Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь.

Авраамиево-Городецкий монастырь основан в XIV столетий преподобным Авраамием Чухломским. Авраамий прибыл в данные места из пустыни Радонежской по благословению своего учителя Сергия ради уединения сначала расположился на берегу Галичского озера, где и основал монастырь во имя Успения Божией Матери, получивший впоследствии название Новозаозерским. Потом, углубляясь в леса далее, и однако же, находимый учениками своими, положил основание на местах своего жительства еще двум монастырям: Ризоположенскому и Собора Пресвятой Богородицы - и, наконец, прибыл к Чухломскому озеру, и там в подгори, близ самых вод, построил для молитвы деревянную часовню.

Но и здесь преподобный недолго жил в одиночестве. Прежние ученики последовали за ним. Он благословлял приходящих жить на горе, а к себе дозволял приходить для исповедания помыслов. Когда число братии начало увеличиваться, Авраамий строит храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с трапезою, заводит устав, и создает общежитие. Число братии еще при жизни преподобного было около 100 человек. Достигнув глубокой старости и желая последние дни провести в совершенном безмолвии, он назначил вместо себя игуменом своего ученика Иннокентия, а сам ушел из монастыря, перенеся из-под горы исходную свою часовню. Предчувствую свою кончину, он созвал всю братию и дав им наставления о достойном иночестве, скончался 20 июля 1375. Причисление преподобного Авраамия к лику святых состоялось в 1553 году.

Монастырь в XVI-XX веках

После Авраамия до закрытия монастыря сменилось 70 настоятелей, один из которых - игумен Протасий (1550-1564) является автором жития преподобного Авраамия.
В XIV- XV веках строения обители были деревянными. В 1608 по содействию царя Василия Ивановича Шуйского в монастыре был заложен первый каменный пятиглавый двухстолпный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы с особым Ильинским приделом над гробницей преподобного Авраамия (преставившегося в день пророка Ильи). Из-за свержения в 1610 царя Василия Шуйского и трагических событий Смутного времени строительство Покровского собора было закончено лишь в 1631 году. В конце сороковых - начале пятидесятых годов XVIII века над Святыми вратами монастыря был возведен одноглавый Никольский храм, а во второй половине XVII трехшатровый двухэтажный теплый собор Рождества Христова с приделом преподобного Авраамия Галичского. В1860-е годы этот храм был разобран. В 1764 -1768 годах был построена каменная ограда с четырьмя небольшими башнями по углам. В 1841 году был построен каменный настоятельский братский корпус. За оградой монастыря был построен каменный гостиничный корпус для паломников. В 1857 году Ильинский придел над гробницей преподобного был разобран и к Покровскому собору пристроен пятиглавый четырехстолпный собор в честь иконы Божией Матери «Умиление» с приделами преподобного Авраамия и пророка Илии, освященный в 1867 году.

В первой половине семидесятых годов XIX века возведена пятиярусная колокольня в эклектичном стиле. В ансамбль монастыря вплоть до его закрытия входила деревянная надкладезная часовня на берегу Чухломского озера, поставленная на том месте, где первоначально поселился преподобный Авраамий и устроил источник - ставший чудотворным.

В XV-XVIII веках монастырь активно занимается хозяйственной деятельностью, являясь в масштабаз края довольно крупным собственником. Уже к середине XV века ему принадлежали соляная варница и несколько четвертей варниц в Соли Галицкой (г. Соликамск) в 1450 году они были освобождены от всех пошлин. Варницами обитель владела вплоть до XVII века. Во второй половине XV века великий князь московский Иоанн Третий Васильевич выдал монастырю жалованную грамоту на исключительное право рыбной ловли в реках, «которые… исстари к тому монастырю тянут»: Вексе, Святище, Соне и Мокше. В1622 году на территории современных Чухломского, Солигаличского и Галичского районов обители принадлежали: 1 погост, 2 сельца, 29 деревень, 3 починка и 7 пустошей. В Галиче на посаде у монастыря был свой двор. Свои вотчины монастырь сохранял до реформы 1764 года, накануне которой число монастырских крестьян составляло 833 человека. Монастырские ярмарки приносили ежегодный доход около 250 рублей серебром.

В ходе реформ 1764 года монастырь, по уважению к мощам преподобного Авраамия, монастырь не был закрыт, но переведен в разряд заштатных. По свидетельству ведомости, поданной в консисторию в 1768 году, большая часть зданий обветшала и восстановить их не было возможности за недостатком средств. В 1775 году, кроме настоятеля игумена Антония, в обители проживал только один престарелый монах. По резолюции епископа Костромского Симона (Лагова) богослужения совершались раз в неделю священниками из окрестных сел. При строителе игумене Аркадии (1800-1823) благосостояние обители улучшилось - было заведено общежитие, отремонтированы ветхие здания, выстроены новые. В середине 19 века монастырю принадлежит несколько водяных мельниц на реке Вексе, в Костроме - ряд сенокосных дач и некоторое количество пахотной земли, торговые лавки, сдаваемые внаем во время четырех ежегоднчх ярмарок, приуроченных к престольным праздникам обители: Крестоходовая - 3 июля, Авраамиеская - 19 июля, Ильинская - 20 июля, Покровская - 1 октября. Сохранилось за ним и право ловли рыбы «по примыкающей к монастырю стороне Чухломского озера».

