'Чур' как защита от нечистой силы. Чур - это что такое? Значение слова "чур"

Чур чур, неизм … Орфографический словарь-справочник

Междом. 1. (обычно в сочетании со словами: „меня“, „нас“). устар. Возглас, означающий запрет касаться чего л., совершать какое л. действие (в заклинаниях против «нечистой силы», в играх и т. п.). Так что же опасного? я скажу: «Наше место свято:… … Малый академический словарь

ЧУР, межд. (разг.). 1. Возглас, означающий запрет касаться чего нибудь, переходить за какую нибудь черту, за какой нибудь предел (в заклинаниях против нечистой силы, в играх и т.п.). Чур! здесь дом! (в игре). «Чур! наше место свято.»… … Толковый словарь Ушакова

Чур может означать: Чур междометие. По некоторым данным восходит к имени славянского бога родового очага. Чур село в Якшур Бодьинском районе Удмуртии. Чур аул в Туркменском районе Ставропольского края. Чур пассажирская и… … Википедия

Не касайся меня, не касайся, не тронь Словарь русских синонимов. чур меня нареч, кол во синонимов: 8 боже упаси (1) … Словарь синонимов

Межд. Разг. = Чур. Чур чура, не обижаться. Чур чура я не вода! … Энциклопедический словарь

ЧУР, межд. (разг.). 1. Возглас (обычно в детских играх), к рым запрещают касаться чего н., переходить за какой н. предел [первонач. в заклинаниях, где слово «чур» обозначает границу, межу]. Ч. меня! 2. Возглас, к рым требуют соблюдать какое н.… … Толковый словарь Ожегова

чур-чура - чур чур а, неизм … Русский орфографический словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Чур (значения). Чур (цур) междометие. По некоторым данным, оно восходит к имени славянского бога родового очага, оберегающего границы земельных владений. Такое понимание было популярно среди … Википедия

У этого топонима есть и другие значения, см. Чур (значения). Аул Чур Страна РоссияРоссия … Википедия

Книги

  • Чур и другие странные истории , Георгий Вирен. В его новой книге собраны работы разных жанров - фантастика, мистика, притчи, психологическая и ироническая проза. Читатель найдет в ней драматизм и юмор, жесткий реализм и романтику, быт и…
  • Чур, не игра! , М. Бременер. В книгу входят избранные произведения писателя: повести "Передача ведется из класса", "Присутствие духа" и рассказы. Они охватывают и довоенные годы, и годы борьбы советских людей с…

Многие люди, с детства, до сих пор, частенько употребляют это слово, ставшее междометием. Кто не восклицал - "Чур меня!", или не говорил, договариваясь - "Чур, пополам!" или "Чур мое!", а играя - "Чур, не я!" "Чур, не мне водить!" . Такое с детства знакомое "Чур", откуда оно?

У слова "чур" следующая история.
Известный исследователь славянской мифологии А. Н. Афанасьев в своей работе "Поэтические воззрения славян на природу" (1868) говорит: "Белорусы до сих пор рассказывают, что у каждого хозяина есть свой Чур - бог. Оберегающий границы его земельных владений; на межах своих участков они насыпают земляные бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не посмеет разрыть из опасения разгневать божество".
В речи древних славян "чур" означало также: предел чего-нибудь, граница, межа. Отсюда слово "чересчур", то есть чрезмерно, не в меру, за пределы.
У возгласа "Чур меня!" есть и другой смысл. По суеверным представлениям, этот возглас ограждал от "нечистой силы". Стоило при приближении "нечистой силы" воскликнуть "Чур меня!", как нечистая сила отступала, не смея касаться сказавшего эти слова, не смея переступить за какую-нибудь черту, за какой-то предел - например, за кочку на болоте, где стоял человек, произнесший это заклинание, и т. п.
Слово "чур" утратило теперь свой первоначальный смысл, превратившись в междометие.
В нашей речи возглас "чур!" означает требование соблюдать какое-нибудь условие, какой-нибудь уговор. Например, двое нашли что-нибудь. Чтобы не было разногласий - чья находка, кричат: "Чур, пополам!" или "Чур мое!"
Возгласом "чур!" ограждают себя от чего-нибудь. Например, при какой-нибудь игре кричат: "Чур, не я!" "Чур, не мне водить!"
От слова "чур" образовалось слово "чураться", имеющее два смысла: произносить "чур", "чур меня", ограждая себя от кого-нибудь или от чего-нибудь, например в играх, и в смысле - боязливо сторониться, избегать кого-нибудь или чего-нибудь. (инф. от "школа Бакай")

