Смерть человека в страстную пятницу. Умерла в Страстную пятницу: что значит смерть Быстрицкой

Страстная пятница – это последняя пятница на неделе перед Пасхой, какая наступает после Чистого четверга. В 2020 году этот день приходится на 17 апреля, а светлое воскресение празднуют 19 апреля. Какая эта пятница и почему так называется — особая история.

Она называется Страстной или страшной потому, что именно в этот день умер Спаситель, распятый на кресте. Пожалуй, это самый скорбный день в христианском календаре. Поэтому с ним связаны определенные правила, запреты, а еще приметы и даже заговоры.

Согласно Евангелию, в пятницу преданный своим учеником Иудой Христос предстал перед судом прокуратора Иудеи Понтия Пилата по обвинению в бунте и подстрекательстве. Пилат, осознавая несправедливость этих наветов, тем не менее приговорил Христа к казни через распятие на кресте.

Казнь состоялась на горе Голгофа. При этом крест, на котором его распяли, Христос нес по улицам Иерусалима сам в сопровождении стражи. Одновременно с Иисусом там же были казнены двое разбойников, причем один из них раскаялся в своих грехах.

Великая пятница в православных и католических церковных службах

По давней традиции, богослужения в Страстную пятницу посвящены повествованиям о муках Христа на кресте, его смерти и погребении.

Во время православной вечерни (фактическое время этой службы — около 15.00) поется особый канон, а из алтаря к верующим , изображение Спасителя во гробе. Это действие стали включать в вечерню только с конца XVI века, а сейчас оно является обязательным. В центре храма Плащаница находится три неполных дня.

В католичестве принято богослужение Крестного пути, которое напоминает верующим об основных моментах страданий Иисуса по дороге на Голгофу, и особая вечерняя служба Страстей Господних (после 15 часов дня, время смерти Христа по Библии).

Как правильно провести Страстную пятницу

Великая пятница — день самого строгого поста в христианстве. Верующие полностью отказываются от пищи до времени выноса в храм плащаницы, но и с этого момента разрешаются только вода и хлеб.

Так как Страстная пятница — время траура и скорби, в этот день особенно не рекомендуется предаваться веселью, праздникам и утехам. Вместо развлечений лучше сосредоточиться на молитве и помощи близким.


Что нельзя делать в пятницу после Чистого четверга

В Страстную пятницу категорически запрещается работать по дому. Все приготовления к Светлому Христову Воскресению должны быть закончены в . Те, кто занимается стиркой, уборкой, шитьем в этот день берут на себя великий грех — сегодня необходимо только поститься и молиться, вспоминая страдания Христа.

Особенно большим грехом считается «протыкать землю» в Страстную пятницу, то есть сажать что-либо на огороде и вообще работать на земле. В народе знают, что если посеять пшеницу или посадить что-либо в этот день — урожая не будет.

Также в Великую пятницу необходимо воздержаться от употребления алкоголя и плотских утех. Люди, которые напиваются в день страданий и смерти Иисуса Христа, рискуют стать алкоголиками. А еще считается, что дети, зачатые в Страстную пятницу, рождаются больными или в будущем становятся жестокими преступниками.

Также рекомендуется воздержаться в Страстную пятницу от стрижки, окраски волос и вообще любых косметических процедур. Если день рождения или чей-то юбилей выпадает на этот скорбный день — разумно перенести его празднование. Веселиться и танцевать в день вселенской скорби совершенно не приветствуется.

Что можно делать в пятницу после Чистого четверга

Церковные праздники нашли свое отражение в народных традициях. Однако мнение священнослужителей может немного отличаться от общепринятых устоев.

Это же мы наблюдаем и в случае с Великой пятницей. С одной стороны, да, в этот день не стоит работать, прибираться по дому, а тем более устраивать «пир на весь мир».

Но с другой – если вы не успели навести порядок в четверг, и есть какие-то срочные дела, ими все равно придется заняться. Церковь не запрещает этого, хотя призывает побывать на богослужении и уделить время не только земным заботам.

Одним словом – действуйте по обстоятельствам, но старайтесь не предаваться безудержному веселью: всему свое время.


