У каждого человека своя философия и каждый проходит свой путь философствования. У каждого человека своя философия и каждый проходит свой путь философствования Сможет ли любой человек стать философом

Люди делятся на четыре типа: засланных, сосланных, награжденных и аборигенов. Аборигены - это те, кто родился на Земле. Они здесь наиболее адаптированы. Сосланных выслали сюда в наказание из лучших миров: они все время мучаются и плачут. Награжденных перевели за хорошее поведение из худших миров: им все кажется восхитительным и прекрасным. А засланные - это наблюдатели, шпионы. Студенческий фольклор

Вот тут самое время задать сакраментальный вопрос, которым журналисты изводили Мамардашвили в последние годы: «Как становятся философами?»

Несмотря на внешнюю наивность, вопрос очень важный, потому что в его глубине скрывается еще один: по каким законам протекает наша жизнь? А это как раз и есть основной вопрос топологии пути - логики человеческой судьбы.

Человек может существовать как в режиме сознания, пути, так и вполне бессознательно. И тогда реальность имеет структуру сновидения: «Мы можем мыслить, то есть совершать логические операции, так и оставаясь в этой ирреальности, не приходя к реальности. Сама по себе логика не выталкивает нас на путь истины. Есть такой закон сновидения: по содержанию своих видений сон строится таким образом, чтобы эти видения позволяли нам не проснуться; сон как бы имеет структуру от объяснения. Скажем, звонит будильник, я не хочу просыпаться, и в короткие мгновения, когда еще звучит звонок, сон разыгрывает целую сцену, которая придает такой смысл этому звуку, что этот смысл позволяет мне не проснуться. И вот то, что мы называем реальностью, чаще всего состоит из таких представлений, из таких образов и состояний, которые позволяют нам спать дальше. В данном случае слово «спать» означает не знать и не видеть реальности. Жизнь есть сон - в этом смысле слова» («Психологическая топология пути»).

Один из законов топологии пути можно сформулировать следующим образом: все действительно значимые события происходят с нами не «потому что», а «вопреки». Между моментом А и моментом В всегда есть зазор. Этот зазор - основание человеческой свободы, другими словами - возможности проснуться. Проснуться к себе.

Как становятся философами? Например, так: «Еще ребенком я ощущал себя человеком, как бы прибывшим с другой планеты и обнаружившим, что все вокруг странно и покрыто мраком…» (Б. Мерчленд. «В кругу идей Мамардашвили»). Вот и Аристотель считал, что философия начинается с удивления.

Заноза невыносимости может быть вынута, очевидно, только актом мышления. М. Мамардашвили «Как я понимаю философию»

Пробуждение сознания - процесс болезненный. Да и к тому же нет никаких гарантий, что не заснешь снова. «Ни за что на свете не согласился бы я еще раз проделать этот путь, не согласился бы снова стать 16-летним. Говорят: прекрасный возраст! Ничего подобного! Ни за что не захотел бы я снова оказаться под угрозой небытия, перед лицом которой стоит всякий юноша… в дремучем лесу ходячих трупов» («Мысль под запретом»).

Мераб вернулся на родину и… потерял ее. Воображаемый образ и реальная Грузия не совмещались друг с другом. «Я просыпался в одном из самых провинциальных мест черного тоннеля, в котором мы находились, где не было никакого просвета. Я имею в виду мою жизнь в Тбилиси» («Вена на заре XX века»). Это был шок, или звонок будильника - пробуждение от бессознательного сна младенчества. Начало пути, сопровождаемое острым чувством одиночества и тоской по неизвестной родине.

А жизнь шла своим чередом: редкие отцовские письма с фронта, гимназия, голодная улица с ее законами… И книги - единственная отдушина. «Бывает, что инерция случая, невидимо действующая позади тебя, загоняет тебя на., необитаемый остров, и ты получаешь что-то вроде статуса экстерриториальности. Так было со мной. Меня относило на остров потоком моего чтения…» («Мысль под запретом»). Монтень, Ле Боэси, Монтескье, Руссо… В городской библиотеке оказалась неплохая подборка французов. Может быть, тогда он и осознал первый закон топологии пути - «закон фундаментального одиночества»: «наш настоящий разговор всегда не с ближним, а с дальним…»

Отношения со сверстниками не то чтобы не складывались… Трогать его, конечно, боялись (он был довольно сильным, хотя первым в драку не лез), но и своим признать не получалось: «Какой-то странный - другой». В старших классах «странность» стала менее вызывающей: выяснилось, что он бесспорный интеллектуальный лидер. Какое соперничество шло в этом «совершенно обычном классе» обычной тбилисской гимназии! Выясняли, кто самый сильный, самый умный, самый хороший математик, самый сильный физик… (Пошло на пользу, как оказалось: из 36 человек в итоге - 8 медалистов. А потом и 15 кандидатов наук, 6 докторов, 2 академика.) Со всеобщего согласия Мераба признали номером один. Победить в споре его не мог никто. Он знал невообразимое количество фактов из самых невероятных областей. И с 9-го класса был уверен, что станет философом. Даже кличка у него была математически-философская: Функ. Якобы жил когда-то такой австрийский математик-философ. Никто такого не знал, но Мерабу прозвище подходило. Как еще можно было называть человек ка, который собирался стать философом?

