Алевиз новый.

Алевиз Новый

Архангельский собор в Москве

Троицкая (ныне Покровская) церковь в Александровской Слободе

Собор Петра митрополита (Высоко-Петровский монастырь)

Алеви́з Но́вый (Алеви́з Фря́зин ; вторая половина XV - первая треть XVI в. (1531 г.?) ) - итальянский архитектор, работавший в России в начале XVI века. Автор таких известных храмов, как Архангельский собор , собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре , храмы Александровской Слободы начала XVI века и др.

Уточнение

Это второй архитектор по имени Алевиз, прибывший в Москву из Италии. Приехавшего в Москву первым (в 1494 году) традиционно называют Алевизом Фрязином, Алевизом Старым либо просто Алевизом. Алевиз Старый с 1494 по 1499 год достраивал кремлевские укрепления, в 1499-1508 годах он строил великокняжеский дворец и стены от дворца до Боровицкой башни, в 1508-1519 годах работал над стенами, башнями и рвами Кремля со стороны Неглинной.

Факты

В 1504 году в Москву прибыла новая группа мастеров из Италии . По пути в Москву это посольство было задержано в Крыму ханом Менгли-Гиреем , где мастера некоторое время работали на строительстве Бахчисарайского дворца . Отпуская послов и мастеров в Москву, хан написал Ивану III: «А сю грамоту подал архитектон Алевиз, Менли-Гиреево слово… Меня брата твоего ярлык взяв, пошол Алевиз мастер, велми доброй мастер, не как иные мастеры, велми великий мастер… То как меня почтишь и мое брата своего слово почтишь, того фрязина Алевиза пожалуешь, ты ведаешь» . То, что этот «велми великий мастер» и есть Алевиз Новый, который, согласно летописным данным, в 1508 году завершил строительство Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот , подтверждается и уточнением «Новый» (относительно Алевиза Старого), и почетным великокняжеским заказом на возведение родовой усыпальницы - Архангельского собора, и сходством итальянизирующих порталов Бахчисарайского дворца и Архангельского собора.

Больше в летописях Алевиз «Новым» не именуется. В последние десятилетия имел место ряд попыток отождествить этого зодчего с известным венецианским скульптором и резчиком Альвизе Ламберти ди Монтаньяна, но они, хотя и получили широкий резонанс в современной научно-популярной литературе, являются лишь неподтвержденной гипотезой . Храмовое строительство должно было являться специализацией зодчего ещё в Италии, иначе бы ему сразу по приезде не доверили такую исключительно ответственную постройку, как Архангельский собор.

В 1514 году Василий III повелел возвести в Москве 11 церквей, «а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин» .

Постройки

До 1970-х годов в истории архитектуры господствовала следующая точка зрения: Алевиз Старый строил лишь западные укрепления Кремля вдоль Неглинной, а Алевиз Новый - все остальные упоминаемые в вышеприведенных летописных сообщениях постройки (Большой Кремлевский дворец и все храмы, в том числе и заложенные в 1514 году).

В последней четверти XX века эту точку зрения поставили под сомнение С. С. Подъяпольский и В. П. Выголов. Эти ученые отнесли Большой Кремлёвский дворец к творчеству Алевиза Старого, а В. П. Выголов сомневался в авторстве Алевиза Нового и в отношении церквей, заложенных в 1514 году .

В XIX-XX веках способность Алевиза Нового к творчеству в широком диапазоне архитектурных форм подтверждалась такими зданиями, как Бахчисарайский дворец, Архангельский собор, церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот и Благовещения в Старом Ваганькове. В 1976 году было установлено, что Алевиз являлся и автором собора Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре . В начале 2000-х годов список известных нам построек зодчего дополнили храмы Покрова, Троицы , Успения и Алексея митрополита в Александровской Слободе .

Таким образом, Алевиз Новый с 1505 по 1508 годы строил Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи, и далее специфика его работы как храмоздателя также оставалась приоритетной. Как показал С. В Заграевский, с 1508 по 1513 год Алевиз Новый строил храмы и великокняжеский дворец в Александровской Слободе , а с 1514 года - 11 церквей в Москве. Существуют неподтверждённые версии, что он являлся автором церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове , Успенского собора в Дмитрове , собора Вознесенского монастыря в Москве и др.

Список построек Алевиза Нового на Руси

Примечания

Литература

  • Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Александровской слободы. М., 2008.
  • Выголов В. П.. К вопросу о постройках и личности Алевиза Фрязина. В кн.: Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб, 1997.
  • Подъяпольский С. С. Итальянские строительные мастера в России в конце XV-начале XVI века по данным письменных источников. Опыт составления словаря. В кн.: Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. М., 1991.
  • Славянская энциклопедия. Киевская Русь - Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский . - Т. . - С. 14.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Алевиз Новый" в других словарях:

    АЛЕВИЗ НОВЫЙ - итал. мастер, работавший в России в XVI в.; один из четырех «старших мастеров» (наряду с Аристотелем Фиораванти, П. А. Солери и Петроком Малым). Прозвание Новый получил для отличия от своего соотечественника архит. Алевиза Фрязина (Старого). А. Н … Православная энциклопедия

    - [конец XV первая треть XVI в. (1531 г.?)]. Итальянский архитектор. В 1505 1508 гг. возглавлял строительство Архангельского собора Московского Кремля. В 1508 г. возглавлял строительство белокаменного рва на Красной площади. В 1516 г. строительство … Большая биографическая энциклопедия

    Алевиз Фрязин, Алевиз (Aloisio) Новый, архитектор конца 15 ‒ начала 16 вв. По происхождению итальянец. В 1503‒04 работал в Бахчисарае (Крым), где строил дворец хана Менгли Гирея (сохранился резной каменный портал). В 1504 по приглашению Ивана III … Большая советская энциклопедия

