Храм косьмы. Как попасть в храм Бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке: адрес и расписание

Косьма и Дамиан - братья, святые римские мученики. Будучи врачами по профессии они, по Божьему благоволению, обладали даром врачевания. Следуя Божьему завещанию: даром получили - даром отдавайте, они всю свою жизнь посвятили служению Богу и людям.

Исцеляя людей от телесных, душевных недугов, братья не брали плату за свою помощь, за это в народе их прозвали «бессребрениками». Издревле почитают этих святых на Руси, они считаются устроителями семейного брака, покровителями супружеской жизни, святости.

В Москве действует церковь Косьмы и Дамиана, расположенная на Маросейке, однако история ее создания и возрождения связана с тяжелыми испытаниями и трудностями.

В Китай-городе находится славный Храм святых бессребреников Косьмы и Дамиана, последователей веры Христовой.

Космодамианская церковь дала наименование одному из переулков, находящемуся вблизи, до семнадцатого века он назывался Шубиным.

Одна из версий относительно этого названия гласит, что именно на этом месте проживал знатный боярин, в честь которого получил название переулок: другие источники говорят, что здесь жили купцы, торговавшие мехами, шубами.

До этого времени, примерно в шестнадцатом–семнадцатом столетии, по преданиям, на месте современного Храма Косьмы и Дамиана на Китайгородском переулке проживали польские паны. Упоминание о них датируется еще 1508 годом.

Около панского двора существовала деревянная церковь, однако вскоре она сгорела, здесь была выстроена другая – каменная. Сейчас церковь на Маросейке ценится за то, что чудом ей удалось уцелеть в тяжелые времена 1930-х, когда царила «социалистическая реконструкция».

История

Существующая сегодня церковь Косьмы и Дамиана в Москве была возведена в 1793 году. Сооружена она была на месте старой, существовавшей в начале семнадцатого века. Точных сведений о том, кто возводил первую постройку, нет.

Известно только то, что она была одноэтажной, каменной, с двумя престолами. Один из них освящен во имя Николая Чудотворца, а другой – святых бессребреников Косьмы и Дамиана.

Важно! Ранее храм назывался в честь святителя Николая, архивные документы это подтверждают.

Космодамианская церковь изначально была обустроена скромно, она не имела даже колокольни.

Только в конце семнадцатого столетия на средства боголюбивой княгини Куракиной был выстроен второй ярус, где устроили церковь, носившую наименование иконы Божьей Матери «Казанская».

Долгое время храм святых содержался благодаря финансовым вложениям княгини, затем стал приходским.

Конец 18 века – тяжелый период для этой святой обители. Постройка полностью обветшала, стала непригодной, однако по ходатайству истинных христиан летом 1790 года было решено на месте старого здания соорудить новое, с главным престолом в честь Господа, Исцелителя расслабленного.

На значительные пожертвования прихожан через 3 года строительство церкви было завершено, освящение его пределов состоялось в два этапа, это 1795, затем 1803 год. Проект был составлен известным русским архитектором Матвеем Казаковым.

Особого внимания заслуживает устроение приделов храма, они, так же, как части алтаря, имеют форму круга.

Впоследствии производились крупные строительные работы по сооружению печи для обогрева холодного помещения, обновлялось внутреннее убранство.

После нашествия врагов в 1812 году святая обитель во имя Косьмы и Дамиана на Маросейке была разорена, исчезли старинные иконы, дорогие украшения, ценная церковная утварь.

Оправиться от этой потери так и не удалось.

Начало тридцатых годов храм Косьмы и Дамиана постигло другое несчастье: приход разогнали, а ценные святыни бесследно исчезли. Было принято решение о взрыве храма, однако, по милости Божьей, он остался невредимым.

Здесь основались художественные классы, склады, архивные помещения и другие общественные организации.

Шестидесятые годы – период, когда было снесено несколько церковных зданий. На этом месте выстроили административный объект. Частично производилась реставрация церкви, однако из-за различных перепланировок основание дало уклон.

Только 22 июня 1993 года было принято решение о реконструкции Храма Косьмы и Дамиана на Маросейке, уже 14 ноября состоялась первая Литургия в честь славных бессребреников.

