Что было до «Большого взрыва», или где живёт Бог. Где жили боги древних славян? Где жили боги и духи

Богата и разнообразна славянская мифология. Наверняка каждый слышал имена Перуна, Сварога, Велеса, Рода, Ярила. А что можно сказать о богинях? Понятно, что по нынешним временам, девчушка в ясельном возрасте – маленькая принцесса, а повзрослев, автоматически переходит в разряд богинь, а как было встарь? Коллектив богинь-леди был довольно значительным, каждая имела свой круг обязанностей, помогала или вредила людям. В общем, все было хорошо отлажено и шло своим чередом. Весь божественный пантеон – одна большая семья, где все приходились друг другу родственниками, и совместными усилиями управляли тогда ещё юным и неопытным человечеством, уча его жить и наставляя на путь истинный.

Богини жизни хозяйства, судьбы

Главной дамой божественного пантеона была Мо Кошь – мать всех богов и мудрая хозяйка всего, ею порожденного. Именно матушка Кошь, вместе с помощницами Долей и Недолей ткала нить судьбы каждого человека, зверя, насекомого и даже травинки. Славяне верили, что всё сущее было лишь ниточкой в общем божественном полотне. Любила Мокошь все предметы, нужные для пряжи. Именно их ей приносили в дар, бросая в колодезь. Предки верили, что колодцы – это, по-нашему, – порталы в миры иные, и богиня всенепременно получит их дар и будет благосклонна. Тотемным животным Мокоши была корова, символизирующая богатство и плодородие.

Жива отвечала за людские души, смену времен года. Вместе с Живицами – своими помощницами, она пробуждала землю от зимней спячки, заставляя цвести и плодоносить. Считается, что Леля, Лада и Мо Кошь – представительницы Живы, каждая из которых в ответе за отдельное время года.

Противопоставлялась им Мара (Марена, Морена), отвечавшая за увядание и улёт в Ирий, то есть рай. Богини жизни и смерти символизировали рождение человека и его уход. Живин День славяне отмечали 1 мая. Видимо, жива родовая память, ведь мы и по сей день не прочь в светлый майский день выехать на природу, захватив с собой лёгкий удобный плед, и устроить чудесный майский пикник.

Тогда же организовывались целые девичьи гуляния, работать не разрешалось, а пение, пляски, чествование богини – это то, чем приличной девушке нужно было заниматься в этот дамский праздник.

Лада – символ идеальной женщины, доброй, веселой, хозяйственной. Сфера применения ее талантов – любовь и красота, счастливый брак. Сама Лада была супругой грозного Сварога. Вместе они символизировали гармонию сочетания мужского и женского начал.

Леля считалась символом первой любви, весны и воскрешения природы, была дочерью Лады, символизировала чистую красоту и невинность. Сама Леля стала супругой известного нам по сказкам Финиста Ясна Сокола. Было у девушки хобби – проникнуть на молодёжную вечеринку и нашёптывать парням и девушкам, кто кому в пару подходит. Причем без всякого злого умысла – исключительно из любви к искусству и благих намерений.

Тара, она же – Дара, Табита, Астарта, Тая, дочь самого Перуна, богиня небесного леса, ведающая природные тайны. Славяне считали, что Дара засеяла землю разной растительностью, стала покровительницей природы.

Темная сторона

Несколько особняком от добрых, заботливых, хозяйственных и переживающих покровительниц стоит образ Карны или Коруны. Богиня перерождения, перехода из одного мира в другой. Возможно, термин «реинкарнация» связан именно с этим образом. За древностию лет уже невозможно сказать, кто у кого заимствовал – мы у латинян или индусов или они у нас. Однако общие корни есть во всех этих языках и обозначают примерно одно и то же. У Карны была сестра Желя (Жля). Этот дуэт провожал свежепредставленные души в потусторонний мир. Девы вспоминаются и в «Слове о полку Игоревом», где олицетворяют плач и скорбь. Специалисты считают, что Карна и Жля очень похожи на валькирий из скандинавской мифологии, которые сопровождали души в Валгаллу.

Житие мое…

Вот ничего не скажешь – много высших существ создал наш народ. При этом чётко расписал их функциональные обязанности. Однако мало где можно встретить упоминание об их быте, жилье, домах и ведении хозяйства. Между тем, если они научили людей вести полевые работы, ухаживать за домашними животными, то сами наверняка умели это делать в сто раз лучше.

