«Что есть истина?» Николая Ге. Что есть истина

Сюжет картины

Картина написана на известный евангельский сюжет. Она изображает эпизод суда прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом , обвинявшемся в покушении на захват власти в Иудее. Название картины («Что есть истина?») представляет собой цитату из Евангелия от Иоанна (Ин. 18:38).

Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? […]

Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.

Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.

Евангелие от Иоанна. 18: 33, 36-38

Таким образом, картина Ге изображает момент, когда Пилат, перед тем как покинуть преторию (дворец прокуратора), задает Иисусу вопрос, оставшийся в тот момент без ответа, хотя последователям Христа этот ответ был уже известен: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6).

Картина была впервые представлена публике на выставке Товарищества передвижников в 1890 году. Картина вызвала неоднозначную реакцию общественности и по распоряжению Священного синода была снята с экспозиции.

Интересна история покупки картины Павлом Михайловичем Третьяковым . Она ему очень не понравилась, и он не хотел её приобретать. Лев Толстой написал Третьякову резкое письмо: «…Выйдет поразительная вещь: вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете всё, только не её. Для меня это просто непостижимо, простите меня, если оскорбил вас, и постарайтесь поправить свою ошибку, если вы видите её, чтобы не погубить всё своё многолетнее дело». Уважая мнение Толстого, Третьяков всё-таки купил произведение Ге. Но картина не сразу попала в галерею. В течение 1890-1891 годов она выставлялась в Европе и Америке, но успеха там не имела и была встречена равнодушно.

Галерея

Литература

  • Государственная Третьяковская галерея. Искусство XII - начала XX века. - М .: СканРус, 2007. - С. 270. - ISBN 978-5-93221-120-5
  • Мировое искусство. Русская живопись. - СПб: ООО «СЗКЭО „Кристалл“», 2007. - С. 46-47. - 192 с. - ISBN 5-9603-0064-8
  • Толстой Л. Н. Письма 1890-1891 // Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание . - М .: Государственное Издательство Художественной Литературы, 1953. - Т. 65.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Что есть истина?" в других словарях:

    Ср. А что̀ есть истина? Вы знаете ли это? Пилатъ на свой вопросъ остался безъ отвѣта. Гр. А. Толстой. Донъ Жуанъ. 2. Ср. Мы говоримъ про вѣру въ мысль, въ истину! А что такое мысль, истина? Что̀ сегодня истина, завтра можетъ быть пустая фраза.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Из Библии. В Новом Завете (Евангелие от Иоанна, гл. 18, ст. 37) приводится диалог между Иисусом и допрашивавшим его Понтием Пилатом. Иисус сказал: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине». На что Пилат спрашивает… … Словарь крылатых слов и выражений

    Ср. А что/ есть истина? Вы знаете ли это? Пилат на свой вопрос остался без ответа. Гр. А. Толстой. Дон Жуан. 2. Ср. Мы говорим про веру в мысль, в истину! А что такое мысль, истина? Что сегодня истина, завтра может быть пустая фраза. Ведь считали … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    1. ЕСТЬ1 1. 3 л. ед. ч. наст. вр. от быть (книжн. устар.). Что есть истина? Грамота не есть естественная способность. Пушкин. || То же, в знач. всех лиц наст. вр. от быть (вследствие утраты старинных форм спряж. наст. вр. глаг. быть: семь, оси и… … Толковый словарь Ушакова

    У этого термина существуют и другие значения, см. Истина (значения). Истина гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Содержание 1 Определения 1.1 В философии … Википедия

    Истина такая качественная характеристика мысли, представления или суждения, которая позволяет считать их знанием. Истиной также может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом истина есть… … Википедия

    В Библии нет споров об И., подобных тем, к рые ведут философы. Вопрос Пилата: Что есть истина? сразу разоблачается в своей глубокой неистинности как фактическое бегство от И., к рая как раз и предстает перед прокуратором в образе Иисуса (Ин 18:36 … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или просто И.), если она соответствует своему предмету, т.е. представляет его таким, каков он есть на самом деле. Соответственно, ложной… … Философская энциклопедия

Ныне находится в Третьяковской галерее (зал № 31) .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Осипов А.И.- Что есть истина (ДК Бауманского университета)

    01. Что есть истина?

