Троян — загадочный бог славян. Майские праздники славян - ведизм - история - каталог статей - любовь безусловная

Бог зимы и смерти, поздним эпитетом которого стал «Мороз».

1. О существовании бога Трояна известно только по трём письменным источникам:

В «Хождении Богородицы по мукам», которое известно было в переводе в греческого в XII столетье, имеется вставка, обещающая злые муки верующим в богов Трояна, Хорса, Велеса и Перуна («то они все боги прозваша: сълнце и месяц, отъ камени ту устроя трояна хърса, велеса, перуна»). Это русская вставка; в позднейших списках Хождение этой приписки нет, потому что с течением времени память о языческих славянских богах утрачивалась, а потому упоминание о них, как ненужное и непонятное, было излишне.

В “Слове и откровении святых апостол” упоминаются боги «Перун, Хорс, Дый и Троян и инии мнози».

В «Слове о полку Игореве» упоминаются:

а) Тропа Трояна: « О бояне… аки лы ты сии плекы ущекотал, рища в тропу Трояню, чресь поля на горы»;
б) века Трояна – «были вечи Трояни, …на седьмом веце Трояни»;
в) земля Трояня – «вступила (обида) девою на землю Трояню». (Н.М. Гальковский "Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси", 1913).

2. На Украине 15 селений с названиями: Троян, Трояны, Троянка и т.п. Селения с аналогичными названиями находятся и в Курской области.

3. «Трояновы (Змиевы) валы» - древние земляные укрепления на территории Украины (И. Саратов "Кто построил эти валы?").

4. "В южнославянском фольклоре Троян - демонический герой, царь с козлиными ушами (ср. Мидас) и ногами, иногда - треглавый: в сербской сказке одна голова Т. пожирает людей, другая - скот, третья - рыбу. В сербском фольклоре царь Троян - ночной демон: он навещает свою возлюбленную по ночам и покидает её, когда кони съедают весь корм, а петухи поют на рассвете; брат любовницы Т. насыпает коням песка вместо овса, у петухов вырывает языки; Т. задерживается до рассвета и на обратном пути его растапливает солнце." (Мелетинский Е.М. (гл. ред.) "Мифологический словарь", 1990).

5. "...Исходя из славянского Трояна, избегающего солнца и дневного света, имеющего крылья и три головы, и вследствие его щепетильности в отношении света и тепла, можно указать на Бога ночи и зимы, - два понятия, которые мы довольно часто видели взаимосвязанными... Данных параллелей уже вероятно предостаточно, чтобы определить Трояна в качестве демона подземного мира, либо зимнего демона..."(Э. Краузе «Троянские замки Северной Европы», 1893).

6. "Относительно попыток отождествить Трояна с Триглавом можно сказать следующее. Троян - божество, почитание которого было очень распространено. Он известен был болгарам, сербам, чехам, полякам, русским и румынам. Легко допустить это ввиду территориальной близости: чехи, поляки и русские имели сношения с балтийскими славянами, но как могли заимствовать Триглава болгары, сербы и румыны? ...Если имело место заимствование, почему вместе с верой в него не было заимствовано и само имя? ...после расчистки смыслового значения слова troian и производных от него от всего наносного, случайного, позднего и излишнего, мы получим для корня „Троян“ следующие основные значения: 1) снежная масса, 2) дорога и 3) (в переносном смысле) элемент белизны. Семантика слова „Троян“ станет совершенно понятной, только если мы предположим, что существует сила, от которой зависит снегопад, мотели, снежные бури и заносы..." (Болдур А. "Троян «Слова о полку Игореве» // Тр. Отд. древнерус. лит. - М.; Л., 1958. - Т. 15").

7. "Возможно, кто-то удивится, но наш Дед Мороз никогда не состоял в родстве ни с христианскими святыми, ни с американскими пузотерами Сантами. Его генеалогическое древо уходит корнями в самое что ни на есть дремучее язычество. Славянский фольклор наградил этот неласковый зимний дух множеством характерных прозвищ - Морозко, Студенец, Трескунец, Карачун, Зимник. Поначалу никаким альтруизмом сей персонаж не страдал, святостью не отличался - морозил людишек почем зря, ну и подарков, естественно, не дарил. Наоборот, ЕГО задабривали. Накануне Рождества выходили на порог с ложкой кутьи или киселя и кричали: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть; Мороз, Мороз! Не бей наш овес (или какое-нибудь другое посевное растение)!».

В общем, как понимаете, дядькой он был суровым, холодным и даже от его ледяной любви веяло смертью. Лучше всего этот образ оказался запечатлен в поэме Н. Некрасова «Мороз Красный Нос»:

Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить...
Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою,
А летом глубоко уснем." (С. Курий).

В одном из списков уже упоминавшегося выше апокрифа «Хождение Богородицы по мукам», датируемого предположительно XII в., мы находим имя Трояна: «Вероваша, юже ны бе тварь Бог на работоу створил, то они все богы прозваша солнце и месяц землю и водоу, звери и гады, то сетьнее и члвчь окамента оутрия трояна хрса велеса пероуна на Богы обратиня бесом злым вероваша, доселе мракмь злым одержими соуть, того ради еде тако моучаться» (Мильков, 1999, с. 582–626).

Пожалуй, нет в череде имён божеств славянского пантеона более сомнительного и спорного, чем этот Троян.

Д. С. Лихачев, неоднократно обращавшийся в своих работах к осмыслению текста «Слова о полку Игореве», эпического произведения, которое создано вскоре после памятного похода 1185 г., особо останавливался на четырёхкратном употреблении слова Троян в упомянутом литературном памятнике. Лихачёв считал, что «во всех этих значениях слово Троян может быть удовлетворительно объяснено только в том случае, если мы допустим, что под Трояном следует разуметь какое-то русское языческое божество» (Лихачёв, 1950, с. 5–52). Мнение авторитетное, но, как вы понимаете, не единственное.

Спектр многочисленных толкований от исторических до мифологических и прочих рассмотрен Константином Юдиным в статье «Троян в „Слове о полку Игореве“ (к проблеме толкования)». На сегодня это наиболее полный перечень мнений (Юдин, 2004).

Обратимся и мы к этим памятным строкам:

О Бояне, соловию стараго времени!

Абы ты сиа плъкы ущекоталъ,

скача, славию, по мыслену древу,

летая умомъ подъ облакы,

свивая славы оба полы сего времени,

рища въ тропу Трояню

чресъ поля на горы.

Иными словами, пользуясь «тропой Трояновой» и при этом летая «умом под облаками», Бояну под силу отыскать нужный путь и в пространстве и во времени.

Были вечи {67} Трояни,

минула льта Ярославля;

были плъци Олговы,

Ольга Святьславличя.

То есть некогда, «во время оно», были давние и уже легендарные «века Трояна», неопределённые, но весьма протяжённые времена, предшествовавшие непротяжённым летам и деяниям исторических князей Руси - летам Ярослава Мудрого (ум. в 1054 г.) и войнам Олега, князя Черниговского и Тмутараканского (ум. в. 1115 г.), памятным современникам автора «Слова…» по рассказам предыдущих поколений.

Уже бо, братие, не веселая година въстала,

уже пустыни силу прикрыла.

Въстала обида въ силахъ Даждьбожа внука,

вступила девою на землю Трояню,

въсплескала лебедиными крылы

на синемъ море у Дону;

плещучи, упуди жирня времена.

Есть некая «Троянова земля», ограниченная рекой Дон или находящаяся на другом краю от синего моря и реки Дон (тоже именовавшейся в древние времена морем), - словом, это столь же далёкая земля в пространстве, как и сами века Трояна во времени.

На седьмомъ веце Трояни

връже Всеславъ жребий

о девицю себе любу.

Тъй клюками подпръ ся о кони

и скочи къ граду Кыеву

и дотчеся стружиемъ

злата стола киевьскаго.

Это второй раз, когда имя Трояна употребляется в контексте времени, почти эпохи, на что указывает символика числа «семь». Речь идёт о чародее Всеславе Полоцком (ок. 1029–1101) - князе-оборотне (Югов, 1955, с. 14–21). Если всё же понимать эту метафору в буквальном смысле, то седьмой век Троянов - это XI в., т. е. первый век Троянов - это, по крайней мере, V век от P. X.

Ф. Буслаев уже в 1861 г. в своей выдающейся по тому времени работе «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (т. I. Народная поэзия, XIII. Древнейшие эпические предания славянских племён) отметил:

«Особенно в песнях о Всеславе Полоцком {68} Боян умел искусно слить в одно художественное целое элемент исторический с мифическим. У Бояна Всеслав не только лицо историческое. Почти то же говорится в старинных наших сказках о царе Китоврас(т)е : „Обычай же той имея царь; во дни - царствует над людьми, а в нощи обращаясь зверем китоврасом, царствует над зверьми…“ Сходство нашего Всеслава с сербским Трояном простирается до того, что оба они обгоняли путь солнца. Как Троян, вместе с пеньем петухов, спешил от своей любезной, чтоб убежать от солнца; так и Всеслав „до кущ “ то есть, до петухов успевал из Киева в Тмуторокан, волком перебегая путь великого солнца».

