Получают ли зарплату священнослужители. Требования к священнику

«Сколько в среднем зарабатывает священник в большом городе?» — спрашивают наши читатели, возможно, будущие священники. В Интернете встречаются очень противоречивые цифры.

Вспоминаю, что первый раз напрямую я соприкоснулся с зарплатой церковнослужителя на Кипре, у отца Сергия Козлова, — я планировал там жить и, соответственно, заниматься любимым делом. Храм сам по себе принадлежит Тримифутинской епархии, но на самом деле это храм русской общины, и богослужения ведутся по чину Русской Православной Церкви. Священник Сергий Козлов учился в академии в Сергиевом Посаде, а позже в Греции в Салонийском университе на факультете богословия, что, соответственно, определило выбор нынешнего патриарха Кирилла о его назначении. На самом деле батюшка жил достаточно небогато, а так как богослужения проводили по воскресным дням, он был вынужден подрабатывать в других местах. Соответственно, остальному клиру платить он не мог. «Нужно найти работу, которой ты занимался в России», — запомнил я его слова.

Для сравнения можно привести зарплаты священников в других странах. Как известно, в Белоруссии зарабатывают в среднем порядка 24 тысяч рублей, на Украине — 32 тысячи, в Греции около 40-ка, в Италии и Испании — порядка 56 тысяч (в переводе на наш рубль), во Франции — около 65 тысяч плюс бесплатное жильё. В Бельгии начинающий священник получит 120 тысяч, а более опытный — до 360 тысяч рублей в месяц.

Но давайте всё же вернёмся к российской действительности. «Приходской священник получает зарплату, сумма которой определяется приходским советом и зависит от финансового положения прихода. Это может быть как вполне достаточная для жизни сумма, так и минимальная зарплата «, — ловко отвечает отец Андрей Ефанов, благочинный Кинешемской епархии. Ну а как иначе? А всё дело в том, что зарплата священника совершенно произвольна.

Среди священников есть колоссальное расслоение. Это как олигархат и нищета. Это самая незащищённая часть общества “, — говорит архимандрит Савва Тутунов. «Зарплата священников в России зависит от их вышестоящего начальника «, — вторит соседний сайт. «Сейчас у нас содержателем священнослужителя является приход. И зарплата священника - то жалование, которое он имеет в результате служения на конкретном приходе. У нас нет какого-то распределения зарплат в епархиях. И тем более, как в каких-то странах, нет государственных зарплат для духовенства «, - поясняет замглавы Учебного комитета РПЦ , настоятель храма Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов.

И это действительно так.

«Ого, какая зарплата, столько и священники не получают «, — позже ответил мне один сельский батюшка, когда мне предложили алтарничество за 30 тысяч рублей в месяц. А вот в соседнем со мной туристическом городе рядовой священник может получить до 200 тысяч в месяц. Но и это только на сезон: в остальные месяцы он будет получать по 15-ть и жить на то, что скопил летом. А упомянутый мной сельский батюшка вообще не получает зарплаты, поскольку приход убыточен и он живёт только на средства от подработки.

Общее представление о ситуации даёт один из личных дневников ЖЖ:

Сельские приходы собирают в среднем ежемесячно (внимание!) ~20 тысяч рублей. Из которых за коммуналку зимой идет порядка 7 тысяч, обязательно нужно платить какой-то епархиальный налог. В сельских же приходах та же машина для священника не роскошь, а суровая необходимость, ее обслуживание (бензин, например) оплачивается отсюда же. Копеечная же зарплата идет еще 2-3м человекам, обслуживающим приход, вроде сторожа. И на зарплату священнику остается 5-10 тысяч… А если в приходе 10 бабулек? Выход ищут по-разному. Кто попредприимчивей приусадебное хозяйство организуют или даже заводик какой производственный мелкий (читала на спецфоруме про такой случай).

