Секуляризация сознания и развитие науки. Холотропное дыхание — практика поражения души и сознания человекаХолотропное дыхание — практика поражения души и сознания человека

В эпоху Реформации и Революций в некоторых европейских странах религия, прежде всего католическая, начинает утрачивать свои позиции и влияние на духовную жизнь общества. Распространение книгопечатания, объективного знания об окружающем мире способствовали секуляризации (или обмирщению) общественного сознания.

История в терминах . Секуляризация (от позднелат. saecularis-мирской, светский) - это процесс освобождения из сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приобретает светский характер. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций. Термин «секуляризация» был впервые использован в 1646 году французским посланником Лонгвилем во время переговоров, предшествовавших заключению Вестфальского мира, и означал возможность удовлетворения интересов победителей за счет конфискации монастырских владений. И первоначально термин «секуляризация» означал акт отчуждения церковного имущества в пользу монарха, государства или частных лиц.

В XVII-XVIII вв. регулирование общественных процессов всё больше происходило не в соответствии с религиозной традицией, а на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Реформация дала мощный импульс политической стороне процесса секуляризации. В процессе Реформации происходит освобождение из-под контроля церкви сферы властных отношений. Северогерманские князья отказались подчиняться власти пап и проводили независимую внешнюю и внутреннюю политику. Аналогичный процесс проходил и в странах, не затронутых Реформацией. В республике Венеция он проходил в 1606-1607 годах. К середине XVII века на этот путь встали Франция и Англия. В этих странах постепенно происходило освобождение от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений. Происходила замена духовенства на служащих мирян в правительственных учреждениях, передача юридической власти от церковных судов светским судам

Пришёл конец и абсолютной монополии церкви на образование. Контроль над образованием переходит в руки государственных органов. Открываются светские школы, университеты.

В политике всё большего числа государств появлялось всё больше мер, направленных на уменьшение влияния и роли религии. С развитием светского образования процесс секуляризации захватывает широкую сферу науки и культуры. В XVII-XVIII вв. в европейской культуре начинает утверждаться принцип разделения знания и веры, светского и духовного начала. На основе этого принципа разделения формируется светская наука и философия. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Галилей, И. Ньютон формируют новую научную картину мира, свободную от влияния сверхъестественных сил.

Европейское Просвещение раздвинуло границы и углубило процесс секуляризации. Оно впервые обосновало идею независимости человека от всех авторитетов, в том числе и от авторитета религии, церкви. Как отмечал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов, какого бы ни было рода, они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй - все было подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего».

В противоположность религиозным установкам, подчиняющим человека Богу, разум - вере, просветители проводили идею активно действующего субъекта, способного познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Отныне не вера, а разум рассматривается в качестве источника и основного импульса всей субъективной деятельности человека. Человек как разумное существо, с точки зрения просветителей, призван стать властелином мира, перестроить общественное отношение на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право человека быть свободным во всех сферах своей жизни.

В новое время возникает наука в современном понимании этого слова. Начинается длительный процесс превращения науки в мощную производительную силу. На рубеже XVIII-XIX веков в мире насчитывалось около 1 тыс. ученых, в середине XIX в. – 10 тыс., в 1900 году – 100 тыс. ученых. В конце XX в. общее число научных работников в мире превысило 5 млн. человек. В 50-70-х годах XX в. удвоение числа ученых происходило в Европе за 15 лет, в США – за 10 лет, в СССР – за 7 лет. В XX столетии мировая научная информация удваивалась за 10-15 лет. Если в 1900 году было около 10 тыс. научных журналов, то к концу XX в. их число выросло до нескольких сотен тысяч. К концу XX в. наука охватывала огромные области знания и включала в себя около 15 тыс. дисциплин. Конечно, свыше 90% всех важнейших научно-технических заведений было осуществлено в XX в.

Но началось все, как многие считают, с XVII в., с Англии, с Исаака Ньютона (1643-1727), выдающегося английского ученого. Он стал основателем классической физики, построил рефлекторный телескоп (1668), открыл закон всемирного тяготения (1687), создал законы небесной механики, разработал важнейшие методы высшей математики.

В результате достаточно длительного и противоречивого процесса секуляризации в современных развитых странах коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе. Сформировались светское государство, светская школа, светская наука, светская культура. Светский подход, секулярность, свобода совести легли в основу миропонимания человека, его самосознания как свободного самодеятельного субъекта. Человек ничего не обязан принимать на веру, слепо подчиняться силе традиции. Современный человек критически воспринимает и оценивает мир, в котором он живет. Современный человек устраивает окружающий мир сообразно своим целям и возможностям. Понятно, что современный человек стал современным не сразу. Не будет преувеличением утверждать, что во многом именно секуляризация сформировала современное общество, индивида и культуру.

(лат.-светский, мирской): 1) первоначально – передача церковных земель и имущества в светское (государственное) владение....

(лат.-светский, мирской):

1) первоначально – передача церковных земель и имущества в светское (государственное) владение. В России крупнейшая секуляризация была произведена в 1764 г. Екатериной 2, а после 1917 г.– Советской властью;

2) с конца 19 в.– процесс освобождения различных сфер общественной, государственной и личной жизни от религиозноцерковного влияния. Характерные признаки: изменение места и роли религии в жизни общества – сужение круга государственных и общественных функций, выполняемых церковью, отчуждение церковной собственности в пользу государства, изъятие образования из ведения церкви, развитие светской морали и т. п.