Во власти Чура находится ПОНЕДЕЛЬНИК .
Понедельник находится во власти Чура - бога, оберегающего имущество и контакты между людьми. В этот день как никогда чутко слушайте голос вашей интуиции, она подскажет вам верный путь в общении с компаньонами, другими деловыми людьми, помогая избежать многих опасных конфликтов. Не нарушайте своих традиций и не изменяйте привычный ход событий, ибо понедельник - это день успешного завершения денежных дел. Бог Чур не любит эксперименты, поэтому в этот день они могут вам дорого стоить.
Чтобы оградить себя от финансовых неприятностей и получить деньги, утром в понедельник прочтите три раза заговор:
«Чур мне, чур меня, чур мое».
Думайте в это время о своих делах, страстно желайте, чтобы денежные проблемы решились в вашу пользу. Повторяйте заговор в течение дня много раз, зовите Чура и не скупитесь на эмоции. Тогда у вас и дело сладится. (магия славян)

Таким образом соприкоснулись с божеством среднего уровня бог Чур (он же Род) , воплощающее целостность замкнутых небольших коллективов. Чур — строгий бог, охраняющий человека и его добро, клады или находки от темных сил. Для этого было достаточно сказать: «Чур, моё!».
Бог Чур всегда охранял не только человека и его добро, но и его мысли.
При возникновении опасности от людей, занимающихся темным колдовством, необходимо сказать: «Чур, меня!», тем самым попросить великого Бога оберегать.
Как знать, быть может до сих пор, незримо, Чур оберегает каждого из нас при его упоминании - ЧУР! ЧУР СО МНОЙ! ЧУР С ВАМИ! ЧУР МЕНЯ! ЧУР ВАС!


Смысл и назначение чура - быть проводником Божественного, причем двусторонним. В этой статье мы расскажем вам о том, почему неоязыческие чуры не выражают суть русских Божеств, и как это можно исправить.

Тема создания чуров Русских Богов началась с того, как один товарищ из нашего круга после успешного проведения нескольких городских мероприятий по русской традиции захотел водрузить чур на месте основания г. Томска (Воскресенская гора). Ко мне поступила заявка от него о создании эскиза, поскольку с резчиком вопрос уже был решен и деньги, похоже, уже тоже были собраны.

Для меня тема эта была новая, хотя я был уже погружен в свое время в символику и иконографию Православной и Индуистской культуры. Обе культуры выделялись особым богатством создания художественных форм Божественного. И, зная тонкости и законы, по которым эти формы слагались, я понимал всю ответственность создания совершенно нового направления.

Многие скажут, что искусство создания чуров достаточно древнее. Но, у нас не сохранилось школы и не было передачи традиции. Конечно же, интернет изобиловал фотографиями работ нового поколения мастеров исконного языческого направления, но все это - новодел. И среди просматриваемых образцов очень сильно бросалось в глаза то, что все эти поделки совершенно были далеки от воплощения Божественности. Для меня, искушенного в созерцании совершенных форм Божеств Индуизма и взлелеянного душевным светом и теплом Русской иконописи, созерцание чуров неоязычества было просто мучительным. Мало того, что Божественного в принципе не проскальзывало в этих ликах, более того - они выражали зачастую жуткую агрессию или, в лучшем случае, жесткую суровость и на худой конец дремучую беспробудную печаль.

За державу, конечно же, было обидно. Причем первые мастера, задав эту волну, очень хорошо отрезонировали на этническом подсознательном. И эта печальная агрессия вкупе с дремучей суровостью буквально множилась и тиражировалась во всех ликах, за исключением самых примитивных форм, в которых вообще отсутствовало какое-либо настроение или передача смысла.

И вот с этим надо было как-то бороться. Надо было и в струю попасть, и с каким-то новозарождающимся каноном в созвучие войти, и в то же время Божественную струну не потерять. Ибо смысл и назначение чура - быть проводником Божественного , причем двусторонним.

Конечно, можно возразить, что, типа, чур - это абстракция и при обращении к Божеству мы, конечно же, обращаемся не к чуру и, соответственно, совершенно не важно какой он, типа, он просто точка в пространстве, которая обозначает координату взаимодействия человеческого и Божественного.

