Святой равноапостольный князь владимир, креститель руси. Равноапостольный князь владимир великий

Описание праздника

Праздник Сретения Господня празднуется 15 февраля (нов. ст.) и имеет 1 день предпразднства и 1-7 дней попразднства.

  • Сретение Архимандрит Рафаил (Карелин)
  • Сретение В. Лосский
  • Сретение Н. Попов
  • епископ Вениамин Милов
  • Библейская энциклопедия
  • диакон Андрей Кураев
  • митрополит Сурожский Антоний
  • протоиерей Серафим Слободской
  • Марина Михайлова
  • Сретение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Богослужение праздника
  • И.И. Туркин

Сказание о Сретении Господнем

В изложении святителя

По прошествии сорока дней после рождества Господа нашего Иисуса Христа, и по исполнении дней законного очищения, Пречистая и Преблагословенная Дева Матерь, вместе со святым Иосифом обрученником, пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа для исполнения закона Моисеева. По сему закону нужно было, во-первых, по рождении очиститься чрез принесение Богу подобающей жертвы и чрез иерейскую молитву, - и, во-вторых, нужно было поставить пред Господом первородного младенца и сделать выкуп за него установленною ценою (). Так было повелено Господом в Ветхом Завете Моисею, у которого в книгах о законе очищения матери пишется так: "Если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; в восьмый же день обрежется у него краиняя плоть его: и тридцать три дня должна сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее. По окончании дней очищения своего, она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмёт двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста" ( , ).

А о посвящении Богу первенцев мужеского пола в законе так говорится: "Освяти Мне каждого первенца (мужеского полу) перворожденного, разверзающого ложесна" () . И в другой раз: "Отдавай Мне первенца из сынов твоих" (). Это требовалось за то великое благодеяние Божие в Египте, когда Господь, избивая Египетских первенцев, пощадил Израильских (). Посему израильтяне приносили своих перворожденных младенцев в храм, посвящая их Богу, как должную дань, установленную законом. И опять выкупали их у Бога себе установленною ценою, которая называлась "выкупным серебромъ", и отдавалась служащим при храме Господнем левитам, как о сем написано в четвертой книге Моисея (). Установленная же цена выкупа состояла из пяти священных сиклей церковного веса, а каждый священный сикль имел в себе двадцать пенязей . Исполняя сей закон Господень, Матерь Божия ныне пришла в храм с Законодателем. Пришла очиститься, хотя и не требовала очищения, как нескверная, неблазная, нетленная, пречистая. Ибо Та, Которая зачала без мужа и похоти, и родила без болезни и нарушения Своей девической чистоты, не имела скверны, свойственной женам, родящим по естественному закону: ибо родившую Источник чистоты, как могла коснуться нечистота? Христос родился от Нее, как плод от древа; и как древо, по рождении своего плода, не повреждается и не оскверняется, так и Дева, по рождении Христа, плода благословенного, осталась неповрежденною и неоскверненною. Христос произошел от Нее, как луч солнечный проходит сквозь стекло или кристалл. Проходящий сквозь стекло или кристалл солнечный луч не разбивает и не портит его, но еще более освещает. Не повредил девства Матери Своей и Солнце Правды - Христос. И дверь естественного рождения, чистотою запечатленную и девством охраняемую, не осквернил обычными для женщин кровотечениями, но, пройдя сверхъестественно, еще более усугубил ее чистоту, освятив ее своим происхождением, и просветив Божественным светом благодати. Совершенно не нужно было никакого очищения для Родившей без истления Бога-Слова. Но дабы не нарушить закон, а исполнить его, пришла очиститься всесовершенно чистая и не имущая никакого порока. Вместе с сим исполненная смирения, Она не гордилась Своею нетленною чистотою, но пришла, как бы нечистая, встать вместе с нечистыми женами пред дверьми храма Господня, - и требовать очищения, не гнушаясь нечистыми и грешными. Принесла и жертву, но не как богатые, приносившие непорочного однолетнего агнца, а как бедные, приносившие двух горлиц, или двух птенцов голубиных, во всём проявляя смирение и любовь к нищете, и избегая гордыни богатых. Ибо из золота, принесенного волхвами (), Она взяла немного, и то раздала нищим и убогим, удержав для Себя только самое необходимое на дорогу в Египет. Купив упомянутых двух птиц, Она принесла их, по закону, для жертвы, а вместе с ними принесла и Своего первородного Младенца. "Принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа" () - говорит Евангелист Лука, т. е. возвратить Божие Богу, ибо в законе Господнем написано, что всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, должен быть посвящен Господу (). Держа на руках Своих Новорожденного, Святая Дева Мария преклонила колена пред Господом и с глубоким благоговением, как драгоценный дар, возносила и предавала Младенца Богу, говоря:

Се, Сын Твой, Превечный Отче, Которого Ты послал воплотиться от меня для спасения рода человеческого! Ты Его родил прежде веков без Матери, а я по Твоему благоволению, по исполнении лет, родила Его без мужа; вот плод чрева моего перворожденный, Духом Святым во мне зачатый, и неизреченно, как Ты Один ведаешь, от меня происшедший: Он Первенец мой, ранее же всего Твой, Тебе соприсносущный и собезначальный, первенец Тебе Одному подобающий, ибо Он есть от Тебя сошедший, не отступив от Твоего Божества. Приими Первенца, с Которым Ты веки сотворил (), и с Которым вместе свету возсиять повелел: приими воплотившееся от меня Твое Слово, Которым Ты утвердил небо, основал землю, собрал в соединение воды: приими от меня Твоего Сына, Которого приношу Тебе на сие великое, да о Нем и о Мне устроишь так, как Тебе угодно, и да искупишь род человеческий Его плотию и кровию, принятою от Меня.

Произнеся сии слова, Она отдала Свое драгоценное Чадо в руки архиерею, как наместнику Божию, как бы отдавая Его Самому Богу. После сего Она выкупила Его, как требовал закон, установленною ценою, - пятью священными сиклями, число которых как бы предзнаменовало пять священных язв на теле Христа, принятых Им на кресте, которыми весь мир был искуплен от клятвы законной и от работы вражией .

