Афон пантократор обитель георгия победоносца. Афонский пантократорский монастырь

Монастырь Пантократор (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

«Всесильный» - так переводится название монастыря Пантократор с греческого. Глядя на его мощные стены, возвышающиеся на 50-метровой скале над морем, веришь, что из всех афонских обителей эта стоит ближе всего к Богу. Несмотря на то, что Пантократор седьмой по иерархии на Афоне, с точки зрения туриста он один из самых интересных. Здесь прекрасно все: суровые и живописные пейзажи северо-восточного побережья полуострова, неприступный характер его крепостных стен, невероятно торжественный храм во славу Преображения Господня со старейшим на Афоне иконостасом и, конечно, примечательное количество реликвий, в числе которых мощи великомученика Феодора Стратилата и одна из самых почитаемых икон афонских икон - Богоматерь Геронтисса. А поблизости от монастыря можно погулять по руинам античного города Тисс.

Покровительница монастыря - чудотворная икона Богородицы Геронтисса.

Немного истории

Народное предание связывает основание монастыря Пантократор с именем византийского императора Алексия I Комнина. Однако документы свидетельствуют о том, что обитель появилась благодаря двум греческим вельможам-братьям: Алексию и Иоанну. Один занимал значимый военный пост, другой добился высокого положения при дворе; оба считали своим долгом развивать монашество на Афоне. Точная дата основания Пантократора неизвестна, однако в летописях 1358 г. обитель уже упомянута.

В 16 веке монастырь расширился благодаря поддержке правителей дунайских провинций. Многие видные деятели греческой православной церкви в разное время жили в обители.

Дар братьев Алексия и Иоанна монастырю - икона Христос Пантократор, которую сегодня можно увидеть в Государственном Эрмитаже .

Монастырь Пантократор, Афон

Что посмотреть

Монастырь Пантократор величественен и уютен одновременно. За первое отвечают его массивные каменные стены, кажется, крепко оседлавшие вершину скалистого холма, у подножия которого разбивается пенный прибой. А за второе - аккуратные деревянные кельи, будто прилепившиеся к суровым стенам - синие, бирюзовые, белые, розовые, красные.

Внутреннее пространство монастыря разделено на два двора: один занимают главный храм с колокольней и трапезная, другой - ризница, жилые покои и башня с церковью. Кафоликон Пантократора был возведен вместе с сооружением монастыря и посвящен Преображению Господню. Его иконостас - старейший на Афоне, многим иконам более 600 лет. А вот оригинальные фрески, увы, не сохранились - после пожара храм заново расписали в 1854 г. Колокольня собора также была возведена в 19 веке.

В главном храме и церквях Пантократора хранятся многочисленные реликвии. Паломники приходят сюда в первую очередь чтобы поклониться чудотворной и очень почитаемой на Афоне иконе Богородицы Геронтисса - она считается покровительницей монастыря. Другие святыни - мощи Феодора Стратилата, Космы и Дамиана, частица Животворящего Креста Господня и фрагмент щита великомученика Меркурия Кесарийского. В библиотеке Пантократора содержатся около 350 манускриптов и 3500 печатных книг.

Практическая информация

О том, как добраться до монастыря из Уранополиса и как передвигаться между монастырями, читайте на странице

Пантократор Афон

Пантократор сн. в 1363 г., престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня.

Игумен: архим. Виссарион.

Тел. (30-377) 23253.

Факс (30-377) 23685.

Пантократор (греч. Μονή Παντοκράτορος) — один из православных монастырей на горе Афон. Седьмой в диптихе афонских монастырей.

Святой монастырь Пантократор расположен на северо-востоке , рядом с развалинами древнего города. И хотя распространена легенда, что монастырь основал Алексий Комнин, фактическими основателями следует считать братьев Алексия (имевшего титул стратопедарха - командующего военным лагерем) и Иоанна (занимавшего высокий пост в суде).

