Самые известные монастыри европы 6 7 века. Средневековый монастырь Европы - центр формирования мировоззрения христианского мира

20 февраля 395 года в Вифлееме был открыт первый в истории женский монастырь. К сожалению, до нашего времени он не сохранился, но до нас дошли другие столь же древние обители, о которых мы сегодня расскажем.

Поскольку монахи не любят мирской суеты (от нее-то они и уходят в горы, пустыни или за высокие неприступные стены), во многие обители посторонних не пускают ни при каких условиях. Поэтому речь пойдет о тех древнейших монастырях мира, которые открыты для паломников и простых туристов.

Немало страниц Библии посвящено полуострову Синай, ведь там, на вершине одноименной горы, Моисею были дарованы десять заповедей, нанесенные на Скрижали Завета. Немудрено, что эта часть Египта уже который век служит местом для паломничества и площадкой для археологических раскопок. Там, где по преданию явился к пророку Господь Бог и выросла Неопалимая купина, в 557 году появился один из старейших в мире христианских монастырей, названный в честь своей создательницы – святой Екатерины. 12 часовен, библиотеку, иконный зал, трапезную, ризницы и даже гостиницу скрывает монументальная обитель, укрепленная во времена императора Юстиниана. За века существования она обрастала все новыми строениями, не прекращая проводить службы и принимать верующих. Храм превратился в настоящий город в пустыне. Главенствует там архиепископ Синая – самой маленькой епархии мира. Из святынь, кроме Неопалимой Купины и часовни ее имени, хранящей древнюю мозаику Преображения, гостей монастыря ждет и колодец, вблизи которого Моисей встретил свою будущую спутницу – одну из дочерей Иосифа. Ни разу не разрушался святой храм: ему оказывали помощь даже пророк Мухаммед и арабские халифы, султаны Турции и Наполеон Бонапарт. Лишь осенью 2013 года из-за политических неурядиц в Египте монастырь святой Екатерины был временно закрыт. О том, когда сюда можно попасть, указано на http://www.sinaimonastery.com/ .

Уже пятнадцатый век существует в таинственном Тибете «Дом Господа» – великий монастырь Джоканг, где проходят посвящения Панчен-Ламы и Далай-Ламы. Легенда гласит, что именно в этом месте и родился тибетский буддизм. Первой ценностью, занесенной в храм, была древняя статуя, освященная лично Буддой Шакьямуни. Вокруг Джоканга выросла Лхаса, а с ней разросся и сам храм: внушительное четырехэтажное строение, украшенное колесом дхармы и золотыми ланями, перестраивалось в 17, 18 и 19 веках. Тяжелая доля выпала буддистской святыне: многое было разрушено в ходе монгольского вторжения, а в годы китайской культурной революции Джоканг использовался как хлев для свиней и военная база. К счастью, в 1980 году монастырь был отреставрирован и вскоре был занесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Много сокровищ скрывается за его стенами: здесь хранится золотая урна, переданная в дар китайским императором Цяньлуном, роскошное издание «Трипитака», созданное из сандала, старинные тханки, относящиеся к 7-9 векам, и покрытые позолотой статуи родоначальников тибетского буддизма – царя Сронцзангамбо и его жен. Монастырь открыт для приверженцев любых религий: здесь проводятся культовые обряды всех школ буддизма и даже коренной религии Тибета бонпо. Узнать больше об истории Джоканга можно на страничке достопримечательности в ЮНЕСКО http://whc.unesco.org/en/list/707 .

Немного сведений сохранила история Свято-Спасского женского монастыря, расположенного близ села Костомарово в Воронежской области. Одна из легенд приписывает его постройку самому Андрею Первозванному, другая относится к 12 веку. Правда иль нет, но в почтенном возрасте уникального русского монастыря, высеченного прямо в скале, сомневаться не приходится. Многое здесь напоминает о Византии: 12 меловых столпов удерживают округлые своды храма, способного вместить до двух тысяч верующих, а его стены украшают прекрасные православные фрески. Длинный и низкий коридор ведет в пещеру Покаяния – чтобы попасть сюда, нужно склониться в поклоне. Лишь чудо спасло Свято-Спасский монастырь во времена правления Советов: последний монах, отец Петр, был расстрелян, а храм затоплен, дабы не отвлекать людей от строительства коммунизма. Но выжила русская Голгофа: в 1993 году здесь прошла первая после забытья служба. Храм был отреставрирован и превращен в женский монастырь, а об ужасных временах напоминает лишь чудотворная Костомаровская икона Божьей Матери, испещренная пулями. Те, кто побывал с Свято-Спасском монастыре, утверждают: это настоящее место силы, где сочетаются природная гармония и божественная чистота. Тем же, кто еще не добрался до российской Палестины, предстоит дорога на электричке из Воронежа в Россошь (выход на станции «Подгорное»), а затем на автобусе, следующем в село Костомарово.

Средневековые монастыри Европы – одни из самых посещаемых туристами мест. Раньше они были настоящими центрами общественной жизни, потому что совмещали в себе культуру, религию, административное управление, просвещение и даже судебную сферу. Здесь могли найти приют отчаявшиеся и бездомные, а для многих детей из бедных семей воспитание и жизнь в обители означали повышение социального статуса.

Несмотря на то, что в современном мире большинство первоначальных функций этих духовных мест утрачено, они не прекращают вызывать живой интерес.

