Абу ханифа хадисы про женщин. Знания имама абу ханифы в области хадисов

Имам Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) в своих суждениях избегал любой подражательности. Это хорошо понимал его учитель Хаммад ибн Сулейман. Тем более что Абу Ханифа спорил с ним по всем вопросам, всегда обо всем подробно расспрашивал, ни одну мысль не принимал до тех пор, пока сам всеторонне ее не продумает. Именно в связи с таким пониманием, вне Корана, сунны и фетв асхаби-кирама он чувствовал себя довольно свободно, считал себя в праве подвергать сомнению утверждения табиинов, и соглашался с ними только проверив их правильность.

В связи с этим, Ибн Абдульбар в своем произведении по названием “Аль-Интика” приводит следующий рассказ Саида ибн Арубы: «Я приехал в Куфу и принял участие на встречах с Абу Ханифой. На одной из них он помянул Усмана ибн Аффана и вознес ему много благодарности. Я сказал ему, что не встречал в этих краях никого кроме него, кто возносил бы благодарности Усману (пусть Аллах будет им доволен)». Как видим, он не старался угодить народу или правителям, не боялся раствориться между правящими кругами и народом, не поддавался воздействию чувства любви или ненависти. Он неукоснительно двигался по известному ему истинному пути.

Сам Абу Ханифа так объяснил свой метод и его применение: «Я глубоко почитаю все, что пришло от Пророка (с.а.в.). К дошедшему от сахабов отношусь избирательно. А что касается всего вне этих пределов – и они люди, и мы люди». В одном из преданий Яхъя ибн Маин говорит, что в беседе с Саури и еще с одним человеком Абу Ханифа сказал: «(Сначала) я посмотрю на книгу Аллаха. Если там не найду, буду действовать по сунне Расульуллаха (с.а.в.). Если и там не найду, буду смотреть на слова сахабов Пророка (с.а.в) и оттуда возьму то, что мне нужно. Однако если вопрос дойдет до Ибрахима, Шаби, Хасана, Аты, то я тоже буду совершать иджтихад, как и они».

Это и есть тот метод, на котором по его собственным словам он построил свой мазхаб. Конечно же, это вовсе не значит, что он совсем не брал во внимание утверждения табиинов. Он делал лишь выбор среди их высказываний. В большинстве случаев он отдавал предпочтение взглядам Ибрахима ан-Нахаи, как родоначальника иракского направления в фикхе.

Даже можно выразиться и таким образом: когда он не мог определить свою позицию в каком-то спорном вопросе, он подражал Ибрахиму ан-Нахаи. Хотя некоторые и утверждают, что муджтахиды не должны подражать, но правда состоит в том, что в подобных случаях у всех муджтахидов есть элементы подражания. Более поздние специалисты по методам ханафитского фикха еще более четко определили эти принципы. В соответствии с ними доводы ханафитского фикха строятся в такой последовательности:

2-Мутаватир, машхур и ахад хадисы;

4-Взгляды сахабов, если они полностью не противоречат киясу;

5-Кияс, традиция, практика и т. д.

Захид аль-Каусари по-другому рассматривал эту проблему. Согласно Каусари, Ирак вовсе не является бедной областью со стороны распространенности хадисов. Однако у Абу Ханифы отличные от других требования к принятию хадисов. Он не принадлежит к группе тех мухаддисов, которые интересовались только хадисами, их изучением, запоминанием и передачей. Вот что об этом говорит Каусари в своей книге под названием “Таниб-уль-Хатип” (стр. 152-154): «Те, кто делает предположения о том, что Абу Ханифа знал мало хадисов, не соглашался с хадисами и брал слабые хадисы, не знают, какие требования выдвигали имамы к принятию хадисов, и взвешивают уровень знаний имамов-муджтахидов на весах с испорченными гирями.

У Абу Ханифы имеется ряд сформулированных принципов для принятия заключения о каком-либо предписании. Те, кто его обвиняют, понятия не имеют об этих принципах. Самые важные из этих принципов следующие:

1- Имам Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) принимал во внимание переданные заслуживающими доверия людьми сообщения, которые не противоречили более сильным по сравнению с ними доводам.

2- Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) оценивал ахад хадисы в соответствии с общими основами, выработанными им в результате подробного изучения всех источников исламского права. Если ахад хадисы противоречили этим основам, то из двух доводов он выбирал более сильный. Давая предпочтение упомянутым основам над противоречащими хадисами, он исходил из того, что эти сообщения являются исключением. В произведении Тахави под названием “Магани-аль-Асар” приведено много примеров на эту тему. Здесь не отвергаются сахих хадисы. Напротив, имеется противодействие только тем хадисам, которые по мнению муджтахида являются второстепенными и слабыми.

3- Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) оценивает ахад хадисы в соответствии с общими суждениями и с прямым значением выражений Корана. Тут есть одно положение, требующее внимания. Имам Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) приводит такой пример: в соответствии с хадис-шарифом «таваф вокруг Каабы является намазом» нельзя делать таваф без омовения. Однако в аяте «пусть совершают таваф» слово “таваф” употребляется в точном и узком значении. И делает фарзом только совершение тавафа. В дополнение к нему не делает фарзом или ваджибом совершение омовения. Когда говорится, что надо поступать в соответствии с аятом, а не с хадисом, имеется в виду следующее: аят устанавливает категоричное предписание, а хадис говорит о предположительном.

В данном аяте указано, что омовение в период тавафа не является фарзом. Поскольку хадис сообщает лишь о предположительном, он не может спорить с аятом по поводу обязательного предписания. Однако хадис не отбрасывается полностью. Из-за того, что в нем говорится о предпочтительном, то принятие омовения в период совершения тавафа становится суннатом. Не фарзом. То есть, в аяте закрепляется фарз, а в хадисе суннат.

4- Принимая ахад хадисы, Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) обращает внимание тому, чтобы они не противоречили известному суннату, будь то во взглядах или в действиях.

5- Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) , принимая ахад хадис, ставит условием его непротиворечие равному с ним хадису. Года два хадиса не согласуются друг с другом, по некоторым причинам он отдает предпочтение одному хадису перед другим. Имеется ряд особых причин, по которым делается предпочтение в таких ситуациях, например, один из передатчиков хадиса является факихом или обладает более широкими познаниями по сравнению с другим.

6- При принятии ахад хадиса, Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) ставит дополнительным условием, чтобы его передатчик не противоречил другим переданным им самим хадисам.

7- По сообщению Ибн Раджаба (пусть Аллах будет милостив к нему), если Абу Ханифа находил в одном из двух хадисов какое-то различие в плане доказательств или в тексте, то из предосторожности не принимал это дополнение при отсутвии других причин, делающих это необходимостью.

8- Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) не руководствовался одиночным хадисом в тех случаях, когда речь шла об “умуми белва”, т. е. о таком фарзе или хараме, с которыми каждый человек неизбежно сталкивался каждый день или повторяющимися очень часто. В таких ситуациях необходимо, чтобы хадис был машхуром или мутаватиром.

9- Есть еще один принцип Абу Ханифы (пусть Аллах будет милостив к нему) в отношении ахад хадисов – это чтобы ни один из предшественников не подвергал этот хадис критике или порицанию.

10- При наличии отличающихся преданий по вопросам наказаний и ограничений Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) выбирал более легкий вариант.

11- Согласно Абу Ханифе (пусть Аллах будет милостив к нему) непременным условием является способность передатчика хадиса помнить наизусть предание с того момента, когда он его услышал до времени его передачи.

12- В том случае, когда передатчик хадиса не помнит, от кого он его услышал, Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) считает его записи в основном не заслуживающими доверия.

13- Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) среди ахад хадисов отдает предпочтение тем, которые подтверждены другими хадисами.

14- Один из принципов Абу Ханифы (пусть Аллах будет милостив к нему) по поводу хадисов состоит в том, чтобы сообщение не шло вразрез всему тому, что применялось в любой стране или городе, где находились сахабы и табиины. Лейс ибн Сад в своем письме Имаму Малику пишет: «Неправильно, опираясь на слова некоторых более поздних ученых, считать слабыми со стороны доводов часть тех хадисов, которые были приняты Абу Ханифой.

Потому что Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) близко был знаком с положением передавших эти хадисы шейхов. В основном между ним и сахабом было не более двух передатчиков. Знание Абу Ханифой большого количества хадисов становится очевидным из тех доводов, которые он приводит в разных разделах фикха. Эти хадисы находятся в семнадцати муснадах, собранных его выдающимися учениками и другими знатоками хадисов. А кроме того, Хатиб аль-Багдади привез с собой в Шам произведения Ад-Даракутни и Ибн Шахина под названием “Муснад Абу Ханифы”. Эти два муснада не входят в число тех упомянутых ранее семнадцати сборников хадисов. Муваффак аль-Мекки в книге “Менакип” (1/96) пишет: «Как говорил Хасан ибн Зияд, Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к ним) передал четыре тысячи хадисов, из которых две тысячи передал от Хаммада, а остальные две тысячи от других знатоков хадисов».

Каусари, упом. произведение, стр. 89-91.

Захаби «Менакибу´ль-Имам Абу Ханифа»

Именем Всемилостивого и Милостивого Аллаха!

Вся хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение благороднейшему из посланников и печати пророков, нашему наставнику и господину Мухаммаду, благородному и не обученному грамоте пророку, а также его семье и всем сподвижникам!

Исламская умма объединена на том факте, что великий имам Абу Ханифа Нугман ибн Сабит (милость ему Аллаха) – один из четырех имамов (Малик, Шафии, Ахмад и Абу Ханифа, милость им Аллаха, и да будет доволен ими Аллах), за которыми следуют люди.

Все алимы ранней и более поздней эпохи сходятся на том, что эти четыре имама, а также те подобные им муджтахиды, последователи которых со временем вымерли, лишь извлекали нормы исламского права и правила шариата из Книги Всевышнего Аллаха и Сунны Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также того, на что эти два источники указали: консенсуса (иджмы), правовой аналогии (кыяс шараи) и др.

Знание Корана и Сунны – основа иджтихада и процесса извлечения норм. Поэтому муджтахиды были лидерами в знании Священного Корана и чистой Сунны, ведь без этих двух ключевых наук они просто бы не смогли осуществить иджтихад и извлечь нормы и правила.

Если б у них не было знаний о Священном Коране и чистой Сунне, как бы они тогда смогли осуществить иджтихад? Как бы они тогда извлекали правила шариата? Откуда бы им тогда взять эти религиозные решения? Без знания Книги и Сунны не может быть представлена ни религия, ни шариат, ни его правила и решения.

Поэтому, когда того или иного человека определяют как муджтахида, все понимают: он обладает столь колоссальными знаниями о Коране и Сунне, что способен на иджтихад и на то, чтобы быть определенным в качестве муджтахида.

Но несмотря на все это, мы видим, что находятся люди, говорящие плохо об имаме факихов и муджтахидов – имаме и великом табиине Абу Ханифе Нугмане (милость ему Аллаха). Они ложно и лживо заявляют:

– Не было у него никаких знаний чистой Сунны и хадисов пророка (мир ему и благословение Аллаха). А если и было, то очень мало.

Таких людей, хотя их в прежние времена было крайне мало, каждый раз в каждую эпоху опровергали имамы хадисов и Сунны, а также великие и известные специалисты в данной области. Но в последнее время группа, известная своими крайностями и называнием окружающих еретиками и нововведенцами, возросла в своем количестве. В различных регионах мы видим некоторых людей, отпускающих уничижительные высказывания об этом великом имаме, распространяющих необоснованные материалы, беспочвенные мнения и злонамеренную ложь, согласно которой он будто бы был невежественным в области хадисов и Сунны (да убережет нас от этого Аллах). Себя же они при этом называют «ансарами Сунны», «ахль хадис», «салафитами» и «мухаммадитами» в зависимости от ситуации. Но настоящие люди Сунны и хадисов, праведные предшественники и любимцы нашего господина Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) непричастны к тем порочным действиям, которые они осуществляют своими словами и поступками.

Известные имамы хадисов, а также известные ученые данной науки в каждую эпоху опровергали такие лживые, позорные высказывания, приводя хадисы с комментариями. И таких людей было немало.

Многие из них из-за подобных высказываний посвящали книги и специальные трактаты, разъясняя достоинства имама Абу Ханифы (милость ему Аллаха). Среди них:

– имам Ибн Аби Аввам Саади (1) ,
– имам, хафиз Ибн Абдулбарр Малики,
– хадисовед, имам Юсуф ибн Абдулхади Ханбали,
– имам, хафиз Захаби,
– имам, хафиз Зейляи,
– имам, хафиз Али Кари,
– имам, хафиз Кирмани,
– имам Кардари,
– имам Хаджар Макки,
– имам, хафиз Суюти,
– имам Мухаммад ибн Юсуф Салихи,
– имам Мауфак ибн Ахмад Макки
– и др.

В этой короткой статье мы ограничимся тем, что было приведено имамом Шамсуддином Мухаммадом Захаби в «Тазкират хуффаз» – прекрасной книге, посвященной лишь имамам и известным хафизам (2) хадисов. Сам Захаби во введении писал о своей книге так:

«Тазкират» – это имена доверенных носителей пророческих наук и тех, кто ссылается на собственный иджтихад в определении повествований в качестве надежных, слабых, верных или ложных. Аллаха я придерживаюсь, на Него полагаюсь и к Нему обращаюсь.