На вопрос Как стать, а, главное, быть философом? заданный автором Вровень лучший ответ это Ну, если учесть, что философия - это то, что отличает человека от животного, каждый человек - философ. Он создаёт свою философскую концепцию, начиная лет с трёх. Свой дом для души. Душа развивается, и дом необходимо постоянно перестраивать. В процессе этого строительства осуществляется целеполагание и проявляется смысл жизни. Тот, кто удачно построил свою философию, счастлив. И в этом смысле Вы давно философ.
А вот профессиональным философом стать невозможно, просто окончив философский факультет. Это тип мышления, логика, образ мысли и образ жизни. Это огромная ответственность невозможность быть кем-то другим.

Ответ от Проституировать [гуру]
Здается мне уже так или иначе встречались! В любом случае привет! Быть философом, настоящим философом - это быть проклятым. Настоящий философ, это не тот кто проучился и защитился на Филфаке - это тот кто жизнь посвятил изучению структуре реалности, и в любой момент, наделенный особыми знаниями готов покинуть этот мир. Для чего? Что бы обладая полученными не столько из книг, а из неких альтернативных источников знаниями, не завалить, не разрушить существующую, относительно стабильно реальность. В конечном итоге - Философия есть любовь к знанию. Но Знание, иногда, мощнее любого неуправляемого термояда.


Ответ от Влюблённая в Дождь [гуру]
им надо родиться!


Ответ от Дерсу Узала [гуру]
Думать...


Ответ от сложносокращенный [гуру]
Наблюдать за окружающей действительностью, ЧИТАТЬ УМНЫЕ книги и - ПОЛУЧАТЬ ОТ ЭТОГО НАСЛАЖДЕНИЕ. Знаете, что означает слово "философия"? ЛЮБОВЬ к наукам.


Ответ от EggRocker [гуру]
а зачем? философом быть тупо. жить надо, а не рассуждать))


Ответ от Oleg homme [эксперт]
kajdi chilavek filosof po svoimu


Ответ от Ђёма Игоревич [активный]
Просто нужно иметь собственное мнение на различные вопросы, ситуации и т. д. А для того, чтобы это мнение сформировалось, необходимо познать себя, понять что для тебя хорошо, что плохо и т. д. , найти смысл своей жизни. Главное не смотреть и не обращать внимания на то, что говорят и делают другие, чтобы быть философом, нужно быть личностью прежде всего. А личностью может быть только тот человек, который индивидуален, то бишь не повторяет чужих слов. Стань свободным и станешь личностью, а там и до философа не далеко.
Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла которых он не понимает. (с) Б. Авербах


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Стать философом, когда ты далек от этого - нелегко и долго, это не каждому дано. Философом становится тот, кто хочет им быть. Кто-то становится философом от рождения, а кто-то понимает, что он хочет ЛЮБИТЬ МУДРОСТЬ несколько позже. Я поняла это давно, постоянно мыслю. Если философские мысли не рождаются сами собой - от мелочей - значит это не дано. Надо подождать до лучших времен или не приступать вообще. Кому-то это вообще недоступно, а кто-то живет этим. Это не слабость, не каприз - это дар Бога, которым Он награждает не каждого.


Ответ от Екатерина Рузаева [активный]
жизнь нас делает в какой-то степени философами, каждый по своему наберается отпытом сначала он ученик, потом учитель, потом он познает еще не опознаное, в конец, когда он считаешь что все уже познаол, он опровергает все что до этого знал, и начинает жить по-новому, и вот когда этот период проходит он становится философом, человек глубого мыслящий и главное широко, не в узком направлении, тот кто с высоты своего возраста, не надо исключать, то что возраст здесь играет роль, чем больше мы живем, тем мудрее станомся, может называть себя философом.


Ответ от Крымский Волк [гуру]
Наблюдать и размышлять


Ответ от MORO [гуру]
Философия - далеко не самое светлое, чем может овладать человек. По одной маленкой причине - любой опыт требует жертв. Развитие философии держиться на опыте. Живя и набираясь опыта, у нас выробатываются некии мысли, в последствии воспринимаемые за философию.


Ответ от Ёергей Madhava [гуру]
Надо достаточно разочароваться в мире (в жизни). Тогда все и начнется. То есть поиск первопричины твоих страданий и разочарований, а затем и радостей (т. е. первопричины всего сущего) .


Ответ от Елизавета дулан [новичек]
Расскажу о человеке уникальных знаний, составляющих его личностную парадигму, только ему присущую. Он многое постиг для того, чтобы разочароваться в мирских знаниях, в бытие. Вместе с тем, это вполне реальный, симпатичный человек, которому подвластно предвидение, предвосхищение многих событий. Он не мистик, а философ по своей сути и образованию.
Поражает его способность управлять своей органикой, к примеру, вырос новый коренной зуб (в 67лет!), темнеют, либо светлеют седеющие волосы в зависимости от состояния духа и т.д. У него нет толстых книг, есть две небольшие книжечки. По его мнению, «истина проста, потому стройна, а не рыхла». Он много знает о Байкальском Нострадамусе, пророке, жившем в начале того века, предсказавшем с точностью развитие мира, страны, региона, народов. К сожалению, это имя малоизвестно. Сам философ считает себя потомком своего удивительного земляка. Он мечтает открыть свою философскую школу. Если вам это интересно, то пишите.
Даная

Овен: Пушки к бою!
Любимая книга: самоизданный "Журнал собственных мудрых мыслей"
Любимое занятие: сначала стрелять, затем задавать вопросы
Идеальная работа: сексопатолог
Ключевое выражение: "Это ты МНЕ говоришь?"

