Евангелие от марка 13 глава толкование. Большая христианская библиотека

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!
2. Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.
3. И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:
4. скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?
5. Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
6. ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.
7. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, - но это еще не конец.
8. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это - начало болезней.
9. Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними.
10. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.
11. Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой.
12. Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и восстанут дети на родителей, и умертвят их.
13. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
14. Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
15. а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что‐нибудь из дома своего;
16. и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.
17. Горе беременным и питающим сосцами в те дни.
18. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою.
19. Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.
20. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.
21. Тогда, если кто вам скажет: «вот, здесь Христос», или: «вот, там», - не верьте.
22. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
23. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все.
24. Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего,
25. и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.
26. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.
27. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.
28. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето.
29. Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях.
30. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет.
31. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
32. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
33. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.
34. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.
35. Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
36. чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.
37. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

Евангелие от Марка 13:1-13
Ключевой стих 13:10

«И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие».

Тринадцатая глава Евангелия от Марка – последнее учение Иисуса для учеников. Это было в среду, за 2 дня до Его распятия. Это слово – предсказание о гибели Иерусалима и о Конце Света, поэтому 13-я глава от Марка называется маленьким Откровением.
Через это слово мы можем учиться Библейскому взгляду на историю, то есть, откуда началась история и куда она идет. Я молюсь, чтобы каждый из нас понял, где мы находимся, как нам жить правильно и что мы должны делать в наше время. Пусть Святой Дух откроет наши глаза. Аминь.

I. Предсказание о разрушении храма (1-2)

Взгляните на стих 1. Когда Иисус выходил из храма, один из учеников с восторгом и удивлением говорил Иисусу: «Учитель, посмотри, какие камни, какие здания!»

Здание храма строились Иродом великим в течении 82-х лет. Это здание является вершиной еврейской цивилизации, достижением архитектуры, науки, искусства. Его фундамент был заложен на громадных камнях, а купол был покрыт золотом, так что ослепительно переливался в солнечных лучах. Колонны храма были сделаны из белого мрамора. Всю красоту этого здания невозможно было охватить взором. Ученики Иисуса, деревенские люди, никогда ничего подобного не видевшие, не могли сдержать восторга. Они также увидели в храме священников, которые были одеты в красивую одежду. Всему этому они не могли не завидовать. Взгляните на стих 2. Когда ученики удивлялись зданию храма, Иисус сказал еще более удивительное слово: «Видишь сии великие здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» . В то время для иудеев разрушение храма означало конец света. Это слово Иисуса исполнилось в 70-ом году нашей эры, когда Римский генерал Тит напал на Иерусалим, разрушил город и храм полностью. Суд Бога был так страшен, что число погибших от меча, голода и чумы достигало одного миллиона и ста тысяч. С того момента Израиль перестал существовать как государство. Когда Римская армия окружила город Иерусалим, ходили слухи, что между камнями храма находится золото, и солдаты разобрали храм по камням. Слово Иисуса: «не останется здесь камня на камне» , исполнилось буквально.

Причина их гибели в том, что они, из-за гордости, отвергли пророков, которые передали им Слово и не приняли даже Сына Божьего и распяли Его на кресте. Иисус уже увидел, что на Израиль грядет Божий Суд. Здесь мы видим разницу между взглядом учеников и взглядом Иисуса. Ученики видели только внешний материальный мир. Но Иисус видел духовное состояние народа. То есть, Он видел как их грехи наполнились до верха и как приближается суд Бога.

Встречая новое тысячелетие, весь мир ожидал светлое будущее. Действительно, человек создал самую удивительную цивилизацию с помощью современной науки, генетики и компьютера. Люди говорят, что в новом веке все проблемы будут решены через новые открытия в науке и технике, и на земле будет рай. Но экологическая катастрофа и продовольственный кризис, глобальное изменение климата, войны, СПИД и многочисленные преступления бьют сигнал тревоги всему человечеству. Время, в которое мы живем – время наивысших технологий. Но, с точки зрения Иисуса, это – пора покаяться, пора обращения к Богу. Рим не был построен в один день, но когда он погряз во грехе идолопоклонства и гомосексуализма, пал в один день. Если мы не каемся в своих грехах, блестящая цивилизация, которую построило человечество на этой земле, мгновенно превратится в пепел. Мы должны видеть истинное состояние нашего времени. Тогда, как мы можем иметь такие духовные глаза как у Иисуса? Это только через изучение Библии.

II. Признаки конца света (3-9)

Взгляните на стих 3. Иисус привел учеников на гору Елеонскую, откуда можно видеть Иерусалим. Ученики спросили Иисуса: «Скажи нам, когда это будет и какой признак, когда все сие должно совершиться» . Они задумались над судьбой мира и начали интересоваться концом света. Иисус не указал им точное время, но говорил о признаках конца света.

Во-первых, это появление различных ложных мессий. Взгляните на стих 5-6. «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это я, и многих прельстят». Когда будет приближаться конец, многие поднимутся и скажут: «Я Христос, я Бог». Или: «Вот я – пришедший Иисус», — и прельстят людей. Такие лжехристы обязательно предлагают идеальный рай на земле вместо того, чтобы учить Слову Бога и Евангелию покаяния. Они искушают нас, чтобы мы отошли от чистой Евангельской веры. В последние 50 лет появилось 1400 лжеиисусов и 250 лжебогов. Они используют страх, боязнь и неопределенность у людей, чтобы привлечь их. Поэтому, кто постоянно боится и заботится, говоря: «Что нам есть? Или, что пить? Или, во что одеться?» — тот легко прельщается. Лжехристы порабощают людей, используя их похоти или мирские амбиции. Кто не хочет каяться в своих грехах, тот легко становится их рабом.

Во-вторых, появление различных бедствий. Взгляните на стих 7, 8. О войнах будет слышно отовсюду. Мне кажется, что в наши дни газеты, телевизор существуют только для того, чтобы передавать военную информацию. По сведениям ООН, после 2-ой мировой войны на земле не прекращалась война ни на один день. Сейчас Северная Корея готовит воину против Южной Кореи, в Тунисе, в Египте, в Ливии, и во многих африканских и арабских странах, непрерывно идет война. В истории не было такой серьезной ситуации, как в наши дни.

Еще, в конце света будут землетрясения по местам и будут глады и смятения. В данный момент полтора миллиарда населения на земле страдает от не хватки питания и каждые 6 секунд 1 ребёнок умирает от голода. И в различных местах происходят частые землетрясения. Мы помним землетрясения и цунами в восточной Японии в Фукусиме 11 марта 2011 года. Больше чем 30000 человек погибли из-за цунами, а английские и французские специалисты предупреждают что от аварии АЭС Фукусимы около 1000000 людей погибнут. Зафиксирован рекордный уровень радиации, который в 168 раз больше чем тот, который было в Хиросиме. В прошлом месяце землетрясение ударило Вашингтон DC и тайфун Нью-Йорк. И каждый день во всём мире происходят землетрясения.

Такие бедствия должны быть, но это еще не конец света. Итак, какое значение имеют такие события? Обратимся к стиху 8. «Это начало болезней». Эти бедствия не является концом света, а предупреждением о приближающемся Божьем суде. Если не было бы никакого бедствия, люди не думали бы о конце света, и не задумались о спасении своей жизни. Но благодаря бедствиям, люди начинают помнить о Боге, отчаиваться в своих надеждах на земле и возвращаться к Богу. Господь хочет, чтобы люди вернулись к Богу через покаяние.

