В 1054 г христианство раскололось на конфессии. Главные расколы в христианской церкви

Разделение Вселенской Церкви на Восточную и Западную произошло под действием множества самых различных причин, которые веками, налагаясь друг на друга, подтачивали единство Церкви, пока, наконец, не оборвалась последняя связующая нить. Несмотря на все многообразие этих причин мы можем условно выделить среди них две основные группы: религиозные и этно-культурные.

Собственно религиозных причин раскола две: стремление Римских первосвященников к абсолютной власти над Церковью и догматические уклонения от чистоты кафолического вероучения, среди которых важнейшим является изменение Никео-Цареградского Символа веры вставкой filioque. Оно прямо нарушает 7 правило III Вселенского Собора, которое определяет: «Да не будет позволено никому произносити... или слагати иную веру, кроме определенныя от святых отец в Никее граде со Святым Духом собравшихся».

Следующая группа явлений, решительно способствовавших ослаблению церковного единства даже в то время, когда оно еще сохранялось, относится к области национальных и культурных условий развития христианства на Западе и на Востоке.

Ни одна Церковь не избежала влияния этих условий в своей истории, но в данном случае мы имеем дело со столкновением двух наиболее мощных традиций античного мира – эллинской и римской. Различие этнокультурной устремленности этих традиций заложило глубинные различия в усвоении истины Христовой на Западе и на Востоке. Эта глубинная «противоположность несущих этносов» медленно, но неуклонно увеличивала степень отчуждения, пока оно наконец, не стало реальностью в XI столетии. И причина этого заключалась уже не только в притязаниях пап, просто разным стало направление развития церковной жизни.

Народы эллинского мира, по словам Б. Мелиоранского «поняли преимущественно как богооткровенную метафизику и этику, как свыше указанный путь к нравственному совершенству и спасению личности и к познанию сущности Божией». Этим объясняется полнота пытливой богословской жизни Востока, которая равно изливала себя в глубинах Богопознания и в еретических уклонениях от него, сотрясая и обессиливая восточный церковный организм.

Напротив, то что В.В. Болотов назвал «воздействием романского на христианское» выразило себя в терпеливом и методичном созидании церковного здания, ибо римляне «как самый государственный в мире народ, как создатели образцового права они поняли как богооткровенную программу общественного устройства. ... Где Восток видел философскую и моральную идею, там Запад создавал институт...»

Накопление отклонений от общего учения и жизни неразделенной еще Церкви свидетельствовало о самостоятельном развитии западной ее половины, которое и закрепилось в расколе, ставшем, по словам А. Хомякова «произвольным, ничем не заслуженным отлучением всего Востока» . Восточная Церковь не дерзала вносить что-то новое в соборные истины, стоившие ей таких трудов и испытаний. Именно Запад начал самочинно изменять их, и этот отход от соборно утвержденного учения и бытия церковного разрешился расколом 1054 года. Последующее развитие Церкви лишь подтверждает этот вывод, ибо общая вера неразделенной Церкви сохраняется Восточной Церковью в неизменности даже до сего дня, тогда как прошедшие столетия отяготили самостоятельное церковное развитие Запада множественными нововведениями, которые все более отдаляют его от общего наследия.

Растущей самостоятельности, даже самодостаточности Запада сопутствовало истощение соборного начала в жизни Вселенской Церкви , которое уже не могло более сопротивляться распаду. В прежние века для разрешения разномыслия созывался Собор, и сила его решений вразумляла и соединяла враждующих. После завершения эпохи Вселенских Соборов не стало удерживающего начала, и самочинные новшества Запада уже не привели к созыву нового Вселенского Собора, который мог бы оградить мир церковный.

Более полное представление о степени отчуждения Запада и Востока мы можем получить, если обратимся к непосредственно предварявшим Великий раскол событиям.

В середине IX столетия Византия была потрясена только что пережитой борьбой с иконоборчеством и после его поражения образовалось две партии: «зилоты» или сторонники беспощадной борьбы с еретиками и стоявшие за снисходительное к ним отношение «икономисты».

Противоборство между этими партиями вылилось в ожесточенное противостояние патриархов Фотия и Игнатия, в котором самое активное участие принял Рим. Следствием этого стал разрыв отношений Востока и Запада, который прекратился лишь после Свято-Софийского Собора 879–880 гг. Кроме папских легатов на Собор прибыли представители восточных Патриархатов и множество епископов, число которых достигало 383-х. Таким образом, это был один из самых представительных Соборов за исключением Халкидонского.

На этом Соборе при участии легатов было принято постановление против попыток внесения в символ веры filioque. Были вновь осуждены притязания пап на верховную власть в Церкви, и одно из правил этого Собора подтверждало полное равенство епископов Рима и Константинополя. На Соборе был оглашен Никео-Цареградский символ веры и принято постановление о его полной неизменности, а также было решено «не допускать никаких нововведений в управлении Вселенской Церковью». Свято-Софийский Собор часто причисляли к числу Вселенских, и вплоть до XII столетия таковым его считала Западная Церковь. Для нас он имеет значение прежде всего как выражение соборного мнения Восточной Церкви относительно властных и догматических заблуждений Запада.

Предшествовавшие Великому расколу десятилетия являют собой картину «худого мира», который нередко нарушался и в конце концов разрешился «доброй ссорой». В.В. Болотов приводит впечатляющую статистику исторического взаимоотчуждения Восточной и Западной Церквей. Из пяти с половиной столетий, прошедших со времени Миланского эдикта 312 г., лишь в течение 300 лет отношения между Церквами были нормальными, и более 200 лет они, по тем или иным причинам, были прерваны .

В церковной истории существует точка зрения, согласно которой Рим сознательно обострял отношения с Востоком перед Великим расколом, добиваясь их разрыва. Для такого стремления были свои основания, ибо неповиновение Востока явно стесняло Рим, подрывало его монополию, поэтому как пишет Б.Мелиоранский: «Восток отказывается повиноваться и нет средств принудить его к повиновению; остается объявить, что послушные церкви и суть вся истинная Церковь».

Поводом к окончательному разрыву в июле 1054 г. послужил очередной конфликт из-за церковных владений папы Льва IX и патриарха Михаила Керуллария. Рим в последний раз попытался добиться безоговорочного повиновения Востока, а когда стало ясно, что это невозможно, то папские легаты, «соскучившись, по их собственным словам, сопротивлением Михаила», явились в храм Святой Софии и торжественно возложили на престол буллу отлучения от Церкви, которая гласила «Властью Святой и нераздельной Троицы, Апостольской кафедры, послами коей мы являемся, всех святых православных отцов Семи Соборов и католической Церкви, мы подписываем против Михаила и его приверженцев – анафему, которую наш преподобнейший Папа произнес против них если они не опомнятся». Абсурд происшедшего дополняло еще и то, что папа, от имени которого они произносили анафему, был уже мертв, он умер еще в апреле этого года.

После отбытия легатов патриарх Михаил Керулларий созвал Собор, на котором легаты и их «нечестивое писание» после рассмотрения были преданы анафеме. Следует заметить, что была предана анафеме не вся Западная Церковь подобно тому как это сделал кардинал Гумберт по отношению к Восточной, но лишь сами легаты. При этом, конечно, сохраняют силу осуждения Соборов 867 и 879 гг. относительно латинских нововведений, filioque и папских притязаний на первенство.

Все восточные патриархи были извещены о принятых решениях окружным посланием и выразили им поддержку, после чего церковное общение с Римом прекратилось на всем Востоке. Никто не отрицал почетного первенства папы, установленного отцами, но никто и не соглашался с его верховной властью. Согласие всех восточных предстоятелей в отношении к Риму подтверждает пример Петра III, патриарха Антиохии, где имя папы было вычеркнуто из диптихов задолго до Великого раскола. Известна его переписка с Римским престолом о возможности восстановления единства, в ходе которой он получил из Рима письмо с изложением папской точки зрения. Оно настолько поразило его, что Петр III немедленно отослал его патриарху Михаилу, сопроводив весьма выразительными словами: «Эти латиняне, в конце концов, являются нашими братьями, несмотря на всю их грубость, невежество и пристрастие к собственному мнению, что иногда сводит их с прямой дороги».

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования:

Брестский Государственный университет имени А.С. Пушкина

Исторический факультет

Кафедра истории славянских народов

Раскол христианской церкви в 1054 году

Курсовая работа

Саливончик Наталья Владимировна

Введение

Глава 1. Причины раскола

1 Обрядово-догматические разногласия

2 Политические разногласия

Глава 2. События середины XI века

Глава 3. Последствия раскола

Заключение

Введение

В современном мире существует много различных религиозных течений. Возглавляют иерархию мировые религии. Но говоря о каждой из них надо понимать, что эта религия неоднородна. Как правило, на некой догматической основе вырастали многочисленные религиозные течения, которые объединяют под названием одной религии. Разветвление единой религии это процесс вполне закономерный, он лежит в рамках закона исторического развития: невозможно сохранить один и тот же тип мышления, один и тот же тип богослужения на огромной территории, на которую со временем распространилось христианство. И, тем не менее, этот процесс был весьма болезнен. Значимость такого разветвления различна. Иногда она сравнима с трагедией, так как в определенный момент ставит по разные стороны поля боя бывших братьев по религии. К чему может привести такая ситуация определить сложно.

Такой процесс исторического развития не обошел и христианство.

