Сенека о счастливой жизни. Луций сенека - о блаженной жизни
Да и можно ли принимать к сердцу то , что тебя сочтут слишком большим богачом те, в чьих глазах циник Деметрий был недостаточно беден? Этот непреклонный человек боролся со всеми естественными потребностями и был тем беднее остальных циников, что отрекся не только от всякой собственности, но и от самих желаний, а они толкуют, что он был недостаточно нищ, потому что он, изволите ли видеть, был проповедником не добродетели, а нищеты.
Если сравнить обоих Катонов, то Катон Младший в большей степени превосходил богатством своего прадеда, чем сам он уступал Крассу. Если бы ему достались еще большие средства, то он не отказался бы от них, (4) так как мудрец не считает себя недостойным случайных милостей судьбы. Он не любит богатства, но предпочитает его бедности; он не открывает перед ним своего сердца, но впускает его в свой дом; он не отрекается от имеющегося у него богатства, но удерживает его, желая предоставить большие средства в распоряжение добродетели.
(3) Пусть ежедневно все исполняется по моему желанию, пусть за прежними благодарственными празднествами следуют все новые - все же это не вызовет во мне чувства самодовольства. Замени эти благоприятные обстоятельства противоположными. Пусть со всех сторон обуревают мою душу потери, печаль и различные невзгоды, пусть вообще ни один день не проходит у меня без какого-нибудь огорчения - все-таки я не стану из-за этого считать себя несчастным среди величайших бед, не стану проклинать ни одного дня, так как мною приняты меры к тому, чтобы ни один день не был для меня горестным. Но тем не менее я предпочитаю сдерживать порывы радости, чем подавлять в себе чувство горести.
(4) Вот что скажет тебе великий Сократ: « Сделай меня победителем всех народов. Пусть роскошная колесница Вакха везет меня, как триумфатора, с востока до самых Фив. Пусть персидские цари ждут от меня решения своей участи - все же я тогда буду больше всего думать о том, что я человек, когда отовсюду меня будут приветствовать, как Бога . Допусти внезапную перемену этого достигшего головокружительной высоты счастья. Пусть меня поставят на чужие носилки для украшения торжественного шествия гордого и грубого победителя - сопровождая чужую колесницу, я так же мало буду чувствовать себя униженным, как тогда, когда я стоял на своей собственной» . Но тем не менее я предпочитаю одержать победу, чем попасться в плен.
(5) Я буду смотреть с презрением на все царство судьбы, но, если мне будет предоставлено право выбора, я возьму себе то, что помягче . Все, что достанется мне, окажется хорошим; но я предпочитаю более легкое, более приятное и менее мучительное на практике. Нельзя, конечно, представить себе добродетели без труда, но одни добродетели нуждаются в поощрении, а другие - в обуздывании. (6) Как спускающемуся с возвышенности приходится сдерживать себя, а поднимающемуся - подталкивать, так и добродетели бывают частью нисходящими, частью восходящими. Разве подлежит сомнению, что терпение, мужество, стойкость и вообще всякая добродетель, преодолевающая трудности и покоряющая судьбу, требует от человека подъема, усилия, борьбы? (7) С другой стороны, разве не столь же очевидно, что щедрость, умеренность и кротость имеют перед собой, так сказать, покатый путь? Здесь нужно сдерживать увлечение души, чтобы она не поскользнулась, а в первом случае мы приободряем и подстрекаем. Итак, в бедности мы будем проявлять самые пылкие добродетели, которым препятствия придают еще больше силы, а для богатства прибережем расчетливые, отличающиеся осторожностью и уравновешенностью.
XXVI
(8) Ввиду означенного деления добродетелей, я более склонен располагать теми из них, применение которых спокойнее, чем теми, коих осуществление стоит крови и пота. « Следовательно, я, - замечает мудрец, - живу так, как говорю, но вы неправильно меня понимаете. До вашего слуха доходит только звук моих слов, в смысл же их не вникаете» . - XXVI. (1) « Какая же разница, - возражает противник, - между мною, глупцом, и тобою, мудрецом, если каждый из нас желает быть богатым?» - Весьма существенная. У мудреца богатство играет служебную роль, а у глупца - господствующую; мудрец нисколько не поддается влиянию богатства, для вас же богатство составляет все. Вы привыкаете и привязываетесь к нему, как будто кто-нибудь обещал вам вечное владение им, мудрец же тогда больше всего думает о бедности, когда его окружает богатство. (2) Ведь и полководец никогда так слепо не полагается на мир, чтобы не готовиться к войне, считая ее объявленной даже в мирное время. Вас пленяет красивый дом, как будто они вне всякой опасности и слишком велики для того, чтобы у судьбы хватило сил истребить их. Вы безмятежно забавляетесь богатством, не предвидя угрожающей ему опасности, - так не раз подвергающиеся блокаде варвары, будучи незнакомы с военными орудиями, беспечно смотрят на осадные работы, не понимая цели возводимых вдали сооружений. (3) То же самое происходит с вами: вы живете праздно среди своих сокровищ, не думая о тех многочисленных отовсюду угрожающих несчастных случаях, жертвой которых каждую минуту может сделаться эта богатая добыча. Если же отнять богатство у мудреца, то у него останется вся его собственность, так как он живет, довольствуясь настоящим и не заботясь о будущем. (4) Сократ или другой мудрец, имеющий такое же право восставать против условностей человеческой жизни и отличающийся такой же силой духа, скажет: « Я ни в чем так глубоко не убежден, как в том, что я не должен приноравливать своего поведения к вашим взглядам. Осыпайте меня со всех сторон своими обычными упреками - я буду считать их не поношением, а жалким ребяческим лепетом» . (5) Вот что скажет достигший мудрости человек, которому нравственная безупречность дает право хулить других не из ненависти к ним, а в видах исцеления. К этому он присовокупит: « Я тревожусь вашим мнением, имея в виду не себя, а вас, потому что проявлять ненависть к добродетели и порицать ее - значит отказаться от надежды на исправленье. Вы меня ничуть не обижаете, как и богов не оскорбляют люди, разрушающие их жертвенники, но злой умысел и злая воля усматриваются даже там, где они не могут причинить вреда. (6) Я отношусь к вашим бредням так, как всеблагий и всемогущий Юпитер - к нелепым вымыслам поэтов, из которых один наделяет его крыльями, другой - рогами; этот изображает его прелюбодеем и ночным гулякой, тот - грозой богов, иной - притеснителем людей, а если послушать других поэтов, то он и похититель благородных отроков , своих же родственников, и отцеубийца, и завоеватель чужого, и притом отцовского, царства. Этими измышлениями достигнуто лишь то, что люди потеряли бы стыд перед грехом, если бы они поверили, что боги столь порочны. (7) Но хотя ваши наветы меня совсем не оскорбляют, однако в ваших же интересах я позволяю себе дать вам совет: относитесь с уважением к добродетели. Верьте тем, которые уже давно стремятся к ней и утверждают, что предметом их стремлений служит великая возрастающая с каждым днем сила. Почитайте ее самое наравне с божествами, а последователей ее наравне с жрецами и при всяком упоминании ее священного имени в философских рассуждениях храните благоговейное молчание» . Выражением « favete linguis» не испрашивается, как думает большинство, одобрение слушателей, а предписывается молчание, чтобы священнодействие могло совершиться надлежащим образом, не будучи нарушаемо ни одним зловещим словом.
