Беседы с отцом Сергием. О богохульстве

Конечно, тем самым они никого не убивают, даже более того, не приносят никому тяжкого вреда здоровью, но они наносят глубокое моральное оскорбление, которое может в будущем отразиться не только на здоровье граждан но и на их психическом состоянии.

Понятия

Святотатство

Понятие святотатства идет к нам из древнерусской культуры.

Давайте разберемся, что это такое?

Сразу же после крещения Руси появись сторонники старой веры, которые на отрез отказались принимать новую но они не просто тихо молчали, они пытались оскорбить основное населения, совершая при этом сожжение церквей, развал святынь.

Тогда, в летописях впервые промелькнуло это слово и используется до сих пор не только в православии, но и в юридическом языке.

Примером служит уголовный кодекс, в который еще в двух тысяча двенадцатом году внесли данное деяние как преступление.

Об этом говорится в статьях 148 и 282 УК РФ . Возможно, толчком к этому действию послужил всем известный в России инцидент, связанный с танцами на святом месте в храме Христа спасителя в Москве.

Но прежде чем говорит про характеристики данного преступления стоит сказать его определение.

Под святотатством понимают оскорбление нанесенное святыни, или же ее осквернении.

Уголовной практике известны множество таких преступлений, но раньше они подходили под статьи вандализм и хулиганство.

На сегодняшний день есть статьи, которые закрепят наказание за подобное дерзкое преступление, предусматривающее неуважение к вере и к выбору других.

Кощунство

Объектом данного преступления как и предметом в равных долях являются моральные ценности, которые тщательно охраняются законом. А вот объективную сторону стоит рассмотреть подробнее.

Конечно, и святотатство и кощунство выражаются в действиях. Невозможно совершить подобное деяние бездействуя.

Именно поэтому, под характеристикой данного преступления понимают деяние, совершенное лицом или группой лиц, и направлено оно на унижение людей и их веры.

Также, к объективной стороне стоит отнести действия, направленные на порчу имущества, памятников, святынь, имеющих не только материальную, но и духовную ценность.

Субъективной стороной данного преступления является наступление общественно опасных последствий, которых непременно хочет подсудимый, который представляет себе нанесенный урон, но все равно желает их наступления.

Также, говоря о субъективной стороне необходимо упомянуть мотив преступления.

А также преступники преследуют определенную цель.

Субъектом данного преступления являются граждане, достигшие возраста шестнадцати лет, и понимающих что они делают, то есть, обладающие дееспособностью.

Отграничение святотатства от смежных преступлений


Очень часто святотатство путают с такими преступлениями, как вандализм и хулиганство .

Ведь совсем недавно статьи святотатство не было в кодексе и разрушение памятников, танцы у алтаря и другие невероятные преступные деяния можно было охарактеризовать и вменить наказание только по вышеупомянутым составам.

На сегодняшний день все проблемы такого рода полностью исчерпаны.

Очень важно знать определения вандализма и хулиганства.

Вандализм признается учеными психологами да и теоретиками права, формой деструктивного поведения гражданина, которое может являться также дивиантным.

Вандализм (ст.214 УК РФ ) представляет собой действия, которые направлены на осквернение различных ценностей, начиная с предметов искусства, и заканчивая зданиями, строениями и сооружениями.

Многочисленные рисунки краской из баллона на новых красивых домах- как паз признак того самого вандализма.

Под хулиганством (ст. 213 УК РФ ) также понимают действия, которые направлены на разрушение и несут в себе все показательное неуважению как к обществу в целом, так и к конкретным людям в частности.

Как правило, при хулиганстве грубо и резко нарушаются закоренелые устои, общество расслаивается.

Наказание и ответственность


За данное преступление предусмотрена уголовно правовая ответственность статья 148 УК РФ .

Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих — наказываются:

  1. в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 2 лет,
  2. на срок до 240 часов,
  3. на срок до 1 года,
  4. на срок до 1 года.

Другое дело что практически нет судебной практики, в соответствии с которой можно было бы основательно применять решения.

Пример из судебной практики

Самый яркий пример произошел в Москве, в храме Христа спасителя, когда посреди службы три девушки в масках оказались в центре, у алтаря и начали распевать неприемлемые песни и танцевать.

Осуждены они были по статье 213 УК РФ — Хулиганство.

Одеты были также неподобающим образом. Пока прихожане пытались прийти в себя девушки скрылись.

Но правосудие взяло верх и беглянок нашли. Сегодня они отбывают наказание и сожалеют о содеянном.

Заключение

Если вы пройдетесь по своему городу, то наверняка увидите всевозможные согнутые перила и кощунство над памятниками – это признак вандализма.


Случаи с осквернением святынь очень редки, но это не значит что их нет.

Просто хочется верить, что даже у самых отъявленных вандалов и хулиганов есть душа.

Святотатство – преступление, о котором больно читать верующему человеку.

Не только потому, что это оскорбление его религии, а потому, что основа любой традиционной религии – это вера, любовь и самопожертвование.

И когда люди проявляют друг к другу столько эгоизма и злобы, становится очень горько.

Хочется верить, что скоро это преступление уйдет из сводок преступности и вовсе уйдет в историю, ведь вера – это немногое из того, что подбадривает и ведет нас в этом темном мире ярким светом.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Закон о богохульстве , или Blasphemy law (дословно: закон о богохульстве) - законодательное ограничение свободы слова и высказываний, относящихся к богохульству или неуважению к святым лицам, религиозным артефактам, обычаям и верованиям.

Они существует более, чем в 30 странах мира. Наиболее распространены на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в которых в 70 % стран есть подобное законодательство.

Богохульство в ряде стран - является административным правонарушением, однако, на большинстве территорий, где действуют подобные законы, ‒ это уголовное преступление.

Соответственно, и наказывают обвиняемых в богохульстве по-разному: от незначительного штрафа до смертной казни. Наиболее радикальные меры используют в мусульманских странах, судебная система которых действует на основе принципа .

В последнее время в некоторых странах законы о богохульстве пересматриваются в сторону смягчения. А, например, в Исландии в 2015 году Парламент отменил наказание за богохульство.