В то самое время, когда Матерь Божия принесла младенца Иисуса для исполнения над Ним предписанного законом обычая, в храм пришел, руководимый Духом Святым, старец Симеон, человек праведный и благочестивый, ожидавший утехи Израилевой, имевшей наступить с пришествием Мессии . Он знал, что ожидаемый Мессия уже приближается, ибо скипетр перешёл от Иуды к Ироду, и исполнялось пророчество праотца патриарха Иакова, предрекшего, что не оскудеет князь от Иуды, пока не приидет ожидание народов, Христос Господь (). Точно также окончились и Данииловы седмины числом семьдесят, после чего, по пророчеству, должно быть пришествие Мессии. Вместе с тем и самому святому Симеону Духом Святым было обещано не видеть смерти, прежде чем он не увидит Христа Господня. Симеон, посмотрев на Пречистую Деву и на Младенца, бывшего на Ее руках, увидел благодать Божию, окружающую Матерь с Младенцем, и, уведав от Святого Духа, что Сей есть ожидаемый Мессия, поспешно подошёл и, приняв Его с неизреченною радостию и благоговейным страхом, воздавал Богу великое благодарение. Он, убеленный сединами, как лебедь перед своею кончиною, воспел пророческую песнь: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром".

"Не имел я, - как бы так говорил он, - мира в мыслях своих, все дни ожидая Тебя, и все дни пребывал в печали, пока Ты приидешь: ныне же, увидев Тебя, я получил Дар, и, освободившись от печали, отхожу отсюда с радостною вестью к моим отцам: возвещу о Твоем пришествии в мир праотцу Адаму и Аврааму, Моисею и Давиду, Исаии и прочим святым отцам и пророкам, неизреченную радость принесу я им, пребывающим доселе в печали; к ним и отпусти меня, дабы, оставив печаль, они возвеселились о Тебе - Избавителе своем. Отпусти меня раба Твоего, после многолетних трудов, успокоиться на лоне Авраамовом: очи мои уже видели Спасение Твое, уготованное для всех людей, очи мои видели Свет, уготованный для рассеяния тьмы, для просвещения народов, для откровения им неведомых Божественных Таин, - Свет, воссиявший для прославления людей Твоих Израиля, Который Ты обещал чрез пророка Исаию, сказав: "Дам Сиону спасение, Израилю славу Мою" ().

Иосиф и Пречистая Дева, слыша всё сказанное Симеоном о Младенце, удивлялись; притом они видели, что Симеон говорит к Младенцу, не как к младенцу, но как к "Ветхому днями" , и молясь обращается к Нему не как к человеку, а как к Богу, имеющему власть жизни и смерти и могущему тотчас отпустить старца к иной жизни, или удержать в настоящей. Симеон обратился с благословением и к ним, восхваляя и величая пренепорочную Матерь, родившую в мир Бога и человека, и ублажая мнимого отца святого Иосифа, сподобившегося быть служителем такому таинству. Потом, обратившись к Марии, Матери Его, а не к Иосифу - ибо он прозревал в Ней очами своими безмужную Матерь, - Симеон произнес:

Сей послужит на падение и возстание многим во Израиле: на падение тем, которые не пожелают веровать словам Его, на возстание же тем, которые с любовью примут святую проповедь Его, - на падение книжникам и фарисеям, ослеплённым злобою, на возстание простым рыбарям и людям немудрым. Он изберет не мудрых, мудрых же века сего посрамит, - на падение ветхозаветного иудейского соборища, и на возстание благодатной Церкви Божией. Сей послужит знаменем для пререканий , ибо великий раздор произойдет в людях из-за Него: одни назовут Его благим, другие же скажут, что он обманывает людей; и положат Его, - по слову пророка Иеремии, "как бы целью для стрел" (); повесив на крестном древе, уязвив как стрелами, гвоздями и копьем. В то время, безмужная Матерь, - продолжал старец, - душу Твою пройдет оружие печали и сердечной боли, когда увидишь пригвожденным ко кресту Сына Своего, когда Ты с великою болью в сердце и рыданиями будешь провожать из мира сего Того, Кого в мир Ты родила без болезни.

Здесь же в храме была и Анна пророчица, дочь Фануилова, из колена Ассирова. Она была вдова, уже сильно состаревшаяся, - ей было восемьдесят четыре года; - она семь лет только прожила со своим мужем и, овдовев, проводила Богоугодную жизнь, не отходя от храма, но в посте и молитве служа Богу день и ночь. Придя в тот час в храм, Анна много пророчествовала о принесенном в храм Господень Младенце, ко всем ожидавшим избавления в Иерусалиме . Слыша и видя всё сие, книжники и фарисеи распалялись в сердцах своих, и негодовали на Симеона и Анну за их свидетельства об Отроке. Они не умолчали, но обо всём случившемся и сказанном в храме известили Ирода царя . Тотчас он послал воинов с приказанием отыскать Божественного Младенца Христа-Господа и убить Его; но они не нашли уже Его: по повелению, данному Иосифу во сне, Он обретался в Египте. Святой Иосиф с Пречистою Богородицею, исполнив в храме всё требуемое законом, не возвращались в Вифлеем, а пошли в Галилею, в свой город Назарет , а оттуда быстро скрылись в Египет (). Отрок же возрастал, и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия пребывала на Нем ().

Празднование Сретения Господня установлено в царствование Юстиниана , ранее же, хотя Сретение Господне и воспоминалось в Церкви , но торжественно не праздновалось. Благочестивый же царь Юстиниан установил праздновать сей праздник, как Господский и Богородичный, наряду с другими великими праздниками. Побуждением к установлению сего праздника были особенные обстоятельства. В царствование Юстиниана в Византии и окрестностях ея, в течение трех месяцев, начиная с последних чисел октября месяца, был сильный мор, так что сначала умирало по пяти тысяч человек в день, а потом по десяти тысяч; тела даже богатых и высокопоставленных людей оставались без погребения, ибо слуги и рабы все вымерли и не кому было погребать самих господ. А в Антиохии к моровой язве, за грехи людей, присоединилась и другая казнь Божия - страшное землетрясение, от которого попадали все большие дома и высокия здания и храмы, и погибло много народа под их стенами; в числе погибших был Евфрасий , епископ Антиохийский, задавленный до смерти при падении храма. В это страшное и погибельное время одному благочестивому человеку было откровение, чтобы установлено было торжественное празднование Сретению Господню, как и прочим Господским и Богородичным великим праздникам. И вот, при наступлении дня Сретения Господня, февраля второго числа, когда начали праздновать со всенощным бдением и исхождением с крестами , смертоносная язва, мор и землетрясение тотчас прекратились, по милосердию Божию и по молитвам Пречистой Богородицы. Ей с родившимся от Нее Христом Богом да будет честь, слава, поклонение и благодарение во веки. Аминь.

