Из жизни святых притчи. Подборка православных притч для взыскующего мудрости

Православные притчи - это не только церковные, но и житейские знания и мудрость, которые копились веками. Ими часто, как мы видим из Евангелия, пользовался сам Иисус Христос.

Что такое христианские притчи

В художественной и эзотерической литературе мы часто встречаем разного рода поучающие рассказы и истории. Но с христианской традицией они имеют мало общего.

Определение и описание

Как правило, они, особенно христианские притчи для детей, короткие и написаны простым и образным языком. В них передаются основные идеи христианства.

Авторство произведений

Как известно, самая главная книга для христиан - Библия. Цитаты из Священного Писания часто используют церковнослужители в своих духовных проповедях о вере.

Они появились еще в Палестине в I веке н.э. И первым их автором был сам Иисус Христос. Много назидательных историй можно найти в Евангелие Матфея , некоторые из них рассказаны Иоанном Златоустом.

К этому жанру позднее прибегали многие духовные писатели и проповедники, не забыт он и в наше время.


Православные притчи

В разных местах и разные эпохи собирались и систематизировались истории о подвигах старцев, повествующие об их отношении к Богу и любви. Герои этих рассказов просты и бесхитростны, чужды лукавства и корысти. Их легко читать и запоминать, мораль вынесет любой школьник.

Многие истории собраны в широко известном сборнике «Древний патерик». Старец Паисий Святогорец не без юмора вспоминает об афонских отшельниках, вселяя в сердца слушателей благость и умиротворение. Святитель Николай Сербский, как пламенный миссионер, с помощью емких афоризмов и ярких образов привлекает под знамя Христа новых послушников. А наш современник, протоиерей Артемий Владимиров, используя современные сравнения, снова возвращается к вечной теме грехопадения человека и и искуплении его грехов Иисусом.

Самые популярные рассказы у всех на слуху, вспомним некоторые из них:

  • о возвращении блудного сына;
  • о вере;
  • о трех друзьях;
  • о гордости и смирении;
  • о следах на песке
  • о неутомимой собаке.

Перескажем последнюю историю, в которой в кажущейся простоте заложен глубокий смысл.

Как-то один сомневающийся, как новозаветный Фома, христианин задал знакомому старцу давно мучивший его вопрос:

"Как человеку удержаться от земного греха, когда вокруг столько соблазнов, и даже монахи порой, не выдержав испытания, возвращаются в грешный мир?"

Вот какой последовал ответ:

«Когда собака гонится за зайцем, вся свора бросается за ним, но лишь одна преследует до конца. Вот так нужно искать и Бога, преодолевая все трудности, пока не достигнешь цели».

Приведем еще один рассказ.

Женщина воспитывала двух сыновей. Они были, как бы сейчас сказали, мелкими предпринимателями: продавали зонтики и красили ткани. И вот, что беспокоило любящую матушку. Когда светило солнце, никому не нужны были зонтики, а когда шел дождь, мокли ткани. Очень она печалилась этим, бизнес ее сыновей зависел от капризов природы.

Но повстречался ей мудрый человек, и вот, что посоветовал:

«Если идет дождь, то возрадуйся за младшего сына, если светит солнце - за старшего».

Вняла женщина совету, и поселились в ее сердце покой и радость.


Значение Священного писания

На Библию Православная церковь смотрит, как на нечто неразделимое, а во главу угла ставит Евангелие. Ветхий Завет рассматривается, как приготовление к нему, а Новый Завет, как самое авторитетное толкование благой вести, переданной Учителем своим ученикам.

Причем, в отличие от западных богословских школ, Православная церковь не противопоставляет Писание святых апостолов Преданию святых старцев.

Чему учит Библия

Главная книга верующих показывает людям путь к добру и любви, поскольку Бог и «есть любовь».

Она отвращает людей от злых поступков и дурных помыслов, учит жить по Божьим законам.


Библейские цитаты

Изречения из Библии - это еще один неисчерпаемый кладезь мудрости, из которого страждущие утоляют жажду в поисках своего Бога. Библия подсказывает, как строить отношения с ближними, решать те или иные жизненные проблемы и задачи. В ней можно найти ответ практически на любой вопрос и получить совет на любую ситуацию.

Самые главные советы содержатся в Божьих заповедях, назовем самые первые:

  1. «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (1-я заповедь).
  2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (2-я заповедь).
  3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (3-я заповедь).

Помимо этого, можно привести еще очень много афористичных фраз и предложений. Библия буквально ими усыпана.

Самые известные из них:

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

(Мт. 5:1–12)

«Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды».

(Исх. XXIII, 1)

«В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои».

(Книга Притчей Соломоновых. XXIII, 9)

«Кто роет яму, сам упадет в нее, и кто ставит сеть, сам будет уловлен ею».

(Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. XXVII, 29)

Наставления на каждый день

Попав в христианский круг, верующие не всегда знают, как себя вести, и нуждаются в каждодневном руководстве. Духовные отцы не обделяют вниманием свою паству, беря ее под неусыпную опеку и заботу.

Еще более 100 лет назад было сказано:

«Кто сейчас не читает книг святых отцов, спастись не может».

святитель Игнатий Брянчанинов

Одна из таких книг - «послания» преподобного аввы Дорофея на все дни недели. Учитель просит не допускать даже незначительных грехов, избегать злословия и осуждения, не лгать, не блудить, не проявлять гнева и презрения даже в самых конфликтных ситуациях. Иначе ты наносишь оскорбление самому Христу.


Когда человек был ещё ребёнком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты большой, станет тебе на душе плохо - ты иди в храм, тебе всегда там легче будет». Вырос человек. И стало ему жить как-то совсем невыносимо. Вспомнил он совет бабушки и пошёл в некоторый храм. И тут к нему подходит кто-то: «Не так руки держишь!» Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!» Сзади одёргивают: «Неправильно крестишься!» А тут подошла одна женщина и говорит ему:

Человек, ты бы лучше вышел из храма, купил себе книжку о том, как себя здесь вести надо, а потом бы и заходил.

Вышел человек из храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг слышит он голос:

Что ты, дитя моё, плачешь?

Поднял человек своё заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит:

Господи! Меня в храм не пускают!

Обнял его Иисус:

Не плачь, они и меня в него не пускают.

Лисичка

В Египте, где в глубокой христианской древности было много великих монастырей, один монах дружил с неученым бесхитростным крестьянином-феллахом. Однажды крестьянин сказал монаху:

Я тоже почитаю Бога, сотворившего этот мир! Каждый вечер я наливаю в миску козьего молока и ставлю его под пальмой. Ночью Бог приходит и выпивает мое молочко. Оно Ему очень нравится! Ни разу не было, чтобы в миске хоть что-нибудь осталось. Услышав эти слова, монах не мог не рассмеяться. Он добродушно и доходчиво объяснил своему приятелю, что Бог не нуждается в козьем молоке. Однако крестьянин упрямо настаивал на своем. И тогда монах предложил в следующую ночь тайком проследить, что происходит после того, как миска с молоком остается под пальмой.

Сказано - сделано: ночью монах и крестьянин затаились неподалеку и при лунном свете скоро увидели, как к миске подкралась лисичка и вылакала все молоко дочиста. Крестьянин как громом был сражен этим открытием.

Да,- сокрушенно признал он,- теперь я вижу - это был не Бог! Монах попытался утешить крестьянина и стал объяснять, что Бог - это Дух, что Он совершенно иной по отношению к нашему миру, что люди познают Его особым образом... Но крестьянин лишь стоял перед ним понурив голову, а потом заплакал и пошел в свою лачугу. Монах тоже направился в келью. Но, подойдя к ней, он с изумлением увидел у двери Ангела, преграждающего ему путь. Монах в страхе упал на колени, а Ангел сказал:

У этого простого человека не было ни воспитания, ни мудрости, ни книжности, чтобы почитать Бога иначе, чем он это делал. А ты со своей мудростью и книжностью отнял у него эту возможность. Ты скажешь, что, без сомнения, рассудил правильно? Но одного ты не ведаешь, о мудрец: Бог, взирая на искреннее сердце этого крестьянина, каждую ночь посылал к пальме лисичку, чтобы утешить его и принять его жертву.

Так Бог благословил!

Жил некогда крестьянин, любящий Бога. И так его сердце полюбило Бога, что только Им и жило. Было у крестьянина два сына, и вот, один из них умер. «Так Бог попустил!» - сказал крестьянин, горюя вместе с женой. Спустя некоторое время родился у него еще сын. «Так Бог благословил!» - обрадовался крестьянин, поздравляя жену с рождением ребенка. На следующий год в его поле случился неурожай. «Так Бог попустил!» - сказал крестьянин своей жене, придя с поля. На другой год он собрал большой урожай. «Так Бог благословил!» - поделился крестьянин радостью со своей женой. «Что ты все одно заладил - Бог да Бог? Как будто ничего больше не знаешь, что сказать! - вспылила жена. - Ну, и что теперь скажешь?» - «Так Бог попустил!» - ответил тот. «Опять ты за свое! Ну да ладно! И то хорошо, что трудиться любишь и семью кормишь!» - успокоившись, сказала жена. «Так Бог благословил!» - согласился крестьянин.

Чтобы не ходить озабоченным спешкой

Однажды авва Аммон пошёл, чтобы переправиться через реку. Он нашёл готовое к отплытию судно и сел около него. В это время дальше отплывал другой корабль, идущий в то же место, и бывшие на нём люди стали звать его.

