О несторианстве и халкидонитах. Лидером федералистов был

Каждая историческая эпоха интересна и индивидуальна. В ней есть место и войнам, и экономическим кризисам, и политическим потрясениям, и религиозным образованиям… Пожалуй остановимся на последнем, ведь речь ниже пойдёт о несторианстве – течении в христианстве. Что же представляет из себя эта религия, исчезнувшая, оставившая так мало следов в истории и какие народы исповедовали её?

Город Варданзи, Средняя Азия, 625 год. Аверс: изображение льва. Реверс: несторианский крест

История несторианства берёт своё начало из Византии, хотя и основателем её был перс, родившийся в сирийском городе Кесарии Германикийской. Его имя — Несторий . Не стоит рассказывать о его резком скачке в «карьере священника» и выдвижения в патриархи Византийской империи, однако пропустить его деяния уже, как патриарха, никак нельзя.

Несторий был человеком жёстким и нетерпимым. В Константинополе он обещал императору, что даст благословение божие, если тот позволит патриарху расправиться с еретиками государства. А еретиками Несторий считал даже ариан, которые также были христианами. Он выступал против проведения театров, танцов, пения, считая, что это вредит духовному миру истинного христианина. Естественно, население Константинополя, у которого хотят забрать основные развлечения, было недовольно патриархом.
Патриарх, как и его соратники, решили внести изменения, «поправки» в веру. Они считали, что христиане веками якобы заблуждались, называя мать Иисуса Христа — Богородицей, ведь Христос по сути был человеком, а простая девушка Мария не могла родить Бога, следовательно она не может быть Богородицей. Несторий полагал, что «Христос»-понятие двуличное. Был человек Иисус, и была его ипостась-Бог. Эти две ипостаси образовывали святого Иисуса Христа.
Конечно, учение несторианства очень сложное, и отличается оно заметно от других черт христианства, вообще от всего монотеизма(веры в единого бога).

После таких резких слов в «некотором заблуждении» христианства, Нестория осудили на Эфесском соборе в 431 году, и осудили его …за ересь! Смешно, неправда ли? Человек, который посвятил жизнь борьбе с ересью в божьем граде Константинополе, теперь вдруг сам объявляется еретиком! И кстати, такое произошло не случайно, ведь Богородица, которую Несторий отвергал, как таковую, люди высоко почитали в Константинополе и принять убеждения патриарха не захотели, ибо считали их, мягко говоря, нерациональными.

Обвинителем Нестория стал святитель Кирилл Александрийский, настоявший на защите названия «Богородица» в противовес «Христородице», предложенной Несторием.

Бежав из Константинополя, несториане нашли приют на родине предков Нестория – в Персии. Здесь было много персов-христиан и конечно же они приняли убеждения своего земляка. В 499 году в персидском городе Ктезифоне обосновалась новая несторианская патриархия, и начиная с 6 в., она набирала свою силу и расширяла свой ареал уже даже на степные народы, которых персы определяли общим названием-Туран. Позднее, а именно в 7 в. (635 г.), китайское правительство династии Тан приняло несторианских священников, а также позволило им проповедовать на территории Срединной равнины (Китая). Во время правления китайской императрицы У, покровительствовавшей буддийской общине, начались преследования христиан – несториан, но эти гонения были недолгими, пока не сменилась власть. Известно, что даже после прекращения репрессий, буддисты продолжали серьёзно конкурировать с несторианами, которых они так недолюбливали. Забавно, что когда у власти Китая в 714 встал император Сюаньцзун, то репрессии в стране возобновились, но уже не на несториан, а на буддистов. Буддизм в империи Тан был запрещён.

Начиная с середины 8 в., несториане стали чувствовать себя более-менее безопасно, чем раннее. Они проповедовали уже по всей Великой степи.
С этого времени, именно кочевые народы становятся последним оплотом несторианства. Пройдёт время, и несторианство столкнётся жестокой войной с другими христианами-католиками и православными, однако среди последних найдётся человек, пассионарий и патриот, который сможет не только помириться, но и подружиться с несторианами. Речь об этом человеке пойдёт ниже.

Второй тюркский каганат уже распался, и чёткие границы, которыми ограждались от врагов тюркские ханы, стали открытыми для несториан.
Распространились они в Джунгарии, где процветали уйгуры. Здесь, новое религиозное учение местные жители встретили как своё, родное. Уйгурская держава становилась всё более могущественной, но как только проявился межрелигиозный конфликт, авторитет страны стал падать. Сюда проникла манихейская община, являющаяся по определению Льва Гумилёва религиозно-философской антисистемой, вследствие чего мы наблюдаем временный упадок Уйгурии. Несториане потерпели поражение.

Государственной религией стало манихейство. Представители этой антисистемы не поладили ни с одной религиозной общиной, включая тех же несториан. Такое отношение к соседям имело негативные последствия. В 840 г. кыргызы начали войну против Уйгурии. Война длилась 7 лет и на землях Джунгарии кыргызы сломили уйгуров, влияние которых было подорвано ещё до конфликта.

Манихеи, как любая другая антисистема, самоизолировались, и остатки уцелевших уйгуров вновь приняли христианство. В начале 11 в. народ кераитов также принял христианство несторианского толка, затем меркиты, онгуты. Пришедшие в Среднюю Азию кидани, частью крестились. Эти же кидани защитили позиции христианства в Средней Азии от мусульманской экспансии, когда в 1141 г. произошла знаменитая Катванская битва между гурханом Елюем Даши и сельджукским султаном Санджаром. Как раз в том же 1141г. в Западной Европе родилась легенда о христианском царстве пресвитера Иоанна, которой Лев Николаевич Гумилёв посвятил целую книгу «Поиски вымышленного царства», которую я рекомендую прочесть любителям истории монголов.

Как вы уже заметили, несторианство в периоде 10-12 вв. всё больше набирает свою мощь. Практически по всему континенту распространяются сведения о восточном христианстве. Выше было отмечено, что несториане могли помериться силой уже даже с воинственным исламом (Катванская битва).
Христианами являлись многие монголоязычные племена, за исключением татар, мечущихся между чжурчженьской империей Цзинь (в перев. с кит.-золотая) и кочевниками, и тайчиутов, кочующих в основном у реки Онон.

Александр Беляев

Продолжение следует…

казахский несторианство, несторианство
- диофизитское христологическое учение, традиционно ошибочно приписываемое Несторию, Архиепископу Константинополя (428-431), учение которого было осуждено как ересь на Эфесском (Третьем Вселенском) соборе в 431 году. Единственными христианскими церквами, исповедующими данную христологию, созданную через несколько сот лет после смерти Нестория Мар Бабаем Великим на основе христологических учений Диодора Тарсийского и Евагрия Понтийского, все сочинения которого Мар Бабай лично отредактировал для исключения ересей идеализма и оригенизма, являются Ассирийская церковь Востока и Древняя Ассирийская церковь Востока, таким образом представляя собой самобытную христианскую конфессию. Независимая богословская экспертиза христологии этой конфессии, проведенная фондом Pro Oriente c участием ведущих богословов и Константинопольского патриархата, и Ватикана, показала, что она полностью соответствует Халкидонскому символу веры и поэтому не имеет отношения к ереси Нестория. С 1997 года Ассирийская церковь Востока изъяла из литургии анафематизмы миафизитских церквей и призвала их сделать то же самое в отношении её и других диофизитских церквей.

Собственно вероучение, которого придерживался Несторий, фактически является вариантом развития учения Антиохийской богословской школы, к которой он, как и несомненно православный Иоанн Златоуст, принадлежал. Антиохийская христология развита в трудах предшественников Нестория - Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского (IV век), которые признаются Ассирийской Церковью Востока предшественниками своей христологии, а Несторий считается в Ассирийской Церкви Востока святым за свою приверженность литургии Церкви Востока, а не за его христологическое учение, отрицаемое этой церковью из-за являвшегося её особенностью задолго до Нестория очень древнего культа Девы Марии в этой Церкви. Поэтому сами несториане всегда протестовали против наименования их несторианами. Интересно наблюдение академика В. В. Бартольда: говоря о несторианах, он отмечает, что в Средней Азии несториане не называли себя христианами или несторианами. Он пишет, что имя «несториане» «не перешло в восточные языки и не встречается ни в семиреченских надписях, ни в сиро-китайском памятнике». Христиане этой церкви называли себя насрани, назореями (от Иисус Назорей) и наср (Священное Писание по-арабски).

