась новая грань сознания: сознание – это не только знание о внешнем мире, но прежде всего знание о собственном духовном опыте, его содержании. Эту проблему впервые четко сформулировал Августин Блаженный (5 в.). Три уровня сознания:
1. Божественный – высший.
2. Рефлексии и рассуждения.
3. Инстинктов и страстей – низший.
Чтобы человек обрел свою сущность, свое “Я”, он должен дойти до первого уровня. Но на первом уровне “Я” забывает о себе, не рассуждает, не рефлексирует, чтобы рассказать об этом состоянии, нужно выйти из него. Остаются лишь воспоминания, которые и есть сознание. Сознание есть память о земной ничтожности и возможности достигать божественное. Сознание связано со страданием. Оно дано, чтобы испытать муки души, потерявшей единение с Богом (Бердяев).
Новое время ознаменовалось афоризмом “Бог умер”. Отказ от бога формировал новый духовный опыт людей, где нет первого (божественного) уровня. Нет бога, нет и воспоминания. Происхождение человека стало рассматриваться через природную эволюцию. Однако нельзя было рассматривать сознание как отпечаток (в античности), а что если это галлюцинация. Вывод философов Нового времени – сознания нет без самосознания. В акте самосознания сознание само себя знает – структуру и содержание.
Маркс сформулировал идею вторичного сознания, его обусловленности, детерминированности внешними для него факторами, прежде всего экономическими. Он утверждал, что не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание. Сознание есть осознанное бытие. Под бытием он понимал реальные условия жизни людей в буржуазном обществе, где все поставлено на службу материальному успеху. Отсюда морально все, что приносит материальный успех. Люди привлекают друг друга не как носители духовного опыта, а как владельцы вещей. Маркс зафиксировал факт, что буржуазные отношения невозможны без изменения сознания людей. Социальная система может стабильно функционировать лишь при постоянном воспроизводстве такого содержания сознания, которое было бы адекватно содержанию системы. Бытие сознания является необходимым моментом функционирования общественного бытия. Пока реальные люди не осознали буржуазные отношения как само собой разумеющимся, последние находились в стадии становления, и гарантия их стабильности отсутствовала. Укрепление нового способа производства зависит в первую очередь от перестройки сознания большого количества людей.
Оппоненты Маркса утверждают уникально-личностную, а не общественную природу сознания. Сознание – уникальный творческий акт или детерминированное положение человека в структуре общественных отношений.
Общественная природа сознания
Мышление у человека в отличие от мышления животного многократно опосредовано. От поколения к поколению закрепляется и передается накопленный опыт. Постепенно происходит отделение духовного от материального. Историческое происхождение мышления относится к эпохе нижнего палеолита, которое обусловлено биофизическими факторами. Но эти факторы сами по себе реализоваться не могут, и источник знаний лежит ни в объектах, ни в субъектах, а во взаимодействии между субъектом и объектом. “Труд создал человека”.
Мышление первобытного человека строилось по другим канонам, где доминируют коллективные нормы. Мышление нельзя заключить в рамки интеллектуального. Если не было бы мышления дикаря, не было бы мышления гения. Как только начинается работа мышления начинается перестройка психики человека в целом и каждого из ее элементов в отдельности. Сами эмоции становятся опосредованными. Происходит новое качественное мышление – сознание.
Система, внутри которой возникает и развивается сознание – специфический человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром. Способом может быть практико-преобразовательная –деятельность по отношению к природе, социальной среде, самому человеку, к формам его жизни. Опыт созидания культуры человека и составляет отражение, которое образует человеческое сознание. Возникновение сознания связано с: формированием культуры на основе практической деятельности людей, необходимостью закрепления навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.
Все эти действия носят социальный характер, то есть основным для общественной природы человека является человеческое сознание.
Сознание и язык