Во-первых, они представляют собой прогрессивные архитектурные образцы средневековья, во-вторых, являются примерами замкнутых комплексов, которые обслуживали сами себя за счёт выполняемых монахами работ, содержащихся животных и выращиваемых сельхоз культур. По сути, это были образцы «государств в государстве» с особой жизнью и историей. Нередко монастыри Европы становились пульсарами исторических действий, где происходили трагические или великие событий. Многие из них окутаны таинственными и даже мистическими историями, до сих пор волнующими и поражающими воображение людей.

В самом сердце Европы расположился не только один из старейших, но и один из наиболее ценных в историческом смысле монастырь Святого Галла. Находится он в восточной части Швейцарии в небольшом административном центре Санкт-Галлен. Городок является одним из наиболее высокогорных в Швейцарии, но популярным и известным его делает не это, а то, что именно в нём в Средневековье построен центр просвещения Европы – Санкт-Галленское аббатство.

Старейшая обитель была основан ещё в 613 году одиноким монахом-отшельником по имени Галлус. Первым, кто решил уделять большое внимание культурному развитию внутри этих стен, стал настоятель Отмар, пригласивший из разных концов Европы мастеров для организации местной художественной школы. Смешение разных течений и жанров позволило создать уникальные картины и иконы, представляющие собой жемчужины средневековой художественной культуры.

Продолжателем этой традиции стал аббат Вальдо, который в VIII веке собрал в стенах аббатства одну из самых богатых библиотек Европы. Кроме того, здесь находилась сильная певческая школа, в стенах которой виртуозно исполняли песни в григорианском стиле. В X веке тут работали известные поэты и музыканты современности, а немного позже – трудился родоначальник и основоположник немецкой литературной словесности Ноткер Губастый.

Вплоть до XVIII века Санкт-Галлен был настолько же влиятельным монастырём Европы, как собор Парижской Богоматери в Средневековье, но позже значение обители ослабело. Во второй половине XVIII века старейшие здания были снесены, а на их месте воздвигнуты новые храмы, воплотившие в себя архитектурный стиль Барокко, до сих пор способного удивлять туристов и паломников со всего мира.

В 1983 году Юнеско добавил обитель Святого Галла в список Всемирного наследия. В стенах главной достопримечательности города хранится старейшая библиотека, насчитывающая 160 тыс. древних книг, 50 тыс. из которых доступны для ознакомления всем желающим.

Всем, кому посчастливилось побывать в австрийском городе Адмонт, расположенном на реке Энс, никогда не удастся забыть прекрасную картину: старейшие монастырские здания времён Средневековья, отражающиеся в водной глади реки.

Своим появлением живописный Адмонт обязан архиепископу Зальцбургскому, который инициировал его возведение в 1704 году. Здесь проводилась активная просветительская работа, особенно прогрессивными были монахи в естественных науках и в описании исторических фактов. Рядом с монастырской территорией была построена современная школа для девочек, в которой преподавали лучшие из монахов.

Пик процветания пришёлся на средние века, во времена служения аббата Энгельберта. Он был учёным, опередившим своё время, из-под чьего пера вышло много значимых научных работ. Именно в это время в обители начинает функционировать библиотека, по сей день являющаяся крупнейшей монастырской библиотекой не только Европы, но и всего мира. Коллекция книг настолько великолепна, что сюда ежедневно выстраиваются очереди посетителей. За год библиотеку посещает более 70 тыс. человек. Здесь можно увидеть 70 тыс. рукописных текстов и гравюр, а среди 200 тыс. книг есть огромное количество старейших экземпляров, созданных до XIII века.

Зал, где находится библиотека, представляет собой огромное светлое помещение, в котором причудливо смешались элементы неоготики, барокко и романского стиля. Кроме того, на территории действуют музеи естествознания и истории искусств, а в выставочном зале часто проходят музыкальные фестивали. Специальный отдел экспонирует картины для слепых. Можно только представить, насколько уникальны были бы выставки, если бы в 1865 году монастырские здания не пострадали от пожара.

Некоторые сокровища старейшей коллекции были проданы в кризисные 30-е годы XX столетия, которые стали очень тяжёлыми для жизни монахов. Были годы, когда деятельность монастыря прекратилась национал-социалистическим правительством, но с 1946 года духовная деятельность возобновилась, и с тех пор больше не приостанавливалась.

Монтекассино

Монастырь, созданный Бенедиктом Нурсийским на месте бывшего храма Аполлона, считается знаковым местом не только для Италии, но и для истории всей средневековой Европы. Его судьба полна горьких страниц, поскольку он неоднократно подвергался разрушениям. По этой причине тут сбереглась только небольшая часть старейшего величия и красот, наблюдаемых монахами и паломниками Средневековья. Тем не менее потоки гостей в эту обитель, расположенную на расстоянии 120 км от Рима, не прекращаются в любой сезон.

После постройки Монтекассино в 529 году на его территории возник Бенедиктинский орден. Но уже через 33 года строения разрушили лонгобарды. На восстановление ушло полтора столетия, но ещё через 170 лет его разорили сарацины. Отстроил Монтекассино папа Агапит II, понимающий его важность в жизни всей Италии. Военные атаки происходили и во время наступления Наполеона в 1799 году.

Следующее и величайшее разрушение произошло уже в ходе Второй Мировой войны в феврале 1944 года. Тогда возникло подозрение, что на территории монастыря находятся высокопоставленные фашистские военачальники, поэтому территория была разбомблена. От зданий смогли уцелеть только некоторые элементы, но основные ценности коллекций, к счастью, успели эвакуировать до начала бомбардировки, поэтому они остались невредимыми. Во время воздушных атак в стенах Монтекассино погибли сотни мирных людей, нашедших убежище в этих стенах в военное время.

