Конкретные природные и социальные явления описывает. Социальные явления

Что же дает возможность не только описать социальные явления, но и понять их?

1. Правильный подход к социальные явлениям, т.е. в понимании общественных явлений следует исходить из их сути.

2. Если развитие общества, его история - это деятельность людей, то нужно анализировать как текущую деятельность, так и ее условия.

3. Нельзя не учитывать деятельность, воспроизводящую известные продукты и методы их создания, и деятельность творческую. Первая сохраняет стабильность, устойчивость, сложившиеся общественные формы. Вторая обновляет их, преобразует, прокладывает путь новому. Важно также рассматривать взаимосвязь материальной и духовной деятельности.

4. Анализ деятельности различных ее субъектов: как больших групп людей, так и отдельных личностей.

Такой подход позволяет понять зависимость настоящего от прошлого, а также значение настоящего как условия достижения будущего.

Мы лучше поймем сущность и формы современного государства в развитых странах Европы, если проследим этапы его развития от зарождения до наших дней. Но знание современной роли и функций государства в этих странах помогает лучше понять его предыдущую историю. Вместе с тем знание прошлого и настоящего позволяет выявить тенденцию развития государства в будущем, поскольку будущее существует в настоящем как бы в виде зародыша.

Выявляя общее, мы не можем забывать и о том, что не только индивидуальны, неповторимы отдельные события истории, но и своеобразен исторический путь народов, стран, регионов.

В любом обществе существует своеобразное, только ему присущее сочетание экономических, духовных, социальных, политических факторов. Каждое общество имеет только ему присущие свойства, связанные с культурой народа, его историческим опытом и традициями, мировосприятием, поэтому использовать при изучении одной страны знания, полученные при изучении другой, можно, лишь используя метод аналогии. Аналогия - это подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках, отношениях, причем таких предметов, которые в целом различны. Если какой-либо социальный процесс в одной стране аналогичен процессу в другой, то можно лишь предполагать наличие некоторых общих признаков. Готового ответа аналогия не даст. Необходимо конкретное исследование данного процесса в определенных, специфических условиях, учитывая многообразие исторического процесса, много вариантность развития, много линейность истории.



Следовательно важное требование научного подхода: изучение общественных явлений в их многообразных связях, во взаимозависимости. Мы уже говорили, что взаимодействие множества факторов, различных социальных сил, преследующих свои интересы,- важная особенность социальных процессов и явлений.
Пример: роль государства невозможно объеснить без учета конкретных экономических, социальных, культурных условий в данной стране на определенном историческом этапе.

Еще одно требование конкретно-исторического подхода связно с проблемой повторяемости исторических событий. Несовпадение индивидуального облика не означает, что в них вообще нет ничего общего. Если бы это было так, мы не могли бы их объединить словами "революции", "крестьянские восстания" и т.п. Если в многообразии связей, взаимодействий, которые обнаруживаются при анализе социального процесса, выделить наиболее устойчивые, существенные, т.е. такие, без которых процесс не происходит, мы выявим исторические закономерности. Они и составляют то общее, что присуще данной группе явлений (революциям, созданию централизованных государств, промышленному перевороту и т.д.). Это общее повторяется во всех явлениях, относящихся к данной группе.

Конкретно-исторический подход позволяет понять отдельное событие, выявляя как его неповторимую индивидуальность, так и нечто общее для подобных событий, их закономерности. А если это так, то опыт, скажем, революции в одной стране может помочь в понимании аналогичной революции в другой. Конкретный опыт истории - это "уроки истории", выводы, обобщения, доказанные историей. Сопоставление изучаемого события с конкретным опытом истории способствует правильному пониманию этого события.

Итак, рассматривать социальную действительность в развитии, изучать общественные явления в многообразных связях, выявлять общее и особенное на основе изучения конкретных процессов в конкретных исторических условиях - важные принципы познания социальных явлений.

Социальные факты.

Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов. Факты экономической жизни, социальной, политической, духовной - основа знаний об обществе, деятельности людей. Понятие "социальный факт" употребляется в двух значениях:

  • В обычном смысле социальные факты - это события, имевшие место в определенное время при определенных условиях. Это то, что было, что произошло когда-либо в жизни общества. Имевшие место факты не зависят от того, наблюдал ли их субъект познавательной деятельности или нет, знает о них или не знает. Объективные факты, т.е. такие, которые не зависят от исследователя и вообще могут быть не зафиксированы путем описания их свойств.
  • В научном или более широком - познавательном смысле под социальным фактом имеется в виду знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. Научные факты, т.е. о таких, которые включены в совокупные научные знания об обществе и отражены в книгах, рукописях, научных докладах или зафиксированы иным способом.

Наука различает три вида социальных фактов:

1. Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.

2. Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).

3. Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: "Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар".

Когда некто сообщает о каком-либо факте, уместен вопрос: откуда он знает об этом? Возможно, что человек (исследователь) наблюдал то, о чем он говорит, или изучил документ, свидетельствующий об имевшем место событии. Ученые могут зафиксировать факты, изучая статистические данные (например: движение цен на товары, изменение уровня зарплаты и т.д.). А как, например, установить такой факт: какие передачи телевидения наиболее популярны? Сослаться на мнение одного - двух человек нельзя: оно может не совпадать с мнением большинства зрителей. Может быть, посчитать, в адрес какой передачи приходит наибольшее количество писем - откликов? Или определить, на повторение каких фильмов, конкретных номеров приходит более всего заявок? Или с помощью анкеты опросить большое количество (сотни или тысячи) телезрителей? Наблюдение, изучение документов, статистических данных, писем, массовые опросы - все это методы, позволяющие собирать и фиксировать социальные факты.

Но как быть с событиями далекого прошлого - с историческими фактами? Из курса истории вы знаете, что события прошлого оставили более или менее значительные следы: это орудия и жилища, обнаруживаемые при археологических раскопках, сохранившиеся до нашего времени сооружения (крепости, здания и т.п.), различные предметы, а главное, письменные источники (законодательные акты, письма, летописи, позднее книги, газеты, разнообразные документы). По этим следам - историческим источникам - ученые по возможности описывают тот или иной факт. Но факты науки - это не склад разрозненных фактов, облик которых (свойства, признаки, ход события) добросовестно описан. Жизнь общества - это безграничное множество фактов. Французский историк М. Блок. (1886-1944) писал: "Действительность человеческого мира, как и реальность мира физического, огромна и пестра. В простой ее фотографии, если предположить, что такое механическое всеобъемлющее воспроизведение имеет смысл, было бы невозможно разобраться... Как ученый, как всякий просто реагирующий мозг, историк отбирает и просеивает, т.е., говоря коротко, анализирует".

Отбор и группировка фактов зависят от точки зрения исследователя, от проблемы, которую он рассматривает. Изучающий историю права посчитает существенными факты, которые отражают принятые в определенное время в определенном государстве законы и их применение; изучающий экономику отберет факты экономических связей, экономической деятельности; для исследователя религии существенными будут все факты о верованиях людей данной эпохи, обрядах и т.д.

Но отбор фактов зависит в немалой степени от жизненной позиции историка, его убеждений. Давно замечено, что приверженец республики старательно собирает факты о достижениях этого строя, подчас игнорируя сведения, отражающие его недостатки, а изучая монархию, он особое внимание уделяет порокам этой системы. И напротив, историк-монархист делает акцент на фактах, отражающих достоинства монархии и слабости республики.

Cтраница 1


Социальные явления - это естественные явления, подчиняющиеся естественным законам. Но они, завися от всех других явлений, отличаются большей сложностью.  

Социальное явление или процесс возникает тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или их группы (общности) независимо от того, присутствуют ли физически этот индивид или общность.  

Основные социальные явления: религия, мораль, право, экономика, эстетика - суть не что иное, как системы ценностей, следовательно, это идеалы. Социология, таким образом, изначально расположена в области идеала; она не приходит к нему постепенно, в результате своих исследований, а исходит из него.  

Новые экономические, политические и социальные явления эпохи Возрождения привели к формированию нового мировоззрения, что благоприятно сказывалось на развитии естественных наук. Создание разного рода механизмов при быстром росте промышленности и горного дела вызвало необходимость выделения из натурфилософии математики и механики, изучающей наиболее простые формы движения - механическое перемещение тел и механические их взаимодействия.  