(Рисунок Григоровича-Барского)

О дате начала строительства монастыря ничего неизвестно, но в документальных источниках он впервые упоминается в 1358 г. Известно также, что в 1362 г. обитель была перестроена патриархом Каллистом I. В этот же период в состав Пантократора вошли монастыри: св. Авксентия, св. Дорофея, Кинопод, Равдуш, Факен, Фалакр. Основатель монастыря Алексий умер около 1368 г. Предположительно, в 1384 г. его брат Иоанн принял на Афоне монашеский постриг. На пожертвования, сделанные братьями, были построены подворья, существующие до настоящего времени. Дар братьев - икона Христа Пантократора (Вседержителя) - хранится сегодня в Эрмитаже.

Монастырь перестраивался и расширялся в XVI в. Несмотря на огромные долги, во времена турецкого ига Пантократор не терял жизнеспособности. Значительные для государства и святые по образу жизни лица избирали монастырь местом своего проживания - это патриарх Каллист II Ксанфопул, а также Симеон и Феона, архиепископы Солунские. Монастырь разрушался пожарами 1393, 1773 и 1948 гг., но, к счастью, не полностью.

Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Пантократор в 1744 году. Странник так описал увиденное:

Собор, освященный в честь Преображения Господня, был возведен одновременно с основной частью монастыря, но достраивался, восстанавливался и переделывался уже совершенно независимо от общего архитектурного ансамбля в третьей четверти XIV столетия и в 1854 г. Колокольня была построена в XIX в.

Библиотека содержит около 350 рукописных кодексов и примерно 3500 печатных книг. В братии 15 монахов. С 1992 г. имеет статус общежитийного.

мощи великомученика Феодора Стратилата
мощи бессребреников Космы и Дамиана
частица Животворящего Креста
часть щита великомученика Меркурия
иконы XIV века (иконостас собора, вероятно, самый древний на Афоне)

При северно-восточной колонне стоит чудотворная икона Божией Матери, так называемая здесь Герондисса (старица).

Кроме части Животворящего Древа, здесь находятся следующие мощи: части руки и ноги Апостола Андрея; голова св.Иоанна Милостивого ; часть руки св. Иоанна Златоустого; части руки св. Афанасия Константинопольского и священномуч. Харалампия, голова преп. Иоанна Великого, голова св. Феодора Стратилата; рука св. муч. Трифона, части св. муч. Меркурия и Артемия, часть руки св. муч. Евстафия плакиды, части рук св. муч. Кирика и Иулитты, части преподоб.отец в Синае и Раифе избиенных, св. муч. Антипы, Прокопия и Фотинии, голова св. безсребренника Космы.

Особо почитаемые иконы

Икона Богородицы Герондисса (Старица)

Находится в левом киоте монастырского собора. Богородица изображена в полный рост, в преклонном возрасте, без младенца Христа. Сосуд, изображенный на иконе , - это напоминание о чудесном умножении в обители елея во время голода по молитвам одного из игуменов.

Икона принадлежит к типу «Скоропослушницы».

Предание

По преданию, во время литургии Богородица указала служащему иеромонаху не продолжать службу, а поспешить причастить одного из братьев монастыря, который был в предсмертной агонии.

С этой иконой связаны не раз совершавшиеся чудесные события. Во время разграбления Пантократора турками икона была брошена в колодец, серебрянные ризы были сняты. По дороге турки были поражены слепотою и сами поняли кару за святотатство с иконой . Несколько лет спустя, с возобновлением иноческой жизни, монахи нашли икону невредимой в колодце. Многократно Богоматерь изъявляла свою особенную попечительность об умирающих старцах, отсюда закрепилось название иконы "Старица" или "Геронтисса".

В настоящее время 7 храмов расположены на территории обители, а еще 7 - вне ее. Пантократор имеет 5 келлий в районе Карей. Сейчас у монастыря множество подворий в Греции, Малой Азии и Валахии, чего не имеет ни один другой. В подчинении обители находится с 5 келлий и 38 калив на Капсале. Занимает 7-е место в иерархии афонских монастырей.

В Пантократоре, кроме головного собора есть параклисы:

1) Успения Пр. Богородицы;

2) собор Архангелов;

3) Вознесения Господня;

4) св. Предтечи Иоанна;

5) Святителя Николая;

6) св. Георгия Победоносца;

7) св. Пантелеимона;

8) Трех Святителей.

Пантократору принадлежит и проч.