    АЛЕВИЗ ФРЯЗИН, Алевиз Новый [полное имя Алоиз (Aloisio) Ламберти да Монтиньяна], итальянский архитектор конца 15 начала 16 вв. С 1504 работал в Москве. Бахчисарайский дворец В 1499 послы Ивана III (см. ИВАН III Васильевич) Ралев и Карачаров во… … Энциклопедический словарь

    - (итал. Aloisio): Алевиз Фрязин Старый, Алевиз Миланец (итал. Aloisio da Milano), Алоизио да Карезано (Каркано; XV XVI) итальянский архитектор. Строил укрепления Московского кремля, Большой Кремлёвский дворец. Алевиз Новый (Алевиз… … Википедия

    I Алевиз Миланец (Aloisio da Milano), итальянский архитектор конца XV начала XVI вв. С 1494 работал в Москве, участвовал в строительстве стен Кремля вдоль реки Неглинная (1495). II Алевиз Новый, (Aloisio) итальянский архитектор конца XV начала… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Алевиз. Троицкая башня Московского Кремля Алев … Википедия

Спасская башня Кремля. Пьетро Антонио Солари. 1491 Б. Огурцов. 1628

Алевиз Старый

Со смертью Пьетро Антонио Солари незаконченное строительство Кремля оказалось без опытного руководителя. Иван III в том же 1493 г. посылает в Венецию и Милан послов Мануила Ангелова и Даниила Мамырова за "стенными и палатными мастерами". В 1494 г. они привезли, судя по итальянским источникам, из Милана трех мастеров: Алоизио да Каркано – стенного мастера и инженера, Михаила Парпалоне – кузнечного мастера и Бернардина из Боргаманеро – каменотеса. От них на родину приходили хорошие вести. Алоизио да Каркано был обласкан Иваном III, который подарил ему восемь собственных одежд и изрядную сумму денег, высказав при этом пожелание, чтобы тот построил ему замок наподобие миланского. Письмо, из которого мы почерпнули эти подробности, датировано 19 ноября 1496 г. и хранится в Миланском городском архиве.

Ничего не известно о судьбе двух остальных мастеров, упоминаемых в итальянских источниках. Но Алоизио да Каркано, известный в русских летописях под именем Алевиза Старого, долго смущал историков Кремля. Ему приписывали целый ряд сооружений, которые ни по времени, ни по архитектурным формам не могли принадлежать ему. Это продолжалось до 20-х годов нашего века, когда советский ученый Н. А. Эрнст в своей книге "Бахчисарайский ханский дворец и архитектор великого князя Ивана III Фрязин Алевиз Новый", изданной в Симферополе в 1928 г., поставил все на свои места. Оказывается, в Москве работали два Алевиза: уже упомянутый нами Алевиз Старый и Алевиз Новый, появившийся в Москве спустя десять лет, в 1505 г.

О первом Алевизе нам ничего не известно. Но судя по той части кремлевской стены (северо-западной), которую Алевиз Старый возвел, он был прекрасным, смелым инженером.

После смерти Пьетро Антонио Солари осталась незаконченной северо-западная сторона кремлевских стен, вдоль русла реки Неглинной. В первой половине XIX века Неглинную заключили в трубу и на этом месте разбили Александровский сад. В конце XV века это была речка с часто менявшимся от ливневых вод руслом и заболоченной поймой, подступавшей вплотную к крутым склонам Боровицкого холма. Прежде чем приступить к возведению стен, необходимо было укрепить ползучий грунт, заложить прочный фундамент, который сможет выдержать тяжесть стен и массивных башен. Это и было поручено Алевизу Старому. Однако из-за опустошительного пожара 1493 г. к работам удалось приступить только весной 1495 г. Летопись сообщает под этим годом, что Иван III "заложи стену градную… возле Неглинны, не по старой, города прибавиша".

При раскопках 1965 г. здесь были обнажены основания стен я выяснилось, что Алевиз Старый вдоль обрывистого берега Неглинной перебросил арочные перемычки, которые сровняли неровности почвы, и только затем начал возводить стены. Алевиз Старый спрямляет стену западного фасада крепости и выводит ее на одинаковую высоту, а длинные прясла опирает на прямоугольные башни. Причем в центре этого фасада создается целый комплекс крепостных сооружений – Троицкая проезжая башня, отводная стрельница, каменный мост на девяти арках через Неглинную и еще одна башня – барбакан, защищающая мост и получившая название Кутафья.

Если провести на плане Кремля черту от Спасской башни к Троицкой, то окажется, что они стоят друг против друга на одной прямой, образующей одну из сторон равностороннего треугольника. Здесь сказался все тот же рационализм архитектуры кватроченто, который заложен и в общей композиции кремлевской цитадели. Значение Троицкой башни для западного фасада Кремля такое же, как Спасской – для восточного. Именно поэтому зодчий, надстраивавший в XVII веке обе башни, придал их шатровым завершениям почти одинаковое декоративное убранство.

Алевизу Старому летопись приписывает также сооружение в 1499 г. дворца для великого князя Ивана III рядом с Благовещенской Церковью и внутренней каменной стены от дворца до Боровицких ворот. Возможно, он осуществил и ряд инженерных работ по укреплению оборонной мощи Кремля со стороны Красной площади. Но тут в источниках начинается путаница, и кому из Алевизов следует приписать эти работы, не совсем ясно. Ни одно из творений инженерного мастерства Алевиза Старого, за исключением северо-западной стены Кремля, не дошло до наших дней.

