Тропарь успению богородицы глас 1. Молитва, тропарь, кондак и величание успению пресвятой богородицы

Тропарь - жанр церковной гимнографии, краткое песнопение, выражающее суть празднуемого события. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV-V вв. появились стихотворные тропари.

Тропарь, глас 1

Успение Пресвятой Богородицы сопоставляется в тропаре с ключевым событием жизни как самой Приснодевы, так и всего человечества - с рождением Сына Божия. Дева Мария стала Матерью Жизни. Смерть Пресвятой Богородицы, именуемая здесь «успением», стала переходом к полноте жизни в Царстве Божием. Это событие важно и для нас: молитвами Богоматери мы избавляемся от вечной смерти.

Кондак - жанр церковной гимнографии, созданный преподобным Романом Сладкопевцем; в первоначальном виде представлял собой поэму из 20-30 строф. В современной его форме кондак - краткое песнопение, по форме и содержанию очень близкое к тропарю, так что тропарь и кондак вместе дополняют друг друга.

Кондак, глас 2

Величание - краткое торжественное церковное песнопение, поющееся духовенством в центре храма перед праздничной иконой во время самой торжественной части всенощного бдения накануне дня праздника. Пение величания подхватывает хор, а затем и все собравшиеся в храме, и поют его до тех пор, пока священник совершает каждение всего храма.

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога Нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Величание праздника Успение прославляет Пресвятую Богородицу как Матерь Христа, уже явившего Себя для всех Богом.

Задостойник - церковное песнопение, поющееся на литургии во время Евхаристического канона. На литургии святителя Иоанна Златоуста поется «Достойно есть...», на литургии святителя Василия Великого «О Тебе радуется...», но в двунадесятые праздники, каковым является Успение, вместо «Достойно есть...» поются припевы и ирмос 9-й песни канона, поэтому и пошло название «задостойник».

Припевы

Ирмос 9-й песни

В тро-па-ре «В рож-де-стве дев-ство со-хра-ни-ла еси» гим-но-гра-фы как буд-то на-сла-жда-ют-ся умно-же-ни-ем ря-да «невоз-мож-но-стей», сле-ду-ю-щих из од-но-го име-но-ва-ния: Бо-го-ро-ди-ца. Де-ва ста-но-вит-ся Ма-те-рью; жен-щи-на рож-да-ет То-го, Ко-го не вме-ща-ет весь мир, смерт-ная рож-да-ет-ся в жизнь веч-ную. Ком-мен-ти-ру-ют свя-щен-ник Фе-о-дор Лю-до-гов-ский и по-эт Оль-га Се-да-ко-ва .

Ико-на Успе-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. Рос-сия, XIV век

Тро-парь, глас 1:

В рож-де-стве дев-ство со-хра-ни-ла eси,
во успе-нии ми-ра не оста-ви-ла eси, Бо-го-ро-ди-це,
пре-ста-ви-ла-ся eси к жи-во-ту,
Ма-ти су-щи Жи-во-та,
и мо-лит-ва-ми Тво-и-ми из-бав-ля-е-ши
от смер-ти ду-ши на-ша.

Гре-че-ский ори-ги-нал

Ἐν τῇ Γεννήσει τὴν παρθενίαν ἐφύλαξας,
ἐν τῇ Κοιμήσει τὸν κόσμον οὐ κατέλιπες Θεοτόκε.
Μετέστης πρὸς τὴν ζωήν,
μήτηρ ὑπάρχουσα τῆς ζωῆς,
καὶ ταῖς πρεσβείαις ταῖς σαῖς λυτρουμένη,
ἐκ θανάτου τὰς ψυχὰς ἡμῶν.

Пе-ре-вод Оль-ги Се-да-ко-вой

Рож-дая, со-хра-ни-ла Ты дев-ствен-ность.
По-чив, не оста-ви-ла Ты ми-ра, Бо-го-ро-ди-ца:
Ибо пе-ре-шла к жиз-ни
Ты, ис-тин-ная Ма-терь Жиз-ни,
И тво-им хо-да-тай-ством из-бав-ля-ешь
От смер-ти ду-ши на-ши.

Срав-не-ние Успе-ния с Пас-хой чре-ва-то се-рьез-ной дог-ма-ти-че-ской ошиб-кой, — пре-ду-пре-жда-ет свя-щен-ник Фе-о-дор Лю-до-гов-ский:

— В Пра-во-слав-ной Церк-ви су-ще-ству-ет мно-же-ство празд-ни-ков, по-свя-щен-ных Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це. Ес-ли сле-до-вать хро-но-ло-гии со-бы-тий, то пер-вый из них - (9/22 де-каб-ря); за-тем - (8/21 сен-тяб-ря), (21 но-яб-ря / 4 де-каб-ря), (2/15 фев-ра-ля), (25 мар-та / 7 ап-ре-ля), (15/28 ав-гу-ста). Даль-ше сле-ду-ют празд-не-ства, уста-нов-лен-ные в па-мять о яв-ле-ни-ях Пре-свя-той Де-вы, о чу-де-сах, со-вер-шен-ных Ею в раз-ные эпо-хи цер-ков-ной ис-то-рии: это и (1/14 ок-тяб-ря), и (27 но-яб-ря / 10 де-каб-ря), и празд-но-ва-ния в честь де-сят-ков икон Бо-жи-ей Ма-те-ри.

Глав-ным сре-ди всех этих празд-ни-ков мо-жет счи-тать-ся Успе-ние - так же, как глав-ным днем па-мя-ти свя-то-го обыч-но яв-ля-ет-ся день его кон-чи-ны, так же, как глав-ный Гос-под-ский празд-ник - , вос-по-ми-на-ние смер-ти и Вос-кре-се-ния Хри-ста.

