В чем состоит духовная жизнь человека обществознание. Духовный мир человека и его конституционные права

Духовная жизнь - основа человеческой жизни. Самую тяжелую боль человек испытывает в своей душе. Самую сильную высокую радость он тоже ощущает не телом. Поэтому забота о невидимой части себя определяет наше счастье или несчастье. Более того - этим определяется и наше физическое здоровье, и все наши неудачи и успехи.

Но с какой стороны подступиться к этому невидимому миру? Самый надежный, известный путь - православие. Но некоторым скучно идти проторенными дорогами, хочется поискать чего-то уникального. Что-то такого менее трудного, более окутанного ореолом тайны. А порой человек и не ищет, просто к нему приходят сектанты и обращают в свою веру.

Либо же человек по незнанию соприкасается с миром магии и колдовства, и совершенно неожиданно оказывается лицом к лицу с самыми темными сущностями невидимого мира, которые властно входят в его жизнь и влекут куда-то вниз…

Конечно, эту тему лучше освещают специализированные сайты. Мы попробуем дать вам лишь основные сведения о разных направлениях духовности, сориентировать в мире разных духовных практик и теорий.

Рекомендуем дистанционный (онлайн) курс-тренинг счастья для тех, кто чувствует себя несчастным: «Из несчастного стать счастливым»

Важнейшие отношения в нашей жизни


В процессе осознания себя мы начинаем понимать, почему мы ведем себя с близкими людьми так, а не иначе, что нам мешает их любить и как нам следует поступать, чему учиться, чтобы зла в нас было меньше, а любви - больше. В том числе и наше общение с Богом необходимо вывести из тени на свет. Осознать, как мы к Нему относимся. Почему мы относимся к Нему так, а не иначе. Почему у нас именно такое представление о Боге и насколько оно верное. С этого и начинается духовная жизнь...
Читать дальше

Атеизм под нафталином

Елена Тарасенко
Как ни странно, люди, так придирчиво относящиеся к Евангелию, при этом наивно верят в совершенно немыслимые вещи - лишь бы они согласовались с их мировоззрением...
Читать дальше


Мы, на поверку, чрезвычайно нетерпимы. Поэтому как и прежде в нашей кумирне никто: ни Христос - придуманный нами, такой, какой нам нужен, ни Маркс, ни Фрейд, ни Бакунин - не добьются от нас покаяния, отчета в своей дурной духовной жизни.
Читать дальше

Десять причин, по которым я не умываюсь

Владислав Головин
Для того чтобы упрекать Церковь, нужно сначала разобраться, кто и зачем упрекает. Подавляющее большинство людей, далёких от Церкви, совершают в своей духовной жизни множество грехов, но не считают себя людьми безнравственными.
Читать дальше

Православие и ислам

Диакон Георгий Максимов
В подавляющем большинстве случаев причиной принятия ислама является желание девушки выйти замуж. Хотя бывают и девушки, которые обращают своих женихов-мусульман в Православие. Что касается парней, то в некоторых случаях не община в целом, а конкретная компания сверстников-мусульман может создавать привлекательный образ такой дружной общины. В некоторых случаях это может играть свою роль, особенно в регионах или коллективах, где мусульман большинство.
Читать дальше

Что важнее - ходить в церковь или быть хорошим человеком?

Священник Сергий Фейзулин
Паскаль, французский философ и ученый, говорит, что условно можно разделить всех людей на праведников и грешников. Праведники, говорит Паскаль - это те, кто считает себя грешниками, а истинные грешники - это те, кто считает себя праведниками, чувствуют себя хорошими людьми. Именно поэтому они не видят своих недостатков, не чувствуют, как далеки они от Бога, от любви...
Читать дальше

Православное понимание духовности

Игумен Митрофан (Никитин)
Вопрос о духовности – это вопрос о том окончательном и высшем смысле жизни, который каждый человек должен бы был искать. В настоящее время о духовности говорят все религии, различные оккультные и мистические направления, о духовности говорит секулярная мысль. Перед лицом этого многообразия важно выявить, какова же правильная духовность, а какова ложная.
Читать дальше

