Определение материи. Материя в философии

Материя (лат. Materia – вещество), «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от нас».

Материя – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. С точки зрения марксистско-ленинского понимания материи, она органически связана с диалектико-материалистическим решением основного вопроса философии; оно исходит из принципа материального единства мира, первичности материи по отношению к человеческому сознанию и принципа познаваемости мира на основе последовательного изучения конкретных свойств, связей и форм движения материи.

В основе представлений о строении материального мира лежит системный подход, согласно которому любой объект материального мира, будь то атом, планета, организм или галактика, может быть рассмотрен как сложное образование, включающее в себя составные части, организованные в целостность. Для обозначения целостности объектов в науке было выработано понятие системы.

Материя как объективная реальность включает в себя не только вещество в четырех его агрегатных состояниях (твердом, жидком, газообразном, плазменном), но и физические поля (электромагнитное, гравитационное, ядерное и т. д.), а также их свойства, отношения, продукты взаимодействия. Входит в нее и антивещество (совокупность античастиц: позитрон, или антиэлектрон, антипротон, антинейтрон), недавно открытое наукой. Антивещество ни в коем случае не антиматерия. Антиматерии вообще быть не может. Дальше «не» (не-материи) отрицание здесь не идет.

Движение и материя органически и нерасторжимо связаны друг с другом: нет движения без материи, как нет и материи без движения. Иначе говоря, нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. «Все течет», все изменяется. Одни формы или виды сменяются другими, переходят в другие – движение постоянно. Покой – диалектически исчезающий момент в беспрерывном процессе изменения, становления. Абсолютный покой равнозначен смерти, а вернее – несуществованию. Можно понять в данной связи А. Бергсона, рассматривавшего всю реальность как неделимую движущуюся непрерывность. Или А. Н. Уайтхеда, для которого «реальность есть процесс». И движение, и покой с определенностью фиксируются лишь по отношению к какой-то системе отсчета. Так, стол, за которым пишутся эти строки, покоен относительно данной комнаты, она, в свою очередь, - относительно данного дома, а сам дом – относительно Земли. Но вместе с Землей стол, комната и дом движутся вокруг земной оси и вокруг Солнца.

Движущаяся материя существует в двух основных формах – в пространстве и во времени. Понятие пространства служит для выражения свойства протяженности и порядка сосуществования материальных систем и их состояний. Оно объективно, универсально (всеобщая форма) и необходимо. В понятии времени фиксируется длительность и последовательность смены состояний материальных систем. Время объективно, неотвратимо и необратимо. Следует различать философские и естественнонаучные представления о пространстве и времени. Собственно философский подход представлен здесь четырьмя концепциями пространства и времени: субстанциальной и реляционной, статической и динамической.

Основоположником взгляда на материю, как состоящую из дискретных частиц был Демокрит.

Демокрит отрицал бесконечную делимость материи. Атомы различаются между собой только формой, порядком взаимного следования, и положением в пустом пространстве, а также величиной и зависящей от величины тяжестью. Они имеют бесконечно разнообразные формы с впадинами или выпуклостями. Демокрит называет атомы также «фигурами» или «видиками», из чего следует, что атомы Демокрита являются максимально малыми, далее неделимыми фигурами или статуэтками. В современной науке много спорили о том, являются ли атомы Демокрита физическими или геометрическими телами, однако сам Демокрит еще не дошел до различения физики и геометрии. Из этих атомов, движущихся в различных направлениях, из их «вихря» по естественной необходимости путем сближения взаимноподобных атомов образуются как отдельные целые тела, так и весь мир; движение атомов вечно, а число возникающих миров бесконечно.

Мир доступной человеку объективной реальности постоянно расширяется. Концептуальные формы выражения идеи структурных уровней материи многообразны.Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Из многообразия форм бытия в центре внимания философов всегда находились две: материальная и идеальная. Безусловно, для философии самый интересный предмет исследования - человек. Философы показывают специфику человеческого бытия через противопоставление сознания, духа материи. Понятие «материя», видимо, родилось из стремления выявить изначальное единство всего существующего на свете, свести все многообразие вещей и явлений к некоей общей, исходной основе.

