Брошенный сын известной актрисы евдокии германовой стучится в дверь матери. Евдокия – солнечный праздник весны

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 7-я по Пятидесятнице.

Прп. Фомы, иже в Малеи (X); прп. Акакия Синайского, о котором повествуется в Лествице (VI).

Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской (1407) ; Обре́тение мощей прп. Герасима Болдинского (2001); мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II); сщмч. Епиктета, пресвитера, и прмч. Астиона, монаха (290); сщмч. Евангела, епископа Томского (Кюстенджийского) (III–IV); мц. Кириакии Никомидийской (IV); свт. Хэдды, еп. Винчестерского (705) (Кельт. и Брит.); прп. Мэльруайна Таллахтского (787; Кельт. и Брит.).

Сщмч. Павла Чернышева, пресвитера (1918).

Икона Божией Матери: Влахернская (принесена в Россию в 1654 г.).

Святые дня, молите Бога о нас!

Преподобный Фома Малеин

(Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, разрез по центральному поперечному нефу, вид на восток. Преподобные Фома Малеин и Евфимий Великий)

До принятия иночества был военачальником. Могучий и храбрый, он участвовал во многих сражениях, приносил победы своим соотечественникам, за что пользовался славой и уважением. Но, стремясь всем сердцем к Богу, Фома оставил мир с его почестями и принял иноческий постриг.
С великим смирением он посещал старцев-монахов, прося у них руководства в духовной жизни. Через несколько лет Фома получил благословение на уединенную пустынническую жизнь и, укрепленный особым откровением, полученным через святого пророка Божия Илию, удалился на гору Малея (восточная часть Афона). Пребывая в полном одиночестве, святой Фома боролся с невидимыми врагами с таким же мужеством, как раньше на войне с видимыми врагами отечества.

Жизнь и подвиги святого Фомы не могли скрыться от окружающих, к нему стали стекаться люди, искавшие духовного руководства, а также страдавшие от болезней, ибо он получил от Бога благодать исцеления недугов.
Многие верующие получали помощь по молитвам преподобного и по отшествии его к Богу.

Тропарь Фоме Малеину и Акакию Синайскому
глас 1
Светила богосиянная миру / и иноков одушевленныя зари, / Фома чудесы, Акакий же послушанием, / возсиясте светло; / сих, яко имущих дерзновение к Богу, / молитвами во бранех пособствовати молим, / да просят от Христа Бога даровати прощение согрешений / чтущим их святую память.

Кондак преподобному Фоме Малеину
глас 4
Велию победу мужески показал еси, отонудуже божественною любовию разгоревся, царя тленнаго и вся красная преобидел еси, на горе малейстей вселение совершив: от неяже в небесная возшел еси к царю царей, Фомо, моли непрестанно о всех нас.

Преподобный Акакий Синайский

Акакий был послушником в Лавре Саввы Освященного. Смиренный инок отличался терпением, простотой, целомудрием, беспрекословным послушанием своему нерадивому и дерзкому старцу, который ежедневно укорял его, загружал непомерной работой и нещадно бил. Несмотря на такое обращение, преподобный Акакий кротко терпел невзгоды, благодарил за все Бога и снискал себе благодать Божию.

Прожив в таком послушании девять лет и поболев перед кончиной, он мирно отошел ко Господу. Его старец через пять дней рассказал о смерти своего ученика одному великому старцу, который сказал что сомневается в этом. Тогда учитель Акакия привел подвижника к могиле. Великий старец громко спросил: «Брат Акакий, умер ли ты? » Из могилы раздался голос послушника: «Отче, как можно умереть делателю послушания? ». Пораженный учитель преподобного Акакия со слезами упал перед гробницей, прося прощение у своего ученика. После этого он изменился нравом, затворился в келлии близ погребения святого Акакия, в молитве и кротости окончил свою жизнь, говоря всегда прочим отцам: «Я сделал убийство ».

Рассказ о святом Акакии был передан Иоанном Савваитом Иоанну Лествичнику, который включил его в свою "Лествицу ".

Тропарь преподобных Фомы и Акакия
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобному Акакию
глас 2
Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас.

Преподобная Евдокия (в инокинях Евфросиния) Московская

Святая великая княгиня Евдокия родилась в 1353 году. Она была дочерью суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383) и его супруги княгини Анны. С младенческих лет воспитанная в духе христианского благочестия, Евдокия отличалась тихим, кротким нравом. Но живя в Суздале и Переяславле Залесском, в неспокойной обстановке постоянных междоусобных распрей, которые вели с ее отцом удельные князья, с ранних лет княгиня Евдокия привыкла полагать все свое упование на Бога. В 1367 году она стала супругой благоверного великого князя московского Димитрия Донского († 1389). Их счастливый союз был залогом союза и мира между Московским и Суздальским княжествами. Любовь к супругу и детям княгини Евдокии освящалась ее любовью к Богу. Дела христианского милосердия княгиня и ее супруг сочетали с подвигами поста и молитвы. В своей жизни они полагались на помощь святых, трудами которых была в те времена столь достославна Русская земля.

