Верую помоги моему неверию евангелие. Верую, господи, помоги моему неверию

«Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога» Деян. 3:3-8.

В данном отрывке Священного Писания мы прочли о том, как произошло чудо Божье. В Евангелии от Марка можно найти историю о том, как один отец привел к ученикам Иисуса своего сына, с детства одержимого немым духом, чтобы те помогли ему. Но ученики ничего не смогли сделать. Тогда отец пришел ко Христу, и Иисус сказал ему: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» Мар. 9:23 . Отец отрока тотчас воскликнул со слезами: «верую, Господи!» , и далее последовала еще одна его фраза: « помоги моему неверию» Мар. 9:24 . Несмотря на то, что отец отрока ответил Господу весьма странно: с одной стороны – «верую» , а с другой стороны – « помоги моему неверию» , тем не менее чудо Божье совершилось и в этом случае.

Эти два места из Библии имеют между собой некую связь. И суть вот в чем: и в одной, и в другой ситуации люди получили ответ, получили переживание действия любви Иисуса Христа. Произошло Божье чудо, и нужда разрешилась.

А какое представление о вере имеем мы? В евангельском мире, в евангельских церквах учат о том, что вера должна быть серьезная, основательная, очень твердая, так как: «без веры угодить Богу невозможно» Евр. 11:6 . Мы часто слышали такое понятие, как: «мужи веры» , и представляли, как крепкие седовласые мужи, закаленные в вере, передвигают горы. Ведь Слово Божье говорит: «и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» Мф. 21:22 .

Человек имеет образное мышление и когда слышит подобные вещи, то в его сознании возникают различные образы. Например, многие считают, что библейский герой Самсон имел атлетическое телосложение, хотя Библия ничего об этом не говорит. Его сила заключалась вовсе не в мышцах. Но когда речь идет о силе, в нашем сознании неизбежно рисуется картина крепкого атлета с большими мышцами. А если человеку подвластно изменение ландшафта, где горы передвигаются, деревья засыхают, море раздвигается, то это вообще – «суперлюди».

Поэтому, когда мы читаем о вере нечто подобное, то мы и представляем себе таких мудрых, сильных верующих, которые прямо «горят». Они приходят, повелевают стихиям, запрещают и так далее. Наше воображение рисует, что хороший верующий – это такой человек, который никогда ни в чем не сомневаются, не грешит и всегда поступает правильно. Может быть именно так и выглядит вера Божья? Бог же всемогущий, а значит и слуги Божьи всемогущие и какие-то особенные.

Если это действительно так, то каждый человек, хорошо зная себя, зная все свои недостатки, немощи, может сделать вывод, что ему очень и очень далеко до хорошего и сильного верующего. Но это не так. Бог принимает нас такими, какими мы являемся. В Слове Божьем Господь открывает нам жизни многих Своих верных слуг. Все они были разными и каждый из них имел свои недостатки. Да, они совершали чудеса, сила Божья являлась через них, но на самом деле, в жизни они были обычными людьми, как и мы с вами.

В Священном Писании говорится: Иак. 5:17 . Пророк Илия, через которого Бог совершал великие чудеса, был подобен нам. То есть, он был подобен каждому, который читает Библию. Любой человек, который откроет Писание, поймет, что это говорится о нем лично. Ведь, посмотрев внимательно на жизнь Илии, мы видим, что он, действительно такой, как и мы. Он полон страха, бежит, прячется, и сомневается, и смерти у Бога просит. Но, при всех его недостатках и несовершенстве, он повелевает небу закрыться и три с половиной года на земле нет дождя. Затем повелевает пойти дождю и начинается дождь. Чудеса, однозначно, происходят через его жизнь, но, при этом, он не похож на такого, наполненного силой и уверенного героя веры. Он, действительно: « человек, подобный нам» и Бог действует в его жизни.

Писание говорит о людях, что все мы обложены немощами и несовершенны. Кто же тогда такие эти – «мужи веры»? И что представляет собой призыв, повелевающий иметь веру Божью? Ранее, мы обратили внимание на одну историю из Евангелия от Марка, в которой отец имел проблемы с сыном. Когда он пришел ко Христу, то Иисус сказал ему: «если сколько-нибудь можешь веровать » . Господь не потребовал от него много, лишь самую малость. И этот человек воскликнул со слезами: «верую, Господи!» , и сразу же: «помоги моему неверию» Мар. 9:24 . После чего происходит удивительное чудо, сын этого человека получает полное освобождение.

