Кто себя возвышает. "всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится"

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 18, ст. 10 - 14.

10. два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

(Лк. 18, 10-14)

Евангелист Лука, дорогие братья и сестры, передает нам рассказанную Христом притчу о мытаре и фарисее, предваряя ее такими словами: Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других (Лк. 18, 9). Таким образом апостол Лука открывает каждому читающему Евангелие, к кому обращена данная история, которая могла иметь место в Иерусалимском храме.

Набожные иудеи молились три раза в день: в 9 часов утра, в полдень и в 3 часа дня. Считалось, что особую силу молитва имела в храме, и поэтому в эти часы многие приходили в храм помолиться. Пришли в храм среди прочих некий фарисей и мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю (Лк. 18, 11-12).

Из данных слов фарисея мы можем увидеть, что, собственно, он приходил молиться не Богу: он молился сам себе. Молитва всегда обращена к Богу и только к Богу. Но фактически фарисей пришел в храм не молиться, а сообщать Богу, каким благородным он является.

По иудейскому закону был лишь один обязательный пост - в День очищения (то есть в десятый день седьмого месяца года). Но некоторые, стремясь добиться особых заслуг перед Богом, постились также по понедельникам и четвергам. Стоить отметить, что это были рыночные дни, когда в Иерусалим приходило много народа из деревни. Постившиеся выходили на улицы с бледными лицами и печальным выражением лица и были небрежно одеты, и поэтому в эти дни наибольшее число людей могли заметить их набожность.

Что же касается десятины, которую упоминает фарисей в молитве, то, как известно, все иудеи должны были приносить десятую часть от своих доходов левитам, как указывалось в 18-й главе Книги Чисел и 14-й главе Второзакония. Но фарисеи демонстративно платили десятину даже с тех продуктов, которые не были указаны в законе или даже были исключены из него.

Помимо фарисея в храм вошел мытарь, сборщик налогов, и, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику (Лк. 18, 13).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «В притче, примером мытаря и фарисея, Господь научает нас, с каким расположением духа нужно молиться нам в Церкви, или где бы то ни было. Послушаем, как молился фарисей и как мытарь; кто из них угодил Богу своею молитвою и кто нет; чем угодил один и чем не угодил другой, чтобы и нам научиться всегда молиться богоугодно, а не в осуждение». Действительно, молиться нужно со смиренным сердцем. Как заметил один богослов: «Врата небесные столь низки, что войти в них можно только на коленях». Только сердечное сокрушение позволяет человеку быть услышанным Богом.

Также стоит отметить, что презрение к своим собратьям и высокое самомнение обрекает нашу молитву на осуждение. Как заметил в одной из своих проповедей архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Чтобы освободиться от греха самомнения, следует сопоставлять свою жизнь не с себе подобными, но с достигшими совершенства. Многие подобострастные нам люди победили в себе грех, искоренили все греховные страсти, уготовили себя в жилище Святому Духу. [… ] Так попытаемся сравнить их чистую добродетельную жизнь со своей».

Применяя эту притчу к себе и заглядывая в глубину своей души, мы должны сознаться, что нередко бываем такими же фарисеями, о каких говорил Христос. Лишись мы повседневного комфорта или коснись нас несчастье, как мы начинаем роптать: «За что Бог наказывает меня? Ведь у меня нет таких грехов, за которые я заслуживал бы такого наказания? Я не убийца, не грабитель, не вор; я посещаю храм Божий почти каждое воскресенье и во все большие праздники; соблюдаю все таинства и обряды; подаю милостыню нищим; я не таков, как прочие люди; за что же Ты караешь меня так, Господи?»

Говорящий или думающий так разве не тот же самооправдывающийся или самовозвышающийся фарисей, о котором говорил Христос в Своей притче? Постараемся же, дорогие братья и сестры, и в горе и в радости молиться со смирением: «Боже! будь милостив ко мне грешнику»! Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

«…Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится».

Среди многих грехов и искушений, которым подвержен род человеческий, есть один, который, пожалуй, наиболее часто подпадал под обличение Христа Спасителя, и имя этого греху – лицемерие. Вот и сегодняшнее евангелие как раз касается этой темы.

Господь обличает фарисеев, обличает тогдашних духовных вождей еврейского народа. Напомним, что фарисеи - это самая многочисленная и влиятельная религиозно-политическая партия в Израиле. Им принадлежало право судить, что является грехом, а что не является, что может делать человек, а что нет. Фарисеи как бы курировали духовную, общественную, профессиональную и личную жизнь своих соплеменников. И люди видели в них непререкаемый авторитет.

Но вот ведь в чем дело, для достижения авторитета надо очень много потрудиться. Для того чтобы быть образцом духовной жизни, надо проделать очень длительный и трудоемкий путь – путь молитвы, поста, смирения, самоограничения, жертвенности. Это тот путь подвига, который именуется святостью жизни.