Из истории философии мы помним, что на роль такой первоосновы мира у античных греков последовательно претендовали вода (Фалес), воздух (Анаксимен), безграничное первовещество «апейрон» (Анаксимандр), вечный живой огонь (Гераклит), все 4 стихии (Эмпедокл), мельчайшие неделимые атомы (Демокрит), «эйдосы» у Платона так можно перечислять бесконечно. Демокрит был удачнее всех.

И так, что такое материя?

Категория «материя» обозначает объективную реальность. Это все то, что существует вне сознания человека и независимо от него. В определении материи, решается основной вопрос философии о соотношении материи и сознания. Материалисты считают, что она первична по отношению к сознанию, а идеалисты считают в точности наоборот.

Философское понимание материи.

Материя (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. В материалистической философии категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала по отношению к сознанию. Материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания.

Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.

Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.

Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:

Объективность и независимость от сознания человека;

Их абсолютность как атрибутов материи;

Неразрывная связь друг с другом и движением;

Единство прерывного и непрерывного в их структуре;


Зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах;

Количественная и качественная бесконечность

Универсальными свойствами материи являются:

Несотворимость и неуничтожимость материи - означает, что объективный мир самодостаточен, т. е. для его существования не нужно каких-то дополнительных сил. Никто материю не создавал и никто материю не может уничтожить.

Вечность существования во времени и бесконечность в пространстве - означает, что материя была всегда и будет всегда, что у материи нет начала и нет конца.

Материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие. Под движением я понимаю не только механическое перемещение в пространстве, но и физические и химические превращения, биологические процессы и т. д. Переход материи из одной формы существования в другую (вещество-поле) - это тоже движение.

Детерминированность (причинность) - зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий. Ничего в материальном мире не происходит просто так, случайно. Все подчинено определенным законам и последующее развивается из предыдущего.

Неповторимость материи означает, что в объективном мире нет двух одинаковых объектов. Любой материальный объект индивидуален, будь то атом или вселенная. Другими словами, в материальном мире невозможно существование одного объекта в разных точках мироздания.

Платон. В философии Платона большую роль играло представление о «мире идей», противопоставляемом «миру вещей» и предшествующем ему. С точки зрения Платона, материя – это субстрат вещей. Так вместе с понятием материи родилось противопоставление материального идеальному.

Как это ни парадоксально, философ, который вел понятие материи, был – считал идеальное первичным по отношению к материи. Но были в античности и философы-материалисты – в частности, Демокрит. Он не только объявил материю единственной существующей реальностью, но и задумался о ее структуре. По мнению Демокрита, материя состоит из атомов – мельчайших неделимых частиц. Такое философское направление, рассматривающее материю как единственную реальность, называется материализмом.

Аристотель рассматривал материю как вечную, несотворимую и неуничтожимую субстанцию. Сама по себе материя – лишь потенциальное существование, реальной она становится лишь при соединении с формой. Такое представление о материи было унаследовано философией Средневековья.

Представления о материи в философии Нового времени весьма разнообразны. С точки зрения сенсуализма, материя – это все, что воздействует на органы чувств. Т.Гоббс различает материю, соотнесенную с формой (тело) и «материю без формы». Некоторые философы-идеалисты – в частности, Дж.Беркли – отрицают существование материи. С точки Просвещения, материя существует, проявляя себя в конкретных предметах и явлениях.

В начале 20 века, когда научные открытия заставили в корне пересмотреть представления о материи, существовавшие много лет в рамках классической физики, возникает множество идеалистичеких теорий, основанных на рассуждениях об «исчезновении материи»: если представления о природе материи могут так кардинально меняться, значит, материи как таковой не существует. Этим концепциям противостоял диалектический материализм. Согласно этой концепции, материя вечна, бесконечна и неисчерпаема, исчезнуть может не сама материя, а лишь предел человеческих знаний о ней.

В рамках диалектического материализма родилось материи, сформулированное В.И.Лениным: «Объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания и данная нам в ощущениях». Это определение нельзя назвать безупречным, ведь не все уровни организации материи доступны ощущениям – например, на атомарной уровне они не действуют.

