Икона я свами и никто не против. Леушинская икона Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы

Вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит
(свт. Игнатий /Брянчанинов/. Творения. СПб. 1905. Т.V. С.73)
1

1. В последнее время (начиная с весны 2009 года) развернулась дискуссия относительно иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» и человека, которому она принадлежала в советские годы, схиархимандрита Херувима /Дегтяря/ . Данная статья преследует цель очистить от сомнительных, непроверенных и откровенно ложных сведений почитаемую на Украине икону Божией Матери, которую связывают с именами таких святых, как св. прав. Иоанн Кронштадтский, прп. Серафим Вырицкий. В ходе подготовки статьи была проведена широкая исследовательская работа с привлечением архивных документов (ГАРФ, ЦГИА СПб., ГАВО, ГАНО), литературных источников, письменных документов, опубликованных источников по истории Леушинского монастыря Череповецкого уезда Новгородской епархии, жития прп. Серафима Вырицкого, предоставленных Ярославской и Вологодской епархиями делопроизводственных документов.

Проанализированы статьи, книги и брошюры про икону «Аз есмь с вами и никтоже на вы», стенограммы радио и телевизионной беседы схиархимандрита Херувима с протоиереем Геннадием Беловоловым (2006), коллекция фильмов про Леушинские стояния 2004 - 2006 г.г., новостные блоки (НТВ, Канал-12 (Череповец), Вологодское областное телевидение).

Курсивом цитируется литература про икону, текст стенограмм, официальных документов. Наиболее важные места выделены жирным шрифтом (реже - подчёркиванием). Изложение строится по тематическому принципу. В статье приводятся новые факты искажения действительности, лжи и подтасовок или конкретизируются уже заявленные ранее в брошюре В.П.Филимонова «Икона Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы". Правда и вымыслы. - Вологда, "Вектор", 2010». Принята во внимание брошюра Ю.Ю.Рассулина "Слово в защиту иконы Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы" и её хранителя доброго пастыря схиархимандрита Херувима. - М., Царь-колокол, 2010", которая, к сожалению, повторением постулатов прот. Геннадия Беловолова ситуацию с иконой не прояснила, а в отношении схиархимандрита Херувима /Дегтяря/ породила новые вопросы и недоумения (отсутствуют конкретные сведения: даты диаконской и священнической хиротоний, схимнического пострига, а также имена архиереев, рукополагавших в сан и награждавших иерархическими наградами: саном игумена, архимандрита). Хотя история иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» и личность о.Херувима находятся в прямой зависимости - схиархимандрит Херувим - единственный свидетель и рассказчик истории - его личность и дискуссия о принадлежности или непринадлежности его к катакомбной Серафимо-геннадьевской («секачёвской») группировке из-за обилия фактического материала здесь не рассматривается. Впоследствии этот вопрос может быть удостоен отдельной публикации, как и стенограммы бесед с о.Херувимом. Официальные документы из Вологодского и Ярославского епархиальных управлений, Справка по материалам заседания Синодальной комиссии по канонизации святых от 5 июля 2004 года по иконе Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» (текст), опубликованы с разрешения правящих архиереев на сайте Вологодской епархии, сайте, посвящённом памяти прп. Серафима Вырицкого. Представлена также устная информация от правнука прп. Серафима Вырицкого Г.А.Муравьёва и опубликованное на упомянутых сайтах письменное обращение родственников преподобного.

2. Когда схиархимандрит Херувим /Дегтярь/ подарил икону "Аз есмь с вами и никтоже на вы" в женский монастырь с.Данёвка Черниговской епархии, то написал на отдельном листочке её историю. С этим листочком настоятельница обители монахиня Пелагея в 1999 году приехала в Санкт-Петербург, предложив писателю В.П.Филимонову, готовящему житие преп. Серафима Вырицкого и материалы для его канонизации, включить повествование об иконе в житие. Матушке Пелагее было отказано, поскольку родственники преподобного Серафима заявили, что такой иконы у него никогда не было (16, с.30). Об этом пишет А.Ильинская так:

Потом матушку Пелагею кто-то смутил, встревожил, и она стала сомневаться, что эта икона принадлежала Серафиму Вырицкому, и она попросила меня узнать, сказав: "Ты много ездишь, может, что-нибудь услышишь о ней. Один Херувим не свидетель, надо 2, а лучше 3, чем больше, тем лучше". Какое-то время она молчала об этой иконе. Но уже начались какие-то исцеления, чудеса, приезжали паломники (1, с.24).