Претерпев гонения и преодолев многочисленные преграды, христианская религия вошла в средневековье. В среде многочисленных варваров церковь выжила и окрепла. Но, как и всякий институт в своем развитии христианская церковь время от времени приходила к кризису. Одним из таких кризисов был самый мощный, постигший церковь в средние века, кризис идейных разногласий и политических распрей. Этот кризис церкви преодолеть так и не удалось, что привело к трагической «точке» в существовании единой христианской религии. Начиная с 1054 года, христианский мир раскололся надвое, а о единстве одной из могущественнейших религий раз и навсегда было забыто. Теперь все было по-другому. Некогда, хотя бы формально, единая церковь стала забытой основой новых религиозных течений, которые существовали уже самостоятельно. Эти религиозные течения или церкви, ставшие основными ветвями могущественного христианства, превратились во врагов. Если раньше существовавшие распри, были разногласиями в одной церкви, то сейчас это были две противоборствующие церкви. Борьба собратьев по религии вылилась в открытую войну, носившую яркие признаки религиозной и приведшую к падению религиозного и политического центра восточного христианства.

Но говоря о расколе церкви, не стоит рассматривать только 1054год. Заглянуть стоит дальше, на несколько веков назад. По мнению Александра Меня, рассмотрение событий раскола следует начинать с 330 года. В 330 году император Константин Великий перенес столицу Римской империи в Константинополь, чем заложил основу политического, а затем и церковного разделения империи на западную и восточную. Император Феодосий в 395году ввел раздельное управление западной и восточной частями империи. С вторжением варваров и падением западной Римской империи в конце V века политическое разделение стало полным и окончательным. Церковь формально оставалась единой (что выражалось в созыве Вселенских Соборов), но фактически в своем управлении она тоже раскололась на западную и восточную

А.П. Каждан упоминает период, когда Рим находился под властью Константинополя. В это время папство начинало борьбу, но не за главенство в церкви, а за сохранение хотя бы относительной самостоятельности. Противоборство усиливалось, когда папство окрепло. Теперь уже Рим начинает вмешиваться в дела восточной церкви.

В советской научном журнале «Вопросы истории» автор статьи ««Разделение церквей» в 1054году» М.Я. Сюзюмов утверждает, что термин «разделение церквей» не полный. Фактически никогда не существовало объединенной единым руководством христианской церкви.

Речь идет о том, что еще до перенесения столицы в Константинополь, на момент Никейского Собора относительной самостоятельностью пользовались кафедры в Риме, Александрии, Антиохии. С IV века уже между четырьмя центрами христианства, Римом, Александрией, Константинополем, Антиохией, замечается определенное соперничество из-за главенствующего влияния в церкви.

Особое внимание следует уделить IX веку. К этому времени на арене христианского мира, после арабских завоеваний, осталось два влиятельных центра: Рим и Константинополь.

Болотов В.В. и Каждан М.Я. именно IX веку отдают решающую роль в разделении церквей, так как в это время действительно сложились такие условия.

События IX века в некоторых источниках называется «фотианской схизмой». Это был настоящий раскол, но конец ему был положен около 900 года, когда церковное единство было восстановлено.

В середине IX века в борьбе столкнулись интересы алчного папства и шатающегося восточного патриаршества. Папой тогда был Николай I, а во главе восточной церкви на смену незаконно низложенному Игнатию пришел Фотий. По сути, раскол IX века мало опирался на догматические и обрядовые различия, о чем говорит М.Я. Каждан, весомую роль здесь занимали политические вопросы. Основными проблемами были вопрос о примате папства и о территориальном разграничении.

Таким образом, корни раскола уходят далеко от 1054 года. Немало интересным является и сам 1054 год, события которого и тем более их значение интерпретируется по-разному. Интерпретация произошедшего зависит от многих факторов. Прежде всего, надо учитывать тот факт, что практически все авторы используемых в данном исследовании источников являются восточными славянами по происхождению, а значит, велика вероятность принадлежности их к православной конфессии.

Этот факт может говорить о некой доли субъективизма в оценке событий церковного раскола. Если учесть то, что некоторая часть авторов, на чьи работы опиралось исследование, к тому же являются богословами православной церкви (Поснов М.Э., Мень А., Рудаков А., Болотов В.В., и др.), то такой субъективизм вполне реален. Немало важным является то, что большинство упомянутых исследователей жили либо во второй половине XIX века, либо в первой половине XX века. Следовательно, работы таких ученных написаны сквозь призму мышления их эпохи. Стоит вспомнить, например, только царскую Россию с ее правящей Русской Православной Церковью. Велика роль и атеистического периода, чьи исследователи (Сюзюмов М.Я., Каждан А.П., и др.) тоже давали достаточно интересную оценку произошедшему XI в веке.

Из выше упомянутого можно сделать вывод, что тема данного исследования не раз разрабатывалась учеными. Данное исследование призвано дать наиболее объективную оценку событиям разделения христианской церкви, воздерживаясь, по возможности, от конфессиональных симпатий и степени религиозности современной эпохи.

Объектом данного исследования является средневековая церковь, исторический аспект ее развития.

Предмет - взаимоотношения западной и восточной церквей в высоком средневековье.

Цель исследования - раскрыть сущность разделения христианской церкви в 1054 году

Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:

.Изучить обстоятельства зарождения разногласий;

.Выявить причины раскола и раскрыть их сущность;

.Рассмотреть детально события 1054 года;

В исследовании рассматриваются события в Европе, взаимоотношения между западной и восточной ее частями, в XI веке. Исследование включает 28 страниц. Оно разделено на 3 глав. В данном исследовании использовано более 12 источников.

Глава 1. Причины раскола

1 Обрядово-догматические разногласия

С разделением Римской империи на восточную и западную началось размежевание и духовной жизни. Это размежевание вылилось в формирование определенных различий, которые к X веку уже окончательно установились. Обрядово-догматические различия первоначально были мало значимы. Как правило, это были незначительные отступления от постановлений Вселенских Соборов, которые зародились в силу ряда причин.

Одним из самых ярких расхождений в догматике Римской и Константинопольской христианских церквей было различие в Символе веры. Учение о нисхождении Духа Святого и от Сына (filioque) первоначально возникло около VI века в Испании и Галлии. В VIII веке оно нашло для себя ревностного приверженца в императоре Карле Великом. Он предложил сначала Ахенскому Собору, а потом и папе Льву III внести новое учение в Символ веры, но ни тот, ни другой не согласились на это предложение. Мало того, папа Лев III, для последующего сохранения во всей целости текста Никео-Константинопольского Символа, приказал изобразить его по-гречески и по-латыни на двух серебряных досках и поставить их в базилике святого Петра. Надпись, сделанная на этих досках, показывала, что они поставлены были Львом III из любви и ревности в православной вере, установленной Вселенскими Соборами. Несмотря на это, Карл не послушался папы и приказал в своих церквях петь Символ с добавлением . Со смертью Карла начал падать и лжедогмат и, может быть, пал бы окончательно, если бы на него не было бы обращено внимание в ходе споров патриархов западной и восточной церквей в IX веке. Патриарх Фотий в споре с папой Николаем I впервые упомянул добавление к Символу веры, которого не было на Востоке, как ложное. Хотя это обстоятельство упоминалось вскользь и не имело первостепенного значения, оно уязвило гордость Николая I. Папа не хотел оправдываться и послал послание Фотия к Реймскому архиепископу Гинкмару, прося его ответить на возражение Константинопольского Патриарха. Папа при этом случае опирался на то, что добавление «ffilioque» первоначально сделалось гласным в этой части латинского Запада, и потому там лучше должны знать основания, на которых оно утверждалось. По поручению Гинкмару ученый монах Ратрамн написал ответ на все возражения греков . С этих пор учение о нисхождении Духа Святого и от Сына получило силу догмата в западной церкви и сделалось одной из главных причин разделения церквей восточной и западной. Некоторые из последующих пап, хотя и не считали западную трактовку Символа правильной, но ничего уже не могли сделать.

Немало важным расхождением была дата празднования Пасхи. Эта проблема возникла еще в середине II века и не раз подымалась на Соборах. Несовпадение этой даты вело за собой и другие расхождения церковного календаря, и расхождение церковного года в целом. Такая разность естественно препятствовала развитию нормальных отношений между церквями.

Первым отличием, возникшим еще на ранних этапах разделения церквей (первоначально территориального), был язык. На Западе в качестве общецерковного в богослужениях изначально утвердился латинский язык. На Востоке богослужениях использовали исключительно греческий. Возможно «разделение языков» привело и к богословскому размежеванию.

Принятый на Западе обычай использовать в литургии пресный хлеб (облатки, опресноки) давал основания для расхождения в обрядности с восточной церковью, которая использовала исключительно квасной хлеб.

На Востоке был разрешен брак белого духовенства, то есть священников, не принявших монашества. На Западе для всего духовенства был установлен обет безбрачия (целибат).

Существовали и совсем незначительные различия. Например, правильно ли на Западе соблюдают пост в субботу или можно ли брить бороду священникам: на Востоке духовенство обязано было носить бороду, на Западе же священники могли бриться. И, тем не менее, такие не значительные расхождения порой вызывали яростные споры и приводили к крупным конфликтам. Если первоначально такие различия и конфликты по поводу их носили доволе безобидный характер, то в дальнейшем ситуация изменилась.

2 Государственно-политические разногласия

Зерна раздора между Западом и Востоком были заложены самими римскими императорами еще в IV веке. Введение раздельного управления частями империи уже заложило между ними рознь. Запад был противопоставлен Востоку. Такая ситуация не могла не отразиться на церкви. Постепенно зарождавшиеся обрядово-догматические различия приобретали политическую окраску. Со временем различия в догматике и обрядности стали лишь ширмой для весомых политических претензий.