Башни Троицкая к Кутафья. Алевиз Старый. 1495-1499

Арсенальная башня Кремля. Пьетро Антонио Солари. 1192

Алевиз Новый

В древнерусской дипломатической практике последней четверти XV века установилась традиция: с какой бы целью ни отправлялись послы в западные страны, им вменялось в обязанность подыскивать мастеров различных специальностей для работы в Москве. В ноябре 1499 г. послы Ивана III Дмитрий Ралев и Митрофан Карачаров пересекли границу Венецианской республики. По итальянским источникам можно проследить их маршрут: 18 ноября они остановились в Бассано и в конце месяца по дороге в Падую прибыли в Венецию, где задержались до конца февраля. Выгодно продав партию кожи, они уехали в Рим. 12 апреля послы вернулись в Венецию и в мае 1500 г. отправились на родину. На этом пути они проезжали города Феррару, Брендоле, Лонгино, где в это время работал архитектор и скульптор Алоизио (в русской транскрипции – Алевиз) Ламберти да Монтаньяна. Ралев и Карачаров, желая выполнить возложенную на них миссию, могли встретиться с Алоизио и пригласить его для работы в Москву. На этом основании, а также сравнивая подписанное мастером произведение – скульптурное надгробие Томазины Граумонте в церкви св. Андрея в Ферраре – с тем, что потом Алевиз сделал в Москве, итальянские ученые отождествляют Алевиза Нового с Алоизио Ламберти да Монтаньяна. Вот, собственно, то немногое, что можно сообщить в качестве предположения о работах Алевиза Нового в итальянский период его жизни. Во всяком случае, в 1500 г. он примкнул к русскому посольству и отправился в Москву.

Три года письменные источники молчат о судьбе Алевиза Нового и его спутников. И вдруг в июне 1503 г. крымский хан Менгли-Гирей в письме к Ивану III сообщает: "Нонеча слава Богу, на свои руки взял есми Дмитрия Ларева да Митрофапа Федорова Карачарова; и мастеры твои иуня месяца к нам приехав и челом ударили. Мастеры фрясские и с женами и с детьми и с девками к нам пришли". Посол Заболоцкий при ханском дворе уточняет дату приезда русских и итальянцев: "за две недели до Петрова Заговенья", т. е. не позже первых дней июня. В Бахчисарае посольство задержалось до сентября 1504 г. Особых причин такого длительного пребывания в ханской резиденции не было. Просто Менгли-Гирей хотел воспользоваться пребыванием у него итальянского зодчего, чтобы построить в Бахчисарае свой, затем ставший знаменитым, дворец. Алевиз Новый построил его за пятнадцать месяцев. Но время не пощадило дворец. До наших дней дошел только его портал, по которому мы можем судить о богатстве и великолепии всего сооружения.

Наконец после настоятельных требований Ивана III Менгли-Гирей отпускает Алевиза Нового и его спутников в Москву. Причем в сопроводительной грамоте дает восторженный отзыв об искусстве итальянца: "Алевиз мастер вельми добрый, не как иные мастеры, весьма великий мастер".

23 ноября 1504 г., как об этом сообщают летописи, спустя четыре года после выезда из Италии, Алевиз Новый прибывает в Москву.

Деятельность Алевиза Нового в Москве весьма разнообразна. Все работавшие до него архитекторы сосредоточили свои усилия главным образом в Кремле. Алевиз Новый строит не только там, но также и на посаде, в разных местах разросшегося и экономически окрепшего города.

Очевидно, Алевиз Новый обладал большими организаторскими способностями. За короткий срок он построил огромный дворец в Бахчисарае; всего четыре строительных сезона – с 1505 по 1508 г. – ему понадобилось для сооружения второго по величине собора в Москве. В 1508 г. он устраивает пруды и выкладывает белым камнем ров шириной 34 и глубиной 10 метров. Этот ров, ошибочно приписываемый Алевизу Старому, шел вдоль Красной площади и замыкал водяное кольцо вокруг кремлевской цитадели, ставшей еще более неприступной. С 1514 по 1519 г. он строит в разных частях города одиннадцать церквей. Алевиз Новый становится главным архитектором Москвы. Сооруженные им церкви способствовали формированию силуэта города и его архитектурно-пространственной композиции. На крутом взгорье в конце Ивановского переулка стоит церковь Владимира "в Старых садах" – одна из одиннадцати, построенных Алеви-зом. Местность эта была застроена в XVI веке, и над низкими деревянными домами возвышалась эта церковь.

XV и XVI века еще не знали типичных для более позднего времени трехчастных осевых композиций – колокольня, трапезная и сама церковь. Во времена Алевиза каменные церкви строились одним прямоугольным объемом с порталом на западном и апсидами на восточном фасадах. Вместо колокольни была звонница: или непосредственно вкомпонованная в объем, как в церкви Трифона в Напрудном, или же отдельно стоящее устройство для подвески колоколов. Лаконизм силуэта, белый камень или красный кирпич, который после Фиораванти прочно входит в практику русских строителей, очень точно найденное место в пространстве города – все это делало церкви неотделимыми от живописного пейзажа Москвы начала XVI века.

И все же самым значительным произведением Алевиза Нового остается Архангельский собор в Кремле.

Алевиз Новый (Алевиз Фрязин, возможное полное имя Алоизио (Aloisio) Ламберти да Монтиньяна; вторая половина XV - первая треть XVI в. (1531 г.?)) - итальянский архитектор, работавший в России в начале XVI века. Автор таких известных храмов, как Архангельский собор, собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре, храмы Александровской Слободы начала XVI века и др.

Уточнение

Это второй архитектор по имени Алевиз, прибывший в Москву из Италии. Приехавшего в Москву первым (в 1494 году) традиционно называют Алевизом Фрязином, Алевизом Старым либо просто Алевизом. Алевиз Старый с 1494 по 1499 год достраивал кремлёвские укрепления, в 1499-1508 годах он строил великокняжеский дворец и стены от дворца до Боровицкой башни, в 1508-1519 годах работал над стенами, башнями и рвами Кремля со стороны Неглинной.

Факты

В 1504 году в Москву прибыла новая группа мастеров из Италии. По пути в Москву это посольство было задержано в Крыму ханом Менгли-Гиреем, где мастера некоторое время работали на строительстве Бахчисарайского дворца. Отпуская послов и мастеров в Москву, хан написал Ивану III: «А сю грамоту подал архитектон Алевиз, Менли-Гиреево слово… Меня брата твоего ярлык взяв, пошол Алевиз мастер, велми доброй мастер, не как иные мастеры, велми великий мастер… То как меня почтишь и мое брата своего слово почтишь, того фрязина Алевиза пожалуешь, ты ведаешь». То, что этот «велми великий мастер» и есть Алевиз Новый, который, согласно летописным данным, в 1508 году завершил строительство Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот, подтверждается и уточнением «Новый» (относительно Алевиза Старого), и почетным великокняжеским заказом на возведение родовой усыпальницы - Архангельского собора, и сходством итальянизирующих порталов Бахчисарайского дворца и Архангельского собора.

