2 что является предметом изучения философии. Предмет и объект философии

1.4.1. Философия как наука

Философия - это форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Как любая наука, она имеет свой собственный объект и предмет исследования, свои философские категории, свой основной вопрос, свою структуру, функции и методы исследования. Она находится в тесной взаимосвязи с другими науками - социальными, гуманитарными, естественными, техническими. Философия выступает в качестве методологической основы для других наук, разрабатывая всеобщие, универсальные методы научного познания, применимые во всех науках; в свою очередь, она использует эмпирический материал других наук подтверждения или опровержения тех или иных философских гипотез, концепций, предположений. Она берет научные знания в самом общем виде, интегрирует их и на этой основе строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.д.

Философское понимание мира осуществляется посредством формирования различных философских теорий. Понятие теория в самом широком смысле обозначает комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснения какого-либо явления. Теория в узком и специальном смысле -это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности - объекта данной теории.

Любая философская теория обязательно проходит проверку практикой. Практика - это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

1.4.2. Предмет и объект философии

В научной и философской литературе термин «объект» всегда соотносится с термином «субъект». Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься как отдельный индивид, так и целая социальная группа. Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

Нередко в философской литературе имеет место отождествление предмета и объекта, в то время как это совершенно различные понятия. Объект любой науки - это та часть объективной действительности, на изучение которой направлены действия познающего субъекта. Объектом философского исследования является вся объективная действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.

Объектом изучения ранних греческих философов была природа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы общественной жизни людей, ее политического и правового устройства. Философы также разрабатывали проблемы теории познания; объектом их изучения выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, искусство, мораль, религия и т.д. В конечном счете объектом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях.

Предмет любой науки - это результат исследовательских действий. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.

Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки.

1.4.3. Основной вопрос философии

Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию. Он имеет две стороны. Первая сторона выражена в вопросе - что является первичным, а что - вторичным, производным - дух или природа, сознание или материя?

В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления: материализм, идеализм, дуализм. Материализм - это одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.

Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Близким к понятию «материализм» является понятие «натурализм» - взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего. Идеализм - это особое обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно, зависимо.

В зависимости от того, что идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые - сознание некоего объекта - Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.

Понятие «душа», близкое понятию «дух», выражает исторически изменяющиеся воззрения на психику и внутренний мир человека. В религии и ряде философских учений - это понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Абсолют - философское понятие, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию.

И материализм, и идеализм являются разновидностями монизма. Монизм - это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.

Существует также дуализм - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал -духа и материи и идеального и материального.

Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопросом: «Познаваем ли окружающий мир?» При ответе на этот вопрос возникли три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм.

Агностицизм - это философское учение, которое отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира. Скептицизм - это направление в философии, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира. Оптимизм как философское учение провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.

В настоящее время в ряде философских учений основной вопрос философии рассматривается как вопрос о роли и месте человека в окружающем мире.

1.4.4. Категории философии

Философия как наука располагает набором своих базовых понятий или категорий. Поскольку мир человека состоит из таких вещей, свойств, отношений, которые во многом равны, тождественны друг другу, постольку категории философии выражают эту общность отдельных составляющих мира человека, создают предпосылки для диалога людей. Категории философии могут быть выражены в языке или речи.

Философские категории постоянно развиваются, уточняются, подвергаются критике, отвергаются, наполняются новым содержанием. Ведущими категориями философии являются: «бытие», «материя», «природа», «общество», «человек», «движение», «развитие», «закон», «вещь», «отношение», «содержание», «форма», «свойство», «общее», «единичное», «сущность», «явление», «причина», «следствие» и другие.

1.4.5. Структура философии

Философия как система знаний имеет свою собственную структуру. Ее структурными элементами являются философские учения, рассматривающие какую-либо одну сторону материального и духовного мира. В качестве составных частей философии как науки выделяются история философии и теория философии, которая включает в себя онтологию - учение о бытии; социальную философию - учение об обществе; диалектику - учение о всеобщей связи и развитии предметов, явлений и процессов материального мира; гносеологию или эпистемологию - теорию познания; философскую антропологию - учение о человеке; аксиологию - учение о ценностях; праксеологию - учение об общественной практике; методологию - учение о методах.

Возможно выделение и других составных частей в структуре философского знания. В частности, в некоторых случаях в качестве составной части философской теории выделяется натурфилософия, или философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Предмет и объект философии. Структура философского знания

Философия (с греч.) – любовь к мудрости. Возникла одновременно более 2.5 тыс. лет назад в VI в. До н.э.Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм (Демокрит), и философский идеализм (Платон). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, а мир как целое.

По Платону началом философии было удивление. Это означало, что философия должна изучать окружающий мир, его истоки и закономерности.

По Кьеркегору началом философии было отчаянье. Означало, что философия должна изучать самого человека и его существование. Правы были оба философа: предметом философии является и окружающий мир, и место человека в этом мире.

Объект – мир как единое целое; предмет – это исследования всего многообразия принципов взаимоотношения человека и мира в их всеобщих характеристиках

Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает разделы:

Структура философского знания:

– онтология (философия бытия);

– гносеология (теория познания);

– логика (познание принципов мышления);

– аксиология (учение о ценностях);

– эстетика (изучение прекрасного);

– антропология (исследование проблем природы, сущности человека);

– праксеология (социальная философия).

Философия и мировоззрение

Мировоззрение - обобществлённая система представлений о мире и о себе, ценностных ориентациях и волевых побуждениях, определяющих жизненную позицию личности.

Философия - это высокий теоретический уровень мировоззрения, где само мировоззрение выступает в форме знания и носит систематизированный упорядоченный характер.

К числу других важнейших форм мировоззрения относят мифологическое и религиозное.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. На самой ранней стадии общественного развития человечество в форме мифов пыталось дать ответ на глобальные вопросы происхождения и устройства мироздания в целом, выразить представления о возникновении наиболее важных явлений природы, жизни животных и людей. Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры,

По мере формирования культовой системы формировалось и религиозное мировоззрение. Оно помогало человеку вырваться из сферы преходящего, временного - в сферу идеального, вечного, придавало смысл человеческой жизни.

Философия выросла на основе этих двух предшествующих форм

мировоззрения, но она подразумевает более высокий теоретический уровень.

Основные функции философии

Философия (любовь к мудрости) – это научно-теоретический тип мировоззрения

В зависимости от того, какую роль философия выполняла или выполняет в обществе, относительно элементов духовной культуры общества, выделяют следующие функции философии:

Мировозренческая: философское ядро человеческого мировозрения помогает сформировать основные жизненные принципы. Философия, в отличии от мифологии и религии, основывается не на вере, а на знание и мышлении.

Методологическая: философия даёт всем наукам методологию познания. В Философии разработаны методы научного познания.

Позновательная: Философия синтезирует знания и ставит вопрос об их гуманном использовании.

Ценностная: Философия выстраивает классификацию ценностей и ставит проблему истинных и ложных ценностей.

Основные философские направления и принципы их классификации

Мировоззренческие взгляды философов, философских произведений и философских школ принято классифицировать по таким показателям (признакам):

Какова оценка философом соотношения духа и материи? По этому признаку философскую мысль можно поделить на идеализм, материализм и дуализм.

Материализм- учение о первичности материи и вторичности духа.

Идеализм – учение о первичности духа и вторичности материи.

Дуализм – учение об одновременном существовании материи и духа.

По методологии исследования мировоззренческих проблем. А такова методология, как и философия, может быть метафизической или диалектической.