    Что такое ИСТИНА

    Субтитры

Сюжет картины

Картина написана на известный евангельский сюжет. Она изображает эпизод суда прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом , обвинявшемся в покушении на захват власти в Иудее. Название картины («Что есть истина?») представляет собой цитату из Евангелия от Иоанна (Ин. 18:38).

Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? […]

Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.

Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.

Евангелие от Иоанна. 18: 33, 36-38

Таким образом, картина Ге изображает момент, когда Пилат, перед тем как покинуть преторию (дворец прокуратора), задает Иисусу вопрос, оставшийся в тот момент без ответа, хотя последователям Христа этот ответ был уже известен: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6).

Картина была впервые представлена публике на выставке Товарищества передвижников в 1890 году. Картина вызвала неоднозначную реакцию общественности и по распоряжению Священного синода была снята с экспозиции.

Интересна история покупки картины Павлом Михайловичем Третьяковым . Она ему очень не понравилась, и он не хотел её приобретать. Лев Толстой написал Третьякову резкое письмо: «…Выйдет поразительная вещь: вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете всё, только не её. Для меня это просто непостижимо, простите меня, если оскорбил вас, и постарайтесь поправить свою ошибку, если вы видите её, чтобы не погубить всё своё многолетнее дело». Уважая мнение Толстого, Третьяков всё-таки купил произведение Ге. Но картина не сразу попала в галерею. В течение 1890-1891 годов она выставлялась в Европе и Америке, но успеха там не имела и была встречена равнодушно.

Галерея

«...И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Библия. Иоан.8:32). Это одни из самых трогательных слов величайшего Учителя и Господа Иисуса Христа. Он как гениальный Проповедник истины прекрасно знал, что только она сильна дать беспокойному человеку не только ощущение настоящей свободы, но и по-настоящему освободить его. Он прекрасно знал, что есть истина.

Будет время...
Ответ на вопрос «что есть истина?» всегда был не из легких. Этому вопросу посвящены тысячи книг и статей. На него стремились дать исчерпывающий ответ и, в первую очередь, для самих себя много великих философов, историков и аналитиков. Ведь ответ на вопрос «что есть истина?» напрямую связан с осознанием цели, а также смысла собственной жизни. Но, похоже, не всегда все ищут правильного ответа на этот вопрос. Так как под воздействием внутреннего страха может теплиться ложное предчувствие того, что подлинная истина не оправдает личных надежд и ожиданий. В своем Послании к юному ученику и служителю Тимофею Павел апостол Иисуса Христа пророчески писал: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (Библия. 2Тим.4:3-5). По мнению большинства исследователей Библии, эти слова, которые изобличают неискренний подход в познании истины, характеризуют людей именно нашего непростого времени. Поэтому не удивительно, когда кажется, что вольных представлений об истине сегодня ровно столько, сколько живых людей.

Вопрос без ответа
Вопрос: «Что есть истина?» однажды прямо был задан Понтием Пилатом Иисусу Христу, Которого привели к нему на суд духовные вожди иудейского народа: «И начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в Этом Человеке» (Библия. Лук.22:1-4).

Очевидно, что Пилат не находит вины в Иисусе. Более того, он пытается найти всевозможные аргументы, чтобы освободить Его. Прокуратору сразу стало ясно, что в действиях и намерениях Иисуса не было ничего такого, что могло бы угрожать имперской политике Рима. Не составило труда разглядеть в подсудимом духовного Царя-Лидера, влиянию Которого сильно завидовали Его идеологические оппоненты. Акценты Иисуса в ответах на вопросы Пилата всегда расставлялись на духовной стороне вопроса: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине: всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина?» (Библия. Иоан.18:37,38).