Здесь «начало болезней» на английском языке пишется как «the beginning of birth pain», что означает боль при родах. Когда женщина дает начало новой жизни, она должна пройти родовые схватки. Подобно этому, для того, чтобы наступило Царство Божье, должна быть боль бедствия. Однако, это боль циклична, как родовые схватки. Раньше такие бедствия происходили через более длительные промежутки времени, в настоящее время они происходят гораздо чаще. Например, землетрясения происходили лишь в сейсмически опасных зонах. Сегодня их можно ожидать где угодно. Это все говорит, что близок час пришествия Иисуса. Поэтому, мы, верующие, не должны бояться бедствий, а с надеждой ждать Царство Божье.

В третьих: начнутся гонения на верующих. Взгляните на стих 9. Когда приблизится конец, люди будут предавать верующих в судилища и бить в синагогах, поставят их за Иисуса перед правителями и царями. Почему это происходит? Здесь написано: «для свидетельства перед ними» . Это происходит для того, чтобы дать всем правителям и властям шанс получить Евангелие. Это Божий метод проповедовать Евангелие, поэтому, когда власть притесняет нас, нам не надо бояться, а наоборот, надо смело проповедовать Евангелие.

III. И прежде должно быть проповедано Евангелие(10-13)

Итак, когда же будет конец света? Давайте прочтем стих 10: «И во всех народах должно быть проповедано Евангелие» . Это значит, что когда во всех народах будет проповедано Евангелие, тогда будет конец света – то есть, когда Евангелие проповедано во всех народах, история мира закончится. Здесь Иисус учит нас истории мира. Мы можем понять, что в истории есть ясное направление – спасение всего мира через проповедование Евангелия – это главное содержание мировой истории. Мирская история продолжается без определенного направления. Бесчисленные цари приходят к власти и исчезают. Какое они имеют значения для нас? Они только напоминают нам пустоту жизни. Однако, есть одно, которое совершается неизменно и беспрерывно в этой истории – это работа Бога: всемирная Евангелизация. На первый взгляд оно не видно, но это главное течение в мировой истории.

Отсюда мы узнаем, что ведущий участник истории мира Бог. Нам кажется, что люди, такие как Обама, Худжин Тао, Ким Чонг Иль, Янукович, управляют историей. Но они всего лишь пешки, которых Бог использует в короткое время. Они украшают первую страницу газет и исчезают. Господь Бог ведёт историю мира. Невидимая рука Бога управляет историей для того, чтобы во всех народах проповедано было Евангелия, и все события происходят для этой цели. Например, в 1988-ом году бывший президент Корей Джон Дувхан добился проводить олимпийские игры в Сеуле. Он это сделал со своей политической целью. Но через олимпийские игры статус Южной Корей поднялся в мире и многие миссионеры могли свободно ехать в любую страну. После олимпиады было отправлено больше всего миссионеров чем когда либо. Президент не добился того, чего хотел, а сам попал в тюрьму. Мы начали молиться за открытия СССР для Евангелия с 1983 года. Тогда один человек появился во власти с мировой картой на лбу. И открыл железный занавес. И в 15 республик СССР приехали миссионеры со многих стран. Таким образом, мы можем видеть историю Бога в каждом событие. Последние дни, во всех ближневосточных государствах происходят революции, народы выгоняют диктаторов. Тогда в чём смысл этих событии? Революция никогда не даст народу рай. В Египте после отставки президента Мубарака, народ потерял огромные доходы и цены поднялись на 300 процентов. Я уверен в том, что истинный смысл этих событии — Бог открывает многих мусульманских стран для Евангелия.

После грехопадения Адама Господь начал искупительную историю для того, чтобы спасти людей от власти греха и вечной гибели. Господь Иисус умер на кресте за мои грехи и воскрес из мёртвых. Этим самим Он совершил Евангелие. Теперь Господь спасает людей через проповедование Евангелия. Живущий Бог призывает к Себе Своих слуг и посылает их по всему миру. Таким образом, когда во всех народах будет проповедано Евангелие, придет конец истории. Это – библейский взгляд на историю.

Это слово учит нас двум вещам. Во-первых общественное положение проповедников. Бог призвал каждого из нас к этой работе и использует нас. Мы являемся главными героями в истории, потому что Бог пребывает с нами, и через нас ведет историю мира, а известные политики, ученые, бизнесмены и все остальные – всего лишь массовка. Проповедники, миссионеры, пастыри в главных ролях. Я восхваляю Господа, Который по своей благости призвал нас и использует нас в своей истории, молюсь, чтобы каждый из нас принял свою духовную должность и жил верой.

Во-вторых: всемирная миссия — первая цель нашей жизни, поэтому Бог спас каждого из нас от власти тьмы и дал нам всемирную миссию. Здесь Иисус употребил слова «прежде» и «должно». У нас много дел, все срочно надо делать. Нам надо развивать нашу страну и найти хорошую работу, нам надо создать хорошую семью, надо помогать родителям. Каждый считает свое дело самым срочным. Но всемирная миссия должна быть самой главной и первым делом в нашей жизни. Иисус сказал: «И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» . Всемирная миссия должна быть первостепенно важное дело в нашей жизни. Евангелие от Матфея 6:33 говорит так: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33). Когда мы выполняем всемирную миссию, Бог щедро благословляет нас и дает нам славную победу.

В заключении, подумаем как нам правильно жить в наше время, которое называют последними днями? В наше время люди, живя даже последний день, живут для того, чтобы зарабатывать деньги. Но библия говорит, что если живешь даже один день, живи ради всемирной миссии. Каждый день ближе и ближе к концу истории. Мы должны каждое утро молиться и жить как последний день проповедуя Евангелие. Аминь.

Грядущее

Тринадцатая глава Евангелия от Марка — одна из самых трудных для понимания современного читателя во всем Новом Завете, и это потому, что она, как никакое другое место в Библии, отражает мышление иудеев: с самого начала и до конца она насквозь пропитана иудейской историей и иудейским мировоззрением. Иисус использует в ней ассоциации, образы и понятия хорошо знакомые и близкие иудеям того времени, но кажущиеся странными многим современным читателям и даже вовсе неизвестные им. И тем не менее мы не можем обойти ее, потому что она говорит нам многое о Втором пришествии Иисуса. Но с самой концепцией Второго пришествия связаны известные трудности, потому что люди либо вовсе отвергают ее, либо склонны видеть в ней единственную доктрину Церкви и христианской веры. Может быть, тщательное изучение этой главы позволит нам выработать здравый и правильный взгляд на эту проблему.

Сперва мы познакомимся с элементами иудейской истории и иудейского мышления, которые помогут нам при чтении настоящей главы, а потом постараемся проанализировать эти элементы. После этого мы обычным способом, раздел за разделом, разберем эту главу, и наконец, в заключение, постараемся выделить заложенные в этой главе и сохранившие до сих пор свое значение великие истины.