Понятно, что при таком раскладе назвать точную сумму или хотя бы определить способ ценообразования очень сложно. Возможно, поможет более эмоциональное объяснение в виде одного комментария — ответа на похожий вопрос на авторитетном портале «Православие и мир»:

Огромное количество московских священников тихо, спокойно, падая с ног от усталости делают своё дело; живут в панельных домах со своими многочисленными чадами и матушками, которые точно так же решают насушные бытовые вопросы: чем накормить, во что одеть. Слава Богу, прихожане выручают. И при этом многие батюшки ездят на иномарках… На тех, которым в зубы не смотрят: духовное чадо подарил: продавать уже невыгодно, а так и батюшка рад будет (он и такую убитую (но внешний вид хоть куда!) купить не сможет), и глядишь, всю жизнь Богу за него и всё семейство молиться будет. По-разному бывает… Встретила как-то священника со своего прихода в маршрутке, в 22 часа, с требы домой возвращался… И семью дьякона на новеньком мерседесе-автобусе, который их семье в Германии подарили — петь они туда ездили, вот немцы растрогались да и подарили. 11 человек семья! Позавидуем? Только чему: что машинка люкс, или что 9 детей в семье? В большой семье не без урода.

Не ожидал вот этого:
"Во многих храмах сотрудники церкви ничтоже сумняшеся называют фиксированную сумму, которую должен внести каждый желающий обвенчаться, покрестить ребенка и т. д. Например, на вопрос, каков объем рекомендуемого пожертвования за венчание, женщина, торговавшая в церковной лавке московского храма Святых Космы и Дамиана в Шубино, достаточно резко ответила: "Что значит пожертвование? Оплата, а не пожертвование! Пять тысяч".

В это трудно поверить, что даже в таком храме подобное может случаться, но, как говорится, "и на старуху бывает проруха".

"Клирикам положен фиксированный оклад, который остается на усмотрение настоятеля. Согласно "Положению о материальной поддержке священнослужителей", при условии полной занятости на приходе и отсутствии других доходов священники "должны получать содержание, по возможности ориентируемое на среднюю заработную плату по региону для социальных работников". Средняя зарплата соцработников (психологов, педагогов, медицинского персонала среднего звена) обычно не дотягивает даже до средней зарплаты по региону. Например, в Новосибирской области люди, занятые в соцсфере получают в месяц около 17 тысяч рублей, в Томской области - чуть больше 10 тысяч рублей, в Новгородской области порядка 14 тысяч рублей, а в Москве и Подмосковье - в среднем 48-50 тысяч рублей. Довести среднюю зарплату соцработника до средней по региону планируется к 2018 году.

Как говорит о. Дмитрий Свердлов, несмотря на рекомендации "Положения", вопрос о зарплате священника остается скорее на усмотрение настоятеля: "Оклад может быть очень большим или очень маленьким, это вопрос доброй воли настоятеля и его адекватности. Есть пожилые настоятели, которые не ходили в магазин так же давно, как архиереи, поэтому цен не знают. Есть люди жадные, есть щедрые".

(...) Архимандрит Савва Тутунов считает, что брать плату за требы - это нормально: "Важно осознавать, что на пожертвования храм живет: из поступающих средств оплачиваются коммунальные платежи, охраняются церковные здание и территория, начисляются зарплаты всех сотрудников - от уборщиц до настоятеля. Меня как обывателя - ведь я не всегда был священником - никогда не смущало, когда мне называли какую-то желательную сумму пожертвования. А вообще, практика очень разная. Где-то суммы не указываются вообще, а где-то приходской совет сочтет необходимым в какой-то мягкой форме предлагать прихожанам какие-то ориентировочные суммы, иначе храм останется, скажем, без электричества. В любом случае жертва - это то, что подается добровольно и по мере возможностей. Жестко требовать фиксированную плату за, к примеру, венчание нельзя. Но и прихожанину следует поступать по совести, понимая нужды храма".

