Вот как они сами объясняют это. Незаконнорожденные дети и библия


Введение

Вероучение иудаизма: особенности мировоззрения

Роль женщины в Танахе

Талмуд о семейной жизни. Женщина в современном иудаизме

Заключение


Введение

иудаизм женщина талмуд семейный

Наша эпоха, характерным признаком которой является ломка старых стереотипов мышления, идеологических схем и становление нового духовного основания общественного развития, остро ставит проблему диалога религий, диффузии, аккультурации, трансформации и адаптации их к современности в условиях духовного плюрализма и культурного диалога.

Отношения «женщина - религия» относятся к числу наиболее парадоксальных отношений в истории развития человечества. В духовных аспектах всех религий женское начало играет важную, а иногда и ведущую роль. Именно единство противоположных начал - мужского и женского - порождает все сущее. Тем не менее, в социально-духовном аспекте почти во всех религиях встречается игнорирование роли женщины, рассмотрение ее как второсортного, даже «нечистого», существа, отведение ей второстепенной роли в религиозной жизни. Женщина, чаще всего, не может быть служителем культа, ей отводят особое место в храме, ограничивают ее функции в системе богослужения. Нередко она рассматривается как главная виновница греха и т.п. И это имело место не только в прошлом, но в значительной мере сказывается в каждой конкретной конфессии и в наше время. Исследование гендерного равенства в нашем мире остается актуальной проблемой.

И если о роли женщины в христианстве или исламе сказано довольно много, то отношение к женщине в иудаизме мало освещено в нашей стране. Авраамистическая традиция, в основе которой лежит иудаизм, стала доминирующей в мире, она влияет на многие социально-культурные процессы, что делает тему работы более актуальной. Изучение роли женщины в иудаизме позволит стимулировать процессы взаимного влияния и обмена между религиями и культурами, что может содействовать утверждению морали, функциональному освоению духовного наследия традиционных религий мира.

.Вероучение иудаизма: особенности мировоззрения


Иудаизм - одна из самых древних мировых монотеистических религий, которая возникла в конце II тыс. до н.э. среди евреев - народа проживающего на территории современного Израиля и прилегающих территорий. Сегодня эту религию исповедуют 15 млн. человек во всем мире, большинство из которых этнические евреи Израили, США, Великобритании, Франции, стран СНГ. Главными священными книгами в иудаизме являются Танах - Ветхий Завет, содержащий заповеди данные Богом праотцу евреев - Аврааму. А также Тора - Пятикнижие пророка Моисея, написанное около 1300 г. до н.э. Основу веры составляет представление о едином всемогущем и вездесущем Боге Яхве (Иегове), создавшем мир и избравшим евреев в качестве «своего» народа - хранителя чистой веры, неискаженных заповедей. На основе священного писания сложился набор обрядов ритуалов, элементов, составляющих иудейский культ. Иудаизм положил основание другим мировым религиям - христианству и исламу.

Существуют пять основных форм или сект иудаизма в современном мире - ортодоксальная, консервативная, реформаторская, реконструктивная и гуманистическая. Убеждение и требования каждой группы сильно отличаются, но короткий перечень традиционных верований включает в себя следующее:

Бог есть Творец всего сущего, Он - единый, бестелесный (не имеет тела, Он - Дух), и только Ему нужно поклоняться как абсолютному правителю вселенной;

Первые пять книг Библии на иврите были откровением Моисею Бога. Они не будут изменены или дополненные в будущем;

Бог общался с еврейским народом через пророков;

Бог контролирует деятельность людей, Он вознаграждает их за добрые дела и наказывает за зло.

Хотя христиане основывают значительную часть своих верований на тех же еврейских Писаниях, между ними и иудеями (или евреями - значения не всегда тождественны) существуют значительные отличия: последователи иудаизма, как правило, считают, что первостепенную важность имеют действия и поведение, а убеждения выходят из действий. Это противоречит консервативным христианским убеждениям, в которых вера имеет приоритетное значение, а действия являются результатом этой веры.

Иудейская вера не принимает христианской концепции первородного греха (веру в то, что все люди унаследовали грех Адама и Евы, когда не послушались Божьих указаний в Эдемском саду). Иудаизм настаивает на начальной доброте мира и его жителей как творений Божьих.

Последователи иудаизма могут освятить свою жизнь и приблизиться к Богу, выполняя «мицвот» (Божьи заповеди). Спаситель не нужен или не является доступным как посредник.

Все аспекты иудейской жизни регулируют 613 заповедей (Закон), которые содержатся в книге Левит и других книгах. Десять Заповедей, изложенных в книге Исход (20:1-17) и Второзаконии (5:6-21), являются кратким изложением Закона.

Мессия (помазанник Божий) придет в будущем и снова соберет иудеев на земле Израиля. Там состоится общее воскресение мертвых. Иерусалимский храм, разрушенный в 70 г. н.э. римлянами, будет восстановлен. Соответственно иудеи не признают Иисуса Христа Мессией и Спасителем, равно, как и отвергают веру в Мухаммада - как порока Бога. Но некоторые из течений признают реальное существование Иисуса Христа. Одни считают Его моральным учителем. Другие усматривают в Нем пророка, чьи слова неверно истолкованы христианами, лжепророка или христианского идола. Некоторые секты иудаизма не могут даже называть Его Имя из-за запрета произносить имя кумира.

Иудеев часто называют избранным Богом народом. Это не означает, что они в какой-то мере считаются лучше других людей. Библейские тексты, такие как Исход (19:5), просто заявляют, что Бог избрал Израиль для получения и изучение Торы, для поклонения Ему, для отдыха в субботу и празднования Господних праздников. Евреи не были избраны, чтобы бы быть лучше других, они были просто избраны, чтобы стать светочем для язычников и благословением для всех народов. Иудаизм - это преимущественно национальная религия, большинство иудеев - евреи. Переход представителей других национальностей в иудаизм не приветствуется большинством течений и является довольно сложным. В России сегодня проживают около 230 тыс. иудеев. В основном они представлены консервативным и реформистским движением. Права женщин - иудеек охраняются Конституцией РФ и законодательством о религиях.

В религии иудаизма центральное место занимает семья. Значительное количество религиозных праздников одновременно являются и семейными праздниками. Самый важный и них - еженедельный Шабат (евр. - суббота), который начинается вечером в пятницу с закатом солнца. Хозяйка зажигает светильник Шабату и осуществляет молитву о своем труде, своей семье и просит Бога благословить вех членов семьи и хозяйство. В этот день стол накрывается чистой скатертью, на него ставится чаша с вином и две ковриги (халы). Перед Шабат - ужином глава семьи провозглашает прославление, похвалу добропорядочной жене и стихотворения из Торы о сотворении мира (Бытие 2,3). После этого он от имени Бога благословляет хлеб и вино. В этот день верующий иудей не работает, не пользуется транспортом и не берет в руки никаких орудий, если только не возникает опасности для жизни, которая автоматически снимает все субботние запрещения.

Главный праздник иудеев - Песах (Пасха) выпадает на 15-й день месяца нисана - в апреле или марте. Он символизирует возрождение израильской нации после выхода из Египта и обретение евреями Земли Обетованной.

Помимо Танаха и Торы у иудеев также есть Талмуд - большой кодекс религиозно-юридических правил, что регламентируют все стороны общественной и личной жизни верующих. Создавался он на протяжении IV в. - IV в. до н.э. До этого правила передавались в устной традиции. Талмуд состоит из Мишны и Гемары. Поскольку Гемару писали в Вавилоне (во время Вавилонского пленения евреев), то сложилось два варианта Талмуда: Палестинский и Вавилонский. Мишна в них одинакова, а Гемара (Тосефта) - отличается. Палестинский Талмуд был написан чуть раньше, Вавилонский - позже.

Мишна содержит 6 разделов (63 трактата), которые регулируют вопросы, связанные с земледелием, проведением религиозных праздников, родственно-брачными взаимоотношениями, нормами гражданского и криминального права, осуществления жертвоприношений, соблюдением ритуальной чистоты.

