Александр кожев конец истории. Борис гройс

Александр Коже́в Alexandre Kojève Александр Владимирович Кожевников
Французский философ-неогегельянец, участник французского Сопротивления, французский и евробюрократ.

Родился в 1902 г. в Москве в богатой купеческой семье. Настоящее имя - Александр Владимирович Кожевников. Племянник Василия Кандинского.
Отец Александра, призванный на войну как артиллерийский офицер, погиб под Мукденом в 1905 г.; затем мальчик вновь осиротел летом 1917 г., когда воспитывавший его отчим (сослуживец отца Лемкул) был убит бандитами, пытаясь отстоять с ружьем в руках свое имение.
В возрасте 15 лет с восторгом воспринял Октябрьскую революцию. После какого-то "неприятного инцидента" с ЧК (в 1918) отправился сдавать выпускные экзамены в Либаву (Лиепаю), т.к. московская гимназия была закрыта. В это время кроме художественных набросков пишет, например, диалог Будды и Декарта. Увлекается буддизмом и собирается заниматься востоковедением. Начинает изучать восточные языки. Из-за того, что приём представителей "эксплуататорских классов" в Московский университет был прекращён, в 1920 г. покинул Россию. Вместе с другом Виттом бежал через польскую границу, где они были арестованы по подозрению в шпионаже в пользу большевиков. Едва не умер в тюрьме. Выпущенный первым из тюрьмы Витт помогает в освобождении Кожева, затем тайно пробирается в Москву и забирает припрятанные семейные ценности Кожевниковых. Друзья делят их пополам.
Учился в Берлине и Гейдельберге (философия, восточные языки), в 1926 защитил под руководством К.Ясперса диссертацию о философии всеединства (единство божественной и человеческой природы Иисуса Христа) В.Соловьева. Вместе с ним учились Лео Штраусс и Александр Койре.
С 1927 жил во Франции, позднее, в 1938, получил французское гражданство. С 1927 Кожевников учился в Высшей школе практических исследований в Париже у другого эмигранта из России (уроженца Таганрога), известного специалиста в области истории и философии науки Александра Койре (Александра Владимировича Койранского), который и познакомил его с гегельянством. В это время сократил свою фамилию на французский манер: КожЕв.
Вплоть до экономического кризиса 1929 г. он живет на широкую ногу, получая дивиденды с акций, в которые были вложены деньги, полученные за проданные драгоценности. Он обзавелся прекрасной библиотекой и занимался самообразованием, изучая, наряду с философией и историей, математику и физику.
С 1933 г. по 1939 г. преподавал в Высшей школе практических исследований курс Феноменологии духа Гегеля. Курс пользовался большой популярностью среди французских интеллектуалов.
Призванный в 1940 во французскую армию, Кожев в военных действиях не участвовал, зато вскоре в Марселе вступил в движение Сопротивления вместе с Леоном Поляковым и Nina Ivanoff, а затем воевал в отряде маки в местности Грамат под Суяком.
После Освобождения какое-то время был безработным, затем от коллеги по
Высшей школе практических исследований Робера Маржолена получил приглашение на работу в министерство внешней торговли. Здесь Кожев участвовал в переговорах по торговле и других текущих делах министерства, но и вместе с Маржоленом разрабатывал и писал соглашения, приведшие к созданию Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР - OECD, первым председателем её был Маржолен), Общего рынка (впоследствии - ЕЭС), Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ - её преемница - ВТО). Он много работал в структурах Европейского сообщества, был советником премьер-министра Жискар д"Эстена.

С конца 40-х годов выступал за объединение Европы, за отказ от колониальных империй (первое - перед лицом сталинистской угрозы, и второе - для прекращения поставки новых сторонников коммунизма).
В начале 50-х Кожев несколько лет не работал по болезни (туберкулёз).
Умер в 1968 г. в Брюсселе после выступления на заседании Европейского экономического сообщества, на котором председательствовал.

