Какой божественный праздник 11 августа. Рождество святителя Николая Чудотворца — что можно что нельзя, как отмечать, приметы и традиции

11 августа отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 11 августа

Преподобномучеников Серафима (Богословского) и Феогноста (Пивоварова), иеромонахов

Монахи Серафим и Фергност были русскими миссионерами в Туркестане. "Страна турков" - территория, которую в советские времена называли Средней Азией – вошла в состав Российской империи во второй половине XIX века. В православной стране появилась огромная провинция, населенная кочевниками-язычниками, мусульманами, сибирскими казаками, старообрядцами, бежавшими из России от гонений. Решили послать туда православных миссионеров, чтобы попытаться установить духовную связь с местным населением.

В 1882 году епископ Александр (Кульчицкий) поставил на берегу озера Иссык-Куль деревянный крест и благословил основать там мужской Свято-Троицкий миссионерский монастырь, куда из разных российских обителей стал собирать талантливых молодых монахов-просветителей, готовых к христианской проповеди в зачастую враждебном окружении.

В начале ХХ века приехали туда из Глинской пустыни, славившейся своими старцами не меньше, чем Оптина, три монаха - Серафим, Феогност и Анатолий.

Буря 1917 года застала их в городе Верный (нынешняя Алма-Ата). После прихода туда в марте 1918 года большевиков и расстрела епископа Пимена (Белоликова), боровшегося с разгоравшейся братоубийственной гражданской войной крестными ходами, молебнами и проповедью, монахи ушли в горы и в 8 верстах от города в горном урочище Медео устроили скит на сопке Мохнатой. Потом они перебрались в еще более уединенное место, на гору Кызыл-Жар. Поставили кельи, вырыли пещерную церковь. Духовником скита выбрали иеромонаха Серафима (Богословского).

В 1921 году в Кызыл-Жарский скит приехали трое красноармейцев на лошадях. Отец Серафим угостил их чаем и уложил спать. Сам он не спал - читал молитвенное правило. Под утро красноармейцы подошли к нему и пристрелили из ружья в спину. Потом пошли к отцу Феогносту, который по ночам обычно молился в пещере. Он только прилег отдохнуть после ночной молитвы, да так и остался лежать - ему выстрелили в сердце.

На другой день приехала милиция, место осмотрели и разрешили похоронить убитых - закопать в землю, без гробов и без отпевания. Пришлось оставшимся монахам - Пахомию, Ираклию и Анатолию уйти из скита.

Схимонаха Ираклия (Матяха) приютили сначала в городе Талгар, в семье церковного старосты, потом у добрых христиан в селе Сазоновка, где он в посте и молитве дожил до 1937 года и мирно скончался в канун праздника Вознесения Господня.

Иеромонах Пахомий (Русин) после 1921 года тайно жил вместе со странником Виктором (Матвеевым) в скиту на горе Горельник в урочище Медео. Был молчалив, а когда кто-нибудь просил у него слова наставления, советовал творить Иисусову молитву. В 1935 году его арестовали, посадили в Алма-Атинскую тюрьму и через год расстреляли. А за ним и странника Виктора.

Иеромонах Анатолий некоторое время служил в Верном во Всехсвятском храме Иверско-Серафимовского монастыря, который после закрытия обители некоторое время еще оставался действующим. Там он управлял хором, писал музыку. В середине 1920-х годов он ушел в Сухуми, жил в горах, иногда писал письма Верненскими монахинями. Потом им по почте сообщили об его аресте и расстреле.

Могила мучеников Серафима и Феогноста в Аксайском ущелье всегда почиталась верующими. В 1991 году на ней был установлен поклонный крест, потом возведена часовня, а сейчас там - на месте Кызыл-Жарского скита - мужской монастырь.

В 1993 году монахов Серафима, Феогноста, а сними и Пахомия, Анатолия, Ираклия и странника Виктора прославили как местночтимых святых Алма-Атинской епархии, а в 2000 году Архиерейский Собор причислил их к лику святых для общецерковного почитания.

Церковный праздник сегодня 11 августа: Рождество Николая Чудотворца

В 258 году в городе Патаре возле Ликии в семье праведных христиан родился сын, которого нарекли Николаем. Его родители, Феофан и Нонна, долго не могли завести детей и неустанно молили об этом Господа. Их слова были услышаны. В семье появился младенец. В благодарность родители приняли решение посвятить малыша служению Богу.

Уже с самого рождения было понятно, что мальчику уготовано великое будущее. Он с младенчества проявлял силу чудотворения. Только появившись на свет, он исцелил собственную мать. А во время крещения малыш совершил невообразимое: в купели простоял на ногах в течение 3 часов без всякой поддержки. Этим он прославлял Святую Троицу.

Святой Николай с младенчества придерживался поста, кушал материнское молоко исключительно по средам и пятницам после вечерней молитвы родителей. В старшем возрасте он изучил Божественное Писание, все время был в храме. Ночь была временем молитв и чтения.