Время жизни святой благоверной великой княгини Евдокии († 1407) совпадает с эпохой великого игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского, тайнозрителя Святой Троицы. Благочестивую чету можно с полным основанием считать учениками преподобного Сергия. Святитель Алексий, митрополит Московский, был близок к княжескому семейству; духовником Евдокии и Димитрия был ученик преподобного Сергия, игумен Симонова монастыря, святой Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский). Преподобный Сергий был крестным отцом их двоих детей (всего у княжеской четы было 5 сыновей и 3 дочери).
Большой любовью к Богу, Святой Церкви и Родине горела душа княгини. Подвиг великого князя Димитрия по освобождению Руси от монголо-татарского ига разделяла княгиня Евдокия. Поход благоверного князя московского Димитрия против Мамая, победоносно завершившийся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, поддерживался с ее стороны горячими молитвами и делами любви. В память победы княгиня построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы - всемирно-историческая победа русских на Куликовом поле совершилась в этот праздник. Храм был расписан выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным. Храмоздательство и основание монастырей трудами святой благоверной княгини Евдокии содействовали расцвету русского храмостроительства в XIV веке, начало которому было положено постройкой храма в честь Пресвятой Троицы преподобным Сергием.

Постепенно жизнь святой княгини Евдокии становилась подвигом самоотречения и предания себя всецело воле Божией. В 1383 году великий князь московский должен был явиться к татарскому хану Тохтамышу. Но из-за крайнего озлобления Тохтамыша на князя Димитрия решили послать в Орду его старшего сына Василия, которому в то время было около 13 лет. Святая Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание: князь Василий был задержан в Орде как заложник. В 1389 году благоверный князь Димитрий, не достигнув сорока лег, опасно заболел и отошел ко Господу (память 19 мая/1 июня).

Овдовевшая княгиня видела свою обязанность перед Богом прежде всего в завершении воспитания детей. Вместе с тем она начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские чертоги. Видимо, изначально она мыслила этот монастырь местом своего будущего иночества. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле Залесском. Однако не только о строительстве храмов думала княгиня Евдокия: ее главной сокровенной целью после смерти супруга стало устроение внутреннего монашества, созидание храма в собственном сердце. Княгиня Евдокия стала вести тайную подвижническую жизнь. По пышным одеждам, в которых святая княгиня являлась перед людьми, нельзя было догадаться о том, что она изнуряла себя постом, бдением, тяжелыми веригами. Пришлось ей претерпеть и человеческую клевету.

Святая княгиня после блаженной кончины мужа воздерживалась от непосредственного участия в государственных делах, но все же именно с ее советом связано перенесение из Владимира в Москву чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, вызванное нашествием на Москву хана Тамерлана. Пресвятая Богородица отозвалась на всенародную мольбу. В день сретения иконы в Москве (26 августа 1395 года) Тамерлану было грозное видение во сне Светоносной Жены; устрашенный завоеватель отступил от Москвы. В 1407 году, после видения ей Архангела Михаила, предвозвестившего скорую кончину, княгиня Евдокия, «явлением ангельским от всего земного отрешенная » (см. акафист), решила оставить великокняжеский терем и принять монашество, к которому она шла всю свою жизнь. По ее указанию был написан образ Архангела и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. При переходе в Вознесенский монастырь княгиня Евдокия исцелила слепца, который прозрел, отерев глаза краем ее одежды, так же от различных недугов во время этого ее шествия исцелилось 30 человек. В обители княгиня приняла постриг с именем Евфросиния. Кроме смиренного несения иноческих подвигов, тайных для людей, но ведомых Богу, святая княгиня заложила в монастыре новую именную церковь Вознесения, в иночестве святая Евфросиния прожила несколько месяцев: 7 июля 1407 года мирно преставилась ко Господу. Тело ее было погребено в основанном ею Вознесенском монастыре.

Святость преподобной Евфросинии удостоверена чудесными знамениями милости Божией, совершавшимися на ее гробнице в течение нескольких столетий. Много раз видели, что у гроба святой Евфросинии сама возгоралась свеча. И в XIX веке здесь совершилось несколько чудесных исцелений. Так, в 1869 году, приложившись к гробнице с мощами преподобной, исцелился одержимый отрок. В 1870 году преподобная Евфросиния явилась во сне парализованной девице и вернула ей здоровье. Неизлечимо больной был возвращен к жизни через возложение на него пелены с гробницы святой Евфросинии. Ее духовный подвиг свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не могут быть непреодолимым препятствием для стяжания благодати Божией и святости.

В 1922 г. раку и сень над мощами изъяли с целью извлечения из нее драгоценных металлов. Мощи преподобной Евфросинии остались в каменной гробнице под полом собора.

В 1929 г. по решению правительства началось уничтожение построек Вознесенского монастыря. Сотрудники музея пытались спасти некрополь. Для его размещения выбрали подвал Судной палаты Архангельского собора. Белокаменная гробница преподобной Евфросинии оказалась поврежденной и вынуть ее целиком из земли не смогли. Мощи преподобной были спасены от уничтожения, они находились вместе с другими останками из захоронений в двух белокаменных гробницах XV века. При вскрытии захоронений среди останков преподобной Евфросинии кроме небольших частичек ткани от савана нашли обрывки ее кожаного монашеского пояса с тиснеными изображениями двунадесятых праздников и подписями к ним. Эти святыни вместе с находившимися в гробах сосудами для елея хранятся в фондах музеев Кремля.

