Что делать, еcли уходит вера? – схиархимандрит Гавриил (Бунге). Воскресные беседы о духовной жизни

Цель поездки – обмен опытом по совершенно практическим вопросам: посмотреть, как организованы послушания в обители сестер. Фактически паломники ознакомились не только с послушаниями, но и с внутренним укладом жизни святой обители, увидели, какие добрые плоды может принести правильная расстановка приоритетов в монашеском общежитии.

Игумения

Первое, что нас поразило, – это личная встреча игумении. В монастыре, в котором проживает 140 сестер, всегда масса хлопот по организации их жизни и труда, забот по ремонту храмов и монастырских сооружений, необходимых встреч с представителями светских организаций, которые снабжают электроэнергией, печатают книги, поставляют продукты или выполняют иные необходимые работы. И, несмотря на это, настоятельница монастыря нашла время, чтобы лично встретить нашу скромную делегацию, и сама провела экскурсию по монастырю. «Неужели мы какие-то особенные, что вы нам уделяете столько времени?» – спросил кто-то из нашей группы. «Нет, но у нас всегда особое уважение к монашествующим», – ответила матушка игумения.

Игумения Домника (Коробейникова) стоит во главе Ново-Тихвинской обители уже 10 лет. Все эти годы монастырь развивался и продолжает свой путь в будущее. Когда монастырь только возрождался (заново открыт с 1994 года), сестры ютились в подвалах единственного в обители храма Святого Александра Невского. Не было ни своей земли, ни многочисленных корпусов. Единственная монастырская церковь в то время представляла жалкое зрелище и была далека от той красоты, которую там можно увидеть сейчас. Сестры фактически жили на строительной площадке, среди городского шума и суеты. Но они держались друг друга и своего духовника. Стремление к единодушию друг с другом, единство во Христе – вот что их всегда спасало.

Сегодня, при попечении митрополита Екатеринбургского Кирилла, монастырь принимает прежний величественный облик: сестрами полностью восстановлены несколько дореволюционных корпусов и два храма (освящен монастырский собор и готовится к освящению еще одна церковь), благоустроена монастырская территория, и главное – созидается монашеская, молитвенная жизнь.

Правила и распорядки

Любой монастырь стремится принимать в число ищущих подвига людей, пока они еще молоды. Молодой душе, не ведавшей порока, легче облачиться в ангельский образ. К этому располагают добрые нравы, родительское воспитание или естественная чистота души. Молодежь, как правило, легче принимает любые перемены, легче адаптируется к новым условиям жизни. Молодому человеку легче подстроить себя под остальных. Напротив, человеку, который прожил уже не один десяток лет, будучи предоставлен сам себе, который удачно или неудачно нес бремя семейной жизни, у которого привычки с годами превратились в цемент или которому пришлось вытягивать себя из серьезных пороков, труднее перестроиться на монастырский уклад. Какая-то небольшая трудность, чья-то неуступчивость характера или просто шумная соседка или сосед могут сразу выбить из колеи. И тогда такая «великовозрастная» послушница начнет сначала ворчать, а потом станет источником скандалов и соблазнов для остальных.

Поэтому в Ново-Тихвинском монастыре отдают предпочтение тем новоначальным послушницам, которые вступают в обитель в возрасте до 30 лет. Ну, а поскольку постригать поспешно не принято, тем девам, которые пришли в монастырь в совсем юном возрасте, требуется жить в обители по многу лет, пока их житейский опыт и понимание всей ответственности перед невозвратными обетами не достигнет необходимой зрелости.

Как непросто из обычной глины вылепить сосуд, который будет не просто горшком, но произведением искусства, точно так же сложно из незрелой души или той, которую постоянно притягивают к земле мирские страсти, сформировать сосуд, достойный принятия Святого Духа, подготовить мироносицу, грядущую в белых ризах на брак Небесного Жениха. В этом тонком, ювелирном деле требуется мастерство духовника и внимательность игумении к деталям.

Семья и внешний мир

Для человека, который побывал уже не в одном русском монастыре, сразу бросается в глаза, что в Ново-Тихвинском монастыре сестры отделены большой стеной от внешнего мира. Конечно, стена эта в первую очередь духовная. Сестры стараются не смешиваться с мирскими работниками. Но есть и кирпичные высокие стены, которые создают внутреннее пространство монастыря, куда не заглядывают посторонние лица.

По словам игумении Домники, им очень непросто поддерживать отделение сестер от наемных работников, которые вносят в общину совершенно иной, мирской, дух. Сестры живут обособленно и сами полностью заботятся о себе. Сами готовят еду, стирают, чинят имущество, работают с техникой или оформляют документы. На их территории нет прогуливающихся паломников или случайных прохожих. Только там, где есть необходимость контактировать с внешним миром, например, в магазине церковных изделий или на закупках продуктов для трапезной, работают нанятые работники. Умение сестер «позаботиться самим о себе» позволяет не только сэкономить деньги на расходах, но и еще раз задуматься о том, что они живут одной большой семьей. Если ты не убрала за собой посуду в трапезной, официантка не придет, убирать за тобой придется твоей соседке, к которой ты же сама потом придешь с просьбой – помоги, например, мне со стиркой одежды.