  • 1 Учение Несторианства
    • 1.1 Оппозиция Несторию
  • 2 Размежевание несторианства, православия и монофизитства
  • 3 История
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
    • 6.1 Научная
    • 6.2 Публицистика
  • 7 Ссылки

Учение Несторианства

Главный богословский принцип несторианства состоит в том, что оно признает полную симметрию богочеловечества Христа: в едином богочеловеческом лице Христа с момента зачатия неслитно соединены две кномы (реализации природ, ипостаси - неверный перевод) и две природы - Бога и человека. Воля в несторианстве, в отличие от халкидонского Православия и Католицизма, считается свойством лица, а не природы, и не свойством ипостаси, как в учении других древневосточных церквей. Поэтому в Несторианстве признаётся одна богочеловеческая воля Христа, сложная, состоящая из двух согласных между собой воль Божественной и человеческой. то же время, как и в «халкидонских» церквах, различаются действия во Христе - одни действия Христа (рождение от Марии, страдания, смерть на кресте) несторианство относит к его человечеству, другие (творение чудес) - к Божеству.

Поскольку, согласно несторианству, рождение от особо почитаемой Церковью Востока Владычицы Марии имеет отношение только к человеческой природе Христа, но не к божественной природе, термин «Богородица» в догматических сочинениях несториан считается богословски корректным и допустимым только с оговорками. Несторианство особо подчёркивает важность подвигов Христа как человека. Человеческая и божественная природа Христа до Крещения не полностью соединены, а только находятся в теснейшем соприкосновении. До крещения на Иордане Христос как обычный, хотя и праведный, человек в совершенстве исполняет иудейский закон, во время крещения получает благодать Святого Духа, преображается на горе Фавор, страданиями и смертью на кресте выполняет соверше́нное послушание Богу, после чего силой Бога воскресает, что становится победой над смертью, а смерть является главным последствием грехопадения Адама.

Оппозиция Несторию

Несторианская надгробная плита с надписью на уйгурском, найденная близ Иссык-Куля (датируется 1312 г.)

Основным противником Нестория, как и ранее Иоанна Златоуста, был архиепископ Александрийский Кирилл, утверждавший христологию Александрийской богословской школы. Противостояние между Александрийской и Антиохийской школами усугублялось разным пониманием христологических терминов. целом, в дохалкидонском богословии понятия «природа», «ипостась» и «лицо» были тесно взаимосвязаны, что определяло одинаковое количество природ и ипостасей. Поэтому Кириллом Александрийским учение Нестория воспринималось как разделение Христа на двух Сынов, даже если сам Несторий и пытался свести единство Бога и человека в едином лице соединения.

В Викитеке есть полный текст 12 анафематизмов Кирилла Александрийского

Кирилл Александрийский отвергал ипостасное разделение во Христе, настаивая на исповедании природного единства единой Ипостаси воплощенного Бога. Именно поэтому он отстаивал важность термина «Богородица», так как именно Бог родился от Девы как человек, а не соединился с родившимся от Неё человеком. Общий итог полемики был выражен в знаменитых «12-ти анафематизмах» Кирилла, написанных в послании Несторию. «12 анафематизмов» Кирилла Александрийского, зачитанные на Эфесском соборе (431 год), но освящённые только на V Вселенском соборе, стали знаменем в его борьбе с Несторием, хотя описанное в них учение якобы Нестория не соответствовало учению Феодора Мопсуестийского, отстаиваемому Несторием. Окончательно ересь Нестория, вне богослужения не желавшего именовать Деву, истинно родившую Бога, «Богородицею» без оговорок и использовавшего свои новые термины «Христородица» и «Богоприимица», была осуждена на Халкидонском соборе в 451 году, собранном по поводу смуты, вызванной монофизитским учением константинопольского архимандрита Евтихия, будто Божественная природа поглотила в Иисусе Христе человеческую. Отцы Халкидонского Собора засвидетельствовали, что противостоящие друг другу терминология Нестория и ересь Евтихия чужды учению Святой Соборной и Апостольской Церкви и изложили православное учение о двух естествах в едином лице Иисуса Христа.

Размежевание несторианства, православия и монофизитства

Несторианская стела в Сиане (781 г.) - древнейший христианский памятник Китая

В 431 году на Третьем Вселенском соборе в Эфесе (не признаваемом Вселенским собором в АЦВ) Несторий был предан анафеме, его учение осуждено. Раздельно заседавшая антиохийская делегация объявила еретиком его оппонента - Кирилла, спор был решён императором Феодосием II, который утвердил постановление возглавляемой Кириллом александрийской делегации.

Против несторианства собирался и Второй Эфесский собор 449 года, проведённый по инициативе монофизитского патриарха Александрийского Диоскора, впоследствии объявленный «Разбойничьим собором».

По мнению ряда авторов, анафема несторианам была произнесена и на Халкидонском соборе в 451 году. Но христиане Церкви Востока несторианами себя не считают. «Хотя эта Церковь почитает Нестория святым, она не является Церковью, основанной Несторием, - пишет современный богослов Ассирийской Церкви Востока мар Апрем,- Несторий не знал сирийского, а сирийская Церковь Востока, находившаяся в Персидской империи, не знала греческого… Только после смерти Нестория сирийскую Церковь Востока, которая не принимала никакого участия в христологическом конфликте между Несторием и Кириллом и вообще не знала ничего об этих спорах при их жизни, стали, к сожалению, воспринимать как основанную Несторием». Будучи гонимыми в Византии, большая часть собственно несториан ушла в Персию, где присоединилась к Церкви Востока, где преобладала антиохийская богословская традиция. Как оппозиционное византийскому христианству направление учение Церкви Востока закрепилось в церкви Персидской империи, в результате чего эта церковь обособилась от всего остального христианского мира, но после Халкидонского собора наметилось сближение с православием в противостоянии монофизитству. Часть верующих и иерархов церкви признавала халкидонский символ веры (Сахдона), нет в трудах Исаака Сирина доказательств, что он отрицал халкидонский символ веры. «Несторианской» называется только одна из литургий Церкви. Именно монофизиты (так их называл А. В. Карташев вслед за Иоанном Дамаскином, хотя сейчас, ввиду несогласия их с учением Евтихия, эти Церкви с их согласия уважительно принято называть миафизитскими) впервые широко использовали термин «несториане», но называют так и сторонников Церкви Востока, и православных и католиков. Осуждение почитаемого за создание литургии Церкви Востока Феодора Мопсуестийского было проведено императором Юстинианом I с целью примирения с миафизитами. Этого добиться не удалось, но в результате произошёл канонический разрыв с Церковью Востока в целом, независимо от отношения отдельных её представителей к Халкидонскому символу веры, но не разрыв евхаристического общения. Соответственно, в отличие от миафизитов, Церковь Востока признавала Вселенские соборы православных поместными соборами Церкви Запада. С тех пор, считая себя и халкидонитов православными и совместно противостоящими миафизитам и претендуя на руководство халкидонитами на своей территории, Церковь Востока отказывалась и направлять своих представителей на Вселенские соборы, и рассматривать их как Вселенские. Но по правилам Вселенских Соборов для общения с общинами, прославляющими еретиков, требуется только анафематствование ими сути ереси, а не самого еретика как личности, а учение Нестория о Христородице и Богоприимице Церковью Востока никогда и не признавалось, поэтому служение халкидонитов, таких как Сахдона и, видимо, Исаак Сирин, в Церкви Востока правомерно. отличие от отношений с другими древневосточными церквами, православные церкви и Церковь Востока никогда не анафематствовали друг друга. Неясно, когда в Церкви Востока утвердилось впоследствии признанное протестантами особое учение о евхаристии, которое в наше время сделало невозможным евхаристическое общение c не являющимися сторонниками христологии и терминологии Нестория и неанафематствованными «несторианами». Его не было ещё в 13 веке. Находившаяся в евхаристическом общении с Церковью Востока Русская церковь в 14 веке была признана истинно православной Константинопольским патриархатом, его богословы считали русских «истинными ромеями», кардинально отличающимися от христиан-«варваров» - славян Балканского полуострова и католиков. Таким образом, именно Православие является исконной древней религией народов Кавказа, Поволжья, Урала, Сибири, Китая, Японии, Кореи, Таиланда - то есть, всей канонической территории РПЦ.