В стенах обители захоронены представители рода Лермонтовых, в том числе и основатель рода - Георг (Юрий Андреевич) Лермонт (умер в 1634г), шотландец по происхождению. В 1613 году он перешел из польской армии на службу к русскому царю, пожаловавшему ему вотчины под Чухломой. Об этом свидетельствует костромской краевед Александр Александрович Григоров. Кроме того, на территории монастыря находятся родовые усыпальницы Шелешпавских, Катениных, Черезиных и других.

В начале XX века Авраамиево-Городецкий монастырь обладал образцово организованным хозяйством и был главным украшением Чухломской земли.

Разрушительную революцию принес России XX век. Новой власти оказалось ненужным богатейшее духовное наследие, накопленное многими поколениями. По декрету от 30 августа 1938 года монастырь лишился юридических прав и льгот, хозяйство пришло в упадок. В 1922 году вместе с другими ценностями из обителями была изъята серебряная рака, установленная в 1896 году над мощами преподобного Авраамия. Местонахождение ее до сих пор неизвестно. Сначала двадцатых и до середины тридцатых годов 20 века в монастыре находился детдом. В конце 1928 года монастырь был закрыт. Последний архимандрит принял мученическую смерть (1936/37).

Возрождение монастыря

Первый молебен среди руин монастыря был совершен 1 августа 1990 года епископом Костромским и Галичским Александром 25 марта 1991 года весь комплекс монастыря был передан Костромской епархии Русской Православной Церкви и началось его возрождение.
1 августа 1991 года, в день памяти преподобного Авраамия, епископ Костромской Александр совершил первую Божественную литургию в монастыре после шестидесятилетнего перерыва. Трудами наместника обители игумена (с 3 мая 1994 года архимандрита) Никандра (Анпилогова) и братии монастыря древняя Авраамиево- Городецкая обитель - первый мужской монастырь, возродившийся на Костромской земле, - вновь начал обретать свое духовное значение, стал местом паломничества верующих со всех концов нашей Русской земли.

В апреле 1992 года был восстановлен надвратный теплый храм во имя святого Николая Чудотворца. 22 мая 1992 года в обители начались регулярные богослужения. Ко дню памяти преподобного Авраамия, 1 августа 1992 года, на звонницу был поднят колокол, а в мае 1993 года епископ Александр освятил Никольский храм, а 1 августа того же года - теплый Собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В мае 1993 года был найден и расчищен чудотворный колодец, вырытый преподобным Авраамием под горой, близ озера, и над ним поставлена новая часовня.

В октябре 1993 года на восстановленную шестидесятиметровую колокольню был поставлен крест, а в апреле 1994 года, к празднику Святой Пасхи, подняты девять колоколов. 6 июня 1995 года архиепископ Александр совершил освящение холодного храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» со всеми пределами: в честь иконы Божией Матери «Умиление», во имя святого пророка Илии и во имя преподобного Авраамия. С этого времени в летний период на всех престолах поочередного совершаются богослужения.

В 1997 - 2000 годах было завершено возведение и состоялось освящение часовни с участием представителей ассоциации «Лермонтовское наследие» в память о погребенных в обители предках рода Лермонтовых.

Произведены и закончены ремонтные работы по восстановлению и отделке братского и настоятельского корпусов, проведен водопровод, асфальтированы дорожки монастыря и прилегающие к нему подъезды и подходы. К юбилею по случаю 650-летию явления иконы «Умиления» преподобному Авраамию полностью восстановлены иконостасы всех храмов монастыря. В 2001-2008 годах была построена купальня у источника преподобного, завершено строительство входов в собор «Умиление», восстановлены стены (частично), построены две угловые башни, заменены покрытия куполов и установлены новые вызолоченные кресты на храмах, расписаны внутренние помещения храма Святителя Николая, храма Покрова Пресвятой Богородицы и помещение крипта преподобного Авраамия в нижней части собора «умиления», произведена полная фасадная отделка стен всех храмов монастыря и колокольни. В 2011 году на источнике преподобного Авраамия произведен ремонт - отделка часовни колодца и купальни, благоустроены подходы к ним, проведено электрическое освещение, в том числе и на установленном лестничном спуске к источнику. Также и после пожара в монастыре произведены расчистные и некоторые восстановительные работы. Но, как и вовсе времена, главной задачей монастырской жизни является обеспечение духовной и богослужение жизни обители. Понемногу восстанавливается библиотека, пострадавшая при пожаре 4-5 раз в неделю совершаются уставные суточные богослужения, поминовение и молитвы о живых и усопших, совершаются таинства, необходимые как помощь и поддержка для прохождения иноческого пути, также рясофорные и монашеские постриги. В настоящее время в монастыре число постоянной братии составляет 10 человек.