В церкви существует неформальная система взносов или условного налога в пользу епархии. По словам отца Дмитрия, это традиция со множеством исключений. По идее храм должен отдавать епархии по 20% со своего дохода. Если приход малообеспеченный или же храм только строится, по усмотрению архиерея эти взносы могут быть на время отменены.

"Архиерей может просто озвучить сумму, исходя из масштабов прихода, видимых действий спонсоров, - рассказал о. Дмитрий. - В последнее время у священника увеличилось количество направлений, по которым он отчисляет деньги, потому что епархии дробятся, образуются митрополии и таким образом появляется новая ступень в административной структуре, которая требует финансирования. Там тоже нужен аппарат, содержание, владыке нужен "Мерседес", облачение и прочие атрибуты архиерейской жизни. Мне повезло, ко мне требования не предъявляли. Я платил какие-то маленькие деньги, 2-3 тысячи за квартал. Но есть храмы, которые платят десятки тысяч. Есть ежегодная индексация нормативных взносов и сборы по случаю. Например, в Москве - на день рождения викария, на день ангела патриарха".

Священники, пожелавшие сохранить анонимность, утверждают, что епархиальные взносы по инициативе Московского патриархата в последнее время возросли в разы - но на что Москве нужны дополнительные деньги, можно только гадать. Настоятели некоторых московских храмов утверждают, что уровень требований по взносам за прошлый квартал был таким высоким, что они смогли по ним расплатиться только сейчас, к началу следующего квартала. При этом особо ретивые архиереи, недовольные настоятелем, который не может отчислять деньги в пользу епархии, могут просто "разжаловать" его в священники и назначить другого настоятеля.

Архимандрит Савва Тутунов утверждает, что такие ситуации бывают лишь тогда, когда настоятель недобросовестно выполняет свои функции: "Могу сказать, что случаи нерадения священнослужителей о благоустроении приходской деятельности встречаются. Хотя не могу сказать, что это частые случаи. Бывают и такие редкие ситуации, когда священнослужитель использует финансовые потоки прихода для своей личной выгоды. Встречаются клирики, которые по неопытности или неспособности руководить не могут устроить жизнь прихода, привлечь прихожан к активному служению. Иногда же клирики своей грубостью или замкнутостью распугивают людей... Вот и выходит, что некоторым священнослужителям лучше быть рядовым клириком под начальством настоятеля, чем настоятелем даже в самом небольшом храме".

"Среди священников есть колоссальное расслоение. Это как олигархат и нищета. Это самая незащищенная часть общества".

Права священников в "Положении" прописаны, скорее, как рекомендации, четкого регламента нет, и положение настоятелей, равно как и клириков, сильно зависит от обстоятельств. "Среди священников есть колоссальное расслоение. Это как олигархат и нищета. Это самая незащищенная часть общества, и они живут в состоянии колоссальной внутренней тревожности", - утверждает о. Дмитрий Свердлов. У большинства священников большие семьи, которые нужно обеспечить и, как правило, основная часть священников кроме служения в церкви ничем не занимается. По словам отца Дмитрия, в силу специфики своего занятия - служения церкви - с одной стороны, священник не может зарабатывать деньги. При этом страх неопределенности и незащищенности, с другой стороны, толкает многих на стяжательство, чтобы обеспечить тылы и гарантии своей семье, и на зависимость от административной системы".

"Самая главная проблема церковной экономики, как и всего остального церковного, - любви нет"

Как следствие, духовенство занимает рабское положение и находится в полной зависимости от архиерея, мнение которого нередко может быть субъективным. По мнению Свердлова, улучшить положение священников может две вещи: любовь или регламент - точные положения о том, кто сколько кому должен и когда. "Самая главная проблема церковной экономики, как и всего остального церковного, - любви нет. Христос сказал, что вас узнают, что вы мои ученики, по любви между вами. Эта соль ушла из церковной жизни. Нет любви, и все пошло наперекосяк, - говорит священник. - Но если создать четкий регламент, то рано или поздно он станет достоянием публики, и тогда всплывут финансовые секреты. Поэтому нет ни того, ни другого", - сказал Свердлов.

