Успенский горицкий монастырь в переславле залесском. Горицкий монастырь в Вологодской области: обитель неугодных жен

Всего в шести километрах от великолепного Кирилло-Белозерского монастыря, по другую сторону горы Мауры, на берегу Шексны раскинулся Горицкий монастырь. Сегодня эта обитель только возрождается силами живущих здесь монахинь, поэтому большая часть монастыря находится в запустении. Но удивительная история этого места, и его послушниц делает Горицкий монастырь одним из наиболее интересных для посещения туристических и паломнических поездок.

Мы приехали в Горицкий монастырь на машине, катаясь по окестностям с частным гидом. Стоит отметить, что деревня около монастыря необычайно живописна, ухженная и даже дороги практически идеально почищены.


Около входа в монастырь висит табличка об условиях фотографирования, правда, я не нашла ни одной коробочки.

К нас сразу пристал местный "несчастный", но гид рассказала, что он много лет всем врет о том, что нужны деньги на похороны матери, а сам все пропивает. Мы такое не поощряем, да и Бог с ним! Идем в монастырь и слушаем рассказ.

Немного истории монастыря

История Горицкого монастыря началась во времена правления Ивана Грозного. Его основательницей стала княгиня Ефросинья Старицкая. Она была далеко не последней женщиной в государстве, но и не первой (а ведь так хотелось). Будучи по мужу близкой родственницей царской семьи, дети княгини имели полное право претендовать на трон, если вдруг царь Иоанн III умрет бездетным. И как же ей было досадно, когда у царской четы все-таки появился долгожданный наследник. Вот эта женская зависть и предопределила всю жизнь княгини Старицкой. Она устраивала тайные заговоры с целью сначала занять трон после Иоанна III, а затем и вовсе свергнуть наследника Иоанна IV, который вступил на престол, еще в трехлетнем возрасте, и власть фактически принадлежала приближенным опекунам – боярским кланам.

В 1544 году княгиня Ефросинья после очередной опалы основывает монастырь. Место выбрано не случайно, ведь совсем рядышком был Кирилло-Белозерский монастырь, который был под покровительством царской семьи. На месте небольшой деревянной Воскресенской церквушки поставили каменный храм, что и стало началом истории монастыря, который еще называют Воскресенский Горицкий монастырь.


Княгиня Старицкая всячески опекала обитель, как будто предвидела, что здесь будет доживать свой век. И правда в 1563 году, после доноса о заговоре с участием княгини Старицкой и ее семьи, ей пришлось искать прибежище в монастыре, где она приняла постриг и стала игуменьей Евдокией. Стоит отметить, что деятельная натура княгини давала о себе знать. В монастыре она развернула бурную деятельность, превращая обитель в довольно прибыльное хозяйство. Сама игуменья умела искусно вышивать, что подтолкнуло развитие этого ремесла в регионе.
Вместе с княгиней Старицкой в монахини постриглись и ее ближайшие родственницы, что и предопределило роль монастыря, он впоследствии стал местом изгнания неугодных или провинившихся жен знатных фамилий.

Через шесть лет казнили князя Владимира (сына Старицкой), обвинив его в еще одном заговоре против царя. Была ли замешана княгиня? Кто знает, но скорее всего да, так как посадить сына на трон была ее главной мечтой. На этот раз Ефросинье Старицкой не удалось избежать смерти – ее вместе с невесткой утопили в Шексне, загнав туда упряжку лошадей, а приближенных ей послушниц расстреляли.


Смерть княгини породила много легенд, а ее мощи стали одними из наиболее почитаемых монастырских реликвий. И по сей день в Горицкий монастырь приезжают женщины, мечтающие узнать радость материнства, и княгиня Ефросинья помогает им, так как сама была неистовой матерью, для которой вся ее жизнь была в ее сыне.


Неугодные жены «синей бороды»

Несмотря на то, что здесь в Горицком монастыре обитала его опальная родственница, Иван Грозный не забывал жертвовать сюда немалые суммы. Вообще этот деспотичный и суровый правитель был очень набожным, и на монастыри жертвовал довольно щедро. Но, кроме щедрой жертвы царь сюда отправил и свою ставшую неугодной четвертую жену – Анну Колтовскую.