Телец: Что моё — то моё, что твоё — то тоже моё!
Любимая книга: "Ненасытный гурман"
Любимое занятие: разговаривать за обедом
Идеальная работа: судья, часто выносящий страшные приговоры
Ключевое выражение: "Почему вы заставляете меня нападать на вас?"

Близнецы: Галопом по Европам!
Любимая книга: "Как заставить кого угодно согласиться с чем угодно"
Любимое занятие: делать поспешные выводы
Идеальная работа: все продать и открыть все двери
Ключевое выражение: "Потому, что я так хочу!"

Рак: Зайди в мой дом!
Любимая книга: "Руководство мученика"
Любимое занятие: хныканье
Идеальная работа: советник по всем жизненным вопросам
Ключевое выражение: "И это после всего, что я для тебя сделал!"

Лев: Всё будет по-моему, то есть отлично!
Любимая книга: "Как быстро овладеть искусством запугивания"
Любимое занятие: отдавать распоряжения.
Идеальная работа: босс боссов
Ключевое выражение: "Ну что, допрыгался?"

Дева: Знайкам тоже нужна любовь!
Любимая книга: "1001 шаг к полной и окончательной организации"
Любимое занятие: беспокоиться
Идеальная работа: заведовать Эйфелевой башней, проверив лично все ступеньки запасной лестницы.
Ключевое выражение: "Так дело не пойдёт!"

Весы: Свет мой, зеркальце, скажи!
Любимая книга: "Как вступить в брак с картиной Моны Лизы"
Любимое занятие: неестественно улыбаться
Идеальная работа: адвокат кого-угодно
Ключевое выражение: "С другой стороны..."

Скорпион: Лучшее средство защиты — нападение!
Любимая книга: "Как я обрёл милосердие — исповедь прокурора"
Любимое занятие: просчитывать свой следующий ход
Идеальная работа: судья, член жюри
Ключевое выражение: "Ну, вы у меня за это попляшете!"

Стрелец: Больше, чем вам хотелось бы знать о чём-либо!
Любимая книга: "Как за одну минуту стать философом"
Любимое занятие: разглагольствовать перед каждым, кто захочет слушать
Идеальная работа: сенатор, отвечающий за пиратов
Ключевое выражение: "Неужели это я сделал?"

Козерог: Мое упрямство не сломить!
Любимая книга: "Десять секретов достижения мирового господства"
Любимое занятие: разыгрывать из себя начальника
Идеальная работа: финансовый советник миллионера
Ключевое выражение: "Никогда нельзя быть слишком богатым или слишком бедным"

Водолей: Сюрприз! Сюрприз! Да здравствует сюрприз!
Любимая книга: "Как извлечь выгоду и забаву из сновидений ежиков"
Любимое занятие: попадаться кому-нибудь на глаза
Идеальная работа: вводить и выводить самолет из штопора
Ключевое выражение: "Сопротивление бесполезно!"

Рыбы: ..но мысли его были далеко!
Любимая книга: "Руководство по межпланетным коммуникациям"
Любимое занятие: воспитывать пиратов и спасать миллионеров
Идеальная работа: профессиональный плакальщик
Ключевое выражение: "Я так смущён!"

С чего может или должна начинаться философия в каждом конкретном случае, как к ней приобщается отдельно взятый человек? Различные мыслители по-разному отвечали на этот вопрос.

Древнегреческий философ Аристотель, например, считал, что философия начинается с удивления. Удивления перед таинством мира, его единством и многообразием, его бесконечностью. Удивиться, то есть увидеть нечто в его первозданности и нетронутости, очень трудно. По-настоящему на это способны, пожалуй, только гении и дети. В большинстве своем нормальные взрослые люди ничему особо не удивляются, принимая все как есть - холодно и равнодушно. И маска у них соответствующая - степенность. Бывает, правда, что экзотика по туристически щекочет нервы.

Француз Декарт видел истинное начало философии в сомнении. Можно сомневаться во всем, но нельзя сомневаться в том, что сомневаешься.

Дидро, его соотечественник, рассматривал неверие (адресат - религия) в качестве первого шага к философии. Автор "воли к жизни"

Шопенгауэр связывал обращение к философии с боязнью смерти.

Одно из самых светлых и чистых начал философствования ассоциируется в нашем сознании с именем немецкого философа Фейербаха. Это - любовь, социально-онтологическая потребность в другом, Я - в Ты, мужчины - в женщине, женщины - в мужчине.

Не в пример Фейербаху, Кьеркегор выводил философию из отчаяния.

Надежда - вот истинный импульс к философствованию, по Блоху.

Да, философия, особенно моральная, - писал Горький, - скучное дело, но когда душа намозолена жизнью до крови и горько плачет о неисчерпаемой любви к "великолепному пустяку" - человеку, невольно начинаешь философствовать, ибо - хочется утешить себя.

Главный принцип прагматизма провозглашает тезис о том, что у каждого человека -- своя философия и основатель этой философии Уильям Джемс (1842--1910), считал, что сама действительность обладает множеством форм, а свободное творчество каждого человека создает плюралистическую картину мира.