В своей прекрасной и чудесной книге «Тазкират хуффаз» имам, хафиз Захаби называет имама Абу Ханифу среди главных хафизов хадисов пятого уровня (табакат хамиса):

Великий имам и правовед Ирака Абу Ханифа Нугман ибн Сабит ибн Зута Тейми Куфи родился в 80 г. х. Он не раз видел Анаса ибн Малика, когда тот приехал в Куфу. Ибн Саад рассказывал об этом от Сайфа ибн Джабира, слышавшего это от самого Абу Ханифы.

Он передавал повествования от Ато, Нафи, Абдурахмана ибн Хурмуза Араджа, Ади ибн Сабита, Салямы ибн Кухейля, Абу Джафара Мухаммада ибн Али, Катады, Амра ибн Динара, Абу Исхака и многих других.

У него обучались фикху Зуфар ибн Хузейль, Дауд Таи, судья Абу Юсуф, Мухаммад ибн Хасан, Асад ибн Амр, Хасан ибн Зияд Люлюи, Нух Джами, Абу Мути Балхи и др.

Сам он обучался фикху у Хаммада ибн Абу Сулеймана и др.

От него передавали повествования Ваки, Язид ибн Харун, Саад ибн Сульт, Абу Асим, Абдураззак, Убайдулла ибн Муса, Абу Наим, Абу Абдурахман Мукри и др.

Он был имамом, праведным, знающим, практикующим, помногу совершающим богослужения, личностью великого ранга, тем, кто не принимал подарки от султана, а лично занимался торговлей и добывал себе пропитание.

Как рассказывал Дирар ибн Сард, однажды Язида ибн Харуна спросили:

– Кто более великий факих: Саури или Абу Ханифа?

Язид ответил:

Абу Ханифа – более великий факих, а Суфьян более велик в запоминании хадисов.

Ибн Мубарак говорил:

А Шафии утверждал:

Язид говорил:

Я никогда не видел более богобоязненного и умного человека, чем Абу Ханифа.

Ахмад ибн Мухаммад ибн Касим Михраз приводил слова Яхьи ибн Маина:

Он ни в чем не повинен, и нет на нем никаких обвинений. Язид ибн Умар ибн Хубейра вменил ему пост верховного судьи, но он отказался принять этот пост.

Абу Дауд (милость ему Аллаха) говорил:

Имам Абу Ханифа был имамом.

Бишр ибн Валид приводил слова Абу Юсуфа:

– Клянусь Аллахом, – сказал имам Абу Ханифа, – люди не говорят обо мне того, что я не делаю.

Я (говорит имам Захаби) посвятил главу достоинствам этого имама. Он умер в раджабе 150 г. х. Да будет доволен им Аллах!

Имам, хафиз Захаби в книге «Сияр аглям нубаля» в биографии имама Абу Ханифы (милость ему Аллаха) писал:

И он проявил интерес к поиску хадисов и отправлялся ради этого в поездки. Он был на высоте в отношении фикха и точности представления мнения со всеми его тонкостями. И в этом отношении люди являются его детьми…

Со своей цепочкой рассказчиков он пишет:

Исмаил ибн Хаммад ибн Абу Ханифа рассказывал нам:

Нугман ибн Сабит ибн Марзабан был из числа свободных людей Персии. Клянусь Аллахом, никогда не был он рабом. Мой дедушка родился в 80 г. х. Сабит в малом возрасте был у Али, и тот помолился о баракате для него и его детей. Надеемся увидеть, что мольба Али (да будет доволен им Аллах) за нас принята Аллахом…

Мухаммад ибн Саад Увфи говорил, что слышал слова Яхьи ибн Маина:

Абу Ханифа был надежным. Он передавал хадис, лишь если запомнил его. Незаученные хадисы он не передавал.

Салих ибн Мухаммад приводил высказывание Яхьи ибн Маина:

Абу Ханифа был надежен в хадисах.

Ахмад ибн Мухаммад ибн Касим ибн Михраз передавал от Ибн Маина:

Нет ничего плохого в отношении Абу Ханифы.

И он однажды сказал:

Мы считаем его одним из людей истины. Его никогда не обвиняли во лжи. Ибн Хубейра вменил ему пост верховного судьи, но он отказался занять этот пост.

Шуайб ибн Аюб Сарифини передавал рассказ Абу Яхьи Химмани:

Я слышал слова Абу Ханифы:

– Я видел сон, испугавший меня. В нем я копал могилу пророка (мир ему и благословение Аллаха). После этого сна я поехал в Басру и велел человеку спросить об этом Мухаммада ибн Сирина, и тот сказал: «Этот человек раскроет хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха)».

Хадисовед Махмуд ибн Мухаммад Марвази передавал рассказ Хамида ибн Адама об услышанных словах Абу Вахба Мухаммада ибн Музахима:

Я слышал, как Абдулла ибн Мубарак сказал:

– Если б Аллах не помог мне Абу Ханифой и Суфьяном, я бы оказался таким же, как остальные люди.

Ахмад ибн Зухейр передавал слова Сулеймана ибн Абу Шейха о рассказе Худжра ибн Абдулджаббара, согласно которому Касима ибн Маана спросили:

– Вам нравится быть слугами Абу Ханифы?

Он ответил:

Нет никого более полезного, чем Абу Ханифа, с кем бы сидели люди.

Касим сказал спросившему, чтобы тот пошел с ним. И он пошел, побыл с Абу Ханифой и сам же сказал:

Я не видел никого такого, как он.

Мухаммад ибн Аюб Дурис приводил рассказ Ахмада ибн Сабы об услышанных им словах Шафии:

Малика спросили:

– Ты видел Абу Ханифу?

– Да, – ответил он. – Я увидел человека, который, скажи он вам, что сделает этот столб золотым, так бы и сделал посредством своих доводов.

Асад ибн Амр рассказывал:

В течение сорока лет Абу Ханифе (милость ему Аллаха) было достаточно одного омовения на иша-намаз и утреннюю молитву.

Бишр ибн Валид приводил слова судьи Абу Юсуфа:

Я шел с Абу Ханифой, когда один человек сказал другому:

– Это Абу Ханифа, который проводит ночи в бодрствовании.

– Клянусь Аллахом, – сказал имам Абу Ханифа, – обо мне не говорят того, что я не делаю.

Он проводил ночи в молитвах и мольбах.

Через две цепочки рассказчиков сообщалось, что Абу Ханифа за один ракаат прочитывал весь Коран.

Ибн Мубарак говорил:

Никогда не видел человека, который бы вызывал такое уважение на своих собраниях, и кто бы был прекраснее в своих манерах и доброжелательности, чем Абу Ханифа.

Шарик рассказывал:

Абу Ханифа был тем, кто мог долго пребывать в молчании. Он был человеком великого ума.

Абу Асим Набиль говорил:

Абу Ханифу называли «шестом» из-за совершения столь большого количества намазов.