Воскресные беседы о духовной жизни

Кто-то может подумать, что все монастыри живут по одному раз и навсегда данному уставу. И никаких дискуссий о мелочах здесь быть не может. Достаточно дать монастырю устав, и чем строже, как кажется неопытному в монашестве человеку, тем будет лучше. Путь, мол, они спят в казармах, купаются в проруби и 24 часа в сутки читают Псалтирь. Они знали, зачем пришли в монастырь, не спать ведь? Так рассуждать может только жестокий человек. А жизнь вносит свои коррективы. Не все сестры могут выдержать суровые условия жизни. Они болеют, стареют, меняется их количество, уходят из жизни одни таланты, на смену которым приходят другие. Кто-то приобретает новые знания, у кого-то меняется характер. У монастыря появляются новые здания или новые проекты. Проблемы, не прописанные в древних уставах, появляются постоянно. И хотя чтение святых отцов входит в келейное правило всех сестер, и на это действительно отводится много времени, но далеко не всегда советы древних старцев можно один к одному применить на практике. Требуется духовный совет, постоянное участие духовника в жизни обители.

Духовник Ново-Тихвинского монастыря, схиархимандрит Авраам (Рейдман), был духовным чадом игумена Андрея (Машкова), одного из последних насельников прославленной Глинской пустыни, известного делателя умной молитвы; большую часть времени он проводит у себя «в затворе». Несмотря на желание пребывать в уединении постоянно, он тем не менее уделяет много внимания тому, какими росписями и церковной утварью снабжен каждый храм, как организованы послушания сестер, тепло ли у них в келии и есть ли в душе горячая вода – чтобы сестры были обеспечены всем необходимым и могли не беспокоиться о своем быте, а занимались духовным деланием. Отец Авраам заботится о том, чтобы в обители была хорошая библиотека духовной литературы, ежедневный полный суточный круг богослужений, чтобы на общей трапезе вслух читали творения святых отцов. Духовнику очень важно создать такие условия жизни, при которых все в обители будет располагать к молитве.

Каждое воскресение духовник, вместе с игуменией или поочередно, проводят с сестрами общие беседы. Духовник не только поучает сестер, «как нужно жить по святым отцам», но и отвечает на практические духовные вопросы, а иногда предлагает сестрам вместе поразмышлять, например, о значении тех или иных Евангельских слов, о том, как их исполнять в повседневной монастырской жизни. По отзывам сестер, они не воспринимают такие встречи как тягостную повинность. Напротив, те сестрички, которые проживают в скиту в Меркушино, за 300 км от Екатеринбурга, выходят на связь через скайп, чтобы хотя бы через видео-конференцию осуществить видимое единство с духовником и всей большой семьей. При этом матушка настоятельница на таких встречах может обращать внимание не только на проблемы внутри обители, не только зачитывать слова святых отцов о молитве и возвышенном монашеском делании, но и делиться впечатлениями о поездках, рассказывать о новостях в общецерковной жизни. Иногда сестры вместе смотрят познавательные фильмы или обсуждают будущие творческие проекты. Общие беседы совершенно лишены официального оттенка, это чисто семейные встречи, происходящие ради сестринского общения и вдохновения к духовной жизни.

Когда рядом с нашей группой не было игумении, мы спросили у сопровождавших нас сестер: «А вы не устаете от всех этих общих встреч, от того, что матушка игумения все время стоит над вашей душой, поучает?» – «Нет, напротив, мы всегда очень рады общению с нашей матушкой, – ответила нам одна из сестер, – когда она вместе с нами, рядом, мы чувствуем себя в безопасности, а когда она уезжает, например, в Москву на время – ощущаем себя сиротами».

Послушания

Послушания сестер в Ново-Тихвинском монастыре строго отделены от тех работ, которые делают мирские рабочие по найму. Послушание – это такой труд в течение дня, который должен продолжить духовную жизнь внутри стен обители. Поскольку цель послушаний – духовное возрастание сестер, подбираются такие рукоделия или творческие проекты, которые бы этому способствовали. И при этом учитывается возраст, способности и образование каждой из сестер.

Мастерские по изготовлению церковных облачений, созданию храмовой мозаики и написанию икон – все это в Ново-Тихвинском монастыре организовано на высшем уровне. Специально для изготовления облачений куплены профессиональные станки, которые осуществляют вышивку по заданной программе. Безусловно, потребовалось время, чтобы научиться работать со сложной электронной техникой. И создание каждого облачения, несмотря на то что «помогают» машины, остается сложным и долгим делом: сначала прорабатывается художественный замысел облачения, его тональное и цветовое решение, затем от руки делаются рисунки в натуральную величину, с полной прорисовкой всех элементов. Затем сестра по этим рисункам в компьютере выкладывает стежки – буквально вышивает, только не иглой, а компьютерной мышью. После этого программа запускается на станок, за которым также постоянно работает сестра. То, что станок будто бы «вышивает сам», – это заблуждение. Но зато облачения, сделанные сестрами, в настоящее время приобрели высококачественный характер. Их носят уже не только рядовые батюшки, но и епископы, митрополиты и даже сам Святейший Патриарх. Процесс создания каждого из облачений очень трудоемкий, подготовка архиерейского комплекта может занимать больше года. Стоимость каждого комплекта высока, а изделия носят штучный характер. Поэтому такие изделия по вышивке вряд ли можно назвать «прибыльными». Это творческая работа сестер по благоукрашению богослужения Русской Церкви. Красивые покровцы на сосуды, вышитые иконы, полотенца радуют глаз не только духовенства, но и мирян. Все эти рукоделия посвящаются в первую очередь прославлению имени Божия.