По той роли, которую отводит философия разуму и чувствам в постижении мировоззренческих проблем. В соответствии с этим показателем различают два вида философии: философский рационализм и философский сенсуализм.

По месту и содержанию Идеи Бога в философии. По этому признаку различают такие философские школы: Теизм, Деизм, Пантеизм, Атеизм.

По количеству доминирующих факторов (начал, первопричин) в мире философия разделяется на Монизм, Дуализм и Плюрализм.

Плюрализм – учение сочетаются различные философские позиции.

И, наконец, по национальной специфике и историческом времени функционирования философской мысли.

Классический период античной философии: философия Платона (учение об идеях, теория познания и социальная утопия)

Платон настоящее имя Аристокл – основатель объективного рационализма – идеалист, характеризует бытие как вечное, неизменное, познаваемое лишь разумом. Бытие – бестелесная идея, вечна. Что бы объяснить явление, надо найти его идею, то есть понятие, то постоянное и устойчивое, что не дано чувственному восприятию.

Материальный мир, познаваемый нашими чувствами – это только «тень», «отблеск» мира идей. Все явления и предметы возникают, рождаются и гибнут, но идеи остаются вечными и неизменными. Платон считал, что идеи – это единственный предмет настоящего истинного познания. Идеи существуют вне материального мира и не зависят от него, но материальный мир им подчинен.

Идея – это бестелесные сущности, которые можно познать только разумом. Вещи существуют через причастность к идее. Идеи и вещи существуют для блага. Для Платона важно насколько хороша вещь. Вещь должна соответствовать идее.

Теория познания. Её ядро – теория воспоминания, душа вспоминает те идеи, которые узнала до соединения с телом. Эти воспоминания тем сильнее, чем больше душе удается отстраниться от телесного.

Теория идеального государства. Оно возникает как общество социальных групп:

Правители – у них преобладает разум – это философы.

Стратеги – преобладает воля – это воины.

Производители – земледельцы и ремесленники. У них влечения должны быть управляемыми и умеренными.

Трем сословиям соответствует 3 из 4-х основных добродетелей: соответственно, мудрость, храбрость, умеренность. Четвертая добродетель надсословная – справедливость. Она появляется, когда каждое сословие выполняет свою задачу.

Философия Аристотеля: учение о субстанции, теория познания,

Философия эпохи Возрождения

Основные черты философии эпохи Возрождения -антропоцентризм, гуманизм. С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха Возрождения, которая создала свою блестящую культуру. В области экономики идет распад феодальных отношений и развитие зачатков капиталистического производства; развиваются богатейшие города-республики в Италии. Одно за другим следуют крупнейшие открытия: первые печатные книги; огнестрельное оружие;Колумб открывает Америку; Васко да Гама, обогнув Африку, нашел морской путь в Индию; Магеллан своим кругосветным путешествием доказывает шарообразность Земли.

Но самое главное - была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения. Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму, «потустороннему» призрачному миру.

Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений -человеческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви.

Каковы же основные черты философии эпохи Возрождения?Во-первых, это отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы, во-вторых, использование прежде всего материалистических произведений философов античности - Демокрита, Эпикура;в-третьих, тесная связь с естествознанием; в-четвертых, исследование проблемы человека. Превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.Исследователи различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения: 1.Реставрация и приспособление античной философии к требованиям нового времени -XV в. 2. Возникновение собственной своеобразной философии, основным течением которой была натурфилософия - XVI в.

Основные идеи

· Сдвиг в сторону антропоцентризма . Внимание возрожденческих философов направлено по преимуществу на человека, именно он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколько сам человек, его природа, его самостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.

· Понимание человека как творческой личности . Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино , могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи - живописец и изобретатель, Микеланджело - живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

· Эстетическое - доминирующий аспект философии Возрождения. В средние века была широко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природному, способному, как считалось, умалить достоинство божественного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.

Сторонники ЭМПИРИЗМА (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека

Джон Локк обосновалпроисхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Он доказывает, что единственным источником всех идей может быть только опыт. При этом Локк различает внутренний и внешний опыт. В соответствии с этим он указывает два опытных источника наших идей: ощущение и рефлексия. Идеи ощущения возникают от воздействия на органы чувств вещей, находящихся вне нас. Идеи рефлексии возникают в нас, когда наш ум рассматривает внутреннее состояние и деятельность нашей души. Посредством идей ощущения мы воспринимаем качества вещей.

Гоббс защищает опытно-экспериментальный метод исследования природы и отстаивает известный тезис эмпиризма о чувственном происхождении человеческого мышления и знания, делает упор на осмысление рационально-математических принципов мышления.

Философия марксизма

Диалектический материализм.

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

материя находится в постоянном движении и развитии;

Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;

развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ

(неразумный, бессознательный) предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, которые играют решающую роль в познании, в мировоззрении в противовес разуму и рассудку.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Философия существования. Самое модное ф-кое течение в сер. 20 в. Его представителями были: Ясперс и Хайдеггер в Германии, Марсель, Сартр, Камю во Франции, Аббаньяно в Италии, Баррет в США. Ф-я Э преемница ф-фиии Бергсона и Ницше, Гусерля, Кьеркегора.

Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел., о выборе и личной ответственности в условиях исторических катастроф и противоречий. Предмет ф-фии – бытие.

Ф-я э-ма возникла в Германии после Первой мировой войны – время смуты, общей неуверенности и тревоги. В следствие этого центр ф-ких исследований из теории познания и логики научного исследования на проблемы человека и истории.

Э-м – форма современного иррационализма. Ясперс: «Должен был обмануться всякий, кто искал в науке основы своей жизни, руководство в действиях». След-но наука не имеет ценности для отыскания смысла жизни.

Главная проблема экзистенциализма – проблема человека, смысла и подлинности его бытия. Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Отчуждение человека от общества. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл., которые возникают из самого факта сущ. человека. Для Э. имеет значение только его собственное сущ. и его движение к небытию.

Среди всех способов бытия существования Э. ищут такой, в кот. сущ. раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В конечном счете это страх перед смертью. Э. объявл. предметом ф. - бытие . Они утверждают, что понятие бытия явл. неопределимым., и что никакой лог. анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него.

Свобода составляет само чел. существование, чел. и есть свобода. Однако своб. понимается ими как нечто иррациональное. Своб. они мыслят как своб. вне общества . Это внутр. состояние, настроенность, переживание индивида. Характ чертой чел. сущ. является то, что он не сам выбирает условия своего сущ., он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел. сущ-я сущ. потусторонняя реальность , кот. понимается как способ сущ. чел., состоящий в озабоченности чел., направленной куда-то вне его. Внеш. мир представляет среду, мир заботы чел., окружающий чел. сущ-е и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы чел. сущ-я.

Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и разруш. индивидуальность, отнимающая у чел. его бытие., навязыв. личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды. Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел. скрыто истинное, одинокое сущ-е.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

Посл треть 19 в. в Германии и Франции. Ницше, Дильтей, Зиммель, Бергсон, Шпенглер, Ортега-и-Гассет.

Основа ФЖ – представление о жизни как о первичной, фундаментальной реальности, органической целостности, предшествующей разделению на субъект и объект, материю и дух, бытие и сознание. Жизнь лишена бытия, лишена цели, неподвластна оценке. Наиболее адекватным средством познания жизни выступают интуитивные основы творчества, худ образ, миф

Философия жизни - направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Наиболее значительные представители философии жизни - Фридрих Ницше (1844- 1900), Вильгельм Дильтей (1833-1911), Анри Бергсон (1859- 1941), Георг Зиммель (1858-1918), Освальд Шпенглер (1880- 1936), Людвиг Клагес (1872-1956). К этому направлению относят мыслителей самой разной ориентации - как в собственно-теоретическом, так и особенно в мировоззренческом отношении.

