Едим в Петровский пост: рецепты от протоиерея Владимира Вигилянского.

Какого числа будет Петров пост в 2016 году? В чью честь он назван? Какова история его возникновения? Всё это и многое другое читайте в нашей статье.

Возникновение Петрова поста

Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Апостольский или Петров пост, в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский ? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел –злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е.Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. – М., 1882. Сс. 151-152).

Статьи о Петровом посте

Королевская трапеза на Петров пост

Петропавловский пост: что позволительно и что полезно

Нелюбимый Петров пост

Петров пост: кто мы друг другу?

Петров пост: статьи, проповеди, материалы о Петровом посте

Вопросы и ответы о Петровом посте

Какого числа Петров пост в 2016 году?

Когда был установлен Петров пост?

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: “После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти”.

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: “Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище”.

Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы?

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,- один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: “Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер. 31,31-34).

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

“После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий.- За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви”. Далее св. Лев Римский пишет: “Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом.

Бл. Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, “потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Cвятого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов”.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными?

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.
Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды “Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил” (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сколько длится Петров пост?

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: “За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан”.

Петров пост: что можно есть?

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно – по средам и пятницам – воздерживаться от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Как провести Петров пост?

Протоиерей Игорь Пчелинцев:

Наступает православный Петров пост, по-другому его еще называют пост апостольский. Мы знаем, что он заканчивается праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Мы знаем, что это пост летний, не такой строгий, как Великий или Успенский, что в это время уже появляются первые свежие овощи, поэтому этот пост в целом легкий. Но, к сожалению, для многих православных христиан этим и заканчиваются смыслы Петрова поста.

Попоститься - вот отгуляли Пятидесятницу, наелись скоромного, можно теперь и поговеть. Надо причаститься, поисповедоваться, ну как положено в посты. А для некоторых как и нет этого поста, ну, говорят - «не Великий же пост, нам некогда (нет сил, времени etc.) поститься «все время».

Думается, что было бы гораздо логичнее посвятить время этого поста осмыслению апостольства в Церкви. Даже так - посвятить деятельному осмыслению.

Прошу понять меня правильно. Было бы слишком дерзновенно взять на себя без благословения апостольское звание, равноапостольных святых не так много в Месяцеслове. Но, тем не менее, каждый христианин все равно должен быть служителем Слова Божия. Слово Христово, сказанное апостолам при Вознесении: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь » (Мф.28:19,20) – определило главную апостольскую задачу.

Бог послал Святого Духа апостолам, чтобы они несли весть о воскресении во все концы мира. Через апостолов это послушание установилось в церковной иерархии - у епископов и священников. Епископ и священник, живущий во Христе, старающийся это делать может искренне повторить за Апостолом: «Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! » (1Кор.9:16); Но это не слагает с мирян обязанности иметь послушание благовестия. Особенно у православных христиан. И очень хорошо, если проверить свои силы мы сможем в течение поста, который в Церкви назван Апостольским.

Я бы выделил в этой задаче два основных направления - апостольство внутреннее и апостольство внешнее (прошу не судить категорично за терминологию - слова могут быть и другие, если кто-то усматривает здесь некий «протестантский налет»).

Внутреннее - для большинства церковных и еще только ищущих своего пути и места в Церкви людей - наверное, самое важное. Донести Благую Весть о Воскресении Христовом, о покаянии и преображении человека Духом Святым прежде всего до своего сердца и ума. Внутренне, со смирением принять то, что дает человеку ищущему Бога Церковь. Научиться простым вещам (на первый взгляд простым, но и несложным при том) - просто верить, довериться Богу и Его Слову, верить Церкви как матери, просто молиться, как я говорю своим студентам: «Без заламывания рук и закатывания глаз» (образно конечно - просто, значит - разумно и без психического надлома).

Протоиерей Игорь Пчелинцев

Есть красивое выражение: «Пост и молитва – это два крыла, которые поднимают христианина в Царство Небесное». Что ж, если это так, и если молитва должна быть проста и разумна, то и пост должен быть прост и разумен. Мы уже обсуждали это во время Великого поста. Пост должен быть по силам и без молекулярно-ингредиентого подхода. Ради Христа. Ради преображения Духом Божиим нашего истлевшего или истлевающего естества.