Там, где в Писании говорится о вере, при помощи которой можно горы переставлять, какое требование предъявляется к этой самой вере? Написано: « если вы будете иметь веру с горчичное зерно » Мф. 17:20 . А что представляет из себя горчичное зерно? Это самое маленькое по величине зерно из всех остальных. Иными словами, имея лишь самую малую частицу веры, можно горы переставлять. Оказывается, что Божья вера – это вовсе не то, что мы рисуем себе в голове. Вовсе не обязательно быть таким «героем» и примером для всех. Илия был подобен нам с вами, и Бог действовал через него.

Вера – это, когда ты имеешь в себе нечто совсем маленькое, и ты это маленькое высвобождаешь . Но есть и то, что мешает нам высвободить это, мешает водительству Божьему, которое имеет каждый из нас, так как Бог коснулся каждого и объединил нас в одно Тело Христово. Нам мешает высвободить это малое, нечто очень огромное, а именно: наше «я», наша плоть. Плоть рождает сомнения в разуме человека: стоит ли свидетельствовать, стоит ли молиться, что скажут люди, как отреагируют знакомые…?! Мысли обрушиваются на нас, рождая сомнения в наших сердцах. Именно плоть сдерживает человека Божьего, являясь мощным и сильным оружием против духа. Но ведь спасение , от начала и до конца – это дело только Самого Бога, и человек к нему вообще не имеет никакого отношения. Сомневаемся мы или нет – Бог спасает!

То же касается и исцеления. Какое отношение любой из нас может иметь к исцелению? Вообще никакого, потому что исцеляет Бог! И Он Своей славы людям не дает: «Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному » Ис. 42:8 . И вот, этот несчастный отец, имеющий нужду, придя к Иисусу за помощью для своего сына, исповедует свою немощь, но при этом, в этой немощи он обращается к Самому Христу. Потому, что Тот, Кто производит чудо – это не человек, это – Господь Иисус! Через малое Бог силен сделать великое.

Теперь обратите внимание на тот отрывок Священного Писания, который мы сегодня взяли за основу. Это место в Библии, где Петр и Иоанн в час молитвы идут в храм, обычно, в церквах приводится, как показатель «великой» веры у Апостолов: « что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» . Нам неоднократно доводилось слышать о том, что Петр и Иоанн имели «огромную» веру, поэтому взяли хромого за руку, поставили на ноги и тот пошел.

Бог использует то малое, что мы имеем и производит великое. А это малое имеем все мы. Мы часто слышим побуждение в сердце от Духа Святого: «Скажи, сделай, помолись!» И все это простое. Но, в это же время приходит и нечто гигантское, плотское: «А что скажут? А вдруг нет? А что подумают? Замолчи! Не делай!» И вот в этом мы имеем поразительное сходство с человеком, который сказал: « верую, Господи! помоги моему неверию» , соверши Господи! Если хоть сколько-нибудь можете верить – верьте. Бог будет использовать это горчичное зерно.

И через эту Работу будет прославлено не твое, но Божье имя. Когда хромой вскочил на ноги, народ увидел это, и все сбежались к Петру и Иоанну в изумлении, но: «Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его» Деян. 3:12-13 . Петр стал объяснять людям, что не человек это сделал, а имя Христа поставило хромого перед всеми здоровым.

Какая слава Богу будет от того, что какой-то «муж веры» изменил ландшафт местности, передвинув пару гор? Человек не способен даже на локоть рост себе прибавить не то, что слепому открыть глаза, или хромому восстановить ноги. Мы сами не в состоянии спасти своего ближнего, чтобы его жизнь полностью изменилась в лучшую сторону. Для этого необходимо Божье чудо. Сердце человеческое в руках Бога. Можешь сколько-нибудь, имеешь побуждение – верь!

С этой стороны все Писание смотрится по-другому. Все герои веры, жизнь которых описана в Библии – это были люди, подобные нам, со всех сторон обложенные немощами, как и все мы. Но при этом сила Божья являлась через них. Очень важно понять, что мы не говорим здесь о том, что: «Живи, как хочешь и Бог будет через тебя прославляться» . Нет! Мы говорим о смиренности сердца: «Господи! Мы – ничто, но Ты – все!» Если ты имеешь откровение или побуждение делать – делай. Твое малое горчичное зерно Бог будет использовать, чтобы растопить большие айсберги непонимания и разрушить громадные горы человеческих твердынь.