Проповедь протоиерея Родиона Путятина. Поучение в день Сретения Господня.

Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в день Сретения Господня.

Проповедь митрополита Сурожского Антония. Сретение.

Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева). Сретение Господне, Евр.7:7-17.


Сретение Господа нашего Иисуса Христа.

Срéтение Гóспода нáшего Иису́са Христá - один из двунадесятых непереходящих праздников; отмечается на сороковой день после Рождества 2/15 февраля. На Западе этот праздник более известен под названием Очищения (purification) Пресвятой Девы. Славянское слово «сретение» означает «встречу». Это событие в евангельской истории знаменует собою встречу Ветхого и Нового Заветов. Как большинство праздников палестинского происхождения, праздник Принесения Христа во храм восходит к древним временам христианства...

Этот день в истории

1904 год. Освящена бронзовая статуя Христа на чилийско-аргентинской границе.

1881 год. Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким.

1989 год. Была изобретена Всемирная паутина (World Wide Web, WWW), более известная как Интернет.

Есть христианские праздники, о которых знают буквально все. И могут в двух словах описать, что же, собственно, отмечают верующие. Рождество — Христос родился. Пасха — Христос воскрес. А что такое Сретение Господне? Что вообще значит это непривычное современному человеку слово — «сретение»? Предлагаем вам познакомиться с хронологией событий Сретения и посмотреть, какой след этот день новозаветной истории оставил в мировой культур.

Что значит слово «Сретение»?

Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «Так, хорошо, сегодня Сретение. А что это такое?»
Сретение Господне — один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, в Русской Правславной Церкви он отмечается 15 февраля.

В переводе с церковнославянского «сърѣтение» — «встреча». День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Но обо всем по порядку.

Очистительная жертва от Пречистой Девы

15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова.

У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка.

Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней (а если родилась девочка — то и все восемьдесят). Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового рабства.

И вот, Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия.

Встреча в Иерусалимском Храме

После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim’on» значит «слышание».

Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля » (Лк 2:29-32).

По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285—247 до н. э.).

В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына ». Как дева, то есть девственница, может родить?

Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня » (Лк 2:25-26).

И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко… » Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении.

Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе — «Ныне отпущаеши».

«Тебе Самой оружие пройдет душу»

Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец » (Лк 2:34-35).

Споры в народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений — Суд Божий. Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец». Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами.

Анна-пророчица

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь » (Лк 2:37 - 38).
Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея.

Смысл праздника Сретения

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади:

"Сретение — это встреча с Господом. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем.

После встречи со Христом Симеон отошел к праотцам, чтобы ждать Воскресения Христова. И, представьте, смерть стала для него огромным счастьем! Праведный старец прожил долгую жизнь — по преданию, ему было больше трехсот лет. Многие скажут «счастливчик», потому что мечтают жить вечно. Но почитайте рассказы долгожителей, которые превысили возраст, отпущенный человеку Богом, — сто двадцать лет. Мне запомнился один телесюжет: древнюю старушку к журналистам вывела пра-пра-правнучка, которая тоже далеко не молода. Согбенную бабушку разогнули и спросили: «К тебе здесь телевидение пришло. Что ты можешь сказать?» И она ответила: «За что на меня прогневался Господь? Почему Он меня не забирает?» Так и Симеон ждал избавления от бремени долгой жизни. И, приняв из рук Девы Марии Богомладенца, возрадовался.

«Ныне отпущаеши раба Твоего» — говорит Симеон. Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного — в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло.

Настает время блаженства!

Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но одновременно — велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, — новорожденный христианин. Полным ликования.

Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто — спросите себя: радостен ли я? изменился ли я? сколько в моем сердце любви? Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем! "

Песнь Симеона Богоприимца

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», — это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки.
Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают, а не поют, в отличие от католиков, например. Происходит это в конце вечерни. Кроме того, православные произносят «Ныне отпущаеши…» во время Таинства Крещения — но только для младенцев-мальчиков.

Текст:


Церковнославянский:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Русский:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Тропарь Сретению Господню

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.

История празднования

Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках — например, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке — это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии (Сильвия) в конце IV века. Она пишет: «В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ… После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию».

Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.

Богослужение Сретения

У Сретения Господня — неизменное место в церковном календаре. 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля.

Сретение — праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы.

Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место.

Интересно, что двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми — как в Господские праздники, и голубыми — как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Девы Марии.

Обычай освящения свечей

Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал свой требник. В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии (фестиваль, связанный с пастушеским культом), славяне — Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери. Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге — в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.

К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному — не магически, а благоговейно. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы.

Народные традиции Сретения

В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное — для людей он был очень радостным.

Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья. 1. В честь Сретения названы многие населенные пункты в России и за рубежом. Самый крупный — город Сретенск, районный центр Читинской области.
2. В США и Канаде к празднику Сретения, который там отмечают 2 февраля, приурочен знаменитый народный праздник — День сурка.
3. Сретение Господне — в некоторых странах еще и День православной молодежи. Идея этого праздника принадлежит Всемирному Православному Молодежному Движению — «Синдесмосу». В 1992 году с благословения всех глав поместных Православных Церквей «Синдесмос» утвердил 15 февраля как День Православной молодежи.

Иконы Сретения

Иконография Сретения — иллюстрация повествования евангелиста Луки. Дева Мария передает Богомладенца на руки старцу Симеону — вот главный сюжет икон и фресок праздника. За спиной Богородицы изображается Иосиф Обручник; он несет в руках или в клетке двух голубей. Позади праведного Симеона пишут Анну-пророчицу.

Древнейший образ Сретения можно найти в одной из мозаик триумфальной арки в церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Мозаика была создана в первой половине V века. На ней мы видим, как Богоматерь шествует с Младенцем на руках навстречу святому Симеону — в сопровождении ангелов.

Самые дневние изображения событий Сретения на Руси — это две фрески XII века. Первая — в Кирилловской церкви в Киеве. Вторая — в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Интересно, что на фреске Кирилловского храма Младенец не сидит, а лежит на руках Богородицы.

