Чудотворная икона троеручица. Икона Троеручица значение, в чём помогает

Образ Богородицы «Троеручица» — один из наиболее чтимых и узнаваемых в православии. Но за отличительной для него третьей рукой скрывается важная предыстория, а о множестве чудес, бывших и происходящих от чудотворных списков, можно долго говорить. Мы же остановимся только на самом главном и более близком к нам по времени.

Как на иконе появилась третья рука

История «Троеручицы» тесно связана с именем святого Иоанна Дамаскина. Ему же она обязана появлением третьей руки на образе и своим названием. В то время, когда жил преподобный, в начале VIII века, разразилась настоящая война против икон, их отыскивали и сжигали.

Одним из ярых иконоборцев был император Византии Лев III Исавр. Он особой нелюбовью воспылал ко святому Иоанну, так как в Дамаске, что в Сирии, сохранялось почитание святых образов именно благодаря письменным трудам преподобного в их защиту. В ту пору святой занимал должность советника халифа — правителя Дамаска. Не имея возможности непосредственно навредить ему, Лев Исавр пошел на хитрость. В чем она состояла?

Он нашел человека, который подделал почерк Иоанна Дамаскина и написал письмо от его имени самому императору Византии. В этом письме советник халифа якобы предательски призывал воспользоваться отсутствием халифа и напасть на Дамаск. Это письмо Лев Исавр передал Дамасскому халифу. Цель была достигнута. Без лишних разбирательств, заподозрив своего советника в измене, правитель Дамаска велел отрубить ему правую руку и повесить ее для назидания другим на центральной площади.

Вечером, когда халиф немного успокоился, преподобный попросил забрать повешенную руку с площади. Ему разрешили. Всю ночь святой Иоанн провел в слезной молитве перед образом Богородицы, семейной реликвией. Приложив к руке отрубленную кисть, он умолял Владычицу об исцелении и дал обещание, что если оно произойдет, он всю свою жизнь будет писать в защиту икон. И чудо свершилось!

Утром святой с удивлением обнаружил, что кисть срослась, и на запястье остался только тоненький шрам в напоминание. В благодарность святой повелел вылить серебряную руку и приложил ее к иконе в память о произошедшем с ним дивном исцелении. Подобная традиция до сих пор существует, например, в Греции. Таким образом икона «Троеручица» и обрела свое название. Также святой Иоанн в благодарность Пречистой написал песню О Тебе радуется, Благодатная… , которую мы всегда слышим на Литургии Василия Великого.

Узнав о случившемся, халиф сразу же раскаялся о своем поступке и просил преподобного вновь занять свою должность. Но на то время святой Иоанн уже решил для себя избрать другой путь и уйти из мира, всецело предав себя служению Богу и Богородице.

Чудесное прибытие образа на Афон

Вскоре святой Иоанн покинул Сирию и навсегда уехал в Палестину. Здесь, в Лавре святого Саввы Освященного, его постригли в монахи. Икона все это время находилась с ним. В монастыре он узнал о пророческом завещании святого Саввы. Перед смертью он велел рядом со своей могилой укрепить игуменский посох и предсказывал, что когда-то для поклонения сюда придет царский сын с таким же именем, как у него — Савва. Игуменский посох должен был упасть на него.

Этому тезоименитому царскому сыну Савва Освященный завещал отдать в благословение игуменский посох (патерицу) и чтимую икону монастыря «Млекопитательница». Узнав об этом, преподобный Иоанн оставил также в дар неизвестному Савве и свою икону «Троеручица».

Спустя пять веков могилу преподобного Саввы действительно посетил афонский монах царского происхождения с именем Савва (мы знаем его сегодня как прославленного в лике святых преподобного Савву Сербского). При поклонении на него, как и было предсказано, упал игуменский посох. Однако отцы монастыря вначале усомнились и водрузили посох на место.

На следующий день монах снова пришел на могилу, и вновь на него падает патерица. Тогда монахи спросили у него имя, узнали о происхождении — сомнений быть не могло. Они вручили избраннику Божию завещанный посох и образа. «Троеручицу» Савва забрал с собой в монастырь Хиландар, в котором подвизался сам. Так икона в первый раз прибыла на Афон.

Спустя столетия, уже после смерти Саввы, сербский царь Душан, как благословение, забрал икону «Троеручица» с Афона в Сербию. С его двора она попала в монастырь Студеницу. Однако в XV веке существовала большая угроза разграбления сербских монастырей турками. Желая спасти чудотворный образ, монахи водрузили его на осла и, предавшись воле Божьей, отпустили его, будучи уверены, что Богородица Сама приведет животное туда, где желает быть.