Ибн Исхак Самарканди приводил слова судьи Абу Юсуфа:

Каждую ночь Абу Ханифа полностью прочитывал Коран в одном ракаате.

Яхья ибн Абдулхамид Химмани рассказывал, что его отец оставался с Абу Ханифой в течение шести месяцев и говорил:

Каждый раз я видел, что он совершает утреннюю молитву с неиспорченным омовением от иша-намаза. Каждую ночь он завершал чтение Корана на рассвете…

Нух Джами приводил слова Абу Ханифы:

Исходящему от пророка (мир ему и благословение Аллаха) бесспорно отдается предпочтение (аляр-ра-с валь-айн). Исходящее от сподвижников избираем мы. А что касается остального, то они – люди, и мы – люди.

Ваки говорил, что слышал высказывание Абу Ханифы:

Некоторые аналогии таковы, что хуже справления малой нужды в мечети.

Абу Юсуф приводил слова Абу Ханифы:

Не подобает человеку рассказывать то, что он не запомнил, когда услышал.

Абу Муавия Зарир утверждал:

Любовь к Абу Ханифе – из Сунны.

Исхак ибн Ибрахим Зухри приводил слова Бишра ибн Валида:

Мансур позвал за Абу Ханифой и хотел, чтобы тот стал верховным судьей, и поклялся, что тот точно станет им. Но имам Абу Ханифа клятвенно заверил, что не будет им. Раби Хаджиб сказал ему:

– Ты видишь, что повелитель правоверных дает клятву, а сам даешь клятву о противоположном?!

– У повелителя правоверных больше, чем у меня, возможностей для выплаты компенсации за ее нарушение, – ответил Абу Ханифа.

Его заточили в тюрьму, и он умер там в Багдаде…

Правовед Абу Абдулла Саймари говорил:

Он не принял пост верховного судьи, за что был избит, арестован и в итоге умер в тюрьме.

Хаян ибн Муса Марвази рассказывал, что Ибн Мубарака спросили:

– Кто более великий правовед: Малик или Абу Ханифа?

Абу Ханифа, – ответил он.

Хурейби утверждал:

Лишь завистники и невежды плохо отзываются об Абу Ханифе.

Яхья ибн Саид Каттан говорил:

Мы не лжем перед Аллахом. Мы не слышали мнения лучше, чем мнение Абу Ханифы. Мы приняли большинство его мнений.

Али ибн Асим заявлял:

Если взвесить знания имама Абу Ханифы и знания людей его времени, его знания перевесят.

Хафс ибн Гияс говорил:

Речь Абу Ханифы в отношении фикха утонченнее волоса, и лишь глупец может считать ее дефектной.

От Агмаша приводится рассказ о том, как его спросили об определенном вопросе, а он ответил:

Лишь Нугман ибн Сабит Хаззаз может со знанием дела ответить на него. Я считаю, он благословлен в своих знаниях.

Джарир рассказывал, что Мугейра сказал ему:

Посиди с Абу Ханифой – и обретешь понимание фикха. Если б Ибрахим Нахаи был жив, он бы сидел рядом с ним.

Ибн Мубарак говорил:

Абу Ханифа – самый великий факих среди людей.

Шафии утверждал:

В отношении фикха люди являются детьми Абу Ханифы.

А я (имам Захаби) говорю: имамат (лидерство) в фикхе и его тонкости покорились этому имаму. И в этом нет никаких сомнений…

Его биографию можно разделить на два тома. Милость ему Аллаха, и да будет доволен им Аллаха! Он умер шахидом: его отравили ядом в 150 г. х. Ему на тот момент было 70 лет. Над его прекрасной могилой в Багдаде раскинут большой купол. И Аллах – Самый Знающий.

Наш учитель хадисов, имам хадисоведов, арифулла, хафиз и исследователь Мухаммад Закария Кандехлеви Мадани (милость ему Аллаха) писал во введении к своей книге «Ауджаз-уль масалик иля "Муватта" Малик»:

Четвертый полезный урок касается высокого статуса имама Абу Ханифы в хадисах, и в данном уроке нет надобности, ведь имам (да будет доволен им Аллах) был, согласно консенсусу, муджтахидом. Более того, он был среди высших муджтахидов, и никто в раннюю и более позднюю эпоху не отрицал это. А человек может быть муджтахидом, лишь если является экспертом в Священном Коране, благородных хадисах, асарах (3) , истории, лексикографии и аналогии, как было разъяснялось прежними и современными имамами принципов (усуль) фикха. С учетом всего этого отрицание имамата имама в хадисах – не более чем скепсис.

Но, несмотря на это, считаю уместным привести некоторые утверждения специалистов в данной области.

Ибн Мубарак говорил:

Клянусь Аллахом, он (да будет доволен им Аллах) был тем, кто крепко схватывал знания, не совершал запретного, следовал алимам своего города (Куфы), позволял брать лишь то, что было верно передано от пророка (мир ему и благословение Аллаха), и чрезвычайно хорошо отличал насих-хадисы от мансух-хадисов (4) . Он искал надежные хадисы и те, что показывали поступки пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он придерживался того, на чем нашел алимов Куфы, в следовании истины и делал это своей религией. Одна группа лиц клеветала на него, а мы не отвечали, прося о милости для него у Всевышнего Аллаха.

Макки ибн Ибрахим рассказывал:

Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) – самый знающий человек своего времени [под знанием у хадисоведов подразумевается знание наизусть цепочек рассказчиков и текстов (мутун)]. Мансур спросил его:

– Откуда ты брал знания?

– От тех, кто знал Умара и брал у него знания, и от тех, кто знал Али и брал у него знания, и от тех, кто знал Ибн Масуда и брал у него знания (да будет доволен ими Аллах).

– Ты уверен, – сказал Мансур.

Суюти тоже приводил данную историю, добавляя слова:

– …и тех, кто знал Абдуллу и брал знания от него. Во времена Ибн Аббаса не было никого более знающего, чем он.

– Ты уверен в себе.

Ибн Хаджар говорил:

Не поддавайтесь заблуждению, будто Абу Ханифа не имел полных знаний, за исключением фикха. Упаси Аллах! В науках шариата – таких, как тафсир и хадисы, – в дополнительных науках, связанных с литературой и т. д., а также в правовой интуиции он был океаном, который не переплыть, имамом, которого не оспорить. Некоторые из его врагов говорили иные слова о нем, но корень этому – зависть. Доказательство их лживости – в его превосходстве над его современниками и их обвинениями.

Абу Юсуф утверждал:

Я не видел никого более знающего в разъяснении хадисов, чем он. Он был более проницателен в достоверных хадисах, чем я.

Тирмизи цитировал слова Абу Ханифы:

Никогда не видел большего лжеца, чем Джабир Джафи, и более превосходную личность, чем Ато ибн Абу Рабах.

