Что такое сознание определение. Программы саморазвития у детей

Что такое сознание человека? Мы привыкли вкладывать в это понятие очень многое: собственное мировосприятие, характеристики и свойства личности, умение управлять собой. На самом деле это понятие настолько широкое, что потребовалось бы много усилий, чтобы распределить «по полочкам» все составляющие, вникнуть в их сущность.

Сознание представляет собой многоуровневую и многослойную систему, которая управляет деятельностью человека, его мыслями, поступками и действиями. Человек — существо, наделенное разумом, а разум заставляет в полной мере работать сознание.

Личность невозможна вне общества. Именно по этой причине сознание способно меняться под воздействием социума. Как это происходит? Воспитываясь в обществе, человек никогда не может быть полностью от него свободен. На него влияют имеющиеся стереотипы и предрассудки. Нередко общество просто диктует индивиду свою волю, и он вынужден подчиниться мнению большинства. Так ломается индивидуальность и рождается социальная маска. Некоторые носят ее всю жизнь и, в конце концов, настолько сродняются с ней, что перестают замечать и понимать собственную бесконечную сущность.

Что включает в себя понятие и какими характеристиками оно обладает, расскажет данная статья.

Сознание отражает самооценку

Самооценка формируется еще в детстве. От того, какой она станет, во многом есть заслуга самого человека и, конечно, социума, который его окружает. Как часто мы в детстве слышим о себе нелестные отзывы или о том, что по какой – то неведомой причине уродились не такими хорошими, какими нас здесь ожидали увидеть. Если сознание сформировано в недостаточной степени, то человек будет стараться угодить мнению большинства, он фактически растворится в том, каким его видят другие и не сможет иметь собственного уникального голоса.

Самооценка личности складывается из нескольких составляющих: семья, окружение, друзья, социальные группы и объединения. Сознание при этом очень восприимчиво к тому, как все эти люди будут относиться к субъекту, какой опыт позволят ему получить.

Сознание формируется в семье

Роль родителей в формировании сознания ребенка очень велика и значительна. Это самые первые люди, которые закладывают в нас основы добра и зла, миропонимания в целом, учат быть индивидуальностью. Конечно, не во всех случаях происходит приобретение сугубо положительного опыта. Случается, что маленький человек замыкается в себе оттого, что не может найти свои уникальные, отличительные черты, не знает, кто он есть на самом деле. Сознанием ребенка, безусловно, можно руководить, направляя его развитие в нужное русло. Влияние семьи на сознание огромно. Можно как сделать из ребенка успешную личность, так и полностью сломать его индивидуальность.

Для ребенка важна и значительна поддержка родных, особенно на первых порах. Представьте, что вы начинаете какое – то серьезное дело. Вас, конечно же, одолевают тревоги, сомнения, различные беспокойства. Это и понятно: трудно двигаться в одиночку. Всегда хочется получить от близких людей хотя бы минимальную поддержку – она помогает поверить в то, что все получится. Если родители не оказывают такого воздействия на свое чадо, то сын ли дочка растут крайне неуверенными в себе. В будущем такой человек едва ли будет знать, чего он хочет на самом деле, он не сможет представить себе конечного результата.

Формирование сознания через отношение окружающих

Сознание всякого человека имеет прямую зависимость от того, каким его видят окружающие люди. Если отношение к нему достаточно лояльное или даже сугубо положительное, то личность прекрасно адаптируется в обществе, выражает себя и становится вполне себе счастливой. Тут многое зависит от того, какие планы и цели ставит перед собой человек. Отношение людей, находящихся рядом, может в определенный промежуток помочь личности, сделать ее твердой и самодостаточной. Научиться уважать собственную личность очень важно для человека. Пока мы не ценим и не любим себя не можем ожидать того же от окружающих. Почему? Да потому, что люди считывают нашу информацию о себе и именно так нас воспринимают, как мы сами о себе думаем. Здесь нет ничего удивительного, все закономерно.

Тот, кто доволен собственными достижениями, несомненно, будет вызывать уважение со стороны окружающих. Людям будет казаться, что перед ними в высшей степени успешная и неординарная личность. При этом реальные недостатки оппонента в этом случае остаются незаметными, невидимыми. И напротив, когда человек не может понять своего места в мире, сам не знает, что собой представляет его личность, то и окружающие учатся воспринимать его как нечто незначительное и несерьезное. Такой человек может быть весьма талантливым внутри себя, но до тех пор, пока он не обнаружит собственной ценности, его не смогут оценить окружающие. Сознание – это то, что формируется долгие годы. Здесь не может быть мелочей: важно абсолютно все, когда речь идет о становлении и развитии личности.

