Иона, митрополит (на покое) (Карпухин Юрий Алексеевич). Митрополит иона (карпухин)


Дата рождения:
7 января 1963 г.
Дата хиротонии:
1 июля 2012 г.
Дата пострига:
20 октября 1985 г.
День тезоименитства:
30 ноября
Страна: Россия

Биография:
Родился 7 января 1963 г. в д. Морд-канадей Николаевского р-на Ульяновской обл.

В 1967-1979 г. проживал в пос. Майоровск Сызранского р-на Куйбышевской обл., где окончил среднюю школу. Затем обучался в сельскохозяйственном техникуме г. Бедно-Демьяновск Пензенской обл. В 1982-1984 гг. проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил.

11 сентября 1985 г. епископом Ивановским и Кинешемским Амвросием (Щуровым) рукоположен в сан диакона.

20 октября 1985 г. тем же Преосвященным пострижен в монашество с именем Никон в честь преподобного Никона Радонежского.

В 1985-1990 гг. служил в качестве диакона в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново. Осенью 1990 г. назначен экономом возрождающегося Николо-Шартомского мужского монастыря с. Введенье Ивановской обл.

Указом епископа Амвросия от 1 февраля 1991 г. назначен наместником Николо-Шартомского монастыря. Ко дню Святой Пасхи 1991 г. награжден золотым наперсным крестом.

В 1992 г. возведен в сан архимандрита.

В 1998 г. окончил Самарскую духовную семинарию. В 1999 г. окончил Шуйский государственный педагогический университет по специальности «Религиоведение», затем был избран доцентом кафедры религиоведения данного вуза.

Был куратором Иваново-Вознесенской епархии в программе «Культура России (2006-2012 годы)».

Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. (журнал № 50) избран епископом Шуйским и Тейковским.

Наречение во епископа состоялось 15 июня 2012 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 1 июля за Божественной литургией в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Брянска. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 15 июля 2016 г. (журнал № 49) назначен Преосвященным Астраханским и Камызякским, главой Астраханской митрополии.

18 июля 2016 г. за Божественной литургией в Троице-Сергиевой лавре Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Образование:

1998 г. - Самарская духовная семинария.

1999 г. - Шуйский государственный педагогический университет.

Место работы:
Астраханская митрополия
(Глава митрополии)

Епархия:
Астраханская епархия
(Правящий архиерей)

Награды:
Церковные:

  • 2010 г. - орден св. равноап. кн. Владимира III ст.

Будущий митрополит Астраханский, Юрий Алексеевич Карпухин родился Московском Алтуфьево в 13 июня 1941 года. Первые дни и годы жизни пришлись на сложное военное время, отец владыки Алексей Филиппович прошёл войну с первого до последнего дня. Мама, Евдокия Ильинична, в столь непростые дни несла на своих плечах воспитание четырёх детей. В военные дни совсем еще юный Юрий был крещён в храме Покрова Божией Матери в Медведкове.

В центре Алтуфьева, которое уже давно перестало быть пригородом и включено в состав Москвы, по настоящий день стоит церковь Воздвижения Креста Господня. Этот храм стал для семьи Карпухиных в подлинном смысле слова семейным. По мере возрастания Юрий стал помогать при храме, а затем был включён в число алтарников. Помимо крестовой церкви он также посещал и близлежащие московские храмы и был хорошо знаком местному духовенству. Значимую роль в духовном возрастании будущего архиерея сыграл протоиерей Стефан Андрусенко, который как-то сказал юноше о будущем поступлении в семинарию и принятии архиерейской степени. Спустя десятилетия эти слова стали пророческими.

В 1959 году Юрий поступил в Московскую духовную семинарию, полноправную преемницу древней Славяно-Греко-Латинской Академии. Поступление в духовную школу стало исполнением мечты юноши. Годы в семинарских стенах владыка по-прежнему вспоминает с любовью. Юрию Карпухину посчастливилось учиться, а затем и вместе трудиться с известными и заслуженными профессорами, людьми старой закалки и талантливыми педагогами. Окончив семинарию по I-му разряду, при рекомендации Учёного совета, Юрий продолжил обучение в духовной Академии.