День Господень

При чтении этой главы надо помнить одно — мы снова и снова возвращаемся к этой теме, потому что без этого в Новом Завете многое останется непонятным. Иудеи никогда не сомневались в том, что они — избранный Богом народ, и что однажды они займут подобающее им, как избранному народу, место, которое по их мнению, они заслужили и должны были в конечном счете получить. Они давно оставили мысль о том, что смогут завоевать это место обычными человеческими средствами, и были уверены в том, что в конце концов Бог непосредственно вмешается в историю человечества и добьется для них этого места. И вот этот день, когда Бог непосредственно вмешается в историю, иудеи называли днем Господа. Они считали также, что непосредственно перед наступлением этого дня Господа будет время ужаса и страданий, мир будет потрясен до основания и будет суд. Потом наступит новый мир, новый век и новая слава. Эта идея — плод своего рода непобедимого оптимизма. Иудеи были совершенно уверены в том, что бог вмешается в историю человечества. Но с другой стороны, она результат мрачного пессимизма, потому что в основе ее лежала идея о том, что наш мир настолько плох, что исправить все можно лишь разрушив его и создав новый. Иудеи и не помышляли об его исправлении и преобразовании. Они думали о воссоздании заново всей системы.

Давайте посмотрим, что сказано о дне Господнем в Ветхом Завете. В Ам. 5, 16-20 говорится:

«На всех улицах будет плач и на всех дорогах будут восклицать: «увы! увы!» и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях — плакать. И во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь. Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? он — тьма, а не свет — … и нет в нем сияния»

И в Ис. 13, 6-16 ужасная картина дня Господня:

«Рыдайте; ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от всемогущего. . . Вот приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим. . . Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа в день пылающего гнева Его. . .»

Вторая и третья главы книги пророка Иоиля полны страшных описаний дня Господня.

«Наступит день Господень, … День тьмы и мрака, день облачный и туманный … И покажу знамения на небе и на земле; кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится в тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный.»Вновь и вновь мы встречаем в Ветхом Завете такие картины ужаса. День Господень наступит внезапно, ошеломляюще и ужасно. Прежде чем придет Бог-Судия мир покачнется от разрушения, законы природы будут уничтожены.

В эпоху между Ветхим и Новым Заветами иудеи не знали, что такое свобода. Совершенно естественно, поэтому, что эти надежды и мечты их о наступлении дня Господня становились еще ярче и острее. В эту эпоху возник своеобразный жанр популярной литературы, так называемые Апокалипсисы, что значит откровения. Эти книги представляли собой мечты и видения людей о том, что произойдет в день Господень и в непосредственно предшествующие ему дни. В них использовались образы и картины из Ветхого Завета и приводились все новые и новые детали и подробности. Но нужно особо подчеркнуть, что все эти книги представляли собой мечты и видения. Это были попытки изобразить неподдающееся изображению и выразить невыразимое. Это была поэзия, а не проза; это были видения, а не наука; это были мечты, а не история. Никто никогда и не предполагал делать их прозаическими изложениями футурологов и видеть в них предначертания грядущих событий. Мы увидим, что для каждой детали этой главы можно найти параллели в видениях Ветхого Завета и в литературе, созданной в эпоху между двумя Заветами. Иисус брал язык, образы, весь аппарат апокалиптической литературы, пытаясь довести до людей Свои мысли. Он оперировал лишь теми идеями и понятиями, которые были известны людям, причем и Он и они понимали, что это всего лишь художественные, образные полотна и никто из них не ожидал, что когда Бог непосредственно вмешается в историю, все будет именно так.

Различные течения

Но в этом отрывке переданы и различия в образе мыслей. Авторы Евангелий имели привычку собирать высказывания Иисуса по различным вопросам. Они поступали мудро, когда записывали их так, потому что в такой форме они отлично служили целям наставничества и обучения. Здесь Марк как бы сводит вместе все высказывания Иисуса о будущем. Уже при беглом чтении, даже неспециалисту видно, что хотя все эти высказывания касаются будущего, они затрагивают различные аспекты. В сущности в этом отрывке нашли отражения пять моментов.

1. Здесь пророчество о разрушении Иерусалима в стихах 13, 2. 14-20. Иисус предвидел конец священного города, как мы увидим, Иисус был прав: Иерусалим пал в 70 г., храм был разрушен, произошло самое ужасное.

2. Предостережение о грядущих гонениях — в стихах 9-13. Иисус предвидел, что Его последователи должны будут пережить нечто горькое и жестокое и предупреждал их об этом заранее.

3. Предупреждения об ужасах и опасностях последних дней в стихах 3-6 и 21-23: Иисус ясно видел, что придут люди, которые будут извращать и фальшивить христианскую веру. Это неизбежно должно было случиться, потому что люди всегда предпочитают прислушиваться к голосу своего горделивого ума, нежели к гласу Божию. Иисус хотел заранее защитить Своих последователей от ересей и лжи, которые заполняют Церковь.

4. Предостережения о Втором пришествии. Ну, а эти предупреждения о Втором пришествии изложены языком, взятым из описаний дня Господня. Эти предостережения находятся в стихах 7.8 и 24-27. Образность дня Господня и дня Второго пришествия неразрывно связаны между собой. Это было необходимо, потому что никто не мог знать, что же в действительности будет в тот и в другой день. И мы здесь должны помнить, что имеем дело с видениями и мечтами. Иисус мог видеть Свое Второе пришествие лишь в видениях и полотнах, нарисованных пророками и авторами апокалиптической литературы в связи с днем Господа. Их не следует понимать вбукальном смысле, они своего рода картины импрессионистов, видения провидцев и ясновидящих. И они должны подготовить людей к величию этого события, когда оно действительно наступит.

5. Предостережение быть наготове в стихах 28-37. Если люди живут под знаком вечности, если они постоянно ждут непосредственного вмешательства Бога, если они живут в ожидании светопреставления и Второго пришествия, если лишь один Бог знает всему сроки — в таком случае необходимо быть в постоянной готовности.

Эта глава будет иметь для нас больше значения, если мы будем помнить, что в ней вложены различные темы, и что идеи изложены на языке и в системе образов, восходящих к Ветхому Завету и к апокалиптическим видениям дня Господа. И поэтому мы будем разбирать эту главу не стих за стихом, а по отрывкам, в которых эти идеи содержатся.

И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!

Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.

Мы начинаем с пророчества Иисуса, предсказавшего гибель и разрушение Иерусалима. Построенный Иродом Великим храм был одним из чудес света. Он был начат в 20-19 г. до Р. X. и в эпоху Христа не был еще полностью закончен. Он стоял на вершине горы Мориа. При постройке не стали сносить вершину горы, а устроили нечто в роде огромной платформы, воздвигнув стены массивной кладки, на которые была уложена платформа, укрепленная столбами, распределявшими давление самого здания. У Иосифа Флавия сказано, что некоторые из камней имели в длину до 15 м, в высоту — 4 м и в толщину 6 м. Должно быть, именно такие камни повергли в изумление учеников из Галилеи. Самый величественный вход в храм находился в его юго-западном углу. Здесь он был отделен от города долиной Тиропеон, через которую вел прекрасный мост. Арки моста имели в длину 14 м, а некоторые использованные при его постройке камни достигали длины в 8 м. Долина достигала глубины в 70 м, а мост, общей длиною более 100 м, имел в ширину 15 м и вел прямо в Царский портик, образованный двумя рядами коринфских колонн высотой около 12 м, каждая из которых была вырублена из цельного куска мрамора. Иосиф Флавий так описывает само здание храма, святое место: «Ну, а фасад храма, его переднюю стену, наверное нельзя было украсить еще чем-нибудь, чтобы еще больше поражало уши людей и их глаза, потому что он был сплошь покрыт тяжелыми золотыми листами, и с первыми лучами солнца он сиял огненным блеском и заставлял людей, силившихся смотреть на него, отводить глаза, как от лучей самого солнца. Но для тех, кто видел его впервые издали, он казался как бы снежной вершиной, потому что те его части, что не были покрыты золотыми листами, были ослепительно белыми … А камни — некоторые из них были в 45 локтей длиной, пять локтей в высоту и шесть в ширину» (Один локоть = 45 см).