Ну а если нет ни сил, ни желания, ни стремления брать на себя этот подвиг и жить святой жизнью, но с другой стороны и авторитетом хочется пользоваться в глазах людей. Что же тогда делать? А в таком случае надо надеть на себя маску, придать своей внешности, своей одежде, своему поведению, своим речам такую благочестивую окраску, которая смогла бы ввести в заблуждение людей.

И надо сказать, что фарисеи блестяще справлялись со своей ролью. Христос со словами обличения обрушивается на фарисеев. Он срывает с них маску, разоблачает их лицемерие. Вся трагедия фарисеев состояла в том, что им было важно не то, что видит сердцеведец Бог, а то, что видят и то, что скажут о них люди. Вот почему и повторяет Господь неоднократно: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры».

Это были люди, которые замкнулись в своем самодовольстве. Вот эта обличительная речь Христа, которая находится в 23 главе Евангелия от Матфея, звучит на злобу и сегодняшнего дня, потому что лицемеров у нас не меньше, чем 2000 лет назад и действуют они точно так же. Те же сладкие речи, та же подчеркнутая бедность в одежде, осуждение всех и вся, полное презрение к благам этого мира. И складывается у доверчивых людей впечатление, что всеми своими помыслами такой человек пребывает уже исключительно где-то в горних обителях.

Так вот ложное это впечатление. Как раз такие-то люди всеми своими помыслами и привязаны к земле. Это лицемеры, которые преследуют исключительно свои земные цели, материальную выгоду и человеческую славу.

У каждого из нас есть грехи, слабости, может быть, даже пороки. Конечно, не надо их афишировать и выставлять напоказ, это будет цинизм, но не надо изображать из себя святого, это будет кощунство. В грехах надо каяться, а недостатки надо исправлять, а любителям дешевой популярности надо чаще вспоминать слова Христа Спасителя: «Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.» Аминь.

Из проповеди протоиерея Александра Глебова.

Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

«На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи, – говорит Господь, – итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте». Никого не обличает столь сурово Христос, как этих книжников и фарисеев. Тем не менее, они были идолами и любимцами народа, который говорил, что из двух людей, идущих на небо, один должен быть фарисей. Мы не должны обманываться громкими и могущественными именами, званием и положением кого бы то ни было. Даже ученики Христовы нуждаются в этом предупреждении – не соблазняться пышностью мира.

Фарисеи и книжники были учителями Закона. Много хороших мест занято плохими людьми. Но как говорится, не место красит человека, а человек место. Доброе и нужное служение не должно порицаться, оттого что порой оно попадает в руки недостойных служителей.

«Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте». Истина не делается хуже, если ей научает нас тот, кто не живет по истине. Если Бог посылает нам здоровую пищу, как пророку Илии, не через ангелов, а через воронов, мы должны с благодарением принимать ее.

И Господь заповедует народу поступать, как они учат, но не поступать, как они поступают, помня об их закваске лицемерия. Самые неизвинительные из грешников – те, кто позволяет себе грехи, которые он осуждает в других, и даже худшие. Это предупреждение относится прежде всего к служителям Церкви. Ибо может ли быть большее лицемерие, чем внушать другим то, чему сам не веришь и чего сам не исполняешь? Быть великим на словах и ничего собой не представлять на деле? Они «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям». Они не только требуют мелочного исполнения Закона, но навязывают собственные изобретения и предания – под угрозой строжайших епитимий. Они любят показать свою власть и учительство. «А сами не хотят и перстом двинуть их». Они питают свою гордость строгостью поучений, а сами ни в коей мере не связывают себя этой строгостью.

«Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди». Мы должны так делать добрые дела, чтобы те, кто видит их, могли прославить Бога. Но мы не должны трубить о наших добрых делах с тем, чтобы другие видели их и прославляли нас. Вид благочестия дает лицемеру возможность носить имя, будто он жив, но, отвергшись силы его, он мертв. Они «расширяют хранилища свои» – повязки на лбу и левой руке со словами Закона, чтобы все видели, что они святее, строже и ревностней, чем другие, относятся к Закону. «И увеличивают воскрилия одежд своих». Бог заповедал сынам Израилевым делать себе кисти с голубой нитью по краям одежд своих (Числ. 15, 38 ) в напоминание о том, что они – избранный народ, и потому должны жить согласно этому избранничеству. Но фарисеи делали эти воскрилия бо льшими, чем было принято, чтобы показать, что они благочестивее всех.

Всюду и везде им надо было заявить о своем превосходстве. Гордость была их любимым царствующим грехом. Господь описывает, как проявлялся этот грех. Во всех общественных местах – на пиршествах и в синагогах – они ждали приветствий и получали, услаждаясь сердцем, самые почетные председания. Прежде чем учить чему-то других, надо пойти научиться самому первому уроку в школе Христа – смирению.