Кабинеты по написанию икон или созданию мозаики – это нечто большее, чем просто мастерские. Да, в них все продумано до деталей. В мастерской по шлифовке досок для икон есть специальные машины по втягиванию мельчайшей древесной пыли, чтобы пыль не травмировала легкие тружениц. Кабинеты, где ведутся работы с красками и лаком, облицованы плиткой и оборудованы вытяжками, словно школьные лаборатории по химии. Но главное, что в каждом из подобных кабинетов нет скученности народа. Труженицы работают в одиночку или в компании с двумя-тремя инокинями. Так поддерживается тишина на послушании. Вместо праздных разговоров – сосредоточенность на деле и внутренняя молитва (духовник почти на каждой беседе напоминает сестрам, что их главное дело – молитва Иисусова, и что всякое другое дело должно, насколько возможно, сопровождаться ею). В качестве образцов для написания икон – шедевры православных храмов мира.

Совершенно отдельно стоят кабинеты по изучению древних русских и византийских распевов. Мы были поражены тем, сколько внимания уделяется развитию монастырского пения. Нотные книги, музыкальные инструменты, специальные программы по работе с нотами, кабинеты по занятию вокалом. С первого взгляда понятно, что здесь хотят не только научиться воспроизводить сложные распевы по крюкам и невмам, но пойти дальше – научиться гармонизировать распевы, создавать новые мелодии, чтобы традиция православного пения жила и продолжала развиваться. И если раньше клирос был уделом лишь немногих избранных сестер, то сейчас к чтению и пению на клиросе приглашаются все желающие и способные. Так у каждой из сестер, которая попробовала себя на клиросе, формируется ощущение личной причастности к богослужению, а мелодия, исполненная собственными устами, радует сердце подолгу после того, как богослужение закончилось.

В переводческом кабинете, где исследуются как древние святоотеческие тексты, так и наследие современных духовников, организовано восемь рабочих мест. На полках с литературой стоят авторитетнейшие издания книг по греческой патрологии, толстенные словари и самые современные справочники по грамматике. Сестры перевели на русский язык уже не одну книгу с поучениями старцев нашего времени. Но они не хотят останавливаться на достигнутом. Их цель – выйти на профессиональный уровень работы со святоотеческими текстами, дать возможность русскоязычному читателю прикоснуться к таким аскетическим творениям отцов, которые будут актуальны и практичны в первую очередь для монашествующих.

Красота внешняя и внутренняя

В общежительном монастыре большую часть времени монашествующие проводят внутри территории обители. Это – их родной дом, место, где они живут, молятся и едят. Если в доме тепло и уютно, бытовые условия жизни привычны для городских жителей, коих в монастырях, как правило, больше, чем сестер из деревень, если в комнатах для послушаний – чистота и порядок, значит, в этом доме приятно находиться, жить и молиться. Не нужно травмировать здоровье голодом, чтобы потом его пришлось восстанавливать на приеме у врача. Если ухоженный монастырский сад будет напоминать о красоте сада Небесного, если росписи в храме возвещают величие Творца, а качественное чтение и пение в церкви – возвышают ум горе, – в таком случае сестры будут думать только о своем высоком призвании молиться. И худые помыслы о том, что вне стен монастыря есть что-то лучше, уйдут на второй план. Как для того, чтобы вырастить уникальный цветок, нужны тепличные условия, особый режим подачи света и тепла, особое питание и защита от вредителей, так и для взращивания ангельских душ, которые особо чувствительны к окружающему микроклимату, требуется бережное отношение и способствующая развитию окружающая обстановка.

Именно поэтому сестры Ново-Тихвинского монастыря постарались обустроить все внутри обители так, чтобы все было красиво, со вкусом и на века. Это касается не только внутреннего убранства храмов, но и трапезной, коридоров и даже кухни. Казалось бы, зачем тратить силы и средства, чтобы сделать красивой даже кухню? Снабжать дорогим оборудованием цех по выпечке хлебобулочных изделий? Ответ прост. Хорошее оборудование и красивая обстановка нужны, чтобы в пекарне было желание трудиться, чтобы послушница на этом участке не думала о том, откуда ей брать горячую воду, но думала о том, как усовершенствовать свое кулинарное искусство, сделать что-то приятное для других сестер, гостей, паломников обители, или подарить часть своей выпечки детям.

Наш небольшой коллектив из Сретенского монастыря был в восторге от посещения Екатеринбургской обители. Единый дух, радость во Христе и, конечно, невиданное гостеприимство сестер. Мы отметили не только отменные угощения, которые предлагались для гостей (к слову сказать, угощая нас, игумения к еде сама ни разу не прикоснулась, поскольку, видимо, питается за общей трапезой с сестрами, еда которых поскромнее, чем у гостей). Мы отметили не только радушный прием и великолепное пение за Литургией. Самое главное, что мы увидели, – это общину сестер, ведущих ангельский образ жизни, плодом трудов которых является радость о Духе Святом.

По словам матушки Домники, сказанным в дни поставления ее в настоятельницы обители: «В нашем монастыре, где собрались самые разные люди: разных возрастов, национальностей, со своими характерами и привычками, – самая большая ценность – это наша общность, чувство духовного родства, единодушия, понимания. Конечно, это я отношу к заслугам нашего духовника, схиигумена Авраама (Рейдмана), и нашей первой настоятельницы, матушки Любови… Свою главную задачу я вижу в том, чтобы с Божией помощью постараться стать достойной этой ответственнейшей должности; сохранить то, что уже было создано, и содействовать тому, чтобы не только развивалась внешняя жизнь обители, но и, самое главное, чтобы в монастыре сохранялся этот дух единства, любви, взаимопонимания». Может быть, этот дар духовного единства и есть та главная пища, которой питает всех паломников община Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга? На это каждый пусть даст свой ответ.