Это сияние и этот блеск произвели на учеников очень сильное впечатление. Храм казался верхом человеческих достижений и искусства и столь огромным и крепким, что казалось, он простоит вечно. Но Иисус сделал поразительное заявление о том, что настанет день, когда от него не останется и камня на камне. Не пройдет и пятидесяти лет, как это пророчество трагически сбудется.

Гордыня человека и мирская слава,

Меч и корона обманут его.

Все, что он построит со старанием и трудом,

Башни и храмы падут во прах,

Сила же Божия

Час за часом —

Мой храм и моя башня.

Марка 13,14-20 Последние дни Иерусалима

Когда же увидите мерзость запустения, ременную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;

А кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего;

И кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.

Горе беременным и питающим сосцами в те дни!

Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою.

Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.

И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых он избрал, сократил те дни.

Иисус предсказал некоторые из ужасов, постигших Иерусалим во время осады его римлянами и последовавшего затем падения. Он предупреждает людей, чтобы они при первых признаках этого бежали вон из города, даже не позаботившись об одежде и о своем имуществе. Люди же сделали как раз наоборот: они наводнили Иерусалим, где их постигла смерть, о которой даже и подумать страшно.

Фраза мерзость запустения взята из книги пророка Даниила (Дан. 9, 27; 11, 31; 12, 11). Употребленное в оригинале выражение буквально значит осквернение, которое устрашает. Возникла же эта фраза в связи с Антиохом (Епифаном). Мы уже видели, как он пытался уничтожить иудейскую религию и ввести греческий образ мышления и греческий образ жизни. Антиох осквернил иерусалимский храм, принеся в жертву на большом алтаре свиное мясо и устроив публичные дома в священных дворах. Он даже поставил огромную статую Зевса в святом храме и повелел иудеям поклоняться ему. В связи с этим в 1 Макк. 1, 54 сказано: «пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники». Фраза мерзость запустения, мерзость, которая, устрашает первоначально означала языческих идолов и все связанное с ними, чем Антиох осквернил храм. Иисус предсказал, что все это повторится снова. Все это едва не сбылось уже в 40 г. В то время в Риме императором был Калигула — эпилептик и сумасшедший, утверждавший, что он — бог. Он услышал о существовании в Иерусалиме храма, в котором нет идолов, и задумал установить в Святом месте свою собственную статую. Его советники уговаривали его не делать этого, потому что они понимали, что это неизбежно приведет к кровопролитной гражданской войне. Калигула же был упрям и стоял на своем, но к счастью он умер в 41 г., не успев осуществить свой план осквернения храма.

А что подразумевает Иисус под мерзостью запустения»? Люди ждали не только Мессию, но также появления какой-то силы, которая была бы воплощением зла и вобрала бы в себя все, что против Бога. Ап. Павел называет эту силу человеком греха (2 Фее. 2, 3). Иоанн Богослов в Откровении отождествляет эту силу с Римом (Отк. 17). Иисус говорит: «Однажды, довольно скоро, вы увидите воплощенную силу зла, поднимающуюся в попытке уничтожить народ Божий и святое место Божие». Иисус берет старую фразу и употребляет ее для описания грядущих ужасов. В 70 г. Иерусалим окончательно пал перед осаждавшими его армиями Тита, будущего римского императора. Ужасы этой осады представляют собой одну из самых мрачных страниц мировой истории. В Иерусалим собрались жители всей округи, и Титу не оставалось другого выхода, как принудить город к сдаче силою голода. Дело осложнялось еще и тем, что даже в такое страшное время город был изнутри раздираем сектантской и фракционной борьбой. Эта осада описана римским историком Иосифом Флавием в пятой книге«Иудейской войны». Он сообщает, что 97000 человек были взяты в плен и в рабство, а миллион сто тысяч человек умерли и погибли от голода и меча: «Голод усиливался и уничтожал целые семьи и фамилии. Верхние этажи домов были переполнены умиравшими от голода женщинами и детьми. Улицы города были заполнены трупами стариков. Дети и молодые люди, подобно теням, бродили по рыночным площадям, опухшие от голода, и падали замертво там, где нужда схватила их. Что до захоронения их, так те, которые были больны, были неспособны сделать это. А тех, кто были здоровы и крепки, пугало огромное количество мертвых и неуверенность в том, когда они умрут сами, потому что многие умирали, когда они хоронили других, а многие сами ложились в свои гробы до наступления неизбежного часа. Среди этих бедствий никто не оплакивал умерших. . . голод подавил все естественные чувства. Глубокая тишина и своего рода мертвая ночь охватила город». Всю картину омрачали мародеры, обиравшие мертвых. Иосиф Флавий рассказывает, что, когда нельзя было уже найти даже травинку, «некоторые впали в такое ужасное состояние, что отправлялись на поиски сточных труб и старых навозных куч и ели то, на что прежде не могли смотреть». Он рисует мрачные картины того, как люди глотали кожаные ремни и обувь и рассказывает ужасную историю одной женщины, которая убила и зажарила своего ребенка и предлагала часть этой ужасной трапезы людям, приходившим к ней в поисках пищи.

Пророчество Иисуса о предстоящих Иерусалиму ужасных времен, сбылось сполна. Люди, собравшиеся в городе, умирали сотнями тысяч, и спаслись лишь те, кто внял Его совету и ушел в горы.

Марка 13,9-13 Тяжелый путь

Но вы смотрите за собою; ибо вас будут предавать в судилища, и бить в синагогах, и пред правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства пред ними.

И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.

Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.

Предаст же брат брата на смерть, и отец детей; и восстанут дети на родителей, и умертвят их.

И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Здесь Иисус говорит о грядущих гонениях. Иисус всегда указывал Своим последователям на то, что они избрали трудный и тяжелый путь. Никто не может сказать, что он наперед не знал условий, на которых придется служить Иисусу. В фразе о предании в судилища и избиении в синагогах говорится о гонениях со стороны иудеев. В Иерусалиме находился синедрион, верховный суд иудеев, но в каждом городе и в каждой деревне был свой местный синедрион. И в таких синедрионах судили, а потом в синагогах побивали тех, кто публично исповедывал веру, которую иудеи считали ересью. Фраза о правителях и царях относится к разбирательствам в римских судах, как например, суд над Павлом, предстоявшим перед Феликсом, Фестом и Агриппой. И, действительно, христиане получали чудесную поддержку, когда они представали перед судом. Когда мы читаем о судах над мучениками, среди которых многие были неграмотными и невежественными людьми по отношению к закону, часто складывается впечатление, что перед судом стоят судьи, а не христиане. Христианская вера внушала самым простым людям такой страх перед Богом, что они не испытывали страха перед людьми. Истинно также, что иногда человека предавали его ближайшие родственники. Одним из проклятий молодой Римской империи были доносчики (делатор). Это были те, кто в своих стремлениях угодить властям и завоевать их милость, не останавливались перед тем, чтобы предать своих родственников и знакомых. Это, должно быть, было самым ужасным.