В Гемарах, состоящих также из шести разделов содержатся правила молитв, проведения праздников, вступления в брак, отношений между родителями и детьми, мужчинами и женщинами, воспитания детей, в т.ч. обучения их ремеслам, выбора и применения наказаний за проступки, законы обрядовости, храмовой службы, ритуальной чистоты, жертвоприношений и др. сторон культа.

Именно Талмуд в большей мере определяет правила жизни иудеев, включая место женщины в обществе и семье.


.Роль женщине в Танахе


Мужчина и женщина, согласно Торе, как части Танаха, внутренне взаимосвязаны: только вместе, в семье, они, дополняя друг друга, представляют целостное существо. Поэтому мужчина и женщина созданы Богом для взаимной любви и уважения. Не мог они жить друг без друга также потому, что от этого зависит продолжение человеческого рода.

Создав людей, Бог дал им заповедь «плодиться и размножаться», благословил их сексуальную жизнь. Иудаизм рассматривает семейную и сексуальную жизнь в браке как наибольшие ценности. Стыд, связанный с сексуальной жизнью, напряженное к нему отношение - считается следствием греха. В Торе сказано, что до того, как Адам и Ева согрешили, они были наги и не стыдились этого (Быт. 2.25).

Заповедь семейной жизни и любви - это первая заповедь, которую дал Творец людям: мужчина «прилепится к жене своей; и будут одной плотью» (Быт. 2.24).

Слово «своей», как подчеркивают комментаторы, означает, что безгрешная, счастливая сексуальная жизнь завещанная Богом возможна только в семье. Вне ее оно превратится в свою моральную противоположность и не принесет людям счастья. «Единая плоть», которой должны стать муж и жена, - это их дети.

Принципиальное равенство мужчины и женщины перед Богом не означает их равенства в религиозной жизни. Им предназначено выполнять разные заповеди, причем религиозные требования к женщине существенным образом мягче, чем к мужчине. Разность их служения нашла отражение и в молитве. Мужчина каждый день благодарит Бог за то, что Он не создал его женщиной, женщина - именно за то, что создал ее женщиной.

Об уважении, которым окружена женщина в иудаизме, свидетельствует, в частности, и то, что принадлежность ребенка к еврейству определяется не по отцовской, а по материнской линии.

Однако, Танах подает и негативные примеры отношения к женщине. В Старом Завете, особенно в книге Исход (Исх.20,17) указывается иерархия женщины: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего».

Женщина в отдельных фрагментах Танаха рассматривается как часть материальной собственности мужчины, наряду с жильем, рабами, домашним скотом и другими необходимыми вещами. Мужчина в иудейской традиции имел больше полномочий, в отличие от женщины. Часто в текстологии Старого Завета для обозначения мужчины употребляется еврейское слово «бааль», что означает - хозяин. О том же самом говорится в книге Бытия: «… и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». (Быт 3:16)

Израильская семья ко времени написания Танаха называлась «бет-ав», т.е. «дом отца». В отличие от дома женщина оценивалась в меньшую сумму, но больше, чем раб. Статус рабыни тогда приравнивался к статусу быка.

Другие примеры неравенства женщины можно найти:

в книге Судей, особенно в рассказе о судье Иеффае. Описывается, как он приносит свою дочь в жертву, и, кажется, никому даже в главу не пришла мысль усомниться в правовой силе действий - ни священнослужителям, ни даже самой дочери судьи Иеффая;

в книге Бытия, из истории праведного Лота проясняется другая ситуация: когда дом Лота окружили жители города Содом и требовали выдать им трех путешествующих, которые остановились у него, для группового насилия, гостеприимный Лот предложил для их удовлетворения своих дочерей вместо этих путешественников: «Вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно» (Быт. 19:8);

в книге Исход, особенно в старинном еврейском праве не допускалось, чтобы женщина могла обесчестить другую женщину через сексуальные отношения с ее мужем, так как мужчина не может совершить прелюбодеяние. Мужчина мог иметь сексуальные отношения с другой женщиной безнаказанно, а посещение им проститутки не бесчестило ни его как мужчины, ни его жены. К тому времени проституция считалась простым естественным явлением, вместе с тем даже необходимой. Здесь можно вспомнить сюжет об Иуде и его невестке Фамари.

Если же взглянуть с христианской точки зрения, а отчасти и с точки зрения ислама, то все это расценивается как супружеская измена и является проявлением нелюбви и неуважения к жене, вместо нежности, любви, заботы, доверия друг к другу. Неприемлемо это и для современной религиозной и даже светской морали. Отец имел право продать свою дочь в рабство, так как это подтверждалось законодательством Торы о нормативности рабовладельческого строя. Продажа в рабство была фактической продажей в наложницы.

Если еврейский мужчина имел малейшее подозрение в супружеской измене, он имел право заставить свою женщину пройти сквозь унизительный обряд проверки ее верности. Женщина же по отношению к мужчине такого права не имела. По закону Моисея (Торы) за супружескую неверность женщину забрасывали камнями. Однако, при разбирательстве особых доказательств не требовалось. Эта заповедь, скорее всего, была причиной гибели многих женщин, часто даже невиновных в измене.

Женщины получали право наследования имущества лишь тогда, когда вообще не оставалось наследников по мужской линии.

Еще хуже обстояли дела в криминальном праве древних иудеев. Если мужчина насиловал девственницу, которая еще не была помолвлена, то в таком случае он обязан, был вступить с ней в брак, заплатив ее отцу определенную сумму денег. Историки говорят, что это постановление могло выглядеть гуманным (иначе «обесчещенная» женщина не смогла бы даже надеяться вступить в брак с другим мужчиной), но оно приносила психологические страдания многим женщинам. Ведь фактически Тора их заставляла выходить замуж за насильников. С другой стороны это правило позволяло любому мужчине силой получить женщину.

По древнему иудейскому закону инициировать развод имел право только мужчина, если супруга чем-то не устраивала его. До недавнего времени эта заповедь являлась причиной многих личных трагедий, семейных драм, не позволяя женщине уйти от жестокого, несправедливого, не любящего ее и детей супруга.

Возможно, именно поэтому отношения к женщине как к простому второстепенному существу стало основанием для характерных пророческих прообразов в Старом Завете. Даже ветхозаветные пророки, желая показать отступления израильского народа от Бога, часто сравнивали его (народ) с проституткой или неверной женщиной (Ер.16, 23, Ос. 1,3). Подобное можно найти и в апокрифических, и второканонических текстах, повествующих о ненависти к женщинам. Так в книге Иисуса, сына Сирахового есть такие строки: «От женщины - начало греха, а через нее мы все умрем» (Сир. 25,27). Хотя в Синодальном переводе Библии смысл книги Сираха смягчён.

Очевидно, что противоречия между гуманистическими и антигуманными женоненавистническими выпадами Танаха против женщин сглаживает именно Талмуд, как регулятор общественной и семейной жизни, сформированный на основании более поздних обычаев.


3.Талмуд о семейной жизни. Женщина в современном иудаизме


Как мы отметили ранее, Талмуд определяет особую ценность семьи в иудаизме. В нем также обсуждается вопрос, что сохраняет свою важность и сегодня: в какой момент человек становится человеком? Мудрецы Талмуда отвечают: в момент зачатия. Такое понимание, естественно, делает аборт в иудаизме морально невозможным, так как он равнозначен убийству. Хотя в Израиле и других странах, где проживают иудеи, аборты официально разрешены. Но процедура получения разрешения на аборт в Израиле очень сложная. Для этого женщина должна обратиться в специальную комиссию. Имеют право на аборт женщины, страдающие тяжелыми заболеваниями и патологиями плода, несовершеннолетние девушки, жертвы сексуального насилия, одинокие женщины с низким уровнем дохода, женщины, забеременевшие в результате внебрачной связи и проходящие срочную армейскую службу. Во всех остальных случаях комиссия вынуждена будет отказать в операции.

Выполнение заповедей «плодиться и размножаться», «прилепиться к жене» с точки зрения иудаизма несовместимо с формами крайнего аскетизма, отрицающего семейную жизнь или рассматривающего ее как что-то маловажное, как уступку животной природе человека, как что-то, предназначенное для духовно слабых людей, не способных жить исключительно духовной жизнью.