Наша внутренняя убежденность в правоте Слова Божия вместе с покаянием и жизнью в Церкви должна дать нам самое творческое основание для нашего апостольства - мир сердечный, иное, по сравнению с миром суетным отношение к Богу, Церкви, человеку и себе самому. Мир, любовь, прощение, сострадание, сочувствие, боль сердечная о неправде и несправедливости - противоположные ненависти и равнодушию качества души-христианки.

Мы должны дать Богу привить эти добрые вещи к ветвям нашей личности. Прирастить нас к Себе Самому, Он - лоза, мы – ветви. И без Него не можем творить ничего. Все в Боге и обретает свою ценность, в том числе и благовествование. Самое приличное занятие в пост.

И очень важно апостольство внешнее, потому что, как христиане, мы ответственны и за других, за ближних, далеких, за весь мир. Даже если кажется, что ну никак не может хватить сил нашей души на самого себя, куда уж до целого мира!

У одного человека никогда не достанет сил спасти мир - он может только сотрудничать Богу, содействовать исполнению Его воли в мире - чтобы все познали Истину и спаслись …Но наставляйте друг друга каждый день,.. чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом » (Евр.3:12-13).

Во времена «дикого рынка» и навязчивого маркетинга мы научились бояться тех, кто обещает нам что-то хорошее. В таком контексте, евангельское слово «благовествовать» может испугать человека. Мы по душевной робости боимся предлагать нашу веру другим, как если бы речь шла о товаре. Мы имеем чувство уважения к окружающим и не желаем, чтобы о нас подумали, что мы навязываем свою точку зрения или пытаемся в чем-то «самом верном и правильном стопроцентно убедить». Особенно, если речь идет о такой личной теме для разговора, как доверие Богу.

Для христиан, возвещать Благую Весть воскресения не значит говорить об учении, наборе параграфов и пунктов, который следует выучить наизусть. Благовествовать – значит, в первую очередь, свидетельствовать о внутреннем преображении человеческого существа. Господь Иисус Христос возвращал каждому человеку его ценность и достоинство с бесконечным уважением. Благовествовать – не только значит говорить с кем-то об Иисусе или о Православии как таковом, а, намного глубже, привлечь внимание человека к тому, насколько он ценен для Бога. Так об этом говорили и святые отцы и многие подвижники, знающие о действии благодати Святого Духа в человеке.

Но наше внешнее свидетельство о Христе и Церкви может проистекать только из последствий внутреннего апостольства, усвоения себе через законные церковные средства - пост, молитву, милостыню, Таинства (сколько уже говорилось об этом!) жизни во Христе. Иначе наши слова не будут иметь духовной силы. Они и нам самим ничего не скажут.

Я недавно нашел очень светлое христианское рассуждение, мне показалось, что оно очень подходит к нашему разговору о внутреннем и внешнем апостольстве каждого христианина. Поэтому вместо традиционной притчи, я хотел бы завершить заметку о Петровом посте такими словами, исполненными любви Христовой:

1. Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны – все равно прощайте их.
2. Если вы проявили доброту, а люди обвинили вас в тайных личных побуждениях – все равно проявляйте доброту.
3. Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов – все равно добивайтесь успеха.
4. Если вы честны и откровенны, то люди могут вас обманывать – все равно будьте честны и откровенны.
5. То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье – все равно продолжайте строить.
6. Если вы обрели счастье, то вам могут завидовать – все равно будьте счастливы.
7. Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут завтра – все равно творите добро.
8. Делитесь с людьми самым лучшим из того, что у вас есть, и им этого никогда не будет достаточно – все равно продолжайте делиться с ними самым лучшим. В конце концов, вы убедитесь, что все это было между Богом и вами и никогда не было между вами и ними.
9. Неважно, кто и что говорит о вас – принимайте все с улыбкой и продолжайте делать свое дело.
10. Молитесь вместе и пребывайте в единстве.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

После двух значимых праздников, Пасхи и Троицы, начинается не менее значимый Петров пост. Как правильно питаться и очиститься в этот период, вы узнаете из нашей статьи.

Петров пост является переходящим, так как зависит от праздника Троицы, который также ежегодно может выпадать на разные даты. Чтобы узнать, когда начнется Петров пост, необходимо отсчитать от Троицы ровно семь дней. В понедельник 27 июня 2016 года начнется Петров пост и продлится он до 12 июля. Дата окончания всегда одинаковая, потому что связана с праздником почитания апостолов Петра и Павла. Согласно преданию, апостол Петр принял святое мученичество именно в этот день . По-другому этот период воздержания от пищи называется Апостольским постом.