История

Усилиями миссионеров несторианство было широко распространено среди иранских, тюркских и монгольских народов Центральной Азии, Великой степи и Кавказа, в том числе, осетин, хорезмийцев, согдийцев, тюркютов, хазар, половцев, каракитаев, кереитов, меркитов, найманов, уйгуров, карлуков, киргизов.

Центром несторианства стал Ктесифон (на территории Ирака), епископальные кафедры располагались в Нишапуре (Иран), Герате (Афганистан), Мерве (Туркмения) и Самарканде (Узбекистан), также существовала объединённая епархия Невакета и Кашгара (Киргизия и Уйгурия).

Абу-Райхан Бируни писал: «большинство жителей Сирии, Ирана и Хорасана - несториане». Иранцы до сих пор используют не арабские, а несторианские названия дней недели.

В 635 году несторианство проникло в Китай, первые императоры династии Тан (Тай-цзун и Гао-цзун) покровительствовали несторианам и позволяли им строить церкви. Несторианство проникло даже в Японию. Таким образом, несторианство в древности стало самой распространённой (как по территории, так и по количеству исповедующих) формой христианства. Проникло несторианство и в Индию.

В 628 году несторианский патриарх Ишо-Яб II д’Гуэдал получил от пророка Мухаммеда охранную грамоту для своей церкви, которая в эпоху Арабского халифата достигла наивысшего расцвета, поскольку во всех завоёванных халифатом странах жители должны были оставить языческие верования и принять одну из авраамических конфессий; обычно они предпочитали уже известное им несторианство. То же происходило и в соседних с халифатом странах, которые принимали несторианство, в том числе, для того, чтобы мусульмане не объявляли им священную войну.

Однако к концу Средневековья несторианство зачахло. Уже в 845 году в Китае провозглашается запрет на несторианство. Средней Азии и на Ближнем Востоке восторжествовал ислам, особенно из-за крестовых походов, в результате которых мусульманские правители стали рассматривать христианство как угрозу. Несториане пользовались большим влиянием у монголов, под властью которых в XIII в. находилась большая часть Азии. Несторианам даже удалось организовать Жёлтый крестовый поход. улусе Бату - русских землях - Православная церковь до принятия Золотой Ордой ислама как государственной религии была подчинена сарайскому епископу-несторианину. Если бы несториане действительно были последователями Нестория, то это можно было бы расценивать как утрату канонического преемства на Руси. Но, главное, к канонической территории Русской православной церкви относятся Азербайджан, Средняя Азия, Китай и Япония, куда христианство принесла Церковь Востока, не считающая себя несторианской, и миссионерская деятельность РПЦ не может быть основана на никак не обоснованном Священным Преданием анафематствовании древнего христианства коренного населения только потому, что миафизиты считают и Православную Церковь, и Церковь Востока несторианскими.

Однако уже в середине XIV века среднеазиатский эмир Тамерлан, захвативший Мавераннахр, организовал резню несториан за их отказ принять ислам. Уцелели лишь укрывшиеся в Курдистанских горах. После образования империи Мин христиан изгнали из Китая. Индийские христиане частью присоединились к католикам (Сиро-малабарская католическая церковь), затем часть их после разрыва с католиками - к яковитам (Маланкарская православная церковь), только часть осталась в прежней вере. 1552 года часть ближневосточных несториан заключила унию с католиками, в результате чего появилась Халдейская католическая церковь Так как «несторианство», в отличие от учения Нестория, не было анафематствовано Православной церковью, то половецких ханш, вышедших замуж за русских князей, заново не крестили (Ибн Баттута. Все кипчаки - христиане), значительное число половцев было ассимилировано русскими после монгольского нашествия. Ещё ранее половцы, основавшие Второе Болгарское царство, были ассимилированы православными болгарами, а православными грузинами были ассимилированы половцы Грузии, составлявшие костяк войск Давида Строителя. Значительно дольше - ещё венгерский национальный поэт Шандор Петёфи подчёркивал, что он половец, а композитор Бородин изучал у них пляски - сохранили идентичность половцы Венгрии, но в католицизм они начали переходить сразу же после переселения в Венгрию во время монгольского нашествия. При этом католики не различали половцев византийского и несторианского обряда, считали их всех «греками». Очень многие половцы после убийства их хана Котяна переселились из Венгрии в Болгарию, как более близкую им страну. Слияние половцев и армян создало современных армян Крыма и Украины армяно-григорианского вероисповедания с половецким родным языком. После присоединения Сибири русскими и кряшенами были ассимилированы несториане Сибири, а в конце XIX века епископ Абун Мар Йонан и несколько клириков были приняты в лоно Русской православной церкви в сущем чине, с ними примкнуло и значительное число верующих, их потомки на территории Закавказья пребывают в лоне РПЦ и после восстановления автокефальной Грузинской православной церкви.

Являющееся основным препятствием для евхаристического общения православных и католиков с несторианами несторианское учение о евхаристии воспринято протестантами.

В настоящее время несторианство представлено Ассирийской церковью Востока и Древней Ассирийской церковью Востока, чьи приверженцы в основном проживают в Иране, Ираке, Сирии, Индии, США, Израиле, Палестине. Москве несторианский храм находится по адресу: Шарикоподшипниковская, 14, стр. 3. Здесь же находится центр ассирийской диаспоры Москвы.

По неформальной традиции миряне церкви, считающие свою конфессию самой древней кафолической церковью, начинают празднование всеми мирянами-диофизитами зажжения Благодатного огня в Иерусалиме.

См. также

  • Диофизитство
  • Ассирийская церковь Востока
  • Древняя Ассирийская церковь Востока
  • Церковь Востока
  • История христианства в Центральной Азии
  • Ван-хан
  • Сорхахтани
  • Докуз-хатун
  • Сартак
  • Мар Ябалаха III
  • Христианство в Узбекистане
  • Христианство в Казахстане
  • Мервская митрополия
  • Конфессиональность в Ливане#Несториане
  • Религия в Иране
  • Гондишапур
  • Тибет#Христианство
  • Христиане апостола Фомы
  • Христианство в Индии
  • Христианство в Китае