Стремление матушки Пелагеи найти ещё свидетелей только похвально, но иных свидетелей, кроме схиархимандрита Херувима /Дегтяря/, нет. Сам о. Херувим неоднократно заявляет, что не вникал подробно в историю иконы (так же не вникала и его мать Александра Евстратиевна - схиигумения Александра) . Процитируем выдержки из монолога о.Херувима ("Беседы со старцем Херувимом"; DVD-диск, Леушинское подворье. Январь, 2006):

Год, конечно, я не могу сказать, потому что во всё это не вникнул хорошо, не знал, что это нужно кому будет, кто-то будет интересоваться;

Старец Серафим и сказал, что, вот, Лидию будем постригать в монашество. Игумения Александра не знала этого: как и что. А Серафим вызвал и сказал: вот, ты будешь монахиня и забираешь образ в Петербург и будешь его хранить. Он так рассказал. Матушка Александра, конечно, она не припомнила всего этого, как впоследствии оказалось, она даже не приметила и какая икона;

При этом рассказчик допускает противоречия: знала ли его мать, свидетельница описываемого события (чудо воскрешения отрока, если таковое имело место), перед какой же всё-таки иконой произошло чудо, или нет:
О.Херувим: Я когда привёз, это, икону в Чернигов [не в Киев - ред.! См. ниже] , вот эта самая схиигумения Александра, когда я рассказал, какая икона всё, она говорит: "Ой, так я её знаю". Она приезжала 2 . Они друг друга узнали.
О.Геннадий: Варсонофия и схиигумения Александра.
О.Херувим: Да, они же друг друга узнали, всё вспомнили хорошо. Но Александра только не приметила, какая была икона.

Видимо, чудотворения и благодатная помощь от Богородицы, а также авторитет митрополита Черниговского Антония /Вакарика/ послужили удостоверением для настоятельницы в подлинности истории, рассказанной о. Херувимом. Впоследствии в монастырском храме с.Данёвка Черниговской епархии был освящён придел в честь иконы, установлено празднование на 5-й седмице Великого поста (Суббота Акафиста) постановлением Синода УПЦ МП 23 апреля 2002 года (Журнал №3). Не отрицая благодатной помощи, чудес и милости, которая оказывает Богородица нам через сей образ - "По вере вашей да будет вам" (Мф. 9, 29) - следует констатировать, что история, сообщённая схиархимандритом Херувимом, требует тщательной проверки, которая, к сожалению, не была проведена перед подачей материалов о прославлении иконы на Украине. Подлинная история иконы до 1997 г. остаётся до сих пор неизвестной.

Настоятель храма в честь апостола Иоанна Богослова (бывшее подворье Леушинского монастыря) протоиерей Геннадий Беловолов приложил немало усилий, чтобы икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы" получила общецерковное прославление, то есть не только на местном уровне в пределах УПЦ МП, но и на всей канонической территории РПЦ МП. Его заверения в том, что он только перепечатывает некоторые истории об иконе из книг, которые издаются силами приходов и монастырей УПЦ МП, не основательны, ибо сам о. Геннадий дополнил сказание схиархимандрита Херувима собственными измышлениями и предположениями, о чём уже говорилось (16) и будет сказано ниже. У о. Геннадия хорошо поставлена издательская деятельность, про Леушинскую икону он написал не одну книгу. Между прочим, нуждающиеся в серьёзной проверке истории о Леушинской иконе подхватили авторитетные издания, например, изданный Сретенским монастырём справочник по истории РПЦ ХХ века: Православная Церковь. ХХ век. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008. С.316; книга Великие старцы ХХ столетия. М.: Артос Медиа, 2008. С.с. 246 - 248; Православная Энциклопедия. Т.XIII. М.: ЦНЦ "Православная Энциклопедия", 2006. С.723 . Несомненно, есть и другие издательства, которые слово в слово передают то, что необходимо подтверждать свидетельствами очевидцев или архивными документами. Интернет наполнен историями про Леушинскую икону в исполнении о. Херувима /Дегтяря/. В статье в "Православной Энциклопедии" про икону отсутствует научно-справочный аппарат, предлагаются ссылки на книгу А.Ильинской и сайт "Леушино.ру". В литературе про икону говорится:

Ещё одним этапом, приближающим прославление иконы, стало включение статьи о ней в официальную "Православную Энциклопедию, издаваемую Московской Патриархией к 2000-летию христианства" (4, с.156). Разве есть неофициальная Православная Энциклопедия? В книгах используются и другие штампы: официальный список чтимых чудотворных икон Православной Церкви (4, с.5) и т.п. То, что официальная Православная Энциклопедия публикует сведения об иконе "Аз есмь с вами и никтоже на вы" наряду с другими официальными и авторитетными издательствами, ссылаясь только на книгу А.Ильинской и сайт "Леушино.ру", свидетельствует только о том, каких размахов достигло распространение неправды и сведений, нуждающихся в серьёзной проверке.