Он же ответил:

Я взойду только на общественное судно. С собой авва имел связку пальмовых веток; он сел, плетя верёвку, а затем вновь распуская, и плёл до тех пор, пока общественное судно не отчалило и он не переправился на другой берег. Братья, поклонившись ему, спросили:

Для чего ты делал это?

Старец ответил:

Чтобы не ходить озабоченным спешкой.

Путь к спасению

Одного старца спросили: "Как может ревностный христианин не соблазниться, когда испытывает столько искушений: мир всячески противостоит ему, он видит монахов, возвращающихся в мир, понимает собственную слабость и т.д.?"

Старец ответил: "Пусть вообразит себе собак, преследующих зайцев. Когда одна из них увидит зайца, немедленно бросается за ним - прочие видят только погнавшуюся собаку и сначала также побегут за ней, а потом возвращаются назад; первая же собака, которая увидела зайца, одна гонится, доколе его не поймает. Её не отвлекают от цели ни то, что другие собаки отстали, воротившись назад, она не смотрит ни на стремнины, ни на лесные чащи, ни на колючие кусты и, пробегая сквозь тернии, часто бывает изранена, но не перестает бежать. Вот так же и ищущий Владыку Христа неуклонно стремится к Нему, побеждая все встречающиеся ему соблазны, доколе не достигнет цели."

Пути человеческие

Некий монах усердно молился говоря:

Господи, ты милостив и терпелив, так почему же спасти душу так тяжело и почему ад полон грешниками?

Он долго молился, задавая Богу этот вопрос. И вот наконец, Является к нему Ангел Божий и говорит:

Пойдём, я покажу тебе пути, которыми ходят люди. Они вышли из келии и ангел повёл старца в лес.

Видиш того дровосека, который несёт на себе тяжкую вязанку дров и нехочет сбросить хоть немного для облегчения? - спросил херувим.

Точно так же некие люди несут на себе свои грехи и не хотят каяться. После ангел показывает старцу колодец с водой и говорит:

Видиш безумца, который черпает из колодца воду решетом? Так илюди каются. Черпают благодать прощения, а затем снова грешат и благодать утекает, как вода сквозь решето.

Снова показывает ангел монаху человека и молвит:

Видиш ли сего, который положил поперёк лошади бревно и силится верхом въехать в храм Божий, а бревно в дверях застревает? Так люди свои добрые дела творят - без смирения и в гордыне - не зная им цену. А теперь, сам старче посуди, легко ли Богу спасать таких людей, сообразуя милость с правосудием Своим?

Неполезный дар

Говорили о некоем из отцев, что он в течение семи лет просил Бога о некоем даре, - и ему дано было.

После этого он пошёл к одному великому старцу и возвестил ему о даре. Старец, услышавши, опечалился, говоря: великий труд! и сказал ему:

Поди, исполни другие семь лет, моля Бога, чтобы дар твой был онят от тебя; потому что это тебе не полезно.

Он, пошедши, сделал так, пока не было отнято от него.

Совершенное и высшее послушание

Как-то раз Франциск Ассизский сидел среди своих товарищей и, вздохнув, сказал:

Едва ли во всём мире найдёшь монаха, который бы совершенно повиновался начальствующим над ним.

Удивившись, товарищи спросили его:

Объясни нам, отче, каково совершенное и высшее послушание.

И он представил истинно повинующегося в виде мёртвого тела:

Возьми бездыханное тело и положи его, куда захочешь; ты увидишь, оно не будет возражать, если его начнут передвигать, не станет роптать, куда бы его ни положили, не возопит, если его унесут. Если ты положишь его на кафедру, оно будет смотреть не вверх, а вниз. Если поместить его в пурпур, оно будет казаться вдвойне бледным. Это - истинный повинующийся; тот, кто не рассуждает, почему его передвигают, не заботится о том, куда его помещают, не настаивает на перемещении. Возвышенный до какой-либо должности, он сохраняет привычное смирение. Чем более его почитают, тем более недостойным он считает себя.

Костер

Жестокий шторм, разыгравшийся в открытом океане, пустил ко дну корабль. Равнодушная стихия не пощадила никого, кроме одного человека. Он очнулся на рассвете, выброшенный волной на берег, единственный уцелевший.

Человек побрел по берегу в надежде найти людей и скоро вернулся к тому месту, с которого начался его путь. Это был остров - небольшой остров, затерявшийся в безбрежном океане. Людей здесь не было. Человек остался один.