Необычный вариант иконографии Сретения есть в средневековом грузинском искусстве. На этих иконах нет изображения алтаря, вместо него — горящая свеча, символ жертвы Богу.

С событием Сретения связана икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», ее еще называют «Симеоново проречение». Иконописный сюжет напоминает нам слова Симеона Богоприимца, обращенные к Деве Марии: «А Тебе Самой оружие пройдет душу» .

Кстати, этот образ очень похож на икону Божией Матери «Семистрельную». Но есть одно отличие. Стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на иконе «Умягчение злых сердец» по три справа и слева, одна снизу. У «Семистрельной» иконы — четыре стрелы с одной стороны и три с другой.

Цитаты:

Феофан Затворник. Слово на Сретение Господне

«…Мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении Господнем…»

Митрополит Антоний Сурожский о Сретении

«…Вместе с Ним в жертву как бы приносится и Матерь. Симеон Богоприимец Ей говорит: Но и Тебе пройдет сердце оружие, и Ты пройдешь через муку и страдание… И годы проходят, и Христос висит на кресте, умирая, а Божия Матерь стоит у креста безмолвно, безропотно, полной верой, полной надеждой, всецелой любовью отдавая Его на смерть, как приносила Она Его в храм живой жертвой живому Богу.

Многие матери за столетия пережили ужас того, как умирал их сын; многим матерям прошло оружие через сердце. Она всех может понять, Она всех объемлет Своей любовью, Она всем может в безмолвном таинстве общения раскрыть глубины этой жертвы.

Пусть те, которые умирают смертью страшной и мучительной, вспомнят о Христе распятом и отдают свою жизнь так, как Сын Божий, ставший сыном человеческим, ее отдал: без гнева, безропотно, любовно, во спасение не только тех, кто был Ему близок, но и тех, кто был Ему врагом, последними словами извлекая их из погибели: Отче, прости им, они не знают, что творят!

И матери, сыновья которых, дети которых умирают злой смертью — о, их Божия Матерь может научить, как отдавать на подвиг, на страдание и на смерть тех, кого они больше всего на земле и в вечности любят…

Поэтому все благоговейно поклонимся Божией Матери в Ее крестном страдании, в Ее распятой любви, в Ее бесконечной жертве, и Христу Спасителю, Который сегодня приносится в храм, и жертва Которого совершится на Голгофе. Кончается, кончился Ветхий Завет, началась новая жизнь любви на жизнь и на смерть, и мы этой жизни принадлежим».

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в день Сретения Господня

«В мире, в глубоком душевном мире ушел в вечность святой Симеон Богоприимец после 300-летней жизни в ожидании исполнения пророчества Исаина: “Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо, “с нами Бог”.

А зачем вы теперь постоянно слышите эту молитву? Почему она, как никакая другая, повторяется на каждой вечерне?
Затем и для того, чтобы помнили о часе смертном, чтобы помнили, что и вам надлежит умереть в таком глубоком мире, как умер святой Симеон Богоприимец…

Если хотите, чтобы на вас исполнились слова молитвы Симеона Богоприимца, если хотите иметь дерзновение в час смертный, повторить его молитву и сказать: “ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром”, - если этого хотите, то пойдите за Христом, взяв иго Его на себя, поучаясь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем».
1953 год.

Двустороняя икона-таблетка второй четверти XV века. Сергиево-посадский музей заповедник (Ризница)

В этот день Церковь вспоминает события, описанные в Евангелии от Луки - встречу со старцем Симеоном младенца Иисуса в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества.

Сретение Господне - один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник - его всегда отмечают 15 февраля.

Что означает слово «сретение»?

На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в память об описанной в Евангелии от Луки встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова. В тот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.

Какую жертву нужно было совершить после рождения младенца?

По ветхозаветному закону женщине, родившей мальчика, в продолжение 40 дней (а если рождалась девочка - то и все 80) было запрещено входить в храм. Ей также следовало принести Господу благодарственную и очистительную жертву: благодарственную - годовалого ягнёнка, и во оставление грехов - голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Кроме того, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в храм и для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта - освобождения от четырёхвекового рабства.

Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, потому что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. Однако из смирения и дабы исполнить закон, она пришла в храм. Очистительной жертвой Богородицы стали два голубка, поскольку семья была бедной.

Кто такой Симеон Богоприимец?

По преданию, когда Дева Мария переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец.

Звали его Симеон. По-древнееврейски Симеон означает «слышание».

Предание говорит, что Симеон прожил 360 лет. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н.э. по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий.

Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он увидел слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Однако ему явился Ангел и запретил менять слово, обещав, что Симеон не умрёт, пока сам не убедится в исполнении пророчества. Об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть. Праведник взял на руки младенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

В VI веке мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году гроб святого Симеона видел русский паломник - святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству...». В воспоминание об этом евангельском событии в православном богослужении каждый день звучит Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».

Кто такая Анна-пророчица?

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 - 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 - 38).

Как начали праздновать Сретение Господне?

Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников. Праздник известен на Востоке с IV века, на Западе - с V века. Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке относятся к концу IV века. Тогда Сретение в Иерусалиме ещё не было самостоятельным праздником, а называлось «сороковым днём от Богоявления». Сохранились тексты проповедей, что произносили в этот день Святители Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие известные иерархи. Но до VI века этот праздник совершался не так торжественно.

При императоре Юстиниане (527-565), в 544 году Антиохию поразила моровая язва, уносившая ежедневно несколько тысяч человек. В эти дни одному из христиан было явлено указание совершать празднование Сретения Господня торжественнее. Бедствия действительно прекратились, когда в день Сретения было совершено всенощное бдение и крестный ход. Поэтому Церковь в 544 году установила торжественно праздновать Сретение Господне.

С V века укоренились наименования праздника: «праздник Встречи» (Сретение) и «праздник Очищения». На Востоке его и теперь называют Сретеньем, а на Западе он назывался «праздником Очищения» до 1970 г., когда было введено новое именование: «Праздник Жертвования Господнего».

В Римско-католической церкви праздник Очищения Девы Марии, посвящённый воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершённом его матерью на сороковой день после рождения первенца, называется Chandeleur, т.е. светильник. Светильник, праздник Божией Матери Громничной (праздник Огненной Марии, Громнииы) - так его называют католики.