В характере Николая одной из главных черт было милосердие. Он всегда приходил на помощь, все свое состояние отдал нуждающимся. Сам святой жил просто, даже аскетично, заработав славу угодника Божия.

Дар православного святого Николая Чудотворца

У этого святого множество имен, одним из которых является Николай Угодник. Такое прозвище он получил, поскольку никому не мог отказать в исполнении просьбы, любил угождать людям. Своим покровителем его считают моряки и заключенные, потому что еще при жизни он спасал тонущих, вызволял томящихся в плену, исцелял и даже воскрешал.

Его жизнь была наполнена чудесами и служением окружающим. Он дожил до глубокой старости и мирно умер. Не удивительно, что его сильно почитают в разных странах представители разных профессий.

Точно не известно, когда появился праздник Рождества Николая Чудотворца. Есть версия, что он зародился в Ликийских Мирах, где святой служил архиепископом, а также в Патаре, где он родился. Во времена крестовых походов традиция могла распространиться дальше и дойти до нашей страны, где святого любили с древности.

На Руси его почитали и как покровителя государственных мужей. Люди верили, что он поддерживает православных царей. Точно известно, что традиция празднования Рождества Николая Чудотворца уже была в 13 веке. В Великом Новгороде даже существовал монастырь в честь Рождества Святителя Николая. Общецерковное празднование было отменено во времена правления Екатерины Великой.

И лишь в 2004 году о таком празднике вспомнили. В его честь составлены тропарь и кондак, которые существовали в литургической жизни Православной церкви России давным-давно.

Какой церковный праздник сегодня 11 августа 2018: Калинник

Мученика Каллиника Киликийского

Празднование памяти святого проповедника учения Иисуса Христа Каллиника (III-IV вв).. Был предан мукам по указу правителя г. Анкиры Сакердона - жестокого гонителя христиан.

Святой мученик Христов Каллиник жил предположительно в III–IV веках и происходил из Киликии. Он отличался добротой, и в его сердце была с детства вложена твердая вера в Бога. Святой Каллиник проходил страны и города, проповедуя Благую Весть и наставляя многие души на путь спасения.

Прибыв в город Анкиру в Галатии, он стал проповедовать, убеждая язычников отказаться от почитания пустых и безжизненных идолов и познать Бога – Творца всего сущего. Успех его проповеди вызвал ненависть некоторых язычников, которые донесли на него правителю Сакерду.

Приведенный к нему, Каллиник исповедал себя служителем Бога Живого и сказал, что проповедует учение Христа, чтобы спасти других людей от неведения, надеясь стяжать этим вечную жизнь, как обещано в Писании (см.: Иак. 5: 20). Когда он предложил правителю отказаться от идолопоклонства, Сакерд в ярости велел его пытать. После бичевания воловьими жилами Каллиник устремил мысленный взор к Богу, благодаря Его за возможность пострадать ради любви к Нему. Затем, когда его стали рвать железными крючьями, он смеялся над палачом, не способным справиться с нагим и безоружным человеком. Тогда Сакерд приказал надеть на него железные сандалии с гвоздями и острыми лезвиями и гнать за лошадьми до города Гангры в Пафлагонии, отстоящего примерно на 120 километров, и там сжечь.

Укрепляемый благодатью Божией, святой легко пробежал по сильной жаре около 100 километров, едва не обгоняя своих стражников. Когда они добрались до места, называемого Матрика, воины, измученные жаждой и не имея сил продолжать путь, упали к ногам святого, умоляя о помощи.

Каллиник помолился, и тотчас в скале обнаружился родник с чистой водой, подобно источнику, появившемуся для евреев в египетской пустыне. Позднее его стали называть родник мученика Каллиника.

По прибытии в Гангры благодарные воины стали колебаться, не решаясь выполнить приказ тирана. Тогда святой Каллиник, в нетерпении соединиться с Господом, сам уговорил их развести костер. Когда костер разгорелся и затрещало пламя, мученика, продолжавшего славить Бога, бросили в огонь. Впоследствии от мощей святого гангрские христиане получали благословение и Божию помощь.

11 августа праздник по православному календарю: Преподобных Константина и Космы Косинских, Старорусских

Приурочен святому Константину и его сподвижнику Косме, ученикам преподобного Варлаама Хутынского. Основатели монастыря недалеко от г. Старая Русса.

Преподобные Константин и Косма Косинские, Старорусские, были основателями Косинского Николаевского монастыря, расположенного недалеко от города Ста­рая Русса в Новгородской епархии. Они приняли монашеский постриг в Хутынской обители и первоначально совершали иноческие подвиги под духовным руководст­вом преподобного Варлаама Хутынского (+1192; память 6/19 ноября) и его преемника преподобного Антония Дымского (+1224; память 17/30 января). По влечению к без­молвной жизни преподобные Константин и Косма около 1220 года ушли из Хутынского монастыря в пределы Старой Руссы и поселились в пустынном месте между реками Полистью и Снежною, образую­щими косу (отсюда название этого места - Косинское). Через некоторое время около подвижников стали поселяться другие иноки. Со временем возник монас­тырь, в котором был построен небольшой камен­ный храм во имя святителя и чудотворца Николая. Преподобный Константин принял игуменство над соб­равшейся братией.