Как Робинзон Крузо, он смастерил себе хижину из веток и обломков корабля, выброшенных на берег волнами. Он каждый день молил Бога, чтобы тот послал ему спасение. Но проходили день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем, а человек по-прежнему оставался в одиночестве. Однажды, проведя целый день в поисках пропитания, человек вернулся к своему убогому жилищу и увидел на его месте пепелище. Все то немногое, чем он владел, превратилось в дымящиеся угли.

Господи! - в отчаянье вскричал человек. - Неужто мало испытаний выпало на мою долю? За что Ты наказываешь меня, лишая и той малости, что была у меня?

Зарыдав от горя, а еще больше - от бессилия, он упал на землю, не зная, как ему жить дальше. Он лежал на земле, не поднимая глаз, чувствуя, как дневной зной сменяется вечерней прохладой. А он все лежал на земле и не мог встать, потому что у него не осталось больше сил.

Как вдруг он услыхал звуки - такие привычные на корабле, но позабытые на берегу. Вначале тихо, потом все громче и громче. Он поднял голову и увидел корабль, на всех парусах идущий к его острову. Еще до конца не поверив, что корабль этот настоящий, человек понял, что не видел ничего прекраснее этого корабля.

Как вам удалось найти меня? - спросил человек у моряков.

Мы увидели сигнальный костер, который ты разжег на берегу! - ответили они ему. Как трудно смиренно принять свою долю. Не в силах постигнуть замысел Творца, мы нередко ропщем. Но только в горестях и скорби обретается духовная сила.

Когда-то, в прошедшие времена, несколько отважных и смелых людей, живших далеко от океана, захотели узнать, что такое океан. Они расспросили сведущих стариков как туда добраться, и немедленно отправились в путь. Долго они шли и, наконец, добрались до океана. «Оказывается, океан похож на большое поле!» - воскликнул первый из отважных первопроходцев. «А мне кажется, океан напоминает безкрайний лес!» - восторженно сказал второй путешественник. «А по-моему, океан - это огромная пустыня!» - высказал свое мнение третий путник. Мимо проходил рыбак и сказал им: «Вы не спорьте между собой, разглядывая с берега океан, а лучше погрузитесь с головой в воду, и то, что там увидите, это и будет океан!» Путники так и поступили - последовали совету рыбака. Вскоре они вынырнули из воды и отдышались. «Ну, а теперь на что похож океан?» - с улыбкой спросил рыбак. Исследователи океана переглянулись друг с другом и сказали: «Не знаем, на что похож океан, но только уж очень он соленый!»

Богатый тот, кто видит Душу вечной

Спросил однажды барин старика,
Просившего у церкви подаяния:
«Я вижу пред собою бедняка,
Что за всю жизнь не сделал состояния.

Вот я богат! И жизнь моя сладка,
И что хочу то получу, конечно!
Твоя Судьба, бесспорно, нелегка,
И мечтал, наверно, быть успешней»?

Яд в сердце

Когда-то давно жила в одной деревне девушка. По древнему славянскому обычаю, после свадьбы пришла она жить в дом своего супруга. Но очень неуютно было молодой невестке со свекровью. Та ее постоянно поучала и во всем упрекала.
Как-то поутру отправилась молодая женщина к знахарю, жившему на окраине леса.
– Что привело тебя ко мне, красавица? Аль мужика приворожить?– спросил дед.
– Никто мне не нужен, я мужа своего люблю, но с матерью его жить невмоготу.
– Что же ты от меня хочешь?
– Прошу тебя, помоги мне. Дай мне яду, чтобы я отравила ее.
– На этом ли счастье свое построишь, молодка? Ну, да ладно. Жаль мне тебя. Дам я тебе зелье. Каждое утро будешь заваривать его, и поить этим чаем мать своего мужа. Да только совет у меня для тебя есть.
– Какой? Говори, все исполню, лишь бы поскорее избавиться от этой змеи.
– В деревне-то у нас слухи быстро полнятся. Заподозрят тебя. Так вот, чтоб этого не случилось, измени свое отношение к свекрови.
Стань ласковой, приветливой, улыбайся. Недолго придется тебе мучиться. Так и поступила женщина. Еще только петухи пропели, а она встает, хлеб вымешивает, печь топит, кашу готовит, зелье ядовитое свекрови заваривает. И ласково так приглашает ее отведать чудо-чай. Мамой зовет, слушается во всем. Муж не нарадуется: как родные стали мать и жена. Свекровь в невестке души не чает. И та любовью, да искренней, отвечает. Спешит она вновь к знахарю, бросается к ногам его со слезами:
– Дедушка, умоляю тебя. Ты ведь все можешь. Дай противоядие. Слишком много чаю заварила я свекрови своей. Помрет. А она ведь матерью заботливой мне стала.
– Милая моя, успокойся. Я дал тебе ароматные травы, из которых ты варила для свекрови вкусный и полезный чай. Яд же был в твоем сердце, но с Божьей помощью ты от него избавилась.