Как власти понимают, что человек совершает богохульство? Как правило, определение прописано законодательно. Общие черты нарушения закона о богохульстве для многих стран:

  • публичность;
  • озознанность;
  • презрительное, насмешливое отношение, кощунство в устной или письменной форме, а также в виде изображений;
  • оскорбительные замечания и действия, провоцирующие разжигание ненависти на основе религиозных отличий.

Определение термина «богохульство» в России

Основные толкования синонимического ряда в различных толковых и энциклопедических словарях:

Богоху́льство . Поношение, оскорбление Бога, догматов веры (Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. СПб., 2006. С.87).

Богохульство , богохульства, ср. (церк.). Брань, поношение Бога (Ушаков Д.Н. Толковый словарь. 1935-1940).

Богоху́льство (от Бог и др.-рус. хула, ст.-слав. хѹла) - непочтительное использование имени Бога или богов, а также поношение любых объектов религиозного поклонения и почитания (https://ru.wikipedia.org/wiki/ Богохульство).

Богохуление (βλασφημια, blasphemia) - непочтение к Богу, выражаемое дерзкими словами или какими-нибудь поступками (Клокоцкий С.С. Богохуление // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907).

Богохульство (греч. blasphemia) - любой оскорбительный или непочтительный акт, слово или намерение, в отношении Бога или святыни. Обычно этот термин ассоциируется с сознательным кощунством или поруганием святыни. В Ветхом Завете он часто подразумевает отрицание или отвержение Бога (http://dic.academic.ru Энциклопедия Кольера).

Богохульство - это когда одно или несколько лиц пытаются сознательно подвергнуть унижению и поруганию религиозные святыни или символы, которые являются священными для русских православных людей. Оно может выражаться как словами, так и действиями, оскорбительными с точки зрения православного христианина (simvol-veri.ru).

Исходя из вышеуказанных определений, попробуем описать противоправное деяние, номинируемое словом «богохульство». Его можно репрезентировать следующим образом:

  • отрицать, выступать против;
  • не признавать действительным, истинным, священным, божественным;
  • негативно оценивать, не одобрять, представлять непривлекательным, плохим, дурным;
  • иронизировать, шутить, насмехаться, высмеивать, язвить, издеваться (обидно, язвительно, зло, ядовито);
  • клеветать, распространять негативную информацию.

Наказание за богохульство в России

В России за возведение хулы на Бога, оскорбление церковных обрядов и реликвий в разные исторические периоды наказывали по-разному. Самым жестоким видом наказания была смертная казнь через сожжение. Подобная мера существовала на Руси несколько веков и, в том числе, предусматривалась в Уложении царя Алексея Михайловича Романова 1649 года. Причем, это был первый пункт первой главы свода:

«Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или и Русский человек, возложить хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождшую Его пречистую Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию, или на честный Крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника, обличив, казнити, сжечь».

Позже, при Петре I, сыне Алексея Михайловича к смертной казни добавили еще и «прожжение языка калёным железом». Далее несколько цитат из Воинского устава 1716 г.:

«Артикул 3. Кто имени Божию хуление приносить, и оное презирает, и службу Божию поносит, и ругается слову Божию и святым таинствам, а весьма в том он обличен будет, хотя сие в пьянстве или трезвом уме учинится, тогда ему язык раскаленным железом прожжен, и потом отсечена глава да будет.

Артикул 4. Кто пресвятую Матерь Божью Деву Марию и Святых ругательными словами поносит, оный имеет по состоянию его особы и хуления телесным наказанием отсечения сустава наказан или живота лишен быть».

Наказывали и тех, кто кощунственные и богохульные речи слышал, однако, не донёс на автора незаконных высказываний:

«Артикул 5. Ежели кто слышит таковое хуление и в принадлежащем месте благовременно извету не подаст, оный имеет по состоянию дела, яко причастник богохуления, живота или своих пожитков лишен быть».

Устав благочиния, или Полицейский устав 1782 г. подтверждает пункты петровского устава.

В XIX веке наказания постепенно смягчали, заменяя казнь на ссылку и удары плетью.

А в начале XX века богохульников уже карали арестом от трех недель до трех месяцев. И только в случае «ужасного» кощунства - тюремным заключением на срок от четырех до восьми месяцев. Появлялись прецеденты, когда виновный и вовсе уходил от наказания. Понятно, что после революции речи о законах против богохульства речи не велось. К нему вернулись значительно позже - в 2013 году, когда вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 июня 2013 г. N 136-ФЗ г. Москва «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан».

В соответствии с новеллой 148 УПК РФ, «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок».

Как доказывают противоправность деяствия?

Высказывания (вербальные или письменные) обвиняемого оценивают эксперты-лингвисты. Эксперты анализируют высказывания, чтобы найти «запрещённые приёмы», например, речевую агрессию, речевую манипуляцию или обман.

Какие вопросы ставят перед экспертами-лингвистами , оценивающих высказывания в рамах расследования дел о неуважении и оскорблении религиозных чувств верующих?

  1. Содержит ли текст информацию, унижающую религиозные чувства верующих?
  2. Является ли ложной распространяемая информация?
  3. Является ли группа граждан, выделяемая по религиозному признаку, предметом речи в высказывании «…»? Если нет, каков предмет речи в данном высказывании?
  4. Используется ли в следующем высказывании «…» оценочная лексика и фразеология? С помощью каких языковых средств она выражена?
  5. Относятся ли слова (выражения) «…» к бранной/обсценной лексике, бранной/обсценной фразеологии, жаргону?
  6. Является ли умышленным речевое деяние?

При написании материала использовалась статья В. Ю. Меликяна «Оскорбление религиозных чувств верующих»: юрислингвистическое параметризирование»/ Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2015.

Кто поносит Верховного Бога, плохо говорит о святых и священных писаниях,

получит рак языка и станет глухим.

Тот, кто жжет священные писания и уничтожает духовную литературу,

получает желудочные язвы и рак.

«Гаруда Пурана».

