Что такое гуманность? Что такое гуманизм? Идеи гуманизма в Библии.

от лат. humanus - человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.

ГУМАНИЗМ

(‹ лат.humanus человеческий, человечный) - идея и доктрина, основывающиеся на признании верховной ценности человеческой личности, ее прав на свободное развитие и проявление способностей, утверждении блага отдельного человека как критерия оценки качества общественных отношений. (Словарь, с. 64)

ГУМАНИЗМ

от лат. humanus – человечный) – признание человека как высшей ценности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Г. – исторически изменяющаяся система воззрений, считающая принципы равенства, справедливости, отсутствия эксплуатации человека человеком желаемой нормой отношений между людьми. Система взглядов Г. начала формироваться в эпоху Возрождения, а затем постоянно развивалась. Новый этап в развитии Г. связан с марксизмом, в котором критикуется абстрактный Г. вообще и впервые определяются реальные пути воплощения идеалов Г. Достаточно значительные нарушения принципов Г., допущенные при построении социализма в СССР и др. странах, – скорее извращение марксизма, нежели практика, опровергающая всю теорию. Американцы в свое время практически полностью уничтожили коренное население – индейцев и торговали рабами; турки в 1915–1916 гг. вырезали свыше 1,5 млн армян; испанцы пролили реки крови невинных людей в Америке; французы за одну Варфоломеевскую ночь и только в Париже умертвили сограждан больше, чем было казнено на Руси за все время царствования Ивана Грозного; Германия развязала две мировые войны, унесшие более 70 млн жизней. В истории большинства стран есть факты нарушения Г. не менее серьезные, чем у нас в сталинский период. Критериями Г. является не степень отражения его в текстах, в т. ч. в законах. К основным из них относятся: количество погибающих в войнах, в результате убийств и самоубийств; средняя продолжительность жизни; степень распространенности пьянства, наркомании; коэффициент разрыва в доходах богатых и бедных; доступность и качество медицины и образования и др. Движение от абстрактного Г., которого на планете переизбыток, к конкретному Г., который не имеет заметной мировой тенденции к развитию, является важнейшим условием профилактики любых конфликтов.

Гумани́зм – (от лат. humanitas – человечность , humanus – человечный ) – 1) мировоззрение, в центре которого лежит идея о человека, заботе о его правах на , свободу, равенство, личностное развитие (и т. п.); 2) этическая позиция, подразумевающая в качестве высшей ценности заботу о человеке и о его благе; 3) система общественного устройства, в рамках которого за высшую ценность признаётся жизнь и благо человека (пример: эпоха Возрождения нередко называется эпохой Гуманизма); 4) человеколюбие, человечность, уважение к человеку и т. п.

Гуманизм оформился в Западной Европе в эпоху Возрождения, в противовес предшествующей ему католической идеологии аскетизма, которая утверждала мысль о ничтожности человеческих потребностей перед требованиями Божественной природы, воспитывала презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям».
Родители гуманизма, будучи христианами, не ставили во главу мироздания человека, но только напоминали о его интересах как личности богоподобной, обличали современное им общество в грехах против человечности (любви к человеку). В своих трактатах они утверждали, что христианское учение в современном им обществе не простиралось на всю полноту человеческой природы, что непочтением, ложью, воровством, завистью и ненавистью по отношению к человеку являются: пренебрежение его образованием, здоровьем, творчеством, правом выбора супруга, профессии, образа жизни, страны проживания и многим прочим.
Гуманизм не стал этической, философской или богословской системой (см. об этом в статье Гуманизм, или Возрождение философского словаря Брокгауза и Эфрона), но, несмотря на его богословскую сомнительность и философскую неопределенность, в настоящее время его плодами пользуются и самые консервативные христиане. И, напротив, редко кто из самых «правых» христиан не ужасается тому отношению к человеческой личности, которое принято в сообществах, где почитание Единого сочетается с отсутствием гуманизма.
Однако, с течением времени, в гуманистическом мировоззрении произошла подмена: Бог перестал восприниматься центром вселенной, центром вселенной стал человек. Таким образом, в соответствии с тем, в чем полагает гуманизм свой системообразующий центр, можно говорить о двух видах гуманизма. Изначальный – гуманизм теистический (Иоанн Рейхлин, Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гутен и проч.), который утверждает возможность и необходимость промысла Божия о мире и человеке. «Бог в этом случае не только трансцендентен миру, но и имманентен ему» , так что Бог для человека является в этом случае центром мироздания.
В получившем широкое распространение деистическом гуманистическом мировоззрении (Дидро, Руссо, Вольтер) Бог полностью «трансцендентен человеку, т.е. абсолютно непостижим и недоступен ему» , поэтому человек становится центром мироздания для самого себя, а Бог только «учитывается».
В настоящее время подавляющее большинство работников гуманитарной сферы считает, что гуманизм автономен, потому что его идеи не могут быть выведены из религиозных, исторических или идеологических посылок, всецело зависит от накопленного человеческого опыта по реализации межкультурных норм совместной жизни: сотрудничества, благожелательности, честности, лояльности и терпимости к другим, следования закону и др. Следовательно, гуманизм универсален, то есть применим ко всем людям и любым социальным системам, что находит отражение в праве всех людей на жизнь, любовь, образование, нравственную и интеллектуальную свободу и др. Фактически, это мнение утверждает тождество современного понятия «гуманизма» понятию «естественного нравственного закона», употребляемого в христианском богословии (см. здесь и далее «Педагогическое доказательство…»). Христианское понятие «естественного нравственного закона» от общепринятого понятия «гуманизма» отличается только предполагаемой природой, то есть, тем, что гуманизм считается социально обусловленным, порожденным социальным опытом явлением, а естественный нравственный закон считается вложенным изначально в душу каждого человека стремлением к порядку и всяческому добру. Так как, с христианской точки зрения, недостаточность естественного нравственного закона для достижения христианской нормы человеческой нравственности очевидна, то очевидна и недостаточность «гуманизма» как основы гуманитарной сферы, то есть, сферы человеческих отношений и человеческого бытия.
Подтверждением абстрактности понятия гуманизма служит следующий факт. Так как естественная нравственность и понятие о любви к человеку свойственны, в том или ином проявлении, любому человеческому сообществу, то и понятие гуманизма берется на вооружение практически всеми существующими идеологическими учениями, благодаря чему существуют такие, например, понятия, как социалистический, коммунистический, националистический, исламский, атеистический, интегральный и проч. гуманизмы.
В сущности, гуманизмом можно назвать ту часть любого учения, которая учит любить человека в соответствии с пониманием этой идеологией любви к человеку и методов ее достижения.