На философское развитие Кожева кроме Гегеля оказали влияние буддистское учение о Хинаяне, марксизм, философия Соловьёва, феноменология, экзистенциализм раннего Хайдеггера.
В своей диссертации, написанной под руководством Ясперса, Кожев анализирует метафизику Соловьева с позиций классической европейской метафизики, подвергая ее тщательному логическому анализу. Основным недостатком философии Соловьева на взгляд Кожева является то, что она подчиняется нефилософским задачам (попытка дедукции христианского вероучения из априорных начал, наличие изначально постулируемых результатов метафизического исследования). Тем самым оригинального философского творчества у Соловьева не возникает – последний использует материалы, «ходы», найденные преимущественно немецкой классической философией, обедняя и схематизируя их.
Интерес Кожева к буддистской философии позволяет взглянуть на проблематику европейской философии как бы со стороны. При этом наличие противоположностей в аксиомах не отменяет необходимости рационального мышления, что и позволяет взглянуть на основы с новой точки зрения.
Также лекции Койре по истории науки и книга И.А.Ильина “Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека” помогли Кожеву сформулировать свои взгляды на философию Гегеля.

Лекции Кожева о Феноменологии духа Гегеля привлекали французских интеллектуалов и оказали признанное большое влияние на послевоенные течения философии - прежде всего экзистенциализм, а также на постструктурализм, постмодернизм, феноменологию, сюрреализм. В то же время многие, признавая влияние Кожева, критиковали его взгляды (Деррида).

Александр Кожев (рус. дореф. Александръ Владиміровичъ Кожевниковъ, фр. Alexandre Kojève) (28 апреля (11 мая) 1902, Москва, Российская империя — 4 июня 1968, Брюссель, Бельгия) — русско-французский философ-неогегельянец, племянник Василия Кандинского. Оригинальное истолкование философии Гегеля Кожевым имело значительное влияние на интеллектуальную жизнь Франции и европейский философский климат XX века.

Уроженец Москвы, Александр Кожевников был племянником известного русского художника-абстракциониста Василия Васильевича Кандинского, с которым он поддерживал связь через корреспонденцию и которому посвятил несколько своих исследований. Пятнадцатилетним Кожевников горячо приветствовал Октябрьскую революцию, но после неприятного инцидента с ЧК он навсегда покинул Советскую Россию в 1920.

Выехав из России, Кожевников отправился в Германию, где изучал философию в Берлинском и Гейдельбергском университетах с 1921 по 1927. Руководителем его докторской диссертации, посвящённой взглядам русского религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьёва на конец всемирной истории и единство божественной и человеческой природы Иисуса Христа, был мыслитель-экзистенциалист Карл Ясперс. Затем Кожевников учился в Высшей школе практических исследований у другого эмигранта из России, уроженца Таганрога, известного специалиста в области истории и философии науки Александра Койре, который и познакомил его с гегельянством. Кроме своих непосредственных наставников Ясперса и Койре, решающее влияние на формирование раннего мировоззрения Кожевникова имели труды Гегеля, Маркса, Гуссерля и Хайдеггера.

Впоследствии Александр Кожевников постоянно жил во Франции (с получением французского гражданства в 1937) и сократил свою фамилию на французский манер — Кожев. Находясь в Париже, в конце 1920-х годов сближается с «левыми» евразийцами, «красным князем» Святополк-Мирским и Львом Карсавиным. Знаменитые «Лекции по „Феноменологии духа“ Гегеля» (Introduction à la lecture de Hegel) Кожева, посещавшиеся известнейшими интеллектуалами Франции и Европы, были прочитаны в Париже в период с 1933 по 1939. В печатном виде этот блестящий курс философии Гегеля увидел свет в 1947 в качестве книги, вышедшей в редакции Раймона Кено под названием «Введение в чтение Гегеля». В этом же издании были опубликованы несколько обособленных лекций Кожева на другие темы: о соотношении историко-диалектического метода и гуссерлевской феноменологии и по проблеме истолкования Гегелем понятия смерти.

Помимо своих лекций по «Феноменологии духа», Кожев издал ещё несколько значительных публикаций, включая книгу по философии Иммануила Канта и ряд статей, посвящённых связи гегельянской и марксистской мысли с христианством.

Кожев, наряду с русским, французским, немецким, английским и древнегреческим, владел также такими восточными языками, как китайский, санскрит и тибетский.

Александр Кожев

Кожев, Александр (Kojéve, Alexander) (1902–1968). Французский философ русского происхождения (Кожевников, Александр Владимирович). Родился 11 мая 1902 в Москве. В 1920 покинул Россию, учился в Берлине и Гейдельберге (философия, восточные языки), в 1926 защитил диссертацию о философии всеединства В.Соловьева под руководством К.Ясперса. С 1927 жил во Франции, в 1938 получил французское гражданство. С 1933 по 1939 Кожев вел курс по Феноменологии духа Гегеля в Практической школе высших исследований. Во время оккупации принимал активное участие в Сопротивлении. Слушателями его курса были Р.Арон, Ж.Батай, Р.Кено, П.Клоссовски, Ж.Лакан, М.Мерло-Понти и др. Экзистенциализм, гегельяно-марксизм, структурный психоанализ создавались под явным влиянием Кожева.