Богохульство как качество личности – склонность хулить Бога, поносить, оскорблять святых личностей, священные писания и догматы веры.

Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Тогда ювелир в бешенстве набросился на паломника: - Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло! Паломник миролюбиво ответил: - Поистине, у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог? Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

Наверняка большинство читателей, начиная читать эту статью, предполагают, что автор начнет описывать длинный перечень наказаний за оскорбления Бога. Спешу Вас разочаровать. Богу абсолютно безразличны грубые, оскорбительные высказывания в его адрес. Когда придет Верховная Личность Бога, она скажет: «Не беспокойтесь о тех, кто ненавидит и хулит Меня. Они придут ко Мне. Когда человек думает обо мне со злобой или ненавистью, он всё равно очищается».

Бог не нуждается в защите земного правосудия. Человек, даже плохо думая о Боге, очищается. Если грязный человек станет под душ, и будет просто стоять, он всё равно немного очистится, несмотря на то, что не пользовался мылом и мочалкой. Лицемер, вынужденный постоянно играть роль порядочного человека, в конечном итоге, может им и стать. Актеры знают, что когда вживаешься в роль извне – с помощью определенных движений, жестов, мимики лица, начинают появляться естественные для данного случая эмоции.

Вдумайтесь в мысль Фридриха Ницше о том, как видимость, созданная лицемерием, становится реальностью: «Актер, в конце концов, уже не может перестать думать о впечатлении от своей личности и об общем сценическом эффекте даже при самом глубоком страдании, например при погребении своего ребенка; он будет плакать над собственным горем и его проявлениями, как если бы он был зрителем самого себя. Лицемер, который постоянно играет одну и ту же роль, под конец перестает быть лицемером – например, священники, которые обыкновенно в молодости бывают сознательно или бессознательно лицемерами, в конце концов, становятся естественными и делаются тогда именно подлинными священниками, без всякой аффектации: или если этого еще не может достигнуть отец, то, вероятно, достигает сын, которому удается использовать успехи отца и унаследовать его привычку. Когда кто-либо долго и упорно хочет казаться чем-нибудь, то в результате ему уже трудно быть чем-либо другим. Профессия почти каждого человека, даже художника, начинается с лицемерия, с внешнего подражания, с копирования эффектов. Тот, кто всегда носит на лице маску приветливости, должен, в конце концов, приобрести власть над благожелательным настроением, без которого нельзя достигнуть выражения приветливости, — и в результате это настроение в свою очередь овладевает им – он действительно становится благожелательным».

Теперь становится понятной мысль Бога о том, что неважно, в какой плоскости человек говорит или думает о Боге. Главное, чтобы думал, а не просто вспоминал всуе. Любит или ненавидит – это вопрос уровня сознания. Хуже, когда вообще не верит.

Совершенно другой окрас имеет плохое думанье о святых. Сам Бог во многих местах в Бхагавад — гите, говорит, что вы можете оскорблять Меня, нет никаких проблем, но если вы оскорбляете святого человека, то за это вы будете отвечать по полной программе. Бог не принимает этого. Бог принимает оскорбления в свой адрес, но не принимает оскорбления святого.

Торсунов О.Г. утверждает: «Оскорбить Бога безопасней, чем оскорблять святого. Поэтому, если человек ненавидит святого человека, он деградирует до самых низших форм жизни… Как нейтрализовать силу, которая вызывает деградацию? Надо просто прийти, попросить прощения у этого святого, и все, больше ничего не надо. Все грехи будут уничтожены. Если человек этого не делает, он дальше будет деградировать неминуемо и очень сильно… Поэтому, если вы хотите общаться со святыми людьми, надо прежде всего, научиться быть смиренными. Иначе потом будет противоположный эффект, будет все наоборот, деградация полная наступит».

Земная кара за богохульство постоянно менялась. Первоначальное римское право не предусматривало наказания за богохульство. Основанием для этого было воззрение, согласно которому любой Бог, по определению, настолько силен, что сам в состоянии покарать человека, нанёсшего ему оскорбление, и сама мысль о необходимости защищать Бога слабыми силами людей уже есть богохульство (Deorum injuriae diis curae - император Тиберий).

В христианстве радикальным видом богохульства считается хула на Святого Духа, которая, в отличие от любой другой хулы, не прощается. Сейчас большинство духовных традиций придерживаются древнеримского взгляда на богохульство, признав, что бог находится вне сферы человеческих отношений, недосягаем для преступных посягательств и не нуждается в защите земного правосудия; неисполнение же правил веры и обрядов вероисповедания не может быть предметом суждения светского суда, некомпетентного в оценке убеждений и требований совести.

Кроме того, было признано, что принуждение к исполнению требований религии государственными наказаниями унижает, прежде всего, саму религию и ведёт к лицемерию и неверию. Уголовные законы могут и должны ограждать церковь как общество верующих, ограждать её мирное существование, закон может преследовать за оказание публичного неуважения к догматам и обрядам религии, так как этим нарушаются интересы и права личностей, может наказывать за нарушение благочиния в церквах и молитвенных домах, за препятствование свободного отправления богослужения и т. п., но во всех этих случаях объектом преступления будет не бог, вера или религия в целом, а отдельные верующие или церковь как учреждение, признанное и охраняемое государством. Сыграл свою роль и процесс перехода большинства цивилизованных государств к светскому состоянию, в результате которого религиозные учреждения утратили в значительной мере рычаги воздействия на политическую и правовую систему государств. В уголовных законах понятие «богохульство» было заменено на «оскорбление религиозных чувств», тяжесть наказания за которое существенно меньше, чем в былые времена за богохульство.

Тем не менее, в государствах, где юридическо-правовая система не приняла данные основы римского права по отношению к религии, богохульство до сих пор остаётся преступлением, за которое может быть назначено наказание, вплоть до смертной казни. Так обстоит дело в исламских государствах. В исламе хула на Бога признаётся одним из тягчайших грехов (наряду с отступничеством), и по шариатскому праву она наказывается смертной казнью через побивание камнями.