А вот еще один ответ на важный вопрос — можно ли печь куличи и сыть полы в Страстную пятницу:


Приметы и поверья в Страстную пятницу

На Великую пятницу после Чистого четверга приходится множество примет и поверий. Рассмотрим наиболее важные из них.

Приметы с землей

В Страстную пятницу нельзя плевать на землю. Народные приметы говорят, что кто плюнет на землю — от того на весь год все святые отвернутся.

И конечно, ничего нельзя втыкать в землю и делать какие-либо работы в саду и в огороде.

Приметы для дома

В Великую пятницу можно определить, есть ли на вашем доме порча. Для этого утром этого дня нужно пойти в церковь и отстоять службу с зажженной свечкой. После службы с остатком этой свечи придите в свой дом или квартиру и обойдите ее комнату за комнатой. Возле «порченной» вещи свеча сильно затрещит и начнет чадить черным дымом.

Оботрите тряпкой все углы в доме и уберите ее подальше от чужих глаз. Такой тряпкой обычно лечат больные поясницу (обвязывают ее вокруг талии) и ноги (вытирают их после мытья в бане).

Печная зола, взятая в этот день, помогает в лечении алкоголизма, сглаза и смертной тоски.

Куличи в Великую пятницу

Куличи и любая выпечка, которую испекли в Страстную пятницу, никогда не заплесневеет. Также кусочек такого кулича дают заболевшему человеку — на скорейшее выздоровление. А еще кусочек такого кулича весь год, до следующей Пасхи, хранят в доме за иконами — такой оберег защищает от пожара.


Приметы на удачу и богатство

Проснувшись утром в пятницу на Страстной неделе первым делом, ни с кем не разговаривая до этого, выглядывали в окно и примечали, на кого первого упадет взгляд.

  • Если приметили молодого парня или мужчину — весь год будете здоровым.
  • Увидели молодую девушку — к благополучию.
  • Увидеть целую семью — вы будете жить со всеми родными в мире и согласии.
  • А вот если ваш взгляд упал на старика, инвалида или больного человека, то это, к сожалению, предвещает болезнь или крупную потерю.
  • Если увидели птицу, то для девушки это к новому знакомству, а для парня к добрым вестям.
  • Если взгляд упал на собаку — такой знак предвещает грусть и печаль.
  • Первой увидеть кошку в Страстную пятницу – к достатку и богатой жизни.

Заговоры в Страстную пятницу

Знахари использовали магию этого дня для многих целей — лечили недуги, ставили обереги, заговаривали от болезней. Вот лишь некоторые заговоры, которые читаются в Страстную пятницу.

Заговор на весь год и от всех врагов

Этот заговор читают утром в Великую пятницу, чтобы защитить себя на целый год от любых врагов, сплетников и недоброжелателей.

Во имя Отца и Сына

И Святого Духа.

Царь Ирод бьется, дерется,

Кровь проливает, никого

Не жалеет,

Никому не спускает.

Против злого человека есть

Великий Стрелец –

Бог Отец!

У Господа нашего

Иисуса Христа

Солнце – лук, месяц – стрела:

Есть чем стрелять.

Никому не даст Господь

Меня обижать.

Господь Бог у меня впереди,

Богородица позади,

С Ними я никого не боюсь,

С Ними я никого не страшусь.

А вы, мои лиходеи-враги,

Вам спица в языки,

Каленые клещи в клыки

И в поганые очи пески.

Во имя Отца и Сына

И Святого Духа.

Заговор, чтобы попросить прощения у покойного

Случается, что близкий человек, которого вы обидели, умер, и вы не успели попросить у него прощения. В этом случае вымолить прощение у покойника можно в Страстную пятницу.

Вечером в пятницу накануне Великой субботы читают такой заговор:

Во имя Отца и Сына И Святого Духа.

Нет начала без конца.

Именем Творца.

Именем Иисуса Христа.

Встану я, перекрестясь.

Выйду я за порог,

Благословлясь,

Пойду я к святой церкви,

К золотому кресту,

К Божьей Матери

И ее сыну Иисусу Христу.

Вымолю поклонами

И крестами,

Выплачу покаянными Слезами.

В мертвом царстве,

Покойничьем государстве,

Среди тьмы

Тьма мертвых людей.

Царей, палачей,

Судей и государей,

Лихих и добрых людей,

Есть одна мертвая душа.