«Новый Атеизм»: критический анализ


Вождей Нового Атеизма - Ричарда Докинза, Кристофера Хитченса и Сэма Харриса - называют атеистическими евангелистами, светскими фундаменталистами, проповедниками и т.п. Эти эпитеты, без сомнения, отражают пыл, страсть и витиеватость стиля, свойственные не только их печатным работам. Доводы «новых атеистов» скорее не столько убеждают, сколько впечатляют читателей и слушателей.
Читать дальше

Во что верят христиане


Если вы атеист, вам приходится верить, что в основе всех религий мира кроется одна гигантская ошибка. Если вы христианин, вы свободны думать, что все религии, в том числе самые странные, содержат хотя бы крупинку истины...
Читать дальше

О достоинстве христианства и недостоинстве христиан


Внешняя история церковной жизни бросается нам в глаза и легко поддается изложению, о ней можно рассказывать в доступной для всех форме. Внутренняя же духовная жизнь Церкви, обращение людей к Богу, достижение святости, не так бросается в глаза...
Читать дальше

Где живет Сознание


Сказку про то, что наше Сознание является деятельностью мозга, многие слышали еще в школе. Необычайно широко распространено представление, что мозг - и есть по сути человек с его «Я». Большинство думает, что именно мозг воспринимает информацию из окружающего мира, перерабатывает ее и решает, как действовать в каждом конкретном случае...
Читать дальше

Нужно ли православие «свободному человеку»


Речь здесь пойдет не о буддизме. Сейчас об этой религии многие говорят. Но говорят и знают сейчас, в основном, о буддизме, о йоге, о Рерихах, о Блаватской. О политике. О науке. О спорте. О вещах очень или не очень далеких... Но что мы знаем о том, что всегда было и есть РЯДОМ с нами?
Читать дальше

Сущность христианства

Иван Андреев
О сущности христианства было высказано много самых разнообразных мнений. Но никто и никогда не смог определить эту сущность так, как ее определяет Православная Церковь...
Читать дальше

О сущности христианства


О, как велико знание истины! Когда мы ее знаем, когда мы правильно представляем себе наше бытие, действуем в соответствии со своей природой, осознаем законы этой природы, то, по-видимому, следуя этим путем, сможем достичь блага. Ибо правильное удовлетворение человеческих потребностей приносит человеку благо.
Читать дальше

Ислам и христианство. Сравнительная таблица вероучений (часть1)

Целью данной таблицы является сравнение основ христианского и мусульманского вероучения. Авторы таблицы стремятся не затушевывать расхождения между христианством и исламом, а представить эти различия «как они есть».
Читать дальше

Ислам и христианство. Сравнительная таблица вероучений (часть2)

Окончание таблицы сравнения христианского и мусульманского вероучений.
Читать дальше

Из Церкви в секту и обратно

Как выглядят сектанты, знали в нашем городе все: в какой-то момент они появились буквально ниоткуда, выросли из-под земли. С одинаковыми хриплыми голосами, надрывными интонациями и невидящими глазами, они приставали на улицах, в транспорте...
Читать дальше

В Церковь Христову из «Церкви Христа»

Наталия Зайцева
Мои первые годы в «ЦХ» – это «сумасшедшее» проповедование, дикие эмоции, амплитуда которых колебалась от восторга до депрессии. У нас был свой сленг, своя субкультура, свой закрытый и очень сплоченный мирок.
Читать дальше

Почему православие есть истинная вера


В настоящее время все мы находимся в такой жизненной ситуации, когда уже никоим образом и никакими стенами не можем отделить себя от окружающего мира. Какова она? Мы живем в мире религиозного плюрализма...
Читать дальше

Мой путь к Богу

В Бога верила я давно. Помню, еще в начальной школе возник у нас с одноклассницами разговор: есть Бог или нет? Одна девочка сказала, что нет, не верит она в Его существование, а мы с другой ответили «и да, и нет»...
Читать дальше

Под д у х о в н о й ж и з н ь ю о б щ е с т в а обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь общества тесно связана с другими сферами жизни общества.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности и цели людей. Взятые в единстве, они составляют духовный мир личности.

Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него свои особенности мышления, памяти, у него развитое или плохо развитое воображение, свои интересы, потребности, симпатии, увлечения, свои разочарования и радости. И все это - внутренний, духовный мир человека.