Больше в летописях Алевиз «Новым» не именуется. В последние десятилетия имел место ряд попыток отождествить этого зодчего с известным венецианским скульптором и резчиком Альвизе Ламберти ди Монтаньяна, но они, хотя и получили широкий резонанс в современной научно-популярной литературе, являются лишь неподтвержденной гипотезой. Храмовое строительство должно было являться специализацией зодчего ещё в Италии, иначе бы ему сразу по приезде не доверили такую исключительно ответственную постройку, как Архангельский собор.

В 1514 году Василий III повелел возвести в Москве 11 церквей, «а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин».

Постройки

До 1970-х годов в истории архитектуры господствовала следующая точка зрения: Алевиз Старый строил лишь западные укрепления Кремля вдоль Неглинной, а Алевиз Новый - все остальные упоминаемые в вышеприведенных летописных сообщениях постройки (Большой Кремлёвский дворец и все храмы, в том числе и заложенные в 1514 году).

В последней четверти XX века эту точку зрения поставили под сомнение С. С. Подъяпольский и В. П. Выголов. Эти учёные отнесли Большой Кремлёвский дворец к творчеству Алевиза Старого, а В. П. Выголов сомневался в авторстве Алевиза Нового и в отношении церквей, заложенных в 1514 году.

С. В. Заграевский показал, что аргументы С. С. Подъяпольского и В. П. Выголова в пользу отнесения кремлёвского дворца к творчеству «мастера стенного и палатного» Алевиза Старого убедительны (Алевиза Нового в 1499 году ещё не было на Руси, к тому же в летописном сообщении под этим годом говорится, что строивший дворец мастер был из Милана), но автором церквей, построенных после 1514 года, был все же Алевиз Новый.

В XIX-XX веках способность Алевиза Нового к творчеству в широком диапазоне архитектурных форм подтверждалась такими зданиями, как Бахчисарайский дворец, Архангельский собор, церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот и Благовещения в Старом Ваганькове. В 1976 году было установлено, что Алевиз являлся и автором собора Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре. В начале 2000-х годов список известных нам построек зодчего дополнили храмы Покрова, Троицы, Успения и Алексея митрополита в Александровской Слободе.

Таким образом, Алевиз Новый с 1505 по 1508 годы строил Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи, и далее специфика его работы как храмоздателя также оставалась приоритетной. Как показал С. В Заграевский, с 1508 по 1513 год Алевиз Новый строил храмы и великокняжеский дворец в Александровской Слободе, а с 1514 года - 11 церквей в Москве. Существуют неподтверждённые версии, что он являлся автором церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове, Успенского собора в Дмитрове, собора Вознесенского монастыря в Москве и др.

Список построек Алевиза Нового на Руси

  • Архангельский собор (Москва) (1505-1508)
  • Церковь Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (Москва) (1505-1508)
  • Троицкий собор (Александров) (1509-1513)
  • Покровская церковь (Александров) (1509-1513)
  • Успенская церковь (Александров) (1509-1513)
  • Распятская колокольня (Александров) (1509-1513)
  • Церковь Рождества Богородицы на Сенях (1515-1516) (список 11 церквей, которые Василий III повелел заложить в 1514 году, уточнен В. П. Выголовым)
  • Церковь Благовещения в Старом Ваганькове (Москва) (1514-1516)
  • Храм Святого Владимира в Старых Садех (1514-1516)
  • Церковь Благовещения в Воронцове (Москва) (1514-1515)
  • Собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре (1514-1517)
  • Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором (Москва) (1514-1515)
  • Собор Алексеевского монастыря (1514-1518)
  • Церковь Леонтия Ростовского за Неглинной (Москва) (1516-1518)
  • Церковь Введения на Сретенке (Москва) (1514-1518)
  • Церковь Введения за торгом (Москва) (1516)
  • Церковь Афанасия и Кирилла Александрийских у Фроловских ворот (Москва) (1514-1516)
  • Храм Варвары Великомученицы на Варварке (1514)

Алевиз Новый (Алевиз Фрязин, полное имя, по некоторым источникам, Алоизио (Aloisio) Ламберти да Монтаньяна). Годы жизни: конец XV – 1531(?)г.

Биография

По разным источникам, происходил Алоизио Ламберти да Монтаньяна из Милана или Венеции. Из его произведений на родине известно лишь надгробие Томазины Граумонте в церкви св. Андрея в Ферраре; по-видимому, остальное не сохранилось или не идентифицировано. В 1500 году он был приглашен послами Ивана III, Дмитрием Ралевым и Митрофаном Карачаровым в Россию. В то время царь обязывал своих послов во всех посещаемых ими странах разыскивать искусных зодчих и прочих мастеров и приглашать их для работы в Москве.

В Москву Алевиз (так его имя было трансформировано в русском языке) попал не сразу: больше года (по другим источникам – около трех лет) он вместе с послами провел при дворе крымского хана Менгли-Гирея и за 15 месяцев выстроил для него Бахчисарайский дворец, от которого сохранился лишь каменный портал с богатой резьбой (т.н. Железный портал или Демир-Капу, стоящий в Посольском садике http://archeologia.narod.ru/krim/bach59.jpg http://archeologia.narod.ru/krim/bach60.jpg). На портале сохранилась дата сооружения – 1503 год. В июне 1503г. ханом было написано письмо Ивану III, где первый сообщает о том, что «нонеча слава Богу, на свои руки взял есми Дмитрия Ларева да Митрофана Федорова Карачарова; и мастеры твои иуня месяца к нам приехав и челом ударили ». Заболоцкий, посол Ивана III при ханском дворе точнее сообщает время приезда посольства: «за две недели до Петрова Заговенья », – то есть, не позже начала июня. Русские послы и итальянцы пробыли у Менгли-Гирея до сентября 1504г. Только после настоятельных требований Ивана III они были отпущены в Москву.

