Какую роль в процессе познания выполняет интуиция. Интуиция, её сущность и роль в познании

Познание человеком мира начинается из чувствительного контакта с миром, из «живого созерцания». Под «живым созерцанием» понимают чувствительное отображение действительности в таких формах, как ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это отображение отдельных свойств предметов и явлений вследствие их непосредственного влияния на органы чувства человека. Ощущение - это те каналы, которые связывают субъект с внешним миром. Но, будучи результатом непосредственного влияния лишь отдельных свойств и сторон объектов, ощущение хотя и является источником познания, дает не целостную характеристику действительности, а лишь одностороннюю ее картину.

Более сложной формой отображения являются восприятия.

Восприятие - это чувствительное отображение предметов и явлений действительности в совокупности присущих им свойств, при непосредственном действии их на органы чувства человека. Это качественно новая форма чувствительного отображения ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, которая выполняет две взаимосвязанные функции: познавательную и регулятивную. Познавательная функция раскрывает свойства и структуру объектов, а регулятивная - направляет практическую деятельность субъекта согласно этим свойствам объектов.

Представление - это чувствительный образ, форма чувствительного отображения, которая воссоздает свойству действительности за отраженными в памяти по следам предметов, которые раньше воспринимались субъектом.

Мышление - это процесс активного, целенаправленного, обобщенного, опосредствованного, существенного и системного воспроизведения действительности и решение проблем ее творческого превращение в таких логических формах, как понятие, суждение, умозаключения, категории.

Понятие - это форма рационального познания, в которой отображается сущность объекта и дается его всестороннее объяснение.

Суждение - это такая логическая форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-то относительно объекта познания. В суждениях выражается связь между понятиями, раскрывается их содержание, дается определение.

Умозаключение - это такой логический процесс, в ходе которого из нескольких суждений на основе закономерных, существенных и необходимых связей выводит новое суждение, которое своим содержанием имеет новое знание о Действительности. Умозаключения делятся на такие виды: индуктивные - движение мысли от суждений менее общего характера к более общему; дедуктивные - движение мысли от суждений более общего характера к менее общему; умозаключения.

Интуиция - это способность непосредственного постижения истину такая форма познание, когда за неосознанными в данный момент времени признаками и не сознавая пути движения собственной мысли, субъект получает новое объективно истинное знание о действительности. Основные характеристики интуиции при исследовании: непосредственность, неожиданность, неосознанность путей получения нового знания.

Понимание - это процесс и результат духовно-практического и познавательного освоения действительности, когда внешние объекты привлекаются к осмыслению человеческой деятельности, выступают ее предметным содержанием. Понимание - это форма освоения действительности, которая раскрывает и воссоздает содержание объекта.

Объяснение - это раскрытие сущности предметов и явлений путем выяснения причин их возникновения и существование, наличия законов их функционирования и развития.

Знание, объяснение и понимание - это необходимые моменты взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью которых она накапливает определенную информацию об объектах, которые включены в общественную практику. Но такое накопление предусматривает также периодическое упорядочение и переосмысление знаний, которые ведет к углублению понимания мира.

Мышление, кроме логических законов, которые выражают абсолютно точные и строго определенные связи между высказываниями и их элементами, опирается и на определенные принципы вероятного регулирования, которые хотя и не гарантируют безошибочного решения проблем, все же обеспечивают движение научного поиска в надлежащем направлении. В процессе научного исследования субъект вынужден перерывать постепенное логическое соображение интуитивными прыжками. Логика и интуиция - это два взаимообусловленных механизма научного творчества, которые дополняют друг друга и не существуют изолировано один от другого.

1.1. Научное познание как творческий процесс …….… 2

1.2. Психология научного познания ………………... 5

2. Интуиция и процесс познания …………………………………. 7

2.1. Интуиция как часть механизма мышления …….. 7

2.2. Развитие интуитивных способностей ……………………….. 13

Заключение ………………………………………………………… 15

Список литературы ……………………………………………...… 17

Введение

Практически все ученые, работая над поставленной задачей, в первую очередь опираются на приобретенные за время предыдущей деятельности знания и опыт. Однако, весьма значительную роль в творческой работе исследователя играют его личностные качества, среди которых интуиция занимает важное место.