В паломничестве в Ново-Тихвинский монастырь г. Екатеринбург участвовали насельники Московского Сретенского монастыря: иеромонах Ириней (Пиковский), иеромонах Матфей (Самохин), иеромонах Иннокентий (Присадков), иеромонах Афанасий (Дерюгин).

Православие.ру

24 сентября 2016

По приглашению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Амвросия, Архиепископа Петергофского, викария Санкт-Петербургской епархии, ректора Санкт-Петербургской духовной академии в Санкт-Петербург с паломническим визитом прибыл хор Московской Сретенской духовной семинарии.

В самом центре Москвы в древнем монастыре XIV века располагается Сретенская духовная семинария - высшее учебное заведение Русской Православной Церкви. С 1999 года в семинарии воспитываются и обучаются молодые люди, готовящиеся к несению пастырского служения.

Ректором Московской Сретенской духовной семинарии является епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), викарий Патриарха Московского и всея Руси, наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря, академик РАЕН, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, руководитель издательства Сретенского монастыря, главный редактор интернет-портала «Православие.Ru», управляющий Западным викариатством г. Москвы.

24 сентября 2016 года, в канун Недели 14-ой по Пятидесятнице, Недели пред Воздвижением, Отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, настоятель Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга протоиерей Павел Красноцветов совершил всенощное бдение в сослужении духовника СДС иеромонаха Матфея (Самохина) и духовенства собора.


За богослужением попеременно пели хор Казанского кафедрального собора (главный регент собора София Возная) и хор Московской Сретенской духовной семинарии (регент Николай Батищев).

Настоятель Казанского собора протоиерей Павел Красноцветов перед елеопомазанием с амвона тепло поприветствовал студентов Сретенской духовной семинарии, поблагодарил их за прекрасное исполнение уставных духовных песнопений, а затем ознакомил всех приехавших московских паломников, весь семинарский хор с историей Казанского собора и его святынями.


За два дня, 24-25 сентября, паломники успели посетить СПб Духовную Академию, побывали в нескольких храмах и монастырях, участвовали в богослужениях, ознакомились с некоторыми достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Фотоотчет об этой паломнической поездке, предоставленный духовником Московской Сретенской духовной семинарии иеромонахом Матфеем (Самохиным), можно посмотреть на Flickr (фотограф Иван Ткаченко) : https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157673494151281

Историческая справка

Сретенский монастырь в Москве вписан в страницы истории России, одна из которых относится к правлению князя Московского Василия I Дмитриевича (1389-1425) (сына защитника веры и Отечества св. благоверного великого кн. Дмитрия Донского, умершего в 1382 году). За 36 лет мудрого царствования князя Василия I Московское княжество укреплялось и расширялось, а сама Москва ни разу не была никем завоевана.

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь был основан в 1397 году и назван в честь установленного в Москве праздника Сретения Владимирской иконы Божией Матери, в благодарное воспоминание чудесного избавления столицы и России от нашествия хана Тамерлана 26 авг/8 сент. 1395 года.

В переводе с греческого языка «сретение» означает встречу. На дороге в Кучковом поле произошла в 1395 году встреча жителей Москвы Владимирской иконы Божией Матери, посланной крестным ходом из Владимира-на-Клязьме для молитвы об избавлении Москвы от этой беды. В результате завоеватель отказался от своих планов и повернул свои войска назад.

Кучково поле взяло свое название от фамилии легендарного боярина Стефана Ивановича Кучко, которому принадлежала Москва до Юрия Долгорукого. Это следует из того, что Кучковым назывался в древности город Москва. Дорогу, которая шла к центру столицы, и на которой произошло это событие, стали называть Сретенкой, а монастырь, воздвигнутый здесь в память о легендарном событии, Сретенским.

Будущая улица Сретенка еще с XII века была частью дороги во Владимир, Ростов и другие города северо-востока Руси. А с XIV века эта дорога стала еще и путем в Троице-Сергиев монастырь.

В 1397 году на месте встречи («сретения») иконы был основан монастырь, названный Сретенским. Позже и улица стала именоваться Сретенкой. На нынешнем месте обитель появилась лишь в XVI столетии, а вот исторических документов о ее первоначальном расположении, к сожалению, до сих пор не найдено. До середины XIX века Сретенкой называлась как современная улица (соединяет Бульварное кольцо с Садовым, длина 680 метров), так и нынешняя Большая Лубянка (на которой находится Сретенский монастырь ныне по адресу д.17 и 19).

Вo времена общественных потрясений Сретенский монастырь оставался в центре событий: и во времена набегов ханов на Русь, и в период Смуты 1611-13 гг., и в Отечественную войну 1812-го года. Сретенский монастырь долгие годы являлся центром религиозной и государственной светской жизни. Именно в его стенах в 1552 году жители Москвы вместе с митрополитом Московским Макарием приветствовали царя Иоанна Грозного, который возвращался в Первопрестольную после взятия города Казани. Здесь же в 1613 году чествовали новоизбранного российского царя Михаила Федоровича, ставшего первым представителем рода Романовых на царском троне. Торжества сопровождались крестным ходом.

В 1917 г. началось выселение монахов из монастыря и захват монашеских келий. В 1926 г. монастырь был обращен в приход. С 1928 г. началось разрушение монастырских построек.

В 1993 году иеромонах Тихон (Шевкунов) был назначен настоятелем Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, которое расположилось в Сретенском монастыре. Начала вновь налаживаться монастырская жизнь. 16 июля 1995 года решением Священного Синода иеромонах Тихон был назначен наместником возрождённого Сретенского мужского монастыря, в связи с чем 8 сентября того же года в Сретенском монастыре Патриарх Алексий II возвёл его в сан игумена, а 8 сентября 1998 года в сан архимандрита.