XXVII
Но еще гораздо более необходимо требовать молчания от вас, чтобы вы с глубоким вниманием выслушивали всякое изречение этого оракула . (8) Когда какой-нибудь обманщик, потрясая систром , по долгу службы рассказывает вам небылицы; когда какой-нибудь мастер делает себе порезы на мышцах, слегка ранит до крови свои руки и плечи; когда зазывает какой-нибудь юродивый, ползая на коленях по улице; когда старец в полотняной одежде, держа перед собой лавровую ветвь и светоч среди белого дня, восклицает, что какой-нибудь Бог разгневался, - вы сбегаетесь, слушаете и, заражая друг друга исступлением, утверждаете, что такой человек вдохновлен свыше. XXVII. (1) Так вот к вам обращается Сократ из той темницы, которую он очистил своим пребыванием и окружил таким почетом, каким не пользуется курия . Он взывает к вам: « Что это за безумие? Что это за враждебная богам и людям страсть поносить добродетели и оскорблять святыни кощунственными речами? Если можете, восхваляйте хороших людей; в противном случае уходите прочь! А если уж вам хочется так гнусно буйствовать, журите друг друга. Когда же вы безумно восстаете против неба, вы, я не говорю - совершаете святотатство, нет! вы только напрасно себя утруждаете. (2) Некогда я дал Аристофану повод к насмешкам: тогда весь сонм комических поэтов стал осыпать меня своими ядовитыми остротами. Но вот моя добродетель прославилась, как раз благодаря тем нападкам, которым она подверглась, так как ей полезно быть на виду и подвергаться испытаниям, и никто не имеет лучшего представления о ее величии, чем тот, кто в борьбе с нею почувствовал ее силу. Так твердость камня лучше всего известна тем, которые его разбивают. (3) Я выдерживаю ваши удары, как скала, одиноко возвышающаяся над поверхностью изобилующего мелями моря, о которую беспрестанно разбиваются налетающие со всех сторон волны, не будучи в состоянии ни сдвинуть ее с места, ни разрушить, несмотря на частый прибой в течение столь многих веков. Подступайте же, нападайте. Благодаря своей выносливости, я одержу над вами верх. Кто нападает на неприступную твердыню, тот только во вред себе употребляет свои силы. Поэтому постарайтесь найти себе какую-нибудь мягкую и податливую мишень, в которую могли бы вонзаться ваши стрелы. (4) Охота вам доискиваться чужих пороков и судить других?» « Почему этот философ, - спрашиваете вы, - живет на большую ногу, почему он задает такие роскошные пиры?» - Будучи покрыты множеством чирьев, вы замечаете чужие прыщики. Это производит такое впечатление, как если бы страдающий отвратительной коростой стал смеяться над родинкой или бородавкой на прекрасном теле. (5) Упрекайте Платона в том, что он требовал денег, Аристотеля - что он их принимал, Демокрита - что он пренебрегал ими, Эпикура - что он их тратил, а меня лично укоряйте за нравственную неустойчивость Алквиада и Федра . О, как счастливы были бы вы в действительности, если бы только вам удалось подражать нашим порокам! (6) Оглянитесь же лучше на свои собственные недостатки, которые терзают вас отовсюду, частью приставши к вам с внешней стороны, частью отзываясь жгучей болью в самом сердце. Жизнь человеческая не так устроена, чтобы вы, несмотря на плохую осведомленность о своем положении, имели достаточно времени изощрять свой язык в поношении лучших людей.
XXVIII
(1) Но вы этого не понимаете, да и выражение лица у вас не соответствует вашему положению. Так бывает часто с людьми, у которых дом в трауре, а они сидят в цирке или театре, не зная о своем несчастии. Но, глядя вдаль с высоты, я вижу, какая гроза или надвигается на вас и разразится немного позже, или настолько приблизилась, что готова уничтожить вас и ваше достояние. Да и теперь, хотя вы смутно представляете себе это, разве не кружит вас бешено какой-то вихрь, вселяя в вас отвращение и стремление к одним и тем же предметам и то поднимая вас высоко вверх, то низвергая в бездну?..
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Реферат по курсу античной философии на тему: «Луций Анней Сенека. «О счастливой жизни»
Выполнила: Кузьмина А.,
студентка 1-ого курса ФП, 3 ак. гр.
Преподаватель: Н. И. Бирюков
Москва
2006
2.Каковы
должны быть духовные качества
человека, стремящегося к счастливой
жизни
5.
Цели, на пути к счастью. Преимущества
лучшего перед худшим для философа.
6. Основная задача каждого философа.
1.
В чём заключается счастливая
жизнь
Каждый хочет достичь в своей жизни счастья, но не каждый имеет представление о том, что такое счастье. Достичь его очень нелегко. Так что же надо сделать, чтобы жить счастливо?
Необходимо правильно сформулировать конечную цель, наметить средства её достижения и главное – выбрать верный путь. Если же бродить без путеводителя, то жизнь пройдёт бесцельно и будет насыщена неверными поступками и суждениями. Сенека делает вывод о том, что в жизни нужен путеводитель и думается, что этим путеводителем он считает философа. Если путь выбран неверно, мы часто удаляемся от цели, стремясь к ней. Иногда бывает и так, что самый приоритетный путь является самым обманчивым.
Да,
путь, по которому идут все, ищущие счастья,
как правило, неверен. Дело в том, что люди
подвержены чувству стадности. Они склонны
делать всё, как другие. Но это часто ведет
к тому, что ошибка одного приносит вред
не только ему, но и является причиной
неудач другого. Такое встречается на
избирательных собраниях, когда избиратели
предают своего кандидата, следуя мнению
остальных. Поэтому если за сенатора проголосовало
большинство, то это не доказательство
его состоятельности, а напротив, – доказательство
его полной несостоятельности. Сенека
считает, что философ должен определить
поведение и образ мыслей идеального
человека, то, что действительно приведёт
к счастью, а не исследовать поведение
толпы. Согласно представлению автора,
каждый человек должен придерживаться
своей собственной точки зрения, отличной
от образа мыслей народных масс, часто
несущего лжеистину. А представителями
этих масс могут быть как простолюдины,
так и власть имущие. В данной ситуации
автор не разграничивает два полярных
по отношению друг к другу слоя общества.
2.Духовные
качества человека, стремящегося к счастливой
жизни
Тип мышления каждого человека определяется его духовными качествами.
Вполне закономерно, что Сенека задаётся вопросом: каковы должны быть духовные качества человека? Иными словами, какими чертами характера он должен обладать в идеале?
Автор высказывает своё собственное мнение, в то же время придерживаясь всех положений своих предшественников. Так, стоики считают, что жизнь счастлива, если «это жизнь, сообразная своей природе» 1 . Философ полагает, что настоящий человек должен быть самокритичен к своим поступкам, мыслям и желаниям. Он рано или поздно понимает, что настоящее всегда скрывается за мишурой, за тем, перед чем трепещет толпа. Он должен обладать такими качествами как благородство, мужество, выносливость, независимость, порядочность, принципиальность. Человека, обладающего такими качествами, можно считать счастливым. Следуя этому строгому критерию, можно дать несколько определений счастливой жизни, но суть все равно остаётся одна: счастье – это духовная свобода, стойкость, осознание своего собственного достоинства и порядочность (презрение всех пороков). Все эти качества тесно связаны друг с другом.
Что значит духовная свобода с точки зрения Сенеки? Прежде всего, это отказ от ничтожных удовольствий и пошлых желаний. Но чтобы стать духовно свободным человеком, нужно бесстрашие, которое, тем не менее, должно быть основано на разумном мышлении. Разумно и ясно мыслящий человек заботится не столько об удовлетворении своих физических потребностей, сколько о духовной стороне своего бытия (о своём нравственном облике). Автор считает, что счастливым может быть только тот человек, который способен разумно мыслить и, следовательно, ясно представлять себе истину.
Сенека рассматривает и наличие такого качества как порядочность (она же добродетель, она же нравственность, она же презрение всех пороков).
Согласно
воззрению стоиков «дух … тоже может
получать свои наслаждения» 2 , т.
е. физические и духовные стороны жизни
очень тесно переплетены и существуют
практически синфазно. Однако человек,
свободно мыслящий, способен разобраться
в том, что есть добро, а что – зло и отказаться
от последнего. Ни один достойный человек
не захочет в интересах плоти пренебречь
душой.
3.
Сравнение нравственности и удовольствия.
Если жить по законам нравственности, то можно испытать высшее наслаждение жизнью и, наслаждаясь жизнью (получая от неё удовлетворение всех физических потребностей), можно жить нравственно. Автор выступает против данного утверждения. Если бы такая следственная связь существовала, говорит он, то мы не видели бы разницу в том, что удовольствия, получаемые в жизни, не всегда имеют под собой нравственную основу. Те же самые глубоко нравственные поступки затруднительны, и совершить их можно только путём больших усилий и даже мучений.
Продолжая рассуждения о нравственности и удовольствии, Сенека делает вывод, что эти два понятия нельзя отождествлять. Они не являются и следствием друг друга. Удовольствие часто ассоциируется с раболепием, немощностью и встречается всегда в порочных грязных местах. От него приятно пахнет, оно бессильно и кокетливо. Добродетель же, напротив, - «нечто высокое, величественное и царственное; непобедимое, неутомимое» 3 ; она всегда находится там, где требуются эти качества - «в храме, на форуме, в курии, на защите городских укреплений» 4 . Порядочность безгранична, не вызывает привыкания, не надоедлива, не допускает раскаяния. Удовольствие кратковременно и вызывает пресыщение.