И Господь внезапно обращается к Своим ученикам: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья». Вместо того, чтобы все время воспринимать обличения Господа как то, что относится к другим, мы должны задуматься о собственной жизни. Не впадаем ли мы в тот же самый грех учительства? «Братии мои, не многие делайтесь учителями, ибо все мы много согрешаем, – говорит апостол Иаков, – кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» (Иак. 3, 1–2 ). «А человек совершенный, – добавляет преподобный Силуан Афонский, – ничего не говорит от себя». Подлинный учитель не тот, кто привлекает к себе, а тот, кто ведет к истине. Ибо есть один только Учитель, один Учащий всех – Господь. Только Бог может нас научить абсолютной истине. Мы же можем лишь – по дару Его – приближаться к ней. «Вы же все братья». Как коротко выражает Господь тайну человеческого и христианского общения. И какой безусловной требовательности исполнена она! Те, кто научился этому, стали Христовыми учителями Церкви.

«И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». Господь не требует отмены всякой иерархии, власти, отцовства. Он требует, чтобы никакая иерархия, никакая власть, никакое отцовство не занимали место Бога. Каждому человеку дана свобода лицом к лицу встретить Бога. Никто не может заменить Того Единственного, Который спасает человека. Встреча любви с Отцом, Который на небесах, имеет столь важное значение, что всякая тень ее подмены – разрушение жизни. Не называйте никого на земле отцом себе! Речь не идет о том, чтобы мы перестали называть отцами тех, кому мы телесно и духовно обязаны своим рождением. Но Господь не может допустить, чтобы мы остановились на человеке. Он знает, что только Бог есть Бог.

Несравненно больше всех наших различий в званиях и достоинстве – то, что мы все имеем общее в Боге: «Один у вас Отец, Который на небесах». Великие и малые, знаменитые и безвестные – мы все дети одного Отца. Кто не забывает этого, останется простым и скромным, какое бы высокое положение они ни занимал. Он будет помнить всегда, что есть только Один подлинно великий, перед Которым мы все – малы, и все наши различия, какими бы значительными они ни казались, исчезают. Кто хранит это в своем сердце, тот любое служение, данное ему Богом, будет нести как смиренное послушание. «Больший из вас да будет всем слуга». Поистине велики только те, кто в любом своем величии остаются служителями и ближними по отношению к ближним, их братьям. Служа многим, они становятся отцами для многих.

«Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет». Если Бог даст таким людям покаяние, они будут унижены в собственных глазах и ужаснутся своему состоянию. Если же не покаются, то рано или поздно будут унижены перед миром. «А кто унижает себя, тот возвысится». В этом мире смиренные будут приняты Богом и почтены мудрыми и благочестивыми людьми. И некоторые из них будут призваны к самому высокому служению. Ибо слава, говорят святые отцы, как тень бежит от того, кто ищет ее, и следует за теми, кто уклоняется от нее. В будущем мире те, кто унижает себя, сокрушаясь о своих грехах, возвысятся. Они взойдут к престолу Господню, чтобы наследовать Божию славу.

Больший из вас да будет вам слуга: Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится". - (Матфея 23:11,12).

Настоящий лидер не утверждает свою позицию унижением других. Нет! Унижая других, человек теряет духовную власть. Если пастор позволяет себе унижать кого-то - благословения Божьи в его жизни прекратятся. Рука Божья не будет простерта над ним.

Библия учит нас не возвышаться и не превозноситься над другими людьми, а "быть меньшими" - тогда Сам Бог возвысит нас. Иначе Он уберет всякую честь и достоинство, которые были у нас перед Ним. Поэтому мы должны быть добрыми пасторами.

Не думайте о себе. Думайте о том, чтобы через вас состоялись другие люди. Вы не должны унижать других, чтобы утвердить свою позицию. Вы должны принижать себя, чтобы другие утвердились. Вы должны стать ниже тех, которым служите, чтобы они смогли "встать" на вас, то есть они должны опираться на вас.

Вы должны стать "лестницей", по которой другие поднимаются к успеху.

Если вы не готовы к этому - вы не готовы быть пастором.

Апостол Павел говорил: "Вы стали царями, а мы - посмешищем. Вы уже обогатились, а мы обеднели". Он говорил так потому, что был хорошим лидером. Его судьба - это судьба лидера высшего класса. Библия учит нас: кто хочет быть большим, тот должен стать слугой.

Третье отличие. Настоящий пастор, добрый пастор всегда печется о личном развитии каждого человека в церкви. Он переживает об этом так, как будто это его личная проблема. Добрый пастор постоянно размышляет о перспективе развития: растут ли люди, которые окружают его? Добрый пастор постоянно подталкивает людей к учебе, побуждает их приобретать знания. Он желает, чтобы его люди состоялись: поднимались на работе, дома, в духовной жизни; сделали все, что могут, реализовали потенциал, заложенный в них Богом.