Петр Ковалев 2014 год

Богохульство принадлежит к группе преступных деяний, направленных против веры и ограждающих ее законов. Подобные деяния впервые предусматриваются законодательством евреев, а оттуда, чрез каноническое право, переходят и в уголовные кодексы новых народов.

Относительно богохульства еврейское право постановляло: «и детям Израиля скажи: кто будет злословить Богу моему, тот понесет грех Свой, и кто хулительно произнесет Имя Всевышняго, да умрет, да побиют его каменьями, будет ли это свой или чужеземец» (Левит. 24, 15, 16). Тот же взгляд отразился и на римском праве христианской эпохи, вытеснив господствовавший до того времени принцип онаго: «deorum injurias diis curae», т. e. - наказание за оскорбление богов вверяется их личной заботе. Вот почему в 77-й новелле Юстиниана о богохульниках говорится следующее: «так как некоторые, кроме чародийства, произносят также хулительныя слова, клятву, божбу, чем возбуждают гнев Божий, то мы обращаемся к этим людям (с предупреждением), чтобы они воздержались от таких поступков, хранили в сердце страх Божий и подражали людям, нравственно живущим, ибо вследствие таких поступков посылаются на страну гонения, землетрясение и чума; поэтому виновные подлежат заключению, а затем и смертной казни, дабы от попустительства таких преступлений не погибли самые народы и целыя государства».

Но полная формулировка богохуления получилась лишь в каноническом праве. Так, здесь вместе с богохулением в тесном смысле появляется богохуление особого вида, а именно, - когда предметом поношения являются Божия Матерь и признаваемые церковью святые, при чем этот вид богохуления карается только тогда, когда он совершен публично, при многолюдном собрании (multis coram astantibus publice) - в виду того, что в этом преступлении усматривается посредствующий умысел совратить присутствующих к отпадению от божественного учения. Кроме того, к богохулению каноническое право отнесло божбу и в особенности лжеприсягу. При божбе различалась клятва каким-либо небожественным существом от клятвы Богом, как существом физическим, или частями его существа (волосами, головой); сюда же относилось и призывание имени Бога всуе, без достаточного к тому основания. К подобным воззрениям канонического права примыкает и светское законодательство средних веков и даже начала нового времени, каковы, например, известное «Abschied und Befehl auf dem Reichstag; zu Worms» 1495 г. - в Германии и ордонанс 1670 г. - во Франции, а также городские права, особенно право города Шпейера). Тот же, затем, взгляд переходит в Bambergensis и в Каролину, которая, между прочим, грозила наказанием «an Leib, Leben oder Glieder» (в отношении тела, жизни или членов) тому, «кто Богу приписывает то, что не преличествует Богу, или своими словами отнимает у Бога то, что принадлежит ему, всемогущество Божие, оскорбляет Его Святую Матерь Деву Марию». Но мало-помалу в практику судов по подобным преступлениям начинает врываться стремление смягчить излишнюю суровость закона, особенно в виду субъективных обстоятельств вроде легкомыслия, опьянения, невежества, или чистосердечного раскаяния. Вследствие этого во всех подобных случаях смертная казнь, полагавшаяся за богохуление, начинает заменяться не только телесным наказанием, но нередко и денежною пенею. Затем, в ХVІІ столетии, наряду с уменьшением ответственности за богохуление, значительно изменяется и самый объем этого преступления. Так, прежде всего исчезает уголовная наказуемость божбы, клятвы (о ней, например, уже не упоминается в Allgemeines Preussisches Landrecht 1794 г.); самое богохуление по немецкому земскому праву уже перестает наказываться смертною казнию и определяется так: «что публично высказанными грубыми богохульствами дает повод к общему соблазну», т. е., на первый план выдвигается момент возбуждения соблазна, а не прежнее понятие об оскорблении Божества. В Австрии еще Терезиана 1768 г. ставила богохуление во главе всех тяжких преступлений и объясняла это опасением чтобы всемогущий Бог по праведному гневу сам не наказал попустительные власти и всю страну» Но уже по кодексу Иосифа II (1787) богохуление рассматривается со стороны нарушения им интересов религиозной общины и возникающей отсюда опасности для государственного спокойствия; богохульник наказывался заключением в дом для умалишенных до тех пор, пока не раскаивался в своем преступлении. Во Франции смягчение ответственности за богохуление началось еще ранее; так, еще в ХVІ в. здесь исчезает применение к богохулению смертной казни, при чем за случаи более легкие стала назначаться денежная пеня, а за более тяжкие - наказания телесные, переходившие, при повторении преступления, в наказания членовредительные. Правда, в ХVІІ в. при Людовике ХІV эдикт 1666 г. снова возвращается к строгим наказаниям за богохуление, доходящим до смертной казни простой и даже до квалифицированной, вроде колесования, четвертования и т. п.; но затем, в конце того же столетия и в ХVІII в. практика вновь возвратилась к значительно более смягченной наказуемости богохуления.

Вместе с реформацией появляется и усердно разрабатывается мыслителями, каковы: Мильтон, Спиноза и особенно - Локк, идея веротерпимости, которая имела сильнейшее влияние на изменение группы религиозных преступлений и самую юридическую конструкцию посягательств этого рода. Так, господствовавшая до того, как мы видели, идея о том, что богохульник посягает на самое Божество или на самую веру, стала вызывать справедливые возражения. «Невозможно, чтобы Божество было оскорблено, говорит Фейербах в § 303 своего учебника, немыслимо, чтобы оно мстило человеку за оскорбление; нелепо, чтобы оно было удовлетворяемо наказанием оскорбителя», а комментатор Фейербаха Морштадт поясняет эти положения так: невозможно - потому, что Божество недосягаемо для преступника; немыслимо - ибо иначе пришлось бы приписать Всеблагому Существу потребность мести, между тем нельзя говорить о потребности мщения у лица, имеющего безграничную силу предупреждения; нелепо, ибо нельзя говорить об удовлетворении того кто неуязвим и не нуждается в человеческих страданиях.

