Почему женщины в церкви покрывают голову? Почему в церкви надевают платок.

Нет обязанности для женщины заходить в православный храм с покрытой головой.
Это не обязанность, а историческая традиция и рекомендации апостола Павла. При чем, традиция может быть и противоположной. Например, в Греции в православные храмы обязаны заходить женщины без головного убора (!) Такой подход к покрытой женской голове сложился у греков в ходе национально-освободительной борьбы с турками.
И более того, в Украине есть храм - в Ахтырке (Сумская область) - где по их традиции женщины входят в храм с непокрытой головой, так как в этом храме хранится образ Божьей матери с непокрытой головой.
- Обо всем этом поведал сегодня священник Георгий по радио "Эра".
- А на вопрос почему же женщин в отдельные храмы не пускают бабки, если у нее нет платочка - отец Георгий ответил с некоторым раздражением
: мы знаем об этом проблеме, что некоторые служки пытаются навязывать свое видение веры в Бога, и пытаемся с этим бороться. И, вообще, лучше прийти к Богу с непокрытой головой, чем пройти мимо - резюмировал он.
Вот так неожиданно рушится один из канонов внешнего обряда: оказывается, в ряде православных конфессий и даже в некоторых храмах женщины обязаны заходить с непокрытой головой. И вообще, придерживания таких строгостей может вредить Церкви.

Вот развитие этого видения гендерной проблемы:

Забавно слышать: оказывается, что покрытие головы женщины в храме это лишь "рекомендация апостола Павла"

Кстати, где присутствует традиция, обязательно есть волшебные или колдовские объяснения этой традиции: одно из "народных" пояснений необходимости женщинам прикрывать свою голову в храме:
"Издавна известно, что волосы обладают большой силой (что-то с родни магии). И, чем длиннее волосы, тем больше сила. Существует даже такое поверье, что если женщина загадает желание и в это время будет расчесывать волосы пятерней своих пальцев, то желание сбудется . Естественно, что у мужчин такого нет, они же коротко пострижены. Не даром в средние века женщину с длинными, густыми и красивыми волосами считали ведьмой и сжигали на костре. А по скольку сила и могущество Господа нашего гораздо больше женской силы, то входя в храм в платке, женщина показывает Богу, что она подчиняется Его воле и усмиряет перед Ним свои желания и страсти. Так как по церковным законам, страсть может познать только замужняя женщина, следовательно, именно она должна входить в храм в платке. Хотя, в настоящее время, в некоторых храмах требуют, что бы даже маленькие девочки входили в храм с покрытой головой." (отсюда)

Ну, и некоторые советы женщинам (под катом) сайта сельского православного храма Святителя и Чудотворца Николая села Вавож, Удмуртия. - очень полезные для понимания равенства мужчин и женщин и видения места женщин в православном мире
Но сначала удивление священника, автора советов о том, что и почему жещине одевать, когда она идет в храм: "Сам был удивлен, когда смотрел в записи Пасху в Богоявленском соборе г. Москвы и увидел, что половина женщин в Патриаршем хоре пели с непокрытой головой. Это попускается. И не нам этих женщин судить. Но предупреждать о греховной природе данного поступка мы всегда будем" .

Извините за столь обильное цитирование, сам по себе текст очень интересный, поэтому не удержался

А я слышала, что для посещения храма надо как-то по-особому одеваться, или можно заходить в чем угодно?

Храм Божий - это не магазин, тем паче не коровник. Это место особого и постоянного присутствия Бога Всевышнего. Тот, кто не думает о том, в каком виде он зайдет, недостойный, в это Святое место, просто не имеет Страха Божиего, он абсолютный безбожник. Что делать безбожнику в православном храме?

- мужчина должен пребывать в храме в мужской одежде, а женщина в женской;

- в знак смирения пред Богом мужчины при входе снимают свои головные уборы, а женщины покрывают свои головы, обычно платком.