В гитлеровской Германии одного человека арестовали за то, что он боролся за свободу. Человек твердо и стойко выдержал тюрьму и пытки и был освобожден, и дух его не был сломлен, но вскоре он покончил жизнь самоубийством. Многих это удивило, но хорошо знавшие его люди знали причину — он узнал, что на него донес его собственный сын. Предательство близкого человека сломило его так, как не могла сломить жестокость врагов.

Эту враждебность между членами семей считали самым типичным и самым ужасным явлением тех последних и страшных дней. «Все друзья ополчатся друг на друга» (3 Езд. 5, 9). «Они будут ненавидеть друг друга и вызывать друг друга на битву» (2 Вар. 70, 3). «И они будут бороться друг с другом, старые с молодыми, бедные с богатыми, рядовые люди с великими, нищие с князьями (Книга юбилеев 23, 19). «Дети будут стыдиться родителей, и родители восстанут на детей (Мишна, Coma 9, 15). «Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка — против свекрови своей; враги человеку — домашние его» (Мих. 7, 6).

Жизнь на земле становится адом, когда нарушается верность людей друг другу и человек не может доверится чьей-либо любви. Христиан действительно ненавидели. Римский историк Тацит говорил о христианстве как об отвратительном суеверии, Светоний Транквилл называл его новым и ужасным суеверием, и эта ненависть была, главным образом, вызвана тем расколом, который христианство вызвало в семьях. Ведь человек должен был любить Христа больше, чем мать и отца, сына или дочь. Все осложнялось еще тем, что на христиан клеветали. Вне всякого сомнения и иудеи в значительной степени способствовали распространению этой клеветы. Самой серьезной клеветой было утверждение, что христиане — людоеды, причем подтверждение этому находили в словах причастия, где говорится о вкушении тела и крови Христовой.

В этом, как и во всем другом, спасен будет тот, кто выдержит все до конца. Жизнь — не короткий, спринтерский забег, это — марафонский бег. Жизнь — не разовая битва, а долгий поход. Рассказывают о знаменитом человеке, отказавшемся от того, чтобы его биография была написана еще при его жизни: «Я видел стольких людей, выпадавших на последнем этапе», — сказал он. Жизнь нельзя считать положительной, пока человек не достиг конца пути. Джон Буньян видел во сне, что от врат рая ведет дорога к вратам ада. Но спасен будет человек, который вынесет все до конца.

Марка 13,3-6 и 21-23 Опасности последних дней

И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, Иоанн, и Андрей:

Скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?

Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас;

Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить, что это Я, и многих прельстят.

Тогда, если кто вам скажет: «вот, здесь Христос», или: «вот там», — не верьте.

Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

Вы же берегитесь; вот, Я наперед сказал вам все.

Иисус был совершенно уверен в том, что еще до наступления конца света появятся еретики; и действительно, уже довольно скоро в Церкви появились еретики. В основе ереси лежат три главные причины.

1. Создание удобных для себя учений и догм. Человеческий ум обладает необъятной способностью продуцировать новые мысли и желания. «Сказал безумец к сердце своем: «Нет Бога», — поведал нам псалмист в знаменитом изречении. Безумец этот, о котором говорил псалмист, вовсе не отличался недостатком ума, это был духовный, нравственный безумец. В основе его утверждения о том, что Бога нет, лежало прежде всего его желание, чтобы Бога не было, потому что, — если Бог существует — ему от этого будет только плохо, и потому он устранил Его и из своего учения и из всего мира. Одна особенная ересь, анонимианство, уже всегда присутствовала в христианстве. Такие еретики исходят из принципа, что закон (иудейский, Моисеев) упразднен — и они отчасти правы — и что существует только благодать — и опять же они отчасти правы. Такие еретики далее начинают рассуждать, как показал ап. Павел в Рим. 6, приблизительно так: «Ты утверждаешь, что благодать Божия может прикрыть любой грех?» — «Да». — «Ты утверждаешь, что благодать Божия может простить любой грех?» — «Да». «Ты утверждаешь, что благодать Божия — самое великое и самое чудесное в мире?» — «Да». — «Тогда, — заключали еретики-парадоксалисты, — давайте и дальше грешить для утешения нашего сердца, ибо чем больше мы грешим, тем больше возможностей даем мы Богу проявить Свою поразительную благодать. Грех — хорошая вещь, потому что он дает благодати возможность проявиться. И потому, давайте будем делать все, что нам угодно». Люди извратили благодать Божию, чтобы получить возможность грешить. Эти же аргументы приводят люди, заявляющие, что в жизни человека важна только его душа, а тело не имеет никакого значения. В таком случае, утверждают они далее, человек может делать со своим телом все, что ему угодно, и, если ему угодно, утолять его желания. Чаще же всего люди впадают в ересь, пытаясь так модифицировать христианство, чтобы оно отвечало их требованиям. Может быть учения об аде и о Втором пришествии Христа именно потому и выпали из религиозного сознания многих, что это крайне неприятные учения? Никто не намерен возрождать их в их первоначальном, устрашающем виде, но может быть, они слишком ослабли в христианском мышлении именно потому, что не всех устраивает вера в них?

2. Ересь также может возникнуть в результате того, что человек просто не заметит какую-то долю всей истины. Так например, всегда неправильно подчеркивать одно какое-то качество Бога. Если мы будем думать лишь о святости Бога, мы никогда не сможем установить близких отношений с Ним, и создадим себе впечатление, будто Он совершенно далек от мира сего. Если же делать ударение только на правосудии Бога, мы никогда не освободимся от страха перед Ним и наша религия будет только преследовать нас, а не помогать нам. Если же думать о Боге исключительно в категории любви, религия может стать для нас очень простым, сентиментальным делом. Ведь Новый Завет не состоит только из Лук. 15. В христианстве всегда присутствует эта парадоксальность: Бог — это любовь, но Бог также и правосудие; человек свободен, но Бог, тем не менее, следит за всем и направляет все; человек — существо преходящее и одновременно творение вечности.

Английский писатель Г. К. Честертон говорил, что быть ортодоксальным — значит ходить по лезвию ножа, по обеим сторонам которого — зияющая бездна. Стоит сделать один лишь шаг вправо или влево — и неизбежна катастрофа. Мы должны, как говорили греки, видеть жизнь всегда как целое.

3. Ересь происходит из желания и попыток создать религию, которая устраивала бы людей, была бы популярной и привлекательной. Сделать это – значит разбавить религию водой, устранить из нее муки, осуждение, смирение, нравственные требования. Наша задача заключается не в том, чтобы привести христианство в соответствие с требованиями людей, а в том, чтобы привести людей в соответствие с требованиями христианства.

4. Ересь также происходит от того, что человек отделяется от христианского братства. Думая в одиночестве, человек рискует сбиться с верной мысли. Существует традиция Церкви, существует также концепция о том, что Церковь является хранительницей истины. Если образ мыслей отделяет человека от его собратьев, вполне возможно, что что-то неладно в его образе мыслей. Римско-католическая Церковь считает, что человек только тогда может иметь Бога своим отцом, если его мать — Церковь, и это истина.