Последствием этого учения было то, что криминалисты от понятия посягательства (в религиозных преступлениях и, в частности, в богохульстве) на Божество, перешли к понятию посягательств на права религиозных обществ и их членов, оскорбляемых в их наиболее дорогих убеждениях и стесняемых в наиболее ценном проявлении их свободы. Основатель этого воззрения Штюбель утверждает, что, понося и унижая предмет верования какого-либо лица, тем самым оскорбляют и самое лицо, ибо для человека нет более тяжкого оскорбления, когда уничижают, порицают, хулят или насмехаются над тем предметом, который, по искреннему убеждению этого лица, составляет его святыню. То же говорит и Гролльман. А Фейербах, кроме того, поясняет: церковь, как моральное лицо, имеет право на честь; кто унижает цель ее бытия, унижает и самое общество, верующее в нее; кто ругается над предметами религиозного почитания или поклонения, служащими целью церковного единения, тот ругается над самою церковью.

Таким образом, государственное и общественное значение религиозных посягательств совершенно стушевывается, и они входят в область посягательств против частных (как физических, так и юридических) лиц, причем богохуление и кощунство отходят в область оскорблений, а различные виды посягательств на свободу вероисповедания - в группу посягательств на свободу вообще. Этих, отчасти, воззрений держалось общее земское уложение Германии 1794 г. Гораздо далее в отрицании государственного и общественного значения религии и необходимости ее охраны пошло французское революционное законодательство. Так, кодекс 1791 г. совсем не знал религиозных посягательств, а закон 7 вандемиера ІV года, хотя и предусматривал случаи оскорбления предметов религиозного почитания в местах, назначаемых для отправления культа, но имел в виду не столько направленные против религии посягательства, сколько злоупотребления, учиняемые в интересах какого-либо вероисповедания, как например, принуждение к соблюдению праздников, к участию в издержках культа, выставление предметов религиозного поклонения вне назначенных для того мест, публичное совершение недозволенных церемоний, злоупотребления, учиняемые духовными лицами и т. п.

Однако изложенное учение о существе религиозных посягательств вообще и богохульства в частности, - учение, вполне соответствовавшее общим воззрениям конца XVIII века на сущность преступления, оказалось односторонним и неполным. В самом деле, религия является не только одним из важнейших благ отдельных лиц, не только интересом, около которого группируются известные церковные общения, но она, по-крайней мере в большинстве современных государств - является одним из самых главных условий развития и существования обществ, одним из тех основных устоев, на коих покоятся государственная и общественная жизнь. Поэтому-то религия представляется ценнейшим публичным достоянием, охрана коего вызывается не только соображениями об отдельных, к тому или другому исповеданию принадлежащих, верующих, но и интересами всего государства. «Нравственность и религия, говорит Гепп, образуют настоящие основы государства и гражданского союза, а потому защита религии составляет один из священнейших государственных интересов». Стоящий на той же точке зрения Миттермайер (в комментариях к учебнику Фейербаха) утверждает, что основание наказания богохуления заключается в том, что государство в высшей степени заинтересовано в защите религиозных чувств, равно как и предметов религиозного почитания. Посягательство на религию не только оскорбляет религиозные чувства отдельных лиц и целых народных масс, но, при безразличном отношении закона к таким деяниям, может поколебать уважение к религии и подорвать основы государственной жизни. Из западных ученых того же воззрения держатся Россгирт, Тотман, Вахтер, Вальберг и Берпер, а из наших - Кистяковский, Таганцев и Белогриц-Котляревский. По словам Гуго Мейера, современные кодексы отказались видеть в религиозных преступлениях посягательство на известные частные права, но признают здесь нападение на призвание государства охранять религиозные воззрения и учреждения, в виду их общественного, нравственного значения. «Религия, - говорит один из новейших исследователей вопроса о постановке религиозных посягательств, Колер, охраняется государством, как один из тех высших культурных человеческих интересов, установление и развитие которых составляет задачу государственной жизни». Этою публичностию защищаемых государством религиозных интересов только и может быть объяснено, почему религиозные посягательства преследуются не как нападения на честь и свободу отдельных лиц, страдающих от этих посягательств, а в порядке публичном, и почему наказания за эти посягательства назначаются иные, чем за посягательства против чести частных лиц. Только с этой точки зрения государственного значения посягательств этого рода может быть выяснена различная постановка их в отдельных современных законодательствах, при чем относительная тяжесть уголовной наказуемости сих посягательств определится, судя по значению религии в данном государстве, по взаимным отношениям религиозных обществ в оном и, наконец, - по тому значению, которое придается, среди других вероисповеданий, господствующей в том государстве вере.

Сообразно этому религиозные посягательства будут поставлены совершенно иначе в государствах: 1) где известное исповедание имеет значение господствующего, 2) где хотя одно исповедание и признается религиею государственною, но без предоставления ей преобладающего пред прочими значения и 3) где церковь и государство поставлены совершенно независимо друг от друга (по определению Кавура, «libera chiesa in libero stato»).

Переходя за сим к рассмотрению постановки религиозных посягательств в отдельных современных уголовных кодексах, нельзя не заметить, что к приведенным выше доктринам XVIII века всего ближе и по ныне стоит законодательство французское. Во Франции code penal религиозным посягательствам посвящено пять статей (260-264) § VIII, гл. I, кн. III, причем кодекс совершенно не предусматривает случаев богохуления и порицания веры и ее догматов, когда таковые не соединены с надругательством над священными или освященными предметами. Наказание за эти посягательства по code penal идут от денежной пени, 16-500 франков и до заключения в тюрьму, на 6 дней - 6 месяцев, а нанесение побоев духовному лицу какого-либо исповедания, при исполнении им обязанностей его звания, влечет за собой и лишение прав - degradation civique, - если только не вызывает более сильного взыскания по другим статьям того же кодекса. Кроме кодекса, во Франции по отношению к этим посягательствам принимаются еще законы: 19 марта 1859 г. (о терпимых или допускаемых вероисповеданиях), 25 марта 1822 г., 10 сентября 1830 г. и 29 июня 1881 г. Постановления бельгийского кодекса (ст. 142-146) совершенно тождественны с французскими, за исключением только того, что он дает охрану не только вероисповеданиям, признанным таковыми государством, но и всяким вообще религиозным единениям лиц, одинаково верующих. Новейший итальянский кодекс (1890 г.) говорит о преступлениях против свободы вероисповеданий в ряду преступлений против прав, гарантированных конституцией (ст. 140 до 144). Наказание - штраф от 50 до 3000 лир и заточение от 3 до 30 месяцев. По кодексу нидерландскому (ст. 145-147) религиозные преступления облагаются пенею до 120 флоринов или влекут за собою тюрьму на срок не свыше 1 года.