Мировоззрение отражает сознание

Сознание вмещает в себя множество граней нашей личности. Кто мы и зачем здесь находимся? Какие задачи должны решить? Представление о мире и о себе складывается из опыта, получаемого в течение всей жизни. Особенно важен и значим детский опыт. Впечатления маленького человека носят характер познающего сознания. Оно порой вмещает в себя так много, что не сразу удается понять, откуда взялись те или иные привычки, страхи, сомнения, неуверенность в себе или, напротив, желание доказывать собственную исключительность. А ведь каждый из нас хочет быть замеченным окружающими людьми. Иногда ради этой цели он готов на любые подвиги и свершения.

Сознание человека – это настолько глубокая ипостась, куда нельзя заглянуть и быстро что-то рассмотреть. Требуется огромная работа, чтобы только понять самого себя, суметь проработать свои зажимы и сомнения. Каким человек видит мир, так он относится и к самому себе. Данное утверждение уже давно доказано. Если человек не любит себя, всячески сомневается в своих талантах, способностях и вообще имеющейся возможности где – то в чем – то себя проявить, то и мир будет стараться выдвигать к нему самые жесткие требования. Такую личность, как правило, не замечают окружающие, она терпит множество несправедливо нанесенных обид. А все потому, что в сознание человека когда – то вошло негативное и неправильное представление о самом себе. И вот он привык ругать себя по всякому поводу, а не хвалить.

Тот, кто с самого детства знает себе цену, кому родители привили здоровое самоуважение, никогда не будет искать одобрения окружающих. Он и так знает, что достоин большего, чем даже то, что у него есть на данный момент. Такой человек не тратит лишнего времени на переживания, а сразу стремится к своей мечте, совершает необходимые шаги.

Наличие цели расширяет сознание

Цель обязательно должна быть как можно более конкретная. Без этого четкого выстраивания невозможно ничего достичь в жизни. Человек никогда не будет удовлетворен сторонней ролью и не согласится ее играть, будучи самодостаточной личностью. Имея цель, мы становимся дисциплинированнее и ответственнее. Наше сознание расширяется на самом деле, становится более восприимчивым и глубоким. Что дает наличие цели и как оно влияет на сознание человека? Попробуем разобраться.

Уверенность в себе

Это важная составляющая любого успешного человека. Без веры в себя не будет ничего: ни новых побед, ни значимых достижений. Уверенность в себе помогает бороться с трудностями, преодолевать препятствия и не верить неудачам. У каждого ведь случаются промахи и поражения. Чтобы не пасть духом, когда нам плохо, должна иметься большая воля и огромное желание стать сильнее. Понадобится много времени, пока действительно изменится сознание. Тогда человек научится мыслить по-другому, поступать иным способом, чем прежде.

Уверенность в себе оказывает значительное влияние на качество жизни и на сознание. Как это происходит? Прежде всего, мы учимся жить, будучи действительно довольными собственными успехами. Мало кто из людей на самом деле может этим похвастаться. Уверенный человек не ждет одобрения общества, он сам активно действует и достигает своих вершин. Ему приятно внимание окружающих, но это не самоцель, а следствие успешности. Уверенная личность, как правило, излучает состояние радости и позитива.

Как помочь себе стать уверенным? Такое качество характера не рождается за один день. Чаще всего, человеку приходится прикладывать значительное количество усилий, прежде чем он увидит первые удовлетворяющие его результаты. Действовать следует не торопясь и осторожно. Сначала нужно научиться принимать себя таким, какой ты есть на самом деле. Затем начать развивать индивидуальные способности, а с ними будет расти и самоуважение.

Целеустремленность

Имея в голове определенную задачу, которую нужно решить, человек становится собранней, организованней. Он уже не позволит себе тратить время впустую. В таком случае личность начинает искать всевозможные способы и варианты, чтобы добиться желаемого с максимальной для себя выгодой и минимальными потерями. Как только появляется ответственность перед самим собой, человек и перед обществом никогда не выставит себя в невыгодном свете. Сознание будет руководить им, поощрять на новые свершения. С каждой новой победой прибавляется уверенность в своих силах, в том, что все получится так, как задумано.