Каков же был ответ? К сожалению, Пилат не дождался ответа на свой вопрос, в это мгновение его отвлекла кричащая на улице, подстрекаемая чернь, жаждущая расправы над Спасителем. Пилат не стал продолжать развитие жизненно важной темы. Тем не менее, словами: «Царство Мое не от мира сего» (Библия. Иоан.18:36) Иисус лишний раз дал понять, что истина, которой Он учил людей, не имеет ничего общего с человеческой философией. Ее природа из другого мира. Она не может быть продуктом человеческих ограниченных познаний, основанных на личном опыте.

Прогрессивное право
Как патриций, Понтий Пилат должен был быть наставлен с детства в различных философских школах. Философия стоиков, по крайней мере, ему была прекрасно известна. Эта философия в то время была очень популярна в римских кругах. Сенека, один из величайших стоических философов, воспитывал будущего чудовищного римского императора Нерона согласно принципам стоической философии. Интересно, что сам Сенека и его воспитанник, а также Понтий Пилат, согласно преданиям, покончили жизнь самоубийством. Римский император Марк Аврелий также был стоическим философом. Эта философия могла так искусно перекрутить действительность, что вчерашний негодяй мог бы сегодня быть представленным как праведник.

Почему же Пилат интересуется истиной? Ведь римское правосудие на то время было самым прогрессивным и образцовым. Оно до сих пор изучается в высших учебных заведениях. Апостол Павел советует подчиняться представителям этого права, ведь «он не напрасно носит меч», чтобы предотвращать зло (Библия. Римл.13:4). Сколько раз его спасало от мстительных врагов римское правосудие!

Пилат как представитель римского права обязан был судить о том, что истинно, а что ложно. Именно ему в данном случае предстоит решить: жить Христу или умереть. Каким бы ни было прогрессивным на то время правосудие, Пилат чувствует свое несовершенство в праве на истину. Он понимает свою слабость как судьи в противостоянии интригам, давлению и подкупу свидетелей не в пользу Иисуса. И поэтому, обманывая себя, он умывает руки, переложив всю ответственность за казнь Праведника на разбушевавшуюся чернь.

Определение
Словарь Ожегова дает определение: Истина - адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно». А Энциклопедический словарь разделяет истину на относительную и абсолютную. «Относительная истина - отражает предмет не полностью, а в исторически обусловленных пределах. Абсолютная истина полностью исчерпывающая предмет познания, окончательное знание».

Знания и опыт
Если использовать определение словаря, то очевидно, что Иисус говорил Пилату об абсолютной истине, которая не зависит от человека. Люди же часто пытаются подменить абсолютную истину относительной, которая содержит лишь какую-то часть абсолютной истины и не исчерпывает предмет познания полностью. Они пытаются ее определить благодаря своим ограниченным знаниям и практическому опыту. Могут ли накопленные веками человеческие знания и их многовековой опыт быть критерием абсолютной истины?

В третьем веке до н. э. греческий математик Евклид предложил строгое построение геометрии как системы теорем, последовательно выводимых из основных понятий и истин, принимаемых без доказательств (аксиом). Одна из таких истин-аксиом утверждала, что параллельные прямые не пересекаются, и это было известно из тысячелетнего практического опыта человечества. Но русский математик Николай Лобачевский однажды подумал: «А что, если параллельные прямые где-то пересекаются?» Результат: в 1826 г. он построил геометрию, которая отличается от геометрии Евклида аксиомой о параллельных. Ныне эта новая геометрическая концепция «геометрия искривленных пространств» успешно применяется для различных космических расчетов. Как оказалось, столь точная геометрия Евклида является всего лишь относительной истиной, а не абсолютной. Впрочем как и геометрия Лобачевского.