Следует заметить, что в настоящее время не только достаточно широко варьируются оценки степени участия интуиции в процессе научного познания, но и ведется полемика о том, что же, собственно, представляет собой сама интуиция и какой смысл следует вкладывать в это понятие.

Целью данной работы является попытка на основе обзора некоторых исследований, посвященных проблеме интуиции, показать место интуиции в процессе познания, и рассмотреть возможные механизма ее действия.

1. Методика научного познания

1.1. Научное познание как творческий процесс

По своей природе почти каждому человеку свойственно проявление любопытства, стремление к приобретению новых знаний. За тысячелетия своего развития человечество зафиксировало множество фактов, открыло огромное количество свойств и законов природы. Теория познания, или гносеология, сформировалась в ходе развития философии в качестве одного из ее фундаментальных разделов. Фактически, в гносеологии знание понимается как своеобразная связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью человека.

Познание невозможно без творческого подхода к решению практически любой задачи. Когда исследователь пытается узнать, понять что-либо для него новое, он сталкивается с целым рядом проблем, определяемых прежде всего особенностями его личностью, а также характером понимания им задачей и целей проводимых исследований.

Во всех научных дисциплинах разработано множество частных методик, следование которым является необходимым предварительным условием совершения открытий в рамках данной конкретной дисциплины; помимо этого, существует еще и ряд общих для всех дисциплин одной направленности (естественных, гуманитарных etc.) принципов (предписаний, запретов, ограничений, правил и т. п.). Но при этом необходимо осознавать, что признание творческого характера научного исследования является сегодня общим тезисом методологии науки. Творческая деятельность ученого происходит в рамках общих основ методики научных исследований, среди которых видное место занимают, так называемые “методологические регулятивы” теории. Сюда обычно относят принцип проверяемости (или фальсифицируемости), принцип простоты, принцип инвариантности, принцип соответствия, и некоторые другие.

Вообще, говоря о методике научного познания, нельзя не упомянуть о том, что в теории познания уже давно остается неразрешимым вопрос о познаваемости мира. Вот что по этому поводу пишет английский философ, основоположник теории критического рационализма Карл Поппер: “Анализируемый спор ведется между критическим и смелым рационализмом - душа открытия - и узким, оборонительным учением, согласно которому нам не нужно, да мы и не можем узнать или понять относительно нашего мира больше того, что нам уже известно. Это учение, кроме того, несовместимо с оценкой науки как одного из величайших достижений человеческого духа”.

Ученый-исследователь в своей работе “стремится к нахождению истинной теории, т. е. такого описания мира (в частности, его регулярностей, или законов), которое было бы также объяснением наблюдаемых фактов. (Это означает, что описание фактов должно быть выводимо из теории, соединенной с определенными утверждениями - так называемыми “начальными условиями”. Поппер защищает этот тезис, и далее он полагает, что “причина возможной недостоверности любой теории заключается просто в том, что наши проверки никогда не могут быть исчерпывающими”.

Здесь с Поппером можно и не согласиться, но смелые теории всегда сначала не находили должной оценки, хотя бы потому, что людям трудно менять свои устоявшиеся представления. “Если угодно, основной парадокс познания можно сформулировать так: объектом познания может быть то, что как-то дано мышлению, охарактеризовано им; но то, что уже дано, что известно мышлению, делает познание ненужным, ибо познание чтобы быть таковым, обязано иметь дело с неизвестным. Или иначе: познание, чтобы быть познанием, обязано иметь дело с неизвестным; но, чтобы с “чем-то” иметь дело, это “что-то” должно быть известно”. Этот “парадокс познания” решают философские категории, давая предварительную (и по самой сути дела неопределенную) характеристику “сущего”, задавая познанию его объект. Так одной из философских категорий в методике научного познания является интуиция.

“Интуитивизм” - название философской школы, в основе которой лежит положение о том, что у человека имеется некоторая особая способность или дар интеллектуальной интуиции, позволяющей “видеть истину”. Хотя интеллектуальная интуиция “в некотором смысле и является нашим неизбежным спутником, она зачастую сбивает нас с истинного пути и эти блуждания представляют собой серьезную опасность. В общем случае мы не видим истину тогда, когда нам наиболее ясно кажется, что мы видим ее. И только ошибки могут научить нас не доверять нашей интуиции”.