Философия жизни возникает в 60-70-х гг. XIX в., наибольшего влияния достигает в первой четверти XX в.; впоследствии ее значение уменьшается, но ряд ее принципов заимствуется такими направлениями, как экзистенциализм, персонализм и др. К философии жизни в некоторых отношениях близки такие направления, как, во-первых, неогегельянство с его стремлением создать науки о духе как живом и творческом начале, в противоположность наукам о природе (так, В. Дильтей может быть назван и представителем неогегельянства); во-вторых, прагматизм с его пониманием истины как полезности для жизни; в-третьих, феноменология с ее требованием непосредственного созерцания явлений (феноменов) как целостностей, в отличие от опосредствующего мышления, конструирующего целое из его частей.

Идейными предшественниками философии жизни являются в первую очередь немецкие романтики, с которыми многих представителей этого направления роднят антибуржуазная настроенность, тоска по сильной, нерасщепленной индивидуальности, стремление к единству с природой. Как и романтизм, философия жизни отталкивается от механистически-рассудочного мировоззрения и тяготеет к органическому. Это выражается не только в ее требовании непосредственно созерцать единство организма (здесь образцом для всех немецких философов жизни является И. В. Гёте), но и в жажде "возвращения к природе" как органическому универсуму, что рождает тенденцию к пантеизму. Наконец, в русле философии жизни возрождается характерный - особенно для йенской школы романтизма и романтической филологии с ее учением о герменевтике - интерес к историческому исследованию таких "живых целостностей", как миф, религия, искусство, язык.

Главное понятие философии жизни - "жизнь" - неопределенно и многозначно; в зависимости от его истолкования можно различать варианты этого течения. Жизнь понимается и биологически - как живой организм, и психологически - как поток переживаний, и культурно-исторически - как "живой дух", и метафизически - как исходное начало всего мироздания. Хотя у каждого представителя этого направления понятие жизни употребляется почти во всех этих значениях, однако преобладающим оказывается, как правило, или биологическая, или психологическая, или культурно-историческая трактовка жизни.

30. Филососфия постмодернизма

Постмодернизм - сложное, достаточно эклектичное и неоднородное явление, возникшее в западноевропейской культуре последней четверти XX века. Первые идеи постмодернистского толка актуализировались в конце 60-х годов и были связаны с критической рефлексией социокультурных и философских контекстов современной цивилизации . В буквальном смысле слова "постмодернизм" - это то, что следует за современной эпохой, за модернизмом , и связано с осмыслением стилевых изменений в европейской художественной культуре. Но только в 80-х годах термин "постмодернизм" укореняется и приобретает статус общеупотребимого понятия.
В строгом смысле философии постмодернизма не существует: постмодернистская рефлексия направлена на доказательство невозможности философии как таковой, невозможности выработки нового философского стиля мышления, понимаемого как создание целостной объясняющей мировоззренческо-теоретической системы .
Отсюда столь свойственные постмодернизму пессимизм, "потеря субъекта", игра со стилями и смыслами предшествующих эпох, стирание любых границ между определенностями, структурами, институтами, формами.
Постмодернизм связан с претензией на смену философских парадигм, что сопрягается с глубокой и разносторонней критикой панлогизма, рационализма, объективизма и историзма, свойственных предшествующей западноевропейской традиции. Постмодернизм выдвинул на первый план проблемы, требующиепрояснения роли знака, символа, языка и структуропорождающей деятельности.
При этом в онтологическом плане для постмодернизма характерен постепенный переход от установки "познание мира с целью его переделки" к требованию деконструкции мира.
Выделим несколько исходных постулатов социальной теории постмодернизма.

1. Культура как система знаков. – Идея культуры как системы знаков есть первая и главная идея постмодернизма.

В центре внимания постмодернизма оказывается проблема языка, языкового характера мышления, деятельности людей как "дискурсивных практик". Язык описывается в постмодернизме как знаковая структура, которая является вместилищем значений, независимых от их связи с "фактами" мира или намерениями субъекта. Таким образом, утверждается, что значения рождаются в контексте отношений между знаками, составляющими структуру языка, вследствие их определенного положения в этой структуре, а не вследствие их соответствия "фактам" действительности.

2. Мир как текст " – один из наиболее известных тезисов постмодернизма. В постмодернизме вся реальность мыслится как текст, дискурс, повествование. "Нарратив", "текстуальность", "интертекстуальность" – это важнейшие понятия, которые используются постмодернизмом для описания современной реальности, основные слова его языка. "Ничто не существует вне текста" - утверждает Ж.Деррида. Культура любого исторического периода предстает как сумма текстов, или интертекст. Понимание текстов возможно лишь в "дискурсивном поле культуры". Иначе говоря, их можно понять только в связи с другими текстами, но не в связи с каким-либо "буквальным" значением или нормативной истиной. Неизбежное присутствие предыдущих текстов – интертекстуальность – не позволяет любому тексту считать себя автономным. Деконструкция как общий метод постмодернистского анализа, применимый к анализу любого феномена культуры, любого текста, неизбежно превращается в многосмысленный и бесконечный интерпретативный процесс, который релятивизирует любой текст, любое понятие, - и потому лишает смысла проблему истины.

3. "Смерть субъекта" Наиболее влиятельным является разработанный М.Фуко и Р.Бартом вариант концепции "смерти субъекта"; к тем же выводам приводит и концепция деконструкции Ж.Дерриды, и концепция интертекстуальности Ю.Кристевой.

Поскольку "ничего не существует вне текста", то и любой индивид неизбежно находится внутри текста, что ведет к "смерти субъекта", через которого "говорит язык" (М.Фуко).Децентрация. – Постмодернизм подвергает критике центрированность как основной принцип европейской культуры Нового времени, рационального мышления модерна, которое отвергается как метафизическое. Децентрация субъекта как ядра, центра, вокруг которого строилось познание, культура, общественная жизнь, деконструкция всякого текста, выявляющая незакрепленность знаков, релятивизируют любой текст, любое понятие. На этом основании постмодернисты доказывают невозможность существования целостной, универсальной системы знания – оно может быть лишь фрагментом множества локальных культурных контекстов, которые делают его возможным и задают ему смысл. Поэтому никакое знание не может быть оценено вне контекста культуры, традиции и языка. Именно с этим тезисом связана постмодернистская критика всей предыдущей культуры. Согласно Лиотару, постмодерн характеризуется двумя основными чертами – распадом единства и ростом плюрализма.

4. "Постмодернистская чувствительность" - специфического видения мира – мира децентрированного, фрагментированного, неупорядоченного, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, предстающего сознанию лишь в виде иерархически неупорядоченных фрагментов. Любая попытка сконструировать "модель" такого мира – бессмысленна.

Все это приводит теоретиков постмодернизма к "эпистемологической неуверенности", к убеждению, что наиболее адекватное постижение реальности доступно не естественным и точным наукам, не традиционной философии, опирающейся на формализованный понятийный аппарат, а интуитивному, "поэтическому мышлению" с его ассоциативностью, образностью, метафоричностью.