Примечания

  1. Христология в широком смысле включает в себя экклезиологию, сакраментологию, аскетику, и именно эти аспекты освещены Евагрием.
  2. Христианство: Энциклопедический словарь. - Т. 2. - М., 1995. - С. 196.
  3. Бартольд В. В. Мусульманские известия о чингизидах-христианах. -М., «Леном», 1998-112 с.
  4. Кнома и личность мыслятся различно; они не отождествляются так, как в Римо-Византийском богословии отождествляются ипостась и личность. Кнома в понимании разработанного сирийского богословия, хотя при переводах сочинений Диодора и Феодора на сирийский вначале переводили греческое «ипостась» как «кнома», мыслится неразрывно от сущности: одна кнома может принадлежать лишь одной сущности, она - индивидуальное проявление сущности. Персона, лицо, личность, лик мыслится как нечто видимое, явленное; она может обнимать собою несколько сущностей и, соответственно, несколько кном. Т. о., во Христе (по воплощении) мыслятся две природы, две кномы и одно лицо. Н.Селезнёв, Христология Ассирийской церкви востока, М., 2002; стр. 74-131 и др.; см., особ., стр. 94, 127.
  5. Богородица по человечеству, Богородица в силу единства http://assyrianchurch.ru/publ/4-1-0-19 Оговорка «Богородица по человечеству» содержится и в Халкидонском символе веры.
  6. Несторианство // Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. - Минск: Книжный Дом, 2007. - 960 с. - (Мир энциклопедий)
  7. Иеромонах ИЛЛАРИОН (Алфеев) Ассирийская Церковь Востока: взгляд на историю и современное положение. - История Древней Церкви в научных традициях XX века. Материалы церковно-научной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины В. В. Болотова. СПб., 2000. С. 72-75.
  8. А. В. Карташев. Церкви сирского языка в Персии. Персидские (халдейские) христиане (поздние несториане) Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. www.sedmitza.ru/lib/text/435278/
  9. Михаил Легеев. Распространение христианства в Персии в I-VII веках. Санкт-Петербургская духовная академия. http://spbda.ru/news/a-436.html
  10. Турчанинов Г. Ф. Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка. - Ирон, 1990.
  11. Гумилёв Л. Н. Несторианство и древняя Русь. (Доложено на заседании отделения этнографии ВГО 15 октября 1964 г.) // Всесоюзное Географическое Общество. Доклады отделения этнографии. 1967. - Вып. 5. - С. 5.
  12. Владимир Амангалиев. Несторианство, Православие или Ислам? К истории христианства в Казахстане http://rusk.ru/st.php?idar=1001036.
  13. Плоских В. М., Плоских В. В. Подводные тайны Иссык-Куля. - Бишкек: «Илим», 2008
  14. Кляшторный С., Плоских В., Мокрынин В. Раннее христианство и тюркский мир Центральной Азии. - Ч. 2-я.
  15. Кошеленко Г. А., Гаибов В. А. Институт археологии РАН Великая церковь Востока.
  16. Голубовский П. В. Половцы в Венгрии.
  17. Андрей Никитин. Лебеди Степи. http://library.narod.ru/saga/osnova302.htm
  18. http://www.assyrianchurch.ru/ Есть также мнение, что храм построен при участии целительницы Джуны Давиташвили, хотя она из семьи ассирийцев-католиков, ввиду того, что Джуна одно время возглавляла общую ассоциацию ассирийцев в Москве "Хаядта". Опарин А. А. Развенчанные боги. Глава 11. Ассирийцы в Москве. http://nauka.bible.com.ua/gods/g2-11.htm
  19. «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»: Иерусалиме паломники сметали полицейские кордоны http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=3684

Литература

Научная

  1. Болотов В. В. «Лекции по истории древней Церкви». Том 4
  2. Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. СПб., Axioma, 2006. XX + 553 с. ISBN 5-90141-013-0 Оглавление
  3. Jean Meyendorff. Le Christ dans la Theologie Byzantine. Paris, 1968. (На английском: John Meyendorff. Christ in the Eastern Christian Thought. New York, 1969. Русский перевод: Прот. Иоанн Мейендорф. «Иисус Христос в восточном православном богословии». М., 2000.)
  4. Селезнев Н. Н. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения М.: Euroasiatica, 2002. (58 Mb)
  5. Селезнев Н. Н. «Несторий и церковь Востока» РГГУ, Центр изучения религий. М.: Путь, 2005. (36 Mb)
  6. Seleznyov, Nikolai N., «Nestorius of Constantinople: Condemnation, Suppression, Veneration, With special reference to the role of his name in East-Syriac Christianity» in: Journal of Eastern Christian Studies 62:3-4 (2010): 165-190.англ.
  7. Иларион (Алфеев) Ассирийская церковь Востока: взгляд на историю и современное положение (недоступная ссылка с 11-05-2013 (785 дней)) // Научно-церковная конференция «История Древней Церкви в традициях XX века», посвященная памяти проф. СПбДА В. В. Болотова. 18-20 апреля 2000 г.
  8. Baum, Wilhelm; Winkler, Dietmar W (1 January 2003). The Church of the East: A Concise History, London: Routledge. ISBN 0-415-29770-2. Google Print, retrieved 16 July 2005.англ.
  9. Nestorius and Nestorianism. Catholic Encyclopedia. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. англ.
  10. Henri Bernard, La decouverte des Nestoriens Mongols aux Ordos et I’histoire ancienne du Christianisme en Extreme-Orient, Tianjin, Hautes Etudes, 1935.англ.
  11. Hill Henry, ed. Light from the East: A Symposium on the Oriental Orthodox and Assyrian Churches. - Toronto: Anglican Book Centre, 1988.англ.
  12. Rossabi, Morris. Voyager from Xanadu: Rabban Sauma and the first journey from China to the West. - Kodansha International Ltd., 1992. - ISBN 4770016506.англ.
  13. Stewart, John. Nestorian missionary enterprise, the story of a church on fire. - Edinburgh, T. & T. Clark, 1928.англ.
  14. Wilmshurst, David. The ecclesiastical organisation of the Church of the East, 1318-1913. - Peeters Publishers, 2000. - P. 4. - ISBN 9789042908765.англ.

Публицистика

  1. Дмитрий Каниболоцкий, Гиваргис Бадаре Ассирийская Церковь Востока: зарождение, становление, трансформации - Религия в Украине, 22 сентября 2009 г.

Ссылки

  • Голубцов Владимир. Наследники Ассирии в ХХв.
  • Глава: Несторианство. // Карташёв А. В. Вселенские соборы. - М.: Республика, 1994. - 542с.
  • Мервская метрополия
  • Л. Н. Гумилёв. Несторианство и Древняя Русь
  • Несторианство и христологические споры
  • Ольга Мерёкина. Несторианство в Китае.
  • Список статей Н. Н. Селезнёва по теме АЦВ - сайт РГГУ

казахский несторианство, несторианство

Несторианство Информацию О

Несториане

Еретическое течение в христианстве, полагающее в Христе соединение человеческой и божественной природы и отрицающее почитание Девы Марии как Богородицы. Осуждено на Вселенском соборе в 431 г., но широко распространено среди восточных христиан.

Китай, Индия, Персия, государства Семиречья - все эти страны, казалось бы, не должны ассоциироваться с христианством. Дикие кочевники, ханы и каганы - какое отношение они могли иметь к Священному Писанию, учению о Святой Троице, Богородице? К Богородице и иконам - практически никакого, но к христианству - самое непосредственное. Когда древние русичи еще кланялись статуе Перуна, жители Центральной Азии уже цитировали Новый Завет. Это утверждают исследователи проклятой ортодоксальными иерархами ереси - несторианства.

После того как римские императоры прекратили преследовать христиан, среди церковного руководства разгорелись нешуточные баталии за право возглавить организацию. Пост был тем более заманчив, что государство дало с некоторых пор большие льготы христианской церкви. Это и право собирать часть налогов, и определенная судебная власть над приходом, и возвращенное и охраняемое имущество христианских общин. Глава же церкви с некоторых пор стал важным государственным сановником.

Борьба за власть была неразрывно связана с идеологической войной. С одной стороны, необходимо было единство организации, чтобы как можно шире распространить свое влияние, усилить авторитет, а в церкви накопилось немало нерешенных богословских вопросов. С другой стороны, внутренние политические интриги удобно было облекать в форму теоретического диспута. Так церковь постоянно делилась на лагеря, которые спорили из-за одной буквы, но представляли, на самом деле, вполне определенные регионы, интересы тех или иных конкретных лиц.

В IV веке отгремели бои вокруг учения Ария. В ходе той борьбы был впервые созван Вселенский собор и принят Символ веры. Но до окончательного решения всех проблем было еще далеко.

Главным камнем преткновения тогда стал вопрос о природе Иисуса Христа. В христианских догматах проблема Иисуса и Троицы была очень скользким моментом. То, во что предлагали верить иерархи сравнительно молодой религии, казалось многим мыслителям нелогичным, а широким массам не совсем понятным. Иисус, являющийся одной из божественных ипостасей, единосущным Богу-Отцу, был еще Богом-Сыном, родившимся у земной женщины, просившим у Отца совета и т. д. и т. п. Эта мистическая теория была чуждой людям с рационалистическим складом ума. Поэтому спор о природе Иисуса продолжился, как продолжилась и борьба за власть.

Одним из главных еретиков V века стал некто Несторий. Так же как Арий, он попытался логически осмыслить христианские догматы и так же, как Арий, был одним из реальных претендентов на самое высокое положение в церковной иерархии. Более того, на какое-то время он его достиг.

Родился Несторий в Германикии (Сирия). В юности поступил в монастырь св. Евпрепия, близ Антиохии, где, по некоторым свидетельствам, был учеником Феодора Мопсуестийского. (Антиохия находится на полуострове Малая Азия.)