Байхаки тоже приводил его слова: Абу Ханифу спросили о получении знаний от Суфьяна Саури, и он ответил:

Записывайте от него, за исключением тех хадисов от Абу Исхака, что переданы от Джабира Джафи.

Хатиб передавал слова Суфьяна ибн Уяйны:

Первым, кто усадил меня для хадисов в Куфе, был Абу Ханифа.

Суфьян говорил:

Он – самый знающий из людей в отношении хадисов Амра ибн Динара.

Отсюда виден его высокий уровень в отношении хадисов. А как иначе? Это с ним консультировались в отношении личности Саури. Это он усаживал Ибн Уяйну.

От Хасана ибн Салиха передается:

Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) тщательно исследовал, отличая насих от мансух. Он знал хадисы алимов Куфы и строго следовал тому, что делали алимы. Он хорошо знал то, что достигло его посредством алимов его города.

Яхья ибн Адам говорил:

Нугман собрал всех хадисы своего города. Он даже видел последние хадисы о смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Хатиб приводил от некоторых имамов зухда (аскетизма) следующие слова:

Людям в своих молитвах следует молить Аллаха за Абу Ханифу за то, что тот уберег для них Сунну и фикх.

Он также говорил:

Люди завистливы и невежественны по отношению к нему. А я считаю, что он лучше их всех.

Муаммар утверждал:

Я не видел человека, который бы говорил о фикхе так хорошо, имея такую широту в приобретении знаний, разъясняя хадисы с большей проницательностью, чем Абу Ханифа. И я не видел никого, кто бы был столь же осмотрительным, как Абу Ханифа, в отношении того, чтобы ничего сомнительного не вошло в религию Аллаха.

Яхью ибн Маина спросили:

– Передавал ли от него сообщения Суфьян?

Да, – ответил он, – он был надежным и правдивым в фикхе и хадисах. Он заслуживал доверия в религии Аллаха.

Когда ему задали еще раз тот же вопрос, он ответил:

Он надежен. Я никогда не слышал, чтобы кто-то считал его малонадежным. Смотрите: Шугба писал ему, чтобы он передавал хадисы.

Хаммад ибн Зейд говорил:

Мы ходили к Амру ибн Динару. Когда приходил Абу Ханифа, Амр поворачивался к нему, и мы начинали спрашивать Абу Ханифу. Мы обращались к нему, а он рассказывал нам.

Исраил ибн Юнус говорил:

Сколь велик Нугман! Не было человека, который бы в большей, чем он, степени сохранял каждый хадис, в котором есть фикх, исследовал его и был бы более знающим в фикхе среди нас, чем он.

Абу Юсуф рассказывал:

Если я и расходился с ним во мнениях, то в итоге, поразмыслив, обнаруживал, что он следовал более безопасному пути в плане того света. Иногда я склонялся к одному хадису, а он был проницательнее меня в достоверных хадисах…

Когда он решался на определенное мнение, я шел к шейхам Куфы на поиски хадисов и асаров в его поддержку. Иногда, найдя несколько хадисов, я приносил их ему, но на некоторые из них он говорил:

– Это не сахих и не магруф.

– Что вам известно об этом? Это же согласуется с вашим мнением.

– Мне известны знания алимов Куфы, – отвечал он.

Когда Агмашу задали правовые вопросы в присутствии Абу Ханифы, Агмаш обратился к Абу Ханифе:

– Что скажешь по этому поводу?

Абу Ханифа ответил, и Абу Агмаш спросил:

– Откуда ты это взял?

– Из ваших же хадисов, которые я передал от вас, – ответил Абу Ханифа и привел ряд хадисов с указанием цепочек их передачи.

Тогда Агмаш сказал:

Достаточно. Что я передавал тебе за сто дней, ты передал мне за час. Я и не знал, что ты действуешь сообразно этим хадисам. О, факихи! Вы – врачи, а мы – фармацевты. А ты соединил в себе и то, и другое.

Хафиз извлек (тахридж) из его хадисов немало муснад-хадисов (5) , и многие из них, что достигли нас, приводятся в муснад-сборниках наших шейхов.

Абу Махасин Димашки Шафии установил, что имам помнил наизусть огромное количество хадисов и был одним из выдающихся хафизов. Абу Махасин написал по этим двум вопросам отдельные главы в книге «Укуд джуман».

Суюти рассказывал, что, разъясняя хадис «Судный День не настанет, пока не появится знание», Хасан ибн Сулейман говорил:

Это – знание Абу Ханифы и его разъяснение хадисов.

Суюти также приводил прочтенный Ибн Мубараком стих, в котором Абу Ханифа назывался имамом мусульман, украсившим земли и их обитателей пониманием хадисов, не имеющим равных ни в Куфе, ни на Западе, ни на Востоке; а люди, принижающие его статус, названы глупцами, противостоящими истине слабыми аргументами. Это стихотворение – часть длинной поэмы, приводимой историками от Ибн Мубарака.

Шаарани говорил:

Всевышний Аллах благословил меня изучением муснадов Абу Ханифы из верной рукописи, содержащей труды хафизов хадисов, последним из которых был хафиз Димьяти. Я видел его, только передающим хадисы от лучших из табиинов, тех, кто правдив и надежен, и от «хайр-уль-курун», как засвидетельствовано пророком (мир ему и благословение Аллаха), – таких, как Асвад, Алькама, Ато, Икрама, Муджахид, Макхуль, Хасан Басри и их группа (да будет доволен ими Аллах). Все передатчики между ним и пророком (мир ему и благословение Аллаха) были правдивыми, надежными и выдающимися личностями. Среди них не было никого, кто был бы неправдив или обвинялся во лжи.

В работах Ибн Хальдуна имеются его слова:

Это доказательство того, что он был среди главных муджтахидов в хадисоведении, и что его мазхаб почитался среди них.

Мухаммад ибн Хусейн Мусали в конце «Китаб дуафа» писал:

Яхья ибн Маин говорил:

Я не видел никого, кого бы я мог предпочесть Ваки. Он издавал фетвы в соответствии с мнением Абу Ханифы, заучил все хадисы и слышал многие хадисы от Абу Ханифы. Когда тот или иной хадисовед прибывал в Куфу, он (да будет доволен им Аллах) стремился к хадисам, которыми тот обладал.

Мауфак передавал хадисы по своей цепочке вплоть до Абдульазиза ибн Абу Размы, указывал на познания Абу Ханифы в хадисах и говорил:

Хадисовед прибывал в Куфу, а Абу Ханифа говорил своим сподвижникам:

– Посмотрите, нет ли у него хадисов, которых нет у нас?

Когда к ним прибывал другой хадисовед, Абу Ханифа снова говорил то же самое.

В «Джами усуль фи аулия», в совете имама своему сыну Хаммаду он выбрал пять хадисов из пяти тысяч: четыре из них – те известные хадисы, которые были затем выбраны и Абу Даудом, а пятый – «Мусульманином является тот, от языка и руки которого другие мусульмане находятся в безопасности».