Перед этой душой

Есть моя вина.

Ради Господа Иисуса Христа.

Ради Его тернового венца

Прошу и молю меня (имя) простить

И моей живой душе

Грех отпустить.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно

И во веки веков.

Заговор от депрессии

В Страстную пятницу знахари заговаривают и отчитывают людей, страдающих депрессией. Для этого три освященных крашеных яйца опускают в воду, которой потом должен умыться больной.

Укрепи мои верные слова, Господь,

Укрепи, Христос, рабу Божью (имя).

Как люди радуются светлой Пасхе,

Так и раба Божья (имя) пусть будет жизни рада.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Заговор для мира в семье

Чтобы в вашей семье всегда был мир и лад, когда будете печь пасхальные куличи, испеките вместе с ними маленький хлебный колобок. Одну половину от него съешьте сами, а вторую сохраняйте в течение года в доме за иконами.

Когда будете класть колобок за икону, скажите такие слова:

Господи, спаси, сохрани, оборони.

Ныне и присно и во веки веков.

Воспоминание святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа

Отче! прости им, ибо не знают, что делают.

В Великий пяток совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им претерпленные.

Совершая в Великую пятницу «последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею.

В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне священносужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробнице, особо приготовленный стол. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и лобызают язвы изображенного на ней Господа – прободение ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождениее Иисуса Христа во гробе.

На утреннем Богослужении в Великую Пятницу Церковь торжественно произносит благовестие о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на 12 чтений Евангельских, называемых страстными Евангелиями.Чтение 12 Евангелий в Великую Пятницу взяло начало свое от предания Апостольского. О чтении 12 страстных Евангелий в Великую Пятницу упоминает святитель Иоанн Златоуст. Он говорит: «Иудеи нападают с неистовством на Иисуса Христа, и сами по себе мучают Его, связывают, отводят, делаются виновниками обид, нанесенных воинами, пригвождают ко кресту, укоряют, насмехаются. Пилат здесь ничего не присоединял со своей стороны: они сами все делают. И сие у нас прочитывается, когда бываем все в собрании, дабы не сказали нам язычники: вы показываете народу только блистательное и славное, например знамения и чудеса, а позорное скрываете. Благодать Святого Духа так устроила, что все сие прочитывается у нас во всенародный праздник, – именно в Великий Четверг Пасхи (то есть в Пятницу Страстной Седмицы), когда мужчины и женщины предстоят в великом множестве, когда стекается целая вселенная, тогда-то проповедуется сие громким гласом; и при таком-то всенародном чтении и проповедании мы веруем, что Христос есть Бог». «Ныне все мы, – говорил святой Иоанн Дамаскин в Великий Пяток, – собрались послушать о кресте, наполняем Церковь, тесним друг друга, потеем и изнуряем себя».

Чтения страстных Евангелий предваряются и сопровождаются пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Действительно, долготерпение Его было чрезвычайно, страдания страшны. По словам Церкви и святителя Иоанна Златоуста, во время страшных и спасительных страданий Господа каждый член святой плоти Его «претерпел бесчестие нас ради: глава от тернового венца и трости; лицо от ударов и заплеваний; ланиты от заушений; уста от поднесения уксуса, смешенного с желчию; уши от хулений злочестивых; плечи от биения; десница от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра; руки и ноги от гвоздей; ребра от копия; все тело от обнажения, бичевания, одеяния хламидою, притворного поклонения и распятия на кресте».

