Значение имени в нашей жизни. Имя в жизни человека Выполнила: Панфилова Наталья Александровна учитель начальных классов

Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна.
Александр Бобров

Адресован: учащимся начальной школы.

Участники проекта: педагоги, дети.

Тип проекта: поисково-исследовательский.

Цели проекта:

  1. с помощью изучения имён показать индивидуальность, неповторимость каждого человека;
  2. выявить роль имени в жизни человека.

Задачи проекта:

  1. изучить историю и значения имён;
  2. развивать навыки исследовательской деятельности;
  3. прививать любовь к своему имени и к имени окружающих.

Работа над проектом: Существует специальная наука, изучающая имена – ОНОМАСТИКА.

Что такое имя человека?

Слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.

Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека.

Имя – это первое, что получает человек, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя.

Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения.

Роль имени в жизни человека:

  1. Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.
  2. Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.
  3. Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.

Информация, которую несёт в себе имя:

  1. Конкретное значение слова. Например, Николай – победитель народов, Нина – госпожа, царица. Но эта информация влияет на человека меньше всего. Это происходит из-за иностранного происхождения имен, и, что такие сведения мало кто воспринимает всерьез.
  2. Имена воспринимаются и как мелодия, имеющая свой ритм; размер и пластику. В любом слове заключена какая-либо музыка – мажорная, минорная, призывная или успокаивающая. Эта музыка улавливается в звучании имени и будет жить с человеком и его характером.

История русских имён

Наши предки относились к именам очень бережно.

Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить.

Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

  • Называли по внешним признакам: Крепыш, Хромой, Косой, Милава.
  • Называли по черте характера: Добрыня, Молчун, Умник, Несмеяна.
  • Называли по порядку рождения: Первуша, Третьяк, Одинец, Пятой.
  • Называли по прозвищу: Зайцев, Горяев, Нежданов.

Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.

Социологическое исследование «Какие же имена есть в начальных классах нашей школы?»

Девочки

  • 1 место: Даша, Катя – 8
  • 2 место: Настя – 7
  • 3 место: Кристина, Ксения, Вика – 4

Мальчики

  • 1 место: Кирилл, Саша, Артём, Ваня, Максим – 5
  • 2 место: Илья, Андрей – 4
  • 3 место: Никита, Дима, Рома –3

Редкими оказались следующие имена

У девочек У мальчиков
Оля Айзирек Наташа Володя Эрик Рудик
Назрин Алина Ниана Эльнур Коля Алёша
Милана Саида Аня Марк Христофор Бабкен
Божена Диана Алсу Оганнес Роберт Егор
Сабина Карина Дамир Нурбек Вася
Эля Виталия Матвей Серёжа Антон
Полина Влада Юра Гена Элтун

А что же обозначают эти редкие женские имена?

  • Анна (Аня) (древнееврейское) – милость.
  • Алина (латинское) – другая, чужая.
  • Божена (древнеславянское) – под покровительством Бога.
  • Владислава (Влада) (древнеславянское) – владеющая славой.
  • Диана (латинское) – божественная.
  • Карина (латинское) – вперёд смотрящая.
  • Милана (древнеславянское) – милая.
  • Наталья (Наташа) (латинское ) – родная.
  • Ольга (Оля) (древнеславянское или скандинавское) – святая, священная, ясная, светлая, мудрая, роковая.
  • Полина (греческое) – многозначительная; (латинское) – маленькая.
  • Сабина (латинское) – сабинянка (название племени сабинян).
  • Элеонора (Эля) (греческое) – сострадание, милосердие.

А что же обозначают эти редкие мужские имена?

  • Антон (древнеримское) – вступающий в бой.
  • Алексей (Алёша) (древнегреческое) – защищать.
  • Бабкен (армянское) – младший сын отца.
  • Владимир (Володя) (славянское) – владеющий миром.
  • Василий (греческое) – царь.
  • Геннадий (Гена) (греческое) – благородный, великородный.
  • Дамир (тюркское) – настойчивый.
  • Егор (греческое) – земледелец.
  • Матвей (древнееврейское) – божий человек.
  • Николай (Коля) (греческое) – победитель народов.
  • Роберт (древнегерманское) – неувядаемая слава.
  • Сергей (Серёжа) (латинское) – высокий, высокочтимый.
  • Христофор (древне-греческое) – несущий Христа.
  • Эрик (древне-германское) – благородный предводитель

Социологическое исследование «Анкетирование в моём классе (3 «Б») и среди педагогов начальной школы»

Вопросы анкеты

  1. Что означает моё имя?
  2. Нравится ли тебе твоё имя?
    а) да,
    б) нет,
    в) не очень.
  3. Почему?
  4. Зачем человеку имя?

Результаты анкетирования в моем классе

  1. Что означает моё имя?
    знают – 17; не знают – 10.
  2. Нравится ли тебе твоё имя?
    да – 23; нет – 0; не очень – 4.
  3. Почему?
    «Да» – «имя чудесное и хорошее», «звучит и произносится красиво», «доброе и ласковое», «счастливое».
    «Не очень» – «хочу другое имя».
  4. Зачем человеку имя?
    «Чтобы понять, кого вызывают к доске», «позвать другого человека», «не путаться».
    Затруднились ответить – 4 человека.

