Техника 7 плюсов и 2 минуса. Магическое число семь плюс-минус два

Редьярд Киплинг, который долго работал в качестве журналиста, именно об этом написал свое стихотворение «Есть у меня шестерка слуг», в котором воспел 6 классических вопросов журналистики, классическую формулу - кто?, что? ,когда?, где?, почему? икак? Именно ответ на эти вопросы и составляет основу развернутого Лида, который, совокупно с хэдлайном, дает полное представление об основной сути любого события. Этот правило называется правилом5W&H по первым буквам английских словwho? –

кто?, what? – что?, when? – когда?, where? – где?, why?- почему? и how?

Ф ОРМУЛА СЕМЬ ПЛЮС- МИНУС ДВА

Почему именно шесть вопросов составляют оптимальное число, становится понятным, если вспомнить, то что психологи называют «магическим числом семь плюс минус два». Эта формула вошла в научный обиход после того как американский психолог Джордж А.Миллер, изучая особенности восприятия человеческого мозга, опубликовал свое знаменитое эссе «Магическое число семь плюс минус два». В этой работе Миллер убедительно доказывает, что человек с легкостью удерживает в оперативной, кратковременной памяти только семь плюс минус два объекта, воспринимая их именно как отдельные, независимые объекты, большее же число сливается в массу, совокупность, в которой отдельные составляющие в качестве объектов не воспринимаются. При этом точное число объектов, которые мозг эффективно воспринимает, зависит от индивидуальных особенностей человека, тренировки, врожденных способностей. Обычный человек легко оперирует пятью предметами за раз, запоминая их, способен определить их характеристики, отличия, найти между ними сходство. Другие люди могут воспринимать 6,7,8 или даже 9 объектов, но такие способности встречаются чрезвычайно редко и, во всяком случае, требуют изрядного умственного напряжения. Так что, обычным числом идей, предметов, событий и т.д., которые мозг среднего человека воспринимает без усилий, и с которыми легко работает в дальнейшем, является число пять или шесть.

Поэтому многие практические руководства по журналистике советуют ограничиваться 5 W и привлекать H только в случае необходимости.

О ГРАНИЧТЕ ЧИСЛО АСПЕКТОВ

Это весьма объяснимое обстоятельство, которое легко пояснить. Если вы планируете собственный день, встречи, звонки, важные дела и события, то знаете, как трудно удержать их все в памяти. Если вам необходимо в течении дня только лишь встретить друга, сделать звонок родителям и отвести ребенка в школу, затем встретить его – особых проблем не возникнет, мозг легко зафиксирует эти пять важных дел и вовремя подскажет вам, что настала пора действовать. А вот если вдобавок к этому вам предстоит провести деловые переговоры, в промежутке составить контракт, потом вечером купить билеты в театр, а после театра обязательно написать отчет, да еще отправить его в несколько адресов по электронной почте, то, вероятнее всего, не записав дела в ежедневник, вы половину из них сделать забудете или сделаете не вовремя.

Точно такой же механизм работает и при восприятии текста. Любое сложное событие, изложенное в пяти-шести наиболее важных аспектах, воспринимается отчетливо, целостно, о нем легко сложить собственное мнение, понять его во всей полноте, в деталях. Как только число аспектов возрастает, большинство из них сливаются в сознании читателя в массу подробностей, детали которых он при всем желании не запомнит после беглого просмотра статьи. Конечно, у него есть возможность заучить их наизусть, приложив при этом значительные усилия, но вероятность такого читательского поведения совершенно ничтожна. Более того, пытаясь это сделать, чтобы, пересказать, например, друзьям необыкновенное событие, он испытает раздражение от того, что ничего не может запомнить. В результате его пересказ и ограничится теми же 5 W, которых незадачливому журналисту показалось маловато. Итогом такой работы станет лишний труд по перечислению незначащих подробностей со стороны журналиста, раздутый объем статьи и раздражение читателя, которому нужно совсем иное.