Другие биографические материалы:

Руткевич А.М. Французский философ русского происхождения (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010 ).

Напреенко И. В. Был одной из ключевых фигур в правительстве Валери Жискара д"Эстена (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014 ).

Грицанов А.А., Филиппович А.В. Неогегельянец (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998 ).

Некоторые исходные интуиции Кожева восходят к его увлечению буддизмом хинаяны (Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009 ).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Конкретная (объективная) живопись Кандинского. - «Человек», 1997, № 6;

Тирания и мудрость. - «ВФ», 1998, № 6;

Идея смерти в философии Гегеля. М., 1998:

Введение в чтение Гегеля: Лекции но Феноменологии духа, читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе. СПб., 2003; 2013;

Понятие власти. М., 2007;

Атеизм и другие работы. М., 2007.

ntroduction a la lecture de Hegel. P., 1947;

Esquisse d"une phenomenologie du droit. R, 1981;

Essai d"une histoire raisonnee de la philosophie pai"enne, t. 1-3. P., 1968-73;

Le Concept, le Temps et le Discours. Essai d"une mise a jour du Systeme du Savoirhegelien. R, 1990.

Kant. P. Gallimard, 1973;

L"idee du determinisme dans la physique classique et dans la physique moderne. P., 1990;

Литература:

Кузнецов В. Н. Александр Кожев: антропологическо-атеистическая версия неогегельянства // Французское неогегельянство. М., 1982;

Визгин В. П. Философия как речь (историко-философская концепция Александра Кожева) // Вопросы философии. 1989. № 12;

Пятигорский А. М. К портрету Кожева // Непрекрашаемый разговор. СПб., 2004;

Рейс Е. Г. Кожевников, кто Вы? М., 2000;

Руткевич А. М. Alexandre Kojeve, русский философ // Человек. 1997. № 5;

Руткевич А. М. Введение в чтение A. Кожева // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. М., 2010;

Россман В После философии: Кожев, «конец истории» и русская мысль // Неприкосновенный запас. 1999. № 5;

Dominique Auffret. Alexandre Kojeve: La philosophie, i"etat, la fin de l"histoire. Grasset, 1990;

Shadia B. Drury. Alexandre Kojeve: The Roots of Postmodern Politics. Palgrave Macmillan, 1994;

James H. Nichols. Alexandre Kojeve: Wisdom at the End of History (20 th Century Political Thinkers). Rowman & Littlefieid Publishers, 2007.

КОЖЕВ (Kojéve) Александр (наст. имя Кожевников Александр Владимирович) (11 мая 1902, Москва – 4 июня 1968, Брюссель) – французский философ русского происхождения. В начале 1920 покидает Россию, изучает в Берлине и Гейдельберге философию и восточные языки; в 1926 защищает диссертацию о философии всеединства Вл. Соловьева под руководством К.Ясперса . С 1927 живет во Франции, в 1938 получает французское гражданство. С 1933 по 1939 читает курс «Введение в чтение Гегеля» в Практической школе высших исследований. Во время оккупации принимает активное участие в движении Сопротивления. После войны работает в Министерстве внешнеэкономических связей, участвует в разработке важных экономических и политических договоров (ЕЭС, ГАТТ и др.).