Бытие - предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанциональности мира. В европейской культуре первые определения бытия возникли еще в Древней Греции, что исторически совпало со становлением философского знания, переходом от образно-мифологического ктеоретико-логическому мышлению .
Понятие о целостности мира формировалось исподволь, его возникновению предшествовал целый ряд промежуточных понятий и концепций. Мыслители античности всесторонне и обстоятельно рассматривали различные альтернативы философских построений, опираясь на богатый духовный опыт предшествующего развития (мифология, религия, искусство). В результате возникла радикально новая установка в познании и понимании окружающего мира. Так, если греческие натурфилософы (ранний период) рассматривали действительность как многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то их последователи (первый среди них - Парменид) поставили вопрос о всеобщей и постоянной основе этих изменений, которая и была названа бытием.

«Бытие » - производное отелов «быть», «есть», весьма распространенных во многих языках мира, имеет свое специфическое, собственное философское содержание и означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование.
Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одною - быть существующими. Подобный подход задает миру целостность, делает его обьектом специфического рассмотрения. Учение о бытии (онтология) - важный раздел философскою знания.
В основе понятия бытия лежит убежденность челове ка в том, что мир существует не только здесь и сейчас (этот фаю неоспоримо доказывается человеческим опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет самую общую структуру понятия бытия.

Мы непоколебимо верим в то, что при всех потрясениях в природе и обществе мир является стабильным, постоянным, вечным. Этот мир и является истинным бытием, нашей жизненной опорой. Понятие именно о таком мире составляет основу смыслообразующей человеческой деятельности. На интуитивное «ядро» как бы накладывается определенная система понятий, образующих смысл, заключенный в той или иной философской концепции.
Бытие формирует представление о том что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в тоже время ограничивают нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека.
Можно выделить следующие основные формы бытия:

* вещей, процессов, заключающее в себе бытие природы как целого и бытие вещей, производимых человеком;
* человека - подразделяется на бытие человека как природного существа и специфическое человеческое бытие;
* духовного, состоящего из объективного и субъективного духа;
* социальное, состоящее из бытия отдельного человека и бытия общества.

Бытие как исходное понятие лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм и другие. Но это уже относится к последующему изложению.

32.Структура бытия:виды, уровни, формы

Структура бытия. В структуре бытия различают виды, уровни и формы.

Виды – это объективная и субъективная реальность.

Уровни – это актуальное и потенциальное бытие.

Формы – природное и социальное бытие.

В формировании научно-философских представлений о материи выделяют 3 периода.

1. Античность. Стихийный материализм. В это время под материализмом понимают

либо природную стихию (айперон; Анаксимандр) либо атомы (в переводе:

неделимый).

2. Новое время, 17-18 века. По прежнему материя ассоциируется с атомами или

корпускулами. Материю как субстанцию наделяют следующими признаками:

протяженность, твердость, плотность, непроницаемость, вес, форма и т.д.

3.Конец 19 – начало 20 века. Кризис в естествознании, связанный с открытием

электрона, радиоактивности, рентгеновских лучей, электромагнитного поля.

Все эти открытия были использованы философами идеалистического направления

для доказательства мысли о том, материя не существует.. Единственная

реальность – это субъект (человек).Таким образом критика материализма ведется

с позиции субъективного идеализма. (Мах, Авенариус; теория – махизм

илиэмпириокритицизм)

В 1908г. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» дает анализ кризиса

в естествознании и делает вывод, что материя не исчезла, исчезли прежние

представления о ней.

реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,

фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.»

В строении материализма выделяют 3 уровня:

· неживая природа

· живая природа

· общество

материализм идеализм дуализм
Считали что: Первична материя Первично сознание Материя и сознание возникли одновременно
1. стихийный материализм 1. объективный идеализм Сознание или нечто духовное существует вне природы человека. Существует рациональный и иррациональный идеализм.
представители Гераклит, Демокрит Платон, Гегель Декарт
2. материализм нового времени 17-18 век 2. субъективный идеализм. Первична идея (дух, сознание). Но они ставят мир в зависимость от сознания и сводят мир к комплексу наших ощущений
представители Дидро, Гольбах, Ламерти Беркли, Авенариус, Мах, Юмм
2.1 солипсизм (крайняя степень субъективного идеализма). Его представители не допускают существование какой-либо реальности вне человека: «Весь мир существует постольку, поскольку есть я».
3. материализм нового времени
представители Маркс, Энгельс, Ленин

Гносеологические. и агностики

Структура Ф – то структурные элементы, которые считаются философской

проблематикой: онтология - наука о бытии, гносеология – наука о познании,

космология, этика, - наука о правилах и нормах поведения, логика, социальная

философия.

Бытие. Материя.

Формы бытия:

1. бытие вещей, тел делится на

· вещи, тела, созданные природой

· вещи, тела, созданные руками человека.

2.бытие человека

· человек в мире тел, вещей

· бытие собственно человека

3. бытие духовное:

· общественное

· индивидуальное

4. бытие социальное:

· общественное

· индивидуальное

Антитезой бытия или «нечта» является ничто или небытие. Небытие – это понятие

относительное, ибо в абсолютном смысле небытия нет.

Понятия материи и формы относительны. Так, кирпич - это материя для построения здания. В свою очередь, кирпич как тело, имеющее определенные свойства, есть форма для глины, из которой он приготовлен. В природе все находится в движении. Движение, по Аристотелю, - это изменение вообще, а не только изменение положения вещей в пространстве. В общем случае движение, по Аристотелю, - соединение материи с формой, возникновение какой-либо вещи.

В природе действует причинность. По Аристотелю, следует различать четыре вида причин. Во-первых, это материальные и формальные причины. Это, если можно так сказать, причины, присущие самим вещам. Как пишет Аристотель, «причина в одном смысле обозначает входящий в состав вещи, из которого вещь возникает как бы, например, медь для статуи и серебро для чаши, а также их более общие роды». Во-вторых, под причиной следует понимать то, что определяет сущность вещи, - суть бытия. «В другом смысле так называется форма и образец, иначе говоря - понятие сути бытия, и более общие роды этого понятия, а также части, входящие в состав такого понятия.

Первые попытки определить понятие «материя» были предприняты в древней философии. Античные мыслители-материалисты отождествляли материю с каким-либо конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксвмен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Аристотель под материей понимал совокупность четырех «стихий» (начал) - огня, воды, воздуха и земли. Попытку преодолеть подмену материи одним из видов вещества предпринял Анакснмандр, который первоосновой всего существующего считал «алейрон» - бесконечную, неопределенную, беспредельную меняющуюся субстанцию.

В философии Нового времени (XVII-XVIII вв.) материю понимали как некое однообразное, отличное от конкретных тел вещественное начало (субстанция), наделенное такими свойствами, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и т.п. По Ф. Бэкону, материя - совокупность частиц, а природа - совокупность материальных тел. Для французских материалистов (Гольбаха, Дидро и др.) материя - система всех существующих тел, которые вызывают наши ощущения. У Фейербаха материя - это природа в многообразии всех своих проявлений, включая человека как биологическое существо.

По мере развития философии и науки понятие материи постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты, но одновременно становится все более абстрактным. В диалектико-материалистической философии материя (объективная реальность) есть философская категория, выражающая ее существование вне, и независимо от сознания и отр

Философия – это наука о законах развития природы и общества. Есть разные определения: как наука, как форма мировоззрения, как особый способ познания мира или как особый способ мышления. Единого определения не существует. Предмет философии изменчив. Он меняется каждое столетия из-за изменений в культуре и обществе. Первоначально, в это понятие входили знания о природе, космосе и человеке. С развитием общества объект этой науки расширился.

Что такое философия

Аристотель первым представил философию как отдельную область теоретического знания. До 16 века она включала в себя множество направлений, которые потом начали отделяться в отдельные науки: математика, астрономия, химия, физика, биология. Сейчас эта наука включает в себя логику, метафизику, онтологию, эстетику.