У каждого человека свои, свойственные только ему способы философствования, ибо, с его точки зрения, "философствовать означает иметь индивидуальный способ восприятия и чувствования биения пульса космической жизни", а сама философская направленность обусловлена врожденным темпераментом человека.

В зарождение потребности в философствовании всегда присутствует какая-то очень сильная и серьезная страсть, какое-то очень глубокое и ответственное чувство. К философии человека ведет желание узнать что-то по-настоящему важное, уверенность, что с ее помощью удастся по-новому самоопределить свою жизнь, найти настоящие, действительно достойные человека ценности и идеалы. Если, скажем, Сократ решил, что "неосмысленная жизнь недостойна того, чтобы ее прожить", то он и положил все свои силы на выявление феномена осмысленной жизни, на раскрытие этой тайны бытия. Истинную тягу человека к философии остановить нельзя - она преследует, как наваждение.

Философия в ее реальном жизненном проявлении - это какое-то "фундаментальное настроение" (Хайдеггер), связанное с существенной перестройкой всего внутреннего мира человека. Перед нами, скорее всего, какое-то трагическое, но благородное осознание человеком своего разрыва с миром (жизнью, природой, обществом), неосознанное, даже инстинктивное стремление к единству с ним. Сам Хайдеггер говорил о двух видах фундаментального философского настроения: ностальгии (тоске) и ужасе. Ностальгия - это желание преодолеть бытийную бездомность, слиться с миром, почувствовать его частью самого себя. Ужас же открывает перед человеком Ничто - его конечность, смертность, смысловую неприкаянность.

Фундаментальное философское настроение есть род духовного подвижничества, особого интеллектуального напряжения, некая открытость основам мира, желание и способность участвовать в его бытии. Это некая причастность к бесконечному. Воля к смыслу, изначальному жизненному смыслу - таков, скорее всего, истинный мотив философствования. Вообще же он может формулироваться и по-другому. Хайдеггер в данной связи говорит о вкусе "ко всей загадочности и полноте бытия и мира".

Если наша жизнь не должна потеряться в рассеянии, то она должна обрести себя в порядке. Ее несущим началом в повседневности должно быть Объемлющее, она должна достичь связного единства в том построении, которое складывается из работы, исполнения замыслов и высоких мгновений, и должна самоуглубляться в повторениях. Только тогда жизнь, даже при выполнении однообразной работы, проникается настроением, знающим о своей связи с некоторым смыслом. Только тогда мы словно укрыты в определенном сознании мира и самосознании; благодаря памяти и верности у нас есть почва в истории, которой мы принадлежим, и в нашей собственной жизни.

Такой порядок может прийти к отдельному человеку из мира, в котором он рожден, или же из церкви, которая формирует и воодушевляет его шаги -- как значительные (начиная с рождения и заканчивая смертью), так и маленькие шаги будней.

В таком случае человек посредством собственной спонтанной жизни обретает то, что у него всегда на виду и соприсутствует с ним в окружающем мире. Иначе обстоит дело в paзpyшающемся мире, в котором все меньше и меньше верят тому, что передано традицией, и который существует только как некий внешний порядок, оставаясь без символики и трансценденции, опустошая душу и не принося удовлетворения человеку. Там же, где этот мир оставляет человека свободным, человек оказывается предоставленным самому себе, в алчности и скуке, в страхе и равнодушии. И тогда отдельный человек может рассчитывать только на самого себя. Ведя философский образ жизни, он пытается выстроить себя, опираясь на собственные силы, поскольку окружающий мир ему этого больше не обеспечивает.

Воля к тому, чтобы вести философский образ жизни, выходит из темноты, в которой находится отдельный человек, из состояния потерянности, в котором он безнадежно смотрит в пустоту, из состояния самозабвения, абсолютной поглощенности работой, когда человек внезапно пробуждается, ужасается и спрашивает себя: что я есть, что я упускаю, что я должен делать?

Философствование -- это решение дать пробудиться истоку, решение обрести себя снова и во внутреннем деянии, по мере сил, помочь самому себе.

Незаменимость человека прежде всего выражается в том, что он должен найти свое дело, ради которого он пришел в мир. У каждого человека есть такое дело, которое, кроме него, никто не сделает. А если и он не сделает, то во Вселенной так и будет пустое место, дыра, не заполненная чьим-либо трудом, усилием. Это дело может быть любым - от открытия новых физических законов до вбивания гвоздя. Вбивать гвоздь, писал Г. Торо, надо так прочно, чтобы, и проснувшись среди ночи, можно было думать о своей работе с удовольствием, чтобы не стыдно было за работой взывать к Музе. Тогда и только тогда Бог тебе поможет. Каждый вбитый гвоздь должен быть заклепкой в машине Вселенной, и в этом должна быть и твоя доля.

Вся проблема в том, чтобы найти такое дело, такое место, встав на которое, можно занять свою уникальную, неповторимую позицию. Если человек не пытается найти свое место, значит, он занимает чужое, повторяет уже известные мысли и делает дела, которые могут делать многие. И тогда он не отвечает своему человеческому назначению, потому что человеческое назначение заключается в том, чтобы оставить свой след на земле, свою заклепку в машине Вселенной.

Ведь все мысли, все идеи и все дела были когда-то кем-то впервые высказаны, впервые сделаны. И эти, впервые сделавшие или выдумавшие, принимали участие в творении мира, благодаря им мир продолжается. Но если я не буду продолжать его существование своим оригинальным незаменимым делом, своей собственной незаменимой позицией - мир может кончится. Если все будут повторять чужие дела и чужие мысли, не тратя собственного сердца, собственной крови, не пытаясь участвовать в творении мира, то он рухнет.

