июля: традиции и обычаи дня. Имя дня — Доминика

Аграфена Купальница. Аграфена - злые коренья. Сбор лечебных трав, кореньев. Аграфена купальница: начало купанья. Накануне (и в ночь) Ивана Купалы собирают лечебные коренья и травы. В этот день даже старики купаются в реках, моются и парятся в банях, употребляя при этом для исцеления от болезней разные лечебные и душистые травы, собираемые в тот же день (или накануне). Считается, что собранные с вечера и в ночь под Ивана Купалу травы и коренья имеют большую целебную силу. Бытовала легенда о цветке папортника, который будто бы раскрывается лишь раз в году, в ночь накануне Ивана Купалы всего на несколько мгновений. Нашедшему этот цветок откроются многие тайны, он станет провидцем, будет богат.

Аграфена купальница: начало купанья.
Проливной дождь долго не идет.
Обложной дождь - на целый день.
Радуга после дождя долго держится - к сырой погоде.
Вечером при ясном небе сверкает зарница - на следующий день будет дождь.
Если круги вокруг солнца или луны медленно исчезают, после чего из-за высокослоистых облаков светила становятся видны нечетко, размыто, как через закопченное стекло, то жди сильного ветра с резкими порывами.
Цветки ипомеи обыкновенной при чистом небе в первой половине дня открыты нешироко или сложились - к скорому ухудшению погоды и возможной грозе.
Листья смородины «заплакали» - к дождливой погоде.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Купальницы.- Обряды.

Наши поселяне купальницею называют особенную траву, известную под именем: кошечьей дремы (trollius europaeus). Другие это имя относят к лютику (ranun culus). Этой траве приписывают разные целебные действия. На Ваге и в Вологодской губернии сбирают утром траву купальницу, когда она бывает еще в росе, и сохраняют в стклянках для лечения. В селах из этой травы взрослые делают венки и парятся ими в банях. Дети из нее плетут венки, колпаки, шапки и надевают их на головы но время игр.
На Руси исстари велось париться в сей день, утреннею порою в банях, а днем купаться в реках или прудах. Поселяне Рязанской губернии этот день называют: лютые коренья. Смышленые старые люди, моясь и бане, парились лютыми кореньями в надежде помолодеть. В степных селениях вместо соломы набрасывали и печь жгучей крапивы и на ней паривались. Все это делалось для исцеления болезней.
По выходе из бани садились за стол завтракать, где заранее становилась постная каша. Больных старух и хворых людей выносили в баню на жгучей крапиве и паривали целебными травами. Купанье в реках начиналось с полдня и продолжалось до вечерен. В Переславле - Залесском купались в озере Клещине с песнями и играми. Там, пока одни купались, другие на берегу пели песни. В Зарайске выхаживали купаться на реку Осетр, к белому колодцу. Здесь между купаньем происходили игры и пиршества. В Туле прежде купанье детей происходило в пруде (ныне уничтоженном), на Ивановском монастыре. Пожилые старушки выходили с детьми умываться к студенцам. Здесь они, умывая детей, бросали в студенцы медные деньги, старые сорочки или дарили нищей братии, или сжигали в лесу.
Купальницкая обетная каша отправлялась с разными обрядами. Поселяне Нерехотского уезда предоставляли это дело красным девицам. Там они собирались к одной из своих подруг с вечера: толокчи в ступе ячмень. Песнями и веселыми играми сопровождается толчение ячменя. Рано утром варили из этого ячменя кашу, которую съедали во время полудень, с маслом. После полудника вывозили из сарая передовой станок от телеги на улицу. Одни из них садились на ось, другие, схватясь за оглобли, возили их по селению с песнями, потом выезжали на поле, где, по появлении вечерней росы, умывались для здоровья. В степных селениях обетную кашу варили пожилые женщиньд. Из разных семейств сносилась крупа, оставляемая для сего обряда от первого рушения. На эту кашу сзывались почетные старики и старушки после банного мытья. В селениях Тульской губернии в старину известна была еще мирская каша. Зажиточные семейства варивали эту кашу для нищей братии. Увечные, бесприютные люди заранее приглашались в баню и после угощаемы были мирскою кашею. Многие семейства считали это дело за необходимую обязанность в жизни.
Усердные и сострадательные люди сами нашивали эту кашу по домам к бедным больным и по тюремным заведениям к колодникам. Все это делалось по обещанию, в память какого-нибудь избавления от бед или болезней.
Во многих местах имя Купальницы усвоивалось вместо названий. В Переяславле-Залесском бываемая в этот день ярмарка, при Владимирской церкви, называется Купальницею. Другие называли этим именем поляны, где они собирали целебные травы. Иные называли самые студенцы купальницами.
В старину слепцы и нищая братия, после банного мытья и угощения мирскою кашею, воспевали стихи про убогую вдовицу Купальницу.