3. Наличие иконы "Аз есмь с вами и никтоже на вы" у преп. Серафима Вырицкого не подтверждается ни рассказами его близких родственников, которые были опрошены в 1990-е годы, ни фотографиями кельи, ни многочисленными устными и письменными свидетельствами его духовных чад, представленных в книгах писателя В.П.Филимонова, составителя жития преподобного, подвергаемых критике писателем Ю.Ю.Рассулиным (18, 19). На основании агиографических трудов В.П.Филимонова и его помощников прп. Серафим Вырицкий был канонизирован на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Эти труды отличаются от многочисленной литературы про икону "Аз есмь с вами и никтоже на вы" не только глубиной проработки, подачей материала, но и множеством ссылок на конкретные источники (архивные документы, дневники, письма, воспоминания, свидетельства лиц описываемых событий и т.д.). Синодальная комиссия по канонизации святых в 2004 году, рассматривая вопрос об общецерковном прославлении иконы, приняла решение о невозможности этого в силу отсутствия документальных материалов, проливающих свет на историю иконы (31).

В брошюре в защиту иконы "Аз есмь с вами и никтоже на вы" Ю.Ю.Рассулин подвергает сомнению число опрошенных В.П.Филимоновым свидетелем - 200 человек (17, с.18-19). Действительно, когда происходил опрос (в середине 1990-х г.г.), тема иконы "Аз есмь с вами и никтоже на вы" специально не поднималась. Однако всем многочисленным респондентам В.П.Филимоновым задавался один и тот же вопрос: что, связанное с о.Серафимом /Муравьёвым/, Вам запомнилось больше всего? Икону "Аз есмь с вами..." не назвал никто. Казалось бы, такая святыня, а ни родственники, ни иные свидетели её не вспоминают. На вопрос, заданный о.Геннадием о.Херувиму на "Православном радио Санкт-Петербурга", почему родственники преподобного не видели эту икону в келье у о.Серафима, отец Херувим уклонился от прямого ответа, а в "Беседах со старцем Херувимом" сам о.Геннадий лишь вскользь коснулся этого вопроса без внятного ответа (13, 14 стенограммы).

4. Протоиерей Геннадий заявляет, что икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы" - список с чтимой в Леушинском монастыре иконы Похвалы Богородицы, который, правда, не является её точной копией (3, с.9; 4, с.12).

Главной чтимой святыней Леушинской обители был благодатный образ Похвалы Божией матери. Есть предположение, что икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы" была списком с него (3, с.7; 8, с.26).

Так же осторожно высказывается и А.Ильинская в ранних (начало 2000-х г.г.) брошюрах:

Предполагают, что икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы", написанная в Леушинской обители по благословению игумении Таисии, была одним из списков с неё (2, с.35).

Главной святыней Леушинской обители был чтимый образ Похвалы Божией Матери. Икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы" была списком с него (4, с.8); Главной святыней Леушинской обители был чтимый образ Похвалы Божией Матери. Икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы" была списана именно с него (5, с.12).

Благодатный образ Божией Матери «Аз есмь в вами и никтоже на вы» был создан именно в Леушинском монастыре (3, с.7).

Икона Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы" является списком образа Похвалы Божией Матери, почитавшегося в Иоанно-Предтеченском Леушинском монастыре в XIX в. (9, с.20).