В литературе все еще продолжается дискуссия о природе языка: одни считают ее идеальной, другие, напротив, материальной. В пос¬леднем случае в ткань языка не включают ни значение, ни семанти¬ку. При последовательном проведении подобной линии недолго прий¬ти к умозаключению о возможности существования сознания и мыш¬ления вне и помимо языка. Соответствует ли, однако, подобные взгля¬ды действительному положению дел? Как заметил К. Ясперс, познание окружающего «непосредственно, без языка» было бы возможно, если бы мы оказались способными к чистому осозна¬нию сущности. Тогда язык «стал бы излишним. В действительности же мы в состоянии осмыслить значения, понятия, вещи только тог¬да, когда они связаны со словами и знаками. Правда, мы можем отделить мысли от языка, выражая их другими словами или же на другом языке. Но все же каким-то образом они должны быть закреп¬лены. Язык абсолютно необходим не только затем, чтобы сообщить наши мысли другим, но и для самих себя мы формирует собствен¬ные мысли с помощью языка. Даже если психологически возможен неязыковой момент - лишенное языка, зачаточное движение души, но все равно мысль, только тогда становится ясной, осоз¬нанной и коммуникативной, если она воплотилась в языке» Подобно сознанию и мышлению, язык (не как анатомический орган), по своей сущности, идеален. В самом деле, материальный в ряде случаев язык (таковым являются искусственные системы зна¬ков, используемые для коммуникации человека с техническими ус¬тройствами) нисколько не меняет основополагающего представле¬ния об идеальный сущности языка.
Материальный характер язык имеет до тех пор, пока функциони¬рует в технических или смешанных системах типа «человек-машина» и, в конечном счете, должен быть расшифрован субъектом в идеаль-ных образах. Хорошо известно, что в процессе коммуникации чело¬век реагирует вовсе не на физическую природу «носителя», так как материальная сторона информации ему относительно безразлична. Содержание передаваемого сообщения закодировано только во внеш¬ней форме материала, а не в нем самом. По каналам связи фактичес¬ки передается не мысль, а лишь ее оболочка, материальный носи¬тель информации, и при этом только начальное и конечное звено полного коммуникативного акта непосредственно связано с явлени¬ями духовного порядка и может характеризоваться при помощи ка-тегории идеального.
Представление о материальной сущности языка неизбежно ведет к его отрыву от сознания и мышления. Иначе как можно соединить все эти категории в единую, неразрывную и логически непротиворе¬чивую систему, если сознание и мышление полагаются по своей природе идеальными, а язык, напротив, -в качестве материальной сущности? Сознание, язык и мышление не следует ни отождеств-лять, ни чрезмерно противопоставлять. Между тем подобные мета¬физические крайности достаточно распространены. Взять хотя бы концепции, абсолютизирующие значение языка. Так, многие линг¬висты на протяжении всего XX в. продолжали изучать язык «в самом себе и для себя». Отрыв в той или иной форме языка и мышления друг от друга и от сознания - типичное явление в рамках отечествен¬ной философии. В частности, некоторые специалисты полагают, что сознание присуще лишь человеку, тогда как язык и мышление есть и у животного.
Единство сознания, языка и мышления, обус¬ловлено их единой сущностью, которую обозначают как идеальность существования. Вместе с тем язык и мышление обладают по отноше¬нию к сознанию и друг другу известной самостоятельностью, кото¬рая вытекает из их функциональной спецификации. Специфика языка и мышления как атрибутов сознания заключа¬ется в том, что язык - более устойчивая сторона, мышление - процессуальная и более подвижная его (сознания) сторона. Язык в наиболее общем виде определяют как средство коммуникации, знаковую систему способную передавать информацию и служить формой выражения и закрепления мысли, как орудие мыслительной деятельности. Мышление -это текучий, динамичный, изменчивый способ существования, нередко ломающий устоявшиеся привычные лексические значения.
Язык представляет собой систему знаков. Мысли человека, передаваемые другим людям, пре-вращаются (кодируются) в устные (звуки) или в письменные (сло¬ва, чертежи, различная символика) знаки. Их смысл (значение) из¬вестны людям, знающим тот язык, на котором эти мысли передают¬ся До недавнего времени было широко распространено понимание языка как сугубо речевого и вербального средства общения. Однако в последнее время наметилась позитивная тенденция к расширению термина «язык». С позиции более широкого подхода формы языка многообразны и включают в себя естественные (вербальные и невер¬бальные) и искусственные системы знаков: планы и карты, чертежи и схемы, математическую и другую символику, орудия счисления и т.д. Искусственными являются и языки, используемые для коммуни¬кации человека с техническими системами. Однако ведущую роль среди всех других языковых форм коммуникации и общения играет вербальный речевой язык.
Итак, в отечественной философской литературе господствует мнение о том, что основной функцией языка является коммуника¬тивная. Однако оно нуждается в уточнении, поскольку коммуника¬тивность - чересчур общий признак, который не столько отличает, сколько сближает язык с такими феноменами, как мышление, код или сигнал. Все указанные явления выступают формами общения и нельзя сказать, что одно из них более, а другое менее коммуникативно. Поэтому необходимо вычленить гораздо более специфический признак, характеризующий основное качество именно языка. Таким фундаментальным признаком языка является его способность обеспечить взаимопонимание агентов коммуникации (общения). Процесс языкового общения главной своей целью имеет достижение понимания субъектами друг друга и внешнего мира.

Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день.
В идеализме сознание идеальное и истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая .
Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности .

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания . Можно выделить три основополагающие из их числа:

  • 1. сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
  • 2. сознание присуще всем живым организмам;
  • 3. сознание - свойство исключительно человеческое.
1) Согласно космической (божественной) точке зрения , сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей - живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.


2) Основная идея другой, «биологической» точки зрения : сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:
жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими, собачьими, приматами и др.), сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;
животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

3) Согласно «человеческой» точке зрения , сознание - продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Важнейшими свойствами сознания являются

  • активность и
  • способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции как у животных).

Активность сознания проявляется в том, что оно:

  • 1) отражает мир целенаправленно и избирательно;
  • 2) конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;
  • 3) разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;
  • 4) служит основой преобразовательной деятельности человека.
Структура сознания включает в себя следующие компоненты:
  • 1) телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе ;
  • 2) логико-понятийные способности и знания , получаемые на их основе; они дают возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними;
  • 3) эмоциональные составляющие сознания, они не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.;
  • 4) ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция) .
Согласно материалистической философии и психологии, с ознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики . Здесь сознание связано с понятием "отражение". Основываясь на предпосылках человеческого сознания в природе, В.И. Ленин выдвинул идею об отражении как всеобщем свойстве материи. В ходе развития диалектико-материалистической философии и науки идея об отражении как всеобщем свойстве материи получила свое обоснование и конкретизацию. Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса . Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня :
  • отражение в неживой природе,
  • на биологическом уровне и
  • социальное.
  1. В неживой природе отражение проявляется виде физико­химических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции).
  2. В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы - ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия - безусловные и условные (инстинкты - половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно­рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую - слова-понятия (это уже возникновение сознания).
  3. Высшая форма отражения - социальная (сознание).
Итак, отражение - это способность материальных объектов воспринимать определенные воздействия окружающей среды, изменяться под влиянием этих воздействий, сохранять в своей Структуре особенности воздействующих объектов и проявлять свое внутреннее содержание в ответной реакции.


Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца не разгадана. Единства в понимании этого вопроса нет, отсюда множество различных теорий антропогенеза .

  • Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин - теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.
  • Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.
  • Согласно теистической концепции происхождения человека в акте божественного творения.
  • Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная . Здесь тоже есть расхождения и деления:

1) трудовая теория (Ч. Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;
2) человек - результат «генетической ошибки» , сбоя эволюционной программы развития природы;
3) человек возник в результате бифуркации , мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного - home sapiens.


Согласно трудовой теории , изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу , что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом - к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения : они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился.
Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующаяся орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда:
1) в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально;
2) регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека .

Итак, сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека.
В этой, далеко не единственной, дефиниции фиксируются все четыре аспекта отношения сознания к материи - исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический, деятельностный .