Это и есть вера Божья, которая исходит не от нас, не от нашего разума. Каждый из нас – это лишь драгоценный сосуд в руках Божьих. Доверяйте наполнению: Божьему водительству, Его Слову, которое живет в нас. Чтобы исполнить волю Божью необходимо быть послушным Господу и исполнять не то, что тебе хочется, а то, чего от тебя ожидает Господь.

Бог не создал нас способными летать или ходить по воде. Поэтому, когда Петр пошел по воде, то начал тонуть. Хождение человека по воде не является проектом Бога. А как часто это место из Библии преподносится в том плане, что Петр – это герой веры, который идет по воде. Это не так. На самом деле мы очень часто просим Бога о каких-либо глупых, не имеющих смысла вещах. И, даже, видя нашу глупость, Он, как любящий Бог, желая научить нас, позволяет нам делать многие вещи. Разве не так? Сколько глупостей мы делаем ежедневно?! И Бог позволяет. Так и Петр изъявил желание ходить по воде. Пару шагов сделал и начал тонуть. Иисус больше ни о чем не спрашивал Петра, а просто взял и поставил его в лодку, где тот ранее находился и где должен был находиться. Воду Петр должен был преодолевать в лодке. Лодка является образом Ноева ковчега, образом Церкви, где мы все вместе находимся в одном Теле. Только в этом «ковчеге» мы сможем добраться до точки нашего назначения. Иисус отнюдь не ободрял Петра, а упрекнул его, что он усомнился в том, что его место в лодке, решив, что сможет сам ходить по воде. Господь вернул его в лодку: «Здесь твое место, человек» .

Тот, Кто может ходить по воде, Кто может исцелить калеку, изменить жизнь человека – это Господь Иисус. Не я, не ты, не все мы вместе взятые. Действует Иисус, Который и бури останавливает, и ветрам повелевает, и спасение осуществляет, и славы Своей людям не дает. «Илия был человек, подобный нам» , но помолился и затворилось небо, снова помолился и отворилось небо. По его молитве и огонь сходил с неба. Он не был всесильным, но, как и любой из нас, он был немощным, поэтому Господь действовал в его жизни.

Апостол Павел делится своим свидетельством: «Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» 2 Кор. 12:9 .

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

13 августа, в предпразднство Происхождения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня, протоиерей Андрей Копейкин совершил Божественную литургию в храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. По окончании богослужения батюшка поздравил верующих с наступлением Успенского поста:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня последний день в нашей подготовке к Успенскому посту, который считается одним из самых строгих. Ведь только твердая вера в Бога позволяет человеку пройти жизненный путь, не заблудившись в темени грехов. Свет Божий верующих людей озаряет и указывает истинную дорогу ко спасению души через разные препятствия: скорби и радости, болезни и искушения. Чтобы все это пройти, необходимо верить во Христа и не отступать ни на шаг от заповедей Спасителя. Для этого мы и должны встать на путь покаяния, как это сделал отец бесноватого юноши, о котором сегодня повествует Евангельское чтение. Апостол Матфей говорит, что к Спасителю подошел человек, который начал просить об исцелении своего сына. Отец сказал: «Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду» (Мф. 17, 15). Даже апостолы не могли изгнать нечистого духа. И вот у мужчины осталась последняя надежда только на Христа. Апостол Марк более подробно освещает данный момент встречи человека с Господом. Отец много страдал и очень сильно переживал за своего бесноватого сына, но в нем не хватало веры. Поэтому Господь и говорит: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9, 23). В этих словах заключается главное условие нашего спасения — мы должны хотя бы с горчичное зерно иметь веру в Бога, как отмечено в Евангелии от апостола Матфея. Самый важный момент во всей этой истории с бесноватым юношей наступает тогда, когда отец проникся словами Господа о силе веры и воскликнул со слезами, раскаиваясь в своем маловерии: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9, 24). Только после этих слов Христос исцеляет бесноватого отрока. Если бы мы имели такой же порыв глубокой веры, как этот несчастный отец, то в нашей душе тоже произошли бы коренные изменения и мы совсем другими глазами увидели бы нашу реальность. «Верую, Господи! помоги моему неверию», — слова, которые грешная наша сущность взывает к Божиему милосердию. Мы немощны и слабы, мы понимаем, что в нас мало веры и стремления обрести Божию благодать, и от этой безысходности мы просим Господа помочь избавиться от одержимости грехом, чтобы прозреть и уверовать в Бога с еще большей силой. Поэтому Святая Церковь перед началом Успенского поста напоминает нам о нашем маловерии. В прошлое воскресенье мы слушали Евангельское повествование о том, как апостол Петр пошел по воде к Спасителю, но он усомнился в вере и начал тонуть. И сегодня в Евангельском чтении мы слышали, как апостолы не могли понять, почему им не удалось изгнать беса из отрока. Христос сказал: «По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 20).