5. Ересь может происходить из попыток человека излагать все совершенно понятным языком. И в этом заключается один из величайших парадоксов: мы обязаны стремиться к тому, чтобы понять нашу веру, но так как мы смертны, а Бог — бессмертен и необъятен, мы никогда не сможем понять все в полной мере, и уже потому вера, которую можно было бы ясно изложить в ряду предложений или ясно доказать рядом логических посылок — явное противоречие. Как сказал опять же Честертон: «Только безумцы могут пытаться поместить небеса в своей голове и совершенно естественно, головы их трескаются. Мудрый же доволен тем, что может поднять свою голову в небеса». Какими бы умными мы ни были, мы должны помнить, что остается где-то конечная тайна, перед которой мы можем только преклоняться, восхищаться и поклоняться.

«Как мог бы я восхвалять,

Если бы такие, как я, могли понимать?»

«Верую, — сказал Тертуллиан, — потому что это невозможно».

Марка 13,7.8 и 24-27 Второе пришествие Христа

Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть; но это еще не конец.

Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут землетрясения по местам и будут глады и смятения. Это начало болезней.

Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего,

И звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.

Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.

И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.

Здесь Иисус несомненно говорит о Своем Втором пришествии. Но важно отметить, что Он облекает Свое предсказание в три картины, которые являются неотъемлемой частью представлений иудеев о дне Господа.

1. Дню Господа будет предшествовать период войн. В 3 Езд. 9, 3 говорится, что перед днем Господа произойдет «колебание мест, смятение народов, волнение людей, замешательство вождей, беспокойство князей».

«И будут предпринимать войны один против другого, город против города, одно место против другого, народ против народа, царство против царства».

В пророчестве Сибиллы 3, 633-647 читаем:

«Царь захватывает в плен царя и захватывает его земли, народы разоряют и угнетают людей, правители бегут в другие земли, люди в стране стали совсем другими, и варварская империя разоряет Элладу и истощает богатства процветающей страны и люди сходятся лицом к лицу в схватке».Те же мысли находим в 2 Вар. 27, 5-13, где перечислены двенадцать моментов, которые будут предшествовать новому веку:

«Сперва начнется смятение, потом будут убивать сильных мира сего — вельмож и богачей. В-третьих, многих постигнет смерть. В четвертую очередь — посылка меча. В пятую — голод и засуха. В шестую землетрясения и террор … (в рукописи пропуск) … В восьмую очередь — сонмы призраков и нападения бесов. В девятую — падение огня, в десятую — грабежи и всяческие притеснения, в одиннадцатую — злобность и невоздержанность, в двенадцатую — совместное действие всех перечисленных выше зол». «Все жители земли восстанут друг на друга» (48, 32). «И они будут ненавидеть друг друга, и побуждать друг друга к битве». «И будет так, что каждый, кто вернется невредимым с войны, погибнет от землетрясения, а кто спасется от землетрясения — сгорит в огне, и кто уцелеет от огня, погибнет от голода».

Совершенно ясно, что, говоря о войнах и о слухах о войнах Иисус пользовался картинами, которые были неотъемлемой частью представлений иудеев о будущем.

2. Дню Господа должно было предшествовать затмение солнца и луны. Об этом много говорится в Ветхом Завете (Ам. 8, 9; Иоил. 2, 10; 3, 15; Иез. 32, 7.8; Ис. 13, 10; 34, 4), да и в популярной в эпоху Иисуса литературе.

«Внезапно воссияет среди ночи солнце

и луна трижды в день. . .

… И изменится восход звезд».

(3 Езд. 5, 4-7)

В 2 Вар. 32, 1 говорится «о времени, когда Всемогущий поколеблет все мироздание». В пророчестве Сибиллы 3, 796-806 говорится о времени, когда «мечи появляются ночью в освещенном звездами небе ближе к сумеркам и к рассвету … а свет солнца меркнет к полудню на небе, а лучи лунного света продолжают светить и падать на землю, и с гор приходит знак, с которого потоками стекает кровь». В Успении Моисея предсказывается наступление времени, когда: «Рога солнца будут сломаны и оно будет обращено во тьму. И луна не будет давать света и будет обращена в кровь. И круговорот звезд будет нарушен» (10, 5).

И опять же очевидно, что Иисус пользовался известным каждому популярным языком.

3. Все иудеи мечтали о том, чтобы весь народ вновь был собран в Палестине со всех четырех сторон света. Эта идея наполняет Ветхий Завет (Ис. 21, 13; 35, 8-10; Мих. 7, 12; Зах. 10, 6-11), а также и в популярную литературу того времени:

«Вострубите трубою на Сионе созвать святых, чтобы слышали

приносящего Благую весть,

Потому что Бог смилостивился над Израилем, посетив его,

Стой на высоте, о Иерусалим, и смотри на своих детей,

Собранных Господом и с востока и с запада».

(Псалмы Соломона 11, 1-3)

«Господь соберет вас вместе в вере Своим нежным милосердием и ради Авраама и Исаака и Иакова».

(Завещание А сира 1, 5-7)

Читая такие образные слова Иисуса о Втором пришествии, нужно помнить, что Он не дает нам ни карты вечности, ни плана на будущее, а просто использует язык и образы, которые иудеи хорошо знали и использовали столетиями до Него. Но чрезвычайно интересно отметить, что все сказанное и предсказанное Иисусом действительно совершалось. Он предсказывал войны — и ужасные парфяне подступали к границам Римской империи. Он предсказывал землетрясения, и в течение следующих сорока лет Римскую империю постигло землетрясение, опустошившее Лаодикию и извержение Везувия, погребшее под лавой Помпеи. Иисус предсказал голод — и Рим постиг голод в эпоху императора Клавдия. Мир действительно ожидали ужасные времена; и потому и римский историк Тацит начал писать свою историю словами, что все происходящее подтверждает, что боги готовят не спасение людям, а месть Римской империи. Из этого отрывка надо хорошо запомнить один важнейший факт — Иисус предсказал Свое Второе пришествие. Он сказал, что придет еще раз. Образы, в которые Иисус облекал Свои мысли, не нужно понимать буквально.

Марка 13,28-37 Будьте готовыми

От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;

Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко при дверях.

Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет.

Небо и земля прейдут, но слова мои не прейдут.

О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.

Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время.

Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть, и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.

Итак бодрствуйте; ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;

Чтобы пришед внезапно, не нашел вас спящими.

А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

В этом отрывке нужно отметить две особенности.

1. Ошибочно считать, что все предсказанное здесь Иисусом должно было произойти еще при жизни Его поколения. Но Иисус был прав и здесь, потому что сказанное не относится и не могло относиться ко Второму пришествию, уже потому, что Он сам уже в следующем предложении говорит, что не знает, когда этот день наступит. А относится это предложение к предсказанному Иисусом падению Иерусалима и разрушению храма, — все это исполнилось в полной мере.

2. Иисус говорит, что Он не знает день и час Своего Второго пришествия: в некоторых вопросах даже Он беспрекословно полагался на волю Божию — не может быть более серьезного предупреждения тем, кто вырабатывает точные даты и планы на Его Второе пришествие. И потому — подлинное богохульство с нашей стороны — задаваться вопросами и исследовать там, где даже Господь наш не претендовал на это.