Успе-ние ча-сто на-зы-ва-ют Бо-го-ро-дич-ной Пас-хой, но та-кое на-име-но-ва-ние пред-став-ля-ет-ся неже-ла-тель-ным: со-вер-шен-но оче-вид-на дав-няя и неосла-бе-ва-ю-щая тен-ден-ция «под-тя-ги-вать» по-чи-та-ние Бо-го-ма-те-ри до уров-ня по-чи-та-ния Спа-си-те-ля (это вид-но во всем - от ор-фо-гра-фии до гим-но-гра-фии) - но та-кое стрем-ле-ние всту-па-ет в про-ти-во-ре-чие с дог-ма-ти-че-ским уче-ни-ем Пра-во-слав-ной Церк-ви: Гос-подь Иисус Хри-стос - Бог и че-ло-век, Тво-рец и Спа-си-тель; Бо-го-ро-ди-ца - лишь че-ло-век, хо-тя и вме-стив-ший в се-бя Бо-же-ство. Ее слу-же-ние бы-ло со-вер-шен-но ис-клю-чи-тель-ным, на-ше спа-се-ние бы-ло бы без Нее невоз-мож-ным; од-на-ко Ее че-ло-ве-че-ская при-ро-да не из-ме-ни-лась, Она, как и все лю-ди, бы-ла под-вер-же-на смер-ти. По-это-му хо-те-лось бы на-де-ять-ся на бо-лее трез-вен-ное от-но-ше-ние к по-чи-та-нию Бо-го-ма-те-ри - рав-но как и к по-чи-та-нию мно-гих свя-тых.

Празд-ник Успе-ния име-ет од-но-днев-ное пред-праздн-ство (сра-зу по-сле от-да-ния Пре-об-ра-же-ния Гос-под-ня); его по-праздн-ство длит-ся во-семь дней. Успе-ние Бо-го-ро-ди-цы - по-след-ний дву-на-де-ся-тый празд-ник в цер-ков-ном го-ду, на-чи-на-ю-щем-ся 1/14 сен-тяб-ря и за-кан-чи-ва-ю-щем-ся в ав-гу-сте. Спу-стя две неде-ли по-сле от-да-ния Успе-ния на-сту-па-ет пред-праздн-ство пер-во-го в го-ду дву-на-де-ся-то-го празд-ни-ка - Рож-де-ства Бо-го-ро-ди-цы.

О чем без-опас-ней мол-чать

Неиз-вест-ный ав-тор тро-па-ря Успе-ния, об-ра-ща-ясь к Бо-го-ро-ди-це, со-зер-ца-ет неве-ро-ят-ность про-ис-шед-ше-го. То-го, что про-изо-шло с Пре-свя-той Де-вой, не вме-ща-ет че-ло-ве-че-ский ра-зум и обы-ден-ный опыт. Ком-мен-ти-ру-ет Оль-га Се-да-ко-ва

По-яс-не-ния к тек-сту тро-па-ря:

1. В рож-де-стве, во успе-нии - здесь име-ют-ся в ви-ду не празд-ни-ки Рож-де-ства Хри-сто-ва и Успе-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, а са-ми дей-ствия рож-де-ния и смер-ти. Успе-ние (усып-ле-ние) от ус-пну-ти - уснуть; тра-ди-ци-он-ная ме-та-фо-ра смер-ти как сна (так же, как рус-ское «по-чить») здесь при-об-ре-та-ет бо-лее кон-крет-ное зна-че-ние. По цер-ков-но-му пре-да-нию, гря-ду-ще-го вос-кре-се-ния из мерт-вых, ко-то-ро-го ожи-да-ет весь род че-ло-ве-че-ский (в том чис-ле, свя-тые), Ей уже не тре-бу-ет-ся.

2. Пре-ста-ви-ла-ся к жи-во-ту, ма-ти су-щи Жи-во-та . Од-но и то же сло-во, жи-вот (жизнь) име-ет здесь несколь-ко раз-ные зна-че-ния. В пер-вом упо-треб-ле-нии жи-вот озна-ча-ет жизнь, веч-ную жизнь. Во вто-ром - Хри-ста, Ко-то-рый есть жизнь («Аз есмь путь и ис-ти-на и жизнь», ()); Ко-то-рый при-нес в мир «жизнь, и жизнь с из-быт-ком», ()). В этом смыс-ле мож-но ска-зать о Бо-го-ро-ди-це, что она ро-ди-ла Жизнь лю-дям .

3. Ма-ти су-щи - бук-валь-но: пре-бы-ва-ю-щая, став-шая на-ве-ки.

4. мо-лит-ва-ми Тво-и-ми - слав. мо-лит-ва , пе-ре-да-ю-щая гре-че-ское πρεσβεία, озна-ча-ет здесь «прось-бу», «про-ше-ние» и кон-крет-но - про-ше-ние о по-ми-ло-ва-нии.

Sub specie poeticae

Пра-во-слав-ные ли-тур-ги-че-ские пес-но-пе-ния, по-свя-щен-ные Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це, как пра-ви-ло, очень слож-ны и «дог-ма-тич-ны» бо-лее, чем ли-рич-ны. Это осо-бен-но за-мет-но при срав-не-нии с тра-ди-ци-он-ной ла-тин-ской гим-но-гра-фи-ей, с та-ки-ми ее клас-си-че-ски-ми об-раз-ца-ми, как Stella Maris («Звез-да мо-рей»), Pulcherrima Rosa («Пре-крас-ней-шая Ро-за»), Salve Regina («Ра-дуй-ся, Ца-ри-ца»)… Со-вер-шен-ная чи-сто-та, див-ная кра-со-та, несрав-нен-ное ми-ло-сер-дие Де-вы — их ли-ри-че-ская те-ма .