Духовный мир человека отнесен к частной сфере, за человеком признается право ограждать его от постороннего вмешательства (право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, ст. 23 Конституции РФ). Каждый человек в процессе жизни приобретает собственные убеждения, взгляды на мир, на самого себя и окружающих людей. Поэтому в перечне гражданских прав, гарантируемых гражданину в Конституции РФ, одним из исходных является право на свободу убеждений (ст. 19). Убеждения складываются благодаря работе ума, благодаря чувствам и оценкам, и они, как правило, побуждают к действиям. Никто не может навязать человеку взгляд на мир, на его место в этом мире. Право на свободу убеждений тесно связано с другими правами - правом на свободу мысли и слова, на свободу совести. Все перечисленные права дают человеку возможность духовно самовыражаться во всех сферах жизни, будь то экономическая, политическая или творческая деятельность.

Большие возможности для развития своего духовного мира, для развития нравственности дают человеку такие права, закрепленные в Конституции РФ, как право на образование, право на пользование культурными ценностями и право на свободное творчество (ст. 43, 44). Реализуя эти права, человек удовлетворяет свои духовные потребности. В отличие от материальных духовные потребности не заданы биологически, они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют практически неограниченный характер, а единственным их ограничителем являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей. Человек сам может участвовать в их приумножении, обогащая свой внутренний мир и внутренний мир других людей.

Внутренний мир личности не случайно назван духовным, а не просто умственным, интеллектуальным. Духовность человека состоит не только в его образованности, интеллектуальности, но и в его высоких нравственных качествах, реализуется в высоких чувствах доброты, любви, веры, надежды, чувстве собственного достоинства и в уважении к достоинству других.

Для духовно богатого, нравственного человека свойственно стремление понять другого человека, его внутренний мир, уважать этого человека с его индивидуальными особенностями, с его сильными и слабыми сторонами.

Таким образом, духовность человека есть нравственность. Духовное богатство личности не дается ему при рождении. Каждый человек волен сам творить и создавать свой духовный мир.

Это деятельность людей, связанная с производством и потреблением духовных (т.е. идеальных, в отличие от материальных) ценностей.

Культура является существенной характеристикой жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Культура - это основной отличительный признак, разделяющий человека и животный мир. Культура является специфически человеческой сферой деятельности. В процессе своей жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения им присущими данной культуре приемами и навыками деятельности. В связи с этим не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой «меру человеческого в человеке».

Термин «культура» произошел от латинского слова cultura , что в переводе означает - возделывание, воспитание, развитие. В самом общем смысле под культурой понимают совокупность видов и результатов производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества. Наука, изучающая культуру, называется культурологией . Как правило, выделяют материальную культуру (то, что сделано руками человека) и духовную культуру (то, что создано человеческим разумом).

В качестве духовного образования культура включает в себя несколько основных элементов .

    Познавательный, знаково-символический элемент - знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке.

    Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве заместителей других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Люди усваивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

    Ценностно-нормативная система . Она включает в себя социальные ценности и социальные нормы.

    Социальные ценности - это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

    На основе социальных ценностей формируются социальные нормы. Социальные нормы рекомендуют или требуют соблюдение определенных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместную жизнь в обществе.

    Выделяют неформальные и формальные социальные нормы.

    Неформальные социальные нормы - это естественно складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых люди должны придерживаться без принуждения (этикет, обычаи и традиции, обряды, хорошие привычки и манеры). Соблюдение неформальных норм обеспечивается силой общественного мнения (осуждение, неодобрение, презрение).

    Формальные социальные нормы - это специально разработанные и установленные правила поведения, за несоблюдение которых предусматривается определенное наказание (Воинский устав, юридические нормы, правила пользования метро). За соблюдением формальных социальных норм следят государственные органы.

Культура - постоянно развивающаяся система. Каждое поколение привносит свои, новые элементы, как в материальную, так и в духовную сферу.

Субъектами (творцами) культуры являются :

    общество в целом;

    социальные группы;

    отдельные личности.

Выделяют три уровня культуры (рис. 4.1
).