«Как во старом городе, во Киеве, как у богатого князя-боярина, у Неупокоя Мироновича жида во сиротстве убогая вдовица Купальница. Как у того ли у князя боярина, у Неупокоя Мироновича, было всякого бога-чества на все доли убогие. Золотой казной оделял он, князь - боярин, храмы божий, чистым серебром питал убогое сиротство. К его ли столам белодубовым, к его ли скатертям браным сходились калики перехожие со всех сторон. Всего было у князя-боярина вдоволь, одного только не было - желанного детища. Скорбит князь - боярин о своей беде, не знает, не ведает в своем гореваньице ни малой утехи. А и во той скорби дожил он и до старости. Во едину нощь видит он, князь - боярин, чудный сон: а кабы за городом за Киевом, подалей перевесища, лежит никем не знаема убогая вдовица во хворости и болести. А и тут ему, князю - боярину, послышался голос неведомый: возьми ты, князь - боярин, тую убогую вдовицу к себе во двор, пои и корми до исхода души. А и за то тебе будет во грехах отрада. Просыпается князь - боярин на утренней заре, выходит за Киев-град, ко тому ли перевесищу, и видит он туто наяву убогую вдовицу во хворости и болести. И спроша.ет князь - боярин ту убогую вдовицу: «А и скажи ты по правде и по истине, откуда родом ты, да и как тебя величать по имени и по изотчеству?» И молвит ему убогая вдовица: «Родом, де, я из Новагорода, а и зовут, де, меня Купальницей; а опричь того за старостию, де, своего роду и племени не помню». И нудил он, князь - боярин, тую убогую вдовицу на житье к себе во двор, а сам возговорит: «А и буду те поить, кормить до исхода души». И в отповедь молвит ему та убогая вдовица: «Спасибо те, князь - боярин дорогой, на ласковом слове, на великом жалованье. А созови ты наперед того нищую братию, всех калик перехожиих, да напой и накорми сытой медовой, кашей грешневой». Идет боярин к себе во двор, опосылает своих верных слуг по всем дорогам и перепутьицам кликать клич на нищую братию, калик перехожиих. Сходилася нищая братия, все калики перехожие ко князю-боярину на широк двор. А и тут к нему опослей всех приходила убогая пдовица Купальница, а садилась с нищей братией за столы белодубовые, за скатерти браные. И выходил туто к ним князь - боярин дорогой, бил челом всей нищей братии, каликам перехожиим, поил, кормил их сытой медовой, кашей грешневой. Со той поры поселилась у князя - боярина во дворе убогая вдовица Купальница; с той поры строил он кормы ежегод про всю нищую братию, про всех калик перехожиих; а на тех кормах была сыта медовая да каша грешневая. И жила та убогая вдова Купальница у князя - боярина во дворе до исхода души».

В народном календаре праздников на 6 июля выпадает день Аграфены Купальницы. Согласно поверьям, именно с этого дня открывается купальный сезон. Кроме того, в праздничный день проводится множество интересных обрядов.