В еврейской истории были отдельные (далеко не все) выдающиеся люди, которые жили без семьи. Но они скорее являлись исключением. В древности существовало даже монашеское движение - ессеи, повлиявшее на христианское мировоззрение. Однако оно не оставило в иудаизме заметного следа.

Семья в понимании евреев - это не препятствие, а необходимое условие для служения Богу. Такое высокое значение семейной жизни соседствует с целиком трезвым взглядом на человеческую природу, на то, что люди, к сожалению, часто не способны хранить верность. В иудаизме развод не поощряется, но и не запрещается.

В Талмуде сказано, что мужчина может разойтись с женой даже из-за подгоревшего завтрака. Размышляя над этим неожиданным текстом, один толкователь делает замечание, что людям, для которых подгоревший завтрак может стать поводом для развода, действительно лучше разойтись.

В Талмуде сказано, что муж должен любить свою жену, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя (Йевамот, 62б, Сангедрин, 76б). Также говориться, что «Мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют ему средства» (Хулин, 846). Значит, жена и дети для иудея являются главной ценностью. В доме мужчина следует советам своей жены, которая выполняет более легкую работу. Относительно внешнего вида и поведения женщины иудейское правило гласит: «нескромно вести себя на улице - как в спальне, и в спальне - как на улице».

Жена рассматривается как помощник мужа, любящий советчик и друг, утешитель. Традиционно женщина не работала в сфере ремесла или торговли, кругом ее обязанностей были домашние дела и сельское хозяйство. Но со временем она освоила новые сферы деятельности. Брачный союз подобен отношениям Бога с человеком, он крепок и никто из супругов не должен его разрушать. Если жена будет мужу «служанкой» в хорошем смысле этого слова, то и он будет ей «слугой», но если она попытается властвовать, то муж будет с ней суров. Супруги в равной мере занимаются воспитанием детей, благословляют их на вступление в брак.

В религиозной жизни ортодоксальных иудеев женщина считается неполноценной, поэтому их синагоги разделены на женскую и мужскую части. Однако в других течениях женщина может ходить в синагогу вместе с мужчинами, и, как мы убедились, отправлять некоторые ритуалы дома. Но она не может быть священнослужителем, что характерно в основном для всех религий мира. В древности в Иерусалимском храме могли обучаться и служить девочки до начала полового созревания, например, предание гласит, что в Храме воспитывалась Богородица. Во время менструации и после родов женщина считается нечистой и по их окончании должна совершить ритуальное омовение.

Однако, модернизация современных религий и гендерное равенство не обошли и иудаизм. Реформистский иудаизм, широко распространённый в Израиле призывает к равенству мужчин и женщин во всех сферах жизни. Богослужения правятся на национальном языке, для женщин и мужчин одновременно, головной убор стал не обязательным для представителей обоих полов. С 1983 года представители консервативного иудаизма в США отошли от ортодоксии, разрешив рукополагать в раввины женщин. Главный центр консервативного иудаизма находится в Нью-Йорке, где расположена Еврейская богословская семинария. Хотя в таких странах как Россия и Израиль это течение отсутствует. В Израиле женщины активно борются за свои религиозные права, в частности за права молиться перед иудейской святыней - Стеной Плача, что раньше разрешалось делать только мужчинам. В 2013 году Верховный Суд Израиля отменил запрет на женскую молитву у этого культового места. Против этого выступают в основном представители ортодоксального иудаизма, подкрепляя свое мнение выдержками их Танаха. В целом эту ситуация очень схожа с положением женщин в странах ислама, где сторонники фундаментализма стараются сохранить гендерное неравенство, рассматривая священные тексты лишь под одним углом зрения.

На сегодняшний день женщины в Израиле, где иудаизм является основной религией, во всем равноправны с мужчинами. Они получают хорошее образование, могут претендовать на те рабочие места, что и мужчины, защищать свои прав в судах.

Замуж израильтянки выходят теперь позже, сказывается общемировая тенденция. Однако брак, как и развод, заключается не через светские органы, а через раввинов. Брачный контракт, составленный лишь в адвокатской конторе, не имеет юридической силы. Дети, рожденные в незарегистрированном браке, имеют равные права с детьми, рожденными в законном браке. «Гражданские» браки становятся все более популярными. Во многом это обусловлено либеральностью законодательства, а также нежеланием пар вступать в официальный религиозный брак. В израильском законодательстве отсутствует понятие фактических брачных отношений и поэтому их определение выработано судебной практикой, т.е. прецедентными решениями Верховного суда.

Среди верующих иудеев сильна практика эндогамии - браков исключительно с представителями своей нации и веры.

Молодые люди могут свободно общаться и встречаться до свадьбы. В случае развода иудеи обращаются в раввинский суд, при этом инициатором может выступать женщина. Имущественные вопросы чаще оговариваются заранее в брачном контракте - ктуба, что признается в синагоге и юридических фирмах. Подобное положение закреплено в Законе «Об имущественных отношениях между супругами» от 1973 г. Закон установил, что брачный договор, а также его изменения должны быть закреплены в письменной форме. Договор утверждается судом по семейным делам либо, если договор подписан до брака, должен быть заверен нотариусом, либо в момент брака - оформляющим брак. Например, если будущие супруги - евреи, то оформление брака происходит в раввинате (высшем духовном органе), и раввин вправе утвердить данный договор. В этом случае полномочия раввина равны полномочиям суда. Кроме того, договор о разводе между супругами, утверждённый судом, приравнивается к договору об имуществе между супругами.

Если супругами не составлен брачный договор, либо в нём не определен раздел той части имущества, которая подлежит разделу, то имущество делится пополам. Исключается лишь то имущество, которое супруги получили по наследству или которое было у них в собственности до заключения брака или если они его получили как подарок. Это правило распространяется также на пособие от Института национального страхования или на компенсацию за ущерб здоровью или в случае смерти. То есть если из ста совместных шекелей 70 - принадлежат мужу и 30 - жене, то при отсутствии брачного договора либо пункта, регулирующего порядок раздела данного имущества, оно будет разделено между супругами пополам, то есть каждый получит по 50 шекелей.

Женщины активны в политической жизни, в правительстве Израиля немало женщин. В связи с процессами секуляризации в обществе, страна стала довольно терпима к сексуальным меньшинствам и феминистическому движению.

Равноправие простирается так далеко, что женщины обязаны нести службу в армии. Если они не могут сделать этого по религиозным соображениям, то они должны пройти аналогичный срок службы в госпитале. Однако, от службы в армии, как правило, отказываются только представительницы ортодоксального течения.

В целом отношение к женщине в иудаизме, по сравнению с другими религиями является гуманным, умеренным и демократичным.


Заключение


Иудаизм является одной из древнейших монотеистических религия мира. В своем традиционном вероучении он, подобно многим другим религиям, развивал идею вторичности женщины по отношению к мужчине (сюжет о создании Евы из ребра Адама), ее подчиненности мужу, однако при этом делал акцент на заботе мужа о жене, на уважении к женщине как к матери. Священные тексты иудеев Танах (Ветхий Завет) и Тора (Пятикнижие Моисея), написанные почти три тысячи лет назад отражали довольно противоречивые тенденции. С одной стороны в некоторых частях Ветхого Завета женщина выступает в качестве рабыни, бесправной и всецело подвластной мужчине (отцу, мужу, брату). С другой стороны, Тора закрепляет принципиальное равенство мужчины и женщины, как творений Бога. Скорее всего, в этом противоречии отразилась борьба древних языческих традиций Ханаана, которые евреи переняли от кочевых индоевропейских племен и новых более гуманных традиций иудаизма.

Как бы там ни было, большинство гендерных противоречий сглаживает Талмуд - свод правил жизни иудеев. Он рассматривает брак как священный акт единения мужского и женского начала - равноправных и равноценных творений Бога. А в обязанность мужу вменяет любить и заботиться о жене и детях. Согласно ему женщина имеет минимум ритуальных обязанностей в доме, но ограничена в религиозной жизни.