Наш Богослужебный Устав - Типикон ничего не говорит о освящении свеч (и воды) в Праздник Сретения Господня. Не содержат ничего такого и старые требники. Только после 1946 года в требниках стали печатать Чин освящения свечей на Сретение Господне, и это было связано с переходом из унии населения областей Западной Украины. Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня перенесён в Православную церковь от католиков в 17 веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Для правки был в частности использован римский требник, в котором подробно описывался чин шествий с зажжёнными светильниками. У нас латинский сретенский обряд так и не укоренился, а чин, благодаря Петру Могиле, остался (ни у греков, ни у старообрядцев его и в помине нет). Поэтому во многих епархиях Русской Церкви свечи освящают либо после заамвонной молитвы (наподобие чина Великого водоосвящения, который «вставлен» в литургию), либо после литургии на молебне. И есть места, где нет обычая освящать свечи. «Магическое» отношение к сретенским свечам является пережитком языческого ритуала почитания огня, связанного с культом Перуна, и получившего название «громницы».

Что значит икона «Умягшение злых сердец»?

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, которая называется «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». На ней символически изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесённое им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: «Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк. 2, 35).

Богоматерь изображена стоящей на облаке с семью пронзившими сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь означает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни. Иногда образ пополнен изображением на коленях Богоматери умершего Богомладенца.

Какие приметы существуют на Сретение?

На Руси по этому празднику определяли сроки начала весенних полевых работ. По народным приметам Сретение - это граница между зимой и весной, о чём свидетельствуют народные поговорки: «Сретенье - зима с весной и летом повстречалась», «Солнце на лето, зима на мороз».

По погоде в праздник Сретения крестьяне судили о наступающих весне и лете, о погоде и урожае. О весне судили так: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна». Считалось, что если на Сретение оттепель - весна будет ранняя и тёплая, если холодный день - жди холодной весны. Выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне. Если на Сретение снег через дорогу несёт - весна поздняя и холодная. «На Сретение утром снег - урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечеру - поздних». «На Сретение капель - урожай пшеницы». «На Сретенье ветер - к плодородию фруктовых деревьев».

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

В православной, равно как и в католической, христианской культуре есть немало праздников, имеющих большое значение для верующих людей. Одним из них является Сретение Господне. В этот день вспоминается известное многим людям библейское событие. Поэтому вопрос: «Сретение Господне - что за праздник?» - однозначно заслуживает внимания.

Истоки

В русскоязычной православной культуре уже многие годы отмечают 15 февраля Сретение Господне. Этот праздник уходит корнями в традиции западных и восточных стран (IV-V в). Именно тогда Сретение Господне стало одной из двенадцати ключевых дат, которые были внесены в православный календарь. В этот особенный день все, кто имеет веру в Христа, с почтением вспоминают те события, которые в свое время описал евангелист Лука. Речь идет об особенной встрече младенца Иисуса и праведника Симеона.

Что означает Сретение Господне

По сути, само слово «сретение» можно перевести как «встреча». Что касается истории, которая и послужила причиной возникновения праздника, то началась она почти 2000 лет назад, когда Дева Мария пришла в с маленьким Иисусом. Будущему Спасителю мира на тот момент было всего лишь сорок дней от роду. Согласно закону Моисееву, женщина, родившая младенца мужского пола, должна была прийти в Храм и там принести очистительную и благодарственную жертву. Именно это и сделала Мария. Хотя тот факт, что она зачала ребенка от Духа Святого, избавлял ее от необходимости приносить жертву очищения.

Так случилось, что в Иерусалиме на тот момент жил старец Симеон, получивший от Всевышнего следующее откровение: он не покинет эту бренную землю до тех пор, пока не увидит Спасителя мира. Будучи вдохновлен Отцом Небесным, Симеон пришел в Храм именно тогда, когда Мария была там с младенцем Иисусом. Увидев маленького Христа, праведный старец взял Его на свои руки и провозгласил, что его очи увидели спасение от Бога.

Поэтому, отвечая на вопрос: «Сретение Господне - что это?» - стоит говорить именно о встрече Богомладенца и праведного Симеона в храме Иерусалима. Еще одно значение слова «сретение» - это «радость», причиной которой служит спасение, принесенное нашему миру Христом.

Важность встречи

Тем, кто не искушен в христианстве, может показаться немного странным тот факт, что встрече Симеона и младенца Иисуса придается такое большое значение. На самом деле столь пристальное внимание, уделяемое верующими празднику Сретения Господня, более чем логично.

Суть в том, что почти все ветхозаветные пророки находились в ожидании пришествия Мессии - который освободит свой народ. И поэтому встреча Симеона с рожденным Христом есть не что иное, как исполнение пророчества, в которое верили многие мужи и жены Божьи, жившие во времена

Более подробно о Симеоне Богоприимце

Пытаясь разобраться в вопросе о том, Сретение Господне - что за праздник и в чем его ценность, стоит уделить больше внимания одной из ключевых фигур библейской истории, связанной с этой датой (15 февраля). Если обратиться к преданию, то можно будет узнать, что встретивший Марию в Храме старец Симеон имел возраст 360 лет. Его имя означает не что иное, как «слышание». Более того, он считается одним из 72 книжников, получивших от египетского царя Птолемея II повеление перевести Священные Писания с древнееврейского на греческий язык.

Именно во время работы над переводом Симеон и прочитал пророчество, в котором говорилось, что дева родит сына - Спасителя мира. Израильский пророк хотел изменить слово «дева» (девственница) на «жена» (женщина), но ангел, явившийся ему, не дал этого сделать. Послушавшись небесного посланника, Симеон получил от него обещание, что лично сможет увидеть пророчество исполненным.

День Сретения Господнего стал для пророка воплощением обещанного ангелом.

Анна-пророчица

В Библии есть еще один персонаж, который имеет отношение к известному празднику. Речь идет об Анне-пророчице. Разбираясь в том, что означает праздник Сретение Господне, ей также важно уделить внимание. В день, когда младенец Иисус был принесен в Храм, к его матери - Деве Марии - подошла вдова, которой на тот момент было уже 84 года.

Она часто озвучивала перед горожанами мудрые речи о Боге, за что ее и стали называть Анна-пророчица. Именно эта женщина, подойдя к маленькому Христу, поклонилась ему и, выйдя из храма, стала рассказывать жителям города о том, что пришел Мессия, который избавит Израиль.