Вообще у царя их было восемь (ну прям Синяя Борода), и с каждой что-то случалось. Первая – умерла, и как доказали историки, была отравлена. Вторую, царь то ли сам уморил, то ли тоже умерла после болезни. Чтобы выбрать третью жену Иван Грозный устроил смотрины, но новая супруга не пережила и медового месяца. А вот больше трех аз по православным канонам жениться нельзя, и для того чтобы взять себе четвертую жену пришлось царю клясться, что не успел он стать полноценным супругом последней жене. В общем, в порядке исключения, дали Ивану Грозному такое разрешение.

Но Анна Колтовская, которая также стала «победительницей» царских смотрин, была барышней любвеобильной, и завела себе любовника, некого князя Ромодановского. Чтобы влюбленные могли встречаться, предприимчивый князь, переодевался в женскую одежду и проходил к царице. Но вот незадача, приглянулась и царю новая «девка», и приказал он доставить ее к себе. Вот тут- то и все открылось. Князя казнили, царицу сослали в Горицкий монастырь, а царь… а что царь - начал подыскивать себе новую жену. Кстати, всех последующих жен, церковь не признавала, на что Иван Грозный не больно то и обращал внимания, но именно это и привело к черной странице истории – периоду Смуты. Ведь царевич Дмитрий, рожденный от последней жены Марии Нагой (кстати, тоже сосланной в Горицкий монастырь, правда уже после смерти царя) был в глазах церкви незаконнорожденный. А старший сын Ивана Грозного Федор, страдал слабоумием, и на этой почве разгорелась нешуточная борьба.

Другие женщины Горицкого монастыря

Жила в этом монастыре и Ксения Годунова. Дочь приближенного к царю советника, который затем стал царем, она была одной из самых красивых и образованных девушек своего времени. Ей в мужья сватались многие иностранные принцы, и отец долго выбирал, пока не выбрал датского принца Иоанна. Но жених умер незадолго до свадьбы. А в скором времени случился очередной переворот, и Бориса Годунова со всей семьей казнили. В живых осталась только Ксения, так как приглянулась «новому» царю, который вошел в историю как Лжедмитрий. Почти пол года царевна пробыла у него в наложницах, пока не скинули Гришку (настоящее имя проходимца). Царевна Ксения приняла постриг в Горицком монастыре, под именем инокини Ольги.


Да, Горицкий монастырь может назвать многих представительниц известных фамилий, которым по своей или не по своей воле пришлось жить в монастыре. Это княгиня Черкасская, которая стала жертвой опалы уже у царя Бориса Годунова, княгиня Милославская и многие другие. Здесь провела несколько лет Екатерина Долгорукая – неудавшаяся невеста. Только представить себе судьбу этой девочки, сначала против воли ее обручают с малолетним царевичем Петром II, и даже оговаривалось, что после его смерти она станет императрицей. Но свадьба не состоялась и Екатерину отправили в монастырь. Правда после прихода к власти императрицы Елизаветы, ее освободили, и снова выдали замуж, не спрашивая ее согласия, но такова уж судьба у дворянских дочек.

Судьба монастыря

Что же до монастыря, то судьба его также незавидна, как и его насельниц. Не раз стены обители разрушались и монастырь сжигали и разоряли войска, пришедшие в эти земли. Но, все же монастырь всякий раз восстанавливали – ведь негоже дворянкам жить в руинах. После церковной реформы, которая отбирала монастырские земли в пользу государства, монастырь лишился богатых угодий, и жил лишь за счет пожертвований и помощи Кирилло-Белозерского монастыря.


Возрождение монастыря началось после 1810 года, когда настоятельницей стала игуменья Маврикия. Много сделала она для монастыря, возродила хозяйство, да и делами благочестивыми прославилась. Даже ездила на прием к императору Александру.

А вот после прихода Советской власти монастырь и вовсе был упразднен. Кстати, перед приходом большевиков матушке Карелии, которая на то время была настоятельницей Горицкого монастыря пришла сама Ефросинья Старицкая и предупредила, о грядущих бедах. Монахини спрятали все добро и разошлись, осталось лишь несколько послушниц, которые не захотели покидать обитель. Судьба их незавидна, после страшных пыток, и всех утопили в Шексне (история повторилась как при Иване Грозном).

Легенды о монахине

После войны здесь открыли Дом инвалидов. Сюда привозили самых тяжелых, таких которые остались без рук и без ног. Местные жители называли их самоварами. В теплое время года выносили их на одеялах на берег реки и укладывали в так называемый «лежачий хор», и давали они концерты приезжающим сюда на пародах туристам. А вечером всех обратно уносили. Но вот случилась оказия и одного инвалида забыли на берегу. Дело было в мае, и ночи еще совсем холодные. Замерз бы и вовсе, но пришла молодая монахиня и подоткнула одеяло. А через несколько минут прибежала и санитарка, которая проснулась от того, что ее толкнула все та же монахиня и погрозила пальчиком.