По личному указанию Папы Римского вотчина бенедиктинцев была восстановлена в семидесятых, после чего сюда устремились тысячи паломников, желающих увидеть замок Средневековья. Гости могут любоваться внутренним двориком, храмами, виноградниками и слушать истории из средневековой жизни.

В католической культуре Сен-Морис часто называют местом, где людям открываются небеса. Это старейшее аббатство Западной Европы, расположенное в Италии, пережившее Средневековье и дошедшее до наших дней. На протяжении последних 15 столетий здесь ни на один день не прекращалась духовная жизнь, а Богослужения проходили с чёткой периодичностью.

Основан Сен-Морис в 515 году на месте могилы Св. Мориса, в честь которого аббатство получило своё имя. Защита выбранного святого была так сильна, что монастырская жизнь не прекращалась ни на минуту, не происходило здесь расформирований и значительных разрушений. Из уст в уста многими поколениями монахов со времён Средневековья передаётся легенда о том, что во время очередного Богослужения в стенах одного из храмов молящимся здесь явился святой Мартин, который тоже покровительствует этому месту, как и Маврикий.

Местной чертой являлось то, что служители обители всегда были шутниками и людьми тонкой иронии. Убедиться в этом можно и сейчас, приехав в Сен-Морис. Во многом именно это способствовало тому, что монастырь устоял на протяжении долгих веков, не став жертвой войн, смены политических сил и прочих перипетий. Монахи считают, что причина тому – удачное местоположение: Сен-Морис «прижимается» к скале, как дитя, прильнувшее к матери. Самая большая опасность, тем не менее, за всё время существования старейшего монастыря Западной Европы исходила именно от этой скалы, от которой семь раз откалывались обломки, разрушающие церковь, находящуюся под ней. В последний раз это произошло в средине XX века, когда огромный камень упал на колокольню, оставив от неё только руины.

Много раз Сен-Морис грабили лесные разбойники и опустошали сокрушительные пожары. Случалось, что обитель затапливали горные потоки, но монахи стойко воспринимали все неурядицы, не прекращая своего служения. В 2015 году здесь праздновали Великий 1500-летний юбилей, организованный при участии Юнеско.

Настоящая жемчужина христианства расположена на острове побережья Нормандии на северо-западе Франции. Замок удивительной красоты с высокими башнями, уходящими в небо и отражающимися в морской воде, представляет собой незабываемую картину, увидеть которую ежегодно стремятся более 4 млн туристов со всего мира.

Мон–Сен-Мишель с французского переводится как «Гора Святого Архангела Михаила». Уникальное расположение способствует тому, что добраться на него по сухопутному пути можно только во времена значительных отливов, а приливы отрезают его от материковой суши, оставляя тончайший перешеек, по которому не каждый решается ступить. Это заставляет туристов быть предельно осмотрительными: ещё Виктор Гюго писал, что скорость прилива воды равна скорости лошади, скачущей галопом. По этой причине огромное количество туристов не смогли преодолеть этот путь, утонув в заливе.

История возникновения старейшего монастыря связана с красивой легендой: в 708 году епископу Авраншу Святому Оберу во сне явился Архангел Михаил с указом начать строительство обители монахов на острове. Проснувшись, епископ подумал, что мог неправильно понять видение. После второго подобного сна он продолжал сомневаться, поэтому Архангел приснился Авраншу и в третий раз, оставив на голове ожог. Сразу после этого епископ решил инициировать строительство.

В X веке количество паломников стало так велико, что для них у подножия обители был построен маленький город, а обилие пожертвований позволило собрать нужную сумму, чтобы на вершине горы воздвигнуть огромный храм. На территории Мон-Сен-Мишель к началу XIII века жили несколько сотен регулярных монахов. Но постепенно значение аббатства ослабевало, и уже к 1791 году монашеская жизнь здесь закончилась, уступив место тюрьме, просуществовавшей до конца Великой французской революции. С 1873 года начата масштабная реконструкция, в ходе которой Мон-Сен-Мишель имеет современный внешний вид. Многим он напоминает замок с заставки кинокомпании Дисней, много лет олицетворяющую красоту замков Средневековья.

Во Франции находится один из красивейших древних монастырей – Леринское аббатство. Расположен он на расстоянии трёх километров от Канн, поэтому большинство туристов, посещающих Канны, устремляется сюда, чтобы прикоснуться к истории Средневековья.

Основан Леринский монастырь в 410 году, после того как монах-отшельник поселился здесь в поисках уединения. Ученики не пожелали оставить своего духовного отца, поэтому последовали за ним и обосновали Леринское аббатство на необитаемом острове. К VIII веку это место стало влиятельнейшим регионом Франции и Европы, ему принадлежало много владений, не исключая деревни Канны.

Не имея достойной защиты, это место стало лакомой и лёгкой добычей для сарацинов, разграбивших сокровищницу и убивших всех монахов. Выжил только один из прежних жителей обители – монах Элентер, который отстроил на руинах новый храм. После этого постройки неоднократно разрушались, но упорство монахов превозмогало все неурядицы. После французской революции остров был продан известной актрисе, где 20 лет находился гостиный двор. Только в 1859 году его смог перекупить епископ Фрежюс, чтобы возродить святое место.

Сейчас на территории монастыря живут 25 монахов, которые помимо духовной службы занимаются выращиванием винограда и гостиничным бизнесом.

Старейшие средневековые монастыри Европы

5 (100%) 1 проголосовавших

IV Архитектура монастыря

Бенедикт Нурсийский в своем уставе предписывал, что обитель должна быть построена как замкнутое и изолированное пространство, позволяющее максимально отгородиться от мира и его соблазнов:

«Монастырь же, если сие возможно, так должен быть устроен, чтобы все необходимое, то есть вода, мельница, рыбный садок, огород и раз-ные ремесла были внутри монастыря, дабы не было монахам необходи-мости выходить за стены, что вовсе не служит на пользу душ их».