По прибытии ко двору Ивана III Алевиз Новый (это прозвание отличало его от работавшего в Москве ранее Алевиза Старого), или Фрязин (фрязинами в XIV-XV веках на Руси называли генуэзцев и венецианцев, а потом и всех итальянцев) приступает к строительству второго по величине кремлевского собора – Архангельского . Строительство заняло четыре сезона – с 1505 по 1508г. После окончания строительства под его руководством выкапываются пруды и глубокий, выложенный белым камнем ров шириной 34 и глубиной 10 метров, сделавший Кремль еще более неприступным. Этот ров шел от Неглинки вдоль Красной площади к Москве-реке и был засыпан только в XIX веке. Именно от этого рва происходит одно из названий храма Василия Блаженного – собор Покрова на Рву. Некоторыми исследователями, впрочем, руководство строительства этого рва Алевизом Новым ставится под сомнение.

Алевиз строит не только в Кремле, его деятельность простирается дальше в город. С 1514 по 1519гг. он строит одиннадцать церквей в разных частях города; сохранились некоторые из них: в перестроенном виде церковь Владимира в Старых Садех (Старосадский пер.,11) ; храм Усекновения головы Иоанна Предтечи под Бором (Черниговский переулок 2/4); церковь Петра Митрополита в Высокопетровском монастыре (Петровка, 28); церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове (ул. Восточная, 6). Также, возможно, участвовал Алевиз и в постройке Теремного дворца в Кремле и церкви Иоанна Лествичника, которая позже вошла в нижний ярус колокольни Ивана Великого.

По летописным сведениям, во время взрыва на пороховом заводе, носившем название «Алевизова двора» (организованного Алевизом Старым), возможно, в числе многих погиб и Алевиз Новый.

Список сооружений

Название церкви Годы Адрес Состояние
Архангельский собор 1505-1508 Кремль перестроен
Рождества Богородицы в Старом Симонове 1509-1510 Восточная, 6 перестроена незначительно
Рождества Богородицы, "что на сенях" 1514 Кремль сохранилась малая часть
Варвары Великомученицы на Варварке 1514 Варварка, 2 новое здание
Владимира, "что в Старых Садех" 1514 Старосадский пер., 11 перестроена
Илии Пророка, "что под Сосенками" 1514-1515 Воронцово Поле, 16 перестроена
Усекновения главы Иоанна Предтечи "что под Бором" 1514-1515 Черниговский пер., 2/4 перестроена
Петра Митрополита собор в Высокопетровском монастыре 1514-1517 Петровка, 28 восстанавливается в первоначальном виде
Вознесения Господня в Воскресенском монастыре 1518 Кремль не сохранилась
Рождества Иоанна Предтечи "что на Бору" 1508 Кремль не сохранилась
Пресвятой Богородицы, "что на Лубянке" 1514-1518 пл. Воровского не сохранилась (1924)
Дионисия Ареопагита 1519 Моховая, МГУ разобрана при строительстве МГУ

Красным цветом помечены не сохранившиеся постройки

Алевиз Новый

В древнерусской дипломатической практике последней четверти XV века установилась традиция: с какой бы целью ни отправлялись послы в западные страны, им вменялось в обязанность подыскивать мастеров различных специальностей для работы в Москве. В ноябре 1499 г. послы Ивана III Дмитрий Ралев и Митрофан Карачаров пересекли границу Венецианской республики. По итальянским источникам можно проследить их маршрут: 18 ноября они остановились в Бассано и в конце месяца по дороге в Падую прибыли в Венецию, где задержались до конца февраля. Выгодно продав партию кожи, они уехали в Рим. 12 апреля послы вернулись в Венецию и в мае 1500 г. отправились на родину. На этом пути они проезжали города Феррару, Брендоле, Лонгино, где в это время работал архитектор и скульптор Алоизио (в русской транскрипции – Алевиз) Ламберти да Монтаньяна. Ралев и Карачаров, желая выполнить возложенную на них миссию, могли встретиться с Алоизио и пригласить его для работы в Москву. На этом основании, а также сравнивая подписанное мастером произведение – скульптурное надгробие Томазины Граумонте в церкви св. Андрея в Ферраре – с тем, что потом Алевиз сделал в Москве, итальянские ученые отождествляют Алевиза Нового с Алоизио Ламберти да Монтаньяна. Вот, собственно, то немногое, что можно сообщить в качестве предположения о работах Алевиза Нового в итальянский период его жизни. Во всяком случае, в 1500 г. он примкнул к русскому посольству и отправился в Москву.

Три года письменные источники молчат о судьбе Алевиза Нового и его спутников. И вдруг в июне 1503 г. крымский хан Менгли-Гирей в письме к Ивану III сообщает: «Нонеча слава Богу, на свои руки взял есми Дмитрия Ларева да Митрофапа Федорова Карачарова; и мастеры твои иуня месяца к нам приехав и челом ударили. Мастеры фрясские и с женами и с детьми и с девками к нам пришли». Посол Заболоцкий при ханском дворе уточняет дату приезда русских и итальянцев: «за две недели до Петрова Заговенья», т. е. не позже первых дней июня. В Бахчисарае посольство задержалось до сентября 1504 г. Особых причин такого длительного пребывания в ханской резиденции не было. Просто Менгли-Гирей хотел воспользоваться пребыванием у него итальянского зодчего, чтобы построить в Бахчисарае свой, затем ставший знаменитым, дворец. Алевиз Новый построил его за пятнадцать месяцев. Но время не пощадило дворец. До наших дней дошел только его портал, по которому мы можем судить о богатстве и великолепии всего сооружения.