Согласен. Многие образы в иконописи тоже не блещут художественностью форм, но там есть четкий канон, который работает. Здесь же на почве вновь возрождаемой культуры таких канонов устоявшихся нет, как нет и канонических форм, наработанных веками духовными школами. Поэтому упор должен быть либо на содержание формы, либо на ее высокий с художественной точки зрения Образ. А еще лучше, чтобы было и то, и другое. Потому как мы стоим у истоков возрождения и то, что мы создадим сейчас, в последующем на это будут смотреть как на канон, и созданное будет вдохновлять и воодушевлять на поднятие духовного совершенства понимания Русской Божественности. Короче, те, кто полагает Начало - на тех ответственность за дальнейшее развитие всей культуры.

Вот с такими мыслями я и приступил, не смотря на то, что начало уже давно было положено до меня и, не смотря на то, что это начало меня совсем не устраивало. Ибо оно ничуть не возвышало Дух, а пробуждало сугубо нижний эмоциональный план, и этим самым низводило всю высоту моих духовных предков до уровня бытовой эйфории.

При создании Образа я, прежде всего, должен был пережить состояния единства с теми Божествами, образы которых я должен был воплотить. Естественно, этому предшествовали магические и теургические ритуалы жертвоприношений этим Божествам и формы их присутствия я знал. Но! Перевести касание Божественного плана и закристаллизовать богатство тонкого плана в простом образе - это задача многоуровневая. С одной стороны, я знаю технику переноса энергетического шельта на материальный предмет, но, с другой стороны, чур резать буду не я. С одной стороны, я способен визуализировать образ тонкого мира, но материал, на который он ляжет, может повести себя как угодно. Много «но».

И так, решая эти «но», я решил упростить задачу. Создать простой канонический образ, который бы максимально мог вместить в себя многоуровневость Божеств и в то же время быть не перегруженным. И просто на время изготовления чура удерживать свой духовный луч на изготовителе чура, так, чтобы он мог испытывать состояние Благости присутствия Божества и в этом состоянии чтобы хоть как-то улеглась на материал отливка лика Божественного.

Первый чур был Световит . Это четырехликий чур. Он объединяет в себе Свет всех основных Божеств - хранителей сторон света. Северный и Южный полюса держали Велес и Перун , Восток встречал Творец Сварог , и Запад хранила Мокошь . Самые яркие и вполне понятные Русскому сердцу Божества. Самые участливые во всех его жизненных перипетиях. Надо сказать, что душа резчика легко вошла в это состояние через свой Родовой канал. По моим ощущениям было видно, что он очень хорошо понимает землю на которой он живет и чур получился подобный монументу Божественной славы географического центра Евразии. Каждый лик светился доблестью и характером своего Божества, весь чур гудел как звук Единой струны. Когда его установили на горе, то освещение ликов практически шло само собой, словно по велению Божеств, ну так оно и было.

1. Лик Велеса.

2. Лики Велеса и Сварога.

3. Лики Велеса и Мокоши.

4. Лик Сварога.

5. Лик Перуна.

6. Лики Перуна и Мокоши.

7. Лик Мокоши.

8. Лики Мокоши и Велеса.

Резчик перед изготовлением основного чура вначале сделал макет, и вот макет еще как-то был окутан духом седой древности в обаянии своей простоты, но сам же основной чур, в отличие от макета, нес в себе ощущение неделимой Вечности существования Русских Божеств. После он еще сделал макет для меня, вольную копию для дистанционной связи с основным.

Позже мне заказали чур Перуна московские жрецы из Кремля В. Сундакова. Здесь, ощущая всю ответственность за чудо, стоящее в центральном месте паломничающих русов, я сделал упор на проработку формы и художественное исполнение эскиза. Попытался найти резчика альтернативного, но не срослось. Человек просто начинал воплощать себя и снова скатывался все к тем же понятиям агрессии и даже опустился глубже - в демонические пространства. В конечном итоге у него получился какой-то джин увешанный холодным оружием, хотя тот альтернативный резчик был из числа лучших в Томске, и был полностью в теме и воинских искусств, и русских традиций.

Просто у людей напрочь отсутствует чувство и понимание божественного, и Божество лепят по образу и подобию своего загнанного в угол безысходности психического состояния. И, все-таки, снова пришлось вернуться к предыдущему резчику. На этот раз отработав форму и эскиз, и описав словами, что и как, я так же передал эскиз через того же товарища. Но на сей раз я свой луч не настраивал на резчика, а просто передал мыслеформу, мне важно было, чтобы он сам сел на ту волну, которую он поймает из коллективного бессознательного. И да, он хорошо срезонировал с тем, что именно нужно было москвичам, именно с тем, чтобы они смогли понять в своих чувствах на данный момент.