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание – высшая форма психики. Сознание не является результатом естественного природного процесса. Наличие сознания дает возможность переживать такие состояния, которые естественным образом сами по себе появиться не могут. Деятельность животные осуществляют по отношению только к тем предметам, которые для них жизненно значимы (биологически значимы) Т.е. мотив и предмет деятельности слиты (направлены биологической потребностью).Строение деятельности человека принципиально носит другой характер. Появляется разделение предмета и мотива деятельности, хотя в основе многих действий лежат биологические потребности. Для осуществления деятельности человеку одного мотива явно недостаточно. Необходимо учитывать еще и объективные свойства тех условий, в которых деятельность осуществляется, необходимо учитывать объективные свойства самого предмета деятельности. Человек должен контролировать себя, свою деятельность, т.е. возникает масса опосредованных звеньев на уровне сознания. Сознание человека невозможно вывести из его индивидуального опыта. В ходе своей жизни человеку приходится осваивать опыт предшествующих поколений. Можно сказать, что сознание – это нечто между нашими головами, полевое образование. Наличие сознания всегда связано с погружением в определенное символическое поле. Человек способен воспринимать символы в отличие от животных. Символ подразумевает всегда нечто большее, чем его непосредственное значение. К пониманию содержания символа невозможно прийти чисто логическим путем и также нельзя его получить только из опыта.
Сознание формируется под влиянием характера, особенности человека, окружающих факторов. Человек воспринимает то, что для него значимо. Сущность сознания социальная. Но его формирование у человека предполагает наличие определенных биологических, в т.ч. и физиологических предпосылок. С. могло возникнуть только на уровне общества, а способность мыслить лишь при вступлении его во взаимосвязь с другими людьми, с возникновением общественных отношений, овладением миром культуры. Сознание есть продукт общественного развития и вне общества не существует. Выделяют следующие моменты: 1. в процессе биологической эволюции человека создаются предпосылки перехода к труду (прямая походка и т.п.) 2.используются предметы труда 3.простейшие трудовые навыки совершенствуют мозг 4. потребность передать информацию 5.возникает язык переход от обезьяны к человеку. Необходимость труда вызвала появление труда и органов речи. Труд оказал влияние на совершенствование органов чувств. Сознание это высшая форма отражения действительности, это результат длительного общественно-исторического развития. Сознание это свойство высокоорганизованной материи. Þ Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения.

6. Общественная природа сознания

Возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на основе практически – преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.

В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания общественной природы человеческого сознания. Существо общественного воздействия на индивидуальную психику, приобщение ее к общественному сознанию и формирования в силу этого приобщения индивидуального человеческого сознания заключается не в простом пассивном усвоении людьми норм и представлений общественного сознания, а в активном их включении в реальную совместную деятельность, в конкретные общения в процессе этой деятельности.

К проблемной ситуации человек подходит, ориентируясь на определенные нормы сознания, в которых закреплен, отражен опыт культуры - производственный, познавательный, нравственный, опыт общения и пр. человек рассматривает и оценивает данную ситуацию с позиции тех или иных норм, выступая их носителем. Осуществляя оценку ситуации, человек вынужден фиксировать свое отношение к действительности и тем самым выделять себя в качестве такового. Эта фиксация определенной позиции по отношению к заданной ситуации, выделение себя как носителя такой позиции, как субъекта соответствующего ей активного отношения к ситуации и составляет характерную черту сознания как специфической формы отражения.

Взгляд сознания на мир – это всегда взгляд с позиций этого мира культуры и соответствующего ему опыта деятельности. Отсюда и характерное для всех видов сознания – практически-предметного, теоретического, художественного, нравственного и т.д. – своеобразное удвоение отражения – фиксация непосредственно данной ситуации и рассмотрение ее с позиций общей нормы сознания. Тем самым сознание носит четко выраженный характер целенаправленного отражения действительности; его нормы, установки, представления всегда заключают в себе определенное отношение к действительности.

Эмоциональная сфера индивидуальной психики, такие специфически человеческие чувства, как любовь, дружба, сопереживание другим людям, гордость и т.д., также воспитываются под воздействием норм и идеалов человечества. Выделяя себя из мира в качестве носителя определенного отношения к этому миру, человек с самых ранних этапов существования культуры вынужден как-то в своем сознании вписывать себя в мир.