Известно несколько случаев исцеления, зафиксированных в церкви Косьмы и Дамиана на Маросейке. Больные, молившиеся перед чудотворной иконой Спасителя, получили благодать Божью, после этого болезни отошли от них.

На заметку! С давних времен перед иконой Господа, исцеляющего расслабленного, совершаются моления каждую субботу. Читается особое Евангелие, тропарь, прокимен, умилительная молитва.

Святыни

Храм Косьмы и Дамиана в Москве хранит множество ценных реликвий. Прихожане могут прийти и поклониться следующим святыням:

  1. Иконе Иисуса Христа, исцелившего расслабленного, находящейся в главном приделе.
  2. Почитаемой иконе Косьмы и Дамиана Ассийских, содержащей частицу мощей.
  3. Мощам, иконе великомученика Вонифатия.
  4. Иконе святителя Николая Чудотворца.
  5. Иконе архангела Михаила.
  6. Иконе святителя Луки с частичкой мощей.
  7. Иконе всех святых, почитаемых на Русской земле.

Расписание богослужений

Храм Косьмы и Дамиана открыт ежедневно для посещения прихожан, расписание богослужений зависит от дня недели и от праздничного события, в честь которого совершается Литургия.

Ежедневно Церковь Косьмы и Дамиана открыта с 8:00 до 20:00, в воскресные дни зайти в храм святых можно с восьми утра до семи вечера.

По воскресеньям совершается молебен святым угодникам, начиная с восьми утра. К 8:30 собираются верующие на исповедь, а в девять часов утра начинается Божественная Литургия. По праздникам часы исповеди с 8 до 9 утра, затем служится Литургия. Накануне праздников, воскресений совершается Всенощное бдение, начинается служба в 17:00.

На заметку! В церкви Косьмы и Дамиана Ассирийских в период с октября по Пасху проводятся две воскресные Литургии: ранняя – начинается с 7:00, а также поздняя – в 9:30.

По средам утренняя служба начинается с восьми часов, прихожане могут исповедоваться, в 17:30 читается акафист во славу святых бессребреников Косьмы и Дамиана, совершается освящение воды, молебен о болящих людях. По четвергам расписание остается таким же, однако акафист с водосвятным молебном читается святому мученику Вонифатию.

По пятницам водосвятный молебен совершается Иоанну Златоусту, акафист читается перед чудотворной иконой Божьей матери «Знамение». Пятничный молебен служат по адресу: Малый Златоустинский переулок, 5, второй этаж.

По субботам помимо Литургии и утрени служится панихида, начало – в 8:00. Желающие могут исповедоваться.

Полезное видео

Подведем итоги

Приходская жизнь храма достаточно разнообразна, здесь организовано Православное сестричество, действует воскресная школа. Сестры милосердия готовят ужины для пациентов лечебных заведений, домов ребенка, пансионатов.

Посетить святую обитель, конечно же, стоит тем людям, которые желают получить Божью благодать, мир, спокойствие.

Свое название Столешников переулок получил оттого, что в XVI–XVII веках здесь жили столешники – ткачи, производившие скатерти для царского двора. П.В Сытин отмечает: «Впервые Столешников переулок, как Рождественская улица, упоминается в духовной грамоте Ивана III в 1504 году. Но стоявшая уже в первой половине XIV века церковь Космы и Дамиана, что в Шубине, и наименование в XVIII веке переулка Шубиным заставляют предполагать, что переулок существовал в XIV веке». В Столешниковом переулке жил В.А. Гиляровский, который говорил, что в нем, «как в капле воды солнышко, отражается вся жизнь города». У В.В. Маяковского есть замечательные строчки:

Люблю Кузнецкий
(простите грешного!),
потом Петровку,
потом Столешников;
по ним
в году
раз сто или двести я
хожу из «Известий»
и в «Известия».

По одной из версий, название местности Шубино дали «шубники» – скорняки, торговавшие шубами и мехами. Об этом пишет И.К Кондратьев в «Седой старине Москвы». По другой, более обоснованной версии, здесь в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы – сподвижника Дмитрия Донского. В 1368 году литовский князь Ольгерд пошел войной на Московское княжество. Об этом упоминает Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского»: «Изумленный великий князь отправил гонцов для собрания войска и, желая остановить стремление неприятеля, велел боярину, Димитрию Минину, идти вперед с одними полками московскими, коломенскими и дмитровскими.