Икона пресвятой Богородицы «Умиление»

Главная икона Божией Матери «Умиление» была обретена преподобным Авраамием Городецким в 1350 году близ города Галича. Как и великий духовный наставник преподобного - Сергий Радонежский - Авраамий с особой любовью и благоговением почитал Пресвятую Богородицу. Он любил молиться Божией Матери в уединенном месте, у подножия небольшой горы на берегу Галичского озера. Однажды после молитвы святой услышал обращенный к нему небесный глас «Авраамий! Взыде на гору, где стоит икона Матери Господней.» Воззрев с благоговейным трепетом на гору, преподобный увидел на вершине ея, на одном из деревьев, икону Царицы Небесной, окруженную дивным сиянием. Подвижник благоговейно поклонился образу до земли, и икона сама спустилась с дерева на его руки.

На месте чудесного явления иконы преподобный Авраамий основал иноческую обитель - первый из четырех монастырей, созданных им в пределах Костромского края. Икона Божией Матери «Умиление» прославленная впоследствии многими чудотворениями, стала одной из главных святынь древней Галичской земли.

С этого времени почитание преподобного Авраамия и иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» становятся неразделимы. Не случайно на иконах преподобный Авраамий изображается, как правило, именно с этими святым образом в руках. После закрытия монастыря икона была вывезена и настоящее местонахождение ее неизвестно.
В данное время в Авраамиево-Городецком монастыре хранится чтимая копия с образа Божией Матери «Умиление».

Святыни монастыря

Главной святыней монастыря обители является мощи преподобного Авраамия, основателя обители, почивающие под спудом. Крест от вериг преподобного Авраамия хранится в древнем Покровском соборе. Шитый покров с его изображением, чудом уцелевший и пребывавший до 1993 года в Успенском храме города Чухломы, перенесен в монастырь и находится в новой раке над святыми мощами Преподобного. Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» после закрытия обители исчезла. В настоящее время особо почитаются точный список с этой иконы, - он находится над царскими вратами, - а также ростовой и поясничный образы преподобного Авраамия с иконой Божией Матери «Умиление» в руках.

Среди святынь Авраамиево-Городецкого монастыря - частицы мощей Равноапостольной Марии Магдалины, святой великомученицы Варвары, святой мученицы Татианы, преподобного Никиты, епископа Новгородского, святителя Гурия, архиепископа Казанского, святителей Иоанна и Павла Тобольских, святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского, всех отцов Киево-Печерских и старцев Оптинских и многих других (около двухсот частиц мощей угодников Божиих, прославленных от первых веков Христианства, до новомучеников Российских).

Наиболее крупная частица мощей (палец)преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского, находится в серебряном ковчежце иконы Преподобного, помещенной в раку.
С благоговением хранятся в обители частицы Гроба Господня, Гроба Пресвятой Богородицы, Горы Голгофы, Дуба Мамврийского и другие святыни, привезенные со Святой земли (Палестины и Синая).


Основатель монастыря преподобный Авраамий, по преданию, родился в Ростове Великом и, начав свои подвижнические труды в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода, перешел затем в обитель преподобного Сергия Радонежского – где сам «игумен всея Руси» постриг его в монашество, а по прошествии нескольких лет благословил на исхождение в пустынные места для уединенной жизни. В 1350 году преподобный поселился на берегах Галичского озера, где совершилось чудесное явление ему иконы Божией Матери «Умиление». Основав на месте явления монастырь, получивший название Нового Заозерского, преподобный затем удалился на пустынные берега реки Виги, затем еще выше по течению реки и, наконец – на берега Чухломского озера. Каждое место пребывания святого Авраамия, укрывавшегося от людской славы, было ознаменовано созданием иноческой обители (Великой пустыни Положения пояса Пресвятой Богородицы, Верхней пустыни Собора Пресвятой Богородицы на реке Виге); последним из четырех монастырей, основанных подвижником в Костромском крае, стала Свято-Покровская обитель «на городце» – городище, покинутом угро-финскими племенами в XIII веке и расположенном на берегу Чухломского озера напротив города Чухломы.

Еще при жизни преподобного Авраамия число братии Городецкой обители достигло ста человек. Ее основатель, отошедший ко Господу в день памяти святого пророка Илии в 1375 году, был погребен в монастыре у алтаря деревянного Покровского храма.

Первый каменный храм монастыря, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы, начали строить в 1608 году, однако Смутное время и его последствия привели к тому, что работы затянулись надолго: лишь в 1631 году возведение храма, в Ильинском приделе которого под спудом покоились мощи преподобного Авраамия, завершилось. В конце сороковых годов XVII века в обители возвели Святые врата с надвратной Никольской церковью, во второй половине XVII столетия – двухэтажный собор в честь Рождества Христова (разобранный во второй половине XIX века). В 1764-1768 годах монастырь обнесли каменной оградой с четырьмя башнями.

При проведении монастырской реформы 1764 года Авраамиево-Городецкая обитель – единственная из четырех, основанных преподобным на Костромской земле – не претерпела закрытия и обращения в приход. В 1857-1867 годах на месте Ильинского придела Покровского храма был возведен величественный собор в честь иконы Божией Матери «Умиление»; в первой половине семидесятых годов XIX века монастырь украсила пятиярусная колокольня. На берегу озера, в «подгории», где подвизался преподобный, над выкопанным им самим небольшим колодцем стояла деревянная часовня; ежегодно в день памяти святого Авраамия сюда из обители совершался крестный ход. Нужно отметить, что по древней традиции память преподобного в монастыре отмечалась не в день празднования святому пророку Илие, а накануне, 19 июля по старому стилю – из-за совпадения дня преставления подвижника с престольным монастырским праздником.