Цель этой науки заключается в том, чтобы увлечь человека высшими идеалами, дать ему правильное представление о совершенных ценностях.

Считается, что первым придумал термин «философия» Пифагор, а само слово впервые появляется в диалогах Платона. Термин зародился в Древней Греции.

Понять эту науку многим сложно, поскольку многие философы противоречат друг другу в глобальных вопросах, существует много взглядов и школ. Идеи этой науки понятны не каждому, и в ней легко запутаться.

Философия решает такие вопросы, как: «Можно ли познать мир?», «Есть ли Бог?», «Что такое хорошо и плохо?», «Что первично: материя или сознание?».

Предмет философии

Сейчас фокусом этой науки являются человек, общество и познание. Фокус зависит от того, какие вопросы актуальны для философов в определенную историческую эпоху.

Человек

Человек – главный объект философии, который изучается с момента ее появления. Люди интересуются собой, своим происхождением и законами развития. Хотя, природу человека изучают уже долгое время, все еще есть нераскрытые загадки и вопросы ученных.

В Средневековье, природу человека объясняли при помощи религии. Сейчас, когда религия не играет такой большой роли в обществе, ищут другие объяснения. Также человека изучает биология, которая дает представление о протекающих внутри тела процессах.

Длительное изучение человека привело к трем выводам:

  1. Человек – высшая форма развития, так как обладает речью, умеет создавать орудие труда, мыслит. На первом этапе развития философской мысли, человека изучали как самое умное существо на планете.
  2. На следующем этапе, философы изучали историю развития человечества в целом, выявляли закономерности.
  3. На третьем этапе, каждый человек изучался в отдельности.

Эти этапы привели к формированию понятий «личность» и «индивидуальность». Хотя человек – один из главных предметов философии, тема до конца не изучена и остается актуальной.

Общество

Философы изучают правила и принципы, принятые в обществе, тенденции его развития и зарождающиеся в нем идеи.

Существует два подхода к изучению общества:

  • изучение производства и получения материальных благ;
  • изучение духовной части общества.

Важным правилом является – оценка личности при изучении общества. На основе возникающих вопросов возникло несколько течений:

  1. Марксизм, последователи которого считают, что человек – это продукт общества. Путем установления правил, привлечения к общественной трудовой деятельности и контроля формируется моделиь поведения и уровень культуры отдельного индивида.
  2. Экзистенциализм. Согласно этому течению, человек – существо иррациональное. Изучение общества происходит без изучения отдельных индивидов. человека – уникальное явление, а интуиция – основной метод постижения действительности.
  3. Кантианство. Основоположник этого течения – . Это течение предполагает, что в обществе так же, как и в природе, есть свои принципы и правила развития. Эти правила разные в отдельные эпохи и зависят от человеческих потребностей.

Течения также возникают вследствие различных исторических событий и изучают актуальные на тот момент проблемы.

Познание

Это самый сложный объект философии, так как есть разные методы познания. Они постоянно совершенствуются, поэтому их изучение – сложный процесс. К методам познания относят:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • наблюдение;
  • другие.

Познание делится на научное и эмпирическое. У каждого вида свои методы.

Основная проблема заключается во взаимоотношении мира и человека. Раньше, эти взаимоотношения объяснялись при помощи религии или мистики. Сейчас они объясняются при помощи науки.

Развитие предмета философии

То, что изучает философия в конкретный момент времени, зависит от развития общества и его потребностей. Так, выделяют четыре этапа в развитии объекта этой науки:

  1. Предметом первой тысячи лет до нашей эры являлось разработка идей о появлении мира и людей. Люди интересовались тем, откуда появился мир, и откуда появились они.
  2. В 1-4 веках нашей эры появляется религия, и фокус кардинально меняется. На первый план изучения встают отношения человека и Бога.
  3. В Средневековье философия была главной наукой и влияла на жизнь общества. Каких-то резких изменений в этот момент не было, поскольку люди были солидарны в своих точках зрения. Так происходило, потому что инакомыслие было наказуемо.
  4. Развитие объекта изучения возобновляется в новое время. На первый план выходит мысль о различных вариантах развития человечества. В этот период люди надеялись, что философия объединит в себе всю информацию о мире и месте человека в нем.

На протяжении этих этапов менялась жизнь людей, происходили разные исторические события, которые формировали объект науки и влияли на его развитие.

Предмет прошел три стадии эволюции, ведь первоначально люди не могли объяснить многие явления. Но постепенно наши знания о мире расширялись, а объект изучения эволюционировал:

  1. Космоцентризм является первой стадией. Все события, которые происходили на земле, объяснялись влиянием космоса.
  2. Теоцентризм – это вторая стадия. Все, что происходило в мире и жизни людей, объяснялось Божьей волей или мистическими высшими силами.
  3. Антропоцентризм – третья стадия. На первый план выходят проблемы человека и общества, их решению уделяется большее внимание.

На основании этих стадий, удается проследить и развитие человечества. В самом начале, из-за отсутствия достаточных знаний о мире, люди пытались объяснить все влиянием космоса – непонятной для них материей. По мере развития религии, жизнь общества сильно меняется: люди стараются быть богопослушными, и религия занимает в их жизни значительное место. В современном же мире, когда знаний о мире достаточно, а религия не занимает такого большого места в жизни людей, проблемы человека выходят на первый план.

Предметы осмысления действительности

Все мы, в процессе своей жизни, познаем окружающий нас мир. Философия выделяет 4 предмета осмысления действительности:

  1. Природа – все, что создано без участия человека. Природа стихийна и непредсказуема, она существует в независимости от существования человека: даже если он умрет, мир продолжит существовать.
  2. Бог – понятие, которое объединяет в себе представление о потустороннем мире, сверхъестественных силах и мистике. Богу приписываются возвышенные качества, такие как: бессмертие, вездесущность и всемогущество.
  3. Общество – это система, которая создана людьми и состоит из институтов, классов и людей. Общество не может существовать естественно, как в случае с природой, и для его поддержания необходима работа человечества.
  4. Человек – существо, которое является центром существования. В человеке есть божественное начало, которое заключается в способности творить и создавать. Также человек обладает врожденными качествами, что связывает его с природой. Некоторые же качества развиваются под влиянием среды и окружения, что делает человека социальным существом.

Эти четыре элемента мы познаем в процессе изучения окружающего мира вокруг нас и формируем о них свое представление. Философия также изучает эти четыре элемента и фокусирует внимание на их природе и законах развития.

Объект философии – всегда будет меняться. Если сейчас на первом плане стоят проблема человека и человечества, то в следующем веке ситуация может поменяться. Философия – наука, которая наиболее подвержена влиянию социальных факторов и исторических событий. Специфика философии заключается в изменчивости и двойственности.

Объект в философии – это предмет философии, рассматриваемый внутри природы вещей и оцениваемый вне зависимости от того субъекта, который познает.

Нельзя, конечно, рассматривать объект вне зависимости от субъекта, даже если речь идет о философском учении. Вместе с тем многие мыслители старались отыскать такие объекты философии, которые были бы абсолютно самостоятельными.

Объект философии – это не что иное, как универсум, то есть окружающий мир и та реальность, в которой он существует. Особенное внимание в философском учении уделяется человеку, считающемуся предметом философии.

Что является объектом в философии?

Объектом философии является объективная реальность, заключающая в собственных пределах человеческую жизнь. Под видом реальности же выступает все существующее в различных видах (не только явных). Другим ее определением в философии может быть понятием «бытия».