Читаем фрагмент полностью: «На седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицю себе любу (здесь Киевский престол сравнивается с девицей, коя люба герою. - Авт. ). Той клюками подпръся, оконися и скочи к граду Кыеву, и дотчеся стружием злата стола Киевскаго. Скочи от них лютым зверем в полночи из Белаграда, обесися сине мьгле; утръ же вознзи стрикусы, оттвори врата Новуграду, разшибе славу Ярославу, скочи волком до Немиги с. Дудуток. На Немизе снопы стелют головами, молотят чепи харалужными, на тоце живот кладут, веют душу от тела. Немизе кровави брезе не бологом бяхуть посеяни - посеяни костьми руских сынов. Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хорсови волком путь прерыскаше. Тому в Полотске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша. Аще и веща душа в дерзе теле, но часто беды страдаше. Тому вещей Боян и первое припевку, смысленый, рече: „Ни хытру, ни горазду, ни пытьцю горазду суда божиа не минути“».

«Аще и веща душа в дерзе теле, но часто беды страдаше». Другое тело , по мнению Ф. Буслаева, означает не другого или какого-нибудь человека вообще, а именно другое тело , не свое собственное, а волчье , которое надевал на себя герой, перерыскивая путь великому Хорсу. Следовательно, беды испытывал не кто-либо другой, а тот же Всеслав, хотя и вещая душа его находилась в чужом теле, т. е. в волчьем.

Всеслава сближают с былинным Волхом, летописными Волховом и находят параллели даже с Вещим Олегом. Но это просто культурные герои, способные к волховству. Они - не боги. И эта наша книга не о них.

В работе румынских специалистов традиционно уже не первое десятилетие отстаивается гипотеза о балкано-славянских корнях этого персонажа. Несмотря на то что с многими положениями этого направления исследователей мы не согласны, надо отдать им должное: в своё время они собрали и обобщили значительный материал по указанной проблеме. И грех не воспользоваться им. Впрочем, больший грех - повторно наступать на те же грабли.

Как справедливо замечено, «очень часто исследователи (ссылки нами опущены - см. в самой работе. - Авт. ), защищающие „римскую“ точку зрения (она заключается в том, что Троян - это осмысление римского императора Траяна, воевавшего с даками. - Авт. ), ссылаются на Троянову топонимию и Троянов фольклор. В самом деле, топонимия Трояна очень богата. В Болгарии Троянов путь („Трояновият път“) соединяет Белград и Софию с Константинополем. На севере от Филиппополя имеются римские руины, называемые Трояновград. В горах одно из ущелий называется Трояновы Врата.

В сербо-кроатских областях также упоминается имя Трояна. В Румынии имеются топонимические названия и валы Трояна. В уезде Вылчя между Рымником-Вылчя и Окнеле-Марь (Ocnele Mari), на расстоянии приблизительно километра от реки Олт, имеется местность, называемая Троян. У подошвы горы Козия (Cozia) в уезде Аржеш (Argez), недалеко от монастыря Козия, находится широкая скала с площадкой, называемая „столом Трояна“ (masa lui Troian). Вход реки Олта в Румынию через горное дефиле назывался в древности „воротами Трояна“ (poarta lui Troian). В Трансильвании, около города Турда (Turda), имеется луг, называемый „пратул луй Траян“ (pratul lui Traian). Старое шоссе, проходящее в Олтении через Turnul Rosu (Турнул-рощу - красная башня, крепость), называется calea Traianului, или, как думает А. Philippide, calea Troianului. Это дорога, идущая вдоль старинного земляного вала. В одном румынском историческом документе 1814 г. указана местность Бозынчешть у (реки) Троян. В Молдавской Советской Социалистической Республике на левом берегу реки Прута недалеко от устья имеется село, носящее название Троян.

Однако же обилие топонимических указаний может, самое большее, породить мысль о возможности римского происхождения этих названии, но простая возможность неубедительна. Тезис римского происхождения просто берется на веру. Откуда черпается уверенность, что эта топонимия связана именно с императором Траяном, а не, за небольшими исключениями, с языческим богом Трояном?» (Болдур, 1958, с. 7–35).

Так или иначе, истоки этой точки зрения восходят к одному из позднесредневековых поучений против язычества, а именно «Слову и откровению святых апостолов» из так называемой Толстовской рукописи XVI в., где проводится эвгемерическая аналогия: «В прелесть великоу не внидят мняще богы многы пероуна и хорса дыя и трояна и инии мнози, ибо яка то человецы были суть старейшины Пероунь в елинех, а Хорс в Кипре, Троянь бяше царь в Риме» (Гальковский, 1913, т. 2, с. 49–54). В таком случае стоит предположить, что путаница существовала уже в период бытования поучения в XV или в lbVI веках. Видимо, именно тогда переведённые древнеримские или византийские источники об императоре Траяне в сознании книжника совместились с представлениями о «боге» Трояне. Император Траян правил во II веке н. э., что никак не соотносится с поминанием «Слова…» о седьмом веке Троянове как веке одиннадцатом (жизни Всеслава Полоцкого). Численная ошибка существенная.

Если упоминания о Трояне имеют историческую основу, то следует сказать, что помимо тех, кто считает фольклорного Трояна «наследником» римского императора Траяна, и тех, кто настаивает на его божественности, есть сторонники мнения, что речь идёт о неких трёх русских князьях-братьях. Но это мнение наталкивается на метафору о тропе Трояна, в такой интерпретации она превращается в тропу неких трёх братьев, что не находит адекватного объяснения, равно как и само упоминание о неких трёх братьях, живших за семь веков до Всеслава Полоцкого (разве что имеются в виду Кий, Щек и Хорив, но почему-то без их сестры Лыбеди). Ещё одна, совершенно фантастическая точка зрения, что имя Троян происходит от названия города Троя - Илиона (дескать, если Снорри Стурлуссон возводил своих асов к троянцам, так почему же просвещённый автор слова, живший ранее, не мог сделать то же самое?).

Оригинальную версию выдвинул А. В. Ткачёв, нашедший по значимости происходящего исходную точку Трояновым векам в древней истории: «Событие, от которого ведётся счёт Трояновых веков, должно было иметь место в IV–V вв. Идеальной датой представлялся 467 или 468 гг., поскольку буквальный и самый точный смысл, который присущ выражению „на седьмом веце Трояни“, - это фиксация 1068 г. в самом начале Троянова седьмого века, т. е. шесть веков-столетий уже прошло-утекло…Моё внимание, в конце концов, остановилось на 476 годе, с которым связано падение Западной Римской империи, что всегда расценивалось как конец древней истории… Год 476 - это шов, соединивший историю древнего мира с эпохой раннего средневековья, его тёмными веками… Расхождение дат в восемь лет - это фиксированный разрыв в летописании византийском (греческом) и латинском (римском)… отсюда следует, что 476 год от Рождества Христова в русско-греческом летоисчислении абсолютно точно соответствует 468 году римско-католического счёта» (Ткачёв, 2003, с. 71–72, 74).

Легко убедиться, что с 476 по 1068 г. прошло шесть веков и восемь лет. Дело в том, что летом 1067 г. Всеслав Брячиславич (фигурирующий в процитированном отрывке) был под предлогом мирных переговоров обманом захвачен в плен и привезён в Киев, где его вместе с сыновьями бросили в ямную темницу, типа колодца без окон и дверей. Но уже в сентябре восставшие против Изяслава Ярославича горожане освободили узника и посадили «на царство». Прокняжив в Киеве около полугода, т. е. до половины 1068 г., в конце концов Всеслав скрылся из города ночной порой, поскольку не чувствовал себя на чужой земле уверенно (ведь киевский престол он занял не по праву наследования, а как узурпатор Одоакр-Одоацер, низложивший Ромула Августула, в данном случае - Изяслава). К тому же Изяслав договорился с ляхами и уже готовился силой возвращать себе Киев. Эти события и упоминает «Слово о полку Игореве».