И еще один случай известен. Жила в Горицах доярка Глаша, которая не отличалась добродетелью. И вот пришла Глаша к стенам монастырским на свиданку, и вдруг видит женщину в монашеской рясе, которая сурово качает головой. Так Глашку проняло видение, что с тех пор стала прилежной женой. А женщину в монашеской рясе не раз видели вот такие же беспутные девки – это призрак монахини Марии, которая когда-то согрешила и забеременела. Ребенок родился мертвым, а монахиня умерла после родов, с тех пор ее дух наставляет на путь истинный всех вот таких же заблудших, как и она сама.

Вновь зазвучали молитвы в этих стенах уже после 1991 года. Восстановили Троицкий собор, который построен еще по указке Марии Нагой на моголах убитых Иваном Грозным монахинь и Дмитриевская церковь (в память об ее рано умершем сыне), а также Воскресенская церковь с которой и начиналась обитель. Но есть еще и полуразрушенные здания, которые требуют немедленного ремонта, хотя живут в ни монахини, которым не привыкать к суровым лишениям.

Монахиню из легенд мы не встретили, зато к нам пристали все местные кошки, валялись в ногах, выпрашивая еду.


Кстати, на территории монастыря до сих пор сохранились жилые дома.


Удивительное место, сохранившее свою удивительную историю, во многих женских именах, известным на всю матушку-Русь.

Адрес: Вологодская область, Кирилловский р-н. село Горицы

Дата публикации или обновления 15.12.2017

Горицкий Успенский монастырь.

Адрес Горицкого Успенского монастыря: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, Музейный пер., 4
Фотоальбом Горицкого Успенского монастыря.
Рассказ о поездке в город Переславль-Залесский в 2009 году , и в том числе в Горицкий Успенский монастырь.
Рассказ о поездке в город Переславль-Залесский в 2010 году.

Горицкий Успенский мужской монастырь был основан в первой половине XIV века при Иване Калите. Свое наиболее известное название он получил от расположения на возвышенности – «горице ».

От древних деревянных построек не сохранилось ничего. В 1382 г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский , а вместе с ним и Горицкий монастырь. Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом.

В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392 г. восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.

В Горицком монастыре был рукоположен преподобный Даниил , основатель Троице-Даниловского монастыря. Он прожил в Горицком монастыре с 1495 по 1525 гг.; сюда к нему стекалось множество паломников. Великий князь Василий III пригласил Даниила в крестные к своему сыну Ивану – будущему царю Ивану Грозному. Сам монастырь нередко посещали цари и их семьи, и в ризнице собралось немало царских даров.

С XVI века в монастыре значатся каменные постройки, что указывает на его богатство. В XVII веке в монастырском владении были очень большие земли и около 5000 крестьян.

Во второй половине XVII века с юга и юго-запада монастырь был обнесен новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника. Святые врата с надвратной Никольской церковью – образец соединения двух соседствующих по времени стилей: узорочья и московского барокко. Нижний ярус с широкой проездной аркой был выстроен в середине XVII века и богато декорирован деталями из фигурного кирпича. Верхняя часть с церковью надстроена позже, в конце XVII века, и ее убранство близко к московскому барокко, получившему в то время большую популярность. На массивном четверике с четырехскатной кровлей стоят два маленьких убывающих восьмерика, поддерживающих небольшую главку. По бокам церковь охвачена галереей, идущей по границам нижнего яруса ворот.

Подлинным шедевром зодчества XVII века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание, выделяет их на фоне почти гладких, лишенных декора стен. Над массивными арками по бокам от ворот сверху помещены изящные фигурки двух коней, поднявшихся на дыбы. Верхняя массивная надстройка сооружена во второй половине XIX века.

Стены достраивались в XVIII веке. Тогда оборонительного значения новая стена уже не имела, поэтому ее высота значительно меньше, чем обычно бывает в древних крепостях. Бойницы в них сделаны также скорее с декоративной целью – нижних нет вовсе, кое-где нет и верхних. Башни северной стороны стен монастыря украшены с большим искусством: явно мастера заботились о внешнем виде стен и башен больше, нежели чем об обороне.

В XIX веке в северной стене была устроена невысокая звонница, с которой открывается великолепный вид на Плещеево озеро.