28 мая 2008 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось перенесение мощей святой благоверной княгини Евфросинии Московской в придел мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля. Патриарх в своем слове назвал это событие «вторым обретением мощей преподобной Евфросинии Московской». Перенесению мощей предшествовала работа комиссии, в которой духовные и светские ученые вместе работали под руководством архиепископа Орехово-Зуевского Алексия. В ходе работы комиссии были и обретены мощи преподобной.


(Московский Архангельский Собор)

В храме у протоиерея Василия Зайцева в Телебукино есть достаточно редкая икона, где преподобная Евдокия изображена вместе со святым благоверным Великим Князем Александром Невским:

Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии
глас 8
По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской
глас 5
От юности предызбранная Богом угоднице,/ оставльши светлый чертог княжеский,/ уклонилася еси во обитель, тобою созданную,/ и, пучину житейскаго моря преплывши,/ ныне со Ангелы песнословиши Христа Бога./ Емуже непрестанно молися, преподобная,/ яко да сохраняет выну обитель, тобою созданную,/ и дарует нам мир и велию милость.

Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии
глас 2
Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя.

Молитва святой благоверной княгине Евфросинии

О преподобная княгине Евфросиние, добляя в женах подвижнице, прехвальная угоднице Христова! Приими моление от нас, недостойных, с верою и любовию к тебе припадающих и теплым к Богу ходатайством испроси граду Москве и людям от бед и напастей сохранение, споспешествуй, яко чадолюбивая мати, чадом, тобою собранным, понести иго Христово во благодушии и терпении и добре подвизатися ко исправлению жития своего, еже ко спасению; в мире благочестно живущим испроси у Господа в вере твердость, во благочестии преспеяние и всем, с верою прибегающим к тебе и твоея просящим помощи и заступления подавай всегда недугов исцеление, в скорбех утешение и во всем житии благопоспешение, наипаче же умоли Господа в мире и покаянии земное житие преити нам, мытарств горьких и мук вечных избавитися и Царство Небесное твоим ходатайством получити, идеже ты со всеми святыми Господу предстоиши, да всегда славим Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и в бесконечные веки веков. Аминь.

Преподобный Герасим Болдинский, обретение мощей

Преподобный Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в 1490 г. в Переяславле Залесском. В раннем детстве он часто посещал храм Божий. Узнав о святой жизни прп. Даниила Переяславского, 13-летний Григорий со слезами просил старца принять его к себе в Горицкий монастырь. Преподобный принял мальчика послушником и в скором времени постриг с именем Герасим. Новоначальный инок ревностно совершал подвиги поста и молитвы, усердно помогал старцу в построении храмов и келлий и служил бедной братии своим ремеслом - он был сапожником. Вскоре о нем, как о строгом подвижнике, стало известно в Москве. Вместе со своим учителем он был вызван в столицу, где встречался с царем.

Земная слава тяготила подвижника и, после 26-летнего пребывания под руководством преподобного Даниила, святой Герасим, получив благословение старца на отшельничество, поселился недалеко от города Дорогобужа в Смоленской земле, в диком лесу, населенном змеями и зверями. Святой много раз подвергался нападениям разбойников, но кротко и терпеливо сносил все обиды и молился за обидчиков. Для пропитания своего он повесил кузовок на дереве у дороги: проходившие клали туда куски хлеба, но и эти куски иногда отбирали другие бедняки, за что преподобный только благодарил Бога. Впоследствии явился у него сторож его кусочков - ворон; если недобрый человек подходил к кузовку, ворон поднимал крик и, летая, бил крыльями по лицу нежеланного посетителя, а хищным зверям даже выклевывал глаза и обращал их в бегство.

По особому ведению он перешел на Болдину гору, где у источника стоял огромный дуб. Местные жители избили его палками и хотели утопить, но, убоявшись ответственности перед начальством, наклеветали на него наместнику Дорогобужа и подкупили сего наместника прогнать старца. Наместник хотел уже посадить Герасима в тюрьму, как бродягу. Преподобный Герасим терпеливо переносил издевательства, молчал и молился. И в это время к наместнику прибыл царский посланник из Москвы. Увидев святого Герасима, он поклонился и попросил у него благословения, так как ранее видел святого вместе с преподобным Даниилом у царя. Наместник испугался, тотчас же просил прощения у старца, обещал ограждать его от нападений и даже пожертвовал ему на устройство обители. С этих пор св. Герасим стал принимать к себе желающих иноческого подвига, и собрались к нему братия.

Тогда, испросив в Москве позволения на устройство обители, он, как сам говорил в завещании братии, «в пустыне сей, зовемой Болдино, в нейже разбойницы живяху, в Дорогобужском уезде, в лето от Рождества Христова 1528 года, Божиим изволением и помощию создах обитель сию, общежительный монастырь». А в 1530 году воздвиг храм во имя Святой Троицы и построил келлии для собравшейся братии.
Кроме Болдина монастыря прп. Герасим основал еще в городе Вязьме в 1553 г. монастырь во имя Иоанна Предтечи и поставил в ней игуменом одного из учеников своих Симеона.