Но А. В. Ткачёв, похоже, относится к тем «перунопочитателям», здравые и свежие мысли которых нивелируются навязчивой идеей всунуть в любое рассмотрение славянского язычества Перуна, даже туда, где о нём и речи нет, т. е. как раз в «Слове о полку Игореве». Вот и в книге этого автора в качестве эпиграфа выбрана выдернутая из контекста древнего поучения фраза, что «Перун есть мног». Получается, там, где Перуна не упоминают, - его надо изыскать и вставить. Доказательства А. В. Ткачёва сводятся к тому, что и Троян, и Див, и Хорс, и другие боги, упомянутые в «Слове…», - это версии Перуна, а поскольку же Перун представляется ему в качестве славянского Марса-Ареса, то и прочие боги всё суть военные, только каждый со своим оттенком. Всё это очень печально, ведь в списках поучений в рядах «оутрия трояна хреа велеса пероуна» и «мняще богы многы пероуна и хорса дыя и трояна и инии мнози» имя Трояна (и не только) самостоятельно и отделено от прочих богов, включая столь горячолюбимого «многого» Перуна.

Но вернёмся к мнению румынских специалистов. «Конечно, не секрет, - продолжает А. Болдур, - что топонимы с корнем „троян“" имеются не только в Болгарии, Сербии, Румынии, но и в прежней России, в Польше и Чехии. Так, например, в прежней России имелись: Троян в Таврической губернии, Трояны, Троянка, Трояново, в Херсонской губернии, Троя и Трояновка в Полтавской губернии, Трояновка в Волынской губернии, Трояново в Орловской губернии и Трояновка в Калужской губернии. Отмечаем при этом, что все названия имеют в своем корне „о“, а не „а“. Имеется и несколько имен Троян в русских исторических актах. В Галиции в Днестровском бассейне имеется ручей Троян, в Моравии - Троянский ручей и Трояновице. В Чехии и Польше села носят название Троянов, Троянек, Трояны. В Польше существуют также Трояновице, Троянов. Около Коростышева Киевской губернии есть Троянов луг, в местности Белой Церкви есть Троянов яр, в Смоленской губернии - село Трояны.

Как видим, имеется целый ряд названий, к которым исторический император Траян не мог иметь никакого отношения. Поэтому мы должны признать, что топонимия Трояна указывает только на крайнюю популярность этого имени, но отнюдь не доказывает, что в основе ее лежит именно имя императора Траяна.

Не является доказательным и фольклор с упоминанием о Траяне. То обстоятельство, что император Траян известен русскому фольклору и еще больше балканскому, ничего не доказывает. Естественно, что такая крупная историческая фигура, как император Траян, оставивший огромные следы своей деятельности в придунайской территории, не мог остаться чуждым балканскому и даже русскому фольклору.

В средние века, как на Западе, так и на Востоке, была чрезвычайно популярной повесть об Александре Македонском под названием „Александрия“. Она считалась тогда занимательным чтением всех любителей истории и фантастического. В разных редакциях она обошла Европу. Однако никому не пришло бы на ум для решения какого-нибудь спорного вопроса ссылаться на „Александрию“, отражающую популярность этого великого императора и полководца.

По аналогии можно утверждать, что популярность римского императора Траяна, отраженная в фольклоре, не дает права делать заключения по такому в высшей степени спорному вопросу, как Троян „Слова о полку Игореве“. В данном случае с популярностью императора конкурирует другая популярность - популярность языческого бога…» - писал А. Болдур (Болдур, 1958, с. 7–9).

Должны заметить, что числительное три наверняка популярнее имени забытого языческого божества. Не только числительное «три», но и его производные «трояк», «третьяк», т. е. третий или троичный, тройственный, «третина», «третица», «тройня».

Со своей стороны не видим никаких убедительных оснований уверенно привязывать упомянутую, практически современную нам топонимику к персонажу произведения XII в. - без исследования происхождения топонимов и дополнительных доводов, и уж точно - к римскому императору, уже хотя бы потому, что этого злейшего своего врага не обожествляли уже сами даки, будущие румыны, а если допустить эдакое дако-праславянское сообщество, то крайне сомнительно, чтобы праславяне едва ли испытывали восторги по этому поводу.

Стоит ещё, пожалуй, припомнить то обстоятельство, что христианская Троица - весьма популярный в народе образ, что существует немалое количество населённых пунктов, которые названы по соответствующему престольному празднику, например. Как «троецкие» названия могли видоизмениться на протяжении лет? С учётом местных особенностей речи? Эти вопросы никак не обсуждаются ни в одном исследовании.

По мнению Никоса Чаусидиса, у южных славян «особенно привлекает внимание лик царя Трояна: он представлен как человек с тремя головами, из которых одна питается рыбой, другая скотом, третья людьми. Его жилище часто связывается с разрушенными твердынями. Боялся Солнца и потому двигался только ночью, когда накинет черный плащ, ездя на черном коне… Среди народных песен собрания Петрановича и Миладиновцы встречаются и такие, в которых упоминается город Троян (или Троем), проклятый город, в котором властвует беззаконие, чьи жители подлые христиане, из-за чего терпят разные наказания. Нодило считает, что этот старинный город получил это перекрещенное значение по своему древнему свойству подземья, темноты и кары…» (Чаусидис, 1994). Этот автор также убеждён, что «отождествление славянского Бога и римского царя случилось лишь на почве схожести их имен». При этом он сопоставляет западнославянского Триглава, находя аналогию в том, «что тот владеет тремя слоями Вселенной: Небом, Землей и Под(за) земьем. Этим уделам когда-то отвечало старинное толкование триглавости южнославянского Трояна, который одну голову питает людьми (Небо), другую животными (Земля), а третью - рыбой (Подземье)…» (Там же ).

Но логика здесь, совершенно очевидно, хромает. С чего бы это вдруг люди ассоциируются с Небом? И скот и люди ходят по одной грешной земле. Такого мы не найдём ни в одной традиционной символике.

Впрочем, А. Н. Афанасьев пересказывает сербское предание про короля Трояна, отчасти подтверждающее мнение румынских исследователей: «В Трояновом граде (теперь развалины на горе Цере) жил некогда царь Троян; каждую ночь ездил он в Срем на свидание со своей милою. Ездил Троян по ночам, потому что днем никуда не смел показываться, опасаясь, чтобы не растопило его ясное солнце. Являясь в Срем, он задавал коням овса, и как только кони съедят корм, а петухи запоют предрассветную песню - тотчас же пускался домой, чтобы поспеть в свой город до восхода солнца. Сведал про то муж или брат его любовницы, повыдергал у всех петухов языки, а коням вместо овса насыпал песку. Эта хитрость замедлила отъезд Трояна; перед самым рассветом он вскочил на коня и поскакал в свой город, но солнце настигло его на пути. Троян спрыгнул с коня и спрятался в стоге сена; проходившие мимо коровы растрепали стог, и солнечные лучи растопили несчастного царя. Это же предание занесено и в сербскую сказку, где вместо Трояна заступает змей.

Одна из скандинавских сказок повествует о великане, который не был впущен в свой замок до самого рассвета, и вот - когда выехала на небесный свод прекрасная дева Заря - великан оглянулся на восток, увидел солнце и тотчас упал на землю и лопнул. Эти замены прямо указывают на тождественность Трояна с великанами и драконами…

Демонический характер присваивался великанам на тех же самых основаниях, что и драконам. Как змей Вритра созидает зимою ледяной, облачный город, куда скрывает теплые тучи солнца и водяную жену (дождь), так и великаны, в качестве властелинов зимних туманов и снеговых туч, строят свои облачные города, чтобы спрятать за их стенами золото солнечных лучей и благодатную влагу дождей…» (Афанасьев, 1982, с. 293).

Имя Вритры означает в ведизме препятствие и сопротивление. Это змей или дракон, почивающий на горе. В качестве горы понимается не земная твердь, а вершины небесные, с которых никак не хлынет живительный дождь. Победив Вритру, Индра освобождает воды, скованные драконом (быть может, бывшие у того в заточении в виде снега или града). Кстати, Вритра либо сливается, либо находится в родственных отношениях с Вишвйрупой, «обладающим всеми формами», трёхголовым «демоном», сыном Тваштара, похитившим коров (т. е. небесные воды) и за это поражённым Индрой (РВ, X, 8, 8–9). Не может ли Троян быть сыном Сварога, как Вритра/Вишварупа - сыном Тваштара, посланным им в наказание другому своему сыну Индре/Перуну?

Между прочим, метафорически от солнечного света тает не только снег, но и тьма. Зима и темень пребывают друг с другом в родстве. Зима определённо тёмное время года, когда короток светлый день, как в эпоху тьмы короток век живущих.

Выходит, Троян - ночное или зимнее божество, коему солнце и свет приносят вред?

В заговоре № 248 («Ко сну отходящим») из собрания «Великорусских заклинаний» Л. Майкова некоторые авторы склонны видеть намёк на того же Трояна или даже на Триглава. Но несколько странно ожидать от христианского бога владения подводным миром и миром «земляным», и даже земным - подземным или лесным. В православии (и в народной традиции) этого бога ассоциируют с небесным отцом.