В 1887 г. башни сильно повредил ураган, нанесший огромный урон монастырю, стоящему на открытом возвышенном месте. Долгое время башни стояли без кровель, рушились. Только в 1950-1960 гг. они были отреставрированы и приведены в теперешний вид.

В 1744 г. была образована Переславская епархия; в нее вошли такие отдаленные от Переславля города, как Боровск, Можайск, Волоколамск, Дмитров. В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа. Для благоустройства резиденции были снесены многие древние постройки: звонница, собор, службы.

Упоминания о них сохранились только в монастырских документах. На месте старого трехглавого собора было решено выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс, состоящий из Успенского собора, примыкающей к нему с запада Гефсиманией (постройкой, связанной с ландшафтом и символизирующей евангельские события) и трапезной с храмом Всех Святых, которую намеревались перестроить.

Трапезная палата с Всехсвятской церковью была построена, судя по убранству, в последние десятилетия XVII века. Высоко поднимающийся над стенами монастыря бесстолпный четверик церкви увенчан пятью главками на тонких узорчатых барабанах. Под карнизом проведен широкий фриз с ложными закомарами. Окна храма, апсид и трапезной палаты обрамлены фигурными наличниками. Построенное в XVII веке здание значительно реконструировалось в XVIII и XIX веках. Апсиды были скрыты кирпичной стеной XVIII века, многие наличники стесаны. Хотя бы отчасти их восстановили только при реставрации 1970-х гг.

Успенский собор – главное сооружение Горицкого монастыря – начал строиться в середине 1750-х гг. Массивный, но в то же время изящный четверик окружен по бокам крытыми галереями с широкими арочными окнами; с востока к нему примыкает большая апсида, по бокам которой поставлены два восьмигранных придела. Приделы завершаются отдельными куполами с люкарнами и световыми барабанами. Сам собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Часть окон в барабанах заложена.

С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было. По бокам от апсид трапезной церкви сохранились пристройки – следы несостоявшегося грандиозного архитектурного комплекса. На западном фасаде Успенского собора также видны следы этого замысла – высокая заложенная арка, которая и должна была соединять собор с Гефсиманией. Вместо арки там сохранилась небольшая на ее фоне дверь, сейчас закрытая; утрачены даже ступени, ведшие к ней.

Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима.

Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него тоже написаны мастерами из Нового Иерусалима.

Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря. После упразднения епархии Горицкий монастырь был закрыт, а Успенский собор некоторое время служил главным городским собором, пока местные жители, которым далеко было добираться сюда на службы, не обратились с просьбой вернуть этот статус собору в центре города.

Главная вертикаль монастыря – колокольня с Богоявленской церковью – начала строиться в 1760-х гг., потом строительство застопорилось и было доведено до конца в 1780-х гг. Это внушительное и величественное четырехъярусное здание с маленький церковью в нижнем ярусе. Венчает ее высокий купол с люкарнами, перекликающийся с куполами Успенского собора, и главка на большом узорчатом барабане. Когда Переславская епархия была упразднена, колокола отсюда были сняты и перевезены в Санкт-Петербург, на колокольню Петропавловской крепости. Сейчас на колокольне устроена просторная смотровая площадка, откуда открывается, пожалуй, лучший и самый полный вид на весь город.

В середине XVIII века посреди монастыря был выкопан пруд «для предосторожности от пожарных случаев». Пруд заполнялся водой искусственно, по трубам, проведенным от соседнего пруда у стен монастыря. Берега пруда были укреплены бревнами. В 1925 г. сотрудниками музея вокруг него были насажены фруктовые деревья.

Масштабное строительство во монастыре было приостановлено сначала после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель в 1764 г., а окончательно застопорилось, когда упразднили Переславскую епархию, просуществовавшую всего 44 года – до 1788 г. Недостроенную Гефсиманию сначала просто забросили, а потом, в 1881 г., и вовсе разобрали.

В конце XIX века к трапезной палате с запада было пристроено здание духовного училища с квартирами для преподавателей. Для строительства нового здания и была разобрана недостроенная и обветшавшая Гефсимания. Классы и комнаты для учеников устроили в трапезной. Училище просуществовало до 1918 г., а потом в его стенах разместился музей, о чем свидетельствует старая мемориальная доска и надпись над входом. Сейчас там находится картинная галерея.

В советское время в Горицком монастыре был создан краеведческий музей, один из первых в республике – он был основан в 1919 г. Руководителем музея стал Михаил Иванович Смирнов (1868-1949), проработавший здесь вплоть до своего ареста в 1930 г. М.И.Смирнов – автор очень интересной монографии по истории Переславля-Залесского, издание которой ему не суждено было увидеть. Вернувшись из ссылки, Смирнов работал в Загорске (Сергиевом Посаде).