Следующие высказывания Поппера достаточно объективно отражают положение интуиции в познавательном процессе:

1. “Во все, что мы принимаем, верить следует только в пробном, предварительном порядке, всегда помня, что в лучшем случае мы обладаем только частью истины (или справедливости) и по самой нашей природе мы вынуждены совершать, по крайней мере, некоторые ошибки и выносить неверные суждения. Это относиться не только к фактам, но и к принимаемым нами нормам”.

2. “Мы можем верить в интуицию (даже в пробном порядке) только в том случае, если мы пришли к ней в результате многих испытаний нашего воображения, многих ошибок, многих проверок, многих сомнений и долгих поисков возможных путей критики”.

3. “Процесс учения, роста субъективного знания всегда

в основных чертах один и тот же. Он состоит в критике, обладающей творческим воображением”.

1.2. Психология научного познания

Говоря о методологии научного познания, нельзя не упомянуть психологическую сторону процесса познания, и здесь любопытно обратиться к тому, что думают сами ученые по поводу своих научных достижений. Известный французский математик Анри Пуанкаре считал, что “важно посмотреть, что же происходит в самой душе математика”, и полагал, что “лучшее, что можно для этого сделать, это провести собственные воспоминания”. В этих воспоминаниях содержится описание следующего эпизода: “Мы сели в омнибус для какой-то прогулки: в момент, когда я встал на подножку, мне пришла в голову идея без всяких казалось бы предшествовавших раздумий с моей стороны”. Анализ А. Пуанкаре содержит не только описания, но и интерпретацию, например утверждение, что бессознательная работа “возможна или, по крайней мере, плодотворна лишь в том случае, когда ей предшествует и за ней следует сознательная работа. А. Пуанкаре говорил о чувстве абсолютной уверенности, которое сопровождает озарение, но подчеркивал, что оно может нас обманывать. Вместе с тем А. Пуанкаре подчеркивал, что его взгляды на природу творчества “несомненно нуждаются в проверке, так как несмотря ни на что остаются гипотетическими”.

В этом положении четко фиксируется эвристическая ценность и ограниченность самоанализа: его результаты являются источником формирования гипотез, но не являются доказательством правильности этих гипотез, доказательством являются только результаты объективного исследования психики.

К образу при характеристике творчества прибегает и Г. Гельмгольц: “Я могу сравнить себя с путником, который предпринял восхождение на гору, не зная дороги; долго и с трудом взбирается он, часто вынужден возвращаться назад, ибо дальше нет прохода. То размышление, то случай открывает ему новые тропинки, они ведут его несколько далее, и, наконец, когда цель достигнута, он, к своему стыду, находит широкую дорогу, по которой мог бы подняться, если бы умел верно отыскать начало.” Г. Гельмгольц анализировал зависимость появления новых мыслей от внешних условий: мысль “никогда не рождается в усталом мозгу и никогда за письменным столом...”. К числу условий, благоприятствующих появлению новых мыслей, относятся: “чувство спокойного благосостояния”, “пробуждение, неторопливый подъем по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь”.

А. Эйнштейн считал, что “слова, написанные или произнесенные, не играют, видимо ни малейшей роли в механизме моего мышления”, но нельзя сводить творчество к функционированию образного мышления”.

Таким образом, в психологической литературе на основании обобщения рассказов ученых и изобретателей, их интервью и биографических данных сложилось известное представление об основных стадиях мыслительного процесса. И это представление является по существу ответом на вопрос: из чего “слагается” мышление, что происходит между моментом принятия задачи, подлежащей решению, и моментом выдачи названия ее решения?