Действительно, как следует из "Исторического описания Иоанно-Предтеченского первоклассного Леушинского монастыря Череповецкого уезда Новгородской губернии", икона Похвалы Божией Матери, пожертвованная гатчинским купцом Гавриилом Медведевым в строящуюся деревянную церковь в селе Замошье-Леушино, являлась местной святыней ещё до учреждения монашеской женской общины. К большому сожалению, после закрытия монастыря она оказалась утрачена, поэтому никто с уверенностью не может сказать, как она выглядела. Имеющиеся же иконы Похвалы - Киевская и Московская из Успенского собора Кремля - отличаются от "Леушинской". На Киевской Богородица изображена в окружении ангелов и Киево-Печерских святых, на Московской - 12 клейм (по числу кондаков акафиста). В "Историческом описании", которое неоднократно переиздавалось и дополнялось, подробно указаны почитаемые иконы и святыни Леушинской обители: "достопримечательные святые иконы" Николая Чудотворца, Успения Божией Матери, копия с Тихвинской чудотворной иконы, Архангела Михаила, праведного Симеона Богоприимца, свт. Тихона Задонского, Иоанна Предтечи, Иверская, вмч. Пантелеимона с частицей мощей, присланная с Афона, "Достойно есть" (написана для обители в Пантелеимоновом монастыре на Афоне), Похвалы Богородицы, копия с Соловецкой иконы Божией Матери "Запечная", а также кипарисовый крест, мощи святителей Новгородских (24, с.88 - 86, с.99 - 100) 3 . И ни слова об иконе "Аз есмь с вами и никтоже на вы": ни о том, что это список с Похвалы, ни о том, что она подарена дорогому Батюшке Иоанну Кронштадтскому, ни о том, что это чтимый им образ и т.д., хотя, если следовать хронологии о.Геннадия, икона "Аз есмь с вами" должна была уже существовать к 1907 году без малого 17 лет. Нет никаких сведений об этой иконе и в Государственном архиве Новгородской области, содержащем самый большой материал по Леушинскому монастырю (Ф.480. Новгородская Духовная консистория), но говорится о других иконах: "Запечной", Похвальской, "Достойно есть", о чём свидетельствует подробная архивная справка (32).

К сожалению, в архивах не сохранилось описания внутреннего убранства церквей и соборов Леушинского монастыря, церкви св. Иоанна Предтечи с. Леушино, что влечёт определённые сложности в изучении истории иконы.

Прот. Геннадий пишет, что до революции делалось немало списков Леушинской иконы (4, с.55). Позвольте спросить: где они? Все утрачены, как и Похвальская икона? Несмотря на активную деятельность о.Геннадия по распространению иконы, нет ни одного отклика, что где-либо обрёлся список Леушинской иконы с надписью "Аз есмь с вами и никтоже на вы" 4 . По непонятным причинам прот. Геннадий называет похожую, но ростовую икону из придела св. Иоанна Предтечи в Петропавловском соборе г.Гатчины наиболее ранним списком иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы», конец XIX века, хотя данная икона надписи «Аз есмь с вами не имеет» (3, с.110; 4, с.158; 5, с.174-175). Также не имеет такой надписи и икона из иконостаса приделам вмц. Варвары Леушинского подворья (тиражируется фото К.Буллы 1894 г.) о чём прямо свидетельствуют архивные документы (ЦГИА СПб. Ф.7384. Оп.33. Д.311. Л.11).

Неизвестно, на каком основании заявляется, что икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы" называлась в Леушинском монастыре "Объятия Отча" (3, с.10; 4, с.12). Никаких письменных или устных свидетельств этому, несмотря на тщательные поиски, нами не обнаружено, а Уссурийская икона хоть иконографически очень похожа на "Аз есмь с вами...", но является другим образом Божией Матери с совершенно самостоятельной историей.

Догадка протоиерея Геннадия отражена в акафисте:
Радуйся, «Объятия Отча» нарицаемая,
Радуйся, «Уссурийскою» на востоце называемая,
Радуйся, «Данёвскою» в Малой России сказуемая,
Радуйся, «Леушинскою» в Великой России именуемая (икос 5; 9, с.7).

========================================================================

1. Цит. по: Носители духа святителя Игнатия (Духовные советы современным христианам) /Сост. А.И.Осипов. - М.: Изд-во «Форма-Т», 2009. С.5.
2. Монахиня Варсонофия, как следует из рассказа, приезжала домой к о.Херувиму в Чернигов после того, как о.Херувим был у неё на ленинградской квартире.
3. В данном случае используется издание 1907 года, 3-е, дополненное.
4. Прот. Геннадий Беловолов предполагает, что надпись "Аз есмь с вами и никтоже на вы" была сделана только на том образе, который был подарен о.Иоанну Кронштадтскому (12, с.266), а на прочих списках надписи не было. Но подобные предположения требуют конкретных свидетельств, порождают новые вопросы, заводят в дебри и дают повод к безрезультатным дискуссиям.

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Сегодня мы празднуем этот великий праздник Вознесение Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, который совершенно незаметно приблизился к нам после всерадостных 40 дней Светлого Христова.