На этих Евангельских примерах мы, дорогие братья и сестры, учимся понимать, какую мощь имеют сила молитвы и сила веры во Христа. Ведь снискав Божественную благодать, человек сможет пройти различные испытания. Поэтому любой пост — это не только воздержание в пище, но и великая брань со своими грехами. Пусть же Успенский пост послужит всем нам для нашего спасения! Храни вас Господь и Матерь Божия! Аминь».

Такова сила веры, что восхваляют ее даже те, кто отказывается ей служить. Истинно по заслугам восхваляется вера, без которой никакое доброе дело не начинается и не совершается. Как написано: Без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11:6) .

Проповеди.

Свт. Григорий Палама

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию

Отец же оного отрока, как только услышал, что за его верою последует исцеление его сына, со слезами сказал: «Верую Господи, помози моему неверию» . Видите ли: прекрасное преуспеяние нрава сего человека? – Он не только уверовал в возможность исцеления отрока, но и – в то, что если Господь захочет, Он может превозмочь и его неверие.

Омилия 12. В Неделю четвертую Святой Четыредесятницы.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию

Прп. Иоанн Кассиан

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию

Чувствуя сам в себе, что вера его размывается волнами неверия, грозящими разбить его корабль о скалы (ср. 1 Тим. 1:19), он с мольбою просит Господа помочь его вере: Верую, Господи! помоги моему неверию ! Точно так же мужи евангельские и апостольские понимали, что все блага становятся совершенными только при помощи Божией, и, не полагаясь на то, что веру свою могли сохранить неповрежденной своими собственными силами или своей собственной свободной волей, молили Господа либо о помощи в вере, либо о ее даровании (ср. Лк. 17:5).

Собеседования.

Прп. Нил Синайский

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию

Говоришь, что диавол и против воли твоей возбуждает в тебе неверие к Богу. Но ты не бойся неверия, злокозненно влагаемого; напротив того, смело откройся великому Врачу Христу, взывая Ему: «верую» Владыка, «помози моему неверию» (Мф. 9:24) , и получишь исцеление.

Письма на разные темы. Софронию.

Блж. Августин

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию

В чем смысл слов Господа: Когда Сын Человеческий придет, найдет ли Он веру на земле (Лк. 18:8) ? Он сказал это о вере совершенной - такую веру редко встретишь на земле. Тем не менее Церковь Господа полна ее: кто бы пошел в нее, если бы в ней не было веры? Кто не сдвинет горы, если вера полна (ср. Мф. 17:20 , 21:21)? Взгляните на самих апостолов: не оставили бы они все, что у них было, не попрали бы надежды века, не пошли бы за Господом, если бы вера их не была велика. И все же, если бы полна была у них вера, не сказали бы Господу: Умножь в нас веру (Лк. 17:5) . Обрати внимание и на то и на другое: на веру и на несовершенство ее. Когда отец приводит для исцеления сына, одержимого злым бесом, Господь спрашивает его, верит ли он, на что отец отвечает: Верую, Господи! помоги моему неверию. Вера проявляет себя, когда он говорит: Верую, Господи ; несовершенная вера - когда говорит: …помоги моему неверию (ср.

«Верую, Господи! Помоги моему неверию.» (Марка9,24)

Один из духовных законов советует. Никогда не переходить пределов своих духовных возможностей. Но мною замечено, что у нас иногда появляется дерзновение, желание, а порой и необходимость переступить эту границу.