В 1963 г. в музей был передан бюст основателя города, князя Юрия Долгорукого. Сейчас этот памятник встречает туристов недалеко от входа в монастырь. В 1960-х гг. сюда же были перевезены две деревянных часовни – из деревень Фонинское и Старово Переславского района. Такие часовни были «обыденными», то есть чаще всего сооружались за один день силами крестьян или странствующих плотников на деньги, собранные «миром». Внутри часовни из деревни Фонинское видны деревянные фигуры Христа и святых, выполненные с большим искусством.

Сейчас в Горицком монастыре Переславля по-прежнему остается музей. Зимой Успенский собор закрыт для осмотра в целях сохранности интерьеров; нет в зимнее время входа и на колокольню.

В 1382 году Переславль, а вместе с ним и монастырь разорили отряды хана Тохтамыша. От древних деревянных построек нечего не сохранилось. Однако довольно скоро монастырь был восстановлен женой великого князя Дмитрия Донского — Евдокией, приехавшей незадолго перед разорением на богомолье. Евдокия и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом. В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392 году восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать Крестный Ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.

В Горицком монастыре был рукоположен преподобный Даниил, основатель Свято-Троицкого Данилова монастыря. Он прожил в Горицком монастыре 30 лет, с 1495 по 1525 год. В монастырь к нему стекалось множество паломников. Великий князь Василий III пригласил Даниила в крестные к своему сыну Иоанну — будущему царю Иоанну Грозному. Сам монастырь нередко посещали цари и их семьи, и в ризнице собралось немало царских даров.

В 1744 году была основана Переславская епархия, в которую вошли множество сел и городов, а также около шестисот церквей и двадцать пять монастырей. Успенский Горицкий монастырь стал кафедральным. Здесь должна была разместиться резиденция архиепископа. Именно это событие спровоцировало большие изменения в облике монастыря: руководители епархии решили построить более высокие и красивые здания на месте древних. В это время были разобраны главный собор, звонница, а также несколько других строений, упоминания о которых сохранились лишь в монастырских летописях. Во второй половине семнадцатого века с юга и юго-запада монастырь был обнесён новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника. Святые врата с надвратной Никольской церквью — образец соединения двух соседствующих по времени стилей: узорочья и московского барокко. Подлинными шедевром творчества семнадцатого века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание.

В 50-е годы XVIII века в Горицах, где размещался монастырь, вовсю кипела работа. Проект был грандиозным, строительство затянулось на долгие годы, несмотря на то, что иногда оно велось даже ночью при свете факелов и свечей. Планы архитекторов и строителей так и не были воплощены в жизнь: в 1788 году Переславская епархия прекратила свое существование.

После упразднения епархии священнослужители покинули монастырь, а вместе с этим прекратилось и строительство, опустели палаты и храмы, часть колоколов увезли в Петербург, а богатую ризницу отправили в Москву. Церковные службы в Успенском соборе стали проходить только летом по случаю праздников, а пустующие помещения некогда величественного монастыря постепенно разрушались. Лишь в 1881 году в бывшем монастыре разместили духовное училище.

Только после революции на сооружения древней обители обратили должное внимание. В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей - один из первых музеев, созданных в молодом Советском государстве. При этом всем сохранившимся на территории монастыря зданиям вернули должный вид. Сейчас комплекс зданий, расположенных на территории Горицкого Успенского монастыря, принадлежит Переславль-Залесскому государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику.

В 2012 году Правительство Ярославской области приняло решение о передаче храмов монастыря Ярославской епархии Русской Православной Церкви. В настоящее время Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и Горицкое архиерейское монастырское подворье ведут совместную работу по передаче храмов.

Успенский Горицкий монастырь - бывший православный монастырь в городе Переславле-Залесском, упразднённый в 1744 году. На территории монастыря расположен Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

История монастыря

Монастырь основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите.

В средние века монастырь владел многочисленными сёлами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие (подробнее см. здесь).