Предание

Отец Косма (виноградарь) из монастыря Пантократора

Отец Косма родился в деревне Ангелохори во Фракии в 1897 году. Его мирское имя было Клеанф. Еще в миру он жил монашеской жизнью и подвизался на своем участке, занимаясь тем же делом, что и позже, когда пришел в монастырь (был садовником). И там, как позже на Святой Горе, он возделывал любовь к ближнему и непрестанно собирал урожай любви Христовой. Он щедро раздавал милостыню и помогал главным образом тем, которые, живя в нужде, имели склонность к воровству. Тем самым он оберегал таких людей от смертного греха воровства и еще худшего...

Однажды один мальчик, который поведал мне эту историю уже будучи взрослым человеком, пришел к нему в сад купить фруктов, после чего ему нужно было купить что-то еще в магазине. Но, подойдя к саду, он вдруг заметил, что потерял все свои деньги. Малыш заплакал и стал думать, где ему раздобыть денег, поскольку боялся, что ему попадет от матери.

Клеанф, успокоив его, говорит:

- Помнишь, сколько денег дала тебе мама и что приказала купить?

- Да, - ответил малыш.

Тогда он дал ему фрукты, а также недостающие деньги, и сказал:

- Не расстраивайся, но в следующий раз будь внимательнее.

Вот так он жил в миру.

Около 1914 года он покинул мир, оставив родного брата и сад, и пришел в сад Божией Матери, чтобы подвизаться здесь вместе со своими духовными братия-ми. В 1915 году он принял монашеский постриг. До 1924 года он жил в монастыре Ставроникита, а после перехода на новый стиль на следующий год оставил эту обитель и поступил в монастырь Пантократора. Здесь он попросил разрешения жить за пределами монастыря - в винограднике, который к тому же находился недалеко от его первой обители. До 1939 года он подвизался также в других местах Святой Горы. Но с 1939 года постоянным местом его подвигов стали виноградники. Весь день проводил он в труде и непрестанной молитве, совершенно не заботился о теле, но все свои попечения обращал на душу. Одежда его была грязной от пота и земли. В том углу его келлии, где он отдыхал, на полу лежали лишь какие-то старые одеяла. В них было столько земли, что, если бы кто бросил в них семечко, оно могло бы прорасти.

Несмотря на то, что он трудился без жалости к себе и духовно подвизался с великой ревностью, пища его была очень скудной: зелень, какие-нибудь орехи да сухари. Денег, которые в особножительных монастырях платят монахам за выполнение послушаний, он не брал и говорил: "Вы, старцы, держите их пока у себя, я потом заберу все вместе".

Отцы думали, что он хочет забрать всю сумму, когда состарится, однако отец Косма имел в виду будущую жизнь. Также и продукты, которые он получал от монастыря, раздавал на благословение старцам, жившим в Капсале. Если кто-нибудь из монахов ничего не хотел брать, в следующий свой приход отец Косма говорил ему: "Старче, я принес на продажу кое-какие вещи" и в результате отдавал все почти даром.

Так он успокаивал совесть брата и раздавал другим те немногие деньги, которые имел. От общения с отцами и от их советов он и сам получал большую духовную пользу. Больше он ни с кем не общался, за исключением разве что тех случаев, когда приходил в церковь причаститься. Его всегда можно было найти под виноградной лозой очищающим от сорняков как землю, так и свою душу - через непрестанную молитву и слезы. Он был невысокого роста, очень загоревший. Его лицо часто сияло неизреченным светом. Я видел это собственными глазами, однако другие отцы тоже говорили мне об этом. Когда я виделся с ним в последний раз, меня особенно поразило, что, когда я о чем-то спросил его, лицо его просияло так сильно, что даже ослепило меня!



Пантократор (Παντοκράτορος) – монастырь Вседержителя, в котором сохранился самый древний на Афоне иконостас. Монастырь Пантократор ("Вседержитель") стоит на скалистом мысу в северо-восточной части полуострова, подобно гигантскому, зависшему над морем маяку и также, как Кутлумуш, посвящен Преображению Господню. Монастырь был основан в XIV в. двумя знатными византийцами – Иоанном Примикериосом и его братом Алексием. Сначала они подвизались здесь вдвоем в маленькой келии, (она также называлась Пантократор), которая потом с помощью Императора Иоанна Палеолога, родственника Иоанна Примикериоса, выросла до размеров монастыря.