Казалось бы, совсем недавно был Великий пост, радостный праздник Святой Пасхи, а теперь уже Вознесение. И вот в этот пограничный момент мы еще и еще раз должны осмыслить плоды жизни, смерти и воскресения Господа. Это еще раз нам утверждение, укрепление, напоминание о том, что наше жительство на небесах, как сказал апостол Павел. И он же сказал: как мы носили образ перстного, то есть Адама, так будем носить и образ небесного. Как в Адаме все умирает, так и во Христе все оживут. Первенец Христос, а потом Христовы в воскресении мертвых.

Первенец Христос – первенец во всем – в рождении, в безгрешной святой праведной жизни, первенец в долготерпении, первенец в распятии, первенец в воскресении и первенец, который вошел на небеса проложив дорогу каждому из нас.

Да, будет жизнь будущего века, да, будет Царство Небесное, да, будет жизнь с Богом, да, будет победа жизни над смертью, да, будет победа Христа над диаволом и злом. Завершится история этого мира новым небом и новой землей, в которых правда живет. Господь завершит историю этого мира. Завершит Своей победой. Есть некоторое выражение и некоторое мнение среди людей верующих и неверующих. Даже среди неверующих людей бытует такое слово апокалипсис. И когда показывают фантастические фильмы с разрушением, с цунами, с пожаром, то слово «апокалипсис» стало для всех символом конца света.

На самом деле учение Церкви о конце света, о эсхатологии, (эсхатон переводится как завершение, не конец) о завершении. О завершении великого замысла и промысла Божия об этом мире, чтоб все в конце концов привести к Самому Себе, привести к Богу.

Ибо сам Он сказал: Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.. Это тайна Промысла и любви Божией. Завершится все победой Христа над смертью, над дьяволом, над злом и воцарится любовь – Божественная любовь человека к Богу и Бога к человеку.

И праздник Вознесения это еще раз нам напоминание – смотри христианин, твое жительство там, на Небе. Что здесь только время испытания, время созревания тебя для вечности. Здесь всего лишь маленький отрезок времени в 70-80 лет, а там бесконечно ликующая вечность.

Люта зима, но сладок рай. Кто-то из мудрых людей сказал: Без воздуха можно прожить максимум 5 минут, с воздухом в среднем 80 лет; без воды можно прожить максимум 5- 7 дней, с водой можно прожить в среднем 80 лет; без еды можно обойтись в течение 40-50 дней, а с едой можно прожить в среднем 80 лет; без Бога можно прожить в среднем лет 70-80, а с Богом можно прожить вечность.

И о вечности однажды блаженный Августин сказал: Не добродетель и не преимущество жить долго, не добродетель и преимущество даже жить вечно, а добродетель - жить благочестиво, и не важно будет долгой эта жизнь или нет – это жизнь с Богом.

И поэтому мы с вами счастливые люди, что мы обрели эту жизнь с Богом и теперь абсолютно не важно какая будет длина этой жизни, потому что книга ценится не за количество страниц, а за ее содержание. Так и жизнь ценится не за ее длину, а за ее наполнение добром, верой и любовью.

Старец Амвросий Оптинский нам всем заповедовал: Будем с вами похожи на колесо, говорил он, которое только одной точкой постоянно касается земли, все остальные устремлены во вне, наверх. Колесо касается только одной точкой земли. Так и ты, христианин, да, делай нужные дела, да, заботься о своей семье, о своем здоровье, о своей работе, профессионализме, получке, о своих внешних делах, но пусть все это будет с благословения, с молитвой, с памятью о Боге, пусть все это будет растворено хождением перед Богом, как говорится в Писании: Ходил Енох перед Богом, угодил Ему и живым взят на Небо.

Даже неверующие люди говорят: все под Богом ходим. Но самое главное помнить бы об этом в своей жизни постоянно. Пусть краткая молитва и воспоминания о Боге растворяет всю нашу жизнь: Господи, благослови! Господи, вразуми! Господи, благодарю! Господи, помилуй! перед началом любого дела в середине, в конце, памятование Его святых заповедей.

Как хотите, чтоб с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Всякий гневающийся на брата своего, есть человекоубийца. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Приидите и научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящите покой душам вашим. Блаженны милостивые яко тии помилованы будут. Не судите, да не судимы будете.

Пусть эти заповеди Господни живут в нашем сердце и в уме. Самое главное в уме. Один из наших оптинских монахов однажды сказал, вы слышали одну пословицу: Свято место пусто не бывает. А он, помолившись сказал: Пусто место свято не бывает.