Не «что?», а «Кто?»
Как видно из примера, которых можно приводить еще много, критерием абсолютной истины не могут быть накопленные веками человеческие знания и их многовековой опыт. Для нас, ограниченных людей ее может определить только Тот, кто не просто стоит над всеми законами и процессами всей системы мироздания, но и управляет ими и к тому же является их Создателем. Это Всевышний Бог Творец, Который открывается нам в Священном Писании в трех Личностях Божества Отец, Сын (Иисус Христос) и Святой Дух, и говорит о Себе Самом как об истине. Всего Библия определяет пять незыблемых составляющих или граней истины. Первые три относятся к Божеству:

1. «А Господь Бог есть истина» (Библия. Иерем.10:10);
2. «Я есмь путь, истина и жизнь», - говорит Сын Божий (Библия. Иоан.14:6);
3. «Дух есть истина», - говорит Библия о Духе Святом (Библия. 1Иоан.5:6).

Четвертая составляющая истины - это откровение Божье людям, выраженное в Его слове:

«Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Библия. Иоан.17:17).

И, наконец, пятая составляющая истины это средство, которое напрямую связано с управлением и порядком и предохраняет многочисленные творения на всех уровнях от дисгармонии, деградации и гибели.

«Закон Твой - истина» (Библия. Псал.118:142).

Эти грани истины настолько просты, что даже ребенок может по ним безошибочно ориентироваться среди правды и лжи. Жаль только то, что высокопоставленный Пилат так и не узнал, что перед ним на суде человеческом, где должна была восторжествовать истина, стоял осужденный - Сам С...путь, истина и жизнь» (Библия. Иоанна 14:6).

О Христе и Пилате я впервые прочитал еще в советское время, но не в Евангелии, а у Михаила Булгакова в романе «Мастер и Маргарита», очень тогда популярном. И лишь спустя годы мне попал в руки первоисточник, где описана эта необычная встреча в Иерусалиме, - Евангелие от Иоанна.

Все мы помним этот евангельский диалог, когда Пилат, правитель Иудеи, в конце своего допроса иронично бросает Христу: «Что есть истина?» В ответ - молчание. Не раз исследователи Библии отмечали, что в этот момент встречаются рационалистический Запад и мистический Восток. Булгакову удалось передать напряженность, неожиданное беспокойство Пилата при встрече с Тем, над чьим крестом он повелит написать «Царь Иудейский». Жесткому и прагматичному наместнику непонятно, почему молчит Тот, кто понимает абсурдность обвинений и знает о неотвратимой и близкой Своей смерти.

Встреча и разговор с мятежным равви, обвиняемым фарисеями, почему-то важны для прокуратора, готового вынести Ему смертный приговор, - они поднимают много сложных вопросов, на которые Пилат, однако, отказывается отвечать и даже размышлять о них.

Вспомним обстоятельства той встречи. Израильские священники и старейшины, предав Христа в руки римского наместника, сами не входят в преторию. Иоанн объясняет это тем, что они не хотели оскверниться пребыванием в одном здании с язычниками (см.: Ин 18:28). Заботясь о ритуальной чистоте, они не смущены при этом тем, что смертный приговор выносится невиновному человеку. У них своя логика, и тоже довольно жесткая: лучше одному человеку умереть за народ (см.: Ин 18:14). Казалось бы, именно так и задумал Бог искупление человечества! Но у Бога Своя логика: Божий промысел не оправдывает тех, кто идет на компромисс со своей совестью.

А вот Пилат пытается выдержать логику справедливого суда. Выйдя к народу, он спрашивает: «В чем вы обвиняете Человека Сего?» (Ин 18:29). К чему этот вопрос? Как правитель он был в курсе всего происходившего в неспокойной Иудее и, конечно же, знал, в чем обвиняют Иисуса. Но Пилат хочет расставить точки над i.

Прокуратор знает, что Иисуса почему-то называют царем и народ слушает Его. Как опытный политик, он не хочет, чтобы вверенная ему в управление территория оказалась на пороге очередной смуты. При этом он понимает, что ситуация необычна. На военно-политическое противостояние Риму стоящий перед ним человек явно не претендует. Зачем же Он здесь?