Между Римской и Византийской кафедрами всегда существовало соперничество, прежде всего территориальное. Кафедры яро боролись за подчинение новых территорий. Именно на этой платформе к середине XI века всплыл ряд серьезных конфликтов.

Главной спорной территорией была Южная Италия. Эта территория находилась под властью Византии, хотя и не была экономически связана с ней. На данный период времени в этих землях наблюдалась сложная ситуация: греческий элемент начал вытесняться образовывавшейся итальянской народностью. Чтобы сохранить за собой Южную Италию, византийское правительство стремилось отделить население Апулии и Калабри от населения прочих итальянских областей и таким образом закрепить здесь греческий обряд. Все духовенство юга Италии было подчинено константинопольскому патриарху. Византия использовала религиозную рознь для закрепления своего политического господства .

В первой половине XI века на византийские владения напали норманнские рыцари. В сложной обстановке византийцы терпели поражение. Папы первоначально содействовали продвижению норманнских рыцарей. Они рассчитывали таким образом содействовать падению восточной власти в итальянских землях, а вместе с ним и восточного обряда церкви. Но вскоре ситуация изменилась: норманны начали нападать и на владения римской церкви. Тогда папа римский став врагом норманнов начал сотрудничать с Византией.

Велась борьба между западной и восточной и за славянские земли, за господство в далматинских городах и в Истрии.

Хорватское королевство в интересах укрепления внутренней власти в средние века заключило союз с западными феодалами. Хорватский король Томислав на Сплитском соборе (925год) закрепил господство латинского обряда и римской церкви в Хорватии. Это оказалось чреватым важными последствиями. Романский патрициат получил в далматинских городах активную поддержку латинской церкви, распространявшей свое влияние на все романское население. Латинская церковь Хорватии, в свою очередь, искала политической опоры на Западе и нашла ее в Венецианской республике.

Венеция формально считалась византийским владением, но фактически была независимой республикой. Римский папа, чтобы оторвать Венецию от церковного подчинения Константинополю, стал рассматривать венецианского архиепископа как «патриарха Градо». Союз между правящими кругами Венеции и римской курией были прочным. Во всех спорах между Римом и Константинополем венецианская церковь стояла на стороне римского папы. Римская церковь закрепляла влияние Венеции в далматинских городах. Венеция же стремилась вместе с распространением своего политического и экономического могущества закрепить в Далмации церковную власть патриарха Градо, заменить там греческий и славянский обряды латинским.

В 1000 г. латинский завоеватель Орсеоло отправился в поход на южнославянские земли. Этому походу предшествовало длительное наступление римского духовенства на славянское богослужение. Когда венецианское купечество проникло с оружием в руках в Истрию и Далмацию, то оно уже имело здесь своих сторонников в лице духовенства и определенных кругов местной знати. Походы Орсеоло в значительной степени укрепили позиции папства в Истрии и Далмации. Но в конце второго десятилетия XI в. положение изменилось. Византия завоевала Болгарию и укрепила свое влияние в Сербии. Это вызвало обострение борьбы. Восточная церковь стремилась расширить свое влияние на Запад, используя славянское богослужение в своих целях. Римская курия, наоборот, усилила свое благоволение к венецианской церкви. Особенно ясно понимали значение венецианской церкви в деле расширения латинского обряда папы и кардиналы, выдвинутые клюнийским движением. Папа Лев IX в 1049 и 1053 гг. предоставил патриарху Градо право на истрийскую митрополию, считая венецианскую церковь более способной к распространению римского влияния, чем аквилейский патриарх - вассал германского императора. В Сплитской метрополии все еще продолжалась борьба вокруг вопроса о славянском богослужении. Таким образом, сербские территории, подчиненные в церковном отношении архиепископу Охридскому Льву, явились ареной борьбы церквей. Естественно, что борьба за славянские территории вызвала взаимные обвинения в ереси.

Борьба западной и восточных церквей происходила и в России. Об этом сохранились только весьма смутные сведения, которые, несмотря на свой иногда спорный характер, тем не менее, позволяют убедиться в стремлении западной церкви укрепиться и в России. Греческий обряд установился в России одновременно с распространением кириллицы, задолго до 988 г. - официального крещения. Папа Иоанн XIII предостерегал чехов от введения того обряда, который существовал в Болгарии и в России. По сведениям Татищева, почерпнутым из неизвестного источника, патриарх константинопольский, узнав о сношениях князя Владимира с папой, послал Владимиру послание с советом прекратить эти сношения, указывая на безнравственную жизнь пап и на их отступление от обычаев вселенской церкви. При Оттоне III была сделана попытка обратить русских и христианство по западному обряду. Адемар писал, что епископ Бруно крестил «короля руссов» и его окружение, но, как прибавляет хронист, спустя немного времени пришел в Россию греческий проповедник и обратил незнатные слои русского народа в христианство по греческому обряду и таким образом заставил русских принять греческие обычаи… эти сведения неправдоподобны: более близкие к епископу Бруно источники не упоминают о «крещение им руссов». Но, тем не менее, они были закреплены в латинской литературе сподвижником воинственного сподвижника папы Григория VII кардиналом Дамиани в его житии св. Ромуальда. Дамиани, видимо, старался доказать, что раз русские «крещены» по латинскому обряду, то этим самым обосновывается претензия папы на господство над русской церковью.

Активную борьбу за русскую церковь римский престол вел путем международных интриг. Святополк - сын киевского князя Владимира - был женат на польской королевне. С королевной прибыл в Киев епископ Кольбергский Рейнберн. Он прилагал все усилия к распространению христианства западного обряда на русской земле. Говорили о том, что епископ побуждал Святополка восстать против отца, за что Святополк и сам Рейнберн были заключены в тюрьму, где последний и умер. Все последующие попытки представить русскую церковь домонгольского периода как получившую крещение от западных иерархов и как связанную с папским престолом в основном повторяют измышления кардинала Дамиани.

Кроме славянских стран, объектом борьбы между церквами были также патриархи Сирии и Палестины. Византия владела Антиохией, хотя патриарх антиохийский формально был независимым в церковном отношении от константинопольского патриарха. В действительности антиохийский патриарх, подчиненный византийскому императору, не мог отступать от обрядов и догматов, принятых в Константинополе. Между тем торговые связи между Сирией и Венецией усиливались. Итальянские города еще до крестовых походов стремились утвердиться на восточном побережье Средиземного моря. Риму важно было оторвать Сирию от Византии в церковном отношении, подчинить себе сирийскую церковь. Это явилось бы серьезным вкладом в дело утверждения итальянского купечества на восточном берегу Средиземного моря. Лев IX и стал обвинять патриарха Керуллария, что он незаконно распоряжается восточными церквами. Живое участие в этом споре на стороне папы принял патриарх Доминик Венецианский (то есть Градо). Первоначально антиохийский патриарх колебался, видимо, стараясь остаться нейтральным, но затем полностью перешел на позицию Константинополя. Борьба за патриарший престол в Антиохии и Иерусалиме возобновилась затем после первого крестового похода.

Но все же главный конфликт между церквами разгорелся в Константинополе.

Константинополь служил в то время грандиозным торговым посредническим центром, «золотым мостом между Западом и Востоком», по выражению К. Маркса. В то же время он был крупным центром товарного производство предметов роскоши («мастерской великолепия», как называли его ораторы). Влиятельной прослойкой в Византии была константинопольская знать - собственники городских земельных участков, имевших в условиях торгового города исключительно высокую цену, собственники домов и портиков, приносивших громадные доходы от сдачи помещений под товарные склады и мастерские. Константинопольская знать была заинтересована в том, чтобы купцы со всех стран съезжались в Константинополь, а не в отправлении товаров за границу. Чем больше было иностранных купцов, тем выше были доходы собственников домов и проастиев, то есть пригородных имений.

В начале X в. здесь не чувствовалось еще никакой опасности конкуренции со стороны итальянских городов. Однако положение изменилось к концу X века. После победоносных войн Никифора Фоки (уничтожение пиратского государства арабов на острове Крит) плавание по восточной части Средиземного моря стало более безопасным. От этого выгадали скорее итальянцы, чем византийцы. Политика императоров сводилась к поощрению ввоза в Константинополь с тем, чтобы столица империи оставалась центром торговли. Никаких мер, поощрявших вывоз, в политике византийских императоров не было. Мало того, вывоз самых ценных товаров, которые могли бы стать основой международной торговли, находился под запретом. Это привело к тому, что итальянцы, которые повели самостоятельные торговые операции с арабским Востоком, несмотря на запрещения Византии, стали вытеснять византийцев в торговле, тем более, что сильные пережитки рабовладения в Византии стесняли развитие византийского ремесла. К концу X века итальянцы все более и более закрепляли свое положение в Константинополе. Если в начале X века строго соблюдалось правило, что иностранный купец не имел права пребывать в Константинополе более чем три месяца, то к концу X в. итальянские горожане стали уже получать права постоянного жительства в столице Византии, особые дома, даже целые кварталы. Особенно укрепилось в Византии торговцы города Амальфи, которые имели свой монастырь на Афоне и большие дома в Константинополе. Амальфи находился в центре борьбы в Южной Италии против норманнов, и византийцы были заинтересованы в том, чтобы сохранить за собой преданность жителей этого важного торгового центра.