Элитарная культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу - профессиональными творцами. Это «высокая литература», «кино не для всех» и т.д. Она ориентирована на подготовленную аудиторию - высокообразованную часть общества: литературоведов, киноведов, завсегдатаев музеев и выставок, писателей, художников. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Это сказки, легенды, народные песни и танцы, народные промыслы, тосты, анекдоты и т.д. Функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Зачастую произведения народного творчества существуют и передаются устно из поколения в поколение. Этот уровень культуры адресован широким слоям населения.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Это телесериалы, книги популярных авторов, цирк, блокбастеры, комедии и т.д. Этот уровень культуры адресован всем слоям населения. Потребление продуктов массовой культуры не требует специальной подготовки. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная.

Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры (рис. 4.2
).

Доминирующая культура - это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.

Часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей, например, национальная, молодежная, религиозная.

Вид субкультуры, которая противостоит доминирующей, например, хиппи, эмо, уголовный мир.

Одной из форм культуры, связанной с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира является искусство .

Основные направления искусства:

  • живопись, скульптура;

    архитектура;

    литература и фольклор;

    театр и кино;

    спорт и игры.

Спецификой искусства как творческой деятельности является то, что искусство является образным и наглядным и отражает жизнь людей в художественных образах. Для художественного сознания характерны также специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы.

Одним из видов культуры являются также средства массовой информации (СМИ) .

СМИ - это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроника и т.д. Положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положение о свободе СМИ закреплено в Конституции РФ. Но законодательство налагает определенные запреты на эту свободу.

Запрещается:

    1) использование в программах скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей;

    2) пропаганда порнографии, насилия и жестокости, национальной розни;

    3) распространение информации о способах разработки и местах приобретения наркотиков и психотропных препаратов;

    4) использование СМИ в целях совершения уголовных преступлений;

    5) разглашение сведений, содержащих государственную тайну.

Культура играет огромную роль в общественной жизни. К ее функциям относятся:

В каждом обществе складывается своя, неповторимая культура. В вопросе об отношениях между различными культурами просматриваются три подхода :

Расширение культурных контактов в современном мире, общение и познание способствуют сближению народов. Однако чрезмерно активное заимствование несет опасности потери культурной самобытности. Открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение могут привести, с одной стороны, к обмену положительным опытом, обогащению собственной культуры, подъему ее на более высокую ступень развития, с другой - к ее культурному истощению за счет унификации и стандартизации, распространения одинаковых культурных образцов по всему миру.

Сущность морали

Мораль возникла еще в первобытном обществе. Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни: в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых к человеку в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-всеобщее значение: они распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития общества.

Понятие «мораль» произошло от латинского слова moralis , что в переводе означает «нравственный». Синонимом морали является понятие нравственность .

Это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу в целом. Мораль изучает особая наука - этика .

Моральные нормы - это опирающиеся на общественные оценки убеждения и привычки людей, идеалы добра, зла, справедливости и т.п. Моральные нормы регулируют внутреннее поведение человека, диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации «так, а не иначе». В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах определенных, частных обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного исторического опыта многих поколений. Поэтому через моральные нормы могут оцениваться как цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения.

Выделяют светскую и религиозную мораль.

Светская мораль - отражает потребности человека и общества на основе исторического опыта многих поколений, это отражение традиций и нравов общества в целом.

Религиозная мораль - совокупность нравственных понятий и принципов, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Религиозная мораль утверждает, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, и тем самым провозглашается вечность и неизменность религиозных моральных установлений, их вневременной, надклассовый характер.

Мораль выполняет в обществе ряд важнейших функций .

    Регулятивная функция - регулирует поведение людей в обществе, контролирует нижнюю границу человеческих отношений, за которой наступает ответственность перед обществом. Моральная регуляция отличается от правовой регуляции тем, что влияние первой определяется принципами, действующими изнутри самого человека, право же - является внешней надстройкой.

    Воспитательная функция - готовит человека к жизни в обществе, выступает одним из видов социализации подрастающего поколения. Моральное воспитание продолжается всю жизнь от момента формирования сознания человека через самовоспитание в период зрелости. Если в детстве ребенок получает первичные моральные представления, то в дальнейшем он самостоятельно развивает их, превращая в свой нравственный мир.