3. Иисус делает из этого практический вывод. Мы похожи на людей, которые знают, что Господин их придет, но не знают — когда. Мы живем под знаком вечности, но это не значит, что надо жить и ждать в страхе и в нервном расстройстве: мы должны изо дня в день выполнять свою работу, приближая ее завершение, то есть жить так, чтобы не имело никакого значения — когда Он придет. Это возлагает на нас важную задачу: жить каждый деть так, чтобы Он мог всегда посмотреть на нашу жизнь и чтобы быть в любой момент готовыми встретиться с Ним лично. Тогда вся наша жизнь станет подготовкой к встрече с Царем.

Мы сказали вначале, что это трудная глава, но что мы можем подчеркнуть из нее непреходящие истины.

1. Мы узнаем из нее, что только Божий человек может проникнуть в тайны истории: Иисус предвидел судьбу Иерусалима, хотя всем она была неведома. Подлинный государственный деятель должен быть Божиим человеком. Чтобы направлять страну, человек должен быть направляем Богом. Лишь человек, хорошо знающий Бога, может вникнуть в часть планов и предначертаний Божиих.

2. Мы узнаем нечто об учении о Втором пришествии.

а) Что в нем заключены моменты, которые мы забываем или которыми пренебрегаем на свой риск.

б) Что оно облечено в образы и картины эпохи, в которую жил Иисус и что, поэтому, бессмысленно длительно рассуждать о них или ссылаться на них, коль скоро Иисус сам не вдавался в это. Мы можем, однако, быть уверены в том, что история развивается к определенной, предначертанной цели, где она получит свое завершение.

3. Мы узнаем, что самое глупое — забыть Бога и погрязнуть в мирском. Мудрый человек никогда не забывает, что он должен быть готов в тот момент, когда Господь призовет его. Кто живет, помня это, испытает в конце не страх, а вечное блаженство.

1–4. Беседа о разрушении Иерусалима, втором пришествии Христа и о кончине мира. – 5–13. Повод к речи. – 14–27. Время, предшествующее концу. – 28–32. Последние времена и наступление конца. – 33–37. Увещания к бодрствованию.

Мк.13:1. И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!

Мк.13:2. Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.

Мк.13:3. И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:

Мк.13:4. скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?

(См. Мф. 24:1-3).

Евангелист Марк здесь точнее, чем Матфей, изображает события. «Один» (а не все) ученик указал Христу на камни и здания храма. Четыре ученика, ближайшие ко Христу (а не все), обратились с вопросом ко Христу на горе Елеонской.

Камни, из которых был выстроен второй храм, были чрезвычайно велики: около 25 локтей в длину, 12 – в ширину, и 8 – в толщину.

«Против храма». С горы Елеонской был хорошо виден весь храм.

«Петр, и Иаков, и Иоанн и Андрей». Как в начале открытой деятельности Христа (Мк.1:16-20), так и при окончании ее евангелист Марк выводит на вид эти две пары братьев. Тогда они слушали весть, что время исполнилось и что Царство Божие приблизилось, теперь Христос возвещает им о будущей судьбе этого Царства.

«Когда это будет», т.е. когда будет разрушен храм.

«Какой признак, когда все сие должно совершиться?» Апостолы, без сомнения, сливали в своем представлении разрушение храма с концом мира и открытием славного Царства Божия. Поэтому-то они и говорят «все сие». Значит, в первом вопросе речь идет о времени наступления конца, во втором – о признаке, по которому можно ждать этот конец.

Мк.13:5. Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,

Евангелист приводит речь Христа с сокращениями, но при этом сообщает и некоторые изречения, опускаемые Матфеем. (Мф. 24).

Мк.13:6. ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.

«Это Я». Здесь Христос говорит не о том, что некоторые будут выдавать себя за возвратившегося Иисуса Христа, но о том, что они будут называть себя «Христами» или «Мессиями».

Мк.13:7. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец.

Мк.13:8. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней.

«Смятения» (ταραχαί) – только здесь. В Евангелии Матфея: «землетрясения», т.е. различные потрясения в народной жизни, которые будут приводить в замешательство (корень ταραχή – ταράσσω – «привожу в замешательство»).

Мк.13:9. Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилищах и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними.

«Но вы смотрите за собою», т.е. не упускайте из виду сами себя, и не забывайте о своем назначении выступать проповедниками Евангелия.

«Будут предавать...» (см. Мф. 10:17-18).

Мк.13:10. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.

Объясняя, каким образом очутятся апостолы на суде, Христос говорит, что прежде, т.е. до наступления «конца», понимаемого как разрушение Иерусалима (стих 7), Его ученики должны проповедовать Евангелие всем народам, и вот за эту-то проповедь они и будут привлекаемы к ответственности (ср. Мф. 24:14).

Мк.13:11. Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.

Мк.13:12. Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.

Мк.13:13. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

(См. Мф. 10:19-22).

По всей вероятности, евангелист Марк правильнее, чем Матфей, поместил эти слова Христа в Его эсхатологической беседе. К посланию учеников на проповедь, о которой говорит евангелист Матфей в 10-й главе, они не имеют приложения, апостолы в то время еще не были привлекаемы к суду правителей и царей.

Мк.13:14. Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;

(См. Мф. 24:15).

Замечательно, что у евангелиста Марка слово «стоящую» представляет собой причастие мужского рода и должно быть правильнее передано словом «стоящего» (ἑστηκότα). Тут нет согласования с существительным, к которому относится это причастие («мерзость» – по-гречески βδέλυγμα – среднего рода), и, несомненно, евангелист этим хотел что-то сказать. Что же? Очень может быть, что эта «мерзость» представлялась ему человеком, который выступит как противник Христа во святилище, как некоторый противобог или антихрист (ср. 2 Сол. 2 и сл.). Он, конечно, – так должны были понять апостолы – явится в Иерусалиме, в Иерусалимском храме, который был истинным домом Бога (Ин.2:16).

Мк.13:15. а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего;

Мк.13:16. и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.

Мк.13:17. Горе беременным и питающим сосцами в те дни.

Мк.13:18. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою.

Мк.13:19. Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.

По-видимому, здесь речь идет о гонении, которое обрушится на верующих во Христа, но можно видеть здесь указания и на политические смятения, от которых будут очень страдать и иерусалимские христиане.

Мк.13:20. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.

«Никакая плоть», следовательно, и верующие во Христа.

«Но ради избранных», т.е. этих самых верующих во Христа, дни скорби будут прекращены, согласно с предвечным решением Божиим.

Мк.13:21. Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, – не верьте.

Мк.13:22. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

Мк.13:23. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все.

Мк.13:24. Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего,

Мк.13:25. и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.

Мк.13:26. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.

Мк.13:27. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.

Мк.13:28. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето.

Мк.13:29. Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях.

Мк.13:30. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет.

Мк.13:31. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Мк.13:32. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.

«О дне же том, или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (стих 32; см. Мф. 24:36). К словам, имеющимся у Матфея, евангелист Марк прибавляет выражение: «ни Сын». Это выражение издавна возбуждало среди толкователей серьезные споры. Смущало оно именно потому, что в нем Сыну приписывается неведение, которое, однако, не может быть приписано Ему, как Лицу Божества.