Пра-во-слав-ные (гре-че-ские) пес-но-пе-ния об-ра-ща-ют-ся к Бо-го-ро-ди-це ина-че: в све-те дог-ма-та о Во-пло-ще-нии Бо-га Сло-ва. Они раз-мыш-ля-ют о той ро-ли, ко-то-рая при-над-ле-жит Ей в этом ве-ли-чай-шем чу-де, они со-зер-ца-ют неве-ро-ят-ность про-ис-шед-ше-го. Это-го не вме-ща-ют че-ло-ве-че-ский ра-зум и обы-ден-ный опыт, о чем по-сто-ян-но на-по-ми-на-ют бо-го-ро-дич-ные гим-ны (мо-ти-вы «мол-ча-ния ви-тий» и «недо-уме-ния фило-со-фов») и о чем, как го-во-рит од-но из этих пес-но-пе-ний, «без-опас-нее бы-ло бы мол-чать».

Хва-леб-ное пес-но-пе-ние и есть мол-ча-ние, об-ла-чен-ное в сло-ва, некое по-до-бие огром-ной вы-шив-ки. Из-люб-лен-ная ри-то-ри-че-ская фигу-ра здесь - со-еди-не-ние несо-еди-ни-мо-го, ок-сю-мо-рон: «Неве-ста нене-вест-ная». Со-зер-ца-нию пев-цов и слу-ша-те-лей пред-ла-га-ют-ся ве-щи непред-ста-ви-мые: де-ви-ца ста-но-вит-ся ма-те-рью, оста-ва-ясь де-ви-цей; жен-ское чре-во вме-ща-ет То-го, Ко-го не вме-ща-ет звезд-ный мир и все тво-ре-ние; смерт-ное, со-тво-рен-ное че-ло-ве-че-ское су-ще-ство рож-да-ет «жизнь бес-ко-неч-ную». Гим-но-гра-фы как буд-то на-сла-жда-ют-ся умно-же-ни-ем ря-да «невоз-мож-но-стей», сле-ду-ю-щих, по су-ще-ству, из од-но-го име-но-ва-ния: Бо-го-ро-ди-ца .

Мы не раз уже го-во-ри-ли об осо-бом ин-тел-лек-ту-а-лиз-ме и «тео-ре-тич-но-сти» ви-зан-тий-ской ли-тур-ги-че-ской по-э-зии. С этим ее ка-че-ством мож-но свя-зать и обык-но-вен-ное при-сут-ствие в бо-го-ро-дич-ных пес-но-пе-ни-ях вет-хо-за-вет-ных об-ра-зов, в ко-то-рых бо-го-сло-вы усмат-ри-ва-ют про-об-ра-зо-ва-ние Бо-го-ро-ди-цы: Бо-го-ро-ди-ца - лест-ни-ца, ко-то-рую ви-дел пат-ри-арх Иа-ков, кув-шин ман-ны из древ-ней Ски-нии За-ве-та, жерт-вен-ник, неопа-ли-мая ку-пи-на, пе-ре-ход через Крас-ное мо-ре… Все это - об-раз-цы то-го, «че-го не бы-ва-ет», чу-де-са, в ко-то-рых «есте-ства чин» (при-род-ный за-кон) от-ме-ня-ет-ся.

Огром-ный ре-естр та-ких сим-во-ли-че-ских упо-доб-ле-ний со-дер-жит в се-бе ака-фист «Взбран-ной Во-е-во-де» , об-ра-зец и ис-точ-ник мно-же-ства ли-тур-ги-че-ских тек-стов. Тро-парь Успе-ния, о ко-то-ром мы ве-дем речь, не вклю-ча-ет в се-бя этих вет-хо-за-вет-ных сим-во-лов.

Его ком-по-зи-ция про-зрач-на. Пер-вые два сти-ха да-ют па-рал-лель-ные об-ра-зы со-еди-не-ния несов-ме-сти-мо-го: дев-ствен-но-го рож-де-ния - и кон-чи-ны, ко-то-рая не озна-ча-ет пол-но-го раз-ры-ва с ми-ром. Два эти чу-да по-да-ны в од-ном мо-ду-се: со-хра-не-ния. «Дев-ство со-хра-ни-ла» — «ми-ра не оста-ви-ла». Хра-не-ние, сбе-ре-же-ние, по-кров - один из глав-ных мо-ти-вов в по-чи-та-нии Бо-го-ро-ди-цы. В мо-лит-вен-ных об-ра-ще-ни-ях к Ней зву-чит на-деж-да, что с Ее по-мо-щью и про-пав-шее не про-па-дет. Два этих сти-ха со-став-ля-ют как бы бо-го-слов-ское вступ-ле-ние к гим-ну.

Сле-ду-ю-щие че-ты-ре сти-ха тро-па-ря раз-ви-ва-ют его ос-нов-ную те-му: смерть - и жизнь. Кон-чи-на Бо-го-ро-ди-цы — не смерть, а пе-ре-ход к жиз-ни (веч-ной жиз-ни), к той но-вой Жиз-ни, ко-то-рую Она ро-ди-ла, оста-ва-ясь смерт-ным су-ще-ством. Сло-во «смерть» по-яв-ля-ет-ся толь-ко в по-след-ней стро-ке, и от-но-сит-ся не к кон-чине Бо-го-ро-ди-цы, а к «нам», точ-нее, к «ду-шам на-шим», ко-то-рые, по ее за-ступ-ни-че-ству, спа-са-ют-ся от смер-ти. Жизнь ее по-сле кон-чи-ны не толь-ко не пре-кра-ща-ет-ся, но ста-но-вит-ся ис-точ-ни-ком жиз-ни для «душ на-ших».

С те-мой за-ступ-ни-че-ства, хо-да-тай-ства, про-си-тель-ства, «спо-ру-чи-тель-ства» Бо-го-ро-ди-цы свя-за-на те-ма Су-да. На Су-де Хри-сто-вом Она вы-сту-па-ет как адво-кат, как про-си-тель-ни-ца о по-ми-ло-ва-нии осуж-ден-ных. Здесь схо-дят-ся ла-тин-ская и гре-че-ская тра-ди-ции гим-но-гра-фии Бо-го-ро-ди-цы, с раз-ли-чия ко-то-рых мы на-ча-ли. И в за-пад-ной тра-ди-ции Она преж-де все-го - За-щит-ни-ца, «адво-кат» на «пра-вед-ном су-де», на-деж-да тех, у ко-го нет ни-ка-кой дру-гой на-деж-ды.