Ф. Ницше считал, что христианство - это сказки, выдумки, ерунда, в той мере, в какой это не вырастает из души каждого. Вера в Христа не имеет никакого значения, если ты не породил заново образ Христа в своем сердце. Вся цивилизация построена на песке, поскольку не воссоздается оригинальными и неповторимыми усилиями каждого человека. Все это, по Ницше, рухнет, поскольку ни на чем не основано, т.е. не порождено каждым внутри себя. А устойчиво только то, что порождено каждым. Или порождено заново. Следовательно, незаменимость, - это фундаментальное качество человеческого существования, на котором и благодаря которому держится весь мир, создаваемый человеком.

Точно так же и неповторимость является фундаментальной характеристикой человека. Каждый человек уникален и неповторим. Это особенно хорошо видно на примере великих людей. Если бы Наполеон погиб в самом начале своей военной карьеры в 1796 г. на Аркольском мосту, то история Франции наверняка была бы иной, Наполеон своим неповторимым военным и политическим гением существенно изменил облик Франции и даже характер французского народа. И никто в те десятилетия не смог бы сделать ничего подобного.

Никто не написал бы за Шекспира его пьес и сонетов, никто вместо Пушкина не создал бы "Евгения Онегина" или "Бориса Годунова". Но точно так же любой человек, хотя он и не создал ничего великого в культуре или политике, может сказать о своей жизни: "Я чувствовал и переживал так, как никто еще не переживал и не чувствовал, и мои переживания, мое понимание мира так же дополняют Вселенную как переживания Шекспира или Пушкина, без них мир бы был беднее, был бы незавершенным". И он будет прав, потому что каждый, если он живой человек, а не запрограммированный робот, по-своему любит, по-своему чувствует, по-своему переживает и надеется.

Любая жизнь достойна, пусть внешне незаметная и неинтересная, если человек проживает ее как свою жизнь, никого не копирует, ничему не подражает, а просто живет самобытно, живет, как сказал бы М. Хайдеггер, в стихии своей четырехугольности, живет поэтически: сохраняя для себя землю, небо, божественное и смертное. Живущие таким образом развертывают себя четырехкратно - в спасении земли, восприятии неба, провожании смертного и ожидании божественного.

Конечно, первое, что проявляется в нашем существовании, -- это необходимость следовать конкретным задачам, требованию дня. Однако воля к философскому образу жизни в том и заключается, чтобы не находить себе в этом удовлетворения, а, напротив, распознавать привычный процесс работы и продвижение к целям как путь к самозабвению и тем самым как упущение и вину. Результат этого -- серьезное отношение к своему общению с людьми, счастью и огорчениям, удачам и промахам, а также ко всему темному и запутанному. Не предавать ничего забвению, но усваивать; не отвлекаться, но внутренне прорабатывать; не улаживать дело, но прояснять его -- это и означает: вести философский образ жизни.

Он может осуществляться двумя путями: или в одиночестве как путь медитации, используя каждую возможность вдумчивого размышления, или вместе с людьми как путь коммуникации, используя каждую возможность понимания себя в совместном действии, совместной беседе, совместном молчании.

В таком случае философствование -- это одновременно и научение жизни, и умение умирать. Из-за непрочности существования во времени жизнь является постоянным испытанием.

В этом испытании все зависит от того, чтобы отважиться вступить в жизнь, отдаться, не маскируясь, в том числе и внешней стороне жизни, позволить честности без всяких ограничений реализовываться в способе видения, вопрошания и ответствования. И тогда -- идти своим путем и, не ведая целого, не обладая с осязаемой очевидностью чем-то воистину подлинным, не находя с помощью ложной аргументации или обманчивого опыта того глазка, который позволял бы объективно заглянуть из мира непосредственно в трансценденцию, не слыша со всей ясностью и прямотой божественного слова, но слыша, скорее, шифры всегда многозначного языка вещей, все-таки жить с уверенностью в существовании трансценденции.

Только тогда в этом, стоящем всегда под вопросом существовании жизнь впервые становится полнокровной, мир -- прекрасным, а само существование -- наполненным.

Кто рассчитывает все разгадать, тот более не философствует. Кто научную осведомленность принимает за познание самого бытия, тот оказывается жертвой суеверного отношения к науке. Кто более не удивляется, тот более не спрашивает. Для кого больше не существует тайны, тот больше не ищет. Философствованию, наряду с основополагающим отречением, к которому оно приходит на границах познавательных возможностей, известна также полная открытость тому, что, будучи непознаваемым, обнаруживается на границах знания.

Философский образ жизни связан с постоянным риском затеряться в искажениях, для оправдания которых могут использоваться сами философские положения. Претензии, которые предъявляет существование, маскируются в формулы экзистенциального прояснения: покой превращается в пассивность, доверие -- в обманчивую веру в гармонию всех вещей, умение умирать -- в бегство от мира, разум -- во вседопускающее безразличие. Наилучшее обращается в наихудшее.

Существует множество определений философии и истолкований того, что она собой представляет и в чем состоит ее ценность. Иногда от философии ожидают глубочайших откровений и считают ее областью занятий необыкновенных людей. Иногда философствование объявляют бесполезными раздумьями о чем-то туманном и далеком от жизни.