Приведем одну из наиболее общих схем организации стадий решения задачи, которая предполагает выделение четырех стадий:

1) подготовка (постановка проблемы);

2) созревание решения (вынашивание);

3) вдохновение (рождение решения, интуитивное

Посадова Екатерина

Понимание интуиции и ее роли в работах философов; функции и виды интуиции, а также способы ее развития.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №89 с углубленным изучением отдельных предметов»

Секция: обществознание

Исследовательская работа

Тема: «Роль интуиции в познании мира»

Выполнила: Посадова

Екатерина Александровна

Научный руководитель:

Посадова

Людмила Анатольевна

Учитель истории и обществознания

г. Ижевск,2014

  1. Введение. стр.3
  2. Глава 1. Понятие интуиции в истории. стр.5
  3. Глава 2. Структура интуиции. стр.10

2.1. Виды интуиции стр. 10

2.2. Формы интуиции стр.13

2.3. Фазы интуитивного процесса стр.14

2.3. Функции интуиции стр.15

2.4. Роль интуиции стр.16

  1. Глава 3. Возможности развития интуиции. стр.17
  2. Заключение. стр.25
  3. Литература. стр.26

Введение.

На протяжении многих веков основным вопросом философии является – вопрос познания мира. Главные проблемы познания можно кратко обозначить следующими вопросами: Что есть знание? Как оно возможно? Какими путями достижимо? Что такое истина и каковы ее критерии?
Наш здравый смысл, как правило, пребывает в непоколебимой уверенности в принципиальной познаваемости окружающего мира. Но как выяснилось в критическом философском анализе, логически вывести непознаваемость мира гораздо легче, чем доказать обратное.
Философия традиционно выделяла в акте человеческого познания два различных вида: чувственное познание и рациональное. Первый связан с деятельностью наших органов чувств (зрение, слуха, осязания и др.). Второй подразумевает работу – абстрактно-понятийное мышление человека. Хотя чувственное и рациональное познания играют огромную роль в получении нового знания, тем не менее во многих случаях их бывает недостаточно для решения каких-либо проблем. И тогда важную роль в этом процессе приобретает интуиция.
Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях пересматриваются многие философские проблемы, к числу которых относится и интуиция. Растущий практический интерес к интуиции обусловлен тем, что современное информационное общество требует от человека принципиально новых качеств и навыков. Интуиция предполагает расширение познавательных возможностей, актуализацию потенциальных ресурсов человека. Парадоксальность этой проблемы заключается в том, что, несмотря на обилие метафор, прямых и косвенных аналогий, конкретных определений, даваемых интуиции неоднократно, единого общепринятого объяснения феномена нет. И это понятно, поскольку интуиция, с точки зрения современной науки, не поддается экспериментальной проверке, она трудноуловима. Однако, несмотря на отсутствие общих консолидирующих ориентиров, проблема интуиции продолжает привлекать внимание представителей самых разных областей знания. В настоящее время ведется много исследований на эту тему, и я решила разобраться в ней, кроме того меня лично интересует этот философский феномен.
В своей работе я постараюсь затронуть многие вопросы касающиеся интуиции, используя книги по философии, психологии, исследование общественное мнение и интернет ресурсы.

Цель моей работы является - рассмотрение феномена интуиции и определение роли интуиции как элемента системы познавательной активности человека.

Задачи:

Проанализировать развитие понятия интуиции в истории философии;

Рассмотреть интуицию и ее роль в познания мира;

Раскрыть вопрос о возможности развития интуиции как явления сознания.

ГЛАВА 1.

ПОНЯТИЕ ИНТУИЦИИ В ИСТОРИИ.

Проблема интуиции имеет богатейшее философское наследие. Пожалуй, немногие философские проблемы в своем развитии претерпевали такие качественные изменения и подвергались анализу представителей самых различных областей знания. Вопрос об интуиции часто оказывался предметом острой борьбы между представителями материализма и идеализма. Вокруг него образовался целый круговорот нередко исключающих друг друга концепций. Но без учета историко-философских традиций невозможно было бы осмыслить сложнейшую эволюцию взглядов на природу интуиции и создать научное диалектико-материалистическое представление о ней. Таким образом, историко-философский анализ в исследовании проблемы интуиции представляется логически вполне оправданным. При этом следует не только поставить вопрос о преемственности в историческом развитии концепций интуиции, но и сделать из такого анализа важные как в практическом, так и в теоретическом отношении выводы, позволяющие говорить об интуиции как одной из актуальных проблем современного научного познания.