В Св.Пи-са-нии мы встре-ча-ем один ис-точ-ник это-го ты-ся-че-лет-не-го об-ра-за «за-ступ-ни-цы за лю-дей пе-ред Сы-ном»: рас-сказ о брач-ном пи-ре в Кане Га-ли-лей-ской. Со-чув-ствие Бо-го-ро-ди-цы к лю-дям, ко-то-рым не хва-ти-ло ви-на, и прось-ба к Сы-ну по-пра-вить это по-ло-же-ние ста-но-вят-ся по-буж-де-ни-ем к на-ча-лу Его чу-до-твор-ства, к пер-во-му «яв-ле-нию сла-вы», к на-ча-лу со-вер-ше-ния Его мис-сии Спа-си-те-ля. Пер-вое чу-до Гос-подь со-вер-ша-ет по прось-бе Ма-те-ри ().

При-ме-ча-ния

Ср. об этом в па-стер-на-ков-ском «Док-то-ре Жи-ва-го»: «…де-вуш-ка … тай-но и вти-хо-мол-ку да-ет жизнь мла-ден-цу, про-из-во-дит на свет жизнь, чу-до жиз-ни, жизнь всех, «Жи-во-та всех», как по-том его на-зы-ва-ют. - Бо-рис Па-стер-нак. Со-бра-ние со-чи-не-ний в пя-ти то-мах. Том тре-тий, Док-тор Жи-ва-го..М., Худ-лит, 1990, с.460.

В це-лом бо-го-слов-ские хит-ро-спле-те-ния оста-ют-ся «за кад-ром» за-пад-ных гим-нов Де-ве. Но есть ис-клю-че-ния. В бо-го-слов-ском гимне Бо-го-ро-ди-це, ко-то-рый в финаль-ной песне «Бо-же-ствен-ной Ко-ме-дии» по-ет у Дан-те Бер-нар Клер-вос-ский, мы слы-шим со-вер-шен-но ви-зан-тий-ское упо-е-ние го-ло-во-кру-жи-тель-ны-ми «невоз-мож-но-стя-ми»:
“Vergine Madre, figlia del tuo figlio… tu se’colei che l’umana natura Nobilitasti si, che ‘l suo fattore Non disdegno di farsi sua fattura” - «Де-ва Мать, дочь сво-е-го Сы-на… Ты та, в ко-то-рой че-ло-ве-че-ская при-ро-да Так обла-го-ро-ди-лась, что ее Тво-рец Не счел недо-стой-ным стать ее (че-ло-ве-че-ской при-ро-ды) тво-ре-ньем». (Par. XXXIII, 1-6).

Об-раз «до-че-ри соб-ствен-но-го Сы-на» пе-ре-кли-ка-ет-ся с древ-ней ико-но-гра-фи-ей Успе-ния, где Хри-стос пред-сто-ит ло-жу усоп-шей Бо-го-ро-ди-це и дер-жит на ру-ках ее ду-шу в об-ра-зе ма-лень-кой де-воч-ки, точ-но по-вто-ряя по-зу Бо-го-ро-ди-цы, дер-жа-щей Мла-ден-ца. На-гляд-ным об-ра-зом Мать воз-вра-ща-ет-ся к сво-е-му из-на-чаль-но-му ста-ту-су - она вновь ди-тя Твор-ца.

Русская Православная Церковь отмечает праздник Успение Пресвятой Богородицы Девы Марии 28 августа. В этой заметке вы узнаете о том что это за праздник и какому историческому событию он посвящен, узнаете икону праздника, сможете прочесть акафист успению Пресвятой Богородицы.

В Березниках, на территории около городского кладбища, действует церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Приходите на праздничное богослужение в храм утром к 8-30!

После вознесения Господа Нашего Иисуса Христа — Матерь Божия пребывала в Иерусалиме на попечении апостола Иоанна Богослова. В беседах с верующими она рассказывала о нетленном Рождении Иисуса Христа, о бессеменном Его зачатии, о Благовещении, о младенчестве и жизни Иисуса Христа. Своими словами Пресвятая Богородица утешала приходящих к ней (верующие люди приходили и из других стран что бы увидеть Богородицу). Позже, во времена гонений, Дева Мария была в Ефесе, на Кипре и на Горе Афонской, где пророчески молвила: «Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица».

Любовь и благоговение первых христиан к Пресвятой Деве было так сильно, что они сохранили в устной и письменной форме множество свидетельств о ней. Ниже — предлагаем вашему вниманию несколько переводов текстов, свидетельствующих о жизни Божией Матери (текста более поздние, но основанные на ранних письменных источниках а так же на устном предании).

Святитель Амвросий Медиоланский:

Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама.

Никифор Каллист:

Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать.

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания». Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в ХIV веке. (ист.- Pravoslavie.ru).

Вернувшись в Иерусалим — Пресвятая Богородица дни и ночи проводила в бдении и молитве, часто приходя к Святому Гробу Господню. И именно в один из таких моментов «Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь.». Приняв сию весть — Божья Матерь возвращается в Вифлеем. «Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом «Аминь».» Всех апостолов Дух Святой восхитил из мест их, где они вели проповедь и доставил к Пресвятой Богородице Деве. «Пресвятая Дева, прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.»

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея» — и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое» (канон 1, песнь 6, тропарь 1).

Еще имеется множество интереснейших свидетельств и фактов об этом знаменательном для всех христиан событии, которые все здесь не перечислить. Множество интересного вы можете найти на сайтах в Интернете, или прочесть из книг (в приходской школе храма Луки Войно-Ясенецкого есть богатая библиотека).