Автор сравнивает взгляды эпикурейцев и стоиков на то, каким образом в жизни достигается удовольствие. Так, эпикурейцы считают, что если жить праведной жизнью, то будешь получать удовольствие неизбежно. Значит, правы и стоики. Ведь немного подкорректировав их мысль, можно получить следующее: жить счастливо – значит жить в единстве с природой, но удовлетворять свои естественные потребности, не становясь их рабом. Сенека делает вывод о том, что нравственность человека должна подчинить себе все чувства и физические желания, только в этом случае в поисках счастливой жизни он не собьётся с пути и достигнет духовного равновесия. Приведём примеры людей, которые стали рабами собственного удовольствия: это гурман Номентан и великий чревоугодник Апиций, который растратил всё своё состояние на кулинарные диковинки. Эпикурейцы утверждают: «Да, им будет плохо, ибо в их жизнь постоянно будут вторгаться обстоятельства, смущающие их дух, а противоречивые мнения будут вселять в душу тревогу» 5 (печальна судьба Апиция). Если в удовольствии человек не испытывает чувства меры, то оно ему вредит. «Взбалмошные глупцы…вкушают великие наслаждения» 6 . Но человек, подчинённый удовольствиям, не сможет противостоять повседневным жизненным испытаниям. Он станет рабом удовольствий, потеряв чувство собственного достоинства. Глупцы продолжают бесноваться и сумасбродствовать, пока лишены здравого ума.
«Добродетельность…» не бывает неизмеримой, «…ибо она сама есть мера» 7 . Сенека сравнивает отношение к удовольствию нравственного и безнравственного человека: добродетельный – сдержанно, а порочный наслаждается и увлекается им. Порочный видит в нём благо, нравственный принимает как данное ему свыше. Порочный готов пойти на всё ради получения удовольствия, добродетельный же просто получает его в подарок.
Сенека вновь обращается к учению Эпикура, говоря, что оно «свято и правильно» 8 . Но многие люди стремятся оправдать свои страсти (чревоугодие, разврат) его учением. Философ утверждает, что верное учение Эпикура незаслуженно опорочили, причём в основном стоики. Дело в том, что многие обращают внимание лишь на внешнюю сторону учения и выбирают из неё удобные для себя моменты, в то время как суть его кроется в его недрах.
Очень часто «всякий, кто зовёт счастьем праздное безделье с поочерёдным удовлетворением вожделений похоти и чрева, ищет добрый авторитет для прикрытия дурных дел, находит его, привлечённый соблазнительным названием, и отныне считает свои пороки исполнением философских правил, хотя наслаждения его не те, о каких он здесь услыхал, а те, какие он принёс сюда с собой; зато теперь он предаётся им без опаски и не таясь» 9 . А Эпикур говорил о совсем другом удовольствии, свойственном мудрецам: без страсти, скромном и спокойном.
Сенека считает, что если человек хочет, чтобы на пути, по которому он движется к счастью, были и нравственность и удовольствие, то необходимо сначала выбрать нравственность, а удовольствие будет ей непременно сопутствовать. Те же, кто поставил на первую ступень удовольствие, жалки, т. к. они теряют нравственность и страдают от избытка или недостатка удовольствий. Для сравнения можно привести мореплавателя, чей корабль то садится на мель, то носится по штормящему морю.
Эпикурейцы уверены, что можно слить воедино добродетель и удовольствия и даже отождествить нравственное с приятным. Порождаемые нравственностью радость, весёлое настроение и спокойствие не являются её составными частями. Тот же, кто объединяет нравственность и удовольствие впоследствии становится зависимым от приятных моментов, преподносимых ему судьбой. Жизнь человека становится тревожной, суетливой и подозрительной. Он не может верно, и спокойно истолковывать все события, не может быть достойным защитником родины.
Итак, автор считает, что добродетель, следствием которой являются эти удовольствия, находится на такой высоте, что «она выстоит, что бы ни случилось, перенося несчастья не просто терпеливо, но даже охотно, ибо она знает, что все трудности нашего временного существования – закон природы» 10 . Поборник добродетели будет помнить древнюю заповедь: «Следуй Богу» 11 . Люди должны с достоинством встречать все тяготы жизни, претерпевать все превратности судьбы («повиноваться Богу – наша свобода» 12).
«Итак,
истинное счастье – в добродетели» 13 .
4.
В чём состоит духовная свобода
человека.
Добродетельный человек должен поступать, уподобляясь Богу. Тогда он получит большие преимущества, будет свободен, в безопасности, его жизнь будет ограждена от нежелательных препятствий. Нравственность совершенна; она заключает в себе огромное количество божественных качеств. Порядочный человек может считать себя вполне свободным. Здесь Сенека ещё раз возвращается к проблеме духовной свободы.
Человек, достигший духовного совершенства, пользуется правами свободного. Не всякий философ свободен. Сенека вовсе не считает себя мудрецом и не желает достигнуть полного совершенства, но хочет быть лучше плохих людей. Он изменяет себя, стремясь к добродетели, говорит о жизни, которую надо вести. При возможности он и сам жил бы именно так, как завещает другим. Противники Сенеки считают, что он говорит одно, а на самом деле делает другое. Но не следует обращать внимание, утверждает Сенека, на этих злопыхателей. Они и циника Деметрия критиковали за то, что тот был недостаточно беден, т.к. якобы являлся проповедником не добродетели, а нищеты. Они же осуждают эпикурейца Диодора, перерезавшего себе горло, считая его безумным. А в действительности умирал он в полном сознании, со словами: «Прожил довольно и путь, судьбою мне данный, свершил я» 14 .
Эти лукавые люди стремятся очернить человека, ведь нравственная чистота праведников ясно указывает на их собственные грехи. Они стремятся сравнить порядочность мудрецов и свою нечистую жизнь, что всё же получается не в их пользу, т. к. в этом случае их истинная грязная сущность выглядит ещё более низкой.
Сенека
согласен, что поступки философов
не всегда совпадают с их речами, но,
рассуждая, они тем самым приносят большую
пользу, представляя людям нравственные
идеалы. И даже если эти идеалы слишком
высоки и достичь их кажется невозможным,
надо уважать людей уже за то, что они отважились
подняться до них.
5.
Цели на пути к счастью. Преимущества
лучшего перед худшим для философа.
Сенека считает, что цели, которые ставит себе человек, могут быть следующие: сохранять спокойствие при виде смерти, стойко переносить тяжелые испытания, не слыть фаталистом, презирать богатство, поступать так, как велит совесть, не заниматься чревоугодием, верить в Бога. Противники Сенеки удивляются и возражают, что на самом деле у философов всё наоборот. И богатством они обладают, и здоровье своё берегут и т. д. На что он отвечает, что философы не отрекаются от богатства, но не боятся потерять его. Если они лишатся богатства, то не расстроятся, если же богатства лишится человек, не жаждущий духовного совершенства, то это будет для него трагедией. Сенека пишет: «…моим богатством владею я, твоё богатство владеет тобой» 15 . Философ не должен быть нищим, а то богатство, что у него имеется, приобретено честным путём. Автор развивает мысль о благосостоянии философов и говорит, что ни один мудрец не будет хвастаться своим богатством, т. к. это глупо, и не стал бы его скрывать, показывая свою мелочность. Философ может заниматься благотворительностью, но очень осмотрительно, т.к. это занятие – не то же самое, что сорить деньгами. Необходимо выбрать объект своего внимания. Это может быть терпящий нужду, но только тот, кто заслуживает этого, – обязательно хороший человек или тот, кто может стать им. Философ помогает, по мнению Сенеки, одному – из сострадания, другого просто выручает в сложной жизненной ситуации, третьему возвращает долг, но не разбрасывает деньги направо и налево. Автор критикует тех, кто осуждает его за то, что он дарит с желанием получить обратно («во всяком случае, для того, чтобы не понести убытки» 16). От людей не нужно требовать возврата, главное, чтобы богатство мудреца не было потрачено впустую.
Описание работы
Каждый хочет достичь в своей жизни счастья, но не каждый имеет представление о том, что такое счастье. Достичь его очень нелегко. Так что же надо сделать, чтобы жить счастливо?