В 1919 году Авраамиево-Городецкий монастырь был упразднен, однако его последнему настоятелю архимандриту Серапиону (Михайлову; 1875-1942) и братии удалось зарегистрироваться как приходской общине. Богослужения в обители продолжались до декабря 1928 года, когда храмы окончательно закрыли, а насельники были изгнаны из монастыря. На его территории с середины двадцатых годов размещался детский дом, с 1935 года до конца пятидесятых годов – машинно-тракторная станция. До 1975 года в келейном корпусе располагалась средняя школа, переведенная затем в новое здание в селе Ножкино.

В марте 1991 года Костромской облисполком утвердил решение Чухломского райисполкома о передаче Костромской епархии всего ансамбля монастырских зданий. Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви 25 марта 1991 года. Уже в 1992 году был восстановлен Никольский надвратный храм, в 1993 году – расчищен колодец преподобного Авраамия; 31 июля 1993 года в монастырь из Успенского храма города Чухломы перенесли хранившийся там с 1928 года старинный надгробный покров с раки святых мощей городецкого подвижника. 1 августа 1994 года состоялось первая Божественная литургия в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление».

При монастыре действуют братство во имя преподобного Авраамия Городецкого, детский приют для мальчиков-сирот, Свято-Покровское Параскево-Пятницкое сестричество.

Святыни монастыря:
- святые мощи преподобного Авраамия, пребывающие под спудом в подклете Покровского храма;
- старинный покров с раки мощей преподобного;
- колодец, ископанный основателем монастыря.

Праздники:
9/22 мая и 6/19 декабря – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; 28 мая / 10 июня – Чухломской (Галичской) иконы Божией Матери «Умиление»; 19 июля / 1 августа – преподобного Авраамия Городецкого, Галичского и Чухломского (местн.); 20 июля / 2 августа – пророка Илии и общецерковное празднование памяти преподобного Авраамия; 1/14 октября – Покров Пресвятой Богородицы.

Так выглядел монастырь в 1899 году.

Согласно преданиям преподобный Авраамий родился в Ростове Великом, его мирское имя и год рождения нам неизвестны. По сообщению его древнейшего жития, опубликованном незадолго до революции, первоначально преподобный Авраамий подвизался в Вознесенском Печерском монастыре вблизи Нижнего Новгорода, откуда перешёл в Троице-Сергиев монастырь, где был пострижен в монашество преподобным Сергием.

Проведя в обители в радонежских лесах несколько лет, преподобный Авраамий, как говорится в его житии, «по мнозех же трудах и пощении... высхотя конечного безмолвия и просяще на то благословения руководца своего, святого отца Сергия». Преподобный Сергий, «видев успех и тщание его <...> благослови блаженного Авраамия идти в пустыню».

В поисках места для уединения преподобный Авраамий ушёл из Троице-Сергиева монастыря в костромские пределы, в тогдашнее Галичское княжество. В житии сказано, что «Богом водим» преподобный «прииде к озеру Галичскому». С этого времени начинается служение святого на костромской земле. Уединённо живущий на берегу Галичского озера подвижник, как магнитом, притягивает к себе людей - и мирян, и иноков. Вскоре происходит чудесное явление преподобному иконы Божией Матери Умиление (позднее Авраамия на образах будут всегда изображать с этой небольшой иконой в руках). На протяжении нескольких десятилетий преподобный Авраамий последовательно основывает в галичско-чухломском крае четыре монастыря, посвящённых Божией Матери (не зря писатель Борис Зайцев называл его «верным рыцарем Святой Девы»).

Первым таким монастырём стал Авраамиев Заозерский (или Новоезерский) монастырь Успения Божией Матери на берегу Галичского озера, вторым - Авраамиева Великая пустынь Положения пояса Пресвятой Богородицы, третьим - Авраамиева Верхняя пустынь Собора Пресвятой Богородицы на реке Виге. Последним, четвёртым, монастырём преподобного Авраамия стал монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, основанный им на северном берегу Чухломского озера на месте древнего чудского «городца».

В житии святого говорится, что за полгода до кончины преподобный Авраамий, оставив вместо себя игуменом своего ученика Иннокентия , уходит «в малую часовню, яже на едино поприще от монастыря». Последние 6 месяцев жизни преподобный провёл, «безмолвствуя един и единому Богу беседуя в молитвах и всенощном стоянии». Согласно житию преподобный Авраамий преставился 20 июля (2 августа) 1375 года, однако большинство историков полагает, что его смерть произошла несколько позднее, так как в житии говорится о встречах святого с галичским князем Юрием Димитриевичем (сыном Димитрия Донского), получившим Галич в удел в 1389 году. Преподобного Авраамия Галичского и Чухломского причислили к лику святых в 1553 году (по другим данным - в 1621 году). Его житие было составлено на рубеже 50-х годов XVI века игуменом Авраамиево-Городецкого монастыря Протасием .