Результаты анкетирования среди педагогов начальной школы

  1. Что означает моё имя?
    знают – все.
  2. Нравится ли тебе твоё имя?
    да – всем.
  3. Почему?
    «Очень нежное, красивое», «звучит строго и нежно», «в имени много твёрдых согласных», «значение имени совпадает с моей профессией», «встречается в русских сказках».
  4. Зачем человеку имя?
    «Имя задаёт программу жизни человека, его судьбу», «выделить из числа других людей», «имя даёт индивидуальность человеку».

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИАПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Районная НПК « Я- исследователь»

в рамках Малой академии наук школьников

Стерлитамакского района

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

« МЫ И НАШИ ИМЕНА »

Ученица 4 класса

МОБУ СОШ с.Первомайское

Стерлитамакский район

с.Первомайское,ул

Полевая,3-1

Руководитель: учитель начальных классов

Антипова Ирина Ильинична

МОБУ СОШ с.Первомайское

453164,Республика Башкортостан

Стерлитамакский район

с.Первомайское,ул

Полевая 3-1

2015

C ОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

РАЗДЕЛ 1. ИЗ ИСТОРИИ

4-6

  1. Из истории имён

4-5

  1. Роль имени в жизни человека

5-6

РАЗДЕЛ 2. ВЛИЯНИЕ ИМЕНИ НА ХАРКТЕР ЧЕЛОВЕКА

6

7-8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

10

ЛИТЕРАТУРА

11

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

На уроке русского языка мы изучали тему «Собственные имена существительные». После изучения темы я задумалась, почему у людей разные имена, почему меня назвали именно Екатериной, что означает мое имя. Мне захотелось узнать больше о своем имени и именах моих одноклассников.

Так предметом исследования стали имена нашего класса, а объектом - имя.

Цель работы: разобраться, в чем состоит тайна имени, и каково его значение.

Для изучения материала я определила задачи своего исследования:

Узнать историю возникновения имен..

Попытаться выяснить, влияет ли имя на характер человека.

Изучить значения имен нашего класса.

Выпустить справочник «Имена нашего класса» и собрать копилку интересных сведений об именах.

Для решения поставленных задач я определила методы исследования:

и зучение материала с помощью энциклопедий, различных печатных изданий, интернета, проектов учащихся моего класса;

беседа с родителями и учащимися;

анкетирование;

собственные наблюдения.

Гипотеза работы: использование им ени является неотъемлемой частью истории, культуры и естественной формой общения между людьми.

Актуальность темы обусловлена недостаточной степенью изученности частотности употребления имен, а также обоснованности придания ребенку того или иного имени.

РАЗДЕЛ 1. ИЗ ИСТОРИИ

Имена, имена, имена

в нашей речи звучат не случайно.

Как загадочна эта страна,

Так и имя - загадка и тайна.

С. Маршак

1.1. Возникновение имен

Имя человека возникло очень давно. Ещё древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаться к нему по имени.

« Имя» по-гречески - «онома», поэтому во всем мире наука об именах называется ономастика. По словарю В.И. Даля мы узнали: «Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность».

Имена в Древней Руси давали необычно.

По внешним признаками: Светлана, Чернава, Кудряш

По черте характера: Добрыня, Молчун, Прыгунок

По очереди рождения в семье: Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой

По явлениям природы: Метелица, Знойник, Снегурочка

По христианским праздникам: Постник, Мясоед

По времени и месту появления: Суббота, Зима, Дорога

По профессии родителей: Рыбак, Муковоз, Кожемяка

Самые необычные имена: Некрас, Немил, Дурак, Ненаш

Эти имена не значили, что человек имеет эти качества; они должны были обмануть злого духа, чтобы ребёнок не заболел.

А почему же потом таких имен не стало? Их вытеснили иноземные имена, пришедшие с христианской религией. Например, Иван — это измененное древнее имя Иоканаан, значившее «божий подарок». Имя Александр пришло из Греции: это значило «защитник людей». Валентина по-латыни «дочь здоровяка, могучего человека». Эти имена разошлись по всем европейским народам, каждый переделывал их на свой лад.

Имя человеку даётся один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь, записанное в официальные документы. Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка

Однако многие не знают смысла имён и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет своё имя, но не каждый сможет объяснить своё значение.

1.2. Роль имени в жизни человека

В самом деле, есть ли какой смысл в словах, которые являются нашими именами? Наречение младенцев именем во все времена рассматривалось как один из важнейших ритуалов, обеспечивающий человеку в будущем благоденствие, здоровье, удачу. Давая ребёнку имя в честь того или иного святого, люди предполагают, во-первых, что характер их сына или дочери будет напоминать личные особенности этого праведника, а во-вторых, что этот святой станет небесным заступником перед Богом для этого ребёнка. Имя должно быть красивым и звучным, не очень длинным и легко произносимым, хорошо сочетающимся с фамилией и отчеством.