Апостолы Петр и Павел

Апостол Петр был рыбаком из бедной семьи, как гласит библейское предание. Вместе со своим младшим братом, Андреем Первозванным, он стал учеником Иисуса Христа и постоянно сопутствовал своему учителю. Апостол Павел, наоборот, родился в достаточно знатной семье, при этом изначально участвовал в гонениях на христиан. Все изменил один случай, когда он ослеп на три дня. Он был исцелен христианином и с тех пор уверовал именно в христианство.


Что можно и нельзя есть в Петров пост

По своей сути Петров пост — это память о том, как воздерживались от пищи апостолы Петр и Павел, прежде чем начать проповедовать Евангелие. Он не является настолько строгим, как Великий Пост. По церковному уставу, верующие отказываются от употребления молочной и мясной пищи. При этом рыбу употреблять можно, за исключением понедельника, среды и пятницы, традиционных постных дней. В выходные дни и в храмовые праздники разрешается употреблять вино. Очень важно молиться во время поста, поэтому можете воспользоваться ежедневными утренними молитвами .

Питание во время Петрова поста

Сытный запеченый постный суп

  • 800 г томатов в собственном соку;
  • 300 г цукини;
  • 300 г белой фасоли;
  • 100 г стручковой фасоли;
  • 1 баклажан;
  • 1 болгарский перец;
  • 1 морковь;
  • 1 репчатый лук;
  • 5 зубчиков чеснока;
  • растительное масло;
  • лавровый лист и петрушка;
  • соль, черный перец.

Для начала измельчите лук и чеснок. Далее нарежьте моркови и перца, а также часть баклажана и цукини. Все нарезанные ингредиенты и белую фасоль выложите на противень. Добавьте растительного масла и отправьте в духовку на 15 мнут при температуре до 220 градусов. Далее влейте в противень стакан теплой воды, добавьте лавровый лист. Не забудьте посолить и поперчить.

Затем снова поставьте в духовку на 10 минут. За это время отрежьте у стручковой фасоли кончики. Теперь в блюдо можно добавить томаты в собственном соку и подготовленную стручковую фасоль. Накройте противень фольгой и оставьте в духовке выпекаться в течение часа. Подавая на стол, украсьте запеченный суп петрушкой.

Постные котлеты с орехами

  • 3 картофеля;
  • 2 моркови;
  • 1 репчатый лук;
  • 1г грецких орехов (очищенных);
  • овсяные хлопья;
  • растительное масло;
  • соль, черный перец.

Вы можете измельчить лук орехи и овощи в блендере, но вполне подойдет и мелкая терка. В этом случае орехи измельчите отдельно. У вас получится однородная масса. Налейте в нее растительного масла; достаточно будет двух ложек. Теперь добавьте хлопья, соль и перец. Перемешайте все очень тщательно и отправьте в холодильник на полчаса. После этого можно разогреть сковородку и сформировать из получившейся массы котлеты. Необходимо следить за маслом и добавлять его, поскольку собственного жира эти котлеты не имеют. Рекомендуется готовить под крышкой, а после того, как котлеты будут прожарены с обеих сторон, добавить воду и пропарить их.

Для чего необходим пост после Троицы

Троица — это праздник, который отмечается по случаю того, что Святой Дух снизошел на апостолов, и это стало окончательным доказательством спасения людей от вечных мук ада. Чтобы бороться с грехами ощутить Божью благодать, необходимо уметь воздерживаться от искушений. Тем более что на протяжении всего этого времени, с прошлого Великого поста, запретов на пищу не было.

В давние времена для крестьян это время становилось достаточно тяжелым, поскольку запасы истощались, а новых еще не было, особенно в более северных регионах. Тем не менее, необходимо помнить, что пост — это духовное очищение и только на втором месте стоит воздержание от пищи. Оно должно способствовать не потере веса, а укреплению в человеке духовного начала.

Не забывайте питаться в пост правильно, к примеру, пользуясь аюрведой и определив свои тип питания . Всего хорошего, и не забывайте нажимать на кнопки и

21.06.2016 07:05

Без молитв прекращается духовная жизнь, поэтому наш Спаситель призывал постоянно молиться. Во время поста это...

Петров пост в 2018 году длится от 4 июня до 11 июля. Пост перед днем Петра и Павла не очень строгий. Мы расскажем, что можно и что нельзя кушать в Петровский пост, а также предложим календарь питания по дням Апостольского поста, согласно монастырскому уставу.