II. Самосознание

1. Понятие самосознания

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания. Самосо­знание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это - сознание, делающее своим предметом, объ­ектом сознание. Как это возможно с точки зрения мате­риалистической теории познания - вот в чем состоит главный философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действи­тельности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни ка­жется странным для обычного мышления, является оче­видным и постоянно наблюдаемым фактом.

Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и проти­воположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деле­ние, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме раз­деления сознания на объект и субъект в акте самосо­знания.

Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте включает в себя также и аспект социологический. В самом деле, го­ворим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой также самосозна­ние людей и самопознание человеком человека. Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания.

Наибольшую гносеологическую трудность представ­ляет собой индивидуальное самосознание. Ведь самосо­знание общества является либо познанием общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми (этим занимает­ся психологическая наука). В обоих случаях мы не вы­ходим из рамок обычного соотношения общего и отдель­ного, соотношения между объектом (обществом) и субъектом (человеком, отдельными людьми). В индиви­дуальном же самосознании перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на объект и субъект.

Идеалистическая философия и психология рассмат­ривает это раздвоение как наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа», «души»), де­лающей своим предметом всю остальную субъективность, т. е. совокупность всех те­кучих явлений сознания. Материалистическая философия, психоло­гия, физиология и психопатология накопили уже боль­шой материал для научного объяснения явления само­сознания, его генезиса и психологического механизма. Материалисты, отвергая мистическую трак­товку самосознания, считают самосознание одной из форм сознания, имеющей те же гносеологические корни, что и сознание в целом. Они различают две формы со­знания: предметное сознание и самосознание.

Имеются и социальные предпосылки самосознания. Самосознание не яв­ляется созерцанием собственного изолированного инди­вида, оно возникает в процессе общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на основе его деятельности, в которой человек высту­пает творцом созданных им предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта. Материалистическое понимание самосознания основывается на том положении, что в человеческом «я», взятом в его психологическом плане, «нет ничего, кроме психических событий и связей, которые они имеют меж­ду собой или с внешним миром.

Однако способность «я» в процессе самосознания от­влекаться от всех переживаемых им состояний (от ощу­щений до мышления), способность рассмотрения субъек­том всех этих состояний в качестве объекта наблюдения ставит вопрос о различении текучих и стационарных, устойчивых сторон содержания сознания. Это различение представляет собой явление внутреннего опыта. Наряду с постоянно меняющимся содержанием сознания, вызы­ваемым изменениями внешнего и внутреннего мира, в сознании имеется момент устойчивый, относительно по­стоянный, вследствие которого человек сознает, отличает себя как субъекта от меняющегося объекта.

Проблема внутреннего тождества «я», единства само­сознания была предметом размышлений многих филосо­фов, в том числе И. Канта, выдвинувшего учение о транс­цендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве познавательного опыта.

Следует затронуть и вопрос: что возникает раньше - предметное сознание или самосознание? Иначе, является ли самосознание предпосылкой и низшей ступенью созна­ния или продуктом развитого сознания, его высшей формой. Во второй, более общей формулировке, он представляет известный интерес и для философии. Самосознание-это процесс, проходящий раз­личные ступени развития. Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит далеко в область органической эволюции и предшествует человеческому сознанию, является одной из его предпосылок. Если же рассматривать самосознание в его наиболее развитых формах как один из признаков класса или личности и разуметь под ним понимание классом или личностью своей роли в общественной жизни, призвания, смысла жизни и пр., то, конечно, такое самосознание стоит ваше сознания в общем смысле этого слова, является формой общественного сознания.

Избранный вариант или сочетание в работе с подростками обеспечивает максимально эффективную реализацию возможностей социально-психологического тренинга. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Представленное в данной дипломной работе исследование особенностей морального самосознания в подростковом возрасте весьма актуально, так как отражает необходимость психологического анализа ситуации, связанной с решительным...

Материале показаны результаты контактов разных этносов, проживающих в Казахстане. Весьма важным является социолингвистический материал, касающийся взаимодействия русского и казахского этносов и контактирования их языков. Следует также подчеркнуть работу К.М.Абишевой, в которой подробно описаны языковые контакты названных этносов на протяжении многих веков. Если рассмотреть контакты русского и...

Loading...Loading...