Опять-таки, Мокошь, наверняка умела ткать расчудесное плотно всем на зависть. Думается, что современное искусство создания великолепных тканей и замечательного постельного белья и других видов домашнего текстиля, изготовленных из них, в полном составе представлено на сайте «Баюбай» https://bayubay.com.ua и могло бы составить достойную конкуренцию тогдашним божественным мастерицам и их полотнам.

Вы просто не можете пропустить его — знаменитый на весь мир дом, где живут боги. Это, конечно же, Олимп. Сегодня мы поговорим о том, где находится гора Олимп, как до нее добраться, а также о том, что нужно знать людям, планирующим подняться к ее вершинам.

Вопреки всеобщим представлениям, гора Олимп это вовсе не гора, а целый горный массив. Он является самым высоким в Греции и по площади занимает около шестисот квадратных километров. В период раздробленности Эллады эта горная гряда служила природной границей между Фессалией и Македонией.

Самыми высокими горами Олимпа считаются три пика – Митикас, Сколио и Стефани. Они устремляются ввысь более чем на 2900 м над уровнем моря. Большой удачей будет увидеть вершины с земли, так как почти всегда они скрываются за облаками. И снег на них не тает вплоть до начала июня. Поэтому желающие совершить восхождение смогут это сделать лишь ближе к концу июля, либо в августе.

В соответствии с греческой мифологией, на горе Олимп (а вернее на самой высокой вершине этого массива Митикасе) жил божественный пантеон, под предводительством бога грома – Зевса. Боги древней Эллады, являются отдельной уникальной историей и еще одним предметом гордости греков. Греческие боги очень похожи на людей, а это большая редкость для богов разных стран этого периода. Местные гиды не раз напомнят вам об этой особенности.

Сейчас Олимп в Греции стал местом постоянного «паломничества» туристов. Склоны гор привлекают сюда не только любителей мифологии и живописных видов, но и натуралистов. Связано это с тем, что именно здесь произрастает большое количество эндемиков — растений, которые встречаются только здесь. Разнообразие касается не только растительного, но и животного мира. Именно поэтому Олимп объявлен памятником природы и является национальным заповедником Греции.

Ведение строительных работ на склонах горной гряды строго запрещено, исключение составляют лишь семь перевалочных пунктов для туристов. Все они расположены на разной высоте и позволяют делать передышки по пути к главной вершине греческих богов. В перевалочных пунктах можно перекусить и остаться на ночлег, потому как подъем в ночное время суток не безопасен.

Как добраться до Олимпа в Греции?

Поездку лучше планировать из Салоников. Ехать ближе, чем из Афин. На личном или арендованном автомобиле весь путь займет не более часа.

Не водите автомобиль? Тогда на помощь придет общественный транспорт. Доехать можно междугородними автобусами системы КТЕЛ Пиерия . Автобусы с автовокзала КТЕЛ Македония ходят раз в 1-1,5 часа прямо до Литохоро – городка у подножья Олимпа. Стоимость билета на май 2016 – 9,3 евро.

Если на прямой автобус не успели, или хотите добраться до Олимпа из Афин, тогда езжайте до Катерини, а далее можно поймать попутку, заказать такси или на местном автобусе добраться до Литохоро или Прионии. В отличие от Литохоро, находящегося у подножья Олимпа, Приония находится на высоте 1000 метров на склоне горы. Ехать до Прионии из Литохоро порядка 18 км по серпантинному шоссе.

В общем дерзайте! Поднимитесь на вершину и почувствуйте себя немного богом. Посмотрите на этот мир с высоты, удивитесь красотам солнечной Греции.

А мы будем продолжать знакомить вас с достопримечательностями и диковинками гостеприимной Эллады. Следите за новыми постами.