Как правильно держать Петровский пост в 2018 году

Петров пост установлен, чтобы очиститься после празднования Троицы перед днем Петра и Павла. Апостольский пост не самый строгий в году. Во многие его дни можно есть рыбу, каши с растительным маслом, грибы.

Большинство людей уже не сомневаются в благотворном влиянии поста на душу и тело человека. Пост, как диету, рекомендуют даже светские врачи, отмечая, что временный отказ от животных белков и жиров оказывает благотворное воздействие на организм. Но для верующего человека любой пост, в том числе и Петровский, — это, в первую очередь, не диета, а духовный подвиг.

Петров пост в 2018 году: календарь питания по дням

«Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будешь от Бога, как фальшивая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядушим». (Церковная песня)

В православном христианстве существует традиция воздержания, которая называется постом. Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Поэтому настоящий пост подразумевает не только ограничение в потреблении определенной еды и питья, но и воздержание от развлечений и удовольствий для тела, а также от общения с миром.

Считается, что пресыщенная плоть открывает двери «нечистым» страстям человека, а пост является оружием, помогающим очистить душу, осознать и выразить покаяние за совершенные ошибки и грехи. В русской православной церкви в течение всего года предусмотрено четыре многодневных поста, три однодневных, а также пост в каждую среду и пятницу, за исключением нескольких недель.

Пост - не только воздержание в пище, но и определенный духовный настрой

Календарь постов и трапез на 2016 год

В статье будут даны правила соблюдения поста в полном соответствии с монастырскими традициями. Мирянам разрешается не придерживаться поста со всей его строгостью - достаточно исключить из рациона всю пищу животного происхождения – мясо, рыбу (в строгий пост), яйца, все молочные и кисломолочные продукты, а также выпечку, сладости и алкоголь. Хорошо бы также ограничить табакокурение, но это уже зависит от личного желания постящегося.

Также важно помнить, что пост не является диетой, поэтому от него освобождаются беременные и кормящие женщины, дети и подростки до 14 лет, взрослые, которые занимаются тяжелым физическим или напряженным умственным трудом, а также люди, страдающие хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, язвой желудка, гастритом, панкреатитом, холециститом, анемией, диабетом и нарушениями иммунной системы.

Великий пост (c 14 марта по 30 апреля)

  • Понедельник - сухоядение;
  • Вторник - горячая без масла;
  • Среда - сухоядение;
  • Четверг - горячая без масла;
  • Пятница - сухоядение;
  • Суббота - горячая с маслом;
  • Воскресенье - горячая с маслом.

Весенний мясоед

  • Среда - рыба;
  • Пятница - рыба.

Петров пост (с 27 июня по 11 июля)

  • Понедельник - горячая без масла;
  • Вторник - рыба;
  • Среда - сухоядение;
  • Четверг - рыба;
  • Пятница - сухоядение;
  • Суббота - рыба;
  • Воскресенье - рыба.

Летний мясоед

  • Среда - сухоядение;
  • Пятница - сухоядение.

Успенский пост (с 14 августа по 27 августа)

  • Понедельник - сухоядение;
  • Вторник - горячая без масла;
  • Среда - сухоядение;
  • Четверг - горячая без масла;
  • Пятница - сухоядение;
  • Суббота - горячая с маслом;
  • Воскресенье - горячая с маслом.

Осенний мясоед

  • Среда - сухоядение;
  • Пятница - сухоядение.

Рождественский пост (с 28 ноября по 6 января)

28 ноября - 19 декабря

  • Понедельник - горячая без масла;
  • Вторник - рыба;
  • Среда - сухоядение;
  • Четверг - рыба;
  • Пятница - сухоядение;
  • Суббота - рыба;
  • Воскресенье - рыба.

20 декабря - 1 января

  • Понедельник - горячая без масла;
  • Вторник - горячая с маслом;
  • Среда - сухоядение;
  • Четверг - горячая с маслом;
  • Пятница - сухоядение;
  • Суббота - рыба;
  • Воскресенье - рыба.

2 января - 6 января

  • Понедельник - сухоядение;
  • Вторник - горячая без масла;
  • Среда - сухоядение;
  • Четверг - горячая без масла;
  • Пятница - сухоядение;
  • Суббота - горячая с маслом;
  • Воскресенье - горячая с маслом.

Зимний мясоед

  • Среда - рыба;
  • Пятница - рыба.