К сожалению, исторические сведения об этом монастыре весьма кратки, отрывочны и неясны, так как архив монастыря не сохранился, и все сведения о нем получаются из разных побочных источников. Вот те сведения, какие имеются о монастыре:

Время основания Успенского Горицкого Богородицкого мужского монастыря относится к 1362 году. Вскоре в нем был пострижен святой Дмитрий Прилуцкий, оставивший монастырь в 1371 году. В XV веке в нем жил и был игуменом (с 1470 до 1500 год) святой Даниил, основавший, тут же в Переславле, Троицкий Данилов монастырь (в 1508 году), куда и перешел из Горицкого монастыря. Дальнейшая судьба последнего в XVI и XVII столетиях неизвестна. В 1744 г. он упразднен и отдан для помещения архиерейского дома вновь учрежденной Переславской епархии, которая была упразднена в 1788 году.

За время пребывания в нем архиереев известны следующие постройки: Собор Успения Пресвятой Богородицы и Гефсимания, между 1753-1761 годом; колокольня с церковью Богоявления 1768-1777 г.; в это же время (вместо древних) построена часть ограды и башни вновь; эти позднейшие части начинаются от колокольни, затем идут по северной стороне и частью по западной; архитектура их ясно отличается от древних, как видно в натуре.

Закрытие и упразднение монастыря

В 1744 году переславский Успенский Горицкий монастырь был закрыт и превращён в усадьбу переславского епископа. Современники хорошо понимали это состояние бывшего монастыря. В 1802 году переславский чиновник Пётр Плишкин пишет, что «Горицким монастырём именовался до 1744 года, то есть до учреждения Переславской епархии».

В 1788 году Переславская епархия закрыта и архиерейский дом упразднён.

В «Описании монастырей, в Российской Империи находящихся» (1817) упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». А двадцать лет спустя этого монастыря уже не было в книге (издание 1834 года).

В 1904 году внутренность монастыря представляла грустную картину запустения: громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены.

Древнейшими постройками монастыря, несомненно существовавшими в XVII веке, остаются только двое ворот, из коих одни «Святые»; южная ограда с одной башней и, можно прибавить, еще церковь Всех Святых (почти утратившая древний вид вследствие позднейших пристроек). «Святые Ворота» с церковью святого Николая представляют один из выдающихся образцов древнерусской архитектуры и потому неоднократно изображались и описывались в различных изданиях; из них наиболее ценными представляются чертежи, помещенные в издании Ф. Рихтера, где можно видеть все подробности обработки. Год построения «Ворот» неизвестен, но указывается многими исследователями в периоде XVII века.

После революции в 1919 году в монастырь переведён Переславский музей-заповедник.

Современный облик бывшего монастыря

Строения бывшего Горицкого монастыря

  • Успенский собор (1750-е годы), ныне экспозиция и хранилище,
  • церковь Богоявления с колокольней (XVIII век), ныне методический отдел,
  • церковь Всех Святых с Трапезной палатой (конец XVII века), ныне экспозиция и хранилище,
  • церковь Николая Чудотворца (XVII-XVIII века), ныне действующий храм, проводятся Богослужения
  • церковь Гефсимания (разобрана на кирпич для духовного училища, в музее в качестве одного из экспонатов хранится колонна бывшего храма),
  • святые ворота и палата привратника, ныне туристический отдел,
  • крепостные стены и башни (XVII-XVIII века), ныне хранилища.

Строения бывшего духовного училища

  • здание духовного училища (XIX век), ныне картинная галерея,
  • баня (XIX век), ныне здание администрации,
  • звонница (XIX век), ныне смотровая площадка.

Из других мест привезены или построены

  • часовня Покрова из деревни Старово (XIX век), ныне касса,
  • часовня святого Георгия из деревни Фонинское (конец XIX века),
  • бюст Юрия Долгорукого работы скульптора С. М. Орлова - погрудное повторение памятника на Тверской площади в Москве (1963 год).

Монастырский некрополь

  • На территории монастыря похоронен академик живописи Д. Н. Кардовский (1866-1943)

Монастыри и храмы привлекали внимание туристов во все времена. Старинная архитектура, своеобразный жизненный уклад, уникальный иконостас, все это интересует людей. Для кого-то это возможность удовлетворить свое любопытство, для других - шанс узнать другую сторону жизни и, возможно, сделать определенные выводы. Успенский Горицкий монастырь - это интереснейший памятник, который стоит посетить всем. Почему именно памятник? Потому что на сегодняшний день он отдан музею, монахини проживают на небольшой территории, все остальные помещения комплекса свободно посещаются туристами.