Затем в брянском лесу на реке Жиздре основал третью обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Игуменом обители был поставлен ученик прп. Герасима Петр Коростелев. За девять лет до кончины преподобный устроил еще один монастырь, четвертый, близ Дорогобужа, во имя Рождества Богородицы. В Болдиной обители под конец жизни преподобного было до 140 братий.

Перед кончиной прп. Герасим призвал к себе игуменов и иноков основанных им монастырей, рассказал им о своей жизни и дал последние наставления. Этот устный рассказ святого был включен в его житие, составленное по прошению соборных старцев святителем Антонием. Преставился прп. Герасим 1 мая 1554 года на 65-м году жизни. Мощи его почивали под спудом в соборной церкви Троицкого Болдина монастыря, в 15 верстах от Дорогобужа.


(Троицкий Болдинский монастырь)

В мае 1921 года (согласно свидетельству, записанному в 1971 году со слов участника событий Тита Петровича Новикова) комиссией по ликвидации мощей было произведено вскрытие захоронения. С глубины около одного метра извлекли белокаменный саркофаг и долбленую колоду, в которых, по мнению комиссии, находились останки преподобного Герасима и его ученика Якова Андреевича Салтыкова, который, согласно тексту жития преподобного, был погребен вблизи святого.

Саркофаг был увезен в Смоленск, а останки переложили в два новых гроба и захоронили на кладбище вне стен монастыря. Однако существовали вполне обоснованные сомнения в том, что при вскрытии раки, находившейся всего в одном метре от уровня пола начала ХХ века, было потревожено подлинное место упокоения преподобного Герасима. Возможно, именно поэтому и не почиталось верующими место нового захоронения останков, извлеченных комиссией в 1921 году.

При разборке руин Троицкого собора, взорванного фашистскими оккупантами в 1943 году, стало ясно, что южный придел собора закладывался в конце XVI века на пологом склоне холма, спускавшемся от места, где стоял более древний собор, к реке Болдинке. Чтобы пол в южном приделе оказался на одном уровне с полом всего собора, строителям пришлось досыпать грунт. Это доказывало, что даже в XVI веке захоронение преподобного Герасима находилось на глубине гораздо большей, нежели один метр. К тому же во время раскопок, начатых в мае 2001 года, было установлено, что в ходе ремонтных работ собор был поднят на 85 см от первоначального уровня. Вначале раскопки проводились силами насельников монастыря. В южном приделе пришлось снять полутораметровый слой земли, прежде чем был выявлен уровень конца XVI века (время начала строительства Троицкого собора). Это было определено благодаря найденному белокаменному надгробию 1571 года, лежавшему на захоронении Якова Андреевича Салтыкова.

Организацией раскопок в более древних слоях занимались заведующая отделом археологии музеев Московского Кремля Татьяна Дмитриевна Панова и художник-реставратор по тканям и коже Наталья Петровна Синицына. При снятии насыпного грунта в месте, где раньше стояла рака преподобного Герасима, были обнаружены контуры могильной ямы.

Вскрытие могильной ямы было начато 17 июля 2001 года. Анализ извлекаемого грунта показал, что захоронение пребывало нетронутым.
На глубине более 3 метров от уровня пола начала ХХ века открылись всечестные останки преподобного Герасима Болдинского.
Подлинность их не вызывает сомнений: захоронение выполнено в монастырской традиции, в могильной засыпке найдена керамика XVI века, обнаружены и остатки гроба в виде тлена. Гроб представлял из себя деревянную колоду, выдолбленную из цельного ствола дерева. Конфигурация гроба, с сужением в изножье, также характерна для того времени. Кроме того, в захоронении была найдена кожаная обувь. Преподобный Герасим, как известно, был кожешвец и, вероятно, эта обувь была вытачана его руками.
Мощи были извлечены и помещены в трапезном Введенском храме в специально изготовленном гробе. О совершившемся чудесном обретении мощей угодника Божия было сообщено правящему архиерею епархии митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу.

"Верим, что в этом чудесном событии даруется всем нам знак Божия благоволения, дабы возрождалась в народе нашем вера и благочестие, а через эти добродетели менялась и самая жизнь, наполняясь светом Божией Правды, миром, покоем и процветанием ", – говорится в ответном письме Владыки.
Митрополит Кирилл благословил день 20 июля, когда были даны официальные заключения по поводу принадлежности найденных останков преподобному Герасиму, считать датой обретения его всечестных мощей.

Тропарь преподобному Герасиму, Болдинскому чудотворцу
глас 4
Божественною любовию от юности своея распаляем, Преподобне, мир и вся яже в мире оставил еси, в пустыню вселился един. И в ней собрал еси ученик множество на Божие славословие, в молитвах и в посте и в трудах своих обителях добре подвизался во временней жизни. И ныне не остави посещая чад своих, Отче Герасиме, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Герасиму, Болдинскому чудотворцу
глас 2
Яко преобидев тленная и долу влекущее мудрование, весь Христов быв и Того честный крест на рамо взем, последовал Ему невозвратно, в молитвах и постех бых, делех же и злостраданиях, образ быв своим учеником: но яко имея дерзновение ко Святей Троице, молися, блаженне, яко да святое успение твое празднующе вопием: радуйся преподобие Герасиме, отче наш.