В 1999 году он становится ректором новообразованного Сретенского высшего православного монастырского училища, преобразованного в 2002 году в Московскую Сретенскую духовную семинарию.

Находящийся в самом центре столицы монастырь получил статус ставропигиального. Ставропигиальными монастырями называются обители, которые находятся под непосредственным управлением патриарха. Название ставропигиальный (греч. stavros - крест и pegnymi - утверждаю, вбиваю) указывает, что в этих монастырях крест водружен собственноручно патриархом.

Все в этой обители соответствует ее высокому рангу. Многим может гордиться Сретенский монастырь в Москве. Хор обители (не певчие, а сам хор) является ее ровесником, и известен не только прихожанам и любителям духовной музыки. Уже в XVII веке сретенский хор и его певчие получили признание, так как сопровождали торжественные общегородские крестные ходы. Пережив тяжелые времена, возродившийся вместе с монастырем коллектив стал приобретать новые черты, соответствующие времени, и окончательно сформировался к 2005 году. Возглавляет его выпускник Российской академии музыки Никон Степанович Жила. Он с детства был певчим Троице-Сергиевой лавры. Наряду со службами солисты хора ведут концертную деятельность и записывают альбомы. У каждого из 30 солистов прекрасное музыкальное образование - либо «Гнесинка», либо Московская духовная или Московская Сретинская духовная семинарии. Есть студенты столичной академии хорового искусства и Московской консерватории. По свидетельству поклонников и знатоков, талантливый руководитель «превращает созвучие голосов в живой орган». В хоре есть солисты с мировыми именами - Дмитрий Белосельский и некоторые другие.

В 1999 году в московском Сретенском монастыре была открыта духовная школа — Сретенское высшее православное монастырское училище. Самые первые занятия начались в одном из зданий, прилегающих к монастырю. Позднее был сделан ремонт в братских монастырских корпусах, и здесь же были выделены помещения для семинарии.


Решением Священного Синода Русской Православной Церкви в 2002 году Сретенское высшее православное монастырское училище было преобразовано в высшее учебное заведение Сретенскую духовную семинарию.

С именем владыки Амвросия (Ермакова) (епископ с 26 марта 2005), ректора Санкт-Петербургской духовной академии (назначен с 6 октября 2008), связаны некоторые страницы становления Московского Сретенского монастыря и духовных школ при нем. В августе 2000 распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II иеромонах Амвросий был назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую Духовную семинарию, при Сретенском монастыре в Москве и определен в братство обители. Во время своего пребывания в Сретенском монастыре, он исполнял послушания благочинного монастыря, регента праздничного монастырского хора, проректора по учебной работе Сретенской Духовной семинарии.

В рамках встречи была проведена презентация книг отца Гавриила, вышедших в издательстве Сретенского монастыря и посвященных страстям уныния, гнева и чревоугодия. Книги впервые опубликованы в новом переводе, и в них схиархимандрит Гавриил рассматривает упомянутые недуги как одни из главных болезней нашего времени, а также рассказывает о способах борьбы с ними.

Все произведения являются результатом научных изысканий и основаны на тщательном анализе творений отцов Древний Церкви, прежде всего Евагрия Понтийского (345–399). Именно Евагрия Понтийского схиархимандрит Гавриил называет величиной первого плана в ряду древних психологов, психоаналитиков и психотерапевтов и классиком христианской психотерапии.

Путь к православию

В начале встречи ведущий иеромонах Матфей (Самохин) кратко пересказал для собравшихся в зале биографию схиархимандрита Гавриила.

Схиархимандрит Гавриил родился в 1940 году в городе Кельн (Германия) и был крещен в Римо-католической церкви. В 1961 году, во время учёбы в Бонне, совершил путешествие в Грецию, где посещал православные обители, встречался с монахами святой жизни, два года провёл на острове Лесбос, жил в семье священника.

Каждое воскресение будущий схиархимандрит Гавриил ходил на службы в православный храм, где к нему относились с большой любовью, как он сам свидетельствовал. Затем он неделю прожил в Афинах в духовной семинарии.

В 1963 году, после окончания учебы в Университете, он поступил в католический бенедиктинский монастырь, где вскоре принял монашеский постриг. Прожил 18 лет в бельгийском монастыре Шеветонь. Затем по благословению духовника основал скит в горах Швейцарии, где вот уже более тридцати лет ведет жизнь монаха-затворника.

В 2010 году схиархимандрит Гавриил принял Православие в храме в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Книги и литературная деятельность

– Я вижу среди собравшихся много молодых лиц и вспоминаю, как я сам открыл для себя труды Святых Отцов в таком же возрасте, это были 50-е годы. Сегодня есть целые собрания сочинений каждого из Святых Отцов, а тогда были доступны только маленькие выдержки. Но чтобы найти правильный путь, не нужно иметь полное издание. Я собрал эти маленькие книжечки, прочитал, запомнил. Была еще замечательная книга Игоря Смолича «Жизнь и учение старцев. Путь к совершенной жизни». И в моей голове образовалась общая картина, каким должен быть монах IV века.

Решающим событием в моей жизни стала поездка в Грецию. Там, на Святой горе Афон я увидел пример древнего монаха-отшельника – архимандрита Серафима. Затем я попытался идти путем Святых Отцов, что довольно сложно сделать на Западе.