Знаменитость среди туристов

Действительно, здесь стоит побывать хотя бы один раз. Успенский Горицкий монастырь является самым знаменитым в Переславле-Залесском. Практически все сооружения относятся к XVII-XIX векам. Самые древние на сегодняшний день нуждаются в реставрации, но остаются прекрасными. Особенно интересен главный храм монастыря - собор Успения Богородицы. Старинный и удивительный, он сотни лет стоит и взирает на происходящее вокруг. Успенский Горицкий монастырь украшает иконостас, который был создан еще в 1750 году. Грандиозный, резной, он до сих пор удивляет туристов своим величием. Многие отмечают, что он мог бы украсить и московские храмы.

История великого монастыря

Успенский Горицкий монастырь был основан в самом начале XIV века. Причем этот храм Успения не с самого начала был наречен Горицким. Уже позднее это название было добавлено ему из-за того, что его построили на холме. Сначала все церкви были деревянными, и от них на сегодняшний день не сохранилось совершенно ничего. Удивительно, сколько лет это намоленное место было обителью монахов, которые возносили благодарность Господу.

Однако лихие времена не пощадили Успенский Горицкий монастырь. История его, как и многих других древних храмов на Руси, включает темные страницы полного уничтожения. Так, в 1382 году войско Тохтамыша полностью разрушило Переславль, а с ним и монастырь. Однако он не канул в Лету. Именно в это время, непосредственно перед вторжением, на богомоление в святую обитель приехала княгиня. Она сумела спастись от татар, уплыв по реке на плоту.

Чудесное спасение не оставил без внимания ее муж, Дмитрий Донской. Уже в 1392 году он полностью восстановил Горицкий Успенский сделав это на свои средства. Но ни одно здание, созданное в ту пору, не дошло до наших дней. Все они были уничтожены набегами, пожарами, а также временем. Однако монахи не покидали его, раз за разом отстраивая свою тихую обитель.

От создания до наших дней

Переславский Горицкий Успенский монастырь существовал настолько долго, что летопись о нем имеет значительные пробелы. Доподлинно известно, что в таком виде, в котором мы его знаем сегодня, он строился в XVII-XVIII веках. Что происходило с ним в период с XIV века, как жили монахи, почему обитель пришлось полностью перестраивать - неизвестно, об этом можно только догадываться. Однако мы знаем, что и дальше судьба монастыря была достаточно сложной. Это ясно уже исходя из того факта, что он не функционирует уже несколько столетий.

В современной истории фигурирует уже Горицкий Успенский Переславле-Залесском, хотя изначально он был исключительно мужским. Монахиням выпала тяжелая ноша: уже в 1744 году их тихая обитель была упразднена. Службы в ней прекратились, а сама она была передана епархии. Однако скоро ее ждала такая же участь: епархию упразднили.

Заброшенный, но не забытый

Горицкий Успенский долго представлял собой довольно жалкое зрелище. Еще великолепный и торжественный, он был полностью заброшен. Стены ветшали и разрушались без присмотра, территория зарастала травой, вандалы засыпали ее мусором. Лишь к концу XX столетия о нем снова вспомнили и разместили в одном из зданий духовное училище.

Постепенно Горицкий Успенский монастырь начали приводить в порядок. Однако его ждало новое испытание: его отдали под музей-заповедник. При этом, что удивительно, монахини не оставляли свою обитель на протяжении всех этих сложных времен. И сегодня они пытаются восстановить старинный монастырь. Хотя монахинь на территории проживает не так и много, и поддерживать в порядке огромную территорию им непросто.

Дорога к монастырю

Если вы собираетесь в поездку по историческим местам нашей Родины, обязательно посетите и Успенский Горицкий монастырь. Как добраться, мы сейчас вам расскажем. Расположен он по адресу: Музейный переулок, 4. Если вы заезжаете со стороны Москвы, то при въезде в город, уже сможете увидеть стены и купола церквей (с левой стороны). Если вы гостите в Переславле-Залесском и хотите посетить тихую обитель, то можете воспользоваться общественным транспортом. Наиболее удобным для вас будет рейсовый автобус № 1 (остановка так и называется - «Музей»). На подъезде к монастырю вы издалека увидите стены. У них обязательно оглянитесь вокруг. Теперь действительно ощущается, что храм расположен на холме, с которого открываются прекрасные виды на Переславль. Вход на территорию монастыря, а ныне музея, обойдется в 250 рублей (если хотите посетить все экспозиции).

Стены монастыря

Именно их мы видим издалека, только подъезжая к храму. Рассматривая Успенский Горицкий монастырь (фото мы привели в статье), можно заметить, что, несмотря на прошедшие века, стены обители еще достаточно крепкие. Однако историки сразу скажут вам, что достраивались они уже в более поздние времена, скорее всего, в XVIII веке. Это видно по тому, что они совсем невысокие, а значит, не выполняли оборонительную функцию. Бойницы никогда не использовались по назначению, а в некоторых местах стен и вовсе нет.