Примечания:

Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, humanitas – человечность) – человеколюбие, прославление человека. Система взглядов, согласно которой признается ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие. В строгом смысле слова колыбелью гуманизма можно считать эллинство, в частности ионийское племя эллинов, с его открытостью ко всему, "что в человеке человечно", с его восприимчивостью к чужеземным влияниям, с его демократическим строем. Метрополией гуманизма можно считать афинское народоправство, где гуманистическую окраску принимает и вероучение о богах, и героический миф, где Эсхил изображает Прометея "мучеником человеколюбия", где общеэллинский культ красоты оправдывается философской мыслью, где ваяется идеал высокого, изящного, внутренне и внешне прекрасного человека, где, наконец, знаменательно человек провозглашается мерой всех вещей.

Оценивая эти феномены, русский философ Вячеслав Иванович Иванов (1866–1949) дал такое развернутое определение гуманизма: "Под гуманизмом я разумею этикоэстетическую норму, определяющую отношение человека ко всему, что отмечено или служит внутренним признаком естественной принадлежности к человеческому роду; причем в основу этого положения полагается, столь же независимо от каких-либо религиозных и метафизических предпосылок, сколь и от конкретно социальных условий, построяемое и, следовательно, отвлеченное понятие о природном достоинстве человека, как такового; признаком человечности приписывается положительная ценность и мерилом приближения к совершенству человеческой личности признается гармоническое развитие и равновесие этих в положительном смысле определяющих природу человеческих свойств и способностей".

Завет гуманизма впервые в развернутом виде представлен эпохой Возрождения. Так называлось движение, более или менее противостоящее схоластике и духовному господству церкви. Гуманисты пытались возродить идеал чисто человеческого образования. Так называемый Ренессанс XIV и XV вв. в Италии, по мнению Мартина Хайдеггера (1889–1976), есть возрождение римской добродетели. К бесчеловечному теперь стали относить мнимое варварство готической схоластики Средневековья. Эта критика во многом оправдана. Однако такие мыслители, как Дж. Пико делла Мирандола, Савонарола, Эразм Роттердамский призывали не только к воскрешению Античности, ее духа и воспитанности. Они стремились возродить дух Евангелия, свободы, любви, терпимости, уважения к личности. "На эту линию в Ренессансе, которую частично предвосхитил уже Данте, – отмечал А. Мень, – до сих пор не обращали достаточного внимания. А именно она несла в себе огромные возможности для будущего".

Гуманизм эпохи Возрождения – это новое мировоззрение. Оно проникнуто осознанием безмерной полноты того величия, которым наделен человек. Отныне человек рассматривается как средоточие мира, как творец земного бытия. В Голландии и Германии возникли центры гуманизма, который пустил корни в Девентре, Страсбурге, Базеле, Аугсбурге, а также в университетах, в частности в Вене и особенно в Эрфурте.

Для сознания эпохи Возрождения было характерно идеализированное представление о человеке как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С этим связано и понимание прекрасного, возвышенного, героического. Нередко первые десятилетия XIV в. называют эпохой Данте и Джотто. Они родились почти одновременно: великий итальянский поэт Данте Алигьери в 1265 г., а великий художник, по-видимому, на год позже – в 1266. Джотто умел связать человеческие фигуры действием, подчинить каждую из них общему замыслу и охарактеризовать ее роль в том повествовании, которое он развертывал перед зрителем. Джотто первым стал связывать фигуры с пейзажем. Его пейзаж – не просто условный фон, он входит в композицию картины и как бы организует действующие силы. Это не схема и не ровный золотой фон византийских росписей.