Следы на песке

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним - Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну - от его ног, другую - от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
- Не ты ли говорил мне: если последую путём твоим, ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в тебе?
Господь отвечал:
- Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена я нёс тебя на руках.

О странном завещании Отца

У одного верующего человека был неверующий сын. Отец переживал сильно, но никак не мог привить юноше религиозность. Чувствуя приближение смерти, он позвал сына:
- Исполни одну мою просьбу.
- Какую, папа?
- Когда я умру, ты сорок дней приходи в эту комнату минут на пятнадцать.
- А что мне при этом делать?
- Ничего не нужно делать. Просто сиди. Но каждый день не менее пятнадцати минут.

Сын похоронил отца и в точности исполнил просьбу: являлся каждый день в комнату и просто сидел. Так минуло сорок дней, после которых юноша сам пришел в церковь и стал глубоко верующим.

Лишь много лет спустя он осознал, сколь мудрым было отцово завещание. Отец понял, что у молодых слишком быстрый ритм жизни, сплошная суета и некогда над вечным подумать: о смысле жизни, о своей душе, о бессмертии, о Боге. Но стоит лишь остановиться, побыть в тишине - и Господь постучится в сердце.

Две вишни. Притча святителя Николая Сербского

У одного человека было две вишни перед домом. Одна была злая, а другая добрая. Когда бы он ни выходил из дома, они звали его и о чем-то просили. Злая вишня всякий раз просила разное: то “окопай меня”, то “побели меня”, то “напои меня”, то “отведи излишнюю влагу от меня”, то “заслони меня от жаркого солнца”, то “дай мне больше света”. А добрая вишня всегда повторяла одну и ту же просьбу: “Господин мой, помоги мне принести добрый урожай!”
Хозяин был одинаково милостив к обеим, ухаживал за ними, внимательно выслушивал их просьбы и выполнял все их желания. Он делал то, что просила и одна, и другая, иначе говоря, злой вишне давал все, что она требовала, а доброй – только то, что считал нужным, имея конечной целью прекрасный преобильный урожай.
И что же потом случилось? Злая вишня сильно разрослась, ствол и ветви блестели, будто маслом намазанные, а обильная листва была темно-зеленой, раскидистой, как густой шатер. В отличие от нее добрая вишня своим внешним видом ничьего внимания не привлекала.
Когда же пришло время урожая, злая вишня уродила мелкие редкие плоды, которые из-за густой листвы никак не могли дозреть, а добрая принесла много-премного очень вкусных ягод. Стыдно стало злой вишне, что она не смогла дать такого урожая, как ее соседка, и стала она роптать на хозяина, укоряя его за это. Хозяин рассердился и ответил: – Разве я в этом виноват? Не я ли целый год выполнял все твои желания? Если бы и ты думала только об урожае, я бы и тебе помог принести такие же обильные плоды, как у нее. Но ты притворялась, что умнее меня, который тебя посадил, вот поэтому-то ты и осталась бесплодна.
Горько раскаивалась злая вишня и обещала хозяину, что в следующем году она будет думать только об урожае, и его будет просить только об этом, а обо всем остальном предоставит заботиться ему самому. Как обещала, так и сделала – стала вести себя, как добрая вишня. И на следующий год обе вишни принесли одинаково хороший урожай, а радость их, как и хозяина, была велика.
***
Мораль этой простой притчи ясна для всех, кто Богу молится.
Хозяин сада есть Бог этого света, а люди есть Его саженцы. Как и всякий хозяин, Бог требует от Своих насаждений урожая. “Всякое дерево, которое не родит добро, рубят и в огонь бросают!” – говорится в Евангелии. Поэтому прежде всего и больше всего требуется заботиться об урожае. И должно молиться Хозяину – Богу, “Господину жатвы”, о добром урожае. Не нужно просить Господа о мелочах. Посмотри, ведь никто не идет к земному царю, чтобы попросить его о какой-нибудь мелочи, которую можно легко получить и в другом месте.
“Господь наш есть Господь Даритель”, – говорит святой Иоанн Златоуст. Он любит, когда дети Его просят у Него нечто великое, достойное царевича. А наибольший дар, который Бог может дать людям, есть Царство Небесное, где Он Сам царствует. Поэтому Господь Иисус Христос велит: “Ищите прежде всего Царствие Божие, а остальное вам добавится”. И еще Он велит: “Не беспокойтесь о том, что будете есть, или что будете пить, или во что одеваться. Ваш Отец Небесный знает, что вам все это требуется”. И еще Он говорит: “Знает Отец ваш еще прежде молитвы вашей, что вам нужно!”
Итак, что нужно просить у Бога? Прежде всего то, что есть самое лучшее, самое великое и самое бесконечное. А это и будут те духовные богатства, что называются одним именем – Царство Небесное. Когда прежде всего об этом мы просим Бога, Он дает, вместе с этим богатством, и все остальное, что нам требуется на этом свете. Конечно, не возбраняется просить Бога и об остальном, что нам нужно, но об этом можно просить только заодно с главным.
Сам Господь учит нас молиться и о хлебе каждодневно: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь!..” Но эта молитва в “Отче наш” стоит не на первом месте, но только после молитвы о святом имени Божием, о приходе Царствия Небесного и о владычестве воли Божией на земле, как и на Небе.
Итак, сначала духовные блага, и только потом материальные. Все материальные блага – из праха, и Господь их легко творит и легко дает. Дает их по милости Своей даже тем, кто об этом и не просит. Дает их и животным, как и людям. Однако духовные блага Он никогда не дает ни без воли человеческой, ни без искания. Самые драгоценные богатства, то есть духовные, такие, как миролюбие, радость, доброта, милость, терпение, вера, надежда, любовь, мудрость и другие, Бог может дать так же легко, как дает материальные блага, но лишь тем, кто возлюбит эти духовные сокровища и кто будет о них просить Бога.

