Что такое свобода совести юридическое понятие. Свобода совести и вероисповедания

1. Право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. 2. Право человека иметь (выбирать и менять) любую религию или не исповедовать никакой.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Свобода совести

яркий пример демагогии, основанной на неправильном (лживом) применении слов, например: коммунистическая принципиальность, центральное разведывательное управление, разделение властей и т.п..

Внушение беззащитному ребенку, не способному самостоятельно разобраться в сути общественного феномена, идеи Бога является прямым нарушением естественных прав личности и полным аналогом совращения малолетних. В какой-то степени ему еще допустимо говорить: имеются, мол, люди, считающие, что Бог есть; эти люди делают то-то и то-то. Но нельзя говорить, что Бог есть, так как это еще не доказано и пока все зиждется на Вере.

Даже если Бог и есть, религия, в том виде в каком она существует, являясь одним из институтов человеческой практики, по своей природе лжива, отсюда и ругань между ее представителями.

В общем-то свобода совести - это действительно “говорящее” словосочетание. Если человек обладает совестью (то есть честен), то он не будет уверять другого и тем более ребенка в том, чего не знает сам. Верит, но не знает. В понимании простого народа человек бессовестный и бесчестный - понятия тождественные. Здесь имеют место понятия правды и лжи. Декларация о свободе совести - не что иное, как декларированное на международном уровне право на безответственную ложь, выводящее последнюю из-под юрисдикции закона о мошенничестве (весь институт веры, вероятно, таковым и является).

От чего же свободна совесть в этом словосочетании - ясно от чего - от угрызений. Закон о свободе совести освобождает верующего от ее угрызений (пресловутое отпущение грехов), но об этом в "цивилизованном" обществе говорить неприлично. Более того, непрерывно звучат слова о какой-то духовности, которая де-факто является ее антиподом. Закон о свободе совести освобождает совратителей душ от угрызений совести, переводит их в разряд (состояние) воинствующих развратников, уверенных в своей правоте и запрещающих другим вмешиваться в это грязное дело. Не случайно любая религия исключительно лжива и агрессивна - начиная со Свидетелей Иеговы.

В то же время он освобождает и совращенных от всяческих угрызений совести, делая их жизнь относительно безмятежной. Чего противиться, бунтовать, бороться за естественные права человека, ведь на все воля Божья. В этом его привлекательность.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Совесть - категория этики. Она характеризует способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

В конституционном праве свобода совести понимается как отношение человека к религии, как его самоопределение по отношению к ней. Свобода совести означает свободу убеждений по отношению к богу. Однако свободу совести нельзя понимать примитивно, как свободу выбора между религией и атеизмом. Правовое, демократическое, светское государство, каким оно провозглашено в Конституции Российской Федерации, не может ставить своих граждан перед выбором о вере и неверии. В гражданском обществе не может не быть многообразия убеждений, правовых гарантий от проявлений нетерпимости и дискриминации на основе религиозных или других убеждений.

Понятие «свобода» употребляется в двух значениях: одно употребляется как возможность человека и гражданина действовать по своему усмотрению. И другое - свобода как субъективная возможность совершать, или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.). В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право». Субъективное право - комплексное понятие, охватывающее все виды прав. Их объединяет то, что они принадлежат субъектам позитивного права данного государства, зависят от их воли и сознания, предоставляют им определенные юридические возможности, гарантируемые государством. Конституции всех государств мирового сообщества, международные нормативно-правовые акты о правах человека именуют их именно правами и свободами.

Философское понимание свободы близко к ее конституционно-правовому пониманию, которое, в свою очередь, тяготеет к пониманию права. Именно об этой связи двух категорий «свобода» и «право» пишет B.C. Нерсесянц: «В современном правовом (и конституционно-правовом) словоупотреблении термин «свобода» обычно используется для обозначения гарантированной правом сферы автономии субъекта, внутри которой он вправе действовать по-своему, по собственному (свободному) усмотрению и выбору. Термин же «право» используется для обозначения правомочия субъекта на конкретно определенное действие и поведение. Но в понятийно-правовом смысле эти термины равнозначны. Ведь право - это форма свободы, а свобода возможна лишь в форме права».

По времени возникновения право на свободу совести и вероисповедания относится к первому поколению прав человека, сформировавшихся в процессе осуществления буржуазных революций и реализующих так называемую «негативную свободу».