Исторические доказательства почитания праздника Сретения Господня

Если изучить рукописи, оставшиеся от прошлых поколений, то можно обнаружить интересный факт. Суть его сводится к тому, что в IV веке западной паломницей Эстерией был написан труд «Паломничество ко святым местам». Это фактически самое древнее исторически достоверное свидетельство того, что Сретение Господне имело церковно-богослужебное чествование на христианском Востоке. При этом рукопись Эстерии не дает празднику собственного литургического заголовка, определяя его как сороковой день от Богоявления. Но зато сам процесс торжества, проводимого в честь Сретения, описывается более чем эмоционально.

А вот второй памятник, который придает празднику специальный литургический характер, уходит своими корнями в Иерусалим. Речь идет об армянском Лекционарии. Именно в нем был засвидетельствован факт богослужебно-уставной практики начала V века. На основе данной информации можно сделать очевидный вывод: в IV-V веках Сретение Господне определялось в Иерусалимской церкви как праздник, почитаемый именно в этой местности.

Актуальные приметы

Если рассматривать вопрос: «Сретение Господне - что это?» - исключительно в народном формате, то можно будет заметить интересный факт: данный праздник является символом встречи зимы и весны. В связи с этим успело появиться немало примет.

Первое, что можно отнести к знакам, на которые обращают внимание 15 февраля, - это погода. Согласно поверьям, если в этот день тепло и солнечно, то стоит ждать раннюю весну. Еще в такой праздник, как Сретение Господне, приметы, касающиеся погоды, могут указывать на стойкие заморозки, если в ночь на 15 февраля будет чистое небо, на котором не видно звезд. А вот в случае звездного небосклона есть все основания ожидать быстрой весны.

Что касается здоровья, то здесь нужно обратить внимание на свечу, зажженную во время праздника: если огонь ровный и почти не двигается, то проблем с физическим состоянием не предвидится, а вот когда пламя приобретает синий цвет и колышется, то есть смысл готовиться к борьбе с заболеванием.

В такой праздник, как Сретение Господне, приметы касаются и дороги. Считается, что если в этот день человек отправился в путь, то вернется он домой нескоро. Объясняется подобное утверждение тем, что 15 февраля погода непредсказуема, может быть все - от сильных дождей до обильного снегопада. Такие осадки, разумеется, значительно усложняют передвижение.

Сретение Господне: традиции

Принято считать, что если в этот праздник от души накормить живность, то она будет быстро расти и даст хороший приплод. Также празднуемое 15 февраля Сретение Господне помогает предсказать обилие урожая: утренний снегопад в этот день является знаком к обильной жатве ранних хлебов, а дневной снег пророчит успешный посев средних.

В этот день обычно готовили семена к посеву, выгоняли живность из хлева в загон и осматривали сбрую. Также среди народа была распространена традиция использовать воду из снега, выпавшего в день Сретения, поскольку считалось, что она способна исцелить от различных болезней.

Вода, стекающая с крыш во время праздника, также имела большое значение. Ее использовали для выпечки коржей, которые после давали тем, кто страдал каким-либо недугом.

Особенности празднования

Для полноценного ответа на вопрос: «Сретение Господне - что это?» - необходимо изучить и особенность проведения этого праздника. Интересен тот факт, что большая часть служб в церкви сосредоточена на личности Богородицы. Из древних религиозных традиций до настоящего времени дошло несколько православных обрядов, не потерявших своей актуальности.

Прежде всего, происходит освящение воды и свечей непосредственно в самой церкви. С этим связано еще одно поверье: если во время грозы освященную свечу поставить перед иконой, то она будет беречь дом от удара молнии. Разбираясь в том, что означает Сретение Господне, нельзя обойти вниманием и яркие традиции празднования, во время которого звучат очень красивые богослужебные тексты. В них раскрывается суть речи пророка Симеона, равно как и прославляется оказанная ему честь увидеть младенца Иисуса. Что касается длительности празднования, то Сретение Господне длится 8 дней: с 14 (предпразднование) по 22 февраля (отдание праздника).

Разбирая вопрос: «Сретение Господне - что это?» - в формате католической традиции, стоит отметить основательный подход к проведению праздника. В этот день в храмах священники облекаются в одежды белого цвета и, перед тем как начинать торжественную мессу, проводят яркую процессию со свечами, а также совершают обряд благословения. Все, кто пришел в храм, поют песни, в которых передаются слова Симеона, сказанные Богомладенцу, а священники, проводя обряд, окропляют поющих.

Для многих верующих этот праздник является достаточно значимым, чтобы готовить поздравление. Сретение Господне фактически являетсяпочитанием пришествия Спасителя, поэтому многие стихи и сценки в этот день говорят о новой жизни, радости и весне, которая оживляет все вокруг.

Иконография Сретения

Значительный для христиан праздник - день встречи Симеона и маленького Иисуса - вдохновил художников на создание многих икон и фресок. Все они описывают тот момент, когда Дева Мария передает в руки старцу своего сына.

Икона «Сретение Господне» изображает Иосифа Обручника, который находится за спиной Богоматери и несет либо в клетке, либо в руках двух, а иногда трех голубей. Анна-пророчица также изображена на иконе за спиной Симеона.

Интересен и тот факт, что икона «Сретение Господне» либо имеет в качестве фона подножие храма, либо изображает встречу старца и Богомладенца возле престола. А на образах, написанных в более позднее время, иногда изображаются муки ада и грядущее спасение (находится в нижней части).

Значение иконы «Умягчение злых сердец»

Есть еще одна икона, которая имеет непосредственное отношение к празднику Сретения Господня. Она называется «Симеоново проречение» или «Умягчение злых сердец». На этой иконе изображен момент, когда израильский муж пророчествует Богородице, что Ей самой оружие пройдет душу. Дева Мария при этом стоит на облаке с семью мечами, которые пронзили ее сердце: три с левой стороны, три справа и один снизу. Количество мечей объясняется тем фактом, что характеризует полноту, в данном случае - страданий, сердечной боли и печали.

В целом, если рассмотреть, что означает праздник Сретение Господне, можно сделать вывод о его значительном влиянии на православную и католическую христианскую культуру. Этот день несет в себе также ощутимое духовное значение, так как символизирует встречу двух заветов: Старого, прообразом которого служит Симеон, и Нового, принесенного Спасителем.