О грехе пьянства

В Египте жил один пустынник-монах. И вот бес, после многолетней борьбы с ним пообещал ему, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил один какой-либо грех из трёх. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство.

Соверши, - говорил он, - какой-либо один из них: или человека убей, или соблуди, или один раз упейся - и дальше ты пребудешь в мире, и после этого я уже не буду тебя искушать никакими искушениями.

Пустынник же тот подумал про себя так: «Человека убить - страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни как по божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд, стыд, погубить хранимую до того чистоту тела - жаль, и гнусно оскверниться не познавшему ещё этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот, взяв своё рукоделие, он пошёл в город и, продав его, вошёл в корчму и упился.

По сатанинскому действию случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщён, он спал с нею. Когда он совершал с ней грех, пришёл муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить, а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил.

Таким образом, тот пустынник совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил свои многолетние труды.

В кабинете не молодого офицера КГБ был подвержен жестокому допросу христианин. После многих безрезультатных попыток склонить его к сотрудничеству, офицер предложил откровенный разговор.

Давай на чистоту, - сказал он. - Что дал тебе твой Бог, которому ты так фанатично служишь?..
Читать полностью -->

Цена монаха

Один контрабандист, опасаясь полицейских рейдов, обратился к очень известному монаху с просьбой спрятать контрабандный товар в монастыре. Он рассчитывал на то, что полиция не заподозрит священника - у него была безупречная репутация.

Монах отреагировал на такую просьбу с негодованием и потребовал, чтобы человек немедленно покинул монастырь...
Читать полностью -->

Царство цепей

Когда-то жил в одном царстве кузнец. Он научился делать до того красивые цепи, что в конце концов начал носить их на себе. Это новшество понравилось другим кузнецам. Потом цепи стали надевать на себя и другие люди, и даже царь и знать. Царь издал особый указ о всеобщем ношении цепей. Детей в школах учили, как правильно носить цепи...
Читать полностью -->

Хулиган в храме

Однажды в храм во время службы зашёл молодой мужчина крупного телосложения, по лицу которого были видны недобрые намерения. Он прошёл вперёд всех, сел на скамейку и, развалившись, стал лузгать семечки и громко ругаться. Шла проповедь, за кафедрой стоял священник...

Христианское учение - очень суровый Путь, бесконечно далёкий от того сентиментального христианства, которое создано современными проповедниками.

Центром христианского учения является личность Иисуса Христа, родившегося в начале нашей эры и распятого, по преданию, около 33 г. н.э. Его жизнь, недолгая деятельность и Его учение описаны в Евангелиях, Деяниях Апостолов, Посланиях апостольских и Апокалипсисе. Существует четыре канонических Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Но исходя из того, что у Иисуса Христа было двенадцать приближённых учеников, позже названных апостолами, можно предположить, что и Евангелий было двенадцать, из которых только четыре попали в Новый Завет. Подтверждением того, что Евангелий было не четыре, служат находки в Наг-Хаммади (Верхний Египет) рукописей первых веков нашей эры. С некоторыми из них можно познакомиться благодаря их переводу на русский язык, сделанному М. К. Трофимовой. То же самое можно сказать и о Посланиях апостольских. Но в Новом Завете представлены четырнадцать Посланий Апостола Павла, одно - Иакова, два - Петра, три - Иоанна и одно - Иуды.