Если архитектуру романского и тем более готического храма, с их высокими окнами и сводами, устремленными к небесам, часто уподобляли молитве в камне, то планировку монастыря, с его помещениями, предназначенными только для монахов, послушников и конверсов, можно назвать дисциплиной, воплощенной в стены и галереи. Монастырь — это замкнутый мир, где десятки, а порой и сотни мужчин или женщин должны вместе идти к спасению. Это сакральное пространство (церковь уподобляли Небесному Иерусалиму, клуатр — райскому саду и т. д.) и одновременно сложный хозяйственный механизм с амбарами, кухнями и мастерскими.

Конечно, средневековые аббатства вовсе не строились по одному плану и были совершенно не похожи друг на друга. Раннесредневековый ирландский мона-стырь, где дюжина братьев-отшельников, практиковавших крайнюю аскезу, жила по крошечным каменным кельям, трудно сравнить с огромным аббат-ством Клюни периода его расцвета. Там было несколько дворов-клуатров (для монахов, послушников и больных), отдельные покои для аббата и гигантская базилика — т. н. церковь Клюни III (1088-1130) , которая до строительства нынешнего собора Святого Петра в Риме (1506-1626) была самым большим храмом католического мира. Монастыри нищенствующих орденов (прежде всего францисканцев и доминиканцев, которые обычно строились посреди горо-дов, куда братья шли проповедовать) совсем не похожи на бенедиктин-ские обители. Последние часто воздвигали в лесах или на гор-ных утесах, как Мон-Сен-Мишель на скалистом островке у побережья Норман-дии или Сакра-ди-Сан-Микеле в Пьемонте (это аббатство стало прообразом альпийского монастыря, описанного в «Имени розы» Умберто Эко).

Архитектура монастырских церквей и устройство всего аббатства, конечно, зависели от местных традиций, доступных строительных материалов, размера братии и ее финансовых возможностей. Однако еще было важно, насколько обитель была открыта миру. Например, если монастырь — благодаря храня-щимся там реликвиям или чудотворным образам — притягивал массу палом-ников (как аббатство Сент-Фуа в Конке, Франция), там требовалось обустроить инфраструктуру для их приема: например, расширить и переустроить храм, чтобы пили-гримы могли получить доступ к желанным святыням и не пере-давили друг друга, построить странноприимные дома.

Самый древний и самый известный из средневековых планов монастырей был составлен в первой половине IX века в германском аббатстве Райхенау для Гоз-берта, аббата Санкт-Галлена (в современной Швейцарии). На пяти листах перга-мена (общим размером 112 × 77,5 см) изображен не реальный, но иде-альный монастырь. Это огромный комплекс с десятками зданий и 333 под-писями, которые указывают названия и назначение различных строений: церквей, скриптория, дормитория, трапезной, кухонь, пекарни, пивоварни, резиденции аббата, больницы, дома для монахов-гостей и т. д.

Мы выберем более простой план, который показывает, как в XII веке мог быть устроен типичный цистерцианский монастырь, похожий на аббатство Фон-тене, основанное в Бургундии в 1118 году. Поскольку структура цистерцианских аббатств в основном следовала более древним моделям, этот план может многое рассказать о жизни в монастырях и других бенедиктинских «семейств».

1. Церковь


Дальше, на пересечении нефа с трансептом, располагались хоры (E) . Там мона-хи собирались на службы часов и на мессы. В хорах друг напротив друга парал-лельно стояли два ряда скамей или кресел Англ. stalls, фр. stalles. . В позднее Средневековье в них чаще всего делались откидывающиеся сиденья, так что монахи во время утомительных служб могли либо сидеть, либо стоять, облокотившись на небольшие консоли — мизерикорды Вспомним французское слово misericorde («сострадание», «милосердие») — такие полочки, действительно, были милостью для уставших или немощных братьев. .

За хором были установлены скамьи (F) , где во время богослужения располагались больные братья, временно отделенные от здоровых, а также послушники. Далее шла перегородка Англ. rood screen, фр. jubé. , на которой устанавливали большое распятие (G) . В приходских церквях, соборах и монастырских храмах, куда пускали паломников, она отделяла хор и пресвитерий, где проводилось богослужение и располагались клирики, от нефа, куда имели доступ миряне. Миряне не могли заходить за эту границу и фактически не видели священника, кото-рый вдобавок стоял к ним спиной. В Новое время большинство этих перегоро-док было снесено, поэтому, когда мы входим в какой-то средневеко-вый храм, нужно представить, что раньше его пространство вовсе не было едино и до-ступ-но для всех.

В цистерцианских церквях в нефе мог находиться хор для конверсов (H) — мирских братьев. Из своего клуатра они попадали в храм через специальный вход (I) . Он располагался недалеко от западного портала (J) , через который в церковь могли заходить миряне.

2. Клуатр

Четырехугольная (реже — многоугольная или даже круглая) галерея, которая с юга примыкала к церкви и связывала воедино основные монастырские строения. В центре часто разбивали сад. В монастырской традиции клуатр уподобляли окруженному стеной Эдему, Ноеву ковчегу, где семейство пра-ведника спасалось от вод, посланных грешникам в наказание, Соломонову храму или Небесному Иерусалиму. Название галерей происходит от латин-ского claustrum — «замкнутое, огороженное пространство». Потому в Средние века так могли называть как центральный двор, так и всю обитель целиком.