На протяжении нескольких столетий все строения монастыря были деревянными. Каменное строительство в нём началось в XVI веке. В 1608 году «по вере и обещанию» царя Василия Ивановича Шуйского в обители заложили первый каменный храм - пятиглавый, двухстолпный и трёхапсидный собор Покрова Пресвятой Богородицы с особым Ильинским приделом над гробницей преподобного Авраамия (скончавшегося в день Илии Пророка).

Из-за свержения в 1610 году царя В. И. Шуйского и последующих событий Смутного времени собор закончили лишь в 1631 году (его освящение состоялось в 1632 году). Каменное строительство в монастыре возобновилось в середине XVII века. В начале 50-х годов были возведены Святые врата с надвратным одноглавым Никольским храмом. Во второй половине XVII века (точная дата не известна) был построен увенчанный тремя шатрами двухэтажный собор честь Рождества Христова (к сожалению, этот храм разобрали в 60-годы XIX века).

Строительство обители продолжалось и в XVIII-XIX веках. В 1764-1768 годах монастырь окружила каменная ограда с четырьмя небольшими угловыми башнями. В 1857-м году Ильинский придел над гробницей преподобного Авраамия разобрали, взамен его к Покровскому храму был пристроен пятиглавый четырёхстолпный собор во имя иконы Божией Матери Умиление, освящённый в 1867 году. В 70-х годах XIX века над монастырём вознеслась высокая пятиярусная колокольня.

В ХV-ХIХ веках Авраамиево-Городецкий монастырь на берегу озера являлся основной обителью Чухломского края, главным центром его духовной жизни. На монастырском кладбище издавна хоронили представителей местных дворянских родов. В обители были погребены княжна Е. В. Долгорукова (сестра первой жены царя М. Ф. Романова), многочисленные представители рода Лермонтовых (в том числе, как полагают, и основатель рода обрусевший шотландец Джордж Лермонт), князей Шелешпанских , Катениных , Черевиных , Перелешиных и других.

На начало XX века основными святынями обители являлись мощи преподобного Авраамия, покоящиеся под спудом в соборе во имя иконы Божией Матери Умиление, икона Божией Матери Умиление - старинный список с иконы, явленной преподобному на берегу Галичского озера. В начале 1896 года на средства местных крестьян- отходников, проживавших в Петербурге, над местом упокоения мощей преподобного Авраамия была установлена серебряная рака (вес 4 пуда 48 фунтов), украшенная чеканными изображениями из жизни святого, - выдающийся памятник ювелирного искусства того времени. 28 января 1896 года при большом стечении народа рака была освящена епископом Костромским и Галичским Виссарионом (Нечаевым ).

Накануне революции монастырь обладал большим образцово-организованным хозяйством, в котором применялись новейшие сельскохозяйственные машины, приобретались лучшие сорта семян, удобрений. Четыре ярмарки, ежегодно проходившие возле стен обители (Крестоходовая - 3 июля, Авраамиевская - 19 июля, Ильинская - 20 июля, Покровская - 1 октября), играли большую роль в экономической жизни Чухломского и соседних с ним уездов. В гостинице монастыря, кроме богомольцев, находили ночлег партии рабочего люда, приходящего на заработки и в отхожий промысел. Налаженная многовековая жизнь обители на берегу Чухломского озера круто изменилась после революции. В 1922 году вместе с другими монастырскими ценностями, являвшимися в основном вкладами, была изъята серебряная рака с гробницы преподобного Авраамия (сама гробница, к счастью, избежала в советское время вскрытия). В 20-е годы, потеснив монахов, в монастыре разместился большой детдом, просуществовавший здесь до середины 30-х годов.


В конце 1928 года Авраамиево-Городецкий монастырь был окончательно закрыт (обращения верующих во ВЦИК, разумеется, ни к чему не привели). В середине 30-х годов в бывшей обители разместилась Жаровская машинно-тракторная станция, причём в Покровском соборе, воздвигнутом над мощами преподобного Авраамия, были поставлены трактора (толстый слой мазута, покрывший пол в храме в это время, сохранялся в нём и несколько десятилетий после ликвидации МТС в конце 50-х годов). В 30-е годы ансамбль обители понёс большие утраты: была разрушена большая часть ограды, стёрто с лица земли монастырское кладбище.

После ликвидации МТС единственным хозяином в монастыре оставалась неполная средняя школа, размещавшаяся в корпусе бывших келий. С её закрытием в 1975 году бывшая обитель, основанная учеником Сергия Радонежского, оказалась окончательно заброшенной, всё больше и больше превращаясь в руины, зарастающие травой, кустарниками и деревьями...

Первый шаг к возрождению древнего монастыря был сделан 1 августа 1990 года, когда епископ Костромской и Галичский Александр впервые после 1928 года при большом стечении народа отслужил среди монастырских развалин молебен. 25 марта 1991 года весь ансамбль монастыря был возвращён Костромской епархии, началась большая работа по его восстановлению, возглавляемая наместником обители архимандритом Никандром (Анпилоговым ).