Каждое чтение Евангелия возвещают благовестом и при каждом чтении предстоящие зажигают светильники: это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве. Господь, идя на добровольные страдания и смерть, Сам предрек: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его (Ин. 13, 31-32), то есть «вместе с крестом», говорит Иоанн Златоуст. Страдания Господа за грехи наши были, сколько тяжки, столько же и славны для Господа. Враги идут взять Его на страдания и смерть, – и падают пред Его Божественным всемогуществом и исцеляются от ран. Они злобствуют против Спасителя, но Его невинность и высочайшая святость торжествует над их ослепленною злобой. Те, которые или по страху, или корыстолюбию отреклись от Господа, грех свой против Него исповедуют или слезами раскаяния, или смертью отчаяния. Апостол Петр свое отречение от Христа омывает горькими слезами чистосердечного раскаяния. Иуда предатель, видя, что Господь осужден на смерть, предается отчаянию и возвращает 30 сребренников первосвященникам, говоря: согрешил, предав Кровь неповинную. Первосвященники, вместо утешения человеку, им послужившему, только увеличивают отчаяние его и являют свою слабость и нерешительность пред истиною, сказавши Иуде: «что нам до того? смотри сам». «Не слова ли это тех, сами свидетельствуют о своем злодействе и безумии, прикрывая себя безсмысленною личиною притворного неведения»? Отчаянный Иуда поверг сребренники в церкви и удавился. А сребренники, как цена крови, по совету первосвященников, не положили в казну церковную. «Понимаешь ли, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – как они осуждаются своею совестью? Сами видят, что купили убийство, и поэтому не положили в корван».

Богочеловек на кресте; один из распятых с Ним разбойников, обличая другого за богохульные слова, исповедует Иисуса Христа Господом, и Его невинность и Божество. Наконец, для славы Распятого следуют один за другим страшные знамения, возвещавшие о искупительных страданиях и смерти святых Святейшего и вразумлявшие распинателей (1 Кор. 2, 8). Во храме Иерусалимском завеса раздирается надвое, показывая, что со смертью крестной всемирной Жертвы настал конец древней скинии и открылся всем путь в самое святилище (Евр. 9, 8).

Протоиерей Г.С. Дебольский,
«Дни Богослужения Православной Церкви», т. 2

Песнопения из службы в пятницу Страстной седмицы Великого Поста

Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.

«Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение».

Евангелие от Луки

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или Ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал Ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли в дали и смотрели на это.

Лк. 23, 32-49

И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
Лк. 23, 48

Какое то было зрелище, которое приводило зрителей в совершенное недоумение? Какое было то зрелище, которое запечатлевало уста зрителей молчанием, и вместе потрясало души их? Приходили они на зрелище, чтоб удовлетворить любопытству; уходили со зрелища, ударяя в грудь и унося с собою страшное недоумение… Какое было это зрелище?

На это зрелище смотрели не одни человеки: смотрели на него с ужасом и глубочайшим благоговением все Ангелы Божии; предметы небесные уже не привлекали их внимания; взоры их устремились, приковались к зрелищу, открывшемуся на земле. Солнце увидело невиданное им, и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои, как человек закрывает очи при невыносимом для него зрелище: оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько глубокую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившемся на ней. Ветхозаветная Церковь растерзала свою великолепную завесу; так терзаются и не щадятся драгоценнейшие одежды при бедствии неотвратимом, решительном. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь… Какое это было зрелище?

Было зрелище, которое ныне мы созерцаем в воспоминании, в совершаемом церковном служении, в священном Изображении, предлежащем нашим взорам. Зрелищем был Сын Божий, сошедший с небес, вочеловечившийся для спасения человеков, обруганный, убитый человеками.

Какое чувство, как не чувство ужаса, должно всецело объять сердце при этом зрелище? Какое состояние, как не состояние совершенного недоумения, должно быть состоянием ума? Какое слово может быть произнесено при этом зрелище? Не замрет ли всякое человеческое слово во устах прежде исшествия из уст? И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.

Возвращались, бия себя в грудь, возвращались в недоумении и ужасе те, которые приходили посмотреть на Спасителя, висевшего на древе крестном, подобно плоду зрелому и червленеющемуся, приходили посмотреть с помыслом испытующим, из самомнения напыщенного и ложного. Вера молчала в них. Возгласило к ним померкшее солнце, возгласила к ним вострепетавшая земля, возгласили к ним камни, с треском расступаясь и подымаясь над могилами мертвецов, внезапно оживленных смертью Спасителя. Возвращались в ужасе тщетно-любопытствовавшие: в ужасе не от совершенного богоубийства, – в ужасе от грозного взора и гласа содрогнувшейся бесчувственной природы, выразившей свое познание Бога пред неузнавшим Его человечеством. Возвращались, бия себя в грудь в страхе за себя, за плоть и кровь свою, в угождение которым пролита кровь, истерзано тело Богочеловека.