В изображение самих фигур Джотто внес то, что было необходимо тогда для обновления искусства, – человечность. В средневековой живописи нередко размер фигуры зависел от положения героя на иерархической церковной лестнице. Джотто ввел в искусство новый масштаб – соразмерность изображенного человеческим чувствам. Он сумел придать своим фигурам объем, пластическую полноценность. Стиль Джотто монументален и величественен. Его широкая лаконичная живописная манера замечательно выражает суровое величие эпохи, сыном которой он был. Джотто не подавляет зрителя. Он хочет, чтобы человек, стоящий перед расписанной им стеной, получил нравственный урок.

Эпоха Возрождения – это действительно огромный поворот в истории культуры. Защитники Ренессанса считали Средние века погруженными в беспросветный мрак и сравнивали наступление Нового времени с утренним рассветом. В исторической науке до сих пор ведутся горячие споры о Возрождении как о выдающейся эпохе европейской культуры. Значительный вклад в формирование культуры Возрождения внесла греческая эпикурейская философия, которая представила идеологическое обоснование для преодоления средневекового аскетизма и реабилитации чувственности. Совершенство тела принимается за образ духовного совершенства, нагота – за образ чистоты и правдивости.

В Христе деятели Возрождения видели прежде всего Воскресшего, сверхчеловечески прекрасного победителя смерти, в телесном отношении – атлета. Даже в его смерти и мученичестве просвечивает всепобеждающая энергия. Небо и земля сплетаются, и зримое выражение того – потолочная фреска, между 1470 и 1760 гг. пережившая свой величайший расцвет. В эпоху Возрождения внутреннее состояние человека характеризовалось пламенностью, страстностью, энтузиазмом, отношение к миру – оптимизмом. В основе такого мирочувствования лежал чуть не дерзкий расчет на благость, милосердие и умиротворяющую силу Бога. Мир, но существу, представлялся уже спасенным и возвышенным до преображенного состояния Христа – преображенного его Воскресением. Зло уже потеснено, обессилено, обращено в ускользающую тень.

Но в этом прославлении человека как меры всего сущего проступает и зерно противоречия в судьбах и содержании самого гуманизма. Если человек сам выступает мерилом собственных поступков, то он в равной степени способен творить добро и зло, стало быть, нечеловеческое соизмеряется только человеческим. Но ведь даже многие мыслители эпохи Возрождения скептически отнеслись к нравственной природе человека. Гуманизм – обязательный, необходимый опыт человека. Человек в этой системе мироощущения остается сам с собой, со своими ограниченными человеческими силами, связанными лишь с природной необходимостью. В гуманизме человек стремится пройти через богооставленность. Это находит отражение в культе природного человека. Восхитительные мастера кисти Возрождения – язычники. Человеческая плоть буквально завораживала их.

В гуманистическом возрожденческом сознании человек вдруг возомнил о своей отделенности от Бога. Языческое освящение тела. Устранение надличностных абсолютов. Ищи основы в себе, человек! "Гуманизм послушен факту рабства человека у природного мира", – подчеркивал Н. А. Бердяев. Гуманизм, по его словам, постепенно отпадает от всякого богосознания и обоготворяет человека в человеческом. Отвергая космический антропоцентризм, гуманизм переносит свой вектор в чисто психологический фактор. Это значит, что человеку отказано в высоком предназначении. Он осмысливается как существо низшего порядка, которое продвигается по ступеням природного царства, опираясь на внутренние силы. Человек в этом случае выступает только как природный объект. Сверхприродного человека гуманизм не знает.

Мы видим, что судьба гуманизма – это великая трагедия человека, ищущего антропологического откровения. Возвышение человека как живого существа отодвигает не только все трансцендентное (запредельное), но и общечеловеческое, ибо это последнее (всечеловеческое) выступает как нечто безличностное, надындивидуальное. Человек, освобожденный от надличностных критериев, обнаруживает не только созидательные, но и разрушительные потенции. Эпоха Возрождения открывает не только эру гуманизации мира, она возвещает и дегуманизацию, ибо человек все чаще принимается не в качестве суверенной личности, а в роли "человека массы".