Содержание
1. В чём заключается счастливая жизнь
2.Каковы должны быть духовные качества человека, стремящегося к счастливой жизни
3. Сравнение нравственности и удовольствия.
4. В чём состоит духовная свобода человека.
5. Цели, на пути к счастью. Преимущества лучшего перед худшим для философа.
6. Основная задача каждого философа.
Реферат *
630руб.
Описание
В целом, Сенека представляет типично стоический идеал счастливой (блаженной) жизни в своем трактате «О блаженной жизни». По мысли философа, только добродетельная и разумная жизнь может быть счастливой. В наслаждениях, богатстве, власти и могуществе Сенека не види т того, что способно привести человека к истинно блаженной жизни.
Также блаженная жизнь для Сенеки невозможно без смирения и принятия божественных законов, тех законов, по которым устроена Вселенная. В частности, человеку необходимо принимать как должное свое социальное и материальное положение, мириться с ударами судьбы.
Несомненно, концепция блаженной жизни Сенеки очень интересна и по своей сути глубока. В ней содержатся важные положения, такие как необходимость культивировать в себе добродетель, не дел ать культа из богатст...
Введение
Глава 1. Биография Л. Сенеки. Основные философские воззрения Сенеки
Заключение
Список литературы
Введение
В данной работе проводится анализ трактата Сенеки «О блаженной жизни». Этот трактат является одним из основных в философском наследии Сенеки. Здесь один из величайших философов поднимает очень важную проблему возможности достижения человеком сч астливой блаженной жизни. Данная проблема занимает основное место в философской системе Сенеки, кроме того, она актуальна для философии разных эпох, почти все философы обращались к её разработке, пытались отыскать идеал и, что самое важное, секрет счастлив ой жизни. В наше время эта проблема также очень важна, поскольку в любую эпоху человеку свойственно искать счастье, пытаться понять, как его возможно достичь.
Главная цель работы – провести анализ основных философских концепций, представленных в трактате Сенеки «О блаженной жизни». В связи с пос тавленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть биографию Л.А. Сенеки.
Изучить основные философские воззрения Сенеки.
Провести анализ текста трактата «О блаженной жизни».
Фрагмент работы для ознакомления
Философское учение Сенеки по сути эклектично, поскольку в нем соединяются стоицизм и элементы других философских учений, в которых происходило утверждение идеального образа мудреца, преодолевшего людские страсти, духовно независимого и своим примером учащего людей самосовершенствованию4.
Философское наследие Сенеки включает в себя философские диалоги, 8 книг «Естественнонаучных вопросов», 124 писем к Люцилию и трактаты, от которых до нашего времени дошли лишь отдельные фрагменты.
Являясь стоиком, Сенека утверждал, что все сущее телесно, вместе с тем, он полагал, что человеческое знание способно безгранично развиваться. Пантеистическое воззрения стоической физики или натурфилософии стали основой для философского учения Сенеки. Философия Сенеки отличается от классического стоицизма присутствием четкого религиозного элемента. Также философские взгляды Сенеки формировались под влиянием идей Посидония, на более позднем этапе Сенека также занимался изучением философии Эпикура. Тем не менее, идеи Эпикура не были близки Сенеке.
Особенно известны моралистические сочинения Сенеки. В целом, можно утверждать, что проблемы морали являются преобладающими в философской системе Сенеки («Естественнонаучные вопросы», «Письма»).
Вместе с тем, несмотря на доминирование вопросов морального характера, Сенека являлся настоящим стоиком, философом, который развивал учение материалистического монизма во всех частях философии. Как уже отмечалось ранее, согласно учению Сенеки, все является телесным. Это значит, что все есть теплое дыхание, или «пневма», т. е. огонь. Физика Сенеки - насколько можно у него говорить о самостоятельном физическом учении - есть физика гераклитовского огня. В своем наиболее чистом и тонком виде этот огонь пребывает на небе. Следуя древним стоикам, Сенека принимает их учение о периодически повторяющихся воспламенениях мира. Учение Сенеки о первоогне телеологично и вместе с тем фаталистично5.
Сенека не проводит четкое разграничение областей бытия. В его системе бог, судьба, природа, провидение являются тождественными. Вечные законы природы получают осознание в человеке, в нем они становятся его свободной волей. Как справедливо отмечал В.Ф. Асмус, «мировоззрение Сенеки - настоящий пантеизм, проникнутый мыслью о гармонии космоса и хаоса, а космос для Сенеки - единый и общий для богов и для людей. Вместе с древними греческими стоиками Сенека наделяет психической жизнью и обожествляет все небесные светила и все поднебесье»6.
Антропология Сенеки, конечно же, носит довольно противоречивый характер. С одной стороны, он полагал, что природа человека является по сути своей непорочной. Однако, с другой, эта чистая природа испорчена. Как результат, тело стало темницей души. Из этого следует, что только вне тела возможно обрести истинную жизнь души.
Согласно мысли Сенеки, все люди равны, поскольку являются членами единого мирового целого. Человек обладает бесконечными путями совершенствования, а значит, если он будет стремиться к добру, то зло будет повержено. Для Сенеки ремесленный труд носил унизительный характер, только духовное творчество Сенека считал единственно свободным7.
Сенека также осуждал гнев, призывал к всепрощению, проповедовал милосердие и любовь к ближнему. Как стоик, он полагал, что при безнадежной запутанности в противоречиях жизни философ должен добровольно уходить из нее, и он сам исполнил эту заповедь8.
Глава 2. Анализ работы Сенеки «О блаженной жизни»: философские идеи и концепции
В своем труде «О блаженной жизни» Сенека рассуждает о том, насколько достижимым является идеал счастливой и блаженной жизни, о том, что необходимо предпринять, чтобы если не достичь, то хотя бы приблизиться к данному идеалу.
Согласно утверждению Сенеки, достижение блаженной жизни практически невозможно для человека, это крайне трудный процесс. Философ справедливо отмечает, что желание жить счастливо присуще всем людям, однако вся проблема заключается в незнании верных способов наполнить жизнь счастьем. Также нельзя не согласиться с Сенекой в том, что попытки добраться до счастливой жизни как можно быстрее, как правило, заканчиваются полным провалом, более того, эти попытки мешают человеку, Сенека их сравнивает с бегом в противоположную сторону.
Соответственно, свою главную задачу Сенека видит в том, что выяснить, что же является предметом стремлений, а затем начать искать самый короткий путь. Сенека отмечает, что следует на этом пути слушать не разноголосый шум толпы, а своего проводника. Этот проводник должен быть знаком со всеми трудностями пути. Пусть к счастливой жизни Сенека сравнивает с дорогой, которая чем «накатанней и многолюдней, тем вернее она заведет не туда»9.
Общий смысл вышесказанного заключается в том, что для обычного человека блаженная жизнь далека и по сути малодоступна. Вне всякого сомнения, с данным утверждением Сенеки возможно поспорить, поскольку философ понимает блаженную жизнь в гораздо более широком аспекте, нежели её воспринимают обычные люди.
Вместе с тем, Сенека дает целый ряд весьма полезных советов для тех, кто стремится к обретению счастливой и блаженной жизни. По мысли философа, эти советы должны помочь на пути любому человеку.
В первую очередь, важно не быть похожими на овец, которые бегут за своим стадом. Здесь высказана очень важная и правильная мысль о том, что зачастую людям свойственно направляться не в нужном направлении, а в том, куда двигаются все, подчиняясь стадному чувству. Для нашей современности эта мысль также является актуальной, поскольку многим свойственно идти на толпой, по этой причине мы оказываемся в людской массе и теряем самих себя, перестаем понимать собственных истинных желаний и устремлений. При этом, многие даже не осознают, что идут по ложному пути и ощущают себя вполне комфортно в этой толпе, массе, принимая желания массы за свои собственные.
Людям свойственно одни и те же вещи подвергать как одобрению, так и осуждению. Именно поэтому всякое решение, принимаемое большинством, имеет определенные серьезные недостатки. Сенека полагает, что необходимо обратиться в первую очередь к самому себе, дать своему духу передохнуть, обрести себя, только тогда дух поведает «чистую правду» о себе.
В суетной и беспорядочной жизни, в которой люди не обращают внимание на голос своей собственной души, Сенека вполне справедливо видит корень зла, истоки многих бед человеческой жизни.