В то время, как иудеи, почивавшие в Законе, хвалившиеся обширным и точным знанием Закона, недоумевали, взирая на событие, предреченное Законом и Пророками, взирая на самопроизвольную Жертву, которой они были бессознательными жрецами; в то время, как Иудеи недоумевали и возвращались, волнуемые опасением и мрачным предчувствием собственного бедствия, – стоял пред крестом и Жертвою язычник, сотник, стоял безотходно. Ему невозможно было уйти, потому что он начальствовал стражею, сторожившею Жертву: ему дана была эта счастливая невозможность, потому что таилась в сердце его вера, явная для Сердцеведца. Когда провозгласила природа свое исповедание Бога, – сотник дал ответ на таинственный голос природы, дал ответ на таинственную исповедь исповедью явною и всенародною. Воистину Он был Сын Божий, сказал он о казненном, висящем пред очами его страннике, узнав в казненном страннике Бога. Иудеи, гордившиеся знанием буквы Закона и своею обрядовою наружною праведностью, недоумевали пред распятым на древе Сыном Человеческим и Сыном Божиим. С одной стороны поражали их знамения – землетрясение, раздрание церковной завесы, глубокий мрак, наступивший в самый полдень; с другой – их ослепляли и ожесточали плотской разум и гордое самообольщение, представлявшие Мессию в блеске земной славы, пышным царем, завоевателем вселенной, в главе многочисленного войска, среди сонма роскошных царедворцев. В это время воин, язычник, исповедал казненного странника Богом: в это время исповедал Его Богом уголовный преступник. Сойди со креста! – насмешливо говорили Богочеловеку слепотствующие иудейские архиереи и книжники, не понимая какую всесвятую Жертву, какое всесвятое и всесильное Всесожжение они принесли Богу, – пусть сойдет со креста, чтобы мы видели, и уверуем: в это время грубый, невежественный разбойник признал Его Богом, восшедшим на крест по причине Божественной праведности Своей, а не по причине греха Своего. Телесными очами он видел обнаженного, близ себя распятого, подчиненного одной участи с собою, безпомощного нищего, осужденного и духовною и гражданскою властью, истерзанного, казненного, и еще терзаемого и казнимого всеми выражениями ненависти: очами смиренного сердца он увидел Бога. Сильные, славные, разумные, праведные мира осыпали Бога ругательствами и насмешками, – разбойник обратился к Нему с благонамеренною и успешною молитвою: помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие твое (Лк. 23, 42).

Стояла при кресте и распятом на нем Господе Приснодева Богоматерь. Как мечем, пронзено было печалью Ее сердце: предсказание святого старца Симеона исполнялось. Но Она ведала, что Сын Ее, Сын Божий, благоизволил взойти на крест и принести Себя в примирительную жертву за отверженное человечество; Она ведала, что Господь, совершив искупление человеков смертью, воскреснет и совоскресит с Собою человечество; Она ведала это – и безмолвствовала. Безмолвствовала Она пред величием события: безмолвствовала от преизобилия скорби: безмолвствовала пред совершавшеюся волею Божиею, против определений которой нет голоса.

Стоял при кресте возлюбленный ученик Господа. Он смотрел на высоту креста, – в непостижимой любви добровольной Жертвы созерцал Любовь Божественную. Божественная Любовь есть источник Богословия. Она – дар Святого Духа, и Богословие – Дар Святого Духа. Она открыла Апостолам таинственное значение искупления. Ибо любовь Христова объемлет нас, благовествует ученик и посланник Христов, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли (2 Кор. 5, 14). По бесконечной любви, которую Господь имеет к человечеству и которую способен иметь один Господь, на кресте пострадало в лице Господа и умерло в лице Господа все человечество. Если же человечество пострадало в Нем, то и оправдалось в Нем; если умерло в Нем, то и оживотворилось в Нем. Смерть Господа соделалась источником жизни.