Царь водяной, царь земляной, царь небесный,

Прости мою душеньку грешную!

Светел месяц и красное солнышко,

и все частые звездочки, беленькие камушки,

и дальние, и ближние, и семейные,

простите мою душеньку грешную!

Думаем, всё может быть намного банальнее, и речь идёт о водяном-водокруте, лешем-лесуне или уже-Змиулане {69} (все они упоминаются в заговорах), наконец, о ветре, который могуч и гоняет стаи туч. Не менее вероятно, что это причудливая смесь двоеверия, и небесный царь - это натуральный Спас(итель)…

Точка зрения румынских исследователей выражается в том, что «ключом к решению вопроса о Трояне должны послужить отношения даков и южных славян VI–VII вв. н. э. на Дунае, равно как данные румынской филологии и лексики» (Болдур, 1958. с. 10). Со ссылкой на предшественников конца XIX - начала XX в. высказывается идея о взаимном лексическом обогащении румынского и древнего южнославянского языков, в результате которого в румынский перешло представление о Млечном Пути как Трояновой Тропе, разумеется, как раз по этому указателю можно ориентироваться, пересекая горы и леса.

Млечный Путь называется Troian или Troianul cerului (Троян неба), Troianul ceresc (Небесный Троян). Млечный Путь сравнивается с просыпанным снегом и нагромождением сугробов, уподобленных Трояновым валам: «В румынском языке переходные глаголы „a troieni“ и „a introieni“ означают „заносить“, „покрывать снегом“, „образовывать, нагромождать кучи снега“. Эти оттенки „заволакивать“, „покрывать“, „убелять сединой“, „заносить снегом“ сохраняются и в выражениях, используемых метафорически и в переносном смысле. Выделены три основных смысла слов с подобной корневой основой - снежная масса, дорога и белизна» (Там же ).

Эти рассуждения могут пролить некоторый свет на функции Трояна и его сакральное предназначение, если это, конечно, бог или прозвище какого-то иного божества.

В таком случае «земля Троянова» - ночное небо, тёмное небо, не светлое, в коем видна Тропа Троянова, проложенная как звёздная Дорога, зримое воплощение Мирового древа - Млечного Пути, по которому может скакать и прыгать мыслею Боян.

Вспомним ещё раз: «Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена. Усобица князем на поганыя погыбе, рекоста бо брат брату: „Се мое, а то мое же“. И начяша князи про малое „се великое“ молвити, а сами на себе крамолу ковати. А погании с всех стран прихождаху с победами на землю Русскую».

Земля Русская - не земля Троянова. Земля Троянова - метафора. Это пространство, подвластное Трояну. Птица-Дева-Обида - лебедь в лишённом света чёрном небе, поскольку наследник солнечного Даждьбога проиграл бой, так как князья перегрызлись между собой. И место света тьма заступила.

В этом случае напрашивается вывод, что Троян - бог тёмного, незнаемого времени, сумерек, ночи, зимы (?), отступающего перед солнечным светом. И земля Трояна - это тьма небесная, которую способен осветить наследник солнечного Даждьбога, когда бы сила была. Но нет её уже.

Иначе говоря, довольно распространённое мнение, будто автор «Слова о полку Игореве» упоминает «Трояновы века» как счастливое время предков русичей, оказывается неверным. Напротив, речь идёт о тьме веков, бездне времени, в сравнении с которой время Ярославово и всё прочие - лета, мгновения. Автор говорит просто о прошлом, минувшем.

Были века Трояни - были старые времена (и люди были, «не то что нынешнее племя»). Внуки Всеславовы уже выпали из дедовской славы - «стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей».

Не лишено оснований и мнение Д. С. Лихачёва о том, что Всеслав-чародей, последний языческий князь, который «действует напоследок языческих времен, когда сила язычества иссякла. Он представитель доживающего язычества (значение „седьмого“ как последнего определяется средневековыми представлениями о числе „семь“: семь дней творения, семь тысяч лет существования мира, семь дней недели, семь человеческих возрастов и т. д.)» (Творогов , 1995, с. 184–185).

Со Всеслава Полоцкого Брячиславича и люди новые повелись, и времена другие. Всеславу ещё удавались чудеса («хитрости»), но ему, даже гораздому на них, не говоря уже о потомках Всеслава (и старых князей прошлого единства Руси), впавших ныне (т. е. в 1180-х гг.) в междоусобицу, суда божьего не миновать. Отдельный вопрос, чьего именно суда, и совсем уж другой - какого бога. Но они выходят за рамки нашей книги.


| |

Троян (иногда встречается написание имени Траян) – славянский Бог Знахарства и Траволечения, однако, иногда к нему обращаются не только для выздоровления. Трояна почитают Богом, который может помочь найти неожиданное разрешение ситуации, но для обращения к нему и от человека потребуется готовность к смелым действиям. Выходит, что к славянскому Богу Целительства можно обратиться для «исцеления» ситуации, но чаще всего к Трояну обращаются именно для возвращения здоровья.

Троян – неоднозначный Бог. В его характере проявились некоторые черты Велеса , Бога Трех Миров, ведь, согласно славянским мифам, Велес – отец Трояна.

Славянские легенды рассказывают, что Троян был рожден земной женщиной, а отцом его был Бог Велес. Велес долгое время бродил по миру Яви, знакомясь с людьми, узнавая их нужды, и в одной деревне остановился в доме, где жили семь братьев и одна сестра. Девушка понравилась Велесу и гость полюбился ей, так и сыграли свадьбу. Спустя некоторое время родились сразу трое детей: две девочки и мальчик. Мальчика назвали Трояном, значит, рожденным третьим. Троян был рожден человеком, хоть и сыном Бога.

Как и другие Боги, Троян помогает тем, кто схож с ним характером. Потому, прежде всего, Троян покровитель лекарей, целителей, стремящихся к знаниям, ищущих способы исцеления болезней, стремящихся помогать людям . Но тот, кто выбрал покровителем Трояна, может быть занят и другим делом, если такой человек ценит знания и стремится достичь многого собственными трудами.

Тот, кому близок Бог Троян, часто немногословен , не любит объяснять свои решения, действует быстро , даже если окружающие не согласны с его способом действий. Благодаря своим знаниям и умениям, решения такой человек принимает удивительно верные, но сложный характер мешает ему работать вместе с другими людьми. Вместе с тем, человек это очень надежный, скромный, не любящий много говорить о себе, но славящийся делами . Те, кому близок Бог Троян, ценят дружбу, всегда готовы помочь близким. К такому человеку часто обращаются за советом, зная, что он умеет видеть все детали ситуации и может принять верное решение.

Если вам близок славянский Бог Троян, в вашем характере есть такие качества :

  • цепкий ум;
  • скромность;
  • упорство;
  • любовь к практическому, зримому результату действий;
  • верность;
  • скрытность.

Троян в северной традиции гадания и магии

На Резе Бога Трояна изображен символ Целебник, описанный выше.

Номер Резы – 31.

Реза Бога Трояна появляется в раскладе, чтобы предупредить о начинающейся «болезни». Это не обязательно телесный недуг. Реза Бога Трояна может говорить и о том, что человек совершил неверные действия, которые могут навредить его телу и духу. Троян советует оценить свои возможности и сравнить их с целями, возможно, стоит и обратиться за советом к специалисту, не пытаться сделать всё своими силами.

К Трояну обращаются в славянской магии для исцеления от болезней, возвращения здоровья. В обрядах знак Трояна может использоваться и для поиска верного решения проблемы.

Подробнее о значении Резы Бога Трояна в гадании в статье «

Встречаем русские славянские праздники Весны Майские праздники славян

19 Элетъ (1 мая) - Живин День !

Жива (сокращённая форма имени Живена, что означает - дающая жизнь) – Русская славянская богиня Жизни.

Богиня Жива

Богиня Жива - дочь богородицы Лады, супруга Даждьбога, и также как богиня Веста, - они вместе олицетворяют женские праздники Жизни, Рождения, Весны, Природы, Плодородия, Жита-зерна!
Это прекрасный русский славянский женский праздник, и мы мужчины с радостью присоединяемся к поздравлению наших прекрасных женщин.
С праздником Живы - Жизненной Силы Рода!
Жива - богиня Животворящих Сил Природы, весенних бурлящих вод, первых зелёных побегов, покровительница юных девушек и молодых жён.
После христианизации Руси культ богини Живы был заменён культом Параскевы Пятницы…
Женщины, взяв мётлы, совершают в этот день обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Прославляют Живу, которая оживляет Природу, посылая на Землю Весну. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений, сил Нави после долгой зимы:
«Кто прыгнет высоко
У того смерть далеко».