Философское учение Кожева чаще всего квалифицируется как одна из разновидностей неогегельянства . Собственная доктрина Кожева действительно скрыта за интерпретацией «Феноменологии духа», а диалектика Гегеля рассматривается им как вершина и предел развития философской мысли. Вместе с тем гегелевская система радикально пересматривается им под несомненным влиянием Маркса и Хайдеггера, а некоторые исходные интуиции Кожева восходят к его увлечению буддизмом хинаяны. В рукописи 1931, озаглавленной «Атеизм», им сформулированы все основные тезисы атеистического экзистенциализма. Ключом к интерпретации гегелевской философии для него является понятие времени, истолкованное в духе «Бытия и времени» Хайдеггера. Кожев отбрасывает не только философию природы Гегеля, но и его учение об абсолютном духе. Диалектично только конечное человеческое существование, экзистенция наделена способностью самоотрицания и отрицания любой предзаданной сущности. Природные характеристики не отвергаются вообще (Кожев склоняется к онтологическому дуализму), но они входят в человеческую реальность только как возможности отрицания и выбора. В курсе 1933–39 Кожев пользуется следующей метафорой: если взять кольцо, то оно определяется не только свойствами того металла, из которого изготовлено, но также формой, являющей пустой круг внутри. Эта пустота и есть человеческая реальность, которая не зависит от заданных природных характеристик. Свободное и отрицающее себя существование образует своего рода «дыру» в неизменном природном бытии – эта идея станет фундаментом всей онтологии Ж.-П.Сартра . Отличие философии Кожева от экзистенциализма заключается в понимании истории как рационального и закономерного процесса.

Человеческое существование есть отрицание собственной животной природы. В обществе вожделение (гегелевское Begierde) превращается в «борьбу за признание» – человечность каждого существа зависит от признания его другими. В результате борьбы один становится Господином, другой – под страхом смерти – Рабом. «Диалектика господина и раба» из «Феноменологии духа» выступает как фундамент философии истории Кожева. Господин доказывает свою человечность в схватке не на жизнь, а на смерть; он преодолевает инстинкт самосохранения. Но за пределами поля боя его жизнь не является человеческой, поскольку он предается наслаждениям и находится за пределами истории. Он не получает и подлинного признания, поскольку таковое со стороны Раба не является свободным признанием. «Господство есть экзистенциальный тупик. Господин способен либо оскотиниться в наслаждении, либо погибнуть на поле боя, но он не может жить сознательно, являясь удовлетворенным сущим» («Introduction à la lecture...», p. 174–75). Овладение силами природы, ее познание и практическое преобразование реализуются не Господином, а Рабом. В труде и борьбе Раба осуществляется преодоление не только инстинкта самосохранения – собственная животность и фактичность природы преодолеваются с помощью производства, науки, техники. Конечным пунктом этого процесса является тотальная трансформация природы в соответствии с человеческими потребностями и преображение самого человека в Мудреца, способного решать все рационально поставленные проблемы. Уничтожение царства Господина посредством революции является исторической необходимостью и предпосылкой такого преображения. Результат революции – синтез Господина и Раба в Гражданине, признаваемом всеми прочими гражданами универсального и гомогенного государства. Политико-правовые аспекты этого процесса были описаны Кожевом в работе «Очерк феноменологии права» (1943, опубл. посмертно в 1981).

История мыслится Кожевом как тотальность: у нее имеется начало и неизбежный конец. Политическая история завершается универсальным и гомогенным государством, в котором нет войн и революций, борьбы «за место под солнцем» между индивидами, группами, государствами. Но «конец истории» означает для Кожева исчезновение человека. Полное подчинение природы и удовлетворение всех мыслимых желаний, прекращение борьбы – все это характеризует уже не человека, но какое-то иное существо. Человеческое бытие определяется нехваткой, вожделением и борьбой. Поэтому оно исторично, а конец истории означает и «смерть человека». Человечество уже вступило в эпоху «пост-истории». Гегель, по мнению Кожева, правомерно связал этот переход с Французской революцией и Наполеоном. Войны и революции 19–20 вв. ведут лишь к расширению царства Гражданина. Если в 1930–40-е гг. Кожев видел в «конце истории» наступающее царство Мудреца, то последующие его взгляды можно охарактеризовать как пессимистические – надвигается «животное царство» удовлетворенных и самодовольных потребителей, время «последнего человека».

Данная Кожевом интерпретация гегелевской философии занимает важное место во французской философии 20 в. Слушателями его курса были Р.Арон , Ж.Батай , Р.Кено, П.Клоссовски , Ж.Лакан , М.Мерло-Понти и др. Экзистенциализм, гегельяно-марксизм, структурный психоанализ создавались под явным влиянием его курса, опубликованного в 1947 Р.Кено по записям самого Кожева (полностью были записаны три первых лекции курса 1937–38 и весь текст лекций 1938–39) и конспектам слушателей. Влияние Кожева прослеживается также, помимо философии Ж.Батая, романов Р.Кено и темы «смерти человека» у М.Фуко, в спорах о «конце истории» в 1980–90-е гг. (доклад С.Фукуямы и все работы о «пост-истории» последних десятилетий). В 1950–60-е гг. Кожев написал ряд работ по истории философии, целью которых была демонстрация закономерного движения европейской мысли к философии Гегеля. Наряду с ними посмертно были опубликованы и некоторые ранние рукописи Кожева, из которых наибольший интерес представляет его диссертация 1932 «Идея детерминизма в классической и в современной физике».