Икона Успение Пресвятой Богородицы Девы

Тропарь Успению Пресвятой Богородицы

В рождестве девство сохранила еси,
во успении мира не оставила еси, Богородице:
преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,
и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

В Рождестве девство сохранила еси, / во Успении мiра не оставила еси, Богородице, / преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: / и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша.

При Рождестве Христовом Ты сохранила девство, при успении Своем - не оставила мира, Богородица: Ты перешла к жизни, так как Ты - Мать Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Кондак, глас 2

В молитвах Неусыпающую Богородицу, / и в предстательствах непреложное / Упование гроб и умерщвление не удержаста: / якоже бо Живота Матерь к животу / престави во утробу Вселивыйся / приснодевственную.

В молитвах неусыпающую Богородицу и непреложно надежную Заступницу гроб и смерть не удержали: Тебя, как Мать Жизни, переселил к жизни Вселившийся в Твою приснодевственную утробу.

Величание

Величаем Тя,/ Пренепорочная/ Мати Христа Бога нашего,/ и всеславное славим// успение Твое.

Молитва

О Пресвятая Богородице, Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел, и всея твари честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и слово, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная наставнице, путешествующих легкое прехождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих помощнице, нищих неистощимое богатство, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление. Тобою нам, Владычице, невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: о премилостивая и пречудная света умнаго Царице, рождшая Царя Христа Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая: ангельский уме, светозарная звездо, святых пресвятейшая, Царице цариц, владычице всех тварей, Боголепная Девице, нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный престоле невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище живаго Бога, неизреченное составление Плоти Христовы: гнездо Орла Небеснаго, горлице Богогласная, голубице кроткая, тихая и незлобивая, мати чадолюбивая, милостей бездно, разверзающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, нерукотворенная церкве единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неизчерпаемая благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы, непоколебимый столпе, еретиков пагубо, мечу ярости Божия на Богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная хранительнице, и мира всего известное спасение. О всемилостивая Госпоже, Дево, Владычице, Богородице, услыши нас молящихся Тебе и яви милость Твою на людех Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла, и сохрани обитель нашу, и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди благочестно прибегающыя и призывающыя имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобныя брани, от всякия болезни, и всякаго обстояния: да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиих умалятся раби Твои: но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха ко времени плоднаго приношения нам даруй: облегчи, возстави и помилуй, премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущыя. Помяни рабы Твои, и не презри слез и воздыхания нашего и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, надеждо наша: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя накажи, младенцы воспитай, и прослави славящыя Тя, изрядне же Церковь Сына Твоего соблюди, и сохрани в долготу дний. О милостивая и премилостивая Царице небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатаиством Твоим помилуй страну нашу и христолюбивых жителей ея, и вся православныя христианы, сохраняющи их под покровом милости Твоя, ризою Твоею честною защити: и моли из Тебе воплощшагося без семене Христа Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша, на иноплеменники и единоплеменники, воюющыя на ны и на веру нашу православную. Спаси же и помилуй, Госпоже, святейшия патриархи, митрополиты, преосвященныя архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, и вся правоверныя люди покланяющыяся и молящыяся пред честною Твоею иконою. Призри на всех призрением милостивнаго Твоего заступления: Воздвигни нас из глубины греховныя, и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде, и на страшном суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшыяся во благочестии от жития сего рабы Твоя, в вечной жизни со Ангелы и Архангелы, и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего и Бога предстанут: и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити, и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты наша надежда, и заступница всех притекающих к Тебе, и Твоея святыя помощи просящих: Ты молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему: Твоя матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Таин приступати дерзаем аще и недостойнии. Темже всечестный образ Твой, и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти небесныя безконечныя жизни, и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем, и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь.

Греческий оригинал:

Ἐν τῇ Γεννήσει τὴν παρθενίαν ἐφύλαξας,

ἐν τῇ Κοιμήσει τὸν κόσμον οὐ κατέλιπες Θεοτόκε.

Μετέστης πρὸς τὴν ζωήν,

μήτηρ ὑπάρχουσα τῆς ζωῆς,

καὶ ταῖς πρεσβείαις ταῖς σαῖς λυτρουμένη,

ἐκ θανάτου τὰς ψυχὰς ἡμῶν.

Церковнославянский перевод:

В рождестве девство сохранила eси,

Во успении мира не оставила eси, Богородице,

Преставилася eси к животу,

Мати сущи Живота,

И молитвами Твоими избавляеши

От смерти души наша.

Перевод Ольги Седаковой:

Рождая, сохранила Ты девственность.

Почив, не оставила Ты мира, Богородица:

Ибо перешла к жизни

Ты, истинная Матерь Жизни,

И твоим ходатайством избавляешь

От смерти души наши.

Пояснения к тексту тропаря:

1. В рождестве, во успении – здесь имеются в виду не праздники Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы, а сами действия рождения и смерти. Успение (усыпление) от успнути – уснуть; традиционная метафора смерти как сна (так же, как русское «почить») здесь приобретает более конкретное значение. По церковному преданию, грядущего воскресения из мертвых, которого ожидает весь род человеческий (в том числе, святые), Ей уже не требуется.

2. Преставилася к животу, мати сущи Живота. Одно и то же слово, живот (жизнь) имеет здесь несколько разные значения. В первом употреблении живот означает жизнь, вечную жизнь. Во втором – Христа, Который есть жизнь («Аз есмь путь и истина и жизнь», (Ин. 14, 6)); Который принёс в мир «жизнь, и жизнь с избытком», (Ин. 10, 10)). В этом смысле можно сказать о Богородице, что она родила Жизнь людям.

3. Мати сущи – буквально: пребывающая, ставшая навеки.

4. Молитвами Твоими – слав. молитва, передающая греческое πρεσβεία, означает здесь «просьбу», «прошение» и конкретно – прошение о помиловании.