Можно ли женщине быть в храме в шляпе или шапке?

В городских храмах Ижевска это достаточно распространено. Но платок... Это не только женский головной убор, это еще красивое женское украшение (...)

Кстати, вы когда-нибудь пробовали совершить поясной или земной поклон в шапке или шляпе? И у вас это получилось? Платки же при этом не слетают.

А я очень не люблю носить платки, хотя у меня и стрижка, но все равно платок, как узда, мешает...

Вот именно что стрижка!

Служа в свое время сторожем в Соборе Александра Невского в Ижевске, я столкнулся с интересной закономерностью: ни разу мне не пришлось посоветовать женщине с длинными волосами покрыть голову платком, только стриженным.

(...) Да будет вам известно, хорошие мои, что в большинстве случаев стрижку делают те женщины, у которых ярко выражены две страсти: Гордыня и Чревоугодие (украшательство себя есть разновидность чревоугодия, т.е. ублажения своему телу). (...) Попробуйте не заметить у такой женщины новую прическу - наживете смертельного врага; похвалите - будете самым лучшим другом. А в храме им надо закрыть свою красоту платком! Да вы что!?

Какое тут смирение? А Гордыня - это самый страшный грех!

Платок же, как раз, и предназначен для смирения Гордыни. Уж будьте любезны, смиряйтесь пред Богом.

А можно просто накинуть на голову прозрачный шарфик?

А как неудобно, когда капроновый платок постоянно скользит по волосам и все норовит слететь с головы, тем паче не завязанный. Не создавайте себе проблем. Вы в храм для чего пришли? К Богу или покрасоваться? Выбирайте одно из двух. Во втором случае вам не в храм надо были идти, а в другое место.

Мне как-то надо было срочно зайти в храм летом, а платка у меня с собой не было, и я не зашла. Не создаете ли вы лишние препятствия для людей, они и так не часто в храмы ходят?

А где написано, в каком таком документе, что женщинам категорически запрещено входить в храм с непокрытой головой?

Во всяком правиле есть свои исключения. Раз надо было зайти, так зашли бы. И если бы кто вас из-за этого в храм не пустил, то великий грех бы совершил. И на службах в городских храмах многие женщины стоят с непокрытой головой. Сам был удивлен, когда смотрел в записи Пасху в Богоявленском соборе г. Москвы и увидел, что половина женщин в Патриаршем хоре пели с непокрытой головой. Это попускается. И не нам этих женщин судить. Но предупреждать о греховной природе данного поступка мы всегда будем.

Кроме того, должен предупредить особо гордых и не желающих покрывать принципиально своих красивых головок, что любой православный священник не будет таких исповедовать, причащать, помазать, давать целовать крест или иные святыни и допускать до других таинств. Что и я, грешный, делаю.

Ну а для того, чтобы не создавать себе неудобств из-за отсутствия платка, не забывайте таковой, вместе со всякой косметикой, иметь всегда в своей сумочке. Много места не займет, сумку сильно не утяжелит. А вдруг, окажетесь рядом с храмом и захотите туда зайти? А платок у вас с собой. Очень практично.

Недавно я пришла в храм с косметикой на лице, и меня бабушки за это отругали. Почему вы запрещаете пользоваться косметикой?

Перед посещением храма пользоваться косметикой не рекомендуется, так как вам не разрешат целовать иконы, Евангелие, крест, принимать причастие и брать благословение у священника, потому что:

- на всех этих святынях обязательно останутся следы вашей помады, даже самой немарающейся;

- современные помады содержат активные химические вещества, которые разрушают тончайшие слои позолоты и серебрения на святынях и лака на иконах, причем безвозвратно;

- и священнику со своей десницы помаду смыть тоже бывает достаточно затруднительно, ну а от поручей отстирать практически невозможно.