Итальянские купцы умело использовали торговую политику константинопольской знати и политические затруднения византийцев в Италии. Положение константинопольского ремесла и торговли значительно ухудшилось. Но Константинополь все еще сохранял колоссальную ассимилирующую силу. В состав константинопольской знати входили богатые лица самых разных народностей. Византийская знать не могла считаться в подлинном смысле греческой: в ее состав включались армянские, сирийские, итальянские элементы. Византийские чины, роскошь, власть, землевладение - все это не теряло свое привлекательности. Для итальянских городов такая ассимиляция представляла большую опасность: разбогатевшие итальянские купцы могли, породнившись с византийскими сановниками, навсегда порвать со своей родиной. Поэтому для итальянских городов важно было не допустить ассимиляции. Никакие запреты, однако, в этом отношении не могли быть действенными. Единственно солидным препятствием в ассимиляции могла послужить религиозная рознь. Не случайно итальянское купечество цеплялось за обрядовые особенности западной церкви: это было единственным средством сохранить свою обособленность среди византийского населения.

Иностранное купечество получило право иметь свои церкви в Византии. В X веке они служили также очагом сплочения иностранных купцов.

Из политических соображений эти церкви иностранного купечества получили особые привилегии. Но сосредоточение вокруг них конкурирующего иностранного купечества вызвало враждебное отношение к этим церквам не столько со стороны властей, сколько со стороны местного населения, главным образом домовладельцев, купцов, ремесленников.

Такая сложная обстановка в Константинополе немного позже станет отправным пунктом событий, которые дадут миру две крупнейшие ветви христианства.

Глава 2. События середины XI века

В течение многих веков между христианскими Западом и Востоком назревали разногласия. Многие из них были столь острыми, что о них врядли можно было забыть. Болезненные конфликты и бескомпромиссность духовных властей непримиримо вели к разрыву.

Папство в середине XI в. начинает быстро усиливаться. Этому помогли в особенности Клюнийское реформаторское движение (с 910 г.), а потом тесная связь с немецкими королями. Дело в том, что еще в начале XI века папа Бенедикт VIII поднёс германскому королю Генриху II золотой шар увенчанный крестом, что символизировало власть над вселенной. После этого Генрих II был коронован императорской короной. Византийский двор не признавал германских королей. Там считали, что власть над ойкуменой должно принадлежать Константинополю.

Действия Бенедикта VIII сочли оскорбительным. Возможно, с этого времени в богослужениях Восточной церкви перестало упоминаться имя папы.

Византийская империя находилась в ту пору в апогее своего могущества: ее войска одерживали победы на берегах Евфрата, Болгария была завоевана, византийская власть в Южной Италии упрочилась, и отряды Генриха II оттеснены с византийских владений. Преемник Бенедикта папа Иоанн XIX должен был уступить и торжественно признать за константинопольским патриархом церковную гегемонию на всем Востоке.

Ситуация изменилась, когда на римскую кафедру взошел Лев IX (1048-1054 г.).

Лев IX (1048-1054 г.) до своего избрания папой был немецким Тульским епископом Бруно. Он был родственником императора Генриха III (1039-1056 г.) и не только не желал папской кафедры, но всеми силами отказывался от нее. Лишь после долгих увещаний и по настойчивому желанию Генриха, он решился принять папскую кафедру. При этом он поставил два условия: во-первых, чтобы назначение Генриха было согласно с канонами и одобрено Римским клиром и народом, во-вторых, чтобы ему в спутники был дан Гильдебранд, будущий папа Григорий VII, с которым он не раз встречался при дворе и оценил его блестящие способности. Оба они были последователями клюнийских идей, т.е. были убеждены в необходимости радикального обновления папства и в высокой важности его в целом христианском мире. С этой поры, возрождение папства стало на твердую почву. Лев был способным руководителем, борясь с симонией и браками духовенства, он старался увеличить уважение к папству, выступая защитником притесненных.

В середине XI века Лев IX оказался перед лицом врага, норманнов. В этих условиях необходим был союзник. Нуждаясь в союзнике папа обратил взор на Восток. Норманны представляли опасность и для Византии.

Византийский император Константин Мономах тоже желал мира с папой. Он попытался заключить с папой Львом договор о совместной защите Италии от норманнов, за что обещал вернуть южно-италийские провинции, находящиеся под юрисдикцией Константинополя. Договор собирались скрыть от честолюбивого Михаила Керуллария, т.к. константинопольский патриарх не мог согласиться с потерей своих владений.

Михаил Керулларий (1043-1058 г.) происходил из знатной семьи. С юных лет он проявлял интерес к политике. Его даже прочили в императоры во время очередного дворцового заговора, участником которого он был. Однако заговор оказался неудачным, и летом 1040 года Михаил Керулларий был лишен имущества и пострижен в монахи. В 1043 году на престол взошел Константин IX Мономах, который приблизил к себе Михаила и сделал ближайшим советником. Вскоре Керулларий занял и патриаршую кафедру. Он стал преемником Алексея, бывшего Студийского игумена. Отдавшись служению церкви, Михаил сохранил черты властного, государственно мыслящего человека, но он был столь честолюбив, что не терпел даже малейшего умаления своего авторитета и авторитета константинопольской кафедры.

Обстоятельства, при которых произошло столкновение Константинополя с Римом, являются сложными и запутанными, их очень трудно прояснить. В этих событиях нельзя однозначно кого-то обвинить. Необходимо заметить, тем самым в какой-то степени оправдывая патриарха, который сделал в этом направлении официально первый шаг, что в течение 9-10 лет своего патриаршества он не принимал никаких агрессивных полемических мер по отношению к Риму. Это и понятно: данному спору, из-за каких бы тайных мотивов он ни проистекал, нужно было дать религиозную, догматическую окраску, а Михаил Керулларий прекрасно понимал, что он никакой не богослов. По внешнему развитию событий именно Михаил Керулларий сделал первый шаг: выступил с неожиданным распоряжением в 1053 г. о закрытии в Константинополе латинских церквей и монастырей, совершавших Евхаристию по латинскому обряду. Но разобравшись можно понять, что на это он имел достаточно веские причины.

Дело в том, что папа Лев IX поставил своей задачей, в отвоеванных с помощью норманнов у Византии областях, в Капуе и Салермо, ввести латинский обряд, в надежде, что и вся нижняя Италия, принадлежащая пока еще Константинополю, подпадет под его власть. Папа назначил архиепископа для Сицилии. Когда надежды папы не оправдались, когда ему этого сделать не удалось при помощи норманнов, тогда он меняет политический фронт и начинает действовать заодно с византийским наместником в Италии, Аргиром.

Наместник Аргира был родом из Ломбардии и сначала действовал в союзе с норманнами, а потом обратился к грекам и получил от них звание наместника и полководца в Италии. Но, тем не менее, он остался убежденным приверженцем римской догмы. Аргира раньше 5 лет жил в Константинополе (1046-1051 г.) и был знаком с патриархом Михаилом Керулларием. У них даже были некоторые конфликты и патриарх несколько раз лишал Аргиру причастия.

При таком союзнике как Аргира папе легко удавалось в Италии распространять латинский обряд и среди греков. Патриарх Константинопольский, разумеется, был осведомлен о том, и естественно имел желание, так или иначе, прекратить пропаганду. Он знал через епископа Иоанна Транийского, что западные обычаи проникли уже в Лангобардскую и Норманнскую Италию и теперь опасался за Византийскую Южную Италию. При каких обстоятельствах Михаил Керулларий как бы был вынужден к насильственной мере - закрытию в Константинополе латинских церквей и монастырей. Он не остановился и на этой мере.

В том же 1053 г., по поручению патриарха, болгарский архиепископ составил трактат против латинян. Лев Охридский упрекал западную церковь главным образом в нарушении обрядов, придавая своим обвинениям некую антисемитскую направленность. Это послание, от имени патриарха и Охридского архиепископа, было адресовано епископу Иоанну Транийскому, а через него всем епископам и самому папе. Предметы для полемики были взяты довольно невинные. Кто может подумать, что, например, опресноки могут лишить Святое Таинство Евхаристии свойственной ему силы, или, что пост в субботу угрожает человеческому спасению? Впрочем, через это послание восточное духовенство пыталось сохранить зону своего влияния в южной Италии и защитить её от латинских натисков.

Однако в разногласиях с Римом византийское правительство было совсем не заинтересовано. Наоборот отношения с Римом были очень важны.

Папы Лев IX, узнав о трактате, отправил на имя Михаила Керуллария и Льва Охридского письмо. Оно собственно было некоторой уступкой патриарху, но столь неискусной, что казалось нападением. Главная идея письма - мир и согласие в Церкви. Аргументы сводятся, главным образом, к указанию на авторитет апостола Петра и тщете попыток тех, кто восстает против него. Во второй части письма, папа подробно говорит и изображает все промахи архиепископов, сидевших на Константинопольской кафедре, и еретические движения и схизмы, связанные с нею. Папа даже не пренебрег и мифическими сведениями о том, что некогда в Константинопольские патриархи была посвящена женщина. Говоря о преимуществах Римской Церкви, он воспользовался фальшивым документом известным как «Константинов дар». По сути папа говорил, что Константинопольская Церковь, даже весь Восток, столь много получившие от Римской Церкви, не только не должны направлять против неё никаких атак, а должны почитать её, как свою мать.

Особенность письма в том, что в нем папа не оправдывается в соблюдении известных особых обычаев, а становится на почву историческую, где величие Римской Церкви отмечено золотыми буквами, и использует почти общее верование о тесной связи апостола Петра с римской кафедрой.