Сегодня в большинстве течений иудаизма, кроме ортодоксального ответвления, женщины получили равные права с мужчинами в светской, семейной и духовной жизни. Так в Израиле, где иудаизм исповедуют 75% жителей, женщины активно реализуют себя в семье, на работе, в общественных организациях, в политике и даже служат в армии. Законом защищены их имущественные права в браке, не допускающие дискриминацию даже тех женщин, что не вступали в официальный религиозный брак. В целом гендерная проблема в иудаизме успешно решена.

Список использованной литературы


1.Библия. - М.: Российское Библейское общество, 2011. - 1248 с.

.Вихнович В.Л. Иудаизм. - М.: Академия исследования культуры, 2010. - 224 с.

.Вихнович В.Л. 2000 лет истории евреев в России. - М.: Академия исследования культуры, 2012. - 608 с.

.Воробьев Е.В. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Государстве Израиль. - М.: Издательство МГИМО, 2099. - 155 с.

.Гурьева К.А. Гендерный подход в изучении религиозных аспектов феминизма // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 20. С. 24-26.

.Дубсон Б.И. Современный Израиль. Социально-экономические очерки. - М.: Международные отношения, 2014. - 376 с.

.Курганова У. Иудаизм. - М.: Фолио, 2013. - 160 с.

.Лбова Я.М.. Федорова Е.Л. Культура семейных отношений древних евреев (по данным Ветхого Завета) // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. 2009. № 4. С. 101-108.

.Мишне Тора (Кодекс Маймонида). Книга 4. Женщины. - М.: Книжники, 2014. - 1040 с.

.Николас де Ланж. Иудаизм. Древнейшая мировая религия. - М.: Эксмо. 2012. - 360 с.

.Пятикнижие Моисеево. В современном русском переводе. - М.: Источник жизни, 2011. - 502 с.

.Талмуд: Мишна и Тосефта. - М.: Триумф, 2011. - 430 с.



Незаконнорожденные ממזרים ‎ - так называются дети, происшедшие от незаконного брака. В основе института Н. лежит та мысль, что дети, появление которых на свет связано с преступлением или правонарушением, не могут считаться полноправными членами семьи и общества, что пятно родительского греха в той или иной мере ложится и на них. В зависимости от изменения во взгляде на незаконные половые связи колебался в истории народов и взгляд на Н. - Чем строже народы относились к проявлениям половой безнравственности, тем хуже было положение Н. Как этика иудаизма, так и еврейское право относятся в высшей степени сурово к малейшим нарушениям правил половой нравственности. Почти все преступления в этой области караются смертной казнью, либо «каретом» (см.); постановления об этом предмете дышат негодованием (ср. Левит, 18 и 20). Воззрения позднейших библейских книг, равно как и Талмуда и средневековой эпохи, еще более углубляют и усиливают Моисеевы законы. Если принять во внимание обычное в библейское время многоженство и отсутствие в Библии запрещения сожительствовать с незамужней, характерными для мировоззрения иудаизма являются слова Иова (31, 1): «Договор заключил я с глазами моими, чтобы не заглядывал я на девицу». Несмотря, однако, на столь строгую половую мораль, еврейство всегда относилось к Н. в высшей степени мягко. Еврейское право сумело сочетать строгое отношение к нарушителям половой морали с гуманным отношением к ни в чем не повинным детям. Это выразилось как в ограничении числа лиц, признаваемых Н., так и в правовом положении этих лиц. В Библии имеется только одно постановление, касающееся Н. Оно гласит: «Мамзер не может войти в общину Господню и десятое поколение его не может войти в общину Господню» (Второз., 23, 3). На основании контекста, традицией под «мамзером» понимается дитя, происшедшее от кровосмешения, и только этот вид Н. ограничен в правовом отношении, и ограничение это, согласно традиции, состоит только в воспрещении вступать в брак с евреем чистого происхождения. Несмотря на многочисленные разногласия по вопросу о том, какие именно противозаконные сожительства имеют своим последствием мамзера, одно всегда было вне сомнений: дети внебрачные в современном смысле этого слова, т. е. рожденные незамужней женщиной в свободной связи, не признаются «мамзерами» и ни в каких правах не ограничены. Объясняется это тем, что хотя проституция, как институт, запрещается законом (Второз., 23, 18), однако внебрачная связь с незамужней только порицается этически, но прямо законом не воспрещена. Первую контроверзу об объеме понятия «мамзер» мы находим уже в Мишне (Иебам., 49а). Рабби Акиба признает, что во всех случаях, когда связь между отцом и матерью данного ребенка представляла собой правонарушение, ребенок должен быть признан мамзером. Его оппонент, Рабби Иошуа бен-Ханания, считал мамзерами только лиц, происшедших от связи, воспрещенной законом под угрозой смертной казни. Среднюю позицию в этом споре занял Рабби Симон Темани. По его мнению, «мамзер» тот, кто произошел от связи либо караемой смертной казнью, либо «каретом» (см.); если же такой кары нет, то дети считаются вполне чистого происхождения. Последнее мнение принято к руководству (Кидуш., 66б). Нужно только заметить, что хотя сожительство с женщиной в период менструации карается «каретом», однако дети от такого сожительства не считаются «мамзерами» (Киддуш., 68а). Мамзерами являются только дети, происшедшие от кровосмешения или прелюбодеяния (сожительства с чужой женой). Позже много споров возбуждал в Талмуде вопрос о детях от смешанных браков, т. е. от отца-язычника или раба и матери-еврейки. Из текста Зехар., 9, 6 некоторые законоучители заключают, что и такие дети назывались мамзерами; другие, не признавая таких лиц юридически мамзерами, однако же считали неприличным вступление в брак с ними (לא פּסול אלא מזוהם ‎); третьи, наконец, считали их вполне равноправными с прочими евреями (однако брак священников-ааронидов с ними запрещался). Это последнее мнение и принято к руководству (Иерушалми Киддуш., III, 14, 15). Таким образом, для признания ребенка мамзером необходима наличность прелюбодеяния или кровосмешения. Дети, рожденные в браке, считаются законными, даже если известно развратное поведение матери, ибо предполагается, что сожительство с мужем носило более постоянный характер. Муж вправе признать ребенка не своим, т. е. мамзером; признав же его своим, он больше не вправе порочить его рождение. Также после вступления сына в брак он не может заявить, что он мамзер (его заявлению не придается веры). Дети незамужней женщины, если неизвестен их отец, считаются сомнительными мамзерами, так как тут могло иметь место кровосмешение либо сожительство с мамзером. Однако если мать указывает отца, ее показания достаточно, чтобы признать ребенка законнорожденным. Относительно найденышей существуют следующие правила. Если по обстановке видно, что бросившие ребенка мало-мальски заботились о нем и, следовательно, отдали его не на голодную смерть, а надеялись, что ребенок будет другими найден и воспитан, то такой ребенок признается вполне законным. Если же обстановка показывает, что бросившие ребенка нисколько о нем не заботились и обрекли его на голодную смерть, то такой ребенок считался найденышем в собственном смысле, אסופי ‎, и признавался сомнительным мамзером (ספק ממזר ‎). Правовые ограничения мамзера лежат исключительно в сфере брачного права. Мамзер не может жениться на еврейке чистого происхождения, а лишь на еврейке-мамзер, на вновь обращенной в еврейство גיורת ‎, на язычнице и рабыне. В первых двух случаях его потомство остается мамзерами; в последних двух - дети становятся язычниками и рабами, но первые могут быть обращены в иудейство, а вторые эмансипированы, и тогда они делаются полноправными евреями. Мамзер может выйти замуж за мамзера же, за новообращенного в еврейство (גר ‎), за язычника и раба. Дети же ее и все нисходящее потомство остается навеки мамзерами. Но, по господствующему в Талмуде воззрению, в мессианские времена институт мамзерства исчезнет, и все мамзеры будут уравнены в брачных правах с евреями чистого происхождения (Иерушалми Киддуш., III, 16). Мамзеры получают наследство как после отца и матери, так и после других родственников, на таких же основаниях, как и вполне законные члены семейного и родственного союзов, и даже удвоенной доли первородства не лишаются; по этому поводу в Талмуде никогда не возникало сомнений (Иебам., 22а, Хошен га-Мишпат, 276, § 6, 277, § 10). Право современных культурных народов, даже в либеральнейших законах последнего времени, дает Н. право наследования лишь в ограниченном размере. В религиозной сфере мамзеры являются вполне равноправными членами общества (Шулхан-Арух, Орах Хаиим, 282, § 3, прим.; Иоре Деа, 266, комм. ШаХа к Иоре Деа, 281, § 4). В общественной сфере они могут быть даже судьями в гражданских спорах, но не могут входить в состав судебной коллегии по уголовным делам (Сангедр., 36б; Маймонид, Jad., Hilchot Sanhedr., XI, 11). Тем не менее кличка «мамзер» считалась оскорбительной, и если кто произносил ее несправедливо по чьему-либо адресу, он подвергался за это телесному наказанию (Киддуш., 28а). Однако пятно происхождения могло быть заглажено личными заслугами, и Мишна по этому поводу дает следующее изречение: «Ученый мамзер стоит выше первосвященника-невежды» (Гораиот, III, 8).