В 1965 году им было принято важное жизненное решение: связать свой путь с монашеством. Постриг состоялся в Трапезном Сергиевском храме с наречением имени в честь святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца. Память святителя совершается 28 июня ежегодно. Поступление в монастырь тесно связано с обетом послушания: монаху Ионе нередко поручали проводить экскурсии для многочисленных паломников, петь на клиросе. Спустя год монах Иона был рукоположен в сан иеродиакона, в 1968 году - в сан иеромонаха.

Итогом обучения в Академии стала кандидатская диссертация о богословии преподобного Иоанна Дамаскина, составителя церковных гимнов, непримиримого защитника почитания икон и подлинного учения о Святой Троице. Во время обучения будущий митрополит познакомился с будущим другом и выдающимся регентом Лавры архимандритом Матфеем, уроженцем Осетинской земли. Отец Матфей был поистине талантливым и любящим своё дело человеком. По сей день владыка с особой теплотой вспоминает поездки на родину отца Матфея в станицу Архонскую, что рядом с владикавказом.
После окончания обучения монах Иона был оставлен при Академии преподавателем и сотрудником церковно-археологического музея. Отцу Ионе досталось преподавание богослужебного устава. Его методическим пособием студенты духовной школы пользуются по настоящий день. А бывшие студенты при каждой встрече с астраханцами по-прежнему просят передать поклон и слова благодарности митрополиту за яркие лекции и привитую любовь к богослужению. На лекциях отца Ионы присутствовал лично патриарх Пимен и вся профессорско-преподавательская корпорация Академии. Молодой преподаватель литургики был назначен благочинным Покровского академического храма, ответственным за благолепие и стройность богослужения.

Летом 1971 года иеромонах Иона был возведён в сан игумена, а спустя 10 лет в архимандрита. В 1991 году архимандрит Иона возглавил приход храма Воздвижения Креста Господня, что в Алтуфьево. Служение в родном храме и близость к родному дому способствовали усердию нового настоятеля в возрождении духовной жизни в стенах древнего храма. В наши дни владыка по-прежнему не оставляет попечения о Крестовоздвиженском храме и является его почётным настоятелем. Также архимандрит Иона получил назначение благочинным Троицкого округа Москвы и отвечал за ряд приходов на севере столицы.

20 октября 1992 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил архимандриту Ионе быть епископом Астраханским и Енотаевским. владыка Иона стал семидесятым управляющим Астраханской епархией. 25 октября он был рукоположен во епископа Астраханского и Енотаевского в Успенском соборе Астраханского Кремля святейшим патриархом Алексием II. Спустя 21 год епархия обрела статус митрополии, а владыка был возведен в сан митрополита Астраханского.
В 2016 году полнота Астраханской епархии праздновала 50-летие служения митрополита Ионы в священном сане. Слова поздравления и благодарности митрополиту направили многие из братьев по монашеской жизни в Троицкой Лавре, его ученики и коллеги по Духовной Семинарии; все те, кому посчастливилось общаться и трудиться с владыкой на церковном и общественном поприщах.

В 1992 году, когда владыка только прибыл на Астраханскую землю, епархия насчитывала всего 16 приходов, в которых трудились 29 священнослужителей. На сегодняшний день во всей митрополии насчитывается около ста общин, на которых служат более 150 клириков. При владыке Ионе также произошло возрождение монашеской жизни в Астрахани. Вновь был открыт мужской Иоанно-Предтеченский монастырь и образована женская обитель в Красном Яру. В эти годы были отреставрированы древние храмы города – Успенский собор, Казанский собор, храм святого равноапостольного княза Владимира и многие другие.
В первые годы управления епархией владыка Иона сетовал на отсутствие в храме молодых родителей с детьми. За двадцать четыре года ситуация коренным образом изменилась: почти половина причастников в воскресные дни – это молодые родители и их чада. Большую роль в этом сыграла ставка владыки на привлечение к священству молодых образованных людей. Обычной стала практика подготовки молодых священнослужителей из числа алтарников, которые совмещают служение в алтаре и учебу в высших учебных заведениях города. Большинство священников епархии – молодые люди до 35 лет с высшим духовным и светским образованием.

Встреч со священнослужителями епархии охотно ищут верующие люди самых разных возрастов и интересов – среди них школьники, студенты, молодые и пожилые, спортсмены и военные.