(...)
О тех и для тех, кто делает замечания в храме. Очень часто ко мне подходят постоянные прихожане, и спрашивают, как им поступать, когда они видят кого-либо, зашедшего в храм в неподобающей одежде и/или с косметикой на лице. Сказать им об этом - в осуждение можно впасть, не сказать - вроде бы попустить, что кто-то в храме согрешает.

Ответ достаточно прост:

- во время службы постарайтесь не обращать на это внимания, ибо ваша молитва - вот то, ради чего вы сюда пришли, а все остальное суета сует и искушение;

- вне службы, уж если вам совсем невтерпеж, можете подойти и вежливо посоветовать незнайке в следующий раз так не поступать и сразу же отойти, не вступая в разговор, при этом вами должно руководить чувство сострадательной любви с согрешающему, но не гнева;

- если же человек попытается согрешить, например, с помадой на губах причаститься, вовремя вежливо его остановить и предупредить о возможном согрешении, а далее пусть поступает, как хочет;

- самый лучший способ увещевания - это шутка: и не обидите, и назидание дадите.

А я слышала, что вообще пользоваться косметикой это большой грех, это так?

Смотря для какой цели вы ею пользуетесь:

- если для лечебных или профилактических целей, например, гигиенической помадой, чтобы губы не трескались, то это не грех;

- если для украшательства, то это конечно грех:

- гордыни, точнее ее разновидности - лжи, так как вы стараетесь выглядеть лучше, чем вы есть на самом деле, а это обман;

- гордыни, так как вы очень гордитесь, когда благодаря косметике на вас обращают внимание;

- тщеславия, когда вам хвалят вашу внешность;

- чревоугодия, точнее собственно украшательства, так как вы угождаете своему телу;

- блуда, так как большинство женщин, где сознательно, а чаще подсознательно, используют это средство для того, чтобы нравится мужчинам (не для того же вы краситесь, чтобы нравиться вашим подругам? Хотя, в наше время я не удивлюсь и этому.) и тем самым обольстить их.

Последнему греху очень подвержены девочки-подростки, стремящиеся как можно скорее стать взрослыми, чтобы нравится мальчикам. Долг матери при этом очень тактично объяснить своей дочери, какую страсть она в себе развивает, и чем это все может кончиться, а не потрафлять ее капризам.

Я еще могу понять тех взрослых женщин, которые пытаются с помощью аккуратно сделанного макияжа скрыть следы своего увядания. Я не могу понять бабушек, пользующихся яркой косметикой, которая на фоне старой и дряблой кожи лица и шеи выглядит клоунской маской. Очень горько, и совсем не смешно.

Любой специалист по макияжу вам скажет: косметикой правильно пользуется тот, у которого следов ее использования не видно.

Кстати, у женщин, постоянно пользующихся косметикой, кожа дрябнет гораздо быстрее.

Мой же вам совет: лучшее косметическое средство - это умывание утром и вечером ледяной водой. Проверено - кожа будет нежной как у младенца.

И напоследок: самые красивые женские лица в Вавоже - у наших постоянных, истово верующих прихожанок - бабушек, так как они светятся немеркнущим светом благодати Божией, неотступно пребывающей в их сердцах. А такого эффекта никакая косметика не даст.

Я слышала, что женщинам нельзя приходить в храм в брюках, но ведь есть и очень популярны сейчас женские, очень красивые и элегантные брючные костюмчики...

Данный вопрос - наверно самый сложный в обсуждении одежды для посещения храма. Мир меняется, и то, что вчера считалось кощунственным, например, женщине надеть мужскую одежду, сегодня является нормой и самым распространенным делом. Оглянувшись вокруг, замечаешь, что более половины молодых женщин и девушек на улице одеты в джинсы или брючки. Т.е. в настоящее время брюки - это обычный элемент женской одежды. Это очень практично, особенно в слякость, когда женщины одевают массивные ботинки, ни как не сочетающиеся с юбкой, да и на брюках брызги грязи не так заметны, как на чулках. Зимой - брюки гораздо теплее, чем любые гамаши. Все это так. Но!