По своему содержанию это право относится к личным правам и свободам, поскольку оно во многом заключается в гарантированной возможности человека независимо думать и действовать в соответствии со своими внутренними убеждениями, (включая возможность исповедовать любую религию, выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами) при обязанности уважать права и свободы других лиц, законы государства, требования морали и общественного духовного порядка.

Выделение индивидуального характера права на свободу совести в качестве критерия, отличавшего ее от остальных прав и свобод, нередко приводило к автономному рассмотрению данного права.

Необходимо отметить, что в ходе длительной истории развития человечества существенно изменялось не только смысловое содержание свободы совести, но и правовой механизм ее реализации. В зависимости от смены исторического этапа изменялся и объем понятия «свобода совести».

Первоначально свобода совести означала веротерпимость, т.е. право исповедовать любую другую религию наряду с господствующей. Затем, в результате демократизации общества после буржуазных революций данный термин стал обозначать свободу вероисповедания, т.е. право на свободный выбор религии. Далее в содержание понятия «свобода совести» на законодательном уровне был включен помимо свободы вероисповедания качественно новый элемент - свобода атеизма.

Безусловно, сложный, комплексный характер свободы совести затруднял попытки дать исчерпывающее определение данному институту. Так, предлагалось рассматривать свободу совести в «широком» (через общефилософские и общесоциальные категории) и «узком» (через совокупность демократических прав и свобод) смыслах. В ходе дискуссии «широкий» смысл трансформировался в предложение понимать свободу совести как свободу убеждений в целом, «узкий» же смысл предполагал осмысление ее через отношение к религии и атеизму.

Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах. Право на свободу совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Это нормы, регламентирующие правовое положение каждого элемента в системе «человек - религия - религиозное объединение - государство» и не зависящие от каждого конкретного индивида.

В субъективном смысле свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, эти термины употребляются как идентичные, определяющие право на существование всех религий и возможность каждой беспрепятственно проповедовать свое учение.

Как полагает А.С. Ловинюков, составные части понятия свободы совести позволяют отчётливо определить степень юридического обеспечения свободы вероисповедания и свободы атеизма в отдельности, он предложил выделить следующие элементы свободы совести:

1) право исповедовать любую религию;

2) право совершения религиозных обрядов;

3) право менять религию;

4) право не исповедовать никакой религии;

5) право пропаганды религии;

6) право вести атеистическую пропаганду;

7) право на религиозную благотворительную деятельность;

8) право на религиозное образование;

9) право на религиозную культурно-просветительскую деятельность;

10) равенство перед законом всех граждан, независимо от их отношения к религии.

По мнению Симорот С.Ю., юридическое содержание свободы совести состоит из следующих компонентов:

1) Право на определение своего отношения к вопросам свободы совести. Это ёмкое правомочие включает в свой состав право иметь, выбирать и менять, исповедовать (или не исповедовать) религиозные или иные убеждения, в том числе право на внецерковную религиозность, право на религиозное, научно-материалистическое или иное мировоззрение, индифферентное отношение к религии и свободомыслию.

2) Право действовать в соответствии со своими убеждениями, включающее возможность распространять, проповедовать какое-либо вероучение, систему взглядов, убеждений, пропагандировать их, а также свободно отравлять культы, совершать религиозные обряды индивидуально или совместно с другими. Однако обеспечиваются данные права постольку, поскольку не нарушают общественного порядка и безопасности, нравственного здоровья граждан, не оскорбляют чувств граждан в связи с их отношением к религии.

3) Право на тайну своих религиозных или иных убеждений.

4) Право на нейтральное отношение со стороны государства к законным формам проявления свободы совести.

Подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что свобода совести и вероисповедания - неотъемлемое конституционное право каждого человека следовать своим морально-нравственным убеждениям по вопросам определения своего отношения к религиозным и иным духовным ценностям не нарушая права других индивидуумов, гарантированное и обеспечиваемое государством.

В эпоху господства мировых религий главными ценностями становятся религиозные. Соответственно, человек, следующий им в наивысшей степени, считается совершенным. В мире существуют три основные религии - буддизм, христианство и ислам. Их главные ценности частично совпадают между собой, а частично оразли- чаются.