За минувшие годы в обители сделано немало: возрождены храмы, на колокольне вновь установлены колокола, звон которых, как и века назад, вновь разносится над окрестностями, над гладью озера. В сентябре 1997 года по инициативе ассоциации «Лермонтовское наследие», объединяющей представителей рода Лермонтовых - «Лермонтов во всём мире», в монастыре была освящена деревянная часовня, поставленная в память о Джордже Лермонте и его потомках, погребённых в стенах обители. Лампада монашеского делания вновь возжена в одной из древнейших обителей костромского края.

«О, преблаженне и богоносне отче наш. Авраамие, изрядный чудотворче! Прииме сие малое, приносимое тебе, моление наше, и умоли Господа и Пречистую Его Матерь избавити обитель сию, всех нас и вся грады и страны христианская от всех зол и бед, паче же избегнути скверн мира и очиститися от страстей греховных, да сподобимся и мы, в покаянии живот свой скончавше, небесных селений достигнути, и в них вместе с тобою во Святей Троице славимому Богу вечно воспевати: Аллилуиа».

«Как тело Господа, когда вошёл Он на гору, прославилось и преобразилось в Божественную славу и в бесконечный свет, так и тела святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава Христова в тот день будет преизливаться вовне - на тела их, потому что ещё ныне умом своим причащаются они Христовой сущности и Христова естества. Ибо написано: «и святяй бо и освещаемии, от Единаго» (Евр. 2: 11); и: «славу, иже дал еси Мне, дах им» (Ин. 17: 22). Как одним огнём зажигаются многие светильники, так необходимо и телам святых - этим членам Христовым - соделаться одним и тем же с Самим Христом» (преподобный Макарий Египетский «Духовные беседы»).

Святыни монастыря:

  • святые мощи преподобного Авраамия, пребывающие под спудом в подклете Покровского храма;
  • старинный покров от раки с мощами преподобного;
  • колодец, ископанный основателем монастыря прп. Авраамием.

Адрес: Костромская обл., Чухломский район, с. Ножкино.


У каждого из нас есть места, которые по прошествии времени почему-то влекут к себе вновь и вновь. И хочется очутиться там, где душа отдыхала, где мысли были спокойные и чистые, где мир кажется идеально построенным.

Есть на костромской земле уголок покоя, привлекательный в любое время года и для верующих людей и для светских.
Это один из крупнейших в Костромской области культовых архитектурных ансамблей - Авраамиево-Городецкий монастырь. По трассе Кострома - Киров надо доехать около 50 км до Судиславля, затем левее, к северо-востоку до Галича.


Галич, город русский, да с русским названием, остаётся слева.


Дорога Судиславль - Галич приличная местами

Как правило, наши дороги ремонтируют к осени, бывает, просто латают, поэтому точно сказать, какие они будут в следующем сезоне, нельзя. Но здесь, в отличие от кировской трассы нет ежедневной нагрузки на дорожное полотно от вереницы перегруженных лесовозов.
Это и есть очень хорошо для сохранения дороги!


Также, как Галич останется со своим Галичским озером слева, так и районный центр Чухлома в 172 км от Костромы на берегу Чухломского озера. Мы же проедем, не заезжая в город, в село Ножкино.


Указателей здесь достаточно, сбиться с пути не дадут.
Слово «Чухлома» в русской истории и литературе 19 века стало приобретать определенный смысл - являть собой символ провинциальной глухомани. О Чухломе писали Островский, Тургенев, Писемский, Шаховской, Салтыков-Щедрин, Чехов. В советские времена традицию пытались продолжить…

Как бы то ни было, места эти - и вокруг Галичского и вокруг Чухломского озёр - исторически очень богатые. Первые поселения были здесь в 5-6 тыячелетиях до нашей эры. Славяне называли жившие здесь финно-угорские племена чудью. В древних летописных источниках Чухломское озеро называлось Чудским. Чуть позднее здесь появились меря, другое финно-угорское племя. С постепенным укреплением христианства, происходило слияние народов, живших в этих местах, с пришедшими по рекам новгородцами и кривичами. В результате мы можем видеть на костромской земле совершенно разные типы лиц… Монастырь Авраамиево-Городецкий основал в середине 14 века ученик и сподвижник Сергия Радонежского Авраамий Чухломской (всего он основал 4 монастыря).
Историки полагают, что город Чухлома первоначально был на месте монастыря, а до этого тут было поселение чуди.



С восточной стороны, слева от монастыря, есть хорошая смотровая площадка с видом на озеро.
Сам монастырь стоит на высоком северном холме Чухломского озера у обрывистого склона.
Северная же часть холма плавно «сбегает» в село Ножкино. Уклон хорошо виден даже на фото.


Слева от входа есть такая же стоянка, мы же привыкли оставлять машину здесь, под единственной сохранившейся с древних времен угловой башней, остальные отстроены вновь.
Из года в год мы стоим одни. Но никогда не приезжаем на праздники.


Если проехать левее вдоль стены, то попадём на смотровую площадку за пределами монастыря.