Боги и духи поначалу жили там же, где жил человек. Это был и вековой ветвистый дуб, и камень у дороги, и тихая заводь рядом с поселением, и солнышко, дарящее теплые живительные лучи. Связь свою с окружающим миром наш предок ощущал как кровную, родственную. Многие растения, животных он воспринимал не просто как родственников, но даже как своих прародителей.
Почему у древних славян существовал запрет охотиться на медведя, употреблять в пищу медвежье мясо, носить одежду из его шкур? Да потому, что, стоя на задних лапах, медведь напоминал человека. Люди испытывали не просто страх перед косолапым, но и почтение к нему. Они восхищались его силой, ловкостью, считали своим покровителем, величали, как и поныне в сказках, батюшкой, дедушкой, а порой и хозяином.
Почитали наши предки и растения. У них существовали целые священные рощи. А отдельные деревья, чаще всего старые, могучие дубы, вызывали их поклонение. Византийский император Константин Багрянородный, рассказывая о трудном и опасном переходе через Днепровские пороги, не обошел громадный дуб на острове Хортица. Ему приносили в жертву живых петухов, куски мяса, хлеб. Воины у корней дерева втыкали стрелы - свои дары.
Местами поклонения богам могли быть горы, холмы, реки, камни, на которых высекались изображения, и даже их осколки, становившиеся амулетами-оберегами.
Никто не знает, сколько веков прошло, пока появились общеславянские идолы, требующие кровавых жертвоприношений. Истуканы эти назывались «капь», а места их обитания, первые культовые сооружения - капищами. Служили там жрецы-волхвы, кудесники, гадатели, предсказывающие будущее.
Когда с приходом христианства капища и идолы были повержены, добрые языческие божества остались жить в обрядовых песнях, игрищах, гаданиях, сказках, былинах. И дожили до нашего времени.

Бытие древних славян было тесно связано с природой. Порой беспомощные перед нею, они поклонялись ей, молились о приюте, урожае и удачной охоте, о самой жизни. Они как бы одушевляли дерево и реку, солнце и ветер, птицу и молнию. Окружающий мир редко был добр к человеку. Немало опасностей таилось в каждой минуте существования наших предков. Как можно было защититься от молнии, от разлива реки, смывшей посевы, от медведя, задравшего кормильца-охотника? Быть может, человек сам провинился перед какими-то верховными существами, которые так жестоко карают его? Выходит, лучше быть с ними в дружбе, ублажать и почитать их. Не случайно известные ученые утверждали, что славянское язычество - это обожествление стихий!

У многих «верховных» божеств были собственные имена: Перун, Дажьбог, Велес, Мокошь, Стрибог и другие. Славянские боги жили в чудесном саду Ирии (или Вырии). Ирий-сад (Вырий-сад) - это древнее название рая у восточных славян. Души сопровождает туда маленький бог Водец. Светлое небесное царство находится по ту сторону облаков, а может быть, это теплая страна, лежащая далеко на востоке, у самого моря, - там вечное лето, и это - Сонцева сторона.

Там растет мировое древо (наши предки полагали, что это береза или дуб, а иногда дерево так и называется - Ирий, Вырий), у вершины которого обитали птицедевы и души умерших. На этом дереве зреют молодильные яблоки.

В Ирии, у колодцев, находятся места, приуготовленные для будущей жизни хороших, добрых людей. Это студены с чистой ключевой водою - живой и мертвой, при которых растут благоухающие цветы и сладко поют райские птицы.

Праведных ожидает в Ирии такое несказанное блаженство, что время для них как бы перестанет существовать. Целый год пролетит как единый неуловимый миг, а триста лет покажутся всего-навсего тремя счастливыми, сладостными минутами... Но на самом деле - это лишь ожидание нового рождения, ведь из Ирия аисты приносят младенцев, наделенных душами ранее существовавших людей. Так они обретают новую жизнь в новом обличье и с новой судьбой.

Ирии-птицы (Вырии-птицы) - так называли первых весенних птиц, обычно жаворонков, которые на своих крыльях как 6ы несут весну из райских садов. Именно у птиц находятся ключи от неба - улетая на зиму, они запирают небеса и уносят ключи с собой, а возвращаясь весной, открывают, и тогда отворяются небесные животворные источники.

В числе хранителей назывались ласточка, кукушка, а иногда и сам Перун, который, просыпаясь с прилетом птиц, своими молниеносными золотыми ключами открывает небо и низводит на страждущую землю плодоносящий дождь. Из вымени небесной коровы Земун течет молочная река по саду Ирию.



Местами поклонения богам могли быть горы, холмы, реки, камни, из которых высекались изображения, и даже их осколки, становившиеся амулетами-оберегами.

Никто не знает, сколько веков прошло, пока появились общеславянские идолы, требующие кровавых жертвоприношений. Истуканы эти назывались «капь», а места их обитания, первые культовые сооружения - Капищами. У древних славян капищами назывались места приношения жертв богам, отправления служб. Святилища под открытым небом нередко были круглыми, состоящими из двух концентрических валов, на которых разводились костры. Во внутреннем кругу ставились идолы, обычно деревянные; здесь горел жертвенник и здесь приносились жертвы богам. Это именовалось капищем. Внешний круг предназначался для потребления жертвенной пищи и назывался требищем. Треба – это языческое приношение и само ритуальное съедение жертвенной пищи волхвами и всеми присутствующими на богослужении. Служили там жрецы-волхвы, кудесники, гадатели, предсказывающие будущее.