В официальной РПЦ утверждают, что применение документа о помощи священникам на практике - лишь вопрос времени. На деле документ мало что определяет - это, скорее, набор пожеланий и рекомендаций. Священники предпочитают терпеть и не жаловаться: открыто выраженное недовольство в адрес церковной верхушки чревато ухудшением отношений с архиереем, а то и с самим патриархом. В этом случае самым мягким "наказанием" будет личная просьба высшего духовенства не выносить эмоции на публику. А при неблагоприятном раскладе вчерашнему священнику придется думать о том, как прокормить свою большую семью и не пойти по миру. У тех, у кого есть светское образование и работа, тыл более менее обеспечен. Удел прочих - разговоры на кухне и смирение.

На что живут христианские священники в других странах

В некоторых европейских странах церковь финансируется церковным налогом, который, в зависимости от законодательства страны, платят либо люди, относящие себя к какой-либо конфессии, либо абсолютно все. Зарплаты священников оплачиваются из этих налогов.

В Германии церковный налог составляет 8-9% от подоходного и его платят только люди, относящие себя к определенной конфессии.

В Дании церковь связана с государством и абсолютно все жители страны должны платить церковный налог в размере 1,51% от заработка, который облагается налогом.

В Швеции церковный налог в размере 2% от дохода также платят все, независимо от принадлежности к той или иной конфесии. Причем церковь и государство в Швеции не связаны между собой.

В Австрии церковный налог составляет 1,1% от дохода и его обязаны выплачивать все жители, относящие себя к католичеству.

В Швейцарии нет государственной церкви, а размер церковного налога в разных кантонах разный. Максимальный налог составляет 2,3% от дохода и его выплачивают только верующие.

В Хорватии зарплату священникам платит государство, отдельного церковного налога нет.

В Финляндии в разных муниципалитетах прихожане той или иной церкви платят церковный налог в размере от 1% до 2% от дохода.

В Италии церковный налог называется "налог один на тысячу". Это значит, что каждый житель Италии платит 0,8% от подоходного налога в пользу церкви, причем в документе налогоплательщика он должен указать, для какой именно церкви предназначен налог.

В англиканской церкви и церквях Америки храм содержат прихожане, но пожертвования там довольно большие. Но при этом священник получает от прихода дом, машину, деньги на обучение детей и другие льготы.

В Испании церковь получает дотации из государственного бюджета и пожертвования верующих. С 2007 года испанские налогоплательщики по желанию могут перевести церкви 0,7% подоходного налога. Ежемесячную зарплату выплачивает курия.

Во Франции церковь получает доход только от пожертвований верующих, священники получают зарплату от курии и затем государственную пенсию вместе с пенсионными начислениями от церкви.

В Бельгии священники всех христианских конфессий получают зарплату от государства и ежегодные премии - летом и зимой.

Славяне – набожные и почитающие духовную силу люди. Даже в мире инновационных технологий особое место в жизни многих россиян занимает церковь. Человек в ее стенах ищет гармонию, спокойствие, а священнослужители помогают достигнуть умиротворения. Они несут тяжкое бремя человека, который способен отпустить грехи, выслушать прихожанина, понять.

Отдельная роль в жизни церкви отводится священникам. Именно они проводят большинство обрядов (крестят детей, причащают, венчают пары и т.п.). В Библии написано, что деятельность священника должна быть на безвозмездной основе и исполняться исключительно по зову сердца.

Однако в современной реальности все иначе. Официальной ставки заработной платы у священника не имеется. Их жалование складывается из помощи спонсоров, милостыни прихожан, средств, вырученных с продажи церковного инвентаря, – икон, свечей и пр.

Давайте узнаем, сколько получают священники, и кто оплачивает их расходы? Какова заработная плата в Москве и Санкт-Петербурге?