Клуатр служил средоточием монастырской жизни: по его галереям монахи переходили из спальни в церковь, из церкви — в трапезную, а из трапезной, например, в скрипторий. Там находился колодец и место для умывания — lavatorium .

В клуатре также проводились торжественные процессии: например, в Клюни каждое воскресенье между третьим часом и главной мессой братья во главе с одним из священников шествовали по монастырю, окропляя все помещения святой водой.

Во многих бенедиктинских монастырях, таких как аббатство Санто-Доминго-де-Силос (Испания) или Сен-Пьер-де-Муассак (Франция), на капителях колонн, на которые опирались галереи, было вырезано множество сцен из Биб-лии, житий святых, аллегорических образов (как противостояние пороков и добродетелей), а также устрашающие фигуры демонов и различных мон-стров, сплетенные друг с другом звери и т. д. Цистерцианцы, стремившиеся уйти от излишней роскоши и любых изображений, которые могли отвлечь монахов от молитвы и созерцания, изгнали подобный декор из своих мона-стырей.

3. Умывальник

В Чистый четверг на Страстной неделе — в память о том, как Христос перед Тайной вечерей омыл ноги своим ученикам Ин. 13:5-11 . — монахи во главе с аббатом там смиренно мыли и целовали ноги беднякам, которых приводили в монастырь.

В галерее, которая примыкала к церкви, каждый день перед повечерием братия собиралась, чтобы послушать чтение какого-то благочестивого текста — collatio Это название возникло оттого, что святой Бенедикт рекомендовал для этого «Собе-седования» («Collationes») Иоанна Кассиана (около 360 — около 435) — аскета, который одним из первых перенес из Египта на Запад прин-ципы монастырской жизни. Потом словом collatio стали называть и перекус или стакан вина, который в постные дни выдавали мона-хам в этот вечерний час (отсюда французское слово collation — «закуска», «легкий ужин»). .

4. Ризница

Помещение, в котором под замком хранились литургические сосуды, бого-служебные облачения и книги (если в монастыре не было специальной сокровищницы, то и реликвии), а также важнейшие документы: исторические хроники и сборники хартий, в которых перечислялись покупки, дарения и другие акты, от которых зависело матери-альное благополучие обители.

5. Библиотека

Рядом с ризницей располагалась библиотека. В небольших общинах она больше напоминала каморку с книгами, в огромных аббатствах была похожа на величественное хранилище, в котором персонажи «Имени розы» Умберто Эко ищут запретный том Аристотеля.

Что читали монахи в разные времена и в разных концах Европы, мы можем представить благодаря описям средневековых монастырских библиотек. Это списки Библии или отдельных библейских книг, комментарии к ним, литур-гические рукописи, сочинения Отцов Церкви и авторитетных богословов Амвросия Медиоланского, Августина Гиппонского, Иеронима Стридонского, Григория Великого, Исидора Севильского и др. , жития святых, сборники чудес, исторические хроники, трактаты по канони-ческому праву, географии, астрономии, медицине, ботанике, латинские грам-матики, творения древне-греческих и древнеримских авторов… Хорошо извест-но, что очень многие античные тексты дошли до наших дней только потому, что их, несмотря на подо-зрительное отношение к языческой муд-рости, сохра-нили средневеко-вые монахи В каролингские времена самые богатые монастыри — такие как Санкт-Галлен и Лорш в германских землях или Боббио в Италии — обладали 400-600 томами. Каталог библио-теки монастыря Сен-Рикье на севере Фран-ции, составленный в 831 году, насчитывал 243 тома. В хронике, написанной в XII веке в монастыре Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе, при-водится список рукописей, которые приказал переписать или отреставрировать аббат Арно. Помимо библейских и бого-служебных книг, он включал комментарии и богослов-ские сочинения Оригена, Августина Гиппон-ского, Григория Великого, страсти мученика Тибуртия, описание переноса мощей святого Бенедикта в монастырь Флёри, «Историю лангобардов» Павла Диакона и т. д. .

Во многих монастырях при библиотеке функционировали скриптории, где братья переписывали и украшали новые книги. До XIII века, когда в городах стали множиться мастерские, где работали переписчики-миряне, монастыри оставались главными производителями книг, а монахи — главными их чита-телями.

6. Зал капитула

Административный и дисциплинарный центр монастыря. Именно там каждое утро (после службы первого часа летом; после третьего часа и утренней мессы зимой) монахи собирались, чтобы прочесть одну из глав (capitulum ) бенедик-тинского устава. Отсюда — название зала. Помимо устава, там зачитывали фрагмент из мартиролога (списка святых, память которых праздновалась в каждый из дней) и некролога (списка усопших братьев, покровителей монастыря и членов его «семьи», за которых монахи в этот день должны вознести молитвы).

В этом же зале аббат наставлял братию и порой совещался с избранными иноками. Там послушники, которые прошли испытательный срок, вновь просили постричь их в монахи. Там настоятель принимал сильных мира сего и решал конфликты между монастырем и церковными властями или свет-скими сеньорами. Там же проходил «обвинительный капитул» — после чтения устава аббат произносил: «Если кому-то есть что сказать, пусть говорит». И тогда те монахи, которые знали за кем-то или за собой какое-то нарушение (например, опоздали на службу или оставили у себя хотя бы на один день найденную вещь), должны были при остальной братии в нем признаться и понести наказание, которое назначит настоятель.