Однажды Пётр, видя, как Иисус идёт по морю, тоже дерзнул пойти по воде на встречу Иисусу. Господь позволил ему, но как только Пётр отвёл свой взор от Христа, он стал утопать и звать на помощь Иисуса. (Матф.14,25-32.) Вопрос заключается вот в чём; производит ли это желание и дерзновение (перейти предел своих духовных возможностей) Дух Святой? Возьмём в пример Петра. Дерзновение его оправданно Господом. (Думаю, в данный момент Пётр перешёл границу своих духовных возможностей).

О каких пределах, духовных возможностей идёт речь?

Ученики Иисуса взялись исцелить юношу, изгнать из него нечистого духа, но не смогли, этого сделать. (Мар.9,17-18) Бывает ли в нашей духовной практике нечто подобное? Как я заметил довольно часто, особенно, по отношению к своим личным проблемам.

Молясь о своих проблемах, мы верующие, как показывает практика, не всегда получаем желаемый результат (не хватает веры). И тогда человек отчаивается и прибегает к другим методам, чтобы достигнуть своей цели, преодолеть препятствие, и обезопасить себя. Потерпев неудачу в вере, в молитве, мы уже порой не молимся о некоторыхпроблемах.

Я вспоминаю своё детство, своего дядю. Он привозил сено домой, выгружал его из машины, разваливал. И часто, в это самое время надвигался дождь, грозя промочить сухое сено. Он же молился. Соседи, видевшие эту картину, смеялись. А мы в это время скирдовали сено. Ипроисходило чудо. Либо дождь проходил стороной. Либо совершенно утихал ветер и давал нам возможность закончить работу. Смеявшиеся, видя явное чудо, полагали руки на свои уста и оставались в стыде.

Но если мы терпим неудачу, как ученики Христа в исцелении юноши или Пётр в хождении по воде, то мы уже боимся повторить какой-либо подобный опыт. А когда есть страх, враг наш быстро берёт это на своё вооружение и доводит верующих до состояния совершенного неверия и не доверия Богу. При наших скорбях, когда отчаяние доходит до предела, нам не остаётся ничего иного, как сказать Господу со слезами: «Верую Господи! Помоги моему неверию.» (Марка.9,24)

Господь помог этому человеку в его неверии - исцелил сына. Но угодно ли такое состояние Богу? Я думаю нет. Дух Святой желает, чтобы мы имели твёрдую веру и упование на Бога. И если имея дерзновение в молитве, мы терпим неудачу и не получаем желаемого, то, я думаю, мы не должны отчаиваться. Да, это недостаток нашей веры, мудрости, опыта, мы переходим предел своих духовных возможностей. Что крайне не желательно, но тем не менее мы должны, и я в этом уверен, продолжать верить. Это очень важно: продолжать верить, исследовать свой опыт на основании Слова Божьего, находить ошибки, учиться от Духа Святого и идти дальше путём веры, получая откровение от Господа в ответ на свои молитвы.

Было время. Пётр тонул и кричал: «Господи помоги!» Но затем он стал камнем, на котором Господь основал Свою Церковь. Его ошибка была в том, что он отвёл свой взор от Христа, и направил свой взгляд на бушующее море. Когда мы внимательны к голосу Духа Святого, наш взгляд направлен на Христа и Бог силен подержать нас в вере.

Немного коснёмся практических советов. Господь начальник и совершитель веры. (Ев.12,2.) Дар веры - это дар Святого Духа. Я заметил, что Богу не угодна наша пассивность в вере. Поэтому иногда Господь поощряет нас молиться о том, что переходит пределы наших духовных возможностей, на что у нас совершенно нет веры. И это не просто наше желание, но так диктуют обстоятельства, нам порой некуда деваться, а Господь говорит; если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. (Мар.9,23.) Не бойся, только веруй. (Мар.5,36.) В этих обстоятельствах не стыдно сказать: «Верую Господи! Помоги моему неверию.» (Марка.9,24)

Если Дух Святой производит в нас желание и даёт нам дерзновение молиться о невозможном для нас. То мы должны в этом случае просить Бога о том, чтобы Он дал нам и дар веры. Если Иисус - начальник и совершитель веры, то мы должны просить Его о том, чтобы Он совершил в наших сердцах веру. Чтобы, взирая на Него (начальника и совершителя веры), не отводить своего взора. Держаться крепко за рясу Христа. В таких случаях моя бабушка молилась: «Господи не отпущусь от Тебя.»