Наконец после настоятельных требований Ивана III Менгли-Гирей отпускает Алевиза Нового и его спутников в Москву. Причем в сопроводительной грамоте дает восторженный отзыв об искусстве итальянца: «Алевиз мастер вельми добрый, не как иные мастеры, весьма великий мастер».

23 ноября 1504 г., как об этом сообщают летописи, спустя четыре года после выезда из Италии, Алевиз Новый прибывает в Москву.

Деятельность Алевиза Нового в Москве весьма разнообразна. Все работавшие до него архитекторы сосредоточили свои усилия главным образом в Кремле. Алевиз Новый строит не только там, но также и на посаде, в разных местах разросшегося и экономически окрепшего города.

Очевидно, Алевиз Новый обладал большими организаторскими способностями. За короткий срок он построил огромный дворец в Бахчисарае; всего четыре строительных сезона – с 1505 по 1508 г. – ему понадобилось для сооружения второго по величине собора в Москве. В 1508 г. он устраивает пруды и выкладывает белым камнем ров шириной 34 и глубиной 10 метров. Этот ров, ошибочно приписываемый Алевизу Старому, шел вдоль Красной площади и замыкал водяное кольцо вокруг кремлевской цитадели, ставшей еще более неприступной. С 1514 по 1519 г. он строит в разных частях города одиннадцать церквей. Алевиз Новый становится главным архитектором Москвы. Сооруженные им церкви способствовали формированию силуэта города и его архитектурно-пространственной композиции. На крутом взгорье в конце Ивановского переулка стоит церковь Владимира «в Старых садах» – одна из одиннадцати, построенных Алеви-зом. Местность эта была застроена в XVI веке, и над низкими деревянными домами возвышалась эта церковь.

XV и XVI века еще не знали типичных для более позднего времени трехчастных осевых композиций – колокольня, трапезная и сама церковь. Во времена Алевиза каменные церкви строились одним прямоугольным объемом с порталом на западном и апсидами на восточном фасадах. Вместо колокольни была звонница: или непосредственно вкомпонованная в объем, как в церкви Трифона в Напрудном, или же отдельно стоящее устройство для подвески колоколов. Лаконизм силуэта, белый камень или красный кирпич, который после Фиораванти прочно входит в практику русских строителей, очень точно найденное место в пространстве города – все это делало церкви неотделимыми от живописного пейзажа Москвы начала XVI века.

И все же самым значительным произведением Алевиза Нового остается Архангельский собор в Кремле.

Три собора на площади Кремля поделили между собой обязанности в придворном религиозном быту русских царей: Благовещенский, некогда соединявшийся крытым переходом с Теремным дворцом, служил домовой церковью; Успенский – главная святыня Мое ковского государства, где русских царей венчали на царство и хоронили патриархов; Архангельский – вплоть до конца XVII века служил царской усыпальницей. Таким образом, Успенский собор представлял духовную власть, тогда как Архангельский – светскую. Это в какой-то степени повлияло на его архитектуру.

Спустя год после появления в Москве Алевиз Новый приступает к сооружению Архангельского собора на том месте, где стояла небольшая белокаменная церковь Архангела Михаила, построенная еще при Иване Калите. К началу XVI века она пришла в ветхость, и в 1505 г. ее снесли.

Мы не будем в подробностях описывать Архангельский собор, дошедший до нас с большими утратами и переделками. Попытаемся только в общих чертах восстановить его композицию, задуманную Алевизом Новым, и обратим внимание на черты, отличающие этот собор от Успенского.

Архангельский собор меньше по величине и более архаичен по решению интерьера. Вместо круглых столбов (как в Успенском соборе), не загромождающих внутреннее пространство, Алевиз применяет квадратные массивные столбы, к тому же поднятые на высокие пьедесталы и поддерживающие плоские цилиндрические своды. Шесть столбов делят интерьер на три неодинаковых по ширине нефа, и отстоят они друг от друга на неравные расстояния. Кроме того, архитектору необходимо было выделить особое место для женской половины великокняжеской семьи с тем, чтобы, не смешиваясь с толпой, можно было следить за церковной службой. Для этого к основному объему собора Алевиз пристраивает узкое помещение, открытое в зал большой аркой-окном. В результате северный и южный (продольные) фасады разделены на пять неравных частей соответственно внутреннему членению интерьера.

Таким образом, в композиции фасадов и общих масс Архангельский собор оказался ближе к своим первоисточникам – владимиро-суздальским храмам, чем собор Аристотеля Фиораванти. Очевидно, Алевиз Новый побывал во Владимире и внимательно изучил Успенский собор, иначе трудно объяснить такое последовательное обращение к его схеме.

Алевиз Новый застал владимирский Успенский собор после его обстройки в 1185-1189 гг. галереей, приблизившей его план к квадрату (без алтарных апсид). Основное ядро шестистолпного храма обстраивает галереей и Алевиз, но придает ей совсем другой характер.

Архангельский собор был покрыт крышей прямо по сводам, а купола из-за неравных членений интерьера получились неодинаковыми по диаметру. Правда, это мало заметно для глаза, но все же нарушило гармонию целого. Пристройка к западному фасаду еще более сдвинула к востоку все купола и тем самым подчеркнула асимметричное решение храма.

Архангельский собор уже с самого начала был задуман как усыпальница великих князей и царей «всея Руси», что требовало пышности, торжественной представительности. Спартанская строгость и монументальность Успенского собора Кремля не отвечали этому содержанию. Объемно-пространственную композицию собора XII века во Владимире Алевиз одевает в декоративные одежды итальянского Возрождения XVI века. И одевает очень щедро. Здесь присутствует целый набор архитектурных деталей. Раскрепованный карниз опирается на сильно выступающие пилястры с капителями коринфского ордера. Дважды повторенный, карниз как бы делит здание на два этажа, тогда как в интерьере этого нет: внутреннее пространство собора от пола и до сводов едино и не расчленено.