Сознание трансформируется, мы начинаем осознавать такие вещи, о которых прежде никогда не задумывались. Желание довести начатое до конца позволяет нам не расслабляться в самых тяжелых жизненных моментах, а действовать иногда вопреки обстоятельствам. Как правило, возрастает желание доводить все до логического завершения. Оно подкреплено уверенностью в себе. Вы уже не оставите перспективную работу на полпути, не станете оправдывать свое бездействие тем, что она никому не нужна, а значит ее можно и не выполнять.

Настойчивость

Сложности бывают у всех, в этом нет ничего удивительного. Гораздо важнее то, как мы выходим из тех ситуаций, которые реально мешают нам полноценно жить, строить дальнейшие планы. Любые трудности возникают в нашей жизни только затем, чтобы мы их решали, а не откладывали со дня на день. Многие преуспевают в делах и бизнесе только потому, что вовремя научились замечать собственные победы и эффективно бороться с недостатками. В самом деле, как часто мы считаем свои достижения чем-то обыденным и нормальным, не уделяем им достаточно внимания и времени. А зря! В следующий раз удача может запросто и отвернуться. Необходимо всячески приветствовать в себе новые начинания, стремиться работать над своим сознанием, расширять его границы.

Умение преодолевать трудности – важное качество для привлечения удачи. Какие бы бури ни бушевали над вашей головой, вы всегда сможете найти достойный выход. Жизнь часто дает нам именно такие испытания, пройдя через которые, мы, благодаря усилиям сознания, становимся сильнее и мудрее.

Настроенность на успех

Наличие определенной цели в голове человека, несомненно, дает ему мощный стимул для того, чтобы совершенствовать себя, стремиться к непокоренным горизонтам. Разумеется, что того, чтобы это могло произойти в вашей жизни, придется приложить немало усилий, как следует постараться. Без мотивации личность не будет расти, не сможет правильно организовать свое время. Дополнительная мотивация будет двигать вас вперед, не даст опустить руки в двух шагах от победы.

Чем бы ни занимался человек, он должен быть поглощен своим занятием полностью, без остатка. Состояние полной «захваченности» расширяет сознание, делает его внимательным и восприимчивым. Благодаря этому значительному приобретению принимаются ответственные решения, строятся грандиозные планы, выносятся приговоры, произносятся страстные проникновенные речи.

Роль познавательных процессов в развитии сознания

С самого раннего возраста человек учится воспринимать этот мир с помощью органов чувств. Все познавательные процессы тесно связаны друг с другом и находятся в состоянии неразрывного единства. Внимание, память, воображение, мышление позволяют сознанию совершенствоваться. Развитие человека было бы невозможно без этих базовых составляющих. Рассмотрим их подробнее.

Ощущение и восприятие. Роль ощущений в жизни человека огромна. Мы на протяжении одного дня испытываем самые разные чувства и эмоции. У нас возникает множество ощущений, которые мы должны суметь пропустить через себя и не пораниться душевно. Ощущение ведет человека к осмыслению действительности, поэтому его роль в сознании огромна.

Восприятие дополняет впечатление личности о предмете, помогает сознанию выстроить механизм узнавания. С помощью восприятия происходит оценка предмета или явления, человек учится видеть и замечать какие – то значимые детали и перспективы.

Внимание. Данный психический познавательный процесс воздействует на сознание самым прямым и непосредственным образом. Обращая на что – то внимание, мозг концентрируется на каком – то объекте или явлении, а значит, в нем происходят мыслительные процессы. Внимание человека бывает произвольным и непроизвольным. В первом случае человек сам направляет волевые усилия на то, чтобы что – то воспринимать. Во втором случае внимание задерживается на предмете помимо воли самой личности. Чаще всего непроизвольное внимание бывает вызвано каким – то из ряда вон выходящим событием, которое вызывает у человека эмоции страха, удивления, восторга и т.д.

Память. Человеческая память может вместить в себя многое, однако мы не запоминаем все подряд, на чем сконцентрировано наше волевое усилие в данный момент. Чтобы что – то запомнить, нужно либо осознать необходимость в этом, либо испытать сильное впечатление от увиденного. В жизнедеятельности человека имеет место и то и другое.

Наша память воздействует на сознание, заставляя его осмыслять происходящие события. Память способна хранить множество информации и фрагментов из прошлого, а некоторые события забываются почти мгновенно. Как правило, человек помнит то, что подкреплено его эмоциональной сферой. Все, что было сделано механически, без участия чувств, стирается из памяти, тем самым освобождая место новым впечатлениям.