Получило своё развитие молодёжное служение Церкви. Проведение праздничных концертов для прихожан, помощь в организации праздников и крестных ходов, привлечение новых людей к церковной жизни через спорт и неформальное общение, а также активное участие в социальном служении – все это стало для церковной молодежи радостным и любимым делом.
Не менее важным в деле служения Богу является забота о тех, кто уже через некоторое время будет стоять на рубежах нашей Родины, охраняя ее мир и благоденствие. Военные части и военный госпиталь области, казачьи войска и корпус кадетов находятся в окормлении православных пастырей по просьбе военноначалия и с благословения архипастыря епархии. Клирики епархии также несут своё служения в местах заключения.

Взаимодействие епархии с муниципальным и областным управлением дало возможность говорить о вере как о неотъемлемой части жизни для людей всех возрастов и профессий. Уважение к традиционным для астраханской земли конфессиям, которое поддерживает владыка, позволяет реализовывать на практике плодотворное сотрудничество духовенства многих вероисповеданий для соблюдения душевного мира нашей многоконфессиональной и многонациональной земли.

За жертвенное служение на Астраханской земле митрополит Иона был удостоен ряда церковных и государственных наград:

  • государственного ордена Дружбы
  • медали «В память 850-летия Москвы»,
  • ордена «За заслуги перед Астраханской областью» (2006)
  • звания почётного гражданина города Астрахань (2006).

По случаю 75-летия со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил владыку орденом прп. Серафима Саровского I степени .

Таким образом, за время служения митрополита Ионы в Астрахани епархия преобразилась. Храмы наполнились молодыми людьми, обретают образованных и самоотверженных пастырей. Почти во всех храмах действуют воскресные школ. Вновь пришедшие в Церковь люди обретают утешение и общину единомысленников. 24 года трудов владыки Ионы на Астраханской кафедре принесли большую пользу епархии и области.

(Карпухин Юрий Алексеевич; род. 13.06.1941, Москва), митр. Астраханский и Камызякский, глава Астраханской митрополии. Из семьи рабочего. С детства был прихожанином Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве. После окончания средней школы, несмотря на противодействие со стороны местной власти, в 1959 г. принят в Московскую ДС, к-рую окончил по 1-му разряду, в 1963 г. поступил в МДА. 1 сент. 1965 г. зачислен послушником в Троице-Сергиеву лавру . 21 сент. 1965 г. пострижен в монашество с именем Иона в честь Киевского и всея Руси митр. свт. Ионы . 6 февр. 1966 г. рукоположен во диакона. В 1967 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия за соч. «Учение святого Иоанна Дамаскина о соединении двух естеств в лице Иисуса Xpиста» и был оставлен в академии профессорским стипендиатом. 5 мая 1968 г. рукоположен во иерея. С 1967 г. был сотрудником Церковно-археологического кабинета при МДА и помощником инспектора Московской ДС. С 1970 г. преподаватель МДАиС. Написал неск. методических пособий по литургике. С 1970 по 1991 г. был благочинным Покровского храма при МДА. Летом 1971 г. возведен в сан игумена. 14 окт. 1981 г. возведен в сан архимандрита. С 1 марта 1991 г. настоятель Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве (с 1992 по наст. время почетный его настоятель) и благочинный Троицкого окр. Москвы.

20 окт. 1992 г. Свящ. Синодом РПЦ определен быть епископом Астраханским и Енотаевским, с тем чтобы наречение и хиротония были совершены в Астрахани в ходе патриаршего визита в епархию. 24 окт. 1992 г. наречен во епископа в Покровском кафедральном соборе, 25 окт. хиротонисан в Успенском архиерейском соборе Астраханского кремля. Хиротонию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . При И. епархии были переданы Успенский собор, соборная Пречистенская колокольня, часовня во имя игум. Кирилла, собор равноап. кн. Владимира, в к-ром ранее располагался автовокзал. C 1992 по 2002 г. число действующих церквей в епархии увеличилось с 17 до 70. С сент. 1996 г. ежемесячно выходит газ. «Свет Православия», с апр. 1999 г. издается бюллетень отдела религ. образования и катехизации «Хоругвь». Под рук. И. в епархии ведется социальная и катехизаторская работа в вузах, воинских частях, больницах, детских приютах. С 2001 г. И. является председателем созданного им Астраханского обл. межконфессионального совета. 25 февр. 2002 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. назначен главой Астраханской митрополии. Присвоен титул «Астраханский и Камызякский».