Различные толкования интуиции .

Интуиция – «непосредственное усмотрение», т.е. знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности. Интуиция является источником и способом познания. В истории понятие интуиция или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Роль интуиции в познании стала исследоваться уже в античную эпоху. Впервые черты философской проблематики в вопросе об интуиции наметились в учениях Платона и Аристотеля. Но именно здесь была отвергнута чувственная природа интуитивного познания. Интуиция была как бы перенесена в сферу абстрактного мышления и как форма теоретического знания приобрела статус гносеологической проблемы.

Первоначально интуиция означает, конечно, восприятие: это есть то, что мы видим или воспринимаем, если смотрим на некоторый объект или его пристально рассматриваем. Однако начиная, по крайней мере, уже с Платона, разрабатывается противоположность между интуицией, с одной стороны, и дискурсивным мышлением с другой. В соответствии с этим интуиция есть божественный способ познания чего-нибудь лишь одним взглядом, в один миг, вне времени, а дискурсивное мышление есть человеческий способ познания, состоящий в том, что мы в ходе некоторого рассуждения, которое требует времени, шаг за шагом развертываем нашу аргументацию.

Так, утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

Аристотель связывал проблему интуиции с фундаментальностью и непогрешимостью научного познания. Эту традицию продолжили и средневековые авторы.

Ф.Аквинский видел в интуиции царство «высшей истины»;
У.Оккам – основу абстрактного или дискурсивного знания. Но античные и средневековые философы еще не дали научного определения понятия «интуиция». Представители философии Нового времени и немецкой классической философии сделали дальнейшие существенные шаги в понимании интуиции. В истории философии нередко чувственные формы познания и мышление противопоставлялись.

Интуиция - процесс и результат постижения истины, в котором присутствуют бессознательные элементы. Понимается как в интеллектуальном, так и в чувственном, и в мистическом смысле. Характеризуется непосредственным усмотрением истины.

Интуиция - близка и сопутствует состоянию вдохновения, духовного видения, открытия и откровения, и имеет истоки в бессознательном (или сверхсознательном) слое психики человека.

В интуиции непосредственно схватывается сущность вещи, ее глубинные состояния и противоречия.

Считается, что интуиция больше связана с правополушарным типом мышления. Два основных подхода к пониманию интуиции:

  • - интуиция - основа познания, она схватывает предмет в его сущности и затем человек с помощью логики разрабатывает открытое, дальше, строя на изначальной интуиции развернутое «древо» знаний;
  • - интуиция - как результат долгой внутренней работы ума, в условиях недостатка информации, как «озарение», на основе накопления внутреннего опыта человека. Такая интуиция носит вспомогательный характер.

Скорее всего, в познании человека участвуют оба рода интуиции

В результате создания Аристотелем силлогистики, выявляющей условия, при которых из рядя высказываний с необходимостью следует повое, наука, развивающаяся по принципу получения нового рационального знания, долгое время питалась надеждой на создание логики, способной снабдить любого здравомыслящего человека интеллектуальной машиной»по добыванию новых результатов. Эта надежда вдохновляла Ф. Бекона. Р. Декарта, Г. Лейбница, позднее Дж. Милля, ставшего апологетом индукции в XIX столетии. Но новые открытия делались не на обобщении опыта и последующем выведении закономерностей. Важнейшие открытия возникали как интуиция, выдвигались как гипотезы, источник которых вряд ли кто-нибудь может указать, а затем из гипотезы, дедуктивным путем выводились положения, доступные контролю в эксперименте, и вот здесь, на гораздо более низком уровне мышления, вновь подключалась логика для проверки результатов.

По сути дела, двигателем науки и любого познания являются идеи, возможно в виде гипотезы, которые появляются в сознании ученого вдруг, как Откровение, как осенение, как рождение человека или произведения искусства - вот этот акт является важнейшим для любого постижения человеком мира. И, наверное, больше всего здесь и подходит термин интуиция - с разными эпитетами - интеллектуальная, мистическая, чувственная и пр.