Когда мы начали писать работу, много прочитали об именах. Узнали, что на выбор имени ребенка влияют и традиции семьи, и модные веяния, и национальные, религиозные корни, и даже политические взгляды родителей. О моде на имена следует поговорить отдельно. Эта мода связана с изменением ценностей в поколениях. Мы очень удивились тому, что детей могли назвать именами, образованными от других слов.

Вот наиболее популярные имёна 20-х-30 годов:

. Велиор — ВЕЛИкая Октябрьская Революция

. Донэра - Дочь Новой ЭРы

. Гертруда - ГЕРоиня ТРУДА

. Даздрасмыгда - ДА ЗДРАвствует СМЫчка Города и Деревни

. Лагшмивара - ЛАГерь ШМИдта В Арктике

Хорошо, что мода на такие имена прошла. В некоторых государствах даже существуют законы, запрещающие родителям с разыгравшейся фантазией испортить жизнь человеку, дав ему предосудительное имя. Есть ведь красивые, звучные имена.

Начиная с 10 века и вплоть до 17 века, существовала традиция давать ребёнку два имени: крестильное церковное имя и мирское имя.Самыми распространенными в эпоху христианства стали имена Иван и Фёдор. Также широкое распространение получили имена Пётр, Павел, Иоанн, Алексей, Филипп, Марк. Многие из крестильных имён имели древнееврейское происхождение, например имена: Анна, Яков, Даниил.

При этом имя человеку могла дать только церковь.Только с 1917 года стало возможным давать ребёнку любое имя без оглядки на церковь.

РАЗДЕЛ 2. ВЛИЯНИЕ ИМЕНИ НА ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

Влияние имени на характер и судьбу человека изучается с давних пор, однако до сих пор механизм этого влияния до конца неизвестен. Существует несколько теорий, объясняющих, каким образом складывается характер по имени человека.

Согласно социальной теории , каждое имя представляет собой слово на каком-либо языке и обладает определенным значением. Помимо своего значения, имя «нагружено» информацией о характере и деяниях великих людей, его носивших.

Согласно эмоциональной теории , характер человека и его судьба зависят от того, насколько приятно и мелодично для окружающих звучит его имя: чем приятнее звучит, тем легче характер и благоприятнее судьба.

Звуковая теория говорит о том, что каждый набор звуков раздражает разные участки коры больших полушарий и вызывает различную реакцию человека на то или иное имя.

Наиболее благоприятно складываются судьбы людей, имена которых соответствуют традициям той местности, где они родились и выросли. Наоборот, имя, нетрадиционное для общества, в котором родился и вырос его носитель, может всерьез испортить характер человека и определить неблагоприятный ход его судьбы.Чтобы удачно выбрать имя для ребенка необходимо знать, что оно означает.

РАЗДЕЛ 3. ИМЕНА НАШЕГО КЛАССА

Перед началом работы было проведено анкетирование,в котором приняли участие 25 человек.

Результаты анкетирования.

Вопросы

Да

Нет

Знаешь ли ты, что такое «имя»?

Знаешь ли ты значение своего имени?

Знаешь ли ты происхождение своего имени?

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение. Результаты анкетирования ещё больше укрепили нас в том, что изучение имени человека - это увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным.

Какие же имена есть в нашем классе?

А - Алмаз,Амалия,Артём

В - Владислав

Г - Герман,Гульсина

Д - Динара, Дарья

Е-Екатерина

К - Камила, Кристина

О - Оксана,Олеся

Р - Раиль,Равиль,Рената

Ф-Фидель

Таким образом, мы сделаем следующие выводы:

Каждое имя встречается только один раз.

Больше всего имен на букву «А» - 3,на букву « Р»-3

Исследование имен учащихся класса показало, что преобладают латинские варианты имен - 5 и имена древнегреческого и арабского происхождения- по 3. В нашем классе 2 древнеславянское (Владислав, Олеся),древнееврейское(Равиль),персидское(Дарья) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Также анкетирование позволило ответить на вопрос - почему или в честь кого называют людей?

Оказалось, что

80% - были названы именами, которые были наиболее популярны в тот момент;

11% - были названы именами, потому что они редкие;

9% - не смогли ответить на этот вопрос.

О своем имени я узнала много интересного.

Вот какую информацию я нашла о своем имени в сети Интернет:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занимаясь исследованием, мы узнали о значении и происхождении наших имен, о роли имени в жизни человека. Имя человека - это судьба человека, именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, необходимо каждому из нас. Но какие бы имена мы не носили, только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

Имена - особые слова, каждый человек имеет свое имя. Имя дают ребёнку при рождении его родители, исходя из собственных убеждений и желаний.

Из собственных наблюдений, бесед со взрослыми, я выяснила, что имя накладывает некоторый отпечаток на характер человека, но не может определять и влиять на его судьбу.

В нашем классе преобладают латинские варианты имен.

Нами оформлен словарь справочник «Имена нашего класса» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

собрана копилка интересных сведений об именах. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Таким образом, проведенное исследование показывает, насколько интересна и актуальна данная тема. Выводы, сделанные в работе, привлекут внимание как взрослых, так и детей.Работа по этой теме будет продолжена и дополнена новыми данными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова Ю.С. Все тайны имени. - М.: Мир книги, 2009.