Успенский собор

Это главная достопримечательность, которой славится Горицкий Успенский монастырь. Переславль-Залесскиий является хранителем настоящего чуда: немногие города Золотого кольца России могут похвастаться таким роскошным памятником архитектуры, хотя он и не действует уже более 200 лет, а сегодня принадлежит музею.

Итак, Успенский собор. Построен он был в 1750 году и существует до сих пор в первозданном виде. Даже если вы далеки от религии, вам здесь очень понравится. Собор венчает пять небольших изящных главков. Внутри стены богато украшены лепниной и потрясающей росписью в стиле барокко.

Иконостас - это главная святыня и достопримечательность. Создан он был одновременно с храмом и на сегодняшний день нуждается во внимании. Многоярусная, золоченая конструкция представляет собой пять рядов икон, которые поднимаются от пола возле алтаря до основания главного свода. Барочные колонны, фигуры святых и растительный орнамент завершают потрясающий интерьер. На сегодняшний день главной задачей является сохранить эту красоту для потомков, поэтому открывается храм только летом.

Не забудьте посетить

Церковь Богоявления - это еще одно интереснейшее здание. Она совсем небольшая, старинная, строилась еще в 1768 году. Собственно, внимание туристов больше привлекает не само это сооружение, а четырехъярусная колокольня, на нижнем этаже которой и расположена церквушка. Сама же колокольня просто потрясающая, когда находишься здесь, очень жалеешь, что ее звон не разносился по окрестностям уже сотни лет. Не пожалейте времени и поднимитесь на смотровую площадку. Отсюда открывается захватывающий вид на и сам город. Однако помните, что на колокольню пропускают только в теплое время года.

Церковь всех святых

Это здание построено также во второй половине XVII века. Находится оно рядом с Успенским собором и видно издалека, так как высоко поднимается над стенами монастыря. Культовое сооружение увенчано пятью небольшими главками. Когда на территории монастыря открылось духовное училище, оно было вплотную пристроено к стенам церкви. При этом сама она сама подверглась полной реконструкции и стала выполнять функцию домового храма. Сложно сказать, сохранилась ли она в первозданном виде, потому как чертежей не осталось.

Остальные достопримечательности

Прогулка по территории храма может занять целый день, так что лучше запаситесь временем. В северной стене расположена небольшая звонница, которая была построена во второй половине XIX века. Само по себе здание не слишком примечательное, однако со второго его яруса открываются прекрасные виды на город.

Очень красива церковь Николая Чудотворца. Она расположена над Святыми воротами, а основана во второй половине XVIII века, построена в стиле Уже почти 300 лет богослужения здесь не проводятся, сейчас там расположена одна из экспозиций музея.

Фруктовый сад на берегу искусственного озера - это не просто красота. Здесь очень приятно погулять в жаркие дни. Создано это озеро было для того, чтобы обеспечить храм водой на случай пожара. Вода в него поступает по трубам из соседнего водоема. Такой вот интересный опыт, который сделал возможным выращивание прекрасного сада. Судя по отзывам, он сегодня не слишком ухоженный, и это несколько уменьшает его очарование.

Деревянные часовни на территории монастыря являются сравнительно молодыми постройками. Жители окрестных районов сами собирали деньги на них, а также принимали участие в строительстве. На сегодняшний день одна из них служит кассой музея.

Практически все туристы упоминают в своих отзывах Проездные ворота в восточной стене монастыря. Это настоящий шедевр русского зодчества, который наверняка не оставит вас равнодушным. Сравнительно невысокие, они все равно притягивают взоры гостей. Обратите внимание на овальную нишу над воротами - там находится уникальная фреска. Она сохранилась очень хорошо.

Вместо заключения

Судя по отзывам, монастырь до сих пор является очень красивым и представительным. Однако большой наплыв туристов и отсутствие ухода за памятником старины со стороны работников музея приводит к тому, что здание ветшает. Многие высказывают сожаление, что обитель не возвращена полностью монахиням. Действующий монастырь получает пожертвования, которые идут на его содержание, а сегодня музей взимает плату за посещение святыни и не заботится о сохранении комплекса для потомков. Но, несмотря на сложные времена, он остается очень интересным и привлекательным, так что многие настоятельно рекомендует посетить его.

Loading...Loading...