Награжден орденами св. кн. Владимира 3-й (1991) и 2-й (2001) степени, прп. Сергия Радонежского 3-й степени (1995), св. кн. Даниила Московского 2-й степени (1999), прп. Серафима Саровского 2-й степени (2006), орденом Антиохийской Православной Церкви. В 1998 г. удостоен памятного знака «Защитник Отечества» общероссийского движения «Россия Православная». В 2000 г. И. присвоено почетное звание «Благодетель Астраханской губернии» за осуществленные под его руководством дела милосердия и благотворительности. 16 янв. 2001 г. награжден гос. орденом Дружбы за сохранение и укрепление мира и согласия между народами. Также награжден медалью «В память 850-летия Москвы», орденом «За заслуги перед Астраханской областью» (2006). Является почетным гражданином г. Астрахани (2006).

Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. назначен главой Астраханской митрополии с присвоением титула «Астраханский и Камызякский».

Решением Свящ. Синода от 15 июля 2016 г. почислен на покой по состоянию здоровья в связи с достижением 75-летнего возраста.

Соч.: С молитвой против смуты: Cвт. Иосиф Астраханский в судьбах России. Астрахань; СПб., 2002 (рец.: Максимова Е. // ЖМП. 2002. № 4. С. 74-76); Литургика: (Учебное пособие) / Под ред.: М. В. Бахтин. М., 2004.

25 октября исполняется 25 лет епископской хиротонии владыки Ионы (Карпухина), митрополита Астраханского и Енотаевского, с 2013 года - Астраханского и Камызякского. Более полувека ныне пребывающий на покое архипастырь служит в священном сане, окормляет народ.

Как спасались при советской власти и какая возможность оставлена нам - вспоминает и подсказывает архиерей-юбиляр.

Главная Победа

- Владыка Иона, вы из верующей семьи?

Да, у меня мама Евдокия Ильинична (в девичестве Никитина) глубоко верующей была. Родился я за девять дней до начала Великой Отечественной войны, так что пока я в люльке лежал, отец мой Алексей Филиппович буквально в первые дни начала сражений ушел на фронт. Остались мы, четверо детей, у матери на руках. Старшему брату тогда уже 10 лет было, и еще две сестренки помладше. Мама всю войну горячо за отца молилась и нас, детей, учила просить Бога, чтобы он вернулся - так он и зашел в дом в 1945-м году живым и невредимым.

Папа тоже был верующим. Но ему много трудиться приходилось. Постоянно по командировкам разъезжал. В те годы, когда колхозы после военной разрухи вновь обустраиваться стали, в сельской местности надо было то там, то тут скважины бурить, а он этим как раз и занимался. Колесил по всей России.

Родом у меня родители из Тулы, прадеды - крестьяне. Еще до войны отец, часто работавший в Подмосковье, семью в деревню Алтуфьево перевез. Тут, недалеко от Крестовоздвиженского храма, у нас дом находился. Тогда это еще была сельская местность, но настоятель нашей крестовой церкви, протоиерей Стефан Андрусенко, мне еще маленькому говорил, что тут будет город с огромными домами. Он многое предсказывал...

- В округе тогда народ верующим был? Как это запомнилось по детству?

Всякий тут народ был. Из Алтуфьево в Крестовоздвиженский храм постоянно всего человек 10 ходили, большинство прихожан было из Бибирево - оттуда человек 30 на воскресные службы приезжали, а остальные из других окрестных деревень пешочком подтягивались. На Преображение, помню, распахивали окно, туда ставили ящик, и вокруг храма была полная площадь народа, все стояли, внимали богослужению.

- В смысле, богослужение транслировалось?

Милая моя, да кто тебе тогда его бы дал транслировать! Просто открывалось окно, ящиком подпирали раму, а люди стояли во дворе и молились. Храм тогда еще не очень вместительный был, потом уже, когда меня в 1991-м году назначили сюда настоятелем по благословению Святейшего Алексия II, я достраивал его. К тому времени Алтуфьево уже в городскую черту включили, - столько народу тогда в Церковь приходило! Надо было расширять храм.

Да и по детству помню - на праздники много верующих собиралось. Однажды меня из школы отправили в больницу делать прививку. Иду мимо храма, а двери его открыты, и пар оттуда так и валит. «Что это?» - удивляюсь. «Так сегодня же Николин день!» - мама объяснила. И правда: 19 декабря. Народа уйма, а на улице холодно, все и набились в храм. Тогда никакой вентиляции не было. Надышат внутри, и чтобы как-то проветрить, просто двери открывали. А потом «Верую» все как запоют! Очень мощно, в один голос раньше эти общие молитвы пели. Так же и «Отче наш».