2. Голанова Е.И. Как возникают слова. - М., 1989.

3. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. - М.,1983 .

4. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. - Лениздат, 1991

Кудрявцева Ольга

Имена, имена, имена –

В нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

Александр Бобров

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тарасинская средняя общеобразовательная школа

Научно – практическая конференция

«Шаг в будущее»

Исследовательская работа

Что означают наши имена?

МБОУ «Тарасинская СОШ»

Руководитель – Бускинова Н.Г.,

учитель начальных классов

МБОУ « Тарасинская СОШ»

Тараса, 2013 год

Методический паспорт исследовательского проекта

Структура

Тема

«Что означают наши имена?»

Тип проекта

Поисково-исследовательский

Обоснование темы выбранного проекта

Цель проекта

С помощью изучения имени показать индивидуальность, неповторимость каждого ребёнка

Задачи проекта

  • Изучить истории и значения имён
  • Развивать навыки исследовательской деятельности
  • Прививать любовь к своему имени и к имени окружающих

Методы исследования

2. Обратиться к интернет ресурсам.

3. Сходить в библиотеку.

4. Опросить обучающихся 1-4 классов.

5. Провести собственное наблюдение за одноклассниками.

Актуальность

Имя человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие. Нам очень хочется узнать, историю происхождения и значение имён, совпадают ли наши черты характера со значением наших имён.

Имена, имена, имена –

В нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

Александр Бобров

Я – Ольга, мама – Валентина, папа – Дмитрий, сестра – Анжела. У каждого человека есть своё собственное имя.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от других, единственный и неповторимый. Мне стало интересно, а что означают наши имена. Я решила заняться данной проблемой и изучить значение имен своих одноклассников. С давних времен люди заметили, что имя влияет на судьбу человека, играет определенную роль в становлении его характера. Зная имя, можно судить о происхождении, национальности, вероисповедании человека. Одно звучание имени дает большое количество информации. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно, а может - настораживающе, сухо, устрашающе, неприятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире. Многие считают именинами свой день рождения. Это не так. Согласно учению православной церкви, именины - это день памяти святого, именем которого вы названы. Идеально, если день вашего рождения совпадает с днем памяти святого, имя которого вы носите. Если же эти даты не совпадают, необходимо искать ближайшую дату памяти святого ПОСЛЕ дня вашего рождения. Это и будет ваш день ангела.

2.Результаты анкетирования.

Перед началом работы нами было проведено анкетирование в 1 – 4 классах. В анкетировании приняли участие 70 человек.

Вопросы

Да

Нет

Знаешь ли ты, что такое «имя»?

Знаешь ли ты значение своего имени?

Знаешь ли ты происхождение своего имени?

Знаешь ли ты, когда у тебя именины?

Доволен ли ты своим именем?

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение, день именин. Выявились ребята, которые недовольны своими именами.

Это: Паша и Саша.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное.

3. Так как многие ученики, опрошенные нами, не имеют чёткого представления о том, что значит имя человека, то мы попытались при помощи справочной литературы определить понятие «имя».

По словарю В.И. Даля:

«Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность»

Как только люди стали владеть языком, имена давались предметам, явлениям и, конечно же, самим людям. Имя - основное средство общения, личное название человека. С древности люди воспринимали имена как часть человека. Наши предки верили: имя, данное человеку, не просто принадлежит ему по прихоти родителей, оно срастается с человеком.

4. Этапы истории имён.

Имена людей - это часть истории народов. В них отражается все, что окружает человека: быт, верования, художественное творчество, исторические связи между народами. Как удалось выяснить, в истории существует несколько этапов в истории имен:

  • дохристианский (Чернавка, Мал, Молчан, Лобан – имена-прозвища);
  • период после принятия христианства (Анастасия, Александр, Никита, Дмитрий, Кирилл и др.);
  • новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской социалистической революции (Жанна, Инесса, Эдуард, Тимур и др.

5.Исследовательская работа с именами учеников 3 класса.

В нашем классе 15 человек (мы считали с Валентиной Ильиничной). У нас есть: Алина,Анастасия,Артем,Александр,Валентина,Виолетта,Вера,Виктория, Данил, Иван,Максим, Никита, Полина, Татьяна, Юлия.

По происхождению есть имена

Греческие – 6 (Артем,Александр, Анастасия, Никита, Полина, Татьяна)

Латинские – 6(Алина,Валентина, Виктория, Виолетта,Максим,Юлия)

Еврейские- 2(Данил, Иван)

Русские- 1(Вера)

6. Готовясь к классным часам, мы познакомились с книгами, в которых узнали о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека. Выяснили являются ли именины и День рождения тождественными понятиями. Познакомились с биографиями знаменитых «тёзок».

Так у нас появился словарь-справочник наших имён.

  • Исследовательская работа с именами учеников школы

Всего в нашей школе 14 мальчиков.

На 1 месте- имя Максим(3 человека)

На 2месте- имя Никита (2 человека)

Всего в нашей школе 18 девочек.