Один из самых крупных и важных православных праздников - Сретение Господне. Это день, посвященный встрече Симеона и Иисуса, бывшего тогда ещё младенцем. Об этом рассказывает Евангелие от Луки. Как видно из религиозных текстов, это событие случилось через месяц и десять дней с момента рождения Иисуса.

Праздник: когда и почему?

Сретение Господне с завидным постоянством приходится на один и тот же день - 15 февраля. В сравнении со многими иными праздниками здесь сдвигов не бывает, поэтому отмечать этот праздник легко, а пропустить просто невозможно - ведь это день, когда младенцу Иисусу исполнилось 40 дней. Изредка получается так, что праздник приходится на понедельник. Если выпадает такой год, и этот день охвачен Великим постом (начальная седмица), тогда службу переносят на сутки, проводят 14-го числа второго месяца года. Впрочем, как видно, православный праздник Сретение случается именно при таком совпадении обстоятельств редко.

Сретение - наименование, которое пришло к нам из прежних веков. На церковном славянском языке оно обозначает встречу. Именно встречу и празднуют, когда отмечают Сретение. Божественные родители направились из Вифлеема в Иерусалим с младенцем на руках и прибыли туда через сорок дней пути. Мария, Иосиф оказалась на храмовом пороге, планируя возблагодарить Бога жертвой, как это было положено по законам, ведь младенец был их первенцем. Когда молодые родители завершили обряд и собрались уходить из храма, они встретились со старым мужчиной Симеоном. Ходили легенды, что именно он был самым старым жителем города. Именно про эту встречу говорят, когда разбирают, что означает праздник Сретения.

Почему и зачем?

Откуда взялась такая традиция, как родители Иисуса оказались в храме и что они там делали? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, нужно вспомнить об обычаях древних иудеев. Когда в семье рождался ребенок, семьи выполняли два обряда. Если рожденный был мальчиком, матери нельзя было посещать храм сорок дней с момента рождения малыша, а в случае рождения девочки этот срок был вдвое больше. Когда положенный по обряду временной промежуток истекал, религия требовала принесения очистительной жертвы, что подразумевало ягненка в годовалом возрасте и голубку. Первый был жертвой всесожжения, а вторая символизировала прощание с грехом. Впрочем, бедная семья могла обойтись лишь только двумя голубками. Вот именно день отправления этого обряда и стал моментом, с которого начинается история праздника Сретения.

Традиции - это важно!

При рождении в древней иудейской семье мальчика родители через сорок дней не просто приносили жертву Богу в храме, но приходили туда с младенцем. Это был закон Моисея, который приняли, чтобы увековечить память об исходе из Египта и освобождении от рабства. Сегодня знать, что за праздник, обычай - Сретение Господне, важно не только с точки зрения следования религиозным заповедям - это еще и богатейший исторический контекст. Как гласят религиозные тексты, Иисус родился в результат непорочного зачатия, и все же его родители приняли решение о жертвоприношении в дань уважения установившимся традициям. Так как родители Иисуса были бедными, они принесли в храм голубок.

Симеон Богоприимец

Как видно из религиозных текстов, рассказывающих, что означает день Сретения, Симеон в момент встречи с божественным младенцем уже прожил более трех веков. В своем городе он был одним из самых уважаемых жителей, входил в число семи десятков самых просвещенных ученых. Он участвовал в переводе Священного Писания на греческий. Известно, какого числа Сретение: 15 февраля. В этот день современный человек оказывается в храме, чтобы воздать честь той встрече, которая случилась множество столетий тому назад, когда точно так же не случайно в храм пришел Симеон под водительством Святого Духа.

В древние времена при взгляде на книгу Исайи Симеон узнал, что некая девственница однажды родит Сына. Конечно, Симеон засомневался, что подобное возможно, и при переводе поправил слово на «женщину». Ангел, явившийся Симеону, указал на совершенную ошибку и повелел исправить неточность, тогда же пообещав, что еще при жизни Симеон убедится, что прочитанные им фразы были вещими. Что такое Сретенье? Это праздник, посвященный встрече, подтвердившей истинность библейских текстов для того, кто в них единожды засомневался.

Смена эпох

О том, что такое Сретенье, мир знает с того давнего года, когда Иосиф и Мария пришли в храм, чтобы принести положенную по традиции жертву. В тот день исполнилось пророчество, и Симеон наконец-то получил возможность умереть в спокойствии, уставший от длинной и полезной жизни. Перед смертью старец смог подержать на руках божественного Сына, и встреча с младенцем наполнила его счастьем.

Как можно узнать из рукописей, сохранившихся от епископа Феофана Затворника и рассказывающих в том числе и о том, что такое Сретение и чем этот день столь важен для православного человека, Симеон символизировал собой прежнюю эпоху, Ветхий Завет. Более того, Симеон - это символ человечества. Как отмечал прославленный епископ, встреча старца и младенца символизирует перемены в мире: старое уступает место новому, христианство правит миром. На вопрос, что такое Сретение, можно смело отвечать: один из важнейших символических христианских праздников, известных с древних пор. Евангельская история сохранилась в памяти и сердце каждого верующего, и напоминания о ней можно услышать в православном богослужении.

Анна-пророчица

День, оставшийся в памяти на века как Сретенье, был важен не только лишь встречей старца и младенца, встречей эпох, сменяющих друг друга: в том же храме Божья матерь столкнулась с дочерью Фануиловой, которой было уже 84 года, как рассказывают религиозные тексты. В своем городе она была известна как Анна-пророчица, так как вдохновлённо вещала о божественном. Анна долгие годы провела в работах при храме, о ней рассказывает и Лука в своем Евангелии: ночью и днем молитвами, постами Анна служила Богу.

Встретив Марию, Анна преклонила колена перед божественным младенцем, после чего покинула храм, разнося повсюду весть о том, что пришел Мессия. Именно Анна сообщила миру, что пришел спаситель Израиля. Семья Иисуса тем временем направила свои стопы в Назарет, исполнив все обряды, положенные по действовавшим в те времена законам.

Сретение: знаковый праздник

К сожалению, в наши дни даже ревностные последователи христианства далеко не всегда понимают, в чем великий смысл празднования Сретения. Этот день символизирует встречу с Господом Богом. Анна, Симеон были первыми, кто преклонил колена перед божественным, и их имена на века сохранились в священных текстах. Именно они подали пример всему человечеству, показав, как следует принимать Господа. Они показали: лишь открытое, чистое сердце - достойный прием божественного.