Древнегреческий философ Платон полагал, что философия является познанием сущего, или вечного, непреходящего. Его ученик Аристотель понимал ее как исследование причин и принципов вещей. Философы поздней античности - стоики, эпикурейцы - видели в философии искусство достойной и гармоничной жизни, достигаемое посредством разума. Мыслители христианского средневековья рассматривали философию как мирскую мудрость - необходимую ступень к достижению божественной мудрости, открываемой в теологии.

Родоначальники новоевропейской философии Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт полагали, что ее ядром является учение о методе, с помощью которого достигается истинное и полезное знание. Величайший из философов последних столетий Иммануил Кант отличал философию в ее школьном понимании - как систему философских знаний - от подлинного философствования, стремящегося уяснить отношение познания и действия к существенным целям человеческого разума. Необычайно высоко оценивали значимость философии последователи Канта - Иоахим Фихте и Георг Гегель. Для них философия выступала средоточием всей человеческой культуры.

С термином «философия» у людей нередко соседствует представление о чем-то темном, трудном, смутном, доступном лишь для специалистов. Против этого, пожалуй, нелегко возразить. Сухие лекции множества преподавателей и написанные трудным языком учебники и книги немало способствовали такому представлению. И те, с кем разговаривают таким образом о философии, чуждаются ее.

Между тем, будучи нераздельной с нашим существом, философия присутствует в жизни каждого человека. Люди философствуют без специального обучения, при каждом диалоге и осмысленном действии, философствуют -- хорошо или плохо, но постоянно и неудержимо, независимо от уровня их философского знания. Философия же вносит смысл и человеческое значение во все, куда она входит.

Вообще у великих философов всегда существует соотнесенность с изначальным жизненным смыслом. Язык великих понятен, и человек обычный, не философ, без труда может в отвлеченных понятиях узнать их изначальный смысл. И тем самым в рассуждениях высокой философии узнать самого себя, свои состояния и проблемы. Мы осмысливаем нашу жизнь, нашу деятельность настолько, насколько вносим в нее элемент философии. Насколько человек обязан себе отдавать ясный отчет в каждом своем слове, мысли, чувстве, действии, настолько он обязан философствовать. Пренебрежение философией есть искажение в себе человеческого сознания, поскольку философия и есть сознание, делающее человека человеком. Требование сознательной философии равнозначно требованию развития человека.

Философия раскрывается, или обнаруживает себя, в самых различных проекциях -- и как знание о наиболее общих законах природы, общества и познания, и как отражение, и как надстроечное явление, и как форма общественного сознания и т.д. Но только потому, что она не столько «знание о...», сколько «бытие в...», в специфическом измерении сознания, собственного присутствия человека, субъекта в знании, что и делает это знание философским. По своей сути и жизненному предназначению философская мысль всегда есть, с одной стороны, проблематизация действительности, с другой -- попытка ее «депроблематизации», отрицания проблемы в виде идеального решения. В принципе, таково всякое мышление, однако отличие философии в том, что она есть самосознающее мышление. Сама философия является динамичной внутренне и сущностно. В философии, как и в искусстве, нет последнего слова.

Философия вносит свой вклад в социализацию индивидов -- как на пути превращения мысли в систему знаний, так и посредством диалога и дискурса. При всей своей неповторимой индивидуальности -- биологической и культурной -- человек есть существо и «родовое», и «общественное». Он может сохраняться в этом мире только при условии воспроизведения себя. Философия выступает как момент социализации индивидов, момент эволюции человечества, поскольку позволяет не начинать снова и снова с «нуля» культуры мышления и познания, не допускать тех же ошибок, которых не избежали другие народы и конкретные люди. И это сообщает философии гуманистически-антропологическое измерение.

Вряд ли можно спорить с тем, что философские взгляды играет важную роль в мировоззрении людей. Значительность этой роли нередко побуждает к тому, чтобы саму философию понять и определить с помощью отсылки к мировоззрению: представить ее, например, как теоретическую форму мировоззрения, или как способ его обоснования, или как его теоретическое ядро. Хотя такую позицию разделяют далеко не все философы, она имеет основания и широко распространена в обществе.

Вместе с тем ясно, что мировоззрение людей начинает складываться в процессе их непосредственной жизнедеятельности и общении между собой. Исторически на формирование мировоззрения людей огромное влияние оказывали мифология и религия, искусство и развитие научных знаний. В индивидуальном развитии личности мировоззрение формируется поначалу на дотеоретическом уровне - в ходе освоения родного языка, духовной культуры, приобретения жизненного опыта.

Мировоззренческий выбор человека - это прежде всего его духовно-практический выбор. Философия может способствовать осознанности этого выбора, упрочению его, предоставляя к использованию в этих целях выработанный в ней достаточно развитый язык, на котором мировоззренческие проблемы обстоятельно обсуждались и обсуждаются, а также получают свое обоснование. Поэтому можно сказать, что разработанное и теоретически обоснованное мировоззрение, как правило, складывается при участии философии. Нужда в обращении к философии, к ее языку и методам отвечает, таким образом, потребности в осознании и обосновании мировоззренческого выбора с помощью доводов разума. Она приобретает особо властный характер в тех случаях, когда мировоззренческие позиции утрачивают цельность и непосредственную достоверность, когда возникают напряжения и рассогласования в жизни общества и человека, становятся очевидными конфликты в культурных системах и социальных институтах.