Тимпаны закомар Алевиз заполняет мастерски выполненными из белого камня раковинами. По рисунку они близки к упоминавшимся уже мраморным раковинам надгробия Граумонте в Ферраре. Стены между пилястрами до среднего карниза украшены архивольтами глухих арок, а на вершине дуги каждой закомары стояла резная пирамидка. И все это из белого камня на фоне красной кирпичной стены.

Но главное, что отличало Архангельский собор от других церковных сооружений Кремля, – это наружная открытая галерея, примыкавшая ко всем стенам, за исключением восточной. Галереи Архангельского собора дошли до нас только в обмерных чертежах 1750 г., исполненных архитектором Д. В. Ухтомским, очевидно, тогда же, когда он обмерял Набережную палату Марко Фрязина. Эти чертежи, обнаруженные советскими исследователями А. В. Воробьевым и В. А. Смысловым, помогают нам представить первоначальный облик Архангельского собора – без мощных контрфорсов и еще более поздних пристроек к восточному фасаду. Ритм открытых арок галереи подчинен членениям самих фасадов, поэтому широкие арки соседствуют с узкими. Но весь характер аркады (полуколонны тосканского ордера), сама идея окружить собор открытой галереей навеяны Италией, внутренними двориками ее палаццо. Архитектор нашел ту меру живописной декоративности, которая как бы обращена к окружающему пространству Соборной площади, а не замыкается в границы строгого объема.

Архангельский собор за время своего существования пережил многое. Пришлось укреплять стены контрфорсами, уничтожить галерей, изменить форму среднего купола, который когда-то был таким же, как и боковые, пристраивать приделы, поновлять живопись в интерьере, штукатурить наружные стены, отчего храм потерял одно из лучших своих декоративных качеств – полихромию фасадов. И все же когда стоишь перед зданием Архангельского собора, то кажется, что он всегда был таким – белым, нарядным от игры света и тени на множестве деталей, создающих его пластику.

По своей природе Архангельский собор эклектичен: в его облике совмещены древние владимиро-суздальские традиции и современные Алевизу Новому элементы итальянской архитектуры эпохи позднего кватроченто. И когда впоследствии, во второй половине XVI и особенно в XVII веке, русские мастера обращались к наследию, оставленному итальянцами, они отбирали именно то, что лучше всего отвечало их национальным традициям. Например, не привились у нас столбы, поставленные на пьедесталы, условное членение стены на два этажа, но была взята на вооружение полихромия фасадов, получившая дальнейшее развитие в работах русских мастеров XVII века. Ордер в творчестве Алевиза Нового сохраняет видимость конструктивной оправданности (карниз, опирающийся на пилястры), а в архитектуре XVII века получает чисто декоративное назначение – он используется для украшения оконных проемов (к примеру, так сделал Осип Старцев в фасаде Грановитой палаты) или закрепления углов здания пучком колонок.

Таким образом, Архангельский собор вошел в историю развития русской архитектуры не новым, прогрессивным пониманием самого существа искусства архитектуры, как это присуще гению Аристотеля Фиораванти, а декоративной стороной, подсказавшей новые мотивы для искони присущей древнерусскому зодчеству приверженности к узорочью и цвету. Переработанные на свой лад итальянские архитектурно-декоративные мотивы обрели новое звучание и обогатили русское искусство.

Развитие декоративных форм в творчестве Алевиза Нового можно проследить, в частности, на великолепных порталах в Бахчисарайском дворце, в Архангельском и Благовещенском соборах Кремля. Остановимся на последних двух.

Четыре портала Архангельского собора датируются ближе к 1508 г., когда завершалось строительство здания. На западном фасаде их три – соответственно членению интерьера на три нефа, на северном фасаде – один (очевидно, такой же портал был и на противоположной стороне, но при очередной пристройке приделов и контрфорса исчез). Главный вход в собор – это средний портал западного фасада. Он помещен в глубокую лоджию, которая вместе со ступенями образует храмовую паперть. Два боковых портала представляют собой обрамление входа в виде арочки, опирающейся на две пилястры с коринфскими капителями и орнаментом.

Главный портал Архангельского собора – следующий этап в декоративном творчестве Алевиза Нового, после портала Бахчисарайского дворца. Он принадлежит к числу так называемых перспективных порталов. Эта форма имеет место в Успенском и Дмитровском соборах во Владимире и перенесена Аристотелем Фиораванти на фасад кремлевского храма. Алевизу Новому предстояло примирить эту традиционную древнюю форму со своим пониманием архитектуры кватроченто. Из этого трудного положения он вышел с честью. Собственно принцип общей композиции сохраняется: широкое и высокое внешнее очертание постепенно уменьшается в глубину. Архивольт передней арки опирается на пилястры, затем жгут из листьев, перевитый лентами и образующий вторую арку, также опирается на колонки, а дальше – скошенные стенки и такой же сводик ведут непосредственно к входу. Таким образом, многие арки и полуколонны, образующие перспективный портал, Алевиз Новый заменил двумя скошенными внутрь стенками, богато украсив их орнаментом, рисунок которого определился еще в работе над входом в Бахчисарайский дворец.

Портал северного фасада отличается от западного только несколько меньшими размерами.

Важно иметь в виду, что от плоскостной орнаментальной композиции крымского портала зодчий переходит к объемно-пространственным решениям, подсказанным древнерусским зодчеством и получившим дальнейшее развитие в декорировке северного портала Благовещенского собора. Его точная датировка пока еще не выяснена, во всяком случае – после 1508 г.; нет сомнений в том, что стилистически он принадлежит творчеству Алевиза Нового.

Портал Благовещенского собора отличается от своих предшественников еще большей пышностью декоративного убранства и усложненностью архитектурной композиции. Например, широкий архивольт передней арки опирается на сильно раскрепованный антаблемент, который поддерживается свободно стоящими парными колоннами. Дальше все выполнено по схеме порталов Архангельского собора, но с еще большим насыщением орнаментом. Вообще следует отметить, что после каменного узорочья владимиро-суздальских храмов только Пьетро Антонио Солари в Грановитой палате и Алевиз.