Где учатся на священников?

Для получения «профессии» священника требуется закончить высшее учебное заведение, специализирующееся на обучении будущих работников церкви. Это духовная семинария, академия либо православный университет.

Длительность обучения составляет 5 лет. Студенты изучают богословие, основы веры, Библию и ее историю, педагогику пастыря, сектоведение (отрасль знаний, которая занимается изучением сект) и пр. Но главенствующим предметом выступает именно психология.

По завершению обучения выпускники проходят практику в какой-либо церкви. К ним приставляют наставника. При аттестации выпускника решающим выступает слово наставника, и только потом ему присваивают статус священника.

Работа священника

Недостаточно знать основы Библии и хорошо учиться в духовной академии, чтобы стать действительно хорошим священником.

Надо соответствовать таким качествам как:

  • доброжелательность;
  • отзывчивость;
  • честность;
  • открытость к людям;
  • добросердечность;
  • порядочность;
  • принципиальность.

Хороший священник должен оказать поддержку человеку в трудной жизненной ситуации, понять его проблему и помочь найти решение, соблюдая все традиции церкви.

В круг обязанностей священника входят обряды – соборование, исповедь, венчание, причащение, миропомазание, крещение. Также священник осуществляет проведение богослужений, где молится за благополучие в мире.

Священник работает полный день, иногда у него он вовсе ненормированный. В некоторых ситуациях пребывание в стенах церкви составляет 14 часов и дольше в сутки.

Требования к священникам

К людям, которые хотят посвятить свою жизнь Богу, предъявляется ряд особых требований. В первую очередь священником может стать мужчина старше 30-летнего возраста.

Другие условия:

  1. Должен веровать.
  2. Быть женатым единожды.
  3. Постоянный прихожанин церкви.
  4. Есть рекомендации от действующего священника.
  5. Есть высшее образование (духовное).
  6. Знание церковнославянского языка.
  7. Опрятность внешнего вида.
  8. Знание священных писаний и пр.

Есть категории граждан, которые ни при каких условиях не могут стать священниками. Это некрещеные, женщины, грешники, люди до 30 лет, слепые и глухонемые, лица, сменившие религию. А также те мужчины, у которых несколько браков, либо состоящие в браке с женщиной, не верящей в Бога.

О заработке священников

От государства зарплату они не получают. Их заработок поступает из бюджета, сформированного в храме. Бюджет пополняется за счет пожертвований прихожан, оплат различных услуг церкви. Выплатой средств занимается настоятель храма. Обычно заработок священника соответствует заработной плате бюджетника в этой же области.

Доход церкви складывается из пожертвований прихожан, торговой деятельности – в церковных лавках продают свечи, иконы, религиозные символы, церковную утварь и пр.

Также поступают средства от благотворительных организаций. Суммы пожертвований от известных людей бывают разные, иногда достаточно крупные. Они жертвуют на ремонтные работы, восстановление либо содержание храма. Естественно, с этих средств также выплачивают зарплату священникам.

В церковь также поступают средства, которыми оплачены религиозные обряды и ритуалы. Освятить дом, офис, окрестить ребенка – все это платные услуги.

Оплата расходов

Из полученных средств церковь осуществляет оплату коммунальных услуг: электрической энергии, водоснабжения, тепла, Интернета и пр.

Требуется много денег, чтобы отремонтировать церковь или восстановить храм. Также полученные средства расходуются на воскресные школы, дома престарелых. Из пожертвований оказывают материальную помощь малоимущим гражданам. Остаток может пойти на зарплату священнику.

Льготы и выход на пенсию

Священники имеют право на стандартный отпуск – 28 дней. Однако у них нет такого понятия как «пенсия». Хотя священники могут выйти на заслуженный отдых в 65 лет. Но обычно это не происходит, они работают до глубокой старости. Только по причине ухудшения самочувствия или здоровья могут отказаться от работы.