Сказанное не следует понимать так, что философия предлагает человеку уже готовое мировоззрение. Реальная картина такова, что и здесь требуется выбор, поскольку в самой философии существует целый спектр мировоззренческих позиций. С самого зарождения философии в ней существовал мировоззренческий плюрализм - разнообразие направлений и школ, которые вели между собой спор по принципиальным вопросам понимания природы, человека и его сознания. Но все эти позиции - материалистическая или идеалистическая, рационалистическая или иррационалистическая и т.п. - представлены в философии в достаточно целостных, продуманных и отточенных в длительных философских дискуссиях формах. Но, даже обращаясь к тем или иным философским концепциям, используя их при решении мировоззренческих проблем, приходится вносить в эти концепции большие или меньшие изменения, адаптируя, приспосабливая их к существу новых задач. Поэтому такого рода деятельность включает в себя творческий импульс, возникающий на пересечении стремления к конкретности и действенности мировоззрения и неизбежной абстрактности мировоззренческих построений философии.

бытие сознание человек диалектика

Задумывались ли вы когда-нибудь, что вы могли бы стать как Аристотель – если бы вас вовремя подтолкнули? Вот, о том и речь. Здесь даны инструкции, как стать философом, которым вы всегда мечтали быть.

Шаги

  1. 1 Вы должны понимать, что нет точного способа стать философом. Вы должны освободить себя от всех ограничений, таких как предубеждение, заблуждение и точка зрения при рассмотрении ситуации. Философ – это тот, кто живет в отражении (но не расчувствовавшаяся самовлюбленность): он/она принимает каждый опыт и стремится понять, даже если нужно быть предельно честным с самим собой. Философами часто являются люди, которые видят мир глазами ребенка. Важно прислушиваться к людям и много путешествовать, чтобы получить представление о мире и людях в нем. Задавая вопрос людям в вашем городе, что они думают о войне в Ираке, конечно никак вам не поможет, поскольку многие из них дадут стереотипные ответы и не будут хорошо информированы.
  2. 2 Поймите, что это – не редкость для философов принять определенную необъективность во времени или в определенной ситуации. Это лишь рамки; образ мыслей. Многие из величайших философов делают именно это, доказательство, являющееся самым значительным при сравнении Восточной Философии с западными подходами. В этом случае, объединенная необъективность приемлема, если она оправдана. Тем не менее, не забудьте изучить проблему беспристрастно, как указано в первом шаге, с необъективностью, склонной появляться исключительно в ответах, и подлежать критике.
  3. 3 Поймите, что также нет точного способа, которым вы можете исследовать, и это – часть философии. Некоторые философы, как Декарт, доверяли только своему разуму и логике, а не чувствам. Некоторые говорят, что лучше всего начать с исследования философии. При изучении философии в колледже или университете, вы рассматриваете разных философов и их мнения. Поразмышляйте над этим, и согласитесь или не согласитесь с тем, что они думают. На этом этапе на самом деле важно принять точку зрения по имеющемуся вопросу, чтобы найти истину и достигнуть прогресса. Если кто-то должен оставаться свободным от точки зрения неопределенное время, как указано в первом шаге, ничего не будет достигнуто.
  4. 4 Думайте о мире, что значит жить, умереть, существовать и какой смысл в этом. Станьте источником своего собственного исследования. Т.к. вы всегда доступны для самого себя, любой факт исследования о себе (а их может быть много) позволяет всегда совершать некоторое движение вперед. Рассмотрите основы того, во что вы верите. Почему вы считаете, что вы верите? Начните с нуля и выявите все причины.
  5. 5 Запишите, что вы думаете об этих вопросах, включая те идеи, о которых вы думаете, что их не нужно записывать (возможно, потому что вы боитесь, что другие посчитают их глупыми). Пока вы не придете к четкому заключению, вы будете выдвигать для себя свои собственные предположения. Вы, возможно, будете поражаться, какими глупыми могут быть некоторые из ваших предположений, но в процессе вы будете совершенствоваться.
  6. 6 Истинная сила философии лежит в непрерывности мыслей, которые вы будете поддерживать прописывая. При исследовании задачи, одна запись может сделать немного сама по себе, но по мере возвращения к этому исследованию изо дня в день, различные обстоятельства, с которыми вы столкнетесь в течение дня, принесут вам свежий взгляд на ваше исследование. Это именно та накопленная сила мысли, которая приведет вас к тем моментам, когда вам хочется прокричать: «Эврика!»
  7. 7 Перепишите свои идеи в более формальном виде и дайте почитать их другим людям, таким образом, вы позволите им услышать ваши идеи. Вы можете спросить у друзей, родных, учителей, или одноклассников, если у них есть какие-то мысли насчет вашей работы, или разместить свои сочинения на сайтах (свой веб сайт, блог, или доска объявлений) и посмотреть, какими будут комментарии.
  8. 8 Участвуйте во всех возможных спорах. Это повысит вашу способность мыслить свободно. Однако имейте в виду, что вы не участник интеллектуальной олимпиады. Всегда найдется человек, который знает что-то лучше вас и высокомерие поставит вас в тупик. Вам нужно обладать здоровой долей скромности. Тем не менее, важно знать, что на самом деле является правдой в ситуации. Это не редкость для споров, чтобы решить их в пользу «менее правдивой» стороны благодаря ряду дополнительных факторов, особенно в неформальной обстановке. Взвесьте фактические доказательства и избегайте колебания исключительно из-за повторяемости и незнания.
  9. 9 Читайте философию много, изучая новые вопросы и проблемы, чтобы поразмышлять над ними, последними решениями, и их критику. Получение степень бакалавра или магистра в философии – хороший способ структурировать эти знания, но многие великие философии занимались самообучением. Находите оптимальное соотношение обильного чтения с собственными письменными исследованиями: чтение расширит ваши взгляды на мир, а ваши записи дадут глубину понимания.
  10. 10 Технические рамки, которые подчеркивают старания философа – это такая модель развития: знаем ли мы об этом или нет, каждый из нас имеет абдуктивную модель реальности, которая постоянно изменяется, чтобы соответствовать нашим наблюдениям. Мы можем применять дедуктивную логику (учитывая существование гравитации, камень, очевидно, упадет если его отпустить) и индуктивный метод рассуждений (я наблюдал такую погоду много раз; держу пари, что снова будет дождь, хотя я не уверен) для создания этой модели последовательных приближений. В отличие от большинства людей, философы никогда не позволят себе оказаться в глупом положении из-за сложности натуры; даже в самые трудные времена, они будут стараться узнать что-то о себе, об окружающем их мире. Они будут делать это в своих сочинениях. В то время как эти сочинения будут в значительной степени само-исследовательскими (они станут докторами философии в своих познаниях самих себя), они не будут стесняться обращаться и к другим источникам за помощью в восполнении пробелов. Это именно так, что их модель реальности даст им необычные взгляды на наш мир.
  11. 11 Займитесь философией как профессиональной деятельностью приобретением степени доктора философии и получением профессуры в университете. На этом поприще может быть высокая конкуренция, затраты и трудности, однако получить деньги за размышления тоже может быть весьма прибыльным делом.
  • Интересоваться – это философия, философия – это интересно. Никогда не прекращайте спрашивать «почему», даже если получили ответ.
  • Не стесняйтесь спорить по вопросам, которые противоположны вашим убеждениям. Способность видеть как можно больше сторон одной ситуации – это превосходный способ выражать себя и свои мнения. Величайший философ может (и вероятно будет) ставить под вопрос даже самые основные убеждения и идеалы, на которые опирается человеческая раса, без страха критики. Это в точности то, что сделали Дарвин, Галилео и Эйнштейн, и поэтому их все помнят.
  • Ищите смысл во всем, что находится вокруг вас. Если вы КОГДА-ЛИБО сталкиваетесь с чем-то, о чем ваша интуиция говорит, что это не имеет значения или кажется «неправдоподобным», то разберитесь, почему так. Часто когда мы думаем: «Я не уверен, что это полностью верно» – это наши глубокие философские предположения, противоречащие друг другу. Ницше сказал, что философия – нечто большее, чем чтение философских трудов. Настоящая философия исходит из ежедневных мыслей и анализа всего, что окружает нас.
  • Предположения – губительны для философии и свежей, разумной мысли. Никогда не переставайте задавать вопрос «почему?»
  • Как сказал Джордж Бернар Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обменяемся этими яблоками, мы также будем иметь по одному яблоку. Но если у вас еще есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то каждый из нас будет иметь по две идеи». Не бойтесь, что ваши идеи могут украсть, когда вы делитесь ими с другими. Ваши идеи, будучи услышанными людьми, будут побуждать к критике и содействию, только укрепляя ваши мысли и аргументацию.
  • Если вы не поняли это сразу, подумайте о том, почему вы не можете понять философию. Продолжайте задавать самому себе вопросы и не слушайте свои первые предположения.