После рукоположения в пресвитеры Несторий своим усердием и красноречием снискал такую известность, что император Феодосий II отозвал его из Антиохии, чтобы предоставить ему более «серьезную» кафедру. В 428 г. Несторий стал Константинопольским епископом.

Интересно, что важной своей задачей Несторий считал как раз окончательное искоренение всех ересей. Таким образом, его карающая десница настигла и ариан, и новациан, и многих других инакомыслящих. В то же время патриарх считал необходимым утверждение в качестве основных тех принципов, которых придерживались его антиохийские учителя.

В первую очередь, это касалось божественного и человеческого в Христе. Несторий полагал, что от земной женщины не мог родиться божественный сын, а потому разделял в Иисусе две природы - человеческую и божественную (Логос). Родившись человеком, Христос получил затем от Бога-Отца свой божественный дар, стал «храмом» или «сосудом» божественной благодати. Божественное и человеческое в спасителе было «соединено».

Отсюда вытекал и следующий логический вывод. Несторий отказывался называть Деву Марию Богородицей («Феотокос»), а предлагал взамен другой термин - Христородица. Такое пренебрежительное отношение к Богоматери стало главным мотивом осуждения патриарха.

С мудрым и изобретательным патриархом, может быть, и согласились бы, если бы у него не было стольких недоброжелателей. Надо полагать, что императорский ставленник обошел при занятии своей высокой должности ряд видных священников, долго готовившихся к тому же посту. Так что оригинальные мысли Нестория были прекрасным поводом развернуть против него широкомасштабные действия.

Лидером оппозиции выступил Кирилл Александрийский. Он обвинил Нестория в отступлении от принципов Никейского Символа веры (в котором, по мнению противников патриарха, достаточно отчетливо была высказана точка зрения на природу Троицы и Христа). Кирилл отослал письмо Римскому епископу Целестину I, который рад был поддержать противников восточного патриарха. На основании высланного Целестином авторитетного заключения Кирилл потребовал от Нестория отречься от своих взглядов.

Но тот и не думал сдаваться. Несторий имел все основания полагать, что благоволящий к нему император повлияет на ситуацию. Явно рассчитывая на это, Несторий в 431 г. собирает очередной Вселенский собор. Дальше произошло нечто непредвиденное.

Сторонники Кирилла оказались гораздо мобильнее восточных друзей Нестория. В Эфес (город, где был назначен собор) прибыло уже достаточно противников патриарха, когда Кирилл объявил об открытии мероприятия. Слушания начались, и через некоторое время Несторий уже потерпел сокрушительное поражение и был приговорен к ссылке.

Прибывшие в Эфес опоздавшие восточные иерархи отлучили Кирилла, однако вскоре после переговоров стороны пришли к соглашению. Важную роль здесь сыграла и позиция императора. Оказалось, что Несторий был не по душе влиятельной сестре Феодосия - Пульхерии. Так что защитников при дворе у бывшего патриарха, а нынешнего ересиарха не осталось.

Несторий вернулся в свой монастырь в Антиохии, через три года был сослан в Аравию, затем в Египет, где и умер в 450 или 451 г.

Но несторианство развивалось и без прямого влияния своего основателя. Многие жители Восточной Римской империи (не исключая и власть имущих) приняли учение ересиарха. Таким образом, население этих областей выражало свое стремление к независимости от империи - как политической, так и духовной.

В Эдессе была открыта богословская школа достаточно явной несторианской направленности. (Интересно, что епископ Эдесский при этом активно проклинал ересиарха и все его идеи.)

В 434 г. в Бит-Запате несторианская доктрина была принята в качестве основной для персидских христиан. Поддержка персидского шаха привела к окончательному разрыву еретиков с Константинополем. В 489 г. император Зенон подтвердил осуждение несториан и закрыл эдесскую школу. Школа переехала в Персию, в Низиб. Школа в Низибе превзошла свою эдесскую предшественницу. В лучшие годы здесь одновременно обучалось до 800 студентов. Известно, что один из Римских Пап заявил, что хотел бы иметь такую же школу в Италии.

В 499 г. в Ктесифоне была учреждена несторианская патриархия, достигшая расцвета в VI веке. Здесь была размещена резиденция главы отделившийся ветви христианской церкви - католикоса.

В 553 г. Вселенский собор в Халкидоне еще раз осудил учения ряда антиохийских богословов, в которых нашел зачатки несторианства.

Когда в VII веке персидское царство было покорено исламом, несториане сохранили свое положение покровительствуемой религии и только при Тамерлане они подверглись истреблению, от которого уцелели лишь небольшие остатки секты. Выжившие скрылись в курдских горах.

В XVII веке ряд несториан пошли на унию с Римом и образовали особый восточно-католический патриархат халдейского обряда.

Таинствами у несториан считаются крещение, священство, причащение, миропомазание, покаяние, а также имеющиеся только у них святая закваска (малка) и крестное знамение. Таинство святой закваски связано с верой несториан в то, что кусочек хлеба, розданного на Тайной Вечере Иисусом Христом, был привезен апостолом Фаддеем (Иудой) на Восток, в Двуречье, и какая-то частица его постоянно использовалась при приготовлении элементов причастия.

Несториане используют в богослужении литургию св. Фаддея и св. Марка, которую последние якобы ввели, прибыв на Восток из Иерусалима. Литургия на Ближнем Востоке совершается на старосирийском языке. В несторианских храмах, в отличие от православных и католических, нет икон и статуй.

Нынешних несториан возглавляет имеющий резиденцию в Тегеране патриарх-католикос всего Востока (в настоящее время Мар-Динха IV), причем должность эта с 1350 г. является наследственной в семье Мар-Шимун (племянник наследует своему дяде). В 1972 г. в руководстве несторианской церкви произошел раскол, и часть иракских и индийских несториан признала своим духовным главой Мар-Аддаи, местопребывание которого находится в Багдаде. Большинство несториан - это ассирийцы.

Патриарху подчинены митрополиты и епископы. Должность священников носит наследственный характер. Священники не обязаны соблюдать целибат и могут вступать в брак и после рукоположения.

Число последователей несторианства приближается к 200 тысячам человек.

Большие общины несториан сохранились в Иране, Ираке и Сирии.

В Индии на юге страны также долгое время проживали несториане. Португальские колонизаторы в свое время заставили их пойти на заключение унии с Римом, в связи с чем образовалась Сиро-Малабарская церковь. Впоследствии верные принципам несторианства вышли из состава этой конфессии и образовали Халдейскую сирийскую церковь (объединяет около 5 тысяч неонесториан).

Любопытные страницы истории несторианства тесным образом связаны с более восточными землями. Прекрасно подготовленные в уже упомянутых богословских школах несторианские миссионеры отправились в середине позапрошлого тысячелетия проповедовать в Индию, Китай и Центральную Азию.

Впервые христианство в Китае, по всей видимости, появилось в первой половине VII века. Первые императоры династии Тан покровительствовали христианам и позволяли им строить церкви. В 714 г. император Сюаньцзун своим указом запретил в империи Тан буддизм, а в 745 г. разрешил проповедь христианства. Эта религия потеряла здесь свой легальный статус только через сто лет.

Из Китая началась проповедь среди кочевников Центральной Азии.

Влиятельные религии, которым впоследствии удалось стать мировыми, долгое время не находили отклика в сердцах степных жителей.

По крайней мере, пока громада тюркского каганата заполняла центральноазиатскую степь, а тюргешские ханы держали в своих руках Семиречье, среди кочевников не возникало необходимости для пересмотра их идеологических принципов. Каганы воспрепятствовали пропаганде буддизма на том основании, что «учение Будды делает людей слабыми и человеколюбивыми», а насчет ислама тюргешский хан Сулу так ответил послу халифа: «Среди моих воинов нет ни цирюльников, ни кузнецов, ни портных; если они сделаются мусульманами и будут следовать предписаниям ислама, то откуда же они добудут себе средства к жизни». Воинственным степнякам принципы городской, регламентированной религии были чужды.

Несториане пытались вмешиваться в ход межплеменной и межгосударственной борьбы на данной территории, но на какое-то время их опередили манихейцы, ставшие де факто правителями уйгурского каганата. Однако к концу X века христиане уже занимают более уверенные позиции среди местных религий Центральной Азии. В руки новообращенных несториан переходит ряд пунктов, через которые проходит Великий шелковый путь, что позволяет им нести свет христианской веры уже с Востока на Запад.