Пройдя Сербию, Македонию, осел прибыл на Афон и остановился прямо возле монастыря Хиландар. Старцы сразу же поняли, какая Гостья к ним прибыла, и вышли Ее встречать. Осел тут же на месте умер. И до сих пор ежегодно к этому месту совершается Крестный ход с «Троеручицей» в память о дивном возвращении святыни на Святую Гору.

Неизменная Игуменья Хиландара

Еще одно необычное событие, связанное с иконой «Троеручица», произошло спустя некоторое время. Как-то в монастыре преставился игумен, и нужно было выбирать нового. Тогда между братией возникли раздоры, так как обитель была многонациональной — здесь подвизались сербы, греки, болгары, русские — и все хотели, чтобы новый настоятель был их национальности.

Тогда во время вечерней службы вся братия услышала исходящий от иконы голос Богородицы, Которая говорила, что отныне Сама будет Игуменьей монастыря. Однако этому не придали значения. Наутро «Троеручицу» не обнаружили в храме на обычном месте, но нашли ее на игуменском престоле. Но тогда решили, что это, вероятно, что-то перепутал алтарник, и перенесли образ назад. Когда же то же самое повторилось и на следующий день, уже в пустом и закрытом храме, монахи поняли, что такова воля Пресвятой Богородицы.

И по сегодняшний день икона «Троеручица» неизменно пребывает в игуменском месте в Хиландаре. Игумена здесь не выбирают, а назначают только про-игумена, наместника для решения хозяйственных вопросов, который всегда занимает второе место, рядом с иконой. Монахи, каждый день с утра подходя к образу, уверены, что берут благословение на свои послушания у Самой Пречистой Девы. И Матерь Божья, конечно, не оставляет послушников без Своего покровительства.

Другие чудеса от иконы

Кроме уже упомянутых, еще много чудес произошло и продолжает совершаться от чудотворной иконы. Конечно, с необычным исцелением руки преподобного Иоанна Дамаскина вряд ли может что-либо сравниться, но мы расскажем еще о некоторых наиболее значимых и масштабных случаях заступничества Богородицы через ее святой образ.

В 1889 году в Киеве разразился сыпной тиф, грозивший забрать жизни многих людей. Тогда основатель Свято-Троицкого монастыря, прославленный сегодня как преподобный Иона Киевский, решил отслужить перед образом молебен, прося Богородицу о заступничестве. В тот же день бедствие прекратилось. Эта икона и по сей день находится в монастыре.

В 1905 году во время русско-японской войны Русская армия попросила монахов Хиландарского монастыря привезти «Троеручицу» в помощь православному войску. В ответ на просьбу им была отправлена ее близкая копия. Вскоре после этого русские смогли одержать ряд побед и было подписано перемирие.

В 1945 году сильный пожар охватил лес монастыря и вплотную подошел к его стенам. Тогда монахи приняли решение совершить крестный ход вместе с иконой «Троеручицей». Однако только они успели дойти до моста, как подул сильный ветер и отогнал пожар.

Известны также случаи, когда нападавшие иноплеменники сами видели неизвестную Жену над монастырем, защищающую обитель.

Защитница православной веры

Празднование иконы в нашей Церкви совершается дважды в июле: 11 и 25 числа . 11 июля — в память о том, как чудотворный список впервые был привезен в Россию патриархом Никоном в 1661 году. 25 числа — в память о Киевском образе, спасшем город от мора.

Через этот образ мы почитаем Матерь Божью как нашу Ходатаицу и Защитницу православной веры. Об этом свидетельствует как случай исцеления Иоанна Дамаскина, так и другие, связанные с ним чудеса. Традиционно, впрочем, для нашей Церкви возникло и другое, «прикладное» значение иконы.

Считается, например, что особенно хорошо перед иконой молиться об исцелении рук и почему-то ног. С изображенной на иконе третьей рукой кто-то еще связывает помощь в разного рода ремесле и рукоделии. Но стоит прочитать тропарь «Троеручице», где есть такие слова: во образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши, — чтобы понять истинный символизм иконографии.

И это, согласитесь, гораздо важнее, чем вязание крючком или даже на спицах.

Все, кто желает помолиться перед иконой, может почитать соответствующий акафист с молитвой .