Мауфак говорил:

Он (да будет доволен им Аллах) выбрал хадисы из сорока тысяч хадисов.

От Яхьи ибн Насра приводили следующее сообщение:

Я слышал, как Абу Ханифа сказал:

У меня сундуки хадисов. Я взял лишь некоторые из них, из которых может быть извлечена польза.

Хасан ибн Зияд говорил:

Абу Ханифа приводил четыре тысячи хадисов: две тысячи – от Хаммада, две тысячи – от других своих шейхов.

Абу Юсуф рассказывал:

Когда к Абу Ханифе поступал вопрос, он говорил:

– Какой асар у вас имеется по этому поводу?

Мы приводили асары, а он приводил то, что было у него, и проверял. Если асаров в поддержку одного из двух мнений было больше, он брал то, что больше. Если же было примерно равное количество, то он делал выбор, за исключением случая, когда он считал аналогию неверной – тогда он оставлял это в пользу правового предпочтения (истихсана).

Ваки говорил:

Того уровня предосторожности в отношении хадисов, который был у Абу Ханифы, бесспорно не было ни у кого.

Мауфак сообщал о Макки ибн Ибрахиме Балхи, имаме Балха и учителе имама Бухари, следующее:

Он заехал в Куфу и оставался в обществе Абу Ханифы, слушал хадисы и фикх от него. Он многое передавал от него и любил его так, что Исмаил ибн Бишр говорил:

Мы были на собрании Макки, когда он сказал:

– Абу Ханифа рассказывал нам…

Какой-то незнакомец выкрикнул:

– Расскажи от Ибн Джурейджа, а не от Абу Ханифы!

Макки ответил:

– Мы не рассказываем глупцам. Я запрещаю тебе писать мне. Уходи с моего собрания.

И он не рассказывал ничего, пока того человека не увели. Затем сказал:

– Абу Ханифа рассказывал нам… – и продолжил рассказ.

Есть также другое повествование, согласно которому тот человек сказал: «Я раскаиваюсь, я ошибся», – но Макки отказался рассказывать им.

Ибн Мубарак говорил:

У Абу Ханифы было превосходство в его способности запоминать (хифз), понимать, быть тщательным и чрезвычайно осторожным.

Хальф ибн Аюб говорил:

Я часто посещал собрания алимов. Временами я слышал что-то, значение чего я не понимал, и это доставляло мне беспокойство. Когда я приходил на собрание Абу Ханифы, я спрашивал его о том, что не знал, и он разъяснял мне. От его пояснений в мое сердце входил свет.

Хафс ибн Гияс рассказывал:

Я слышал от Абу Ханифы его книги и хадисы. Никогда не видел никого с более умным пером, чем он, и никого более знающего о недостоверном и верном в отношении правил.

Мухаммад ибн Саад говорил:

Я слышал тех, кто посещал Язида ибн Харуна, – а с ним были Яхья ибн Маин, Али ибн Мадини, Ахмад ибн Ханбаль, Зухейр ибн Харб и др., – когда пришел человек и задал вопрос.

– Иди к людям знания, – сказал Язид.

– А есть ли, кроме вас, люди знаний и хадисов? – спросил Ибн Мадини.

– Люди знания – это сподвижники Абу Ханифы, а вы – алхимики.

Эрудированный хадисовед и исследователь, шейх Латифурахман Бахрейчи Касми (да хранит его Аллах благом и благодатью) сейчас работает над энциклопедией хадисов пророка, переданных великим имамом Абу Ханифой Нугманом (милость ему Аллаха, и да будет доволен им Аллах), которая, даст Аллах, будет состоять из всех повествований имама, имеющихся во всех напечатанных и рукописных муснад-сборниках, а также всех его повествований, содержащихся в различных собраниях чистых хадисов, книг о людях (риджаль), рангах (табакат), биографиях (тараджим), истории, жизнеописании (сияр) и т. д. Так вот, во время работы над этим трудом мы обнаружили три короткие рукописи, связанные с повествованиями имама Абу Ханифы (милость ему Аллаха):

1) «Китаб арбаин мухтарах мин хадис имам Аби Ханифа рахим Аллах» («Книга сорока избранных повествований из хадисов имама Абу Ханифы, милость ему Аллаха») имама, хадисоведа и факиха Юсуфа ибн Хасана ибн Ахмада ибн Абдулхади Салихи Ханбали, известного как Ибн Мабрад и умершего в 909 г. х. (милость ему Аллаха);

2) «Авалий имам Аби Ханифа» («Авалий (6) имама Абу Ханифы») имама, хафиза Шамсуддина Абу Хаджаджа Юсуфа ибн Халиля ибн Абдуллы Димашки Ханбали, умершего в 648 г. х. (милость ему Аллаха);

3) «Ахадис сабгах ан сабгах мин сахабах аллязина рава анхум имам Абу Ханифа рахим Аллах» («Семь хадисов от семи сподвижников, да будет доволен ими Аллах, от которых передавал имам Абу Ханифа, милость ему Аллаха») имама, шейха Насирусунны Абу Макарима Абдуллы ибн Хусейна Нисапури Ханафи.

Поскольку данные рукописи никогда не издавались в печатной форме, и к тому же о них большинство алимов и не слышало, мы решили опубликовать их отдельно еще до включения в энциклопедию хадисов для распространения пользы от них и получения награды за пропаганду чистой Сунны, служа благородным хадисам и защищая одну из самых выдающихся личностей из уммы пророка – имама имамов, факихов и муджтахидов Абу Ханифу Нугмана ибн Сабита (милость ему Аллаха, и да будет доволен им Аллах). Мы объединили их в одну книгу из-за их небольшого размера и того факта, что все они связаны с имамом Абу Ханифой (милость ему Аллаха), ведь все они являются его хадисами.

Надеемся, что Совершенный Творец примет это благое старание от авторов, исследователя, издателя и всех читателей, распространит пользу и благо и сделает его сокровищем для того света, источником награды и средством приближения к Всевышнему и Его приятия.

Мир и благословение Всевышнего Аллаха лучшему из Его творений, печати Его пророков, господину Его посланников, нашему наставнику, господину, образцу и любимцу Мухаммаду, а также его семье, всем сподвижникам, женам и последователям!

И вся хвала Аллаху, Господу миров!

Написано нуждающимся в своем великом Господе,
Абдулхафиз Малик Абдулхакк
13 мухаррама 1425 г.
г. Почтенная Мекка

Примечания:

(1) Недавно мекканским издательством «Имдадия» была опубликована книга «Фадаиль Аби Ханифа ва ахбаруху ва манакибуху» Ибн Аби Аввама с комментариями шейха Латифурахмана Бахрейчи.