1.Святилище (капище) Перуна около Новгорода.

2.Красногорское святилище.

(Реконструкция).

Збручские идолы.

Проверь себя , ответив на вопросы: Откуда «пришли» славянские боги? Что такое Ирий-сад? Опишите его. Что такое капище? Зачем создавались капища?

Край укрывшихся в джунглях величественных каменных храмов; деревень, плавающих по глади озера; страна, где драгоценные камни добывают ведрами, шелковую ткань по сей день делают вручную, а бедность населения способна шокировать особо чувствительного европейца. Все это - загадочная Камбоджа. Если в соседний Таиланд с его развитой туристической инфраструктурой едут в первую очередь за развлечениями, то в Камбоджу - за экзотикой. Ее здесь хватает.

Озёрные жители

Озеро Тонле Сап, которое за его огромные размеры часто называют внутренним морем Камбоджи, знаменито своими необычными людьми, вся жизнь которых проходит на воде. Многие из них никогда не ступали на землю. Пока наш катер скользит среди густых мангровых зарослей, я присматриваюсь к показавшейся из-за поворота деревне. Зрелище воистину фантастическое, будто из фильма «Водный мир», где показана Земля будущего и человеческая цивилизация после Всемирного потопа. На волнах плавно покачиваются маленькие деревянные домики, по «улицам» снуют не машины, а весельные и моторные лодки, тут же вернувшиеся с уловом рыбаки вытряхивают рыбу из сетей, рядом с жилыми домами плавают местная школа, детский сад, ресторанчики для туристов, магазины, католический храм…

Дети весело машут нам руками, в открытых домах почти без всяких удобств жители занимаются своими делами, не обращая внимания на туристов. Любопытно, что при общей неустроенности быта на многих домах среди гирлянд развешанной для сушки одежды торчат спутниковые антенны. Телевизор - это святое, единственное окно в большой мир. Хотя линий электропередач в деревне по понятным причинам нет, многие поселенцы держат аккумуляторы, которые на день отдают на зарядку местному предпринимателю. На любимые телепередачи заряда хватает.

Наслаждаясь наблюдением за местными красотами, я вдруг чувствую, как кто-то толкает меня сзади в спину. Оказывается, это мальчишка лет восьми ходит между рядами и таким своеобразным способом предлагает пассажирам массаж. Откуда он взялся на стремительно несущемся судне? Загадка разрешается просто. В этот момент к катеру устремляется одна из многочисленных лодок и на полном ходу прижимается к нашему борту. Худенькая девчонка с ловкостью кошки перепрыгивает на катер, и вот она уже ходит между рядов, показывая туристам сувениры.

Озерные жители - не кхмеры, а потомки вьетнамцев, бежавших в Камбоджу в 60-е годы XX века во время войны во Вьетнаме. Король Нородом Сианук запретил им ступать на камбоджийскую землю, и тогда они поселились на воде да так привыкли к ней, что теперь от долгого пребывания на суше у них начинается что-то вроде морской болезни наоборот.

Лестница в рай

Разумеется, туристы со всего мира едут в Камбоджу в первую очередь для того, чтобы посмотреть на ее неповторимые храмы. Самый знаменитый из них Ангкор-Ват - гигантский храмовый комплекс, построенный в XII веке по приказу короля Сурьявармана II, а ныне внесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мост через наполненный водой ров, мощеная дорога и бесконечные лабиринты переходов со статуями многоруких индуистских божеств постепенно приводят нас в самое сердце комплекса, к пяти каменным башням-великанам, которые видны на много километров вокруг.


Изображения танцовщиц апсара на стенах

Средневековые камбоджийцы верили, что там, на самой вершине, на высоте 65 метров над землей находится рай и живут боги. Подниматься туда было дозволено лишь королю, да и то по особым случаям. Разумеется, мы не упустили случая побывать в раю. По крутой лестнице взбираемся на вершину и оказываемся на большой площадке. По периметру длинные ряды колонн, поддерживающих почерневшую от времени крышу, на выщербленных дождями и ветрами стенах изображения священных танцовщиц апсара, которые своим танцем предсказывали будущее. Живых богов, правда, поблизости не видно. Вероятно, переехали на новую квартиру, пока в храме идет реставрация. Так вот он, значит, какой - рай. Конечно, со временем он немного обветшал, но и сегодня смотрится величественно. Человек на фоне гигантских башен, взметнувшихся в небеса, выглядит песчинкой.