На 1 месте- имя Анастасия (3 человека)

На 2месте- имя Валерия, Юлия (2 человека)

Остальные имена по 1 человеку.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.

Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.

Существует даже специальная наука, изучающая имена – ОНОМАСТИКА.

Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить, поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.

Какие же имена есть в нашем классе?

В классе есть детки:

Настя - раз и Настя - два,

Оля с Юлей и Дарина,

Вовы – три,

Роман – один.

Миша, Андрей, Аюр, и Илья,

Вера, Вика и Арсентий.

Есть Андрюша и Танюша,

В общем, полный второй класс

И о нём пойдёт рассказ.

Всё начинается со школьного звонка,

В далёкий путь отчаливают парты

Там впереди покруче будут старты

И посерьёзней, а пока…

Мы провели социологическое исследование имён начальной школы.

По частоте употребления имена распределились следующим образом.

Редкими оказались следующие имена

У девочек

У мальчиков

Оля

Дарина

Аюна

Игорь

Витя

Кирилл

Юля

Вера

Саша

Илья

Марат

Миша

Наташа

Ксюша

Федя

Шаргай

Рома

Арина

Дания

Аюр

Рустам

Арсентий

Лера

Джамиля

Артём

Толя

Туяна

Оксана

Паша

Руслан

Надя

Адель

Рамис

Серёжа

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

« Не имя красит человека,

А человек имя.»

Происхождение и значение имен.

происхождение

Имя

значение

Греческие имена

Александр

защитник

Артем

невредимый

Андрей

мужественный, храбрый

Анастасия

воскресшая

Егор

бодрствующий

Денис

посвященный Дионису

Ирина

мир, покой

Лариса

чайка

Полина

принадлежащая Аполлону

Никита

победитель

Родион

житель острова Родх

Татьяна

назначенная

Латинские имена

Алина

другая,чужая

Валентина

сильная

Виолетта

фиалочка

Виктория

победа

Валерия

выносливая

Максим

величайший

Наталья

природная

Роман

римский

Юлия

кудрявая,пушистая

Еврейские имена

Анна

благодать

Данил

судья божий

Иван

Божье благоволенье

Елизавета

клятва Богу

Мария

горькая,любимая,упрямая

Славянские имена

Вера

ведущая светом, верная

Людмила

милая людям

Персидские имена

Дарья

победительница

Здравствуйте, уважаемые посетители !

После небольшого недельного перерыва вновь рада встретиться со всеми вами.

Тема сегодняшней нашей статьи – .

И родилась она не случайно, ведь вчера, через неделю после мы праздновали день Всех Святых, и все, кто носит православные имена, праздновали в этот день свои именины.

ИМЯ — что же это такое? Какова роль имени в жизни человека?

На самом деле наречение имени – дело непростое. И все родители в ожидании малыша не только думают о том, но и как назвать его.

Безусловно, каждый человек индивидуален, но имя все-таки таинственным образом связывает его с прошедшим и живущим человечеством.

Кто-то, решая проблему, как назвать будущего ребенка, выбирает по красоте звучания, кто-то берет имя любимого литературного героя или киногероя, кто-то имя почитаемого родственника. Все решают эту проблему по-своему.

В язычестве, например, главным было смысловое значение имени, ведь каждое имя имеет перевод, Василий – царский, Валентин – сильный, Олег – святой и т.д.

Но в наше время за именами скрываются не предметы и качества, а людские судьбы и, называя ребенка, мы больше думаем о каком-то конкретном человеке, носящем это имя.

В православной церкви мы каждый день чествуем память какого-то святого. Огромный календарный список имен называют Святцами.

Раньше именно они были главным руководством при наречении имени, но и сейчас эта традиция начинает возвращаться. Имя ребенка по православному календарю выбирается следующим образом.

Смотрим святцы на день рождения младенца. Найти православный календарь в наши дни очень просто: если у вас нет бумажного варианта, воспользуйтесь интернетом.

Итак, допустим сегодня, 11 июня родился мальчик. Среди почитаемых святых сегодня есть блж. Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский (по мирскому Иван), завтра среди святых есть сщмч. Василий пресвитер, послезавтра – мученики Борис и Николай.

Необычные имена, типа Иов, Исаакий, Ерм и т.д. обычно опускаем, хотя, кто знает, может, кому-то и имена этих святых придутся по душе. Вот и выбираем среди этого списка, согласуя свое желание с церковным календарем.

Но может быть вас привлекает какое-то другое имя, которого нет в списке близкопразднуемых ко дню рождения святых? Выбираем того святого, который нам ближе. Доверяйте больше своей интуиции, чем расчету. Господь даст именно того небесного заступника, который нам нужен.

Это с младенцами. А если Вы взрослый человек, как определить своего святого?

Загляните в православный календарь. Наверняка, вы найдете близко к вашему дню рождения одноименного святого.

Например, вы Александр. Святых с именем Александр в святцах много, ищем ближайшего святого с этим именем после вашего дня рождения.

Но есть святые, которые празднуются один раз в году, например, Вера, Надежда, Людмила и др., в этом случае неважно, когда ваш день рождения.