Бог не желает, чтобы мы оставались младенцами в вере. Орёл берёт своих птенцов на свои крылья. Высоко поднимает их в небо. А затем сбрасывает со спины. Они камнем летят к земле. Онподхватывает их у самой земли, подставляя свою спину. И так до тех пор, пока орлята не научаться красиво парить в воздухе.

Наша вера, иногда, не имеет твёрдости от не понимания того, что же происходит в моей жизни. Но, продолжая верить и уповать на Бога, мы получает это знание. И отныне, получив это знание, знаем, что нам следует делать и в чём должно заключаться наше упование.

Недостаток веры восполняется тогда, когда мы продолжаем искать Бога, через познания Его, посредством Слова Божьего.

Церковь «Побуждение» г.Челябинск.Валерий Антюфеев.

Неделя преподобного Иоанна Лествичника. Вся предстоящая седмица посвящена воспоминаю этого удивительного угодника Божия и мыслям о спасении человеческой души, которые преподобный Иоанн изложил в своей книги и назвал её «Лествица, возводящая на небо». И по названию этой книги он теперь сам именуется Лествичником, т.е строителем той самой лестницы спасения, по которой можно от ступени к ступени, поднимаясь все выше, от земли подняться к небесам.

Не за то будем осуждены мы с вами на Страшном суде, - восклицает преподобный Иоанн в своей книге, - что не совершали чудес, не богословствовали, а будем осуждены за то, что не плакали о грехах своих.

Первая ступень, к которой подводит нас преподобный Иоанн в этой книге, первая ступень совершенства добродетелей на первый взгляд кажется нам с вами, живущим в миру, неисполнимой, поскольку ступень эта именуется отречением от мира. Конечно, эту книгу он писал преимущественно для монашествующих, которые отреклись от мира, приняв ангельский образ и живущих как бы уже вне этого мира. Но если мы с вами вдумаемся в смысл этих слов и представим себе, от какого мира мы бы могли с вами отречься, живя в миру, то станет очевидным, что эта ступень и для нас тоже.

Отречение от мира, по мысли преподобного Иоанна, – это, прежде всего, весь свой строй мыслей направить к небесам. Конечно, живущим в пустыне монахам это в прямом смысле слова необходимо сделать. А нам с вами, живущим в миру, необходимо отречься от того зла, в котором этот мир лежит и от которого гибнет. Мир, в котором мы живем сейчас, он временный, и мы в нем временные: впереди нас ожидает вечность. Мы не должны забывать о том, что будет потом, за гробом. В этом смысле бегство из этого мира для нас вполне допустимо и приемлемо.

Не бежать от проблем этого мира, не отворачиваться от него, но не принадлежать этому миру, не принадлежать порокам и страстям, которые пронизывают этот мир. Не жить по законам этого мира, когда все кругом говорят: «все так делают и ты такой же, чем ты отличаешься?». Задавали такой вопрос христианам и язычники: да, соглашались христиане, мы такие же грешники, но мы не согласны с нынешним своим положением. Мы каемся и плачем о своих грехах и стараемся бороться с ними, измениться, а вас всё устраивает. и вы в этих пороках погрязаете, а если бы и желали измениться, то не в состоянии это сделать.

Рабство миру – вот что страшно, рабство греху. И от этого рабства призывает нас бежать преподобный Иоанн. Плач о своих грехах – это необходимое условие и одна из первых ступеней совершенства. Это очень важная мысль: покаянные слезы, сокрушение сердечное. Именно при таком состоянии души и сердца человек способен бежать от мира, живя в миру, не принадлежать ему.

Когда человек плачет? Когда какое-то чувство особенно остро касается его. Это может быть и радость, это может быть и горе, это может быть и восторг или ужас – такое сильное чувство, которое подобно копью пронзает сердце человека и из сердца исторгаются слезы. Когда мы говорим о покаянии, о покаянных слезах и чувствуем, что в нашем сердце такие чувства бывают крайне редко, то стоит задуматься: почему этих слез нет. Потому что наше сердце черствое, потому что мы не чувствуем боли от наносимых себе нашими грехами ран.