Фрески, украшавшие капитулярные залы многих бенедиктинских аббатств, отражали их дисциплинарное призвание. Например, в Санкт-Эммерамском монастыре в Регенсбурге были сделаны росписи на тему «ангелической жизни» монахов, борющихся с искушениями, по образцу святого Бенедикта — их отца и законодателя. В монастыре Сен-Жорж-де-Бошервиль в Нормандии на арка-дах капитулярной залы были вырезаны изображения телесных наказаний, к которым приговаривали провинившихся иноков.

7. Помещение для разговоров

Устав святого Бенедикта предписывал братьям большую часть времени пребывать в молчании. Тишина считалась матерью добродетелей, а замкнутые уста — «условием покоя сердца». Сборники обычаев разных монастырей резко ограничивали те места и моменты дня, когда братья могли общаться друг с другом, а жития описывали тяжкие кары, которые падают на головы болту-нов. В некоторых аббатствах различали «великое молчание» (когда вообще запрещено говорить) и «малое молчание» (когда можно было говорить вполго-лоса). В отдельных помещениях — церкви, дормитории, трапезной и т. д. — праздные беседы и вовсе были запрещены. После повечерия во всей обители должна была наступить абсолютная тишина.

В случае крайней необходимости поговорить можно было в специальных помещениях (auditorium ). В цистерцианских монастырях их могло быть два: один для приора и монахов (рядом с залом капитула), второй прежде всего для келаря и конверсов (между их трапезной и кухней).

Чтобы облегчить коммуникацию, в некоторых аббатствах разрабатывали специальные языки жестов, которые позволяли передавать простейшие сооб-щения, формально не нарушая устава. Такие жесты означали не звуки или сло-ги, а целые слова: названия различных помещений, повседневных предметов, элементов бого-служения, литургических книг и т. д. Перечни таких знаков сохранились во многих монастырях. Например, в Клюни насчитывалось 35 жестов для описания пищи, 22 — для предметов одежды, 20 — для богослу-жения и т. д. Чтобы «сказать» слово «хлеб», следовало сделать двумя мизин-цами и двумя указательными пальцами круг, так как хлеб обычно выпекался круглым. В разных аббатствах жесты были совершенно различны, и жестику-лирующие монахи Клюни и Хирсау друг друга не поняли бы.

8. Спальня, или dormitorium

Чаще всего эта комната находилась на втором этаже, над залом капитула или рядом с ним, и в нее можно было попасть не только из клуатра, но и по пере-ходу из церкви. 22-я глава бенедиктинского устава предписывала, что каждый инок должен спать на отдельной кровати, желательно в одном помещении:

«<…> …если же многочисленность их не позволяет это устроить, пусть спят по десяти, или двадцати, со старшими, на коих лежит попечение о них. Лампада в спальне пусть горит до самого утра.
Спать должны в одеждах своих, опоясанные поясами или вервями. Когда спят, ножичков своих, которыми работают, обрезывают ветви и подобное, пусть не имеют при боках своих, чтобы не поранить себя во время сна. Монахи всегда должны быть наготове и, как только дан знак, без промедления вставши, спешить, один другого упреждая, на дело Божие, чинно, однако ж и скромно. Юнейшие братия не дол-жны иметь кроватей друг подле друга, но пусть перемешаны бывают они со старцами. Вставая на дело Божие, пусть друг друга братски поощряют, рассеивая извинения, придумываемые сонливыми».

Бенедикт Нурсийский наставлял, что инок должен спать на простой циновке, укрывшись одеялом. Однако его устав предназначался для монастыря, распо-ло-женного на юге Италии. В северных землях — скажем, в Германии или в Скан-динавии — соблюдение этого указания требовало гораздо большей (часто почти невозможной) самоотверженности и презрения к плоти. В раз-личных монастырях и орденах, в зависимости от их строгости, дозволя-лись разные меры комфорта. Например, францисканцы должны были спать на голой земле или на досках, а циновки разрешались только тем, кто был физически слаб.

9. Теплая комната, или calefactorium

Поскольку почти все помещения монастыря не отапливались, в северных землях устраивалась специальная теплая комната, где поддерживался огонь. Там монахи могли чуть согреться, растопить замерзшие чернила или навощить обувь.

10. Трапезная, или refectorium

В крупных монастырях трапезные, которые должны были вмещать всю братию, были очень внушительны. Например, в парижском аббатстве Сен-Жермен-де-Пре трапезная составляла 40 метров в длину и 20 метров в ширину. Длинные столы со скамьями размещались в форме буквы «П», и вся братия размещалась за ними в порядке старшинства — так же, как в хоре церкви.

В бенедиктинских монастырях, где, в отличие от цистерцианских, было мно-жество культовых и дидактических образов, в трапезных часто писали фрески с изображением Тайной вечери. Монахи должны были идентифицировать себя с апостолами, собравшимися вокруг Христа.

11. Кухня

Цистерцианская диета в основном была вегетарианской, с добавлением рыбы. Специальных поваров не было — братья по неделе трудились на кухне, в суббо-ту вечером бригада дежурных уступала место следующей.

Большую часть года монахи получали лишь одну трапезу в день, ближе к вечеру. От середины сентября до Великого поста (начинающегося примерно в середине февраля) они впервые могли поесть после девятого часа, а в Вели-кий пост — после вечери. Лишь после Пасхи монахи получали право на еще одну трапезу около полудня.

Чаще всего монастырский обед состоял из бобов (фасоли, чечевицы и т. д.), призванных утолить голод, после которых подавали основное блюдо, включав-шее рыбу либо яйца и сыр. В воскресенье, вторник, четверг и субботу каждый обычно получал целую порцию, а в дни поста, понедельник, среду и пятницу — одну порцию на двоих.