Интуиция основополагающее понятие для человеческого познания, она может иметь как трансцендентный, так и трансцендентальный характер. Опытом постижения трансцендентного характера интуиции. В наибольшей степени обладает религия, затем искусство, а ее трансцендентальный смысл постигают философия, искусство, наука с ее понятиями архетипов и других форм бессознательного и т. д.

Интуиция помогает принимать решения, делать выбор, решать сложные проблемы при недостаточном количестве фактов, данных или при ОТСУТСТВИИ предшествующего опыта. Хотя мы интуицией пользуемся бессознательно, но при достаточном ее развитии она помогает поступать нам разумно в перечисленных выше обстоятельствах. Порой, интуиция - это единственное, что может нам помочь выжить в сложных обстоятельствах.

По Платону, интуиция - внечувственное восприятие идеи; познание погружение в себя, в свою субъективность.

Н. Кузанский - интуиция - высшая способность человеческого духа.

Декарт (родоначальник научного изучения интуиции): интуиция - прямое, непосредственное усмотрение истины, в отличие от опосредованного рассудочного познания. Полученное интуитивным путем знание сразу предстает как простое, ясное, очевидное… это высший вид интеллектуального познания, когда человек одновременно и мыслит и созерцает.

Фихте: интуиция - форма слияния в акте познания субъекта и объекта, постижение «Я».

Бергсон: интуиция - основной источник всякого знания, самый достоверный путь постижения действительности. Способность видеть целое раньше частей, иметь результат без наличия его логического обоснования.

К. Юнг - интуиция, это то, что находится та углом, вне поля зрения, вне пределов слуха, ощущения и осязания.

Интуиция - «внечуветвенное, бессознательное восприятие дополнительной информации о действительности».

Обычно выделяют интуицию чувственную и интеллектуальную. Чувственная интуиция подразумевает непосредственное усмотрение истины при помощи органов чувств, интеллектуальная непосредственное восприятие истины без опоры на доказательство, постижение ее разумом. Н.О. Лосский различал чувственную, интеллектуальную и мистическую интуиции.

Все выдающиеся ученые обладали способностью совершать в уме «пророческий скачок в неизвестное». Например, Уильям Гамильтон, гулял в Феникс-Парке в Дублине в 1943 г, когда ему в голову пришла мысль о так называемых «кватерионах». Она настолько опережала развитие математической науки, что этот разрыв был ликвидирован усилиями целой группы ученых лишь недавно. Дж. Максвелл видел секрет своих ненаучных методов мышления в том, что совершенно не умел делать расчеты и, придя, верной формуле, вынужден был опираться на расчеты коллег - придавая рассудочные формы тем соображениям, к которым пришел безрассудно.

Н. Бор никогда не доверял чисто формальным, с математической точностью выстроенным доводам. «Нет, нет, - говорил он - вы не размышляете, вы просто логически рассуждаете».

Таким образом, роль интуиции велика в любых формах познания

Интуиция- способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Источник и сущность интуиции в разных философских концепциях рассматривается по-разному - например, как результат божественного откровения или инстинкт, непосредственно определяющий без предварительного научения формы поведения индивида (Бергсон), или как скрытый бессознательный первопринцип творчества (Фрейд), однако даже при разном толковании интуиции различными философскими концепциями и школами практически все подчеркивают момент непосредственности в процессе интуитивного познания (в отличие от опосредованного фиксированного характера логического мышления).

Как непосредственный момент познания интуиция объединяет чувственное и рациональное. Интуиция не осуществляется в логически развернутом и доказательном виде: субъект познания, казалось бы, мгновенно охватывает мыслью сложную ситуацию (например, при постановке диагноза) и происходит «озарение». Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы приемов познания для проникновения в неведомое. В процессе интуиции совершаются сложные функциональные переходы, в которых на определенном этапе разрозненная деятельность по оперированию абстрактным и чувственным знанием (соответственно осуществляемая левым и правым полушариями головного мозга) внезапно объединяется, приводя к получению искомого результата, к своеобразному «озарению», которое воспринимается как открытие, как «высвечивание» того, что ранее находилось во мраке бессознательной деятельности. Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное; объясняется ее сложность тем, что в процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод (делается умозаключение), и те приемы, с помощью которых он делается. Таким образом, интуиция - особый тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления совершаются в сознании более-менее бессознательно, но предельно ясно осознается итог мысли - истина. Интуиции достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в своей правоте (истинности знания) других и самого себя.