Народные праздники существуют испокон веков, обрастая традициями, поверьями и приметами. Множество июльских праздников связано с водой, и день Аграфены не стал исключением. Этот праздник по праву считается «сестрой» Ивана Купалы , ведь он открывает двери в долгожданный купальный сезон. Эксперты сайта сайт расскажут вам о традициях, обычаях и приметах этого дня.

История праздника

Название праздника связано с открытием сезона купания в открытых водоемах. Именно с этого дня на Руси начинали активно ходить на реки и озера, чтобы искупаться и остудиться после работ под палящим солнцем.

Ночь на Ивана Купалу считается самой волшебной и сильной по энергетике, и открывает ее красавица Аграфена, которая, согласно легенде, едет навестить своего брата на телеге со скошенной травой. Именно поэтому ночь связана с любовной магией, счастьем и искренними чувствами.

На Руси день Аграфены Купальницы считался праздником Солнца, начинающегося покоса травы и вступления лета в свои законные права. С языческих времен осталась традиция разжигать костры, славя теплое солнце, и проводить обряды на благополучие.

В христианской традиции в этот день почитают святую Агриппину, которая проживала в Древнем Риме приблизительно в третьем веке. С раннего детства девочка узнала о Спасителе и решила посвятить свою жизнь вере. Ее служение Господу было замечено язычниками, которые жестоко пытали юную девушку, пытаясь заставить ее отречься от своей веры. Агриппина приняла мученическую смерть. Святой молятся для укрепления в вере и противостояния любому негативу. Паломники посещают место захоронения святой и возносят ей молитвы, чтобы исцелиться от всевозможных недугов, найти утешение и попросить совета.

Традиции дня Аграфены Купальницы

6 июля наступает знаменитая ночь Ивана Купалы, которая в народном сознании долго оставалась под названием Аграфены Купальницы. Два больших праздника слились воедино, поэтому соединились и их традиции.

Традиционно в этот день начинают заготовку веников для бани. Их используют не только для того, чтобы хорошенько помыться, но и с лечебными целями.

В день Аграфены Купальницы обязательно собирают целебные травы и коренья, которые наливаются невероятной по силе энергетикой. Часть из них заваривают в чай, используют в качестве отваров для пара в банях, присоединяют к свежим веникам. Остальное сырье бережно обрабатывают и заготавливают для использования в холодный период.

Целители в день Аграфены заговаривают свои отвары, составляют лечебные снадобья и чаи, помогая людям исцелиться от недугов и набраться сил.

Самой главной традицией остается массовое купание в водоемах. Считается, что вода смывает весь негатив и наделяет людей удачей на весь год. В том случае, если у вас нет возможности отправиться к открытому водоему, вы можете принять ванну с добавлением целебных трав и отваров.

Наши предки обязательно готовили обетную кашу, которой угощали путников, нищих и юродивых. Блюдо готовили всей деревней «в складчину»: приносили со всех дворов крупы и иные продукты. В деревнях готовили множество постных блюд, которые выставляли на столах под открытым воздухом, чтобы каждый желающий мог подкрепиться.

6 июля было принято класть на пороги домов пучки крапивы, которая отгоняла разбушевавшуюся нечисть, а также защищала домочадцев от любого зла. Нередко у ворот можно было встретить молодые осины, срубленные для защиты от сглаза и порчи. Устилали и пол в избах, используя свежескошенную траву с добавлением веточек мяты, полыни, ромашки.

В банях парились новыми вениками, составленными из множества целебных трав и веток деревьев.

Рога крупной скотины украшали венками из полевых цветов. По поверьям, такие украшения увеличивали удойность, избавляли от заболеваний и защищали диких зверей, сулили хороший приплод к следующему сезону.

Детей и животных защищали от нечистой силы , используя ветки чертополоха и шиповника. Обычно растения сваливались в кучу посередине деревни, и через нее сначала прыгала ребятня, а затем проводили весь скот.