Внезапно раздался с креста глас распятого Господа к Приснодеве: Жено! Се, Сын Твой ; потом глас к возлюбленному ученику: Се, Матерь твоя . Уничтожая на древе крестном грех праотцев, совершенный ими при древе райском, рождая человечество в новую жизнь животворною смертью, Господь вступает в права Родоначальника человеческого, и объявляет Свою по человечеству Матерь материю ученика и всех учеников своих, христианского племени. Ветхий Адам заменяется Новым Адамом, падшая Ева – непорочною Мариею. Преступлением одного, сказал Апостол, подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих (Рим. 5, 15). При посредстве Господа нашего Иисуса Христа излиты на род человеческий благодеяния безчисленные и неизреченные: совершено не только искупление человеков, совершено усыновление их Богу.


Озарившись созерцанием великого события, возвратимся, возлюбленные братья, в домы наши, и унесем с собою глубокие, спасительные думы, ударяя этими думами в сердца наши. Мы воспоминали, мы живо созерцали деяние Божественной Любви, деяние, превысшее слова, превысшее постижения. На эту любовь мученики отозвались потоками крови своей, которую они пролили, как воду; на эту Любовь отозвались преподобные умерщвлением плоти со страстьми и похотьми; на эту Любовь отозвались многие грешники потоками слез, сердечными воздыханиями, исповеданием своих согрешений, и почерпнули из нее исцеление душам; на эту Любовь отозвались многие угнетенные скорбями и болезнями, и эта любовь растворила скорби их Божественным утешением. Отзовемся и мы на любовь к нам Господа нашего сочувствием Его любви: жизнью по Его всесвятым заповедям. Этого знамения любви Он требует от нас, и только это знамение любви Он приимет от нас. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; не любящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14, 23, 24). Если мы не отзовемся на любовь Господа к нам любовью к Нему: то кровь Богочеловека не пролита ли за нас напрасно? Не напрасно ли за нас истерзано Его всесвятое Тело? Не напрасно ли возложена на крестный жертвенник, и заклана Великая Жертва? Всесильно ходатайство Ее за нас во спасение: всесильна и жалоба Ее на тех, которые пренебрегут Ею. Глас крови праведного Авеля восшел от земли на небо, и предстал Богу с обвинением на пролившего эту кровь: глас великой Жертвы раздается среди самого неба, на самом престоле Божества, на котором возседает великая Жертва. Глас жалобы Ее есть вместе и Божие определение, изрекающее вечную казнь врагам и презрителям Сына Божия. Кая польза в крови Моей: внегда сходити Ми во истление? Вещает всесвятая Жертва, обвиняя христиан, искупленных ею, принявших цену Ее в себя, низвергших Ее вместе с собою в смрад греховный. Ужасное преступление это совершается всяким, кто взем уды Христовы, свои душу и тело, искупленные Христом и принадлежащие Христу, творит их уды блудницы разнообразным совокуплением со грехом. Разве не знаете, говорит Апостол, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог. Аминь.

8 902

Великую пятницу на Страстной неделе еще называют Страстной пятницей или говорят: «Великий Пяток».

Церковь в этот день вспоминает страдания и Крестную смерть Иисуса Христа, Спасительные Страсти Христовы, а также сам день, когда Господь принес Себя в жертву за грехи мира.

Страстная пятница: почему так называется

Страстная пятница называется так потому, что в этот день, согласно Библии, происходили Страсти Христовы - распяли Христа на Голгофе. При этом Его гибели предшествовали страшные мучения. Все события, доставившие Спасителю страдания в последние дни и часы его земной жизни (не только физические, но и духовные – такие как предательство его ученика Иуды) и называются в Евангелиях Страстями Христовыми.

В церкви в Великую пятницу вспоминают эти события. Поэтому в этот день во время богослужения выносят Плащаницу - плат с изображением Иисуса, лежащего во гробе.

Накануне в четверг вечером совершается утренняя Великой Пятницы, когда читают 12 Страстных Евангелий, посвященных Страданиям Христовым. Это Его молитва до кровавого пота в Гефсиманском саду, время взятия под стражу, ведения на суд к Пилату, осуждение на суде и до распятия на Кресте на Голгофе.

А между Евангелиями вспоминается предание Иуды, беззаконие иудеев, величие Страстей.

После каждого чтения Евангелия ударяют в колокол. В храме все стоят с зажженными свечами. И есть обычай не гасить эту свечу, а принести горящей домой и сделать маленькие крестики на входе вверху каждой двери – чтоб охранить дом от зла.