Вторым начальником был воевода князя Владимира Андреевича, именем Иакинф Шуба. Уже Ольгерд, как лев, свирепствовал в Российских владениях: не уступая монголам в жестокости, хватал безоружных в плен, жег города. Многие наши князья, бояре легли на месте, и полки московские были истреблены совершенно. Три дня Ольгерд стоял под стенами Кремля, грабил церкви, монастыри, не приступая к городу». Иакинф Шуба героически погиб в крупном сражении близ Тростенского озера. Известный историк И.М. Снегирев связывал название местности Шубино с гонцом Шубиным-Грязновым, который, возможно, являлся потомком Иакинфа Шубы.

Святые Косма и Дамиан были родными братьями, жившими в III веке в Асии. Асией (или Азией) римляне называли юго-западную часть нынешнего полуострова Малая Азия. С течением времени наименование Азия стали прилагать ко всему полуострову и, наконец, ко всей части света, лежащей на востоке от Европы. В житии Космы и Дамиана, написанном Димитрием Ростовским, говорится: «Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов».

Даже после кончины святые Косма и Дамиан продолжали совершать чудеса. Братьев похоронили в одной гробнице, к которой приходило огромное число больных, получавших исцеление. Уже в IV–V веках их стали почитать как покровителей врачей и аптекарей, а позже – всех нищих. К Косме и Дамиану обращались за помощью во время эпидемий и лечения язвенных и других заболеваний. На Руси святые братья-врачеватели были покровителями святости и нерасторжимости истинного христианского брака, устроителями счастливого супружества. В народе их считали «рукомесленниками», кузнецами-бессребрениками или Божьими кузнецами.

У кузнечных мастеров в день памяти святых был профессиональный праздник, в который они никогда не работали. В иконографии святых отражалась их причастность к врачебному мастерству: их изображали держащими в руках коробочки для хранения лекарственных средств. Е.Л Мадлевская в энциклопедии «Русская мифология» отмечает: «Коему и Демьяна почитали как покровителей лекарей и знахарей и обращались к ним с просьбами и молитвамиоб исцелении людей или животных. Имена святых нередко встречаются в заговорных текстах, направленных на избавление от кровотечений, грыжи, трясовицы (лихорадки) и других недугов.

Вот как, например, выглядит обращение в тобольском заговоре от зубной боли, где святые братья превращаются в единый персонаж: «Батюшка Козьма Демьян лежит в пещере, его белые зубы не болят, и у меня раба Божия (имярек) не боли». На Руси к братьям-бессребреникам относились с особым трепетом, любовью и благоговением. Их воспринимали как кузнецов, которые выковывают свадебные венцы и сами свадьбы, причем благополучиебрака зависело от качества работы святых кузнецов. Перед свадьбой невеста обращалась к Косме и Дамиану в свадебной песне:


Матушка, Кузьма-Демьян!
Скуй нам свадьбу
Крепко-накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки!
Кузьма-Демьян
По сеням ходила,
Гвозди собирала,
Свадьбу ковала!

Первое упоминание о церкви в местности Шубино находим в Софийском временнике под 1368 годом. В нем говорится, что воевода Дмитрия Донского «Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй Космодамианский придел». Древнейшим названием церкви было «Космы и Дамиана на Ржищах». Когда-то на этом месте находились широкие ржаные нивы, возле которых происходили народные гуляния. В документах XVIII века встречается и другое название – «Космы и Дамиана, что за Гагариным двором», потому что на Тверской улице с XVII века находилась усадьба знатных князей Гагариных.

В архивных документах Космодомианская церковь впервые упоминается в 1625 году. Тогда храм был деревянным и имел приделы святителя Николая и священномученика Поликарпа. В 1626 году в Москве случился сильный пожар. Вместо сгоревшей во время пожара деревянной церкви решили возвести каменную. Судя по всему, строительство храма затянулось, так как обнаруженный реставраторами орленый кирпич в кладке здания обычно датируется серединой XVII века. Главный престол нововыстроенного храма освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Однако в народе церковь по-прежнему называли Космодамианской.