Монастырь Пантократор (Παντοκράτορος) расположен на высокой скале морского берега при устье огромного лесного ущелья между монастырем Св. Павла (около часа пешего пути) и монастырем Григориат. Этот монастырь, обнесенный кругом высокими стенами и крепкими бойницами, имеет вид замка средних веков, внутри довольно тесен. 24 июня - Рождество Иоанна Предтечи - престольный праздник

Пантократор - один из православных монастырей на горе Афон. Он находится в двух часах пути от Кареи на северо-востоке полуострова, неподалёку от развалин древнего города. Расположен на утёсистом холме, на высоте 50 метров. Иконостас собора этого монастыря, вероятно, самый древний на Святой Горе (XIV век).

Монастырь был основан двумя греческими аристократами, здесь окончивших жизнь в иночестве: стратопедарх Алексий и брат его Иоанн, саном примикирий. Однако существует легенда, что монастырь основал император Алексий Комнин. Впервые о монастыре упоминается в 1358 году. В 1362 году монастырь был перестроен при участии константинопольского патриарха Каллиста I. Потом здесь жил патриарх Каллист II Ксанфопул, а также фессалоникийские архиепископы Феона и Симеон.

На пути между Пантократором и Кареей есть местечко под названием Капсала с множеством калив. Тридцать шесть из них принадлежат монастырю Пантократор. Кроме того монастырь владеет пятнадцатью келиями в самой Карее и ее окрестностях. Келья Успения Богородицы, в которой архангел Гавриил научил молодого инока молитве «Достойно Есть», также является собственностью монастыря.

Помимо прочего во владении монастыря Пантократор находится скит святого пророка Илии, расположенный в получасе ходьбы от него. Изначально этот скит был келией. В 1575 году в ней поселился русский монах Паисий Величковский. Преподобный Паисий до этого жил в соседней келии святого Константина, где вокруг него собралось множество учеников из Молдавии и России. Нужно было жилье, чтобы их всех разместить и старец Паисий превратил келию святого пророка Илии в общежительный монастырь.

Святыни монастыря Пантократор


Частица Животворящего Древа Креста Господня
Икона Божией Матери «Геронтисса» («Старица»)
Евангелие прп. Иоанна Кущника.

Святые мощи:


aп. Андрея Первозванного;
свтт. Иоанна Милостивого,
Иоанна Златоуста
Афанасия, патриарха Константинопольского;
персты мч. Трифона, сщмч. Харалампия
В библиотеке обители находится Евангелие, принадлежащее прп. Иоанну Кушнику (5 в.)

Осн. в 1363 г., престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня. Игумен: архим. Виссарион. Тел. (30-377) 23253. Факс (30-377) 23685.

Пантократор

Пантократоров монастырь стоит на скале, о которую бьются волны обычно бурного моря, на северо-восточной стороне Афона. Монастырь празднует праздник Преображения Спасителя (6 августа).

Основателями монастыря считаются два мужа – «великий стратопедарх» («начальник лагеря») Алексий и «великий примикирий» («первый сановник») Иоанн, которые жили приблизительно в середине XIV века и поначалу были монахами в келье Пантократора, которая существовала ранее на этом месте и постепенно была преобразована в монастырь. Впрочем, их начинаниям в значительной степени способствовал византийский император Иоанн V Палеолог, который был родственником Иоанна и подарил новосозданному монастырю подворье на острове Лемнос. Помощь монастырю продолжали оказывать и последующие императоры.

Пантократор

После турецкого завоевания монастырь стал переживать экономический кризис, преодолеть который тем или иным способом помогали различные греки или греческого происхождения господари придунайских княжеств. Как это имело место и в случаях с другими монастырями, затем последовала помощь от России, а именно дар и привилегии, данные Пантократорову монастырю Екатериной II в 1762 году, позволившие монахам собрать деньги в России.

Монастырь пережил два разрушительных пожара – в 1773 году и относительно недавно – в 1948 году. Значительный труд по восстановлению монастыря после первого пожара проделал его ризничий Кирилл, а последствия второго пожара были ликвидированы Реставрационной Службой.