Как достойные ученики великого наставника преподобного Варлаама Хутынского, преподобные Константин и Косма были примером инокам в испол­не­нии монаше­ских обетов. После многолетних подвигов преподобный Констан­тин мирно почил 29 июля 1240 года. В древних рукописных святцах он назван чудотворцем.

Преподобный Косма продолжил делание своего сподвижника и после кон­чины преподобного Константина стал, очевидно, его преемником. Он погребен в одной гробнице с преподобным Константином. Позднее мощи святых основа­телей обите­ли покоились под папертью нового Николаевского храма, построен­ного в 1820 году, возможно, на месте деревянного храма.

Кого чтит церковь сегодня 11.08.2018: Мученицы Серафимы девы

Святая мученица Серафима дева, уроженка Антиохии, жила в Риме в царствование императора Адриана (117-138) у знатной римлянки Савины, которую святая обратила в христианство.

При начавшемся по приказу императора гонении на христиан правитель Берилл приказал привести на суд святую Серафиму. Желая получить от Господа мученический венец, она по первому требованию бесстрашно пошла к палачам. Ее сопровождала преданная Савина. Увидев знатную госпожу, Берилл сначала отпустил девицу, но через несколько дней вновь вызвал святую Серафиму и начал суд.

Правитель заставлял святую почтить языческих богов и принести им жертву, но она смело исповедовала свою веру в Единого Истинного Бога - Иисуса Христа. Тогда Берилл отдал ее на поругание двум бесстыдным юношам. Святая мученица просила Господа защитить ее. Вдруг началось землетрясение и юноши упали в полном расслаблении. На следующий день правителю стало известно, что его замысел не осуществился. Думая, что святая знает волшебство, Берилл попросил ее вернуть юношам здоровье и дар речи, чтобы они сами рассказали о чуде, сообщает портал сайт. Святая, помолившись Господу, приказала юношам встать, и они сразу поднялись и сказали судье, что Ангел Господень заслонил собой святую, запретив им подходить к ней. Жестокий правитель не поверил своим слугам и продолжал убеждать святую Серафиму принести жертву идолам. Но святая мученица осталась непреклонной даже тогда, когда ее палили горящими свечами и нещадно били палками. Безжалостного правителя постигла суровая кара: щепа от палки, которой избивали святую, попала ему в глаз, и через три дня мучитель ослеп. Бессильный перед непреклонностью христианки, судья приказал ее обезглавить. Савина с благоговением похоронила тело своей святой наставницы.

* Мученика Каллиника (ок. 284-305). Мученицы Серафимы девы (ок. 117-138).
Празднование рождества святителя Николая чудотворца, архиепископа Мир Ликийских (IV). Мученицы Феодотии и трех дочерей ее (ок. 304); Маманта; Василиска старца; отца, матери и двух детей их, в огне; Александра и Федоты; Вениамина и Вирия. Благоверного царя Феодосия Нового (450). Мученика Евстафия Мцхетского, Грузинского (589). Святителя Константина, Патриарха Константинопольского (677). Преподобномученика Михаила (IX). Преподобных Космы и Константина Косинских, Старорусских (XIII). Преподобного Романа Киржачского (1392). Перенесение Великорецкой чудотворной иконы святителя Николая из Вятки в Москву (1555). Преподобномучеников Серафима (Богословского) и Феогноста иеромонахов, Алма-Атинских (1921); Анатолия (1930-1935); Пахомия (1938).

Мученик Каллиник

Мученик Каллиник родился в Киликии от благочестивых родителей. Когда пришел в возраст, то, ревнуя о Христе, он начал обходить города и селения с пропове
дью и обращал многих к христианской вере. В Галатийском городе Анкире язычники схватили его и представили к начальнику. Тот, после жестоких мучений, велел обуть его в железные сапоги с острыми гвоздями и отправить в Ганры. Дорогой, когда жажда начала мучить воинов, он молитвой извел воду из камня. Воины хотели было освободить мученика, но, страшась наказания, передали начальнику. Начальник приказал бросить святого в разожженную печь, где он и скончался, но тело осталось невредимым.

Мученица Серафима

Мученица Серафима дева жила в Риме в доме знатной женщины Савины. Жила она во II в. Когда император Адриан воздвиг гонение на христиан, то язычники схватили ее и представили на суд. Хотя Савина и старалась освободить ее, но не могла. Мучитель отдал Серафиму на поругание; но едва приблизились к ней нечестивцы, как земля затряслась и они упали как мертвые. Мучитель объяснил это чудо волшебством, и святую опалили огнем, били палками и отсекли ей голову.

Мученица Феодотия

Мученица Феодотия с тремя дочерьми пострадала в III в. при императоре Диоклетиане в Вифинии. Овдовев в молодых летах, она жила в своем имении в Македонии и проводила время в делах христианской любви, употребляя свое имущество на бедных и нуждающихся. Язычники обвинили ее в исповедании христианской веры, и она была заключена в темницу. Один из царедворцев, видя молодость и красоту святой мученицы, хотел жениться на ней. Но когда она отказалась от брака с язычником, то вместе с дочерьми сожгли ее в печи.