В 1703 году началась капитальная перестройка сильно обветшавшего храма. Приход церкви Космы и Дамиана в Шубине был беден, поэтому восстановительные работы затянулись на десять лет. А указ 1714 года о запрете каменного строительства во всей России, кроме Петербурга, прервал строительство на неопределенный срок. Только через восемь лет восстановление храма продолжилось: «1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить».

Каким образом священнику удалось получить разрешение на возобновление строительства храма «противу указу», остается загадкой для исследователей. Церковь Космы и Дамиана приобрела облик, характерный для первой четверти XVIII века, но сохранила плановую композицию и части кладки храма, заложенного в 1626 году. Над четвериком был возведен широкий восьмерик, завершенный сводом с главкой на ажурной белокаменной подставке из волют. В результате затянувшегося более чем на двадцать лет строительства Космодемьянская церковь вобрала в себя особенности архитектуры конца XVII – начала XVIII века.

Фигурные наличники на окнах четверика и арочные волюты, приставленные к шейке главы, – такое сочетание можно встретить лишь на разновременных частях одного храма. В это же время была построена двухъярусная колокольня (также восьмерик на четверике), завершенная изящным шпилем. В XVIII веке частым топонимическим уточнением в названии Космодамианской церкви было «за Золотой решеткой». Исследователи точно не знают, где находилась эта решетка. Может быть, она закрывала красивое высокое крыльцо, ведшее в храм Космы и Дамиана в Шубине с переулка. В 1773 году церковь ремонтировалась после очередного пожара.

Во время нашествия на Москву французов в 1812 году произошло настоящее чудо: храм Космы и Дамиана в Шубине уцелел в страшном московском пожаре и даже не был разграблен неприятелем, хотя все соседние строения сильно пострадали. В сентябре 1812 года у стен церкви были расстреляны «зажигальщики Москвы» – случайно схваченные на улицах москвичи. По свидетельству современников, «безвинные жертвы смерть претерпели» перед изображенной снаружи на церковной стене иконой Спасителя. Согласно церковной справке 1813 года, «церковь Космы и Дамиана в хорошем состоянии, не горела, и ничем не повреждена ни по наружности, ни по внутренности».

В той же справке сообщается: «Серебряные вещи как то: три Евангелия, двои сосуды, три креста, два кадила и оклады с образов, сколько их было, соблюдены, риз шелковых материй пар по десяти и книги, потребные для священнослужения, имеются, приходских дворов не горелыми остались три, из обгорелых отстраиваются два, у священно– и церковнослужителей домов собственных нет, а живут они в отведенном казенном доме главнокомандующего». Во время послепожарной реконструкции Москвы была закрыта и разобрана церковь Воскресения Словущего на Дмитровке. Ее приход перевели в Космодамианский храм, к которому пристроили северный Воскресенский придел.

Восьмерик колокольни был окружен колоннами тосканского ордера. Рядом с церковью по линии переулка выстроили двухэтажный каменный ампирный дом причта. В «Московских церковных ведомостях» за 1889 год приводятся интересные подробности: «В 1840-42 годах храм сей усердием церковного старосты, почетного гражданина первой гильдии купца В.И Борисовского, обновлен. В настоящей церкви Благовещения устроен трехъярусный с колоннами и резьбою иконостас лучшей работы, вызолоченный с написанными вновь иконами. Храм освящен Высокопреосвященнейшим митрополитом Филаретом в 1842 году, весною, причем произнесено было и слово».

В 1857 году усилиями сыновей купца Борисовского вместо прежней колокольни была возведена новая. Одновременно построили южный придел, куда из трапезной перенесли Космодамианский престол. Ампирная обработка фасадов была заменена псевдовизантийской. В 1887–1897 годах на средства купца Д.Р. Вострякова, пожертвовавшего церкви более 10 тысяч рублей, расписали масляной живописью купол, стены храма и алтаря, обновили главный иконостас и устроили новый иконостас в приделе Космы и Дамиана. В 1910-х годах регентом храма был композитор П.Г. Чесноков, произведения которого входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.