Традиционным было обливание водой каждого встречного. Воду для этого специально «пачкали». Доподлинно неизвестно, почему поливать было необходимо именно грязной водой. По самой распространенной версии, таким образом люди прятались от нечисти и иного негатива.

Непременной работой в день Аграфены Купальницы было очищение колодцев с питьевой водой.

В каждой семье варили яйца в печи, чтобы укрепить здоровье птиц и увеличить количество несушек. Яйцами угощали не только птицу, но и домашний скот.

Приметы 6 июля

  • «На Купальницу сажай репу — хороший урожай вырастет, здоровья прибавит, голодным не оставит».
  • «Родился 6 июля — своей семье пригодился. Делись своей удачей да не бойся дела трудного».
  • «В день Купальницы мойся смелее, будешь белее, милее да пригожее».
  • «Росой поутру умывайся, крепости набирайся».
  • «На Аграфену мойся, старик, да не закупывайся. Меру знай, в пар первым свои кости не кидай, в реку студеную, не остывши, не лезь, а то „праздник“ станет про твою честь». Здесь наши предки имели в виду хрупкое здоровье своих пожилых родственников и советовали им мыться и купаться с осторожностью, чтобы не заболеть.
  • «На муравьев смотри: в кучи бегут, быть дождю, по тропинкам ползут, жди тепла».
  • «Ячмень созревает, когда соловей замолкает».
  • «Дождь на Купальницу еще пять дней рыдать будет».

Народные праздники изобилуют мудростями, которые можно использовать себе во благо. Приметы на счастье актуальны по сей день, и многие пользуются ими, чтобы каждый день привлекать удачу и процветание. Желаем вам здоровья и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

В то время были распространены гонения в отношении христиан, вскоре Аграфена была арестована и подвергнута мучениям, не желая отказываться от христианства в пользу идолопоклонства. За свою веру девушка получила награду - ангел освободил ее из темницы. Однако сама Агриппина все-таки вскоре умерла в тюрьме от полученных ран. Похоронили ее три христианки, и отмечали, что у гроба Аграфены начали происходить чудеса.

В древности именно с этого дня люди начинали купаться в реках и озерах. По обычаю, все должны были искупаться в воде - от младенцев до стариков, если не в реке или озере, то в бане, пишет depo.ua .

Вечером собирали лечебные травы, которые, по преданию, имеют в это время наибольшую лечебную силу. Обязательно следует задобрить водных духов и входить в водоемы чистыми.

Славяне верили, что в этот день можно собирать целебные травы и растения - средства, приготовленные на их основе, будут максимально эффективными. Это была ночь перед Купала, которая считалась мистической - ее называли временем оборотней, колдунов и ведьм.

Существовало немало примет, связанных именно с праздником Купала. 6 июля ложили на порог дома крапиву, чертополох и зверобой, считая, что эти травы отпугнут нечистую силу. Кстати, девушки также гадали на целебных травах, изучали приметы.

В этот день проводили один интересный обряд: вечером девушки собирались с подругами и сначала толкли в ступе ячмень, из которого потом варили кашу. Считалось, что это блюдо очень полезно для женского здоровья. Также жители села вскладчину готовили кашу и кормили ею нищих.

Детей водили мыться к источникам для крепкого здоровья, прятали от нечисти скот. Кроме того, существовала традиция выкатной ржи 6 июля - посевы мяли, буквально перекатываясь в положении лежа.

Народные приметы на 6 июля Соловей не поет на Аграфену - скоро урожай ячменя можно будет собрать. Если идет дождь, то будет хороший урожай хлеба. Если на Аграфену репу сеять, то она обязательно родит.

Именинники сегодня: Александр, Алексей, Петр, Артем.