Мы как бы пытались прорываться из дебрей коллективного подсознательного к чему-то хотя бы на ступень повыше по вектору Русского гения духовности. Он изготавливал большой макет под дальнейшую задумку 5-6 метров. В художественном плане чур был впечатляющ, но вот в передаче тонкого плана Божества чур все-таки по статусу соответствовал уровню воина, охраняющего границы своей Родины. Это далеко не уровень Божества, а уровень максимум служебного элементала. Чур явно выражал эмоциональный накал. Но я был рад уже тому, что это не была та «каноническая» агрессия и беспробудная суровость чуров неоязыческой волны. Эмоции этого чура были более изысканы и стройны и вполне были в духе Советского военно-патриотического реализма. Но это не было Божество по моим представлениям, чур не пробуждал духовного предстояния перед величием Перуна, Бога Небесного Закона прежде всего и Небесного воинства, как вытекающего из первого. Но именно Бога, а не вояки и не истового исполнителя сего Закона. А эти вещи нужно различать.


Наверное, многие помнят своё детство, подвижные игры и возгласы – чур, я в домике! Чур, я первый! А от взрослых порой доводилось слышать: "чур, меня!"

Лично я тогда и не задумывалась, что это за возглас, откуда он пришёл и что значит. И даже была удивлена, узнав, что Чур, это древнеславянское и что 27 июля отмечается основной славянский праздник в честь бога Чура.

Так кто же он?

Оказывается, Чур, покровитель границ и домашнего очага, он хранит обычаи рода и охраняет частную собственность.

В. О. Ключевский писал: «Обоготворённый предок чествовался под именем чура, в церковнославянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур… Предание, оставившее следы в языке, придаёт Чуру значение, одинаковое с римским Термом, значение сберегателя родовых полей и границ».

По преданиям, Чур, является внуком Сварога и Лады, сыном Пелена, или Оберега. Под его покровительством и охраной были границы поземельных владений.

В старину земледельцы на межах своих участков насыпали земляные бугры, огораживали их частоколом, это ограждение считалось неприкосновенным, и никто не смел его переступить, и тем более срыть, под страхом вызвать гнев охраняющего его божества.

Позднее стали ставить на границе своего участка крупные камни или стволы деревьев на незначительном расстоянии друг от друга.

В специальную яму, вырытую здесь же, клали горячие угли, хлебные зерна, испечённый хлеб, лили мёд и вино.

По преданиям Чур не только охранял границы, но и иногда показывался в местах освящения родовых границ.

Чура боялись не только недобрые люди, желающие захватить чужое, но и .

Позднее на межах стали ставить изображение самого Чура. Бога вырезали из брёвен, рядом ставили и свои семейные знаки, чтобы все видели и знали, кому именно принадлежит земля и кому покровительствует присутствующий видимо или невидимо Чур.

Порубежный камень называли так же – Куммиром.

В специально установленные для дни глава семейства по этой черте, обходил владения рода, пел гимны и приносил дары божеству.

Этот ритуал сохранялся и в более поздние времена.

У межевого камня выкапывалась яма и в день Чура приносилась треба вином, мёдом, молоком.

На праздник Чура нельзя было уходить далеко от дома, даже работать можно было только у себя во дворе, тем самым отдавая дань почитания Чуру.

Чуру подчиняются и все домовые. Поэтому, ставя блюдечко с молоком для домового или угощая его кусочком пирога, наши предки оказывали этим уважение и самому Чуру.

По древней славянской легенде когда-то давным-давно Велесово войско защитников нашего мира разделилось на две части.

Половина этого войска осталась на небе, а вторая половина спустилась на землю, чтобы помогать людям, защищаться от всевозможных бед. Среди тех, кто спустился с неба был и бог Чур.

Когда Сварог создал землю, он поручил своему внуку Чуру разделить её между людьми. И вот, когда Чур появился перед людьми, они стали кричать – «Чур, мне! Чур, моё». И с тех пор они не могут успокоиться и всё выкрикивают эти фразы.

Чур раздал людям наделы земли и повелел выстрогать из деревьев бревна, которые обозначили бы границы каждого землевладения. Передвигать эти брёвна и захватывать чужую собственность он запретил под страхом своего гнева.

Говорят, что сначала люди боялись божественного гнева и эти брёвна называли Чурами. А потом потеряли страх, стали отнимать землю у ближних и дальних, а знаки, что называли Чурами, стали называть чурками.