Преподобные Косма и Константин Косинские

Преподобный Константин Косинский и сподвижник его Косма жили в XIII в. и были учениками св. Варлаама Хутынского. После его смерти, ища уединения, они удалились к городу Старая Русса и поселились на Косинском полуострове, в 3 верстах от города. Подвижническая жизнь не укрылась от взора благочестивых людей, и скоро начали селиться около них ревнители спасения души. Таким образом возникла обитель, где св. Константин был настоятелем и служил достойным подражания примером для своих учеников. Скончался он в 1240 г. После него преподобный Косма продолжал быть строгим подражателем подвигов своего начальника и мирно скончался. Мощи их обоих почивают под спудом в бывшем Косинском монастыре, ныне упраздненном.

Преподобный Роман Киржачский

Преподобный Роман Киржачский был учеником св. Сергия Радонежского. Во время нестроений, произошедших в обители святого Сергия, он и Роман удалились оттуда, чтобы найти другое место для своих подвигов, и поселились близ сельца Киржача Покровского уезда Владимирской губернии. Здесь они начали устраивать новую обитель. С водворением же порядка в обители св. Сергий возвратился туда, а св. Роман остался близ Киржача и, окончив устройство новой обители, стал настоятелем в ней. Кончил он свою подвижническую жизнь в 1392 г. Монастырь св. Романа впоследствии обращен в приходскую церковь, где под спудом почивают его мощи.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
12.03.2019 -
13.03.2019 -
14.03.2019 -

В христианстве вообще-то не очень-то принято отмечать рождество святых. Так в православии кроме Рождества Христова празднуются дни рождения лишь трех святых - Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и святителя Николая, которого на Руси принято называть Николаем Чудотворцем. Рождество святителя Николая Чудотворца отмечается 11 августа (29 июля по старому стилю).

Это один из самых почитаемых праздников у верующих, который имеет глубокие корни происхождения. На самом деле, точная дата рождения святителя Николая неизвестна, источники относят это событие к 270 году нашей эры.

История праздника - кто такой Святой Николай

Николай Чудотворец родился в далеком 258 году в городе Патаре, недалеко от Ликии, что на южном побережье малоазийского полуострова. Его родители Феофан и Нонна были бедными людьми, но очень верующими. Они постоянно молили бога, чтобы тот подарил им ребенка. Бог услышал их молитвы и дал им сына, взамен попросив, чтобы тот посвятил свою жизнь служению ему.

Младенец Николай начал проявлять свои чудо способности еще при рождении. Первое чудо он совершил, исцелив свою мать при родах от тяжелой болезни. А во время крещения в купели новорожденный три часа самостоятельно простоял на ногах, воздавая этим честь Пресвятой Троице.

Жизнь Николая протекала в простых и аскетичных буднях. Еще будучи ребенком начал изучать Божественное Писание и целые дни проводил в храме, а ночью молился и читал книги.

Уже с младенчества Святой Николай начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей. Став чуть постарше он преуспел в изучении Божественного Писания, целые дни проводил в храме, а ночью молился и читал книги. Будучи постоянно в трудах и молитве Николай проявлял великое милосердие к окружающим, приходил на помощь страждущим и раздал все свое имение нищим. Сам он вел простой и весьма аскетичный образ жизни и прославился как великий угодник Божий.

Еще при жизни святитель Николай совершал многие чудеса – не раз спасал утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах, исцелял людей от недугов и даже воскрешал их, боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости, учил своей жизнью любви и состраданию. Он прожил достойную жизнь и, достигнув глубокой старости, мирно скончался.

Поэтому неудивительно, что этот святой почитался во все времена и у многих народов. Однако, точное время установления празднования Рождества святителя Николая Чудотворца неизвестно. Вероятнее всего, первоначально этот праздник был местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где Святитель служил Архиепископом, и на родине его родителей – в Патаре. Затем, в пору крестовых походов, этот праздник мог распространиться по всей Никейской Империи и оттуда проникнуть на Русь, где этот святой был чтим с древних времен.

К тому же, уже с 9 века Николай Чудотворец почитался на Руси как небесный покровитель державной власти – считалось, что он особо покровительствует православным царям. Известно также, что в 13 веке традиция празднования его Рождества в Русской Православной Церкви уже существовала, а в Великом Новгороде даже был монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая. Еще есть сведения, что одна из сохранившихся церковных служб, посвященных этому празднику, была составлена в пору Патриаршества Никона в 1657 году. Однако во время правления Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества Святителя Николая Чудотворца в России было упразднено.

И вот спустя несколько веков празднование было возобновлено, и в честь праздника Рождества святителя Николая были составлены тропарь и кондак, с древних времен известные в литургической жизни Русской Православной Церкви.