18 лет я жил в бенедиктинском монастыре, еще глубже занимался изучением Святых Отцов, изучал языки, которые необходимы для чтения в оригинале. И когда я удалился в 1980 году в мою пустынь, я начал переводить эти тексты. Сначала я переписывал их вручную из сирийских и греческих рукописей, затем переводил и комментировал, чтобы сделать доступными для современных людей. Ведь нас разделяют от этих древних отцов тысяча семьсот лет, и естественно требуются комментарии.

Есть еще вторая причина, почему я написал эти книги. После того как я пять лет прожил совершено один в пустыни в лесу, ко мне пришел молодой человек и попросился в монастырь, он стал монахом и восемнадцать лет жил со мной в монастыре. Мне нужно было как-то сообщить ему учение Святых Отцов, и дидактический тон этих книг как раз происходит от того, что они выросли из общения с этим молодым монахом.

Структура книг достаточно схематична, и там все подробно разъясняется, так, как я делал для этого молодого монаха. Можно сказать, что это инструкция по пользованию в духовной жизни. Их нельзя прочитать, как роман, они построены как учебник, и при чтении лучше всего иметь с собой маркер, чтобы усвоить и отметить какие-то важные моменты.

Духовная брань. Цель аскетической жизни

Особой монашеской духовности нет, есть только христианская духовность. У нас только один учитель – Иисус Христос, и у всех христиан одна цель и одни враги. Это относится ко всем христианским конфессиям, так как у демонов нет определённой конфессии. Но подлинную традицию можно найти только в Православной церкви, так как она передается от родителей к детям.

Наша задача как духовенства – глубоко изучать эту традицию и помогать идти тем же путем тем, кто нас об этом просит. 99% процентов, приходящих в наши монастыри – это миряне, которые хотят исповедоваться и попросить совета, и средства соответственно одни.

Христианская традиция в Католической Церкви

Это очень деликатный вопрос – жива ли в Католической Церкви подлинная христианская традиция. Католическая церковь, среди которой я живу более пятидесяти лет, сегодня довольно неоднородна. Значительная часть католиков является по своему мышлению протестантами, то есть люди формально не вышли из католичества, но по факту протестанты.

И одновременно, на другой стороне этого спектра, вы можете найти и духовенство, и монашествующих, и верующих, по сути являющимися православными. Это те, кто питаются святоотеческой традицией. Святых Отцов в Римо-католической Церкви никто не отменял, но большинство не знают, как пользоваться этим инструментом, этой живой традицией.

Эти книги я написал, чтобы вернуть католических верующих на путь подлинной христианской традиции, это возможно, если захотеть.

Я здесь говорю перед большой публикой и должен выбирать слова, но когда я стал православным, владыка Иларион, который переводил меня в Православие, сказал: «Вы всегда были православным». Я не был формально православным, но в конце концов я просил, чтобы меня приняли в лоно Православной Церкви, чтобы иметь полное таинственное общение с Православной Церковью.

И когда я стал православным, многие мои духовные чада стали православными, и многие спрашивают, в том числе и священники. Для них это тяжело, потому что непонятно, как они будут жить, кто их будет содержать. Молитесь за этих людей! Их много и будет еще больше.

Монастырь в Лугано

Наш монастырь – это несколько домиков, которые раньше были конюшнями, посреди леса. Если есть интернет, то вы даже можете увидеть монастырь с высоты птичьего полета. Маленький садик, мы находимся на спуске, и к нам нельзя доехать на машине, надо поднимать в гору десять-пятнадцать минут.

Все достаточно замкнуто и закрыто на ключ, так что просто прийти нельзя. Сначала надо предварительно договориться о встрече, у нас в трапезной есть телефон, я его не слышу, но работает автоответчик, можно оставить сообщение, я перезваниваю, и мы договариваемся о встрече. Такой формат позволяет мне встречаться с людьми во второй половине дня, чтобы все вместе не приходили одновременно.

Как правило, я не принимаю людей с утра. Утром я молюсь и занимаюсь научной работой, а во второй половине дня, поскольку у нас печное отопление, я должен нарубить дров, также немало работы на огороде, но люди, которые приходят – это тоже часть моей повседневной работы. Я говорю с ними о том, что написано в моих книгах.

Многое изменилось с того момента, как я принял Православие. Монашество в православной традиции – это не что-то маргинальное, это сердце Церкви. Поэтому миряне относятся к монахам, как к кому-то очень близкому. Поэтому теперь у меня намного больше визитеров, они приезжают очень издалека – из Италии, Франции, разных районов Швейцарии. Раньше такого не было, сегодня я намного менее одинок, чем раньше. Но на все воля Божия, и я принимаю её, какова бы она ни была.

В остальном наша жизнь не отличается от жизни монахов, мы много молимся, у нас нет общей службы, только литургия по воскресеньям и по праздникам, потому что я один, я старый, часто болею и не могу сам многое делать.

После последней болезни, я уже не могу жить совсем один. Поэтому православный русский приход нанял молодого человека с Украины, студента. Он учится в консерватории в Лугано, и ему нужно было подзаработать. Он мне помогает, ездит за покупками, исполняет все те послушания, которые в России возложены на келейника. А поскольку он музыкант, он также поет на литургии, но мы так и не смогли научить его петь вечернюю службу. Поэтому женщины, которые приезжают на праздники, могут петь на вечерней.