    Коммуникативная функция - создает нормативную основу человеческого общения (этикет, правила общения, правила приличия).

    Познавательная функция - позволяет познавать и оценивать человеческие качества.

В этой связи отметим, что моральное знание - это знание о должном, справедливом, о том, что находится под абсолютным запретом, о добре и зле.

Таким образом, мораль - это и характеристика личности, ее главных качеств. В тоже время, это и характеристика отношений между людьми, вся совокупность нравственных норм, которыми люди руководствуются в своей жизни.

Религия как феномен культуры

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой и образованием) форм духовной культуры и важнейшим фактором человеческой истории.

Слово «религия» произошло от латинского religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа. - это мировоззрение и мироощущение, которое основывается на вере в существование одного или нескольких богов, т.е. такого начала, которое находится за пределами естественного знания, и недоступно пониманию человека.

В структуре религии можно выделить следующие элементы .

Религия играет огромную роль в общественной жизни. Под функциями религии понимают различные способы ее действия в обществе. В качестве наиболее существенных функций религии выделяют следующие.

    Мировоззренческая функция - объясняет человеку явления окружающего мира и его устройство, указывает на то, в чем состоит смысл человеческой жизни.

    Компенсаторная функция - дает людям утешение, надежду, опору, снижает тревожность в различных ситуациях риска. Не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

    Воспитательная функция - воспитывает и обеспечивает связь поколений.

    Коммуникативная функция - осуществляет общение людей, прежде всего в культовой деятельности.

    Регулятивная функция - религиозная мораль регулирует поведение людей в обществе.

    Интегративная функция - способствует объединению людей, объединяя их мысли, чувства и стремления.

Существуют различные формы религиозных верований .

Интернациональными, мировыми, вселенскими, монотеистическими религиями, получившими широкое распространение среди разных народов, являются буддизм, христианство и ислам. Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами. Этнические, национальные перегородки, свойственные религиям древности, были заменены перегородками религиозными. Космополитический характер буддизма, христианства и ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару и превратиться в мировые религии.

В буддизме существуют: - человек по своей сути грешен, ему остается уповать на милосердие и волю Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она вмешивается во все сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих, политика, правовые отношения, суд - все должно подчиняться религиозным законам.

Для ислама и христианства свойственен фатализм - убеждение в том, что судьба человека и все его действия и поступки предопределены Богом, записаны в «Книге судеб».

В Конституции РФ, в статье 28, законодательно закреплена свобода совести и вероисповедания - человек вправе сам выбирать себе религию или быть атеистом.

Контрольные вопросы

    Дайте определение понятию «культура».

    Назовите уровни культуры.

    Какие виды культуры Вы знаете?

    Что в обществознании понимают под моралью?

    Какие виды морали Вы знаете?

    Охарактеризуйте понятие «религия».

    Какие формы религиозных верований Вы знаете?

    Дайте характеристику мировым религиям.

митр.
  • свящ.
  • архиеп. Сергий (Королёв)
  • игумен Борис (Долженко)
  • свящ. Илия Гумилевский
  • свт.
  • Духо́вная жизнь есть новая жизнь уверовавшего в человека, порождаемая Божественной Святого Духа при согласии свободной человеческой .

    Духовная жизнь названа духовной по двум причинам. Прежде всего, она появляется, возрастает и совершенствуется только через благодатное действие Святого Духа Божьего. Далее, потому что в ней принимает участие дух человеческий. Из соединения Духа Божьего и духа человеческого и происходит духовная жизнь, в которой Дух Божий подает саму жизнь, а дух человеческий восприемлет.

    Начало полноценной духовной жизни полагается в таинстве , где человеку обильно подается благодать для духовного возрождения. В таинстве крещения в христианине закладывается благодатное семя духовной жизни, развить которое зависит как от , так и от произволения человека. Если человек «свободным произволением посвятит себя Богу и желательным, радостным и благодарным восприятием усвоит себе обретенную в себе благодатную силу» , то духовная жизнь «станет собственною человеку, явится в полном своем виде» (св. ).

    Духовная жизнь человека слагается из Божественной благодати и человеческой свободы. От человека требуются усилие воли в борьбе с и стяжании . От благодатной помощи Бога приходит сама победа над грехом и сами добродетели. Духовная жизнь осуществляется в сотрудничестве Бога и человека. Духовная жизнь протекает в , поскольку в ней (в ее и ) пребывает и подается сама Божественная благодать.