Мы должны подготовить себя к противостоянию соблазну. И это возможно, если наши помыслы будут чистыми, одежда скромной, а поступки - добродетельными. Как выработать чистоту помыслов? Мы должны воздерживаться от того, чтобы питать свой ум мусором. Сознание - потрясающий дар: оно имеет способность впитывать и хранить информацию, так что ее можно использовать годы спустя. Будьте осторожны: стереть то, что там записано, не так просто. Если мы заполним свое сознание страстями, ложью, скабрезными анекдотами, различными фантазиями, о которых мы предпочитаем никому не рассказывать, - то вряд ли оно в один прекрасный день станет любящим, предупредительным и верным. Оно ведь выдает то, что Вы в него вкладываете, не больше и не меньше.

Иисус Христос около 2000 лет назад говорил, чтобы мы судили дерево по плодам его Произносимые нами слова лишь отражают то, что находится в сознании. Хороший человек извлекает доброе из своих запасов доброго, а плохой человек может извлечь лишь плохое. Даже грязный анекдот снижает наше представление о сексуальности. И если мы нескромно одеваемся, то тем самым рекламируем себя для похоти. В современном обществе мы видим, что можно отделаться от работы, от брака, от отношений, даже от ребенка. Но тогда что же еще осталось ценного, ради чего стоит жить? Если от всего можно избавиться, даже от жизни? Даже от любви? Разве можно все взять и выбросить? Откуда мы знаем, что в жизни ценно? На кого мы смотрим и к кому идем, чтобы найти наши ценности в жизни?

Для религиозного человека ответ на этот вопрос заключается в том, что мы созданы Богом по Его образу и подобию, и это определяет нашу ценность, дает нам человеческое достоинство. Через своих пророков Он показал нам, что настоящая любовь - это способность к прощению и самопожертвованию. И Он дал нам родителей, чтобы они научили нас Его ценностям.

Если же мы не религиозны , то наш жизненный путь и система нравственных ценностей должны определяться совестью. В большинстве сложных ситуаций, особенно сложных с нравственной точки зрения, совесть подскажет нам, как поступить - если, конечно, мы не будем сознательно заглушать ее голос. Если нам все-таки трудно принять правильное решение (а так бывает нередко, особенно в юности, когда наш собственный жизненный опыт еще невелик), то, наверное, самым мудрым будет обратиться к опыту старших людей, которых мы уважаем, на кого хотели бы походить. Для кого-то это будут родители, для кого-то - учитель, а может быть, - книга. Если мы внимательно посмотрим на окружающий нас мир в поисках людей, которые смогли найти в своей жизни настоящее, глубокое счастье, то почти наверняка мы поймем, что все эти люди - вне зависимости от их мировоззрения - разделяют общечеловеческие ценности: любовь, бескорыстие, жизнь во благо других людей, а одним из главных жизненных принципов будет "не делай другому того, чего не желаешь для себя".

Как это бывает

Владимир: Ну, Оля, мы же любим друг друга. Разве не естественно проявить это? Разве это нас не сблизит?

Ольга: Если мы не можем сильнее сблизиться, узнав лучше сердца и мысли друг друга, то никакой секс не поможет.

Владимир: Только не говори мне про эту чепуху. Ты же сама хочешь. Я вовсе не сделаю тебе больно.

Ольга: Секс - не игра. Мы даже не знаем, насколько это больно.

Владимир: Ты меня совсем не любишь?

Ольга: Люблю настолько, что отвечаю "нет" и забываю этот разговор.

Владимир: Но ведь все делают это.

Ольга: Значит, тебе нетрудно будет найти другую.

Психологи, работающие с подростками, которые имели половые связи до брака, выяснили, что ребята на самом деле не получали настоящего удовольствия. Это объяснялось тем, что часто они испытывали беспокойство и чувство вины.

Вот как они сами объясняют это:

Девушка. Когда встречаешься с парнем, который не может контролировать свои влечения, то всегда думаешь, как далеко он способен зайти. Любит ли он меня или просто хочет мной воспользоваться? Настолько ли я его люблю? Что, если я забеременею? Только и делаешь, что беспокоишься об этом...

Юноша. Когда я иду на свидание и знаю, что оно наверняка закончится в постели, то всегда ужасно трудно придумать, что мы будем делать до того, как займемся сексом. Как спланировать свидание так, чтобы все это случилось само собой? И что делать после?

Значит, не такое уж это удовольствие. Но почему же тогда многие подростки идут на это? Как это происходит?

"Вы знаете, бывает по-разному. Например, парень не уверен в себе, и тогда он пытается утвердить свою мужественность в сексе. Но это неправильно, когда парень пользуется девушкой, чтобы доказать собственную мужественность. С другой стороны, с движением эмансипации появилось достаточно много напористых девушек. И по-видимому, одним из серьезнейших испытаний для парня может оказаться вопрос, насколько он мужчина ". / Тимур, 19 лет

А если этот любовь?

Многие юноши и девушки спрашивают: "Ну, а если у нас действительно любовь, мы близки и преданны друг другу, можно сказать, женаты?" А Вы знаете, что 50 % помолвок расторгается?

Насколько влюбленным нужно быть, чтобы секс был допустим? Что, если бы Ваши родители просто сказали: "Это допустимо, когда вы влюблены"? Но ведь Вы только учитесь, делаете первые шаги, пытаясь найти разницу между увлечением, романом, любовью, преданностью и всем прочим. Что, если Вам скажут, что достаточно полюбить, а Вы и не знаете, как это? Секс в этих отношениях, даже самых искренних, только увеличивает страдания и стресс и вносит смятение в душу.

РОДИ́ТЕЛИ И ДЕ́ТИ . Традиционное отношение евреев к детям, основы которого были заложены в библейскую эпоху, отражает нормы и представления, характерные для патриархальной семьи . Согласно библейскому предписанию, деторождение - основная цель брака.

Библия видит в детях благословение Божье (Быт. 22:17; 32:13). Продолжение рода было одной из высших ценностей в социальной этике древних израильтян. Бездетность считалась величайшим несчастьем, равносильным смерти (Быт. 30:1; I Сам. 1:10). Дети хранят семейное имя (Чис. 27:4, 8), поэтому цель левиратного брака - сохранить имя человека, умершего бездетным. Если жена была бесплодна, муж брал себе другую; иногда жена отдавала мужу в наложницы свою рабыню, дети которой считались в этом случае детьми госпожи (Быт. 16:2, 3).

Чадолюбие стало одной из наиболее характерных черт еврейской национальной психологии. Забота о детях начиналась с момента их появления на свет: новорожденного купали, обмывали соляным раствором и пеленали (Иех. 16:4). Уход целиком возлагался на мать, которая кормила младенца грудью (Быт. 21:7, I Сам. 1:23). Позднее состоятельные и знатные израильтяне стали прибегать к услугам кормилиц (II Сам. 4:4; II Цар. 11:2; ср. Иех. 2:9). Отлучение от груди происходило сравнительно поздно (II Макк. 7:28) и сопровождалось особыми празднествами (Быт. 21:8; II Сам. 1:24). Имя давалось ребенку тотчас после рождения, в отличие от современного обычая называть мальчика на восьмой день во время обряда обрезания (См. также Имена).