У нас дома ни одно дело без молитвы не начиналось

- Старшее поколение рассказывает, что тогда, когда дома и хлеба могло не быть, совершенно по-другому слова молитвы: Хлеб наш насущный даждь нам днесь - переживались…

Безусловно. В тяжелые голодные годы удалось продержаться только благодаря собственному хозяйству: огородик обрабатывали, курочек держали, у нас своя коровка была, еще всякая скотинка. Мы сами для живности траву косили, корма заготавливали. Бедно тогда люди жили, но дружно. Мама тоже, как и отец, труженица была. У нас дома ни одно дело без молитвы не начиналось.

- К вере вас в основном мама приобщала?

Да, она была очень благочестивой. Я с малых лет в Церкви. Крестили меня во время войны в Покровском храме, в Медведково. Назвали в честь великомученика Георгия Победоносца Юрием. Все люди жили тогда ожиданием Победы, мы всю войну о ней и стар и млад молились. И потом всегда вернувшихся с войны, а многие пришли покалеченными, о здравии поминали, погибших - за упокой.

Уже после войны, когда мне было шесть лет, меня особенно поразила Пасхальная служба - это же Победа Христа над смертью, главная Победа! С этого момента я уже прислуживал в алтаре. Опекавший меня протоиерей Стефан Андрусенко, настоятель, мне еще в детстве сказал, что я буду учиться в семинарии, и даже архиерейство предрек.

- Вы сразу после школы поступили в семинарию?

Незамедлительно, я в этом желании уже был укреплен. В 6-м и в 8-м классах я ходил пешком к преподобному Сергию. Мне очень понравилась тогда монашеская служба. А как-то раз еще мы с бабулечками, которые в нашем поселке жили, отправились в лавру на Похвалу Пресвятой Богородицы. Ой, как на меня тогда повлияло братское богослужение! Я так возлюбил Церковь и службу, что с того времени уже часто-часто ходил в храм: чуть только время выдастся, сразу бегу!

Препятствия-то чинили, но им ничего не удавалось. Я твердо решил Богу служить

- А тогда какие-то препятствия при поступлении в семинарию чинились?

Еще какие! Как только на меня местные власти надавить ни пытались, вызывали, угрожали. В конце концов в газете вышла разоблачительная статья «Отдали без боя», что, мол, комсомольская организация школы не смогла из меня атеиста вылепить. Препятствия-то они чинили, но им ничего не удавалось. Я твердо решил Богу служить. Господня воля, видимо, на мою учебу в семинарии была. Кто тут помешает?!

Как шестиклассник взрослого человека «на лопатки уложил»

- Чем запомнились годы учебы в Московской духовной семинарии и академии?

Любовью! Все у нас было с любовью (ср. 1 Кор. 16, 14). Как говорил тогда один монах: «Покрывай всех своей мантией» - то есть любовью.

- В ад каждый идет сам по себе, в рай можно войти только с другими?

Самое главное, чтобы зла не было внутри. Это самое существенное, чему нас учили.

- Любить всех?

- Владыка Иона, как вы монашество решили принять?

Когда я уже в Большой келлии преподобного Сергия, как называли Московскую духовную школу, учился, меня потрясло, с каким ожесточением в те хрущевские годы вновь стали закрывать храмы. «Что же я, - думаю, - буду семью заводить, когда родные в такой опале окажутся...». Да и не каждый, особенно по младости лет, мог выдержать этот натиск и давление. Были уже тогда такие случаи, когда сын приходил из школы и говорил священнику-отцу: «Я проклят». - «Почему же, сынок?» - «Потому что отец мой - поп!» Вот так все переворачивали. Детей тогда, бывало, очень жестко обрабатывали советские учителя. Я уже ко времени моей учебы в семинарии многого понаслушался.

Да и самому за Церковь пережить кое-что пришлось. Всюду в стране насаждалась коммунистическая идеология. В 10-м классе у меня в школе классным руководителем ярый коммунист стал. Вот он меня донимал! Все говорил, что ждет не дождется, когда Церкви придет конец. Его самого уже давно нет в живых, а храмы возрождаются.