  • 5. Командно-административная и рыночная экономика
  • 6. Отношения собственности
  • 7. Экономический цикл и рост
  • 8. Конкуренция и монополия
  • Тема 3. Экономика потребителя
  • 1. Уровень жизни и доход
  • 2. Рынок труда, занятость и безработица
  • Тема 4. Мировая экономика и Россия
  • 1. Микро- и макроэкономика
  • 3. Проблемы современной мировой экономики
  • 1. Общности людей
  • 2. Положение индивида в группе: статусы и роли
  • 3. Семья как малая социальная группа
  • 4. Расы и расизм
  • 5. Этнические общности
  • 6. Понятие нации и его современное содержание
  • 7. Социальная стратификация и мобильность
  • Тема 2. Социальная сфера современного общества
  • 1. Социализация и ее этапы
  • 2. Деятельность, ценности и нормы
  • 3. Социальное неравенство, конфликты и партнерство
  • 4. Социальное государство
  • 5. Социальные процессы в современной России как многонациональном государстве
  • 6. Средства массовой информации в современном обществе
  • Часть IV. Политическая сфера жизни общества Тема 1. Власть и государство
  • 1. Понятие политики.
  • 2. Власть. Понятие политической власти
  • 3. Государство, его понятие, происхождение, признаки и функции
  • 4. Типы и форма государства
  • 5. Правовое государство
  • 6. Гражданское общество
  • 8. Государственные органы
  • 9. Политические партии и идеологии
  • 10. Избирательные системы и права
  • 11. Политическая культура
  • Тема 2. Основы конституционного строя Российской Федерации
  • 1. Развитие конституционного процесса в России
  • 2. Конституционный строй Российской Федерации
  • 3. Федеративное устройство Российской Федерации
  • 4. Местное самоуправление
  • Тема 3. Система органов государственной власти в рф
  • 1. Президент Российской Федерации
  • 2. Органы законодательной власти
  • 2. Порядок выборов в Федеральное Собрание
  • 4. Правительство рф
  • 5. Судебная система
  • Часть V. Право: основные понятия и система Тема 1. Основные понятия права
  • 1. Происхождение и понятие права
  • 2. Право и мораль. Правовая культура
  • 3. Правовая норма
  • 5. Правоотношения и правонарушение
  • 6. Юридическая ответственность
  • Тема 2. Система права
  • 1. Понятие системы права
  • 2. Конституционное (государственное) право
  • 3. Административное право
  • 4. Гражданское право
  • 3. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
  • 4. Гражданско-правовые сделки, их виды, формы и условия действительности
  • 5. Трудовое право
  • 6. Уголовное право
  • 7. Жилищное право
  • 8. Семейное право
  • 9. Международное право и его акты
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 1. Человек как существо духовное
  • 1. Культура и духовная деятельность
  • 2. Природа и сущность человека
  • 3. Сознание, самосознание и бессознательное
  • 4. Смысл жизни и его поиски
  • 5. Личность и пути ее созидания
  • 6. Гуманизм, его понятие и исторические формы
  • Тема 2. Духовное освоение мира человеком
  • 1. Мировоззрение, его виды, формы и содержание
  • 2. Познание, наука и истина
  • 3. Религия, ее понятие, функции и исторические формы
  • 4. Творческая деятельность и искусство
  • 5. Мораль и духовное познание
  • 6. Глобальные проблемы современности
  • Поговорим о прочитанном Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 1. Понятие обществознания и общества
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 13. Человек как существо духовное
  • 2. Природа и сущность человека
  • Тема 14. Духовное освоение мира человеком
  • Вопросы для самоконтроля по темам: (используйте учебник п.К. Гречко "Введение в обществознание) Античное обществознание
  • Эпоха Возрождения
  • Обществознание в эпоху Нового времени
  • Обществознание XIX в.
  • Российская цивилизация и обществознание
  • Общество в его многообразии и единстве (сферы общественной жизни) Экономическая сфера жизни общества
  • Политическая сфера жизни общества
  • Право и правовые отношения
  • Социальная сфера жизни общества
  • Духовная сфера жизни общества
  • Контрольные вопросы по курсу "обществознание" Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 1. Понятие обществознания и общества
  • 1. Обществознание в системе наук
  • 2. Особенности познания общественно-исторических событий
  • 3. Общество и общественные отношения
  • 4. Общество, природа и техника
  • Тема 2. Общество и обществознание в их историческом развитии
  • 1. Становление общества
  • 2. Возникновение цивилизаций
  • Тема 4. Финансы и экономика
  • Тема 5. Экономика потребителя и мировая экономика
  • Тема 7. Социальная сфера современного общества
  • Часть V. Политическая сфера жизни общества Тема 8. Власть и государство
  • Тема 9-10. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система органов государственной власти в рф
  • Часть VI. Право: основные понятия и система Тема 11. Основные понятия права
  • Тема 12. Система права
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества
  • 5. Познание, наука и истина
  • Список терминов
  • Список персоналий
  • Хрестоматийные материалы по курсу "Обществознание" Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 2. Общество в его историческом развитии
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 13. Человек как существо духовное Тема 14. Духовное освоение мира человеком
  • Литература
  • Учебная и специальная литература по праву
  • 6. Гуманизм, его понятие и исторические формы