Прокуратор задает Христу вопрос: «Ты Царь Иудейский?» (Ин 18:33). Иисус отвечает Пилату вопросом на вопрос: «От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?» (Ин 18:34). Для Христа важно, как Пилат лично воспринимает Его. Но Пилат - римлянин, правитель, облеченный властью и находящийся при исполнении своих обязанностей, он не философ, чтобы рассуждать об отвлеченных вещах (см.: Ин 18:35).

Правитель понимает, почему Иисуса привели к нему: иудейские начальники хотят уничтожить ставшего слишком популярным конкурента, но привести в исполнение вынесенный Ему смертный приговор (см.: Мф 27:1–2) они не могут из-за запрета римских властей (см.: Ин 18:31). Пилат не хочет ввязываться в это грязное дело, но фарисеи ставят его перед выбором из двух зол: приговорить к смерти невинов­ного или быть обвиненным в нелояльности Цезарю. На вопрос Пилата о вине Христа священники и старейшины «рекомендуют» ему не задавать лишних вопросов: «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе» (Ин 18:30).

Пилат - политик, и ему ясно, кем следует пожертвовать. Но стоящий перед ним иудей, за которым совсем недавно ходили толпы, ведет себя слишком странно. Он не пытается доказать Пилату свою невиновность, не пробует его подкупить или убедить в пользе политического альянса с Ним. Он молчит, но молчание Его, Пилат понимает это, не от безысходности и страха. Похоже, что в этот момент сила и власть совсем иного, высшего порядка вдруг, на минуту, предстала перед Пилатом в какой-то невыносимой своей реальности. Но прокуратор отмахивается от этого видения - нет, реальная власть у него, у Пилата.

«Так ты Царь?» - допытывается прокуратор. И узник отвечает: «Царство Мое не от мира сего…» (Ин 18:36). Как бы перехватывая инициативу, Христос добавляет: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин 18:37). Римский наместник как представитель государственной власти не призван рассуждать о категориях истины, но как зрелый человек и образованный римлянин он слишком хорошо знает, что истина насколько желанна, настолько и неуловима. Поэтому он задает вполне риторический вопрос: «Что есть истина?»

Человеку нашего времени, разочарованному в идеалах и идеологиях, воспринимающему истину как нечто весьма относительное и субъективное, понятна его ирония. Для такого человека вопрос об истине повисает в воздухе, на него невозможно ответить, как невозможно ответить и на другой важный вопрос, который также кажется сегодня риторическим: «Зачем я живу, в чем смысл моего бытия?»

Обладая земной властью, Пилат бежал от главных вопросов жизни, искал логику во внешнем - и стал заложником этой самой власти. Он поступил так, как надо было поступить имеющему власть: не портить отношений с местной знатью, поиграть в демократию с народом, поддержать свой имидж, ведь, кажется, нет еще выбора между жизнью и смертью.

Пилат не был по природе злодеем, он даже пытался избежать вынесения смертного приговора невиновному. Несколько раз он оглашал свое решение: «Я никакой вины не нахожу в Нем» (Ин 18:38), но обстоятельства, что называется, не сложились, а внутренней силы и власти для вершения справедливого суда у Пилата не было. Ириней Лионский, подчеркивая, что прокуратор не властен был в своем решении, пишет: «Пилат же вынужден был Иродом и окружающими его иудеями предать Его на смерть против своей воли». Однако хотел Пилат того или нет, но приговор он вынес, за что получил позорный титул «христоубийца» от отцов Церкви.

Нам сегодня легко вынести обвинительный приговор Понтию Пилату, однако его проблема актуальна и для нас: где человеку найти силы, чтобы идти против толпы, против традиций, против большинства, против своих личных интересов, бороться за справедливость, нравственность, человечность? У Христа они были - сила и власть «не от мира сего». Он шел против тех религиозных традиций еврейского народа, которые не приближали, а уводили людей от Творца. Он имел внутренний стержень, который позволил Ему не сломаться, когда толпа кричала: «Распни Его». Быть не от мира сего - значит понимать свою миссию в мире, свое призвание, это значит иметь связь с Источником бытия, которую для нас открывает Христос.