Если твоя голова пустая, если там только житейские попечения и ничем не освещен твой ум – не законом Божиим, ни заповедями Господними, ни памятованием о Боге, - такой пустой ум святым быть не может. Язык такого человека святым быть не может. Мысли его святыми быть не могут и наоборот. Свет очам моим закон Твой, говорит псалмопевец Давид. Вот так нужно заповеди Божии помнить и хранить их.

У братии Оптиной пустыни, по благословению наместника, так сложился алгоритм духовной жизни: у них есть выписки из Священного Писания, и, наряду со внутренней молитвой, наряду с деланием Евангелия, с деланием памяти Божией во всегдашней молитве, они повторяют про себя заповеди, которые учат наизусть. Чтобы, как сказал Антоний Великий, на каждую мысль, на каждое слово и на каждое дело иметь свидетельство Священного Писания. Какой-то внутренний или внешний наезд со стороны собрата во время послушания, грубое слово: «Эй ты, пес иди сюда» - и монах, прежде чем как мирской человек оскорбиться, вспоминает слова Господни: Если Я, Господь и Учитель, умыл ваши ноги, то и вы умывайте ноги друг друга. Он бежит и говорит собрату: чем могу быть полезен? И тут, с одной стороны, готовность исполнить, а с другой стороны – внутреннее посрамление собрата, который не нашел доброго слова по настроению, из-за давления, из-за старческого склероза, чего только в нашей жизни не бывает.

Если в семье один-два человека, то в Оптиной пустыни – 150 человек братии. И каждый день общение, и каждый день соударение, и каждый день взаимоотношения, и каждый день надо держать себя достойно, по-христиански и по братски. Следить за своими словами, за своим языком, о котором кто-то из мудрых людей сказал: как же бывает сложно наш могучий русский язык держать за зубами. Но надо, но необходимо ради Бога. И человек помнит слова премудрого Соломона: Многие пали от острия меча, но еще больше тех, которые пали от собственного языка своего.

Если бы мы это помнили, если бы мы жили по заповедям Господним, тогда бы наши мысли, наши дела и поступки были бы освящены, и мы много бы глупостей не сотворили, а, наоборот, были бы на самом деле чадами Божьими.
Потому что Господь так и сказал: имеяй заповеди Моя и соблюдали их, той есть любяй Мя: любяй Мя, возлюблен будет Отцом Моим: и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам. Не соблюдаяй заповедей Моих не любит Мя.

Вот к чему призывает нас Господь по любви Своей и говорит, что это все исходит из сердца. Если ты любишь, то будешь помнить о любви, если не любишь, ты будешь искать причину оправдания: время, нехватка, невозможность, суета. И так до бесконечности.

Будем любить Господа, помня Его слова, чтобы на самом деле их исполнять. Потому что если их нет в уме, этих слов Евангелия, если мы их не помним, если мы их не учим наизусть, если они не становятся содержанием нашего ума и сердца, то это не станет содержанием и достоянием нашей жизни. Из нас будет переть просто наше человеческое воспитание, будет из нас переть наш ветхий человек, когда-то добрый, когда-то злой, когда-то искренний, когда-то хитрый, когда-то жадный, когда-то целомудренный, когда-то блудный. Вот так вот по всякому настроению, куда ветер дует. Но стержнем, основанием и фундаментом должно быть всегдашнее памятование о Боге.

Поэтому сегодня, в этот праздничный день, который славно совпал с днем памяти великого евангелиста Иоанна Богослова всем вам советую вместо всех правил, вместо всех молитв и может быть даже вечерних, с сегодняшнего утра начать читать Евангелие от Иоанна. По дороге, на работе, пенсионеры вообще до обеда, после обеда, во время обеда, чтобы быть на одной волне с этим великим святым, чтобы его молитвами ну хоть что-то запомнили, что-то поняли и что-то, благодаря этому, исполнили.

Чтобы была сугубая молитва к Иоанну Богослову, соприкосновение с тем, что он сказал, и это бы вошло в сердце и душу. И самое главное, в этот день будем просить апостола любви о даровании нам истинно христианской любви, то есть жертвенного служения в отношении друг к другу.

Именно жертвенное служении, потому что любовь это не просто сюсюкание языком, ласками, прочее-прочее, нет, вернее и это тоже, но не это самое главное. Об этом Павел так и сказал: Будем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиною. Языком тоже надо любить, добрые слова тоже надо говорить, нехороших слов не надо говорить. Но только говорить – это мало. Поэтому, не достаточно только одного сострадания, сопереживания. Это должно вылиться в соучастие.