В 1922 году после появления декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Космодамианскую церковь разграбили. Изъяли более семи пудов серебра, один бриллиант, сорок драгоценных камней, ризу с драгоценными камнями и крест с алмазом. В 1929 году храм Космы и Дамиана закрыли. Через четыре года колокольня церкви была разрушена до второго яруса. Рядом построили жилой дом с рестораном «Арагви». В конце 1950-х годов вместо Космодамианской церкви хотели возвести многоэтажный дом. К счастью, этот проект не был осуществлен. Долгое время в здании храма находилось книгохранилище Библиотеки иностранной литературы.

В 1958 году в церкви разместилась типография хозуправления Министерства культуры. Главный инженер типографии В.А Светлов распорядился замазать фрески краской, но так, чтобы их можно было легко восстановить. Хоть Космодамианскую церковь и удалось спасти от сноса, некоторых разрушений избежать не удалось. Помещение храма приспособили под нужды типографии, к зданию сделали пристройку. У алтарей устроили площадку для выгула собак. В 1970-х годах снесли двухэтажный дом причта XIX века. В 1977 году началась реставрация: были восстановлены главка с золотым ажурным крестом, верхний ряд окон четверика и некоторые украшения восьмерика.

Летом 1991 года по благословению патриарха Алексия II в Космодамианском храме возобновились богослужения. Правда, совершались они в небольшой комнатке в нижнем ярусе колокольни, потому что здание храма продолжала занимать типография. На Пасху 1992 года, после шестидесятилетнего перерыва, в церкви Космы и Дамиана вновь совершилась Божественная литургия. Только в 1995 году были разобраны конструкции второго этажа типографии и начались работы по восстановлению внутреннего убранства храма. Благодаря реставраторам во главе с В.Г. Ветошновым удалось раскрыть и восстановить росписи XIX века в центральной части храма.

Реставраторам пришлось выполнить колоссальную работу: порой приходилось удалять в одном месте до десяти красочных слоев. В ходе восстановительных работ в центральном алтаре под слоем штукатурки была найдена икона Благовещения Пресвятой Богородицы. 13 ноября 1997 года в Космодамианскую церковь возвратили храмовую икону святых бессребреников Космы и Дамиана Ассийских, которая в течение долгого времени хранилась в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. В 1998 году возле Космодамианского храма, наконец, возвели звонницу. Новые колокола отлили на заводе ЗИЛ и установили как раз накануне Пасхи.

Почти незаметная с многолюдной Тверской улицы, церковь Космы и Дамиана в Шубине, несомненно, достойна внимания каждого, кто прогуливается в районе Тверской площади. Незатейливый восьмерик на четверике обладает рядом характерных черт. Углы объемов храма выделены лопатками, грани восьмерика украшены широкими прямоугольными арочными нишами. Окна четверика обрамлены наличниками с разорванными фронтонами в духе московского барокко. В северном портале церкви сохранились кованые железные двери, относящиеся, по мнению исследователей, к первой четверти XVIII века – времени строительства храма.

К востоку от южного портала в наружной стене уцелела белокаменная надгробная закладная доска в виде барочного картуша. Нижняя белокаменная часть ограды, появившейся в XVIII веке, служила подпорной стенкой церковного холма. Разновременные элементы Космодамианской церкви на удивление гармонично сочетаются друг с другом. В 2105 году у этого самобытного московского храма, наконец, вновь появилась настоящая колокольня, и он вновь обрел свой голос. Сегодня при церкви Космы и Дамиана в Шубине действуют приходская воскресная школа, молодежный православный семинар и семинар библейского общества.

Храм Космы и Дамиана появился в Москве на Маросейке в 1793 году на месте старой церкви. Историю прихода принято делить на два периода: времен старой церкви и современный. О строительстве старой церкви нет никаких достоверных сведений. Первые упоминания о действующем приходе обнаружены в архивных записях 17 века.

История старой церкви

Согласно записям от 1625 года в книге Патриаршего Казенного Приказа о распределении жалования церквям по царскому указу, Космодамианская церковь была каменной и одноэтажной. Это название она получила по приделу. В то же время некоторые документы упоминают ее , как церковь св. Николая. Это связано с тем, что церковь была двухпрестольной:

  1. Главный престол был возведен во имя св. Николая.
  2. Придельный престол возводился во имя святых бессребреников Косьмы и Дамиана.