На высокой горке затевают весёлые игрища и хороводы вокруг костра:
«Коло Яри Светом зарим
Мару борем, благодарим
Ярило, Ярило, яви свою Силу!».

Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Нави и возвращении в Явь. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая Весну:
«Жаворонушки, летите!
Нам зима-то надоела
Много хлебушка поела!
Вы летите и несите
Весну красную, Лето жаркое!»

Весь наступающий день 19 Элетъ посвящают отдыху.
В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.
См. .
24 Элетъ (6 мая) наступает День Даждьбога - Бога Плодородия и Солнечного Света, Живительной Силы .


Дажьбог

Даждьбог - Первопредок Русов-славян!
Русы-славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» - Даждьбожии внуки!
А наш гений Фёдор Достоевский, истинно чувствую пульс своего русского народа, писал:
«… Славянское язычество - это наша Вера, Вера всего славянского народа. Одного из древнейших народов, в который входят сегодня: русские и украинцы, белорусы и поляки, чехи и словаки, болгары и македонцы, сербы и черногорцы, словенцы и хорваты. Все мы понимаем друг друга без особого труда, поскольку у нас общий язык. Мы печём блины, провожая Масленицу - Морену и рассказываем древние сказки про Бабу-Ягу. Хлеб у нас до сих пор всему голова, а гостеприимство в чести. На Купалу мы прыгаем через костры и ищем цветущий папоротник. В наших домах вместе с нами живут домовые, а в реках и озерах купаются русалки. Мы гадаем на Коляду, а иногда просто подкидываем монету. Мы чтим наших Предков и в день памяти оставляем им подношения. Хвори да болезни мы лечим травами, а от упырей - вампиров используем чеснок да осиновый кол. Мы загадываем желание, сидя между тесками и плюем через левое плечо, встретив чёрную кошку. Рощи и дубравы для нас святы, а из родников мы пьём целебную воду. Мы заговариваем, рыбацкие снасти и читаем обереги от сглаза. Удаль молодецкая находит себя в кулачных боях, а в случае беды наши храбрые воины отведут её от Славянской Земли. И так будет всегда из века в век, ибо мы есть внуки Даждьбожии» (Сборник «Дневник писателя», журнал князя Владимира Мещерского «Гражданин», 1876-1877 гг.).
По Древнерусским преданиям, Даждьбог и Жива вместе возродили мир после Потопа. Лада, матерь Живы, соединила браком Даждьбога и Живу. Затем обрученные боги родили Ария, по легендам прародителя многих славянских народов.
Почитается в этот день и Ярило–Солнце - лик Даждьбога, возрождение Природы, первая пахота.
Бога Яра часто сравнивали с пахарем и воином Арием, сыном Даждьбога.
Арий почитался, подобно Яру, воплощением Рода (либо Велеса, либо Даждьбога).

В день Даждьбога люди радовались, что он обручился с Живой. Это означало конец Зимы, начало Весны и Лета.
В это время в Ведических храмах и на вспаханных полях славили Даждьбога.
«Славим Даждьбога. Да будет он нашим покровителем и заступником от Коляды и до Коляды! И покровителем плодов на полях. Он траву даёт скоту нашему во все дни. И коровы умножаются, и умножаются зёрна в житницах. И мёду он не даёт забродить. Он бог Света. Славьте Сварожича, отрекающегося от Зимы и текущего к Лету. И ему мы славу поём на полях, поскольку он - отец наш» (Велесова книга).
День Даждьбога - это и время первого выгона скота на пастбища. Потому Даждьбогу жгли огни и просили его охранять скотину:
«Ты, Даждьбоже храбрый!
Спаси скотину, охрани её от похитчиков!
Охрани от медведя лютого,
Сбереги и от волка хищного!».

Даждьбог - один из основных божеств древних Русов-славян - покровитель Руси, сын верховного бога и повелителя Вселенной Сварога. Это добрый, «свой» бог, заступник и покровитель Руси.
Имя его не от слова «дождь», как иногда ошибочно думают, оно означает – Дающий Бог, податель всех благ, дарующий свет и тепло Солнца и двигающий небесные тела, знаменуя смену дня и ночи.
Даждьбог даровал людям Правду, определением которой является заложенное в основу мироустройства стремление к гармонии, к равновесию. Понятию Правды у Русов-славян противостоит понятие Кривды. И всякий раз как Кривда торжествует, она остаётся на земле, Правда же оказывается на СВА (небесах).

Согласно «Слову о полку Игореве» Русы - Русичи - это внуки Даждьбога.
Даждьбогу Руси соответствует Dacbog западных славян и Дабог славян южных.
Русы-славяне представляли Даждьбога летящим по небу в прекрасной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А от огненного щита, который Даждьбог возит с собой, льётся на Мидгард-Землю солнечный свет. Утром и вечером он пересекает Море-океан на ладье, которую тянут утки, гуси и лебеди.
Поэтому в Ведической культуре Русов-славян приписывают особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня.
Даждьбог у Русов-славян является покровителем свадеб, он встречал жениха на рассвете в день свадьбы. Весеннее празднование Даждьбога открывало лето и начало сельскохозяйственных работ, осеннее празднование ознаменовало конец лета и завершало летний трудовой цикл.
У Даждьбога величавая поступь и прямой взгляд, не знающий лжи. И ещё дивные волосы, солнечно-золотые, легко летящие по ветру.
Сын СВА везёт чудесный щит на легкой колеснице, запряженной четверкой белоснежных коней, начал озарять красы и дивные дива Мидгард-Земли: поля и холмы, высокие дубравы и смолистые сосновые боры, широкие озера, вольные реки, звонкие ручейки и весёлые родники-студенцы.
См. .
25 Элетъ (7 мая) - Пролетье .

Зиме окончательно пришёл конец!
Многие слышали, что Пролетьем называют конец зимы. В этот день Русами-славянами совершаются обережные обряды пробуждения Земли, приносящие силу и здоровье.


Майя Златовласка

Славится Майя Златовласка !
По Древнерусским преданиям Майя была Матерью трёх Богов – Триглава. Была она женой Солнца, истинной божественной матерью землянам. Во многих обликах приходила на матушку Землю Майя, символизируя вечное возрождение, плодородие, женственность, красоту и самое любовь.
Она имела, имеет, и будет иметь великую силу преобразовывать помехи, удалять их, помогая, дочерям её украшать мир наш сиянием истинного БОГатства. Богатства духовного, творческого.
Эта энергия – сила самой Природы!
Наши Предки знали всегда, о том, когда стоит попросить, а когда и повелеть Богам помочь людям.
И сейчас в потоках новых времён, возвращаются, открываются, вспоминаются многие Веды. Их великое множество.
Веды от слова ведать!
Мы уже перестали бояться слова Ведь Ма – Ведающая Мать. Мы понимаем, насколько смешны были многие пугалки прошлого…
Сила Майи, как сила Весны, помогает нам всегда видеть Свет Солнца, даже если на СВА (небе) сейчас тучки.
Что может женщина владеющая энергией Майи?
Спросите себя, если ваша мама вас любит, и владеет тайнами мира, что она для вас сможет сделать?
Спросите себя, что вы сделаете для своих детей?
Энергия Майи может помочь если не во всех ситуациях, то в очень многих!
В её честь происходит возжжение священного Огня, знаменующего начало лета. Вращение белого Солнцеворота. Обряд опахивания, приносящий здоровье и удачу.
Забавы, игры, песни и хороводы. Танцы и песни под традиционные русские инструменты: бубны, гусли, дудки, свирели. Флейты. Прославление Майи Златовласки на Капище Макоши. Волшебное чародейство у Триглава, помогающее женщине сохранять лад в семье.
В Пролетье славятся Майя Златовласка и Жива - жена Даждьбога, дающая Жизненную Силу Рода.
Когда Род сотворил первых людей, он поручил богине Живе раздуть Огонь Жизни и вложить живые искры в грудь каждого человека. Жива принялась выполнять наказ Рода, однако очень уж ей не понравились лица, которыми Род наделил людей. И она переменила их, сделав женщину похожей на себя, а мужчину - на Даждьбога - своего мужа. С тех пор все Русы-славяне были необыкновенно красивы, но неотличимо похожи друг на друга. Жива дала им имена: Муж и Жена.
Ещё Пролетье называют Святодень - в этот день воскресает Майя Златовласка и чествуется как именинница.
Золотая Богиня из Атлантиды. Из глубин родовой памяти встаёт образ Золотой Матери, владычицы и хозяйки священной прародины, утерянного рая, откуда ушли наши далекие Предки, - Атлантиды.
Сейчас мало известно о судьбе Золотой статуи, которой поклонялись сибирские и уральские народы. А древнейшее упоминание о статуе мы находим уже в Новгородской летописи 1398 г. Оно было записано после миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, в святилищах пермяков спорил с волхвами и жрецами. Следом за Стефаном шли стрельцы и эти Ведические святилища разрушали, а на их месте ставили христианские церкви.