В старших классах меня то и дело к директору из-за веры «на ковер» вызывали. Но за меня одноклассницы заступались. Да и учителя не все такими безнадежными неверами были.

В 6-м классе меня также стала классная руководительница допрашивать: «Юра, ты веришь в Бога?» - «Верю». - «Ну, покажи, где Бог?» А что я, подросток, этой взрослой тетеньке отвечу? «Бога, - говорю, - надо везде видеть: и в природе, и в небе, и во всем живом мире». Прошло много лет, я уже закончил семинарию и академию, сам там, в Московских духовных школах в лавре, преподавателем стал, а ко мне моя учительница со своими родными приезжает и спрашивает: «Помнишь, как ты мне ответил?! Ты, шестиклассник, меня, взрослого человека, тогда на лопатки уложил».

- Она уверовала?

Да, и воцерковилась. Потом, когда меня назначили настоятелем родного храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево, - у меня еще тогда мама жива была, - ко мне на службы стали приходить мои бывшие учителя! Сейчас уже многие из них умерли. А одноклассники до сих пор ко мне на богослужения ходят, когда я сюда на покой с Астраханской кафедры вернулся.

Одноклассники с детства были верующими или уже потом уверовали, когда вы иеромонахом, а после и епископом стали?

Потом. Из школы, я помню, один сюда в храм ходил. В каком-то смысле времена сейчас для Церкви попроще. Храмы открыты, можно ходить, причащаться. Священникам никто не препятствует открыто крестить и в храмах, и на дому, панихиды служить на могилах. Раньше священник только и знал: храм и церковный двор, - и больше ничего. Если куда-то пойдет, узнают, то всё: отбирали регистрацию - иди рудники копай, а то и сошлют в лагерь.

Кому Господь Свои тайны открывает?

Папе отца Валериана Кречетова, отцу Михаилу, именно в лагере на Соловках Небесный мир наяву открылся. При советской власти священниками становились только те, кто ничего ради Господа не боялся?

Естественно. Мученики, исповедники.

Тогда только самые преданные в Церковь шли Богу служить

Кто-то из старшего поколения отцов сравнивал прессинг безбожной власти с утюгом, который вшей выпаривает, - что, в общем-то, говорил батюшка, в каком-то смысле было неплохо.

Да, тогда только самые преданные в Церковь шли Богу служить.

- Как на вашей памяти советская власть противодействовала Церкви?

Сначала после войны, - это то время, которое я уже лично застал и помню, - про священников стали в газетах писать всякие кляузы: они-де пьяницы, крохоборы, такие-сякие. Всюду старались про пастырей страшные нелепицы распространять, по радио, а после и по телевидению устраивали порочащие духовенство передачи. Ничего у них не получилось! В храме как было много людей, так и оставалось.

У нас тут в Альтуфьево, еще по детству помню, на службе не протолкнуться. Раньше и при советской власти люди еще царские были. Даже у тех, кто веру утерял, все равно по инерции сохранялось четкое разграничение добра и зла. Тогда народ еще был нравственно покрепче, его так просто, как сейчас, посредством телешоу и инсинуаций в прессе, было не провести. В большинстве своем даже советские граждане понимали, что клевету на Церковь возводят. Не то что из коммунистических убеждений, а просто уже по своей собственной лени и соглашательству человек уже мог не ходить в храм, но почтительное отношение к батюшкам и даже просто верующим оставалось.

Тогда советская власть пошла по другому пути. Стали при Крещении требовать отчетности, предписали крещаемым предъявлять документы: кто отец, кто мать. Потом проверяли, если, допустим, отец коммунист, то его вызывали в соответствующие органы и начинали там распекать: «Что это ты своего сына крестить удумал?» - «Да вот, - оправдывался тот, - бабушка пошла да покрестила, а то иначе, говорит, не буду с ним, нехристем, сидеть. Что я тут поделаю?» - разводил он руками.

Но все равно власти на этой внедряемой ими же самими системе якобы наушничества играли: мол, вы в Церковь креститься идете, а попы вас сдают, все докладывают. На это и было все рассчитано. Конечно, человек поинтересуется: «А кто вам сказал?» - «Так ваши же попы вас и предали!» А на самом деле в каждый храм ставили старост из райисполкома. Они-то как раз все записывали и «куда надо» доносили. Вот так пытались у населения доверие к священникам подорвать.