Сочинения:

1. Конкретная (объективная) живопись Кандинского. – «Человек», 1997, № 6;

2. Тирания и мудрость. – «ВФ», 1998, № 6;

3. Идея смерти в философии Гегеля. М., 1998;

4. Introduction à la lecture de Hegel. P., 1947;

5. Esquisse d’une phénoménologie du droit. P., 1981;

6. Essai d’une histoire raisonnée de la philosophie païenne, t. 1–3. P., 1968–73;

7. Kant. P., 1973;

8. Le Concept, le Temps et le Discours. Essai d’une mise à jour du Systeme du Savoir hegelien. P., 1990.

Александр Кожевников (хоккеист)

Александр Викторович Кожевников. Родился 21 сентября 1958 года в Пензе. Советский хоккеист, двукратный олимпийский чемпион (1984 и 1988), заслуженный мастер спорта СССР (1982).

Отец - водитель Мать - медсестра.

С 6 лет занимался футболом, затем параллельно баскетболом. Из футбола его взяли в хоккей.

Выпускник Пензенской областной СДЮШОР по хоккею с шайбой, воспитанник заслуженного тренера России В. И. Ядренцева.

С 15 лет стал профессионально заниматься хоккеем.

С 1975 по 1977 год играл за «Дизелист» (Пенза).

В 1977-1986 годах - игрок команды «Спартак» (Москва).

В 1986-1989, 1991, 1995-1997 годах выступал за клуб «Крылья Советов» (Москва).

В НХЛ не уехал из-за травмы. Он рассказывал: "Я драфтован с 1985 года, как и все наши. Я в "Calgary Flames" был в драфте. Джонсон, великий тренер, лично со мной разговаривал. Но у меня уже в то время было семь операций. Если бы не колено, естественно, я бы поехал".

В сезоне 1989-90 выступал за шведский АИК (набрал 14 очков в 16 матчах) и британский Durham Wasps (47 очков в 11 матчах).

Сыграл 4 матча за «Крылья Советов» в сезоне 1990-91 гг, после чего завершил карьеру. Однако в возрасте 37 лет в 1995 году был заявлен «Крыльями Советов», которые испытывали трудности с составом, для участия в первенстве МХЛ. В 23 матчах в сезоне 1995-96 набрал 20 очков (8+12), а в сезоне 1996-97 в 12 матчах набрал 9 очков (3+6).

Закончил играть в Словении.

Двукратный олимпийский чемпион (1984, 1988). Чемпион мира и Европы 1982 г. В чемпионатах СССР сыграл 525 матчей и забросил 243 шайбы, из которых 43 он забил в чемпионате 1981-82 годов. Также в составе сборной СССР Александр Кожевников становился чемпионом мира и Европы среди молодёжных команд в 1977 году.

В 1998 году создал хоккейную школу в Лос-Анджелесе.

Награждён орденами Почёта (2011) и «Знак Почёта» (1982).

Член Правления Ночной хоккейной лиги, куратор конференции «Москва», хоккейный эксперт и телекомментатор.

Рост Александра Кожевникова: 192 сантиметра.

Личная жизнь Александра Кожевникова:

Был женат на Маргарите Кожевниковой, преподавателе английского языка. У пары родилось двое детей: сын Андрей (1980 г.р.) и дочь (1984 г.р.), впоследствии ставшая известной актрисой и депутатом Государственной думы ФС РФ VI созыва.

Во втором браке родилась дочь Екатерина (2002 г.р.), занимается балетом.

В 2015 году , которая младше его на 35 лет.

Юлиана много проработала за границей в качестве модели, сотрудничая с одним из лучших fashion-агентств в мире. Юлиана Беляева участвовала в нескольких крупных рекламных кампаниях, и даже после замужества продолжила строить успешную карьеру в модной индустрии.

Достижения Александра Кожевникова:

Золото - Олимпиада-1984 (Сараево)
Золото - Олимпиада-1988 (Калгари)
Золото - Чемпионат мира-1982 (Финляндия)


Loading...Loading...