Будем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиною. И пусть в этот святой день Вознесения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, наш ум, душа и сердце, помышляют и поучаются в законе Господнем. Хотя бы в этот день Вознесения и день апостола и евангелиста Иоанна Богослова. И пусть святые молитвы апостола и евангелиста любви умножат в нас надежду, веру и любовь. Аминь!

архимандрит Мелхиседек

Леушинская икона Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» помогает во всех делах, во всех вопросах, просьбах, с какими бы Вы к ней не обратились. Перед образом молятся о защите от врагов и недоброжелателей, о покровительстве в семейной жизни. Икона действует примиряюще во всех раздорах и распрях.

Дословно название иконы звучит как: «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

Дословно название иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» звучит как: «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит». Само звучание названия чудесного образа наполняет сердце благостью и несокрушимой надеждой: Бог с нами, милость Богородицы всегда покрывает нас. В самых, казалось бы, безвыходных ситуациях жизни мы не оставлены, даже если никого рядом видимо нет. Но присутствие этой Божественной помощи - в сердце каждого.

Икона Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» одна из икон, которые написаны в позднее время - это первая икона, прославленная в XX веке, поэтому у этой ипостаси Царицы Небесной нет четко прописанных особых молитвенных назначений. Однако это все равно образ, за которым стоит первообраз Пречистой, нашей главной Помощницы и Заступницы перед Сыном Ее. Молитва перед этой иконой защитит Вас от всех скорбей и печалей, какие бы Вас не посетили. Но что очень важно - Ваше молитвенное прошение об устранении всякого раскола и разлада, как в стране, так и в семье, и в коллективе, и главное - о сохранении единства в Православной Церкви, поскольку самый опасный для любого общества раскол - раскол духовный.

Молитва перед иконой Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» помогает во всех делах, во всех вопросах, просьбах, с какими бы Вы к ней не обратились. Перед образом молятся о защите от врагов и недоброжелателей, о покровительстве в семейной жизни. Икона действует примиряюще во всех раздорах и распрях.

Известно, что назвал ее «Спасительница России» во время военных конфликтов, и это определение святителя сохранилось за ней, став еще одним ее именем собственным. Помощь Божьей Матери по молитвам Ей перед Ее Леушинской иконой «Аз есмь с вами и никтоже на вы» известна из истории о 1000-дневном молитвенном стоянии старца Серафима Вырицкого на камне, который повторил святой подвиг дважды, в 1937 и в 1942 годах. На этот духовный подвиг в предчувствии испытаний России в Великой Отечественной войне святитель Иоанн Кронштадтский благословил старца, передавая ему написанную для святителя икону.

Молитвы перед Леушинской иконой Божьей Матери

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто Неневестная.

О Всеблагая Заступнице рода христианского, Мати вся держащего десницею Свою Христа Бога нашего! Излей на ны милости и щедроты Его, и да не убоимся и не устрашимся враг видимых и невидимых, яко рекла еси уповающим на Тя: «Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Сохрани истинную святую Православную Церковь и обитель нашу от расколов и ересей и положи началопокая ния людей русских. Возврати Святую Русь на дарованный ей Богом путь неповрежденной веры, да наполнится фимиамом молитв и расцветет, аки крин сельный; да поживем в благочестии и чистоте, всегда хранимы Тобою от искушения антихристова, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, труса, огня, глада и мора, от напрасныя смерти, пленения и раздоров семейных; монашеское житие укрепи и спаси ны, Пречистая, яко уповаем на Тя по реченному Тобою: «Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Молися о нас, Пресвятая Владычице Богородице, ко Господу Богу нашему, милующему и спасающему, да не лишит ны защиты и Царствия Своего присвоения, Иже и Сам рече верным Своим: «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Емуже слава, держава, честь и поклонение, сила и величие подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Леушинская икона Божией Матери – один из самых нежных, трогательных образов Девы Марии с младенцем Христом. Из оригинальной иконы сделано немало списков для храмов, прихожане держат такие иконки у себя дома, некоторые рукодельницы даже воссоздают лики с помощью вышивки и бисера. Однако известность Леушинскому образу принесла не только красота – икона способна исцелять страждущих, даровать мир и спокойствие.

История образа

В 1860 году купец Гавриил Медведев из Гадчины заказал написание образа Божьей Матери Иоанно-Предтеческому женскому монастырю. Монахиням удалось создать очень чистый и нежный лик Мадонны, держащей младенца. Маленький Иисус протягивает руки, будто хочет обнять всех, кто смотрит на него. Это не канонический иконографический образ Богоматери. Но это не помешало Леушинской иконе заслужить почитание у православных верующих, в чем легко убедиться, зная ее повсеместную славу. Сегодня ее причисляют к чудотворным, и даже списки высоко ценятся прихожанами.