Двенадцать апостолов и связанные с ними двенадцать Евангелий имеют место, наверное, в связи ни с чем иным, как с двенадцатью типами людей. Так как каждый тип человека в одном и том же явлении или событии видит что-то своё, для других незаметное, а для него важное, то наиболее полную картину происходящего можно получить, только познакомившись со всеми двенадцатью точками зрения. Вторым важным моментом, говорящим в пользу данной гипотезы, является то, что наиболее полное восприятие информации возможно, когда передающий и воспринимающий относятся к одному и тому же типу людей. Например:

»Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай я выну сучок из глаза твоего - а вот в твоём глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».(Матф. 7: 3-5)

«Сучок в глазе брата твоего ты видишь, бревна же в своём глазе не видишь. Когда ты вынешь бревно из своего глаза, тогда ты увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». (Фома 31)

Отличие двух высказываний состоит только в том, каким способом человек определяет «бревно в своём глазе»: в Евангелии от Матфея - через чувствование, а в Евангелии от Фомы - через видение; то есть каналами восприятия и передачи информации являются: эмоциональный - у Матфея и ментальный - у Фомы.

Целью учения Иисуса Христа является достижение Царства Небесного. Причём интересно, что оно, Царство Небесное, принадлежит немногим (а не всем), что врата в него узки и узок путь, что лишь немногие сумеют его пройти, достигнув, таким образом, спасения, что те, кто не войдёт в Царство Небесное, - всего-навсего солома, которая будет сожжена.

«Уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь…» (Матф. 3: 10) «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым». (Матф. 3: 12)

Что же такое Царство Небесное? Вот некоторые характеристики Царства Небесного, которые дал сам Иисус Христос:

«Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём; Которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». (Матф. 13: 31-32) «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взявши, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё».(Матф. 13: 33)

Значит, Царство Небесное является вначале чем-то небольшим, которое, начиная действовать, захватывает всё и изменяет его, то есть то, что получается в результате действия этого небольшого, полностью изменяет первоначальное.

«Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, Который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её». (Матф. 13: 45-46)

«Наипаче ищите Царствие Божие…» (Лука, 12: 31)

Значит, Царство Небесное само по себе не приходит, оно требует поиска.

«Ещё подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, Который, когда наполнился, вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили». (Матф. 13: 47-48)

Царство Небесное требует выбора и отбора; то есть для того, чтобы войти в Царство Небесное, человек должен знать, что для Царства Небесного хорошо, а что плохо. Он также должен уметь оставлять у себя это хорошее, а худое - выбрасывать. А так как расставание с чем-то своим - это жертва, значит, человек должен уметь и жертвовать.

«Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, И спит, и встаёт ночью и днём, и как семя всходит и растёт, не знает он; Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе,

Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва». (Марк, 4: 26-29)

Человек ответственен за посев семян Царства Небесного и за жатву, но всходы и рост уже не зависят от человека. Ещё одно высказывание Иисуса Христа указывает, где находится Царство Небесное и куда необходимо бросать его зёрна, и куда забрасывать невод:

«Быв же спрошен фарисеями, когда придёт Царствие Божие, отвечал им: не придёт Царствие Божие приметным образом, И не скажут: "вот, оно здесь", или: "вот, там". Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть». (Лука, 17: 20-21)

Значит, Царство Божие - это внутренний мир человека. Но так как обыденный внутренний мир человека, не столкнувшегося с учением Христа, - это мир маммоны, мир, где главной ценностью является богатство, то его необходимо изменить. «Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся...» (1 Коринф. 15: 51) - говорит Апостол Павел.

Внутренний мир человека, желающего попасть в Царство Небесное, должен включать ценности этого Царства. Об этих ценностях и путях их достижения более всего и говорит Иисус Христос в Новом Завете.

Одной из характерных особенностей христианского Пути, в отличие от иудаизма, является необходимость собственных усилий путника по достижению черт, необходимых для того, чтобы войти в Царство Небесное:

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его». (Матф. 11: 12)

«Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовестуется, и всякий усилием входит в него». (Лука, 16: 16)

Первостепенным условием вступления человека на Путь христианства является его покаяние. Очень большой проблемой в понимании Евангелий является то, что часто мы не знаем точно, какой смысл вкладывался во многие слова тем или иным действующим лицом, в связи с тем, что значение слов с течением времени изменяется. То же относится и к слову «покаяние». В современной интерпретации слово «покаяться» всегда дополнено словами «в грехах», то есть «покаяться в грехах». Иоанн Креститель и Иисус Христос говорили так:

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Матф. 3: 2; 4: 17)

Слово «покаяться» означает «возвратиться к источнику», то есть предполагает какое-то переживание, возвращающее человека в начало его жизни, когда он был наиболее близок к Богу и человеческий мир ещё не наложил на него своих уз. С последним высказыванием Иисуса Христа резонируют следующие Его слова:

«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное». (Матф. 18: 3)