Ответного письма патриарха папе и не сохранилось. Однако можно по некоторым данным заключить, что папе удалось до известной степени достигнуть своей цели. Патриарх как бы потерял интерес к острой полемике и готов был, ввиду сложившихся обстоятельств, идти на примирение с папой. Лев IX заявляет в своем письме императору Константину IX: "Наш собрат Михаил Керулларий прислал нам письмо, чтобы убедить нас в согласии и единении". Но, разумеется, главной причиной примирительного письма патриарха к папе был известный интерес византийской политики данного времени по отношению к Италии. Император и Аргира могли и патриарху подать надежды, что Лев IX будет сговорчивее относительно прав Константинопольского патриарха, чем прежние папы. Вот почему патриарх Михаил Керулларий, по-видимому, главным условием примирения и единения с папою естественно выставляет уравнение в правах Константинопольской Церкви в отношении ко всему Востоку - с Римскою - в её отношении к целому Западу. Это ясно следует из таких оборотов ответного письма папы, где он, должно быть, пользуется буквальными выражениями из письма Михаила Керуллария. Именно там мы читаем: "ты писал нам, что если бы Римская Церковь чрез наше посредство приняла твое имя, то наше имя чрез твое посредство было бы принято во вселенной - не чудовищно ли это, любезнейший брат? Церковь Римская, глава и мать Церквей, не будет иметь членов и дочерей? И как же может она тогда называться главою и матерью?" Очевидно, Михаил Керулларий добивался независимости от Римской Церкви и при таком условии обещал прославить Римскую Церковь. Во втором письме, предполагается, что первое письмо было написано, но не было отправлено, так как перед его отправлением явилось посольство из Константинополя с предложением мира и единения, папа Лев IX упрекает Константинопольского патриарха в подчинении своей кафедре восточных патриархов (Эта же мысль заключается и в письме папы к Антиохийскому патриарху Петру, где он приглашает его помнить о его третьем месте после римского). Кроме того, папа упрекает патриарха за титул "вселенский патриарх", говоря, что он может быть применен лишь к папе, названному так еще на IV Вселенском Соборе.

Значит, несмотря на необходимость союза с Византией, папа однако, не мог поступиться честью Римской кафедры, которая для него была превыше всего и переуступать своих прав он не хотел. Недаром он был последователем Клюнийских реформаторов. С другой стороны, и Константинопольский патриарх не видел никакого смысла поддерживать ту полемику, которая не только не приносила пользы Византийской Церкви, а даже была вредна. Следует так, что столкновение двух сильных характеров стало вопросом ближайшего времени.

Будучи сам очень слабым богословом, патриарх Михаил Керулларий поручил монаху Студийского монастыря, Никите Стифату, составить обличение против латинян. Он оперирует, впрочем, над теми же невинными предметами, как опресноки и субботний пост, прибавляя еще целибат.

В ответ на Византийское посольство к папе, приглашавшее его к союзу с Византией для изгнания норманнов из Италии, в начале 1054 г. были отправлены папские делегаты в Константинополь. Их было трое - кардинал Гумберт, канцлер Римской Церкви Фридрих и архиепископ Петр из Амальфи. Римские легаты, имея, разумеется, от папы очень определенные инструкции относительно Константинопольской Церкви и патриарха, официально делали вид, что назначались только для императора. Они прибыли в Константинополь лишь в июне 1054 г. Им был оказан торжественный прием, и они были поселены в загородном дворце "Pigi". На первом приеме легатов императором присутствовал и патриарх. Они отнеслись к последнему с важностью и холодно, и даже не оставили своего высокомерия, когда сами посетили патриарха. Они как будто бы хотели показать, что они выше всей Византийской иерархии, как и патриарха [ 7; с. 330]. Решающую роль в таком высокомерии сыграл кардинал Гумберт. Еще до появления в Византии он составил обличение на послание Льва Охридского к Иоанну Транийскому и написал опровержение на трактат Стифата, где он не только отражал аргументы обличителя, но и сам переходил в наступление. В лице кардинала патриарх Керулларий встретил сильного противника. Позже обсуждая раскол некоторые исследователи будут говорить о нем как о конфликте двух горячих противников .

Вскоре по приезде, послы вместе с императором посетили Студийский монастырь. Здесь в присутствии императора устроен был коллоквиум с Никитой Стифатом. Последний признал себя побежденным и отказался от своего трактата, который был торжественно сожжен на монастырском дворе.

На созванном вскоре Соборе патриарх Михаил Керулларий, как бы воздавая реванш за высокомерие, потребовал присутствия легатов на Соборе, указав им место позади греческих архиереев. Разумеется, на такое унижение папские легаты не пошли. Тогда Михаил Керулларий прервал с ними всякое отношения.

У легатов и императора явилась мысль созвать Собор и осудить Михаила Керуллария. Однако, они опасались, что их не поддержат восточные патриархи и Константинопольский народ. Относительно последнего, как показали ближайшие события, опасения были вполне основательны.

Хотя уже и в Константинополе узнали о смерти папы, 19 апреля 1054 года (папа Лев IX еще с сентября 1053 года находился в Беневенте, как пленник норманнов, затем, освободившись, умер), однако послы действовали с прежним дерзновением и не желали идти на компромисс.

В субботу, 15 июля, в три часа дня папские легаты вошли в Софийскую церковь, прошли к самому алтарю, и оттуда обратились с проповедью к народу, жалуясь на упорство их патриарха. Затем, на виду присутствующих клира и народа положили на св. престол буллу экскоммуникации, которая касалась патриарха и его приверженцев. Выйдя оттуда, они отрясли и прах от своих ног во свидетельство им, по слову Евангелия (Мф. 10:14), восклицая: «пусть видит и судит Бог» - так изображает это дело сам Гумберт. В отличительной грамоте говорилось, между прочим: «что касается столпов империи и почтенных мудрых граждан, то город (Константинополь) - христианнейший и православный. Что же касается Михаила, незаконно называемого патриархом, и поборников его глупости, то рассеиваются в нем бесчисленные плевелы ересей»... Далее они сравниваются с симонианами-святокупцами, велезианами-скопителями, арианами и духоборцами (потому что изгладили из Символа веры «и от Сына»), манихеями, николаитами (за допущение женатого духовенства) и прочее. Поэтому «Михаил, по злоупотреблению называемый патриархом, неофит, только из страха человеческого принявший монашескую одежду и теперь обличенный в тяжких преступлениях, затем Лев, епископ Охридский, Михаилов сакелларий Константин, топтавший ногами латинское жертвоприношение, и все разделяющие их заблуждения и гордость, доколе не образумятся, вместе со всеми еретиками, Диаволом и его ангелами, да будут анафема, да будут анафема - маранафа, и да не считается христианином кафолическим, но еретиком и прозимитом

Сначала все пораженные безмолвствовали, между тем иподиаконы подали буллу патриарху. Патриарх сперва отказался принять её, потом, боясь, чтобы она без него не была обнародована, взял и велел перевести на греческий язык. Текст её затем был помещен в соборном послании Михаила Керуллария.

По-видимому, такой резкой мерой папские легаты имели в виду произвести волнения в народе против своего патриарха, как виновника разделения с Римом, а потом и низложение Михаила Керуллария. Однако, они ошиблись: волнения в народе поднялись, но не против Михаила Керуллария, а против легатов и чуть не стоили им жизни. Послы быстро, через день, 17 июля оставили Константинополь. Вскоре после их отъезда, патриарх заявил, что желает беседовать с ними. Вероятно, он предвидел возможность (и желательность) самосуда над ними со стороны Константинопольской толпы. Император 19 июля отправил им письмо в Салембру, прося легатов возвратиться. Они вернулись. Предчувствуя что-то недоброе, император поставил непременным условием его личное присутствие на предполагаемом коллоквиуме и призыв на него воинской охраны. При таких условиях беседовать патриарх отказался, говоря что он подозревает серьезные намерения на свой счет. Тогда император приказал легатам отправиться в обратное путешествие. Таким образом, страшный удар мщения не удался. Однако, после отъезда послов, в Константинополе поднялся такой мятеж, что он чуть не стоил не только короны, но и жизни Константину IX, а Аргира был лишен всех почестей и отправлен со своим семейством в изгнание.

Позже Михаил созвал Собор из членов всех партий греческой Церкви. На нем присутствовало 12 митрополитов и 2 архиепископа. Соборное постановление его представляло собой репродукцию энциклики Фотия к восточным патриархам.

июля, от трибунала патриарха, в присутствии 7 архиепископов, епископов и посланных императора, был произнесен приговор не только "против нечестивой хартии, но и против тех, кто трудился над изготовлением буллы - советом, или даже только голосом". Чрез 5 дней, анафема была повторена торжественно, булла сожжена, за исключением одного экземпляра (по-видимому, патриарх Михаил происшедшее считал за разделение Церквей, как это отчасти показывает его переписка с патриархом Антиохийский Петром).

Так, взаимным анафематствованием ознаменовался великий раскол Вселенской Церкви на Восточную и Западную.

Образовавшиеся независимые ветви христианской церкви получили название Католической и Православной, под которыми они и известны на протяжений последних десяти веков.

Глава 3. Последствия раскола

События, к которым христианская церковь очень долго шла, не могли остаться незамеченными. Многие исследователи видят в расколе весьма трагическую точку в развитии христианства, другие же вовсе не рассматривают 15 июля 1054 года как дату разделения церкви. А.П. Каждан говорит о том, что события 1054 года были, бесспорно, важным эпизодом в истории раскола, но отнюдь не финалом этой драмы. Финал сих событий наступил чуть позже, спустя полтора века.