В православном календаре четыре многодневных поста и три однодневных

Великий пост

Это самый длинный и строгий пост, которого следует придерживаться перед . Светлое Христово Воскресенье наступит в 2016 году 1 мая, поэтому Великий пост продлится с 14 марта по 30 апреля. По правилам в первые два дня пищу употреблять запрещается. Монахи в эти дни только пили воду и молились. Растительная пища – основа Великого поста. Вот список разрешенных к употреблению продуктов:

  • Есть можно все овощи и фрукты в вареном, тушеном и сыром виде, а также сухофрукты, квашеные, соленые и маринованные овощи, грибы, орехи, семечки.
  • Пить разрешено чаи, травяные отвары, фруктовые компоты и кисели.
  • Также следует употреблять картошку без масла, каши на воде, хлеб черный и серый, сухари и сушки (несдобные и несладкие).
  • Рыба, морепродукты, икра и растительное масло разрешены только в определенные дни.
  • В качестве сладкого можно употреблять варенье, мед, фрукты.

Рыба разрешается во 2, 3, 5 и 6 неделю поста по вторникам, четвергам и субботам. Во все воскресные дни кроме рыбы разрешены также морепродукты. Помимо этого, рыбу едят в Вербное Воскресенье и в Благовещенье. В Лазареву субботу, накануне Вербного Воскресенья, разрешается есть икру. Употреблять рыбу следует в отварном, запеченном или тушеном виде - конечно же, без сливочных, сметанных и молочных соусов и подливок.

В Великую Страстную пятницу принято вообще ничего не есть - нужно только пить воду и молиться. Для тех, кому трудно сделать один разгрузочный день на воде, можно есть орехи, сухофрукты, сырые фрукты и овощи без растительного масла. В Великую Субботу (перед Пасхой) разрешена постная вареная пища без растительного масла. Во все остальные дни поста мирянам нужно обязательно ежедневно есть горячие первые и вторые блюда.

Горячая пища необходима для нормального функционирования кишечника и перистальтики. Тех, кого волнует отсутствие в рационе животного белка, можем успокоить – его с успехом заменяет белок из бобовых и соевых продуктов. А из гороха, фасоли, чечевицы и сои можно приготовить массу вкуснейших блюд, восполнив потребности организма в белке.

Петров, или Апостольский пост

Этот пост начинается через неделю после и длится до праздника Святых апостолов Петра и Павла. В 2016 году он будет совсем коротким, с 27 июня по 11 июля. Кроме того – это самый легкий и «вкусный» пост за весь год, без жестких рамок и ограничений. Основные правила питания в Петров пост:

  • На все время поста: полностью исключить мясо, молочные и кисломолочные продукты, яйца, алкоголь и сладости.
  • Понедельник, среда, пятница:
  • Суббота и воскресенье, а также Дни памяти Святых: разрешена отварная, запеченная или тушеная рыба. Также в эти дни разрешается печь рыбные пироги – это единственная выпечка, которая одобряется церковью.
  • Во все остальные дни поста: можно есть рыбу, грибы, каши и супы, заправленные растительным маслом. На Руси особенно популярны в этот пост были блюда с зеленью – щавелевый борщ, зеленые щи, окрошка на квасе.

Недостаток белка во время поста восполняют бобовые

Успенский пост

Через месяц после Апостольского поста начинается Успенский пост. В 2016 году он продлится две недели – с 14 по 27 августа. Посвящен он Божьей Матери и призывает мирян подражать ей в любви к ближнему, святости и кротости. Как питаться в Успенский пост:

  • Понедельник, среда, пятница: постная растительная пища (сырая, отварная, тушеная) без растительного масла. Тем, кто может, лучше в эти дни придерживаться сухоядения, то есть употреблять только сырые овощи и фрукты, а также пить воду.
  • Вторник, четверг: постная горячая пища растительного происхождения без масла (каши, супы, борщи).
  • Суббота и воскресенье: постная горячая пища растительного происхождения с растительным маслом.
  • В день Преображения Господня (19 августа)- можно есть рыбу. Также разрешается устроить себе рыбный день в Успенье Пресвятой Богородицы, если он приходится на среду или пятницу.