Существует традиция. Традиция посещения православных храмов женщинами. А она предусматривает запрет на посещение храмов женщинами в брюках. И этой традиции никто еще не отменял. И пока мы должны стараться, по мере возможности, этой традиции следовать, ибо не нам эти правила и законы изменять.

Великого греха нет в том, что женщина в брюках зашла в храм на 5 минут поставить свечку или что-то узнать.

Но, собираясь в храм на требу или службу, постарайтесь уж найти в своем гардеробе юбку, сарафан или платье достаточно целомудренной длины, т.е. не выше колен, без разрезов и запахов, не очень обтягивающую, т.е. практичную и удобную, и в ней идите.

Вас никто не выгонит из храма, даже если вы придете туда в джинсах, но будьте готовы к тому, что священник откажется вас исповедовать, причащать, давать для целования крест и т.п.

на фото: Ахтырская Божья Матерь (отсюда)
Вывод: столичные священники пытаются осовременить церковь, а в глубинке все коммуникации, как цементом сдерживаются традициями, которые очень сильно подкреплены в народном сознании языческими представлениями

ПОКРЫТИЕ ГОЛОВЫ

Покрытие головы в публичных местах считалось общепринятым обычаем во многих древних культурах. Явиться без головного убора приличной женщине на людях считалось постыдным и неприличным. Аналогичным позором для женщины было стричь волосы. Женщина должна была растить волосы всю жизнь и никакие стрижки не были допустимы.

Это вполне понятно и жителям России. На Руси этот обычай также имел место. Появиться на публике или позволить себя увидеть постороннему человеку без покрытой головы являлось стыдом и позором для женщины. Это хорошо отражено в известном слове, выражающем стыд и позор – «опростоволоситься», т.е. позволить себя увидеть себя без покрытой головы, «простоволосою». Общепринятые нормы приличия требовали от женщины иметь нестриженные волосы и покрывать волосы при всяком выходе за пределы дома.

Апостол, касаясь этого вопроса так же ссылается не на тексты Писания, а на реалии культуры и нормы приличия. Павел пишет: «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11:5)

Сегодня женщины большинства стран, в том числе и в России, могут ходить по улице и бывать в общественных местах без головного убора. Это не воспринимается как неприличное поведение, поскольку современная культура не имеет такого критерия приличия.

Более того, апостол утверждает, что «если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (1 Кор. 11:6)

Стричь волосы и ходить с непокрытой головой являлись равнозначными неприличными действиями, поэтому Павел их соединяет вместе. Если женщина стрижется, то это такой же позор для нее как и ходить с непокрытой головой. Сегодня мы стрижем свои волосы и это касается как мужчин так и женщин. Однако, если мы захотим буквально соблюдать тексты этого послания, то мы должны так же принимать, что стричься для женщины неприлично и позорно. Не смотря на это, церкви полны христианок со стрижками и никому не приходит в голову осуждать их за аморальность. Хочу еще раз подчеркнуть, что оба эти действия (непокрытая голова и стрижка), в равной степени являются аморальными и постыдными с точки зрения древней культуры.

Поэтому Павел вновь и вновь приводит «культурные», а не Божественные аргументы в пользу этой практики: «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, …если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» (1 Кор. 11:13-15)

Он ссылается на «приличия», «природу», призывает христианам Коринфа «самим рассудить» и не противостоять общепринятой практике.

В заключении своей аргументации, он опирается на традицию покрытия головы, как на последний аргумент: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор.1 1:16). Обычай, приличие, природа – вот основания для соблюдения данной практики, с точки зрения апостола Павла.

Читая его рассуждения, мы можем прийти к заключению, что в общине Коринфа некоторые женщины, как «свободные во Христе» от обычаев мира, решили отказаться от принятых норм приличия и не покрывать голову. Апостол пытается убедить их в том, что христиане не должны отказаться от всех норм культуры и должны в своем обществе быть приличными людьми.