Когда бытие проявляется для физических чувств, то оно может именоваться действительностью. Та же часть бытия, которая не была проявлена, называется реальностью. Сама реальность считается скрытой, однако умопостигаемой. Это обеспечивает ее универсальность. Единое бытие, таким образом, составлено из сторон:

  • Реальности, являющейся причиной и условием изменения действительности;
  • Действительности, являющейся той же реальностью, которая проявляется в пространственных и временных очертаниях.

Получается, что действительность управляется умопостигаемой реальностью. Изменчивость бытия, составленного из реального и действительного, способствует возникновению вопроса о закономерности изменчивости бытия. Изменение окружающего мира происходит в ритмичном порядке – даже если говорить о физических законах.

Вот одной из задач философского познания и является рассмотрение причин постоянного изменения окружающего мира. Когда познание может прогнозировать варианты, связанные с развитием действительности в будущем, оно может называться мудростью. В сущности, мудрость является знанием, которым обладает закономерно развивающееся бытие в самых разных областях. Таким образом, постигается «невидимое» и осуществляется подготовка к будущему.

О предмете философии

Не зря неофициально философскую науку называют любовью к мудрости. Если говорить о том, что является объектом философии , то здесь в этом качестве выступают знания о действительности, которая объективно изменяется. Так определяется «внешняя» мудрость, которая проявляется в человеческом отношении к миру, который его окружает.

Предметом данной науки является знание о различных принципах, а также закономерностях той реальности, которая постигается умом и рождает «внутреннюю» мудрость. Обнаружение «внутренней мудрости» возможно в том отношении, который человек проявляет по отношению к самому себе.

Общие принципы познавательных процессов определяются единством внутренних, а также внешних отношений человеческого индивида к окружающему миру. Таким образом, философия оказывается внешним проявлением философской мудрости. Сама же мудрость – это внутреннее философское содержание.

Когда говорят о том, что является объектом изучения философии, рассматривают действительность отношения человеческого индивида и окружающего мира. Для выяснения специфики философского предмета, выясняется угол зрения, под которым осуществляется отображение изучаемого явления.

Прежде всего, акцент ставится на сущности изучаемых отношений, их первоначалах, специфике мирового устройства, взаимосвязях. Выходит, что предмет философии – это ее же объект, связанные с отношением между окружающим миром и человеком, рассматриваемый вместе с мировой и человеческой сущностью. Изучаются возможности для преобразования человеческой личности, структура мира, в котором человек обитает.

На различных исторических этапах философский предмет мог представить не в полной целостности, а именно так, как на тот момент требовалось ему предстать для освоения окружающей действительности.

Сначала мыслители задавались только вопросами первоначал окружающего мира, его устройства и структуры, теми или иными его сторонами. Впоследствии, на основе результатов размышлений формировался смысл бытия, рассматриваемый философами в качестве одной из основных задач.

Хотя всегда отмечалось многообразие подходов, связанных с отношением между человеком окружающим миром, появлялась потребность в целостном представлении про мир и собственное «я». Подобный подход обуславливался спецификой человеческой жизни.

Решение проблем, касающихся практической человеческой деятельности, зачастую оказывается невозможным без наличия философски обоснованных представлений о целостности окружающего мира. Собственно, никакая деятельность и невозможна без непосредственного существования мира.

Задачи философии

Отсюда вытекают такие важные задачи, существующие для философской науки, как:

  • Обозначение природы окружающего мира.
  • Обозначение социальных и личностных интересов по отношению к миру, их характера и даже направленности.
  • Историческое социальное развитие.

Для решения вышеуказанных задач философия предлагает несколько подходов. Например, людям необходимо считаться с тем, что существует объективный мир, имеющие объективные закономерности, природные связи. Основой этого мира является материальное начало,а сам человек представляет собой часть окружающего мира.

Виды объекта философии

Существуют различные виды объекта философии , связанные с тем, что сама философская дисциплина является многосторонней и многогранной. Соответственно, и изучаемый объект не может быть единственным. Пожалуй, более всего внимание обращается на человека, социум и окружающую природу, как достойные предметы изучения, их закономерности и взаимосвязи.

Вне зависимости от уровня своего развития общество не представляет собой однородную совокупность различных индивидов, поскольку связано с отношениями между абсолютно разными социально-историческими общностями. Каждая такая общность имеет собственные качественные характеристики, которые необходимо регулярно изучать и анализировать.

Философская наука характеризует социум в качестве динамической системы, которая саморазвивается. При серьезных изменениях он все равно продолжает сохранять собственную сущность, а также показатели качественной определенности.

Начальные представления, рассказывающие про системность в окружающей природе и социуме, встречаются уже в трудах некоторых античных мыслителей, когда они говорили о том, что бытие упорядочено и целостно. Из философов нового времени, занимающихся данными вопросами, следует отметить Конта, Спенсера, Дюркгейма, Маркса, Вебера и так далее.

Сам по себе социум является социальной системой, которая может развиваться сама по себе,а существует за счет человеческой деятельности. Собственно, именно в человеческих материальных или духовных взаимоотношениях и следует искать настоящий системообразующий социальный фактор.

Социальные системы

Характеристиками социальной системы являются:

  1. Открытость;
  2. Согласованность подсистем.
  3. Неравновесность.

Динамика социальных систем может описываться посредством использования специальных моделей. Иногда в роли социальных систем могут выступить некоторые элементы общества, являющиеся его подсистемами, вроде тех или иных областей общественной жизни, взаимосвязи человека и социума, этнических групп, государственных союзов.

Такие подсистемы объединяются за счет различных рабочих взаимодействий и отмечаются наличием процессов:

  • Самостоятельной регуляции;
  • Самостоятельного воспроизведения;
  • Самостоятельного структурирования.

Общество в роли социальной системы может характеризоваться согласованностью между подсистемами, открытостью и даже непредсказуемостью, поскольку существует несколько вариантов его развития.

Если рассматривать природу, как объект философии, то данный термин используется наукой сразу в нескольких интерпретациях:

  • Чтобы обозначить все существующее.
  • Чтобы определить внечеловеческую реальность (мир, существующий вне зависимости от антропологического фактора).
  • Как синоним термину «сущность».

Представления древних

Что касается представлений древних, то природа ними соотносилась с людьми, люди поэтому задумывались о том, какой сущностью наделены психические процессы и постепенно начали использовать анимизм, связанный с уверенностью с существовании человеческой души . Можно еще отметить такое определение, как гилозоизм, когда душой наделялся полностью окружающий мир.

Именно эти мировоззрения послужили последующему формированию рационалистических представлений о том, что представляет собой природа. Так появилось понятие «логоса», то есть всеобщего закона, который способен управлять миром. Он управляет и природой и человеком. Но человеческий разум изначально оспаривал право на самостоятельное преобразование природы.

Современная философия

При изучении строения современного материального мира прибегают к использованию системных подходов, предполагающих, что необходимо рассмотрение любых объектов природы в качестве сложных образований. Собственно, выработка самого понятия «система» в свою очередь и была необходима, чтобы обозначать составную целостность объектов. При этом акцент также ставится на наличие взаимосвязей между системными элементами.

Само определение «элемента» предполагает присутствие неделимого компонента в пределах системы, но только по отношению к представленной системе. Если анализировать отношения элемента к остальным системам, то здесь представлена уже достаточно комплексная система.

Системная целостность может подразумевать возникновение новых интерактивных свойств после того, как составные части образуют общую систему. В природе и философском ее понимании такие системы могут быть представлены микромиром, макромиром, а также мегамиром.