Страстная пятница: что можно кушать

Великая Пятница – день особый. Существует традиция не вкушать никакой пищи до выноса Плащаницы (приблизительно три часа дня), многие даже не пьют воду до этого момента, а затем принимают лишь воду и хлеб.

Страстная пятница: что нельзя делать

смеяться и веселиться: наши предки верили, что тот, кто слишком радовался в этот день, весь следующий год проплачет;

есть до выноса Плащаницы (около 3 часов дня пополудни). При этом есть поверье, что если человек сможет вытерпеть жажду на протяжении всей Страстной пятницы, то потом весь год никакое питье не сможет причинить ему вреда;

резать хлеб – лишь ломать;

стирать, шить или резать: в Страстную пятницу запрещена любая работа по дому, поэтому так важно закончить уборку и стирку в Чистый четверг;

в старину верили, что нельзя в этот день протыкать землю железными предметами (аналогия с распятием Христа), то есть сезонные работы в поле и на огороде – это к горю и несчастью.

Также лучше воздержаться от пересадки комнатных растений или рассады в этот день. Единственное исключение – петрушка: считается, что посаженная в Страстную пятницу петрушка даст двойной урожай. Но сеять надо, не прикасаясь к земле острыми и металлическими предметами.

Страстная пятница: что можно делать

А теперь о том, что разрешено. Считается, что в этот день нужно:

с церковной службы принести домой 12 горящих свечей и дать им полностью догореть – это приносит материальное благополучие, удачу и радость;

освятить в церкви кольцо (любое, то есть необязательно свадебное или драгоценное) – оно будет защищать человека от всех болезней.

Страстная пятница: приметы и суеверия

Считается, что испеченная в этот день буханка хлеба исцеляет от всех болезней и никогда не заплесневеет. А пасхальная сдоба, сохраненная от одной Страстной пятницы до следующей, предупреждает коклюш, говорили люди.

Многие мамочки верят, что для того, чтобы ребенок рос крепким и счастливым, отлучать его от груди нужно именно в Страстную пятницу.

Также наши предки верили, что именно в Страстную пятницу можно выяснить, есть ли в доме «наговоренная» вещь (то есть та, на которую злой человек навел порчу). Для этого приносили недогоревшую свечу из церкви, зажигали в доме и обходили с нею все комнаты, поднося к разным углам: где пламя свечи начнет трещать, там заговоренный предмет и находится.

Также в этот день традиционно гадали на урожай. Делали это по погоде:

если небо звездное - ждали хорошего урожая зерновых;

если пасмурно, то «хлеб будет с бурьяном», то есть будет неурожай.

Кто-то верит, что если перевозить пчел в любой другой день, кроме Страстной пятницы, – то они непременно умрут.

Есть суеверие, что если выстиранное белье вывесить для просушки в Страстную пятницу, на нем появятся пятна крови.

Традиции и обычаи на Страстную пятницу

Ни в коем случае в этот день не стирают. В этот день только очищение свечами, чтение любимых молитв, покаяние и информационный пост. Следует помнить, что главное в пост - не удержание от пищи и сладостей, а покаяние, молитвы и осознание своей греховность

В этот день нельзя заниматься домашними делами - убираться, стирать, шить и пр.

Нельзя веселиться, танцевать, петь и гулять в Страстную неделю. Считается, если человек в этот день веселиться, то весь год будет плакать и страдать.

Нельзя ссориться и ругаться.

После церковной пятничной службы из церкви принято приносить в дом двенадцать обоженных свечей. Свечи нужно поставить в доме и дать им догореть до конца. Это принесет счастье и благополучие в дом на следующие двенадцать месяцев.

Страстная пятница - строгий день Великого поста. Все постящиеся воздерживаются от принятия пищи до выноса Плащеницы. Но даже после этого разрешены только хлеб и вода.

Приметы на Страстную пятницу

Этот день считается особым - можно избавиться от порчи, сглаза и болезней.

Освященные в Страстную пятницу кольца станут сильным оберегом от всех болезней.

Петрушка, посеянная в этот день, дает двойной урожай. Остальные растения сажать запрещается.

Если в Страстную пятницу отлучить младенца от груди, то, согласно примете, он вырастит сильным, здоровым и счастливым

Если на Страстную пятницу звездное небо, то это сулит богатый урожай.