Подробнее же о ней можно узнать из сюжета:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Обязательно нужно иметь дома для напоминания о бессмертии, об этом писал ещё Иоанн Кронштадтский. В переводе с греческого икона означает образ. Он является как бы визуальным звеном, помогающим обращаться к Богу и святым, в то время как молятся не иконе, но тому, кто изображён на ней.

Одним из множества почитаемых и чудотворных образов является необычное изображение Матери Божьей, называемое «Троеручицей». Как видно на фото, её удивительной особенностью является наличие третьей руки на изображении.

Вконтакте

Одноклассники

История создания

Есть три истории её происхождения. В зависимости от них третья рука изображается как принадлежащая Богородице или как самостоятельный элемент. Икона обладает целительной силой и большим значением . День её празднования совершается 11 и 25 июля.

Иконы, изображающие Богоматерь с Иисусом , относят к типу («Путеводительницы») . Обычно на них Младенец находится слева от Матери, но на «Троеручице», наоборот, он находится справа. Третья рука на образе выглядит очень необычно и изображается либо телесного цвета, как рука Богородицы, либо серебряного или тёмного.

Мнения о происхождении иконы имеются самые разные. Так, некоторые сравнивают её с изображением древних многоруких божеств или утверждают, что три руки являются напоминанием о Святой Троице. Это, конечно, не так. Как было на самом деле, с уверенностью уже никто не скажет, но до наших дней дошли три древних предания .

Об Иоанне Дамасском

Действие самого распространённого предания начинается в VIII веке. Византийский император Лев III Исаврянин объявил борьбу с иконами и поклонением всем небесным жителям. Христианские иконы приравнивались к языческим идолам и безжалостно уничтожались. Помимо этого, было потеряно огромное количество таких памятников культуры, как скульптуры, мозаики и фрески, изображения святых. Людей, которые пытались их защищать, наказывали и даже убивали.

Мансур ибн Сержун был одним из тех немногих, кто противоборствовал уничтожению икон. Будучи советником правителя в мусульманском Дамаске, он защищал святыни, так что люди могли поклоняться им. Также он писал письма и трактаты, обличающие ересь борьбы с иконами. Эти действия поддерживали христиан и очень раздражали Льва, как активного сторонника иконоборчества. Но Мансур был сыном крупного чиновника и занимал высокое положение в Дамаске, так что он находился за пределами императорского влияния.

Тогда император с помощью подданных подделал письмо, в котором Иоанн якобы предлагает ему союз для завоевания Дамаска. Письмо было отправлено Дамасскому халифу, и тот был так разгневан мнимой изменой, что тут же лишил своего министра всех привилегий да в придачу приказал отрубить правую руку и вывесить на всеобщее обозрение для предупреждения других. Святой чудом избежал смерти через повешение, но когда гнев правителя немного поутих, тот отдал мученику отрубленную кисть.

Как бы ни было истекающему кровью преподобному плохо и больно, он не отчаялся, а стал молиться о помощи перед иконой Святой Девы Марии с Младенцем. Он просил возможности продолжать труды во славу Божью. И тогда ночью ему приснилась Богородица и пообещала исцеление, а утром отрубленная кисть оказалась на месте. В память о событии остался только шрам.

Иоанн был искренне благодарен за чудо. По старинной традиции подношения святыням в знак признательности, он приделал к окладу иконы, перед которой молился, руку, отлитую из серебра. Именно такую икону потом назовут «Троеручица». Третья рука служила как бы признанием того, что вернувшаяся ему кисть – Божья милость и принадлежит не ему. Также он дал обет служения Господу и Богородице и написал благодарственную песнь, которую до сих пор можно услышать на Василия Великого.

Произошедшее чудо вразумило халифа, он признал ошибку и просил Иоанна вернуться к государственной службе. Но тот понял, что теперь его предназначением является служение Господу. Он в одиночестве отправился в Иерусалимскую лавру, взяв с собой только икону. Там он принял постриг в монахи с именем Иоанн. Днём его памяти является 4 декабря.

Икона находилась в Иерусалиме до XIII в., пока не была подарена святому Савве и перевезена им в Сербию. Когда в XV в. начались османские нашествия, чтобы попытаться защитить святыню, её передали на попечение Небесных сил. Другого способа, как возложить образ на ослика и отпустить животное, не было. Ведомое разве что только Богом животное дошло до центра православного христианства, святой горы Афон и остановилось у дверей Хилендарского монастыря, основанного ещё за два столетия до событий. Монахи взяли икону и поставили её на алтарь. С того времени и до наших дней она свято хранится и оберегается там. К ней ежегодно совершаются крестные ходы.