Данный христианский принцип действует и сегодня. Очевидно, что если с точки зрения культуры 21-го века христианки будут выглядеть неприлично и аморально, то это вряд ли будет соответствовать христианским принципам. В тех восточных странах, где общепринятой нормой приличия для женщины является покрытие всего тела и головы, христианки так же должны соответствовать этому, чтобы не было порицаемо имя Христово и чтобы их и их веру не воспринимали как аморальную. То есть, во всех странах мира мы, как христиане, должны быть приличными людьми и не нарушать норм морали общества, если это не противоречит Слову Божьему.

В заключении хотелось бы отметить, что покрытие головы в древнем мире не было религиозным правилом, а касалось повседневной жизни в обществе. Во всех публичных местах женщина должна иметь покрытую голову, и соответственно, так же и в церкви. Если бы сегодняшние нормы приличия в нашей стране требовали бы, чтобы женщина всегда покрывала голову и никогда не стриглась, то и христианкам необходимо было бы держаться этого, поскольку это было бы приличным.

Сегодня христианки всех континентов и стран должны быть образцом приличия и морали для всего общества. Но дело в том, что в разных странах эти нормы приличия разные. Поэтому и христиане в разных странах разные – верные Богу и верные нормам приличия своего общества, если они не противоречат первому.

Покрывать ли сегодня женщинам голову в церкви? Согласно словам Павла, в той культуре, где это обязательный обычай для всех женщин, нужно это делать. В иной культуре в этом нет необходимости. Вокруг вас женщины стригущие волосы и ходящие с непокрытой головой и это не считается аморальным и неприличным? Если так, то вам нет необходимости покрывать голову, ни на улице, ни в церкви.

Во время посещения церкви прихожане обязаны соблюдать определенные правила и ритуалы. Некоторые из них в настоящее время вызывают вопросы, например, почему в церковь надо надевать платок? Откуда взялся этот обычай, который идет вразрез с современной модой в одежде?

Происхождение традиции

Традиция, согласно которой женщины покрывают в храме голову, имеет глубокие корни. В древности, в культурах многих народов, закрытые волосы были знаком, определяющим статус замужней женщины, говорившим о ее подчиненности мужу. Нельзя было показываться на улицах с непокрытой головой, это считалось очень нескромным.

Женщина в храме

Подобные правила «дресс кода» существовали и в иудейской культуре, где зародилось христианство, и в римской, где появились первые церкви. С этим и связано то, что в Посланиях апостола Павла написаны такие слова:

«5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается». (1 посл. к Коринф.)

Кто-то может задается вопросом: если в те времена ношение замужними женщинами покрывала было повсеместным правилом, почему христианками Коринфской церкви оно нарушалось, раз апостолу Павлу пришлось об этом специально писать? Есть версия, что это было связано с особой развращенностью нравов в языческом городе Коринфе (он этим славился).

Из-за чего, местные жители считали необязательным соблюдать повсеместные тогда правила приличной одежды. И христиане, поскольку выросли в этом городе и привыкли к его атмосфере, тоже могли чем-то заразиться от общей распущенности. Поэтому , апостол Павел призывал коринфских христианок быть предельно скромными и целомудренными в одежде, соответствовать всем правилам приличия, существовавшим в те времена.

В древней Руси обычай покрытия женщинами головы после замужества тоже был в ходу. По представлениям наших предков, если женщину чужие люди увидят без платка, это будет позором для нее и всей ее семьи. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься».

В церкви этот обычай сохранился до наших дней, но видоизменился.

Если прежде традиция покрывать голову касалась исключительно замужних женщин, а девушки не носили платки ни в храме, ни на улице, теперь головы покрывают даже маленьким девочкам.