После того как в 1862 году икона была закончена, купец Медведев пожертвовал ее женскому монастырю, который и прославил село Леушино. Место было настолько известно, что прихожане часто называли его женской лаврой, отмечая этим высокий статус обители. Здесь проживало 700 монахинь, развивалась иконопись, к храму стекались паломники.

Именно по названию местности лик получил народное название. Изначально же икона называлась «Похвала Божией Матери» или «Аз есмь с вами и никтоже на вы», что значит «Я всегда нахожусь с вами, никто вас не обидит». Эти слова заступничества написаны по обе стороны от изображенной Богородицы.

Также икону иногда именуют «Спасительница России». Смысл этого названия в силе образа, которая проявилась во время тяжелых военных лет ХХ века. Тогда молящиеся перед образом монахини защищали страну от конфликтов и других невзгод.

В 30-х годах ХХ века, когда развернулась кампания по борьбе с религией, Иоанно-Предтеченский женский монастырь был не просто закрыт, как другие храмы. Он ушел под воду Рыбинского водохранилища и был уничтожен навсегда.

Копии образа

Леушинская икона Похвалы Божией Матери достаточно часто копируется. Наиболее ранний список датируется еще XIX веком, а сегодня находится в Павловском соборе Гатчины.

Одну из самых известных копий иконописцы Леушинского монастыря сделали в нач. ХХ века по просьбе святого праведного Иоанна Кронштадтского. По благословлению игуменьи Таисии на этом образе впервые была сделана знаменитая надпись «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Сейчас список «Похвалы Божией Матери» находится в Козелецком Свято-Георгиевском женском монастыре Черниговской епархии. Икону передали туда духовные дети преподобного Серафима Вырицкого после смерти старца. Книги, которые издаются в храме, сохранили упоминания, что молящимся перед иконой она дарует исцеление. Поэтому здесь она почитается как главная святыня.

Списки образа московских храмов Воскресения Христова в Кадашах и Всех Святых (Красное Село) тоже считаются чудотворными. Молитва перед ними дарует успокоение и помогает получить Божье заступничество. В Санкт-Петербурге увидеть образ можно в часовне Тихвинской иконы Богоматери при Андреевском соборе. Она способна исцелять от болезней и помогать при конфликтах.

Почитание

Несмотря на то что женский Леушинский монастырь был затоплен, написанная там икона стала одним из самых известных образов, значение которого для православия ХХ века сложно переоценить. Поэтому в 2003 году на территории села Брейтово была освящена первая часовня, возведенная в честь образа Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Поскольку она находится на берегу Рыбинского водохранилища, весной затапливается и окружается водой, лик получил еще одно народное название – «Богородица на водах».

Иконописной святыне посвящен также Храм святого апостола Иоанна Богослова в Санкт-Петербурге. Здесь находится одна из самых почитаемых копий, изображенная на ней Божия Матерь способна исцелять даже тяжелые болезни. Перед иконою Девы Марии молятся те, кто ищет физического здоровья и врачевания душевных ран. Православные отмечают день Леушинской Богоматери 24 июня, хотя сам образ не включен в список чудотворных икон Русской Православной Церкви.

О чем молиться

Написанное на иконе послание «Аз есмь с вами и никтоже на вы» («Я всегда нахожусь с вами, никто вас не обидит») говорит о главном значении чудотворного образа. Верующие почитают икону за то, что она способна защитить от самых разных напастей. Причем речь идет не только о невзгодах конкретного человека, Божья Мать поможет во время военных конфликтов, убережет от опасности. Иоанн Кронштадтский считал, что эта икона спасет страну, и молился перед ней за примирение враждующих сторон.

Перед образом принято молиться не только за себя, а еще за своих друзей и, главное, недругов. Особенно в том случае, если человек ищет успокоения и разрешения конфликтов. Ведь священники говорят, что поможешь себе только в том случае, если простишь и восстановишь добрые отношения.

Леушинская икона Богородицы поддерживает и тех, кто потерял счастье в семье. Сила ее заступничества способна примирить супругов, избавить пару от конфликтов, сделать молящихся мягче и добросердечнее.

Обращение к образу помогало исцеляться от болезней. О первых чудесах писал еще преподобный Серафим Вырицкий, в его воспоминаниях описан случай с больным ребенком. К иконе малыша привезли практически мертвым, но после долгих молитв он сначала пришел в себя, а позже избавился от болезни.

Loading...Loading...