Если мы обратимся к современной жизни, то увидим, что мало что изменилось: мы по-прежнему суетимся, опаздываем, куда-то торопимся, однако не оставляем себе возможности и времени для беседы с самим собой, для обращения к собственной душе и её зову, нам постоянно не хватает времени на самосовершенствование, саморазвитие, на семью, друзей и т.д. Так и пролетает человеческая жизнь в этой суете, человек умирает, не познав, что есть счастье. Именно об этом и говорит в своем трактате Сенека.
Сенека призывает искать истинное сокровище рядом, снаружи. Оно лежит на поверхности, доступно многим, однако главная проблема заключается в том, чтобы знать, куда необходимо протянуть руку. Однако большинству людей свойственно проходить рядом с этим сокровищем, бродить, как во тьме, набивать себе шишки и постоянно мечтать найти данное сокровище. При этом, не допускается даже мысли о том, что это сокровище рядом с нами.
Как истинный стоик, Сенека полагает, что необходимо жить в согласии с природой. Мудрость человеческой жизни заключается в её выстроенности согласно природному закону и примеру. То есть, блаженная жизнь – это «жизнь, сообразная своей природе»10.
Сенека высказывает очень важную мысль о том, что для достижения блаженной жизни человеку необходимо сохранять полное душевное здоровье, как ныне так и впредь. Душа должна обладать такими качествами, как мужество и решительность, терпение, готовность к переменам. Душа заботится о теле, однако не принимает все происходящее с физическим телом очень близко. Также Сенека полагал, что те вещи, благодаря которым жизнь человека становится удобнее и красивее, безусловно, заслуживают внимания, однако преклоняться перед ними нельзя. Сенека провозглашает свой идеал души: «душа, которая будет пользоваться дарами фортуны, а не рабски служить им»11.
Данная мысль очень важна для понимания всей концепции блаженной жизни Сенеки. Суть её заключается в том, что совсем не обязательно гоняться за идеалом, пытаться отыскать некое сокровище. Счастье сокрыто в нас, в нашей душе, наша душа – это и есть та сокровищница, тот путь к блаженной счастливой жизни.
Если мы обретаем покой и свободу, избавляемся от страха и раздражения, не поддаемся на мелкие соблазны и не ищем мимолетных наслаждений, то обретаем радость, причем, радость эта носит ровный и безмятежный характер. Также это, по мысли Сенеки, путь к душевному ладу и величию, которое при этом соединяется к кротостью. С душевной слабостью Сенека справедливо связывает дикость и грубость.
Сенека считает глубоко неправильным стремление людей к обретению богатства и могущества, поскольку пока человек богат и обладает властью, вокруг него много так называемых друзей. Но стоит ему потерять богатство и власть, сразу же эти «друзья» отворачиваются. Это ложное счастье, самообман. Те люди, которые не обладают богатствами и могуществом, полагают, что счастье и заключается в них, но это глубоко ошибочное мнение. И Сенека стремится донести эту мысль в своем трактате. Конечно, человек может обладать богатством и быть при этом счастливым, однако такое возможно только в том случае, если это богатство получено честным путем, а также если человек не придает ему большой значимости, не считает состояние величайшим благом и смыслом своей жизни. К сожалению, нередко мы можем наблюдать примеры, когда богатство и считают истинным счастьем. Это глубоко ошибочный подход.
Особое внимание необходимо обратить на то, что Сенека говорит о неравенстве в обществе. Одни люди обладают почестями, богатствами, властью, тогда как другие вынуждены вести жалкое существование, много работать и получать при этом скромное жалование. Взгляд Сенеки на данную проблему является сугубо стоическим, он считает, что на свете есть вещи, с которыми необходимо мириться. Вселенная установлена согласно определенному порядку. А точнее, существуют божественные законы, соблюдая которые, человек способен обрести истинное счастье. Достижение счастья невозможно без обретения внутренней гармонии и согласия с этими божественными законами.
В целом, данная мысль Сенеки является довольно спорной, поскольку социальное неравенство невозможно объяснить только лишь наличием вселенских и божественных законов. Если общество устроено справедливо, если в нем действуют определенные законы, защищающие права людей разных классов и разного социального и имущественного положения, то социальное неравенство перестает носить столь острый характер.
Сенека также утверждает, что блаженным возможно назвать того, который слушает голос разума, ничего не желает и не боится. Однако здесь необходимо понимать, что у животных и камней, к примеру, также нет страха, но они и не знают, что такое счастье. Сенека говорит о том, что существуют и такие люди, «природная тупость которых и незнание самих себя низвели их до уровня скотов и неодушевленных предметов. Между теми и другими нет разницы, ибо последние вовсе лишены разума, а у первых, он направлен не в ту сторону и проявляет сообразительность лишь себе же во вред и там, где не надо бы. Никто, находящийся за пределами истины, не может быть назван блаженным»12.
Как истинный стоик, Сенека считает блаженной ту жизнь, которая основывается на верном и точном суждении, вследствие чего она становится независимой от перемен. Если душа сохраняет чистоту и не подвержена злу, то ей удастся избежать ран, устоять перед ударами судьбы.
Конечно же, Сенека представляет нам типично стоический идеал человеческой души, который возможно подвергнуть критике. В частности, далеко не всякая душа, которая сохраняет чистоту, способна выдерживать все жестокие удары судьбы.
Сенека также затрагивает очень важную проблему совместимости наслаждения и добродетели: «жажда наслаждений доводит до позорнейшей жизни; добродетель же, напротив, дурной жизни не допускает; что есть люди несчастные не из-за отсутствия наслаждений, а из-за их обилия, чего не могло бы случиться, если бы добродетель была непременной частью наслаждения: ибо добродетель часто обходится без удовольствия, но никогда не бывает лишена его совершенно... Добродетель есть нечто высокое, величественное и царственное; непобедимое, неутомимое; наслаждение же – нечто низменное, рабское, слабое и скоропреходящее, чей дом в притоне разврата и любимое место в кабаке»13.
Нельзя не согласиться с Сенекой в том, что наслаждение мимолетно, оно не способно дать человеку чувство и ощущение полного счастья. По мысли Сенеки, если человек находится в пределах истин, которые важны для жизни человека, являются основополагающими, то он способен быть блаженным или счастливым: «блажен тот, чьи суждения верны; блажен, кто доволен тем, что есть и в ладу со своей судьбой; блажен тот, кому разум диктует, как себя вести»14.
Список литературы
1.Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.
2.Гриненко Г.В. История философии. – М., 2004.
3.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней./Электронный ресурс// http://www.krotov.info/
4.Сенека Л.А. О блаженной жизни.// http://lib.ru/POEEAST/SENEKA/creation.txt
5.Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь, 2000./Электронный ресурс// http://polbu.ru/tatarkevich_philohistory
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
Я принимаю общее правило всех стоиков: «Живи сообразно с природой вещей». Не уклоняться от нее, руководствоваться ее законом, брать с нее пример, - в этом и заключается мудрость. Следовательно, жизнь - счастлива, если она согласуется со своей природой. Такая жизнь возможна лишь в том случае, если, во-первых, человек постоянно обладает здравым умом; затем, если дух его мужествен и энергичен, благороден, вынослив и подготовлен ко всяким обстоятельствам; если он, не впадая в тревожную мнительность, заботится об удовлетворении физических потребностей; если он вообще интересуется материальными сторонами жизни, не соблазняясь ни одной из них; наконец, если он умеет пользоваться дарами судьбы, не делаясь их рабом. Мне незачем присовокуплять, так как ты и сам понимаешь, что результатом такого расположения духа бывает постоянное спокойствие и свобода ввиду устранения всяких поводов к раздражению и к страху. Вместо удовольствий, вместо ничтожных, мимолетных и не только мерзких, но и вредных наслаждений наступает сильная, неомрачимая и постоянная радость, мир и гармония духа, величие, соединенное с кротостью…
Человек, не имеющий понятия об истине, никоим образом не может быть и назван счастливым. Следовательно, жизнь - счастлива, если она неизменно основывается на правильном, разумном суждении. Тогда дух человека отличается ясностью; он свободен от всяких дурных влияний, избавившись не только от терзаний, но и от мелких уколов: он готов всегда удерживать занятое им положение и отстаивать его, несмотря на ожесточенные удары судьбы…
Если философы и не поступают всегда так, как говорят, то все-таки они приносят большую пользу тем, что они рассуждают, что они намечают нравственные идеалы. А если бы они и действовали согласно своим речам, то никто не был бы счастливее их. Но и так нельзя относиться с пренебрежением к благородным словам и к людям, воодушевленным благородными помыслами. Занятие полезными научными вопросами похвально, даже если бы оно не сопровождалось существенным результатом. Что удивительного в том, что, задумавши подняться на такую высоту, они не достигают вершины? Если ты истинный муж, то ты должен уважать людей, решающихся на великие дела, даже в случае их падения. Благородно поступает тот, кто, считаясь не с собственными силами, а с силами человеческой природы, ставит себе высокие цели, старается их достигнуть и мечтает о столь великих идеалах, что воплощение их в жизнь оказывается трудным даже для людей, обладающих недюжинными дарованиями. Вот какие цели он может поставить себе: «При виде смерти и при известии о ней я буду сохранять одинаково спокойное выражение лица; я буду переносить тяжелые испытания, каковы бы они ни были, подкрепляя телесные силы духовными; я буду презирать богатство независимо от того, будет ли оно у меня или нет; я не стану печальнее, если оно будет принадлежать другому, и более гордым, если оно будет окружать меня своим блеском; я буду равнодушен к судьбе, будет ли она жаловать меня или карать; на все земли я буду смотреть как на свои, а на свои - как на всеобщее достояние, буду жить в убеждении, что я родился для других, и буду за это благодарен природе, так как она не могла позаботиться лучше о моих интересах: меня одного она подарила всем, а всех - мне одному.