В летописи сказано:
«Сей научи Пермьскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Златой Бабе».
Главное же, что заставляет серьёзных учёных заниматься историей, это влияние через родовую память забытого мифа, ведь Златая Матерь, Златогорка, по Ведам - дочь Святогора, а он был царем Атлантиды.
То есть если быть последовательным, то следовало бы говорить о приносе культа Золотой Богини из Атлантиды, но какой учёный рискнёт на такое заявление?
Родство же культов Великой Матери на всех континентах Земли действительно существует!

Чтобы понять, кто же на самом деле есть Золотая Баба, нужно обратиться к сказаниям местных уральских и алтайских народов, которые ещё не так давно ей поклонялись.
Нетрудно узнать в Золотой Бабе и мансийскую Сорни-Эква «Золотую Женщину», и якутскую Медную статую (медь всегда была заменителем золота), и, например, Золотую богиню алтайцев, носящую имя Алтын-Арыг («алтын» значит «золотой»).
В сказах уральцев она стала, во-первых, богатыркой Азовкой, а во-вторых, Хозяйкой Медной горы. Сказы разделяют эти два образа, но они, безусловно, едины. И Азовка и Хозяйка живут в недрах одной и той же горы (или близких гор у истоков Чусовой и Исети), обе они хранят золото и медь. Только Хозяйка - подземная богиня, а Азовка вначале обычная, хоть и обладающая загадочной силой, женщина, которая потом скрывается в недрах Азов-горы.
Златогорка - воплощение Златы Майи, дочь Святогора. … В 14 тысячелетии до н.э., согласно Звёздной книге Коляды, в Атлантиде родилась Злата Майя, или Златогорка, дочь Святогора.
В древние эпохи культ Золотой Матери мог двигаться на Рипеи (Урал) с запада: из Атлантиды, Африки и Передней Азии. Древнейшие связи между Атлантической и Гиперборейской цивилизациями подтверждаются общим культом Матери Мира.
Название страны, где почитали Золотую Бабу, - Пермия, или, в более древнем произношении, Бьярмия, - восходит к имени бога Бармы - Ведического Брахмы, что говорит о Ведической вере древних уральцев.
... И там, в священном Беловодье, живёт Золотая Майя - Великая Мать Мира. Только там её следует искать, и восхождение в эти горы - восхождение в духе.
В Русских Ведах образы Золотой Майи и Золотой Бабы различны. Золотая Майя, дочь Рода, явившаяся при Сотворении Мира, приходит ещё один раз в образе Майи Златогорки, дочери Святогора, а потом уходит в Навь.
В начале времён Майя и Вышний рождают Крышня, в иную эпоху Майя и Даждьбог рождают Коляду.
А Золотая Баба супруга Велеса, которая также много раз приходит в мир, и её история, повторяемая в разные эпохи, отлична от истории Златой Майи.
Однако Ведические и уральские легенды утверждают, что Даждьбог - внук Велеса - это лики Всевышнего. И точно также Златая Майя и Золотая Баба едины. Матерь Мира имеет два рода ипостасей и проживает два рода сходных земных жизней. Нисхождения её к людям, волшебным народам и животным, - многоразличные.
Но для всех она - Единая Матерь!
28 Элетъ (10 мая) - Вешнее Макошье - День Земли .

Это Святодень , когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра-Земля чествуется как именинница. Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи.


Богиня Макошь

Особливо чтятся в этот день Велес и Макошь - Земные Заступники.
Волхвы выходят в поле, ложатся на траву - слушают Землю.
На зачине во вспаханную загодя борозду кладут зерно и льют квас, приговаривая, став лицом на восток:
«Мать Сыра-Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела».
Повернувшись на запад, продолжают:
«Мать Сыра-Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, во смолу горючую».
Обратившись к полудню, произносят:
«Мать Сыра-Земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью».
На полночь обращаются:
«Мать Сыра-Земля! Уйми ты ветры полуночные с тучами, сдержи морозы с метелями».
После каждого обращения льют квас в борозду, а затем разбивают кувшин, в котором он был принесён.
Когда-то в старину был и другой обряд с бороздой и зерном, после которого появляются на свет дети, но теперь в связи с изменениями нравов, обряд ограничен обращениями на стороны света…
После заклинаний волхвы раскапывают пальцами землю и нашептывают:
«Мать Сыра-Земля, скажи, да всю правду расскажи, на имя рекъ покажи».
Волхвы гадают о будущем по приметам, в земле встречающимся.
Воины, отложив оружие и положив на голову кусок дерна, присягают Матери Сырой-Земле, обязуясь защищать её от ворогов.
Зачин оканчивается славлением:
«Гой, Земля еси сырая,
Земля матёрая,
Матерь нам еси родная,
Всех нас породила,
Вспоила, вскормила
И угодьем наделила.
Ради нас, своих детей,
Зелий еси народила
И злак всякий напоила…».

После зачина освященную горсть Земли собирают в мешочки и хранят как обереги.
Обеденный пир и игрища завершают праздник.
См.
40 Элетъ (22 мая) - Ярило Мокрый, Троян . Постриги в Воины - один из главных обрядов Русов-славян.

Троян - Трибогов День – праздник конца Весны и начала Лета, когда на смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвящённый победе Бога Трояна над Чёрным Змеем, это также Духов День.


Бог Троян

Бог Троян - Бог-Хранитель Праведных Путей ведущих во Сваргу , управляет Временем и Пространством.
Из Славянской мифологии: О поклонении Трояну–Батюшке сообщается в древних славянских преданиях (поздней, впрочем, записи), в средневековых русских летописях, в сказаниях и литературе родственных нам народов. Имя Трояна в русской литературе приводится рядом с именами Великих Божеств, что говорит и о Величии Трояна.

В «Слове о полку Игореве» имя Трояна приводится в сочетании с понятиями, отражающие некие мифические постулаты или представления его культа. «Рища Боян въ тропу Трояню чрез поля на горы» - «Рыщет Боян по тропе Трояновой, через поля на горы»; «были вечи Трояни» - «Были века Трояновы»; «на седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребiй о девицю себе любу» - «На седьмом веке Трояна, вырезал Всеслав жребий о девице, себе любой»; «Вступила обида девою в землю Трояню».
То же в «Велесовой книге»: «А не дахом сме земе наше яко змее Трояню сме не дахом сен ромиена» – «И не отдали землю нашу, как не отдали (предки наши) землю Троянову ромеям» (ВК 2, 7б, 8), «А Интра идее за не яко шед за отце наша на ромие до Трояне земе» - «И Индра шёл за нами, как шёл за отцами нашими на ромеев до Трояновой земли (или «по Трояновой земле»)» (ВК 2, 7в, 5-6).
«Попытки истолковать все эти «тёмные места» - соответственно тропу Трояна, как дорогу Траяна, протянувшейся от Дуная до Прута и далее на восток по южной Руси, а ходить по ней – «совершать славные подвиги», - сделал Н.М. Гальковский в книге «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси». Век Трояна – время славы и могущества - единственное, в чём толкователи почти не ошиблись! А земля Трояна – территории, завоеванные Римом и платящие ему дань - ошибочны в корне. Вся громадина построения разбивается об их собственный постулат, согласно которому славяне появились на исторической арене, дай Бог, где-то веке в шестом. С Траяном, умершим в начале второго века, им, в таком случае, воевать не довелось. Так с чего бы славянам запоминать именно Траяна, а не Нерона, Калигулу или, например, Диоклетиана? Со времени принятия в Римской Империи христианства, культ императоров прекратился и вряд ли он возродился на Руси. Эти вопросы ставились уже самими комментаторами имени Трояна, но толковых ответов и доныне нет.
Согласно славянским мифологическим положениям, Троян также, суть – первокнязь. Он единственный из Богов, кто правил на земле Руси, в мире людей. Все княжеские династии произошли от него – недаром родовой знак Рюриковичей изображает трезубец Трояна. Та древняя, мифическая доисторическая пора, когда миром правил Троян, по сути, и есть пресловутый «Золотой Век», ибо тогда на земле было благоденствие, достаток и царила справедливость, и мир был цел. Это и были «Века Трояновы», времена былин и сказок. Понятие же «Тропы Трояна» мы рассмотрим в ином изложении, поскольку данное речение является мистическими и требует особого исследования. Впрочем, стоит упомянуть, что одно из имен Пути Млечного – «Троянова дорога». Земля же Трояна – весь мир, всё обжитое цивилизованное пространство, территория Владычества Славяно-Арийских народов.