Мальчикам как потенциальным продолжателям рода в семейном праве древних израильтян (как и у многих других народов) оказывалось предпочтение, в частности, в порядке наследования имущества (Чис. 27:8). Особым преимуществом пользовался первенец , который, согласно библейским представлениям, предназначался Богу (Иех. 13:12–15; 22:29); его доля в наследстве вдвое превышала долю остальных сыновей (Втор. 21:17). После смерти отца первенец становился главой семьи, на него возлагалась забота о незамужних сестрах. Особенностью семейного права древних израильтян было предоставление известных прав наследования и женщинам (см. Право наследования).

Первые годы жизни ребенка воспитывала в основном мать (ср. Пр. 1:8). Когда дети становились старше, ответственность за воспитание сына принимал на себя отец (Быт. 18:19; Иех. 12:26–27; 13:8, 14–15; Втор. 6:7); о воспитании дочери до ее замужества продолжала заботиться мать (Миха 7:6). Дети обязаны были почитать обоих родителей (Иех. 20:12; Втор. 5:16; см. Десять заповедей). Недостаточное уважение к родителям пророки (см. Пророки и пророчество) считали признаком разложения общества (Иех. 22:7; Миха 7:6; Пр. 20:20). Почитание родителей проявлялось главным образом в повиновении их воле (Быт. 28:7; Лев. 19:3; Втор. 21:18–21; Пр. 1:8; 30:17). Отец обладал почти неограниченной властью в семье: он мог выдать дочь замуж по своему усмотрению и даже в определенных случаях продать ее в рабство (Иех. 21:7–11, ср. 22:15–16 [в русском переводе 16–17]; Нех. 5:5), имел право отменить обет , данный его незамужней дочерью (Чис. 30:4–6); ему причиталась плата за нанесенный ей ущерб (Иех. 22:15–16 [в русском переводе 16–17]; Втор. 22:28–29). Овдовевшая или разведенная женщина имела право вернуться в дом своего отца (Быт. 38:11, Лев. 22:13; Руфь 1:15). Отец обязан был не допускать блуда дочери (Лев. 19:29).

Положение Десяти заповедей, что дети несут наказание за грехи родителей «до третьего и четвертого рода» (Иех. 20:5; Втор. 5:9), уже в других разделах Библии трактуется как относящееся лишь к тем, которые упорствуют в дурных делах своих родителей, в то время как живущие по законам Торы не отвечают за грехи отцов (ср. Втор. 24:16; Иер. 31:29–30; Иех. 18). За добрые деяния родителей детям воздается «до тысячи поколений» (Иех. 20:6; Втор. 5:10).

В талмудическую эпоху древнее семейное право, основанное на библейских предписаниях, подвергается подробной кодификации и приводится в соответствие с изменившимися нравственными представлениями. Деторождение по-прежнему трактуется как религиозный долг всякого еврея. Человека, отказывающегося вступить в брак и растить детей, рабби Эли‘эзер уподобляет убийце (Тосеф., Иев. 8:4). Согласно Мишне (Иев. 6:6, 61а–64а), заповедь «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28) считается выполненной, по школе Х иллела, после рождения хотя бы по одному ребенку каждого пола, а по школе Шаммая (см. Бет-Х иллел и Бет-Шаммай) - после рождения двух мальчиков. Бездетность в течение десяти лет была достаточным основанием для мужа дать жене развод .

Мидрашистская легенда гласит, что в момент рождения ребенка ангел касается его лица, чтобы он забыл небесные видения и мудрость, которой обладал до рождения. Бог поручает детей заботам родителей: на отце лежит обязанность сделать сыну обрезание (в особых случаях обрезание может делать мать, ср. Иех. 4:24–26), совершить выкуп первенца у кох ена ; он должен дать сыну религиозное образование, научить плавать (Кид. 40а), обучить ремеслу и найти ему невесту. Родителям строго запрещалось оказывать особое предпочтение одному из своих детей (Шаб. 10б).

Библейское законодательство предписывает предавать смерти того, кто проклянет или ударит родителя (Иех. 21:15,17; Лев. 20:9; Втор. 27:16); сын, восставший на родителей, должен быть побит камнями (Втор. 21:18–21). Однако уже в Пятикнижии право наказания преступного сына предоставляется не родителям, а суду (Втор. 21:19). Талмуд , не отменяя прямо права родителей наказывать смертью строптивого сына, обставляет библейский закон такими ограничениями и оговорками, которые делают невозможным его применение (Санх . 71а). Законоучители Талмуда видели в неповиновении детей родителям признак крайнего распада общественных связей, предшествующего приходу Мессии (Сота 49б; Санх . 97а).

Поскольку в библейском законодательстве не содержится прямых предписаний родителям о содержании детей, законоучители Талмуда считают, что эти обязанности относятся не к сфере права, а к сфере этики. Попытки придать обязанностям родителей силу принудительного закона предпринимались неоднократно, однако, как правило, не получали признания. Синедрион в г. Уша принял постановление о том, что отец обязан содержать сыновей до 13, дочерей - до 12 лет. Поскольку авторитет этого синедриона оспаривался многими раввинами, всеобщее признание получила х алаха (см. Галаха), согласно которой закон обязывает отца содержать своих детей до достижения ими шестилетнего возраста; необходимость дальнейшего содержания определяется лишь законом морали, однако отцу настоятельно рекомендуется делать все возможное для удовлетворения нужд своих детей (Кт. 49б, 65б; Ш. Ар., Эх Э. 71:1). (В новое время раввинистические авторитеты признали необходимость правовых гарантий, защищающих интересы детей старше шести лет. Это выразилось в постановлении Верховного раввинатского совета Палестины /1944/, которое обязало отца содержать детей обоего пола до достижения ими пятнадцатилетнего возраста при условии, что у них нет иных источников существования.) Согласно талмудическому праву, все приобретения и находки ребенка принадлежат отцу, однако отец не имеет права пользоваться собственным имуществом ребенка. За ущерб, который его дети причиняют другим лицам, отец несет лишь моральную ответственность; она снимается с него, когда девочке исполняется 12 лет и один день, а мальчику - 13 лет и один день (см. Бар-мицва , Бат-мицва). В вопросах владения недвижимостью совершеннолетними признаются люди с 20 лет.

Заповедь «почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20:12) рассматривается в раввинистической литературе как высший долг человека. Соблюдающий эту заповедь получит вознаграждение как в этой жизни, так и в будущей (Пеа 1:1). Законоучители Талмуда приравнивали почитание родителей (киббуд ав ва-эм ) к почитанию самого Бога (Кид. 30б). Комментируя библейский текст, они говорили, что, поскольку ребенок бессознательно склонен любить свою мать больше, чем отца, Пятикнижие предписывает почитать сначала отца, а затем - мать (Исх. 20:12); в то же время он больше боится отца, чем матери, поэтому Пятикнижие упоминает в этой связи сначала мать, а затем - отца (Лев. 19:3; Кид. 30б–31а).

Законоучители расходились во мнениях по вопросу о том, должен ли сын нести расходы, связанные с соблюдением заповеди почитания родителей. Галаха предлагает компромиссное решение, согласно которому бремя расходов возлагается на сына только в том случае, если отец впал в нужду (Кид. 32а). Особое внимание Талмуд уделяет и форме исполнения заповеди. Сын может не получить свою долю в будущей жизни (см. Олам х а-ба), если самую изысканную пищу предложит отцу нехотя, но может заслужить ее, если почтительно попросит отца выполнить самую тяжелую работу (Кид. 32а; ТИ., Кид. 1:7, 61б). Сын не должен сидеть или стоять на месте, обычно занимаемом родителями, не должен возражать им или поддерживать их оппонентов в ученом споре (Кид. 31б). Отец может освободить сына от обязанностей, возлагаемых на него заповедью (Кид. 32а).