Здесь в теплое время справа под сводом колокольни стоит столик с шитыми юбками и косынками для тех, кто забыл свои дома, но уважает чувства верующих и соблюдает элементарные правила. В холодное время все это есть внутри трех храмов на территории. Здесь нет угрюмых и мрачных женщин, спешащих сделать замечание, снующих среди горящих свечей, спешащих выхватить недогоревшую перед твоим носом.… Не зря, видно, иные священники называют их «черными воронами».
Здесь тишина…


Собор «Умиление»

По крутому подъёму поднимаемся вверх до большого пятиглавого собора в русском стиле. Он построен на месте Ильинского придела к другому храму - Покрова, спрятанному за ним. О храме Покрова речь будет позже. В том приделе покоились когда-то мощи св. Авраамия. Сейчас можно открыть дверь прямо напротив центрального входа в монастырь (на фото она слева зеленая, а справа - в дереве) и оказаться в сумраке крипта.


Свет можно включить самим, выключатель справа. В глубине за сводами мощи св.Авраамия.




Выйдем наружу, обойдем все постройки на территории монастыря. Мы опять оказываемся напротив крутого спуска к колокольне. В своём сегодняшнем виде ансамбль монастыря сложился в течение трёх веков - с 17 по 19 в.в.




Надвратная пятиярусная колокольня построена в 1870 году по проекту архитектора А. Алексеева.


В колокола можно звонить, не поднимаясь на колокольню, с помощью этого приспособления справа и слева от ограды

Первое каменное строение на территории - храм Покрова - строилось в два приёма в течение почти 25 лет в начале 17 века. Сначала строительство велось на средства царя Василия Шуйского, строительным материалом служил солигаличский известняк, фамилия мастера тоже известна - В. Х.Зубов.


Слева к нему примыкает собор «Умиление»(белого цвета).


Напротив находится надвратная Никольская церковь, построенная в 1650 году.


Никольская церковь 1650 г.

Интересная лавка с домиком-кормушкой. Кормушка очень привлекает внимание, будут ли птицы её принимать - это вопрос.


Это западная стена ограды монастыря. Ограда из кирпича возводилась в 1766-1768 г.г.


Обходим храмы справа, впереди крутой спуск холма к озеру
Другая лавка сделана в таком же стиле







Здесь, с восточной стороны храмов, находится небольшое старинное кладбище.
И подходим к крутой и длинной лестнице.







Источник, вырытый св. Авраамием, был расчищен.
Вода вкусная, чистая


Кстати, учреждение WC здесь тоже имеется, отдельное строение.


Лестницы раньше не было, так что все паломники шли через лес, мы тоже много раз поднимались по тропке. И надо отметить, что мало где можно встретить таких вековых, высоких и здоровых деревьев.


У лестницы есть площадки для отдыха с лавочками. Поднимаемся вновь наверх, идем вдоль восточной стены храма.


Собор «Умиление» - на стене изображение иконы Божьей матери «Умиление».

Собор построен в 19 в. на месте разобранного Ильинского придела храма Покрова, под спудом которого было захоронение св. Авраамия.





Келейный корпус и одноэтажный хозяйственный, не сохранившийся, были возведены в 19 веке. Видна еще одна восстановленная угловая башня. Отсюда тоже можно судить о высоте холма, на котором стоит монастырь. Слева часовня в память о семье предков Лермонтова, имевших в этих местах земли.

Кстати, в 97-м году целых 2 автобуса потомков Лермонтовых, приехавших из-за границы, а также критиков и литературоведов, изучающих наследие так рано погибшего поэта, остановились у дома моего отца в судиславской деревне. Вышли на вынужденную остановку, водички свежей попили, и поговорили «за жизнь»…
Папа вспоминает до сих пор...




Фото внутри храмов я не делала, да этого и не хотелось.
Для верующих сделала фото информации на стенде. Возможно, кому-то захочется приехать сюда в церковный праздник, тогда эта информация будет кстати. А кто-то ведь хочет побыть в тишине вдали от суеты и голосов. Здесь и это желание выполнимо, тогда надо выбирать обычный день.




Об иконе «Умиление»



Вокруг монастыря с внешней стороны есть тропинка, можно обойти его кругом:



А это здесь же в летнее время:


И летом мы были одни. Правда, к нам подошел застенчивый молодой человек и спросил, не нуждаемся ли мы в экскурсоводе)) Скромная купюра помогла «обойтись» без гида. Ну а после можно проехать левее главного входа под северной стеной и попасть на смотровую площадку на высоком берегу Чухломского озера.




Озеро стало зарастать в последние годы. Оно всегда славилось обилием рыбы и особенно чухломским карасём.

Смотровая площадка оборудована баками для мусора. Иной раз прямо здесь любители пикников готовят шашлыки. Обычно после посещения монастыря заезжать в город не хочется. Поэтому можно вернуться в Кострому (если вы остановились в гостинице в областном центре) двумя путями - вновь через Судиславль, либо через Буй.

Второй вариант предусматривает посещение родины Ивана Сусанина, но и не только, главное же, что дорогу Галич - Буй пытаются поддерживать изо всех сил, проехать можно. Не доезжая Галича, надо повернуть направо. А такие города, как Галич, Чухлома, Солигалич надо обходить пешком, только тогда можно почувствовать дух веков в их защитных насыпных рвах, старых улочках, открытых площадях с торговыми рядами, флигелями, резными наличниками, бальзаминами и геранью в окошках и разнопестрой «кошачьей армией».