А если у вас имя, которого нет в святцах, например, Эдуард, Анжела, Виолетта и др. У человека, конечно, может быть любое имя, но если человек с таким неправославным именем приходит в церковь и принимает крещение, то ему дается новое имя. И, как правило, это имя православного святого, память которого будет отмечается в день крещения или ближайшие дни.

Ну и, конечно, с детства ребенку обязательно нужно прививать любовь и уважение к тому имени, которое он носит. Прочитать житие одноименного святого и всей своей жизнью стремиться подражать ему.

Имя у тебя одно, Навсегда оно дано. Жизнь длинна, И оттого ты побереги его. Р. Саф Оставляет ветка плод. Оставляет пчелка мед. Нивы – золото зерна, Золотой янтарь – сосна. Овцы – тонкое руно. Лозы – пряное питье. Оставляет человек Имя доброе навек. О. Дриз

Не будем забывать, насколько важно значение имени в жизни человека , ведь наш святой, чье имя мы носим – это ближайший наш помощник и ходатай перед Богом, поэтому не будем забывать обращаться к нему с молитвой:

Моли Бога о мне, Святый угодник Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Исследовательская работа учащихся 9 класса по теме: «Что означают наши имена?»

Введение.


С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя.
Существует даже специальная наука, изучающая имена – ономастика.
Имя человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие. Нам очень хочется узнать, историю происхождения и значение имён, совпадают ли наши черты характера со значением наших имён.
Актуальность исследования.
Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падения, имя вспоминают родные и близкие после того, как человек умирает.
Имена бывают красивые и не очень, звучные и незвучные, но, как правило, для носителя оно всегда желанно, и с ранних лет человек привыкает к звуку своего имени, трепетно к нему относится, не задумывается о значении своего имени, почему родители так его назвали.
Цель исследования: узнать, какие имена распространены среди учащихся и работников школы и совпадают ли значения имен с характером человека.
Задачи:
-узнать, какая наука изучает имена;
-выяснить, что означают наши имена;
-определить самые распространенные и редкие имена среди учащихся и работников школы;
-составить ономастический словарь имен учащихся класса и распространенных имен учащихся и работников школы.
-выяснить, совпадают ли черты характера со значением наших имён.
Чтобы решить эти задачи нужно научиться находить полезную информацию, учиться делать выводы, собрать сведения об именах учащихся и работников коррекционной школы № 8 с. Кослан; провести анализ по выявлению самого распространенного имени и совпадения значения имени с чертами характера ученика.
Гипотеза нашей работы: Мы предполагаем, что если имя определяет черты характера, поведение человека, то может накладывать отпечаток на его судьбу.
Методы исследования:
найти ответы на вопросы с помощью сети Internet;
провести социологическое исследование;
составление презентации.
Материал исследования:
-информация из интернета
-данные об именах учащихся и работников школы.

Практическая часть.

1. Мы провели небольшое социологическое исследование в рамках нашего класса и выяснили, какие имена носят девочки и мальчики нашего класса и их распространенность. Подобрали из Интернета информацию о происхождении и значении наших имен.


Вывод: Оказалось, что в классе ни одно имя не повторяется.

Значение имен.

Анита означает «милость, благодать» (это перевод с древнееврейского языка).
Нервные, раздражительные и упрямые дети, подверженные инфекционным болезням. В школе учителя часто жалуются на нее - Анита строптива, любит настоять на своем, перечить по любому поводу, не признавая авторитетов.
Вообще характер у Аниты скорее мужской, хотя наследует она его у матери. Внешне девочка похожа на отца и привязана к нему сильнее, чем к матери, относится к нему с большой нежностью.
Анита по натуре лидер и требует, чтобы ей безоговорочно подчинялись во всем. Если же ей это не удается - выходит из себя. Она очень самостоятельна и независима, в любой сложной жизненной ситуации сумеет постоять за себя. Много занимается спортом, но заметных успехов не добивается. Некоторые из них одарены большими музыкальными способностями, им удается преуспеть в этой области. Наиболее сложный и неуживчивый характер у «зимних» Анит.

Татьяна - «повелительница» (греч.)
Нервная, неуравновешенная. С преувеличенным чувством собственного достоинства. Корыстна, может быть коварной и злой.
В жизни с ней нелегко. Настроение быстро меняется от безудержного веселья до глубокой депрессии, и тогда всем окружающим нужно держаться от нее подальше. Беспрерывно требует к себе повышенного внимания. Производит впечатление слишком самоуверенной особы, и лишь опытный глаз может определить, что она только пускает пыль в глаза.
Родители должны строго контролировать поведение этой девочки. Таня неспокойна, подвижна и непостоянна. С самого детства ее нужно приучать к дисциплине.
Должна быть только лидером, а если эта роль занята, будет строить интриги со сплетнями и неприглядными ситуациями.
Часто она слишком поспешно принимает решение. В ее обществе трудно соскучиться. Она необычайно обаятельна.
Здоровье в целом крепкое, но часто собственная неосторожность приводит к несчастным случаям, из-за небрежного отношения к себе.