Эти события привели некоторых историков к мысли, что, например, половцы, с которыми столь активно общались жители Киевской Руси, были несторианами и повлияли на распространение христианства в нашей стране не меньше, чем греки из Византии.

Пытаясь стать как можно более доступным для кочевых народов и людей, вовсе не знакомых ни с греческой, ни с иудейской, ни с христианской традициями, несторианство претерпевало значительные изменения.

Во-первых, миссионеры явно пытались излагать свои религиозные воззрения в знакомых местному населению терминах. Так, в Китае для обозначения христианства, вероятно, был использован иероглиф, обозначавший также блеск, сияние, солнце. Для китайцев, не привыкших к личному Богу, такое его определение было более доступным. Троица также трансформировалась в понятия, близкие «началам», «стихиям» и другим основам восточной философии.

Имея дело с кочевниками, миссионеры значительно упростили культовую практику христианства. У них и до этого не было однозначного мнения о том, стоит ли почитать иконы, является ли священным символом крест (несториане отмечали, что нехорошо поклоняться орудию пытки и казни Спасителя) и т. д. Для перемещающихся с места на место жителей степей все это было очень удобно.

В XII веке на территории в Центральной Азии было создано христианское найманское государство. (Задолго до того, как сюда проникли православные, католические или протестантские миссионеры.)

В 1895 г. было найдено произведение, принадлежащее Несторию. По иронии судьбы, а может и вполне закономерно, его мысли точь в точь повторяют положения, принятые на Халкидонском соборе в год смерти опального патриарха. Что ж, Несторий был к тому времени уже не опасен. Тогда боролись с монофизитами.

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

§139. Несториане Jos. Sim. Assemani: De Syris Nestorianis, в его Bibliotheca Orientalis. Rom., 1719 - 1728, fol., tom. iii, p. ii. Ebedjesu (несторианин, митрополит Низибиса, умер в 1318): Liber Margaritae de veritate fidei (защита несторианства), в Ang. Mai, Scrip, vet. nova collect., x, ii, 317. Gibbon: Chap, xlvii, ближе к концу. E. Smith and H. G. о. Dwight: Researches in Armenia; with a visit to the

автора Беляев Леонид Андреевич

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

4. Несториане в глубинах Азии Покидая Африку в поисках древностей неортодоксальных христианских церквей, перенесемся сразу как можно дальше - например, в Китай. В начале XVII в. сюда понемногу начали проникать миссионеры-иезуиты. И надо же такому случиться, что именно

a) Бог – сын – человек

b) Иисус Христос равен Богу – отцу

c) Бог – сын, т.е. Иисус Христос не может быть равен Богу – отцу, а лишь подобен ему

d) Отец, сын и дух святой – суть «то же самое» традиционное божество

59. В древнем мире города-государства, политически организованные как рабовладельческие демократии, существовали в:

a) Китае

b) Аттике и Ионии

c) Египте

d) Индии

60. Современное религиозно-политическое течение, призывающее возродить основы ислама, называется:

a) Исламский фундаментализм

b) Шиизм

c) Суннизм

d) Исламский социализм

61. Люди периода античности называли своих северных соседей «варварами» за:

a) их жестокость

b) то, что те не почитали их богов

c) их необразованность и невоспитанность

d) то, что те не знали греческого и латинского языков

a) Аристотель

b) Протагор

c) Сократ

d) Платон

63. Кастовый строй – общая черта многих древневосточных цивилизаций, но с наибольшей силой он проявился в:

a) Вавилоне

b) Индии

c) Китае

d) Персии

64. Два наиболее крупных направления в исламе:

a) Брахманизм и веддизм

b) Брахманизм и индуизм

c) Хинаяна и Махаяна

d) Суннизм и шиизм

65. Понятие «дао» означает:

a) суть души человека

b) свод законов и норм поведения человека на Востоке

c) невидимый, вездесущий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления одного человека, неотделимый от основного материального мира и управляющий им

d) эквивалент Бога

66. Этот мыслитель считал, что до возникновения государства царила «война всех против всех»:

a) ТГоббс

b) Л. Гумплович

c) Ф. Ницше

d) Д. Локк

67. В феврале 1549 г. был основан первый Земский собор, что знаменовала переход российской монархии в новое качество, а именно монархии:

a) Самодержавной

b) Сословной

c) Абсолютной

d) Феодальной

68. Механизмы удержания политической власти, поставив политику вне морали, впервые проанализировал:

a) К. Маркс

b) И. Сталин

c) Ж. Боден

d) Н. Макиавелли

69. Идея разделения властей в государстве впервые была выдвинута:

a) Т. Гоббсом

b) Д. Локком

c) Вольтером

d) Гегелем

70. Республиканскую форму правления и идею народного суверенитета в своих работах отстаивал:

a) Ж. – Ж. Руссо

b) Ш. Фурье

c) Ш. Монтескье

d) Вольтер

71. Наиболее радикальная из программ декабристов - это:

a) «Освобождение народа» Е. Оболенского

b) «Русская правда» П.И. Пестеля

c) «Конституция» Н.М. Муравьева

d) «Освобождение» С.Н. Трубецкого

72. К исполнительной ветви власти относится:

a) Конгресс США

b) Сейм

c) Парламент

d) Правительство

73. В своем труде «О духе законов» конституционно-монархическую форму правления отстаивал:

a) Вольтер

b) Ш. Монтескье

c) Ж. Кальвин

d) К. Гельвеций

74. Движущими силами исторического развития прогресс науки, морали и религии считали представители:

a) либерализма

b) марксизма

c) утопического социализма

d) позитивизма

75. Определение: «Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности» относится к понятию:

a) «общественные отношения»

b) «производственные отношения»

c) «культурные отношения»

d) «национальные отношения»

76. Исследовать общество с помощью «геометрического метода» пытался:

a) Г. Гроций

b) Д. Кейнс

c) Б. Спиноза

d) М. Вебер

77. Главные политические цели, которые были поставлены в программе П.И. Пестеля «Русская правда», не могли быть достигнуты без решения главного вопроса – земельного. Земельный фонд страны должен был быть разделен на 2 части:

a) передаваемую в собственность крестьянам и помещикам

b) Помещичью и Государственную

c) Общинную (только крестьянскую) и Помещичью

d) Общественную и Частную

78. Назовите течение русской общественной мысли, для которого характерны следующие идеи: своеобразие исторического пути России, движущая сила развития в особых формах его организации (например, община); особые формы собственности и владения землей, взаимоотношения народа и власти; развитие страны возможно при восстановлении мира и понимания между «землей» (народом) и государством (царем):

a) сентиментализм

b) славянофильство

c) реформаторство

a) Ф. Рузвельт

b) Т. Пейн

c) Т. Джефферсон

d) Гамильтон

80. Определение: «Государство, в котором монарху принадлежит неограниченная верховная власть» относится к форме правления:

a) Диктатура

b) Абсолютизм

81. «Теория общественного договора» была выдвинута:

a) Вольтером

b) Г. Гроцием

c) Б. Спинозой

a) Р. Оуэн

b) Ж. Мелье

c) Т. Кампанелла

d) Т. Мор

83. Заложил основы науки о государстве и праве и первым выдвинул идею «общественного договора»:

a) Г. Гроций

b) Д. Локк

c) Т. Гоббс

d) Б. Спиноза

84. Д. Локк придавал первостепенное значение................. власти:

a) законодательной

b) «природной»

c) исполнительной

d) судебной

85. Старую буржуазную государственную машину, по мнению В.И. Ленина, пролетариат должен:

a) медленно и постепенно реформировать, перевоспитывая «царских чиновников»

b) усовершенствовать и произвести кадровые перестановки

c) использовать, назначив на ключевые посты пролетарские кадры

d) разбить, сломать

86. Первые декабристские организации назывались:

a) «Освобождение» и «Борьба»

b) «Союз спасения» и «Освобождение народа»

c) «Союз спасения» и «Союз благоденствия»

d) «Новая жизнь» и «Знамя»