Сегодня 23 лунные сутки . Последняя четверть луны в знаках Овен-Рак. Избыток эмоций. Кипяток и пар. Неодолимо потянет что-то доказывать, бороться, "воевать". Победят энергичные и предприимчивые. Почти все сегодня будет решаться через конфликт интересов и мнений. Приветствуется тактика решительных действий и бескомпромиссность. В семьях легкий бриз может перейти в шторм. Не погружайтесь в чужие эмоциональные состояния. Индивидуалисты, предпочитающие работать самостоятельно, должны направлять результаты своего труда в русло коллективных потребностей. Конечно, если хотят иметь какую-то выгоду, отмечает Укринформ .

Согласно данным Центральной геофизической обсерватории Украины , самым холодным этот день в Киеве был в 1912 году - +7,9, а самым теплым в 1924 - +33,9.

Магическим и волшебным днём издавна признан у славян шестой день второго летнего месяца. Этот день считался периодом очищения, магических ритуалов и обрядов. Так как он приходился на середину лета, то, как правило, погода устанавливалась жаркая, очищение тела принято было проводить обрядом купания в водоёмах.

Народные приметы и обычаи дня

В старину именно в этот день открывали сезон купания. В некоторых регионах в народе считали, что до шестого июльского дня купаться не стоит в водоёмах, так как водяная нечисть может утащить на дно. В этот день полагалось обязательно сначала попариться бане, смыть с себя негатив и грязь. Только после этого разрешалось входить в водоём, чтоб задобрить водяных духов чистым телом.

В этот день полагалось также собирать целебные травы. Так как этот день приходился на канун Иванова дня, то в народе искренне верили, что все травы, собранные в этот день обладают магической и волшебной силой. Лекарственные снадобья, приготовленные на основе этих трав, будут особенно действенными и эффективными.

Связывали этот день и с активность нечистой силы. Согласно народному поверью, ведьмы и колдуны способны шестого июля проникать в жилище и в хлев для скотины, где делают пакости и вредят хозяевам. Для того, чтоб обезопасить себя и близких от происков слуг лукавого, на порог клали любую траву-чертогон: крапиву, чертополох, зверобой. Срывать эту траву полагалось именно в шестой июльский день, считалось, что в этом случае её сила утраивается.

Молодые девушки в этот вечер одевались в самые красивые одежды и ходили из дома в дом с просьбой умыть их. В ответ хозяева должны были дарить им украшения. Для девушек на этот день существовал и другой интересный обычай, называемый в народе обетным ритуалом. Девушки должны были толочь в ступе ячмень, из которого в этот же день варили кашу. Такую ритуальную стряпню ели все женщины и девушки, так как считалось, что она способствует сохранению и укреплению женского здоровья. Обязательно следовало накормить такой кашей нищих и малоимущих, чтоб в доме весь год был достаток.

Для укрепления здоровья малышей их водили в этот день к ключам умываться.

Православные традиции дня

Православная церковь чтит в этот день память святой мученицы, принявшей мученическую гибель за православную веру. Отроковица Аграфена отказалась от вступления в брак и решила посвятить свою жизнь служению Христу. Так как девушка жила в эпоху гонения на христиан, то вскоре была схвачена и заключена в темницу. Господь помог Аграфене, исцелив её от глубоких ран, однако, спустя некоторое время девушка всё-таки умерла от повреждения. Похоронили подвижницу три христианки, которые отметили происходящие уже у гроба чудеса.

Верующие молятся святой о защите от нечистой силы, недоброй молвы и недоброжелателей. Просят также защиты урожай и посевов.

Приметы на погоду

Анализировали погодные приметы и природные явления, старались по ним определить погоду на ближайшие дни и на период сбора урожая.

  • Если к шестому июльскому дню замолкал соловей, то можно было готовиться к скорому сбору урожая ячменя.
  • Считалось, что репа, посаженная в этот день, обязательно даст щедрый урожай.