(2) Как писал муфтий Хусейн Кадодия на SunniForum, хафиз – это хадисовед, запомнивший множество хадисов и принятый своими современниками в качестве хафиза (Каваид фи улум аль-хадис. – Стр. 28)

(3) Асар – утверждение или действие, приписываемое сподвижникам.

(4) Иными словами, тот хадис, что отменил другой. Отменяющий хадис называют насих, а отмененный – мансух.

(5) Хадис, прослеженный, приписываемый или относимый к автору посредством беспрерывного восходящего упоминания лиц, через которых он был передан вплоть до пророка (мир ему и благословение Аллаха).

(6) Цитируя различных хадисоведов, шейх Латифурахман Бахрейчи писал на стр. 132 этой книги, что в терминологии хадисоведов «авалий» (мн. ч. от «алиях») – те хадисы, которые имеют высокую цепочку передачи с немногочисленными ссылками.

Основано на англоязычном переводе Исмаила Нахуды (deoband.org) введения к трем сборникам хадисов, переданных имамом Абу Ханифой.

Хадис, от которого Абу Хурайра терял сознание

Однажды Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я сообщу вам о хадисе, который рассказал мне посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в этом доме, когда в нем не было никого, кроме меня и его”, после чего Абу Хурайра потерял сознание.

Придя в себя, он повторил: “Я сообщу вам о хадисе, который рассказал мне посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в этом доме, когда в нем не было никого, кроме меня и его”, после чего он вновь потерял сознание, упав на лицо, словно подкошенный. И это продолжалось довольно долго.

Затем он пришел в себя и сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал мне: «В день Воскрешения Всевышний и Великий Аллах спустится к Своим рабам для вершения Суда, в то время как все общины будут опущены на колени. И первыми, кого Он призовет, будут те, кто выучил наизусть весь Коран; кто погиб на пути Аллаха; и кто владел большим имуществом.

Всевышний Аллах спросит чтеца Корана: “Не научил ли Я тебя тому, что ниспослал Своему посланнику?” Он ответит: “Да, о Господь!” Он спросит: “Что же ты сделал из того, чему Я тебя научил?” Он ответит: “Я выстаивал молитву ночью и днем”. И скажет ему Аллах: “Ты лжешь!” И скажут ему ангелы: “Ты лжешь!” Аллах скажет ему: “Ты хотел, чтобы люди говорили: “Такой-то чтец Корана”, – и они говорили это”.

Затем приведут обладателя имущества, и Аллах спросит его: “Не увеличил ли я твое богатство, пока не сделал тебя не нуждающимся ни в ком?” Он ответит: “Да, о Господь!” Он спросит: “А что ты сделал из того, что пришло к тебе?” Он ответит: “Я поддерживал родственные связи и делал пожертвования”. И скажет ему Аллах: “Ты лжешь!” И скажут ему ангелы: “Ты лжешь!” Аллах скажет: “Ты хотел, чтобы люди сказали: “Такой-то – щедрый”, – и они говорили так”.

Затем приведут того, кто погиб на пути Аллаха, и Аллах спросит его: “За что ты погиб?” Он ответит: “Мне было приказано воевать на Твоем пути, и я воевал, пока не погиб”. И скажет ему Аллах: “Ты лжешь!” И скажут ему ангелы: “Ты лжешь!” Аллах скажет: “Ты хотел, чтобы о тебе сказали: “Такой-то – смелый”, – и это было сказано”».

После этого посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) похлопал меня по колену и сказал: “О Абу Хурайра! Эти трое – первые творения Аллаха, которыми возгорится Огонь в день Воскрешения!”»

Этот хадис передали ат-Тирмизи 2383, Ибн Хиббан 4502, аль-Хаким 1/418. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1713, «Сахих ат-таргъиб» 22, 1335.

Либо пренебрегающих ею, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

1. «Вот-вот выйдет человек, который, облокотившись о свое кресло, будет цитировать мои слова (хадисы), [пренебрегая ими] говоря: «У нас есть книга Аллаха [Священный Коран], все, что разрешено в ней, будем считать разрешенным, а все то, что запрещено, - запрещенным [и этого нам достаточно]». Затем Пророк подчеркнул: «Прислушайтесь [он будет неправ]! Поистине, все то, что запретил посланник Божий , наравне с тем, что запретил Аллах (Бог, Господь)» ;

2. «Прислушайтесь! Есть вероятность, что появится человек [люди], [в какой-то момент] до него дойдет хадис от меня (мое повествование), он при этом будет облокотившись сидеть в своем кресле и воскликнет: «У нас есть книга Аллаха [Священный Коран], все, что разрешено в ней, будем считать разрешенным, а все то, что запрещено, - запрещенным [и этого нам достаточно]». Затем Пророк подчеркнул: «Поистине, все то, что запретил посланник Божий , наравне с тем, что запретил Аллах (Бог, Господь)» ;

3. «Прислушайтесь! Поистине, мне даровано Писание [Священный Коран] и подобное вместе с ним [Сунна]. Вот-вот выйдет сытый человек, который, облокотившись о свое кресло, будет говорить [принижая своими словами статус Сунны]: «Придерживайтесь вот этого Корана! Все, что вы найдете разрешенным в нем, разрешайте, а все то, что запрещенным, - запрещайте» .

Со времен самого пророка Мухаммада, а особенно в первые века после его смерти, Сунна прошла через многоступенчатый процесс фиксирования-записывания, отсеивания всего того, что к ней не относится и классификации по уровню достоверности.

В этом контексте важно напомнить слова пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Кто введет новшество в наше дело [в то, что имеет прямое отношение к религии и наследию заключительного Пророка], (выдумает нечто новое) из того, что не относится к нему [несопоставимо и вступает в противоречие] , то оно [данное нововведение] неприемлемо (отвергаемо)» .

В своей последней проповеди пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Наставляю вас быть набожными, прислушиваться [к правильным и праведным наставлениям] и быть покорными [своим руководителям]! Даже если им [вашим руководителем, например, президентом или министром] окажется эфиопский раб! Поистине, кто будет жить после моей смерти [во все последующие века вплоть до Конца Света], тот станет свидетелем многих разногласий [миллионам, миллиардам, а тем более всему человечеству враз сложно будет прийти к единому мнению]. Обязанность ваша - это моя Сунна [путь, направление; именно достоверные мои высказывания и наставления будут способствовать вашему сплочению, помогут идти по жизни сообща] и Сунна [четырех] праведных халифов , которые будут [руководить вами, станут хорошим наглядным примером мусульманского благородства и благочестия] после меня. Следуйте этому [направлению, этим наставлениям и образцам], насколько возможно [в меру ваших сил и возможностей; держитесь и не отпускайте]. [И при этом] остерегайтесь новшеств [в религии]! Воистину, всякое нововведение [касающееся основ веры или религиозной практики мусульманина и вступающее в явное противоречие с канонами] - это новшество (бид‘а), а всякое новшество - это схождение с правильного пути» .