Кроме того, чтобы поддержать силы монахов, каждый день им выдавали пор-цию хлеба и стакан вина или пива.

12. Трапезная для конверсов

В цистерцианских монастырях мирские братья были отделены от полноправ-ных монахов: у них был свой дормиторий, своя трапезная, свой вход в церковь и т. д.

13. Вход в монастырь

Цистерцианцы стремились строить свои аббатства как можно дальше от горо-дов и деревень, чтобы преодолеть обмирщение, в котором за века, прошедшие со времен святого Бенедикта, погрязли «черные монахи», прежде всего клю-нийцы. Тем не менее «белые монахи» тоже не могли полностью отгородиться от мира. К ним приходили миряне, члены монастырской «семьи», связанные с братьями узами родства или решившие служить обители. Привратник, кото-рый следил за входом в монастырь, периодически привечал бедняков, которым раздавали хлеб и остатки еды, не доеденной братьями.

14. Больница

В крупных монастырях всегда устраивалась больница — с часовней, трапезной, а порой и со своей кухней. В отличие от здоровых собратьев, пациенты могли рассчитывать на усиленное питание и прочие льготы: например, им разреша-лось во время еды перекинуться парой слов и не посещать все длинные бого-служения.

Все братья периодически отправлялись в больницу, где им делали кровопуска-ние (minutio ) — процедуру, которая и даже необходимой для поддержания правильного баланса гуморов (крови, слизи, черной желчи и желтой желчи) в организме. После этой процедуры ослабшие иноки на несколько дней получали временные послабления, чтобы восстано-вить силы: освобождение от всенощных, вечерний паек и стакан вина, а порой и деликатесы вроде жареного цыпленка или гуся.

15. Другие постройки

Помимо церкви, клуатра и основных зданий, где проходила жизнь монахов, послушников и конверсов, в монастырях было множество других построек: личные апартаменты аббата; странноприимный дом для бедных странников и гостиница для важных гостей; различные хозяйственные строения: амбары, погреба, мельницы и пекарни; конюшни, голубятни и т. д. Средневековые монахи занимались множеством ремесел (делали вино, варили пиво, выделы-вали кожи, обрабатывали металлы, работали по стеклу, производили черепицу и кирпичи) и активно осваивали природные богатства: корчевали и валили лес, добывали камень, уголь, железо и торф, осваивали соляные копи, возво-дили на реках водяные мельницы и т. д. Как бы сказали сегодня, монастыри были одними из главных центров технических инноваций.

Адрес: Швейцария, г. Санкт-Галлен
Дата основания: по преданию 613 год
Основные достопримечательности: Библиотека монастыря
Координаты: 47°25"24.9"N 9°22"38.8"E

Одной из наиболее интересных достопримечательностей восточной части Швейцарии можно по праву назвать монастырь Святого Галла.

Монастырь Святого Галла с высоты птичьего полёта

Это величественное и, честно говоря, немного мрачноватое сооружение, которое обязательно привлечет внимание любителей древних памятников истории и культуры, находится в швейцарском городе Санкт Галлен. Этот небольшой, по современным меркам городок, является столицей одного из многочисленных кантонов Швейцарии и гордится гербом, с изображенным на нем грозным медведем, на шее которого надет ошейник из чистого золота.

Кстати, гид, проводящий экскурсии по Швейцарии, обязательно расскажет группе, что герб Санкт Галлена тесно связан с его главной достопримечательностью монастырем Святого Галла , а если быть предельно точным, то с самим Святым Галлом. Согласно древней легенде, во время одного из путешествий святого Галла, на его стоянку напал медведь: святой не растерялся и просто позвал медведя, который, словно зачарованный, подошел к костру и бросил в него сухие ветки. Костер разгорелся еще сильнее, согревая уставшего путника, а медведю, в качестве награды за послушание, святой дал большую часть своих запасов хлеба.

Общий план на монастырь

В наши дни у монастыря можно всегда встретить туристов: дело все в том, что этот монастырь и его интереснейшая история известна далеко за пределами европейской страны. За стенами монастыря Святого Галла хранится самое бесценное сокровище на нашей планете. Нет, это не золотые слитки и не тиары, украшенные бесчисленным количеством драгоценных камней: в монастыре хранятся знания, накопленные человечеством за долгий период времени. В здании, которым гордится каждый житель столицы кантона, который, кстати, носит такое же название, как и город - Санкт Галлен, находится уникальная в своем роде библиотека.

По единому мнению историков, эта швейцарская библиотека считается одним из самых старых собраний книг во всем мире. По этой причине монастырь Святого Галла с его пристройками и, конечно же, библиотекой, был занесен в легендарный список Всемирного наследия ЮНЕСКО . Путешественников эта библиотека притягивает словно магнит, и в этом нет ничего удивительного: бесценные экземпляры книг, которым более 1000 лет, хранятся за стенами монастыря. Интересно то, что из более чем 170 000 книг и фолиантов, для осмотра доступно лишь 50 000. Связано это с тем, что многие книги из-за своего возраста нуждаются в постоянном микроклимате. В зале, где на полках выставлены 50 000 книг, можно полюбоваться и… самыми настоящими мумиями, привезенными археологами из Египта . Люди, чьи тела были забальзамированы и со временем попали в библиотеку монастыря Святого Галла, ушли из жизни почти 3 000 (!) лет назад.