За взаимным отлучением последовала длительная полемика. Патриарх Керулларий путем переписки вступил в спор с венецианским патриархом Домиником. Патриарх пытался привлечь его на свою сторону, но вес попытки были тщетны.

После разрыва 1054 года усилилось гонение на славянское богослужение в областях, канонически подвластных римскому папе. Это гонение в действительности вылилось в принижение славянской письменности в Истрии и Далмации. Уже через несколько лет после разделения церквей собор в Сплите 1059 года запретил славянское богослужение. Латинский обряд помог распространению венецианской власти в Истрии и Далмации. Хорватский народ надолго оказался в сфере влияния римской церкви. К концу XI века почти все славянские церкви Хорватии были закрыты по обвинению в ереси. Временная уступка была сделана лишь в отношении глаголических книг. Для этого римская курия выдвинула версию о древнем происхождении глаголической азбуки, отнеся ее изобретение к IV веку и приписав его блаженному Иерониму .

На момент раскола Византийская империя находилась в достаточно сложном положении и постепенно теряла свою мощь. Государственные перевороты в империи следовали один за другим: от 1055 до 1081 года сменилось восемь императоров. Состояние Восточной империи значительно ухудшилось немного позже. К 11-му веку могущество соседствующих с ней аравитян (сарацин) сильно поколебалось на востоке, вследствие распада их обширного халифата (Багдадского) на множество враждебных друг другу государств, и Византия (при Никифоре, Фоке и Цимисхии) начала было отнимать у них свои области, но это продолжалось недолго. Около середины 11-го века во главе мусульманского мира на востоке стали турки-сельджуки, которые стали еще более жестокими врагами Византийской империи и греко-восточной церкви, чем сарацины. Варварские племена турок-сельджуков еще в конце 10-го века вели кочевую жизнь в районе Каспийского моря, и иногда помогали сарацинам в их набегах. В середине же 11-го века сельджуки, под предводительством своего султана Тогрульбека, постепенно, начиная с Персии, стали завоевывать сарацинские царства Багдадского халифата. Приняв еще раньше ислам и смешавшись с побежденными сарацинами, они продолжали их борьбу с христианским миром.

Византийский император Роман Диоген, желая остановить их нашествие на Малую Азию, выступил сам против них с войском. Но в 1071 году был разбит наголову в Армении и взят в плен. После этого сельджуки вскоре завладели всей Каппадокией, Киликией, Исаврией, Иконией и другими греческими областями, так что почти вся Малая Азия находилась в их руках. Из этих областей образовалось в Малой Азии сильное Иконийское сельджукское царство, столицей которого была Никея. Таким образом, для греко-восточной церкви были потеряны почти все малоазийские епархии. В то же время сельджуки завладели сирийскими городами - Антиохией, Дамаском и другими, принадлежавшими Византии со времен Никифора, Фоки и Цимисхия. Они даже не раз угрожали осадой самому Константинополю.

Только к концу 11-го века восточные христиане получили некоторую надежду на облегчение своей участи, когда на освобождение святой Земли и Гроба Господня поднялись с запада так называемые крестоносцы. Но и эта надежда не сбылась.

К моменту начала крестовых походов на фоне теряющей силу Византии положение пап все более укреплялось. Их универсалистские тенденции находили широкую поддержку реформированных монастырей и высшего духовенства. Улучшилось положение Рима в Южной Италии. Земли ранее принадлежавшие Византии были завоеваны норманнами, которые в последствии стали союзниками и вассалами папы. Немало значимым моментом укрепления папской власти явилась капитуляция перед папой германского короля Генриха IV, когда последний в 1077 году в одеянии кающегося грешника явился к стенам замка в Каноссе. Огромную роль в дальнейшем усилении папства сыграли непосредственно сами крестовые походы.

Крестовые походы, от которых так много ждали византийцы, принесли им много зла. Крестовые походы начались по инициативе пап. Убеждая крестоносцев освободить от власти неверных св. Землю и Гроб Господень, папы имели в виду еще другую цель - распространить, при их пособничестве, свое влияние на востоке и даже подчинить себе восточные церкви. Для пропаганды латинского обряда на востоке и своей власти, они посылали туда, вместе с крестоносными ополчениями, своих епископов, священников и монахов, которые сами лично и с помощью крестоносцев страшно притесняли восточных христиан. Притеснения начались со времени первого же крестового похода (1096 г.). Так, проходя через европейские владения Византийской империи, грубые крестоносцы, подстрекаемые латинским духовенством, с презрением и неприязнью относились к грекам и православной церкви. Были даже случаи ограбления греков крестоносцами. Когда же они пришли в Азию и стали понемногу отнимать у турок греческие области, то своей насильственной пропагандой в пользу латинства и папства совершенно вытеснили православное население востока.

В начале империя страдала от воинов проходивших через ее территорию. Затем был четвертый крестовый поход. Формально поход начался против мусульманского Египта, но впоследствии был обращен в другую сторону - 13 апреля 1204 года крестоносцы овладели Константинополем. До сих пор византийцев притесняли сарацины и турки, теперь же стали притеснять и латиняне.

На завоеванных рыцарями территориях была создана Латинская империя.

Именно в 1204 году наступил финал этой длиной истории. Одна империя была уничтожена другой, а вслед за этим одна христианская церковь уничтожала другую.

христианский церковь раскол

Заключение

Когда мы сейчас слышим выражение «средневековая церковь» у нас в сознании всплывает представление о «пылающих кострах инквизиции». Но была у христианской церкви и история предшествующая этим событиям. Мало кто, говоря о средневековой церкви Западной Европы, вспоминает, что еще в первые века средневековой эпохи христианская церковь для Западной и Восточной Европы была единой. У нас в сознании настолько укоренилось представление о католической и православной церквях как о целостных и самостоятельных, что трудно представить единую христианскую церковь с обрядами и догматикой общими для всех прихожан. Это затруднение вполне понятно, если вспомнить, что со дня раскола прошло более девяти веков.

июля 1054 года - этой датой была поставлена «точка» в существовании единой церкви Христа.

Если говорят, что история отнюдь не есть абсолютно безгрешна, что она допускает свои парадоксы, то одним из самых ярких доказательств этого служит данное событие колоссальной, но печальной важности. Парадоксальность его заключается в том, что на момент раскола западная и восточная кафедры нуждались друг в друге как никогда. Но такого серьезного разрыва не произошло бы, если бы этому не предшествовал длительный период разногласий и в этом плане IV-XI века в истории христианской Европы не остались незамеченными.

Шесть веков христианской истории копили по крупице разногласия, распри. В связи с этим нельзя согласиться с мнением, что событие раскола это разрыв отношений высшего духовенства: столкновения алчных, высокомерных кардинала Гумберта и патриарха Михаила Керуллария, которое получило неподобающее ему историческое значение. Безусловно, такая точка зрения имеет место, но разногласия появились еще задолго до появления на политической арене этих личностей. Причины раскола начали зарождаться еще в IV веке и носили этнографический характер. У отдаленных народов формировался различный менталитет. Греческое сознание, в значительной степени склонное к теоретическому осмыслению христианского учения, занималось детализацией и формулированием сложных богословских доктрин. Запад же, отрицал участие разума в деле веры и по большей части избегал научных исследований о догматах веры и вообще не интересовался отвлечёнными богословскими вопросами, но зато обращал большое внимание на внешнюю обрядовую сторону. В связи с этим можно говорить, что помимо двух иерархов в 1054 году столкнулись два народа, имеющих различное мышление, а значит изначально не понимающих друг друга. Это утверждение подтвердиться позднее при попытках воссоединения христианских церквей, когда из-за вышеуказанного различия против союза друг с другом будет протестовать сам народ.

Так или иначе, разрыв между христианскими церквями был совершен, и не нам судить участников тех событий. Мы лишь можем оценивать событие, важность которого бесспорно весьма велика.

Литература

1.Болотов, В.В. Лекции по истории древней Церкви: В 4 т. / В.В. Болотов. - Киев: Изд-во им. Святителя Льва, папы Римского, 2007.

Всеобщая история религий мира. - М.: Эксмо,2007. - 736с.

Горбацкий, А.А. Христианство: в 3 ч. : курс лекций / А.А. Горбацкий. - Брест: Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2008. - Ч. 1. - 298с.

Каждан, А. П. Возникновение и сущность православия / А.П. Каждан. - М: Издательство «Знание»,1968. - 48с.

Мень, А. История религии. В 2х кн. Кн. 2я: Пути христианства: Учеб. пособие / А. Мень. - М.: Издательская группа «ФОРУМ-ИНФРА-М»,1997. - 224с.

Поснов, М.Э. История христианской церкви / М.Э. Поснов. - Киев: Издательство «Жизнь с Богом»,1991. - 614с.

Рудаков, А. Краткая история христианской церкви / А. Рудаков. - Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры,1999.

Санников, С.В. Двадцать веков христианства: учеб. пособие в 2т. Т.1-первое тысячелетие / С.В. Санников. - Одесса, С-Пб, 2002. - 667с.

Сюзюмов, М.Я. «Разделение церквей» в 1054году // Вопросы истории. - 1956. - №8 - с.44-57

Тальберг, Н.Д. История христианской церкви / Н.Д. Тальберг. - Киев: Изд-во им. Святителя Льва, папы Римского, 2005. - 950с.

Янг, Дж. Христианство / пер. с англ. К. Савельева. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 384с.