Помимо научной можно выделить другие типы рациональности (философская, религиозная, художественная), соответствующие иным видам знания. Отождествление рациональности с научностью, а научности, в свою очередь, со строгими логическими процедурами приводит к противоречивому пониманию самой науки. Ошибочно сводить рациональность к автоматическому следованию логическим правилам. Логичность – один из вариантов рациональной нормативности. Нормы рациональности подразделяются на три большие группы:

Эпистемические: логические законы и правила, принципы научной онтологии.

Деятельностные: целесообразность, эффективность, оптимальность, экономичность и т.п.;

Нравственные: принятые в данном обществе представления о добре, красоте и т.п.

Таким образом, в качестве предпосылок рациональности выступают не просто содержательные, но внерациональные факторы: исторические идеалы, мировоззренческие принципы т.п. Однако отсутствие единого логического критерия рациональности, многообразие и историческая изменчивость типов рациональности не означают отсутствия самой рациональности как особого типа постижения мира и отношения к нему. Возможность догматизации заложена в самой природе рационального сознания. Дело в том, что рациональное сознание создает теоретический мир – мир идеальных конструкций, который может отчуждаться от человека. Исходя из этого принято различать открытую и закрытую рациональность, что соответствует традиционному различению рассудка и разума. По Канту, рассудок - это способность субъекта составлять суждения и действовать в рамках заданных правил. Разум - это способность субъекта создавать правила и принципы познания. Разум ставит цели рассудку и представляет собой высшую творческую способность человека. Как считает И. Кант, нельзя судить о мире с помощью одного только рассудка, он бессилен в сфере свободы, хотя вполне адекватен в мире необходимости. Побуждаемый идеями разума, рассудок стремится выйти за пределы возможного опыта и впадает в иллюзии. Для того чтобы судить о вещах-самих-по-себе, возможностей рассудка оказывается недостаточно.

Рассудок – своего рода «духовный автомат», которому присуща тенденция к упрощению и схематизации. Позитивными функциями рассудка являются классификация, систематизация знаний и с помощью этого адаптация человека к привычным ситуациям. Разум же, соотносимый с открытой рациональностью, по природе антидогматичен, представляет собой творческую, конструктивную мысль, рефлексию по поводу заданных правил, формирование новых правил и норм. Разум с этой точки зрения выходит за пределы наличного опыта, его функцией является порождение новых знаний.



При таком понимании философия оказывается сопоставимой с открытой рациональностью, понимаемой как рефлексивность. Открытая рациональность предполагает самокритичность и плюрализм, равноправие различных позиций как внутри философии, так в других сферах культуры. Также различают классическую, неклассическую и постнеклассическую формы рациональности. Классическая рациональность связана с такими способами постижения действительности, при которых субъект полностью исключается из системы познания. Неклассическая рациональность характеризуется осознанием неустранимого влияния познавательных средств на объект и процесс исследования. Постнеклассическая рациональность связана с осознанием неразрывной связи между ценностно-смысловыми структурами сознания познающего субъекта и характером его познавательной активности.

Помимо выделения различных типов научной рациональности, современная философия говорит и о ее вненаучных формах. Под творческой разумностью имеется в виду способность к свободному практическому действию, к порождению нового в обыденной жизни, искусстве, науке и философии. Классическая научная рациональность – лишь одна из возможностей реализации разума. Постклассическая философия продемонстрировала, что разум покоится на не-разуме, логика на не-логике, что разум – лишь средство существования философии, но не ее единственная цель.

не имеет ничего общего с законами логики. Логическое мышление основано на сборе информации, анализе фактов, установлении причинно-следственной связи между ними и формулировании выводов. Интуиция же подсказывает готовый ответ, появляющийся как бы «неизвестно откуда».



«Первая мысль - самая правильная». Это положение давно стало непререкаемой народной мудростью, вошедшей в поговорки и пословицы. Эта «самая правильная первая мысль» на самом деле - проблеск интуиции, указывающий верное направление.