Человек как объект философии

Человек как объект познания в философии рассматривается не только в социальной, но и в родовой совокупности. Если изучать сущность человека через призму философии, возникает достаточно большое количество вопросов, затрагивающих человеческую сущность, познаваемость или непознаваемость явления, универсальность, доминирование биологической или же социальной человеческой природы, эволюционные начала и системы, связанные с человеческими ценностями.

Философская антропология, занимающаяся ответами на данные вопросы, развивается с древних времен и продолжает развиваться наряду с развитием социоприродных областей человеческого обитания и непосредственного развития самого человека.

Соответственно, следует говорить и о сегодняшней актуальности и даже злободневности данного вопроса. Причем, такая актуальность порождена не конъектурными особенностями, а результатом человеческой деятельности (в хозяйстве, экологии, социуме и так далее).

Объект исследования в философии

Центральным объектом исследования философии является мир в качестве единого целого, благодаря чему определяется общих взгляд на окружающий мир. В качестве же философского предмета рассматриваются закономерности, характеристики, а также формы бытия, которые действуют во многих материальных и духовных сферах.

Нельзя не говорить о тесной взаимосвязи философской науки и человека. В частности, можно отмечать следующие исторические периоды, связанные с развитием тех или иных точек зрения на проблему человека и его роль в окружающем мире:

  • Сначала уровень понимания проблемы воспринимался, как методологически исходный философский принцип. Человек рассматривался в роли главного объекта или предмета философствования, определялась важность такого принципа.
  • Уровень философского осмысления человеческого индивидуума. Рассматривается самостоятельность человека для философской рефлексии, применяются средства глубинного анализа при изучении проблемы человека.

Получается, что проблема человека во все времена находилась в глубине философских исследований, вне зависимости от проблем, которыми эта наука была занята.

Выделяются еще такие периоды философского изучения проблемы человека, как центрального объекта философствования:

  • Рассматривание проблемы метафизическими средствами (античными представителями);
  • Рассматривание проблемы теологическими средствами (средневековыми мыслителями);
  • Анализ проблемы посредством математических и механических методов (философами нового времени);
  • Рассматривание человеческой проблемы биологической наукой.

Чтобы человек мог быть исследован, как сложный объект для познания, был выработан комплекс понятий, благодаря которому определяется человеческая природа и сущность, смысл человеческого существования.

В первую очередь, человек представляет собой самый высокий уровень среди живых организмов, обитающих на нашей планете. Кроме философии он является субъектом и объектом изучения многих наук и видов деятельности, включая культуру, а также историческую деятельность.

Философские понятия о человеке

Не следует забывать о родовой категории такого понятия, как человек, поскольку одно определение может выражать общие характеристики рода или же социализированного индивида. Данное понятие объединяет различные характеристики человека, включая социальные и биологические.

Определение «индивид» используется при изучении отдельной человеческой единицы в философской науке. Индивидуальность здесь рассматривается в качестве комплекса самобытных черт и качеств, которыми индивид обладает.

Личностью являются социальные характеристики, которыми обладает индивид и которые он приобрел при воспитании, духовном развитии или общественном взаимодействии. У личности обязательно присутствуют динамические черты, так как статической она быть просто не способна.

Человеческая природа изначально предполагает активность и деятельность, так как человек волен самостоятельно творить собственную судьбу, а также творить мировую историю и культуру. Что касается деятельности, то ее можно рассматривать в качестве метода человеческого существования в роли творческого индивида (речь идет не обязательно о культурном творчестве, но человек рассматривается в роли исторического и жизненного творца).

Жизнь заставляет индивида постоянно меняться и определенным образом менять тот мир, который его окружает. Соответственно, у людских способностей наличествует характер конкретной историчности, которые меняются в процессе деятельности.

По мнению того же Маркса внешние человеческие чувства формировались под воздействием труда и индустрии. Деятельность делает человека более пластичным и гибким, дает ему физическую энергию и возможности для постоянного поиска.

Причем человек имеет не только социальный, нот также биологический механизм, ответственный за наследование. Например, социальное наследование проходит в процессе социализации, то есть личностном становлении, которое осуществляется через воспитательные процедуры.

Еще человек не может без коллективного жизненного образа, так как только подобная деятельность позволяет ему создавать и развивать основные собственные характеристики. Богатый человеческий ум и его эмоциональный мир определяются широтой его коммуникационных возможностей и взаимодействием с остальными индивидами.

Людям подвластно создание собственных орудий труда и последующее их совершенствование. С опорой на нравственные нормативы, человек регулирует свои взаимоотношения.

Эволюция философских взглядов

Необходимо отметить постоянные изменения взглядов разных мыслителей на человеческое существо в разные исторические периоды. Развитие философских взглядов прослеживается с ранних эпох. Причем, взгляды постоянно менялись и были склонны к эволюционированию.

Можно акцентировать внимание на следующих философских подходах, помогающих определить человеческую сущность:

  • Субъективистский, когда изучается внутренний человеческий мир.
  • Объективистский, когда человек рассматривается в качестве носителя внешних жизненных условий.
  • Синтезирующий, когда человек рассматривается в качестве союза субъективных и объективных причин.

Среди последователей вышеуказанных подходов разделяются такие определения, как человеческая сущность и человеческая природа или же не разделяются.

Основным объектом познания в философии является человек и все, что только может быть связано с ним: это отношения с окружающим миром, закономерности развития и существования. Также роль еще одного объекта познания в философской науке играет мир в качестве единого целого, благодаря чему определяется общих взгляд на окружающий мир.

Человек как объект познания в философии

Необходимо отметить, что вопрос о человеке занимает одно из самых важных мест в философской науке. В частности, ставятся такие важные проблемы, как значение человека в современном мире, его точное место в социуме.

Сам же раздел философии, занимающийся решением вышеуказанных вопросов, называется философской антропологией. Проблемы же, связанные с человеком, оказываются важны потому, что одной из целей философии также считается решение мировоззренческих вопросов, связанных со свободой человека, его местом в социуме и перспективами человеческого развития.

Решать же такие проблемы необходимо потому, что человек является творцом общественной истории, субъектом многих форм деятельности. Соответственно, понимание его сущности практически гарантирует понимание того или иного исторического процесса.

Об ответственности человека

Поскольку глобальные проблемы в современное время продолжают обостряться, человек становится еще более ответственным за собственную деятельность. Прежде всего, он отвечает за то, чтобы сохранять земную природу. Философский же подход специфичен потому, что здесь человеческая личность рассматривается в качестве целостности, немало внимания уделяется связям человека с окружающим миром.

Интересно, что те же античные мыслители (например, Аристотель) не зря называли человеческое существо общественным животным, поскольку так они обозначали его главную сущность. Много позже Плеханов уточнял, что человек представляет собой, действительно, общественное существо, которое может производить и эксплуатировать орудия труда, способствовать изменениями окружающего мира, использовать собственное сознание в качестве функции головного мозга, применять в своих целях членораздельную речь.

В сущности, можно будет правильно говорить о том, что в человеке соединяется природное с социальным. Решатся же такой вопрос мог абсолютно по разному, в зависимости от философского учения:

  • Натуралистическое отношение к человеку;
  • Социологическое.

Натуралистические подходы связаны с преувеличением человеческого природного начала, которое непосредственно влияет на человеческую жизнь. Такой пример можно, например, отыскать в учении социального дарвинизма, когда закономерности эволюции был просто-напросто перенесены в социальные законы.

Человеческая природа, согласно представителям натуралистического подхода, никогда не меняется. Основа человеческой природы может быть:

  • Физической;
  • Генетической;
  • Естественной.