Эпиктет. В чем наше благо
Люди и животные устроены разно, потому что у них и назначение разное... Человек, как и животные, должен заботиться и о нуждах своего тела, но главнее всего он должен делать и все то, что назначено одному только человеку и что отличает его от животного... Человек должен поступать так, как указывает ему совесть и разум его.
Мне, как человеку, дано знать, кто я такой, для чего я родился и на что нужен мне разум мой. Оказывается, что я получил самые лучшие духовные способности: разумение, мужество, смирение. А с ними – какое мне дело до того, что может со мной случиться? Кто сможет рассердить или смутить меня?
Когда я вижу человека, который мучает себя какими-нибудь опасениями и беспокойствами, я спрашиваю себя: - Что нужно этому несчастному человеку? Наверно, он хочет чего-нибудь такого, что не находится в его власти и чем он не может сам распорядиться; потому что когда то, чего я хочу, находится в моей власти, то я не могу беспокоиться об этом, а прямо делаю то, чего желаю...
Когда человек желает того, что ему не дано, и отвращается от того, чего он избежать не может, то у него желания не в порядке: он болен расстройством желаний точно так же, как люди бывают больны расстройством желудка или печени.
Таким расстройством желаний болен всякий человек, который тревожится о будущем или мучит себя разными беспокойствами и страхами о том, что от него не зависит...
Люди затрудняются, беспокоятся и волнуются только тогда, когда они заняты внешними делами, от них не зависящими. В этих случаях они тревожно спрашивают себя: что я стану делать? Что-то будет? Что из этого выйдет? Как бы не случилось того или другого? Так бывает с теми, кто постоянно заботится о том, что им не принадлежит.
Наоборот, человек, занятый тем, что от него самого зависит, и полагающий свою жизнь в работе самосовершенствования, не станет так тревожить себя...
Какая же наша способность указывает нам, что следует делать и чего не следует?
– Способность эта называется разумом. Один только разум указывает, что следует делать и чего не следует... А между тем вместо того, чтобы разумом освещать и направлять свою жизнь, мы наваливаем на себя множество посторонних забот. Один заботится о здоровье своего тела и дрожит при одной только мысли заболеть; другой мучает себя заботами о своем богатстве; третий волнуется об участи своих детей, о делах своего брата, об усердии своего раба. Мы добровольно взваливаем на себя все эти ненужные нам заботы...
Что же мне делать в таком случае?
Подчиниться тому, что не от тебя зависит и улучшать в себе то, что зависит только от тебя. Разумно только об этом заботиться, а все остальное принимай так, как оно происходит. Ведь все остальное происходит не так, как ты хочешь, а как то Богу угодно....
Единственное наше благо и зло - в нас самих, в нашей собственной душе. Для каждого из нас благо в том, чтобы жить разумно, а зло в том, чтобы не жить разумно... Если мы будем это твердо помнить, то ни с кем никогда не станем ссориться и враждовать, потому что глупо ссориться из-за того, что не касается нашего блага, и – с людьми заблуждающимися и, стало быть, несчастными.
Сократ понимал это. Злоба жены и неблагодарность сына не заставляли его плакаться на судьбу: жена выливала ему на голову помои и топтала ногами его пирог, а он говорил: “Это меня не касается. То, что мое – мою душу, - никто на свете не может отнять у меня. В этом бессильна и толпа людей против одного человека, и самый сильный против самого слабого. Этот дар дан Богом каждому человеку”...
Как-то вечером, просматривая перед сном в Интернете ссылки по запросу «о счастливой жизни», я набрела на одноименный философский диалог древнеримского философа-стоика Сенеки. Я весьма уважаю стоицизм, древнегреческую философию, учившую мужественно переносить все превратности судьбы, поэтому стала с интересом читать, как представлял себе счастливую жизнь древнеримский мудрец, родившийся еще до нашей эры. Трактат оказался таким интересным, что я прочла его весь, не отрываясь, в тот же вечер.
Буквально с первых строк меня поразило, что прошли тысячелетия, а счастливым человека делают все те же вещи. Мир изменился до неузнаваемости, а пути достижения счастья остались неизменными. Как стать счастливым знали, оказывается, еще до нашей эры, ключи к достижению счастья предложил Сенека, и, наверное, не один мудрец до него, но… Разве это помогает современному человеку быть счастливым? Вряд ли. Ох уж эта человеческая натура – нам надо обязательно изобретать велосипед самим, набивать шишки, становиться на те же грабли, что и наши предки, и только тогда мы, может быть, научимся быть счастливыми. Как просто было бы прочесть мысли древнеримского мудреца, взять его советы себе за правило, и стать раз и навсегда счастливым. Но так это, к сожалению, в большинстве случаев не происходит.
Бюст Луция Аннея Сенеки. Источник фото — Википедия
И все же прочесть Сенеку стоит. Его последний трактат «О счастливой жизни», написанный в возрасте 65-ти лет, — это квинтэссенция мудрости очень долгой для того времени жизни древнеримского стоика. Особенно ценным я нахожу его потому, что Сенека был несказанно богат, и его гипотезы о счастливой жизни необычайно интересно читать именно в наше «капиталистическое» время. Он не предложит вам, как Диоген, отказаться от всех благ мира сего, чтобы достичь счастья, а поделится своей мудростью совмещать счастье и благосостояние.
Я долго размышляла, что именно написать в блоге о трактате Сенеки. Просто коротко передать суть – не уверена, что мне это удастся. Любой хороший философский трактат – это бездонная бочка мудрости, там очень много «сути». 🙂 Его можно нужно перечитывать неоднократно, чтобы на разных отрезках жизненного пути вам открывалась новая мудрость. Возможно то, что так поразило или вдохновило меня сейчас, покажется не столь значительным уже через год, но я найду в словах философа что-то новое. Ну а угадать, что окажется полезным вам, дорогие читатели, и подавно из разряда фантазий. Так что, прежде всего, советую самим прочесть «О счастливой жизни» Сенеки, тем более, что трактат совсем не длинный, а я лишь поделюсь теми его мыслями, которые нашли особенно яркий отклик в моей душе.
Мне будет, как никогда, интересно узнать ваши мысли и впечатления по теме. 😉
Итак, приступим.
О мнении большинства
Сенека призывал всегда думать головой и слушать свои разум и сердце, а не полагаться на мнение большинства. Он говорил: «Развитие человечества не находится еще в столь блестящем состоянии, чтобы истина была доступна большинству. Одобрение толпы - доказательство полной несостоятельности». По прошествии более 2000 лет никто, наверное, не сказал бы лучше. Философ считал, что величайшие беды в нашем мире происходят потому, что люди принимают мнение большинства, признавая его верным. Люди вообще не любят напрягаться и думать, они не склонны размышлять, а скорее ищут авторитетное мнение, чтобы полностью положиться на него: «Когда возникает вопрос о смысле жизни, люди никогда не рассуждают, а всегда верят другим, так как всякий более склонен верить, чем рассуждать».