В период русского правления: Владимира Святого – Гостомысла, Рюрика – Владимира Окаянного, Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха, - характерно более узкое восприятие «Земли Трояна» как территории Руси. Ряд учёных отмечают, что название «Земля Трояна» могло возникнуть только в том случае, если сие Божество почиталось как основатель - предок княжеского правления, как «первокнязь». Подтверждение тому есть в строках «Велесовой книги», где говорится о посажении Трояном на престолы княжеские своих сыновей и внуков: «А то бляго сутратихом отъ хъзяроу по веце яки перве насади се со сыни Сва и внучи» – «И то благо утратили мы из-за хазар… после века Трояновых, который на княжение первый сел со сынами своими и внуками», «Внуко Траяемя бя самоотен се друси меногая и бя утщен» – «Внук Трояна был самоотен, со друзьями многими, и был убит» (ВК 3 а). Князья, по сути, званы по Его гордому имени – внуки Трояновы.

Троян – первый князь, мифический основатель княжеской династии. Так, например, поэтому немудрено, что для обоснования изначального величия Москвы, как града престольного, в летописях книжник использовал существовавшие в то время сказы о начале княжения или о начале града, земли, предсказанном Трояном, и, соответственно, перенёс все действие во времена для него почти что сказочные. Троян здесь описан как трехголовый зверь, что понятно, потому как впрямую ни о Трояне, ни о каком другом Ведическом Божестве, в эти годы - 1600-е годы н.э., говорить не приходилось. О троеглавце-человеке книжник тоже написать не мог, поскольку издревле известно, что такие существа водятся где-то далеко, в иноземии. А если бы его, прикрываясь сказочностью сюжета, и удалось бы ввести, то тогда бы пришлось развить тему дальше, насочиняв ещё и беседу князя с троеглавцем. Выбран был более простой вариант – князю видится трехглавый зверь. Любопытны следующие показательные моменты: видение не конкретизировано, это просто некий «зверь»; князь почему-то даже не пытается на него охотиться; нигде в тексте не говорится, что этот зверь был явлен Богом, как знамение. Книжник сознательно уклоняется от обсуждения этой темы, ему было важно лишь задать одно единственное условие – трехглавость. Эта трехглавость и толкуется, как символ «царства треугольного». Учёные предлагают понимать это, как объединение: Великая Русь, Малороссия и Белая Русь. На деле же это то же самое, что и «земля Трояна» – та же Русь (то есть, по сути, и буквально, «тройная земля». Книжник, однако, говорит ещё и о том, что три головы обозначают разные группы населения в том граде. Это легче понять в свете кастовой трехчастности древнего арийского общества: духовенство и учёные (брахманы - волхвы), воины и правители (кшатрии – князья и вои), торговцы и работный люд (вайшьи - огнищане).
У Балтийских Славян Троян почитался под именем Триглав (Triglаus, Tryglav). Не следует путать Триглава–Трояна с понятием Триглав, обозначающим совокупность трех Богов («Троица»): Сварога, Перуна и Велеса или Сварога, Перуна и Световита (Дид–Дуб–Сноп «Велесовой книги»). Подобные триединства–троевластия известны и у других индоарийев: Зевс – Посейдон – Аид, Брахма – Вишну – Шива («Тримурти»), Один – Тор – Фрейр.
«Велесова книга» разделяет обоих Триглавов довольно просто: «Се Триглаве молихомь влице а мале» – «И Триглаву молились Великому и малому» (ВК 3, 25, 13). Малый Триглав и есть Троян, малый лишь пред ликом Триглава Богов.
Причина тождества имени Бога и обозначения троевластия Богов двоякая. Совокупность трех Богов, властвующих над тремя мирами, именно в силу этого и названа «Триглавом», ибо их трое вместе, их три головы, три главных. И это Триглав – «Три головы». И индийское «Тримурти» – «Три лика» (их «мурти» то же, что и наше «морда» – «лицо, личина»), как раз и изображаемо как Божество при едином теле и с тремя разными головами. Троян–Триглав изображается так же трехглавым, но с тремя одинаковыми головами. Согласно средневековым западноевропейским хроникам (Эббон, Герберд) три головы Триглава, символизировали власть Его над тремя царствами (мирами) – землей, небом и подземельем. Отсюда и первая причина для тождества Триглавов по их именам. Согласно мифологическим постулатам Триглав является ещё и сыном этих трёх Богов. Именно согласно своей троечастной природе Троян появляется в мир трехглавым, троеликим. Являясь единообразным воплощением сути Триглава Богов, Троян – есть Триглав и по имени, Его описывающему, и по своей природе, сообразной трём Его родителям. Это – вторая причина.
Самый знаменитый храм Триглава находился в Шецине (немецкий Штеттен) у устья Одера. Храм стоял на главном из трех священных холмов города и был виден издалека, первый озаряемый рассветом. Святой храм был уничтожен в 1127 г. богохульниками–иудохристианами, под предводительством епископа Отто Бамбергского, разрушившими Шецин. По хроникам известно, что при храме содержали священного вороного коня Триглава. Во время гаданий всенародного значения, коня трижды водили перед храмом через девять копий, лежавших на земле. Предсказание давалось жрецами храма, наблюдавшими за тем, заденет ли конь за копья или свободно пройдёт через них: «Когда же они собирались в сухопутный поход, на врагов или ради добычи, то имели обыкновение исход дела предсказывать через него (коня) таким способом. Девять копий размещали на земле, в одном локте друг от друга. Оседлав и взнуздав коня, жрец, которому надлежало заботиться о нём, трижды проводил его через лежащие копья туда и назад. Если конь проходил не споткнувшись и не задев копий, это считали знаком удачи и спокойно выступали; если же наоборот, оставались» (Герборд, «Житие епископа Оттона» - 12 в. Пер. Д. Дудко).
В сию пору, на Ярило Мокрый, Троян день, издревле Русы поминали предков и творили обереги от бесчинств, творимых неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей» – то есть неестественной смертью). В ночь на Трояна девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил. В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба – из-под земли тепло идёт», «Придёт Свят Дух – будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной.
После зачина проводят обряд «Постриги» для юношей, посвящение в воины. Когда мальчику исполняется 3 года, ему постригают волосы в знак перехода на новую ступень жизни. Пострижённому дают взрослое славянское имя и впервые сажают на коня. Выстриженные волосы собираются в наузы и передают матери. После обряда все шли пировать. Во время пира над головой пострижённого разламывали именинный каравай с пожеланием счастья, здоровья и благополучия. Следующие постриги проводятся в 7 лет.
Далее устраивают пир в поле. Обрядовая страва: сладости, яичница, пироги. В требу приносят обрядовое пиво. Перед игрищами разыгрывают сказку или древнее предание. Обязательны любовные игрища и пляски.

После дня Ярилы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь. Сварог есть Правь и Собь. Правь – То, Что удерживает в равновесии Явь и Навь, Зримое и Незримое, День и Ночь, Род Земной (сородичей в Яви) и Род Небесный (Силу Предков). Собь – Дух Рода во всём сущем, наше Истинное Я (АЗ ЕСМЬ). Перун есть Сила и Ряд. Сила – То, Что способно изменять Мир, воплощённая воля, целеустремлённость действия. Ряд – порядок, закон, правило, договор, сотрудничество. То, без Чего не устоит никто и ничто в Мире Яви. Велес есть Мудрость и Стезя. Мудрость – это прозрение Истинной Природы всего сущего и своего места в Мире. Стезя – То, Что единит Тремирье (Правь-Явь-Навь), Что ведёт нас вслед за Предками и соединяет нас с Богами. Великое Сокрытое, постижимое Сердцем, но не видимое плотскими очами.
Существуют, по меньшей мере, три различных взгляда на Тремирье. Первый рассматривает оное как Связку Ступеней Духовного Восхождения от плоти к Духу, располагая Миры в следующей последовательности: Явь (Мир Плотных Форм) / Навь (Мир Тонких Форм или Мир души) / Правь (Мир Духа - Исток Всемирья). Второй взгляд, следуя шаманистскому видению Мира, выстраивает Миры в несколько иной последовательности: Навь (Нижний Мир - Обитель Темных Богов, опорочивших себя Предков и злых духов) / Явь (Срединный Мир - Обитель человека) / Правь (Верхний Мир - Обитель Светлых Богов, Славных Предков и благих духов). Третий взгляд, по сути, представляет Связку Миров в виде Двумирья: Явь (Мир Зримый - Обитель всякого живота) / Навь (Мир Незримый - Обитель Богов, Предков и духов), кои уравновешиваются Правью - Силой, хранящей Лад Всемирья

.


Сварожий Триглав – - -

Русы-славяне прославляют Сварожий Триглав – Сварога-Перуна-Велеса , сильных во Прави, Яви и Нави.