А сейчас многие верующие - это бывшие коммунисты. Ходить-то они в храм ходят, а благоговения нет. Я не говорю, разумеется, про всех, но очень многие атеистическим «воспитанием» внутренне перековерканы. В былые времена, помню, когда я маленький был, прихожане готовы были священнику ноги целовать, - такая была чистота душ, что Господь им Свои тайны открывал.

Преподобноисповедник старец Гавриил (Ургебадзе) говорил: «Если бы вы видели, какая благодать сходит на литургии, то были бы готовы собирать пыль с пола храма и умывать ею свое лицо! » Так же и про священников: если бы вы только узрели, в какой славе служит предстоящий престолу...

Да! А сейчас как только не придираются к священнослужителям! Тот, кто сам в своем сердце и помыслах нечист, всюду, как муха, гадость найдет. Господь предостерег искателей сучков в чужих глазах (ср. Мф. 7, 3-5).

- В чем осудишь, в том сам побудешь.

Раньше люди все-таки нравственно почистоплотнее были. Да и в духовенство-то не откуда-то, а из самого же народа и идут служить.

Осуждающие не понимают, что за времена: тогда и сейчас

Это до революции существовало духовное сословие, когда в семинарии поступали в основном сыновья же священников...

Но тогда и такой повальной критики не было! Однажды - я читал, это еще в царской России происходило, - вызвали батюшку в суд, зачитывают ему обвинение, и вдруг кто-то встает в зале суда: «Да как так можно? Он нам столько грехов отпустил! А мы, что же, судить его будем?!» Вот так! Было еще трезвомыслие.

А потом сколько домов Божиих по всей стране разорили. Я когда заканчивал Московскую духовную академию, - храмы да монастыри ой, как закрывали! На Преображенской площади был столь любимый москвичами храм Преображения Господня, - уничтожили действующую церковь!

Против Церкви ведется непрекращающаяся война!

- Как верующие тогда все это воспринимали? Что делали?

Писали во всякие инстанции, возмущались. Просили не закрывать церкви, оставить. В свое время, кстати, приостановил закрытие храмов митрополит Никодим (Ротов). О нем много всего говорят. Я нес послушание в лаврской гостинице, он у нас часто останавливался. Я видел, как он воевал с советскими чиновниками-безбожниками, чего это ему стоило. Ему пеняют на его поездку к Папе Римскому, но он не то что хотел воссоединения с римо-католиками, а желал помочь положению Русской Православной Церкви. Там просто в Ватикане надо было высоко в горку подниматься, прием в 12.00, а такси не найти, и он в гору сам пешком пошел, сердце сдало. У него к тому времени уже было несколько инфарктов. Против Церкви же ведется непрекращающаяся война! Его ошибочно принимали за «католического посла». Я очень близко общался с митрополитом Никодимом. Он болел за Церковь.

Люди сейчас просто не понимают, что тогда за времена были. При Святейшем Алексии I-м ему разрешали служить только в Елоховском Богоявленском соборе и раза два за весь год приезжать на службу в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Это Патриарху-то! А что говорить про то, как простое духовенство притесняли.

А знаете, что чинуши в лавре вытворяли? То и дело какие-то пакости устраивали. На память преподобного Сергия, например, в обители соберется множество народа, и огромная очередь стоит за водой к источнику Надкладезной часовни, и вдруг власти перекрывают подачу воды. Секретарь горисполкома, поясняют, лично распорядился. Пришел ко мне наместник: «Что делать?» «Давай, - усаживаю его, беру трубку, - сейчас позвоним». Набираю номер горисполкома, объявляю: «У нас тут на празднике присутствует секретарь Всемирного совета Церквей... Сейчас же опозоримся на весь мир! Что вы делаете?!» Сразу воду дали!

Потом власти стали закрывать Почаевскую лавру, издевались там уже над монахами. Мы тогда с отцом Марком (Лозинским) тоже передали об этом информацию во Всемирный совет Церквей, Би-би-си уже через пару часов вещала на весь свет об этих безобразиях. И сразу все поутихло, решили монахов не обижать.

Сейчас тоже Святейший встречался с Папой Римским, и тут же всякие пересуды пошли. Он же даже не в Ватикане, а где-то в аэропорту Кубы пересекся с ним и поднимал вопросы защиты верующих православных, в том числе на Западной Украине, а также гонимых и убиваемых на Ближнем Востоке христиан.