Молитва преподобному Герасиму, Болдинскому чудотворцу

О добре наш пастырю и Богомудрый начальниче, преподобие отче Герасиме, услыши нас молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое. Виждь нас грешных в толицех обстоянных сущих, виждь нас немощных отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных, и умом от малодушия помраченных; потщися угодниче Божий, не оставити нас в греховном плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас, недостойных, Спаса Господа, Емуже ты со бесплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Содетеля нашего в нынешнем веце и в будущем, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам: на твое бо ходатайство уповая и твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем и к цельбоносным мощам твоим припадая недостойнии, исцеления просим: избави нас угодниче Христов от злых находящих на нас, и укроти волны страстей и бед, восстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней, и в тине страстей наших. Моли преподобие отче Герасиме Христа Бога нашего, да подаст нам мирное жительство, оставление грехов, а душам нашим спасение и велию милость.

Мученики Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторнин и Герман

Сии святые мученики были родом из Италии и пострадали в царствование императора Траяна1 . Когда началось гонение на христиан, они сели на корабль и прибыли в город, по имени Диррахий2 . Находясь в этом городе и видя, как святой епископ Астий3 висел, распятый на кресте и обмазанные медом, и как шершни и мухи жалили его, они прославили его за исповедание Христа. Поэтому узнали, что они – христиане, и воины тотчас же схватили их. На допросе они исповедали свою веру во Христа и по повелению анфипата4 Агриколая их посадили на корабль и потопили на глубоком месте в море. Так и скончались святые мученики5 . Тела их выброшены были впоследствии волнами на берег и здесь же в песке были погребены. Спустя 90 лет после сего святые мученики явились александрийскому епископу и сказали ему: "Возьми наши тела ".

Тогда епископ с почестями похоронил тела святых и на месте их погребения построил небольшую церковь.

___________________________
Примечание
1
Траян царствовал в римской империи с 98 до 117 года В 99 году он возобновил закон, запрещавший тайные общества. А так как у язычников составилось уже мнение о христианах, как о людях принадлежащих к тайному обществу, и так как богослужебные собрания христиан происходили по ночам и тайно, то он воздвиг на них гонение, как на нарушителей упомянутого закона.

2 Город Диррахий, иначе Эпифамн, ныне Дураццо, находился в нынешней Албании на берегу Адриатического моря.

4 Анфипатами в римской империи назывались начальники областей.

5 Время кончины сих святых мучеников в точности неизвестно.

Священномученик Епиктет, пресвитер и преподобномученик Астион, монах

Преподобномученики Епиктет пресвитер и Астион монах жили в царствование римского императора Диоклитиана в одной из восточных областей Римской империи. Добродетельный пресвитер Епиктет с юности посвятил свою жизнь Богу. Он стяжал дар чудотворений и по его молитвам совершались многочисленные исцеления страдавших от нечистых духов и различных болезней.

Однажды к святому Епиктету зашел во время прогулки знатный юноша-язычник Астион, сын местного градоначальника. В продолжительной беседе святой Епиктет просветил Астиона, посеял в душе юноши Слово Божие, рассказав ему об Истинном Боге, о великой ценности бессмертной человеческой души, о ничтожестве кратковременных земных наслаждений.
Уверовав во Христа и приняв святое Крещение, блаженный юноша стал усердно просить наставника уйти вместе с ним в какую-либо далекую страну, чтобы полностью посвятить свою жизнь Богу. Сев на корабль, святые Епиктет и Астион уехали в землю скифов. У устья реки Дунай они поселились недалеко от города Алмириса среди славян-язычников и проводили жизнь в подвигах поста и молитвы.

Богоугодная жизнь отшельников не могла долго оставаться неизвестной миру. К святым стали приходить люди, страдавшие различными болезнями и одержимые злыми духами, и получали исцеления по их молитвам. Язычники тоже стали просить помощи у святых подвижников и, получая облегчение в своих страданиях, обращались ко Христу.
В то время в город Алмирис прибыл начальник области Латрониан, и языческие жрецы донесли на святых Епиктета и Астиона, что они волшебством привлекают людей к своей вере. Святых схватили и начали допрашивать.
После З0-дневного заключения в темнице без пищи и воды святые мученики Епиктет и Астион вновь предстали перед судьей Латронианом, готовые мужественно принять новые страдания за Христа.
Их приговорили к усекновению мечом (†290).

Родители святого мученика Астиона - Александр и Маркеллина приняли святое Крещение от епископа города Томы Евангела, который вскоре пострадал за Христа также через усекновение мечом.

Священномученик Евангел Томский (Кюстенджийский), епископ

Епископ «в скифской стране » - вероятно Томийский, - крестивший обращенных священником Воносом родителей мученика Астиона после смерти последнего. Евангел успешно обращал в Христианство язычников в устье Дуная.

В греческих синаксарях под 7 июля есть память мученика Евангела. По сведениям стишных синаксарей он был усечен мечом. Синаксари не содержат сведений о времени и месте кончины - однако, предположительно память относится к епископу Евангелу и датируется Диоклетиановыми гонениями.

Согласно Синаксарю Константинопольской церкви (кон. X в.), память мучеников Евстафия, Поликарпа и Евангела праздновалась в Константинополе в квартале Сива или Сивония. Кроме синаксарей память Евангела, вместе с памятью мучеников Евстафия и Поликарпа, указана в Типиконе Великой церкви.