Древние предания утверждают, что Николай при жизни совершал различные благочестивые деяния: исцелял людей от недугов и даже воскрешал их, боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости, а также учил любви и состраданию. Святитель прожил долгую жизнь и умер в глубокой старости.

Установленной даты кончины святого нет. Известно, что это произошло в период 345 – 351 гг. И после смерти его тело осталось нетленным, что подтвердило его святость. Мощи святого сперва поместили в кафедральный храм города Миры, где он служил архиепископом. Позже в 1087 году мощи Николая перевезли в город Бари (Италия), где и хранятся в базилике святителя.

Как праздновать Рождество Николая Чудотворца

11 августа люди посещают храмы, где проводится священное служение, прославляющее Рождение Чудотворца. Христиане молятся перед иконами святого Николая, ставят свечи за здравие. Если по каким-то причинам у верующих не получается сходить в церковь в этот день, они могут помолиться святому дома.

В этот особенный день многие верующие жертвуют деньги, вещи и еду детским домам, школам, интернатам и малообеспеченным семьям. Благие деяния помогают сблизиться с Господом и почтить память святого угодника.

В Рождество Николая Чудотворца нельзя забывать о семье. В такой знаменательный день необходимо быть рядом с родными и близкими, чтобы вместе почтить память и отпраздновать Рождение святого.

О чем молиться святому Николаю 11 августа

Православный святой помогает людям в разных делах: встретить любовь, успешно сдать экзамены, найти работу, увеличить доход. Молитвы, вознесенные святителю, обладают чудотворной силой.

11 августа православные верующие молятся об исполнении желаний и достижении целей. Те, кто страдает от болезней, могут попросить святого об исцелении.

В день Рождества Чудотворца необходимо обязательно вознести слова благодарности за все хорошее, что он сделал для каждого. Поблагодарите его за все деяния и чудеса, которые он совершил, покайтесь и попросите прощения за грехи. В этот особенный день святитель поможет каждому, кто искренне раскаивается в своих проступках и хочет изменить жизнь к лучшему.


Рождество святителя Николая Чудотворца: что нельзя делать

Мы собрали главные запреты на Рождество Николая Чудотворца.

Нельзя осуществлять работы в саду и огороде, так как праздник Николая Чудотворца имеет большое значение в чете праздников церковного календаря.

Нельзя шить, вязать и вышивать.

Нельзя ругаться и ссориться с близкими.

Нельзя убирать в доме, заниматься стиркой.

Проведите праздник в гармонии с собой, займитесь духовным развитием.

Рождество Николая - особенности традиции праздника

Сейчас Рождествосвятителя Николая Чудотворца является одним из главных церковных праздников и очень почитается среди верующих.

Наверное, каждому из нас может прийти на ум хотя бы один случай из жизни, когда высшие силы помогали скоро и по-доброму выйти из затруднительных ситуаций. Порой решение приходит настолько скоро и без усилий, что часто мы забываем поблагодарить святых за их милость и любовь к нам, выраженную подобным способом. Церковные праздники– прекрасная возможность выразить свою признательность Божьим угодникам и, в частности, Николаю Чудотворцу, который всю свою жизнь являлся образцом кротости, незлобия, милосердия и безвозмездной любви к ближним. А когда лучше вспомнить добрым словом святого, как не в день его рождения?

В православном календаре Николаю Чудотворцу посвящено несколько праздников. Зимой, 19 декабря, мы вспоминаем день смерти святого, 11 августа – его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. А вот 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день именовали Никола Вешний (то есть весенний) или Никола Летний.

Все эти праздники непереходящие, то есть даты не меняются, а отмечаются в один и тот же день из года в год.

Приметы на Николая осеннего

Целебной считается роса и ключевая вода. Если помыться такой водою, заболевания отступят на время.

Если пройдёт ливень – быть отличному урожаю.

После Николая сильное похолодания не случается.

Молитвы

Молитва первая

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае!

Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию!

Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю.

О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.

11 августа отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 11 августа

Преподобномучеников Серафима (Богословского) и Феогноста (Пивоварова), иеромонахов

В миру Богословский Александр Ефимович, родился в 1881 году в Глухове Черниговской губернии.

Отец его, Евфимий, был управляющим у помещика. Мать, Мария, была женщина кроткая, постоянно посещала храм Божий. В семье было двое детей - Саша и его старшая сестра. Матери о. Серафима, когда он был еще мальчиком-гимназистом, было открыто во сне Богом, что ее сын примет мученическую кончину. Этот сон матери глубоко запал в душу мальчика, и он так рассуждал: «Если кончина моя будет мученической, что искать мне в миру?». И, достигнув юношеского возраста, удалился в Глинскую пустынь.

В 1907 году пострижен в монашество преосвященным Димитрием.
Отец Серафим был высокообразованным иноком, ведшим высокую подвижническую жизнь. Он был наделен иконописным талантом и имел прекрасный певческий голос. Духовником его был иеромонах Домн (Аггеев), духовная связь с которым не прекращалась и после кончины последнего в 1908 г. В Глинской пустыни он нес послушание в иконописной, но кроме того был прекрасный чтец.