В последние годы Камбоджу с ее колоритными пейзажами довольно активно осваивает Голливуд.

Еще один храм на нашем пути, укрывшийся в тропических джунглях, - это готовая сцена для приключенческого фильма. Позеленевшие от времени камни полуразвалившихся башен, оплетенные корнями могучих деревьев, создают таинственную, волшебную атмосферу. Вообще-то на самом деле этот храм называется Та Пром, но в последнее время его все чаще именуют храмом Анджелины Джоли, потому что именно в нем снимался большой эпизод из фильма «Лара Крофт: Расхитительница гробниц». Тот самый, в котором Лара устроила перестрелку с ожившими статуями. Анджелина уехала, а имя осталось.

Всё через "ням-ням"

Народная мудрость гласит: лучший способ узнать страну - понаблюдать за поведением людей на улицах. И, пожалуй, это верно. Колоритных персонажей здесь немало.

Говорят, на большей части территории Камбоджи жизнь довольно непритязательна. Люди очень бедные, и даже с таким благом цивилизации, как электричество, многие знакомы лишь понаслышке. Восемьдесят процентов населения выращивают рис и фрукты на своих участках, пребывая в маленьком сельском мирке и не желая покидать его. Но в туристических городах жизнь кипит: шикарные отели растут как грибы после дождя, у любого храма тебя мигом облепляют дети и торговцы постарше с сувенирами и начинают бойко торговаться на русском языке, а от вежливых, но настойчивых таксистов только что не силой приходится отбиваться.

Трудно поверить, что еще 30 с небольшим лет назад, во время режима красных кхмеров, Камбоджа была одним из самых жутких мест на Земле. В своем стремлении построить общество всеобщего равенства диктатор Пол Пот угробил примерно треть населения страны, кого-то казнив, а кого-то просто уморив голодом, а заодно уничтожил промышленность, коммерцию, образование, интеллигенцию, духовенство, фактически вернув Камбоджу в каменный век.

Теперь стремление добиться успеха и разбогатеть снова в чести, и каждый зарабатывает как может. Даже полицейские, которые дежурят в туристических районах, подрабатывают, продавая туристам почти настоящие служебные значки. От оригиналов они отличаются лишь отсутствием серийного номера. Конечно, как ведущий криминальной рубрики в газете, я не мог отказать себе в таком приобретении. Заметив мою расположенность к покупкам, страж порядка тут же жестом указал на свою голову, предложив купить еще и его фуражку с надписью Police.

Вообще, обычно местные полицейские и чиновники подрабатывают другими способами. В Камбодже есть понятие «ням-ням», которое по смыслу приблизительно соответствует русскому слову «откат». Не случайно Камбоджа считается одним из мировых лидеров по уровню коррупции, потому что все здесь делается через «ням-ням».

Очень показательная история произошла с другом нашего экскурсовода, который приезжал к нему в гости из соседнего Таиланда. Преодолев границу, парень «немного» расслабился. Ехал ночью, на чужом мотоцикле, пьяный и без прав. На одной из городских улиц его остановил камбоджийский полицейский и строго потребовал заплатить штраф два доллара за нарушение правил дорожного движения. Памятуя о том, что в Камбодже всегда можно и нужно торговаться, в том числе по поводу размера взятки, гость королевства внес встречное предложение: «А давай лучше я заплачу один доллар, но лично тебе». «Ну, давай», - согласился страж порядка. Путешественник выдал ему деньги, и на этом разбирательство по нарушению правил завершилось. Полицейский ушел довольный, а парень снова взгромоздился на мотоцикл и поехал дальше. Говорят, в древности священные танцовщицы апсара могли своим танцем предсказывать будущее

А в целом быть гостем в Камбодже очень даже неплохо, тем более что ты легко можешь прослыть здесь богатеем. Это и неудивительно. Видя, как туристы за одно лишь посещение храма покупают сувениров на сумму, на которую средний камбоджиец живет целый месяц, они всех заезжих белых людей считают богачами. Вот и стараются во всем угодить дорогим гостям, приносящим доход в экономику и их личный бюджет. Приятно ненадолго ощутить себя Рокфеллером.

Стас Сидоркин

Фото Стаса Сидоркина

Loading...Loading...