Хотя образ был увезён из Сербии, немногочисленные следы его почитания сохранились на близкой ему территории. Так, в храме села Каран есть удивительнейшее изображении Пресвятой Богородицы в полный рост, на котором она держит Младенца на правой руке, а указывает на него двумя левыми.

Об иконописце

Более древнее сказание гласит о том, что «Троеручица» появилась в монастыре другим способом. Художник, работавший над иконой, с удивлением обнаружил, что у написанной им Божьей Матери чудесным образом появлялась третья рука внизу изображения. Дважды он стирал эту руку, пока на третий раз ему не пришло сонное видение с Богородицей, которая велела оставить всё как есть. Художник стремился к естественности, но именно на этой иконе должно было быть отражено чудо.

Богородица и разбойники

Пусть изредка, но можно услышать и третью версию. Она гласит, что однажды молодой Марии пришлось спасаться с Иисусом от разбойников. Она добежала до реки, но чтобы быстро переправиться вплавь, ей нужны были обе руки, а она держала Младенца. Тогда она обратилась за Божьей помощью и ей была ниспослана третья рука, с помощью которой она и спаслась.

Значение образа

Положение фигур на иконе таково, что Святой Младенец находится посередине изображения на руках у склоняющей к нему голову Матери. Он делает благословляющий жест, а рука Богородицы указывает на сына, как на путь к спасению . В зависимости от положения руки немного изменяется значение.

  • Рука Иоанна свидетельствует о милости и благодати Богородицы , снисходящей на любящих Господа.
  • В иконах, изображающих руку принадлежащей Царице Небесной, её значение раскрывается в посвящённом образу тропаре. Две руки нужны для поддержания Младенца, а третья дарует покров и защиту людям . Стоит отметить, что таким способом изображения был очень недоволен Синод, так как считал его противоестественным. Был даже запрет на изображение святых с не соответствующими истине элементами.

Со временем люди поняли, что смысл «Троеручицы» в назидании необходимости служения Господу и веры в чудо . Она даёт надежду на помощь Небесных Сил в ответ на обращение к ним. «По вере вашей да будет вам».

Чудеса

Первое чудо, связанное с иконой, произошло вскоре после смерти игумена Хилендарского монастыря. Монахи никак не могли прийти к единогласному решению о том, кто должен стать новым настоятелем. И тогда Богородица вмешалась в их смуту. Однажды на утреннем богослужении монахи с удивлением обнаружили, что икона «Троеручица» пропала с алтаря и оказалась на месте главы монастыря. Уверенная, что её кто-то перенёс, братия вернула образ на место, но на следующий день он снова занимал пост игумена. Удивлённые, как им казалось чьим-то упрямством, монахи отнесли образ в алтарь и опечатали двери. Но, несмотря на это, следующим утром икона вновь оказалась на месте настоятеля.

Ситуацию разрешил монастырский затворник. В видении к нему пришла Богородица, объявившая о своём решении самостоятельно управлять паствой, в знак чего икона займёт место главы монастыря.

С тех пор эта обитель управляется Царицей Небесной . Должности игумена нет, его заменяет иеромонах-наместник. Он находится около игуменского места, которое занимает икона XIV века. Поцелуем руки на изображении испрашивают благословения на службу. Именно она, а вернее, изображённая на ней Богородица, сохраняет мир и порядок в монастырских стенах.

В связи с такой удивительной историей, для этого монастыря икона имеет особенное, великое значение, благословляет и направляет. Небесная Игуменья покровительствовала обители и защищала от вражеских вторжений. Во время русско-турецкой войны обе стороны конфликта не раз видели, как над монастырскими стенами прямо в воздухе возникал таинственный женский образ, не пострадавший ни от оружия, ни от попыток дотянуться до лика.

Также икона являла чудеса исцеления . В конце XIX века, отслуженный молебен перед чудотворной иконой, прекратил сыпной тиф в Киеве. Теперь этот образ хранится в храме Монастыря Святой Троицы. Также чудеса исцеления проявляли мощи Ионы, перезахороненные в монастыре. Паломничество к ним вылечило обожжённую кислотой руку одной женщины.