Парадоксально, но факт: Христос, схваченный, связанный и приведенный на суд Понтия Пилата, был духовно свободен и даже имел власть выбирать, как Ему поступить дальше; Пилат же, имея власть казнить и миловать, стал пленником политической ситуации и заложником своих амбиций. В страданиях и смерти Христа был глубочайший смысл. В жизни Пилата были компромисс, нравственные мучения, неопределенность. Кто из них был по-настоящему свободен? Пилат хотел, но не смог пойти против обстоятельств, и последнее слово оказалось не за ним. Глава 18 Евангелия от Иоанна заканчивается волеизъявлением толпы, потребовавшей свободы разбойнику и убийце Варавве (см.: Ин 18:40), и Пилат вынужден был подчиниться воле презираемой им черни.

В жизни мы тоже часто стоим перед выбором, оказываясь заложниками тех или иных обстоятельств, - кто же может управлять обстоятельствами? Управляет ими тот, кто свободен от них: «…познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8:32). Только истина делает человека свободным и наполняет смыслом его жизнь. И Тот, кто однажды сказал: «Я есть истина», стоял перед Пилатом, как нам рассказывает Евангелие от Иоанна.

Глядя на осужденного, Пилат спрашивает: «Что есть истина?» Христос молчит, и в этом молчании ответ: «Я есмь».

Nikolay Gay.
"What is truth?" Christ and Pilate.

1890. Oil on canvas. 233 x 171.
The Tretyakov Gallery, Moscow

На полотне «Что есть истина?» Христос и Пилат» (1890) Ге представляет зрителю конфликт двух личностей, двух мировоззрений - Пятого прокуратора Иудеи Пилата и осужденного им на смерть Иисуса Христа. Противостояние этих людей решается художником через контраст образов. Пилату, сильному, волевому и решительному, облаченному властью и богатством, противопоставляется Христос - спокойный и уставший. Он невозмутимо встречает решительный, даже где-то резкий и насмешливый вызов - вопрос прокуратора: «Что есть истина?». Желая придать изображенному конфликту оттенок вневременности, Ге намеренно не показывает богатых интерьеров дворца Пилата, а переносит действие в уединенный уголок.

Сцена разворачивается на фоне простой, практически ничем не декорированной стены. Благодаря этому композиционному решению полотно приобретает вселенское значение и масштаб.

Колористическое построение картины переворачивает традиционное понимание добра и зла, света и тени. Ге представил зрителю Пилата, облаченного в белую тогу, стоящим в мощном потоке солнечного света, тогда как измученный пытками Христос в потрепанных серых одеждах находится в тени. Но это только на первый взгляд кажется, что мастер обеляет римского наместника. На самом деле прокуратор стоит против солнца, поэтому вся его фигура находится в тени, и только активные светлые рефлексы заставляют обманчиво светиться его тогу. Темные узкие складки, словно веревки, опутывают Пилата.

Христос изображен в тени, но стоит приглядеться, как Его одежда приобретает пурпурный цвет, лицо освещено (в то время как лицо римского наместника полностью погружено в тень). Светлые рефлексы, как мандорла (сияние славы), окружают фигуру Христа, тем самым словно показывая Божественный свет истины, идущий от Него.

Представители духовенства не приняли это произведение. Их шокировал образ Спасителя, который абсолютно расходился с церковной и многовековой художественной традицией интерпретации Христа как человека, совершенного духовно и прекрасного внешне. Ге же осмелился изобразить Господа в лохмотьях, стоящим в тени, измученным и истерзанным. Третьяков не захотел купить картину, и тогда Толстой написал ему: «…Выйдет поразительная вещь: вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете все, только не ее. Для меня это просто непостижимо, простите меня, если оскорблю вас, и постарайтесь поправить свою ошибку, если вы видите ее, чтобы не погубить все свое многолетнее дело».

Резкие и точные метафоры, а также глубокое уважение к писателю заставили Третьякова изменить мнение и приобрести шедевр, но он еще долго был в запасниках, прежде чем попасть, Russia.
Loading...Loading...