В соблюдении этой заповеди законоучители Талмуда видели главное средство сохранения в чистоте наследия отцов - вечных ценностей еврейской религии, однако Талмуд приводит множество примеров заслуживающего похвалы соблюдения заповеди почитания родителей не только евреями, но и язычниками (Кид. 31а–б). Так, язычник Дама, сын Нетины из Ашкелона, признается примерным сыном, потому что он не пожелал разбудить своего отца и достать лежавший у него под подушкой ключ, хотя это было необходимо для заключения весьма выгодной сделки (Кид. 31а). По преданию, рабби Тарфон склонялся, чтобы дать своей матери возможность, наступив на него, подняться на ложе; рабби Иосеф вставал, заслышав шаги приближавшейся матери, которую он почтительно называл Шхиной (Кид. 31а–б).

Еврейская традиция особо подчеркивает лежащую на родителях обязанность воспитания детей в соблюдении религиозных заповедей и обучения их Торе (см. также Образование еврейское). Здорового сына следует начинать учить Библии с пяти лет, Мишне - с десяти, соблюдению закона - с 13, Гемаре - с 15 лет. Бытовало и другое мнение, что образование ребенка следует начинать с того момента, когда он начинает членораздельно говорить. В средние века первый день посещения ребенком школы отмечался как праздник. Еврейская традиция придавала образованию особое значение, что отразилось в многочисленных произведениях еврейской литературы всех времен о необычайно одаренных детях. В новое время эта традиция выразилась в стремлении евреев дать своим детям образование, обеспечить приобретение ими профессии, гарантирующей достаточно высокий общественный статус; в США и Советском Союзе выросло поколение евреев, подавляющее большинство представителей которого получило высшее или среднее образование.

Хотя несовершеннолетние дети формально освобождены от соблюдения религиозных обязанностей, их приучают к этому с самого раннего возраста. В библейские времена дети принимали участие в религиозных церемониях, в Половая жизнь ; Мамзер). В Государстве Израиль юридические аспекты отношений между родителями и детьми определяются нормами еврейского права. По израильскому закону отец обязан содержать своих детей до достижения ими 15-летнего (а в особых случаях - 18-летнего) возраста. Родители обязаны обеспечивать детей всем необходимым, заботиться об их воспитании, образовании и приобретении ими профессии. При решении вопроса, с кем из родителей, в случае их развода, останется ребенок, израильское семейное право руководствуется в первую очередь соображениями блага ребенка. Дети обоего пола, не достигшие шестилетнего возраста, обычно остаются с матерью, так же как и девочки старше шести лет, а мальчики старше шести лет - с отцом (это может быть изменено ради блага ребенка). Собственность несовершеннолетнего используется на его нужды только в том случае, если суд признает родителей неспособными обеспечивать ребенка. Приемные дети пользуются теми же правами, что и родные дети. Израильский закон обеспечивает также право престарелых или нетрудоспособных родителей на материальную помощь совершеннолетних детей.

; Воспитание .

КЕЭ, том: 7.
Кол.: 240–244.
Издано: 1994.

Первая перепись еврейского населения в Синае дала цифру в 603 550 мужчин старше двадцати лет. Если исходить из практической демографии, можно предположить, что по меньшей мере еще треть населения была моложе двадцати. Соответственно, общее число еврейских мужчин (не считая левитов) было около миллиона. Но мы читаем, что первенцев было всего 22 273. Как так?

Получается, в среднестатистической семье было около пятидесяти сыновей, а всего детей порядка сотни. До двадцати лет доживали не более пяти- семи детей среднестатистической матери. Следовательно, в каждой семье было около пятнадцати жен.

Далее есть два варианта. Первенцы определялись не по нуклеарной, а по расширенной семье. У современных бедуинов нет понятия нуклеарной семьи, или семьи-пары. У них семья – это мини-клан, в который входит до четырех поколений (включая живых прадедов), а также двоюродные братья и сестры. В такой расширенной семье вполне может быть пятнадцать жен.

В Исходе 11:5 мы читаем о первенце рабыни, но это не означает, что число первенцев соответствовало числу матерей. Дети рабов считались не семьей, а имуществом хозяина, и входили в семью их матерей. Еврейские патриархи имели по нескольку жен и наложниц, но при этом у них был только один первенец.

Феномен расширенной семьи (мини-клана) объясняет левиратный брак. Брат умершего не создавал новую семью с женой своего брата, а просто восстанавливал отношения внутри расширенной семьи. В этом смысле левиратная жена не меняла семью, а по-прежнему относилась к тому же мини-клану.

Исаак ввел жену в «шатер своей матери». Тогда не существовало концепции нуклеарной семьи, а все женщины клана жили в одном шатре.

Сара дала Аврааму свою рабыню, чтобы она произвела ребенка, который бы считался отпрыском Сары. Тора и представить себе не могла современную романтизированную семью.

Современная семья, состоящая из мужа и жены, – это романтическое изобретение, не имеющее отношения к иудаизму. Патриархи были многоженцами. Пророк Самуил осуждал царей за то, что у тех было слишком много жен; предполагалось, что нескольких жен вполне достаточно.
Романтизм приводит к обратным результатам. Он уменьшает размер семей, т.к. родители полагают что обязаны обожать каждого ребенка и вообще жить только для него. Вовсе нет. Обязанности родителей по отношению к детям ограничены одеждой, едой и образованием; нет никакой нужды лезть из кожи вон, чтобы угодить отпрыскам. Мы можем жить в свое удовольствие и все равно быть отличными родителями. Дети должны быть счастливы уже тем, что получили от нас в подарок жизнь, и не могут требовать еще и нашу жизнь.
Романтизм ухудшает реальное положение жены. В полигамных семьях, терпимых к наложницам и проституткам, женам был гарантирован высокий статус. Становясь старыми, они все равно могли быть уверены в поддержке и уважении. Новые женщины их мужа не конкурировали с ними, и не было почвы для ревности. И у мужа не было нужды разводиться, поскольку он сохранял и старую, проверенную, уважаемую жену, и получал жену молодую.

Полигамия была гораздо выгоднее для женщин, чем моногамия. В типично левом духе раввины решили улучшить Божий закон, но в результате только испортили отлично настроенную систему. Со временем жена теряет привлекательность в глазах своего мужа, который все еще пребывает в активной стадии сексуальной жизни. Согласно Торе, он может общаться с проститутками, либо взять новую, более молодую жену, либо продолжать жить со старой и тяготиться такой жизнью. Первые два варианта раввины полностью закрыли, запретив и полигамию, и проституцию. Сегодня, если мужчина несчастлив в браке со старой женой, ему приходится разводиться и искать новую. Следовательно, раввины сделали женщин более уязвимыми.
Полигамия – оптимальное решение. Муж приводит в дом молодую жену, а старая не просто остается в доме, но еще и повышает свой социальный статус, поскольку становится главой женской половины клана. Изгонять ее нет смысла: она была и продолжает оставаться уважаемой женщиной, матерью его детей, а утрату привлекательности она воспринимает как жизненный факт, с которым ничего не поделать.
Отношение Торы к полигамии видно еще и по запрету жениться на двух сестрах, потому что они будут соперничать за мужа и ссориться. Если между женами нет родственных связей, этой проблемы не будет, особенно при явной разнице в возрасте и статусе.

Евреи женились очень рано, практически в детстве. Именно этим объясняется библейский запрет на секс до брака. Иначе обстоит дело в наши дни, когда даже религиозные еврейские девушки зачастую выходят замуж после двадцати. Секс им биологически необходим в течение нескольких лет до брака. Даже в древности, секс до брака вообще не наказывался, если он в итоге оканчивался браком. Тора создала удивительно сбалансированную законодательную систему; когда евреи изменили ее важнейший компонент (брачный возраст), концепция девственности до брака немедленно развалилась.