Владимир - властелин мира (старо-слав.).
Владимир умен, трудолюбив, настойчив в достижении цели. Тянется к глубоким знаниям, талантлив. А если еще и умеет раскрыть свой талант, то в своей профессии добивается больших успехов.
Может выбрать любую специальность и в любой проявляет себя как незаурядная личность. В жизни на его долю выпадает немало переживаний, поскольку он легкораним. Владимира может обидеть то, на что другие не обратили бы и внимания. Он тактичен, предупредителен, покладист.
Родители Владимира могут быть спокойны - до конца своих дней они будут окружены вниманием и заботой сына. В экстремальных ситуациях это очень решительный человек. Если при пожаре рядом окажется Владимир, он первый сообразит, как надо правильно действовать. Необходимо иметь в виду, что на характер и поведение Владимира более, чем на какое-либо другое имя, влияет отчество.

Макар - «блаженный» (греческое).
Он уравновешен, способен неординарно решать проблемы. Достаточно скрытен и раскрывается только при сильном стрессе. Тактичен, не поддается чужому влиянию, уверен в своей правоте. Обладает сильной волей, но это проявляется только в экстремальных случаях. Никогда не выплескивает эмоции, в порыве гнева умеет руководить чувствами. Объективен.
Он старательный ученик и студент. Родителям не приходится прилагать особых усилий, воспитывая этого мальчика. Он сам знает, что ему следует делать, и принимает на себя ответственность за свою судьбу.
Тщательно выбирает специальность. Берется только за то дело, в котором компетентен. Прекрасно знает, к чему стремится, и упорно идет к цели. Не любопытен. Бескорыстен. Щедро дарит окружающим любовь и чуткость. Высоконравственен.
Здоровье у Макара с детства не отличается чем-либо особенным. Макар сознательно не дает себе расслабиться и болеть. Он четко усваивает, что для достижения цели нужно иметь хорошее здоровье, и стремится к этому.

Имя Павел происходит от латинского слова «паулюс», означающего «маленький» .
Он добрый и отзывчивый ребенок. С большим желанием будет ухаживать за младшим братом или сестренкой. Никогда не будет переступать рамки дозволенного.
Способен к сопереживанию, сочувствию. Люди доверяют ему свои тайны. Павел склонен пофилософствовать и нередко профессию выбирает соответственно своему спокойному характеру. Коллеги по работе будут ценить в Павле трудолюбие, надежность и способность в любой момент прийти на выручку товарищу.
Выполняет свою работу так, что ни подгонять, ни заставлять его не надо.

Вывод: Изучив информацию о значении наших имен, пришли к выводу, что не во всех случаях наши черты характера совпадают со значением наших имён.

2. Провели социологическое исследование имён учащихся школы . Нашли информацию о происхождении и значении самых распространенных имен учащихся школы.

Значение имен.

Елена - светлая, сияющая (греч.).
Слишком возбудима и восприимчива. Излишне впечатлительна, особенно когда дело касается личной жизни. У Лены врожденное чувство прекрасного. Но нельзя позволять этой малышке играть роль принцессы в семье.
Елена вальяжна, склонна к лени, у нее замедленная реакция. Любит откладывать дела в долгий ящик. Нуждается в постоянном домашнем тепле и внимании - без них она вянет.
Хорошо чувствует себя только в своем собственном мире. Мечтает о почестях, дворцах и принцах. Неравнодушна к драгоценностям. Елене необходима роскошь, богатые обожатели, так как она сама взбалмошная и чаще пребывает в вымышленном мире. Интуиция служит ее жизненным принципам, хотя в жизни она страстная интриганка и лгунья.

Ирина имя означает - «мир, покой» (греческое значение)
Ирину с детства отличают самостоятельность и решительность. Больше тянется к папе, чем к маме.
Маминым хлопотам на кухне предпочтет ремонт папиного автомобиля. Учится хорошо, это не требует от нее особых усилии. Трезво подходит к оценке окружающего ее мира. Любит читать детективные романы, фантастику, посещает спортивные секции. Не сентиментальна, напротив, несколько жестковата. Увидеть Ирину плачущей над страданиями героев индийского фильма - редкость. Коммуникабельна, Ирина легко находит общий язык с незнакомыми людьми. В компании ведет себя раскованно.
Пряма и резка в суждениях.

Александр - «мужественный защитник» (греческое).
Он всегда решителен, умен, остроумен и общителен. Но часто бывает вспыльчив, дерзок, резок, не соблюдает рамок приличия. Кто пытается воздействовать на него с позиции силы, путь не рассчитывает на успех.
Обладает живым воображением и неимоверной любознательностью. Заранее оправдывает свои действия и поступки, особенно когда заслуживает осуждения. На первый взгляд, у него недюжинная сила воли, и он может приложить все усилия для достижения цели, но в его решительности присутствует все же некая доля сомнений, шаткости. Он испытывает страх перед неизвестностью, часто и необоснованно опасается неудач.
Быстрота реакции Александра на события настолько велика, что порой приобретает форму побега от нежелательных ситуаций. И тогда он даже производит впечатление несерьезного человека. Его трудно понять, он слишком независим, хотя и стремится к пристанищу, где бы он нашел заботу и безопасность. Истинное лицо открывается лишь после поступков, противоречащих нормам морали. Дружбу воспринимает глубоко, нередко страстная любовь перерастает у него в крепкую дружбу.
Здоровье Александра не слишком крепкое. Легко переутомляется.