Sub specie poeticae.

Православные литургические песнопения, посвящённые Пресвятой Богородице, как правило, очень сложны и «догматичны» более, чем лиричны. Это особенно заметно при сравнении с традиционной латинской гимнографией, с такими ее классическими образцами, как Stella Maris («Звезда морей»), Pulcherrima Rosa («Прекраснейшая Роза»), Salve Regina («Радуйся, Царица») …Совершенная чистота, дивная красота, несравненное милосердие Девы – их лирическая тема.



Православные (греческие) песнопения обращаются к Богородице иначе: в свете догмата о Воплощении Бога Слова. Они размышляют о той роли, которая принадлежит Ей в этом величайшем чуде, они созерцают невероятность происшедшего. Этого не вмещают человеческий разум и обыденный опыт, о чём постоянно напоминают богородичные гимны (мотивы «молчания витий» и «недоумения философов») и о чём, как говорит одно из этих песнопений, «безопаснее было бы молчать».

Хвалебное песнопение и есть молчание, облачённое в слова, некое подобие огромной вышивки. Излюбленная риторическая фигура здесь – соединение несоединимого, оксюморон: «Невеста неневестная». Созерцанию певцов и слушателей предлагаются вещи непредставимые: девица становится матерью, оставаясь девицей; женское чрево вмещает Того, Кого не вмещает звёздный мир и все творение; смертное, сотворённое человеческое существо рождает «жизнь бесконечную». Гимнографы как будто наслаждаются умножением ряда «невозможностей», следующих, по существу, из одного именования: Богородица.

Мы не раз уже говорили об особом интеллектуализме и «теоретичности» византийской литургической поэзии. С этим ее качеством можно связать и обыкновенное присутствие в богородичных песнопениях ветхозаветных образов, в которых богословы усматривают прообразование Богородицы: Богородица – лестница, которую видел патриарх Иаков, кувшин манны из древней Скинии Завета, жертвенник, неопалимая купина, переход через Красное море… Все это – образцы того, «чего не бывает», чудеса, в которых «естества чин» (природный закон) отменяется. Огромный реестр таких символических уподоблений содержит в себе акафист «Взбранной Воеводе», образец и источник множества литургических текстов. Тропарь Успения, о котором мы ведём речь, не включает в себя этих ветхозаветных символов.



Его композиция прозрачна. Первые два стиха дают параллельные образы соединения несовместимого: девственного рождения – и кончины, которая не означает полного разрыва с миром. Два эти чуда поданы в одном модусе: сохранения. «Девство сохранила» – «мира не оставила». Хранение, сбережение, покров – один из главных мотивов в почитании Богородицы. В молитвенных обращениях к Ней звучит надежда, что с Ее помощью и пропавшее не пропадёт. Два этих стиха составляют как бы богословское вступление к гимну.

Следующие четыре стиха тропаря развивают его основную тему: смерть – и жизнь. Кончина Богородицы – не смерть, а переход к жизни (вечной жизни), к той новой Жизни, которую Она родила, оставаясь смертным существом. Слово «смерть» появляется только в последней строке, и относится не к кончине Богородицы, а к «нам», точнее, к «душам нашим», которые, по ее заступничеству, спасаются от смерти. Жизнь ее после кончины не только не прекращается, но становится источником жизни для «душ наших». С темой заступничества, ходатайства, просительства, «споручительства» Богородицы связана тема Суда. На Суде Христовом Она выступает как адвокат, как просительница о помиловании осужденных. Здесь сходятся латинская и греческая традиции гимнографии Богородицы, с различия которых мы начали. И в западной традиции Она прежде всего – Защитница, «адвокат» на «праведном суде», надежда тех, у кого нет никакой другой надежды.

В Св.Писании мы встречаем один источник этого тысячелетнего образа «заступницы за людей перед Сыном»: рассказ о брачном пире в Кане Галилейской. Сочувствие Богородицы к людям, которым не хватило вина, и просьба к Сыну поправить это положение становятся побуждением к началу Его чудотворства, к первому «явлению славы», к началу совершения Его миссии Спасителя. Первое чудо Господь совершает по просьбе Матери (Ин.2, 1-11).

Священник Фёдор Людоговский:

В Православной Церкви существует множество праздников, посвящённых Пресвятой Богородице. Если следовать хронологии событий, то первый из них – зачатие Богородицы праведной Анной (9/22 декабря); затем – Рождество Богоматери (8/21 сентября), Введение во Храм (21 ноября / 4 декабря), Сретение (2/15 февраля), Благовещение (25 марта / 7 апреля), Успение (15/28 августа). Дальше следуют празднества, установленные в память о явлениях Пресвятой Девы, о чудесах, совершенных Ею в разные эпохи церковной истории: это и праздник Покрова (1/14 октября), и память Знамения Богородицы в Великом Новгороде (27 ноября / 10 декабря), и празднования в честь десятков икон Божией Матери.

Главным среди всех этих праздников может считаться Успение – так же, как главным днём памяти святого обычно является день его кончины, так же, как главный Господский праздник – Пасха, воспоминание смерти и Воскресения Христа.

Успение часто называют Богородичной Пасхой, но такое наименование представляется нежелательным: совершенно очевидна давняя и неослабевающая тенденция «подтягивать» почитание Богоматери до уровня почитания Спасителя (это видно во всем – от орфографии до гимнографии) – но такое стремление вступает в противоречие с догматическим учением Православной Церкви: Господь Иисус Христос – Бог и человек, Творец и Спаситель; Богородица – лишь человек, хотя и вместивший в себя Божество. Ее служение было совершенно исключительным, наше спасение было бы без Нее невозможным; однако Ее человеческая природа не изменилась, Она, как и все люди, была подвержена смерти. Поэтому хотелось бы надеяться на более трезвенное отношение к почитанию Богоматери – равно как и к почитанию многих святых.