Можно ли ходить в церковь без платка

Не стоит понимать так, будто женщина, зашедшая в храм с открытой головой, совершает грех. Для Бога важно состояние нашей души, а не форма одежды. Однако, в церкви есть еще и люди. У многих из них женщина без головного убора вызовет раздражение. Пусть они и не правы, но не следует совершать действия, которые заведомо вводят людей в грех осуждения и отвлекут от молитвы.

Из этих соображений, нужно соблюдать сложившиеся правила церковной одежды, надевать в храм юбки и головные уборы .

Зачем надевать платок в церковь

Какой платок выбрать для церкви

На Руси существовал интересный обычай надевать на службу платки, цвета которых соответствуют дням церковного календаря и повторяют цвет священнических одеяний. Возможно, кому-то и в наше время захочется этому следовать. Вот перечень этих цветов:

  • Цвет Пасхи – красный или белый. Такие платки женщины носили все 40 дней праздника.
  • На Рождество надевали белые.
  • В дни Великого поста выбирали темный цвет. Черный, темно-синий, фиолетовый.
  • К празднику Животворящей Троицы и в День Святого Духа надевали зеленые. Зеленый — цвет жизни.
  • Все Богородичные праздники носили голубой цвет.
  • В обычные дни надевали желтые платки, по цвету простой, будничной священнической ризы.

Интересно о православии.

В православной вере есть древний обычай — женщина входит в церковь с покрытой головой. Откуда берет свое начало эта традиция и, что означает, узнайте почему женщина должна надевать в церкви платок.

Истоки и обычая

Этот обычай зародился со слов апостола Павла, он говорил, что женщине подобает иметь на голове символ, который обозначает ее покорность и власть над ней ее мужа. Молиться или прикладываться к святыням с непокрытой головой считается постыдным. Со слов апостола и начинается одна из самых древнейших традиций, связанных с церковью.

Почему женщина должна надевать платок в церкви

Платок на голове женщины подчеркивает скромность и смирение, а общение с Богом становится более чистым и светлым.

В античной культуре волосы считались наиболее ярким атрибутом женской красоты. Привлечение к себе внимания в церкви — плохой знак, так как перед Лицом Господа все должны быть смиренны и отчистить голову от грешных мыслей. Помните, одежда также должна быть скромной, не стоит выбирать наряд, для похода в Божий храм, с украшениями или подчеркивающий фигуру. В таком случае покрытая голова не будет иметь смысла.

Платок надевают, чтобы подчеркнуть беззащитность женщины и призвать Господа к помощи и заступничеству.

Почему мужчина должен снимать головной убор в церкви

Заходя в любое помещение, мужчина обязательно должен снять головной убор, как знак уважения хозяину. В церкви — это Бог. Таким образом он высказывает свое почтение и демонстрирует истинную веру.

Заходя в храм без головного убора, мужчина показывает свою беззащитность перед лицом Господа и говорит о полном доверии. В церкви мужчина отказывается от войны и кровопролития и должен каяться в своих прегрешениях. Это символ того, что перед Богом все ровны и общественный статус и положение не имеет значения.

Нужно помнить, что истинно верующий человек обязан соблюдать некоторые правила и обычаи, в знак уважения религии. Прийти в церковь в неподобающей одежде для православного неприемлемо и постыдно. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

Испокон веков женщины ходят в церковь в платках. Даже юбки сейчас считаются не столь важным атрибутом, как платок на голове – говорят, что лучше идти в храм в джинсах, но с головным убором, чем в юбке и без него. Почему же женщины в церкви покрывают голову, с чем связана традиция надевать платок в церкви?

Легенда о платках и юбках в церкви

Существует легенда о платках и длинных юбках в церкви. Рассказывают, что в древнем мире люди приходили в храм в чем придется. И Богу это было не слишком приятно.

Поэтому Бог послал видение одной из молодых девиц и сказал: «Если ты будешь ходить в храм с покрытой головой и в длинной юбке, твои молитвы будут услышаны, потому что к тебе будет приставлен Ангел для помощи. Но как иначе он узнает тебя, если ты не будешь отличаться от прочих девиц?»