Где можно найти копии иконы

Самая древняя копия находится в Троянском монастыре Болгарии. Считается, что именно «Троеручица» защищала его, так как он никогда не закрывался, даже во времена гонений. Её руки на изображении закрыты тремя серебряными изваяниями на окладе.

В России же икону почитают с XVII века, когда её список преподнесли в подарок Московскому патриарху Никону. К сожалению, тот образ пропал, а его копия, сделанная в середине XIX века, хранится в музее. Образ был настолько необычен, что рядом с ним пришлось повесить объясняющую его происхождение табличку, чтобы не смущать прихожан. С тех пор удивительному образу поклонилось огромное количество людей, в то числе семья царя Николая II. Сейчас эту икону редко можно встретить на домашнем иконостасе. Но в некоторых храмах есть её чудотворные копии. Ниже приведены самые знаменитые из них.

  • В Московском Свято-Даниловом монастыре находится изображение XVII столетия. Образ знаменит тем, что излечил слабое зрение реставратора.
  • В Брянской области находится образ, написанный Артемием Фёдоровым и Афанасием Ивановым в начале XVIII в, прославившийся своими чудесами. Третья рука на ней была написана принадлежащей Богородице.
  • В Екатеринбургском Храме на Крови.
  • В Московском храме, названном в честь Иконы «Троеручица».
  • В Московском Успенском храме и Троицком Соборе.
  • В Трёхсвятительском, Борисоглебском и Симеоновском храмах Твери.
  • В Троицком женском монастыре Архангельска.
  • В Тамбовском женском монастыре.

Несмотря на небольшую распространённость, она творит настоящие чудеса. Вот какое большое имеет Икона Троеручица значение.

В чём помогает икона

Получить помощь через «Троеручицу» может любой истинно верующий. Чаще всего к ней обращаются для защиты семьи от врагов и вешают икону в доме. Но также к Божьей Матери обращаются и со следующими просьбами:

  • о благополучии в браке;
  • о стабильности благосостояния;
  • для помощи от болезней, особенно при увечьях, травмах, операциях, ожогах кожи, рук, ног, а также при глазных и инфекционных заболеваниях;
  • ради здоровья близких;
  • для избавления от тоски, тревоги и душевных терзаний;
  • для укрепления душевных сил;
  • для помощи и придания сил в рукоделии, ремесле (особенно хирургов) и работе по хозяйству.

Молитва

Перед иконой можно обращать молитвы к Богу и его Матери. Множество акафистов посвящено чудесному образу. Ниже приведён один из них.

«О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных раб Твоих (имена), пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная, благословенная во веки веков. Аминь».

икона Троеручица



История чудотворного образа Божией Матери «Троеручицы» тесно связана с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина. В 717 году византийский император Лев Исавр начал лютые гонения на почитателей икон. Иконы сжигали, разбивали, а их защитников предавали мукам и смерти. Лишь за пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске, еще продолжали открыто почитать иконы благодаря заступничеству святого Иоанна, занимавшего должность советника у правителя города. Однако вскоре преподобный Иоанн был обвинен императором в государственной измене и оклеветан перед местным халифом. Было велено отсечь у него кисть правой руки и повесить ее на городской площади для устрашения. К вечеру, когда утих гнев правителя, преподобный ходатайствовал перед ним и, взяв отсеченную руку, затворился в своей келлии. Святой долго и слезно молился перед иконой Божией Матери, приложив отрубленную кисть к суставу и прося Владычицу исцелить руку. В тонком сне Пресвятая Богородица явилась ему, принеся радостную весть об исцелении руки, которой он отныне должен был пользоваться для прославления имени Божия. Проснувшись, преподобный ощупал руку и увидел ее целой и невредимой. Тронутый чувством глубокой признательности Небесной Владычице за Ее милость, святой Иоанн составил благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая в позднейшей богослужебной практике стала использоваться как задостойник в литургии святого Василия Великого. Также, желая оставить память о произошедшем чуде, святой приложил к нижней части иконы, через которую получил исцеление, сделанную из серебра руку, отчего этот образ и получил название «Троеручицы».

Весть об исцелении Иоанна немедленно разнеслась по Дамаску. Вразумленный чудом халиф сознал свою вину и просил Иоанна снова взять на себя государственные дела, но святой уже решил отдать все свои силы на служение Богу. Он удалился в Лавру Саввы Освященного в Иерусалиме и там принял иночество. Туда же он взял с собой и чудотворную икону Божией Матери.