Трактовать социальные явления как двещи, разъяснял социолог, означает признавать их не зависимое от субъекра-существование и исследовать их объективно, так, как исследуют свой предмет естественные пауки. Цель социологической науки не сводится к описанию и упорядочению социальных фактов через наблюдаемые объективные проявления.  

Ведь социальные явления можно адекватно интерпретировать лишь как проявления общественной жизни в целом. Отсюда возникал вопрос - способна ли социология быть средством для решения больших практических социальных проблем в рамках совершенствования жизни общества.  

Развитие социального явления в направлении наиболее полного выражения его социальной сущности происходит во взаимодействии и взаимоусилении внешних и внутренних регулятивных механизмов. В процессе социализации индивидом усваиваются (в большей или меньшей мере) стандарты и идеалы его окружения таким образом, что они становятся эффективными моти-вационными силами его собственного поведения независимо от внешних санкций. Индивид в таком случае выступает сознательным потенциальным регулятором своей психической деятельности и поведения, преобразователем действия внешних социальных механизмов во внутренние.  

Развитие социального явления происходит во взаимодействии внешних и внутренних регулятивных механизмов. В процессе социализации индивидом усваиваются стандарты и идеалы его окружения таким образом, что они становятся эффективными мотиваци-онными силами его собственного поведения независимо от внешних санкций. Индивид в этом случае выступает сознательным регулятором своего поведения и преобразователем действия внешних социальных механизмов во внутренние.  

Сложность социальных явлений приводит к тому, что удачная формализация любого фрагмента интересующей социолога реальности, как правило, не бывает однозначной.  

Многообразие социальных явлений и проблем, стремление ученых упорядочить их с точки зрения значимости для общественной жизнедеятельности приводят к тому, что разные научные школы и теории имеют различные взгляды на предмет социологии. Во многом этот факт обусловлен процессом исторического развития различных социологических школ, изначально опиравшихся на методы различных общественных п даже естественных наук: психологии, биологии, философии, права, этики п др. Родоначальники социологии, внесшие су-щсстпенный вклад в процесс ее становления как науки, являли собой не узких предметников, а чаще всего ученых с широким спектром философских, исторических, этических, правовых, психологических и естественно-научных знаний, которые давали им возможность видеть социальный мир в его многообразии и диалектике биосоциального.  

Большинство социальных явлений, их приемлемость обществу зависит от моральной их оценки.  

Изучение социальных явлений (посредством анкетирования, собеседования с подчиненными, личных наблюдений, постановки социального эксперимента и др.) дает конкретную и точную информацию, способствующую принятию целенаправленных управленческих решений и применению оптимальных способов их реализации.  

Однако как социальное явление конфликт был впервые рассмотрен А. В работе Исследования о природе и причинах богатства народов он писал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними.  

Однако некоторые социальные явления невозможно отнести только к объективным или только к субъективным. Они в сфере социальной реальности выступают одновременно и как объективные, и как субъективные. Так, семья, с одной стороны, - это объективное явление, а с другой стороны, она основывается на определенной совокупности норм, ценностных ориентации, социальных установок и др. Поэтому в социологии многие явления рассматриваются как объективно-субъективные (объективно-субъективный континуум), а не как две взаимоисключающие друг друга полярные противоположности. Объектами социологических исследований выступают смешанные объективно-субъективные явления, которые могут быть более или менее объективными или субъективными.  

БЕЗРАБОТИЦА - социальное явление, неизбежное в условиях капитализма, обусловленное действием объективных экономических законов этой общественно-экономической формации.  

На день рождения своей маме я подписала открытку. Что такое счастье. Трактовки понимания слова «счастье». Цель проекта – изучение понимания и значения слова «счастье». Анализ понимания слова «счастье». Ответы учеников. Объяснение толкового словаря. Опрос среди родственников. Словарь В. Даля. Происхождение слова «счастье».

«Особенности социального познания» - Задачи социального познания. Познание общества познание социальных явлений познание социальных процессов. Поработайте с источником информации. ? Проблема. Особенности социального познания. Цели по содержанию урока: Ниже приводятся четыре суждения и четыре рисунка. Информация к размышлению. Изучая общество, учёные наблюдают, сравнивают, иногда экспериментируют. Описание социальных явлений Объяснение, выявление сущности социальных явлений.