Нам кажется, что всё нормально. И только какое-нибудь особо сильное потрясение, или особо тяжкий грех, или прозрение, когда Господь благодатью Своей касается сердца и исторгаются слезы. И часто они переходят в горечь - от уныния, от отчаяния, от безысходности. Но у христианина не должно быть таких слез. Не должно быть слез саможаления. Но когда он видит, что его душа погибает, и он мало на что способен сам без Господа, вот эти слёзы спасительны. Только когда во имя Божие мы что-то делаем, с призыванием Его святого имени, тогда это становится спасительным для нас.

Вот и сегодня мы с вами слышали воскресное евангельское чтение о том, как Христос исцелил больного бесноватого мальчика. И посмотрите, как это исцеление происходило. Господь только что вернулся с вершины горы Фавор. Преобразившись там перед Своими ближайшими учениками Петром и двумя братьями Зеведеевыми Иоанном и Иаковом. Он спускался, и у подножия горы Его уже ждала толпа людей. И посреди этой толпы его ждал человек со своим сыном. Среди народа шум и волнение: апостолы не сумели помочь этому отроку, не сумели изгнать из него беса. Апостолы в недоумении: уже после они наедине они спрашивали у Христа – почему они не смогли изгнать беса? Тогда же Христос, услышав, что ученики не смогли изгнать беса, восклицает: «о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне». (Мк.9:19)

Исцеление Христос начинает не с мальчика, а начинает с отца, поскольку отец этот тоже болен неверием. Ведь он говорит Христу: вот я привел сына своего к Твоим ученикам, а они ничего не сумели сделать, но если ты что-то можешь, помоги. И Господь говорит ему здесь очень важную мысль: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк.9:23)

Как возникает в человеке такая сила веры? Ведь Господь в другом месте говорит: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». (Мф.17:20) Самое малое семя! И если в человеке было хотя бы столько же веры, гора послушалась бы! Значит мы даже такой веры в себе не имеем!..Как её в себе воспитать? Господь говорит этому отцу, приободряя его, что всё возможно!

Другой случай, тоже говорящий о силе веры, когда другой отец, начальник синагоги, у которого была тяжело больна дочь, стоял у Христа, моля об исцелении, но уже на пути к ней прибежали слуги и сказали, что она умерла. «Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй» (Мк.5:36). И отец это шел дальше за Христом, может быть, так же и веря, и не веря.

Так и тут: «И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал». (Мк.9:24-27)

Отец мальчика хотел веровать, хотя разум говорил, что это «невозможно», но душа подсказала дальнейшие правильные слова: «верую, Господи! помоги моему неверию» - слова смирения. Верую, но моя вера не такая сильная, какою она должна быть, помоги, Господи, моему неверию!

Смирение – вот чего не хватило ученикам, когда они не смогли изгнать беса. Они ведь, наверное, надеялись тогда только на свои силы. Господь, видя слезы этого отца, его слезы о своем греховном состоянии и несовершенстве, исцеляет мальчика, который падает как бы бездыханным, так, что все даже говорят, что он умер. Но Христос берет его за руку и подымает мальчика, который встает на ноги, или восстает – это прообраз грядущего воскресения.

Так Господь врачует и исцеляет: сначала душу и сердце, укрепляет в человеке веру через смирение. И когда покаянное чувство пробивает сердце человека как копье, молитва такого сердца всегда будет Господом услышана. А когда мы молимся и не слышим ответ, не получаем просимого, вспомним этого человека – как он просил. Он просил у Господа, прежде всего, укрепить собственную веру, так, чтобы ему было возможно поверить в реальность помощи от Бога. А ведь часто человек просит о чем-то у Господа, а сам не верит в то, что это возможно, что Господь поможет.

Мы не верим, как дети. А Христос говорит: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». (Мф.18:3) Христос говорит о чистоте сердца, об искренности, о прямодушии. Дети так слушают нас с вами: они не испытывают наши слова – правда это или не правда, они абсолютно доверяют! Когда ребенка впервые кто-то обманул, у него недоумение, состояние шока, он не понимает, что произошло, потому что для него неправда – это неестественно. Так и мы с вами должны научиться слышать слова Христа и принимать их в свое сердце. А если не хватает веры, уподобимся отцу этого мальчика и будем вопиять из глубины души: «верую, Господи! помоги моему неверию».

Loading...Loading...