Все архитектурные изменения в церкви начались в 1651 году с постройки колокольни и паперти. Позже за обустройство взялась княжна Евдокия Андреевна Куракина. На собственные средства они возвели надстройку второго верхнего яруса. Рядом она поставила еще одну церковь во имя . Ее содержание, в том числе и оплату жалования псаломщику и священнику княгиня обеспечивала из собственных средств. В этот период Космодамианская церковь в некоторых архивных записях ошибочно упоминается, как Казанская.

Объединение двух церквей с переходом их в полное подчинение Космодамианскому причту произошло в 1771-1772 годах.

Современная история

Церковь Косьмы и Дамиана к концу 18 века сильно обветшала. Тяжелые времена не позволяли обеспечить достойного ухода и необходимого ремонта за счет отчислений из царской казны. Тогда прихожане во главе с подполковником Михаилом Родионовичем Хлебниковым обратились летом 1790 года к митрополиту московскому Платону с предложением снести старую церковь и возвести на ее месте новый храм Спасителя, исцелителя расслабленного. Храм с двумя приделами прихожане планировали построить за счет собственных средств. Храмозданная грамота была выдана полковнику, активно радеющему за святое дело, в январе 1791 года.

Над проектом новой святыни трудился известный архитектор Казаков, сумевший причудливо объединить в единое целое серенный Космодамианский придел и южный Никольский. Вся церковь оказалась выдержана в форме круга.

На этом этапе храм святых бессребреников Космы и Дамиана на китай-городе избавился от элементов, добавленных в момент соединения двух церквей. Главный престол стал посвящен Спасителю, Исцелителю расслабленного, а Николаевский престол разместился в южном приделе. По главному престолу новый храм начали именовать Спасским, но по приделу за ним сохранили название Космодамианского.

Первые службы были проведены 18 декабря 1793 года, после освящения южного придела. К этому моменту основные строительные работы уже были закончены, а южный придел – благоукрашен. Освящение северного придела произошло осенью 1795 года, а главного – осенью 1803 года.

Во время военных действий 1812 года церковь Космы и Дамиана на Маросейке подверглась разорению. Она, как и большинство других храмов Москвы , лишилась украшений и имущества, поэтому для ее восстановления потребовалось очень много времени.

До самого 1857 года храм был вынужденно разделен на две части:

  1. Главный придел Спасителя, исцелителя расслабленного, использовался только в летний период, а на зиму запирался. Только в этом году в подвальном помещении церкви была установлена духовая печь, позволившая обогревать помещения храма.
  2. Два придела и трапезная использовались в зимний период. Из-за особенностей конструкции храм в это время становился крайне тесным.

К столетию освящения Никольского придела храм был полностью обновлен внешне и внутренне. 18 декабря 1893 года вокруг отремонтированного храма был совершен крестный ход.

Испытания 20 века

В тридцатые годы многие храмы Москвы и других городов на советском пространстве были разорены и уничтожены. Все реликвии и ценности храма Космы и Дамиана оказались конфискованы. Но реализовать приказ о взрыве святой реликвии не удалось. Здание было решено использовать для промышленных нужд в качестве склада и мотоциклетного клуба. В дальнейшем стены храма послужили для организации архива и художественной школы.

60-е годы принесли храму очередной капитальный ремонт. Внутри были выполнены не предусмотренные первоначальным проектом перегородки и этажное перекрытие. Уродство интерьера отразилось и на состоянии храма: на полу обнаружился серьезный крен. При этом внешние работы по восстановлению и водружению золоченых крестов велись согласно утвержденному плану. Многочисленные перепланировки коснулись и общей архитектурной композиции: три дома, относящихся к церкви, были снесены ради возведения административного здания.

Только в 1993 году святой архитектурный ансамбль был передан Русской православной церкви соответствующим постановлением Правительства города Москвы. Настоящие ремонтные работы были начаты в том же году. Уже осенью в правом приделе храма состоялась Богослужения в центральной части были восстановлены несколько позднее.