Философ считал, что человечество спасется тогда, когда откажется от стадного инстинкта.
Мудрость стоиков
Сенека принимал общее правило всех стоиков: «Живи сообразно с природой вещей». А жить счастливо и жить согласно с природой - одно и то же. «Не уклоняться от природы, руководствоваться ее законом, брать с нее пример, - в этом и заключается мудрость. Следовательно, жизнь - счастлива, если она согласуется со своей природой. Такая жизнь возможна лишь в том случае, если, во-первых, человек постоянно обладает здравым умом; затем, если дух его мужествен и энергичен, благороден, вынослив и подготовлен ко всяким обстоятельствам; если он, не впадая в тревожную мнительность, заботится об удовлетворении физических потребностей; если он вообще интересуется материальными сторонами жизни, не соблазняясь ни одной из них; наконец, если он умеет пользоваться дарами судьбы, не делаясь их рабом».
То есть, чтобы быть счастливыми, мы должны считаться с нашими естественными потребностями и заботиться о своем организме добросовестно, но без «фанатизма», без опасения за будущее, помня, что тело дано нам на время, а время скоротечно.
Трудно не бояться бедности, страданий, болезней и старости, но мудрость в словах Сенеки, конечно, есть – все мы рано или поздно покинем этот мир и накопленное богатство с собой не заберем, хоть ты бойся и переживай об этом каждый день, хоть расслабься и не вообще думай. Так не лучше ли «не впадать в тревожную мнительность»? Может быть, тогда человек наконец-таки и почувствует себя по-настоящему счастливым, потому что не будет ничего бояться.
Есть, кстати, такой способ справиться со своими страхами – представить, что худшее произошло. Кто-то, например, боится вылететь из университета за неуспеваемость, кто-то – потерять работу, кто-то – незапланированно забеременеть и т.д. Когда страх сковывает настолько, что жизнь превращается в сплошные страдания, нужно взять и представить, что опасения оправдались, и худшее произошло. А потом подумать, что бы вы сделали в этом случае, и как бы продолжалась ваша жизнь. Обычно оказывается, что после любого страшного происшествия жизнь все равно продолжается, и в ней даже может произойти еще много хорошего. Страх отступает, и вы намного спокойнее относитесь ко всем превратностям судьбы.
Отношение к удовольствиям
Сенека учил, что нужно научиться ставить себя в независимое от удовольствий положение, а его создает не что иное, как равнодушие к поворотам судьбы. «Тогда осуществится вышеуказанное неоценимое благо - спокойствие и возвышенность духа, чувствующего свою безопасность; с исчезновением всяких страхов наступает вытекающая из познания истины великая и безмятежная радость, приветливость и просветление духа. […] Древние мудрецы принимали за правило, что следует стремиться не к приятнейшей жизни, а к праведной, имея в виду, что удовольствие - не руководящее начало всех наших добродетельных поступков, а только случайно сопутствующее им явление».
О счастливых людях (мудрецах)
«Счастливый тот, кто не ощущает ни страстного желания, ни страха; кто способен правильно рассуждать; кто доволен настоящим, каково бы оно ни было, и не ропщет на свою участь. Счастлив тот, кого разум учит мириться со всяким положением, какое только может выпасть на его долю. […] Обладающий добродетелью человек будет твердо стоять на своем высоком посту и переносить все, что бы ни случилось, не только терпеливо, но и охотно, зная, что все случайные невзгоды в порядке вещей. […] А разве не безумие позволять себя влечь, а не следовать добровольно? […] Мы должны с достоинством встречать все, что нам суждено претерпевать в силу всеобщей закономерности бытия: мы как бы обязались клятвой мириться с человеческой участью и не смущаться неизбежными для нас явлениями. Мы родились в монархическом государстве: в повиновении Богу и состоит наша свобода. […] Какая же разница между таким человеком (мудрецом) и остальными людьми? - А та, что одни легко привязаны (к удовольствиям) , другие крепче прикованы, а третьи скованы так, что не могут пошевельнуться. Человека, поднявшегося на значительную высоту по пути к духовному совершенству, цепи не стесняют: он, правда, еще не свободен, но пользуется уже правами свободного».
О благих намерениях, жизненных целях и великих идеалах
«Если ты истинный муж, то ты должен уважать людей, решающихся на великие дела, даже в случае их падения. Благородно поступает тот, кто, считаясь не с собственными силами, а с силами человеческой природы, ставит себе высокие цели, старается их достигнуть и мечтает о столь великих идеалах, что воплощение их в жизнь оказывается трудным даже для людей, обладающих недюжинными дарованиями. […]
Вот какие цели он может поставить себе: «При виде смерти и при известии о ней я буду сохранять одинаково спокойное выражение лица; я буду переносить тяжелые испытания, каковы бы они ни были, подкрепляя телесные силы духовными; я буду презирать богатство независимо от того, будет ли оно у меня или нет; я не стану печальнее, если оно будет принадлежать другому, и более гордым, если оно будет окружать меня своим блеском; я буду равнодушен к судьбе, будет ли она жаловать меня или карать; на все земли я буду смотреть как на свои, а на свои - как на всеобщее достояние; я буду жить в убеждении, что я родился для других, и буду за это благодарен природе, так как она не могла позаботиться лучше о моих интересах: меня одного она подарила всем, а всех - мне одному. Все свое имущество я не буду скаредно беречь и расточительно тратить, признавая наиболее прочной для себя собственностью то, что я удачно подарю другому. Оказывая благодеяния, я буду принимать в расчет не число и вес, а только достоинство получателя. Никогда в моих глазах не будет слишком большим то пособие, которое получит достойный. Я ничего не буду делать для славы, а всегда буду поступать по совести. Мое поведение, хотя бы я оставался наедине, будет таково, что на него мог бы смотреть народ. Целью еды и питья будет служить мне удовлетворение естественных потребностей, а не наполнение и опоражниванье желудка. Я буду любезен в обращении с друзьями, кроток и уступчив в отношении врагов, оказывая милость раньше, чем услышу мольбу, и предупреждая честные просьбы. Я буду помнить, что моя родина - весь мир, что во главе его стоят боги и что эти строгие судьи моих деяний и слов находятся надо мной и около меня. А когда природа потребует, чтобы я возвратил ей свою жизнь, или я сделал это по требованию своего разума, я уйду, засвидетельствовавши, что я дорожил чистой совестью и стремился к добру, что ничья свобода, и прежде всего моя собственная, по моей вине не была ограничена. […]
Кто наметит себе такие цели и будет не только желать, но и стараться достигнуть их, тому путеводителями будут боги, и, хотя он не достигнет полного успеха, все-таки он в предприятье великом крушенье потерпит».
О разных добродетелях
«Как спускающемуся с возвышенности приходится сдерживать себя, а поднимающемуся - подталкивать, так и добродетели бывают частью нисходящими, частью восходящими. Разве подлежит сомнению, что терпение, мужество, стойкость и вообще всякая добродетель, преодолевающая трудности и покоряющая судьбу, требует от человека подъема, усилия, борьбы? С другой стороны, разве не столь же очевидно, что щедрость, умеренность и кротость имеют перед собой, так сказать, покатый путь? Здесь нужно сдерживать увлечение души, чтобы она не поскользнулась, а в первом случае мы приободряем и подстрекаем. Итак, в бедности мы будем проявлять самые пылкие добродетели, которым препятствия придают еще больше силы, а для богатства прибережем расчетливые, отличающиеся осторожностью и уравновешенностью».
О несчастных людях (глупцах)
Какие же человеческие качества легко поддаются силе «безнравственных удовольствий», которые и делают человека в итоге несчастным? Сенека говорил:
«Здесь играют роль прежде всего надменность и чрезмерное самомнение, тщеславная страсть к возвышению над остальными людьми, черствый и слепой эгоизм, затем слабовольная изнеженность, вспыхивающая по пустячным поводам ребяческая веселость и, наконец, злоречивость, нахально-задорная заносчивость, праздность, нерадивость, вялость и духовная спячка. Все эти недостатки устраняет добродетель, заставляя нас встрепенуться. Она допускает удовольствия только после предварительной их оценки и в случае одобрения не придает им большого значения, считая их только допустимыми».