    Взрослые люди часто задумываются о саморазвитии и самосознании, о вопросах этики и морали, духовности и религии, о смысле жизни. В чем состоит духовная Можно сказать, что это нагромождение его впечатлений и опыта, которые осознаются в процессе жизнедеятельности.

    Что такое духовность?

    Вопросами духовности занимаются такие науки, как философия, теология, религиоведение и обществознание. В чем состоит духовная жизнь человека? Дать определение ей очень сложно. Это формирование который включает в себя знания, чувства, веру и «высокие» (с морально-этической точки зрения) цели. В чем состоит духовная жизнь человека? Образование, семья, походы в церковь и редкие подачки милостыни? Нет, это все неверно. Духовная жизнь - это достижения чувств и разума, объединенные в так называемые которые ведут к построению еще более высоких целей.

    «Сила» и «слабость» духовного развития

    Что отличает от прочих «духовно развитую личность»? В чем состоит духовная жизнь человека? Развитая, стремится к чистоте идеалов и помыслов, она думает о своем развитии и поступает в соответствии со своими идеалами. Слабо развитый в данном плане человек не способен оценить все прелести мира вокруг, внутренняя жизнь у него бесцветна и бедна. Так в чем состоит духовная жизнь человека? В первую очередь, это прогрессивное развитие личности и ее саморегуляция, под «руководством» высоких ценностей, целей и идеалов.

    Мировоззренческие особенности

    В чем состоит духовная жизнь человека? Эссе на эту тему часто задают писать школьникам и студентам, так как это - фундаментальный вопрос. Но его нельзя рассматривать без упоминания такого понятия. как «мировоззрение». Что термин описывает совокупность взглядов личности на окружающий ее мир и процессы, которые в нем происходят. В мировоззрении заложено отношение индивида ко всему, что его окружает. Мировоззренческие процессы определяют и отображают чувства и мысли, которые мир преподносит человеку, они формируют целостное представление о других людях, о природе, обществе, моральных ценностях и идеалах. Во всех исторических периодах особенности людских взглядов на мир были разными, но и сложно найти две личности с одинаковыми взглядами на мир. Именно поэтому можно сделать вывод, что духовная жизнь каждого отдельно взятого человека - индивидуальна. Могут быть люди со схожими представлениями, но есть факторы, которые обязательно внесут свои коррективы.

    Ценности и ориентиры

    В чем состоит духовная жизнь человека? Если говорить об этом понятии, то необходимо вспомнить и про ценностный ориентир. Это - наиболее дорогой и даже святой момент для каждого человека. Именно такие ориентиры в совокупности отображают отношение личности к фактам, явлением и событиям, которые происходят в действительности. Ценностные ориентиры различны для разных наций, стран, обществ, народов, общин и этносов. При их помощи формируются как индивидуальные, так и общественные цели и приоритеты. Можно выделить нравственные, художественные, политические, экономические, профессиональные и религиозные ценности.

    Мы - это то, о чем мы думаем

    Сознание определяет бытие - так говорят классики философии. В чем состоит духовная жизнь человека? Можно сказать, что развитие - это осознанность, ясность сознания и чистота мыслей. Нельзя сказать, что весь этот процесс происходит только в голове. Понятие «осознанность» подразумевает некие активные действия на этом пути. Она начинается с контроля над своими мыслями. Каждое слово происходит от бессознательной или сознательной мысли, именно поэтому важно их контролировать. Следом за словами приходят и действия. Тон голоса, язык тела соответствуют словам, которые, в свою очередь, порождаются мыслями. Следить за своими действиями также крайне важно, так как они станут со временем привычками. А перебороть дурную привычку очень сложно, гораздо лучше ее не иметь. Привычки формируют характер, а это именно то, каким видят личность другие люди. Они не способны знать мысли или чувства, но они могут давать оценку и анализировать поступки. Характер же, вместе с поступками и привычками, формирует жизненный путь и духовное развитие. Именно постоянный контроль над собой и самосовершенствование составляют основу духовной жизни человека.

    Loading...Loading...