Кафедра гуманитарных наук

Контрольная работа

по дисциплине «Религиоведение»

«Раскол в христианстве»

План

Введение

1. Возникновение Христианства

2. Причины Расколов Церкви на три главных направления

2.1 Раскол Римской церкви

2.2 Отделение протестантизма

3. Итоги расколов церкви

Заключение

Список используемых источников

Христианство – наиболее распространенная мировая религия и одна из самых развитых религиозных систем мира. На начало третьего тысячелетия это самая многочисленная религия мира. И хотя христианство в лице своих последователей встречается на всех континентах, а на некоторых абсолютно господствует (Европа, Америка, Австралия), это как раз та единственная религия, которая характерна для западного мира в противовес восточному с его множеством различных религиозных систем.

Христианство – это собирательный термин для характеристики трех основных направлений: православия, католицизма и протестантизма. В реальности христианство никогда не представляло собой единой организации. В многочисленных провинциях Римской империи оно приобретало свою специфику, приспосабливаясь к условиям каждого региона, к местной культуре, обычаям, традициям.

Знание причин, предпосылок и условий раскола одной мировой религии на три главных направления дает важное представление о формировании современного общества, помогает понять основные процессы на пути становления религии. Вопросы конфликтов религиозных течений заставляют задуматься об их сути, предлагают решить для себя их и являются важными аспектами на пути формирования личности. Актуальность данной темы в эпоху глобализации и отчуждения от церкви современного общества подтверждается продолжающимися спорами церквей и конфессий.

Цель работы:

· выявить предпосылки конфликтов;

· рассмотреть предшествующий расколу период;

· показать ход развития спора;

· объяснить основные причины разделения.


Христианство зародилось в I веке на иудейских землях в контексте мессианских движений иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.

Корни христианского вероучения связаны с иудаизмом и учением Ветхого Завета (в иудаизме - Танах). Согласно евангелиям и церковному преданию, Иисус (Иешуа) воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Но уже через несколько лет после основания церкви христианство начало проповедываться среди других народов.

По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян.11:26), существительное «Χριστιανοί» - христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в I веке.

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, благодаря проповедям апостола Павла оно приобретало всё больше последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-ой половине 1-го тысячелетия) - среди германских и славянских народов, позднее (к XIII-XIV вв.) - также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

В период с IV по VIII вв. происходило укрепление христианской церкви, с ее централизацией и строгим выполнением предписаний высших должностных лиц. Став государственной религией, христианство превратилось и в господствующее мировоззрение государства. Естественно, государство нуждается в единой идеологии, едином учении, и поэтому оно было заинтересовано в укреплении церковной дисциплины, а также единого мировоззрения.

Множество различных народов объединяла Римская империя, и это позволило христианству проникнуть во все ее отдаленные уголки. Однако различия в уровне культуры, жизненных укладах разных народов государства вызвали разную интерпретацию противоречивых мест в вероучении христиан, что явилось базой возникновения ересей среди вновь обращенных. А распад Римской империи на ряд государств с различным социально-политическим устройством возвел противоречия в богословии и культовой политике в ранг непримиримых.

Обращение огромных масс вчерашних язычников резко понижает уровень Церкви, способствует возникновению массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей (напр., монофелитство и иконоборчество - типично императорские ереси). Процесс преодоления ересей происходит через формирование и раскрытие догматов на семи Вселенских Соборах.


Угроза схизмы, что в переводе с греческого означает “раскол, разделение, распри”, стала реальной для христианства уже в середине IX в. Обычно причины схизмы ищут в экономике, политике, в личных симпатиях и антипатиях римских пап и константинопольских патриархов. Особенности вероучения, культа, образа жизни верующих западного и восточного христианства исследователи воспринимают как нечто второстепенное, незначительное, мешающее пояснить истинные причины, которые, по их мнению, кроются в экономике и политике, в чем угодно, только не в религиозной специфике происходящего. И на такой ноте церковь подошла к своему главному расколу.

Одним из самых крупных разделений христианства было появление двух основных направлений - православия и католицизма. Этот раскол назревал в течение нескольких столетий. Он определялся особенностями развития феодальных отношений в восточных и западных частях Римской империи и конкурентной борьбой между ними.

Предпосылки раскола возникли еще в конце IV начале - V в. Став государственной религией, христианство было уже неотделимо от экономических и политических потрясений, переживаемых этой огромной державой. Во время Никейского и I Константинопольского соборов оно выглядело относительно единым, несмотря на внутренние распри и богословские споры. Однако это единство зиждилось не на признании всеми авторитета римских епископов, а на власти императоров, которая распространялась и на религиозную область. Так, Никейский собор проходил под руководством императора Константина, а римский епископат на нем представляли пресвитеры Витус и Винцент.

С помощью политических интриг епископы сумели не только укрепить свое влияние в западном мире, но даже создать свое собственное государство - Папскую область (756-1870 гг.), которая занимала всю центральную часть Апенинского полуострова. Укрепив свою власть на Западе, папы попытались подчинить себе все христианство, но безуспешно. Восточное духовенство подчинялось императору, а тот и не думал поступаться хотя бы частью своей власти в пользу самозванного “наместника Христа”, восседавшего на епископской кафедре в Риме. Достаточно серьезные расхождения между Римом и Константинополем проявились еще на Трульском соборе 692 г., когда из 85 правил Рим (римский папа) принял только 50.

В 867 году римский папа Николай I и Константинопольский патриарх Фотий предали друг друга публичному проклятию. А в XI в. вражда вспыхнула с новой силой, и в 1054 г. произошел окончательный раскол в христианстве. Вызван он был притязаниями папы Льва IX на территории, подчинявшиеся патриарху. Патриарх Михаил Керулларий отверг эти домогательства, вслед за чем последовали взаимные анафемы (т.е. церковные проклятия) и обвинения в ереси. Западная церковь стала называться римско-католической , что означало римская всемирная церковь, а восточная - православной , т.е. верной догматам.

Таким образом, причиной раскола христианства было стремление высших иерархов западной и восточной церквей к расширению границ своего влияния. Это была борьба за власть. Обнаружились и другие расхождения в вероучении и культе, но они были скорее следствием взаимной борьбы церковных иерархов, чем причиной раскола христианства. Так, даже беглое знакомство с историей христианства показывает, что католицизм и православие имеют сугубо земные истоки. Раскол христианства вызван чисто историческими обстоятельствами.


На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества, идеально вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, применяя те же методы и приёмы, что и светские феодалы, и получая от них бесчисленные плоды .

Феодальная католическая церковь могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала её материальная основа - феодальный строй. Но уже в XIV-XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, - класса буржуазии. Ей нужна была новая религия, которая отличалась бы от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной. Для них католическая епархия становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением.

ПРИЧИНЫ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ПОСЛЕДСТВИЯ РАСКОЛА ХРИСТИАНСТВА НА ТРИ ОСНОВНЫХ КОНФЕССИИ

Зеленина Таисия Юрьевна

студент 3курса, кафедра социологии и социальной работы института изобразительных искусств и социально гуманитарных наук НИИрГТУ, г. Иркутск

Сидорова Наталья Васильевна

научный руководитель, доцент кафедры социологии и социальной работы НИИрГТУ, г. Иркутск

Великая схизма или разделение церквей на Восточную и Западную, который официально произошел в 1054 году, вызывает огромное количество разногласий у ученных, исследующих эту тему. Научное сообщество так и не пришло к единому мнению по поводу причин раскола христианства. Принято считать, что предпосылками схизмы послужил целый ряд исторических событий, которые в комплексе и привели к расколу. В данной статье мы подробно рассмотрим эти предпосылки и события, а так же попытаемся проанализировать, насколько велико было их влияние.

Итак, принято считать, что официальный раскол христианства произошел в 1054 году, когда патриарх Константинополя Керулларий и папа Лев IX предали друг друга взаимному проклятью (анафеме). Но в действительности начало расколу было положено гораздо раньше.

Распад Римской империи, произошедший в конце IV в. повлек за собой образование двух религиозных центров - в Константинополе и в Риме. К VII в. между сторонниками этих центров постепенно начали проявляться существенные разногласия в области организации церковной деятельности, в догматике и обрядах. К тому же, немалую роль сыграли и расхождения в политической, экономической и социальной сферах. Не последнее значение имели расхождения между византийскими и заподноевропейскими феодалами. Обострила же все эти факторы рьяная борьба за власть и спор о распределении церковных доходов .

Но, несмотря на внутренние противоречия, на Никейском и I Константинопольском соборах христианство продолжало выглядеть относительно единым. Только основывалось это видимое единство на императорской власти, которая распространялась и на религию, в то время как авторитет римских епископов был по-прежнему не так высок, как им бы того хотелось. Доказательством этого служит то, что Никейским собором руководил император Константин, а римский епископат на нем был представлен пресвитерами Винцентом и Витусом.