Как спастись тем, кто разучился трудиться

- Владыка Иона, какова была монашеская школа в лавре во времена принятия вами монашества?

Богословие я в Московской духовной школе изучал. Тогда преподаватели могли все только по конспекту говорить...

- Нет, я спрашиваю, как вы именно монашеству учились?

Ты думаешь, что так тебе тогда про монашество открыто в академии и говорили? «Ребятки, постригайтесь в монахи», - так, что ли, да? Скажи тогда только что-то подобное, тем более молодым, сразу бы из академии выгнали и посадили! Во, в какое время мы жили!

- А как вы перенимали монашеский опыт?

Смотрели на старцев и перенимали.

- А кто тогда были старцами?

Архимандрит Тихон (Агриков). Очень он был харизматичен. К нему все, и те, кто постарше, за советом обращались, и молодежь тянулась. На него за это душепопечение очень сильно враг восстал. Всюду за ним еще и какие-то странные люди стали бегать, преследовали его. Даже лестницу приставляли и пытались к нему в келлию залезть. Были среди них и якобы монашки, но явно ряженные, подставные.

Архимандрит Серафим (Шинкарев) у нас тогда еще старчиком в лавре был. Такой хороший-хороший! «Мир, - говорил, - на волоске держится, все зависит от нашего покаяния».

- Еще про схимонаха Селафиила (Мигачева) часто вспоминают по тем временам.

До схимы он был отцом Зосимой. Но до монашества он был женат, постригся уже после того, как умерла супруга.

Потом на смену старшему поколению старцев отцы Кирилл (Павлов) и Наум (Байбородин) возвысились. Вот на них мы и смотрели, перенимали опыт. Общались с ними. Отцу Кириллу меня вручили от Евангелия при постриге. Он был моим духовником. Скажет слово, а оно у тебя потом всю жизнь сбывается. Вот какие были старцы!

Тогда вообще мало монастырей было. Власти не давали разрешения на их открытие. В скорбях старое духовенство жило! Не как нынешнее.

- Что это внутренне давало?

Ревность по Богу! Тогда очень сильная у притесняемых молитва развивалась. Скорбями спасалось то поколение. Не было такого церковного подъема и размаха, как сегодня. Каждая мелочь через силу давалась. Чтобы вешалку в храме установить, и то надо было кучу согласований пройти. Все наше делание было здесь (показывает на сердце) .

- Про новомучеников, про Царскую семью тогда ничего не говорили?

Нет, тогда все, точно набрав в рот воды, вынужденно молчали. Про царя никто не решался говорить. Тогда вообще пастыри молчаливые были. Это сейчас современное духовенство совсем другое.

- Чего сейчас не хватает?

Смирения! И побольше бы всем любви.

У преподобного Иоанна Синайского в «Лествице» любовь следует за смирением: смирись и полюбишь. А как смирение обрести?

Сажай капусту вверх корешками - и будет тебе смирение. Запомни: труд, смирение и любовь спасут человека. Трудись и терпи. Еще смирение - в молчании. Чем меньше говоришь, тем лучше.

Владыка Иона, а если ты и желал бы помолчать, а вокруг тебя людям общения хочется. Молчишь - обижаются. Как быть?

Сейчас все на всех обижаются. Потому что советская власть людей набаловала своей идеологией: твое - мое, мое - твое. «Обобществление» это у них называлось. Сейчас народ такой зародился, работать не хотят, только «каждому по потребностям» подавай. Болтать - это пожалуйста. А сельское хозяйство разорено. Раньше такого не было, работящие были.

- Сейчас, говорят, жены не хотят спасаться чадородием (ср. 1 Тим. 2, 15), мужчины - трудиться в поте лица (ср. Быт. 3, 19), монахи - молиться. При такой апатии и души погибают?

Конечно.

- Как современнику спастись?

Умирал в монастыре один игумен. Собралась вся братия, и говорят: «Что ты такой веселенький сидишь, ты же умираешь?» - «Да, я умираю, - отвечает тот невозмутимо, - но я к Богу иду». - «Да откуда ты знаешь, - цепляются к нему, - что ты будешь с Богом да в вечности?» - «Буду». - «Почему ты так уверен?!» - «Потому что я в своей жизни никого не осуждал».

- Неосуждение - без труда спасение.

Точно! Вот этого читателям и желаю.

Loading...Loading...