Сегодня моя жизнь не так уж сложна, но вообще для современного человека сложно жить монашеской жизнью. Нам всем нужен интернет, телевизор, телефон и так далее, а у нас этого всего просто не существует, нам это не нужно. Надо уметь любить оставаться в своей келье. Конечно, наш образ жизни не такой, как у первых отшельников в пустыне, вокруг нас нет песка, зато есть лес, наша одежда не так проста и так далее, но смысл остается тот же. Как сказал авва Моисей: «оставайся в своей келье, и келья всему тебя научит».

Значение причастия в духовной жизни

В «Лавсаике» святой Макарий говорит, что настоящего смиренного монаха можно распознать по тому, как часто он подходит к причастию, в греческом тексте даже говорится «очень часто». Это явный признак прелести, если монах отказывается от Причастия под предлогом что он не чувствует в этом необходимости.

Один епископ рассказал мне, что в текстах литургии святого Василия Великого и Иоанна Златоустого люди, которые не подходят к причастию, вообще не предусмотрены, все люди подходят ко причастию.

Как жить с людьми иной веры

Это очень деликатный вопрос, мои родители уже умерли, когда я стал православным, но мою сестру я привел в Православную Церковь. Если у вас полностью неправославная семья, то требуется много уважения. Я думаю, вы и сами должны очень хорошо знать православную веру, чтобы иметь способность отвечать на вопросы уважительно и не полемически.

Была одна женщина, которая много помогала мне в бытовых вопросах. Когда она узнала, что я стал православным, то пришла ко мне с мужем-полицейским и сказала: «Мы слышали, вы стали православным, но мы хотели вам сказать, что для нас вы навсегда останетесь нашим отцом Габриэлем».

Всё возвращается к истокам, нас учили одному и тому же. Что есть в Православной Церкви, чего не было с самого начала. Я не занимаюсь прозелитизмом, но, когда я вынужден об этом говорить, я говорю людям, которые хотят стать православными: «Поймите, Православие – это не одна из многих церквей, это Церковь, которая досталась нам от апостолов.

Потом многие ушли в сторону, изменялись, реформировались, но она осталась на главной дороге». Например, когда произошла протестантская реформа, Запад разделился на две части и потерял все, что было присуще Апостольской Церкви. Было утрачено все, кроме Священного Писания. А теперь еще и Писание каждый толкует на свой лад.

То же самое мы можем увидеть на примере Католической Церкви: я помню, что было во время Второго Ватиканского Собора, я тогда был молодым послушником. Произошел огромный разрыв внутри Церкви, и мы еще не знаем, как все закончится, потому что процесс только начался.

Молитва

Я написал небольшую книгу о молитве «Скудельные сосуды», название – это цитата из святого апостола Павла. Речь идет о богатстве, которое содержится в этих сосудах. Чтобы сохранить и передать дальше это богатство, нам необходимы сосуды. Возьмите бутылку вина – если разбить её, вино вытечет.

У книги есть своя история. Однажды ко мне пришел будущий отец Рафаил. У него в голове были все те сумасшедшие идеи, которые есть у любого другого молодого человека, например, он собирался медитировать. И я сказал: «Послушай, если ты не будешь молиться, как христианин, ты никогда не узнаешь ничего о христианской молитве». «Но ведь без разницы, как сидеть, как стоять», – говорит он. «Нет, это не все равно», – отвечаю я.

Каждая религия создает для своего учения и его содержания свою собственную форму. Например, мусульмане молятся на Мекку, неважно какова архитектура пространства, где они находятся, они все равно сядут лицом на Мекку, если они в самой Мекке, они садятся кругами. Иудеи, когда еще был Иерусалимский Храм, молились по направлению к Храму, у буддистов вообще нет направления в молитве, а христиане молятся на Восток, не важно – стена там, дверь, окно, все равно на восток. И все наши церкви построены алтарем на восток, и верующие, и духовенство стоят лицом к востоку. Почему?

Я начал собирать различные элементы молитвы вместе – место, время, положение, жесты во время молитвы. Когда и почему мы стоим, когда мы делаем коленопреклоненные молитвы, какое значение имеет крестное знамение и так далее.

Казалось бы, внешние вещи, но в этих внешних выражениях – сущность нашей молитвы. «В молитве, – говорит Климент Александрийский, – тело становится иконой души». Мы все имеем лицо, грешник стоит спиной к Богу, но если он обращается, то есть оборачивается, то он оборачивается лицом, а не спиной. Соответственно моя душа предстоит Богу, и поэтому я стою, а не сижу, к Нему я возвожу руки и именно на Восток. На Востоке находится рай, с Востока придет Господь, и мы называем Его «Солнце правды», то есть мы обращаемся не к солнцу, а к тому месту, где солнце восходит.

Мне понадобился целый год, чтобы убедить монаха Рафаила молиться таким образом, и потом он сказал, что как будто стена разрушилась перед его глазами.

Эта моя книга о молитве была сразу переведена на румынский язык, и одна румынская верующая сказала, что это замечательная апология, защита Православия. Я сам об этом не думал, я думал о бедных людях, которые живут на Западе, и это все потеряли.

Границы Церкви. Таинство священства в Римо-католической и Православной Церкви

Вопрос о границах Церкви очень сложный. Сложный не только для нас, но и для великих богословов, может, даже неразрешимый. Известный русский богослов Георгий Флоровский высказал мнение, что канонические и мистические границы Церкви не совпадают. Приблизительно то же самое сказали буквально одними словами в одно время Григорий Богослов на Востоке и Блаженный Агустин на Западе: многие, кто, как кажется, находятся в Церкви, не принадлежат ей на самом деле, но есть много людей, которые по видимости вне Церкви, а находятся в ней.