Но перенесение столицы империи из Рима в Константинополь в 330 г. Повлекло за собой выдвижение духовной власти на первый план общественной жизни в Риме. Благодаря ловкому ведению дел, римский епископ постепенно укрепил свое влияние и возвысился, поборов сопротивление группировок враждующих богословов. Обыграв сложившуюся обстановку, он смог добиться признания за собой права арбитража и фактического главенства. Эти решения были приняты в 343 г. в Сардике. Подобные притязания вызвали волну возмущений среди восточного епископата и не были им признаны. В 395 г., когда империя распалась, Рим снова стал столицей, но столицей только западной части бывшей римской империи. Политические раздоры со временем привели к тому, что административные права сосредоточились в руках епископов. А в 422 г в своем письме, адресованном епископам Фессалии, Бонифаций I без стеснения заявил, о том, что желает получить главенство в христианском мире. Аргументировал он это тем, что отношение римской церкви ко всем другим подобно отношению «головы к членам»

Начиная с римского епископа Льва, который впоследствии был назван Великим, западные епископы полагали, что они лишь местоблюстители, т. е. являются римскими вассалами, которые управляют соответствующими епархиями от лица первосвященника Рима. Но такая зависимость никогда не вызывала согласия и не одобрялась константинопольскими, александрийскими и антиохийскими епископами.

В 476 г. Западная Римская империя была разрушена. На месте ее падения было образовано множество феодальных государств, во главе которых стояли правители, бесконечно соперничающие между собой за власть и первенство. Каждый из них надеялся облагородить свои притязания, списав их на волю Бога, которую стремился получить из рук первосвященника. Это стало причиной еще большего возвышения римских епископов. В их руках сосредоточивалось все больше власти, а авторитет неуклонно рос. Благодаря политическим интригам они основательно укрепили свое влияние в западном мире, а так же сумели создать свое собственное государство, которое получило название Папская область. Оно занимало практически всю центральную часть Апенинского полуострова

Примерно с V в. Титул папы закрепился за римскими епископами.

Изначально в христианской церкви все священники назывались папами, но постепенно этот титул стал присваиваться лишь епископам, а впоследствии закрепился за одними только римскими епископами.

После укрепления своей власти на Западе папы стали стремиться к полному подчинению христианства, но потерпели неудачу, так как восточное духовенство подчинялось лишь императору, который не намеревался ни с кем делить власть, тем более с самозваным «наместником Христа».

Обострение отношений между Восточной и Западной церквями так же произошло на Трульском соборе в 692 г., по причине того, что Папа Римский принял не все правила из положенных, усугубив тем самым и без этого негладкие отношения. Это в очередной раз подчеркнуло наличие раскола христианства.

Обращенная в 867 году в христианство Болгария послужила очередной причиной раздора между римским папой Николаем I и Константинопольским патриархом Фотием. Обе церкви пытались подчинить ее своему влиянию. Разногласия были настолько сильными, что привели к публичному проклятью. Этот конфликт впоследствии был улажен, но конец всей вражде положен не был, и в XI в. она вспыхнула с новой силой. А в 1054 г. произошел окончательный раскол в христианстве. Его причиной стало желание папы Льва IX получить территории, которые подчинялись патриарху Михаилу Керулларию, который в свою очередь, отверг эти притязания. Результатом данного спора стали взаимные церковные проклятия (анафемы) и публичные обвинения в ереси. Западная церковь получила название римско-католической (римская всемирная церковь), а восточная - православной (церковь, которая верна догматам) .

Как мы видим, основной причиной великой схизмы послужило желание высших иерархов восточной и западной церквей заполучить единоличную власть и расширить сферу влияния.

Но помимо этого имелось немало расхождений в вероучении, возможно, что они были лишь последствиями конкурентной борьбы церковных иерархов, но все же оказали немалое влияние на раскол христианской церкви.

В целом все различия между церквями можно свести к следующему: В православной церкви, в отличие от католической, отсутствуют догматы о непогрешимости и главенстве Папы Римского и об исхождении Духа Святого от Отца и от Сына. Также в православной церкви признаются только два догмата, которые связаны с приснодевством Девы Марии, и с тем, что она родила Иисуса - Сына Божьего, и поэтому является Богородицей.

К тому же в православии отрицается существование чистилища (места в котором душа грешника очищается и только после этого попадает в рай). В православии не признается наличие «сокровищницы сверхдолжных заслуг» (блаких дел, которые накапливаются святыми людьми и которыми церковь может распоряжаться путем прощения грехов или выпуска индульгенций), которые присутствуют в католической церкви.

В области обрядов так же существуют отличия.

В восточной церкви во время крещения полностью окунают человека в святую воду, богослужение длиться гораздо дольше и во время его проведения полагается стоять, причащаются хлебом и вином, как миряне, так и духовенство.

В Западной церкви таинство крещения осуществляется через окропление святой водой, богослужение занимает гораздо меньше времени и осуществляется сидя. При причащении мирянам положен хлеб, а клиру - хлеб и вино.

Второй схожий по масштабу раскол в церкви начался, когда Библия стала переводиться на другие языки. Верующие начали возвращаться к первоапостольским истокам, отвергая навязанные государственной властью доктрины, которые во многом противоречили Священному Писанию. Очень важен тот факт, что длительное время практически во всех церквях использовался лишь латинский текст Библии. А в 1231 году Папой Григорием IX был наложен запрет, для всех мирян западной церкви, на чтение Священного Писания. Отменен этот запрет был лишь в 1962-1965 гг. Вторым Ватиканским собором. Но несмотря на запрет в Европе переводили Библию на более понятные для простых людей языки еще в XVI веке.

В 1526 г. Шпейерскиим рейхстагом по настоянию немецких князей было принято постановление, согласно которому каждый немецкий князь мог по своему усмотрению выбирать религию для себя и своих подданных. Но в 1529 г. 2-й Шпейерский рейхстаг признал это постановление недействительным. В ответ на это решение пять князей имперских городов Германии выдвинули протест. Отсюда и берет начало термин «протестантизм». А новые церкви, которые вышли из под влияния господствующих конфессий получили название - протестантские. Со временем протестантизм стал являться одним из трех главных направлений христианства, наряду с православием и католицизмом .

Внутри протестантизма образовалось множество конфессий, которые во многом расходятся в толковании каких либо текстов Библии, не затрагивающих главного принципа спасения во Христе. Но в целом же большая часть этих церквей дружны между собой и сходятся в главном - в отрицании главенства папы и верховных патриархов.

Подводя итог, можно сказать о том, что раскол христианства был неизбежен и предсказуем, а базировался он на жажде власти и различиях в догматах. Неизвестно произошёл бы он при отсутствии хотя бы одной из этих причин.

Список литературы

  1. Будур Н.В. Дорога к Храму. Основы православной культуры / Н.В. Будур. - М.: Дрофа-Плюс, 2008. 223 с.
  2. Культурология. Учебное пособие. Под ред. Драч Г.В. Ростов-н\Д., 1995. 18 с.
  3. Лебедев А.П. История разделения церквей в IX, X и XI веках / А.П. Лебедев. - СПб.: Алетейя, 2001. - 321 с.
  4. Соловьёв В.О христианском единстве // В. Соловьёв. - М.: Рудомино, 1994. - 335 с.
  5. Федоров В.Ф. Гуманитарная наука и христианство на пороге третьего тысячелетия // Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. - 2000. - № 3. - С. 11.

Священный Синод Константинопольской церкви отменил действие указа 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату. Не за горами предоставление автокефалии Украинской православной церкви.

Расколов в истории христианства было множество. Началось все даже не с Великой схизмы 1054 года, когда христианская церковь разделилась на православную и католическую, а гораздо раньше.

Все изображения в публикации: wikipedia.org

Папский раскол в истории также именуют Великим западным. Произошел он из-за того, что практически в одно и то же время папами были объявлены сразу два человека. Один – в Риме, другой – в Авиньоне, месте семидесятилетнего пленения пап. Собственно, окончание Авиньонского пленения и привело к разногласиям.

В 1378 году были избраны сразу два папы

В 1378 году умер папа Григорий XI, прервавший пленение, и после его смерти сторонники возвращения избрали папу в Риме – Урбана VI. Французские кардиналы же, выступавшие против ухода из Авиньона, сделали папой Климента VII. Разделилась и вся Европа. Часть стран поддержала Рим, часть – Авиньон. Длился этот период до 1417 года. Папы, правившие в это время в Авиньоне, сейчас относятся католической церковью к числу антипап.

Первым расколом в христианстве принято считать Акакианскую схизму. Начался раскол в 484 году и длился 35 лет. Споры разгорелись вокруг «Энотикона» – религиозного послания византийского императора Зенона. Работал над этим посланием не столько сам император, сколько константинопольский патриарх Акакий.

Акакианская схизма – первый раскол в христианстве

В догматических вопросах Акакий не сошелся с папой Феликсом III. Феликс низложил Акакия, Акакий же приказал вычеркнуть имя Феликса из поминальных диптихов.

Распад христианской церкви на католическую с центром в Риме и православную с центром в Константинополе назревал еще задолго до окончательного разделения в 1054 года. Предвестником событий XI века стала так называемая Фотиева схизма. Этот раскол, датируемый 863 – 867 гг., был назван именем Фотия I – тогдашнего патриарха Константинополя.

Фотий и Николай отлучили друг друга от церкви

Отношения Фотия с римским папой Николаем I были, мягко скажем, натянутыми. Папа намеревался усилить влияние Рима на Балканском полуострове, со стороны же константинопольского патриарха это вызвало сопротивление. Николай также апеллировал к тому, что Фотий стал патриархом незаконно. Закончилось все тем, что церковные лидеры предали друг друга анафеме.

Напряжение между Константинополем и Римом возрастало и возрастало. Вылилось взаимное недовольство в Великий раскол 1054 года. Христианская церковь тогда окончательно разделилась на православную и католическую. Произошло это при константинопольском патриархе Михаиле I Керуларии и папе Льве IX. Доходило до того, что в Константинополе выбрасывали и затаптывали просфоры, приготовленные на западный манер – без закваски.

Loading...Loading...