Мышление. Этот психический познавательный процесс тесным образом связан с сознанием. Оно само постоянно остается воспринимающим и открытым для новых знаний. Мышление помогает сознанию сохранять свою активность. С помощью мышления человек имеет возможность многократно прокручивать у себя в голове картины событий, которые оказались для него важными и значимыми.

Воображение. Данный психический познавательный процесс оказывает на сознание сильное влияние. Каким образом? С помощью воображения оно по-настоящему расширяется. Появляются новые образы, которые и будоражат сознание, заставляют его находиться в состоянии повышенной активности. Воображение отражает предметы и явления в образах. Но дело в том, что у каждой личности возникает свой собственный образ в голове, и у всякого он сугубо индивидуален. Нет и двух людей с одинаковыми мыслительными картинками в головном мозге.

Роль сознания в оценивании

У человека имеется одна неповторимая особенность, отличающая его от всех живых существ. Он постоянно сравнивает, анализирует, дает оценки окружающим. Действия, поступки (как свои, так и чужие) постоянно рассматриваются под воображаемым микроскопом и оцениваются. Причем чем более развито сознание у человека, тем сильнее его желание анализировать собственные поступки, стремиться исправить ошибки. Люди, которые часто обвиняют других, демонстрируют недостаточность развития сознания.

Сама по себе потребность оценивания обусловлена формированием эмоционального отношения ко всему, что находится рядом с нами. Мы переживаем на протяжении дня множество противоречивых чувств. Какие – то проходят через нас и не оставляют видимого следа, другие отзываются страшной болью в сердце и превращаются в рану, которая потом еще долго не заживает.

Сознание и возможность самоанализа

Сознание занимает активную позицию в процессе самопознания. Субъект действия – это тот, кто наблюдает. Объект – то (или тот), за кем осуществляется наблюдение. Сознание само становится наблюдателем за теми действиями, которые совершает личность. Благодаря ему человек имеет возможность отслеживать собственные поступки, анализировать их, размышлять над тем, что было сделано. Наличие субъекта и объекта помогает определить роль сознания в жизни человека в целом.

Сознание и познание мира

Сознание способствует формированию определенного отношения к окружающей действительности. Способность человека к познанию окружающего мира начинается с познания самого себя. Что сюда входит? Во — первых, уважительное отношение к собственной личности, адекватное оценивание собственных перспектив. Во – вторых, умение видеть в других людях индивидуальностей, уважать и принимать их мнение.

Человеку, прежде всего, необходимо научиться брать ответственность за свои поступки и действия. Пока он не умеет этого, не может адекватно оценивать и других, предъявлять к ним какие – то немыслимые требования. Часто ведь случается так, что мы не в силах выполнить обязательства, данные самому себе, но зато обвиняем близких в том, что у них крайне дурной и скверный характер. Возможность самосовершенствования тесно связана с развитием сознания. Человек только тогда становится по – настоящему свободным, когда обретает способность отвечать за то, что он сделал сегодня или вчера.

Таким образом, сознание человека представляет собой весьма широкую сферу для изучения. Тема, безусловно, интересная и заслуживающая отдельного внимания.

Что такое Сознание Человека. Практически работающая модель!

Сознание Человека - одна из самых больших загадок на земле, загадок для большинства людей и для традиционной науки, которая до сих пор сознание, напрямую пытается трактовать как функцию мозга, и связывает его с физическим телом. Но, наука так и не знает точно, что такое сознание Человека, как оно работает, из чего состоит и т.д.

К большому сожалению, традиционная наука, религия и эзотерика продолжают конфликтовать, не признавая теорий и мировоззрения друг друга, и делают большую ошибку. Ведь мир очень логичен и непротиворечив, а каждая сфера знаний просто занимает своё место во вселенной и если знания истинны, они не противоречат другим истинам. Так правильная эзотерика не противоречит физике и математике, а дополняет их, и т.д.

Модель сознания человека, которую мы представим в данной статье прошла многолетнюю практическую апробацию и успешно применяется многими людьми для собственного развития и помощи другим. И эта модель не материальная, а энергоинформационная.