    1. Понятие гуманизма Термин "гуманизм " происходит от латинского humanus , что означает человеческий, человечный, человечность, так как он производен от homo - человек. Он есть то, что делает человека как биологического вида человеком как существом духовно-нравственным. Гуманизм есть проявление человечности в человеке, его нравственное облагораживание на основе развертывания человеческой сущности. Гуманным называют доброе, великодушное отношение к людям, готовность понять и помочь, уважение к окружающим. Существует следующее определение гуманизма: он является исторически развивающейся системой воззрений, признающей ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Мировоззрение и гуманизм непосредственно взаимосвязаны. Гуманизм вытекает из общих мировоззренческих установок эпохи в соответствии с тем местом и значением, которое отводится человеку в мире и обществе. Гуманизм можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле гуманизм есть "человечность" вообще как таковая, в узком смысле под гуманизмом мыслится его конкретно-историческая западноевропейская форма. Вместе с тем эта частная форма имеет свои внутренние мировоззренческие принципы, которые могут не вполне совпадать с концепциями гуманизма, выработанными в других культурах. Гуманизм в узком смысле слова - культурное движение эпохи Возрождения, прежде всего в Италии (особенно во Флоренции) XIV-XVI вв., хотя гуманистические идеи имеют длительную предысторию.

    2. Гуманистическое общество В гуманистическом обществе благо человека является критерием оценки справедливости этого общества. Его можно определить по отношению государства к тем людям, которые по тем или иным причинам не могут сами себя обеспечить. Это, прежде всего дети, многодетные семьи, пенсионеры, инвалиды и др. Если они имеют возможность вести достойную жизнь, то можно говорить и о гуманизме. Права человека не следует сводить к чистой юриспруденции. Это широкое понятие, включающее право на нормальную жизнь вообще, на хотя бы минимальное материальное обеспечение. "Борцы за права человека" обычно замечают только возможные ущемления прав отдельных лиц в политическом и чисто правовом отношении, и забывают о том, что миллионы обычных людей, которые трудятся всю жизнь, зачастую лишаются элементарных прав - нормального пенсионного обеспечения, безопасности и т.д. В гуманистическом обществе должны реализовываться не только правовые нормы, но и социальные, моральные и др. Одним из критериев гуманистического общества является также отсутствие различного рода дискриминации по половому, возрастному, расовому, национальному и другим признакам. В таком обществе человек является самоцелью и никогда не может выступать в качестве средства (Кант). В полной мере гуманистическим общество может существовать только в условиях социального, правового государства и демократического режима, т.е. в такой социальной системе, где развиты солидарные связи, существуют многообразные независимые институты, одним словом, наличествует гражданское общество. В России указанные принципы лишь продекларированы, а их утверждение в жизни - длительный и сложный процесс.