В плане монастырские здания составляют неправильный многоугольник, который окружает крепостная стена, а на западной стороне его возвышается крепостная башня. Большинство построек монастыря появились в более позднее время.

Собор монастыря

Относительно небольшой собор , в котором похоронены оба ктитора монастыря Алексий и Иоанн, находится в северной части мощенного плитами двора. Архитектура его следует общему афонскому типу, хотя имеет и некоторые особенности, проявляющиеся в расстоянии между хорами для певчих и алтарной частью: это расстояние больше, чем в других соборах. Кроме того, професис и диаконикон образуют две небольшие башни с куполами. При этом, в 1847 году оба нартекса соединили друг с другом и пристроили новый застекленный наружный нартекс. В то же время на средства архимандрита Мелетия была построена примыкающая к нартексу башня звонницы.

Созданные в XIV веке фрески храма в настоящее время находятся под слоем более поздних росписей, которые были сделаны в 1854 году агиографом Матфеем Иоанном из Наусы. Из ранних фресок можно увидеть изображения Успения Богородицы, Моления и некоторых святых.

Пантократор

Фиал водосвятия в том виде, в котором он известен в большинстве афонских монастырей, в Пантократоровом монастыре отсутствует.

Трапезная встроена в сторону, на которой располагаются кельи, напротив фасада собора. она была построена в 1741 году и, спустя 8 лет, украшена фресками довольно посредственными живописцами.

Кроме центрального храма, в монастыре есть 8 часовен на территории внутри монастырских стен, а также еще 7 других часовен в различных экзартимах. Наиболее значительная из них – Успенская часовня, слева от литийного притвора, в соборе, с фресками 1538 года, которые были покрыты новым слоем живописи в 1868 году. Другие часовни с фресками – Святого Николая у входа в монастырь и Иоанна Предтечи в его южном крыле.

По дороге из монастыря в Карею находится поселок Капсалы с большим числом монашеских калив, 36 из которых принадлежат Пантократорову монастырю, а другие – другим монастырям. В Карее и ее окрестностях разбросано еще 15 келий, из которых выделяется бывший монастырь, а ныне келья Равдуха (Жезлоносца), посвященная Введению во храм Пресвятой Богородицы и занимавшая в начале XIV века четырнадцатое место среди монастырей того времени. Однако этот монастырь существовал, по крайней мере, с Х века – этим временем датируются изображения (два креста) старого собора в подземелье нынешнего храма: они относятся к нижнему слою фресковой живописи, т.е. предшествовавшему слою, на котором изображены апостолы Петр и Павел и который датируется ХII веком. Еще одна келья того же монастыря – Успенская келья, называемая также «Axion esti» («Достойно есть») и связанная с одноименной чудотворной иконой Богородицы, которая находилась ранее здесь, а ныне хранится в алтарной части храма Протата.

Пантократор

Пантократорову монастырю принадлежит также русский общежительный скит Пророка Ильи, стоящий на возвышенности напротив монастыря, на расстоянии около получаса ходьбы. Здесь находилась ранее келья, отданная в 1757 году выдающемуся украинскому монаху и великому реформатору Паисию Величковскому. Аскеты, главным образом молдаване и украинцы, постепенно становились его учениками, и поскольку число их все возрастало, Паисий Величковский преобразовал келью в скит и при том общежительный, что вообще имело место среди скитов Афона впервые, Затем скит находился в руках русских монахов, число которых весьма возросло, что привело к необходимости построить ряд новых больших зданий, похожих на церковь Святого Андрея. В итоге это вызвало беспокойство патриархии, Священного Кинота и главенствующего монастыря. Поэтому между скитом и Пантократоровым монастырем пошли нескончаемые судебные разбирательства, конец которым положила грамота патриарха Неофита VIII от 1892 года. Новейшая, весьма впечатляющая главная церковь (kyriakon) скита была открыта в 1900 году. В ней хранятся две ценные иконы Богородицы – Млекопитательницы и Лиющей Слезы.

Предание.