В начале XX века отец Серафим в числе других монахов Глинской пустыни был приглашен в Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь, который был основан в 1882 г. епископом Александром (Кульчицким) на берегу озера Иссык-Куль с целью распространения Православия в Туркестанском крае и духовного просвещения азиатских кочевников.

В 1909 году в г. Верном (ныне Алма-Ата) преосвященным Димитрием о. Серафим был рукоположен в сан иеромонаха к Успенскому храму Туркестанского архиерейского дома.

Городская суета тяготила глинского монаха, и в свободное от несения седмичных служб время он вместе с другими монахами удалялся в горное урочище Медео, где ими сообща был основан скит на сопке Мохнатой.

В скиту были поставлены деревянные кельи, поклонный крест, вокруг которого был разбит цветник, устроена подземная церковь в честь прп. Серафима Саровского. О. Серафим сделал всю утварь и написал все иконы для церкви. К этому периоду времени относится основание в г.Верном Иверско-Серафимовской женской общины, обращенной в 1910 г. в женский общежительный монастырь. Отец Серафим прилагал к укреплению монастыря свое пастырское попечение, духовно окормляя его насельниц.

В 1911 г. иеромонах Серафим был отпущен в горы для пустынного жития преосвященным Димитрием. Через год к нему присоединился и другой монах по имени Анатолий, постриженный тем же преосвященным Димитрием.

В 1913 г. число пустынников увеличилось еще двумя иеромонахами: Антонием, бежавшим из Иссык-Кульского монастыря и Иезекиилем, прибывшим с Афона. Наконец, к ним присоединились несколько мирян, носивших длинные волосы, подрясники и пояса: Михаил, Илья, Фирс и другие. Сначала они собирались для богослужения в архиерейскую дачную церковь, а потом выкопали особую пещеру, обставили ее необходимыми вещами для богослужения и просили дать им антиминс. Таким образом возник небольшой скит, члены которого питались травами, овощами и сухарями и жили в небольших избушках. Место это находилось в 15 верстах от города и в 6 - от Архиерейской дачи.

В 1913 г. в Иверско-Серафимовском монастыре началось большое смущение и нестроение. Отец Серафим, болезнуя сердцем за судьбу монастыря, в котором духовная жизнь все больше и больше угасала, забрал своих духовных чад из монастыря в скит на Мохнатую сопку. Сами же монахи решили найти для своих подвигов более уединенное место.

Место для скита было указано Богом: в поисках места монахи остановились на ночь в Аксайском ущельи близ пасеки у подножия Кызыл-Жарской горы и вдруг увидели на горе яркий свет. Поднявшись на гору, осмотрели место, откуда с наступлением сумерек исходило неземное сияние и вернувшись, говорили: «Какое дивное это место! Как там радостно! Какая там святость, красота какая, какая благодать!». На этом месте они поставили келии на растоянии приблизительно 100 метров одну от другой, вырыли три пещеры - в одной хранили продукты, в двух других молились. (Пещеры эти существуют поныне.) Служили в большой деревянной келии о.Анатолия.

Однажды о. Серафим видел в тонком сне следующее: «Идут они втроем - о. Анатолий, о. Феогност и о. Серафим по ущелью и видят - храм стоит, красоты необыкновенной. Зашли в него все втроем, но о. Анатолий вышел из храма и убежал. И висят в этом храме 5 горящих паникадил. Вот одно из них, центральное паникадило, закачалось, закачалось, оборвалось и упало на пол. Второе паникадило закачалось и упало. Третье паникадило закачалось, но не упало, удержалось, а два паникадила висели неподвижно». Этот сон оказался впоследствии вещим.

Каждое воскресенье отец Серафим служил в скиту на Мохнатой сопке, у своих духовных дочерей. По воспоминаниям монахини Магдалины:

«Когда служил о.Серафим Литургию, в алтарь невозможно было смотреть, сияние было какое-то необыкновенное. …на о.Серафима тоже невозможно было смотреть, он в каком-то сиянии весь стоял, что и объяснить не могу. И трепет такой одолевал, что я от алтаря сразу отходила, как что-то меня отталкивало. Такая, видимо, благодать была».

Отец Серафим внешне был очень красив. Монахиня Магдалина так описывала внешность иеромонаха Серафима:

«Отец Серафим был среднего роста, среднего телосложения (не худощав, не полон). Волосы густые, темно-русые, без седины, очень кудрявые, не длинные - не доставали до плеч. Борода густая, небольшая, постриженная, кудрявая, темно-русая. Небольшие подстриженные усы. Лицо красивое, глаза голубые, большие, нос прямой, брови густые, немного не сросшиеся. Выражение лица доброе, кроткое. Лоб закрыт скуфьей. Волосы из-под скуфьи выбивались и завивались вверх».

Отец Серафим имел кроткий нрав и старался быть незаметным, даже юродствовал иногда: неряшливо ел, был растрепан. Однако перед службой всегда тщательно приводил себя в порядок.