    3. Исторические формы гуманизма Гуманизм выражает моральную сторону бытия человека, поэтому его возникновение связано с развитием морали. Точкой отсчета в этом отношении можно считать "осевое время", хотя зачатки человечных отношений можно обнаружить и на более ранних этапах развития общества. Но как целостное мировоззрение гуманизм начинается с античных времен. В античности гуманизм эволюционировал от эпической формы до полисной, а также до внутренней, духовной - у Сократа. Гуманистические идеи развивали и софисты, однако они не смогли сформулировать устойчивые критерии гуманизма, в силу чего он мог принимать отрицательные формы. В Древнем Риме термин "гуманизм" часто употреблял Цицерон, подразумевая под ним идеал образования римлянина на основе греческого стандарта. Данный термин у Цицерона передавал смысл слов "духовная культура", "высшее образование", "обязательный для знати образ жизни". У последующих стоиков понятие гуманизма демократизируется и распространяется на всех людей, подразумевая разумное человеческое поведение по отношению к другим людям, независимо от уровня образования. В целом античный гуманизм отражал мировоззрение человека древнего мира. Ему, поэтому, присущи как достоинства, так и недостатки. Достоинства заключаются в том, что человеческая личность начинает цениться, она становится субъектом общественной жизни при демократии, обладает правами и обязанностями. Однако этот гуманизм был ограничен территорией полиса, а внутри него - только свободными гражданами, из числа которых исключались рабы, плебеи и женщины. Мировоззренчески он основывался на идеекосмоцентризма , единства микро- и макрокосмоса, что приравнивало человека к природным вещам, не позволяло принципиально его выделить ни из социального, ни из природного мира. Личность подавлялась как космической необходимостью, так государством: примат государства над личностью в античности был безусловным даже в условиях демократии. Гражданственность, свобода, законность и достоинство человека в рамках античного гуманизма, таким образом, носили условный и ограниченный характер. Вместе с тем появление гуманизма даже в такой односторонней форме для того времени было величайшим завоеванием человечества. Средневековый гуманизм мировоззренчески основывался на идее теоцентризма. В рамках его человек мыслился уже не как винтик в механизме космической жизни, а как творение Божье. Тем самым признавалась его автономная личность, ибо Бог творит душу каждого человека индивидуально, в силу чего она неповторима, самобытна и бесценна. Душа каждого человека дороже для Бога, чем все мироздание. Однако акцент в Средние века ставился не на божественной сущности человека, а на его греховности, в силу чего смысл жизни человека искажался, а его творческий потенциал подавлялся. В итоге человек из творения Божьего превратился в раба, его сыновство было забыто. Земная жизнь сводилась к послушанию, терпению, покаянию и смирению в ожидании лучшего удела в загробном мире. Нивелировались земные ценности (нигилизм). Соответствующее искажение происходило и в социально-политической жизни, идеалом которой мыслилась теократия. Но так как Бог непосредственно не вершит дела на земле, то Церковь призвана Его замещать. В итоге она подменила собой как государство, так и самого Бога. Осуществлялись крестовые походы и жестокое преследование еретиков, продавались индульгенции, люди подвергались пыткам и казням. Все это никак не совместимо ни с гуманизмом, ни с самой сущностью религии и веры. Данное извращение в художественном виде описано Достоевским в "Легенде о Великом инквизиторе" ("Братья Карамазовы"). Таким образом, искажение религиозного идеала в эпоху средневековья происходило как в социальной жизни (теократия), так и в морально-духовной (насилие, преследование еретиков, инквизиция, крестовые походы, индульгенции и т.д.) Гуманизм в эпоху Возрождения стремился очиститься от указанных искажений. Его основной мировоззренческий принцип - антропоцентризм, затем - светскость, индивидуализм и эгоизм. Ренессансная философия противостоит всей системе схоластического знания, она строится в основном на ином понимании средневековых принципов и развивается независимо от схоластической традиции. В эпоху Возрождения религиозное отношение к природе и человеку начинает заменяться математически-механическим. Деятельность гуманистов привела не только к развитию естествознания, но и искусства: живописи, скульптуры, архитектуры и т.д. Вместе с тем это было время так называемого первоначального накопления капитала, когда стали возникать первые зачатки капиталистического производства (в отдельных городах-портах Средиземноморья в XIV-XV вв.). Феодализм постепенно стал уступать место буржуазным отношениям. В это время в Европе создаются крупные монархии, складываются национальные государства и подрывается духовная диктатура папства, происходит воскрешение греческой древности и невиданный расцвет искусств. Все это происходит одновременно с великими географическими открытиями и успехами в области естественных наук. Однако Ренессанс не возникает одновременно в разных странах, в силу их различного развития. Его колыбелью является Италия, и лишь позднее он приобретает характер европейского масштаба. Возрождение рассматривает человека исходя не из его отношений с Богом, а с точки зрения его земного предназначения. Мир для гуманистов не область печали и слез, а сфера человеческой деятельности. Бог понимается как творческое начало, проявляющееся в красоте и гармонии, уподобляться которому - главная задача человека. Родоначальником культуры Возрождения признается Данте Алигьери (1265-1321) - "последний поэт средневековья и первый поэт нового времени" (Ф.Энгельс). В своих литературных и поэтических произведениях он заложил основы нового гуманистического учения о человеке, выступал против феодальных привилегий и светской власти церкви. Следует отметить тот факт, что толчком к созданию нового мировоззрения послужили не умудренные рассуждения философа-профессионала или теолога, вышедшего из средневекового монастыря или университета, где давали схоластическое образование, но творчество свободного поэта. Данте был всесторонне развитым человеком, знакомым не только с теологией католицизма, но и с наследием античности и арабской мысли. Многообразное знание Данте отразилось в его известнейшем произведении "Божественная комедия". Признавая христианские догматы, Данте, тем не менее, идет своим путем. Природу он именует "искусством Бога" и отказывается противопоставлять ее Творцу. В человеке, как и в мире, соединяется природное и божественное начало, а поэтому Данте воспевает как божественный мир, так и человека как творение Бога. Человек для него есть среднее звено между тленным и нетленным, он причастен "обеим природам", а не только одной, божественной. Отсюда и двоякое предназначение человека (что неприемлемо для средневековья). Высшее блаженство, являющееся целью человеческого существования, не требует отказа от земных ценностей и интересов. Вот как Данте говорит о самостоятельности земного предназначения человека:

    "Подумайте о том, чьи вы сыны! Вы созданы не для животной доли, Но к доблести и знанью рождены". ("Божественная комедия")