Но, как говорят предания, бог Чур никуда не делся, этот строгий небесный хранитель по-прежнему хранит Рубежи и Межи и пишет в свою небесную книгу имена всех нарушителей.

Вот только со времён сотворения земли и раздачи её в собственность расам и родам прошло так много времени, что стёрлись не только порубежные межи, но и все неприкосновенные границы и никто не знает, переступает он их или нет. И где теперь стоит Куммир, ведает, наверное, только сам всеведущий Бог-Охранитель.

Поэтому перейдём от границ земельных к границам духовным. Ведь Бог Чур охранял не только имущество человека, но и его самого от тёмных сил, лихих людей и всего недоброго.

Для того чтобы заручиться защитой Чура, достаточно, по словам парапсихологов и сейчас только произнести вслух: «Чур, меня!» то есть «Чур, оберегай меня!». И он охранит от недобрых помыслов, от чужих злых и завистливых мыслей, от сплетен, чёрного глаза и прочих тёмных энергий.

А если дело касается имущества, то «Чур, моё!».

http://bogislavyan.ru


Года два назад моя знакомая жаловалась мне, что её соседи по дачи постоянно, то забор её сдвинут, то кур своих на её участок пустят, то помои выльют прямо под забор. Я тогда рассказала ей про Чура и она, отчаявшись, попросила знакомого вырезать ей из бревна фигурку, назвала его Чуром и поставила возле забора.

Не знаю, совпадение это или ещё что-то, но соседи рядом с её забором на расстоянии метра поставили ещё один забор, посадили ещё там живую изгородь, и теперь она оказалась избавленной от их посягательств. А фигурку Чура она ходит и лелеет и благодарит за охрану.

Но, как оговариваются маги, помогает Бог-Охранитель Чур тем, чьи собственные помыслы чисты, кто не занимается колдовством, не желает зла ближнему своему.

Однако, как говорят мудрые люди, в экстренных случаях при возникновении какой-либо опасности, обратиться к Великому Богу-Охранителю могут все и зачураться, сказав: «Чур меня, Чур!» Говорят, что он не отказывает.

Древние старики говорили, что Чура боятся и черти, и мелкие бесы, и земные злодеи. Просто в последние столетия редко кто обращается к нему за защитой. В древности же без Бога Чура не проводился ни один обряд очищения и защиты.

Думаю, что при желании и сейчас можно уважить Чура и 27 июля, если не надо спешить на работу, посидеть дома.

Тем, кто живёт в частном доме проще задобрить бога хранителя. Например, положить угощение на границе своего участка. Маги советуют оставлять кашу, завернув её во что-то тёплое, чтобы она не остыла до полуночи. Чур не откажется от молока, мёда, хлеба. Можно вырыть яму и всё положить туда.

Правда, соседи могут неправильно понять проведение ритуала. Наверное, самое простое угостить домового, а уж он передаст Чуру.

В старину на семейные праздники ставили угощение не только членам семьи, но и Чуру.

А каждые 12 лет по старинным поверьям хозяин земельного участка должен выражать Чуру своё особое почтение и благодарность за защиту и покровительство.

Интересно, что Бог Границы был не только у славян. Так у древних римлян богом границы был Термин. В честь этого бога и незыблемости границ устраивался праздник - Терминалий. И проходил он 23 февраля.

А славянский Чур хоть и подзабыт нами, всё-таки остался в нашем языке.

Например, в слове вычурный.
Из уроков истории мы помним, что князь Святослав говорил – «Иду на Вы!»
Вот и получается, что вычурный – за границами Чура. То же самое и со словом – чересчур – смысл – это переходит все границы.

Слово – чураться – отгораживаться, проводить границу между чем-то или кем-то и собой, оберегать себя.

Пусть в нашей жизни будет поменьше того, чего нам пришлось бы чураться и путь нас всегда бережёт и хранит Бог-Охранитель Чур.

27 липня (26.07) праздник Чура — Бога оберегания, охраны собственности, сторожа РОДовых обычаев, покровителя границ, домашнего очага. Славяне вспоминают своих чуров-пращуров, чтобы заботились о нашем хлебе, хранили не только наши снопы, но и нашу Русь и многовековую великую культуру. В этот день Чуру приносится треба молоком. У межевого камня выкапывается яма и туда выливается молоко. В праздник Чура нельзя работать вдали от дома. Хозяин должен обязательно находится у себя во дворе, тем самым почитая Чура.


Чур у наших предков-язычников он был божеством не самого высокого ранга, однако имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался покровителем и сберегателем границ поземельных владений.