Из мыслей на каждый день, собранных Львом Толстым

Вы должны проникнуться твердой решимостью, чтобы все ваше было Божье, тогда и вы будете Божьи. И вы должны делать это просто и спокойно, думая о себе только как о существе, посланном для исполнения Его дела, и в каждую свободную минуту обдумывая то, что вам предстоит сделать в следующую. (Джон Рескин)

Народное название: Аграфена-купальница, Аграфена, Агриппина, Аграфена - лютые коренья, купальницы, сбор лечебных трав, обетная каша, канун праздника Ивана Купалы, ивановские ночи.

Традиции на 6 июля

В этот день можно было начинать купаться. По обычаю, все должны были искупаться в воде - от младенцев до древних стариков, если уж не в реке или озере, то в бане.

Вечером собирали лечебные травы, которые, по преданиям, имеют в это время наибольшую лечебную силу. В ночь на Ивана Купалу можно было найти и черную папорть - мистическую и наделяемую магическими свойствами разновидность папоротника.

Чтобы добыть необыкновенный, пылающий как огонь цветок папоротника, надо накануне Васильева вечера, то есть на старый Новый год, запастись обожженным с обоих концов огарком лучины - первой, которой зажигали огонь в этот вечер. Кроме того, нужно взять два огарка свечи - от той, которую в пасхальную заутреню носили вместе с крестом, и той, которая стояла в это время у запрестольного образа Божьей Матери. Затем этой ночью надо пойти в лес и найти место, где растет папоротник. Огарками очерчивается круг с таким приговором: «Талан Божий, суд твой - да воскреснет Бог!» (при этом под папоротник стелят чистое полотно или бумагу). Считается, что человека в это время пугает множество демонов, которые стараются уничтожить цветок, потому что он для них опасен. Но если человек сможет преодолеть страх, то наградой ему будет средство, охраняющее от всех проявлений нечистой силы. Как говорится в одной из работ Н. А. Афанасьева, «если кто ее возьмет, то никакой дьявол, ворожея и грешник, и дьявольская сила будет ему видна и знатна, и ни с какой пакостью своей от него не укроется; все будет видеть и знать». Цветок папоротника цветет всего несколько минут, а затем «цвет ее, когда отцветет, осыплется на то, что послано, и ты тот цвет смети перышком в одно место бережно и залепи воском в пере: тот цвет завсегда цел будет». По поверьям, цветок черного папоротника показывает и открывает клады, запоры, замки, прогоняет нечистую силу. Как говорится у Афанасьева, «все узнаешь, что где есть или лежит или делается и как, куда и в коем месте; просто сказать - все будешь знать, хотя и в чужие города и иные государства дороги и пропуски- тот цвет положи в рот за щеку и поди куда хочешь: никто тебя не увидит, что хочешь делай. Когда в путь ехать, то возьми той травы корень и положи в воду, и мойся той водою испей ее, да поставь судно на землю. Если спать станешь, то в головы поставь- то никто тебе ничего не сделает - никакой вор и разбойник; понеже кругом тебя великая вода будет что озеро, а ты на острове будешь. Тот же цвет носить на голове - все видеть и знать станешь, и вельми счастлив будешь, и достоин всякому начальству во всякой чести будешь».

Именины празднуют: Доминика. Александр, Алексей, Артемий, Герман Иосиф, Корнилий, Митрофан, Святослав, Федор.

Имя дня — Доминика

В переводе с латинского это имя означает «Божий день», «принадлежащая Богу», «рожденная в воскресенье», «госпожа», но это имя имеет греческие корни. Эта женщина с детства смела, упряма и обидчива. Характер у нее независимый. Внешне она похожа на отца, а все повадки у нее - материнские. С возрастом характер этой женщины меняется: становится более трудным, отношения с матерью совершенно разлаживаются, между ними возникает полное непонимание. Позже, выйдя замуж, она также не может найти общий язык со свекровью и пытается жить с ней врозь.

Доминика, родившаяся в июле, рано и счастливо выходит замуж, отношения с мужем переживают свои взлеты и падения, но в целом брак вполне можно назвать счастливым, а дети от этого брака - удачны.

Loading...Loading...