Прежде всего рассмотрим самую древнюю из мировых религий - буддизм, названную по имени ее создателя - Будды. Как и Сократ, Будда основывался на разуме и опыте, но главная задача для него была не теоретической, как для Сократа, - найти истину, пригодную для всех, а практической - избавить людей от страданий. Исходные цели и инструменты те же, но выводы определяются спецификой данной культуры. Будда дал кардинальное решение проблемы: полный уход от страданий и окончательное освобождение. «Подобно тому, как океан имеет лишь один вкус - вкус соли, так и мое учение имеет лишь один вкус - вкус освобождения». Будда стремился освободить человека от страданий без применения насилия. Решая эту проблему в соответствии с основным направлением индийской культуры, Будда пришел к выводу, что окончательного освобождения можно достичь, освободившись не только от данной жизни, но и вообще от всех перевоплощений, от всех рождений и последующих смертей.

В своей проповеди в городе Бенаресе Будда сформулировал четыре главные истины.

«Вот, о монахи, благородная мысль о страдании. Рождение есть страдание, болезнь есть страдание, соединение с нелюбимым есть страдание, разлука с любимым есть страдание; короче говоря, пятикратная привязанность [к земному] есть страдание.

Вот, о монахи, благородная истина об источниках страдания: это жажда [бытия], ведущая от рождения к рождению, связанная со страстью и желанием, находящая удовлетворение там и тут, а именно: жажда удовольствий, жажда бытия, жажда могущества.

Вот, о монахи, благородная истина о прекращении страдания: это уничтожение жажды путем полного подавления желания, ее удаление и изгнание, отдаление самого себя от нее, ее недопущение.

Вот, о монахи, благородная истина о пути, ведущая к прекращению страдания. Это священный восьмеричный путь, а именно: праведная вера, праведное намерение, праведная речь, праведные поступки, праведный образ жизни, праведные усилия, праведная мысль, праведная самососредоточенность» *.

Четыре истины Будды в краткой форме выглядят так:

Жизнь в мире полна страданий;

Есть причина этих страданий;

Можно прекратить страдание;

Есть путь, ведущий к прекращению страдания.

Полное освобождение от страданий и сансары (колеса перевоплощений) возможно в состоянии нирваны, когда, потеряв все

связи с миром, представление о собственном «Я», иллюзию внешнего мира и собственных мыслей, человек сливается с неизменной и невыразимой полнотой бытия, как капля воды с океаном.

К достижению нирваны призван подготовить восьмеричный путь Будды. Он включает освобождение от заблуждений; отрешение от привязанности к миру, от дурных намерений, от вражды к людям; воздержание от лжи; отказ от уничтожения живого, от воровства; зарабатывание на жизнь честным путем; искоренение дурных мыслей, постоянное повторение всего, усвоенного ранее; правильное сосредоточение. Нирвана - не бессмысленный покой, а состояние интенсивной духовной деятельности, которую можно описать только в негативных терминах, поскольку всякий позитивный термин ограничивает, а нирвана есть приобщение к безграничному. «Нирвана или избавление - это не растворение души, а ее вступление в состояние блаженства, которое не имеет конца. Это освобождение от тела, но не от существования» . «Нирвана есть разрушение пламени вожделения, ненависти и невежества» . Это духовный покой без напряжения и конфликта, состояние совершенства, которое трудно постичь.

Будда стремился уйти из мира. Нс в свой личный внутренний мир и не в дружеские общины, как предлагали древнегреческие философы, а в мир потусторонний, не имеющий ничего общего с нашим. Буддизм не пессимистичен, поскольку преодолевает страдания. Буддизм признает лучшим иное, чем мир, которое невозможно описать.

На вопрос о возможности телесной жизни без страданий древнеиндийская культура отвечает «нет», древнегреческая - и «нет», и «да». Христианство тоже отвечает «да», и это вечное пребывание на земле после второго пришествия.

Христианская мораль наиболее полно выражена в десяти заповедях, данных Господом на горе Синае Моисею. Они звучат так:

«Я, Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Не делай себе кумиров и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им, ибо Я Господь, Бог твой...

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой - субботу Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела...

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» .

И вот приходит Иисус Христос, восходит на гору и проповедует, и некоторые обычные и привычные заповеди превращаются в свою противоположность. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» .

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» . Здесь разрыв не только с ветхозаветной мудростью, но и с обычными принципами функционирования государства.