См.: Ибн Маджа М. Сунан ибн Маджа [Свод хадисов]. Рияд: Бейт афкяр давлия, 1999. С. 19, хадис № 12, «сахих».

Безусловно, какие-то из запретов, озвученных пророком Мухаммадом, мусульманские богословы отнесли к нежелательному, принимая во внимание общий контекст Корана и Сунны, но пренебрегать ими недопустимо. То же касается и пророческих приказов, повелений.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 431, хадис № 2664, «сахих».

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 503, хадис № 4604, «сахих».

См., например: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 690, хадис № 1662; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 1. С. 269, хадис № 186; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 8. С. 6138.

Последнее предложение является смысловым переводом, а не дословным.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима, «сахих». См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 25. С. 264.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 6. С. 379.

Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 819, хадис № 2697; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 6. С. 377, хадис № 2697; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 504, хадис № 4606, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 508, хадис № 8333, «сахих»; ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя. С. 244, 245.

Таковыми в мусульманской истории считаются четверо: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али. Они в названной очередности были руководителями мусульман после смерти пророка Мухаммада.

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 148; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 104.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 504, хадис № 4607, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 1. С. 178, хадис № 5; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 755, хадис № 2681, «хасан сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 147, хадис № 158.

Однажды имам Абу Ханифа сидел рядом со своим учителем – имамом Аамашем, который сам был специалистом в области кираата (чтения Корана) и хадисов. В этот момент имаму Абу Ханифе задали вопрос, после ответа на который его учитель – имам Аамаш – попросил его предоставить доказательства данного им ответа. Тогда имам Абу Ханифа начал цитировать хадисы, которые он слышал непосредственно от самого имама Аамаша, с указанием полной цепочки рассказчиков вплоть до Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Когда он привёл уже шестой хадис в качестве доказательства верности своего ответа, имам Аамаш остановил его, сказав: «Достаточно. За короткий промежуток времени ты привёл мне то, что я тебе рассказывал более ста дней. Я и не предполагал, что ты будешь практиковать все эти хадисы. О факихи! Вы – лекари, а мы (передатчики хадисов) – аптекари». (Он имел в виду, что передатчики хадисов лишь передают хадисы подобно тому, как аптекарь раздаёт лекарства, а факихи показывают применение этих хадисов подобно тому, как врач прописывает подходящее лекарство для конкретной болезни.) Далее имам Аамаш обратился к имаму Абу Ханифе со словами: «Но ты достиг и того, и другого (т. е. ты и мухаддис, и факих; передаёшь хадисы и поясняешь их правильное применение)». («Манакибуль Имамиль Аазам» – Али Аль-Кари, из «Аль-Джавахируль Мудиах», т. 2, стр. 484.)

Однажды имама Ахмада бин Ханбаля спросили: «Можно ли назвать факихом того, кто наизусть знает сто тысяч хадисов?» Он ответил: «Нет». Тогда спрашивавший снова задал вопрос: «А что насчёт двухсот тысяч?» Имам снова дал отрицательный ответ. Тогда его ещё раз спросили: «А триста тысяч?» Имам Ахмад снова ответил отрицательно. «А что насчёт четырёхсот тысяч хадисов?» Имам Ахмад сделал рукой жест, подразумевающий, что такой человек, быть может, и вправе быть факихом и муджтахидом, который будет давать людям фетвы. («Иилямуль Муваккиин», т. 1, стр. 36.)

Аналогичный случай произошёл с Яхьёй бин Маином. Он также отвечал отрицательно, пока его не спросили о знании наизусть пятисот тысяч хадисов. На это он ответил: «У меня есть надежда, что такой человек может подойти». («Аль-Джамиу ли Ахлякир Рави уа Адабис Сами», стр. 345.)

В другом повествовании говорится, что о пятиста тысячах хадисов говорил и имам Ахмад (Аль-Мусаввадах).

Исследуя статус имама Абу Ханифы и масштаб его личности, мы обнаруживаем, что неоспоримым фактом является то, что он был одним из величайших факихов.

Мухаддис и блистательный факих Суфьян Саури говорил о нём: «Абу Ханифа – величайший факих на всей земле» («Каваид фи улюмиль хадис», стр. 310).

Абдулла бин Мубарак говорил: «Абу Ханифа – величайший факих; я не вижу равного ему в фикхе» («Тахзибут Танзиб», т. 10, стр. 450).

Хафиз Абу Яхья Закария Найсабури в своём труде «Манакибу Аби Ханифа» цитирует высказывание имама Абу Ханифы: «У меня целые сундуки хадисов. Я передал лишь небольшую их часть, из которой люди могут легко извлекать пользу» («Аль-Имам Ибну Маджах уа Китабуху Ас-Сунан», стр. 54).

Мисар бин Кидам был великим мухаддисом и современником имама Абу Ханифы. Он обладал такими знаниями в области хадисов, что великие имамы, такие как Шуба и Суфьян Саури (каждый из которых был известен как «Амир-уль-Муминин филь хадис», т. е. лидер верующих в науке хадисов), обращались к нему, если у них были разногласия между собой по какому-то вопросу, касающемуся хадисов. Они говорили друг другу: «Пойдём к мизану («эталону») Мисару бин Кидаму» («Аль-Имам Ибну Маджах уа Китабуху Ас-Сунан», стр. 50). Однажды он сказал: «Я учился хадисам вместе с Абу Ханифой, и он превзошёл нас. Мы сосредотачивались на набожности и воздержании от мирского, и в этом он тоже был лучшим. Потом мы вместе с ним изучали фикх, но и в этой области он добился таких результатов, которые вы легко можете увидеть» («Манакибу Аби Ханифа», Захаби, стр. 27). Общеизвестным фактом является то, что одним из самых значимых восхвалений является комплимент того, кто является современником прославляемого человека, поскольку между современниками обычно существует соперничество. Кроме того, в данном случае этот современник не просто некий человек, а великий специалист в области хадисов. Его слова дополнительно подтверждают высказывание Макки бин Ибрахима и Язида бин Харуна: «Абу Ханифа был величайшим хафизом хадисов своего времени» («Ибни Маджах аур Ильми Хадис», стр. 166).

Помимо книги «Китаб-уль-Асар» существует около 15 сборников хадисов имама Абу Ханифы («Шарху Муснади Аби Ханифа», Али Аль-Кари, стр. 7).

Мулла Али Кари писал: «Общее количество шейхов (учителей) имама Абу Ханифы доходит до сорока тысяч» («Шарху Муснади Аби Ханифа», Али Аль-Кари, стр. 8).

Материал подготовил преподаватель медресе имени имама Абу Ханифы Мухаммад-Фарук Азимов

Loading...Loading...