«Культура и духовная жизнь» - - Науку - нравственность - религию - философию - искусство - научные учреждения. Влияет на изменение сознания людей. Развитие культуры – процесс двуединый. Культурный человек терпим и толерантен. Новаторство – преодоление традиций путем приращения культурного богатства. Много ли культур? Что такое культура? Мировая и национальная Материальная и духовная. Г. П. Федотов(1886-1951),русский религиозный мыслитель и историк.

«Мораль и нравственность» - Вопросы происхождения морали. Этика – философская наука, предметом изучения которой является мораль. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности. Тенденции духовной жизни современной России. Религия. Мораль и право: общее и различия. Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации. Мировые религии. Развитие норм морали. Моральные требования и представления. Нравственная культура личности.

«Социальное познание» - Объект. Виды социальных фактов. Словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей. Познание -. Установление социальных закономерностей крайне затруднено. Обществознание 10 класс. В узком смысле – познаваемый предмет. Трудности установления истины в социальном познании. В широком смысле – общество. Особенности социального познания. Действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп.

«Мировоззрение» - Типы мировоззрения. Ненависть – сильная вражда, отвращение к кому- или чему-нибудь. Понятие категорического императива. О богатстве. О добре. Обыденное мировоззрение. О справедливости. Венгерский кроссворд. Тесты «Нравственные ориентиры деятельности». Роль мировоззрения в деятельности человека. Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира. Типы мировоззрений. Для всех народов нравственные основы человечества исконны и едины.

Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком - все общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.
Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов - субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Различают три вида таких фактов:
1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;
2) продукты материальной или духовной деятельности людей;
3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.
Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:
1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются;
2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.
Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:
1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;
2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;
3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).
Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания.

Структурно-функциональный анализ - один из важнейших исследовательских подходов к изучению социальных явлений, при котором исследуются их элементы и зависимости между ними в рамках целого (общество). Наибольшего влияния достиг в 1950-60-е гг. Здесь общество выступает как целостная система, изучаемая со стороны базовых структур. Структурно-функциональный анализ базируется на структурном расчленении социальной целостности, каждому элементу которой придается определенное функциональное назначение. Также основой системно-функционального подхода является допущение, что отдельные социальные явления выполняют определенные функции в результате чего происходит поддерживание и изменение социальной системы.

Основателем концепции функционализма считают Э. Дюркгейма который первым сформулировал проблему, связанную с функциональным разделением труда в организации, и проблему взаимосвязанности функций отдельных системных единиц. В дальнейшем проблемы функционализма разрабатывались антропологами Б. Малиновским и А. Редклифф-Брауном, которые рассматривали социальный объект (общество) как адаптивную систему, в которой все части служат удовлетворению потребностям системы как целого, обеспечивая ее существование во внешней среде.

Структура (лат. – строение) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его воспроизводимость в изменяющихся условиях. Структура обозначает относительно неизменную сторону какой- либо системы. Признается, что порядок является «нормальным» средством поддержания социального взаимодействия.

Также отправной точкой структурно-функционального анализа является понятие функции каждой системной единицы по отношению к системе как целому. Здесь не имеется в виду математическое понимание функции, скорее «функция» ближе к биологическим наукам, где она означает «жизненный или органический процесс, рассматриваемый с точки зрения того, какой вклад она вносит в сохранение организма».

В структурно-функциональном анализе понятие функции имеет два значения:

1. служебная роль («назначение») одного из элементов социальной системы по отношению к другому или к системе в целом (например, функции государства, права, образования, искусства, семьи и т.д.);

2. зависимость в рамках данной системы, при которой изменения в одной части оказываются производными (функцией) от изменений в другой ее части (например, изменения в соотношении городского и сельского населения рассматривается как функция (последствие) индустриализации). В этом смысле функциональная зависимость может рассматриваться как вид детерминизма.

В рамках структурно-функционального подхода были выработаны два главных правила исследования любых обществ:

1. для того чтобы объяснить суть социального явления, нужно найти его функцию, которую оно выполняет в более широком социальном контексте;

2. для этого нужно искать прямые и побочные последствия, позитивные и негативные проявления, т.е. функции и дисфункции данного явления.

Большое значение в структурно-функциональном анализе имеет понятие системы .

Система – это ряд элементов или компонентов, которые в течение определенного периода времени находятся в более или менее стабильной взаимосвязи. При этом часто проводится аналогия между обществом и человеческим организмом. Однако преимущественное внимание в структурно-функциональном анализе уделяется абстрактной теории социальных систем.