87. Как идеолог и основатель либерализма в историю вошел:

a) Г. Плеханов

b) Т. Гоббс

c) Д. Локк

d) Вольтер

88. По «Конституции» Н.М. Муравьева самодержавие должно быть ликвидировано, император оставался главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим. Верховная законодательная власть принадлежала:

a) Вече

b) Государственной Думе

c) Коренной управе

d) Военному Совету

89. Основными формами правления являются:

a) Самодержавие и анархия

b) Республика и монархия

c) Демократия и тирания

90. Назовите течение русской общественной мысли, для которого характерны следующие идеи: признание общности пути развития России и Европы, полезность прогресса, цивилизации, свободы личности, резкое неприятие официальной теории «православия, самодержавия, народности»:

a) Конституционализм

b) Социализм

c) Анархизм

d) Западничество

91. Документ, в котором была изложена программа Северного общества декабристов, назывался:

a) «Русская правда»

b) Конституция

c) «Знамя»

d) «Беседа»

92. Лидером федералистов был:

a) Т. Джефферсон

b) Т. Пейн

c) Линкольн

d) Гамильтон

93. Определение: «Государство, в котором власть принадлежит узкой группе лиц» относится к форме правления:

a) абсолютизм

b) олигархия

c) охлократия

d) диктатура

94. Первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства:

a) Аристотель

b) Т. Мор

c) Сократ

d) Платон

95. «Идти в народ», «поднимать народ на революцию» - основные направления деятельности народников 70-х гг. Однако единства по тактическим вопросам в народническом движении не было. Разногласия возникали по следующим темам:

a) роль общины

b) отношение к политической борьбе и цареубийству

c) развитие капитализма в России

d) готовность народа к революции, движущие силы и средства совершения революции

96. Соединить юридическую концепцию государства с социологическим направлением в правоведении, создав «дуалистическую теорию государства», пытался:

a) Г. Кельзен

b) Г. Харт

c) Л. Дюги

d) Г. Еллинек

97. Французский юрист начала XX в. Л. Дюги является основоположником:

a) институционализма

b) солидаризма

c) позитивисткого нормативизма

d) дуалистической теории государства

98. «Свободный переход к праву», который можно обнаружить в практике судебного разбирательства, где имеет место «свобода судейского усмотрения», характерен для:

a) Е. Эрлиха

b) М. Ориу

c) Г. Кельзена

d) Г.В. Плеханова

99. Основоположником «теории элит» является:

a) Парето

b) М. Вебер

c) Д. Кейнс

d) Е. Эрлих

100. Современная политическая история выделяет 3 основных этапа русского революционного движения: дворянский, разночинский, пролетарский. В основание этой периодизации положен критерий:

a) идеологический

b) учитывающий цели революционного движения

c) учитывающий состав политических элит

d) классовый

101. С получением личной свободы по Реформе 1861 г. крестьяне получили права:

a) Избирать и быть избранными в земские – уездные, губернские, всероссийские органы

b) Перехода в другие сословия, участия в крестьянском самоуправлении

c) Покидать общину по своему усмотрению

d) Вести предпринимательскую деятельность

102. Личную свободу человека и неприкосновенность частной собственности во главу угла ставили представители:

a) либерализма

b) кальвинизма

c) анархизма

d) социализма

103. Сторонниками активной политической борьбы и террора создали в рамках «Земли и Воли» специальную организацию. Она называлась:

a) «Народная воля»

b) «Исполнительный комитет»

c) «Черный передел»

d) «Земля и воля – 2»

104. Под термином «разночинцы» подразумевается:

a) духовенство

b) чиновничество

c) интеллигенция

d) пролетариат

105. Основной движущей силой преобразований Бакунин считал народ. Как он оценивал готовность народа к революции? :

a) «Для подготовки революции нужны годы кропотливой работы. Необходимо, чтобы крестьяне уяснили свои цели и осознанно выступили за их осуществление»

b) «Революция осуществима только при условии объединения сил пролетариата и крестьянства во главе с узкой законспирированной организацией. Нужно время, чтоб комитеты, представляющие эту организацию появились по всей стране»

c) «Для победы революции нужен определенный культурный уровень громадной массы крестьянства, а для этого нужно много времени»

d) «Народ уже созрел к революции. Необходимо лишь поднять его на выступление, которое будет успешным, так как большинство населения его (восстание) поддержит»

106. Определение: «Направление, рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан – институций», относится к:

a) институционализму

b) корпоративизму

c) солидаризму

d) синдикализму

107. Представителем либерального направления в русской мысли второй половины XIX в. был:

a) Кропоткин П.А.

b) Чичерин Б.Н.

c) Плеханов Г.В.

d) Бухарин Н.И.

108. Организация «Земля и Воля» распалась на:

a) «Черный передел» и Исполнительный комитет

b) Северный союз русских рабочих и Южнороссийских рабочих

c) «Народную волю» и Исполнительный комитет

d) «Народную волю» и «Черный передел»

109. Труды: «Государство и революция», «Что делать?», «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» - принадлежат:

a) К. Марксу

b) В.И. Ленину

c) И.В. Сталину

d) Л.Д. Троцкому

110. Термин «социология» впервые был введен в научный оборот:

a) М. Вебером

b) К. Спенсером

c) К. Марксом

d) О. Контом

111. А.Д. Михайлов, А.И. Желябов, Н.А.. Морозов, С.Л. Перовская, В.Н. Фингер, С.Н. Кравчинский принадлежали к организации:

a) «Народная Воля»

b) «Земля и Воля»

c) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

d) «Черный передел»

112. Государство как «идею разума, свободы и права» трактовал:

a) И. Кант

b) Р. Беринг

c) К. Маркс

d) Г.В.Ф. Гегель

113. Парижская коммуна относится к:

a) 1815 г.

b) 1789 г.

c) 1861 г.

d) 1871 г.

114. По мнению Маркса и Энгельса, диктатура пролетариата необходима для периода:

a) социализма

b) социалистической революции

c) перехода от капитализма к социализму

d) капитализма

115. В 1902 г. в Штутгарте под редакцией П.Б. Струве вышел журнал, объединивший левых земцев и представителей интеллигенции, выступавших с лозунгами о предоставлении политических свобод в России. Журнал называется:

a) «Освобождение»

b) «Борьба»

c) «Знамя»

d) «Новая жизнь»

116. Труд «Чистая теория права» принадлежит:

a) Л. Дюги

b) М. Ориу

c) Г. Кельзену

d) Д. Остину

117. Свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора пытались представители:

a) технократизма

b) морганизм-менделизма

c) бихевиоризма

d) социал-дарвинизма

118. Постановление ЦИК СССР об учреждении особого порядка судопроизводства по делам о террористических актах, предусматривавшего 10-дневный срок рассмотрения дел без обвиняемого и защиты и немедленное приведение приговора в исполнение, было принято:

119. Представители «исторической школы права» являлись:

a) Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта

b) К. Маркс, Ф. Энгельс

c) Монтескье, Вольтер, Руссо

d) П.А. Кропоткин, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров

120. Основные произведения Гегеля:

a) «Наставления в христианской вере», «Сущность христианства»

b) «Наука логики», «Основы философии права»

c) «Критика чистого разума», «Критика практического разума»

d) «Сущность христианства», «Основы философии будущего»

121. Определение: «Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства», в марксизме определяет:

a) политическую надстройку

b) общественные отношения

c) цивилизацию

d) общественно-экономическую формацию

122. Под «гражданским обществом» Гегель понимал:

a) современное ему буржуазное общество

b) любое общество на государственной стадии

c) идеальное общественное устройство будущего

d) древнегреческое общество Спарты

123. Основной чертой политической системы Советской Республики, сложившейся после гражданской войны, является:

a) равенство прав граждан

b) сотрудничество социалистических партий

c) однопартийная диктатура при неравенстве прав граждан

Шаблоны

1. Понятие «дао» означает:

d) невидимый, вездесущий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления одного человека, неотделимый от основного материального мира и управляющий им.

2. Натуральное хозяйство - это:

a) хозяйство, ориентированное на производство продуктов для собственного потребления

3. «Дао – Цзан» - это:

c) полное собрание произведения даосизма

4. Слова: «Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, то обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять и унести твою рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» принадлежат:

a) Христу

5. Книга, в которой изложены основы ислама, называется:

c) Коран

6. Конфуцианство возникло и распространилось в:

a) Китае

7. В 1830-е гг. немецкий историк И.Г. Дройзен ввел понятие «эллинизм» для обозначения:

b) общества с 323 до 30 гг. до н.э.