Сенека был уверен, что люди с перечисленными выше качествами никогда не станут счастливыми, пока не изменят себя: «Каким образом человек, захваченный страстью к удовольствиям, устоит против тяжелого испытания, опасности, нищеты, против столь многих грозных бедствий, обуревающих человеческую жизнь? Разве у него хватит сил перенести вид страдания и смерти?»
Иногда нам кажется, что справедливости в жизни нет, ведь столько нехороших людей живут в свое удовольствие и не о чем не заботятся. Справедливости, может, и нет, но вот счастливы ли эти люди по-настоящему?
«Эти самые глупцы, несмотря на непостоянство и на грядущие угрызения совести, переживают большие удовольствия, так что следует признать, что они свободны от всякого тягостного чувства до тех пор, пока лишены здравого ума: как это бывает с большинством, они сумасбродствуют весело, выражая свое безумие хохотом. […] Они жалки, если лишаются удовольствий, но они еще более достойны жалости, если утопают в них. […] Человек, увлекающийся удовольствиями, относится с пренебрежением ко всему остальному и прежде всего не дорожит свободой, жертвуя ею в угоду чреву. И вот начинается тревожная, подозрительная, суетливая, опасающаяся всяких случайностей жизнь, беспомощно бьющаяся в потоке явлений».
А вот еще одна интересная мысль: «То, что бросается в глаза, перед чем останавливается толпа, что один показывает с восторгом другому, - все это скрывает за блестящей внешностью внутреннее ничтожество».
Почему сами философы не поступают так, как учат поступать других?
Сенеку, как и многих других философов, конечно, постоянно упрекали и спрашивали, почему он, собственно, раз такой умный, сам не всегда поступает так, как учит поступать других. Вот, что он отвечал:
«Я не мудрец и - я даже готов своим признанием дать новую пищу твоему недоброжелательству - никогда им не буду. Поэтому я и не ставлю себе целью достигнуть полного совершенства, а хочу только быть лучше дурных людей. Я удовлетворяюсь тем, что ежедневно освобождаюсь от какого-нибудь порока и укоряю себя за свои ошибки. Я не достиг здравомыслия и даже не достигну его; я приготовлю скорее облегчительные средства, чем настоящие лекарства против своей подагры, довольствуюсь тем, что приступы ее бывают реже и оказываются менее мучительными. Но, несмотря на слабость моих ног, в сравнении с вами я все-таки скороход. […] Люди упрекали Платона, упрекали Эпикура, упрекали Зенона. Но все они рассуждали не о своей личной жизни, а о том, как вообще следует жить. […] А вы заинтересованы в том, чтобы никто не слыл благородным человеком, так как чужая добродетель служит вам укором за ваши погрешности. Если философы и не поступают всегда так, как говорят, то все-таки они приносят большую пользу тем, что они рассуждают, что они намечают нравственные идеалы. А если бы они и действовали согласно своим речам, то никто не был бы счастливее их».
Об отношении мудрого человека к богатству
«Говоря, что все эти преимущества следует презирать, мудрец высказывается отрицательно не о самом обладании ими, а только о беспокойном обладании: он принципиально не отрекается от них, а только равнодушно относится к их потере, если последняя наступает. Да и, в самом деле, где безопаснее будет судьбе поместить богатство, как не там, откуда она может потребовать его обратно, не вызывая этим ропота со стороны лица, возвращающего его? […]
Мудрец не любит богатства, но предпочитает его бедности; он не открывает перед ним своего сердца, но впускает его в свой дом; он не отрекается от имеющегося у него богатства, но удерживает его, желая предоставить большие средства в распоряжение добродетели. А разве можно сомневаться, что в богатстве мудрец находит больше средств к духовному развитию, чем в бедности, где вся добродетель заключается в сохранении непреклонности и бодрости, тогда как богатство открывает обширное поприще для воздержания, щедрости, аккуратности, распорядительности, великолепия. Богатство так настраивает и развеселяет мудреца, как моряка радует попутный ветер. Если у меня пропадет богатство, моя потеря ограничится только им; если же ты лишишься его, то ты не сможешь прийти в себя, чувствуя, что в твоем существе образовалась пустота; в моих глазах богатство имеет некоторое значение, в твоих - величественное; я - господин богатства, ты же - его раб. Я не считаю богатства благом; будь оно таковым, оно облагораживало бы людей. Но обладание им допустимо и что оно полезно, представляя в жизни большие преимущества». Вот такая золотая середина должна быть, друзья. 🙂
Вот, что говорит Сенека о том, на что нужно обращать внимание, добывая свои богатства: «Мудрец не пустит к себе в дом ни одного денария нечистого происхождения, но он не отвергнет богатства, являющегося даром судьбы и плодом добродетели, и не закроет перед ним своей двери».
О благотворительности
«Мудрец будет дарить хорошим людям или тем, которых сможет сделать таковыми. Он будет дарить с величайшей осмотрительностью, выбирая наиболее достойных, так как он помнит о необходимости отдавать себе отчет как в расходах, так и в доходах. Он будет дарить по вполне уважительным соображениям, потому что неудачный дар принадлежит к числу постыдных потерь. Его карман будет доступен, но не дыряв: из него много выйдет, но ничего не выпадет. […]
Ошибается тот, кто предполагает, что дарить легко. Это крайне трудная задача, если только человек благотворит планомерно, а не сорит деньгами без разбора и по прихоти. Одного я задабриваю, другому возвращаю долг; одного я выручаю, другому даю из сострадания. Этому я оказываю помощь, так как он заслуживает того, чтобы его спасти от разорения и бедности. Некоторым я не дам, хотя бы они терпели нужду, потому что последняя не прекратится, несмотря на мое вспомоществование; одним я предложу пособие, а другим даже навяжу его. […]
Мы должны дарить таким людям, которые были бы в состоянии возвратить полученное, хотя этого и не следует от них требовать».
И напоследок интересный познавательный экскурс в историю Древней Греции.
Древнегреческий философ Эпикур, основатель эпикуреизма, сам того не желая, породил целые поколения лентяев и бездельников эпикурейцев, прикрывавшихся его именем и, якобы, преследоваваших великие цели, а на самом деле лишь прохлаждающихся в тени деревьев и утопающих в низменных удовольствиях. Главный интерес для эпикурейцев представлял чувственный мир, поэтому их основной этический принцип - удовольствие. Но на самом деле Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие. Вот этих двух качеств у последователей Эпикура как раз и не было, так что они дружно опошлили мысли философа, в то же время в один голос уверяя, что являются ученики великого мудреца, и делают то, что тот им завещал.
Так и сегодня, бывает, услышишь цитату великого человека, искаженную до неузнаваемости, а цитирующий будет прикрываться именем великого и доказывать свою правоту. А на самом деле слова, скорее всего, вырваны из контекста, и мудрость осталась где-то там, а «соблазнительная часть» выставляется напоказ, чтобы оправдать бесчинства нехорошего человека. Вот, что говорил Сенека по этому поводу:
«Таким образом, эти господа роскошествуют не по вине Эпикура. Пристрастившись к порокам, они скрывают свое распутство под личиной философии и сбегаются туда, где слышат похвальные речи в честь удовольствия. Они не принимают в расчет, как трезво и умеренно (таково мое искреннее мнение) прославленное удовольствие Эпикура, но уже при одном названии его они слетаются, ища для своих похотей какого-нибудь благовидного предлога и авторитета. При этом они теряют стыд перед грехом, единственное благо, остававшееся у них в порочной жизни. Они восхваляют то, что раньше заставляло их краснеть, и хвастают своей порочностью. А раз позорное безделье удостоилось почетного названия, невозможно и нравственное возрождение молодежи. Вот почему пагубно это прославление удовольствия: благородные принципы таковой проповеди остаются незамеченными, а соблазнительная часть бросается в глаза. Примыкая к школе Эпикура, благодаря ее заманчивому девизу (на воротах школы была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие - высшее благо»), он стремится не к таким удовольствиям, о которых ему говорят, а к таким, с жаждой которых он пришел».
Закончить эту статью хочется мудрым призывом Сенеки ко всем нам. И пусть он поможет вам хотя бы на шаг приблизиться к настоящему счастью. 😉
«Так пусть же предшествует добродетель: тогда все наши шаги будут безопасны. Но если тебе уж так нравится соединение добродетели с удовольствием, если тебе угодно идти к счастью в сопровождении этой четы, то, повторяю, пусть предшествует добродетель, а удовольствие сопутствует ей, увиваясь, как тень, около тела».