Средний заработок в РФ составляет 57 тыс. рублей. Но по большей части он зависит от региона. Так, в Москве зарплата около 60 000, в Санкт-Петербурге 50 000, а в Приморском крае 100 тыс. рублей.

Если в целом, то заработная плата священника зависит от пожертвований и других факторов, характеризуется нестабильностью. Условно: в этом месяце было крупное пожертвование, а в следующем только небольшие пожертвования от прихожан.

Существует очень распространенный стереотип о том, что священник должен служить и трудиться бесплатно.

Это ошибочное мнение. Бессребреничество – добровольный аскетический подвиг, на который может отважиться с Божьей помощью и по благословению духовника любой человек. Такими, например, были святые Косма и Дамиан или великомученик и целитель Пантелеимон. Требовать же бессребреничества от белого (женатого) батюшки, у которого жена, трое, четверо, пять, восемь детей, нуждающиеся в еде, по крайней мере жестоко.

К тому же Священное Писание говорит нам вещи обратные. Вспомним Моисеев Закон. При разделе Земли обетованной левиты (ветхозаветные священники) не получили земного надела, так как они питались и существовали при Иерусалимском храме благодаря жертвоприношениям, подаяниям всего израильского народа. В Пятикнижии с арифметической точностью указывается, сколько туши жертвенного животного используется в богослужении, а сколько отдается священнику и его семье. Уже в Новом Завете Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос в наставлениях семидесяти апостолам говорит следующее: «В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои…» (Лк. 10:7). Данный евангельский стих очень легко соотнести с деятельностью приходского священника. Дом – это приход. Трудящийся – батюшка, который за свои труды (богослужения, крестины, погребения усопших, строительство храма, исповедь и причастие больных и умирающих, предстояние в молитве за население тех градов и весей, кои ему вверены, и прочее пастырское душепопечение) достоин награды.

Повторюсь. Согласно процитированному библейскому стиху, материальная поддержка священнослужителей и его семьи со стороны народа является прямым Божьим установлением. Человек, посвященный Господу, т. е. священнослужитель, освобождается от земных забот и хлопот для того, чтобы он у Престола Господнего предстоял за народ и молился за него. Вот какая вертикаль образуется в материально-финансовых взаимоотношениях пастырь–народ. Священник – это человек, который по большому счету не принадлежит себе. Он в ведении Бога и людей. Батюшка по первому зову должен откликаться на голос страждущих и нуждающихся. Когда меня рукоположили во иереи, я через некоторое время понял, что священническое служение чем-то сродни работе медика скорой помощи. Только вернулся со службы поздно вечером, устал, начал переодеваться и трапезничать – и вдруг к тебе бегут: «Батюшка, у бабушки инсульт, пожалуйста, сделайте что-нибудь!» И ты, бросив все, превозмогая усталость, впрыгиваешь в машину и «летишь» за запасными Святыми Дарами, чтобы успеть исповедовать и причастить страждущего. Такими случаями исполнена священническая жизнь. И, согласитесь, в это время, когда батюшка должен максимально сконцентрироваться на болящем, ему лучше не думать о том, что дома сидят голодные дети.

Также о священнической награде писал и святой первоверховный апостол Павел: «Не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:18); «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника» (1 Кор. 9:13).

По поводу первой цитаты божественного Павла святитель Феофан Затворник отмечал: «На Востоке молотят волами. Разбросают на току пшеницу или ячмень снопами развязанными и водят по ним волов, пару, две и три. Они ногами своими изомнут все в мелкие частицы. Тогда отвеют, и зерно получат. Этих молотящих волов уста закон запрещал завязывать. Это можно применить и ко всем трудящимся. Святой Павел применяет это к апостолам, трудящимся в проповеди, давая мысль, что если б ученики не содержали б апостолов, то это похоже было бы на то, как жестокий хозяин заграждал бы уста молотящих волов, что закон запрещает». Эту мысль святителя Феофана можно применить, конечно же, и к священникам. Здесь аллегория такова: они – как волы, которые в наших душах своим трудом распространяют слово Божие, и народ не должен быть жесток к своим пастырям.