Мужское имя Дмитрий - в честь Деметры - богини плодородия и земледелия (греческое).
В раннем детстве Дима подвержен частым простудам; повышенную температуру переносит плохо. Дмитрий внешне похож на мать. Обожает пофилософствовать на отвлеченные темы; отчаянный спорщик, не умеющий слушать других.
Неуступчив, всегда настоит на своем. Общаться с ним трудно, но небезынтересно. Любит компании, у него много друзей; приятели лишь снисходительно посмеиваются над его безобидным упрямством. На работе у него, как правило, много доброжелателей и даже покровителей. Чаще всего Добивается успехов по службе, становится хорошим специалистом в самых различных областях.
Дмитрий предпочитает путешествия.

3. Затем мы рассмотрели список работников нашей школы . Нашли информацию о происхождении и значении распространенных имен среди работников школы.

Значение имен.

Ольга - «светлая», святая, великая. (сканд.)
Ольга - серьезная, вдумчивая, но очень ранимая и обидчивая. Она самолюбива, но это проявляется, в основном, в склонности к самоедству и даже зависти. Впрочем, этого нечистого чувства она стыдится и пытается скрыть его даже от себя самой, компенсируя очень добрыми поступками. Ольга очень женственна, следит за своей внешностью, необычайно тщательно одевается.
Она верная жена, прекрасно готовит, но хлопотам на кухне предпочтет поход в кино или посещение выставки с мужем и детьми.
Ольга любит детей и может с ними подружиться.
Работа для нее иногда броня, иногда провокация, но всегда - страсть! Ольга не согласна с бытующим мнением, будто женщины играют второстепенную роль в жизни. Врачи, медсестры, политические или общественные деятели, руководители предприятий - все это они! Обладают обостренным чувством ответственности.

Альбина - «белая» (лат.)
Альбина во всем похожа на отца, и о ее характере следует судить по отчеству, но при этом не забывать о тех чертах, которые присущи самой Альбине.
Она упряма и принципиальна. Необыкновенно предана своим детям. Браком она чаще всего довольна. Несмотря на то, что ее муж нередко оказывается человеком хитрым, Альбина, как говорится, себе на уме. Но для нее в семье все решают дети. Ради них она готова на все.
Специальность выбирает по душе. Заниматься нелюбимым делом Альбина не может. Работоспособность ее зависит от настроения и от душевного спокойствия, стабильности в семейных отношениях. Среди друзей она предпочитает видеть мужчин. Ей близки их увлечения и интересы. Альбина любит хоккей, с удовольствием посещает стадион, смотрит футбольные матчи. Нравятся ей и бега.

Татьяна - «повелительница» (греч.)
Взрослая Татьяна достаточно упряма и властна, знает, чего хочет, и не любит возражений. Она всегда постарается настоять на своем. Хорошо справится с любой работой, особенно если это происходит на глазах непосредственного начальника; будучи сама начальником, имеет привычку одергивать подчиненных, «ставить» их на место.
На людях артистична, эгоцентрична. Дома несколько деспотична, покрикивает на домашних. В семейной жизни часто бывает несчастна, так как стремится руководить мужем и одновременно хочет, чтобы рядом с ней находился сильный, мужественный человек. У нее не очень много подруг.
Таня любит модно одеваться, но, не обладая большой фантазией, платит, как правило, немалые деньги за готовую одежду. Любительница домашнего консервирования, запаслива. В семье часто выступает инициатором ремонтов, переделок, перестановки мебели.
С возрастом в характере этих женщин появляется больше терпимости, что благоприятно сказывается и на семейных отношениях. Не любит жаловаться подружкам «на жизнь». Не выносит однообразия, дальние поездки, путешествия - ее страсть.

Александр - «мужественный защитник» (греческое).
Александр - человек дела. Трезвомыслящий, слегка ироничный, легкий в общении с людьми, добрый и сердечный. По темпераменту чаще всего - сангвиник. Отличный спортсмен, более всего Александр увлекается футболом.
Талантлив. Среди Александров немало гениальных поэтов, полководцев, ученых. Круг приложения их способностей очень широк. Однако редко бывает удовлетворен достигнутым. Предупредителен с женщинами, но никогда не раскрывается перед ними. Для супруги он всегда остается загадкой.
Неплохой руководитель, но многое зависит от его отчества. Например, Александру Николаевичу занимать руководящую должность нежелательно, он властен и непредсказуем.
Александр прямолинеен, горд, никогда не унижается.

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя .

В ходе своей работы пришли к следующему выводу :
1. В выборе своего имени ребенок не принимает участия.
2. Не во всех случаях наши черты характера совпадают со значением наших имён.
3. Выполнив все задачи нашего исследования, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась: из собственных наблюдений выяснили, что имя накладывает некоторый отпечаток на характер человека, но не может определять и влиять на его судьбу.

Loading...Loading...