Общность подобного основания заметна хотя бы в том, что человеческое существо, как и животные, нуждаются в употреблении пищи, в кислороде. Человеческое здоровье определяется основой организма. Без этого социальные функции и их реализация оказываются невозможными.

Естественная основа подразумевает рассматривание человека в качестве природного явления, который является зависимым от нее. Это, кстати, дополнительно подчеркивает важность экологической проблемы. Человек способен осознавать собственную роль, анализировать свой жизненный смысл, понимать конечность собственного бытия.

Достаточно важным фактором, необходимым для понимания человеческой сущности, оказывается религия. В контексте философии религиозные вопросы всегда считались важными, а средневековую эпоху – тем более.

Что касается взглядов философов нового времени на человека, то они достаточно многообразны. Вместе с тем немало мыслителей полагают, что человеческая сущность заключается в адекватной способности отличить прагматичное от целостного. Реальному миру нужна прагматичная и адекватная оценка.

Выводы об объекте философии

Как мы видим, объектом философии является окружающий мир, а ее предметом – человеческий индивид. Явственной оказывается взаимосвязь между объектом и предметом, закономерности которой тоже рассматриваются и изучаются философским учением.

В различные эпохи разными философскими течениями тот же человек и его предназначение рассматривались отлично друг от друга. Вместе с тем определенная общность, связанная с основным местом человека сохранялась.

Возникновение философии стало историческим поворотом в духовной жизни общества. Он означал разрыв с мифологическими представлениями о существовании человека и мира, религиозно-нравственными представлениями о них и предметно-образным мышлением па пользу теоретико-понятийного мышления. Философия призвана отвечать па вопрос, что на них не может дать ответ ни одна наука. В теоретических построениях философия опирается на данные науки, но вместе с тем показывает основные направления ее развития, является надежной методологической базой ее исследований. Научно-теоретический и практически-духовный аспекты мировоззрения в философии объединены органично и целесообразно. Шаг за шагом философия с элитарной формы культуры превращается в сердцевину образа жизни и мышления каждого человека цивилизованного демократического общества.

Появление термина "философия" связывают с именами двух известных мыслителей Древней Греции: по одним источникам - Гераклита (530-470 до н. Э.), В других - Пифагора (580-500 до н. Э.). Этот термин переводится с греческого языка как "любовь к мудрости", что понять без объяснения и глубокого научного анализа невозможно.

Любое системное знание имеет объект и предмет. Под объектом понимается то, что в исследовании противостоит субъекту, то есть сознания, внутреннему миру людей, как реальность в ее практически-преобразовательной и познавательной деятельности. Предметом считается определенная целостность, выделяется из объекта, те его аспекты, части, свойства, которые изучаются. В одном объекте могут иметь свой предмет многие науки. Например, природу, как объект познания, изучают физика, химия, астрономия, естествознание в целом, причем каждая из них исследует в природе свой аспект или предмет. Так, биология изучает общие и частные закономерности жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособления и т.д.); биогеохимия - химический состав живого вещества и геохимические процессы в биосфере Земли, происходящие с участием живых организмов; агрометеорология - метеорологические, климатические и гидрологические условия выращивания сельскохозяйственных культур и т. д. Очевидно, что противопоставление предмета и объекта изучения в общепознавательных плане неправомерно. Основное отличие предмета от объекта заключается в том, что предмету относятся только главные, существенные с точки зрения конкретного исследования, свойства, качества и признаки объекта. По философы, то ее объектом всегда были и есть:

1) природа и сущность мира;

2) природа и сущность человека;

3) взаимоотношения между миром и человеком.

Философия - исторически подвижный и конкретный. Он постоянно совершенствуется, уточняется и изменяется. Эти процессы происходили и происходят по двум основным путям: "ответвлением", то есть отделением от различных систем знаний по мере их накопления, и "самоопределением".

В древнем мире философия рассматривалась как "наука наук", объединение всей суммы внерелигиозного знаний, искусства и тогдашних знаний об общих правилах и нормах поведения людей. Так, Аристотель (384-382 до н. Э.) Выделял в философии теоретическую (умозрительную), практическую и поэтическую (творческую) ее части. Цель теоретической философии он определял как "знание ради знания", включал в нее математику, физику и "первой философии", или метафизику. У последователей Аристотеля название "метафизика" (то, что после физики) превратилась па синоним философии. Теперь этим термином обозначают также и онтологию и общий метод, противоположный диалектике. Целью практической философии Аристотель считал "знания ради деятельности" и включал в нее этику, экономику и политику, а поэтической - "знание ради творчества", то есть поэтику, риторику, искусство.

Понимание предмета философии как "науки наук" сохранялось на протяжении длительного исторического времени. Даже в середине XVII в. выдающийся французский философ и математик Р. Декарт утверждал: "Вся философия подобна дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, которые состоят из трех главных: медицине, механике и этики ". Великий ученый И. Ньютон свое произведение по механике назвал "Математические начала натуральной философии" (тысяча шестьсот восемьдесят семь), К. Линней - по основам ботаники - "Философией ботаники" (175И), а Ж.-Б. Ламарк - по биологии - "Философией зоологии" (1809).

Постепенно от философии отпочковывались и приобретали относительной самостоятельности такие науки, как механика земных и небесных тел, астрономия, математика, физика, биология и др. Одновременно самовизначалась и сама философия. Уже у стоиков (IV в. До н. Э.) Философия начиналась с логики, а этика считалась главным учением по осмыслению судьбы людей и их отношение к вечному и бесконечному миру. Основоположник немецкой классической философии Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты, а ведущая фигура этой философии Гегель - как систему диалектической логики, философии природы и философии духа, в которой вип понимал комплекс философских учений о государстве и праве, всемирную историю, искусство, религию и саму философию. Представитель материалистического направления в немецкой философии Л. Фейербах считал единственным, универсальным и высшим предметом философии учение о человеке, а основатели марксистской философии К. Маркс и Ф. Энгельс доказывали, что предметом философии является общие законы развития природы, общества и сознания людей.

Наполнение предмета философии новым содержанием продолжается и сейчас, потому что философская мысль - ЦС учение о вечном. В течение всей своей истории она развивается и обогащается, но сохраняет одновременно преемственность познанного. Объект ее изучения неисчерпаем. Он реализуется в предмете, который включает:

Онтологию - учение о бытии;

Гносеологии - учения о познании;

Аксиологии - учение о природе ценностей и их место в реальности, о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и содержанием личности;

Методологию - учение о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности;

Логику - учение о средствах доказывания и опровержения, о общезначимые формы и средства мышления, необходимые для рационального познания;

Социальную философию - учение об обществе и личность;

Этику - учение о морали как форму общественного сознания;

Эстетику - учение о прекрасном, отношение человека к миру с точки зрения совершенства - несовершенства, прекрасного - недостойного, трагического - комического и его художественной деятельности;

Философские вопросы науки вообще и отдельных наук.

Итак, философия - это теоретическое миропонимание, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, система ее обобщенных взглядов на мир в целом и свое место в нем. Объектом изучения философия утверждает ценность человека как личности, гуманизм общественных отношений, социальный прогресс и научное творчество. Философская мысль является научно-теоретической и духовно-практической мнением о вечном. Объект философского осмысления остается, он существует всегда. Вместе с тем философская мысль постоянно отражает потребности времени, влияет на умы и сердца современников. Многочисленные направления, течения и школы в философии являются наследниками ее предмета. Влияние философии на жизнедеятельность человека и общества проявляется в ее функциях.

Loading...Loading...