Современная философия рассматривает материю как объективную реальность, существующую в двух формах – вещество и поле. Фундаментальные свойства материи – пространство, время и движение. Под движением понимается все многообразие изменений. Выделяется пять форм движения материи: физическое движение, химическое, механическое, биологическое и социальное. Ни одна из этих форм не может быть сведена к другой. Например, восстания и войны можно объяснить с точки зрения социальных закономерностей, но не биологических.

Одно из наиболее многозначных филос. понятий, которому придается один (или некоторые) из следующих смыслов: 1) то, определяющими характеристиками чего являются протяженность, место в пространстве, масса, вес, движение, инерция, сопротивление,… … Философская энциклопедия

МАТЕРИЯ - МАТЕРИЯ (ὕλη), понятие древнегреческой, затем всей европейской философии; играет важную роль в онтологии, натурфилософии, теории познания. Основные значения понятия материи: 1) субстрат, «подлежащее», «то, из чего» (Аристотель) возникают и… … Античная философия

МАТЕРИЯ - (лат. materia). 1) вещество; все, что имеет вес, занимает пространство, все земное, стихия. 2) в общежитии: гной. 3) всякая ткань, аршинный товар. 4) сущность сочинения, статьи или речи, б) отвлеченное понятие вещественности. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

МАТЕРИЯ - МАТЕРИЯ. Термин М. употребляется для обозначения двух понятий: М. как категории философской и М. как категории физики и естественных наук. М. как философская категория. «Материя есть философская категория для обозначения объективной… … Большая медицинская энциклопедия

Материя - Материя ♦ Matière Не следует смешивать научное понятие материи, относящееся к физике и развивающееся вместе с ней, с философским понятием (категорией) материи, которое также может эволюционировать в зависимости от появления тех или иных… … Философский словарь Спонвиля

МАТЕРИЯ - МАТЕРИЯ, материи, жен. (лат. materia). 1. только ед. Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им (филос.). «…Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение…» Ленин. || То … Толковый словарь Ушакова

Материя - (лат. materia зат) материалистік дәстүрде санаға (субъективтік шындыққа) қатынасты бастапқы (объективтік шындық) статусына ие субстанцияны білдіретін философиялық категория. Бұл ұғымның екі негізгі мағынасы бар: категориялық : әлемнің ең терең… … Философиялық терминдердің сөздігі

материя - См. вещь, содержание... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. материя вещество … Словарь синонимов

МАТЕРИЯ - (лат. materia) вещество; субстрат, субстанция; содержание. В латинский философский язык термин введен Цицероном как перевод греч. hyle. понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и… … Большой Энциклопедический словарь

МАТЕРИЯ - (латинское materia), вещество; субстрат, субстанция; содержание (в отличие от формы). В латинском философском языке термин введен Цицероном как перевод греческого hyle. понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой… … Современная энциклопедия

МАТЕРИЯ - (лат. materia вещество) философская категория, которая в материалистической традиции (см. МАТЕРИАЛИЗМ) обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное… … История Философии: Энциклопедия

Книги

  • Материя, пространство, время, гравитация (теория абсолютности) , Г. С. Гуревич. На протяжении всей истории развития наук между учёными стоит вечный вопрос – что собой представляют понятия материя, пространство, время и как они связаны между собой. В этом ряду стоит и…

Понятие М. – одно из ключевых в философии. Существует несколько подходов к понятию «материя».

1) Материалистический . По определению В.И.Ленина, материя – философская категория для обозначения объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Материя, согласно марксистской философии, – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция (то есть основа всех вещей и явлений в мире), субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя первична и представляет собой наличное бытие. Дух, человек, общество – порождение материи.

2) Объективно-идеалистический . Материя объективно существует как порождение первичного идеального (абсолютного) духа независимо от всего сущего.

3) Субъективно-идеалистический . Материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущееся явление) субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа.

4) Позитивистский . Понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Элементами структуры материи являются: 1) неживая природа всех уровней (от субмикроэлементарного – меньше атома – до уровня Вселенной, мира в целом); 2) живая природа всех уровней (от доклеточного до уровня биосферы в целом); 3) социум (общество) от уровня отдельного индивида до человечества в целом.

Характерные черты материи: 1) наличие движения; 2) самоорганизация; 3) размещенность во времени и пространстве; 4) способность к отражению.