Несколько иной характер имеют постановления германского кодекса. Он сходен с французским в том отношении, что одинаково исходит из принципа религиозной свободы, в силу коего каждому предоставляется свобода исповедовать любую веру и полная свобода научного разбора вопросов религии и философии, при чем обнаружение тех или других религиозных воззрений не подлежит стеснению. Равным образом, подобно французскому, германское законодательство предоставляет свободу перехода из одного вероисповедания в другое, и действие уголовного закона имеет место лишь в том случае, когда такой переход является результатом принудительных мер. Но, исходя таким образом из идеи религиозной свободы, германский кодекс старается оградить как государственную религию, так и все иные, допускаемые в государстве исповедания, от всякого посягательства не только на свободное отправление их культа, но и на их догматы и учение. Отсюда далее в самом оглавлении того отдела германского уголовного уложения, который трактует о религиозных преступлениях, замечается большая полнота и широта по сравнению с кодексом французским и подражающими последнему. И, действительно, по кодексу германскому к отделу религиозных преступлений относятся: а) богохуление и б) препятствование богослужению. Первое делится на отдельные преступления, а именно: 1) возбуждение соблазна хулением Бога, 2) поругание церкви и веры и 3) учинение в церкви или ином назначенном для религиозных собраний месте, оскорбительного бесчинства. Наказание за все эти преступления одинаково - тюрьма на срок не свыше 3-х лет. Второе делится на две группы преступлений - препятствование совершению публичного богослужения и прерывание богослужения, безразлично публичного, или частного. Наказание за то и другое - одно и то же - тюрьма не свыше 3 лет. Кроме того, отдельно стоят похищение трупа или его частей, разрушение и оскорбление могил и оскорбление предметов религиозного чествования (ст. 168) - тюрьма до 3-х лет или пеня в 1500 марок, иногда с лишением почетных гражданских прав. Из религиозных проступков, караемых полицейскими законами, германский кодекс знает несоблюдение воскресных и праздничных дней. Наказание - арест до 2 недель, или денежная пеня но свыше 60 марок. По венгерскому уголовному уложению преступления и проступки против религии и свободы вероисповеданий (глав. IX, ст. 190-192) поставлены на ряду с посягательствами на права, охраняемые конституцией. Наказание - пеня до 1000 флоринов или тюрьма до 1 года. По проекту нового австрийского уложения все религиозные преступления и проступки делятся на 3 группы, а именно: препятствование богослужению или прерывание оного, оскорбление святыни, куда относится и богохуление (Gotteslasterung), словесное оскорбление духовного лица при совершении им обязанностей своего сана, оскорбительное бесчинство на кладбище и распространение религиозного вероучения, запрещенного австрийскими государственными законами. Наказание - тюрьма или исправительный дом (Zuchthaus) на срок не свыше 3 лет или пеня до 600 флоринов.

В России первые постановления относительно религиозных посягательств встречаются в уставах св. Владимира и Всеволода, при чем постановления эти носят на себе все отличительные признаки норм византийского церковного права, перешедшего на Русь чрез номоканон Иоанна Схоластика и номоканон в XIV титулов, вместе с христианством. Но вплоть до уложения царя Алексея Михайловича из обширной группы посягательств этого рода наибольшее внимание и церкви и государства вызывали соблюдение языческих обрядов, склонение в ереси и суеверия с волшебством. Собственно богохульство впервые предусматривается этим именно уложением здесь, в главе 1-й - «о богохульниках и о церковных мятежниках»; - статья 1-я говорит о богохулении (о религиозных преступлениях говорится еще и в XXII главе), при чем таковым преступлением признается: возложение хулы на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на родившую его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест, или на святых Божиих угодников - и при том безразлично - иноверец ли это совершит или русский человек. Наказание - смертная казнь сожжением, безотносительно к тому, где и при каких условиях было учинено таковое богохульство.