В иных заповедях Христос усиливает ветхозаветный текст. «Вы слышали, что сказано древними: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» . «Вы слышали, что сказано древними: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» .

Мы живем в Российской Федерации. Среди граждан России есть представители всех мировых (и не только мировых) религий, но преобладают христиане. Многие наши представления сформированы традициями русской культуры, в том числе мифологией, хотя мы можем и не осознавать этого. Тысячу лет назад на Русь пришло христианство. И тогда началась и в течение нескольких веков продолжалась борьба между христианством (православием) и язычеством, которая закончилась победой первого.

Христианские обычаи требуют соблюдения четырех постов, приуроченных к христианским праздникам: Великого (до Пасхи), Рождественского (зимой), Петровского (до 29 июня - Петрова дня), Успенского (в сентябре), а также двух постных дней в неделю - среды и пятницы, когда запрещено есть мясо.

В знаменитом произведении начала XII в. «Поучение Владимира Мономаха» говорится о гуманности, сострадании, стремлении предотвратить зло, междоусобные брани, спасти людей от зла и дурных поступков. «Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, - это ведь начало всякого добра... Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его. Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души... Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но молвите: смертны суть; сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней... Старых чти как отца, а молодых как братьев... Лжи остерегайся и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело... Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны, не пропустите человека, не поприветствовав его и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой... Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее... Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам бог пошлет...».

Владимир Мономах советует избавляться от врагов тремя добрыми делами: покаянием, слезами и милостыней. Современник Владимира Мономаха митрополит Никифор проводит такую аналогию: как князь распоряжается своими воеводами и слугами, так разум должен повелевать телом.

Христианские представления о добре и зле, соприкасаясь с более древними, укреплялись на Руси, языческие взгляды отходили в область сказок и преданий. Распространению христианской морали помогали люди, которые следовали ей в наибольшей степени и впоследствии объявлялись церковью святыми. Самые известные на Руси святые - Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

Третьей по времени образования мировой религией был ислам (в буквальном переводе с арабского «предавание себя аллаху», «покорность»). Он возник в VII в. н.э. и тесно связан с христианством. Относительно конкретных бытовых предписаний Коран отличается от Библии настолько же, насколько обычаи и традиции древних арабов, живших на Аравийском полуострове, отличаются от обычаев народов, в среде которых возникло и развивалось христианство. Коран запрещает вино, свинину, но разрешает многоженство. Поклонение изображениям Бога и исполнение музыки в мусульманских храмах (мечетях) запрещались.

Пять основных моральных заповедей ислама: единство Бога («нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - его пророк» - последний из пророков после Ибрагима, Мусы и Исы), пятикратная ежедневная молитва намаз - «ключ к раю», паломничество в Мекку на родину пророка Мухаммеда, пост в течение одного месяца в году (когда разрешается есть ночью, но не днем), налог в пользу бедных (аналог христианской милостыни). Когда Мухаммеда спросили, какое деяние наиболее добродетельно, он ответил: «Чтобы ты умирал, а язык твой поминал Аллаха, великого и всемогущественного».

Коран, как и Библия, обещает исполняющим моральные заповеди, вечное блаженство. «И устремляйтесь к прощению от вашего Господа и к раю, ширина которого - небеса и земля, уготованному для богобоязненных, которые расходуют и в радости и в горе, сдерживающих гнев, прощающих людям» . «А те, которые уверовали и творили благое, те - обитатели рая, они в нем вечно пребывают» . Тем же, кто делает зло, Коран грозит возмездием. «Да! Тот, кто приобрел зло и кого окружил его грех, то они - обитатели огня, они в нем вечно пребывают» .

Среди добродетелей, почитаемых в исламе, можно назвать разум, рвение, скромность, богобоязненность, праведность, верность, искренность, смирение, негневливость, прощение, а среди отрицательных свойств характера - склонность к мирским украшениям, жадность, ненасытность, похотливость, которые в символической форме представлены четырьмя птицами: соответственно павлином, уткой, вороной и петухом.

Как и в любой религии, основополагающее значение в исламе имеет вера. Но мусульманство высоко ценит и знание. Можно сказать, что ислам является синтезом греческой философии и христианской веры. Учение рассматривается в мусульманстве как религиозный долг и путь в рай, а ученый человек превосходит благочестивых верующих так же, как полная луна превосходит звезды.