Икона Божией Матери Геронтисса

Некогда в Пантократорском монастыре проживал благочестивый старец, игумен. Господь послал ему великую скорбь - он был тяжело болен. Во время болезни он узнал о своей скорой кончине. Перед тем, как покинуть дольний мир, он пожелал причаститься Святых Христовых Таин. С этой просьбой он обратился к седмичному иеромонаху, чтобы тот поспешил исполнить это Святое Таинство. Однако иеромонах не обратил особого внимания на важность просьбы. Вскоре во время совершения Божественной литургии он услышал от иконы Богоматери грозный голос, повелевающий ускорить ход службы и немедленно исполнить волю старца.

С тех пор эта икона получила символическое название Старицы. Многие люди считают ее покровительницей всех стариков.

Ныне она располагается в Соборном храме обители возле восточной колонны левого хора. Икона отреставрирована и заключена в серебряный оклад. Сосуд, изображенный на иконе, тоже связан с преданием – о чудесном умножении елея в обители по молитвам некоего игумена.

Есть и еще один рассказ, повествующий о чуде…

Во времена сарацинского нашествия на обитель эта икона была брошена захватчиками в колодец недалеко от монастыря. Впоследствии она была найдена по указанию родственников одного из варваров. Несчастный, лишившись разума, захотел расколоть святую икону и использовать ее для растопки кальяна. Но он тут же ослеп. Раскаявшись в своем безумии и надеясь получить облегчение посмертной участи, сарацин повелел родным после того, как он умрет, отправиться на Афон и найти в колодце образ, не сомневаясь, что он обретается там в сохранности и целости. Родственники, исполняя это повеление, прибыли на Святую Гору и указали монахам место, где (по описанию) икона находилась. Она была в колодце! - и братия с почестями извлекла ее оттуда и водворила в храм.

Пантократоров (Пантократор по-гречески означает Вседержитель) монастырь, расположенный на северо-восточной стороне Афонского полуострова, занимает седьмое место в иерархии Святой Горы.

В соответствии с древним монастырским преданием, основание обители связывается с византийским императором Алексеем I Комнином (1081-1117). Эта точка зрения подкрепляется тем фактом, что уже в XI веке вблизи от места, где построен Пантократоров монастырь, находилась небольшая обитель Христа Спасителя. Тем не менее, исторические источники относят основание монастыря ко второй половине XIV века и связывают его с двумя братьями, Алексием и Иоанном, связанными узами не кровного родства с византийским императором Иоанном V Палеологом, который стал первым крупным благотворителем обители.

Первым большим испытанием монастыря был пожар 1392 года, который вызвал значительные разрушения. И всё же существенные пожертвования от двух братьев, Алексия и Иоанна, и тот факт, что в состав монастыря были включены некоторые более древние небольшие обители, такие как Равдуха, святого Авксентия, Дорофея, Факина, Фалакра, способствовали его восстановлению. Тем не менее, монастырь Пантократор пережил ещё немало бед, таких как экономические тяготы времен турецкого господства, ограбления и еще один разрушительный пожар в 1773 году. В 1948 году его будущее снова оказалось под угрозой из-за пожара, но как и раньше, монастырь преодолел все испытания. И уже совсем недавно, в 1992 году, обитель смогла вернуться к общежительной системе. Её новый настоятель, старец Виссарион (1992-2001), осуществил реорганизацию и способствовал её развитию настолько, что был признан новым ктитором.

Кафоликон обители посвящён Преображению Спасителя (отмечается 6 августа), начало его строительства относится к эпохе основания самой обители. Позже последовали ещё два этапа строительства, которые датируются, соответственно, 1614 и 1847 годами. Растянутое по времени строительство имело результатом то, что, хотя в целом собор в настоящее время относится к классическому афонскому типу, у него имеется при этом одно основное отличие, связанное с удлинением восточной арки и двумя дополнительными сооружениями по углам алтаря.

Изначальная фресковая роспись храма относится ко второй половине XIV века (1360-1370), и сохранившаяся её часть принадлежит, по мнению исследователей, школе Панселина. Несмотря на это, как и в случае со строительством самого кафоликона, фрески также датируются разными историческими периодами, к тому же большей частью они в 1854 году были закрашены росписью иконописца Матфея Иоанна из Науссы. Богато украшенный позолоченный резной деревянный иконостас кафоликона создан в 1640 году мастером Хрисанфом Клиендом. В кафоликоне хранится чудотворная икона Богородицы «Геронтиссы» («Старицы»), впечатляюще больших размеров (1,96 х 0,76 м), на которой Божия Матерь изображена в полный рост.