Влахернская икона Божией Матери обретена в Иерусалиме императрицей Евдокией во времена святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского (память 2 июля), и преподобного Евфимия Великого (память 20 января). Святая икона была послана в Константинополь, где императрица Пульхерия поставила ее в церкви Влахернской, там же хранилась честная риза Богородицы (празднование 2 июля).

Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей. Именно с этой иконой Патриарх Сергий (610–631) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородице («Суббота Акафиста »). Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IХ веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.

После падения Константинополя в 1453 году, Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1654 году прислана афонскими иноками в дар царю Алексею Михайловичу в Москву, где была помещена в Успенский собор.

Чудотворная икона сделана из восковой мастики и широко почитается среди православных верующих.

Евдокия Свистунья – народный праздник на Руси, назывался так по причине, что в этот день Христианская церковь вспоминает Святую Евдокию.
На Руси считалось, что Евдокия является заступницей от засух, поэтому в этот день ее молили от того, чтобы Солнце не иссушило землю, чтобы дождей было вдосталь.
В этот день проводили обряд привлечения дождя на крестьянские наделы. Конечно ни чего общего он не имел с христианством и проходил таким образом – невинный юноша втыкал посредине надела осиновый прутик и говорил шепотом слова «Евдокия насвисти – дождей принеси» Говорил он это на все четыре стороны света. Считалось, что дожди упадут только на те участки, в которые воткнут осиновый прутик.
В этот день примечали, что если дует ветер северный, то лету быть холодному. Если идет дождь, то мокрому.
Примечали какая луна на этот день была в ночном небе. Если молодая, то быть урожаю ягод и фруктов, если старая, то быть урожаю зерновых и овощей. Если новолуние, то крестьян ждал тяжелый год.
Евдокия Свистунья — праздник народного календаря, который не внесен в реестр памятных и праздничных дат РФ.

Народный праздник Авдотья Весновка отмечается 14 марта 2019 года (по старому стилю - 1 марта). В православном календаре это дата почтения памяти преподобной мученицы Евдокии Илиопольской, игуменьи.

В народе с этого числа начиналось пение веснянок. За такой обряд день получил прозвище «Весновка». Название «Плющиха» дано в честь льдов, которые плющатся, раздавливаются в этот день. Прозвище «Свистунья» получено из-за того, что в это время начинают со свистом гулять весенние ветры. Звери и птицы встречают весну радостными звуками, среди которых присутствует свист.

История

Евдокия жила в I-II ст. на севере Палестины, в городе Илиополь. Была родом из Самарии. Много лет вела распутный образ жизни. В один из дней на ее пути повстречался монах Герман, который имел привычку вслух читать Святое Писание. Он декламировал отрывок о Страшном Суде. Слова, которые услышала Евдокия, сильно повлияли на нее. В скором времени она приняла крещение и ушла в монастырь. За это Бог наградил ее способностью воскрешать мертвых.

Постоянные молитвы, посты и раскаяние в прошлых грехах изменили бывшую блудницу. Ее назначили игуменьей обители. Евдокия начала помогать странникам, нищим, сиротам.

56 лет спустя игуменью оклеветали язычники. Без судебного разбирательства ее обвинили в колдовстве и обмане. Вскоре казнили через обезглавливание.

Традиции и обряды

На Авдотью Весновку принято подниматься на пригорки или крыши и петь веснянки. Этой почетной миссией занимаются дети и девушки, реже - женщины. Почетная она потому, что веснянка - это призыв весны, который считается у славянских народов своеобразным заклинанием.

Начинается сезон полевых работ. Мужчины посвящают день поиску и найму помощников. Если не позаботиться об этом заранее, то можно остаться без дополнительных рук. Поэтому хороший хозин ответственно подходит к этому делу.

Приметы

Дует теплый ветер - летом будет много дождей.

Стоит хорошая погода, значит, и лето таким будет.

Ударили заморозки - урожай гречки будет бедным.

Дождливый день - к хорошему урожаю хлеба.

Громко кричащие вороны предвещают потепление.

Сурок свистит - к теплым дням.

Если курица пьет талую воду, значит, еще будут морозы.

Талая вода из чистого снега, полученная на Авдотью Весновку, обладает лечебными и живительными свойствами.