В Аксайских горах монахи косили сено, выращивали картофель, у источника рядом со скитом сажали гвоздики…

Лето 1921 г. было очень дождливым и разрешилось сильнейшим наводнением-селем, который прошел в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери.

В августе 1921 г. все пятеро монахов Аксайского скита пошли в г. Верный (Алма-Ата) в Никольскую церковь на праздник целителя Пантелеимона. Двое из них остались в городе, а трое возвратились в скит.

10 августа 1921, вечером, приехали в скит трое красноармейцев на лошадях с ружьями. Отец Серафим принял их в своей келии, напоил чаем с медом, постелил под елкой сена и уложил спать. Сам пошел к о. Анатолию и рассказал ему о приехавших подозрительных вооруженных людях. Потом, встав на колена с четками, стал читать правило. Под утро 11 августа красноармейцы подошли к нему, наставили ружье в спину. Он закричал: «Анатолий!». Закричал, а они в это время выстрелили. О.Анатолий понял, что о.Серафима убили, и побежал на пасеку за помощью. Потом бандиты убили спящего о. Феогноста, обыскали келии, надеясь найти деньги, но не найдя ничего, уехали. На другой день приехали милиционеры, посмотрели и разрешили хоронить. Вырыли могилу, покрыли ее досками и без гробов, завернув монахов в мантии, похоронили. О.Анатолий отпевал их в скиту на Мохнатой сопке. Сорокоуст служили во всех церквах г. Верного, потому что их очень чтили в городе. Убийц нашли, но военный трибунал судить их отказался.

Предвидя свою кончину, отец Серафим говорил двоим духовным дочерям: «меня не будет. Я буду здесь похоронен, а вы каждый год ходите ко мне на могилу». Монахини, инокини и прихожане выполняли это послушание

В миру Пивоваров Феодор, родился в 1873 году в г. Белополье Харьковской губ. (ныне Украина, Сумская обл.), происходил из мещанского сословия.

28 ноября 1904 года принял монашеский постриг в Глинской пустыни. О.Феогност был высокообразованным иноком, ведшим высокую подвижническую жизнь. Он имел хорошие административные способности.

В начале XX века о.Феогност в числе других монахов Глинской пустыни был приглашен епископом Александром (Кульчицким) в Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь, который был основан в 1882 г. на берегу озера Иссык-Куль с целью распространения Православия и духовного просвещения азиатских кочевников в Туркестанском крае. В Иссык-Кульском монастыре о. Феогност служил с 25 августа 1905 года.

26 апреля 1906 года рукоположен в сан иеродиакона, а 22 июля того же года - в сан иеромонаха.

С 8 декабря 1908 года - и. о. настоятеля Иссык-Кульского монастыря.
С 1916 года - помощник духовника для мирян.

Летом 1916 г. в Семиречье началось восстание киргизов. Они напали на монастырь и потребовали к определенному дню приготовить монастырские ценности и пригрозили расправой в случае отказа. Тогда часть монахов, в числе которых был о.Феогност, ушла из монастыря - кто в горы, кто в ближайшие селения. Монахи преклонного возраста остались, положившись на волю Божию. Приехавшие в назначенный день киргизы выбили монастырские двери, иконы побили, забрали церковную утварь и устроили над монахами казнь: не пощадили никого, всех порубили саблями.

Вечером вернулись ушедшие монахи и на следующее утро похоронили всех убиенных в общей могиле. После этого события о.Феогност ушел в город Верный (ныне Алма-Ата). В 1919 г. монастырь был закрыт коммунарами.

С 1913 г. на месте, Богом указанном о. Серафиму, иеромонахи Серафим, Феогност и монах Ираклий начали строить скит. В 1916 г. о.Феогност стал постоянно жить в этом скиту.

Утром 11 августа 1921 г. о.Феогност был убит в своей келии приехавшими накануне в скит красноармейцами-грабителями. Он имел обыкновение по ночам молиться в пещере. Возможно, устал от ночной молитвы, прилег в своей келии отдохнуть - Бог знает, но как лежал он, скрестив руки на груди, так и остался - они в сердце ему выстрелили.

Калинник

Мученика Каллиника Киликийского

Празднование памяти святого проповедника учения Иисуса Христа Каллиника (III-IV вв).. Был предан мукам по указу правителя г. Анкиры Сакердона — жестокого гонителя христиан.

Святой мученик Христов Каллиник жил предположительно в III–IV веках и происходил из Киликии. Он отличался добротой, и в его сердце была с детства вложена твердая вера в Бога. Святой Каллиник проходил страны и города, проповедуя Благую Весть и наставляя многие души на путь спасения.

Прибыв в город Анкиру в Галатии, он стал проповедовать, убеждая язычников отказаться от почитания пустых и безжизненных идолов и познать Бога – Творца всего сущего. Успех его проповеди вызвал ненависть некоторых язычников, которые донесли на него правителю Сакерду.