На межах своих участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество. Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить ее своевольно. В определенные дни глава семейства обходил владения по этой черте, гоня перед собою жертвенных животных, пел гимны и приносил дары божеству; здесь же, на некотором расстоянии друг от друга, ставились крупные камни или древесные стволы, носившие названия термов. В яму, в которой утверждался терм, клали горячие угли, хлебные зерна, караваи, плоды, лили мед и вино. Здесь все было подвластно Чуру, и место, где он главенствовал, а порою и показывался, получало таинственное освящение, и потому за черту родовых владений не дерзали переступить враждебные духи.

Позднее на межах начали ставить изображение самого Чура.

Несмотря на грубость работы и ничтожность того материала, из которого вырубались, они почитались священными и неприкосновенными. На полях, отвоеванных у дремучих лесов и необозримых степей, Чур оберегал границы владений разных хозяев, удерживал дерзких к своевольных нарушителей, останавливал чужую разгулявшуюся соху, тупил расходившийся топор.
Олицетворяли Чура в деревянном изображении, имевшем форму кругляша, короткого обрубочка толщиной в руку. На. нем вырезались условные знаки, обозначающие владельцев того или иного участка земли. Такие обрубки сохранили древнее название свое в известных словах, уцелевших до нашего времени: чурбак, чурбан, чурка,
чурбашка.

Когда великий Дый создал землю, повелел он одному из богов — его звали Чур — наделить людей угодьями. Вот прилетает Чур в какую-то местность к жилью человеческому, ведет толпу людей к роще или долине и вопрошает:

— Эти угодья — кому?

А в ответ ему наперебой раздаются десятки голосов:

— Чур, мне! Чур, мое!

Тогда велит бог вытесывать чурбаки и вбивать их в землю на границах владений, дабы не было впредь споров и междоусобиц.

С той поры мы и говорим, подобно нашим предкам:

— Чур, мне! Чур, мое!

Также Чур охранял человека и все его добро от нечистой силы: как житель проезжих - прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав: "Чур меня!", то есть попросить:
"Чур, побереги меня!" Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное, зачурай его: "Чур тебе на язык!" — и злое пожелание не сбудется. Ну а найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: "Чур, мое!" — и добрый древний божок побережет твою находку только для тебя одного.

Один из ключевых богов Славянского пантеона, чье истинное значение уничтожено христианской традицией и может быть восстановлено лишь частично по обрывкам былин и пословиц. Корень «чур» в Русском языке известен хорошо. Деревянными чурбаками обозначались границы племенных и родовых владений. В первобытном сознании Славян они получали магическое значение и кратко именовались «чурами». В словаре В.Даля это означает грань, граница, рубеж, межа, край, передел, мера (наречие чересчур, т. е. «сверх меры», еще недавно писалось «через чур» ). Еще более архаичен заклинательный смысл слова «чур», когда с его помощью пытались отвести нечистую силу: «Чур, меня!», «Чур-чура!», «Чур, не я!» К Чуру обращались и как к божеству меры и справедливого дележа: «Чур, пополам!», «Чур, вместе!» и т. п.

В настоящее время Чур известен как Бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ, целости, оберегания, домашнего очага. В его обязаности входила охрана межей, границ земельных да и вообще границ. Чур охранял родовые и племенные владения, и нечистые силы не могли переступить их границы. На межах, границах своих владений наши предки ставили истукана с вырезанными на нем символическими родовыми знаками, считавшимися священными. Чур охранял человека от всякой «порчи» , «Нечистой силы».
Однако менее известно, что Чур — одно из немногих сохранившихся имен древнего славянского бога, функции которого в точности соответствовали греческому Гермесу. П.А.Бессонов ((4 (16) июня 1828, Москва, Российская империя — 22 февраля (6 марта) 1898, Харьков) — русский филолог-славист, фольклорист, издатель сборников болгарского, сербского, русского фольклора. Принадлежал к «западнорусскому» историческому направлению.)совершенно точно указывал на несомненный факт сходства между русским заклинанием при объявлении личных прав на находку или добычу — «Чур, вместе» — и его древнегреческим смысловым эквивалентом, дословно переводимым как «Гермес общий!» По мнению специалистов-филологов, «слово «чур» у восточных славян и болгар означало penis, что равнозначно истинному первоначальному смыслу итифаллического культа Гермеса». В Древней Греции точно так же устанавливали пограничные и путевые столбы, так называемые гермы.

Loading...Loading...