Очень часто мы много думаем о себе и о своем личном развитии. Но если вы - добрый пастор, то будете думать о развитии своих подопечных.

Что же делает наемник? Наемник любыми способами старается погубить потенциал и способности своих подопечных, не дает им возможности реализовать свои таланты. К примеру, в группе прославления появился новый человек, который хорошо поет, но лидер не хочет поручать ему сольные партии, а то вдруг пастор заметит его талант... Еще один пример: помощник пастора очень хорошо проповедует, но пастор, боясь выглядеть на "его фоне" хуже, не дает ему возможности проповедовать в церкви, загружая массой мелких поручений, которые могут выполнить другие служители. Наемник не заботится о росте человека, о поощрении его служения. Если кто-то из служителей делает что-либо лучше наемника, то он никогда не даст им подняться, завоевать авторитет, а будет стараться держать их "в тени". Вот как поступает наемник!

Мы не "убиваем" возможностей наших подопечных. Наоборот. Мы поощряем их, помогаем обнаружить свой потенциал и реализовать его, помогаем людям состояться.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 23, ст. 1 - 12.

1. Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим

2. и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;

3. итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:

4. связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;

5. все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;

6. также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах

7. и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

8. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;

9. и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;

10. и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.

11. Больший из вас да будет вам слуга:

12. ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

(Мф. 23, 1–12)

Желая предостеречь Своих учеников и народ от фарисейского духа, Христос произносит грозную обличительную речь, в которой указывает на главнейшие заблуждения книжников и фарисеев относительно учения и жизни.

Говоря о том, что на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи (Мф. 23, 2), Господь подразумевает, что они заняли место Моисея и присвоили себе исключительное право истолковывать смысл закона Божия.

Но, конечно, не стоит думать, что Господь подвергает сомнению все нормы и правила, которым учили книжки и фарисеи: итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте (Мф. 23, 3), – говорит Он.

Но, чтобы народ не подумал, что, слушая их, нужно и подражать им, Спаситель добавляет: по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф. 23, 3-4).

Блаженный Феофилакт пишет: «Фарисеи возлагали бремена тяжелые в том, что принуждали людей к соблюдению мелочных и трудно исполнимых предписаний закона, и еще тяжесть законных постановлений увеличивали какими-то своими преданиями, каких не было в законе. Сами же они … и не приближались к этим тяжким бременам».

Христос замечает, что книжники и фарисеи расширяют хранилища свои (Мф. 23, 5), то есть напоказ увеличивают те кожаные ящички, в которых вкладывались листки с изречениями из закона. Эти листки во время молитвы прикреплялись ремешками один ко лбу, а другой к левой руке.

Обычай носить эти хранилища произошел из буквального понимания слов книги Исход: и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта (Исх. 13, 16).

Так же происходило и с одеждой, которая по своим краям (воскрилиям) должна была иметь небольшие кисти с синей нитью, чтобы люди, взирая на них, вспоминали все заповеди Господни. Фарисеи по тщеславию и эти кисти делали больше обычных, подчеркивая тем самым свою религиозность.

Давая дальнейшую характеристику книжникам и фарисеям, Господь добавляет, что они также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах (Мф. 23, 6). Главные (или почетные) места на пиру располагались в середине стола, эти-то места и занимали фарисеи, равно как в синагогах они требовали себе мест, ближайших к кафедре.

Претендуя на уважение большее, чем то, которое следовало оказывать родителям, фарисеи и книжки незаслуженно требовали к себе обращения «учитель» и «отец». Спаситель же осуждает это требование.

Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Это запрещение называться учителями, отцами и наставниками нельзя понимать буквально, как делают это сектанты, ибо из Апостольских посланий видно, что эти наименования употреблялись самими Апостолами... Правильнее понимать, что эта заповедь относилась лишь к самим Апостолам лично, предостерегая их от превозношения друг перед другом и внушая им, что они все равны между собой… Не следует воздавать человеку почесть, подобающую единому Богу, и чрезмерно чтить учителей и наставников, как если бы они говорили свое слово, а не слово Божие».

Небесные сокровища выше и ценнее сокровищ земных, а смиренное и добродетельное служение ближним является настоящим служением Богу, а потому Христос наставляет: Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23, 11-12).

Строки сегодняшнего Евангельского чтения, дорогие братья и сестры, напоминают нам о том, как важно не просто исполнять предписания, но наполнять свою жизнь любовью и очищать от всякого тщеславия и превозношения, дабы иметь благоговейное сердце по отношению к Богу и каждому человеку. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Loading...Loading...