Приведенный к нему, Каллиник исповедал себя служителем Бога Живого и сказал, что проповедует учение Христа, чтобы спасти других людей от неведения, надеясь стяжать этим вечную жизнь, как обещано в Писании (см.: Иак. 5: 20). Когда он предложил правителю отказаться от идолопоклонства, Сакерд в ярости велел его пытать. После бичевания воловьими жилами Каллиник устремил мысленный взор к Богу, благодаря Его за возможность пострадать ради любви к Нему. Затем, когда его стали рвать железными крючьями, он смеялся над палачом, не способным справиться с нагим и безоружным человеком. Тогда Сакерд приказал надеть на него железные сандалии с гвоздями и острыми лезвиями и гнать за лошадьми до города Гангры в Пафлагонии, отстоящего примерно на 120 километров, и там сжечь.

Укрепляемый благодатью Божией, святой легко пробежал по сильной жаре около 100 километров, едва не обгоняя своих стражников. Когда они добрались до места, называемого Матрика, воины, измученные жаждой и не имея сил продолжать путь, упали к ногам святого, умоляя о помощи.

Каллиник помолился, и тотчас в скале обнаружился родник с чистой водой, подобно источнику, появившемуся для евреев в египетской пустыне. Позднее его стали называть родник мученика Каллиника.

По прибытии в Гангры благодарные воины стали колебаться, не решаясь выполнить приказ тирана. Тогда святой Каллиник, в нетерпении соединиться с Господом, сам уговорил их развести костер. Когда костер разгорелся и затрещало пламя, мученика, продолжавшего славить Бога, бросили в огонь. Впоследствии от мощей святого гангрские христиане получали благословение и Божию помощь.

Преподобных Константина и Космы Косинских, Старорусских

Приурочен святому Константину и его сподвижнику Косме, ученикам преподобного Варлаама Хутынского. Основатели монастыря недалеко от г. Старая Русса.

Преподобные Константин и Косма Косинские, Старорусские, были основателями Косинского Николаевского монастыря, расположенного недалеко от города Ста­рая Русса в Новгородской епархии. Они приняли монашеский постриг в Хутынской обители и первоначально совершали иноческие подвиги под духовным руководст­вом преподобного Варлаама Хутынского (+1192; память 6/19 ноября) и его преемника преподобного Антония Дымского (+1224; память 17/30 января). По влечению к без­молвной жизни преподобные Константин и Косма около 1220 года ушли из Хутынского монастыря в пределы Старой Руссы и поселились в пустынном месте между реками Полистью и Снежною, образую­щими косу (отсюда название этого места - Косинское). Через некоторое время около подвижников стали поселяться другие иноки. Со временем возник монас­тырь, в котором был построен небольшой камен­ный храм во имя святителя и чудотворца Николая. Преподобный Константин принял игуменство над соб­равшейся братией.

Как достойные ученики великого наставника преподобного Варлаама Хутынского, преподобные Константин и Косма были примером инокам в испол­не­нии монаше­ских обетов. После многолетних подвигов преподобный Констан­тин мирно почил 29 июля 1240 года. В древних рукописных святцах он назван чудотворцем.

Преподобный Косма продолжил делание своего сподвижника и после кон­чины преподобного Константина стал, очевидно, его преемником. Он погребен в одной гробнице с преподобным Константином. Позднее мощи святых основа­телей обите­ли покоились под папертью нового Николаевского храма, построен­ного в 1820 году, возможно, на месте деревянного храма.

Мученицы Серафимы девы

Святая мученица Серафима дева, уроженка Антиохии, жила в Риме в царствование императора Адриана (117-138) у знатной римлянки Савины, которую святая обратила в христианство.

При начавшемся по приказу императора гонении на христиан правитель Берилл приказал привести на суд святую Серафиму. Желая получить от Господа мученический венец, она по первому требованию бесстрашно пошла к палачам. Ее сопровождала преданная Савина. Увидев знатную госпожу, Берилл сначала отпустил девицу, но через несколько дней вновь вызвал святую Серафиму и начал суд.

Правитель заставлял святую почтить языческих богов и принести им жертву, но она смело исповедовала свою веру в Единого Истинного Бога — Иисуса Христа. Тогда Берилл отдал ее на поругание двум бесстыдным юношам. Святая мученица просила Господа защитить ее. Вдруг началось землетрясение и юноши упали в полном расслаблении. На следующий день правителю стало известно, что его замысел не осуществился. Думая, что святая знает волшебство, Берилл попросил ее вернуть юношам здоровье и дар речи, чтобы они сами рассказали о чуде. Святая, помолившись Господу, приказала юношам встать, и они сразу поднялись и сказали судье, что Ангел Господень заслонил собой святую, запретив им подходить к ней. Жестокий правитель не поверил своим слугам и продолжал убеждать святую Серафиму принести жертву идолам. Но святая мученица осталась непреклонной даже тогда, когда ее палили горящими свечами и нещадно били палками. Безжалостного правителя постигла суровая кара: щепа от палки, которой избивали святую, попала ему в глаз, и через три дня мучитель ослеп. Бессильный перед непреклонностью христианки, судья приказал ее обезглавить. Савина с благоговением похоронила тело своей святой наставницы.

Loading...Loading...