Святой образ постоянно находился в Иерусалиме до XIII века, когда в обитель прибыл святой Савва. По особому произволению Богоматери будущему архиепископу Сербскому чудотворная икона была дарована в благословение. В XV веке, во время османского нашествия, желая спасти драгоценный дар от уничтожения, благочестивые сербы вверили его попечительству самой Царицы Небесной. Икона была возложена на осла, и животное, никем не водимое, само пришло на святую гору Афон и остановилось у ворот Хиландарского монастыря, основанного в XIII веке сербским господарем Стефаном (Симеоном). Хиландарские иноки приняли образ как великий дар свыше и поставили его в алтаре соборного храма, а на место появления иконы с той поры ежегодно совершается крестный ход.

Однажды по смерти игумена братия, приступив к избранию нового, никак не могла прийти к соглашению. Смуты братии не были угодны Богоматери, и Она Сама приняла участие в их споре. Собравшись на утреннее богослужение, иноки обнаружили чудотворный образ стоящим не в алтаре, а на игуменском месте. Приписав это чьим-то тайным действиям, монахи вернули икону на место, но в следующие дни это повторилось даже при запечатанных дверях. Вскоре воля Божией Матери открылась через известного монастырского затворника, который сообщил, что в видении Богородица сказала ему Свою волю: для устранения несогласий братии Она Сама займет игуменское место Своей иконой и будет непосредственно управлять монастырем.

С того времени и до наших дней, согласно воле Царицы Небесной, в Хиландарской обители не выбирают из братии особого игумена, а только иеромонаха-наместника, заведующего монастырскими делами. Во время службы он стоит у игуменского места, где помещается чудотворная икона Божией Матери Троеручицы. Прикладываясь к иконе, братия свято веруют, что принимают благословение от Самой Богородицы, их Небесной Игумении.

Чудотворный образ не раз защищал Хиландарскую обитель от вторжения иноплеменных. В эпоху русско-турецких войн, по свидетельству самих турок, над стенами монастыря часто появлялась недосягаемая для людей и оружия таинственная Жена.

Просмотреть на карте большего размера

Видео о Хиландарском монастыре на Афоне.

Иконография

С иконографической точки зрения образ Божией Матери «Троеручицы» относится к типу Одигитрии, с Младенцем, сидящим на правой руке. В нижней части иконы, под правой рукой Богоматери, изображена человеческая кисть, составляющая часть серебряного оклада иконы. Образ Богоматери почти лишен движения: голова Ее чуть повернута к Сыну, левой рукой Она указывает на Младенца Иисуса Христа, как на Путь спасения. Голова Младенца отстранена от головы Девы Марии, но взгляд Его неизменно обращен к Матери. На задней стороне иконы изображен святитель Николай Чудотворец.

В «Путешествии на Афон» преосвященного Порфирия особо отмечается «славяносербское обличие» образов Богоматери и Младенца. Существует мнение, одним из первых высказанное Н.П. Кондаковым, что икона “Троеручицы”, хранящаяся в Хиландарском монастыре, не глубокой древности. Кондаков относит образ к XIV веку, судя по его письму и такой незначительной, но красноречивой детали, как маленькая держава в левой руке Младенца Иисуса, которая свидетельствует, по словам ученого, «о позднем происхождении иконы или о позднейшей переписке». В качестве обоснования своего мнения Кондаков приводит запись о Хиландарской Богоматери духовника и старца обители Никанора, составленную им в 1685 году. Согласно этому свидетельству, икона «Троеручицы» «сама своим мановением и чудотворением пришла есть из Богохранимаго града Скопия, иже иногда в нем Българом царствующим <…>». На основании этой записи Кондаков предполагает, что образ мог быть создан «после 1377 года, когда Хиландарцы получили в Скопии подворье»

Списки с иконы

На Руси Хиландарская икона «Троеручицы» почитается издревле. По просьбе Святейшего Патриарха Никона, 28 июня 1661 года с Афона в Москву был доставлен список образа «Троеручицы», что и послужило установлению второго празднования иконы в честь ее сретения на Московской земле. Икона была помещена Патриархом Никоном в основанный им на Истре Воскресенский монастырь, именуемый Новым Иерусалимом, откуда и стали распространяться по России списки иконы. Многие из них были прославлены чудотворениями и потому стали особо чтимы в народе.

По причине многочисленности чудотворных списков с хиландарской святыни здесь не могут быть приведены их пространные описания.