По моему опыту большое течение апостольского предания на Западе ушло в песок. Можно провести аналогию с горной рекой, которая упирается в пустыню и уходит в песок, но время от времени это подземное течение создает артезианские источники, вдруг, посреди пустыни возникает ключ с чистейшей водой. Возможно встретить католического священника, который по сути православный, но в то же время вы можете встретить в Католической Церкви священника, который в Бога не верит.

Католическая Церковь неоднородна, вы можете прийти в храм на богослужение и увидеть, что по большому счету это протестантская служба, а в церкви рядом – практически православная.

Вера. Как она действует в человеке и что делать, если она уходит

Когда речь заходит о вере, надо отдавать себе отчет, что речь идет не о чем-то индивидуальном: я и вот передо мной мой Бог. Помните первое соборное послание апостола Иоанна: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом».

Это и есть причастие со Христом, приобщение Ему. Тот, кто верит в Апостольскую Церковь, приобщается к учению свидетелей тех эпох, которые были до него. И поэтому Бог Отец достижим для нас, для нашего понимания только через Своего Сына – Христа. А апостольское учение делает для нас доступным евангельский текст и учение Христа. И так происходит из поколения в поколение.

Человек может признать, что он теряет веру, когда нарушена эта цепочка, когда он больше не сопричастен тем, кто предшествовал нам. Тогда он надеется только на себя. Поэтому мы и говорим об апостольском учении, и о том, что наша Церковь Единая и Апостольская.

Очень важно не терять интерес к тем свидетелям, которые были до нас, и так эта цепочка будет восстанавливаться через поколения. В России были тысячи исповедников веры, поэтому надо искать возможности приобщиться их опыту. Тот, кто исправно молится, никогда не потеряет веру.

Выдвинутую на известную литературную премию «Большая книга» книгу наместника Сретенского ставропигиального монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) «"Несвятые святые" и другие рассказы» уже не раз называли «православным бестселлером».
Книга издана не только в России, она переведена и переводится на многие языки. Два тиража вышли в Греции. В США в Библиотеке конгресса недавно презентовался ее перевод на английский. Весной будет представлено французское издание. Готовится испанское, болгарское, сербское, японское, арабское, грузинское, румынское. Последняя новость - книга переводится на китайский. В интервью «Российской газете» (№ 5945 (272)) архимандрит Тихон рассказывает о своей книге.

— Отец Тихон, у «Несвятых святых» уникальный для современной книги тираж — 1 миллион 100 тысяч экземпляров за год. Чем Вы объясняете такой невероятный тиражный успех книги?

— Думаю, оценка здесь — не мое дело. Могу только благодарить читателей за такое вниманию к книге.

— Книга для меня — часть священнического дела. Важнейшим для меня являются десятки тысяч откликов читателей, где они говорят, как после прочтения книги открыли для себя Церковь, духовный мир Православия, неожиданно укрепили свою веру. Пишут, как церковная жизнь после прочтения книги стала для них гораздо яснее. Как впервые после прочтения книжки пришли в храм. Для меня это главное признание, какое только может быть. И награда гораздо более высокая, чем самые лестные рецензии на книгу.

Немало откликов мне передают при личном общении, и они могут быть самыми неожиданными. Знаете, книга как-то зажила своей жизнью, а я могу лишь со стороны за этим с интересом наблюдать. Совсем недавно меня просто поразила история, которую рассказал иеромонах Матфей (Самохин). К нему на исповедь впервые пришла женщина, у которой сложились такие отчаянные, трагические обстоятельства, что накануне ночью она решила покончить жизнь самоубийством. Приготовила таблетки, медлила, собиралась с духом, в последний момент ее взгляд случайно упал на кем-то подаренную книгу. Женщина взяла ее в руки, стала проглядывать страницы и не смогла оторваться от чтения. К утру у нее возникла твердая решимость пойти в храм.

— Кто вдохновил Вас на создание этой книги?

— Вообще-то первым мне посоветовал и даже благословил записать эти рассказы владыка Василий (Родзянко). В какой-то момент я и сам понял, что хорошо бы собрать вместе истории, которые я не раз рассказывал на проповедях, братии монастыря, своим студентам.

— Как Вы выбирали стиль книги?

— Наиболее важным для меня было — ввести читателя в мир Церкви. Не в тот, что придумывается журналистами, не тот, что представляется после прочтения или просмотра церковного официоза, не мифологизированный и лакированный, а настоящий. Учить я никого не собирался: нравоучительность и дидактика всегда скучны и совсем неубедительны. А вот живые свидетельства — это самое важное, что у нас есть. Ведь и Евангелия — это свидетельства апостолов об их жизни со Христом.

— Не собираетесь ли Вы писать что-то вроде продолжения?

— После издания книги я часто слышу от людей непридуманные, прекрасные, удивительные истории из нашей церковной жизни. Быть может, следует собрать из них книгу «Несвятые святые — 2». Эти рассказы можно было бы публиковать, например, на нашем сайте Православие.ru. Лучшие из них — выкладывать для обсуждения, а из самых лучших — делать книгу. Но это будет общая, а не моя личная книга. А я с радостью в этом деле поучаствую.

— Сейчас в Интернете можно встретить нечастые, но все-таки призывы на тему «ни в коем случае не давать премию книге отца Тихона». Как Вы к ним относитесь?

— Покаюсь, но скажу откровенно: не готов всей душой поддержать такие призывы. Но все же отношусь к ним спокойно и во многом с пониманием, даже с благодарностью — стараюсь с иронией и критично относиться к своей персоне.

Loading...Loading...