То, что народ давно усвоил эмпирическим путем и принял, что называется, на вооружение, в последнее время начинает подтверждаться научными экспериментами.

Установлено, что люди, обладающие развитой интуицией, способны быстро ориентироваться в самых сложных ситуациях и мгновенно принимать безошибочные решения.

В некоторых экспериментах группам испытуемых предлагали выполнить самые различные задания - с числами, словами, картинками, - каждое из которых содержало какой-то пробел в информации. Испытуемым надо было «восстановить» этот пробел. Результаты показали, что те, кто шел «логическим» путем, неизменно терпели крах. Некоторые пытались решить задание «методом тыка», наугад. И только немногие приходили к правильному результату с помощью интуиции!

Ученые связывают интуитивное мышление с работой правого полушария мозга. Это должно указывать на то, что левши (правое полушарие мозга «заведует» левой стороной тела, и наоборот) должны иметь лучше развитую интуицию. И действительно! В многочисленных тестах на интуицию левши всегда показывают лучшие результаты, чем «правостороннее» большинство.

Еще до недавнего времени «левшизм» считался дефектом, который пытались исправить с помощью медицины, а детей - юных левшей - всерьез «воспитывали» в «правосторонних» традициях: родители переживали, что у них растут «дефективные» дети.

Между тем великий Леонардо да Винчи был левшой, и это не помешало ему написать «Джоконду».

Мы же, однако, живем в цивилизации «правосторонней». К правой руке приспособлены все окружающие нас предметы. Система обучения и воспитания призвана с детства развивать у нас левую половину мозга - то есть логику, рациональное мышление.

«Только без домыслов, просим опираться на данные» - эта сухая фраза, своего рода лозунг «правосторонней» цивилизации, рефреном звучит по жизни. А интуитивное мышление отодвигается на задворки сознания...

Почему так получилось? Ведь природа человека содержит как рациональное, так и духовное начало. И метод духовного познания, развивать который призывают все религии мира, и называется интуицией, а рациональное мышление - это чистой воды материализм, способ существования в «мире сем». Никто не отрицает его необходимость. Но все же «царствие Мое не от мира сего...» Помните, чьи это слова?

Интуиция и ее роль в познании , стоит неизмеримо выше логики, выше рационального мышления. Но, увы, вековая работа по изгнанию духовного начала из жизни человечества привела к тому, что рационализм возобладал в общественном сознании и стал единственным официальным методом познания. С этого времени человеческая цивилизация зашла в тот тупик, в котором пребывает и поныне.

Проблемы рационалистической цивилизации столь вопиющи, а разлад в умах, вызванный ими, столь велик, что многие всерьез считают, что единственным исходом из этого тупика станет пресловутый «конец света».

Эти страхи легко объяснимы: понятно, что однобокое, «правостороннее», развитие гармоничным не является и в конце концов ведет к перекосу во всем - в умах, в душах, в сердцах, в массовом поведении, в мировоззрении.

Третье тысячелетие, очевидно, многократно усложнит задачи, стоящие перед человечеством, и потребует привлечения новых сил для их разрешения. Ясно, что с рационализмом, возведенным в культ, эти задачи не решить. К счастью, в последнее время стали признавать тот факт, что дальнейшее развитие человечества невозможно без гармоничного развития всех заложенных в человеке творческих возможностей.

Посудите сами: ведь человек - удивительно симметричное создание. Нормально ли это, когда в активном созидании фактически участвует только правая его половина?

7.Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Творчество направлено на решение проблем или удовлетворение потребностей. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал кроме труда некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - это:

· деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

· создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;

· процесс создания субъективных ценностей.

Талант - определённые или выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта , формируя навык.

Гений - многозначный термин:

· Гений - в римской мифологии духи-хранители, преданные людям, предметам и местностям, ведающие появлением на свет своих «подопечных», и определяющие характер человека или атмосферу местности.

· Гений места - дух-покровитель того или иного конкретного места (деревни, горы, отдельного дерева).

· Гений - человек с чрезвычайно выдающимися способностями.

Интуи́ция (позднелат. intuitio - «созерцание», от глагола intueor - пристально смотрю) - непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, «чутьё», проницательность.

Loading...Loading...