    Начало гуманизма связано также с деятельностью другого величайшего поэта рассматриваемой эпохи - Франческо Петрарки (1304-1374), которого называют "первым гуманистом" или "отцом гуманизма". Античная культура стала базой для строительства новой гуманистической мысли. Петрарка собрал уникальную личную библиотеку античных авторов. Его высокая филологическая культура помогала идентичному прочтению древних текстов, что способствовало развитию нового мировоззрения. Вершины гуманистическая мысль достигает в творчестве Джованни Пико делла Мирандолы (1463-1494). Он прожил короткую, но чрезвычайно яркую жизнь. Знал от 22 до 30 языков. В возрасте 24-х лет опубликовал "900 тезисов", в которых собрал мудрость всего известного ему мира. Кончилось это тем, что автор вынужден был бежать из Рима, спасаясь от гнева инквизиции. Особенной известностью пользуется произведение Пико делла Мирандолы "Речь о достоинстве человека" (введение к его "900 тезисам"). Из этого произведения следует, что Бог не определил человеку места в космической иерархии. Человек поставлен в центр мира и не обладает собственной особой природой (земной или ангельской), но должен сформировать себя сам, как "свободный и славный мастер". Человеку дано право, а значит и ответственность "владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет". Природа человека, таким образом, является "самостановящейся", а не раз и навсегда данной. Божественность человека не дана, а достижима, и здесь главная роль принадлежит свободе выбора и морали. Однако у Лоренцо Валлы (1407-1457) в работе "О наслаждении" идеалом провозглашается извращенный эпикуреизм, в котором на первый план выдвигаются чувственное удовольствие и личная польза, земное наслаждение оказывается предварительной ступенью к небесному блаженству. Добродетелью является все, что относится к инстинкту самосохранения, поэтому, считал он, никакое наслаждение не является безнравственным. В итоге от человека как божественного творения новоевропейский гуманизм пришел к человеку как средству производства капитала, отчуждению человека от своей сущности, общества, духовных и материальных ценностей. Такова оборотная сторона европейского гуманизма, лежащего в основе и современной западной культуры и цивилизации. Однако данный вид гуманизма не единственный. В Византии XI-XIV вв. возрождается и расцветает религиозный гуманизм, тоже руководствующийся принципом антропоцентризма, но основывающийся не на отрицании или умалении божественного начала, а на утверждении возможности обожения человеческой личности. При этом восстанавливаются духовные идеалы раннего христианства, получившие развитие в Византии под названием исихазм , что означает покой, безмолвие, в состоянии которых душа оказывается способной воспринимать духовную реальность. Если Возрождение обожествляло самого человека, развивая учение о человекобожестве, то исихазм говорит о возможности его обожения, т.е. развивает учение о богочеловечестве, понимая под ним богочеловечество Христа. Начинается византийский исихазм с творчества Симеона Нового Богослова и получает концептуальное выражение у Григория Паламы. Однако вскоре Византия, как независимое государство, перестает существовать, фактически пресекаются восточное возрождение и исихазм. Идеи исихазма переходят на Русь, но ее цивилизация и культура были не готовы, не способны в полной мере развернуть их по причинам исторического характера, внешним и внутренним. Если возрожденческий гуманизм исторически состоялся, попав в благоприятную почву, то исихастский еще не имел возможности развиться в целостное мировоззрение, способное активно преобразовывать общество. Тем не менее, можно сказать, что гуманизм способен выражать себя в двух формах: светской и религиозной. Благодаря западному влиянию в Россию стал проникать и возрожденческий гуманизм, который можно обнаружить уже в XVIII в. в творчестве Н.И. Новикова и последующих представителей дворянской культуры. Вместе с тем только та культура способна успешно развиваться, которая не расколота, хотя и разнообразна. Необходимо не противопоставлять светский гуманизм религиозному, а искать точки их соприкосновения в борьбе за человека, природу и мир на планете.

    4. Кризис гуманизма в современности В современную эпоху идеалы гуманизма тесно связаны с борьбой за безъядерный ненасильственный мир и безопасность народов, права человека. Однако начало XXI в. принесло много разочарований: в мире сложилась уникальная ситуация, когда есть все возможности для сокращения и уничтожения ядерных и иных смертоносных вооружений, однако правящие элиты наиболее развитых стран отказываются использовать этот шанс:

      возникает множество локальных конфликтов, а США осуществляют военные акции без санкции Совета Безопасности ООН и в нарушение норм международного права;

      нарастает волна терроризма, обостряются межнациональные отношения,

      увеличивается разрыв между бедными и богатыми странами;

      в международной политике развитых стран господствуют двойные стандарты, когда под лозунгом защиты всеобщих прав человека зачастую преследуются конкретные геополитические интересы.

    Все сказанное вынуждает даже оптимистов признать, что наше "цивилизованное" время еще далеко от торжества гуманистических принципов. Каков выход из данной угрожающей ситуации, порождающей глобальные проблемы? Существует два различных ответа. Согласно первому, все проблемы возникли в результате отхода от базовых гуманистических принципов, значит необходимо вернуться к ним, с новой энергией их утвердить. Согласно второму, сам гуманизм в своей сущности ущербен. Этого второго понимания придерживались как Вл. Соловьев, так и последующие русские философы-идеалисты начала XX в. 16 С. Булгаков писал, что в основе возрожденческого гуманизма лежит "религия человекобожества", в основе которой - человеческая гордыня. Поэтому данный идеал порочен и неминуемо приведет человечество к гибели. Выход: необходимо от религии человекобожества обратиться к религии богочеловеческой. Бердяев считал, что "новая история создала ересь гуманизма. И необходим церковный ответ на тревожный религиозный вопрос, поставленный этой ересью, - раскрытие положительной правды о человеке, о его творческом признании" 17 . Однако современный цивилизованный мир признает религию лишь формально, она уже не играет в нем главной роли (чего нельзя сказать об остальном мире). Поэтому для утверждения человечности в мире необходимо раскрывать как гуманистический потенциал многовековых духовных традиций и религий, так и углублять светское понимание гуманизма. Необходимо вновь соединить его с человечностью. Гуманизм должен обрести человечность и объединить под своим знаменем все человечество. При этом правовое государство и гражданское общество должны стать социально-политической основой гуманизма.