Видео об иконе Богородицы «Троеручица»

Фотографии и изображения в порядке появления: Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ;

Святая икона Божией Матери Троеручица обрела всемирную славу благодаря великому светочу веры православной Иоанну Дамаскину. Богоматерь помогает всем христианам, верующим в Ее силу.

Дева Мария изображена с Младенцем на руках, Ее глава немного наклонена к головке Сына. Иисус взирает пред собой, а Его десница сложена для благословения. Внизу образа изображена кисть правой руки, указующая на Мессию. Тем самым Свыше нам дано понять, что через Иисуса и веру в Него мы получим Спасение, конечно же, если сами возжелаем этого.

История святого лика

В 717 году Византией управлял Лев Исаврянин, отличающийся особой жестокостью по отношению к православным христианам. По его указанию было вероломно уничтожено множество икон и реликвий. Проповедников православия зверски мучили и предавали смертным страданиям его воины. В то время в мусульманском граде Дамаске проживал будущий святитель Иоанн Дамаскин. Он работал в должности советника городского правителя и был высоко почитаемым горожанином.

Читайте о других святителях православной церкви:

Икона «Троеручица»

Злые языки устроили заговор против него и обвинили в измене. Он был оклеветан перед халифом, который в качестве наказания приказал отсечь Дамаскину кисть правой руки и повесить ее на всеобщее обозрение на городской площади.

Жест устрашения народа был устроен для того, чтобы каждый знал, что так и будет с тем, кто посмеет предать государство, правителя и свой народ.

Вечером, в день совершения увечья, бывший советник упросил халифа разрешения забрать свою кисть и уединился в келье. Иоанн горячо молился перед Троеручицей. Он умолял Матерь Божию о врачевании руки, приложив ее к суставу и к иконе. В сонном видении ему явилась Сама Дева Мария и известила о совершенном Ею врачевании. Она указала, что «новая» рука будет служить во Славу Божию и славить Имя Христово.

Проснувшись, Дамаскин лицезрел свою руку, которая была целой и невредимой. Преподобный решил увековечить произошедшее с ним чудо и к образу Троеручицы приложил отлитую из серебра десницу. Так и явилась миру икона Богородицы с третьей кистью внизу.

Весть о явленном чуде донеслась до халифа. Поняв, что Иоанн был оклеветан, он предложить снова занять должность главного советника, но святитель отказался. Забрав вещи и икону, он удалился в Иерусалим и принял иноческий постриг.

Во времена нашествия османских войск на Иерусалим, христиане особо опасались за судьбу Святого Лика, дабы он не пострадал во время битв и не был уничтожен.

Его судьбу было решено доверить Самой Царице Небесной . Икону водрузили на осла и отправили его в путь без сопровождающего. Ни кто не знал, каким путем пойдет животное. Но осел неведомой силой был направлен в самое сердце монашества - на Святую гору Афон. Он самостоятельно остановился у врат Хиландарского монастыря, основанного святым Симеоном в XIII веке. Монахи благоговейно приняли Дар и установили его на храмовый алтарь.

Икона Божией Матери «Троеручица»

Однажды в обители отошел ко Господу игумен и пришло время выбирать нового настоятеля. Назрел сильнейший раздор, в котором подвизались иноки разных национальностей и каждый из них хотел, чтобы новоявленный игумен был их нации. Но во время вечернего богослужения братия монастыря услышала величественный глас, исходящий от иконы Богородицы. Матерь Божия указала, что Она Сама будет игуменией обители. Но монахи не придали услышанному значения, а утром, войдя в храмовый зал, они не нашли Лик на привычном месте. Он возглавлял игуменский престол. Убрав икону на прежнее место, на следующий день она вновь оказалась на игуменском престоле. Только тогда иноки поняли, что на то была Святая Воля Царицы Небесной.

И по сегодняшний день Троеручица покоится на игуменском месте в Хиландаре. Настоятель до сих пор здесь не выбирается, назначают лишь про-игумена, который занимается решением хозяйственных вопросов. Иноки каждое утро благословляются у Пречистой на исполнение послушания. А Она, в свою очередь, покровительствует каждому послушнику.

Значение иконы

Сидящий в материнских объятиях Иисус Христос благословляет своей десницей каждого, находящегося пред Ним.

Значение Троеручицы велико - Богородица пытается донести до каждого из нас путь ко Спасению и его великий смысл.

Современная икона «Троеручица»

Рука Иоанна Дамаскина свидетельствует, что под водительством Царицы Небесной и по Ее Велению, каждый, кто отдал свою жизнь на служение Богу, найдет Спасение.