Рождественский пост

Он начинается осенью, за 40 дней до Рождества Христова. Поститься придется с 28 ноября 2015 года по 6 января 2016 года. Заговенье на пост начинается в день памяти Святого апостола Филиппа, поэтому Рождественский пост часто называют Филипповым. Правила воздержания в еде в Филиппов пост до праздника Святого Николая (19 декабря):

  • Полностью исключить: мясо, молочные и кисломолочные продукты, яйца, алкоголь и сладости.
  • Понедельник, среда, пятница: постная растительная пища (сырая, отварная, тушеная) без растительного масла. Вечером можно употреблять только сырые овощи и фрукты, а также пить воду.
  • Вторник, четверг, суббота и воскресенье: постная пища растительного происхождения с растительным маслом.
  • Рыба разрешается в: субботу, воскресенье и в большие церковные праздники - например, в праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы, а также в дни великих святых, если они приходятся на вторник или четверг. Если праздник приходится на среду или пятницу, то разрешается вино и растительное масло, но рыба при этом запрещена.
  • В предпразднество Рождества (со 2 по 5 января) нельзя есть рыбу во все дни. В субботу и воскресенье разрешена пища с маслом.
  • В Сочельник (6 января) ничего нельзя есть до первой звезды - следует только пить воду и молиться. А Рождественскую трапезу следует начинать с кутьи (сочива), запивая ее узваром (компотом из сухофруктов).

Каша с маслом разрешена только в некоторые дни поста!

Однодневные посты

Однодневные посты предполагают строгий пост, если они не попадают на среду и пятницу. Запрещается рыба, но разрешается постная пища с растительным маслом.

  • Крещенский сочельник (18 января). Это пост накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой.
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября). Это день памяти и гибели великого Пророка Иоанна.
  • Воздвижение Креста Господня (27 сентября). Это день памяти о страданиях Христа на кресте ради спасения рода человеческого. Его проводят в молитвах, посте и покаянии.

Пост в среду и пятницу

Каждую неделю следует поститься по средам и пятницам. Среда – день, когда Иуда предал Учителя, Иисуса Христа. А пятница – день памяти крестных страданий и смерти Иисуса Христа. Церковь запрещает употребление в среду и пятницу любой мясной и молочной пищи, яиц, выпечки и алкоголя, а в неделю Всех Святых, перед Рождеством Христовым, нужно воздержаться также от рыбы и растительного масла.

Если на среду и пятницу приходятся дни празднуемых Святых, то можно употреблять растительное масло, а если среда и пятница приходятся на большие церковные праздники - например, на Покров, - то разрешается есть рыбу.


Петров пост в 2016 году начинается с 27 июня. Это один из четырех постов, установленных православной церковью, который всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы), на 58-й день после Пасхи.

Заканчивается Петров пост всегда 12 июля — в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Именно, в честь этого праздника пост именуется Петровым или Апостольским. В разные годы пост перед днем Петра и Павла может длиться от 8 до 42 дней.

Память святых апостолов Петра и Павла Святая церковь чтит так высоко, как никого другого из святых апостолов, хотя все они велики пред Богом.

Апостолы

Петр был одним из любимых учеников Христа, простым рыбаком, не умевшим читать и писать. Он всюду следовал за Учителем, был свидетелем Его Преображения на горе Фавор и молитвы в Гефсиманском саду. Петр проповедовал учение Христово в основном среди таких же простых иудеев, как он сам.

Апостол Павел был совершенно другим человеком. Он принадлежал к высшим классам общества, имел римское гражданство, которое возвышало его над соотечественниками, получил блестящее образование. Будущий апостол не знал Христа в Его земной жизни, а христиан преследовал как богохульников и отступников от иудейского закона.

Но однажды ему явился Сам Христос. После этого видения страшный враг христиан раскаялся и стал трудиться на их благо. Он проповедовал Христа не только среди евреев, но и среди язычников — людей, которые не знали Единого Бога. Благодаря его усилиям христианство перестало быть чисто еврейским религиозным движением.

По преданию, оба великих апостола были казнены за веру в один день. Петр был распят на кресте вниз головой, а Павел как римский гражданин был приговорен к более почетной казни — ему отрубили голову.

Установление Петрова поста

Петров пост является весьма древней традицией. О церковном установлении этого поста упоминается в апостольских постановлениях: "После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь. Справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти".

Но окончательно этот пост утвердился, когда около 324 года были построены храмы в честь апостолов Петра и Павла в Константинополе и Риме. Освящение константинопольского храма свершилось 12 июля (по новому стилю).