Новый в кремлевских соборах сумели выявить замечательные качества мягкого известняка в тонкой орнаментальной резьбе.

И все же при всем великолепии и художественных достоинствах алевизовых порталов они не нашли отклика в последующем творчестве русских мастеров. Романский перспективный портал в сочетании с чисто русским изобретением – килевидной аркой – был ближе к ощущению тектоники стены, ее массивности и надежности, чем изобилующие декоративной условностью порталы итальянских зодчих. Но орнамент как таковой был воспринят русскими резчиками и, будучи модифицирован сообразно с их вкусами, обильно украсил иконостасы храмов, стены теремов и архитектурные детали.

Архангельский собор – главное произведение Аловиза Нового – не открыл новой страницы в истории русской архитектуры, а вошел в нее только высоким искусством архитектурно-орнаментальной декорации.

Алевиз Новый долго проработал в России. Он строил еще церкви в Кремле: св. Лазаря – к 1514 г., Иоанна Лествичника – в 1518-м (эта церковь затем была включена в нижний ярус Ивановской колокольни), церковь Благовещения – в 1519 г., возможно, нижние этажи Теремного дворца и др.

Под 1531 г. летопись сообщает, что при взрыве на пороховом заводе «Алевизов двор» взлетел на воздух. Это последнее упоминание имени Алевиза Нового в русских летописях. Очевидно, он погиб в этой катастрофе.

Архангельский собор Кремли. Алевиз Новый. 1505-1509

Западный портал Архангельского собора

Интерьер Архангельского собора

Северный портал Благовещенского собора. Алевиз Новый. После 1508 г.

Из книги Солдаты последней империи (Записки недисциплинированного офицера) автора Чечило Виталий Иванович

Новый год По роду своей службы перед Новым годом я выступал в роли Деда Мороза. С бородой, конечно, не ходил, но дефицитные продукты, например конфеты «Мишка на Севере», доставать приходилось. Давали мне двух стерв в помощницы. Помощи от них никакой не было, только следили,

Из книги Покорение Сибири: Мифы и реальность автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Новый хан Поражение было настолько сильным, что в 1600 году, по всей видимости, после смерти отца, старший сын Кучума Али послал в Тобольск гонца, своего младшего брата Кубей-Мурата, договориться с русскими об условиях подчинения .Здесь стоит сказать, что русской

Из книги Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII автора Глаголева Екатерина Владимировна

1. Парижские новостройки Новый мост, площадь Дофин и Пляс-Рояль. – Люксембургский дворец и Лувр. – ЖанАндруэ дю Серсо и новый архитектурный стиль. – Отель Рамбуйе и Пале-Кардиналъ. – Храмы «Париж стоит мессы» – эти слова Генриха IV вошли в историю. Но Париж обошелся ему

Из книги Черная книга коммунизма: Преступления. Террор. Репрессии автора Бартошек Карел

Новый мир «В Демократической Кампучии, при «славном» правлении Ангкора, мы должны думать о будущем. Прошлое похоронено, «пришлые» должны забыть коньяк, дорогую одежду и модные прически. (…) Нам совершенно не нужна капиталистическая технология! При новой системе не нужно

Из книги Карфаген должен быть разрушен автора Майлз Ричард

Новый Геракл и новый Карфаген Хотя идеи Ливия и не были запрограммированы государством, они совпадали с установками режима Августа. Пятнадцатилетнее пребывание Ганнибала на полуострове оставило глубокий след в коллективном сознании римлян, и искоренить это наследие

Из книги Испанские репортажи 1931-1939 автора Эренбург Илья Григорьевич

Под новый год Год тому назад я ехал из Теруэля в Москву. Мне теперь кажется, что это было давно. Путь лежал через много стран. Предпраздничный Париж беспечно улыбался: это было до мюнхенского грехопадения, и французы тогда еще не знали всей меры добра и зла. Незадолго перед

Из книги Вокруг Петербурга. Заметки наблюдателя автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Новый мир и новый быт

Из книги Империя Александра Македонского. Крушение великой державы автора Грэйнджер Джон

15 Новый мир, 277–272 гг. до н. э

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Глава 1. Питербурх, Новый Амстердам, сиречь новый парадиз, или Метафизика Северной столицы Классическое здание, скульптуры древнегреческих богов, тонкий шпиль, увенчанный корабликом, - вовсе не то, что привыкли видеть люди в центре российской столицы начала XVIII века.

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

Из книги Прогулки по Москве [Сборник статей] автора История Коллектив авторов --

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Новый быт Некоторое облегчение наступило в период нэпа, когда даже частичное и ограниченное разрешение заниматься частным предпринимательством в короткий срок привело к возрождению города. Кончился голод. Возобновили работу заводы и фабрики. Вновь начал принимать

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 1 автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Тайная история атомной бомбы автора Бэгготт Джим

Новый мир В начале декабря 1942 года Лаура Ферми организовала в «Метлабе» вечеринку для «металлургов». Прибывающие гости, не скрывая переполнявших их эмоций, расточали поздравления Энрико. «Поздравления? - недоуменно спрашивала Лаура. - С чем?» Но ее никто, казалось, не

Из книги Сыр и черви. Картина мира одного мельника жившего в XVI веке автора Гинзбург Карло

42. «Новый мир» Теперь ему оставались лишь мечты о «новом устройстве мира». Эти слова истерлись со временем как монета, прошедшая через множество рук. Нам надо вспомнить их первоначальный смысл.Меноккио, как мы убедились, не верил в сотворение мира Богом. Помимо того, он

Из книги Зодчие Москвы XV – XIX вв. Книга 1 автора Яралов Ю. С.

Алевиз Старый Со смертью Пьетро Антонио Солари незаконченное строительство Кремля оказалось без опытного руководителя. Иван III в том же 1493 г. посылает в Венецию и Милан послов Мануила Ангелова и Даниила Мамырова за «стенными и палатными мастерами». В 1494 г. они привезли,

Loading...Loading...