В этих городах есть ещё интересные краеведческие музеи, история их создания заслуживает отдельного рассказа. Поэтому для городских путешествий надо выделять отдельный день. Последние годы в сторону Чухломы тянутся вереницы внедорожников со всевозможными наклейками, с надписью «Даёшь полную Чухлому!» в разных вариациях. Это любители экстремальной езды по захолустью и бездорожью собираются на свои «праздники» - поездить по ямам, полным грязи, чтобы потом забрызганными, но счастливыми въехать в лакированную Москву и сказать всем: «Я там был!» Едут и в одиночку и с детьми, семьями, программы организуются разные, хорошо, что всё это прячется где-то в стороне.
А тишина, спокойствие, благодать и тихий шелест листвы, как шепот предков, сохраняется в Авраамиево-Городецком монастыре. Хочу верить, что так будет долго.


Запись размещена в разделах:

Авраамиево-Городецкий мужской монастырь основан в XIV в. На монастырском кладбище похоронены предки М.Ю.Лермонтова (Лермонты), имевшие владения в окрестностях монастыря.

Обитель находится на берегу Чухломского озера, примерно в двадцати километрах от г. Чухломы. До революции монастырь являлся одним из красивейших в епархии. Основание обители положил преподобный Авраамий Чухломский, ученик преподобного Сергия Радонежского. Сначала преподобный Авраамий подвизался на берегу Галичского озера, где им была основана Успенская обитель.

Углубляясь далее вглубь страны, он в годы отшельничества основал два монастыря и наконец прибыл на озеро Чухлому. У подножья холма у самого берега прп. Авраамий построил деревянную церковь. Сюда, привлеченные его святым образом жизни, начали стекаться подвижники. Многие из почитателей прп. Авраамия просили его разрешения поселиться рядом. Преподобный, снисходя к их просьбе, позволил им поселиться на холме, а к себе дозволил приходить для исповедания. С увеличением числа подвижников преподобный, наносив из-под горы земли для насыпи, построил деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и при нем устроил для братии трапезную. Уже при жизни прп. Авраамия число насельников в пустыни превысило 100 человек. Незадолго до кончины преподобный удалился от монастыря на расстояние одной версты, перенес туда из-под холма свою прежнюю часовню, где молился в уединении. Прп. Авраамий преставился ко Господу в 1375 г. Честные же мощи его, впоследствии прославленные, были перенесены в обитель.

В обители имелось три храма: собор во имя иконы Божией Матери "Умиление", храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, храм во имя св. Николая Чудотворца. В соборе под спудом были погребены св. мощи прп. Авраамия.

В этом храме находились местночтимый образ прп. Авраамия и местночтимая икона Божией Матери "Умиление", называемая еще Галичской или Чухломской. Ежегодно в обители проводились два крестных хода: 19 июля в память прп. Авраамия и в седьмое воскресение по Пасхе. На монастырском кладбище погребены были представители родов Лермонтовых и Мамаевых.

В 1918 г. обитель была лишена права юридического лица. Окончательное закрытие ее произошло в 1929 г. Архимандрит Серапион с братией приняли мученическую кончину за православие. Впоследствии обитель была разрушена. В результате была уничтожена часть монастырской стены, три из четырех угловых башен, частично разрушена надвратная церковь во имя святого Николая. В 1960-е годы произошел пожар в храме свт. Николая, лишивший его кровли. Из собора был выломан иконостас, а сам храм использовался под конюшню.

В разное время на территории обители размещались школа-интернат, сельская школа, в летнее время - пионерлагерь. Поруганию было подвержено монастырское кладбище. Надгробия были уничтожены, а само кладбище превращено в свалку. В сентябре 1970 г. началась подготовка к ведению консервационно-восстановительных работ с целью спасения обители от полного уничтожения. Однако к 1975 г. все работы были свернуты.

19 июля/1 августа 1991 г. в день памяти прп. Серафима Саровского и в канун памяти прп. Авраамия Городецкого в монастыре была совершена первая за 60 лет Божественная литургия. 20 января 1992 г. в монастырь для его восстановления прибыл назначенный наместник.

В марте 1993г.(?) был восстановлен храм во имя свт. Николая Мирликийского. В августе на звонницу был поднят первый колокол, вес которого составляет 1,5 тонны. 14 марта 1993 г. наместник монастыря игумен Никандр совершил первый постриг в рясофор трех насельников возрождающейся обители.

В мае 1993 г. был найден и расчищен чудотворный колодец, вырытый прп. Авраамием под горою близ озера. Над ним поставлена новая часовня. В октябре этого же года был водружен крест над колокольней, а в апреле - освящены колокола. В обители есть святыни, привезенные из Святой земли. В монастыре проживают около 30 насельников. 3 мая наместник Авраамиева Городецкого монастыря игумен Никандр был возведен архиепископом Костромским и Галичским Александром в сан архимандрита.

В монастыре два больших собора, прислонившихся друг к другу: Покровский и Богородицкий. Есть необычная маленькая надвратная церковь, стоящая на склоне.

На территории монастыря похоронены предки рода Лермонтовых, есть часовня, установленная обществом лермонтоведов.

Loading...Loading...