Монастырский собор

Монастырь Святого Галла история

Удивительно, но монастырь Святого Галла в свое время считался самым крупным и самым известным среди подобных ему бенедитиктинских монастырей во всем Старом Свете ! Естественно, как и многие архитектурные памятники за всю свою историю монастырь не раз перестраивался. Еще бы, ведь даже город, в центре которого возвышается здание, был основан еще в VII-м веке. Предание говорит о том, что основателем монастыря является сам Святой Галл, совершивший немало чудес. Именно этот святой построил в городке в 613-м году келью, где он мог бы скромно жить и обращаться с молитвами к богу. Опираясь на официальные документы, которые, несмотря на неумолимый ход времени, чудом уцелели в библиотеке, специалисты утверждают, что основателем монастыря Святого Галла является не сам святой, а некий Отмар, который упоминается в древних рукописях, как настоятель священного сооружения.

Монастырь Святого Галла приобрел популярность не только у себя в городке, но и далеко за его пределами. К нему шли тысячи паломников, многие из которых были людьми состоятельными и могли позволить себе крупные пожертвования. Благодаря этим пожертвованиям монастырь Святого Галла за рекордно короткие сроки становится своеобразным религиозным центром, оказывающим влияние не только на Санкт Галлен, но и на окрестности.

Богатство, исчисляемое уже не только духовными текстами и преданиями, а и золотом, позволяет монастырю в 9-м веке заняться переписыванием различных религиозных текстов и выпускать толкования Библии. Именно в те времена, а точнее в 820-м году, и была основана легендарная библиотека монастыря Святого Галла . Все это стало возможным потому, что монастырь города Санкт Галлен в 818-м году стал подчиняться напрямую императору. Многочисленные восстания не раз подвергали монастырь угрозе полного разрушения: уничтожить архитектурное сооружение, имеющее безграничную власть, пытались даже коренные жители города, в котором, он, собственно и находился. В середине 15-го века, считающегося переломным моментом для всей Швейцарии, город Санкт Галлен и монастырь Святого Галла были отнесены к Швейцарскому союзу. Интересно то, что отнесены они были по отдельности, как будто речь шла о разных территориальных единицах.

Настоятель монастыря Святого Галла был еще и политиком: он отказался подчиняться Швейцарскому союзу и, несмотря на то, что здание входило официально в его состав, поддерживал тесные связи и выполнял все требования Римской Империи. Однако такое положение вещей продлилось совсем недолго: Реформация приняла в 1525 году закон, предусматривающий роспуск монастыря. Чуть более тридцати лет монастырь Святого Галла переживал нелегкие времена, но уже в конце 16-го века, здание, некогда построенное на месте монашеской кельи, становится…центром княжества!

С 16-го по 18-й век монастырь Святого Галла пользуясь своим влиянием, постоянно обогащается. В середине восемнадцатого века настоятель принимает решение о перестройке монастыря. Он должен был иметь фасад и внутреннее убранство, полностью отвечающей моде той эпохи. Разработать проект монастыря в популярном стиле барокко, было доверено двум архитекторам: Иоганну Бееру и Питеру Тумба. Это были последние годы расцвета монастыря Святого Галла: во Франции в 1789-м году произошла революция, всколыхнувшая всю Европу. У монастыря забирают все принадлежащие ему земли и полностью лишают власти. После возникновения швейцарского кантона Санкт Галлен с одноименной столицей, монастырь распускают, его былое великолепие, величие и влияние остаются в прошлом.

Монастырь Святого Галла в наше время

В наши дни, турист, приехавший в небольшой, но уютный городок Санкт Галлен, может увидеть аккуратное здание со строгим фасадом. Как уже говорилось выше, несмотря на то, что монастырь был перестроен в 18-м веке в стиле барокко, выглядит он, все же, немного мрачновато.

Сейчас это кафедральная церковь, разделенная на две части ротондой. Путешественнику будет интересно узнать, что восточная крипта это единственный элемент, который остался от строения, датируемого еще 9-м веком! Все остальное в монастыре Святого Галла - «новодел» 18- го века . К слову, по легенде именно в этой крипте похоронен сам Святой Галл, однако его могила пока не найдена, а значит, эту информацию нельзя называть достоверной. А вот могила первого настоятеля монастыря Отмара осталась нетронутой, возле нее покоятся останки его приемников.

В церкви, которая наверняка заинтересует путешественников своим внутренним убранством в стиле рококо, и по сей день продолжаются службы. Прихожане могут возносить свои молитвы к Богу возле решетки, которая отделана золотом, а некоторые ее части выкрашены в бирюзовый цвет. Кстати, эта решетка в свое время выполняла определенную функцию: она отделяла обычных смертных от помещений, где жили и молились монахи (к слову, довольно небедные монахи).

Спортивная площадка на территории монастыря

Нет ничего удивительного в том, что самым популярным местом среди туристов является западный флигель. Флигель, в котором расположена та самая знаменитая на весь мир библиотека. Стоит только представить себе, что среди ее собрания почти 500 книг, написанных еще до прихода в наш мир Спасителя. Библиотека гордится и своим словарем, благодаря которому можно перевести многие слова и изречения с латинского на немецкий язык. Этот словарь был создан мастерами (а раньше книги издавались исключительно мастерами), еще в 790-м году. Этот факт говорит о том, что в небольшом швейцарском городке хранится самая старая немецкая книга. Еще не придя в себя от увиденного в библиотеке, турист тут же попадает в лапидарий, который также находится в западном флигеле. В нем, на полках из крепкого дерева расположены бесценные находки, обнаруженные во время археологических экспедиций. Не меньший интерес и вызовет огромная коллекция картин, которые не висят на стенах, а также стоят на специальных полках. В этом же флигеле находится и резиденция епископа, в которой еще можно рассмотреть остатки былого величия и богатства монастыря Святого Галла.

Loading...Loading...