В каждой традиции тем или иным способом решается проблема пространства и времени. Известно, что пространство и время связаны друг с другом: произведение величины внутреннего пространства и скорости протекания времени есть величина постоянная. Чем больше величина внутреннего пространства, тем медленнее протекает время, и наоборот чем меньше величина внутреннего пространства, тем с большей скоростью течёт время: то есть время является величиной психологической, зависящей от внутреннего состояния человека. Вспомните хотя бы, как воспринимается время человеком, когда он ждёт и когда опаздывает. Сейчас доказано наукой, что год жизни пятилетнего ребёнка равен десяти годам пятидесятилетнего человека. И только в обыденном сознании утвердилось мнение, что течение времени есть величина постоянная, направленная из прошлого через настоящее в будущее, что время - величина одномерная. Астрономическое время, имеющее одну координату измерения и постоянную скорость протекания, используется людьми для удобства повседневной жизни. Время, как и пространство, имеет три координаты измерения, и вечность является одной из этих координат. Иисус Христос прекрасно знал об этом и предложил своим ученикам методику работы над данной проблемой - покаяться (возвратиться к источнику, то есть к 0 координат) и, находясь в состоянии ребёнка, войти в иное время - вечность. Как любая мудрость, высказывания Иисуса Христа имеют многоуровневую систему знаний, считывание которых зависит от состояния сознания человека. Поэтому данная интерпретация не является единственной.

Огромное значение в традиции христианства придаётся Нагорной проповеди Иисуса Христа как квинтэссенции данного учения:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески несправедливо злословить за Меня; Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах; так гнали и пророков, бывших прежде вас». (Матф. 5: 3-12)

Нищета духа, плач, кротость, алчба и жажда правды, милосердие, чистота сердца, миротворчество, изгнание за правду, поношение, гонение и всяческое несправедливое поругание за Иисуса Христа - вот что необходимо и что ждёт человека, ставшего на Путь христианства. «Нищие духом» - очень загадочное выражение, которое истолковывалось и истолковывается по-разному, но при этом забывается прямой смысл этого выражения. Люди согласны на многие унижения, но никогда не согласятся и не соглашались с тем, что они духовно бедны. Духовное богатство считается априори принадлежащим человеку. Но если ты чем-то богат или думаешь, что богат, то, естественно, ты не прикладываешь никаких усилий, чтобы увеличить то, что считаешь богатством. Ты не просишь у Бога этого, так как оно у тебя есть. А если не просишь, то тебе и не даётся. Мы, на самом деле, нищие духом, но, думая обратное, закрываем дверь для прихода духовного богатства.

Ложь как пронизывала всё человечество, так и пронизывает его и, может быть, ещё увеличилась со времён Иисуса Христа, так как раньше ум не играл такой большой роли в жизни людей. Люди врут как сознательно, так и бессознательно, и второй случай встречается чаще, чем первый. Поэтому-то «алчба и жажда правды» так важна для учеников Христа, так как в Царство Небесное без такой способности не попасть.

У Иисуса Христа было двенадцать близких Ему учеников, позже названных Апостолами: Симон (Пётр), брат его Андрей. Иаков Заведеев, его брат Иоанн, Филипп, Варфоломей (в Евангелии от Иоанна - Нафанаил), Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Леввей (Фаддей), Симон Кананит и Иуда Искариот.

Благодаря непосредственному призванию, причисленным к этим двенадцати считал себя и Павел. Настоящее имя Павла было Савл. Он родился в семье еврейской диаспоры - достаточно богатой, чтобы наряду с основательным изучением Торы дать сыну и классическое образование, - и был римским гражданином и фарисеем. Вначале он принадлежал к гонителям христиан, но обратился в христианство, получив видение Христа по дороге в Дамаск. Вскоре началась его миссионерская деятельность, состоявшая в распространении христианства вне иудейства.

Христианская религия в настоящее время является одной из самых многочисленных на Земле. Её история напоминает дерево в процессе роста: оно имеет крупные и мелкие ветки, некоторые из них вдруг прекращают развиваться, в то время как другие, долгое время остававшиеся маленькими, вдруг прорастают множеством отростков, и некоторые отростки сами становятся большими ветвями.

После тысячелетия единого существования, хотя христианство Востока и христианство Запада различались уже на протяжении многих веков, в 1054 г. христианство официально раскололось на католицизм и православие. В конце XV и начале XVI вв. в католицизме началась протестантская реформация, которая привела к возникновению протестантизма. В православии существует пятнадцать автокефальных (самостоятельных) церквей и несколько автономных. Протестантизм включает три основных течения - лютеранство, кальвинизм, англиканство - и большое число сект, из которых многие превратились в самостоятельные церкви: баптисты, методисты, адвентисты и др.

Притчи человечества. (5)

Loading...Loading...