Состоит из Духовного Существа, посредника, сущности (индивидуальность человека), чакр (центров сознания), каналов связи между ними, систем логического и образного самовнушения. К сознанию относятся следующие двенадцать чакр: Атман (место обитания Духовного существа), Сахасрара, Интеллект, Духовная, Аджна, Вишудха, Анахата, 13-го мира, чакра Сущности, Манипура, Свадхистхана и Муладхара.

Духовное Существо - часть сверхсознания напрямую связана с Абсолютом и сформированная вокруг божьей искры. Духовное Существо несёт в себе индивидуальную программу развития человека и информацию о законах нашего Космоса.

Чакры Человека Посредник - часть сознания, предназначенная для обеспечения обмена информацией между Духовным Существом и основным сознанием (чакрами).

Особая (наиболее сложная) энергетическая система, предназначенная для реализации процессом мышления (принятия решений), управления восприятием и подчинёнными её энергетическими и физическими системами. Все указанные функции реализуются чакрой через работу с мыслями (коды, логическая и формализованная информация), образами (матрицы, неформализованная информация), ощущениями и рабочими энергиями.

Всё сознание, 12 чакр делится на три основные составляющие:

(реализующая часть), Непосредственно сознание (осознанное мышление, восприятие, принятие решений), (связь с Богом, и высшими мирами).

Непосредственно Сознание , состоит из Интеллекта (мышление, анализ информации, понятийная и логическая часть, приятие решений), Духовности (образное восприятие) и Воли (ответственность, реализация решений).

Понимание строения и механизмов работы сознания человека - открывает огромные возможности в его развитии, позволяет изучить и целенаправленно раскрыть все заложенные в человеке таланты и способности, весь потенциал, а так же, убирать негативные качества, эмоции (страх, обиду, вину, др.) и т.д.

Так что, изучайте себя и раскрывайте свой потенциал! Успехов!

Понятие о сознании.

План.

Понятие о сознании.

Структура сознания.

Сознание и бессознательное.

1 .Понятие о сознании. Сознание – высший уровень развития психики, присущий только человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер.

Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга.

Сознание определяет разумное поведение человека, основанное на глубоком понимании законов объективного мира. Важное отличие сознания человека от психики животных заключается в наличии самосознания, т.е. способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это открывает возможность совершенствовать самого себя, самоконтроля и самовоспитания.

Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных.

Высший уровень проявления психики, свойственный человеку, образует сознание:

Есть высшая, интегрирующая форм психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека.

Высшая форма психики – результат общественно - исторического формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми посредством языка.

Отличительные признаки сознания.

Обусловлено социальными условиями.

Характерно творческое преобразование действительности

Отражение мира в его существенных связях и отношениях

Прогнозирующий характер деятельности

Наличие самосознания.

2.Структура сознания (по В.В.Богословскому)

1.Первая характеристика дана уже в самом его наименовании: со-знание.

Человек сознательно включает в себя совокупностьзнаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.

2.Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различениесубъекта и объекта , т.е. того, что принадлежит “ я” человека и его “ не-я”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание т.е. обратить психическую деятельность на самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение “я” от “не-я” – путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

3.Третья характеристика сознания – обеспечение целенаправленной деятельности человека. В функцию сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносится в него необходимые коррективы и т. д.

4. Четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения . В сознании человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.

Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные признаки сознания. Психологическая характеристика сознания человека. Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания. Сознание как обобщенное, словесно определенное отражение человеком действительности в ее сущностных и наиболее устойчивых инвариантных свойствах.
Возникновение и развитие сознания. Предпосылки и условия возникновения сознания: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация и активизация общения, выработка и использование языка, других знаковых систем, становление человеческой материальной и духовной культуры. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. Возникновение и развитие у человека рефлексивной способности. Становление системы понятий. Изменение психологии и поведения людей под влиянием исторических событий. Успехи науки, культуры, промышленного производства, появление новых средств познания и саморегуляции (психической и поведенческой) - факторы, обеспечивающие развитие сознания. Основные направления развития сознания в современных условиях. Грядущие социально-экономические изменения и перспективы развития сознания человека.
Сознание и бессознательное. Понятие бессознательного. Проявления бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека. Сновидения как проявление бессознательного. Соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека. Виды бессознательных психических явлений.
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Глава 5. Сознание человека
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.
Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.
Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.
Мысленное представление и воображение действительности - вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением

Говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.
Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» - спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании - промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.
Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.
Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.
Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них - осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.
Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

Третья характеристика человеческого сознания - это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек.передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. С примерами схем, работающих в области восприятия, памяти и мышления, мы еще встретимся на страницах учебника при рассмотрении познавательных процессов.
Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.
Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.

Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.
Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

высш. уровень духовной активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных и мыслительных образов предвосхищает практич. действия человека, придавая им целенаправленный характер. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в виде представлений, мыслей и др. духовных феноменов, образующих содержание С., к-рое запечатлевается в продуктах культуры.

Многоплановость С. делает его предметом изучения мн. наук. Для философии главным является вопрос об отношении С. к бытию.

При социологич. подходе С. рассматривается прежде всего как отображение в духовной жизни людей интересов и представлений различных социальных групп.

В психологии С. трактуется как особый, высш. уровень организации психич. жизни субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности, отражающего эту действительность в форме психич. образов, к-рые служат регуляторами целенаправленной деятельности. Важнейшая функция С. - мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире. С. есть отношение субъекта к среде, что означает включение в акт С. как всей жизни субъекта в ее уникальности и неповторимости, так и непосредственно переживание им системы своих отношений к реальности.

С. - сложное системное образование, имеющее разл. уровни. Знание об этих уровнях выражается в представлениях о степени отчетливости или ясности С. Обычно эти степени диагностируются у нормального человека по его самоотчетам и по характеру ориентации в окружающей действительности. Это выражено, в частности, в переходах от сосредоточенности на объектах мысли и действий, о к-рых имеются отчетливые знания, к потере или подмене предметов мысли. С. неотделимо от внимания, свойства к-рого изучаются эксперим. психологией. В фокусе С. находится (благодаря сосредоточенности внимания). ограниченный круг объектов, тогда как др. объекты, будучи за пределами этого круга, представляют периферию С. Нейрофизиол. основа этого феномена получила свое объяснение в учении А. А. Ухтомского о доминанте. Наблюдаются также разл. степени ясности С. - от состояний, характеризуемых как озарение, внезапное прозрение, до т. н. просоночных состояний. С. находится в сложном соотношении с разл. формами неосознаваемой психич.деятельности.

С. возникает, функционирует.н. развивается в процессах взаимодействия человека с реальностью, на основе его чувственно-предметной деятельности, обществ.-ист. практики. Отражая в своем содержании объективный мир, С. детерминируется природной и социальной реальностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нем в форме образов - идеально; идеальное выступает как продукт деятельности мозга, как субъективный образ объективного мира.

Высш. уровнем регуляции деятельности на основе принятых человеком ценностей, нравств. норм является ее сознательность. Она предполагает, что эти нормы стали интегральным компонентом жизни личности. Войдя в систему ее убеждений, они реализуются с ясным и отчетливым пониманием конечных целей и возможных последствий действий. Сознательность выражается в способности человека анализировать мотивы собств. поведения, переживая их как глубокую внутр. потребность, и выбирать наиб. рациональный способ достижения поставленных им целей согласно принятым в обществе социальным и нравств. нормам. Исходный пункт отношения человека к реальному миру - целеполагающая деятельность. Именно в обеспечении целеполагающей творческой деятельности, направленной на преобразование мира с учетом интересов человека и общества, состоит осн. жизненный смысл и ист. необходимость возникновения и ист. развития С., к-рое дает человеку возможность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе посредством прак-тич. деятельности творить мир.

Формированию С. человека предшествовал длит, период психол. развития животных, у к-рых имеются зачатки интеллекта как особой формы рассудочной деятельности, остающейся, однако, неосознанной. Она появляется на высоком уровне организации живой материи и связана с развитием нервной системы в условиях приспособления организма к изменяющейся внеш. среде. Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к труду, в процессе к-рого произошло преобразование инстинктивной в своей основе деятельности животных и формирование механизмов сознат. деятельности человека. С. могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, к-рый формировался по мере совершенствования структуры деятельности и социальных отношений, а также связанной с этим знаковой коммуникацией. С помощью орудий труда человек вовлекал предметы в сферу новых форм своего взаимоотношения с действительностью. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков, т.е. переход к опосредов. символич. деятельности видоизменил всю структуру человеческой активности, а тем самым и С. Логика чувственной деятельности, воспроизводимая в содержании актов коммуникации, диктуемых необходимостью совместного труда, превращалась во внутр. план мыслит, деятельности. Орудием этой внутр. деятельности выступила социально детерминированная система знаков - язык. Благодаря языку С. формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеческой деятельности и общения.

Loading...Loading...