Праздник Успения имеет однодневное предпразднство (сразу после отдания Преображения Господня); его попразднство длится восемь дней. Успение Богородицы – последний двунадесятый праздник в церковном году, начинающемся 1/14 сентября и заканчивающемся в августе. Спустя две недели после отдания Успения наступает предпразднство первого в году двунадесятого праздника – Рождества Богородицы.

http://olgasedakova.com/Poetica/1468


Воскресная служба Октоиха всех восьми гласов или напевов на славянском и русском языках, заключающая в себе песнопения малой вечерни, великой вечерни, полунощницы, утрени и литургии. Перевел с Греческого языка преподаватель Тобольской духовной семинарии Иван Ловягин. СПб., синодальная типография. 1988.

О.А.Седакова. Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославянско-русские паронимы. Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина. М. 2008.

Слав. Теплый, тепле – горячий, горячо (ревностно, усердно). По-русски принято говорить о горьких, а не о горячих слезах.

Первое значение проповедати, в цсл. – известить, сообщить, принести весть. Так что проповедница здесь – вестница. Значение проповеди как поучения появляется позднее.

Как замечено (см. об этом работы Г.Прохорова), в русской православной традиции фундамент богословствования для «обычного» прихожанина составляет литургическая поэзия, а несистематические богословские труды.

При этом она добавляет момент, которого в повествовании нет: некое поучение ангелов. Магдалины не успевает услышать ответа ангелов, она только объясняет им, что ищет и не может найти, куда перенесли Тело Погребённого. За ангелов отвечает Сам Христос.

Мышца – рука, предплечье и плечо. Вообще говоря – сила руки. Я оставляю это слово без перевода, хотя русское «мышца» имеет другое значение. Заменяя мышцу «рукой», мы теряем здесь связь с традиционной символикой песнопений (см. далее, в комментарии).

Попрал – буквально наступил, встал ногой. Древний жест победителя, ставящего стопу на шею или на грудь побеждённого. Известен древний иконографический канон, где Христос изображён как воин, вставший на грудь змея – смерти. Господь побеждает смерть, «последнего врага» («последний же враг истребится – смерть», 1Кор. 15, 26), царящего над мирозданием после адамова грехопадения, Своей крестной смертью.

Мир здесь передаёт греческое kosmos, вселенная, то есть все творение, а не только человеческий мир.

Милость, великую милость здесь, как и в других подобных стихах (о даровании великой милости обычно говорится в связи с какими-то особыми событиями) следует понимать конкретно, не как общее свойство Господа, а как особый акт помилования. Значение, близкое к «жертве» (ср. в литургической анафоре милость мира – мирная жертва).

В наших комментариях я не буду углубляться в разбор новой поэзии. Замечу только, что и ее язык – во многом язык цитат (как правило, взятых из других источников). Есть поэты, более склонные к такой «центонности», есть такие, которые прибегают к отсылке «нечаянно и наугад», но никакой поэт не может уйти от того факта, на котором стоит поэзия: у слова есть генеалогия, есть история бытования.

Иногда песнопения говорят о тройной структуре мира: «небо и земля и преисподняя». Воде (морю) в этой космологии принадлежит особая роль. Заметим, что все эти пространства (и море в том числе) представлены прежде всего как обитаемые, заселённые. Так что, говоря небесная , тропарь имеет в виду тех, кто обитает в небесах, – ангелов.

Мы сохраняем этот и все последующие глаголы (видится – приносится – полагается) в нехарактерной для русского языка возвратной форме со значением пассивного залога, чтобы передать особый характер этого действия, активный и пассивный одновременно: Он делает так, что с ним делают следующее…

Или: лени, небрежения (недобросовестного исполнения), откладывания дел на потом. Слова праздный, argos, праздность в церковнославянском языке несут более сильное, чем в русском, значение «пустоты», «опустошенности», «бессмысленности».

Трудно объяснить, почему περιεργία – беспорядочная, чрезмерная деятельность; забота о незначительных делах, вмешательство в чужие дела – передается здесь славянским уныние. Обыкновенно уныние передает греч. acedia.

В дониконовском славянском тексте на этом месте стоит сребролюбие. Можно предположить существование разных греческих списков молитвы, где на месте φιλαρχία (властолюбие, желание первенствовать) могло стоять близкое ему по буквенному составу filarguria (сребролюбие, алчность). Какой из этих вариантов является исходным, трудно определить. Стоит заметить, что литургические тексты подчеркивают особую тяжесть греха сребролюбия, однозначно объясняя предательство Иуды его сребролюбием («имений рачитель» ).

В дониконовском тексте «отжени от мене» («отгони, отдели от меня»). Это различие также, вероятно, восходит к разным греческим спискам молитвы. Обыкновенно о собственных грехах и пороках в молитвах просят именно так: отжени от мене или избави мя от . Споры в связи с двумя этими вариантами («не дай мне» или «отгони от меня») велись по поводу того, что Бог не может «давать» человеку страсти и пороки. Однако в нашем тексте даждь, «дай», δῷς·, употребленный по отношению к дурным свойствам, противопоставлен двум другим глаголам со значением «даровать»: χάρισαί (если переводить буквально, «уделить по милости») и δώρησαί (одарить, наградить). В таком сопоставлении «дать» можно понимать как «позволить», «допустить» – ср. «не дай Бог!».

Целомудрие – σωφροσύνη – в позднейшем восприятии связывается преимущественно с девственностью или моральной чистотой, однако его настоящее значение – обладание здравым (целым, неповрежденным) умом, здравомыслие, способность различать добро и зло.

Смирение в дониконовском списке, смиренномудрие – в новом. Сложносоставное слово ταπεινοφροσύνη означает «скромность», «признание собственной малости, незначительности». В античном понимании такая «скромность» – характеристика отрицательная, нечто вроде «малодушия». В христианском смирение – одна из высших добродетелей, противоположность гордыни . Прот. Александр Шмеман в своем толковании «Великопостной молитвы» замечает, что одно из главных проявлений смиренномудрия – готовность принять правду.