Предупреждения

  • Философствуя, ваши идеи будут созревать настолько, что вы можете перерасти друзей. Вы можете обнаружить, что ваши друзья не заинтересованы, или они не желают идти на компромисс со своими идеями. Это нормально, так что это можно изолировать. Будьте скромны. Философия может разорвать дружбу, если вы не придерживаетесь осторожности. Это грустно, но является реальным фактом, что многие философы чувствуют себя очень одинокими, особенно в детстве. «Истина сделает вас свободным, но сначала она сделает вас несчастным». (Джеймс Гарфилд)
  • Не бойтесь высказывать радикальное мнение. Если вы позволяете его новизне и оригинальности превращаться в надменность, то это только ослепит вас от видения действительности более консервативных идей, тем самым разрушая философию, которая сосредоточена вокруг возникновения вопросов и поиска правды, а не вокруг удовлетворения ваших желаний.
  • Вам нужно уметь воспринимать критику и работать над ней. Как философ, вы будете получать много критики. Это потому что, вы – один из тех радикальных мыслителей, которые выдвигают идеи, скорее, чем просто соглашаются с ними. Принимайте такую критику с соответствующей степенью достоверности. Не забывайте анализировать представленные доказательства, чтобы прийти к пониманию.
  • И, наконец, позитивное предупреждение: сам процесс само-исследования имеет огромное положительное психологически терапевтическое влияние. Любой, кто прилагает эти усилия, будет обладать достаточным самоуважением, которое подрывает низкая самооценка, и будет иметь преимущество спокойной решимости вместо страха или напыщенной храбрости, лежащей в основе их личности.
Loading...Loading...