    человечный) - совокупность идей и взглядов, выдвигающих на первый план человека, требующих уважения его достоинства, любви к нему, создания условий для гармоничного развития личности. Гуманизм провозглашает жизнь человека высочайшей ценностью.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Гуманизм

    от лат. humanus - человеческий, человечный) - мировоззрение эпохи Возрождения , идейное содержание ренессансной культуры, выразившееся в научных, литературных, филос, педагогич. и др. взглядах, которые ставили в центр мира человека. Родина г. - Италия. В первой пол. XV в. ит. ученый и писатель Леонардо Бруни назвал новую светскую науку о человеке, его месте в мире и поведении в обществе термином «humanitas» (человеческая природа, духовная культура). В Италии XV- XVI вв. термин «humanitas» означал светскую образованность. Светские науки (studia humana) были противопоставлены науке церковной (studia divina). В противовес studia divinitatis - познанию божественного - гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний - studia humanitatis, куда входили грамматика, филология, риторика, история, педагогика и этика, ставшая стержнем всего этого комплекса. От термина «studia humanitatis» ведут начало термины «гуманист» (знаток и приверженец studia humanitatis) и «г.». Впервые слово «гуманист» встречается в 1490 г. В сер. XVI в. оно прочно вошло в обиход ученых. Так стали называть знатоков и преподавателей философии, риторики, истории, поэзии. В Италии раньше всего выработалось представление о гуманисте как об образованном человеке, владеющем древними языками, знающем историю, древнюю лит., философию, поэзию и т.д.

    Программа становления новой гуманистич. культуры в главных чертах была намечена Петраркой, а ее разработку завершили его друзья и последователи - Боккаччо, Салютати и др.

    Ит. г. охватывает 3 столетия - с XIV до нач. XVII в. В Германии, Франции, Англии и др. странах Зап. Европы г. развивался в конце XV- XVI в. Г. носил светский, антиклерикальный характер, способствовал раскрытию творч. возможностей человека, его разума, признавал право человека на счастье, понимаемое как гармония души и тела, чувств и разума. Гуманисты провозгласили разрыв с официальной церковно-схоластич. культурой Средневековья, бросили вызов схоластике, ее претендующему на универсальность формальнологич. методу познания, выступали против религ. этики, монополии церкви в интеллектуальной сфере, подвергали критике католич. духовенство, пороки монашества. Однако большинство гуманистов не порвало с религией и отводило Богу роль творца.

    Главными проблемами гуманистич. философии (в которой ведущее место принадлежит этике) были человек и природа, человек и общество. Гуманистич. этика к достоинствам человеч. личности относила свободу воли, разум, знание, труд, деятельность на благо общества. Гуманисты признавали высокую нравственную роль труда и именно в нем, в деяниях самой личности, а не в знатности происхождения видели основу ее благородства и достоинства. Особую роль гуманисты отводили худож. слову, в котором видели ключ к постижению мира и человека; они всемерно возвышали поэзию, уравнивая ее в правах с теологией. Источником мудрости для них была греч. и лат. лит. античности, а также творчество «новых поэтов», особенно Данте . Актуализация ант. наследия была подчинена задачам, выдвинутым их собственной эпохой с ее бурным расцветом гор. экономики и зародившимися раннекапиталистич. отношениями. Эта эпоха требовала расширения границ науч. знания, основанного на светеки-рационалистич. принципах. В 40-90-е гг. XV в. г. становится мощным идеологич. движением, укрепляются его позиции в области образования. Чтение университетских курсов становится важной стороной деятельности многих гуманистов, которые в этот период представляли собой, по сути, новую прослойку светской интеллигенции. Они выступали и в сфере гос. власти - в роли канцлеров, секретарей, придворных, дипломатов; определенного воздействия г. не избежала и католич. церковь. Гуманистов, прекрасно владевших лат. языком и риторикой, охотно приглашали на службу в папскую курию, наделяли церк. пребендами.

    Крупными центрами г. в Италии были Флоренция, Милан, Рим, Неаполь, Венеция, Феррара, Мантуя, Болонья и др. В ит. г. существовало несколько направлений: гражданский г., флорентийский неоплатонизм, направления, опиравшиеся на эпикурейскую этику Баллы и учение о человеке Альберти . Крупнейшими гуманистами эпохи Возрождения были Франческо Петрарка , Данте Алигьери , Джованни Боккаччо , Леонардо Бруни, Леон Баггиста Альберти , Эразм Роттердамский , Ульрих фон Гуттен, Франсуа Рабле и мн. др.

    Лит.: Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978; Баткин ЛМ. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989; Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995; Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. М., 1977; Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977; Корелин М.С. Ранний итальянский гуманизм и его историография. Вып. 1. СПб., 1892; Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV в. Л., 1979; Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения / Под. ред. Л. М. Братина. М., 1985.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Loading...Loading...