Терпение , ὑπομονῆ, стойкость, постоянство. Терпети в славянском, как и в греческом, включает в себя значение «ожидать», «ожидать с надеждой». Ср. «сии вси бяху терпящее единодушно в молитве и молении» (Деян.1, 14).

Буквально «спотыкания», неудачи, ошибки, πταίσμα. В русском и в других славянских языках сохранились образования с корнем грех , которые не несут религиозной коннотации и означают «ошибку», «промах». Ср. русск. огрех .

Κατακρίνειν – осуждать в смысле «выносить приговор». Высказывать критические замечания, даже злословить – это еще не осуждать. Наоборот, можно относиться к кому-то «терпимо», именно исходя из осуждения в этом смысле: дескать, что с такого взять! Вот здесь человеку выносится приговор.

О поэзии и духовном облике Ефрема Сирина есть прекрасная работа С. С. Аверинцева: Между «изъяснением» и «прикровением»: ситуация образа в поэзии Ефрема Сирина. – С.С.Аверинцев. Поэты. Школа «языки русской культуры» М., 1996. С.97-121. И в этой работе, и в своём общем очерке сирийской литературы («От берегов Ефрата до берегов Босфора» – Многоценная жемчужина. Переводы С.С.Аверинцева. Дух и лiтера, Киев, 2003) Аверинцев – впервые в отечественной и мировой науке – говорит об особом месте, которое принадлежит сирийской духовности в русской культуре. Гипотезы о том, что Великопостная молитва, сирийский текст которой неизвестен, представляет собой псевдоэпиграф, Аверинцев не обсуждает.

Пушкин чутко подхватил эту «парность» во вступлении к переложению молитвы: «Отцы пустынники и жены непорочны / Чтоб сердцем возлетать во области заочны, / Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв…». Отцы и жены, два назначения молитвы – для небес и для земли.

В переложении Пушкина, которое занимает семь строк, написанных шестистопным александрийским ямбом с парной рифмовкой, фактически сохранены все слова, входящие в молитву. «От себя» Пушкин добавил только уточнение к «любоначалию»: «змеи сердечной сей». Однако «прикровенный» символ его переложения другой. Последнее прошение молитвы перенесено вперёд, а финальной становится просьба об оживлении:

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Последнее слово стихотворения – «оживи». Все, что касается центральной для молитвы Ефрема Сирина темы Владыки – Царя – раба у Пушкина уходит в тень или совсем исчезает.

Славянское «совет» греч. Βουλὴ имеет значение «замысел», «решение».

Можно было бы по-русски сказать: Девочка, Κόρη: очень юное существо. Здесь тот же контраст вечности и юного возраста, как в рождественских песнопениях: «Отроча младо, превечный Бог».

Так в греческом – и так передаётся в славянском! «Приветствовать» по-славянски – «целовати». «Лобзати» имеет в виду физическое действие. В иконографии Благовещения такой поворот сюжета не встречается. В евангельском повествовании об объятии Ангела не говорится.

Многозначное славянское «красный» передает здесь ὡραῖος, зрелый, в цвету.

В греческом «царей». Тема Креста часто связывается в песнопениях с темой земного православного царя. Источник этого, вероятно, – видение Императора Константина («In hoc signo vinces» «Сим победиши», знамение Креста в небе во время битвы), с которого началась новая эпоха христианства, конец гонений и постепенное превращение христианства в государственную религию. Крест стал пониматься как опора христианского государства («жительства»), его властей и народа.

В греческом – Воскресения.

См. об этом мою работу «Рай: тема христианской мысли»http://www.pravmir.ru/raj-tema-xristianskoj-mysli/

О жизни и творчестве этой уникальной песнописицы можно прочитать: Монахия Кассия (Т.А.Сенина). Преподобная инокиня Кассия, песнописица Константинопольская. – Вертоград №1 (80) 2004, 3, 17-29.

Борис Пастернак. ПСС. Т.4. C. 411.

Этот стих μετὰ πάσης ἀρχῆς καὶ ἐξουσίας допускает двойное чтение: можно понять его как именования двух ангельских чинов небесной иерархии (наш вариант) – или, «с прописной буквы», как описание ангельских сонмов «со всяким их начальством и властью», как переводит иером. Амвросий (Тимрот).

В «Августе» у Б.Пастернак явление фаворского света представлено как вошедшее в обиход, регулярное:

Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора.

Ср. об этом в пастернаковском «Докторе Живаго»: «…девушка … тайно и втихомолку даёт жизнь младенцу, производит на свет жизнь, чудо жизни, жизнь всех, «Живота всех», как потом его называют. – Борис Пастернак. Собрание сочинений в пяти томах. Том третий, Доктор Живаго. М., Худлит, 1990, с.460.

В целом богословские хитросплетения остаются «за кадром» западных гимнов Деве. Но есть исключения. В богословском гимне Богородице, который в финальной песне «Божественной Комедии» поет у Данте Бернар Клервосский, мы слышим совершенно византийское упоение головокружительными «невозможностями»: “Vergine Madre, figlia del tuo figlio… tu se’colei che l’umana natura Nobilitasti si, che ‘l suo fattore Non disdegno di farsi sua fattura” – «Дева Мать, дочь своего Сына… Ты та, в которой человеческая природа Так облагородилась, что ее Творец Не счел недостойным стать ее (человеческой природы) твореньем». (Par. XXXIII, 1-6).

Образ «дочери собственного Сына» перекликается с древней иконографией Успения, где Христос предстоит ложу усопшей Богородице и держит на руках ее душу в образе маленькой девочки, точно повторяя позу Богородицы, держащей Младенца. Наглядным образом Мать возвращается к своему изначальному статусу – она вновь дитя Творца.

Loading...Loading...