Современные данные о храме

Настоятелем храма бессребреников Космы и Дамиана , расположенного в городе Москве на ул. Маросейка д 14/2, является протоиерей Федор Александрович Бородин.

  • Господа, Исцелителя расслабленного;
  • икона святителя Николая Миркликийского;
  • икона бессребреника и чудотворца Космы Асийского;
  • икона бессребреника и чудотворца Дамиана Асийского.

В летописях упоминается несколько случаев исцеления больных благодаря иконе Спасителя, исцелителя расслабленного. С разных уголков Москвы благочестивые граждане до сих пор приезжают поклониться этой святыне. Перед ней каждую субботу совершается молебствование.

Расписание других богослужений:

В воскресные дни проводятся с 8.00, включают Литургию, исповедь, молебен святому Косме и Дамиану.

По средам — с 17.00 вечерня с молебном.

В четверг в 8.00 утреня, исповедь и Литургия, в 18.00 молебен святому Вонифатию.

Церковь бессребреников Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке - православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии.

Храм расположен в Белом городе в районе Басманный, Центрального административного округа города Москвы. Главный престол освящён в честь иконы Христа Спасителя, исцелившего расслабленного, приделы - Космы и Дамиана и Никольский.

История

Строительство церкви

Деревянная церковь на месте нынешней упоминается сгоревшей в 1547 и 1629 годах.

Старая каменная церковь, стоявшая на месте нынешней, упоминается в летописи в 1639 году.

N. A. Naydenov , Public Domain

Церковь выстроена по проекту в 1791-1793 годах (отделка закончена к 1803 году) на месте древней обветшавшей церкви. Строительство велось на средства М. Р. Хлебникова, владельца дома, стоявшего по другую сторону улицы (ул. Маросейка, 17).


неизвестен , Public Domain

Церковь обновлялась в 1893 году.

С XVII века по 1922 год отходящий от Маросейки у апсиды церкви переулок назывался по ней Козьмодемьянским (Космодамианским).

Архитектура церкви

Композиция церкви необычна. В её основе находятся четыре цилиндрических объема: основная часть церкви, её апсида и приделы, равные по высоте апсиде. С западной стороны примыкают кубическая трапезная и колокольня, поставленные по продольной оси сооружения. По бокам приделов симметрично поставлены двухколонные портики. Трудная задача объединения группы цилиндрических объемов решена зодчим с удивительным мастерством.


Lodo27 , GNU 1.2

Церковь Космы и Дамиана считается одним из наиболее ярких программных памятников зрелого классицизма. Развитие классицизма в направлении всё большего лаконизма выдвигало на первый план пластику основных масс здания, а здесь эта тенденция была выражена с наибольшей полнотой.

Несмотря на относительно небольшой размер, церковь до сих пор является выразительной доминантой района.

Церковь Космы и Дамиана была закрыта в конце 1920-х годов. В ноябре 1929 года вышло постановлено снести ограду под предлогом расширения движения. В начале 1930 годов планировалось снести церковь полностью. Власти разрешили перед сносом провести реставрационную фотофиксацию и обмеры. Церковь устояла.

Внутри церкви был устроен склад, а перед ним - пивная. В 1950-е годы пивную сломали. В 1950-1960-х годах внутри размещалась макетная мастерская; в 1965 году - клуб автомототуристов.

В 1958 году на фасадах церкви была проведена научная реставрация, восстановлены золочёные главы и кресты. Интерьер храма тогда так и остался перестроенным.

В 1972 году вокруг церкви была возведена новая ограда, по образцу прежней, но не вполне её повторяющая. Тогда же позади храма выстроили высокое административное здание-коробку из стекла и пластика чёрного цвета. В публикациях того времени строительство этого административного здания подавалось как удачное сочетание нового и старого.

В 1992 году храм временно передали для размещения библиотеки Академии живописи, ваяния и зодчества.

Возрождение храма

Церковь возвращена Русской православной церкви в 1993 году. Постепенно были разобраны советские перекрытия и восстановлены первоначальные объёмы интерьера церкви. Возведён новый центральный иконостас и восстановлены иконостасы приделов.

В храме идут постоянные богослужения.

Loading...Loading...