Значительные видоизменения этого определения были внесены законодательством Петра Великого. Воинский устав (арт. 3 и 4) разделил это преступление по объектам хулы на два вида: к 1-му отнесены те, которые имени Божию хуление произносят, оное презирают и службу Божию поносят и ругают Слово Божие и Св. Таинство; за это деяние полагалось прожжение языка и затем отсечение главы. Второй же вид составляло поношение Богородицы и Святых ругательными словами, а по морскому уставу - и поношение Св. Писания и веры кафолической; наказание - отсечение сустава или «лишение живота». Следует при этом заметить, что во всех этих случаях виновный подлежал наказанию одинаково, «хотя сие в пьянстве или в трезвой жизни учинится», но за то артикул 6-й указывал те случаи, когда слова хулителя никакого богохуления не содержат, а произнесены только по легкомыслию. За таковое легкомыслие в 1-й и 2-й раз полагалось заключение в железо на 14 дней, вычет жалованья за месяц (по гошпитали) или гонение шпицрутенами, а в 3-й раз- аркебузирование. Наконец, в артикуле 5-м воинского устава установлено особое наказание для тех, которые слышали богохуление, но не донесли о нем, за что виновный «яко причастник богохуления» имел быть лишенным живота или своих пожитков. Реакция против этих суровых наказаний замечалась в проекте уголовного уложения Елизаветы Петровны (1754 г.), где, между прочим, предполагалось богохульников отсылать «в духовное правительство» на увещание «и если он раскается, а иноверец - примет православную веру, то поступать с ними по правилам каноническим, а нераскаянных отсылать к светскому суду»; тоже начало проводилось и в проекте уложения 1813 г. При Екатерине II о богохулении трактовалось в уставе благочиния 1782 г., причем по ст. 195 под таковым понималось возложение хулы на Господа Бога, Богородицу, Честный Крест и Святых. При составлении в 1832 г. свода законов российской империи все религиозные преступления были отнесены ко 2-му разделу 1-й книги XV-го тома; богохуление же занимает 1-ю главу этого раздела, вместе с порицанием веры. Тоже самое место за религиозными преступлениями было сохранено у нас и в уложении 1845 г., но из богохуления были выделены при этом случаи оскорбления святыни, каковые и помещены совместно со случаями нарушения благочиния в церквах и оскорбления духовных лиц, при чем к этой последней категории были отнесены даже случаи убийства, или изувечения и поранения священнослужителя. Нужно заметить, что уже к этому времени религиозные преступления подверглись такой детальной разработке в нашем уголовном кодексе, что перечисление их по уложению 1845 г. занимало целых 81 статью - количество, которого не было отведено для религиозных преступлений ни в одном из западных уголовных кодексов того времени. В действующем нашем уголовном уложении (изд. 1885 г.) преступления религиозные, или «преступления против веры и ограждающих оную постановлений» занимают 2-й раздел части 1-й, статьи 176-240 (всего 64 статьи), из которых собственно богохулению отведены ст. 176-181. Богохуление определяется здесь так: «кто дерзнет публично в церкви с умыслом возложить хулу на славимаго в Единосущной Троице Бога, или на Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на безплотныя Силы Небесныя, или на Святых угодников Божиих и их изображения, тот подвергается лишению всех прав, состояния и ссылке в каторжную работу в рудниках на время от 12 до 15 лет. Когда сие преступление учинено не в церкви, но в публичном месте, или при собрании более или менее многолюдном, то виновный приговаривается к лишению всех прав, состояния и к ссылке в каторжную работу на заводах на время от 6 до 8 лет» (ст. 176). «Учинивший сие преступление хотя и не публично и не в многолюдном собрании, но однакож при свидетелях, с намерением поколебать их веру или произвести соблазн, приговаривается к лишению всех прав, состояния и к ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири» (ст. 177). «Кто в публичном месте, при собрании более или менее многолюдном, дерзнет с умыслом порицать христианскую веру или православную церковь, или ругаться над Св. Писанием, или Святыми Таинствами, тот подвергается лишению всех прав, состояния и ссылке в каторжную работу на заводах на время от 6 до 8 лет. Когда сие преступление учинено не в публичном собрании, но однакож при свидетелях и с намерением поколебать их веру или произвести соблазн, то виновный приговаривается к лишению всех прав, состояния и к ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири» (ст. 178). «Кто, будучи свидетелем произносимого в публичном месте с умыслом богохуления или поношения Святых угодников, или же дерзкого, с намерением поколебать в ком-либо веру, порицания христианского закона вообще, или в особенности церкви православной, или же ругательства над Священным Писанием и Святыми Таинствами, не дает о том знать надлежащему начальству для прекращения соблазна, тот за сие подвергается заключению в тюрьме от 4 до 8 месяцев, или аресту от 3 недель до 3 месяцев» (ст. 179). «Если будет доказано, что дозволивший себе в публичном месте произнести слова, имеющие вид богохуления, или поношения Святых Господних, или же порицания веры и церкви православной, учинил сие без умысла оскорбить святыню, а единственно по неразумию, невежеству или пьянству, то он подвергается заключению в смирительном доме на время от 8 мес. до 1 года и 4 мес. с потерею некоторых особенных прав и преимуществ, или заключению также в смирительном доме, без ограничения в правах и преимуществах, на время от 4 мес. до 8 мес., или. наконец, заключению в тюрьме на время от 4 мес. до 1 года и 4 мес.» (ст. 180). «Кто в печатных или хотя и письменных, но каким-либо образом распространяемых им сочинениях дозволит себе богохуление, поношение Святых Господних, или порицание христианской веры, или церкви православной, или ругательства над Священным Писанием и Святыми Таинствами, тот подвергается лишению всех прав, состояния и ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири. Сим же наказаниям подвергаются и те, которые будут заведомо продавать или иным образом распространять такие сочинения» (181 ст.). Таким образом оказывается, что богохуление по нашим уголовным законам, по строгости уголовной кары, принадлежит к важнейшим преступлениям. Таким же оно остается и по внесенному ныне на рассмотрение Государственного Совета проекту нового уголовного уложения, хотя уголовная кара здесь значительно легче, как, впрочем, и по всем другим преступлениям в этом проекте.

Литература.
Katz, Ein Grundriss des kanonischen Strafrechts. 1881 г.; S. Mayer, Geschichte d. Strafrechte. 1876 г. Wahlberg, Die religiosen Beziehungen (в его Gesammelte Schriften т. I) Tissot, Le droit penal. Севоров, О церковных наказаниях; Л. С. Белогриц-Котляревский, Преступления против религии в важнейших государствах Запада. 1886 г.; Рефераты В. Д. Спасовича и Н. С. Таганцева, - О преступлениях против веры и О религиозных преступлениях и об основаниях к их будущему пересмотру (в ІІІ т. протоколов Юридического Общества при С.-Петербургском Университете); Ф. Г. Тернера, Свобода совести и отношение государства к церкви (ІІІ-й т. Сборника государственных знаний, издан. В. П. Безобразовым); Объяснения к проекту нового уголовного уложения т. IV, 1895 г.

* Николай Федорович Марков,
кандидат канонического права С.-Петербурского университета,
помощник юрисконсультанта при Священном Синоде.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 2, стлб. 849. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1901 г. Орфография современная.