Как того и следовало ожидать, на следующий день девица пришла в храм в длинной юбке и в платке, а на вопрос подружек, зачем она так странно вырядилась, красавица рассказала о своем видении.

Естественно, эта чудная весть о новом «церковном дресс-коде» вмиг облетела весь свет. И, конечно же, все хотели иметь своего собственного Ангела и быстрые ответы на молитвы, а, значит, все стали приходить в храм как полагается.

С тех пор прошло уже много веков, а традиция ходить в церковь в платке и длинной юбке осталась. Правда сейчас юбка стала не в чести. Кто знает, может быть, поэтому молитвы современных девиц не столь быстро долетают до неба?

Эта легенда – всего лишь шуточная иллюстрация к злободневной теме. Но, вне всякого сомнения, традиция покрывать голову в церкви берет свое начало с древних времен.

И одним из источников такой традиции является, прежде всего, Святое Божие Слово – Библия, которой руководствуются христиане.

Что говорит Библия о покрытии головы

Что же говорит Библия о покрытии головы и о том, почему женщина должна одевать в церкви платок?

В 1-м послании Апостола Павла Коринфской церкви, в 11 главе говорится, что женщине неприлично молиться с непокрытой головою. Более того, жена должна иметь на своей голове знак власти мужа.

Также есть упоминание о том, что волосы даны женщине вместо покрывала. И они являются для нее честью, в то время как для мужчины длинные волосы — позор (с чем сейчас не согласятся многие представители сильного пола).

Тем не менее, для современной женщины странно считать позором модную стрижку или даже бритье. Так же, как и странно заменять покрывало распущенными волосами.

В чем же здесь суть? Без детального анализа текста и погружения в традиции Коринфа, куда было отправлено письмо Апостола, здесь явно не разобраться.

Почему в Коринфе женщины покрывали голову в церкви

Оказывается, есть простое объяснение, почему некоторые женщины в Коринфе покрывали голову в храме. А ведь отсюда и произошла традиция надевать платок на голову в церкви.

Во времена Первоапостольской церкви в Коринфе был большой храм богини Артемиды, содержащий жриц любви, с которыми любой мужчина мог вступить в связь за деньги. Отличительной чертой жриц была обритая голова.

Непрофессиональные же проститутки того времени, чтобы показать род своих занятий, выстригали себе волосы на висках. Соответственно, если ваши виски были подстрижены или вы были побриты наголо, становилось понятно, кто вы. Это было своеобразным знаком женщин легкого поведения.

Что же нужно было сделать новообращенным христианкам с темным прошлым? Когда они заходили в церковь, все видели, что их волосы короткие или бритые – и этим они не только навлекали позор на себя, но еще и бросали тень на всю церковь.

Зная то, с чем приходится сталкиваться общине в Коринфе, Павел написал: «Женщины, отращивайте волосы, не стригитесь, а если с волосами беда — покрывайте головы, чтобы никто не подумал, будто вы порочные женщины».

Оказывается, весь вопрос библейского отрывка заключается в особенностях территории, которой предназначалось послание. Хотя, безусловно, подобная ситуация могла наблюдаться и в других местностях. Главное, понятна сама идея возникновения традиции, чтобы женщина покрывала голову в церкви.

Традиции покрывать голову женщине

Конечно же, на современное понимание женской одежды в церкви, помимо Библии, оказала влияние и традиция древнего мира.

В традициях древнего мира (Греция, Рим, Византия) головной убор имел для женщин большое значение.

Прежде всего, он был необходим для защиты от агрессивных погодных условий. Не зря в жарких южных странах и на территории пустынь женщины до сих пор покрывают голову – иначе им просто не уберечься.

Помимо защиты и удобства, плащ-платок символизировал зрелость, и его ношение было честью для женщины, тогда как обнажение головы для замужней женщины являлось величайшим позором.