Теперь о прозе жизни…

Зарплата священнослужителя формируется по-разному. В каждом храме свои особенности на этот счет. В городе, как правило, у штатного клирика, например собора, есть ставка. Она сравнительно невелика, в пределах минимальной зарплаты. Также священник с каждой требы, совершенной в соборе или храме, имеет четвертую или третью часть от пожертвования мирян.

В райцентре или в селе дело обстоит несколько сложнее. Теоретически священник также должен получать здесь зарплату, но, как правило, он ее не берет, потому что в церковной кассе почти всегда нет денег. Их едва хватает, чтобы свести концы с концами в храме: оплатить счета за электричество, отопление, ремонтные работы и прочее. В основном доход священника в маленьком городке или селе составляют пожертвования за требы. И, поверьте мне, это не такая большая сумма, как может показаться! Заправка бензином авто, его ремонт, медикаменты, счета за отопление, электричество и прочее «съедают» их очень быстро. К тому же треб в селах не так уж много. Часто приходится и крестить, и отпевать бесплатно, потому что в деревнях много бедных людей.
Нередко сельский священник, чтобы прокормить семью, вынужден держать большое хозяйство и обрабатывать огороды. И то, что он в этой ситуации с Божьей помощью не отчаялся, не приуныл, не бросил свое служение, но продолжает заботиться и о храме, и о прихожанах, и о многодетной семье – это подвиг.
Потому не спешите осуждать батюшек. «Толстый поп с колбасой на вилке за рулем «мерседеса» – это миф, придуманный богоборцами и дьяволом, чтобы внести в Церковь Божью раздор между пастырем и паствой.

Да, есть среди священников те, которые ездят на дорогих машинах. Но их из общего количества два-три процента. У большинства же «копейки», «таврии», в лучшем случае «ланосы». Конечно, есть среди батюшек и толстые (я, например), но их тоже два-три процента, как и в любом другом человеческом сообществе.

Потому, дорогие братья и сестры, берегите своих батюшек. Они – посредники между вами и Богом. Их главное служение – молитва – зачастую невидимо. Но преподобный Силуан Афонский говорил: «Мир стоит молитвою, а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет». Мы, священники, стараемся молиться за вас. Ваша же задача – доверять нам, чтобы в нашей многомиллионной церковной семье не было места раздорам и подозрениям, но мы бы спасались с Божьей помощью друг другом в любви и послушании…