В мусульманской литературе существует понятие «адаба» как воспитания, соединяющего обучение основам всех наук и овладение кодексом поведения, базирующегося на соблюдении обычаев и благочестия. Цель адаба «состоит в том, чтобы создать добродетельного человека, способного воздерживаться от физических и материальных удовольствий и проявлять эмоциональное равновесие перед лицом радостей, горестей, а также всегда оставаться невозмутимым и пассивным, за исключением тех случаев, когда разум и мысль указывают на желательность и необходимость действий» .

«При таком образовании прививаются следующие качества: застенчивость, стремление избегать дурного общества и лености, способность к упорному труду, выносливость, бесстрашие, серьезность. Условия приобретения знания - проницательный ум, избыток времени, способности, упорный труд, опытный учитель, желание. Среди требований, которым должен удовлетворять учитель,- благочестие, чувство собственного достоинства и другие»

СВОБОДА СОВЕСТИ

это свобода морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т.д.). В качестве конституционной свободы С.с. закреплена в ст. 28 Конституции РФ.

С.с. в числе других свобод человека была провозглашена во Всеобщей дек,ларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. В 1981 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений.

В развитие конституционных и международно-правовых положений о С.с. в РФ был принят ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях".

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, пользуются правом на С.с. и свободу вероисповедания наравне с гражданами РФ и несут ответственность за нарушение этих прав (см. также Религиозные организации).


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "СВОБОДА СОВЕСТИ" в других словарях:

    Свобода Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие · … Википедия

    СОВЕСТЬ, и, ж. Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого н. Со спокойной совестью делать что н. (будучи уверенным в своей правоте). Угрызения совести.… … Толковый словарь Ожегова

    См. Свобода мысли и совести … Юридический словарь

    СВОБОДА СОВЕСТИ - СВОБОДА МЫСЛИ И СОВЕСТИ … Юридическая энциклопедия

    Свобода совести - СВОБОДА СОВЕСТИ. 1. Право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии. 2. Устар. Свободное выражение личных мнений, оценок и поведение в соответствии с ними. Не стесняя свободу совести моих ближних, не желаю, чтобы и… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Англ. liberty of conscience; нем. Gewissensfreiheit. Личная свобода; право индивида либо исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой; отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. С. с. гарантируется отделением… … Энциклопедия социологии

    Свобода совести - яркий пример демагогии, основанной на неправильном (лживом) применении слов, например: коммунистическая принципиальность, центральное разведывательное управление, разделение властей и т.п.. Внушение беззащитному ребенку, не способному… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

    Свобода совести - это право человека на свободу мысли, убеждений, вероисповедания или не исповедание никакой религии, т.е. атеизм. Свобода совести есть разновидность демократической свободы, неотъемлемый элемент демократического общества. Она включает в себя… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    СВОБОДА СОВЕСТИ - право самостоятельного выбора человеком своей мировоззренческой позиции, в том числе отношения к религии и свободомыслию. Это право закреплено в международных правовых актах. В «Парижской хартии для новой Европы», принятой 21 ноября 1990 г.,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Свобода совести - 1. право граждан беспрепятственно высказывать собственные взгляды и убеждения. Обычно существуют некоторые культурально обусловленные ограничения такого права, которые некоторые свободолюбивые индивиды, не принимающие во внимание влияние на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - (см. СВОБОДА МЫСЛИ И СОВЕСТИ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Свобода совести и веротерпимость. сборник статей , К. К. Арсеньев. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Старости свойственно желание подводить итоги прошлой деятельности. Соединив в одно целое, год тому…

Одним из важных прав граждан при является свобода совести и вероисповедания.

Необходимость зарождения свободомыслия

Свободомыслие в отношении всегда воспринималось людьми как проявление их неотъемлемых прав. Это своеобразное духовное течение, исходным пунктом которого является признание права разума на критическое рассмотрение религии и свободное творческое исследование окружающего мира. Это право могло реализоваться стихийно, но могло отстаиваться сознательно и воплощаться в теоретической форме.

Объективными факторами возникновения и развития свободомыслия являются рост производства, ведущий к успешному освоению мира человеком, возрастание активности людей в ходе исторического развития, повышение уровня духовной культуры человечества. Свободомыслие является органичным продуктом развития человеческой практики, и гуманитарных наук, совершенствования и нравственности. Критические настроения в отношении религии усиливались в периоды динамичного развития общества, расцвета политической и культурной жизни, готовящихся серьезных социальных перемен.