В древней Руси женский головной убор (платок) был также обязателен. Его называли «убрус». Под убрус надевался еще один платок, который утеплял голову и предохранял верхний убор от загрязнения. Зимой поверх платка надевалась шапочка или меховой платок.

Также мы знаем о существовании кокошника и кики.

Позднее старинные головные уборы были заменены шляпами.

В настоящее время традиции покрывать голову женщинам были утеряны, хотя и существует тенденция к их возврату, ведь даже на улице можно увидеть женщин в платках. И это действительно очень женственно и красиво.

Другой разговор, когда в церковь вас не пускают без платка, объясняя это традицией. А женщина с непокрытой головой в церкви вызывает осуждение, и это считается неприличным и недопустимым.

Справедливо ли это на самом деле?

Почему женщина в церкви в платке?

Как мы говорили ранее, необходимость покрывать голову была обусловлена традициями определенной местности и времени. В современном же мире дело обстоит немного по-другому.

Почему же сейчас женщины в церкви в платках? Должна ли в наше время женщина покрывать голову в церкви?

Согласитесь, сейчас никто не скажет, что вы дама легкого поведения, если вы подстрижетесь или даже побреетесь. В крайнем случае, о вас отзовутся, как о весьма эксцентричной особе.

Мы уже не говорим о наших бабушках, которые стригутся, потому что им неудобно ухаживать за длинными волосами.

А если говорить о знаке власти над замужней женщиной, то сейчас обручальное кольцо исполняет роль покрывала.

В довершение всего, мы не ходим везде и всюду в платках, за исключением сибирячек холодной зимой. Поэтому смысл надевать платок перед входом в храм, в общем-то, теряется.

К тому же, богобоязненные женщины молятся еще и дома. Нужно ли надевать платок при молитве, там, где никто вас не видит? А если у вас большое желание помолиться где-то в дороге, а платка нет? Неужели из-за его отсутствия ваша молитва не будет услышана?

Священнослужители говорят, что молиться с непокрытой головой – не грех, женщина по своему усмотрению в знак смирения может надеть платок, произнося молитву дома.

Так почему же так обязательно надевать платок или шарф на голову в церкви?

По словам Апостола, покрывалом для женщины являются волосы (мы не говорим здесь, что вместо платка их обязательно распускать). Но, тем не менее, из данного высказывания следует вывод о том, что платок во время молитвы не настолько важен для Бога и для вас, как, может быть, для окружающих вас людей.

И, конечно же, мы не призываем вас устраивать в святом месте революцию, мы просто пытаемся обратить ваше внимание на вещи, которые могут быть намного важнее формального ношения в храме головного убора, важнее непокрытой головы в церкви.

Если бы Апостол Павел писал свое послание на современном языке и в соответствии с нашей культурой, как бы звучали его слова? Быть может, он говорил бы нам о вызывающей одежде, тоннах макияжа на лице и манере поведения, благодаря которой нас легко можно спутать с фривольными девицами?

Не резонно ли тем, кто считает себя верующим, одеваться и вести себя соответственно такому высокому званию? И делать это не только перед дверью храма, но и в повседневной жизни, чтобы не бесчестить себя и не гневить Бога.

А надевать ли платок при входе в церковь – личное дело каждого, хотя, возможно, оно и должно быть согласовано с представлениями окружающих людей, для того чтобы не давать им повода для осуждения.

Церковное правило для женщин

Единственным весомым аргументом в пользу того, что женщинам нужен платок в церкви, является то, что приходя туда, мы принимаем и уважаем церковные правила. Ведь, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. А покрывать голову женщине – церковное правило.

Итак, мы разъяснили, почему современные женщины покрывают голову в церкви и выразили собственное мнение об этой традиции. Конечно, это лишь точка зрения, но она имеет право на существование.

На нашем портале саморазвития мы найдете много полезной информации , о том, и .

Loading...Loading...