Дискуссия вокруг роли и места Православия в жизни россиян спровоцирована отнюдь не богохульской выходкой в Храме Христа Спасителя. Возросший интерес к христианству не просто как к религии, а как к духовному стержню общества, заставляет отвечать на, казалось бы, простые вопросы, на которые любой воцерковленный мирянин знает ответ. Ответы на все вопросы, как это ни банально звучит, есть в Библии. И даже если православный не может ответить на вопрос, процитировав канонический библейский текст, он чувствует, как надо поступать. Наверное, потому что его ведет Бог. Поэтому у православного не вызывает сомнений оценка произошедшего в Храме Христа Спасителя. Это богохульство. Но так случилось, что современное российское православное сообщество состоит во многом из неофитов, людей крещеных, но невоцерковленных. И именно поэтому мы услышали так много снисхождения в оценках случившегося даже от людей, регулярно посещающих церковь. Поэтому я и решил обратиться с вопросом о хуле к отцу Сергию. Чтоб снять наконец разночтения. Что такое богохульство? В какой форме оно может проявляться? Можно ли гнев, направленный в адрес не собственно Господа, а например, конкретного священнослужителя, считать грехом богохульства? Можно ли вообще сказать, что бывает большая и меньшая хула? В чем отличие хулы в адрес Господа, звучащей из уст православного христианина, и той же хулы со стороны атеиста, представителя другой конфессии? Современные законы светских государств защищают церковь как сообщество верующих, обеспечивая ее мирное существование. Поэтому преследуется оказание публичного неуважения к догматам и обрядам религии, препятствование свободному отправления богослужения и т. п. деяния, так как этим нарушаются интересы и права личностей, то есть наказывают за «оскорбление чувств верующих». Объектом преступления выступает не вера, религия, тем более не Бог, а отдельные верующие или церковь как учреждение, признанное и охраняемое государством. На мой взгляд, это разумно. Так нуждается ли Бог в нашей защите? Стоит ли нам, верующим, осуждать других за богохульство?

ОТЕЦ СЕРГИЙ: Существует программный документ – решения последнего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года по вопросу об отношении Церкви к клевете на нее и богохульству. Я не буду приводить весь документ по причине его объемности. Там, в частности, разъясняется, чем отличается клевета и богохульство от конструктивной критики, которая периодически звучит из недр самой Церкви.

Богохульство – это когда одно или несколько лиц пытаются сознательно подвергнуть унижению и поруганию религиозные святыни или символы, которые являются священными для русских православных людей. Оно может выражаться как словами, так и действиями, оскорбительными с точки зрения православного христианина.

Гнев, направленный на конкретного священнослужителя как на человека, богохульством не считается. Но если священник, монах или другой служитель Церкви подвергается издевательству за свое исповедание православной веры, то здесь присутствует хула на Духа Святаго. Например, в кощунственной песне группы «Р… R...» прозвучали слова хулы на Патриарха, который является лицом Церкви. Тогда как Святейший ничего плохого этим девицам никогда не делал. Хуля Патриарха, в его лице они хулили и всю Церковь, тем более что их действия производились не где-либо на улице, а в храме.

Чем больше святыня, которая подвергается хуле и поруганию, тем больше вина хулителя и тем большая у него потеря страха Божия. Когда подвергается хуле Всевышний, это хула наибольшая. Когда подвергается хуле какой-нибудь священный предмет, вина, наверное, меньше. Хула на Господа со стороны православного христианина – больший грех, чем со стороны атеиста, никогда не знавшего Бога, или представителя другой конфессии, имеющего о Боге ложное представление. Сказано в Евангелии: От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Евангелие от Луки гл. 12, ст. 48).

Оказание публичного неуважения к догматам и обрядам религии, и вообще всему, что связано с православной верой, что и вызывает «оскорбление чувств верующих», является самым настоящим богохульством. Независимо от того, плюет ли хулящий в Небо или на икону, изображающую Святую Троицу, он имеет одинаковое намерение оскорбить Бога, за что и должен быть наказан.

Причем существует три вида наказаний: наказание Божие, которому обязательно подвергнется нечестивец, если не покается; наказание юридическое, государственное, от которого виновный может и откупиться; и наказание со стороны самих верующих, которые имеют полное право защитить себя, своих детей и свои святыни от кощунства. Их право основано на законе Божием, то есть, заповедях Священного Писания, которые разрешают верующим применить по отношению к богохульникам соответствующие меры. Эти меры простираются от отлучения от Церкви и предания анафеме до требования тюремного заключения или ссылки лица, разжигающего религиозную ненависть и оскорбляющего чувства верующих. «Если кто-то при тебе злословит Царя Ангелов, освяти свою руку, ударив по нечестивым устам» (свт. Иоанн Златоуст).

Если в вашу квартиру ворвется подонок, начнет там все бить и крушить, оскорблять вашу мать, супругу, пугать детей, как вы поступите? Будете прощать или ждать, пока приедет наряд милиции? Нормальный русский мужик поступит однозначно – выкинет вон подонка, как следует накостыляв ему. Вот затем уже, может быть, вызовет милицию, чтобы впредь было неповадно. Это по-русски. «Цивилизованные» господа пусть уповают на свою толерантность, пока не придут «выходцы из стран Азии и Африки» и не поселятся в их домах.

Если мы сегодня не защитим нашу веру, завтра мы ее потеряем. Святые наши предки не только «подставляли левую щеку». Когда это было необходимо, они брали в руки оружие и по благословению своих духовных отцов шли воевать, прежде всего, за свою веру, а потом уже за Царя и Отечество, как это сделал, например, св. блгв. Князь Димитрий Донской по благословению св. прп. Сергия Радонежского. Да и все наши святые благоверные князья – а их в наших святцах не один десяток – были не только мудрыми политиками, но и мужественными воинами.

ИГОРЬ ШАТРОВ: Лично у меня вопросов на этот счет больше нет. Для себя я уяснил, на мой взгляд, главное. Если я считаю, что мои чувства к Богу кем-то оскорблены, я имею право на защиту государства. И не надо спрашивать ни у кого совета на этот счет. Ведь это мои чувства и мне решать, оскорблены они или нет, готов или не готов я простить кому-то это оскорбление. Все остальное – вопрос сбора доказательств того, что сам факт богохульства (для юристов - «оскорбления чувств верующих»). И если даже 100 человек решили простить, я один могу потребовать защиты у государства. И оно обязано мне помочь. Защитить меня, не Бога. Бог, как известно, не поругаем!

Loading...Loading...