Сретение - величественный, знаковый, важный христианский праздник, тесно связанный с историями, о которых рассказывает Новый Завет. Практически всякий наш соотечественник хотя бы раз был в храме, символизирующем собой дом Бога на грешной земле, но встретиться с Христом можно, если в божественный дом прийти на сороковой день после Рождества - в Сретение.

Сретенье: что делать

Те обычаи, которые известны современному человеку, существовали далеко не всегда. Сегодня практически каждый знает, что на Сретенье нужно освятить церковную свечку, но мало кто задумывается о том, что этот обряд существует не так давно - лишь с 1646 года. Православные христиане переняли его от католической ветви. Именно в этом году был впервые издан требник Петра Могилы, в тот год занимавшего должность киевского митрополита. Составленное им издание содержало четкое описание католических чинов, отсюда люди смогли узнать о том, как корректно организовывать крестные ходы. Именно Петр Могила упомянул о зажженных светильниках.

Обряд ведет свою историю из древних веков. Известно, что у кельтов было принято отмечать Имболк, у римлян Луперкалии, а у славянских народов - Громницы. Так сложилось, что Сретение выпало на этот же период и тоже стало важным обрядовым празднеством. Между прочим, уже после перехода поляков к христианству в этой местности Сретенье по-прежнему называли по старой привычке, хотя и немного изменили имя: Громничная Божья Матерь. Это наименование напоминает о древних мифах о Громовнике и божественной супруге. Простой люди верил, что зажженные на Сретенье свечки помогут охранить дом от пожара, молнии.

Праздник: отражение в народе

Как и любой другой важный религиозный праздник, Сретенье играло значимую роль для простого люда. Это можно заметить из многочисленных присказок, примет, сохранившихся до наших дней. Считалось, что Сретенье - это поворотный день календаря, когда весна встречает зиму. Отражение этому можно встретить, к примеру, в поговорке, гласящей, что при повороте солнца на лето зима меняется на морозную.

Сретенье для простого народа было важным днем, когда крестьянская жизнь тоже поворачивала на лето: следовало начинать готовиться к новому сельскохозяйственному сезону. Весенних дел у широких масс в прежние времена было очень много: готовились к выгону скота, подготавливали семена, белили стволы деревьев. По Сретенью смотрели, какую ждать весну: если выдавалась холодная погода, значит, расцвет природы тоже придется на прохладу. А вот оттепель на Сретение предсказывала теплую весну.

Обещанное сбывается

В некоторой степени Сретение - это празднование сбывающихся обещаний. Как можно узнать из самых важных религиозных текстов, еще прародителям человечества Еве и Адаму Бог сказал, что однажды пришлет Спасителя. Сретение - это тот день, когда обещанное стало реальностью. Из этого празднования каждый православный христианин учится, что обещанное нужно выполнять в полной мере, а также осознает, что обещанное Господом сбывается - рано или поздно. Кроме того, как видно из религиозных историй, связанных со Сретением Господним, Бог может пойти навстречу только лишь тому, кто сам стремится к правде, кто жаждет ее. Именно таким был Симеон, первым встретивший младенца божьего в храме, ведь, как видно из Евангелия, пришел этот старец на землю, дабы исполнять правду.

Сретение - празднование избавления от неправды, беззакония, несправедливости. В этот день человечество получает от Господа покаяние, награждается спасительными плодами. Симеон, один из главных героев Священного Писания, посвященного Сретению, был благочестивым, вел праведную жизнь, обладал просветлённым духом. В настоящее время есть всего двенадцать самых важных христианских православных праздников, и Сретение входит в их число.

Время радоваться!

Известно, что в слово «сретение» в древности славяне закладывали не только значение «встреча», но и обозначали им радостное состояние. Поэтому можно смело говорить, что Сретение - это день, когда необходимо радоваться первой встрече Иисуса и Симеона. Известно, что некоторые церковные богослужения, практикуемые в настоящее время, призваны напомнить пастве о тех событиях, которые случились с Христом во время его пребывания на грешной земле. Сретение принадлежит к числу именно таких важнейших дней календаря.

Из библейских текстов известно, что Христос заверил человечество: целью его пришествия было вовсе не нарушить пророческие законы, но выполнить обещанное. И в некоторой степени именно отражением этого факта стало прибытие младенца в храм на сороковой день после рождения. В то же время современные церковные деятели обращают внимание: женщина, которая родила Источник чистоты, сама была чистой, иного просто не может быть. Фактически у нее и не было необходимости в принесении очистительной жертвы, ведь младенец был рожден в результате непорочного зачатия и скверны в женщине не было. Тем не менее, как видно из писаний, Мария - смиренная женщина, тщательно соблюдающая все законы, предписанные для нее.

Чистота и истина

Мария и Иосиф пришли с младенцем к храму, чтобы встать в место очищения, но, как рассказывают священные тексты, к ним обратился пророк Захария и сообщил, что Мария должна находиться в сообществе девиц, ведь зачатие было непорочным. Фарисеи, книжники были недовольны таким поведением отца Иоанна Крестителя, но Захарий смог объяснить, что к ним пришла непорочная дева, которая родила младенца по божественному провидению, что делает ее выше любой другой девы. То, как повела себя семья младенца Иисуса, станет в будущем примером для сына Захария, который призовет человечество «исполнять всякую правду», ведь они преподнесли жертву, положенную по обрядам, хоть и не должны были этого делать. Это показывает, что Мария, Иосиф по божественному провидению на первое место ставили закон и соблюдали его беспрекословно, как положено всякому добросовестному человеку.

Правда и обязательства

Знаменательным и интересным является и такой текст библейского писания, связанный со смыслом празднования Сретения: Симеон обратился к Божьей Матери, сообщив ей, что младенец - это обещанный Богом спаситель, в которого должен уверовать всякий. Если же кто не поверит в божественные проповеди и поднимет восстание, то падет. Также Симеон предрек великий раздор в человечестве, ведь иные скажут, что Спаситель благой, а другие посчитают его обманщиком. Симеон предсказал и великую печаль, которая пронзит материнское сердце, когда Иисуса распнут.

Loading...Loading...