Американский социолог Т. Парсонс выявил четыре основных условия выживания организации во внешнем окружении, которые тесным образом связаны с функциями ее отдельных подсистем.

1. Подсистема адаптации. Эта подсистема управляет поступлением необходимых ресурсов из внешнего окружения в организацию и организует сбыт и получение прибыли, должна ориентировать организацию по отношению к внешней среде и способствовать активному положительному обмену между отдельными единицами внешнего окружения и организацией. Парсонс полагает, что подсистема адаптации - это экономическая подсистема, так как основой выполняемой ею функции являются экономические контакты, действия и взаимодействия. Если подсистема не выполняет свою функцию, организация не может существовать вследствие нарушения баланса между входом и выходом ресурсов из системы.

2. Подсистема достижения целей - важнейшая системная единица организации, поскольку она мобилизует организационные ресурсы, активно воздействует на различные части внешней среды, ориентируя их на достижение основных организационных целей, путем координирующего воздействия соединяет все части организации в единое целое.

3-4. Подсистемы интеграции и латентности (поддержания образцов) целесообразно рассматривать вместе, так как процессы формирования этих подсистем схожи и на многих этапах характеризуются неразрывным единством. Эти подсистемы должны обеспечивать не только внутреннюю целостность организации как системы, но, что еще более важно, распределение функций между отдельными системными единицами, т.е. создание и поддержание в рабочем состоянии системы социальных ролей, а также сопряженности отдельных функций.

Эти четыре функции представлены в обществе следующим образом:

Функцию адаптации (1) обеспечивает экономическая подсистема , с помощью которой общество приспосабливается к изменениям внешней среды, поставляет и распределяет продукты, необходимые для удовлетворения определённых физических потребностей людей. Адаптация осуществляется через такие институты этой подсистемы как предприятия, банки, через статусно - ролевые отношения «предприниматель - работник», «производитель - потребитель» и т.п.

Политическая подсистема реализует функцию целедостижения (2) через государственные институты, партии, общественные движения и функционально - ролевые отношения по поводу политической власти.

Социальная подсистема выполняет функцию (3) и обеспечивает внутреннее единство общества, солидарность его членов через институты социального контроля (право, другие нормативные системы), в которых используются соответствующие формы поощрения и принуждения.

Культурная подсистема осуществляет функцию поддержания образцов взаимодействия (4) в системе через институты социализации (семья, школа и др.), которые сохраняют и обновляют мотивацию индивидов; образцы их поведения, культурные принципы через такие ролевые отношения, как «родитель - ребенок», «учитель - ученик».

По мнению современного социолога Д. Истона, процесс интеграции в системе может протекать в три этапа :

1. Конформность - этап интеграции - достижение такого состояния включенных в систему объектов (социальных групп или отдельных индивидов), которое характеризуется их соглашением с системными требованиями (требованиями по отношению к членам организации) как законными.

2. Мобилизация - этап, в ходе которого индивидами осуществляется идентификация с системными ролями, соответствующими статусному полю данной системы. Эти роли признаются значимыми и первостепенными, составляющими основу их деятельности. Этот уровень интеграции следует признать более высоким, так как члены организации ставят цели организации выше, чем личные цели.

3. Консолидация - этап интеграции, в ходе которого происходит интернализация норм, включающих в себя институциональные и организационные поощрения и наказания, культурные ценности, ролевые требования и ожидания. Предполагает идентификацию индивидов по отношению к нормам своей социальной группы, появление ингрупповой причастности и ингруппового фаворитизма. Как и первые два этапа интеграции, консолидация осуществляется и на чувственном, и на рациональном уровнях.

Сторонником системной теории общества в социологии является социолог Н. Луман. Он считает, что предмет социологии - социальные системы. Н. Луман говорит о социальной системе как смысловой , элементами которой являются коммуникации . Элементарная коммуникация есть далее неразложимый элемент социальной системы. Коммуникация сама по себе не видна, она наблюдается как действие (отсюда, социальная система - система действий). Самой обширной коммуникационной системой является мировое общество. Если коммуникация состоялась, то она не «принадлежит» ни одному из участвующих в ней людей.

Loading...Loading...