По церковному календарю . В этот день церковь отмечает память преподобной мученицы Евдокии.
Мученица Евдокия, уроженица города Илиополя, долгое время вела греховную жизнь. Но произошло чудо: Евдокия уверовала. Раскаявшись, женщина покинула мир и ушла в обитель. «И все казалось ей, что недостойна она прощения, и наложила на себя самую строгую епитимью…» За подвиги покаяния «Господь одарил преподобную умением творить чудеса»-. Говорят, святая могла молитвой своей даже воскресить умершего.
В 170 году по приказанию императора Викентия, гонителя христианства, преподобная Евдокия была казнена.
По народному календарю . В народе этот день называли также: Евдокия-шпощиха, подмочи порог, свистунья, весновка, замочи подол.
Плющихой называли потому, что происходят перемены в природе: от теплой погоды снег начинает подтаивать, оседать и как бы сплющивается. В некоторых местах святая Евдокия называлась также свистуньей, так как в это время начинали дуть и свистать весенние ветры. В старину народ именовал Евдокию весенницей, так как эта святая женщина заведовала у Бога весною. У нее хранились ключи от весенних вод: захочет «весенница» - рано пустит воду, не захочет или прогневается - задержит, а то и морозы напустит. Оттого раньше крестьяне боялись святой Евдокии и 1 марта никогда не работали.
Евдокия-весновка считалась в народе большим праздником, отмечали его весело и торжественно. Женщины рано поутру принимались раскатывать тесто. Пекли обрядовое печенье - жаворонки.
Позже день святой Евдокии ничем не отличался от других второстепенных церковных праздников. Только бабы обязательно приходили в церковь и заказывали молебны перед иконой Евдокии, так как эта святая считается покровительницей овец.
В некоторых деревнях женщины и дети начинали в этот день «кликать весну», для чего влезали на крышу или на пригорок и пели веснянки. Во многих местах крестьяне приносили в этот день из лесу сучья, топили избы, «чтобы весна была теплая», скидывали с кровли снег, а вечером примечали: если на крышах сосульки длинные, то лен будет хороший, особенно куделью.
Крестьяне верили, что на Евдокию все подземные ключи закипают, а бабы с этого дня начинают белить холсты.
Наступала пора подумать о предстоящих полевых и огородных работах. Посеянная в этот день рассада в горшочках, по народному убеждению, не сможет пострадать от мороза. Обычно на Евдокию сеяли капусту.
Особенно почитали в деревнях на Евдокию снежицу - талую водицу. Приносили воду курам - и куры начинали нестись через неделю-другую. Снежицей больных мыли, дома обмывали, цветы в доме поливали.
Приметы . Поскольку по старому стилю Евдокия выпадала на 1 марта, т.е. открывала весну, с ней было связано много примет и обычаев.
Солнце, говорили, в этот день Евдокией поглядывает: то снег зарядит, то дождь зазвенит.
Какова Евдокия, таково и лето. На плющиху погоже - и все лето пригоже.
На Евдокию снег - урожай, теплый ветер - мокрое лето, ветер с севера - холодное лето.
На Евдокию снег - в жнивень урожай с полей всех.
Новый месяц на Евдокию - быть лету мокрому.
Потекли ручьи на Евдокию - жди первую траву в первой декаде мая.
Евдокия красна - все весенние праздники будут ведрены, урожай на огурцы, капусту, грузди.
Если курица на Евдокию снежицы напьется, то и овечка на Его-рия (6 мая) наестся.
Отколь ветер на плющиху подует, оттоль придет и весна.
На Евдокию еще собачку в сидячку снегом заносит.

Международный день действий в защиту рек и против плотин

Фотоархив Pravda. Ru

День числа "пи"

14 марта (третий месяц, 14-е число) соответствует приближенной записи этого числа — 3,14. Кроме того, принято считать, что именно 14 марта 1706 года валлийский математик Уильям Джонс для обозначения отношения длины окружности к длине ее диаметра впервые использовал букву греческого алфавита "пи".

Православный календарь

День памяти святой преподобной мученицы Евдокии. Святая мученица Евдокия долго вела грешную жизнь. Под воздействием убеждений старца Германа отвергла эту жизнь и удалилась в монастырь. Она стала исцелительницей. Исповедовала христианскую веру, за что подверглась преследованию со стороны врагов учения Иисуса. После мучений была обезглавлена в 170 году.

Народные традиции

Евдокия. Евдокея. Евдокия Весновка. Евдокия Плющиха. Евдокия Мокрохвостка. Евдокия — подмочи порог. Евдокия Свистуха. Авдотья. Авдотья Весновка. Авдотья Плющиха). Плюшниха. Весенница. Плющиха. Плющихи. Плюшки. Свистунья. Подмочи порог. Замочи подол. Окличка весны. Пролетье. Первая встреча весны. Новичок (новый месяц по старому стилю).

Прозвище "Плющиха", "Плюшниха", "Плюшки" день получил в связи с тем, что снег начинается плющиться, слеживаться, становится волглым и грязным, что бывает после оттепели. "Плюшниха провела плюшки".

Свистунья — дуют и свистят весенние ветры. "Вот те на! Приехала Свистунья". На Евдокию просыпается сурок и начинает свистеть — это первый признак весны.

Весновка — считается, что святая Евдокия руководит у Бога весной. Она хранит ключи от весенних вод. "Захочет — пустит воду, не захочет или прогневается — задержит, а то и морозы напустит". Евдокия Весновка считалась большим веселым и торжественным праздиком.

В день св. Евдокии кличут весну: "Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!" Отсюда и название — Окличка весны. По обычаю днем Евдокии оканчивались сроки зимних наймов и начинались весенние: "С Евдокии до Егорья". "с Евдокии по Петров день (12 июля)" и т. п.

По Евдокии судят о лете и будущем урожае. "Какова Евдокия, таково и лето". "С Евдокеи погоже -все лето погоже". "Евдокия красна, и весна красна". "Евдокия весну снаряжает". "Смотри лето по Евдокии". "Отколе ветер в Евдокию, оттуда и все лето". "Если грачи прилетели до Евдокии — лето будет мокрое, а снег сойдет рано". "Тепло светит солнышко да Авдотьей поглядывает — либо снег, либо дождь". На Евдокию снег с дождем да теплый ветер — к мокрому лету; а мороз и ветер с севера — к лету холодному.