Секуляризация

(от лат. saeculum – мирской, светский) – процесс обмирщения различных областей общественной жизни и культуры, переход...

(от лат. saeculum – мирской, светский) – процесс обмирщения различных областей общественной жизни и культуры, переход к образу жизни, при котором деятельность человека развертывается без связи с Высшим бытием и отрицается его роль в жизни человека. Евангелие ориентирует на то, чтобы не было никакого конформизма христиан по отношению к “духу века сего”, но проповедь Благой Вести и свидетельство жизни по Евангелию обращены ко всем, кто живет в среде “рода сего и века сего”. Многие в Католичестве и Православии относятся к секуляризации отрицательно. “Отношение Протестантизма к сфере секулярного весьма положительно, потому что, согласно одному из его принципов, священное не ближе к Высшему, чем профанное. Этот принцип отрицает, что какая-либо из этих сфер имеет большее право на милость, чем другая: обе они бесконечно далеки и бесконечно близки к Божественному” (П.Тиллих). Ответом на вызов секуляризации стало предложение Д.Бонхёффера отказаться от былой и “лишь внешней религиозной оболочки христианства” ради духовно подлинного и внутренне свободного “безрелигиозного христианства”, способного “мирским” языком “говорить о Боге – без религии, т.е. без обусловленных временем предпосылок метафизики, душевной жизни человека и т.д. и т.п.”.

Секуляризация

(от позднелат. saecularis – мирской, светский) – первоначально отчуждение собственности религиозных организаций в...

(от позднелат. saecularis – мирской, светский) – первоначально отчуждение собственности религиозных организаций в пользу государства, передача церковных земель и имущества в светское владение. Иногда так называют также изъятие из церковного ведения образования, отказ от духовного звания и т. п. Постоянное обогащение религиозных организаций, церкви нередко приходило и приходит в столкновение с интересами светской власти, предпринимателей, мирских институтов. Это обусловливает стремление светских властей к С. Обращение церковных (храмовых) имений в собственность государства практиковалось уже в древности (например, в Древнем Египте при Аменхотепе IV). В Западной Европе борьба за освобождение государства от контроля церкви и акты С. сопровождали всю историю образования централизованных национальных государств, вызывая стойкое сопротивление католической церкви.

Особенно широкий масштаб С. приняла в Европе, начиная с XVI в., со времени Реформации, направленной на подчинение деятельности церкви интересам буржуазии. В России огромный рост церковного землевладения также столкнулся с интересами развивающегося централизованного государства, в связи с чем в течение XV – XVII вв. производились неоднократные попытки ограничить церковное землевладение. Так, на основании указа о С. Екатерины II (1764 г.) у монастырей и архиерейских домов было отобрано 8,5 млн. десятин земли. Декретом 1917 г. все церковные и монастырские земли были национализированы, но после 1990 г. церковь в России вновь обрела право владеть землей. С конца XIX в. в западной социологии понятие С. стало пониматься более широко, а именно как десакрализация, всякая форма эмансипации от религии и церковных институтов. В марксистской литературе под С. понимаются различные исторические этапы высвобождения от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества и личности, а также процесс лишения религиозных институтов социальных функций, вытеснение религиозных представлений и замена их атеистическими взглядами. Под С. можно также понимать эмансипацию от социоцентрических религий (культов личности, избранного народа, партии и т. д.).

Д. В. Пивоваров

Секуляризация

(лат. “saeculum”, “век”) – схоластический термин, обозначающий переход от “града божьего” к “граду...

(лат. “saeculum”, “век”) – схоластический термин, обозначающий переход от “града божьего” к “граду земному”, в августиновском понимании. Отрыв от священного истока, переход к “светскому”, “веку сему”. В архаических формах церковного русского языка эквивалентом термина “секуляризация” было мало употребляемое сегодня слово “обмирщвление”, от слова “мир”. Понятия “век сей” и “мир сей” на языке христианского богословия являются синонимами.

Секуляризация

Процесс освобождения всех сфе общественной и личной жизни из-под контроля рели гии (от лат. saeculum - срок жизни, характеристик...

Процесс освобождения всех сфе общественной и личной жизни из-под контроля рели гии (от лат. saeculum - срок жизни, характеристик преходящего, временного бытия в противополож ность божественному, вечному; начиная с Августин «секулярный» - это мирской, светский). В широко! смысле слова С. начинается с разграничения сакраль ного и профанного, с десакрализации каких-то облас тей жизни. Действия, явления, вещи становятся про фанными, когда в них перестает проявляться святое, j они превращаются в эпизоды повседневной жизни люди едят, чтобы насытиться, поют и танцуют рад! удовольствия - это действия секулярные, т.е. HI имеющие магического или религиозного смысла.

В антич. мире философско-рационалистическа! критика сакральных ин-тов и мифологии обосновыва ла «самостоянье» человека в пределах обычной жизни ему не следует просить у богов то, чего он может добиться сам. Уже с 11 - 12 в. в Европе судопроизводство образование, здравоохранение из ведения церкви, духовенства постепенно переходят в руки светских властей. Мощный стимул к разграничению функций гос-ва и церкви дала Реформация (}

Loading...Loading...