Свободомыслие отражает стремление человека прорвать кольцо внешней и внутренней духовной несвободы, было условием и вместе с тем результатом вызревания и развития реальной свободы. Критический пересмотр господствующей религиозной концепции, как правило, связан с объективной необходимостью более адекватного отражения существующих условий, производства новых идей, преодоления препятствий для свободного социального и культурного творчества. Появление и распространение в эпоху господства религии сект, ересей, нетрадиционных культов, антирелигиозного вольнодумства, атеизма и т. д. расширяли сферу несогласия с установлением религиозной монополии в .

Развитие науки, накопление знаний о мире приводили в те или иные периоды существования человечества к духовным революциям, в процессе которых появлялись и укреплялись новаторские формы духовной деятельности.

Тесная связь свободомыслия с процессом познания выражается не только в том, что свободомыслие обогащается добытыми человечеством положительными знаниями, но и в том, что оно содействует их развитию. Формируя на протяжении истории в противовес догматическому критический стиль мышления, свободомыслие содействовало разрушению стереотипов в сознании человека.

Формы свободомыслия

Свободомыслие проявляется в многообразных формах.

Богоборчество — наиболее ранняя форма критики религиозных представлений. Богоборец испытывает чувство протеста против Бога, создавшего мир, который представляется богоборцу жестоким, несправедливым. Богоборческие настроения вызываются осознанием социальной несправедливости, отчаянием, внезапным горем, неудовлетворенностью личной судьбой.

Скептицизм — сомнение в истинности или отдельных ее положений. Сомнение как методологический принцип познания — одно из орудий постижения истины. Скептицизм может проявляться не только у философа, но и у поэта, художника, естествоиспытателя, ученого-теоретика, любого труженика. Он способствует возникновению научно обоснованных форм критики религии.

Антиклерикализм - идейное и социальное движение, направленное против притязаний церкви и духовенства на господство в . Сегодня антиклерикализм играет заметную роль в борьбе против попыток религиозных организаций установить монополию на духовную жизнь — на образование, моральные предписания, трактовку социальных процессов и т. д.

Индефферентизм — безразличие, равнодушие к религии или ее существенным идеям. В века господства религии в обществе безразличие к религии далеко не всегда означало отсутствие духовности и мировоззренческую индифферентность. Об этом свидетельствуют произведения, свободные от обращения к богам, ставящие в центр внимания человека и его творческую деятельность.

Нигилизм — бунт против религии с позиций эгоистического ин- дивила, считающего, что ему «все позволено». Это отрицание религии, не связанное с положительными идеалами. Нигилизм борется с религией во имя утверждения анархистского своеволия, «сильной личности», беззастенчиво попирающей ценность других людей.

Натурализм исходит из признания того, что существует лишь природа, выступает против прелегавлений, признающих нечто сверхнриродное. С позиций натурализма человек и общество — часть природы, неотделимая от нее. Природа, общество и человек познаются естественными средствами; не случайно натурализм в каждый исторический период опирался на естественно-научные знания своего времени.

Атеизм — сознательное отрицание идеи Бога. Это сторона мировоззрения, совокупность взглядов, характеризующихся непринятием религиозных представлений о мире. Атеистические идеи находили выражение в искусстве, художественной литературе, народном творчестве, научных, этических, философских и других сочинениях.

Светский гуманизм — течение в культуре разных исторических эпох, главной чертой которого является защита достоинства человеческой личности, ее нрава на счастливую жизнь на земле, на свободное развитие, в том числе духовное.

Свободное философское осмысление религии является одним из путей самопознания человечества. Признание религии, вплетенной в самые разные стороны социальной и духовной жизни человечества, творением самого человека, общества открывает возможность проникновения в глубины внутреннего мира личности и общества, в котором она существует. Но свободомыслие не всегда было благотворным для развития культуры. Критериями благотворности тех или иных проявлений свободомыслия являются гуманистическая направленность, духовное раскрепощение человека, способствующее возрастанию его творческой деятельности, развитие способности критического осмысления действительности, преодоление авторитаризма и догматизма, содействие нравственному совершенствованию человека и общества.

Loading...Loading...