С тех пор этот день начал отмечаться особенно торжественно, постепенно сформировалась также и традиция завершения древнего поста Пятидесятницы в Петров день. Так появился известный нам ныне Петров пост.

Суть поста

Петров пост, как и любой из постов в году, призывает к самосовершенствованию, к победе над грехами и страстями. Основная цель — приготовление благочестивых христиан постом и молитвой к празднованию дня святых апостолов Петра и Павла.

Священнослужители считают, что духовная жизнь без поста невозможна — эта истина подвижническая, за которую заплачено кровью.

Петров пост — это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов. Евангелие гласит, что главный враг не тот, кто убивает тело, а тот, который коренится внутри души. Служители церкви отмечают, что история помнит случаи, когда крещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам. Пост напоминает о такой опасности.

Голод, отказ от пищи сами по себе не являются для христианина благом. Потребность в пище естественна для человека, но для его нравственности важна воля. Воспитанию воли и служит пост. В посте человек учится подчинять свои телесные потребности духу.

В этот день стоит задуматься о смирении и мученичестве, а также оценить духовный подвиг каждого из апостолов. Мученичество в православии — одно из ключевых явлений. Именно пойти на муки и смиренно их принять — высший духовный подвиг.

Существует мнение, что Петров пост дан для того, чтобы наверстать упущенное в Великом Посту. Это выход для тех, кто по болезни, в путешествии, или по другим причинам не смог соблюдать Великий пост перед Пасхой.

Что можно и нельзя есть в Петров пост

Петров пост — не строгий, во время него исключаются мясо и молочные продукты, но разрешается рыба. Он считается самым легким постом за весь календарный год. Церковь, практически, не устанавливает жестких рамок относительно вкушаемой пищи, хотя кое-какие правила питания есть.

Календарь питания таков — понедельник, среда и пятница должны проходить без употребления вина, рыбных блюд, масла, а также сухоядения после вечерни. Суббота, воскресение, а также дни памяти святых рыба разрешается.

В остальные дни Петрова поста кушать можно все, что захочется, включая рыбные яства, морепродукты и грибы.

Во время поста из меню следует исключить продукты быстрого приготовления, то есть фаст-фуд, кондитерские изделия и выпечку.

Этот летний пост, поэтому самым популярным продуктом во время этого поста до сих пор является зелень и блюда из зелени. Можно приготовить зеленые щи, холодную постную окрошку. Впрочем, любое постное блюдо, где использовалась зелень, всегда считалось более аппетитным, чем то, куда зелень не шла.

Тем не менее, необходимо помнить, что пост — это духовное очищение и только на втором месте стоит воздержание от пищи. Оно должно способствовать не потере веса, а укреплению в человеке духовного начала. Поэтому очень важно во время поста молиться, исповедаться и причащаться.

Традиции

Согласно церковным канонам, венчание запрещается в период церковных праздников, постов и индивидуальных храмовых праздничных дней. Свадьбой в православии считается венчание. Таким образом, свадьба в Петров день не разрешена. Чтобы прожить долгой и счастливой семейной жизнью, рекомендуется переждать Петров пост. Также нужно отложить зачатие детей до окончания поста.

Согласно народным обычаям, свадьба в Петров пост не проводилась и по другим причинам.

Петров пост проводится летом, в сезон разгара полевых работ, поэтому сложилась многовековая традиция не проводить свадьбы в это время. Этой традиции придерживается и современная сельская молодежь.

Еще более древняя традиция утверждает, что души умерших в это время посещают Землю, веселые празднования являются неуважением их памяти.

Приметы на Петров пост

Не стоит стричься во время поста, иначе волосы будут редкими.

В пост не шьют и не занимаются рукоделием — руки будут слабые.

Кто в Петров пост деньги даст в долг, тот сам три года из долгов не вылезет.

Брак, заключенный в пост, — недолгий, в семье не будет согласия, и она скоро распадется.

Если в Петров пост, на исходе луны, дотронуться бородавкой до сухой ветки, сказав при этом: Как в пост на блюде мясо пусто, так чтобы и бородавке было негусто, — то бородавка засохнет и отпадет.

Если помины совпали с постом, то по правилам и помины должны быть постными. Но нет ничего страшного и в том, что на столе в такой день стояла скоромная еда.

Если во время поста, при застолье, кто-нибудь будет уговаривать постящегося человека поесть мяса, высмеивая его или пост, то он будет тяжело и долго умирать.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Loading...Loading...