Впрочем, как мы постараемся показать далее, даже проблема 5W&H, не так проста как кажется на первый взгляд, потому что чаще всего последовательность вопросов, показанная выше совершенно неудовлетворительна для рассказа о событии, да и состав вопросов может не быть исчерпывающим. Здесь мы хотели лишь показать основной принцип, которому следует перевернутая пирамида и мышление использующая этот стиль. Поэтому, прежде чем рассмотреть подробнее дальнейшую структуру перевернутой пирамиды, отметим важное правило

В ЛИДЕ НЕ ДОЛЖНО СОДЕРЖАТЬСЯ БОЛЕЕ 5-6 ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ, ЧАЩЕ БЫВАЕТ 2-3

Д ОПОЛНИТЕ ВСТУПЛЕНИЕ ДЕТАЛЯМИ

Оставшиеся аспекты от номера 5 и до конца, обозначенные нами как А5

– Аn составляют основной текст. В английском языке его называют корпус (corpus ), что означает тело, туловище, основную часть. Совершенно очевидно, что корпус дополняет то, что было сказано в хэдлайне и развернуто в Лиде деталями и обстоятельствами, которые должны в соответствии с принципом перевернутой пирамиды излагаться по мере убывания значимости. Эта принципиально совершенно правильная логика, на практике зачастую дает сбои, так как, попробовав изложить текст в точности по такой схеме, вы, вероятнее всего, получите некий механический отчет без души, красок и без жизни. Иногда этого достаточно, чтобы быстро сообщить в основных деталях о том, что произошло, но совершенно непригодно для действительно живого рассказа. Но пока запомним, что

КОРПУС ПЕРЕВЕРНУТОЙ ПИРАМИДЫ - ОСНОВНОЙ ТЕКСТ, ДОПОЛНЯЕТ ФАКТАМИ И ДЕТАЛЯМИ ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЛИДА, РАСКРЫВАЮТ ОСНОВНУЮ ИДЕЮ, ВЫРАЖЕННУ ХЭДЛАЙНОМ ОТ НАБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ К МЕНЕЕ ЗНАЧИМЫМ

На этом этапе нам достаточно того, что мы поймем принципиальное действие структуры, поскольку множество практических правил,

Экология сознания. Психология: Кошелек Миллера – это кратковременная память человека, в которую можно «положить» одновременно только семь «монет». Причём важно, что память не пытается анализировать смысл информации, важны лишь внешние, общие характеристики. Другими словами, не важно, какие «монеты» находятся в «кошельке», главное, что их - семь.

Семь плюс минус два (7 ± 2). Кошелек Миллера

Эта закономерность «семь плюс-минус два» была обнаружена американским учёным-психологом Джорджем Миллером в результате ряда экспериментов и показывает, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем :

    девять двоичных чисел,

    восемь десятичных чисел,

    семь букв алфавита

    пять односложных слов.

Эта психологическая закономерность впервые была изложена в его работе «Магическое число семь плюс-минус два» (The Magical Number Seven, Plus or Minus Two: Some Limits on our Capacity for Processing Information). Из всего этого следует, что обычный человек способен одновременно помнить 7 ± 2 элемента . Получается, человек может держать во внимании (запомнить и повторить) не более 9 элементов, а часто и не более 5 .

Кошелек Миллера – это кратковременная память человека, в которую можно «положить» одновременно только семь «монет» . Причём важно, что память не пытается анализировать смысл информации, важны лишь внешние, общие характеристики.

Другими словами, не важно, какие «монеты» находятся в «кошельке», главное, что их семь . А если количество элементов больше семи (в крайнем случае, девяти), то мозг разбивает информацию на подгруппы так, чтобы их количество было от пяти до девяти.

Джордж Миллер (1920-2012) - американский психолог. В сороковых годах прошлого века получил степень бакалавра искусств закончил в университете Алабамы, а в 1946 году защитил докторскую диссертацию по психологии в Гарварде.

После чего он становится профессором психологии в Рокфеллеровском Университете в Нью-Йорке, в Принстонском Университете. В 1969 году был избран президентом Американской психологической ассоциации. Джордж Миллер был награждён «William James Book Award» за свою книгу «The Science of Words», а также получил из рук президента Джорджа Буша старшего Национальную научную медаль Соединенных Штатов Америки.

Самая известная его работа «Магическое число семь плюс-минус два» (The Magical Number Seven, Plus or Minus Two: Some Limits on our Capacity for Processing Information) была опубликована в 1956 году в Psychological Review. Это число также называют числом Ингве-Миллера. опубликовано

Согласно которой кратковременная человеческая память , как правило, не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Эта закономерность была изложена в его работе , увидевшей свет в 1956 году в журнале Psychological Review .

Описание принципа

См. также

Напишите отзыв о статье "Магическое число семь плюс-минус два"

Ссылки

  • George A. Miller. . // The Psychological Review, 1956, vol. 63, pp. 81-97.
  • www.galactic.org.ua/Biblio/v2.1.htm
  • .
  • - Статья на

Примечания

Отрывок, характеризующий Магическое число семь плюс-минус два

– Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.
– Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. «Неужели это я, та девочка ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?»
– Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.
– Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.
– Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы… – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.
– Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.
– В год вы узнаете себя…
– Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год?… – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
Loading...Loading...