Кафоликон находится на северной стороне двора, а прямо к нему пристроена колокольня обители, возведенная в XIX веке архимандритом Мелетием. Пантократоров монастырь не имеет фиала водосвятия в том виде, как это принято в большинстве обителей Святой Горы.

Трапезная монастыря расположена на первом этаже западного корпуса, её фрески датируются 1748 годом. Кухня находится рядом с трапезной и недавно была отремонтирована. Кельи монахов разбросаны по всем корпусам обители, за исключением восточного. В восточном корпусе расположены архондарик и комнаты для посетителей обители. Пантократоров монастырь имеет свою больницу, аптеку, швейную и иконописную мастерские, а также мастерскую по реставрации реликвий.

К обители относится достаточно много часовен. Одной из наиболее значительных является пареклис святого Георгия Фанеромена, в которой хранится одноимённая икона. Рядом с кафоликоном находится часовня Успения Богородицы с фресками 1538 года, покрытыми новым слоем живописи в 1868 году. Фресками украшены также пареклисы святого Иоанна Предтечи и святого Николая Угодника.

В ризнице и хранилище икон обители имеется исключительно ценная коллекция переносных икон, среди которых и древнейшая переносная икона преподобного Афанасия Афонского, основателя организованной монашеской жизни на Святой Горе, а также очень редкая по тематике икона, на которой изображены Божия матерь с Младенцем и обращённый к Ней святой Иоанн Креститель. Основная часть этой уникальной коллекции находится в хранилище икон, где насчитывается около 700 переносных икон. В Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, в настоящее время хранится образ Христа Пантократора (Вседержителя), который, по-видимому, была подарен обители её ктиторами, Алексием и Иоанном.

В ризнице хранится также много других замечательных реликвий, одной из самых важных из которых считается византийский эпитафий, также являющийся даром монастырю от его основателей, Алексия и Иоанна. Весьма ценной регалией является покрытый эмалью фрагмент щита святого Меркурия (13-14 век), кроме того здесь имеется немало других реликвий: священные сосуды, кресты и очень редкий керамический фиал освящения XVI века. Наконец, среди важнейших реликвий обители
особое место занимают мощи святых, хранящиеся в богато украшенном железном сундуке XVIII века.

В библиотеке монастыря хранится более 3.500 печатных книг и около 400 рукописей. Точнее, имеется 68 кодексов на пергаменте, три пергаментных свитка XIV века, четыре кодекса на шёлке, 9 арабских рукописей, а также несколько румынских музыкальных кодексов. Но самыми ценными из них считаются пергаментный Псалтирь под номером 61, который является одним из трёх сохранившихся в мире иллюстрированных Псалтирей начала IX века, и пергаментный кодекс под номером 234, так называемое «Евангелие святого Иоанна Коливита», великолепно иллюстрированная рукопись XI века.

Обители принадлежат скит пророка Илии, более чем 30 калив в местечке Капсала, несколько кафизм и достаточное число келлий, среди которых особое место занимают келлия Успения Богородицы, известная и как «Аксион эсти » («Достойно есть»), откуда была взята одноименная чудотворная икона Божией Матери, ныне пребывающая в храме Протат, и исторический бывший монастырь, а в настоящее время келлия, Равдуха (Жезлоносца). Видимо, это самая древняя обитель на Афонском полуострове, основанная в IX веке и с XII по XIV, как минимум, век занимавшая 14-ое место в святогорской иерархии той эпохи.

В монастыре имеется также два значительных акведука, соответственно на север и на запад от него, один из которых представляет собой редкое византийское строение XIV века, второй же датируется XVIII веком.

Пристань обители состоит из нескольких построек, обслуживающих разнообразные потребности монастыря.

Пантократоров монастырь насчитывает сегодня в общей сложности около 60 иноков братии, живущих в самом монастыре и его экзартимах.

Loading...Loading...