Движение – есть неотъемлемое свойство материи. Возникает из самой материи (из заложенного в ней единства и борьбы противоположностей). Оно всеобъемлюще, то есть движется все. Оно постоянно, то есть существует всегда, прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм. Виды движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Типы движения: 1) качественное – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств. Бывает динамическим – изменение содержание в рамках старой формы и популяционным – кардинальное изменение структуры объекта; 2) количественное – перенос материи и энергии в пространстве.

Самоорганизация – создание, совершенствование, воспроизводство самой себя без участия внешних сил. Проявляется в виде флуктации – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения, в рез-те которых образуется диссипативная структура – новое неустойчивое состояние материи. Диссип. структура может развиваться двумя путями: а) укрепление и превращение в новый вид материи, при условии притока энергии из внешней среды (энтропии), с дальнейшем развитием по динамическому типу; б) распадение и гибель, в рез-те слабости, непрочности новых связей, из-за отсутствия энтропии. Существует учение о самоорганизации материи – синергетика – разработчик Илья Пригожин (бельгиец русского происхождения).

Расположенность материи во времени и пространстве.Существует два основных подхода к этой проблеме. 1) Субстанциональный (Демокрит, Эпикур) – его сторонники считали время и пространство отдельной реальностью, самостоятельной субстанцией наряду с материей, а, соответственно, отношения между ними как межсубстанциональные. 2) Реляционный (от relatio – отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) – сторонники считали время и пространство – отношениями, образуемыми взаимодействием материальных субъектов. Основные положения этого подхода: время –форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе развития; пространство –форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой; время и пространствотесно переплетены между собой; то, что совершается в пространстве, происходит и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Второй подход подтверждает теория относительности А.Эйнштейна, согласно которой пространство и время относительны в зависимости от условий взаимодействия материальных тел – понимание времени и пространства как отношений внутри материи.

Отражение – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения являются следы (одного материального объекта на другом): человека на грунте, грунта на обуви, отражение в зеркале, на поверхности водоема. Виды отражения: физическое, химическое, механическое, биологическое. Стадии биологического отражения: раздраженность, чувствительность, психическое отражение. Сознание – высший уровень (вид) отражения. Согласно материалистической концепции, сознание – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.

Согласно материалистическому подходу - универсальное свойство материи – детерминированность всех явлений, их зависимость от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий. Взаимодействие приводит к взаимному изменению тел или их состояний и отражению. Историческое развитие свойства отражения приводит с прогрессом живой природы и общества к появлению высшей его формы – абстрактного мышления, через посредство которого материя как бы приходит к осознанию законов своего бытия и к своему собственному целенаправленному изменению.

Развитие понятия материи в философии. В древней философии (Индия, Китай, Греция) – в основе определения М. – понятие материала (первоматерии), из которой вылеплены все вещи.

Четыре этапа развития понятия «материя»:

1) Наглядно-чувственное представление . В античной философии отождествление со стихиями (Фалес – вода; Анаксимен – воздух, Гераклит - огонь). У Гераклита первовещество – огонь – и материал, и источник непрерывного изменения. Все существующее – модификация этих стихий.

2) Вещественно-субстанциональное представление . Материя отождествляется с веществом, атомами, с комплексом их свойств. У Демокрита – два вида материи – атомы и пустота. Атомы – материал, пустота – пространство для движения. У Аристотеля – материя – всеобщая возможность предметного многообразия. Декарт отождествляет М. С единственным ее свойством – протяженностью. У Бруно и Спинозы – новое определение М. Как субстанция М. – это мир в целом, то есть материя=природе. Спиноза вообще избегает термина «материя», применяя субстанцию. Гольбах и Дидро – материя – это то, что отражается в наших ощущениях, но с добавкой: то, что вызывает эти ощущения. Для Дидро, как затем для Фейербаха становится понятным, что понятие материи – абстрактная категория, отвлекающая от всех материальных предметов их всеобщие свойства и качества или всеобщие особенности их развития.

3) Философско-гносеологическое представление . Материализм, марксистское мировоззрение.

4) Философское субстанционально-аксиологическое представление . Истоки у Б.Спинозы. Распространилось с сер. XX в.

Loading...Loading...