Чудесная помощь и правила моления

Множество чудес по всему миру произошло от чудотворной иконы. Она исцеляет травмы и увечья, врачует глаза, ноги, руки, изгоняет тоску, тревогу, депрессию, защищает от недругов, способствует достижению духовного и материального благополучия.

Главное условие молитвы - искренняя вера, чистое сердце и добрые помыслы.

Совет! После получения просимого нужно помнить о благодарении Богоматери . Если же просимого так и не удалось дождаться, то нужно не роптать, а чистосердечно осознать свою греховность и неразумие.

Моление

В храме после совершения Литургии служатся молебны. Тем самым можно заказать молебен перед иконой Божией Матери Троеручица. На протяжении этого особого богослужения священник и прихожане просят Деву Марию о даровании милости и благодарят за дарованные блага.

Еще о практике церковной жизни:

    1. Необходимо на специальном бланке написать наименование богослужения, а ниже перечислить имена крещеных в православии людей, желающих вознести мольбу к Царице Небесной или обратиться к Ней с благодарением.
    2. Имена должны быть написаны в родительном падеже и отвечать на вопрос «от кого?» - Марии, Екатерины, Анастасии, Димитрия, Сергия, Николая.
    3. В записках не нужно указывать фамилию, отчество, должность. Допускается указать перед именем для болящего человека «бол.», для монашествующего «мон.», для беременной «непр.» (непраздная), для священнослужителей допускается указание сана, для детей до 7 лет «млд.» (младенец), для отроков от 7 до 14 лет «отр».
    4. Все имена должны быть указаны в православном написании: Димитрия, Сергия, Иоанна, Дионисия, Иулиании, Татианы, Аполлинарии, Елисаветы.

    Перед чудодейственным образом верующие возносят прошения Богородице, умоляя о Ее предстательстве. Троеручица - это защитница каждой страждущей души. Она помогает всем, кто верит в святость образа и исходящие от него чудеса.

    Посмотрите видео об иконе Троеручица

Икона «Троеручица» имеет важное значение в православной вере, поскольку она является чудотворной. Празднование этого образа происходит 11 и 25 июля. Относят икону к типу «Одигитрии», а изображена на ней Богородица с Богомладенцем, который расположен на ее правой руке. Отличительная деталь – под правой рукой Божьей Матери внизу находится изображение человеческой кисти. На некоторых списках Богоматери приписывают третью руку ей. Основное значение иконы Божьей Матери «Троеручица» основывается именно на отсеченной руке, которая свидетельствует о том, что люди, которые служат Богу, могут получить спасение.

В чем помогает икона «Троеручица» и ее значение

Для начала поговорим об истории возникновения этого образа и связана она с преподобным Иоанном Дамаскиным. В какой-то момент его стали обвинять в измене государству. Император приказал отрубить правую кисть и повесить его на площади, чтобы испугать других людей. Иоанна помиловали, и он долгое время слезно просил возле иконы Богоматери, чтобы Высшие силы помогли восстановить руку. Однажды ночью Дева Мария явилась преподобному Иоанну и сказала, что его молитвы услышаны, и рука его исцелена. С тех пор он должен был использовать руку, чтобы прославлять Бога. Именно это событие и стало предпосылкой явления миру иконы «Троеручица».

Одно из наиболее важных значений Пресвятой Богородицы «Троеручица» связано с ее защитными способностями. Ее размещают дома, чтобы уберечь семью от различных проблем и негатива. Этот образ Божьей Матери помогает людям получить надежду и поддержку в сложной ситуации. «Троеручица» считается покровителем людей, которые занимаются ремеслом. Особое значение икона Богородицы «Троеручица» имеет для людей, которые чем-то больны. Помогает образ исцелиться, а также молитвы перед ним способствуют выздоровлению близких людей. В истории известны случаи, когда мольбы перед иконой помогали спасти огромное количество людей от тифа и других серьезных болезней. Стоит заметить, что образ исцеляет не только от физических недугов, но и от душевных. Богоматерь помогает женщинам, которые молятся о хорошем муже или же желают сохранить и укрепить уже имеющийся брак.

Важно сказать о том, что на помощь «Троеручицы» может рассчитывать только тот человек, который отдает свою и верит. Чудотворным считается не только оригинал этого образа, но и многочисленные списки, расположенные в разных храмах.

Loading...Loading...