В этот день можно определить, нет ли в доме заговоренных вещей, так называемых «подкладов». Для этого нужно принести с церковной службы свечку и пройтись с ней по всему дому. Там, где свеча будет потрескивать, и есть нехорошее место, полное негатива.

В Страстную пятницу отчитывают людей, страдающих депрессией .

Для этого три освященных крашеных яйца опускают в воду, которой потом должен умыться больной.

«Укрепи мои верные слова, Господь,

Укрепи, Христос, рабу Божью (имя).

Как люди радуются светлой Пасхе,

Так и раба Божья (имя) пусть будет жизни рада.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»

Великий пост – время глубокой скорби. Особенно тяжело его пережить, если умирает родной человек. Близкие в таких случаях совершенно теряются, ведь событие случилось в особые дни, и нужно сделать всё правильно и достойно. Церковь четко регламентирует, как и , если человек умер в Великий пост. Но в народе существуют различные суеверия и приметы на этот счет.

Народные суеверия

Великим постом обостряются чувства и мысли. Человек всё чаще задумывается о душе и своих поступках. И поэтому часто обычные ситуации кажутся большими испытаниями. А смерть воспринимается особенно остро и с глубокой скорбью. Само время Поста – это подготовка человека к загробной жизни, к жизни после смерти. Рекомендуют обязательно исповедоваться, причаститься и собороваться, чтобы грехи были отпущены.

В старину считали, что Господь призывает к себе чаще всего в Великий пост. Даже существовала такая поговорка: «Снег растает, и люди за водой уйдут». Современные ритуальные и похоронные агентства также отмечают большой прирост посетителей и покупателей в марте-апреле.

Если человек крещеный, верующий и причащался и исповедовался, готовясь таким образом к загробной жизни, то его смерть в любое время будет легче, и душа его обретет покой и свою тихую обитель.

Особенно благодатно с точки зрения спасения души считалось умереть в Пасху или на Пасхальной неделе.

Мнение православной церкви

Священнослужители опровергают особое значение смерти и похорон во время Великого поста. В этот период поминки на 9-й, 40-й дни и годовщину смерти не устраивают, а переносят их на субботу или воскресенье текущей недели. Исключение составляет только Вербное воскресенье, когда поминки не проводятся.

В церкви во время Поста православные заказывают панихиды каждую среду и пятницу. Суббота и воскресенье – дни для посещения обедней об упокоении душ умерших. Не принимают заказы на сорокоусты во время Великого поста.

Для того чтобы молиться за покойного, в период Поста существуют специальные поминальные субботы. За весь период Поста их три:

  • суббота 2-й седмицы;
  • суббота 3-й седмицы;
  • суббота 4-й седмицы Великого поста.

Конкретной даты для них нет. Они передвигаются по календарю соответственно Посту и Пасхе.

Также перед Христовым Воскресением служится Великая панихида, которую посещают те, кто хочет отмолить грехи своих усопших родственников.

Пасхальная неделя – особенная для поминания умерших. Это время вселенской радости, когда умершие видят Христа. В этот период панихиды и обедни не служат.

Нужно помнить, что в церкви можно молиться только за крещеных в православной вере. За самоубийц, иноверцев и некрещёных подают милостыню.

Как правильно провести поминки в Пост

В дни поминок заказывают проскомидии и служат литургии после службы. Нужно только подать записки об упокоении умерших сродников.

Стол для угощений также должен быть постным. Поминают усопших молитвой перед обедом или ужином.

В самом начале подают кутью – кашу из зерен. Также на столе должны быть постные блины. Кроме этого, должны быть суп, овощные и холодные закуски. Смысл трапезы заключается в поминовении и скорби. Спиртное не допускается. Наливать покойному рюмку водки, накрывать её хлебом и ставить рядом с фотографией православной церковью не благословляется.

Земная Церковь помогает душе умершего на пути в Царствие Небесное. по молитве близких и родственников готовит для покойного соответствующую участь: чем горячее и искреннее молитва, тем лучше ему будет на небесах. Если человек умер в Великий пост, то ничего плохого или хорошего для его души не произошло. Гораздо важнее, как человек жил, как молился и совершал ли благие дела.

Loading...Loading...