Святитель Амвросий Медиоланский, не находя возможности примирить это выражение с высоким понятием о лице Сына Божия, полагал, что это выражение вставлено в текст Евангелия Марка арианами, чтобы показать православным, что Христос – не Бог («О вере», кн. 5, гл. VI). Но такое предположение нельзя принять уже потому, что отцы Церкви, боровшиеся с арианами, несомненно, обличили бы их в этом искажении евангельского текста. Притом, собственно говоря, и у евангелиста Матфея включается такая же мысль, какая и в этом выражении, потому что и он говорит, что о времени наступления последнего дня знает только один Отец, следовательно, Сын не знает этого и по Евангелию Матфея. Поэтому если даже допустить, что предположение святителя Амвросия правильно, то все равно пришлось бы останавливаться с недоумением на Мф. 24:36. Другие отцы Церкви, не прибегая к таким опасным предположениям, старались объяснить это загадочное выражение тем, что Христос приписывал Себе «незнание» по Своей человеческой природе, почему к слову «Сын» прибавляли прилагательное «Человеческий» (свтт. Григорий Богослов, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский). Но с этим толкованием нельзя согласиться потому, что оно разделяет Христа, тогда как оба естества в Нем – и божеское, и человеческое – нераздельны в своих обнаружениях. Св. Софроний, прп. Иоанн Дамаскин восставали против еретиков VI века – агноитов, которые учили, что Христос, как человек, «кое-чего не знает». По мнению святителя Василия Великого (Творения, ч. 7, с. 159), это выражение нужно передать так: «не знал бы и Сын, если бы не знал Отец, потому что от Отца дано Ему ведение». Но здесь, очевидно, уже изменяется через прибавления сам текст Евангелия:

Некоторые новейшие западные толкователи (у нас их мнению следует в своем «Толковом Евангелии» г. Гладков, см. с. 572, изд. 3-е) понимали это выражение как свидетельство о том, что назначение времени последнего Суда есть дело Отца и что такое назначение еще не состоялось: Но и с таким толкованием нельзя согласиться, потому что оно противоречит общехристианскому учению, которое признает, что судьбы мира предопределены Богом от века, что необходимо допустить при убеждении в Божественном всеведении.

Наконец, некоторые толкователи допускают, что Христос действительно не знал этого дня, потому что, согласно слову апостола Павла (Флп. 2:7), был на земле в образе раба и жил как человек, т.е. самоограничил Себя в отношении к Своим Божественным свойствам и, в частности, к всеведению. Но и с таким мнением согласиться нельзя ввиду того, «что такие изречения, как: «все предано Мне Отцем Моим» (Мф. 11:27; ср. Лк. 10:22; Ин. 6:46, 8:40), не позволяют приписать Сыну незнание времени паки пришествия и различать область ведения Отца от области ведения Сына: Затем, в силу ипостасного единения во Христе божества и человечества с сохранением личности божественной, нельзя говорить о каком-либо ограничении божественной природы воплотившегося Сына Божия». Так рассуждает С. Саввинский в своей диссертации: «Эсхатологическая беседа Христа Спасителя» (Киев, 1906, с. 115). Сам г. Саввинский, следуя мнению святителя Иоанна Златоуста, блаженных Иеронима, Августина, Феофилакта и др., понимает это незнание Сыном дня и часа «парусии» (от гр. ἡ παρουσία – «второе пришествие») не как «слабость неведения, а как воспитательное средство мудрого педагога». По словам указанных выше отцов, Господь как бы говорит, что Он хотя и знает, но не хочет открыть этот срок ученикам, потому что неполезно им было знать об этом: знание, что до суда еще долго, сделало бы их нерадивыми в благочестии. Эта мысль точнее выражена Лагранжем (1911) в его комментарии на Евангелие Марка в следующих словах: Сын знает, но не имеет от Отца поручения сообщать, что знает, и в таком смысле «не знает». Сын не знает, следовательно, как посланный Отцом Мессия; это не входит в число Его полномочий – открывать людям время конца мира (с. 327).

Мк.13:33. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.

Увещание к бодрствованию (см. Мф. 24:42).

Слово «молитесь» в лучших новейших изданиях не читается.

«Время» (καιρός) может означать и отдельный момент, но обыкновенно имеет значение периода, эпохи (ср. Мк. 1:15). Отсюда видно, что апостолы не получили указания на какое-либо определенное знамение, которое могло бы возвещать наступление последнего дня. Таким знамением не могло быть и разрушение храма. Вельгаузен даже высказывает мысль, что это место вставлено в Евангелие уже тогда, когда христиане увидели, что разрушение Иерусалима не повело вслед за собой разрушения мира. В этой мысли, конечно, верно только то, что вообще в Евангелии и именно в эсхатологической речи Христа вовсе и не были соединены эти два момента...

Мк.13:34. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.

Христос предлагает здесь вторую притчу, параллельную первой, – о смоковнице (стих 28). Только здесь нет никакого символа, а прямо дается увещание бодрствовать, чтобы не быть застигнутыми врасплох.

«Подобно как бы...» Стоящая здесь частица ὡς, несомненно, начинает собой притчу, как ὥσπερ γάρ в Мф. 25:14, и не имеет для себя соответствия ни в предыдущем, ни в последующем, так что получается одно только придаточное предложение без главного. Тем не менее, главное предложение ясно – оно должно быть взято из 33-го стиха, и с этим добавочным главным предложением получается такая притча: «Я призываю вас к бодрствованию, как человек, который уйдя (ἀπόδημος, в русском переводе неточно – «отходя»), оставил» и т.д. Апостолы и все верующие изображаются здесь под видом слуг, получивших от своего ушедшего хозяина известную свободу действий (ἐξουσία, в русском переводе не совсем подходящее выражение – «власть»; власть – над кем?). Они должны бодро совершать свое назначение, какое даст им Христос. Особенно же бодрствовать должен привратник, к которому, собственно, и приравниваются прежде всего апостолы. Конечно, это не значит, что они доживут до второго пришествия: в их лице Христос обращается к христианам всех последующих поколений, которые всегда должны сохранять ожидание второго пришествия Христа на суд.

Мк.13:35. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;

Нравственный урок излагается здесь в тех самых выражениях, из каких состоит и самая притча, так что целое получает печать аллегории. Хозяин дома – Сам Христос.

Вместо того чтобы определить время по «стражам» (как делает евангелист Лука, – (Лк. 12:38), Марк употребляет ходившие в народе обозначения времени: вечер – от 6 до 9 часов, полночь – точнее, самая ночь – от 9 до 12, пение петухов – от 12 до 3 часов утра, и утро – от 3 до 6 час. Таким образом, указанные выражения охватывают все ночное время, которое, собственно, есть время сна. Но в это-то, по-видимому, время и следует ожидать возвращения хозяина дома.

Мк.13:36. чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.

Здесь указывается цель бодрствования, как раньше, в 35-м стихе, было указано побуждение к бодрствованию. Вы должны бодрствовать, говорит Христос, чтобы господин, нежданно возвратившись, «не нашел вас спящими». Состояние сна, конечно, принимается здесь в переносном смысле, как нравственное усыпление, как полное равнодушие к высшим вопросам души.

Мк.13:37. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

Хотя эсхатологическая беседа, по представлению Марка (стихи 3–5), обращена только к четырем апостолам, тем не менее, она имела в виду всех верующих, как ясно сказано в этом стихе.

Loading...Loading...