8. Формы управления, которые Аристотель считал «хорошими»: 1) Монархия; 2) Аристократия; 3) Полития:

9. Феноменальное развитие античных государств, искусства, науки стало возможным благодаря:

b) системе рабства, которое предоставило человеку досуг для занятий

10. Современное религиозно-политическое течение, призывающее возродить основы ислама, называется:

a) Исламский фундаментализм

11. Греческие города-государства (полисы) возникли в период:

c) переходный от патриархально-общинного к рабовладельческому строю

12. Форма правления, при которой существует бюрократическая монархия со строго централизованным и многочисленным чиновничьим аппаратом, экономической основой которого является государственная собственность на землю, налоги и военную добычу - это:

a) деспотия

13. Первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства:

a) Аристотель

14. «Дурными», как бы «выродившимися» формами правления Аристотель считал:

a) Тиранию;

b) Крайнюю демократию;

c) Олигархию

15. Мировой религией является:

d) ислам

16. Веды - это:

c) древнейший памятник индийской письменности, сборник религиозных гимнов, молитв, заклинаний (конец II – середина I тысячелетия до н.э.)

17. Высказывание: «Человек рождается свободным» принадлежит:

b) римскому юристу Ульпиану (III в.)


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Значение слова НЕСТОРИАНСТВО в Православной энциклопедии Древо

НЕСТОРИАНСТВО

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Несторианство, христианская ересь.

Возникла в начале V века. Основатель - монах Несторий, ставший на некоторое время в 428 - 431 гг. Константинопольским патриархом.

Вероучение несториан вобрало в себя некоторые элементы осужденного на I Вселенском соборе (в Никее, 325 г.) учения Ария, отвергавшего божественную природу Иисуса Христа.

Основным догматическим отличием несторианства от православия является умаление божественной природы Иисуса Христа. Христос по нему был не Бог, а человек, в котором жил Бог, при этом природа божественная и человеческая в Нем отделимы друг от друга.

В связи с таким взглядом, мать Христа, считается у несториан не Богородицей, а Христородицей и не является объектом почитания.

На III Вселенском соборе (в г. Эфес, в 431 г.) вероучение Нестория было осуждено как ересь, сам он сослан, а книги его сожжены.

Несторианские миссионеры после отпадения от православия развили бурную проповедническую деятельность, дошли до Монголии и Китая. Некоторые кочевые племена Великой степи приняли от них христианство (напр. кэрэиты и найманы).

В период своего расцвета несторианская церковь насчитывала более 300 епархий по всему Востоку. Затем пришла в упадок - после страшного разгрома и истребления в ходе завоевательных походов Тамерлана.

Таинствами в несторианстве признаются: крещение, священство, причащение, миропомазание, покаяние, а также признаваемые таинствами только у них святая закваска (малка) и крестное знамение.

Таинство святой закваски связано с верой несториан в то, что кусочек хлеба, розданного на Последней Вечере Иисусом Христом, был привезен апостолом Фаддеем (Иудой) на Восток, в Двуречье, и какая-то частица его постоянно использовалась при приготовлении элементов причастия. Считающееся у несториан таинством крестное знамение совершается весьма специфичным образом.

Несториане используют в богослужении литургии апостола Фаддея (апостола из 12) и апостола Марка (апостола из 70), которую последние ввели, прибыв на Восток из Иерусалима. Литургия совершается на старосирийском языке (в его несторианском варианте). В несторианских храмах нет ни икон, ни статуй.

Возглавляет несториан имеющий резиденцию в Тегеране патриарх-католикос всего Востока (в настоящее время Мар-Динха IV), причем должность эта с 1350 г. является наследственной в семье Мар-Шимун (племянник наследует своему дяде).

В 1972 г. в руководстве несторианской церкви произошел раскол, и часть иракских и индийских несториан признала своим духовным главой Мар-Аддаи, местоприбывание которого в Багдаде.

Патриарху подчинены митрополиты и епископы. Должность священников тоже носит наследственный характер. Священники не обязаны соблюдать целибат и, в отличие от православного белого духовенства, могут вступать в брак и после рукоположения. Богослужения и обряды священникам помогают совершать диаконы.

Численность последователей несторианской Ассирийской церкви Востока - 200 тыс. человек. Расселены: в Ираке (82 тыс.), Сирии (40 тыс.), Индии (15 тыс.), Иране (13 тыс.), США (10 тыс.), России (10 тыс.), Грузии (6 тыс.), Армении (6 тыс.) и прочих странах.

В Российскую империю, США и др. страны несториане стали переселяться в 90-х годах XIX века, после учиненных в Оттоманской империи погромов. Сильно пострадали во время I мировой войны подвергшись резне и преследованиям со стороны турецких властей.

По национальному составу подавляющее большинство несториан (кроме живущих в Индии) - ассирийцы, индийские несториане - малаяли.

Литература

Народы и религии мира. Энциклопедия. Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", Москва, 1999, с. 779

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НЕСТОРИАНСТВО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • НЕСТОРИАНСТВО в Большом энциклопедическом словаре:
  • НЕСТОРИАНСТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    течение в христианстве, возникшее в Византии в 5 в. Основатель - Несторий, патриарх Константинополя в 428-31 [до этого был священником …
  • НЕСТОРИАНСТВО в Современном энциклопедическом словаре:
  • НЕСТОРИАНСТВО в Энциклопедическом словарике:
    течение в христианстве, основанное в Византии и систематизированное Несторием, константинопольским патриархом в 428 - 431, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи …
  • НЕСТОРИАНСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НЕСТОРИ́АНСТВО, течение в христ-ве, осн. в Византии Несторием, патриархом Константинопольским в 428-431, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рождён человеком, лишь …
  • НЕСТОРИАНСТВО в Словаре русского языка Лопатина:
    нестори`анство, …
  • НЕСТОРИАНСТВО в Полном орфографическом словаре русского языка:
    несторианство, …
  • НЕСТОРИАНСТВО в Орфографическом словаре:
    нестори`анство, …
  • НЕСТОРИАНСТВО в Современном толковом словаре, БСЭ:
    течение в христианстве, основано в Византии Несторием, константинопольским патриархом в 428-431, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии …
  • ЕРЕСИ в Новейшем философском словаре:
    (греч. hairesis; первоначально - отбор, позже - учение, школа, религиозная секта) - различные отклонения от ортодоксального вероучения и культа той …
  • III ЭФЕССКИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР в Кратком религиозном словаре:
    Христианский собор. Состоялся в 431 году. Осудил несторианство. Признал деву Марию Богородицей. В 449 году в Эфесе был созван новый …
  • ЦЕРКОВЬ (07) в Библейском словаре:
    У папы Сергея 3 (904-911 гг.) была любовница Марозия. Она со своей матерью и сестрой превратила папский дворец в притон. …
  • ЕРЕСЬ (02) в Библейском словаре:
    Ариане (4 в.) — последователи Александрийского священника Ария, который отрицал единосущность Бога Отца и Сына и считал Христа чем-то средним …
  • НЕСТОРИАНЕ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. несторианство. ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • МОНОФИЗИТСТВО в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Монофизитство (от греч. μόνος — «один, единственный» + φύσις — «природа, естество»=«единоестественничество») — христологическая ересь, …
  • ИКОНОБОРЧЕСТВО в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ересь иконоборчества, отвергающая почитание священных изображений под предлогом борьбы с идолопоклонством, возникла во 2-й …
  • ЕРЕСЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ересь (от греч. αιρεσις - выбор) - значит вообще какое-либо отдельное учение. Так, христианское учение при …
  • ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Древневосточные Церкви - инославные сообщества, объединенные географическим соседством на юго-восточных рубежах древней Римской Империи, ведущие …
  • ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вселенские соборы - собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались …
  • АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Армянская Апостольская Церковь, монофизитский патриархат с центром в Эчмиадзине (Армения). Армянская Апостольская Церковь …
Loading...Loading...