Патриархи не озабочивались возрастом своих невест. Когда Иаков встретил Рахель, она была настолько юной, что он мог сразу же поцеловать ее – что совершенно исключено в бедуинской культуре по отношению к половозрелой девушке. Иаков немедленно попросил у Лавана Рахель в жены. Еврейские либералы, которые озабочены детскими свадьбами в Афганистане, не знают своих священных текстов. Поскольку Рахель была достаточно привлекательна 14 лет спустя, когда Иаков на ней все-таки женился, то в момент обручения ей явно было меньше десяти лет. Единственным нормальным, по сегодняшним меркам, персонажем в этой ситуации был Лаван, который вынудил Иакова ждать, пока Рахель повзрослеет.

Наши праотцы подают нам пример, но их браки с несколькими женами и наложницами выглядят странно. Иосиф, ассимилированный придворный еврей, женился на дочери египетского жреца. В лучшем случае, это был жрец монотеистического культа бога Ра, который позже, при исходе, стал частью иудаизма.

Самым загадочным был брак Моисея: он женился на дочери мадианского первосвященника. Проблема в том, что мадианитяне были печально известны своим идолопоклонством и ритуальными сексуальными оргиями. Евреи согрешили с мадианскими женщинами, что привело к гневу Бога и гибели мадианитян. Моисею было приказано истребить мадианитян – своих любимых родственников. Это было его последнее задание перед смертью. Жена Моисея была точно таким же идолопоклонником, как и все ее племя; первоначально их сын Гершон был не обрезан, и даже его последующее обрезание напоминает языческий ритуал: мадианская женщина (а не Моисей) сама выполняет обряд, чтобы установить “завет крови” с небесными силами. Моисей не воспринимал всерьез свою жену и в один прекрасный день просто отослал ее к родителям. У нее не было никаких шансов пройти сегодня ортодоксальный гиюр – как, впрочем, и у Моисея.

Впоследствии Моисей не изменил своим эксцентричным брачным привычкам и взял в жены эфиопку. Тогда его родственники взбунтовались. Классические комментаторы долго пытались объяснить, что плохого в дополнительной жене; скорее всего, объяснение коренится в пресловутом косноязычии Моисея. Он владел еврейским языком не так хорошо, как эфиопским; если верить мидрашским и аггадическим источникам, Моисей провел в Эфиопии довольно много времени. Неудивительно, что он решил вернуться к старым привычкам и связям и взял жену-кушитку. Моисея так вдохновила прямая связь с Богом, что он решил, что ему можно все – против чего жестко выступили его брат и сестра.

Или взять патриарха Иегуду: вот он идет по дороге и встречает одинокую женщину по имени Тамар. Он как ни в чем ни бывало подходит к ней и предлагает козу в обмен на секс. Библия ни намеком не осуждает Иегуду. Более того, среди соплеменников Иегуды это было обычным делом: Иегуда настаивал на полном расчете с женщиной, в противном случае его поступок считался бы бесчестным. В отношениях с проститутками явно существовал особый кодекс чести. Даже та легкость, с которой Иегуда подошел к дорожной проститутке, показывает, что они не были для него в новинку.

Тора запрещает проституцию еврейским женщинам (“не отдавай твоих дочерей…”), но красноречиво не упоминает ничего об иностранных проститутках. Евреям запрещено общаться с иностранками, чтобы они не отвели их от иудаизма: “Он идет за ней, как вол на убой”. С проститутками это не так: за ними не нужно ухаживать, общение с ними скоротечно, а влияние на еврейских мужчин незначительно. В определенном смысле Тора относится к проституткам как к врачам: нет ничего постыдного в том, чтобы сходить к врачу противоположного пола. Все сугубо профессионально.

Тора подробно регулирует поведение мужчин с генитальными истечениями, что лишний раз доказывает насколько легкомысленно древние евреи относились к супружеской верности. Причем, законодатель даже не предполагал, что супружеская верность станет более популярной, и установил законы для гонореи навечно.

Тора осуждает еврейскую проституцию как осквернение. Таким образом, это вопрос ритуальной чистоты, а не нравственности. Поскольку от других народов чистота не требуется, ничто не мешает им заниматься проституцией. Прибегать к услугам проститутки тоже не считается осквернением в Торе, поэтому евреи могут это делать свободно.

Мудрецы придерживались того же мнения. Рабби Шимон бар Йохай комментировал стих “Соломон любил иностранных женщин” (1 Царей 11:1): “Он прелюбодействовал с ними” (Иерусалимский Талмуд Сангедрин 2:6). Рабби Бар Йохай имеет в виду, что Соломон не женился на них и поэтому не нарушил заповеди. Для чрезвычайно авторитетного рабби Бар Йохая, развратное поведение Царя Соломона не нарушало заповедей. Заодно, насладитесь расизмом нормальных евреев: еврейским мужчинам разрешается развратничать только с нееврейками.
Песнь Песней должна приводить в ужас сегодняшних моралистов: царь-многоженец преследует девочку-подростка, которая не озабочивается сохранением девственности до брака.

Для замужних евреек проституция была запрещена, как и все формы внебрачных связей. Причина очевидна: Тора защищает семью от чужих детей.

Тора не ограничвает сексуальную жизнь разведенных женщин. Можно предположить, что им даже разрешалось заниматься проституцией, т.к. Тора запрещает лишь отдавать “твою дочь” для проституции, а не заниматься ей добровольно.

Для незамужних евреек запрет на сексуальные отношения очень мягок: достаточно было выйти замуж за мужчину, с которым она переспала. Формально закон разрешает незамужней женщине иметь секс с любым евреем, после чего она должна выйти за него замуж и они могут немедленно развестись. Тора не требует пожизненного брака. Выражение Соломона “жена твоей юности” символически относится к иудаизму в противоположность иностранным религиям. Раввинское высказывание «когда человек разводится с женой своей юности, даже алтарь Бога проливает слезы» основано на неправомерно буквальном прочтении Малахии 2:13, где “женой юности” ясно названа Тора, в отличие от впоследствии усвоенных евреями языческих обычаев. Рабби Акива считал, что если мужчина нашел более красивую женщину, чем его жена, то он имеет право на развод (Гиттин 90а на стих «если она не найдет благоволения в его глазах». Рабби имел в виду, что если отношения дошли до того, что муж с вожделением смотрит на красоту других женщин, то лучше развестись.)

Но, быть может, внебрачные связи нарушают подразумеваемую часть брачного контракта? Только не с точки зрения Торы. Исход, Мишпатим: муж обязан только предоставлять жене пищу и одежду и исполнять свои супружеские обязанности; в этом весь брачный контракт. Именно из соображения супружеских обязанностей исходил средневековый раввинистический запрет многоженства: если человек способен удовлетворять сексуальные потребности нескольких жен, этот запрет безоснователен. Рабби Гершом, сам имея двух жен, запретил многоженство на несколько сотен или одну тысячу лет – этот срок истек. Недавно раввинистический суд в Хайве разрешил еврею взять вторую жену, потому что его первая жена затягивала развод и мешала ему вступить в повторный брак.

Еврейский брак не требует от мужа исключительного отношения к женам. Муж имеет право брать новых жен и наложниц. Это универсальный стандарт, общий для всех культур. Институт наложниц практиковался в Китае, в мусульманском мире существует полигамия, а христиане приходят к этому же путем внебрачных связей и разводов. В Европе с незапамятных времен существуют все виды внебрачных отношений от проституции до наложниц.

В традиционных расширенных семьях необходимости в разводе не было. Однажды став членом семьи, жена оставалась им до самой смерти. Тамар была вдовой и жила в доме своего отца. Хотя формально она была обручена с сыном Иегуды, она была свободной, поскольку Иуда отказался отдать ей своего сына в левиратный брак. Поскольку она была свободной женщиной, утратившей девственность, ей не запрещались сексуальные отношения. Однако когда выяснилось, что она беременна, Иегуда постановил, что ее нужно сжечь. Это было возможно только при условии, что она по-прежнему считалась членом семьи Иегуды со всеми соответствующими правами и обязанностями. Пожилые жены получали материальное содержание, и предполагалось, что они не будут вмешиваться в брачные дела своих мужей.

Умеренная полигамия – мощный эволюционный ресурс. Она обрывает линии несостоятельных мужчин, не способных выиграть борьбу за жен. Если мужчина и не умен, и не богат, и не красив, то эволюция, пожалуй, не так уж и неправа.

Loading...Loading...