Бог Троян – сын Велеса и Марены. По поверьям, Троян явился воплощением мощи Сварога, Перуна и Велеса, соединивших свои силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить всё Тремирье.
В это время издревле поминали Предков и делали обереги от злых сил.
В народе говорили:
«С Духова Дня не с одного неба – из-под земли тепло идёт», Придёт Свят Дух – будет на дворе, как на печке».
Согласно народным поверьям, этого дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов День открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады».
Роса в этот день считается священной и целебной.
После зачина для юношей проводят обряд «Постриги» - посвящение в воины.
Далее устраивают праздничный ужин в поле. Обрядовая еда: пироги и сладости. В требу приносят обрядовый квас или сбитень. Перед игрищами разыгрывают сказку или древнее предание. Обязательны хороводы и пляски.
После этого праздника обычно устанавливается жаркая погода на семь дней…
9 Вейлетъ (31 мая) - Праздник Кукушки - Кумление .


Праздник Кукушки - Кумление

Кукушка - главная героиня праздника и это праздник Кукушечки. Основная черта этого праздника - установление духовной связи между девушками, ещё не имевшими детей, для взаимной помощи и поддержки.
Молодые люди, в основном девушки, собирались в лесу на поляне, водили хороводы, пели весёлые песни про Весну и Живу.
Кукушка представляет собой связующее звено между Живой и молодыми девушками!
Девушки прыгали через ритуальный костёр и устраивали небольшое символичное пиршество.
В этот праздник, единственный раз в году, можно было покумиться, то есть породниться душой с любым близким человеком. Для этого нужно было поцеловаться через берёзовый венок и произнести следующие слова:
«Кумись, кумись, роднись, роднись, у нас на двоих - общая жизнь. Ни радость, ни слезы, ни слово, ни случай - нас не разлучат».

Берёза - символ любви и чистоты у Русов-славян!
Затем, необходимо было обменяться чем-нибудь на память. При этом девушка, наряженная Живой, держала в руках фигуру Кукушечки: верили, что лесная птица услышит клятву и передаст её Живе.
В разных частях Руси праздник имел собственные ритуалы и обычаи - но общей для всех оставалась идея Кумления.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

И др. богами, как божество, объединявшее под своей властью три стихии: небо, землю и подземное царство. Но у многих исследователей данное имя вообще не фигурирует. Более или менее четкого представления о нем не сформировано.

В «Слове о полку Игореве Русская земля названа землею Трояней; Троян упоминается как «темный Троян», с которым связан, видимо, значительный, но все же определенный период времени: «Были веки темного Трояна ». Но очевидно, что этого недостаточно для признания его божеством языческой Руси.

В мифологии южных славян образ Трояна очерчен более рельефно, но там он представляется в виде демона, иногда трехглавого, с козлиными ушами и ногами.

В древнерусской книжной традиции Троян - божество-покровитель. В апокрифическом «Хождении Богородицы по мукам» указано, что Троян почитался наряду с Перуном, и Велесом.
«Век Трояна» обозначал эпоху язычества Руси и времена княжения первых русских князей-героев. Правление полоцкого князя Всеслава Брячиславича Чародея (1044-1101), мифологизированного воина-оборотня, в «Слове» датируется последним, седьмым веком Трояна.
Согласно различным гипотезам, на представление о Трояне повлиял также эпос о Троянской войне, образ римского императора Траяна.

Имя Троян образовалось из слова «три», «трое», и весьма вероятно, его тождество с . У Балтийских Славян Троян почитался под именем Триглав (Triglаus, Tryglav). Не следует путать Триглава–Трояна с понятием , обозначающим совокупность трех Богов («Троица»): , и (Дид–Дуб–Сноп «Велесовой книги»). Подобные триединства–троевластия известны и у других индоариев: Зевс-Посейдон-Аид, Брахма-Вишну-Шива («Тримурти»), Один-Тор-Фрейр (стела из Упсалы). Малый Триглав и есть Троян, малый лишь пред ликом Триглава Богов.

Троян покровительствует здоровью, врачеванию, целебным травам. Ему подчиняется единство времени и пространства. Стихии, с которыми Троян в первую очередь связан — это вода и огонь. Эти стихии в своем непростом сочетании дают исцеление, могут быть использованы как целебное средство. Казалось бы, единство этих двух стихий невозможно, ведь вода гасит огонь, уничтожает его. Однако речь не идет о том, когда человек просто поливает водою костер, единство этих двух стихий наблюдается, например, тогда, когда человек греет воду ну огне. Вода, нагреваясь, достигая высокой температуры, воплощает тогда ту целостность, за которую и отвечает Троян. И не случайно нагретая вода используется как основа в приготовлении лекарств от самых разных недугов. Все это — сфера деятельности Трояна.

Троян — добрый бог, способный хорошо относиться даже к тем людям, которые сами в себя допустили недуг. Троян готов всякого человека научить не только исцелению от хвори, но и тому, как хвори избежать, как не пустить ее в организм. Надо только уметь слушать советы Трояна, которые можно найти в откровениях этого бога. Главный же совет, который Троян старается дать всякому человеку, основывается на специфике стихии огня. Дело в том, что огонь, как заметили еще наши предки, их всех стихий является самой подвижной. Потому Троян и считает, что главный жизненный девиз всякого человека, желающего быть здоровым, это: «В движении жизнь!» Двигайтесь во времени и в пространстве, которым покровительствует бог здоровья Троян, и это принесет вам долгие годы жизни без хворей и недугов.

Обитает Троян высоко в небесах, за облаками. Но он частый гость и в нашем мире. Если где-то у кого-то возникла необходимость (а чаще всего такая необходимость случается, когда кто-нибудь хворает), то Троян старается посетить сам такого человека. Троян является незримо, чтобы никого не пугать и не смущать, но всегда старается быть радом, когда на то есть нужда. Сам человек не видит и не чувствует близость Трояна, но тем временем бог делает все для того, чтобы исцелить недужного. Это Троян подсказывал знахарям и целителям в старину, как проводить лечение того или иного захворавшего человека, это Троян в наши дни подсказывает врачам, что тем делать в трудных случаях.

Троян выглядит так: мужчина средних лет, волосы и борода русые, но уже как бы начинают седеть, глаза синие и добрые, на губах почти всегда добрая улыбка. Все, кто видел Трояна, обращали внимание, что лицо у него светлое и открытое, а взгляд как-то сразу располагает к себе добротой, чистотой, радостью. Нет, не всегда Троян всем доволен, не во всякий час он счастлив. Если эпидемия какой-нибудь страшной болезни косит всех и вся, если нет никаких сил ей противостоять у человечества, если человечество беспомощно перед лицом кошмарного недуга, то тогда лицо Трояна бледнеет и печалится, лоб делается хмурым, взгляд озабоченным, улыбки на губах уже нет. И все это означает, что Троян, будучи сильным и могучим богом, ищет выход из сложившегося положения. Конечно, он, как божество всемогущее, мог бы просто без труда взять и изгнать эпидемию, а всех захворавших исцелить. Почему же Троян не делает этого? А все из любви к человеку, которому Троян доверяет искать выход из положения самому, благодаря чему наиболее умные и обстоятельные люди могут утверждать себя в глазах своих собственных и в глаза других людей. Троян хочет, чтобы люди сами научились бороться с эпидемиями, сами научились исцеляться от разных недугов и хворей, а он, Троян, только поможет человечеству в этом. Иногда люди принимают эту помощь, иногда нет.

Приходит в наш мир Троян и в образах тотемных своих животных. Все тотемные животные, образы которых принимает Троян, связаны со стихией воды. Это цапля, бобер и медуза. Каждое из этих животных связывается с определенной разновидностью водоема, явление Трояна в котором делает данный водоем целебным.
Цаплей является Троян на болото или на озеро, прогуливается там, даже в образе этой удивительной птицы живет некоторое время, а потом оказывается, что воды озера стали минеральными и лечат от многих хворей, а в болоте откуда-то взялась исцеляющая грязь.
Бобром поселяется Троян возле реки, выбирая чаще всего маленькие речушки, почти что ручейки. И ведет какое-то время жизнь бобра — плавает под водой, строит хатки, валит деревья. А потом оказывается, что вода в реке (вернее даже не в самой реке, а в бьющих по её берегам ключах) — целебная, способная избавить от недугов, от недомоганий.
Ну а в образе медузы плавает Троян в море или в океане; далеко не отплывает от берега, иногда лёгким прикосновением пугая купающихся, которые и не подозревают, что такое прикосновение исцеляет их от всех болезней. Однако главная задача Трояна в образе медузы — сделать морскую воду в том месте, где он плавал, целебной. Таким образом, принимая облики тотемных животных своих, Троян продолжает главное дело своей божественной сущности — исцеление людей.

Loading...Loading...