Если на Евдокию ясно — год прекрасный; если пасмурно — год плохой.

"На Евдокию снег — к урожаю". Если день ясный, солнечный — будет урожай огурцов, груздей, пшеницы, ржи и трав. Коли курочка на Евдокию напьется — то и овечка на Егорья (6 мая) наестся.

Если грач прилетел до 14 марта — быть лету мокрому, а снег рано сойдет. С Евдокии начинаются первые оттепели. Если на Евдокию холодно, скот кормить лишние две недели.

Примерно с этого времени начинают дуть весенние ветры. С какой стороны в этот день дует ветер, с той будут ветры весной и летом. На Евдокею снег — урожай, теплый ветер — мокрое лето. Ветер с севера — холодное лето.

С Евдокей еще встоячь собаку снегом заносит. С Евдокей ветры и вихри.

С Евдокии запевают веснянки — хороводные песни: мак, просо, плетень и др. Поют их до Троицы.

Это пора долгих капелей, первых проталин. Обычно на Авдотью сеют семена капусты на рассаду. Считается, что посеянные в этот день семена дадут рассаду, которая не может пострадать от мороза. Подготовка к посевной. "Пришли Евдокеи — мужику затеи: соху точить, борону чинить".

Первая встреча весны. День Евдокии красный (ясный) — на огурцы и грузди урожай. Новичок (народившаяся луна) под Евдокию с дождем — быть лету мокрому. На Евдокию снег — урожай; теплый ветер — мокрое лето; ветер с севера — холодное лето; если погоже — все лето пригоже.

На Евдокию-плющиху умывали детишек снежницей (талой водой), чтоб росли крепкими, оттирали худобушку с болящих, кропили ею стены, чтобы стены дышали. В этот день, по народному поверью, женщины, которые не могли забеременеть, должны были показать себя Яриле — богу плодородия. В полдень шла такая женщина на Красную горку (место, что славилось доброй славой, красотой). Несла она с собой крапивную настойку, три лучины от березы, уголья в бересте и ссохшийся венок из трав и цветов, плетенный на исходе лета.

Надевала на "голову" этой горы венок из трав и цветов, посредине втыкала три лучины, промеж лучин попускала чарочку с крапивной настойкой, угодья ссыпала возле лучины и сухих стеблей. Падала на землю, вскрикивая, начинала с себя одежду нимать. Каталась по снегу по Красной горе, загорались лучины, загорался венок, вскипала настойка крапивная. Выпивала она ту настойку, надевала на тело, снегом раскаленное, одежду и шла в дом, где была желанна своему мужу — шел от нее вешний дух, что опьяняет, и чрево готово было понести желанное семя.

Именинники: Антон, Антонина, Евдокия, Маркел и Нестор.

События

14 марта 1844 года - начало публикации романа Александра Дюма "Три мушкетера" в парижской газете "Ле Сьекль" (Le Siecle).

14 марта 1946 года Эрнест Хемингуэй после трех разводов женился на Мэри Уэлш , с которой не расставался до своей смерти. Он встретился с нею в 1944 году во Франции и уже на восьмой день знакомства предложил стать его женой. То, что он был женат, а она замужем, для него не было преградой.

14 марта 1951 года американские войска, выступающие как силы ООН, без боя вошли в Сеул.

14 марта 1966 года на широкий экран вышла первая часть легендарной и оскароносной эпопеи Сергея Бондарчука "Война и мир" - "Андрей Болконский" с Вячеславом Тихоновым, Людмилой Савельевой и самим Бондарчуком в главных ролях.

14 марта 1974 года в газетах был опубликован указ о присвоении званий народных артистов СССР двум звездам отечественного кинематографа: Ноне Мордюковой и Евгению Матвееву .

В те дни они готовились к съемкам в очередных фильмах: Мордюкова должна была сыграть одну из главных ролей у Алексея Салтыкова в "Семье Ивановых" и сняться в эпизоде у Сергея Бондарчука в шолоховской экранизации "Они сражались за Родину", а Матвеев — главную роль в собственном фильме "Любовь земная".

14 марта 1983 года спустя четыре года после развода американский киноактер Харрисон Форд женился во второй раз — на сценаристке Мелиссе Матисон ("Инопланетянин"). От первого брака у Форда два сына, второй подарил ему сына и дочь.

14 марта 2000 года, 15 лет назад, в США прошла премьера фильма "Эрин Брокович" с Джулией Робертс в главной роли.

Юбилей

14 марта 1930 года, 85 лет назад, родился Василий Песков , знаменитый журналист, любитель животных и первооткрыватель таежных тупиков.

Дни рождения

14 марта 1835 года родился Джованни Вирджинио Скиапарелли , итальянский астроном. В 1877 году обнаружил на Марсе сеть тонких линий, которые назвал каналами. Трудно сказать, удачно или нет было выбрано название, но зато какой толчок оно дало человеческой фантазии: вплоть до того, что "и на Марсе будут яблони цвести".

Loading...Loading...