Иерей Андрей Чиженко


Приближается Рождество, и думая об этом празднике, мне вдруг пришла в голову мысль, а сколько же зарабатывают священники в РПЦ? Может быть, если зарплата хорошая, мне туда работать пойти?=))
Попытался покопаться в интеренете, выяснилось, что информации об этом немного. Официальной информации нет вообще. А та информация, которая есть, либо от СМИ никакого отношения к церкви не имеющих, либо от некоторых священников, с неслишком большим доходом, которым особо скрывать нечего - поэтому они и пишут.
Следовательно, данный материал создавался из этих двух источников.
Немного общей информации по православной церкви в целом: на Кипре священники возмущались из-за слишком маленьких зарплат - 500 Евро. Правительство пошло им на встречу и подняло зарплату на 200 Евро. Там зарплату священникам платит государство. Так же государство платит зарплату священникам в Греции.
Частично, зарплату платит государство и в Румынии.
В России церковь отделена от государства, а следовательно, государство не может платить им зарплату. По выплате пенсий на священников распространяются ещё советские законы (новых законов пока просто нет), и по ним священник при уходе на покой, будет получать пенсию... 80 рублей в месяц!
Но недавно РПЦ заключило договор с Пенсионным фондом и теперь эта ситуация уже будет не столь плачевной. Но есть свои нюансы, предположим, священник не может стать ветераном труда, поскольку он не "работает на бога", а "служит" богу. Так же, видимо, обстоит дело и с больничным.
А теперь чтоже говорят сами священники,которые открыто рассуждают о доходах. Как правило, эти священники из провинциальных, небогатых, дальних приходов. Им нечего терять (дальше уже не пошлют) и соответственно особо некого бояться.
Итак, из чего состоит "труд" священника? Вот примерное расписание его дня:
в 8:00 проскомидия - он заготавливает Святые Дары для причастия. В 8:30 — начало исповеди, которая длится полчаса. В 9:00 — начало литургии, 10:00 — причастие, 10:20 — проповедь, 10:30 — водосвятие и панихида, 11:30 — своеобразный обеденный перерыв, потому что литургию служат натощак. В 12:00 — крещение; 13:00 — венчание; 14:00 — отпевание; 14:40 — встречи и беседы с прихожанами; 17:00 — начало вечерней службы.
Так же священник может служить на выездах, поэтому график получается ненормированным.
Средняя оплата труда священника 8-10 тысяч рублей. Летом,когда народ уезжает в отпуска она может быть и того меньше - 5 тысяч рублей. Прожить на такие деньги нереально, поэтому многие священники занимаются приусадебным хозяйством.
Зарплата священника складывается из пожертвований прихожан и продажи свечей и другой церковной утвари и печати. Как правило, с этих денег надо оплатить ещё труд двух-трёх человек служащих при храме. Формально деньги священнику платит приход, но зачастую священник сам является главой прихода.
Священник обязан часть дохода отдавать в епархию и иногда складывается такая ситация, что "вынь да полож" - т.е. денег в храме нет, а их отдать нужно. Редко бывают случаи, когда церкви разрешают неплатить налог в епархию, но это бывает лишь тогда, когда храм строится. Если священник не отдаёт епархии причитающиеся ей деньги, то тут может начаться "футбол" - священника начнут перебрасывать из прихода в приход, до тех пор, пока он не попроситсяза штат ("в отставку"). Неудачников не любят нигде.
К тому же могут бросить в какой-нибудь неуживчивый приход (епархия может не спрашивать приход согласия на кандидатуру того или иного священника), откуда ты через пару месяцев со скандалом вылетишь.
Жадность епархий уже в церкви стала притчей во языцах. Алексий-II в 2000 году открыто пожаловался, что епархии перечисляют всего 5% от общего бюджета РПЦ.
Пожаловаться рядовой священник на своё начальство теоритически может в Синод, но на практике это бессмысленно - ворон ворону глаз невыклюет. Начальство будет друг за друга.
Кстати, до революции у священников было больше прав, поскольку в Синоде тогда сидели гражданские чиновники, и они могли остудить и осудить зарвавшего архиерея. Сейчас рядовой священник практически бесправен.
Карьеру сделать практически невозможно: на карьерный рост может расчитывать лишь монах. Белому духовенству путь по карьерной лестнице закрыт. Более того, идущая сейчас в Московскую и Питерскую семинарию молодёжь, открыто признаётся, что примет монашество в основном из карьерных соображений, а не только из-за призвания к служению богу. Так что пропасть между белым и чёрным духовенством в церкви с каждым годом только увеличивается.
А если опальному священнику пытаться как-то устроиться в миру, то это будет тоже сложно - дипломы семинарий государством не признаются. По закону, священник, получается лицо без высшего образования.
Так же карьеру придётся завершить, если ты совершил даже неумышленное преступление (были случаи, когда священники совершали наезд на пешеходов), а так же если кто-то из твоей семьи не в ладах с законом - "не умея управлять своим домом, не сможешь управлять людьми".

Это было мнение обычных священников из небогатых приходов. А как живут высокопоставленные служители церкви, читайте в следующей части.

Конец первой части.=))

Loading...Loading...